Гроза пятое действие: Анализ драмы «Гроза » А.Н , Островского действия 1 , явления 5) о чем ?…

Тесты по драме «Гроза» | у4ит.рф

1) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»

  1. романтизм
  2. реализм
  3. классицизм
  4. сентиментализм

2) Действие драмы «Гроза» происходит

  1. в Москве
  2. в Калинове
  3. в Петербурге
  4. в Нижнем Новгороде

3). Определите кульминацию драмы «Гроза»

  1. сцена с ключом
  2. встреча Катерины с Борисом у калитки
  3. раскаяние Катерины перед жителями города
  4. прощание Тихона и Катерины перед его поездкой

4). Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?

  1. телеграф
  2. громоотвод
  3. микроскоп
  4. печатный станок

5). Как звали мужа Катерины?

  1. Борис
  2. Тихон
  3. Кудряш
  4. Акакий

6). Определите основной конфликт драмы «Гроза»

  1. история любви Катерины и Бориса
  2. история любви Тихона и Катерины
  3. столкновение самодуров и их жертв
  4. описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого

7). Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?

  1. Борис
  2. Тихон
  3. Кулигин
  4. Варвара

8). Кто из героев пьесы характеризуется автором как «молодой человек, порядочно образованный»?

  1. Кулигин
  2. Тихон
  3. Борис
  4. Кудряш

9) К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха

1. герой-резонер

2. «самодур»

3. «лишний человек»

4. «маленький человек»

10. О каком персонаже идет речь?

У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «Ты, – говорит, – почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.

1. Борис

2. Дикой

3. Кудряш

4. Тихон

11) Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо?

1.Чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой

2.Чтобы создать целостный образ «тёмного царства»

3.Чтобы оживить пьесу

4.Чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества

12) О каком персонаже идет речь?

Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.

Борис

Дикой

Кудряш

Тихон

13) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1. Помещечье-дворянской

2. Купеческой

3. Аристократической

4. Народной

14) Кому принадлежат слова

Всякий должен бояться! Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.

Кабанихе

Катерине

Варваре

Феклуше

2 вариант

1) Как звали возлюбленного Катерины?

1. Кулигин

2. Тихон

3. Борис

4. Кудряш

2) Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?

1. Кудряш

2 .Кулигин

3. Варвара

4. Глаша

3) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?

Кудряшу

Катерине

Варваре

Кабанихе

4) Что изобретал механик-самоучка Кулигин?

телеграф

громоотвод

солнечные часы

перпетуум-мобиле

5) Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?

Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…

Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!

Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

6) О каком персонаже идет речь?

Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.

Борис

Дикой

Кудряш

Тихон

7) Кто сказал:

«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием…»

Тихон

Борис

Дикой

Кудряш

8) Кто сказал:

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».

Кудряш

Кулигин

Дикой

Борис Григорьевич

9) В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:

1. Кулигин

2.Кудряш

3.Варвара

4.Борис

5.Катерина

10) Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?

1.Автор не хотел обидеть жителей реального города

2.Автор стремился подчеркнуть, что события, произошедшие в городе Калинове, вымышленные

3.Автор стремился подчеркнуть типичность картины русской провинциальной жизни

4.Автор стремился подчеркнуть уникальность города Калинова

11) Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?

1.Чувство стыда

2.Страх перед свекровью

3.Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести

4.Желание уехать с Борисом

12) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1. Помещечье-дворянской

2. Купеческой

3. Аристократической

4. Народной

13)Пьеса «Гроза» написана в

1856

1859

1861

1863

14) Город, в котором происходит действие «Грозы», называется

Нижний Новгород

Кострома

Саратов

Калинов

3 вариант

1) А.

Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1. Помещечье-дворянской

2. Купеческой

3. Аристократической

4. Народной

2) К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора):

1.Комедия

2.Драма

3.Трагедия

4.Лирическая комедия

5.Трагикомедия

3) Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза» (по мнению Добролюбова):

1.Это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна)

2.Это внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой

3.Это столкновение самодуров жизни и их жертв

4.Это конфликт между Тихоном и Катериной

4) Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько затянутой экспозиции для того, чтобы:

1.Заинтриговать читателя

2.Представить героев, непосредственно участвующих в интриге

3.Создать образ мира, в котором живут герои

4.Замедлить сценическое время

5) Действие пьесы «Гроза происходит в городе Калинове. Все ли герои принадлежат (по рождению и по воспитанию) калиновскому миру? Назовите героя, не относящегося к их числу:

1.Кулигин

2.Шапкин

3.Дикой

4.Борис

5.Варвара

6) Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе:

1.Борис и Катерина

2.Катерина и Тихон

3.Дикой и Кабаниха

4.Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина

5.Борис и Тихон

7) Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому, что:

1.Борис и Тихон принадлежат одному сословию

2.Борис лишь внешне отличается от Тихона

3.Борис очень резко отличается от Тихона

8) В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:

1.Кулигин

2.Кудряш

3.Варвара

4.Борис

5.Катерина

9) Какому герою автор «поручает» дать характеристику «тёмного царства» ( «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»):

1. Феклуша

2.Кулигин

3.Кудряш

4.Борис

5.Катерина

10) Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?

1.Автор не хотел обидеть жителей реального города

2.Автор стремился подчеркнуть, что события, произошедшие в городе Калинове, вымышленные

3.Автор стремился подчеркнуть типичность картины русской провинциальной жизни

4.Автор стремился подчеркнуть уникальность города Калинова

11) Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо?

1.Чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой

2.Чтобы создать целостный образ «тёмного царства»

3.Чтобы оживить пьесу

4.Чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества

12) К какому сословию принадлежали родители Катерины Кабановой?

1.Дворяне

2.Мещане

3.Крестьяне

4.Купцы

5.Разночинцы

13) Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?

1. Чувство стыда

2.Страх перед свекровью

3.Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести

4.Желание уехать с Борисом

14) Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в тёмном царстве». Это:

1.Кулигин

2.Марфа Игнатьевна

3.Катерина

4.Тихон

5.Борис

 

Ответы:

№ вопроса   1    2   3   4   5  6  7  8   9   10   11  12   13  14

Ответ            2    2   3   2   2  3  2  3   2    2     2     2    2    2

Читать онлайн «Гроза (сборник)», Александр Островский – Литрес, страница 4

Явление третье

Варвара и потом Борис.

Варвара. Кажется, он!

Борис проходит в глубине сцены.

Сс-сс!

Борис оглядывается.

Поди сюда.

Манит рукой, Борис входит.

Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!

Борис. А что?

Варвара. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал.

Борис. Нет, я не знал.

Варвара. Она просто сама не своя сделалась.

Борис. Видно, только я и пожил десять деньков, пока его не было. Уж теперь и не увидишь ее!

Варвара. Ах ты какой! Да ты слушай! Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что мне с ней делать?

Борис. Да, может быть, пройдет это у нее!

Варвара. Ну, уж едва ли. На мужа не смеет глаз поднять. Маменька замечать это стала, ходит да все на нее косится, так змеей и смотрит; а она от этого еще хуже. Просто мука глядеть-то на нее! Да и я боюсь.

Борис. Чего же ты боишься?

Варвара. Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что…

Борис. Ах, Боже мой! Что же делать-то? Ты бы с ней поговорила хорошенько. Неужли уж нельзя ее уговорить?

Варвара. Пробовала. И не слушает ничего. Лучше и не подходи.

Борис. Ну, как же ты думаешь, что она может сделать?

Варвара. А вот что: бухнет мужу в ноги, да и расскажет все. Вот чего я и боюсь.

Борис (с испугом). Может ли это быть!

Варвара. От нее все может быть.

Борис. Где она теперь?

Варвара. Сейчас с мужем на бульвар пошли, и маменька с ними. Пройди и ты, коли хочешь. Да нет, лучше не ходи, а то она, пожалуй, и вовсе растеряется.

Вдали удары грома.

Никак, гроза? (Выглядывает.) Да и дождик. А вот и народ повалил. Спрячься там где-нибудь, а я тут на виду стану, чтоб не подумали чего.

Входят несколько лиц разного звания и пола.

Явление четвертое

Разные лица и потом Кабанова, Кабанов, Катерина и Кулигин.

1-й. Должно быть, бабочка-то очень боится, что так торопится спрятаться.

Женщина. Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдешь.

Катерина (вбегая). Ах! Варвара! (Хватает ее за руку и держит крепко.)

Варвара. Полно, что ты!

Катерина. Смерть моя!

Варвара. Да ты одумайся! Соберись с мыслями!

Катерина. Нет! Не могу. Ничего не могу. У меня уж очень сердце болит.

Кабанова (входя). То-то вот, надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было.

Кабанов. Да какие ж, маменька, у нее грехи такие могут быть особенные? Все такие же, как и у всех у нас, а это так уж она от природы боится.

Кабанова. А ты почем знаешь? Чужая душа потемки.

Кабанов (шутя). Уж разве без меня что-нибудь, а при мне, кажись, ничего не было.

Кабанова. Может быть, и без тебя.

Кабанов (шутя). Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься: нет, шалишь! Все знаю!

Катерина (смотрит в глаза Кабанову). Голубчик мой!

Варвара. Ну что ты пристаешь! Разве не видишь, что ей без тебя тяжело.

Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым.

Катерина (вскрикивает). Ах!

Кабанов. Что ты испугалась! Ты думала, чужой? Это знакомый! Дядюшка здоров ли?

Борис. Слава Богу!

Катерина (Варваре). Чего ему еще надо от меня?.. Иль ему мало этого, что я так мучаюсь. (Приклоняясь к Варваре, рыдает.)

Варвара (громко, чтобы мать слышала). Мы с ног сбились, не знаем, что делать с ней; а тут еще посторонние лезут! (Делает Борису знак, тот отходит к самому выходу.)

Кулигин (выходит на середину, обращаясь к толпе). Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится – любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «С полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору. Комета ли идет – не отвел бы глаз! красота! звезды-то уж пригляделись, всё одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь. Пойдемте, сударь!

Борис. Пойдемте! Здесь страшнее!

Уходят.

Явление пятое

Те же, без Бориса и Кулигина.

Кабанова. Ишь, какие рацеи развел! Есть что послушать, уж нечего сказать! Вот времена-то пришли, какие-то учители появились. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!

Женщина. Ну, все небо обложило. Ровно шапкой, так и накрыло.

1-й. Эко, братец ты мой, точно клубком туча-то вьется, ровно что в ней там живое ворочается. А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!

2-й. Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет. Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри! какой цвет необнакновенный!

Катерина (прислушиваясь). Что они говорят? Они говорят, что убьет кого-нибудь.

Кабанов. Известно, так городят зря, что в голову придет.

Кабанова. Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет.

Катерина (мужу). Тиша, я знаю, кого убьет.

Варвара (Катерине тихо). Ты уж хоть молчи-то!

Кабанов. Ты почем знаешь?

Катерина. Меня убьет. Молитесь тогда за меня.

Входит барыня с лакеями. Катерина с криком прячется.

Явление шестое

Те же и барыня.

Барыня. Что прячешься! Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весело! Старики старые, благочестивые, об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!

Катерина прячется.

Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!

Удар грома.

Все в огне гореть будете в неугасимом! (Уходит.)

Катерина. Ах! Умираю!

Варвара. Что ты мучаешься-то, в самом деле! Стань к сторонке да помолись, легче будет.

Катерина (подходит к стене и опускается на колени, потом быстро вскакивает). Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!

Кабанова, Кабанов и Варвара окружают ее.

Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…

Кабанов (растерявшись, в слезах, дергает ее за рукав). Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!

Кабанова (строго). Ну, ну, говори, коли уж начала.

Катерина. И все-то десять ночей я гуляла… (Рыдает.)

Кабанов хочет обнять ее.

Кабанова. Брось ее! С кем?

Варвара. Врет она, она сама не знает, что говорит.

Кабанова. Молчи ты! Вот оно что! Ну, с кем же?

Катерина. С Борисом Григорьичем.

Удар грома.

Ах! (Падает без чувств на руки мужа.)

Кабанова. Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!

Действие пятое

Декорация первого действия. Сумерки.

Явление первое

Кулигин сидит на лавочке. Кабанов идет по бульвару.

Кулигин (поет).

 
Ночною темнотою покрылись небеса,
Все люди для покою закрыли уж глаза…
и проч.
 

(Увидав Кабанова.) Здравствуйте, сударь! Далеко ли изволите?

Кабанов. Домой. Слышал, братец, дела-то наши? Вся, братец, семья в расстройство пришла.

Кулигин. Слышал, слышал, сударь.

Кабанов. Я в Москву ездил, ты знаешь? На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил, так это кучу, что на́-поди! Так, чтобы уж на целый год отгуляться. Ни разу про дом-то и не вспомнил. Да хоть бы и вспомнил-то, так мне бы и в ум не пришло, что тут делается. Слышал?

Кулигин. Слышал, сударь.

Кабанов. Несчастный я теперь, братец, человек! Так ни за что я погибаю, ни за грош!

Кулигин. Маменька-то у вас больно крута.

Кабанов. Ну, да. Она-то всему и причина. А я за что погибаю, скажи ты мне на милость? Я вот зашел к Дико́му, ну, выпили; думал – легче будет; нет, хуже, Кулигин! Уж что жена против меня сделала! Уж хуже нельзя…

 

Кулигин. Мудреное дело, сударь. Мудрено вас судить.

Кабанов. Нет, постой! Уж на что еще хуже этого. Убить ее за это мало. Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась! А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее, пойми ты это, Кулигин. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит, безответная. Только плачет да тает, как воск. Вот я и убиваюсь, глядя на нее.

Кулигин. Как бы нибудь, сударь, ладком дело-то сделать! Вы бы простили ей, да и не поминали никогда. Сами-то, чай, тоже не без греха!

Кабанов. Уж что говорить!

Кулигин. Да уж так, чтобы и под пьяную руку не попрекать! Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди – лучше всякой.

Кабанов. Да пойми ты, Кулигин: я-то бы ничего, а маменька-то… разве с ней сговоришь!..

Кулигин. Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить.

Кабанов. Что ж мне, разорваться, что ли! Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится.

Кулигин. Эх, сударь! Дела, дела! Ну, а Борис-то Григорьич, сударь, что?

Кабанов. А его, подлеца, в Тяхту, к китайцам. Дядя к знакомому купцу какому-то посылает туда на контору. На три года его туды.

Кулигин. Ну, что же он, сударь?

Кабанов. Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали – молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите, делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет.

Кулигин. Хороший он человек, сударь.

Кабанов. Собрался совсем, и лошади уж готовы. Так тоскует, беда! Уж я вижу, что ему проститься хочется. Ну, да мало ли чего! Будет с него. Враг ведь он мне, Кулигин! Расказнить его надобно на части, чтобы знал…

Кулигин. Врагам-то прощать надо, сударь!

Кабанов. Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет. Так, братец, Кулигин, все наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова – взяла да и ушла.

Кулигин. Куда ушла?

Кабанов. Кто ее знает. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло. Что ж мне теперь делать, скажи ты мне! Научи ты меня, как мне жить теперь! Дом мне опостылел, людей совестно, за дело возьмусь, руки отваливаются. Вот теперь домой иду; на радость, что ль, иду?

Входит Глаша.

Глаша. Тихон Иваныч, батюшка!

Кабанов. Что еще?

Глаша. Дома у нас нездорово, батюшка!

Кабанов. Господи! Так уж одно к одному! Говори, что там такое?

Глаша. Да хозяюшка ваша…

Кабанов. Ну, что ж? Умерла, что ль?

Глаша. Нет, батюшка; ушла куда-то, не найдем нигде. Сбились с ног, искамши.

Кабанов. Кулигин, надо, брат, бежать, искать ее. Я, братец, знаешь, чего боюсь? Как бы она с тоски-то на себя руки не наложила! Уж так тоскует, так тоскует, что ах! На нее-то глядя, сердце рвется. Чего ж вы смотрели-то? Давно ль она ушла-то?

Глаша. Недавнушко, батюшка! Уж наш грех, недоглядели. Да и то сказать: на всякий час не остережешься.

Кабанов. Ну, что стоишь-то, беги!

Глаша уходит.

И мы пойдем, Кулигин!

Уходят.

Сцена несколько времени пуста. С противоположной стороны выходит Катерина и тихо идет по сцене.

Явление второе

Катерина (одна[2]). Нет, нигде нет! Что-то он теперь, бедный, делает? Мне только проститься с ним, а там… а там хоть умирать. За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор! Да! Себе бесчестье – ему вечный покор. (Молчание.) Вспомнить бы мне, что он говорил-то? Как он жалел-то меня? Какие слова-то говорил? (Берет себя за голову.) Не помню, все забыла. Ночи, ночи мне тяжелы! Все пойдут спать, и я пойду; всем ничего, а мне как в могилу. Так страшно в потемках! Шум какой-то сделается, и поют, точно кого хоронят; только так тихо, чуть слышно, далеко, далеко от меня… Свету-то так рада сделаешься! А вставать не хочется, опять те же люди, те же разговоры, та же мука. Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают? Зачем так сделали? Прежде, говорят, убивали. Взяли бы да и бросили меня в Волгу; я бы рада была. «Казнить-то тебя, говорят, так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся своим грехом». Да уж измучилась я! Долго ль еще мне мучиться!.. Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет Божий не мил! – а смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит. Что ни увижу, что ни услышу, только тут (показывая на сердце) больно. Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила. Как мне по нем скучно! Ах, как мне по нем скучно! Уж коли не увижу я тебя, так хоть услышь ты меня издали! Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску! Батюшки, скучно мне, скучно! (Подходит к берегу и громко, во весь голос.) Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись! (Плачет.)

Входит Борис.

Явление третье

Катерина и Борис.

Борис (не видя Катерины). Боже мой! Ведь это ее голос! Где же она? (Оглядывается.)

Катерина (подбегает к нему и падает на шею). Увидела-таки я тебя! (Плачет на груди у него.)

Молчание.

Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привел Бог.

Катерина. Ты не забыл меня?

Борис. Как забыть, что ты!

Катерина. Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься?

Борис. За что мне сердиться?

Катерина. Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.

Борис. Полно, что ты! что ты!

Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?

Борис. Еду.

Катерина. Куда едешь?

Борис. Далеко, Катя, в Сибирь.

Катерина. Возьми меня с собой отсюда!

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.

Катерина. Поезжай с Богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.

Борис. Что обо мне-то толковать! Я вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?

Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верьте ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.

Борис. А муж-то?

Катерина. То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.

Борис. Тяжело тебе, Катя!

Катерина. Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!

Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!

Катерина. На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отымут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня…

Борис. Что ты, что ты!

Катерина. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что; ну, вот я тебя увидала…

Борис. Не застали б нас здесь!

Катерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать! вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего.

Борис. Время мне, Катя!

Катерина. Погоди, погоди!

Борис. Ну, что же ты сказать-то хотела?

Катерина. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.

Борис. Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай Бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает ее и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!

Катерина. Постой, постой! Дай мне поглядеть на тебя в последний раз. (Смотрит ему в глаза.) Ну, будет с меня! Теперь Бог с тобой, поезжай. Ступай, скорее ступай!

Борис (отходит несколько шагов и останавливается). Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего? Измучусь я дорогой-то, думавши о тебе.

Катерина. Ничего, ничего! Поезжай с Богом!

Борис хочет подойти к ней.

Не надо, не надо, довольно!

Борис (рыдая). Ну, Бог с тобой! Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай! (Кланяется.)

Катерина. Прощай!

Борис уходит. Катерина провожает его глазами и стоит несколько времени задумавшись.

Явление четвертое

Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается), всякие… Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)

Входят Кабанова, Кабанов, Кулигини работник с фонарем.

Явление пятое

Кабанова, Кабанов и Кулигин.

Кулигин. Говорят, здесь видели.

Кабанов. Да это верно?

Кулигин. Прямо на нее говорят.

Кабанов. Ну, слава Богу, хоть живую видели-то.

Кабанова. А ты уж испугался, расплакался! Есть о чем. Не беспокойся: еще долго нам с ней маяться будет.

Кабанов. Кто ж ее знал, что она сюда пойдет! Место такое людное. Кому в голову придет здесь прятаться!

Кабанова. Видишь, что она делает! Вот какое зелье! Как она характер-то свой хочет выдержать!

С разных сторон собирается народ с фонарями.

Один из народа. Что, нашли?

Кабанова. То-то что нет. Точно провалилась куда.

Несколько голосов. Эка притча! Вот оказия-то! И куда б ей деться!

Один из народа. Да найдется!

Другой. Как не найтись!

Третий. Гляди, сама придет.

Голос за сценой: «Эй, лодку!»

Кулигин (с берега). Кто кричит? Что там?

Голос: «Женщина в воду бросилась!»

Кулигин и за ним несколько человек убегают.

Явление шестое

Те же, без Кулигина.

Кабанов. Батюшки, она ведь это! (Хочет бежать.)

Кабанова удерживает его за руку.

Маменька, пустите, смерть моя! я ее вытащу, а то так и сам… что мне без нее!

Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало нам она страму-то наделала, еще что затеяла!

 

Кабанов. Пустите!

Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь.

Кабанов (падая на колени). Хоть взглянуть-то мне на нее!

Кабанова. Вытащут, взглянешь.

Кабанов (встает, к народу). Что, голубчики, не видать ли чего?

1-й. Темно внизу-то, не видать ничего.

Шум за сценой.

2-й. Словно кричат что-то, да ничего не разберешь.

1-й. Да это Кулигина голос.

2-й. Вон с фонарем по берегу ходят.

1-й. Сюда идут. Вон и ее несут.

Несколько народа возвращается.

Один из возвратившихся. Молодец Кулигин! Тут близехонько, в омуточке, у берега; с огнем-то оно в воду-то далеко видно; он платье и увидал, и вытащил ее.

Кабанов. Жива?

Другой. Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв, да, должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная! А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови.

Кабанов бросается бежать; навстречу ему Кулигин с народом несут Катерину.

Явление седьмое

Те же и Кулигин.

Кулигин. Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.)

Кабанов (бросается к Катерине). Катя! Катя!

Кабанова. Полно! Об ней и плакать-то грех!

Кабанов. Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…

Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь!

Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!

Кабанова (сыну). Ну, я с тобой дома поговорю. (Низко кланяется народу.) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

Все кланяются.

Кабанов. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены.)

Пятый акт: Конец Америки в Афганистане

Когда дело доходит до разбора сложностей наших современных войн — Ирака, Сирии, Афганистана — и определения цены многих стратегических ошибок и явных моральных провалов, никто не сравнится с Эллиотом Акерманом. Вот выпускник с отличием Tufts и научный сотрудник Белого дома, который также отслужил пять сроков службы в качестве морского пехотинца, сначала в Ираке, а затем в Афганистане, полностью на земле, а также в цепочке командования. У него есть уникальная способность сосредоточить свой жизненный опыт и опыт своих товарищей в более широком историческом континууме.

Большинство читателей знают Аккермана по его произведениям, в том числе Green on Blue , Dark at the Crossing и Waiting for Eden , хотя он также является уважаемым журналистом и автором военных мемуаров в эссе. , Места и имена . Его последняя книга, Пятый акт: Конец Америки в Афганистане , также является научно-популярной, но в ней присутствует напряженность гонки на время, которая была бы уместна в 2034 , его триллере, написанном в соавторстве с адмирал в отставке Джеймс Ставридис.

К сожалению для всех участников, это тиканье часов — не искусственное драматическое напряжение, а вполне реальная человеческая катастрофа, которая разворачивается всего за несколько недель, когда США вырвались из Афганистана в августе прошлого года после двух десятилетий вторжения. Образовавшаяся зияющая дыра поглотила тысячи афганцев, которые работали рука об руку с американскими войсками, заманив их и их семьи в ловушку, пока вторгающиеся талибы кишели в пустоте.

Аккерман сплетает несколько повествовательных нитей в этом иммерсивном повествовании. Он, его жена и их трое детей находятся на отдыхе в Италии, пока вакуум американского выезда засасывает окружающее население к нескольким воротам международного аэропорта имени Хамида Карзая. Пока его семья осматривает достопримечательности Древнего Рима, Акерман не отрывается от своего телефона. Он вместе с постоянно расширяющейся сетью союзников по всему миру работает в условиях сужающегося окна, чтобы доставить на самолеты как можно больше афганцев. Их успех зависит от того, есть ли у них какие-либо контакты — или у их контактов есть контакты — с кем-либо внутри этих запертых и тщательно охраняемых ворот.

Безумие ситуации очевидно: это не операция правительства США; все, кто работает над этой хаотичной, небрежной эвакуацией, являются добровольцами. Чартерные рейсы оплачиваются лоскутным одеялом из крупных и мелких спонсоров, но самолеты представляют наименьшую проблему. Доставка эвакуированных в аэропорт, а затем к нужным воротам в нужное время таким образом, чтобы сделать их узнаваемыми для нужных людей, требует глобальной деревни.

Сумасшествие наиболее ярко иллюстрирует тот факт, что Майк Маллен, адмирал в отставке и бывший председатель Объединенного комитета начальников штабов, является одним из тех, кто цепляется за контакты, чтобы вытащить старого афганского коллегу из Кабула. В конце концов Акерман пытается вытащить мужчину и его семью.

В душераздирающие эпизоды попыток эвакуации вкраплены сцены из жизни автора на поле боя. Акерман, наконец, оставил его в 2011 году после восьми лет почти постоянного развертывания. «Для тех, кто сражается на нескончаемой войне, она становится чем-то, что не кончается», — пишет он. «Чтобы покончить с этим, война становится чем-то, от чего вы должны отказаться».

Ранее он коснулся некоторых из этих событий и людей, которые сражались вместе с ним в Местах и ​​именах . Действительно, в этих мемуарах мы познакомились с его лучшим другом Джеком, с которым он поссорился именно из-за того, что Аккерман наконец решил воспользоваться выходной дверью. Хотя они с Джеком снова стали друзьями, Акерман не был уверен, что они полностью помирились. В The Fifth Act эта неопределенность превращается в страх, поскольку Джек становится контактным лицом, на которого Акерман должен положиться, чтобы провести колонну из 109 афганцев через Безымянные ворота кабульского аэропорта.

Боевой опыт, о котором рассказывает Акерман, связан воедино: потеря сержанта первого класса Дейва «Момеса» Нуньеса под его командованием и попытка капитана Гаррета «Тьюбса» Лоусона спасти Нуньеса; разносу Аккермана за то, что он не восстановил своего человека; до смерти Тьюбса и последующего захоронения на Арлингтонском национальном кладбище; тому, что Аккерман заметил адмирала Маллена, присутствовавшего на службе, с осторожного расстояния; на вопрос Маллена о психическом состоянии автора.

Пятый акт Заключительная нить — убийственная оценка Аккерманом политики и действий Америки в Ираке и Афганистане. Один убедительный момент? США с самого начала подорвали свои собственные усилия, телеграфируя всем, что мы уже одной ногой за дверью (что по иронии судьбы продлило наше пребывание). Очевидным признаком отсутствия приверженности является то, что военные здания США в Афганистане были построены из фанеры:

«Существовали ресурсы для строительства из бетона, но зачем нам это делать? В любой конкретный момент нашей двадцатилетней афганской одиссеи мы всегда были — по крайней мере, в наших мыслях — только через год или два от сокращения, за которым в конечном итоге следовал отход. Конечно, афганцы это заметили».

Тем не менее, даже с постоянным уходом за угол, никогда не было никакого плана, как это сделать. И еще более тревожным был тот факт, что эти войны полностью финансировались за счет дефицитных расходов — взорвав наш государственный долг и оставив наш последний сбалансированный бюджет в пыли на рубеже 21-го века — и воевали исключительно силами добровольцев. Американская общественность никогда не чувствовала боли ни от одного из конфликтов.

И это отсутствие боли означало недостаток внимания, отсутствие протеста, отсутствие требований ответственности. В конце концов, люди забыли, что мы все еще на войне. Возникает вопрос, станет ли это образцом для Америки в ведении будущих глобальных конфликтов.

Общественность может и забыла, но войска, которые сражались, нет. Акерман начал свою военную карьеру в 17 лет, когда поступил в ROTC в колледже. Он получил высшее образование непосредственно в Ираке:

«В конце концов, война меня не изменила; война сделала меня. Это так глубоко укоренилось в моей душе, что мне трудно отделить те части меня, которые существуют благодаря ему, от тех частей меня, которые существуют вопреки ему».

Он и его товарищи по оружию пожертвовали собой ради США, страны, которая внезапно покинула их год назад, чтобы сказать отважным афганцам, которые сражались вместе с ними, как пишет Акерман, Извините, но мы больше ничем не можем вам помочь. Это было величайшее предательство.

Дебютный роман Дженнифер Борт Яковисси « » « В гору к дому » рассказывает историю четырех поколений семьи в Вашингтоне, округ Колумбия, от Гражданской войны до Великой депрессии. Ее короткие рассказы появились в фильмах «Горгулья» и «Ручка в руке». Дженни регулярно делает обзоры для Independent и входит в совет директоров в качестве президента. С 2017 года она является председателем или программным директором Вашингтонской конференции писателей. Зайдите на веб-сайт Дженни , чтобы ознакомиться с ее обзорами и колонками, и следите за ней в Твиттере: @jbyacovissi.

Помогите нам, помогите, помогите нам! Поддержите некоммерческую организацию Independent!

Неделя осведомленности о суровой погоде: торнадо и грозы

Среда — третий день Недели осведомленности о суровой погоде во Флориде, когда мы каждый день будем освещать разные темы, связанные с безопасностью погоды. Будьте в курсе, следя за Флоридскими штормами, Флоридским отделом по управлению чрезвычайными ситуациями и местным офисом Национальной метеорологической службы в социальных сетях.

Ландшафт Флориды созрел для грозового развития. По данным Управления по чрезвычайным ситуациям Флориды, во Флориде в среднем бывает чуть более 70 грозовых дней в году. В некоторых районах побережья Мексиканского залива их может быть даже до 100.

Сильные грозы могут вызвать множество опасностей за короткое время, включая скорость ветра более 58 миль в час. Этого достаточно, чтобы сломать ветки деревьев и вырвать наружные экраны. Сильные грозы также могут вызвать град размером в один дюйм, размером примерно с четвертак, который может повредить дома, транспортные средства и потенциально нанести вред любому, кто все еще находится на открытом воздухе. Сильные дожди, которые могут привести к наводнениям, и молнии также обычно сопровождают сильную грозу.

Одной из самых опасных угроз, создаваемых сильными грозами, являются торнадо. Главный метеоролог Флоридской сети общественного радио по чрезвычайным ситуациям Джефф Джордж провел 17 лет, предсказывая штормы в «Аллее торнадо», регионе, простирающемся от Южной Дакоты до Техаса, который особенно подвержен торнадо.

Хотя Флорида известна как Солнечный штат, она занимает пятое место в стране по среднему количеству торнадо.

«Во Флориде каждый месяц в году случаются торнадо, — сказала главный метеоролог Флоридского отдела по чрезвычайным ситуациям Эми Годси, — у нас больше всего торнадо летом, но более смертоносные, как правило, происходят в начале года ».

Во Флориде, сказал Джордж, Панхандл, как правило, наиболее уязвим для образования торнадо, хотя угроза простирается на юг до коридора I-4. Помимо гроз, торнадо также могут возникать во время тропических циклонов, хотя их обычно труднее отследить из-за большей штормовой активности урагана или тропического шторма.

Джордж сказал, что у него всегда есть несколько способов получать оповещения о погоде от местного офиса Национальной метеорологической службы, местного правительства или местных средств массовой информации. Когда прогнозируются сильные грозы с торнадо, Центр прогнозирования штормов NOAA выдает рекомендации, часы или предупреждения.

Часы означают, что условия для торнадо благоприятны, но место или время пока неизвестны. У вас должен быть план, и вы должны быть готовы действовать, если получите предупреждение о торнадо. Как только вы получаете предупреждение о торнадо, это означает, что торнадо приближается или уже происходит поблизости, и вы должны действовать сейчас.

По сравнению с тропическим циклоном время до торнадо меньше, всего несколько минут, а не дней. Хорошей новостью является то, что технологии развиваются, чтобы дать нам преимущество.

«За последние несколько десятилетий время выполнения заказа увеличилось, — сказал Джордж, — теперь среднее время выполнения заказа составляет от 10 до 15 минут».

Однако, Годси сказал, что иногда у вас может быть только одна или две минуты, чтобы действовать. Годси сказал, что человеку свойственно выходить на улицу и смотреть, какая погода, но не тратьте время на попытки визуально подтвердить наличие торнадо.

В эти драгоценные минуты Джордж сказал оставаться дома и добраться до самой нижней и самой внутренней части вашего дома. Лучше всего подойдет комната без окна, даже если это прихожая или санузел. Эмпирическое правило заключается в том, чтобы возвести как можно больше стен между вами и внешним миром. Если вы находитесь в пути, сказал Джордж, попробуйте найти любое здание, в котором можно укрыться, например, заправочную станцию ​​или магазин, пока угроза не минует.

Джордж сказал, что нужно также учитывать структурную целостность вашего дома. Например, даже торнадо EF0 (самый слабый вид) может разрушить передвижной или промышленный дом. Если вы живете в одном из них, найдите поблизости строение, например, прачечную или общественный клуб, в котором вы могли бы укрыться в случае необходимости.

Годси сказал, что торнадо могут внезапно изменить курс или рассеяться, поэтому предупреждение о торнадо может пройти без происшествий. Тем не менее, она сказала не ослаблять бдительность во время следующей чрезвычайной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *