Гроза кто такая катерина: Характеристика Катерины в пьесе Гроза кратко, образ с цитатами героини драмы для сочинения в таблице (10 класс)

Сравнительная характеристика Катерины и Кабанихи (Марфы Игнатьевны Кабановой) из драмы «Гроза»


В драме Александра Николаевича Островского «Гроза» события происходят в купеческой среде в середине 19 века. Драматург показал конфликт богатых людей, чувствующих себя хозяевами жизни, с людьми, находящимися у них в зависимости и постоянно ими унижаемыми. В этом противостоянии участвуют Катерина и Кабаниха: молодая главная героиня пьесы и её властная свекровь, богатая купчиха. Через их конфликт автор показал, что «тёмное царство» скоро закончит своё существование, так как появляются люди, которые не хотят жить по его лицемерным законам и правилам.

Сравнительная характеристика Катерины и Кабанихи показывает отличительные черты характеров этих героинь, их различие, а также некоторое сходство.

Содержание

Значение имён

Автор дал героиням значимые имена, которые характеризуют их образы.

Имя Катерина означает в переводе с греческого языка «чистая», «непорочная».

В купеческой среде имя Марфа встречалось довольно часто. Это русская форма от имени Марта, которое означает в переводе с древнееврейского «хозяйка», «владычица», «наставница».

Прозвище Кабаниха, от которого веет чем-то недобрым, тёмным, грубым, Марфа Игнатьевна Кабанова получила от своих земляков-калиновцев.

Происхождение


Обе героини, и Катерина, и Марфа Игнатьевна родились и воспитывались в патриархальных семьях. В своей родной семье Катерина жила счастливо, мать, которая её очень любила, наставлениями ей не докучала, работать не заставляла, поэтому девушка выросла свободолюбивой. Мать привечала в своём доме богомолок и странниц. Из их рассказов Катерина узнавала о мире, о житиях святых. Под влиянием такой атмосферы в доме она стала набожной, любила посещать церковь.

В родительском доме Марфы Игнатьевны, наверно, тоже привечали странниц. Сейчас Кабаниха тоже даёт им приют. От своих родителей она переняла домостроевские правила, хорошо запомнила, как нужно себя вести в соответствии с этими правилами и старинными обычаями.

Речевая характеристика

Кабаниха любит поворчать, особенно достаётся от неё сыну и снохе: она ругает, наставляет, упрекает и даже угрожает. Не терпит, когда ей говорят, что она не права в своих обвинениях.

Катерина не такая многоречивая, как свекровь, речь её образная, особенно когда она рассказывает о своём детстве.

Сходства и различия Катерины и Кабанихи

Сравнение характеров этих героинь выявляет не только их отличительные черты, но и некоторое сходство.

Сходство

Катерина и Кабаниха — религиозные, набожные женщины. Но религиозность Катерины всё же отличается от религиозности Кабанихи тем, что молодая женщина сильнее чувствует Божью благодать, а церковь ей кажется раем. Общение с Богом в молитвах доставляет ей несказанную радость. Кабаниха же ходит в церковь и молится просто потому, что так принято.

Сходство Катерины со свекровью состоит и в том, что обе они уверены, что Богу угодна помощь нищим. Поэтому героини о нищих заботятся и уверены, что молитвы нищих о своих благодетелях и благодетельницах быстрее доходят до Бога.

Кабаниха помогает не только нищим, но и странницам, причём не только в надежде на их молитвы за неё, но и чтобы люди видели её доброту и набожность.

Катерина, чтобы успокоить свою душу, после отъезда мужа в Москву хотела шить бельё и раздавать его беднякам, чтобы они молились за неё. Прощаясь с Борисом, отправляющимся в Сибирь на три года служить купцу, Катерина попросила его подавать в дороге нищим, приказывая им, чтобы молились они за её грешную душу.

Отличительные черты характера

Несмотря на некоторое сходство характеров Катерины и Кабанихи, основные черты личностей этих героинь резко противоположны.

Катерина — женщина искренняя, правдивая, не умеющая лгать. А Кабаниха — лицемерная ханжа, которая под видом благочестия старается подчинить себе окружающих людей. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — говорит о ней Кулигин (действие 1, явление 3).

Искренность для Кабанихи неприемлема — она считает, что все должны, соблюдая обычаи, вести себя одинаково. Для неё домостроевские правила являются главным в отношениях между людьми. Она уверена, что родители должны постоянно наставлять детей, и мучает своих домочадцев беспрерывными наставлениями и ворчанием.

Катерина в общении с людьми вежлива, тактична, а Кабаниха бывает груба, может прилюдно обругать человека, например, на прогулке в общественном саду она назвала сына дураком. Грубая, деспотичная, жестокая Кабаниха хочет, чтобы все её считали заботливой и доброй.

Взаимоотношения Катерины и Кабанихи

Кабаниха не любит свою сноху, можно сказать, даже ненавидит. Всё, по её мнению, Катерина делает не так: отвечает на несправедливые укоры, искренне ведёт себя при расставании с мужем. Кабаниха требует, чтобы она не обнимала его, а в ноги кланялась, и Катерина, чтобы сохранить в семье мир, подчиняется ей, правда выть на крыльце после проводов мужа не стала: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!» «Кабы любила, так бы выучилась», — заявила Кабаниха (действие 2, явление 7). Катерина чувствует себя в доме Кабанихи несвободной. «Здесь всё как будто из-под неволи», — говорит она Варваре (действие 1, явление 7). Это ощущение у неё возникает из-за того, что свекровь создала в доме атмосферу ханжества и притворства.

Кабаниха относится к Катерине очень неприязненно, и чувствительная молодая женщина в своём монологе говорит о ней: «Сокрушила она меня… от неё мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны» (действие 2, явление 10).

Кабаниха, это бездушное существо, как назвал её Н. А. Добролюбов, считает, что за супружескую измену Катерину нужно бы «живую в землю закопать, чтоб она казнилась» (действие 5, явление 1). Жизнь Катерины в доме Кабанихи стала невыносимой: она её запирала, всем говорила, что сноха хитрая, чтобы ей никто не верил. Кабаниха виновата в смерти Катерины хотя бы потому, что, видя её раскаяние и нравственные мучения, не простила её по-христиански, а мучила подозрениями.

Сравнительная характеристика Катерины и Кабанихи (таблица)

Сравнительные параметрыКатеринаКабаниха
Общее между героинямиПроисходят из патриархальных семей, относятся к купеческому сословию.
Религиозны, оказывают помощь нищим.
Различие в характерахУ Катерины искренняя, правдивая, впечатлительная натура. Хоть она тактична, старается сохранять в семье мир, но ей трудно найти общий язык с лицемерной Кабанихой.Кабаниха — личность грубая, злая, ограниченная. Она очень властная, лицемерная. Домочадцам нелегко приходится от её тяжёлого характера.

Вывод

В драме А. Н. Островского «Гроза» Катерина и Кабаниха — это два полюса «калиновского» мира. Купчиха Кабанова, являющаяся ярой ревнительницей устоев «тёмного царства», чувствует, что новое, которого она очень боится, проникло в её дом в образе свободолюбивой Катерины. Поэтому-то она и возненавидела сноху и довела её своим отношением до самоубийства. И всё же Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» написал, что в драме «Гроза» чувствуется «что-то освещающее и ободряющее», вселяющее надежду, что конец «тёмного царства» близок.

Сравнительная характеристика Катерины и Кабанихи может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Образ Катерины

Катерина задумана Островским как положительный образ, с цельным, смелым, решительным и свободолюбивым характером и в то же время светлым, любящим, созидательным, исполненным глубокой поэзии. Он всячески подчеркивает ее связь с народом. При всем развитии действия Островский говорит о победе Катерины над темным царством.

Жизнь Катерины в родительском доме была схожа в отношении быта с домом Кабановых, те же странницы с их рассказами, чтение житий святых, посещение церкви. Но эту «бедную содержанием жизнь она восполняла своим душевным богатством».

Весь рассказ о жизни Катерины проникнут большой нежностью к прошлому и ужасом перед настоящим: «Таково хорошо было» и «я у вас завяла совсем». И самым ценным, утраченным теперь, было ощущение воли. «Я жила точно птичка на воле», «…что хочу, бывало, то и делаю», «матушка меня не принуждала». И на замечание Варвары, что быт дома родителей Катерины похож на их быт, Катерина восклицает: «Да здесь все как будто из-под неволи». Удивительно просто, искренне, так, как чувствует, без единого украшающего слова рассказывает Катерина: «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью».
Церковь и религия с юности заняли большое место в жизни Катерины.

Выросшая в патриархальной купеческой семье, она не могла быть иной. Но ее религиозность отличается от обрядового фанатизма Диких, Кабаних не только своей искренностью, но и тем, что все, связанное с религией и церковью, она воспринимала прежде всего эстетически. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду».

Церковь насытила образами ее фантазии и сны. Глядя на солнечный свет, льющийся из купола, она видела в нем поющих и летающих ангелов, «снились ей храмы золотые».
От светлых воспоминаний Катерина переходит к тому, что она переживает сейчас. Катерина глубоко искренна и правдива, она хочет все рассказать Варваре, ничего не утаить от нее.

С характерной для нее образностью, стремясь как можно точнее передать свои ощущения, она рассказывает Варваре: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то; кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уже не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду».
Все эти образы свидетельствуют о богатстве душевной жизни Катерины.

Сколько тончайших нюансов зарождающегося чувства передано в них. Но когда Катерина пытается осмыслить то, что происходите ней, она опирается на понятия, воспитанные у нее религией; проснувшееся чувство она воспринимает сквозь призму своих религиозных представлений: «Грех у меня на уме… не уйти мне от этого греха». И отсюда предчувствие беды: «Перед бедой перед какой-нибудь это…», «Нет я знаю, что умру» и т.д.

Религия не только наполнила своими образами ее фантазии и сны, она опутала ее душу страхом — страхом «геенны огненной», страхом греха. Смелая, решительная Катерина, не боявшаяся даже грозной Кабанихи, не боявшаяся смерти — боится греха, везде ей мерещится лукавый, гроза ей представляется наказанием божьим: «Мне умереть не страшно, а как подумаю, что вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговора-то — вот что страшно».

Катерине присуще постоянное стремление куда-то, жажда справедливости и правды, неумение терпеть обиды. Не случайно в качестве примера проявления своего горячего сердца она вспоминает случай из раннего детства, когда ее кто-то обидел, и она уехала на лодке: «…дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять».

Наряду с горячностью и решительностью Катерины Островский показывает ее чистоту, неопытность, девичью застенчивость. Услышав слова Варвары: «давно уже я заметила, что ты любишь другого человека», Катерина пугается, ей страшно, быть может, потому, что то, в чем она не смеет себе признаться, стало явным. Ей хочется услышать имя Бориса Григорьевича, ей хочется узнать о нем, но она не спрашивает об этом. Робость заставляет ее только поставить вопрос: «Ну так что ж?» Варвара высказывает то, в чем Катерина сама боится себе признаться, в чем она обманывает себя. То она стремится доказать себе, что любит Тихона, то она и думать не хочет о Тихоне, то она с отчаянием видит, что чувство сильнее ее воли, и эта неодолимость чувства кажется ей страшным грехом. Все это необыкновенно выразительно отражается на ее речи: «Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу. Я буду мужа любить». «Разве я хочу об нем думать; да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак».


Стремясь победить свое сердце, она все время апеллирует к своей воле. Путь обмана, такой обычный в темной царстве, неприемлем для Катерины. В ответ на предложение Варвары: «А по-моему делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего. Уж я лучше терпеть буду пока терпится»; или «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь».


Катерина не хочет лгать, Катерина не знает компромиссов. Слова ее, необыкновенно решительно, энергично сказанные, говорят о ее цельности, безудержности, способности идти до конца.

 

Listen to the Best Podcasts & Shows Online, Free

Stream the best podcasts from your favorite stations

All Topics

All TopicsPodcast Top 100HolidayBusiness & FinanceClimateComedyCrimeCuriosityEntertainmentFictionFoodHealthGames & HobbiesHistoryKids & FamilyLatinxLGBTQMindfulnessMusicNewsPoliticsPolitics LeftPolitics RightRelationshipsRewatch TV PodcastsScience & TechnologySociety & CultureSpiritualitySportsTalkback

Popular Podcasts

    Dateline NBC

    Текущие и классические эпизоды, показывающие захватывающие детективные истории, мощные документальные фильмы и подробные расследования.

    Криминальный наркоман

    Если вам всегда мало настоящих преступлений… Поздравляем, вы нашли своих людей.

    Резня в Пикетоне

    Самое громкое массовое убийство в истории штата Огайо произошло в ночь на 21 апреля 2016 года в сельской местности округа Пайк. Четыре места преступления, тридцать два огнестрельных ранения, восемь членов семьи Роден остались мертвыми в своих домах. Два года спустя местная семья из четырех человек, Вагнеры, арестована и обвинена в преступлениях. В то время как Вагнеры ожидают четырех последовательных судебных процессов по делу об убийстве, влекущих за собой смертную казнь, команда KT Studios снова посещает округ Пайк, чтобы изучить: криминалистическую экспертизу места преступления, предстоящие судебные разбирательства и связи, связывающие жертв и обвиняемых. По мере развития событий и раскрытия новых преступлений, что это будет значить для всех участников? Что это будет означать для округа Пайк?

Избранные подкасты

    НАСЛЕДСТВИЯ: Дикий шоколад

    Забудьте о Вилли Вонка и этих валентинках в форме сердца. НАВЕДЕНИЕ: Дикий шоколад. это совсем другой зверь. Присоединяйтесь к ведущему Роуэну Джейкобсону, который пробирается локтями через тропический лес, совершает аварийные посадки на кокаиновых пролетах и ​​избегает слишком большого количества анаконд, следуя за современной Ларой Крофт, когда они пытаются заполучить некоторые из самых древних в мире. – и дорогое – какао.

    Медленное горение

    В начале 1970-х будущее абортов в Америке было далеко не решено. Дело Роу против Уэйда изменит все, хотя в то время мало кто знал об этом. В седьмом сезоне Slate’s Slow Burn ведущая Сьюзен Мэтьюз исследует путь к Роу — времена, когда больше республиканцев, чем демократов, поддерживали право на аборт. Вы услышите забытую историю о первой женщине, осужденной за непредумышленное убийство за аборт, маловероятной католической паре власти, которая помогла разжечь движение в защиту жизни, и начинающем судье Верховного суда, которому присвоили мнение всей жизни. .

    New Heights с Джейсоном и Трэвисом Келси

    Самый веселый семейный дуэт в футболе — Джейсон Келси из Philadelphia Eagles и Трэвис Келси из Kansas City Chiefs — объединяются, чтобы обеспечить новый уровень доступа к жизни в лиге по мере ее развития. Два брата и чемпионы Суперкубка еженедельно рассказывают о своих играх и делятся уникальным взглядом на популярные новости НФЛ и спортивные заголовки. Кроме того, занимательные истории из 21 года в лиге, интересы вне поля и увлекательные беседы со специальными гостями. Смотрите и слушайте новые эпизоды каждую среду в течение сезона НФЛ и следите за нами в Instagram, Twitter и Tiktok, чтобы узнать обо всех лучших моментах шоу.

Topics

Severe thunderstorm warning in effect Chatham-Kent

Действует предупреждение о сильной грозе Chatham-Kent | CBC News Loaded

Виндзор·Видео

Наблюдение за торнадо, которое было назначено для Виндзор-Эссекс, Сарния-Лэмбтон и Чатем-Кент в среду днем ​​и вечером, было отменено.

Социальный обмен

Часы Tornado подняты для Виндзор-Эссекс, Сарния-Лэмбтон и Чатем-Кент

Новости CBC ·

Облака темнеют у набережной в Виндзоре ранним днем ​​в среду. (Samantha Craggs/CBC)

Последние обновления:

  • Наблюдение за торнадо для Виндзор-Эссекс, Сарния-Лэмбтон и Чатем-Кент закончилось.
  • Также было отменено предупреждение о сильной грозе Виндзор-Эссекс и Сарния-Лэмбтон
  • Чатем-Кент по состоянию на 20:21 по-прежнему находится под действием предупреждения о сильной грозе.
  • Предупреждение о торнадо, действовавшее в восточной части округа Лэмбтон, было снято по состоянию на 17:20.

Наблюдение за торнадо, которое проводилось для Виндзор-Эссекс, Сарния-Лэмбтон и Чатем-Кент в среду днем ​​и вечером, закончилось.

Environment Canada сообщает, что эти районы также больше не находятся под наблюдением за сильными грозами, за исключением Чатем-Кент.

По состоянию на 20:21. для этого муниципалитета остается в силе предупреждение о сильной грозе.

СМОТРЕТЬ: Замедленная съемка шторма, движущегося через Виндзор переехал через Виндзор в среду днем.

Восточная часть округа Лэмбтон находилась под предупреждением о торнадо по состоянию на 16:44. но по состоянию на 17:20 предупреждение было снято.

Во всех трех зонах действует предупреждение о высокой температуре из-за высоких температур.

Сообщения о погоде появились на фоне трехдневного предупреждения о жаре, когда температура поднялась до 33 градусов по Цельсию. 

СМОТРЕТЬ: Колетт Кеннеди объясняет разницу между предупреждением и наблюдением

5 месяцев назад

Продолжительность 6:13

Метеоролог Колетт Кеннеди присоединилась к Катерине Георгиевой на фоне предупреждений о сильной грозе и возможности торнадо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *