Гроза добролюбов темное царство: Темное царство в пьесе «Гроза»

Темное царство в пьесе «Гроза»

Первый вариант сочинения

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда русское общество задавалось вопросом о дальнейшей судьбе России. Сам автор разочаровался в патриархальном укладе и в идеях построить на его основе процветающее государство. Поэтому проблемы, освещённые в «Грозе» свидетельствуют о несовершенстве именно этих порядков, и таких же городов, как Калинов.

Судьба Катерины

Кадр из фильма “Гроза”. 1933

Детство и юность Катерины были счастливыми и радостными, но после замужества всё изменилось. Жизнь в доме мужа сделала её существование невыносимым, несмотря на то, что Катерина отдавала всю себя, для того чтобы наладить отношения с новой семьёй.

Тихон беспрекословно подчинялся воле своей деспотичной матери, которая считала, что взаимоотношения внутри крепкой семьи должны основываться на страхе. Кабаниха следовала патриархальным устоям, которые стали частью её образа жизни. Её очень волновало мнение окружающих. Марфа Игнатьевна боялась выглядеть неправильно в глазах других людей, поэтому старалась во всём следовать патриархальным традициям. А Катерина не могла соблюдать подобные порядки, потому что они противоречили её искренней натуре и представлениям о полноценной жизни.

Однако мечтам Катерины о крепкой и счастливой семье не суждено было сбыться. Судьба, которая ожидала её в замужестве, была совершенной иной. Ни детей, ни любви в ней не было.

Катерина осознала, что больше не сможет так жить, поэтому решилась на отчаянный поступок, который поможет ей освободиться от ненавистных оков. И именно этот поступок стал камнем преткновения в отзывах критиков о пьесе Островского.

Конфликт между Катериной и городом Калинов

Город Калинов выступает в пьесе символом всей патриархальной России. Не случайно, Н.А. Добролюбов называет его «тёмным царством». Это провинциальный, типичный для того времени городок. Здесь царят жестокие нравы. Все люди в Калинове или бедны или довольствуются своей властью. Единственную угрозу «тёмному царству» представляет Катерина, представляющая собой «луч света», способный рассеять эту тьму. Она не забыла о собственном человеческом начале, её характер поражает своей силой и стойкостью. Добролюбов называл этот характер идеальным.

Катерина, несомненно, представитель новой эпохи. Её протест «тёмной силе» и «миру тихо вздыхающей скорби» состоит в том, что нельзя жить в мире, где всё основано на угнетении и подчинении. Отсюда следует, что конфликт между главной героиней и «тёмным царством» неизбежен.

Главным противником Катерины в этом противостоянии выступает Кабаниха, власть и тирания которой основывается на переиначенном Домострое. По её мнению, крепкая семья должна держаться на страхе и повиновении. Поэтому Катерина, для которой семья основывается на любви и свободе, занимает противоборствующую сторону.

Катерина и «тёмное царство»

Несмотря на то, что Катерина рождена в патриархальном мире, она резко отличается от него и не может принять его законы. Её стремление к свободе противоречит общепринятым в Калинове порядкам. Именно поэтому «тёмное царство» так сильно ненавидит этот «луч света» в лице Катерины, чувствует исходящую от неё угрозу своему существованию.

Благодаря своему детству и полученному воспитанию, Катерине удалось сохранить правильные представления о том, как нужно жить. У неё совсем другие жизненные ценности, непохожие на те, которыми руководствуются жители Калинова. Поэтому стремление «полететь как птица» воспринимается окружающими как непростительный проступок, непременно требующий наказания. И чувство неоспоримой вины неумолимо ведёт Катерину к гибели.


Второй вариант сочинения

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» описана русская действительность 19 века, социальные проблемы и конфликты того времени. В вымышленном городе Калинове, как и во всём государстве, у власти находятся богачи, деспоты и самодуры, которые наживаются на труде простых людей. Таким образом, пустые и жестокие Кабановы и Дикие процветают, а народ еле выживает в этом несправедливом мире. Всё это Н.А. Добролюбов назвал «тёмным царством», и это определение оказалось настолько точным, что остаётся актуальным до сих пор.

Тёмное царство

Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова

Тёмное царство в пьесе «Гроза» – это образ жизни мещанства и купечества России 19 века. В этом обществе главенствующие позиции занимают зажиточные и наглые купцы. Весь мир, в котором находятся вымышленные жители города Калинова, пропитан ложью и жестокостью, а власть принадлежит деспотам и обманщикам. Бедные люди настолько привыкли подчиняться богатым, что это стало уже для них нормой жизни. Поэтому именно в этом мире должен появиться тот долгожданный «луч света», которым стала главная героиня пьесы.

Представители «тёмного царства»

Одним из главных представителей «тёмного царства» является помещик Дикой. Именно его появление становится причиной того, что Кулигин начинает рассуждать о жестоких нравах Калинова. Даже фамилия у этого персонажа говорящая. Автор сравнивает его с диким зверем, настолько он жестокий, бесчеловечный, вспыльчивый и упёртый.

Дикой – настоящий тиран, как в своей семье, так и за её пределами. Он не даёт жизни не только своему племяннику, а и всему простому народу. Дикой очень любит унижать других, тем не менее, люди, знающие об этом, всё равно обращаются к нему за помощью. Это говорит о нежелании местных жителей противостоять окружающей их тьме. Сам же Дикой – глубоко безнравственный человек, но он богат, а поэтому имеет власть над другими.

Недалеко от него ушла и Кабаниха. Марфа Игнатьевна не уступает своему соседу ни в лицемерии, ни в жестокости. Её фамилия также говорит о бездушности и свирепости своей хозяйки. Она издевается над своими домочадцами, заставляет их жить по своим правилам. Особенно достаётся её невестке Катерине, которой из-за этих нападок стал противен родной дом, и опостылела вся жизнь.

Особую роль в пьесе играет образ барыни, которая олицетворяет дух и нравы «тёмного царства». Именно она говорит Катерине, что красота приведёт её в омут. И эти слова вынуждают бедную девушку задуматься о своей участи.

Катерина – луч света в тёмном царстве

Отношение критиков к главной героине пьесы «Гроза» сложилось неоднозначное. Для одних она представляется сильной и решительной личностью, ставшей настоящей угрозой для патриархального мира, а для других – слабой женщиной, которая выбрала гибель, потому что была не в силах себя защитить.

Н.А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве». Прежде всего, она сильно отличается от остальных жителей Калинова своим виденьем картины мира. Несмотря на то, что Катя воспитывалась согласно прежним традициям, у неё совсем другое представление о жизни. Она – добрая, отзывчивая, честная натура с чистой душой. Катерина искренне хочет помогать бедным, служить Богу, вести хозяйство и растить детей. Но это всё оказывается невозможным в «тёмном царстве», где люди постоянно находятся в страхе, пытаясь не обращать внимания на неприглядные стороны жизни. В такой обстановке не получается не то, чтобы быть честным с окружающими, а даже трудно быть честным с самим собой. И, к сожалению, одного «луча» недостаточно, чтобы осветить это «тёмное царство», погрязшее в пороках и лжи.

Катерина ни в ком не может найти того, что было в ней самой. Никто не может понять её, поддержать её идеи. Даже Борис, изображавший родственную душу, оказывается слишком зависимым от общественного мнения.

Получается, что из «тёмного царства» Островского невозможно найти выход. Оно давит на Катерину, заставляет её жить в повиновении. И не оставляет ей другого выбора, кроме как покончить жизнь самоубийством, для того чтобы обрести долгожданную свободу.

Однако её протест не прошёл бесследно. Катерине удалось положить начало разрушению этого царства, пошатнуть его устои. Вслед за осмелевшим Тихоном, поднимутся с колен другие угнетённые, и у них обязательно получится освободиться от окружающей их тирании. Рано или поздно юди вспомнят о собственном достоинстве, и рассеют тучи, сгустившиеся над «тёмным царством».


Третий вариант сочинения

Драма «Гроза» написана А. Н. Островским в преддверии крестьянской реформы в 1859 году. Автор раскрывает перед читателем особенности социального уклада того времени, характеристику общества, стоящего на пороге знаменательных изменений.

Два лагеря

Действие пьесы разворачивается в Калинове – купеческом городке на берегу Волги. Общество поделилось в нем на два лагеря – поколение старшее и поколение молодое. Они невольно сталкиваются между собой, так как движение жизни диктует свои правила, и сохранить старый строй не удастся.

«Темное царство» – мир, характеризующийся невежеством, необразованностью, самодурством, домостроем, неприятием перемен. Главными представителями становятся купчиха Марфа Кабанова – Кабаниха и Дикой.

Мир Кабанихи

Кабаниха мучает родных и близких беспочвенными упреками, подозрениями и унижениями. Для нее важно соблюдение правил «старины», пусть даже за счет показушных действий. Того же она требует и от своего окружения. За всеми этими законами не приходится говорить хоть о каких-то чувствах по отношению даже к собственным детям. Она жестоко властвует над ними, подавляя их личные интересы и мнения. Весь уклад дома Кабановых основан на страхе. Запугивать и унижать – жизненная позиция купчихи.

Дикой

Еще более примитивен купец Дикой, истинный самодур, унижающий окружающих громкими криками и бранью, оскорблениями и возвышением собственной личности. Почему он так ведет себя? Просто для него это своеобразный способ самореализации. Он хвастает Кабановой, как изощренно поругал того или иного, восхищаясь своим умением придумывать новую брань.

Герои старшего поколения понимают, что их поре приходит конец, что на смену их привычному образу жизни приходит нечто иное, свежее. От этого их злость становится все безудержнее, яростнее.

Поддерживает философию Дикого и Кабанихи странница Феклуша, уважаемая гостья для того и другого. Она рассказывает устрашающие истории о чужих странах, о Москве, где вместо людей ходят некие существа с собачьими головами. Этим легендам верят, не понимая, что тем самым выставляют на показ собственное невежество.

Подданные “темного царства”

Молодое поколение, вернее более слабые его представители, поддаются влиянию царства. К примеру, Тихон, который с детства не смеет сказать матери ни слова против. Сам он страдает от ее гнета, но у него не хватает сил, чтобы противостоять ее характеру. Во многом из-за этого он теряет Катерину, свою жену. И только склоняясь над телом погибшей супруги, он осмеливается обвинить мать в ее смерти.

Племянник Дикого, Борис – возлюбленный Катерины, тоже становится жертвой «темного царства». Он не смог противостоять жестокости и унижениям, начал воспринимать их как само собой разумеющееся. Сумев соблазнить Катерину, он не смог спасти ее. Ему не хватило мужество увезти ее и начать новую жизнь.

Луч света в темном царстве

Получается, что только Катерина выбивается из привычной жизни «темного царства» своим внутренним светом. Она чиста и непосредственна, далека от материальных желаний и устаревших жизненных принципов. Только ей хватает смелости пойти против правил и признаться в этом.

Думаю, что «Гроза» произведение замечательное своим охватом действительности. Автор словно побуждает читателя обратиться вслед за Катериной к правде, к будущему, к свободе.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н. Островского «Гроза». // Лит. в шк. – 1998 г.
  2. Грачёва И.В. Художественная деталь в пьесе Островского «Гроза». // Лит. в шк. – 2003 г.
  3. Егоров Б.Ф. Русский характер // Егоров Б.Ф. От Хомякова до Лотмана. М.: Языки славянской культуры, 2003 г.
  4. Лакшин В.Я. Мудрость Островского // Островский А.Н. Соч. в 3 тт. Т. I. М.: Художественная литература, 1987 г.
  5. Орлов П. Драма Островского «Гроза» в оценке Добролюбова и Писарева. // Лит. в шк. – 1967 г.
  6. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ // Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000 г.

Даниил Романович | Просмотров: 9.9k

Темное царство в пьесе «Гроза» Островского – рассуждение для сочинения по теме

Пьеса Островского «Гроза» вызвала бурную реакцию в сфере литературоведов и критиков. Свои статьи этому произведению посвящали А. Григорьев, Д. Писарев, Ф. Достоевский. Н. Добролюбов спустя некоторое время после выхода «Грозы» в печать написал статью «Луч света в тёмном царстве». Будучи хорошим критиком, Добролюбов подчеркнул хороший стиль автора, похвалив Островского за глубокое знание русской души, и упрекнул других критиков в отсутствии прямого взгляда на произведение. Вообще, взгляд Добролюбова интересен с нескольких точек зрения. Например, критик считал, что в драмах должно показываться пагубное влияние страсти на жизнь человека, поэтому Катерину он называет преступницей.

Но Николай Александрович тем не менее говорит, что Катерина является также и мученицей, ведь её страдания вызывают отклик в душе зрителя или читателя. Добролюбов даёт очень точные характеристики. Именно он назвал купечество «тёмным царством» в пьесе «Гроза».

Если проследить то, как купечество и смежные с ним социальные пласты отображались на протяжении десятилетий, то складывается полная картина деградации и упадка. В «Недоросле» Простаковы показаны ограниченными людьми, в «Горе от ума» Фамусовы – застывшие изваяния, которые отказываются жить честно. Все эти образы – предшественники Кабанихи и Дикого. Именно на эти двух персонажах и держится «тёмное царство» в драме «Гроза». Автор знакомит нас с нравами и порядками города уже с первых строк пьесы: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» В одном из диалогов между жителями поднимается тема насилия: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить… А между собой – то, сударь, как живут!

… Враждуют друг на друга». Сколько бы люди ни скрывали того, что происходит внутри семей, остальным и так всё известно. Кулигин говорит, что и Богу здесь давно никто не молиться. Все двери заперты, «чтоб люди не видали, как… своих домашних едят и семью тиранят». За замками – разврат и пьянство. Кабанов ходит пить к Дикому, Дикой практически во всех сценах появляется пьяный, Кабаниха тоже не прочь пропустить рюмку — другую в компании Савла Прокофьевича.

Весь тот мир, в котором живут обитатели вымышленного города Калинова, насквозь пропитан ложью и жульничеством. Власть над «тёмным царством» принадлежит самодурам и обманщикам. Жители настолько привыкли к бесстрастному раболепствовать перед более богатыми людьми, что такой образ жизни является для них нормой. К Дикому часто приходят просить денег, при этом зная, что он унизит их, но не даст нужной суммы. Больше всего негативных эмоций в купце вызывает родной племянник. Даже не из-за того, что Борис льстит Дикому, чтобы получить денег, а потому, что сам Дикой не желает расставаться с полученным наследством. Главные его черты – грубость и жадность. Дикой считает, что раз у него есть большое количество денег, значит, другие должны ему подчиняться, бояться его и при этом уважать.

Кабаниха ратует за сохранение патриархального строя. Она настоящий тиран, способный свести с ума любого, кто ей не нравится. Марфа Игнатьевна, прикрываясь тем, что почитает старые порядки, по сути, разрушает семью. Её сын, Тихон, рад уехать как можно дальше, лишь бы не слышать приказов матери, дочь ни во что не ставит мнение Кабанихи, врёт ей, и в конце пьесы просто сбегает с Кудряшом. Больше всех доставалось Катерине. Свекровь открыто ненавидела невестку, контролировала каждое её действие, была недовольна любыми мелочами. Наиболее показательной представляется сцена прощания с Тихоном. Кабаниха была оскорблена тем, что Катерина обняла мужа на прощание. Ведь она женщина, а, значит, всегда должна быть ниже мужчины. Удел жены – бросаться мужу в ноги и рыдать, моля о скором возвращении. Катерине не нравится такая точка зрения, но она вынуждена покориться воле свекрови.

Добролюбов называет Катю «лучом света в тёмном царстве», что тоже очень символично. Во-первых, Катерина отличается от жителей города. Она, хоть и воспитывалась по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет другое представление о жизни. Катерина добра и чиста. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке всё это кажется невозможным из-за одного простого факта: в «тёмном царстве» в «Грозе» невозможно обрести внутреннее спокойствие. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным перед самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, согласно законам физики, должен отражаться от какой-либо поверхности. Также известно, что чёрный цвет имеет способность поглощать остальные цвета. Подобные законы применимы и к ситуации с главной героиней пьесы.

Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «порядочно образованный человек», не смогли бы понять причину внутреннего конфликта Кати. Ведь даже Борис боится общественного мнения, он зависим от Дикого и возможности получения наследства. Он также связан цепью обмана и лжи, ведь Борис поддерживает идею Варвары обманывать Тихона, чтобы сохранить тайные отношения с Катериной. Применим здесь и второй закон. В «Грозе» Островского «тёмное царство» настолько всепоглощающе, что из него невозможно найти выход. Оно съедает Катерину, заставляя принять на себя один из страшных с точки зрения христианства грехов – самоубийство. «Тёмное царство» не оставляет другого выбора. Оно найдёт её где угодно, даже если бы Катерина сбежала с Борисом, даже если бы ушла от мужа. Недаром Островский переносит действие в вымышленный город. Автор хотел показать типичность ситуации: такая обстановка была характерна всем городам России. Но только России ли?

Неужели выводы так неутешительны? Власть самодуров понемногу начинает слабнуть. Это чувствует Кабаниха и Дикой. Они чувствуют, что вскоре их место займут другие люди, новые. Такие как Катерина. Честные и открытые. И, возможно, именно в них возродятся те старые обычаи, которые усердно защищала Марфа Игнатьевна. Добролюбов писал, что финал пьесы нужно рассматривать в положительном ключе. «Нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе. Жить в «тёмном царстве» хуже смерти». Этому становятся подтверждением слова Тихона, который впервые открыто противостоит не только матери, но и всему порядку города. «Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».

Определение «тёмного царства» и описание образов его представителей пригодятся ученикам 10 классов при написании сочинения на тему «Темное царство в пьесе «Гроза» Островского».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Дв Паломник

    19/19

  • Лариса Маслова

    19/19

  • Ирина Ниценко

    19/19

  • Патиша Мугутдинова

    18/19

  • アーネ ツクリ

    11/19

  • Елена Адышева

    14/19

  • Алиса Миллионова

    19/19

  • Данил Калинин

    17/19

  • Sherzod Toshtemirov

    15/19

  • Виталий Жищенко

    12/19

Почему добролюбовский критик назвал Катерину лучом света. Сочинение «Почему Катерина — «луч света в темном царстве»? (по мотивам пьесы А

Аборт

Реферат по литературе на тему:

Катерина — луч света в темном царстве.

А.Н. Островский — выдающийся драматург, написавший большое количество произведений.Большинство из них — пьесы.Все они посвящены теме купечества и дворянства.В них он описал современное общество: невежественное и покорное.Причем эти определения обращены к двум абсолютно противоположным сторонам, как, например, в драме «Гроза», которой я посвящаю свой рассказ. 0003

Надо сказать, что персонажи в пьесе разделились на две половины. Одна половина — «темное царство», другая — Катерина. На первый взгляд кажется, что у первого тайма есть значительное преимущество, но я думаю, что это не так. Катерина — чрезвычайно сложный герой, в отличие от невежд и невежд, которые окружают усадьбу Кабаниха. Но чем именно он отличается от своего окружения?

Думаю, что все дело в ее идеализации мира и восприятии всего, что с ней происходило после замужества. Но идеалов не бывает! Ни в чем и никогда! Я считаю, что Катерина была неподготовленным человеком. Ведь она воспитывалась в купеческой семье. Но та жизнь сильно отличалась от настоящей жизни, той, которая происходила в доме Кабанихи. Здесь она столкнулась с ложью, ненавистью и несправедливостью.

Сама Катерина говорила, что жила дома как птица и ни о чем не тужила, но после замужества безуспешно боролась со стеной непонимания свекрови.

В родительском доме всегда было много близких к церкви людей. Это сделало Кэтрин религиозной и духовной. Я с детства знала, что такое грех и как не доводить до него. На мой взгляд, излишняя религиозность сделала ее чувствительной и ранимой. Катерина тоже умела слушать: и полезные вещи, и даже бред полусумасшедшей барыни.

Дома Катерина мечтала о настоящей любви, о взаимопонимании. Ведь она хотела быть женой мужа. Но, к сожалению, судьба не предоставила ей возможности найти ее. По законам нашего времени она была замужем за совершенно незнакомым ей человеком. По сравнению с Дикимом и Кабанихой ее муж (Тихон) оказался бесхарактерным человеком.

Она не теряет надежды найти настоящую любовь. И все действия, которые она впоследствии совершает, она совершает во имя любви. И даже вступает в неравный бой с «темным царством».

Можно ли сказать, что эта война проиграна? Я думаю нет. Ведь Катерина смогла сохранить нравственность, волю и разум. Она не поддалась натиску кабанихинского общества. Конечно, самоубийство — самый страшный грех, и я его ни в коей мере не оправдываю. Но в данном случае это был единственный выход.

Катерину можно считать «лучом света», ведь она была единственным человеком, который хотел если не искоренить, то хотя бы попытаться изменить общество домостроения. Я считаю, что своим непослушанием она смогла «осветить» это «темное царство».

Парфенов К.

Определение образа героини драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерины Кабановой как «луч света в темном царстве» принадлежит Н. А. Добролюбову и дано им в критической статье, посвященной анализу драмы. Почему Добролюбов так называет героиню? По мнению критика, Катерина — «сильный русский характер», поражающий «своей противоположностью всем мнимым принципам». С точки зрения окружающих, она «странная, экстравагантная, «каверзная» какая-то, потому что «просто не может принять их взгляды и наклонности». Она правдива: не умеет и не считает нужным скрывать, не терпит «напрасно», дерзко противостоящей свекрови. Она не приемлет двойной стандарт поведения: «с людьми, что без людей, я совсем одна, ничего от себя не доказываю». Она решительна и горда, с детства не терпит обиды, а потому, если она не хочет жить в доме мужа, «если она меня здесь очень тошнит, то меня не удержат ни с какой силой»,» …даже если ты меня порежешь!». Добролюбов видит в этом стремление к свободе, к духовному раскрепощению — отсюда образ птицы в неволе, мечтающей о свободе: «Почему люди не летают?» Но ее природные наклонности и действия настолько противоречат правилам среды, что вступают с ними в непримиримое противоречие. Учитывая роль и место женщины в обществе, Н.А. так расценивает события, приведшие к самоубийству Катерины. Вышла замуж за Тихона по воле родителей и искренне старается любить мужа. Но он так слаб, так ничтожен, что просто не достоин любви Катерины. Он грубо оскорбляет ее чувства, повторяя инструкции Кэтрин за матерью перед отъездом. Она просит взять ее с собой, но слышит раздраженное: «…ты все еще навязываешься мне». Она, конечно, обижается: «Как я могу тебя любить, когда ты говоришь такие слова?» И ее просьба к Тихону принять от нее «страшную клятву» — последняя попытка героини остаться верной мужу в мыслях и чувствах, не поддаться потребности в любви, которую она испытывает. Меланхолия и монотонность семейной жизни, постоянное нытье свекрови, унижения, стремление к «воле» и свободе своих чувств и мыслей — вот все, что подтолкнуло ее к «запретному» чувству по отношению к незнакомому человеку. Любовь к Борису возникла «из людей»: таким он кажется вежливым, чутким, понимающим. И показательна борьба, происходящая в душе героини (в сцене с ключом) — от сопротивления греху до того, что она внутренне его оправдывает и мечтает о счастье. Хуже всего для Катерины осуждение собственной совести, ведь она глубоко религиозна, и сознание греховности отравляет счастье ее запретной любви. Вот почему Катерина так боится грозы: она боится предстать перед судом Божиим со всеми своими грешными помыслами, без покаяния на исповеди. Угрызения совести в сочетании с неумением лгать, эмоциональность, чувствительность ко всем внешним проявлениям осуждения происходящего в ее душе — все это приводит возвышенную женщину к публичному покаянию в старой часовне. После такого позора ее жизнь в семье Кабановых становится еще труднее: Марфа Игнатьевна тиранит ее с большим усердием, получив подтверждение своих взглядов: «Вот, сынок, куда заведет воля!» Расставаясь с Борисом, Катерина убеждена, что он ей ни в чем не помощник: не возьмет ее с собой, не защитит — слишком слаб. Дальнейшую душевную борьбу Катерины и ее отчаянное решение покончить жизнь самоубийством Добролюбов расценивает как протест против самозваных принципов, убивающих живую душу. «В Катерине мы видим протест против кабановских представлений о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашними пытками, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться той жалкой растительностью, которая дается ей в обмен на живую душу. «Конец драмы кажется Добролюбову «отрадным» именно потому, что появилась героиня, способная на протест, на «бунт против гнета и произвола старших». Критик показывает такое освобождение как «грустное» и «горькое», но это лучшее, что героиня находит в жизни, «где живые завидуют мертвым». Критик Д. И. Писарев не соглашался с точкой зрения Н. А. Добролюбова, считавшего ее самоубийство одним из тех «внутренних противоречий», которые свойственны ее неуравновешенной, возвышенной натуре. Он считает, что совсем другой характер — рассудительный,
развивался, унося любые «светлые идеи» в «темное царство». Катерина, по мнению Д. И. Писарева, не может быть таким «ярким явлением»: несмотря на свою страстность, нежность, искренность, она совершает массу «нелепостей» и неожиданно для себя решает покончить жизнь самоубийством. Такая непоследовательность в действиях, такое метание из крайности в крайность не одобряется критиком. Но вряд ли можно согласиться с тем, что «Добролюбов ошибся в оценке женского характера», скорее ошибается сам Писарев: он не учитывает эмоциональность героини, ее иррациональное, по-женски чуткое отношение к жизни, острую реакцию на обиды и унижение. Скорее Писарев не знает характерных черт женского характера — жизни чувств, жизни души. Поэтому самоубийство Катерины можно объяснить ее отчаянием, но нельзя забывать, что говорила героиня о своем характере: «Я брошусь в окно, я брошусь в Волгу! Я не хочу здесь жить, не хочу, хоть ты меня и режь!

Следовательно, точка зрения Н.А. старый мир.

Катерина — луч света в темном царстве.

План.

  1. Освобождение женщины из семейного рабства – один из злободневных вопросов конца 50-х годов 19 века.
  2. Катерина — «луч света в темном царстве».
    1. Место образа Катерины среди образов драмы.
    2. Жизнь Катерины в родительском доме, ее мечтания.
    3. Условия жизни Катерины после замужества. Катерина в доме Кабановых.
    4. Желание любви и преданности.
    5. Сила любви Кэтрин.
    6. Честность и решительность
    7. Добролюбов о характере Катерины.
    8. Самоубийство — протест против темного царства
  3. Добролюбов об идейном значении образа Катерины

Самый сильный протест тот, который наконец поднимается из груди самого слабого и самого терпеливого — это уже означает, что конец «Темного царства» близок.

Эпиграф: «Персонаж Катерины, как он исполнен в «Грозах», — это шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе». Н. А. Добролюбов.

В своих произведениях Островский раскрывает темы освобождения женщин от семейного рабства — это одна из злободневных проблем 50-х годов 19 века. Женщина 50-х годов из-за многовекового угнетения бессильна перед тиранией и является жертвой «темного царства».

Образ Катерины — образ вольной птицы — символ свободы. Но свободная птица попала в железную клетку. А она борется и тоскует в неволе: «Жила, ни о чем не тужила, как птица на воле», — вспоминает свою жизнь с матерью: «Почему люди не летают, как птицы? Она говорит Варваре. «Знаешь, иногда мне кажется, что я птица». В драме Катерина — воплощение «русской живой природы». Она предпочитает умереть, чем жить в неволе. «В нем показан протест против представлений Кабана о морали, протест, доведенный до конца, провозглашенный под пытками семьи и над бездной, в которую бросилась Катерина. Ее сильная натура страдает только до поры до времени. «А если мне здесь очень надоест, — говорит она, — никакая сила не сможет меня удержать. Я брошусь в окно, брошусь в Волгу. Я не хочу здесь жить, поэтому не буду, хоть ты меня и порежь! Образ Катерины воплотил в себе «великую народную идею» — идею освобождения.

Выбор Катерины среди образов «темного царства» обусловлен ее открытым характером, смелостью и прямотой. «Я не умею обманывать, ничего не могу скрыть», — говорит она Варваре, которая пытается убедить ее, что она не может жить без обмана в их доме. Характер Катерины раскрывается в ее простодушном рассказе о детстве и жизни в родительском доме.

Катерина рассказывает Варваре, как они ходили в церковь, шили золотом бархат, слушали рассказы богомольцев, гуляли в саду, как снова беседовали с паломниками и сами молились. «А я до смерти люблю ходить в церковь! Как будто бы я бывал в раю, и никого не вижу, и время не помню, и не слышу, когда кончается служба. Живя вольной птицей с матерью, Катерина любила мечтать. «А какие сны мне приснились, Варенька, какие сны! То храмы из золота, то сады какие-то необыкновенные, и все воспевают невидимые голоса, и запах кипарисов, и горы и деревья, как будто не такие, как обыкновенно, а как бы написанные на образах. И если я лечу, я лечу по воздуху.

В доме Кабановых жизнь Катерины была такой же, как и у ее матери, с той лишь разницей, что Кабановы все это делали как бы из неволи.

Чувство любви Катерины сливается с тоской по воле, с мечтой о настоящей человеческой жизни. Катерина любит не так, как жалкие жертвы «темного царства». На слова возлюбленного: «О нашей любви никто никогда не узнает», она отвечает: «Пусть все знают, все видят, что я делаю». И во имя своей любви она вступает в неравный бой с «темным царством».

Религиозность Катерины — это не угнетение Кабанихи, а скорее всего детская вера в сказки. Кэтрин свойственны религиозные предрассудки, заставляющие молодую женщину воспринимать любовь как смертный грех. «Ой, Варя, грех на уме! Какой я бедный. Я плакала, чего уж я только не делала на себе! Я не могу уйти от этого греха. Никуда не ходи. Нехорошо, это страшный грех, Варенька, что я другую люблю!

Характер Катерины «сосредоточенный и решительный, непоколебимо верный естественной истине, полный веры в новые идеалы и бескорыстный в том смысле, что смерть для него лучше, чем жизнь при тех принципах, которые ему противны». цельность и внутренняя гармония, умение всегда быть собой, ни в чем и никогда не меняться, вот непреодолимая сила характера Катерины.

Убивая себя, совершив великий грех с точки зрения церкви, Катерина думает не о спасении своей души, а о любви, открывшейся ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» — это последние слова Катерины. Самоубийство может быть в самых исключительных случаях, когда никакая форма борьбы невозможна. Ее решимость умереть, чтобы не быть рабыней, выражает, по словам Добролюбова, «необходимость зарождающегося движения русской жизни».

Добролюбов сказал об идейном значении образа Катерины: «Самый сильный протест тот, который наконец поднимается из груди самого слабого и терпеливого — это уже означает, что конец Темного царства близок.

Драма А. Н. Остовского «Гроза» несет в себе глубокий социальный смысл. Речь идет даже не о частной истории, произошедшей в провинциальном городке.

«Гроза» читается как трагедия общественных отношений и как трагедия русской женщины в «темном царстве». В этом самом «темном царстве» зарождается яркая, светлая личность, способная к протесту. Она, то есть главная героиня драмы Катерина, не хочет прогибаться под натиском патриархального деспотизма и открыто заявляет протест.

Так получилось, что в жизни все повернулось против Катерины. Она, гордая, левша, была выдана замуж за слабого и безвольного Тихона, беспрекословно слушавшегося своей деспотической матери.

Одухотворенная, мечтательная, светлая натура Катерины была захвачена лицемерием, жестокими законами, ложью. Кроме того, она имела несчастье влюбиться в ненасытного и бескрылого Бориса. Внутренний мир Бориса совершенно незнаком Катерине, и в своих мечтах она наделяла его всевозможными добродетелями, но на самом деле у Бориса нет четких нравственных принципов, жизненных ориентиров, чувства собственного достоинства. Отношения с Катериной его не возвышали, не вдохновляли.

Катерина любит сильно, глубоко, самозабвенно. Любовь дает ей колоссальный эмоциональный подъем, и возникает желание стать птицей и летать, расправив крылья.

Героиня чувствует себя очень одинокой в ​​Калинове. Она любит детей, но лишена радости материнства. Вспоминая свое детство, она поэтизирует те времена, когда жила в родительском доме. Характер детских воспоминаний свидетельствует о духовности Катерины и ее чуткости к красоте. Даже во сне она видит необыкновенную красоту: «То ли храмы золотые, то ли сады какие-то необыкновенные… И если я лечу, то лечу по воздуху».

Катерина свободолюбива, но постоянно испытывает домашний гнет и бесконечные несправедливые упреки. Кабанова никогда не отступает от своих постулатов, а свободолюбивая, с развитым чувством собственного достоинства Катерина не дает над собой издеваться. Она справедливо возражала Кабановой, и в то же время придерживается собственной внутренней культуры, осознает свою правоту: «Мне, маменька, все равно, что родная мать, что ты, и Тихон тебя тоже любит»; — Вы про меня, maman, напрасно это говорите. Будь то с людьми или без людей, я совсем один, ничего от себя не доказываю»; «Кому-то приятно терпеть это напрасно».

В пьесе среди темных личностей: лжецов, приспособленцев и угнетателей появляется появление чистой Кэтрин.

Юность девушки прошла в беззаботном, свободном временном пространстве. Мать очень любила ее. Она любила ходить в церковь. И она не знала, что ее ждет впереди. Наша девушка сравнивает свои юношеские поступки с поведением вольной птицы на воле.

Пролетели детские годы. Выдали Катерину замуж, за человека, которого она не любила. Она оказалась в странной среде. Как будто они посадили ее в клетку. Ее муж не имеет права голоса и не может ходатайствовать за свою жену. При общении с Варей героиня будет объясняться на языке, не понятном сестре мужа. Словно солнечный луч пронизывает тьму пороков и «темных» людей. Она хочет подняться высоко и летать. Она переживает борьбу между желанием вырваться на свободу и своим долгом перед мужем.

Происходит противостояние «тьме», неприятие и нежелание подстраиваться под порядки дома Кабанихи. Возникает чувство протеста против гнетущей жизни. Она говорит, что лучше ей утонуть в Волге, чем терпеть все мучения и унижения свекрови.

Борис встретился на ее жизненном пути. Она не боится человеческих слухов. Наша героиня без остатка отдается любви и готова следовать за любимым хоть на край света. А Борис боится ответственности и не берет ее с собой. Она не может вернуться к прежней жизни. Почувствовав настоящую любовь, она бросается в воды Волги. По ее мнению, могила лучше! И она покидает жестокий, лживый мир. А умирая, он думает о любви и пытается с помощью смерти избавиться от ненавистной жизни в чужом доме. Смерть Катерины заставляет задуматься о происходящем, и он впервые дает отпор матери. Что ее удивляет. Словно луч света, наша героиня проникла и открыла глаза. Но она заплатила за это огромную цену – равную жизни.

В слабой женщине Катерине кроется огромная сила характера, тяга к свободе, чтобы освободиться от гнета темных сил, она готова отдать жизнь. Летит вольной птицей и не чувствует угрызений совести. Он помнит только то, что любит! Смерть Катерины — обретение свободы души и тела. На ее пути попадаются слабые мужчины и, не желая мириться с происходящим, она освобождается от телесных и душевных мук. Душа покинула тело, но желание быть свободным оказалось выше страха смерти.

Сочинение на тему Катерины — Луч света в темном царстве

Островский в пьесе изображает город Калинов, где господствуют «жестокие нравы». Жители города живут по своим законам. Эти подробности читатель узнает из диалога Бориса и Кулигина в первом действии. В первом появлении того же действия Островский характеризует Кабаниху и Дикого. Автор показывает, что честным трудом в городе Калинове жить нельзя, «а у кого есть деньги, тот старается поработить бедняка». Дикий «пронзительный мужик» ругается на всех подряд. Автор дает ему говорящую фамилию от слова «дикий». А Марфа Игнатьевна Кабанова все делает «под видом благочестия», то есть все делает по закону, для галочки. Эти люди имеют деньги и чувствуют себя вседозволенными. Кабаниха и Дикий показаны как хранители традиций и устоев города.

Поэтому Островский создает свою главную героиню Катерину, которая не может смириться с законами Калинова. Она единственная, кто живет правильно, поэтому все происходящее вокруг ее угнетает. Из диалога Катерины и Варвары читатель может узнать, что героиня до замужества была свободна, «как птица на воле». Она росла в семье, где никто никого не заставлял делать, все было естественно. Автор сравнивает жизнь Катерины в родительском доме с устоями Кабанихи. Героиня не может этого принять. Настоящая вера Катерины сравнивается с верой Кабанихи, которая все делает по закону, так что о ней не говорят ничего дурного.

Кульминация работы — признание Катерины. Островский описывает, как женщина говорит «исповедь» и раскаивается в своем падении. Но место прощения получает упрек и насмешка от свекрови. Не в силах существовать в этом мире, покинутом любимым Борисом, автор находит для героини единственный верный путь. «Ты не можешь жить», — говорит Катерина перед самоубийством.

В заключение можно сказать, что Катерина — единственный положительный персонаж пьесы, поэтому ее можно назвать «лучом света в темном царстве».

Гроза очерки по пьесе Островского Гроза — Катерина Кабанова луч света в темном царстве

Вариант 3

Островский как автор всегда затрагивал темы человеческой души, ее уникальной приспособляемости, а также темы человеческих пороков и проступков в его произведениях. В своих произведениях он любил показывать своему читателю персонажей, которые так или иначе имели плохие черты характера, чтобы создать негативный образ, который бы контрастировал с остальными образами, и показал бы читателю всю беду, или привлекательность этих самых образов. . Он так ясно и ясно показывал эмоциональную и личностную составляющую души, что не оставалось сомнений в их достоверности и реальности. Хороший пример такого образа — Катерина из «Гроза».

Произведение «Гроза» получило свое название, конечно же, неспроста. В произведении бушуют сильные эмоциональные переживания героев, которые подчеркнуты сильными и трудными для восприятия темами, которые автор поместил в своем произведении. В данном произведении автор акцентирует внимание на интересных темах для обсуждения с читателем, которые, так или иначе, близки каждому человеку, если только он не отшельник-отшельник. Он поднимает тему человеческих взаимоотношений, человеческого характера, природы всего общества и человечества в целом. Также он очень обращает внимание на человеческие проступки, говоря, что даже если человек совершил невероятную глупость, он все равно может исправиться. Однако в его произведениях есть и образы, специально идеализированные автором. Примером такого образа является образ Катерины.

Катерина, несомненно, самый яркий образ из всех персонажей произведения. Неудивительно, само произведение наполнено довольно мрачной атмосферой, которая угнетает читателя, заставляя его окунуться в суровые настоящие литературные произведения Островского. Однако Катерина, даже несмотря на недружелюбное окружение вокруг, все равно остается верной своим принципам, верной человеческой чести, остается верной всем человеческим идеалам. В отличие от остальных персонажей произведения, Катерина просто настоящий ангел, посланный в очень суровый и темный мир, который сразу отторгает человека от самого себя своей злобой и темной, даже мистической атмосферой. Автор, вероятно, создал образ Катерины как некоего светлого островка добра и позитива в этом темном, неприглядном мире, для того, чтобы сказать своему читателю, что даже в таких темных местах есть добро, пусть малая толика, но есть.

Образец 4

А.Н. Островский написал много интересных и поучительных пьес о купечестве. Одной из лучших была пьеса «Гроза», написанная в 1860 году. Автор часто говорил, что пишет свои произведения исключительно на основе реальных событий и фактов, и что любое из них способно чему-то научить человека и показать плохие стороны общества для его дальнейшего исправления. Именно поэтому он написал эту пьесу и представил ее публике. Сразу после премьеры на автора полилась грязь из уст несведущих граждан, так как многие увидели себя в образах героев спектакля. Но не следует забывать, что такая пьеса может обидеть не только плохих людей, но и не совсем умных.

В этом произведении описывается «Темное королевство», где все жители вовсе не наделены даром мысли. Они не понимают, что живут совершенно неправильно. И этого никто не понимает: «ни тираны, ни их жертвы». В центре внимания в работе оказалась некая Катерина. После замужества она оказалась в сложной жизненной ситуации. До замужества она жила в семье купца, который очень хорошо ее обеспечивал, и она ни в чем не нуждалась. Но после замужества она попала под влияние свекрови и стала жертвой ее тирании. Будучи замкнутой, словно в клетке, она не могла контактировать ни с кем, кроме членов своей семьи. Свекровь сделала ее глубоко верующим человеком, от чего не могла допустить признания в любви к Борису, отчего много страдала. Общая атмосфера в доме, где было много богомольцев и странников, рассказывающих всякие байки, замкнутость образа жизни Катерины сделали свое дело и она стала очень закрытым в себе человеком и почти ни с кем не общалась. Кроме того, она стала очень чувствительной ко всему. Вот почему, когда пришла страшная гроза, она стала искренне молиться, а когда увидела страшную картину на стене, нервы ее совсем не выдержали, и она призналась мужу в любви к Борису. Ключом к этой истории является тот факт, что в «Темном Королевстве» никто из жителей не знает свободы, а, значит, не знает и счастья. В данном случае откровение Катерины показало, что житель темного царства может раскрыться и освободиться от лишних мыслей и страхов.

Своим поступком Катерина пошла против системы «Темного царства» и породила плохое отношение к себе. Почему в «темном царстве» любое проявление независимости и свободы выбора считалось смертным грехом. Именно поэтому история заканчивается смертью главной героини, так как она становится не только одинокой, но и мучается угрызениями совести, так как все те поучения и нехорошие истории не прошли мимо ее ушей. Она постоянно мучает себя и нигде и никогда не может найти покоя, так как не может убежать от своих мыслей.

Можно бесконечно осуждать Катерину за ее поступок, но в то же время следует отдать должное ее мужеству. Ведь не каждый сможет это сделать в «Темном царстве». Ее смерть настолько потрясла всех, что даже ее муж Тихон стал винить в смерти жены свою мать. Своим поступком Катерина доказала, что даже в «темном царстве» могут рождаться светлые натуры, делая его чуточку светлее.

Несколько интересных сочинений

  • Образ России в поэзии Блока Сочинение

    В поэзии Блока Россия представлена ​​очень неоднозначно. Поэт видит красоту и чистоту своей родины, но в то же время и ему заметно нечто чуждое, недоступное пониманию.

  • Сочинение Человек кузнец своего счастья 5 класс рассуждения по пословице

    Делая что-либо, человек должен понимать, что каждый последующий шаг зависит только от него самого. Римский консул Аппий Клавдий сказал: «Каждый в своем счастье — кузнец».0003

  • Анализ рассказа Тургеневское свидание

    Произведение входит в прозаический сборник писателя под названием «Записки охотника», основной темой которого рассматриваются человеческие отношения в форме верности и глубины любовных чувств.

  • Анализ произведения Бедные люди Достоевского

    Произведение относится к эпистолярному жанру направления сентиментализм и представляет собой роман в форме писем, в которых главные герои рассказывают о своей жизни с ее эмоциями, переживаниями, чувствами.

  • Композиция Лирический герой в стихах Есенина

    Сергей Есенин – жемчужина русской поэзии. В своих произведениях молодой поэт отразил свои переживания, мысли и чувства. Многие стихи Сергея Александровича автобиографичны, поэтому наполнены не только любовными переживаниями

Почему Добролюбов называет Катерину лучом света. Почему Добролюбов называл Катерину лучом света в темном царстве

А. Н. Островский написал много пьес о купцах. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их «играми жизни». В этих произведениях купеческая жизнь описывается как мир скрытой, тихо вздыхающей печали, мир тупой, щемящей боли, мир тюрьмы, гробовой тишины. А если появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при рождении. Критик Н. А. Добролюбов назвал свою статью, посвященную анализу пьес Островского, «Темное царство». Он изложил мысль, что тирания торговцев держится только на невежестве и послушании. Но выход будет найден, ведь в человеке невозможно уничтожить желание достойно существовать. Его долго не победить.

«Кто сможет бросить лучик света в безобразную тьму темного царства?» — спросил Добролюбов. Ответом на тот же вопрос стала новая пьеса драматурга «Гроза».
Написанная в 1860 году, пьеса и по духу, и по названию символизировала процесс обновления общества, стряхивающего с себя оцепенение. И в пьесе гроза — не только природное явление, но и ослепительный образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.

Актеров много… Но главный — Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех остальных. Недаром критик назвал ее «лучом света в темном царстве». Чем Катерина так отличается от других жителей этого королевства?

В этом мире нет свободных людей! Ни тираны, ни их жертвы таковыми не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но нельзя существовать в правде и совести, не согнув сердца.

Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, но она «жила дома, ни о чем не тужила, как птица на воле». Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку тирании свекрови.

В доме Катерины всегда было много богомольцев и богомольцев, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) делали ее очень религиозной, беззаветно верующей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. А Катерина в религии — «поэт» (по выражению горьковского героя). Она наделена живым воображением, мечтательна и эмоциональна. Слушая разные истории, она как будто видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а войдя в церковь, она увидела ангелов. Даже ее речь музыкальна и мелодична, напоминает народные сказки и песни.

Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для своей неординарной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому в час грозы, услышав проклятия безумной дамы, она стала молиться. Когда она увидела на стене рисунок «огненного ада», нервы ее не выдержали, и она призналась Тихону в любви к Борису.

Ее религиозность, к тому же, как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, мужество и решительность. Мелкий самодур Дикий и вечно упрекающая семья Кабанихи вообще не способны понимать других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим себе загулять на несколько дней, с любимым Борисом, не способным оценить настоящую любовь, Катерина становится особенно привлекательной. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: «Я не могу обмануть, я не могу ничего скрыть!» Любовь к Борису для Катерины – все: тоска по воле, мечты о настоящей жизни… И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с «темным царством». Она не воспринимает свой протест как возмущение против всей системы; более того, она не думает об этом. Но «темное царство» устроено таким образом, что любое проявление самостоятельности, самостоятельности и достоинства личности воспринимается им как смертный грех, как восстание против своих устоев господства тиранов. Именно поэтому пьеса заканчивается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздвоена внутренним сознанием своего «греха».

Смерть такой женщины — не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над «темным царством», сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, является непростительным грехом. Но Катерина уже не боится этого. Влюбившись, она заявляет Борису: «Если я не боялась греха за тебя, то убоюсь суда человеческого». И последними ее словами были: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Можно оправдывать или осуждать Катерину за ее решение, приведшее к трагическому финалу, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы и решительностью. Более того, ее смерть потрясла таких людей, как Тихон, который винит в смерти жены свою мать.

Это означает, что поступок Катерины действительно был «ужасным вызовом тиранической силе». Это значит, что в «темном царстве» могут рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это «царство».

Огромное влияние на развитие русской драматургии оказал А. Н. Островский. До него в русском театре не было таких спектаклей, как «Гроза». По жанру «Гроза» — народная трагедия, в основе которой сложный социально-бытовой конфликт. Эмоциональная драма Катерины, разыгрываемая в быту, в семье, накладывает отпечаток на жизнь всего народа. Ведь положение, в котором живут герои пьесы, крайне трагично: нищета, грубость нравов, невежество, произвол, то есть то, что определяется словом «рабство».

В центре драмы «Гроза» образ Катерины. Она получила авторские и зрительские симпатии. Островский связывал с образом главного героя мысль о том, что стремление к свободе и счастью естественно и непреодолимо, какие бы препятствия ни ставила жизнь, Высокие нравственные идеалы во все времена имели особое значение.

В спектакле «Гроза» Островский показал борьбу старого купеческого поколения, воспитанного на «Домострое», и нового, молодого, начинающего избавляться от устаревших представлений о жизни.

Катерина, главная героиня спектакля, единственная осмелилась бросить вызов «темному царству», в то время как другие представители молодого поколения пытаются к нему приспособиться. Тихон, муж Катерины, ищет спасения у матери в вине. Варвара стала хитрить и научилась скрывать свои дела от Кабанихи. Борис ничего не может (и не хочет), так как материально зависит от Дикого. Только Кудряш, самый независимый из всех, может иногда сказать Дикому грубое слово, но и он уживается с манерами Калинова.

Катерина совсем другая. И причина ее особого поведения в первую очередь связана с воспитанием. В детстве она росла в окружении заботы и ласки матери, которая любила свою дочь и не заставляла ее работать на меня. «Я жила, — говорит Катерина Варваре, — ни о чем не тужила, как птица на воле». Катерина искренне верит в Бога, и поход в церковь для нее праздник. Стремление к красоте для главной героини выражается в молитвах и церковном пении, Ходить летом с родником за водой, ухаживать за цветами, вышивать на бархате — это любимые занятия Катерины, развившие в ней большую впечатлительность и мечтательность, сформировали светлую поэтическую натуру главного героя.

Внешне жизнь Кабановых ничем не отличается от той, которую Катерина вела в доме своей матери, а здесь все «как из неволи». Вепрь тоже приветствует странников, но они распространяют слухи и сплетни и рассказывают невероятные истории и их нельзя назвать по-настоящему благочестивыми людьми.

Катерина попала в душную атмосферу семейного рабства. Она вынуждена на каждом шагу испытывать свою зависимость от свекрови, терпеть от нее незаслуженные упреки и оскорбления, не находя поддержки и защиты у мужа. Катерина ищет взаимопонимания с Варварой, рассказывает ей о своих переживаниях, но не в состоянии понять ее тонких душевных движений. — Ты какой-то хитрый! — говорит она Катерине.

В поисках человека, которому она сможет открыть свою душу и довериться, Катерина обращает свое внимание на Бориса. Он отличается от калиновцев хорошим образованием и хорошими манерами, и Катерина видит в нем надежду на лучшую жизнь. Понимая, что предательство — большой грех, она поначалу скрывает любовь даже от самой себя, но чувство оказывается сильнее разума, и Катерина все же решается на встречу с любимым. Встречи длятся десять дней, Катерина почти счастлива десять дней. Однако ее мучает мысль о божьей каре за грехи, об «аду огненном». Когда муж возвращается, ей становится еще хуже, ведь он своим видом напоминает ей о совершенном грехе. Хрупкое равновесие в душе Катерины полностью разрушает полусумасшедшая дама, предрекающая ей скорую смерть в адских муках.

Катерина не может хранить в себе страшную тайну, так как ее мучает совесть, вся ее внутренняя природа восстает против неправды. Она все рассказывает Тихону, а главное — Кабанихе.

После этого жизнь Катерины становится совсем невыносимой. Свекровь «точит ее, как ржавеющее железо». И Катерина решается на отчаянный поступок: она убегает из дома, чтобы проститься с Борисом, которого Дикой отправляет за город. Это был очень решительный поступок, так как Катерина понимает, что после этого она уже не сможет вернуться домой. И возвращаться не хочет: «Если мне здесь будет очень плохо, меня не удержат никакими силами».

У Катерины была маленькая надежда, что Борис возьмет ее с собой, но, получив отказ, она понимает, что для нее есть только один выход — самоубийство. Нет, Катерина не устала от жизни. Она хочет жить, но именно жить, а не существовать под тяжелым гнетом Кабанихи.

Правильно ли Катерина поступила, приняв это решение? Она показала силу или слабость характера? Трудно ответить на этот вопрос. С одной стороны, нужно иметь большое мужество, чтобы лишить себя жизни, а для религиозной Катерины это во много раз сложнее, так как самоубийство — страшный грех. Но, с другой стороны, нужно иметь еще больше мужества, чтобы остаться жить в доме Кабанихи и нести свой крест или воевать (возможно ли?) с «темным царством».

И все же Добролюбов не случайно называет героиню Островского «лучом света в темном царстве». Она, слабая и религиозная женщина, тем не менее нашла в себе силы протестовать. Она единственная восстала против грубости и деспотизма, жестокости и несправедливости, лицемерия и лицемерия и своим поступком, словно луч света, осветила на мгновение темные стороны жизни.

В своей героине Островский нарисовал новый тип самоотверженной русской женщины, решительностью ее протеста предвещающей неминуемую гибель «темного царства». И это, по словам Добролюбова, внесло в пьесу начало, «освежающее и ободряющее». В характере главного героя Островского отразилось все самое яркое: доброта и искренность, поэтичность и мечтательность, честность и правдивость, прямолинейность и решительность. Именно эта трогательная и чистая Катерина остается в нашей памяти в своем стремлении обрести любовь, семью, уважение к себе и взаимопонимание.

А.Н. Островский — великий русский драматург. Он первым в русской литературе приподнял завесу над купеческой жизнью, показал бессилие женщины в этой среде, которая, по господствовавшим тогда понятиям, должна была во всем подчиняться мужу, забывать, что она была таким же человеком, с теми же правами, что и мужчина. НА. Добролюбов писал, что «самый сильный протест поднимается из груди самого слабого и самого терпеливого».
Островский во многих своих пьесах показал бессилие и героический протест женщины ценой собственной смерти. Так возникает тема «горячего сердца» — того положительного героя, не избалованного окружением тиранов, который имел силы противостоять ей. Особенно ярко эта тема звучит в пьесах «Приданое» и «Гроза».
Добролюбов считает Катерину «решительным, твердым русским характером». Это героическая натура, протестующая против произвола и устоев «темного царства». Детство и отрочество Катерины прошли в купеческой среде, но дома она была окружена лаской, материнской любовью и взаимным уважением в семье. Как она сама говорит: «Я жила, ни о чем не тужила, как птица на воле». В доме мужа ее окружает атмосфера жестокости, унижения и подозрительности. Она пытается отстаивать свое право на уважение, никому не хочет угодить, хочет любить и быть любимой. Но Тихон отталкивает ее. Когда Катерина просит его взять ее с собой в путешествие, Тихон говорит: «Как весело с тобой ехать! Ты уже загнал меня сюда совсем! У меня нет чая, как выйти, а ты все еще навязываешься мне. Он так слаб, что не может сопротивляться матери, поэтому уходит с желанием обрести свободу хотя бы на две недели. Кабанова упрекает Катерину в том, что она бросилась на шею мужу в порыве нежности.
Пробужденное чувство любви к Борису сливается у героини с мечтой о свободе, о настоящей человеческой жизни. Образ птицы, неоднократно встречающийся на страницах пьесы, помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица является символом свободы. Выросшая на берегу Волги, девочка как бы впитала в себя весь могучий простор этой реки, и в доме Кабановых ей было тесно, мрачно, она жаждала свободы. «…Почему люди не летают, как птицы?» она сказала.
Катерина религиозна, но религиозность героини отличалась от набожности ее свекрови, для которой религия была средством держать других в повиновении. Катерина, напротив, воспринимала церковь, иконопись, песнопения, как встречу с прекрасным, уводящую ее далеко от сумрачного мира Кабановых. Ее душа очистилась, она забыла настоящую жизнь со всеми ее бедами.
Характер Катерины, ее нравственная чистота противопоставлены нравственности «темного царства». Она не может, как Варвара, бороться с «темным царством» его собственными способами: ложью, лицемерием, лестью. И поэтому так мучительна борьба Катерины с самой собой. Неизбежно возникает вопрос: видна ли в сцене раскаяния перед народом сила или слабость Катерины? Кто перед нами — жертва или сильный персонаж? Нежелание принять нравственность «темного царства», ее способность сохранять чистоту своей души — свидетельство силы и цельности характера героини. О себе она говорит: «А если меня здесь сильно тошнит, никакими силами меня не удержат. Я брошусь в окно, брошусь в Волгу.
Проявление силы ее характера – протест, брошенный в «темное царство», освобождение от земных мук и унижений. «Грустно, грустно этот выпуск, но что делать, когда другого выхода нет». Смерть героини – начало краха «темного царства». Даже Кулигин и Тихон, вдохновленные ее примером, начинают роптать.
«Гроза», по словам Добролюбова, — самое решительное произведение Островского, ибо оно знаменует собой близящийся конец «тиранической власти». Основные конфликтные пьесы — столкновение героини, ощутившей свои права человека, с миром «темного царства» — выражали существенные стороны народной жизни в момент революционной ситуации. Образ Катерины критик считает близким положению и сердцу каждого порядочного человека в таком обществе. Именно поэтому драма «Гроза» считается поистине народным произведением.

Катерина, пожалуй, лучший женский образ, созданный Островским; во многом она напоминает образ Лизы в «Дворянском гнезде » И О. Тургенева. Как и Лиза, Катерина проникнута религиозным чувством. «До самой смерти я любила ходить в церковь, — говорит она Варваре, — как если б я в рай ходил, никого не вижу и время не помню, и не слышу, когда служба кончается… А то случилось, девица, ночью попаду вверх тоже, всюду горят лампады — но где-то в углу и молюсь до утра». Катерина обладала сильным, энергичным характером, не переносившим никаких обид. «Я такая горяченькая родилась, — говорит она Варваре, — мне было еще шесть лет, так что же ты делала? Обидели меня чем-то дома, но дело было к вечеру, было уже темно, я выбежал на Волгу, сел в лодку и оттолкнул ее от берега. На следующее утро они нашли его в десяти милях отсюда!


Катерина воспитывалась на полной свободе. Мать души не чаяла в ней и исполняла все ее невинные желания. Выйдя замуж за Тихона, Катерина надеялась жить со всеми в любви и согласии. Но с первых же дней замужества она встретила жестокое насилие; ее самые невинные желания и действия были осуждены. Как только она в порыве нежности к мужу захочет его обнять, Кабанова угрожающе кричит: «Что ты висишь на шее, бессовестная женщина?» Захочет ли она подойти к окну, как Кабанова уже ворчит: «Хочешь увидеть Али у добрых молодцов?»

Катерина чувствовала себя в доме Кабановых совершенно одинокой, так как ее муж Тихон, забитый и избалованный дурным воспитанием, нисколько не интересовался ее душевным состоянием и думал только о том, где бы выпить «от горя». Неудивительно, что после этого Катерина обратила внимание на Бориса Григорьевича и полюбила его. Катерина знала, что эта любовь — чувство греховное, и поэтому первое время пыталась бороться с ним. Она пыталась возбудить любовь к мужу, просила его взять его с собой, но Тихон, занятый собой, только и мечтал, как гулять на свободе. «При такой-то кабале, от какой красавицы-жены ты хочешь убежать», — говорит он с грубой откровенностью, на что Катерина совершенно справедливо заметила: «Как я могу любить тебя, когда ты говоришь такие слова?» Не найдя поддержки у мужа, Катерина не смогла бороться со своими чувствами.

Однако сближение с Борисом не принесло ей счастья. Если бы Катерина не была правдивой, то нашла бы выход из своего сложного положения. Она, как и Барбара, будет лгать и притворяться. Но ее истинная душа не терпит обмана. Как только приехал муж, Катерина не могла успокоиться от угрызений совести. Бессмысленные речи сумасшедшей, раскаты грома, картина огненного ада — окончательно потрясли ее душу, и она публично исповедала свой грех.

После этого для нее было немыслимо оставаться в доме Кабановой. Как утопающий хватается за соломинку, так Катерина надеялась убежать с Борисом Григорьевичем. Но последний оказался настолько слабым характером, что оттолкнул от себя несчастную женщину. Тогда Катерина впала в полное отчаяние и бросилась в Волгу.


Добролюбов, написавший о «Грозах» статью «Луч света в темном царстве», увидел луч света в лице Катерины и признал, что в своей жизни она выражала «протест против кабановских представлений о морали, доведенный до конца, провозглашенный и находящийся на одобрении протест против машинных пыток и над пропастью, в которую бросилась бедная женщина». «Имеет ли «темное царство», — отмечает другой критик, — хотя бы немного поколебаться в своих основаниях оттого, что погибла эта правдивая, честная натура, заставила ли ее смерть хотя бы одного человека усомниться в истинности тех правил жизни, которые в своей крайней выражение, сведенный в могилу молодой, хорошей жизни? Наоборот, с точки зрения Кабановской морали, смерть Катерины является лучшим подтверждением того, как опасно нарушать ее заповеди и заветы. Нет, не луч света, не отрадное явление, возвещающее скорый конец мира Диких и Кабановых, есть Катерина, а несчастная жертва безграничного деспотизма и самодурства, культивируемого в этой среде.

Драма А. Н. Остовского «Гроза» несет в себе глубокий социальный смысл. Речь идет даже не о частной истории, произошедшей в провинциальном городке.

«Гроза» читается как трагедия общественных отношений и как трагедия русской женщины в «темном царстве». В этом самом «темном царстве» зарождается яркая, светлая личность, способная к протесту. Она, то есть главная героиня драмы Катерина, не хочет прогибаться под давлением патриархального деспотизма и открыто протестует.

Так получилось, что в жизни все повернулось против Катерины. Она, гордая, левша, была выдана замуж за слабого и безвольного Тихона, беспрекословно слушавшегося своей деспотической матери.

Одухотворенная, мечтательная, светлая натура Катерины была захвачена лицемерием, жестокими законами, ложью. Кроме того, она имела несчастье влюбиться в ненасытного и бескрылого Бориса. Внутренний мир Бориса совершенно незнаком Катерине, и в своих мечтах она наделяла его всевозможными добродетелями, но на самом деле у Бориса нет четких нравственных принципов, жизненных ориентиров, чувства собственного достоинства. Отношения с Катериной его не возвышали, не вдохновляли.

Катерина любит сильно, глубоко, самозабвенно. Любовь дает ей колоссальный эмоциональный подъем, и возникает желание стать птицей и летать, расправив крылья.

Героиня чувствует себя очень одинокой в ​​Калинове. Она любит детей, но лишена радости материнства. Вспоминая свое детство, она поэтизирует те времена, когда жила в родительском доме. Характер детских воспоминаний свидетельствует о духовности Катерины и ее чуткости к красоте. Даже во сне она видит необыкновенную красоту: «То ли храмы золотые, то ли сады какие-то необыкновенные… А если я лечу, то я лечу по воздуху».

Катерина свободолюбива, но постоянно испытывает домашний гнет и бесконечные несправедливые упреки. Кабанова никогда не отступает от своих постулатов, а свободолюбивая, с развитым чувством собственного достоинства Катерина не дает над собой издеваться. Она справедливо возражала Кабановой и в то же время придерживается собственной внутренней культуры, осознает свою правоту: «Мне, маменька, все равно, что родная мать, что ты, и Тихон тебя тоже любит»; — Вы про меня, maman, напрасно это говорите.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *