Гроза островского первое действие: где происходит действие пьесы островского гроза? Почему пьеса начинается словами Кулигина, выражающего своё восхищение красотой…

А.Н. Островский — «Гроза» — Действие Первое — Page 11

                                    
                                              

Варвара. Ну?

Катерина. Да что же это я говорю тебе: ты - девушка.

Варвара (оглядываясь). Говори! Я хуже тебя.

Катерина. Ну, что ж мне говорить? Стыдно мне.

Варвара. Говори, нужды нет!

Катерина. Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись...

Варвара. Только не с мужем.

Катерина. А ты почем знаешь?

Варвара. Еще бы не знать!..

Катерина. Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другова люблю?

Варвара. Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть.

Катерина. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!

Варвара. Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет.

Катерина. Нет, нет, не надо! Что ты! Что ты! Сохрани господи!

Варвара. Чего ты так испугалась?

Катерина. Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете.

Варвара. А вот погоди, там увидим.

Катерина. Нет, нет, и не говори мне, я и слушать не хочу!

Варвара. А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!

Входит барыня с палкой и два лакея в треугольных шляпах сзади.

Явление восьмое.

Те же и барыня.

Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут!

Варвара улыбается.

Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой! (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)

Явление девятое.

Катерина и Варвара.

Катерина. Ах, как она меня испугала! я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь.

Варвара. На свою бы тебе голову, старая карга!

Катерина. Что она сказала такое, а? Что она сказала?

Варвара. Вздор все. Очень нужно слушать, что она городит. Она всем так пророчит. Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает. Даже все мальчишки в городе от нее прячутся, - грозит на них палкой да кричит (передразнивая): «Все гореть в огне будете!»

Катерина (зажмуриваясь). Ах, ах, перестань! У меня сердце упало.

Варвара. Есть чего бояться! Дура старая...

Катерина. Боюсь, до смерти боюсь! Все она мне в глазах мерещится.

Молчание.

Варвара (оглядываясь). Что это братец нейдет, вон, никак, гроза заходит.

Катерина (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее!

Варвара. Что ты, с ума, что ли, сошла! Как же ты без братца-то домой покажешься?

Катерина. Нет, домой, домой! Бог с ним!

Варвара. Да что ты уж очень боишься: еще далеко гроза-то.

Катерина. А коли далеко, так, пожалуй, подождем немного; а право бы, лучше идти. Пойдем лучше!

Варвара. Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься.

Катерина. Да все-таки лучше, все покойнее; дома-то я к образам да богу молиться!

Варвара. Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь.

Катерина. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! страшно вымолвить!

Гром.

Ах!

Кабанов входит.

Варвара. Вот братец идет. (Кабанову.) Беги скорей!

Гром.

Катерина. Ах! Скорей, скорей!

___________________________________________________

Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски.

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


В пьесе А.Н. Островского «Гроза» особую роль играет пейзаж.

Наиболее ярким образом становится образ грозы. Он становится не только символом надвигающейся трагедии, но и действующим лицом – реальным явлением природы. В первом действии гроза только ощущается, но Катерина уже ее боится. Появление образа грозы в самом начале повествования уже дает настроение печали и трагедии, намекает читателю, что финал драматического произведения будет трагичным. Читатель, как и Катерина, каждую минуту чувствует надвигающуюся грозу.

Образы природы помогают в раскрытии характеров персонажей. Если представители «темного царства» верят в греховное предназначение грозы, то Кулигин положительно относится к грозе, отмечая ее живительную силу: «Каждая травинка, каждый цветочек радуется, а мы боимся, точно напасти какой». В этих словах свободная и счастливая природа противопоставляется несвободному и оттого несчастному народу.

Кулигин и Катерина умеют видеть красоту природы. Вся пьеса открывается разговором Кудряша и Кулигина, который говорит: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Кудряш не способен увидеть красоту природы, он не понимает, что хочет сказать Кулигин. Автор показывает, что представители «темного царства» на это не способны. Только представители «нового» могут ощущать природу и видеть ее красоту. Все действие проходит в городе на берегу Волги. Большинство жителей Калинова не обращают внимание на то, в каком живописном месте они живут.


Еще в первом действии полусумасшедшая барыня, показывая на Волгу, говорит так: «Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут!». Это предзнаменование будет проходить через все произведение, вновь подчеркивая трагичность повествования.

Природа выполняет особо важную функцию в четвертом действии, когда погода начинает ухудшаться: накрапывает дождь, собирается гроза. По мере развития действия погода еще больше ухудшается: «Ну, все небо обложило».

Пока все жители Калинова беспокоятся о том, что их намочило дождем, Катерина волнуется по другому поводу. Для нее гроза – нечто плохое, указывающее на грех. Слыша удары грома, Катерина думает о том, что это ее смерть. Она терзается и мучится думами о своем греховном поступке. Дождливая погода и гроза способствуют тому, что Катерина, все больше чувствуя угрызения совести, открывает правду перед Тихоном, всей семьей Кабановых и перед спрятавшимися от дождя жителями Калинова.

Если на протяжении всего повествования показан образ природы как символ греха и трагедии, то, когда Катерина начинает задумываться о самоубийстве, природа играет совершенно другими красками: «Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие…». Такое пейзажное описание помогает передать мысли Катерины, которая думает о том, что смерть лучше жизни в «темном царстве».

Неслучайно Катерина выбирает такой способ покончить с собой: броситься в реку Волгу. Она как будто посмертно соединяется с природой. Автор показывает, что река поглощает Катерину, что природа оказывается намного сильнее человека.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Катерины и Татьяны Лариной
  • Сравнительная характеристика Катерины и Веры
  • Как повлияла гибель Катерины на других жителей города Калинова?
  • Феклуша и Кулигин — полюса калиновского мира (по пьесе Островского «Гроза»)

  • Рецензия на оперу: Катя Кабанова, Королевская опера

    В новой постановке Ричарда Джонса жара, доведенная до кульминации грозой. В то же время ясность постановки сильно увлекает нас в эмоциональную борьбу персонажей, окруженную запугивающей банальностью Кабаничи. После того, как она произносит последние слова оперы, официально поблагодарив окружающих, мы слышим бессловесную интонацию припева и видим немого мима, пытающегося оторвать руки сына от трупа его жены, только что извлеченного из реки. .

    Могучая Волга вездесуща, представлена ​​тремя рыбаками, которые появляются время от времени, но постановка Джонса обходится очень немногим — в основном простой сценой и умным освещением, особенно с силуэтами на свидании между Катей и Борисом в действии II. Тем не менее, это доходит до сути этой драмы, основанной на пьесах Островского « Гроза», «», где Кабанича осуществляет контроль над своим сыном Тихоном вместе с его женой Катей и приемной дочерью Варварой; а капризный купец Дикий управляет своим племянником Борисом. Отчётливо видно сексуальное напряжение: Варвара за учителя Кудряша, Катя за Бориса и даже Дикой за Кабанича, чье оскорбительное доминирование явно привлекает его полупьяное превосходство.

    Воплощение всего этого в жизнь было потрясающим актерским составом: Сьюзен Бикли величественно поет в роли холодного человеконенавистнического Кабанича, Клайв Бэйли поразительно вокально играет в роли ворчливого Дикого, красавец Павел Чернох горячо поет в роли своего племянника Бориса, Эндрю Черепаха в роли сильного поет Кудряш, а Андрей Стейплс идеально подходит на роль слабого Катиного мужа Тихона. Спровоцировав Катю на один роковой акт неповиновения, Эмили Эдмондс очаровательно изобразила свою наперсницу Варвару, а Аманда Майески, как и сама Катя, была сенсационна в своем дебюте в Королевской опере, чуткая и сочувствующая с удивительной чистотой тона и огромной силой голоса, соответствующей ее тихой самоубийственной мощи. определение в самом конце. Две молодые женщины в летних платьях создают прекрасный контраст старшему поколению.

    Дирижировал этим великолепным выступлением Эдвард Гарднер в своем давно ожидаемом дебюте в главном доме, дав медленное лирическое начало, за которым последовало эмоциональное напряжение, от которого волосы на шее встали дыбом. Он вполне заслужил восхищение публики, которое приветствовало его возвращение после антракта — возможный будущий музыкальный директор после того, как Антонио Паппано покинет эту должность?

    На самом деле, почему в конце раздавались ругательства производственной группы, остается загадкой. Это было удивительно лаконично, но в нем были максимально использованы важные моменты, такие как машина, появляющаяся в конце первого акта, чтобы увезти Тихона в его командировку, и автобусная остановка во время шторма, где Дикой яростно противоречит Кудряшу, говоря, что штормы — это наказание. посланный, чтобы заставить нас осознать силу Всемогущего.

    Указывали ли незначительные насмешки публики на тоску по более сложной постановке или на режиссерские злоупотребления, которые мы недавно видели в «Пиковой даме»? Надеюсь нет. Это было почти идеально.

    Пять звезд 

    Катя Кабанова будет выступать в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в феврале 2019 года

    Творческий «Буря» готовится к показу в Калифорнийском университете в Сан-Диего

    «Буря», драма русского драматурга XIX века Александр Островский — нечастый выбор в сезонах американских региональных театров. Но, верный своей миссии создания инновационных и эклектичных произведений, театральный и танцевальный факультет Калифорнийского университета в Сан-Диего поставит пьесу с 18 ноября по 3 декабря в Театре Шейлы и Хьюза Потикер.

    Одна из лучших театральных программ страны, кафедра регулярно демонстрирует неожиданное, и «Гроза» в постановке студентки третьего курса МИД Ларисы Лури не стала исключением. Открываясь вместе со студенческой постановкой получившей премию Оби пьесы «Бандиты» — и так же, как переосмысленная версия классики на идише «Диббук» — эта постановка «Буря» обещает быть визуально поразительной. и философски привлекательным.

    Все это соответствует нынешней страсти Лури: доносить блестящие пьесы, хорошо известные в других частях мира, до зрителей, которые, возможно, никогда не видели и не слышали о них раньше. «Я хочу поставить эту пьесу, потому что хочу исследовать пространство возможностей. Стремления, которое мы делаем. Для чего-то. Выше, или лучше, или чище. Что-то хорошее. Это любовь? Это Бог? Это друг друга? Это мы сами?» — сказал Лури, поставивший в прошлом сезоне малоизвестную пьесу немецкого драматурга Одона фон Хорвата «Казимир и Каролина».

    По ее словам, Лури привлекла русская классика своими очаровательными персонажами, а также тем, что «Гроза» имеет глубокую связь с природой.

    В пьесе переплетены различные сюжетные линии, в центре которых несчастная молодая жена, ее бесхарактерный муж, властная свекровь и возможность настоящей любви с другим мужчиной. Пьеса также опирается на то время, когда она была написана, противопоставляя соперничество между верой в мир природы и появлением машин и новых научных открытий. Назревает буря не только на берегу реки, где городу грозит неминуемое наводнение, но и, образно говоря, в домашнем хозяйстве.

    «Мы пытались оживить природные элементы, особенно воду и ветер, в космосе, поскольку они играют такую ​​большую роль в мире, в котором живут эти персонажи», — сказал Лури. «Мы взяли некоторые поэтические аспекты пьесы и воплотили их в визуальной форме».

    Лури известна своей новаторской постановкой, результатом ее обучения не только как режиссера, но и как актера, акробата и гимнастки.

    «Мы не верим, что может быть — или должен быть — один подход к работе, и изобретательные постановки Ларисы всегда удивляли и радовали нас каждый год», — сказала Эллисон Грин, заведующая театральным отделением.

    Этот спектакль представляет собой постановку магистерской диссертации Лури и отмечает ее последний год в известной театральной программе. Новая пьеса, которую она поставила в первый год учебы в Калифорнийском университете в Сан-Диего, «Устрица» Рональда Маккантса, получила награду Общества критиков Сан-Диего за лучшую пьесу.

    Лури говорит, что ей очень нравится исследовать драгоценные камни, которые она приносит на сцену. В частности, «Буря» предложила многое для исследования, поскольку Островский и его пьесы являются продуктом его воспитания и социального опыта. Многие люди называют Островского первым великим соцреалистом, поскольку его работы изображали жизнь людей, в частности купцов и рабочего класса, чего не делали романисты и другие драматурги того времени. Он часто разоблачал обычаи и поведение до тех пор, пока молчал. (Островский был уволен с госслужбы за написание язвительной сатиры, а отец лишил его наследства и за то, что он женился «ниже» его.)

    Но это не вся и только Россия 19 века. «В его работах есть еще один элемент, гораздо более универсальный», — недавно сказал Лури местному театральному изданию Word Are Not Enough. «Он использовал поэтические, символические образы. Персонажи — это люди, которых он определенно встречал, некоторые из них более экстремальны, чем люди, которых мы знаем; тем не менее, они действительно резонируют.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *