Гроза краткое содержание 3 действие: Островский «Гроза», 3 действие – краткое содержание

Содержание

Островский «Гроза», 3 действие – краткое содержание

Содержание:

«Гроза», действие 3, сцена 1, явление 1 — кратко

«Гроза», действие 3, сцена 1, явление 2 — кратко

«Гроза», действие 3, сцена 1, явление 3 — кратко

«Гроза», действие 3, сцена 1, явление 4 — кратко

«Гроза», действие 3, сцена 2, явление 1 — кратко

«Гроза», действие 3, сцена 2, явление 2 — кратко

«Гроза», действие 3, сцена 2, явление 3 — кратко

«Гроза», действие 3, сцена 2, явление 4 — кратко

«Гроза», действие 3, сцена 2, явление 5 — кратко

На нашем сайте вы можете также прочитать полный текст 3-го действия «Грозы», краткое содержание всей пьесы целиком в одной статье и её анализ великим русским писателем А. И. Солженицыным

 

Островский. Гроза. Краткое содержание третьего действия по явлениям. Слушать аудиокнигу

 

Сцена 1

Островский «Гроза», действие 3, сцена 1, явление 1 – кратко

Кабаниха и странница Феклуша беседуют на скамейке. Феклуша пророчит, что наступают последние времена. «У вас вот в городе ещё тихо, а в Москве содом и суета. Бегает народ взад и вперед, неизвестно зачем. Везде там гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит. А теперь ещё огненного змея [паровоз] стали запрягать. От суеты не видят ничего. Он им машиной показывается, а я сама видела, как он лапы растопыривает». (См. полный текст монолога Феклуши о городе и последних временах.)

Кабаниха соглашается: «Народ глуп, машиной назови – он и будет верить. А меня хоть ты золотом осыпь, так я на нём не поеду».

Феклуша говорит, что и время теперь начало «в умаление приходить»: «Бывало, лето и зима тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят».

 

Островский «Гроза», действие 3, сцена 1, явление 2 – кратко

Появляется пьяный купец Дикой. Он вначале подходит к Кабановой и Феклуше с ругательствами, но бойкая Кабаниха быстро затыкает ему рот. Дикой осекается. Кабанова советует ему идти домой проспаться, но Дикой отказывается: «У меня дома война идёт». – «Ты один только там воин-то и есть, всю жизнь с бабами воюешь», – пеняет ему Кабаниха.

Дикой объясняет, почему он напился: с утра рабочие и заимодавцы начали у него денег просить. «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Потому что, только заикнись мне о деньгах – у меня всю нутренную разжигать станет». Рассказывает, как на Великом посту: в прах изругал мужика, который пришёл брать у него плату за привезённые дрова. Потом пришлось, чтобы этот грех отмолить, мужику у всех на виду в ноги кланяться.

Кабанова уводит Дикого к себе домой, где служанка Глаша уже приготовила выпивку и закуску.

 

Островский «Гроза», действие 3, сцена 1, явление 3 – кратко

К воротам дома Кабановых подходит Борис и с тоской смотрит на окна. Ему страстно хочется увидеть Катерину. К Борису подходит механик Кулигин и зовёт его прогуляться по бульвару.

Кулигин произносит перед Борисом свой второй монолог о жестоких нравах города Калинова, где жители запираются в своих домах, как от воров, и за этими запорами «своих домашних едят поедом да семью тиранят. .. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» А молодые парни и девушки плюют на «благочестие» стариков и открыто развратничают.

Мимо как раз проходят, целуясь, Варвара и Кудряш. Оторвавшись от Кудряша, Варвара подходит к своим воротам и манит к себе Бориса.

 

Островский «Гроза», действие 3, сцена 1, явление 4 – кратко

Кулигин, заметив это, уходит. Борис подходит к Варваре, и та зовёт его ночью приходит в овраг за Кабановым садом.

 

Сцена 2

Островский «Гроза», действие 3, сцена 2, явление 1 – кратко

Ночью в овраге за садом Кудряш с гитарой распевает песню про казака, который думает убить жену за измену. К нему подходит Борис.

 

Островский «Гроза», действие 3, сцена 2, явление 2 – кратко

Кудряш с удивлением глядит на Бориса. «Борис Григорьич, ты вроде такой смирный, а тоже в разгул пошёл?» Борис, волнуясь, объясняет ему, что «полюбил замужнюю». – «Да ведь это, значит, вы её загубить хотите». – «Ах, не говори этого, Кудряш. Я с собой совладать не могу. Ты бы посмотрел, как она в церкви молится. Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится!»

Кудряш догадывается, что Борис влюблён в Катерину. «Вы смотрите – себе хлопот не наделайте, да и ее в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта».

 

Островский «Гроза», действие 3, сцена 2, явление 3 – кратко

Из калитки выходит Варвара. Обнявшись, они с Кудряшом уходят на Волгу, а к Борису по тропинке спускается Катерина. Борис чувствует, что у него подгибаются колени: «Кабы вы знали, Катерина Петровна, как я люблю вас!» – «Поди от меня! Ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда того, что я мужу изменяю! Губишь ты меня!» – «Как же я могу хотеть вашей погибели, когда люблю вас больше самого себя!» – «Нет, нет! Ты меня загубил!»

Однако, не утерпев, Катерина кидается Борису на шею. «Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла».

 

Островский «Гроза», действие 3, сцена 2, явление 4 – кратко

Входят Кудряш с Варварой, а Катерина с Борисом уходят на Волгу. Когда приближается утро, Кудряш свищет. По этому свистку Катерина и Борис возвращаются.

 

Островский «Гроза», действие 3, сцена 2, явление 5 – кратко

Катерина с Варварой уходит по тропинке обратно в сад. Катерина всё время оборачивается назад к Борису. Все договариваются вновь увидеться завтра.

 

Для перехода к краткому содержанию предыдущего / следующего действия «Грозы» пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.

 

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

 

Краткое содержание драмы «Гроза». Действие 3. А.Н. Островский


Действие 1

Разговор между Кудряшом и Кулигиным зашел о природе. Мнения собеседников разделились. Кулигин показывал явный восторг от красочных пейзажей вокруг. Кудряш был безразличен к красотам. Беседу прервали вопли Дикого. Он опять воспитывал племянника, ничуть не стесняясь в выражениях. Тема разговора сменилась. Они принялись обсуждать их семейство. Кудряш встал на сторону Бориса, считая, что дядька его совсем затерроризировал.

Савел Прокофьевич (Дикой) присоединился к компании. Приезд Бориса был ему не в радость. Он был явно недоволен появлением племянника в городе. У него и так забот полон рот, а тут еще один нахлебник нарисовался. По ходу разговора выяснилось, что родственников у Бориса и его сестры, кроме дяди больше не осталось.

Бабка оставила завещание Борису, но получить его можно после совершеннолетия от Дикого. При том условии, что сможет наладить с ним отношения, но это вряд ли. Дикой всегда найдет повод придраться, как ни старайся.

Кулигин пускается в рассуждения, что Борису не видать наследства. Дикой деспотичен. Ему не угодить. Жалобы Бориса на трудную жизнь были прерваны появлением Феклуши в сопровождении дамы. Она была в восторге от дома Кабановых и его хозяев. Кулигин на дух не переносил Кабаниху, считая, что она настоящий тиран в юбке, загнобивший всех домочадцев.

Мечта Кулигина собрать вечный двигатель, но ни денег, ни возможностей у него нет. Такой талант и пропадает. Борису жаль его, но не меньше жаль себя и свою участь. Не хотелось ему провести молодость в этой глуши. Одно его держит здесь. Это Катерина. Он влюбился в нее с первого взгляда, но объясниться с девушкой не мог. Она была замужем.

Появляется Кабаниха. Вместе с ней Катерина, Тихон и Варвара. Тихону досталось по-полной от матери. Она высказала ему все, что думает о его жене и его отношении к матери, которая незаслуженно ушла на второй план после его женитьбы.

Кабаниха пошла восвояси. Тихон налетел на жену с упреками. Снять напряжение помогла рюмашка водки, любезно предоставленная Диким.

Катерина изливает душу Варе. Как ей хорошо жилось у родителей и как ужасно сейчас. Жизнь не мила. Сердце беду чует.

Варвара успокаивает ее. Как только Тихон уедет, они что-нибудь придумают.

Появляется Барыня. Ее слова страшны и пронзают Катерину в самое сердце. Ей кажется, что все сказанное, адресовано ей. Варвара просит Катерину не принимать близко к сердцу слова сумасшедшей старухи.

Тихон вернулся за женой. Запрещено замужним дамам разгуливать в одиночестве.

Началась гроза.

Краткое описание действующих лиц

Если изучать пьесу «Гроза» по действиям, даже из краткого содержания становится понятно, что произведение написано в духе реализма. Его персонажи – жители российского городка Калинова. Несмотря на то, что это вымышленное место, в его описании воплощена самая суть российского захолустья. Поэтому первое, на что следует обратить внимание читателю, — это реакция персонажей на положение вещей в городе. Не все им довольны, и на такое явление, как подчинение личности установленным правилам, каждый из них реагирует по-своему.

Катерина — главный персонаж пьесы «Гроза». Именно ее знаменитый русский критик Н.А. Добролюбов назвал «Лучом света в темном царстве». Это чистая помыслами молодая женщина, неудачно вышедшая замуж за рохлю-мужа и попавшая под гнет свекрови. Но не только семейные неурядицы делают Катерину несчастной: она словно задыхается в гнетущей атмосфере Калинова. Сложившиеся устои создают невидимую клетку, в которой, словно птичка, бьется молодая женщина.

Тихон Кабанов — воспитанный властной матерью и не смеющий ей перечить молодой человек, муж Катерины.

Кабанова Марфа Игнатьевна, называемая Кабанихой – домашний тиран, утверждающий свою власть не только над сыном, но и над невесткой. Очень любит старые времена, категорически не приемлет перемен.

Варвара – сестра Тихона. Не замужем. Единственная, кто не боится матери-деспота и смеет ей перечить. Умна и изворотлива.

Борис Григорьевич – симпатичный человек молодого возраста. Он хорошо образован и обаятелен. Приехав в Калинов к дяде, страстно влюбляется в Катерину. Он также чтит устои и терзается муками совести, поскольку полюбил чужую жену.

Дикой Савел Прокофьевич — богатый дядюшка Бориса. Скупой купец, грубый, невоспитанный, а в придачу еще и не слишком умный.

Кудряш – смазливый юноша. В нем не чает души Варвара, сам же он воспринимает девушку прохладно. Самовлюбленный мещанин, у которого нет ни идеалов, ни чувства прекрасного.

Кулигин – одержимый идеей технического прогресса житель города. Страдает от того, что мещане Калинина неотёсаны и самодовольны.

Барыня – полусумасшедшая старушка, играющая роль пророчицы. Впрочем, никто из жителей не придает значения ее словам.

Глаша – прислуживает в доме Кабановых.

Феклуша – странница, являющаяся апологетом местных устоев. Постоянно повторяет, дескать «в обетованной земле живем».

Действие 2

Катерина признается Варе, что влюблена в Бориса. Варвара понимает ее состояние и просит успокоиться. Она видит, что парень неравнодушен к девушке, но где им встречаться. Катерина сама пугается своих греховных мыслей. У нее муж, пускай нелюбимый, но они семья. Если совсем жизнь станет в тягость, она лучше в омут с головой. Варвара обещает что-нибудь придумать.

Тихон собирается в дорогу. Мать дает наставления сыну о том, как должна себя вести его жена во время отъезда. Тихон как молитву повторяет ее слова. Все уходят. Катерина вдвоем с Тихоном. Она слезно просит взять ее с собой. Тихон категорически против. Падая на колени, Катерина просит взять с нее клятву, но муж остается непреклонен. Ему нужно время подумать. Он хочет побыть один.

Тихон уезжает. Кабаниха недовольна, что Катерина не поклонилась мужу в ноги, как положено, провожая в дорогу дальнюю. Возмущенная Кабаниха бурчит под нос, что молодежь совсем обнаглела. Нет для них ничего святого.

Оставшись одна, Катерина печалится, что у нее нет детей. Мысли в голове девушки одна грустней другой. Она убеждает себя, что дождется мужа. Варвара, как обещала, решила помочь Катерине организовать встречу с Борисом.

Подменив ключ от калитки, она отдает его девушке. Катерина в смятении, но ключ берет. Слишком сильно желание увидеть любимого.

Пересказ драмы «Гроза» Островского А.Н.

Главные герои: Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе; Борис Григорьевич — его племянник, молодой человек, порядочно образованный; Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — богатая купчиха, вдова; Тихон Иванович Кабанов — ее сын; Катерина, его жена; Варвара, дочь Кабанихи; Действие происходит в городе Калинове на берегу Волги, летом. Между третьим и четвертым действиями проходит десять дней. План пересказа 1. Герои обсуждают нравы своего города. 2. Отношения в семье Кабановых. 3. Беседа Катерины и Варвары. 4. Тихон уезжает. 5. Варвара, узнав о том, что Катерине нравится Борис, устраивает их встречу. 6. Свидания Катерины и Бориса. Приезжает Тихон. 7. Прилюдное покаяние Катерины. 8. Последнее свидание Катерины и Бориса. 9. Катерина погибает. Тихон обвиняет мать в смерти жены.

Пересказ Действие 1 Общественный сад на берегу Волги. Явление 1 Кулигин сидит на скамейке, Кудряш и Шапкин прогуливаются. Кулигин восхищается Волгой. Слышат, как в отдалении Дикой ругает своего племянника. Обсуждают это. Кудряш говорит, что Борис Григорьевич «достался на жертву Дикому», сетует на покорность обывателей, на то, что некому «постращать» Дикого в темном переулке «этак вчетвером-впятером». Шапкин замечает, что, кроме «ругателя-Дикого», «хороша тоже и Кабаниха», которая делает то же самое, но под видом благочестия. Добавляет, что недаром Дикой хотел Кудряша в солдаты отдать. Кудряш отвечает, что Дикой его боится, так как понимает, что он свою голову «дешево не отдаст». Жалеет, что у Дикого нет взрослых дочерей, а то бы он его «уважил». Явление 3 Борис рассказывает о своей семье и домашних обстоятельствах. Бабушка Бориса (мать Дикого и отца Бориса) невзлюбила «папеньку» за то, что он женился на «благородной». Сноха со свекровью не ужились, так как снохе «очень уж тут дико казалось». Переехали в Москву, где растили детей, ни в чем им не отказывая. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра—в пансионе. В холеру родители умерли. Бабушка в городе Калинове тоже умерла, оставив внукам наследство, которое им должен выплатить дядя, когда они вступят в совершеннолетие, но только при том условии, что они будут с ним почтительны. Кулигин замечает, что ни Борису, ни его сестре не видать наследства, поскольку ничто Дикому не помешает сказать, будто они были непочтительны: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Борис делает «что прикажут», а жалованья не получает — разочтут в конце года, как Дикому будет угодно. Все домашние боятся Дикого — он всех ругает, а ему ответить никто не смеет. Кудряш вспоминает, как Дикого на перевозе обругал гусар, которому он не мог ответить тем же, и как потом Дикой срывал злость несколько дней на домашних. Борис говорит, что никак не может привыкнуть к здешним порядкам. Появляется странница Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете!» Феклуша благословляет «народ благочестивый», а особенно «дом Кабановых». Кулигин говорит о Кабанихе, что она «ханжа», «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Затем добавляет, что для общей пользы ищет перпетуум-мобиле (вечный двигатель), гадает, где бы достать денег на модели. Явление 4 Борис (один) говорит о Кулигине, что он хороший человек, «мечтает себе и счастлив». Горюет о том, что придется загубить молодость в этой глуши, что «загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал». Явление 5 Появляются Катерина, Варвара, Тихон и Кабаниха. Кабаниха пилит сына: ему жена милее матери, попробуй свекровь «каким-нибудь словом снохе не угодить, ну, и пошел разговор, что свекровь заела совсем». Тихон пытается разуверить ее. Катерина вступает в разговор: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю». Кабаниха ее обрывает, пеняет Тихону, что не держит в страхе жену. Тихон отвечает: «Да зачем же ей меня бояться? С меня довольно и того, что она меня любит». Кабанова упрекает сына за то, что он «вздумал своей волей жить». Тот отвечает: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить?» Кабанова замечает, что если жену в страхе не держать, она может завести любовника.

Явление 6 Тихон упрекает Катерину, что ему все время достается из-за нее от маменьки. Оставшись без присмотра Кабанихи, Тихон идет в кабак. Явление 7 Катерина и Варвара. Катерина: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…» Она вспоминает о том золотом времени, когда жила у родителей: поливала цветы, вышивала, ходила с маменькой, странницами да богомолками в церковь. Ей снились необыкновенные сны, в которых пели «невидимые голоса», пахло кипарисом… Катерина говорит Варваре, что у нее ощущение, будто она стоит перед пропастью, чует беду. Признается, что у нее на уме грех: «Точно я снова жить начинаю, или… ужи не знаю…» Варвара обещает, что после отъезда Тихона что-нибудь придумает. Катерина кричит: «Нет! Нет!» Явление 8 Появляется полусумасшедшая барыня с двумя лакеями, кричит, что красота ведет в бездну, в омут, показывает на Волгу, грозит геенной огненной. Явление 9 Катерина напугана. Варвара успокаивает ее, говорит, что барыня «всю жизнь смолоду-то грешила… вот умирать-то и боится». Гроза, начинается дождь. Катерина пугается, они с Варварой убегают. Действие 2 Комната в доме Кабановых. Явление 2 Катерина рассказывает Варваре о том, как ее в детстве чем-то обидели и она выбежала на Волгу, села в лодку, а утром ее нашли верст за десять. «Такая уж я зародилась, горячая…» Затем признается Варваре, что любит Бориса. Варвара говорит, что Катерина ему тоже нравится, только жаль, видеться негде. Катерина пугается, кричит, что своего Тишу ни на кого не променяет. Она говорит о себе: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Варвара спорит с ней: «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Катерина: «Не хочу я так. Да и что хорошего!. . Уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой… в окно выброшусь, в Волгу кинусь…» Варвара замечает, что, как только Тихон уедет, она станет спать в беседке, зовет с собой Катерину. Явление 3 Входят Кабаниха и Тихон, который собирается в дорогу. Кабаниха говорит ему, чтобы он приказывал жене, как жить без него: «Скажи, чтоб не грубила свекрови. Чтоб почитала свекровь, как родную мать! Чтоб в окна глаз не пялила!» Тихон почти дословно повторяет ее слова, но они звучат не как приказ, а как просьба. Кабаниха и Варвара уходят. Явление 4 Катерина просит Тихона не уезжать. Тот отвечает: «Коли маменька посылает, как же я не поеду!» Катерина просит тогда ее взять с собой. Тихон отказывается: что ему надо отдохнуть от скандалов и всех домашних. Катерина умоляет мужа взять с нее страшную клятву, падает перед ним на колени, тот поднимает ее, не слушает, говорит, что это грех. Явление 5 Приходят Кабаниха, Варвара и Глаша. Тихон уезжает, Катерина кидается мужу на шею, а Кабанова укоряет ее: «Что на шее-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься. В ноги кланяйся!» Явление 6 Кабаниха одна. Сетует на то, что старина выводится, что нет уже былого почтения к старикам. Молодые, по ее мнению, ничего не умеют, а еще хотят своей волей жить. Явление 7 Кабаниха упрекает Катерину за то, что не простилась с мужем как надо. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце, а тебе, видно, ничего». Катерина отвечает, что не умеет так и не хочет людей смешить. Явление 8 Катерина в одиночестве сетует на то, что у нее нет детей. Жалеет, что не умерла в детстве, мечтает о покое, хотя бы кладбищенском. Явление 9 Варвара сообщает Катерине, что она отпросилась спать в сад, где есть калитка, ключ от которой Кабаниха обычно прячет, затем добавляет, что этот ключ унесла, а вместо него подложила другой. Дает этот ключ Катерине. Катерина кричит: «Не надо! Не надо!», но ключ берет.

Явление 10 Катерина мучается, спорит сама с собой, хочет бросить ключ, но потом прячет в карман: «Мне хоть умереть, да увидеть его… Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.
Действие 3 Улица у ворот дома Кабановых. Явление 1 Феклуша говорит Кабанихе, что настали последние времена, что по другим городам «содом»: шум, беготня, езда беспрестанная. Рассказывает, что в Москве все торопятся, что «запрягают огненного змия» и т.п. Кабанова соглашается с Феклушей, заявляет, что никогда туда ни за что не поедет. Явление 2 Появляется Дикой. Кабанова спрашивает, чего это он так поздно бродит? Дикой пьян, пререкается с Кабанихой, та дает ему отпор: «Ты не очень-то горло распускай!» Дикой просит у нее прощения, объясняет, что его с утра разозлили: работники: стали требовать выплаты причитающихся им денег. Жалуется на свою вспыльчивость, которая доврдит его до того, что потом приходится прощения просить «у самого последнего мужика». Уходит. Явление 3 Борис вздыхает о Катерине. Появляется Кулигин, восхищается погодой, красивыми местами, потом добавляет, что «городишко паршивый», что «бульвар сделали, а не гуляют». Бедным гулять некогда, а богатые сидят за закрытыми воротами, собаки дом стерегут, чтобы никто не видел, как они грабят сирот, родственников, племянников. Появляются Кудряш и Варвара, целуются. Кудряш уходит, за ним Кулигин. Явление 4 Варвара назначает Борису встречу в овраге за садом Кабановых. Явления 1, 2 Ночь, овраг за садом Кабановых. Кудряш играет на гитаре и поет песню о вольном казаке. Появляется Борис, рассказывает Кудряшу, что любит замужнюю, которая, когда в церкви молится, похожа на ангела. Кудряш догадывается, что это «молодая Кабанова», говорит, что «есть с чем поздравить», замечает: «Хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Явление 3 Приходит Варвара, они с Кудряшом отправляются гулять. Борис и Катерина остаются вдвоем. Катерина: «Поди от меня!., мне не замолить этого греха, не замолить никогда!» Обвиняет Бориса, что он ее загубил, боится будущего. Борис призывает ее не думать о будущем: «Достаточно того, что нам теперь хорошо». Катерина признается, что любит Бориса. Явления 4 и 5 Приходят Кудряш и Варвара, интересуются, сладили ли влюбленные. Кудряш с похвалой отзывается об идее лазать в садовую калитку. Через некоторое время Борис и Катерина возвращаются. Условившись о новом свидании, все расходятся. Действие 4 Узкая галерея начавшей разрушаться постройки, по стенам которой изображены сцены страшного суда. Явления 1, 2 Идет дождь, гуляющие забегают в галерею, обсуждают изображения на стенах. Появляются Кулигин и Дикой. Кулигин пытается уговорить Дикого пожертвовать денег на установление на бульваре солнечных часов, на изготовление громоотвода. Тот куражится над Кулигиным: «Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Кулигин уходит ни с чем, бормоча про себя, что надо покориться. Явление 3 Борис с Варварой обсуждают последние новости — приехал Тихон. Варвара сообщает, что Катерина «просто сама не своя сделалась… Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!». Варвара боится, что она «бухнет мужу в ноги да и расскажет все». Опять начинается гроза. Явление 4 Появляются Кабаниха, Тихон, Катерина и Кулигин. Катерина пугается грозы, считает это Божьей карой, которая должна обрушиться на нее. Она замечает Бориса, пугается еще больше, ее уводят. Кулигин обращается к толпе: гроза — это не кара, а благодать, не надо ее бояться. Борис выходит и со словами: «Пойдемте, здесь страшно», уводит Кулигина.
Явление 5 Катерина слышит, как люди замечают, что гроза неспроста и что обязательно кого-нибудь убьет. Она уверена, что убьет ее, и просит за нее молиться. Явление 6 Появляется сумасшедшая барыня с двумя лакеями. Призывает Катерину не прятаться, не бояться кары Божьей, молиться, чтобы Бог отнял красоту: «в омут с красотой-то!» Катерине мерещится геенна огненная, она обо всем рассказывает родным, кается. Кабаниха торжествует: «Вот к чему воля-то ведет!» Действие 5 Декорация первого действия. Сумерки. Явление 1 Кулигин сидит на лавочке. Появляется Тихон, рассказывает, что ездил в Москву, всю дорогу пил, «чтобы уж на целый год отгуляться», а про дом ни разу не вспомнил. Жалуется на измену жены, говорит, что ее убить мало, надо, как советует маменька, живою в землю закопать. Затем признается, что ему жалко Катерину — «побил немножко, да и то маменька приказала». Кулигин советует ему простить Катерину и не поминать никогда про ее измену. Тихон сообщает, что Дикой отсылает Бориса в Сибирь на три года, будто бы по делам, рассказывает, что Варвара убежала с Кудрявом. Появляется Глаща, сообщает, что Катерина куда-то пропала. Явление 2 Появляется Катерина. Ей хочется увидеть Бориса, чтобы проститься с ним. Она горюет, что «ввела его и себя в беду», что тяжек суд людской, что ей было бы легче, если бы ее казнили. Входит Борис. Явление 3 Борис сообщает, что его отсылают в Сибирь. Катерина просит взять ее с собой, говорит, что муж пьет, что он ей постыл, что для нее его ласки хуже побоев. Борис оглядывается, боится: «как бы нас здесь не застали», отвечает: «Нельзя мне, Катя! Не по своей воле еду: дядя посылает». Катерина понимает, что ее жизнь кончена, обращается к Борису: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай; всякому подай, да прикажи, чтобы молились за мою грешную душу». Борис отвечает, что ему тоже тяжело расставаться с Катериной. Уходит.

Явление 4 Катерина не знает, куда ей идти: «Да что домой, что в могилу!.. В могиле лучше… И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!» Подходит к берегу: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Явление 5 Появляются Кабаниха, Тихон и Кулигин. Кулигин утверждает, что «здесь видели» Катерину. Кабаниха настраивает Тихона против жены. Люди с берега кричат: женщина в воду бросилась. Кулигин бежит на помощь. Явление 6 Тихон пытается бежать вслед за Кулигиным, Кабаниха его не пускает, говорит, что проклянет, если пойдет. Кулигин с людьми приносят мертвую Катерину: она бросилась с высокого берега и разбилась. Явление 7 Кулигин: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Тихон завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..»

Действие 3

Кабаниха с Феклой размышляют о ритме жизни. Обе сходятся во мнении, что Москва не для них.

Дикой, изрядно приняв на грудь, проходя мимо, решил остановиться и посудачить с соседями. Между ним и Кабанихой завязалась перепалка. Поняв, что погорячился, Дикой стал извиняться, оправдывая себя тем, что с утра его довели до бешенства рабочие, требовавшие с него зарплату.

Борис скучает по Катерине. Они давно не виделись. Кулигин как всегда восхищается природой, но между делом успевает заметить, что хорошо живется только богатым за счет бедных, которых они обворовывают.

Варвара с Кудряшом, не скрывая чувств, целуются у всех на глазах. После ухода Кудряша с Кулигиным, она назначает встречу Борису в овраге, куда обещала привести Катерину.

На месте встречи оказались и Кудряш и Борис. Между ними начинается спор. Никто не хочет уступать место свидания.

Борис признается, что влюблен. Кудряш догадывается о ком идет речь.

Варвара уходит вместе с Кудряшом. Борис ждет Катерину. Девушка приходит на свидание, но с упреками, что он загубил ее честь. Ей страшно жить дальше. Борис предлагает не забивать голову дурными мыслями, а просто наслаждаться каждым днем, проведенным вместе. Они признаются друг другу в любви.

Влюбленные назначают встречу на следующий день.

Реальная версия создания сюжетной линии


Выше описанный миф был разоблачен в начале двадцатого столетия. Ученые взялись за пьесу и сопоставили даты происходящего, в которых имеется огромное количество несовпадений. К примеру, ситуация, которая произошла в населенном пункте Кострома, относится к ноябрю, а создана и отдана в печать пьеса была еще в начале октября. Это свидетельствует о том, что Островский просто-напросто не мог написать то, чего на самом же деле еще не произошло.
Творческий путь пьесы «Гроза» от этого не менее интересен. Некоторые научные деятели выдвигают предположение, что писатель предугадал развитие будущих событий и предсказал судьбу простой костромской девушки, проживающей в аналогичных условиях. Возможно, обоих героев – реальную и вымышленную девушек – мучила именно та духота, которая сложилась в их жизни, а также строгие порядки в поведении и безысходность происходящей ситуации.

Следует отметить, что не нужно считать Сашу и Катю одинаковыми личностями. Истории не известны подробности гибели реальной девушки, возможно, она решила лишиться жизни из-за бытовых проблем, нежели по глубинным личностным конфликтам, таким как у персонажа из пьесы.

Наилучшим образом исполнила роль известная на то время актриса Любовь Косицкая. Она наиболее точно вошла в жизненную ситуацию персонажа. Ее настоящая жизнь чем-то напоминает жизнь главной героини. Стоит отметить, что у Островского и Косицкой завязывались отношения, хотя у актрисы была своя семья. Любовь Павловна родилась в Поволжье и в малолетнем возрасте сбежала от родителей для поиска лучшей жизни. По сюжету произведения отслеживаются некоторые особенности, которые взяты из жизни актрисы. К примеру, сцена сна Кати (главной героини) записана со слов актрисы.

История создания пьесы весьма интересна и занимательна. Вокруг нее «ходит» множество легенд и мифов, а также личных драм. Премьера произведения «Гроза» пришлась на шестнадцатое ноября 59-го года девятнадцатого века на главной сцене «Малого» театра.

Действие 4

Дождь льет как из ведра. Людям приходится скрываться от ливня в галерее, на стенах которой висят картины с изображением Страшного Суда.

Кулигин просит одолжить денег у Дикого. Он загорелся устройством громоотводов. Дикой отказывает ему, обзывая безбожником.

Кулигин уходит, но обещает вернуться и поставить точку в разговоре, когда у него в кармане будут шелестеть денежки не меньше миллиона. Гроза затихла.

Неожиданно домой возвращается Тихон. Поведение жены ему не нравится. Катерина сама не своя. Кабаниха подливает масла в огонь. Гроза вновь напомнила о себе.

Кулигин с Кабанихой, Катериной и Тихоном выходят из дома. Гроза напугала девушку. Она считает, что бог ее наказывает за грехи. Увидев Бориса, ей стало еще страшней. Люди в толпе шушукаются, что гроза никогда не бывает просто так. Катерина почти уверена, что разряд молнии убьет ее. Девушка начинает шепотом молиться.

Кулигин в отличие от других радуется грозе. Он представляет, как оживет травушка, деревце, цветочек. Барыня в сопровождении лакеев подошла к Катерине. Она кричит ей, чтобы она не пряталась. Это не поможет. Пусть лучше просит у Бога забрать красоту. Единственный способ искупить грехи.

Катерина в порыве исступления рассказывает мужу и свекровке о связи с Борисом.

Пересказ пьесы очень кратко

Катерина, главная героиня, чувствует себя в доме супруга и свекрови, как птица в клетке. До замужества она была любимой дочерью, жила в ласке, воспитывалась в духе свободы.

Существование в доме Кабановых для нее нестерпимо. Деспотичная Кабаниха грызет ее денно и нощно, а муж не может постоять не только за нее, но даже за себя. Катерина чувствует, что уже не любит Тихона, и укоряет себя в этом. Неудивительно, что она влюбляется в заехавшего к ним в город Бориса.

Она не в силах противостоять своему чувству. Около десяти дней, пока муж занимался делами в отъезде, длилось ее счастье. Но, будучи честной и принципиальной, она призналась в своей измене членам семьи. Однако Борис уехал и бросил свою возлюбленную, поскольку и он оказался слаб перед обстоятельствами. Терзаемая душевной болью, Катерина во время сильной грозы бросается с высокого берега в Волгу.

Что происходило в четвертом действии?

Изначально стоит отметить, что дальнейший сюжет пьесы разворачивается спустя десять дней. На сцене показано гулянье жителей населенного пункта, на горизонте надвигается непогода (формируется гроза). Дикой и Кулигин по-прежнему спорят. Кулигин просит у Дикого денег на развитие, чтобы пустить их на благородное дело. Дикой не желает расставаться с деньгами, и с повышенным тоном отказывает в просьбе. Он не понимает, что изобретение, именуемое «громоотвод», будет создаваться во благо и поможет предоставить человеку дополнительный источник энергии. Гроза все ближе и жители начинают расходиться по домам.

У Кати предчувствие о надвигающейся смерти не пропадает. Её муж замечает, что с Екатериной что-то не так и просит её покаяться в грехах, но разговор прерывает Варя. Из толпы людей, гуляющих на празднике, выходит Борис и здоровается с Кабановым. Марфа пристально смотрит за всем происходящим, поэтому Варвара просит Бориса уйти.

Кулигин начинает рассказывать про грозу и уверяет, что стихия безвредна и не способна навредить человеку, но жители его не слушают и бурно обсуждают непогоду. Екатерина говорит Тихону, что скоро умрет. Никто не понимает, что в душе у Кати очень много страданий. Тихон отправляет Екатерину домой, а Варя пытается её успокоить.

Теперь на сцену выходит Барыня и рассказывает Екатерине о том, что от бога не уйдешь и умирать лучше красивой. Эти слова заставляют Катю признаться во всем мужу и своей свекрови. Она говорит, что всё время отсутствия мужа тайком общалась с Борисом.

гроза | Определение, типы, структура и факты

гроза

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
C. T.R. Уилсон
Похожие темы:
молния ливень микровзрыв гром шаровая молния

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

гроза , сильное кратковременное нарушение погоды, которое почти всегда связано с молнией, громом, плотными облаками, проливным дождем или градом и сильным порывистым ветром. Грозы возникают, когда слои теплого влажного воздуха поднимаются большими быстрыми восходящими потоками в более прохладные области атмосферы. Там влага, содержащаяся в восходящем потоке, конденсируется с образованием возвышающихся кучево-дождевых облаков и, в конечном итоге, осадков. Затем столбы охлажденного воздуха опускаются к земле, ударяя о землю сильными нисходящими потоками и горизонтальными ветрами. При этом на облачных частицах (каплях воды и льду) накапливаются электрические заряды. Грозовые разряды возникают, когда накопленный электрический заряд становится достаточно большим.

Молния нагревает воздух, через который она проходит, так сильно и быстро, что возникают ударные волны; эти ударные волны слышны как хлопки и раскаты грома. Иногда сильные грозы сопровождаются вращающимися воздушными вихрями, которые становятся концентрированными и достаточно мощными, чтобы образовывать торнадо.

Узнайте, как быстрые восходящие потоки теплого воздуха формируют кучево-дождевые облака, вызывающие проливные дожди и молнии

Просмотреть все видео к этой статье

Наблюдайте за плотностью вспышек молний в типичный год с самой высокой частотой в Южной Америке, Африке и Австралазии

См. все видео к этой статье

Знать о разработке модели прогнозирования грозы, которая может работать на ноутбуке

Посмотреть все видео к этой статье

Известно, что грозы случаются почти во всех регионах мира, хотя они редки в полярных регионах и нечасты на широтах выше 50 ° северной широты и 50 ° южной широты. Поэтому умеренные и тропические регионы мира наиболее подвержены грозам. В США районами максимальной грозовой активности являются полуостров Флорида (более 80 грозовых дней в году, в некоторых районах более 100), побережье Мексиканского залива (60–90 дней в году) и горах Нью-Мексико (50–80 дней в году). В Центральной Европе и Азии в среднем бывает от 20 до 60 грозовых дней в году. Было подсчитано, что в любой момент в мире происходит около 1800 гроз.

В этой статье рассматриваются два основных аспекта гроз: их метеорология (т. е. их формирование, структура и распространение) и их электризация (т. е. образование молнии и грома). Для отдельного освещения связанных явлений, не охваченных в данной статье,

см. торнадо, шаровая молния, бисерная молния, красные спрайты и синие джеты.

Формирование и структура грозы

Вертикальное движение атмосферы

Наиболее кратковременные, но сильные возмущения ветровых систем Земли связаны с большими областями восходящего и нисходящего воздуха. Грозы не являются исключением из этой закономерности. С технической точки зрения считается, что гроза развивается, когда атмосфера становится «неустойчивой к вертикальному движению». Такая нестабильность может возникнуть всякий раз, когда относительно теплый и легкий воздух перекрывается более холодным и тяжелым воздухом. В таких условиях более холодный воздух имеет тенденцию опускаться, вытесняя более теплый воздух вверх. Если поднимается достаточно большой объем воздуха, возникает восходящий поток (сильный поток восходящего воздуха). Если восходящий поток влажный, вода будет конденсироваться и образовывать облака; конденсация, в свою очередь, высвобождает скрытую тепловую энергию, еще больше подпитывая восходящее движение воздуха и увеличивая нестабильность.

Викторина «Британника»

Молния: правда или вымысел?

Защищены ли небоскребы от ударов молнии? Помогают ли кристаллы льда в производстве молнии? Узнайте больше о самом электрическом явлении в природе в этой викторине.

Как только в нестабильной атмосфере начинается восходящее движение воздуха, поднимающиеся порции теплого воздуха ускоряются по мере того, как они поднимаются в более прохладной среде, потому что они имеют более низкую плотность и более плавучие. Это движение может создать схему конвекции, при которой тепло и влага передаются вверх, а более холодный и сухой воздух переносится вниз. Области атмосферы, где относительно сильно вертикальное движение, называются ячейками, а когда они несут воздух в верхнюю тропосферу (самый нижний слой атмосферы), их называют глубинными ячейками. Грозы возникают, когда глубокие ячейки влажной конвекции организуются и сливаются, а затем вызывают осадки и, в конечном итоге, молнии и гром.

Движение вверх может быть вызвано различными способами в атмосфере. Обычный механизм заключается в нагреве поверхности земли и прилегающих слоев воздуха солнечным светом. Если поверхностный нагрев достаточен, температура самых нижних слоев воздуха будет повышаться быстрее, чем температура верхних слоев, и воздух станет нестабильным. Способность земли быстро нагреваться является причиной того, что большинство гроз формируются над сушей, а не над океанами. Неустойчивость может возникать и тогда, когда слои холодного воздуха нагреваются снизу после того, как они перемещаются над теплой поверхностью океана или над слоями теплого воздуха.

Горы также могут вызывать движение атмосферы вверх, действуя как топографические барьеры, заставляющие подниматься ветры. Горы также действуют как высокоуровневые источники тепла и нестабильности, когда их поверхности нагреваются Солнцем.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Огромные облака, связанные с грозами, обычно начинаются как изолированные кучевые облака (облака, образованные конвекцией, как описано выше), которые развиваются вертикально в купола и башни. При достаточной нестабильности и влажности и благоприятных фоновых ветрах тепло, выделяемое при конденсации, еще больше увеличивает плавучесть поднимающихся воздушных масс. Кучевые облака будут расти и сливаться с другими ячейками, образуя густое кучевое облако, простирающееся еще выше в атмосферу (6 000 метров [20 000 футов] или более над поверхностью). В конечном итоге сформируется кучево-дождевое облако с характерной вершиной в форме наковальни, вздымающимися боками и темным основанием.

Кучево-дождевые облака обычно производят большое количество осадков.

CFI Brief: Грозы, БУМ! – Блог «Учись летать»

Сообщение от: CFI 30 апреля 2015 г.

Для возникновения грозы необходимы два основных элемента: влага и теплый, быстро поднимающийся вверх воздух. Вот почему в весенние и летние месяцы с более теплыми условиями вы, как правило, видите увеличение грозовой активности. По данным NOAA, в любой момент времени в мире происходит 1800 гроз, каждая из которых опасна для полета. Средняя гроза длится 30 минут и охватывает примерно 15 миль.

Гроза — местная гроза, вызванная кучево-дождевым облаком. Он всегда сопровождается молнией и громом, обычно с сильными порывами ветра, проливным дождем, иногда градом. Для образования грозы необходимы три условия: достаточное количество водяного пара, нестабильная скорость градиента и начальный восходящий импульс (подъемное действие). Первоначальный подъем вверх может быть вызван подогревом снизу, фронтальным подъемом или механическим подъемом (ветер, дующий воздухом вверх по склону горы).

Существует три стадии грозы:

  1. Кучевая стадия характеризуется непрерывными восходящими потоками, и эти восходящие потоки создают области низкого давления.
  2. Зрелая стадия характеризуется восходящими и нисходящими потоками внутри облака. Осадки внутри облака способствуют развитию этих нисходящих потоков, а начало дождя у основания облака сигнализирует о начале стадии зрелости. Грозы достигают наибольшей интенсивности во время зрелой стадии.
  3. Стадия рассеяния характеризуется преимущественно нисходящими потоками.

Жизненный цикл грозы.

Грозы, которые, как правило, представляют наибольшую опасность для самолетов, называются шквалистыми грозами. Эти не фронтальные узкие полосы гроз часто развиваются перед холодным фронтом. Встроенные грозы — это те, которые скрыты массивными слоями облаков и не видны.

Большинство всех тестов знаний FAA во время вашего обучения будут содержать некоторые вопросы, связанные с грозами, поэтому важно понимать эту опасность в полете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *