Год рождения лермонтова и год смерти: Великие российские драматурги. Список

Лермонтов Михаил Юрьевич. Большая российская энциклопедия

Ле́рмонтов Михаи́л Ю́рьевич [3(15).10.1814, Москва – 15(27).7.1841, гора Машук близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской губернии], русский поэт, прозаик, драматург.

Из старинного дворянского рода. Сын отставного армейского капитана. После смерти матери воспитание Лермонтова взяла на себя бабушка Е. А. Арсеньева (урождённая Столыпина). Детство провёл в Тарханах, бабушкином имении; в 1820 и 1825 гг. выезжал с ней на Кавказские минеральные воды. В 1828–1830 гг. учился в Благородном пансионе при Московском университете; в 1830–1832 гг. студент нравственно-политического отделения университета.

К 1828 г. Лермонтов относил начало своего литературного творчества, отличавшегося в ранний период исключительной интенсивностью: в 1828–1832 гг. сочинил свыше 300 стихотворений, 16 поэм («Черкесы», «Кавказский пленник», «Джюлио», «Последний сын вольности», «Исповедь», «Измаил-Бей», «Литвинка» и др.), трагедию в стихах «Испанцы» и две драмы в прозе [«Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти»), «Странный человек»].

В июле – августе 1832 г. переехал в Санкт-Петербург, где, не сумев оформить перевод в Санкт-Петербургский университет, в ноябре поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (с 1864 Николаевское кавалерийское училище). Здесь, в неблагоприятной для литературных занятий обстановке, почти не писал стихотворений, но работал над своим первым прозаическим сочинением – романом из времён Пугачёвского бунта «Вадим» (1832–1834, не окончен). В ноябре 1834 г. произведён в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. В 1835 г. вышла поэма «Хаджи Абрек» – первое выступление Лермонтова в печати за полной подписью [состоявшееся, вероятно, без ведома автора; до этого было опубликовано лишь одно стихотворение – «Весна» (за подписью «L», альманах «Атеней», ч. 4, 1830)]. В 1835–1836 гг. трижды безуспешно подавал в драматическую цензуру стихотворную драму «Маскарад», дважды её переделывая (2-я, основная редакция «Маскарада» в 4 действиях опубликована с искажениями в 1842, полностью – в 1873; 3-я редакция под заглавием «Арбенин» в 5 действиях опубликована в 1875), сочинял поэму на национально-историческом материале «Боярин Орша» (опубликована в 1842) и сатирическую повесть в стихах «Сашка» (опубликована в 1882, не окончена). В 1836 г. работал над социально-бытовым романом из современной жизни «Княгиня Лиговская» (опубликован в 1882, не окончен).

Началом зрелого этапа творчества Лермонтова стал 1837 г. В созданном сразу после гибели А. С. Пушкина стихотворении «Смерть поэта» (опубликовано в 1858) подверг обвинению правящие круги, «жадною толпой стоящие у трона», чуждые России и равнодушные к её славе, олицетворённой в убитом поэте. Стихотворение быстро разошлось в списках, сделало имя Лермонтова широко известным и навлекло на него политические преследования. В феврале 1837 г. Лермонтов был арестован и переведён из гвардии прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ, куда выехал уже в марте (через Москву). Стихотворение «Бородино», появившееся в майском номере журнала «Современник» за 1837 г., стало выражением патриотического умонастроения поэта, его увлечения героическим прошлым России, противопоставленным измельчавшей современности.

По пути к месту ссылки побывал в Кизляре, Тамани, Ставрополе, Тифлисе и других местах, общался со ссыльными декабристами (в их числе А. И. Одоевский), с деятелями грузинской культуры (А. Чавчавадзе и др.). Интерес к быту и нравам кавказских народностей, к их поэзии отразился в записи турецкой сказки «Ашик-Кериб», в поэме «Беглец» (обе опубликованы в 1846), основанной на «горской легенде». В творчестве Лермонтова как одна из ведущих окончательно утвердилась кавказская тема, разнообразно представленная в его поздних произведениях.

В октябре 1837 г. благодаря хлопотам бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой вышел Высочайший указ о переводе Лермонтова в лейб-гвардейский Гродненский гусарский полк (в Новгородской губернии). В январе 1838 г. возвратился в Санкт-Петербург, в феврале прибыл в расположение полка, в апреле вновь определён к первому месту службы – в лейб-гвардейский Гусарский полк в Царском Селе. В 1838 г. опубликованы поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и «Тамбовская казначейша» (под названием «Казначейша», с купюрами). Поэт был принят в аристократических и литературных кругах столицы, посещал Карамзиных, салоны В. Ф. Одоевского, А. О. Смирновой-Россет и др., пользовался вниманием пушкинского круга писателей (в их числе В. А. Жуковский, П. А. Плетнёв, П. А. Вяземский). С начала 1839 г., сблизившись с издателем А. А. Краевским, постоянно печатался в журнале «Отечественные записки». В феврале 1839 г. при дворе состоялось чтение 8-й, окончательной редакции поэмы «Демон» [по специально подготовленному списку, опубликованному частично в 1842; все 8 редакций (или 7, по мнению некоторых исследователей) были реконструированы к 1964], над которой Лермонтов работал с 1829 г. Высочайшим приказом в декабре 1839 г. был произведён из корнетов в поручики. Не позднее весны 1840 г., в пародийном ключе переосмысляя мотивы «Демона», сочинил поэму «Сказка для детей» (опубликована в 1842; не окончена). В апреле 1840 г. издан роман «Герой нашего времени» (входящие в него повести «Тамань», «Бэла» и «Фаталист» впервые появились в журнальных публикациях как самостоятельные произведения), а в октябре 1840 г. – единственный прижизненный сборник «Стихотворения М. Лермонтова», включавший 26 стихотворений, поэмы «Песня про… купца Калашникова» и «Мцыри». Издания вызвали многочисленные отклики критиков, в том числе В. Г. Белинского и С. П. Шевырёва.

Михаил Лермонтов. Герой нашего времени. Санкт-Петербург, 1840. Титульный лист первого издания.В феврале 1840 г. дрался на дуэли с сыном французского посланника Э. де Барантом (1818–1859), формальной причиной которой стал обмен колкостями на балу. Лермонтов был арестован, предан военному суду и в апреле 1840 г. переведён в действующую армию на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк. Летом и осенью 1840 г. в составе Чеченского отряда левого фланга Кавказской линии принимал участие в экспедициях в Большую и Малую Чечню, походе в Темир-Хан-Шуру, в сражении на реке Валерик (описано в стихотворении «Я к вам пишу случайно, право…», 1840). За проявленную храбрость Лермонтов дважды представлялся к награде и дважды был вычеркнут из наградных списков лично императором Николаем I.

В феврале 1841 г., получив двухмесячный отпуск, прибыл в Санкт-Петербург, участвовал в подготовке 2-го издания романа «Герой нашего времени» (дополненного предисловием автора). В конце марта, намереваясь полностью посвятить себя литературной деятельности и изданию собственного журнала, попытался выйти в отставку, но получил отказ. В начале апреля Лермонтову было предписано в 48 часов покинуть столицу и отбыть на Кавказ. По дороге к месту службы для поправки здоровья задержался в Пятигорске, где на дуэли со своим однокашником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым (1815–1875), случившейся по неясным личным причинам, был убит.

В центре поэзии Лермонтова – образ лирического героя, обладающего ярко выраженной индивидуальностью. В юношеской лирике 1828–1832 гг., представляющей собой род лирического дневника, это романтическая личность с трагическим мироощущением – избранник, обречённый на одиночество, стремящийся к действию и подвигу, не приемлющий покоя и забвения и предчувствующий свою раннюю гибель (в основных чертах этот образ заимствован у Дж. Байрона). Конфликт с миром и людьми мотивируется высокими идеалами героя, не довольствующегося компромиссами и устремлённого к иному порядку бытия, к небесной отчизне (отсюда мотивы изгнанничества, вечного странничества и др. ). Характерные особенности поэзии Лермонтова – мышление антитезами (земля и небо, забвение и память, человек и природа и др.), принципиально оценочный подход ко всему окружающему, сосредоточенность в определённом кругу подчёркнуто субъективных эмоций и оценок. Эгоцентричность юношеской лирики в зрелом творчестве поэта преодолевается благодаря стремлению уйти от прямого выражения своего «я», высказаться от имени «другого» («Бородино»; «Казачья колыбельная песня», 1840; «Завещание», 1841), увеличению доли символических и аллегорических стихотворений обобщённо-философского содержания («Три пальмы», 1839; «Тучи», 1840). В сборник 1840 г. Лермонтов включил именно такие стихотворения, в которых личность автора, не исчезая совсем и не теряя своей индивидуальности, отодвинута на второй план. Соответственно в зрелых поэмах герой объективирован в символическом образе Демона, в фигуре Мцыри – послушника в грузинском монастыре, в противопоставленных, но взаимодополняющих образах опричника Кирибеевича и купца Калашникова. Стилистическое своеобразие его поэзии определяется взаимодействием и взаимопроникновением разнородных традиций – «элегической школы» В. А. Жуковского, гражданской и философской лирики 1820–1830-х гг., восходящей к торжественной и духовной оде 18 в., а также поэзии А. С. Пушкина, с которой творчество Лермонтова находилось в сложных отношениях притяжения и отталкивания. В свою очередь, Лермонтов оказал влияние на таких разных поэтов, как Н. А. Некрасов, Вл. С. Соловьёв, В. В. Маяковский, А. А. Блок и др.

Драмы Лермонтова, принадлежащие к раннему периоду его творчества, соотносимы прежде всего с его юношеской лирикой и проникнуты сходными настроениями. Единственная пьеса, которую сам он считал достойной сцены, – драма в стихах «Маскарад». Сатирическая картина нравов современного общества, напоминающая «Горе от ума» А. С. Грибоедова, здесь лишь обстановка для разыгрывающейся романтической «драмы страстей», в которой каждый образ приобретает обобщённо-символическое значение. Суровый нравственный приговор, выносимый личности, восстающей против миропорядка, свидетельствует о кризисе романтического индивидуализма на пороге зрелого творчества поэта. Впервые полностью поставленный на сцене Малого театра в 1862 г., «Маскарад» остаётся единственной русской романтической драмой в репертуаре отечественных театров (значительным событием явилась постановка в Александринском театре в Петрограде в 1917, осуществлённая В. Э. Мейерхольдом, который дал «мистико-символистскую» трактовку этой драмы).

Проза Лермонтова, наряду с пушкинской и гоголевской, стала высшим достижением в русской литературе 1830-х гг. «Герой нашего времени» – первый опыт философского и психологического романа, в котором на конкретном современном материале, на примере судьбы «героя времени», человека лермонтовского поколения, совершается ревизия основных романтических ценностей (любовь, дружба, свобода), поставлены кардинальные религиозно-философские вопросы (предопределение и свобода воли, вера и неверие, отношение человека к Творцу и др.), не получающие однозначного решения. Социальные, национальные и исторические вопросы в романе оказываются лишь внешним выражением глубинных проблем личности и бытия человека в мире. Этим обусловлено своеобразное построение романа, ставшего новаторским и в жанровом отношении. Он составлен из пяти сюжетно самостоятельных повестей («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»), объединённых вокруг фигуры главного героя, Печорина, причём расположены они не в хронологической последовательности (тем самым игнорируются происходящие с ним внутренние изменения, «история» его души), а так, что образ «героя нашего времени» постепенно «приближается» к читателю благодаря смене повествователей с разными точками зрения (Максим Максимыч – странствующий офицер – сам Печорин) и в итоге всё-таки остаётся неразгаданным. Разные стороны проблематики и поэтики этого романа оказались актуальны для И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других писателей, значительно повлияв на русскую прозу 2-й половины 19 в.

С детства увлекавшийся живописью, Лермонтов создал многочисленные акварели, картины маслом, рисунки (пейзажи, портреты, жанровые сцены и др. ), многие из которых связаны с кавказской тематикой.

Коровин Владимир Леонидович

Дата публикации:  19 июля 2022 г. в 17:29 (GMT+3)

Лермонтов М.Ю. — биография | это… Что такое Лермонтов М.Ю.

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 — 1841)
Лермонтов М.Ю.
Биография
Русский поэт, писатель. Родился в Москве в ночь на 15 октября (по старому стилю — на 3 октября) 1814. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой. С 1613 он числится на «Государевой службе» и владеет поместьями в Галичском уезде. К началу XIX в. род Лермонтовых считался уже захудалым. Отец Михаила, Юрий Петрович, был пехотным капитаном в отставке. Поместье его, Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии, находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой Марию Михайловну, и, несмотря на протесты гордой матери, Мария стала женой небогатого «армейского офицера». Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817. Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери, но тем хуже стала относиться к зятю, вражда к которому длилась до самой его смерти: уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать в свое поместье. Арсеньева переехала вместе с внуком в имение «Тарханы», Пензенской губернии. Тяжелая болезнь, надолго приковавшая ребенка к постели, приучила к одиночеству. Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды. Здесь он первый раз узнал чувство любви, встретив девочку лет 9-ти. Первыми учителями Лермонтова были беглый грек, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ, оказавший на него наиболее сильное влияние. Позднее учителями были французский эмигрант Шандро и англичанин Виндсон.

В 1828 Лермонтов поступает в Московский университетский Благородный пансион, где в «Утренней Заре», одном из рукописных журналов, составлявшихся учениками, стал главным сотрудником и поместил первую поэму «Индианка». Весною 1830 Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и Лермонтов оставляет его. Осенью 1830 он поступает в Московский университет на «нравственно-политическое отделение», где пробыл менее двух лет. Профессора, помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Не желая оставаться на второй год, переехал вместе с бабушкой в Петербург. В Петербургский университет Лермонтов не попал, т.к. ему не зачли двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен на первый курс. По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда был зачислен 10 ноября 1832, «сначала унтер-офицером, потом юнкером». Почти одновременно с ним поступил в школу и его будущий убийца, Н.С. Мартынов, в биографических записках которого поэт-юнкер рисуется как юноша, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно».
Лермонтов пробыл в школе «два страшных года», окунувшись в царивший в школе «разгул». По выходе из школы, 22 ноября 1834, корнетом лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов поселяется в Царском Селе. Он бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин и «расстраивает партии», для чего «разыгрывает из себя влюбленного». Первое появление Лермонтова в печати относится к 1835, когда один из его товарищей, без его ведома, отдал повесть «Хаджи-Абрек» в «Библиотеку для Чтения». Повесть имела успех. Когда разнеслась весть о смерти Пушкина, некоторые, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», находя, что «Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою». Негодование охватило поэта и появилось стихотворение, оканчивавшееся словами: «И на устах его печать». Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, тот в порыве гнева написал страстный вызов «надменным потомкам» (последние 16 стихов). Стихотворение было понято как «воззвание к революции».
Началось дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 его переводят в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, в Новгород, а 9 апреля 1838 — в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов возвращается в «большой свет», где снова играет роль «льва». 16 февраля 1840, на балу у графини Лаваль, произошла ссора с Барантом, сыном французского посланника. В результате — дуэль, окончившаяся благополучно, но повлекшая перевод в Тенгинский пехотный полк на Кавказе. В двух походах — в Малую и Большую Чечни — Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда «расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством» и был представлен к награде золотою саблею с надписью: «за храбрость». В январе 1841 получил отпуск и уехал в Санкт-Петербург, а возвращаясь, остановился в Пятигорске, где и произошла роковая ссора с отставным майором Мартыновым, закончившаяся дуэлью.
Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение о его смерти гласило: «15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов». По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: «туда ему и дорога». Весною 1842 прах Лермонтова был перевезен в Тарханы, а в 1899 в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.
Среди произведений — поэмы, драмы, стихи, романы: «Индианка» (1828, поэма), «Кавказский пленник» (1828, поэма, впервые опубликована — 1859, полностью — 1891), «Корсар» (1828, поэма, впервые опубликована — 1859, полностью — 1891), «Демон» (1829-1834, 1837-1838, поэма), «Странный человек» (1831, драма), «Ангел смерти» (1831, поэма), «Странный человек» (1831, драма), «Измаил-Бей» (1832, поэма), «Хаджи-Абрек» (1834, поэма), «Панорама Москвы» (1834), «Боярин Орша» (1835, поэма), «Маскарад» (1835 — 1836, драма), «Княгиня Лиговская» (1836, роман), «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1937?, поэма), «Бородино» (1837), «Смерть поэта» (1837), «Герой нашего времени» (1838-1839, роман), «Мцыри» (1839, поэма), «Завещание» (1840), «Родина» (1841), «Прощай, немытая Россия» (1841), «Тамара» (1841),
__________
Источники информации:

«Русский биографический словарь»
Энциклопедический ресурс www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *