роль и символическое значение явления природы
Островский
12.11.21
9 мин.
Грозные природные явления всегда воспринимаются как свидетельство могущества природы. Часто в таком явлении люди видят особый знак. Образ грозы в пьесе Островского «Гроза» призван быть зна́ком, подчеркивающим важность происходящего. Драматичность событий усиливается тем, что природа как бы сопереживает персонажам, и зрители более эмоционально следят за действием.
Оглавление:
- Первые удары
- Финальный гром
- Голос правды
Первые удары
Появление в произведении звука грома связано с главной героиней. До ее диалога с Варварой герои успевают поговорить о разных злободневных предметах. Кратко обсуждается самодурство Дикого: как он не платит жалование работающим у него людям, издевается над всеми, «ездит» на своем племяннике Борисе.
Ваня Кудряш даже заявляет, что будь в городе еще несколько таких же, как он, молодых людей с независимым складом характера, они бы отучили Дикого самодурствовать. Ваня не боится таких «важных птиц», не опасается их связей с властями (о «взаимопонимании» Дикого с городничим рассказывает Кулигин). От речей Вани «пахнет» бунтом, но помощников у Кудряша нет, поэтому звук грома, подчеркивающий значимость момента, здесь не звучит.
Когда на сцене появляются Кабановы (мать, дочь и сын с женой), сразу можно заметить деспотизм Кабановой-матери, безволие сына и самостоятельность дочери. Главная героиня Катерина, жена Кабанова, терпит нападки свекрови. Варя поддерживает Катерину и выговаривает брату.
Варвара проявляет сильный характер, показывает, что Катерина не будет одинока в окружении свекрови и не проявляющего любви мужа. Две девушки могли бы заключить крепкий союз, ведь дружба Варвары помогла бы Катерине переносить невзгоды. Но поддержка со стороны золовки не успокаивает главную героиню, поэтому гром в пьесе все еще не звучит.
Гроза появляется, когда Катерина рассказывает о своем внутреннем разладе: о том, что, будучи замужем, полюбила другого. Она убеждена, что это грех, зло. И в то же время она чувствует: это любовь, то есть лучшее, что в ней есть. Катерина всеми силами противится злу и всей душой стремится к любви. И здесь звучат первые раскаты.
Финальный гром
Когда выяснилась первоначальная роль грозы в пьесе «Гроза» как символа драмы в душе Катерины, действие несколько продвинулось. Отъехал Кабанов, Катерина встретилась со своим возлюбленным, неожиданно раньше срока вернулся ее муж.
Развитие событий приближает развязку для всех действующих лиц, более подробно показывает их характеры, проясняет их взаимоотношения.
Но к сущности трагедии, то есть к разладу в душе главной героини, действие ничего не прибавляет. Однако гром еще прозвучит на сцене. Но на этот раз он будет зна́ком, заставляющим зрителей обратить внимание на состояние не главной героини, а ее окружения, иных лиц драмы.
Другие герои пьесы имеют свое отношение к трагедии Катерины. Некоторые из них напрямую участвуют в «раскачивании лодки» ее души.
К ним относятся:
- Кабанова-мать;
- Кабанов-сын, муж Катерины;
- Борис, ее возлюбленный;
- Варвара.
Есть герои, не оказывающие непосредственного влияния на развитие драмы главной героини.
Она не вступает с ними в диалог, но их действия способствуют сохранению обстановки, обостряющей противоречия в ее внутреннем мире. Это следующие лица:
- Дикой;
- Кудряш;
- Кулигин;
- полусумасшедшая барыня.
В первой группе есть и те, кто не любит главную героиню, и те, кто равнодушен к ней, и те, кому она симпатична. Но все они делают только то, что нужно им самим, нисколько не задумываясь, чем это обернется для Катерины. Но из-за того, что они оказались в центре ее личной жизни, их действия оказались губительны для нее. Для них звучит гром, как бы говоря: увидьте рядом с собой человека, не будьте так эгоистичны!
Лица из второй группы могли бы изменить губительную обстановку. Трое из них имеют отношение к Борису и способны повлиять на него. Кулигин разговаривает с Кабановым. Однако увещания Кулигина к Кабанову и Кудряша к Борису слабы и равнодушны. Все они тоже заняты своими делами, не желают знать, почему у других не всё гладко. Так, Ваня поет свою песнь после разговора с Борисом. По этой причине гром звучит и для них.
Автор собирает всех главных действующих лиц, чтобы показать, какую роль играет сцена грозы в пьесе. Вновь разразившаяся непогода призвана обличить эгоистичное окружение главной героини. Раскаты звучат для них, а также для зрителей, поскольку автор постарался изобразить жизненные ситуации, знакомые любому человеку.
Природное явление у Островского стало художественным символом. На это можно обратить внимание при разработке темы для мини-сообщения или сочинения о роли символических образов в драме «Гроза».
Обоснованием такого взгляда могло бы стать сравнение того, какую роль играет в пьесе образ грозы и пейзаж. Если описание окрестностей дается для создания привычного для зрителя фона, то гром становится невысказанным словом автора.
Голос правды
Н. А. Добролюбов, один из самых известных литературных критиков, писавших о «Грозе», показывал, что главное в пьесе — характер Катерины. Значит, и грозное природное явление должно оттенять его черты. При этом Островский, по словам Добролюбова, даже сам не до конца осознает значение образа своей героини.
Добролюбов, оценивая характер Катерины, говорит, что героиня отличается стремлением к правде.
Для критика эта правда заключается в том, что девушка, бросаясь в Волгу, протестует против порядков в окружающем ее обществе. Он сосредотачивается на отрицательных качествах Кабановой и Дикого: упоминание цитат, показывающих их самодурство, служит обличением современного Добролюбову общества.
Островский же, видимо, не считал, что его героиня ищет правду только в общественных отношениях. Он не вложил в ее уста обличительные речи, а избрал в качестве художественного приема таинственный голос природы.
Он показывает, какую роль в пьесе «Гроза» играет пейзаж, появляется как знак внутренней драмы героини, а затем звучит над головами всех героев, призывая их и зрителя задуматься о правде.
Краткое содержание Островский Гроза за 2 минуты пересказ сюжета
История создания пьесы А. Н. Островского
Рукопись писатель составлял во время поездок по Волге. Интересные байки и слухи, а также происходящие в прибрежных городах события легли в основу сюжета.
Люди — как богачи, так и простолюдины, их поступки и характер, нашли определенное отражение на страницах произведения.
Много внимания в пьесе уделяется Катерине – несчастной девушке с чистым сердцем. Для Александра Николаевича она была напоминанием об актрисе Любови Косицкой – горячо любимой, но, как и сам Островский, связанной узами брака.
Предполагаемым прообразом героини являлась Александра Клыкова, горожанка, утопившаяся в Волге из-за нападок свекрови.
Название произведения и его смысл
С чем же связано такое название пьесы? В чем его смысл? Островский изображает предгрозовое состояние, причем не только в природе, но и в обществе. Вокруг духота, люди, не привыкшие лгать и лицемерить, задыхаются в этом городе. Назревает катастрофа. Чтобы изменить создавшееся положение дел, нужен толчок. Гром и гроза выступают именно такими катализаторами. Грозу можно трактовать и как отдельный персонаж, как рок, который навис над героями этого произведения.
Повествование в пьесе ведется от лица автора. Именно он предлагает нашему вниманию описание событий, произошедших в городе Калинове. Такое повествование традиционно для пьес.
Главные герои и их характеристика
Сюжет развивается вокруг двух состоятельных семей Калинова.
Одну возглавляет Савел Прокофьевич Дикой
– влиятельный купец и помещик, резкий и несдержанный самодур, требующий от всех почитания. Связи и состояние привили ему чувство безнаказанности – горожане его ненавидят, но считаются с его мнением.
Лидером дома Кабановых является Марфа Игнатьевна, «Кабаниха»
, богатая вдова, также вовлеченная в торговлю. Держит домашнее окружение в страхе и повиновении, почитает старый патриархальный уклад.
В противоположность им представлены их дети:
- Племянник Дикого Борис
– прекрасно начитанный и воспитанный юноша, явившийся к дяде за своей долей завещания. Общество склочного и агрессивного родственника ему неприятно, но он вынужден быть «вежливым и учтивым» — только так он получит деньги, столь нужные ему для дальнейшей жизни.
- Тихон Иванович
– сын Кабановой, безропотно следующий воле своей матери. От бытовых и деловых проблем спасается крепким алкоголем под молчаливое согласие семьи.
- Варвара
– дочь Кабанихи, легкомысленная добродушная девушка, приноровившаяся к тяжелому характеру своей матери. Живет по своим правилам и в свое удовольствие – ни мать, ни общество ей не указ.
- Катерина
– юная супруга Тихона, боязливая, глубоко верующая и строго наученная быть верной женой. Семейная жизнь не приносит ей счастья: муж вызывает лишь жалость, свекровь постоянно причитает и ругается. Мечтательность и замкнутость девушки усугубляют её положение в доме Кабановых: все слухи и упреки она воспринимает близко к сердцу.
Второстепенные персонажи
Кулигин
– изобретатель-самоучка, ищущий новое. Искренне желает помочь людям. Не желает признавать старые порядки и мечтает о всеобщем благополучии. Исключительно положительный персонаж, открытый и честный.
Кудряш
– друг Варвары, характерный мещанин, стремящийся к наживе и власти. Не отличается воспитанностью, резкий в общении.
Феклуша
– странница, лестью и небылицами завоевавшая доверие Кабанихи. Умело подбирая комплименты и поддакивая богатой вдове во всем, обеспечивает себя кровом и пропитанием. Пугается всего нового, отчего сближается с Кабановой еще больше.
Глаша
– служанка Кабановых, недалекая, простодушная девушка. Что-либо менять в своей жизни отказывается, довольствуясь своим положением.
Краткое содержание пьесы «Гроза»
Действие первое
Автор переносит читателя в начало XIX столетия, в город Калинов, построенный на берегах Волги. В тихом и уютном саду Кудряш, Шапкин и Кулигин обсуждают ханжество и самодурство Дикого. К компании присоединяется племянник помещика Борис, приехавший в местные края недавно.
Поведав собеседникам свою историю о детстве, учебе и смерти родителей, юноша сообщает, что приехал за наследством покойной бабушки. По условиям завещания, если Борис будет почтителен к дяде, то барин обязан дать ему часть наследства. Мещане же, услышав об условиях, заверяют, что не видать ему денег от жадного помещика.
Напоследок Борис жалуется на невыносимую жизнь в помещичьем жилище. Кулигин же в ответ делится историей города и сетует на жестокие нравы города, после чего компания расходится.
Появляется Феклуша, восхищенная семейством Кабановых, щедро одаряющем пришлых и бедных людей. Механик-самоучка её мнения не разделяет и на любопытство Бориса описывает вдову Кабанову как домашнего тирана.
Вскоре появляется сама Кабаниха вместе с домочадцами: дочерью и сыном с его женой. После длительного ворчания вдова оставляет детей, желаюших прогуляться по улице. Тихон отправляется в гости выпить.
Девушки обсуждают домашние хлопоты и мужа Катерины. Попутно супруга Тихона делится своими мечтаниями, рассказывает о молитвах в церкви, жалуется, что с ней происходит необычное. Поняв, что наивная рассказчица влюбилась, Варвара обещает ей помочь встретиться с возлюбленным после отъезда Тихона, отчего мечтательница сразу пугается.
Внезапно раздаются угрозы душевно больной горожанки о том, что красота ведет к порочности и адским мукам, обстановку нагнетает гроза. В ужасе и страхе Катерина торопится с Варварой домой – молиться иконам.
Действие второе
Действие происходит внутри дома Кабанихи. Феклуша ведает горничной Глаше небылицы об обычаях далеких стран, о наказаниях за супружескую измену, попутно интересуясь жизнью купеческой семьи.
Тихон собирается в дальний путь. Сестра и жена собирают ему вещи. Варвара передает Катерине весточку от Бориса и просит ночевать её в саду после отъезда брата. Появляется Кабанова с сыном, требуя от него изложить жене, как она должна жить в отсутствие супруга.
Обиженная Катерина, оставшись с супругом наедине, просит забрать её с собой в поездку, но получает отказ и сталкивается с равнодушием мужа. Кабанова возвращается, требуя от невестки кланяться ему в ноги, и отправляет сына в дорогу.
Варвара уходит в город, при этом передает колеблющейся Катерине ключ от калитки, настояв на ночлеге в саду.
Действие третье
Читателю открывается сцена у ворот дома Кабановых. Вдова беседует с Феклушей о больших переменах в обществе. Странница жалуется на приход тяжелых времен, высказывает свое мнение о железнодорожных путях, сетует о распущенной жизни в столичных городах.
Женщинам наносит визит Савел Прокофьевич, полный злобы и обиды на членов своей семьи. Выпустить пар на Кабанихе ему не удается, но купчиха уводит его к себе домой выпить.
Спустя время в поисках дяди к Кабановым приходит Борис. Узнав всё что нужно, попутно интересуется Катериной. Варвара обещает ему встречу и просить направиться ночью к калитке за садом поместья.
Наступает ночь. Варвара в оговоренном месте встречи велит Борису ждать, сама же отправляется на свидание с Кудряшом. Катерина встречает за калиткой племянника Дикого и признается ему в любви. С проснувшимися чувствами девушка совладать не может и изменяет Тихону.
Действие четвертое
Автор переходит к старому зданию с галереей, расписывающей подземный мир. Спасаясь от дождя, в помещение заходят Кулигин и Дикой. Механик просит помещика дать денег на постройку солнечных часов и громоотвода. Богач же осыпает мещанина бранью и отказывает в помощи, уверенный, что защищаться от посланного с небес наказания – грешное дело.
В опустевшую галерею заходят Борис и Варвара. От девушки раздаются плохие новости: Тихон вернулся, Катерина подавлена, Кабаниха подозревает неладное. Племянник Дикого просит уговорить Тихонову жену сохранить тайну и удаляется.
Появляется Кабаниха с сыном и его супругой. Катерину мучают мысли о каре за грех. Гроза в небе, крики сумасшедшей незнакомки об адских муках и страх перед свекровью доводят девушку до крайнего отчаяния. В слезах и на виду у всех она признается Тихону и его матери в неверности, приводящей к печали мужа и злорадству вдовой купчихи.
Действие пятое
В саду на приволжском побережье Тихон ищет поддержки у Кулигина, с грустью сообщая о признании жены и проклятиях матери. Товарищ предлагает простить супругу, так как обманутый муж все ещё любит её. Тихон же отвечает, что мать не допустит случиться такому.
От него же становится известно, что Борис по требованию дяди направляется в сибирскую даль, в Кяхту. Беседу прерывает Глаша с тревожной новостью: Катерина пропала. Все трое боятся, что девушка наложит на себя руки, и отправляются искать беглянку.
На передний план выходит Катерина, начинающая причитать о своей нелегкой доле, о тоске по возлюбленному, отчаянно призывая Бориса к себе. Возлюбленный навестил несчастную, но с грустью сообщает, что уезжает в Сибирь и не может забрать её с собой.
После расставания Катерине предстают мысли о смерти и невыносимости жизни. В отчаянии она идет к обрыву, прощается с отбывшим Борисом и бросается в Волгу.
Публика оживленно говорит о девушке, покончившей с собой. Тихон бежит к ней, но падает на колени под угрозами матери о проклятии. Появляется Кулигин с телом Катерины. Оставив её Кабановым, он упрекает их семью в жестокости и уходит.
Кабаниха теряет контроль над сыном: никакие угрозы не помогают вернуть власть. Тихон обвиняет мать в гибели жены и сожалеет о том, что остался один в этом полном тягот мире.
Действие 1
Явление 1
Кулигин, Шапкин и Кудряш прогуливаются. Во время разговора они видят, как купец Дикой ругает своего племянника. Начинают обсуждать крутой нрав Дикого, что любит он людей ругать. Кудряш бахвалится, что он купца не боится и, если бы парней молодых было больше, проучил бы. Шапкин и Кулигин сомневаются. В это время к ним подходят дядя и племянник.
Явление 2
Савел Прокофьевич ругает Бориса за то, что тот бездельничает. Молодой человек отвечает, что в праздник ему делать нечего. Дикой в раздражённом настроении уходит.
Явление 3
Кулигин спрашивает Бориса, почему он терпит такое отношение и не уедет. Борис рассказывает, что его бабушка оставила им с сестрой завещание, что дядя должен выплатить часть им завещанную. Но с условием, что они будут к нему почтительны. Кулигин считает, что брат с сестрой ничего не получат. Молодой человек отвечает, что он терпит такое обращение не для себя, а для сестры. Обращается с ним Дикой сурово, как и со всеми.
В это время идёт народ с вечерни. Шапкин и Кудряш уходят. Кулигин рассуждает о мещанстве, как об обществе грубом, бедном, что такой человек как Борис не привыкнет к нему никогда. В это время мимо них проходит странница Феклуша и желает щедрот для дома Кабановых. Кулигин говорит, что Кабанова только таким странницам помогает, а своих домашних заела совсем. Мужчина в мечтании о перпету-мобиле уходит.
Явление 4
Монолог Бориса об его трудном положении: тяжёлое житьё у дяди и любовь к замужней женщине, с которой он и поговорить не может, а только смотреть, как она выходит из церкви с семьёй.
Явление 5
Кабанова указывает сыну, что нужно делать и жалуется, что Тихону милее жена, чем мать. Тихон пытается её разубедить, но женщина продолжает говорить другое. Катерина пытается защитить мужа, но свекровь грубит ей. Молодая женщина не понимает, за что та её не любит, а Тихон пытается убедить мать, что любит их обеих. Кабанова говорит, что он может только нюни распускать, что у жены нет к нему ни почтения, ни страху. А если этого нет к мужу, то к ней и подавно, стало быть и порядка в доме не будет. Погорячившись, Кабанова уходит.
Явление 6
Кабанов напускается на жену, что из-за неё ему достаётся от матери. Варвара, его сестра, заступается за Катерину. Тихон уходит к Дикому выпить.
Явление 7
Варвара жалеет Катерину. Та рассказывает о своем детстве, что её все любили, баловали, и что больше всего ей нравилось ходить в церковь и пропевать молитвы. Катерина делится с Варей мыслью о скорой смерти. Девушка пытается её успокоить, но Катерина признаётся ей, что она грешна, потому что влюбилась в другого. Варвара хочет ей помочь.
Явление 8
К девушкам подходит старая барыня и пророчит им, что красота приведёт их в самый омут Волги. После этого она уходит.
Явление 9
Катерину очень испугало предсказание старухи. Варвара говорит, что глупости это всё. Собирается гроза. Катерина признаётся, что боится не столько грозы, сколько смерти, которая может внезапно её застать со всеми грехами. Девушки видят Кабанова и спешат к дому.
Анализ произведения
Сама по себе пьеса весьма драматична: преуспеть удалось только помещику Дикому, откровенно сославшему своего племянника в Сибирь. Семья Кабановых раскололась, Катерина мертва, Борис сбежал.
Сюжет пьесы породил противоречия и споры между литературоведами. Особенно отличились Н. Добролюбов и Д. Писарев, приводя совершенно противоположные, но интересные изложения своих позиций. И оба они правы в своих суждениях.
С позиции идеализма и романтизма Добролюбов подробно описал общую картину произведения. Середина XIX века, общество ждет перемен. Пьеса – аналог борьбы двух слоев населения. Сторонники старых порядков представлены Савелом Диким и Кабанихой. Это невежды, владыки, хозяева «темного царства». Они уже подмяли под себя все вокруг и не желают ничего менять.
Новое поколение – молодое, свежее, желающее изменить мир – разобщенные и нерешительные представители, но стремительно крепчающие и обретающие своеволие:
- в лице Тихона – несогласные, но смирившиеся;
- в лице Варвары – недовольные, сумевшие приспособиться, вести скрытое сопротивление;
- в лице Катерины – решительно не принимающие сложившиеся порядки, горячо желающие изменить окружение;
- в лице Бориса – лицемеры, стремящиеся лишь к личной выгоде.
Оставленная со своими проблемами и чувствами в одиночестве, Катерина отчаянно пытается добиться понимания Кабанихи. Её попытка несогласия – роман с Борисом – обернулась неудачей, подобно робким протестам бунтарей против общества. Подавленная и сломленная, девушка сводит счеты с жизнью, не желая жить как прежде.
Сюжет «Грозы» — печальная хроника борьбы низов общества за перемены в лучшую сторону.
Как и в жизни, потеряв рядом с собой нечто прекрасное и чистое (кем для Тихона и Варвары была Катерина), дети Кабанихи выходят из-под контроля, обретают волю, перестают подчиняться ценой тяжелой потери.
Но внимание в пьесе стоит обратить на нотки реализма – в поступках, словах и решениях героев Островский заложил простые и важные истины. Даже в драме XIX столетия современный читатель найдет полезные заметки и заключения.
Нельзя верить красивым словам и внешнему облику
Легко заметить на примере Феклуши, как грозная и властная Кабаниха пускает в свой дом постороннего. Гостья сочувствует хозяйке, пока та готова содержать её.
Самый яркий пример двуличности – Борис. Кто мог предположить, что видимая независимость и неприятие юношей маленького городка Калинова – лишь злоба от невозможности получить заветные деньги Дикого? И что «волевой и решительный» человек (а на самом деле – подлиза), столкнувшись с трудностями, покинет всех, оставив возлюбленную одну с множеством проблем?
Дело нужно хорошо обдумать, прежде чем доводить его до конца или не приступать к нему вообще
Затея просить денег у самого скупого человека города – провальная идея. На что надеялся Борис, став верным лакеем дяди? Образованный и смышленый человек найдет иной способ заработать.
Не слишком ли поздно было вспоминать Катерине о грехе после супружеской измены? Зная свои слабости и характер, стоило бы не идти на свидание или отбросить мысли о чистоте души.
Не стоит переживать из-за суждений посторонних
Своими проклятиями выжившая из ума барыня довела Катерину до отчаяния. Но, в отличие от Кабанихи, юная супруга Тихона могла проигнорировать безумную – всё-таки та не была частой гостьей у Кабановых. Да и ворчливую свекровь девушка могла научиться игнорировать – благо Варвара учила легкости и беззаботности.
Погубило Катерину осознание лживой натуры Бориса: возлюбленный – обманщик, бегущий от проблем. Не желая примириться с этим фактом, наивная девушка бросается с обрыва. Но её ждет Тихон, готовый простить, и Варвара, все больше агрессивная к своей властной матери.
Здесь проявляется и отрицательная черта Катерины: является ли она невинной добродушной душой?
Или обиженной на всех особой, желающей, чтобы окружающие её принимали такой, какая она есть и только на её условиях? Ведь жизнь в доме Кабановых – яркий пример того, что всем угодить невозможно.
Нужно уметь говорить «нет»
Тихон, владей он бесценным навыком, сумел бы оградить супругу от нападок матери. Имей Катерина волю, вряд ли бы она согласилась на авантюру Варвары в виде свидания с Борисом. Пассивность и нерешительность стоили одному вдовства, другой – жизни.
Тема, идея и проблематика
Темой, обозначенной на страницах пьесы, является противопоставление двух разных поколений и, соответственно, миров. Частными же темами можно назвать взаимоотношения в семье, грех и покаяние.
Проблематика драмы детально разработана. Автор заставляет нас задуматься не над одной, а над несколькими проблемами. Отметим основные.
Патриархальные порядки, тотальный контроль старших не дают дышать молодому поколению. Жены и дочери совсем не имели прав. Эту проблему можно обозначить как конфликт отцов и детей.
Проблема самореализации. Об этой проблеме тоже нельзя не упомянуть, связана она с образом Кулигина, самоучки, который имеет множество идей, хочет служить людям, но не может ничего сделать из-за отсутствия средств.
Нельзя не брать в расчет и проблему власти. Власть в городе Калинове находится в руках тех, кто имеет деньги.
История создания «Гроза» Островского.
Анализ произведения «Гроза»«Гроза» А.Н. Островского — значительное и сильное произведение русской литературы второй половины XIX века. Привлекает внимание к интереснейшим событиям, происходящим в спектакле, и его непростым проблемам. Сама драма много раз экранизировалась, пользовалась немалым успехом у зрителей. Образ города Калинова, в котором происходит действие, символизирует заколдованный замкнутый круг, из которого невозможно вырваться, не ранив сердца и души.
История «Гроза» Островского
Иван Тургенев отзывался об этом произведении очень положительно, с особым трепетом и воодушевлением, подчеркивал огромный писательский талант Александра Островского. История создания «Гроза» Островского восходит к общественно-политической обстановке в стране пятидесятых-шестидесятых годов XIX века. Это был поворотный момент в истории и общественной мысли. В этот период все больше стало появляться литературы обличительного характера, и творчество А.Н. Островскому нужно было время. Темы, которые были тогда популярны и вызывали немалые споры: крепостное право, положение женщины в обществе и интеллигентность интеллигенции. А.Н. Островский в «Грозах» поднимает не менее актуальную тему — домашнюю тиранию, господство денег над жизнью и смыслом человека.
Годом написания драмы считается 1859 год, тогда же были поставлены первые пьесы в лучших театрах Москвы и Петербурга. В печати произведение появилось годом позже (1860). История создания «Гроза» Островского показывает, что произведение наиболее полно отразило общественно-политическую мысль того времени.
Значение названия
Если обратиться к смысловой нагрузке драмы, то ее название отражает основное состояние главных героев. Весь город Калинов живет в напряжении, что бывает и при ожидании грозы как явления природы: везде духота, не хватает свежего воздуха. Столь же мучительна и жизнь городских жителей: многие находятся в подавленном состоянии, под гнетом домашнего произвола. Гроза должна принести облегчение и освобождение. Герои ищут выход из сложной ситуации, но не умеют действовать самостоятельно, прислушиваются к голосу собственного сердца. В изображении таких персонажей А.Н. Островский («Гроза»). История драмы подчеркивает невозможность решения проблемы мирным путем и тщетность таких попыток.
Композиционно-идеологическая составляющая
Драма состоит из пяти актов, между третьим и четвертым действиями проходит десять дней. Всю пьесу можно разделить на четыре части: томительное ожидание, сопровождающееся томлением и страданием, подготовка к кульминации, кульминация, развязка. Много споров среди исследователей вызывает смерть Катерины. Сможет ли она продолжать жить в обществе, которое ее окружало, или нет? История создания «Гроза» Островского доказывает, что автор хотел показать сильную личность, способную подняться над обстоятельствами собственной жизни, поэтому он наделяет главную героиню цельностью натуры, несгибаемой волей и силой духа. .
Действительно, смерть Кэтрин предрешена. Если бы она не умерла по собственному решению, то была бы раздавлена жестокими нравами, царящими в городе Калинове. Ей придется сломить свою свободолюбивую натуру и приспособиться к порядкам общества. Все ее внутреннее существо и душа были против этих приказов. Поэтому смерть для нее становится бегством, избавлением от гнетущих страданий и страха. Сердце Екатерины — вольная птица, которую она отпускает на волю.
Катерина
Приватно рисует непростую картину жизни главного героя Островский (Гроза). Анализ этого произведения показывает, что Катерина до замужества жила в любящей семье, где все уважали личный выбор и свободу друг друга. С замужеством Катерина потеряла связь со своей семьей и лишилась свободы. От того, что она так одинока и больна в доме Кабановых, оттого, что не может свыкнуться с его устоями, она вспоминает воспоминания о прошлом: «Была ли я такой? Я жила, ни о чем не тужила, как птица в дикой природе!»
Главный герой сильный или слабый? Был ли у нее выбор? Какое решающее событие привело ее к самоубийству? Неспособность изменить свою жизнь, быть рядом с любимым человеком, неумение найти выход из сложившейся ситуации, собственное стремление к свободе привели ее к этому поступку. Мы видим, что самоубийство совершается от безысходности, это не обдуманное и хладнокровное решение, а намеренное. По отношению к себе, своим мечтам героиня проявляет слабость, в то время как осуждающему ее обществу она не покорилась и покончила жизнь самоубийством, подчеркнув индивидуальность своего характера.
«Темное царство»
Сюда входят представители старого общества с его жесткими моральными устоями. Это Савел Прокофьевич Дикий, Марфа Игнатьевна Кабанова. Эти люди никогда не изменятся: они настолько укоренились в старых привычках и мировоззрении, что находят смысл жизни в обучении молодежи, поругании современных нравов.
Дикарь любит тиранить свою семью: никто не смеет сказать ему и слова. Он всем недоволен, и никто не может ему угодить. Кабанов (Кабаниха) навязывает сыну и невестке свою волю, категорически отказывается принимать чужую точку зрения, отличную от его собственной.
Тихон Кабанов
Сын Марфы Игнатьевны Кабановой, человек слабый и безвольный. От маменького слова ни шагу, самостоятельного решения принять не может. Беззащитный, трусливый рисует его Островский. Об этом свидетельствует характеристика характера «Гроза», подчеркивающая приспособительные качества характера Тихона и его полное растворение под волей матери.
Варвара, сестра Тихона
Незамужняя девушка, дочь Кабановой. Его девизом является утверждение: «Делай, что хочешь, но чтобы это было шито-накрыто».
Особо не различает Островского. «Гроза», об этом свидетельствует анализ произведения, всячески противостоит волюнтаристскому характеру Варвары и чистоте души Катерины. Варвара делает ее хитрой и вольнодумной, а Катерина во всем предпочитает правду.
Борис
Племянник Дикого, живет в своем доме из милосердия. Молодой парень привык выслушивать выражение неудовольствия и наставления своего дяди, но если быть внимательным, то можно увидеть, как глубоко ранят его упреки Дикого, как неприятны ложь и лицемерие. Неспособность Бориса противостоять воле обладающей Диком силой как нельзя лучше подчеркивает произведение «Гроза». Островский сочувствует Борису. Природная деликатность героя не позволяет ему спорить с дядей, отстаивать свою точку зрения. Так или иначе, но Борис тоже является жертвой жестоких нравов, царящих в городе Калинове.
Образы в «Гроза» Островского Не отличаются особым разнообразием: Кабаних, Дикий, Варвара, Тихон, Борис — они могут приспособиться как одно целое. Одни подавляют, другие подчиняются. Все они противопоставлены Катерине — молодой женщине, сохранившей цельность натуры и силу духа. Таким образом, получается очень неоднозначно Работа «Гроза». Островский оправдывает слабость Катерины тем, что она жертвует своей жизнью, но наделяет мужеством и самоотверженностью. Не только частный случай, но и гибель России, ее неспособность жить по старому порядку, ведущая к краху, представлена автором.
Катя Кабанова в двух словах
Все, что вам нужно знать о Яначеке Катя Кабанова в одном месте – прямо здесь!
Что за история?
Катя Кабанова Действие происходит в маленьком изолированном русском городке на берегу вездесущей реки Волги.
В этом репрессивном обществе, в котором важны только правила и видимость, Катя чувствует себя в ловушке. Несчастливо замужем за Тихоном , над которым доминирует его ожесточенная и контролирующая мать Кабанича , она жаждет сбежать.Когда Тихона отправляют по делам, перед искушением невозможно устоять. Воодушевленная приемной дочерью семьи, Варварой , Катя заводит страстный роман с Борисом , который любил ее издалека. Однако, когда Тихон возвращается (среди сильного шторма), Катя уже не может смотреть в лицо тому, что она сделала, и ее разум начинает распутываться, дрейфуя все дальше и дальше к реке…
Читать полный обзор
Кто персонажи?
Katya Kabanova (сопрано)
Boris -ее любовник (Тенор)
Tichon -ее безвинный муж (Tenor)
Kabanicha -его управление (Mezzo). ‘ оскорбительный дядя (бас)
Варвара – приёмная дочь семьи (меццо-сопрано)
Кудряш – её любовник (тенор)
Также появляются слуги семьи. Хору, как горожанам, очень мало что нужно петь, но в нашей постановке он временами молча присутствует, как одетый в черное буржуа, наблюдающий и наблюдающий за разворачивающимся действием.
Стефани Корли в роли Кати и Кэти Брей в роли Варвары © Джейн Хобсон
На что похожа музыка?
Музыка Яначека для Катя Кабанова вдохновлена фолком и совершенно уникальна. Опера написана для очень большого оркестра, который используется для создания эффектов природы (от реки до сильных штормов) и может создавать потрясающие звуковые волны.
Вокальные партии — одни из самых романтичных у Яначека, особенно в любовном дуэте Кати и Бориса, где бурлят так долго сдерживаемые страсти. Однако в партитуре также много угловатости и бойких ритмов, часто слышимых с более мрачными персонажами Кабанича и Дикого.
Народные темы включены в фирменный синтез Яначека (он посвятил большую часть своей жизни сбору и изучению моравских народных песен). В частности, вокальные мелодии включают в себя ритмы, контур высоты тона и интонации чешской речи, создавая характерные «речевые мелодии». Послушайте несколько музыкальных отрывков ниже.
Что это за производство?
Знаменитая постановка Тима Олбери эффективно урезана, чтобы сосредоточиться на центральных персонажах оперы и интенсивной драме, разворачивающейся между ними.
О близости реки Волги и окружающей природы свидетельствует мерцающая зелень за клаустрофобными стенами декораций (дизайн Hildegard Bechtler ). Хотя стены появляются в разных конфигурациях, зрители знают, что видели их раньше, что усиливает ощущение того, что Катя попала в ловушку и никогда не сможет уйти.
Костюмы эдвардианские (эпоха премьеры оперы, а не декорации оригинальной пьесы). Все официально и застегнуто на все пуговицы, с небольшим количеством кожи, и многие персонажи одеты в полностью черное, изображая удушающую жесткость общества. Только свободолюбивая Варвара предстает в белом — разительный контраст с остальной частью города, из которого ей и возлюбленному Кудряшу в конце концов удается сбежать.
Посмотреть постановочные фотографии
Кэти Брей в роли Варвары и Александр Спраг в роли Кудряша © Джейн Хобсон
Кто был композитором?
Катя Кабанова написана чешским композитором Леошем Яначеком (1854-1928). Яначек поздно расцвел — «Катя » считается его первой «зрелой» оперой, хотя на момент премьеры ему было 67 лет.
Опера основана на русской пьесе «Гроза » Александра Островского , которая апеллировала к интересу Яначека к национальным явлениям и науке (в либретто есть рассуждения о молниеотводах!) Однако его главной музой была Камила Штёсслова , гораздо более молодая замужняя женщина, с которой он познакомился в 1917 году и к которой у него возникла глубокая и безответная одержимость. Катя Кабанова — это дань уважения ей — мы можем видеть параллели у Кати и Бориса, когда вся бесполезная эмоциональная энергия вливается в отношения, которые не имеют возможного исхода.
Премьера оперы состоялась в Брно 23 ноября 1921 года. Сегодня это вторая по популярности опера Яначека в мире после «Хитрая лисица» .
Знаете ли вы?
– Всего за 1 час 40 минут история развивается очень быстро, и каждая сцена рассказывает зрителям только то, что им нужно знать, и ничего лишнего – создавая концентрированный драматический опыт.