Гроза джорджоне: «Буря (Гроза)», Джорджоне — описание картины

Гроза Картина Джорджоне

1505-1508 годы. Галерея Академии, Венеция.

Giorgione. Джорджоне, его картины и творчество ►

Искусство Венеции 16-го века
Одним из самых загадочных по своему сюжетному смыслу произведений венецианского художника Джорджоне является картина «Гроза». Размер картины 82 x 73 см, холст, масло. Трудно сказать, на какой конкретный сюжет написана «Гроза». Но сколь бы ни был для зрителя смутным внешний сюжетный смысл, которому, видимо, ни сам художник, ни утонченные ценители и знатоки его искусства того времени и не придавали решающего значения, ясно ощущается стремление художника через своеобразное контрастное сопоставление образов воспроизвести некое особое состояние души, при всей многогранности и сложности ощущений отличающееся цельностью общего настроения. Может быть, эта одна из первых работ зрелого мастера еще чрезмерно усложнена и внешне запутанна по сравнению с его более поздними произведениями.

И все же все характерные черты зрелого стиля Джорджоне в ней вполне явственно себя утверждают.

Картина «Гроза» воистину революционна по своей жанровой структуре: главным героем властно становится здесь именно грозовой пейзаж с молнией на заднем плане, а фигуры (мужчины слева и полунагой женщины, кормящей ребенка справа) превращаются почти что в чистый стаффаж, хотя, несомненно, и наделены своей, до сих пор неясной, сюжетной ролью (возможно, это Адам и Ева после Грехопадения). Фигуры расположены уже в самой пейзажной среде, хотя еще в пределах переднего плана. Удивительно тонко показано многообразие жизни природы: блеснувшая молния из тяжелых туч; пепельно-серебристые стены зданий далекого города; мост, перекинутый через реку; воды, то глубокие и недвижные, то текущие; вьющаяся дорога; то стройно хрупкие, то пышные деревья и кусты, а ближе к переднему плану – обломки колонн.

В этот странный, фантастичный в своих сочетаниях и такой правдивый в деталях и общем настроении пейзаж художником вписаны загадочная фигура обнаженной, с накинутым на плечи платком женщины, кормящей грудью ребенка, и юноша пастух.

Все эти разнородные элементы образуют своеобразное, несколько загадочное целое. Мягкость аккордов, приглушенная звучность красок, как бы окутанных характерным для предгрозового освещения полусумеречным воздухом, создают определенное живописное единство, в пределах которого и развиваются богатые соотношения и градации тонов. Оранжево-красное одеяние юноши, его мерцающая зеленовато-белая рубаха, нежный голубоватый тон белой накидки женщины, бронзовая оливковатость зелени деревьев, то темно-зеленая в глубоких заводях, то мерцающе сияющая в быстрине вода реки, тяжелый свинцово-синий тон туч – все окутано, объединено одновременно и очень жизненным и сказочно загадочным светом.

Почему обнаженная женщина, кормящая грудью ребенка, изображена в открытом пространстве, в глубине которого на небе сверкает молния? Является ли эта композиция просто предлогом для изображения поэтического пейзажа или заключает в себе более глубокий смысл? Достаточно трудно объяснить, почему эти столь противоположные фигуры оказываются здесь как-то непонятно объединенными внезапным отзвуком далекого грома и блеснувшей змеей молнии, осветившей призрачным светом настороженно притихшую в ожидании природу.

По поводу значений картины был выдвинут целый ряд концепций, но ни одна из них не дает абсолютно убедительной трактовки ее содержания. И тем не менее, картина «Гроза» глубоко поэтично передает сдержанное волнение человеческой души, пробужденной от своих грез отзвуками далекого грома.

Перейти к следующей работе мастера ►

«Гроза» Джорджоне и ее толкование: художник, заказчики, сюжет

Интерпретация двух самых известных и загадочных картин венецианского живописца Джорджоне: «Гроза» и «Три философа» — задача, которую пытались решить несколько поколений исследователей. В книге Сальваторе Сеттиса, многократно переизданной и впервые публикуемой на русском языке, автор критически анализирует существующие научные подходы, которые отражают ключевые методологические повороты и конфликты в истории искусствознания XX века. Сеттис тщательно работает с историческими источниками, помогающими составить представление о политическом контексте эпохи, в которой жил Джорджоне и его заказчики, об обстоятельствах общественной и частной жизни Венеции начала XVI века, повлиявших на стилистические инновации художника.

Рассмотрев различные версии истолкования «Грозы», Сеттис предлагает собственную оригинальную разгадку картины, учитывающую все детали этого творческого «пазла». Сальваторе Сеттис — итальянский искусствовед, археолог и филолог, президент Научного совета Лувра, бывший руководитель Исследовательского института Гетти и Высшей нормальной школы в Пизе.

История

Издательство сформировалось в 1992 году, его бессменный главный редактор – филолог и историк культуры Ирина Дмитриевна Прохорова. Неслучайно, что «НЛО» возникло именно в такое переходное время: издательство стало верным проводником читающего общества к новым эстетическим ориентирам и горизонтам, именам и институтам, впервые прозвучавшим на русском языке.

Книги «Нового литературного обозрения» включаются в образовательные программы высших учебных заведений как в России, так и за рубежом, вдохновляя все новые поколения исследователей на открытия и откровения. Так что интеллектуальный ореол вокруг издательства неслучаен и с лихвой заслужен. Открытые редакцией «НЛО» произведения с завидным постоянством оказываются в шорт-листах литературных премий (например, в 2001 году в шорт-лист премии имени Андрея Белого вошли аж четыре книги «НЛО»), а сама Прохорова становилась лауреатом государственных премий и ордена «Кавалера искусств и литературы» Франции.

Книжные серии

В активе издательства около тридцати книжных серий, каждая из которых ценна по-своему – будь то современный подход к изучению российской истории в серии «Historia Rossica»; важные киноведческие хроники в «Кинотекстах»; драматургические антологии, позволяющие дистанционно посетить театры разных стран – от Израиля до Финляндии; дискурсы искусства в век новых технологий в «Очерках визуальности»; творческое наследие литературоведов в «Гуманитарном наследии»; художественная серия с неподдающимися огранке алмазами вроде Оксаны Васякиной, Линор Горалик, Александра Стесина; «Гендерные исследования», вскрывающие проблемы гендерной идентичности и репрезентации; легендарная «Культура повседневности».

.. Перечислять можно бесконечно. И какую серию ни возьми, каждая из них представляет собой тонко выстроенный баланс между актуальностью и исследовательской преемственностью, между смелостью и почтением к науке прошлого, на основе которой и формируются понятия новые.

Помимо книг, «НЛО» занимается и выпуском периодических изданий. Это собственно журнал «Новое литературное обозрение», хроникально отображающий события и тенденции мира литературы; «Неприкосновенный запас», являющийся площадкой для общественных дискуссий сегментов гуманитарного общества; и «Теория моды», в которой впервые в России феномен моды был исследован с культурологической точки зрения.

Но формирование интеллектуального круга на этом не заканчивается. «Новое литературное обозрение» организовывает четыре международные научные конференции – Большие банные чтения, Малые банные чтения, «Теория моды» и «Российский гуманитарный форум».

За что мы любим «НЛО»?

Во-первых, это наши соседи (петербургское представительство «НЛО» находится прямо напротив нас, на Литейном, 60!), и мы любим бегать туда в выходные и на обеде – просто потому что приятно побыть среди единомышленников. Во-вторых, мы же постоянно голодные – не только до обедов, но и до знаний, причем абсолютно из разных сфер. Поэтому мы ценим, любим и штудируем издания «Нового литературного обозрения». Что тут скажешь, для восхищения бывает довольно одного лишь взгляда на черно-белые обложки серии «Научная библиотека». В-третьих, мы всегда счастливы, когда авторы «НЛО» проводят у нас презентации своих книг. Совсем недавно у нас побывали, например, Оксана Васякина, Николай Эппле и Кира Долинина.

Буря, Джорджоне: анализ, значение

ОЦЕНКА ИСКУССТВА


Для анализа картин
художников Высокого Возрождения
в Венеции, таких как Джорджоне,
см. наши образовательные статьи:
Оценка искусства и
Как ценить картины.

Слава Джорджоне, важного участника к венецианской живописи в эпоху Высокого Возрождения, опирается главным образом на его таинственные, поэтические картины, такие как Буря . Хотя работа написана как пейзажная картина, она также содержит фигуры. а также множество сложных аллюзий, вызывающих у Джорджио Вазари (1511-1574) — биограф итальянского Ренессанс — признать, что никогда до конца не понимал свои картины. Тренировал Джованни Беллини, «отец венецианской школы», Джорджоне разработал свой собственный стиль рисования с мягким фокусом, который — мало чем отличается от Леонардо да Винчи — включил больше пейзажа, чем обычно, и более постепенный применение цвета. В отличие от многих других высоких Художники эпохи Возрождения венецианской школы, которые предпочитали более чувственный и менее интеллектуальный подход к искусству, Джорджоне стремился наполнить свои работы с рядом скрытых смыслов, больше соответствующих Леонардо, Микеланджело и другие художники флорентийской Ренессанс (1400-1500). (См. сравнение между

цветной и disegno . ) Тем не менее, точное значение Буря продолжает ускользать от художников и искусства критики одинаковые. Хотя его загадочная природа, безусловно, увеличивает его ценность, картина важна в основном по двум причинам. Во-первых, это один из первые произведения, в которых главную роль играет пейзаж. Во-вторых, оба его композиция и колорит делают его одним из самых лиричных и атмосферных работы венецианца Ренессанс. Он намного пережил своего создателя, умершего от чумы. в возрасте 33 лет.

По общему мнению, по заказу венецианца. дворянин Габриэле Вендрамин, Буря — один из самых ранних картины, в которых преобладает пейзаж, несмотря на его аллегорические мотивы. Как новаторский пейзаж он стоит в одном ряду с такими работами, как « Путешествие в Подземный мир (1522) и Отдых на пути в Египет (1515) (оба музея Прадо, Мадрид), Иоахим Патенье (1485-1524). Обе работы Патенье религиозны. картины, но в обоих преобладают пейзажи.

Буря — картина из двух (кажущиеся не связанными) половинки — передний план и задний план. На переднем плане, справа обнаженная женщина сидит на небольшом берегу с видом на ручей. Она прижимает ребенка к груди. Она использует свое бедро, чтобы дать больше покрытие и защита для ребенка. На противоположной стороне потока модно одетый молодой человек с посохом остановился, чтобы посмотреть на женщина. Он улыбается ей, но женщина смотрит на зрителя, а не на у мужчины. Его двухцветный трикотаж, кажется, идентифицирует его как члена Campagnia della Calza (Соратники Ордена Чулок), братство молодых аристократов в Венеции.

Примечание: Рентгеновский анализ показывает, что первоначально вторая обнаженная женщина стояла вместо мужской фигуры перед Джорджоне. стер это.

За двумя фигурами обрубок каменной кладки. увенчан двумя сломанными столбами. Нет единого мнения об их значении или значение. Если картина представляет собой христианскую аллегорию или произведение Библейское искусство, столбы могут символизировать истины, поддерживающие церковь, после слов в Книге Иова: «Бог, сотрясающий землю с места ее, так что столпы трепещут» (Иов 9:6). Если правда, то столбы сломаны предполагает, что христианство потерпело значительную неудачу. (См. ниже подробнее.)

Фон является частью того же ландшафта как две фигуры у ручья, но кажется как-то раздельно. В любом Скорость его состоит целиком из ландшафта — как сельского, так и городского. ручей расширился, образовав реку, которую пересекает единственный мост. Там несколько прекрасных зданий рядом с рекой, которые кажутся частью город с храмом. Идентификация города неясна: некоторые историки считают, что это Падуя; другие считают, что это символизирует Небеса.

В небе над городом собирается гроза. Видна молния, и вызывающее воспоминания использование Джорджоне аквамарина и других синий и зеленый цвета — нанесены по технике Леонардо сфумато — создает общее ощущение надвигающейся обреченности. Согласно нескольким ст. историки, это относится к грядущему конфликту, такому как война Лиги Камбре (1508-1516), между Венецией и Камбрейской лигой, антивенецианский союз, организованный папой Юлием II. Однако другие искусствоведы связывают это к библейским историям, таким как «Бегство из Египта». Как ни странно, ни мужчина или женщина, кажется, обеспокоены или затронуты штормом.

На картине также есть не менее двух другие символы, оба очень трудно различить. На одном изображен Лев Святой Марк, символ Венеции; другой изображает четыре колеса (или телега), который раньше был гербом семьи Каррара из Падуи. К сожалению, Падуя была аннексирована Венецией во время военных действий в 1406 году. а семья вымерла в 1435 году.

Для получения дополнительной информации об искусстве 16-го века в Венеции, см.: Венецианские алтари. (1500-1600) и венецианский Портретная живопись (1400-1600). Смотрите также: венецианский Рисунок (1500-1600).

 

В чем смысл бури?

Существует множество теорий о значении этой картины. Одна теория предполагает, что это было нарисовано как предупреждение правители Венеции, чтобы избежать войны. В этой теории город Венеция и грозящая буря — это надвигающийся конфликт с возглавляемой Папой Лигой Камбре. Ссылка на Падую и семью Каррара принадлежит Джорджоне. можно сказать — если вы не сделаете выбор в пользу мира, Венеция пострадает так же, как семья Каррара пострадала в предыдущих военных действиях с Венецией.

Другая теория предполагает, что город в на картине изображены Небеса, а фигуры изображают Адама и Еву. (Очевидно оригинальная вторая женщина здесь проблема.) В этой теории буря представляет собой изгнание Адама и Евы из рая.

Для анализа еще одного великого шедевра Джорджоне, см.: Спящий Венера (1510, Gemaldegalerie Alte Meister, Дрезден).

Прочее Описание венецианских картин

Для интерпретации других венецианских картины 15-16 веков см. в следующих статьях:

Экстази Святого Франциска (1480 г.) Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Джованни Беллини.

Портрет дожей Леонардо Лоредан (1502 г.) Национальная галерея, Лондон.
Джованни Беллини.

Сан Алтарь Заккарии (1505 г.) С. Заккария, Венеция.
Джованни Беллини.

Предположение Богородицы (1516-18) С. Мария Глориоза деи Фрари, Венеция
Автор Тициан.

Венера Урбино (1538 г.) Галерея Уффици, Флоренция.
Тициан.

Папа Павел III со своими внуками (1546 г.) Музей Каподимонте, Неаполь,
г. Тициан.

«Буря» Джорджоне в Эрмитаже

В рамках серии выставок «Шедевры Эрмитажа в мире» в Аполлоновом зале Зимнего дворца шедевр Джорджоне покажет «Гроза» из Галереи Академии в Венеции.

Джорджоне
шторм. Около 1502-1503 гг.
Источник:

hermitagemuseum.org

В Аполлоновом зале Зимнего дворца открывается новая выставка из серии «Шедевры Эрмитажа в мире», которая представлена ​​картиной известного венецианского мастера Эпоха Возрождения, Джорджо да Кастельфранко «Буря» из собрания Галереи Академии в Венеции.

Только второй раз в своей истории «Буря» выехала за пределы Италии и впервые экспонируется в России. Выставка приурочена к переезду Италией в Россию и России в Италии и подготовлена ​​Государственным Эрмитажем, Министерством культурного наследия и культурной деятельности Италии, Посольством Италии в Москве и Специальным управлением по охране объектов художественного , историко-этноантропологического и наследственного управления и музеев Венеции и объединенных городов побережья Лагуны.

«Буря» Джорджоне — одно из самых удивительных, поэтичных и в то же время загадочных произведений венецианского мастера. Первоначально картина принадлежала сенатору Габриэле Вендрамину, затем сменила нескольких владельцев, была продана итальянскому князю Джованелли. Состояние в 1932 году после запрета на вывоз ткани из страны.С этого времени «Гроза» Джорджоне находится в галерее Академии в Венеции.

Сюжет картины до сих пор не разгадан.В эпоху романтизма в ней видели иллюстрации к биографии художника, новейшие эпизоды из классической мифологии, библейские сюжеты, новеллы Боккаччо современного произведения Джорджоне, изданные в Венеции.

в пейзаже с видом на небольшой городок на берегу реки — притихшую в ожидании грозы и встревоженную природой молодой женщины, кормящей ребенка грудью. Никогда еще в итальянском искусстве Джорджоне не появлялось произведения, где пейзаж берет на себя роль не менее важную, чем люди: мир человека и мир природы предстают в тесной связи.

«Буря» Джорджоне посетит Эрмитаж месяц. А в сентябре, в обмен на великолепную картину, в галерее Академии в Венеции, на выставку, посвященную творчеству Лоренцо Лотто, привезли двух замечательных мастеров из коллекции Эрмитажа — » Семейный портрет» и «Мадонна в действительности Грацие» еще не выставлялись за пределами дома-музея.0014

хранитель Эрмитажа — Артемьева Ирина Сергеевна, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства, кандидат искусствоведения, директор фонда «Эрмитаж-Италия».

Источник: hermitagemuseum.org .ru, 2023


Внимание!Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *