Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) — Российская Империя
Годы жизни:? — 1606.
Годы правления: Царь всея Руси (1605 — 1606).
Родители : Богдан Отрепьев.
Дети : Нет.
Жена — Марина Мнишек (ок. 1588-1614+), дочь польского воеводы Юрия Мнишек, впоследствии — жена Лжедмитрия II.
Основные моменты жизни
В 1602 году самозванно объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного (1530-1584) — Дмитрия. В 1604 году с польско-литовскими отрядами перешел русскую границу. Был поддержан частью горожан, казаков и крестьян. Став царем, пытался лавировать между русскими и польскими феодалами. Убит боярами-заговорщиками.
Примечание
Истории самозванства Смутного времени посвящена обширная литература. Первоначально все внимание историков было сосредоточено на вопросе о том, кто скрывался под личиной Лжедмитрия I. Большинство историков придерживалось мнения, что имя Дмитрия принял беглый чудовский монах Григорий Отрепьев. Но самый крупный знаток Смутного времени С.Ф.Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванца не поддается решению. Подводя итог, историк с некоторой грустью писал: «Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта» (Платонов С.Ф. Вопрос о происхождении первого Лжедмитрия. Статья по русской истории, Спб, 1912г. с.276).
Столь же осторожной была точка зрения В.О.Ключевского, который отмечал, что личность неведомого самозванца остается загадосной, несмотря на все усилия ученых разгадать ее; трудно сказать, был ли то Отрепьев или кто другой, хотя последнее менее вероятно. Анализируя ход Смуты, В.О.Ключевский с полным основанием утверждал, что важна была не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу.
К.В.Чистов рассматривал самозванство в России «как проявление определенных качеств социальной психологии народных масс, ожидавших прихода «избавителя», их веры в «доброго» царя, способного защитить народ от притеснений «лихих бояр» и оградить его от социальной несправедливости.
Розыск о самозванце
Как отмечает Р.Г. Скрынников в указанной ниже книге, «неверно мнение, будто Годунов назвал самозванца первым попавшимся именем. Разоблачению предшествовало самое тщательное расследование, после которого в Москве объявили, что имя царевича принял беглый чернец Чудова монастыря Гришка, в миру — Юрий Отрепьев. Московские власти сконцентрировали внимание на двух моментах биографии Отрепьева: его насильственном пострижении и соборном осуждении «вора» в московский период его жизни. Но в их объяснениях по этим пунктам были серьезные неувязки».
Официальная версия излагалась в дипломатических наказах, адресованных польскому двору. В них значилось буквально следующее: Юшка Отрепьев, «як был в миру, и он по своему злодейству отца своего не слухал, впал в ересь, и воровал, крал, играл в зернью, и бражничал, и бегал от отца многажда, и заворовався, постригсе у черницы…». После пострижения он «отступил от бога, впал в ересь и в чорнокнижье, и призыване духов нечистых и отъреченья от бога у него выняли». Узнав об этих преступлениях, патриарх осудил его на пожизненное заключение в тюрьму.
Посольский приказ сфальсифицировал биографию Отрепьева в двух самых важных пунктах. Цели фальсификации предельно ясны. Важно было представить Отрепьева как одиночку, за спиной которого нет никаких серьезных сил, а заодно изобразить его изобличенным преступником, чтобы иметь основание потребовать от поляков выдачи «вора».
В действительности ситуация была гораздо опаснее и фактическая биография Отрепьева существенно отличается от приведенной версии.
Юрий Богданович Отрепьев родился на рубеже 70-80-х годов (примерно одного возраста с Дмитрием) в небогатой дворянской семье. Предки Отрепьевых выехали на службу в Москву из Литвы. Отец Юрия служил в стрелецких войсках и рано умер в чине стрелецкого сотника, воспитанием Юрия занималась мать. Учение давалось Юрию очень легко и его послали в Москву, где он поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову. При Борисе Годунове многие считали братьев Никитичей единственными законными претендентами на царский трон в качестве ближайших родственников — двоюродных братьев последнего царя из династии Рюриковичей.
За несколько лет службы Отрепьев занял при дворе Никитичей достаточно высокое положение. Это едва не погубило Юрия в тот момент, когда Романовых постигла царская опала в результате событий 1600 года.
Романовы, ожидая скорой кончины Бориса, собрали на своем подворье многочисленную вооруженную свиту. Стремясь пресечь возможный переворот, Годунов в ночь на 26 октября 1600 года послал несколько сот стрельцов к усадьбе Романовых. Дом был подожжен, оказавшие сопротивление были убиты, многие арестованы. Ближние слуги Романовых были казнены. Подобная участь ожидала и Отрепьева. Спасаясь «от смертные казни», двадцатилетний Юрий постригся в монахи под именем Григория и бежал в провинцию.
Григорий Отрепьев побывал в нескольких монастырях, но нигде подолгу не задерживался и очень скоро решил вернуться в столицу. По протекции своего деда Елизария Замятни Григорий был принят в аристократический московский Чудов монастырь. Вскоре Григория отличил архимандрит и перевел в свою келью, где Отрепьев занимался перепиской книг и получил чин дьякона. В штате писцов и помощников он присутствовал и на государевой думе.
Нет достоверных сведений о причинах и обстоятельствах побега Отрепьева в 1602 году за границу, во всяком случае версия об обличении Григория на соборе и осуждении на смерть за еретичество и чернокнижие родилась позднее, когда в Польше объявился самозванец, которого в Москве назвали Отрепьевым. Вполне вероятно, что завязка авантюры родилась в стенах Чудова монастыря, где Отрепьев мог узнать обстоятельства жизни и гибели в Угличе истинного Дмитрия. Кроме того, в Угличе жили ближайшие родственники Отрепьева.
Опасная игра
Маршрут бегства Григория через Киев в Польшу можно достаточно точно проследить по сведениям спутника Отрепьева — монаха Варлаама. Превращение бродячего монаха в царя произошло в районе г.Брачина. Самозванец далеко не сразу приноровился к избранной им роли, в которой впервые выступил, вероятно, в имении польского магната Адама Вишневецкого. Признание со стороны Вишневецкого, известного защитника православия, имело для Лжедмитрия неоценимое значение. Покровительство князя Адама сулило самозванцу большие выгоды, поскольку эта семья состояла в дальнем родстве с Иваном Грозным. Интрига вступила в новую фазу развития.
Из имения Вишневецкого Лжедмитрий ездил в Запорожскую Сечь, пытаясь привлечь на свою сторону казаков, но поддержки не получил. Однако запорожцы помогли установить связь с донскими казаками, которые немедленно отозвались на его обещания.
Донцы были первыми в России, кто решительно заявил о поддержке «законного монарха».В 1600 году Россия и Польша договор о перемирии на 20 лет. Военные планы Вишневецкого не получили поддержки коронного гетмана Замойского и большинства других сенаторов. Зато король Сигизмунд III давно вынашивал планы похода на восток. Его замыслы разделял сенатор Юрий Мнишек, связанный с влиятельными католическими кругами. Лжедмитрий решил порвать со своим православным покровителем и перебрался к Юрию Мнишеку в Самбор. Зная замыслы короля, Мнишек надеялся с помощью самозванца завоевать милость короля и поправить неважное финансовое положение. Он не только принял Лжедмитрия с царскими почестями, но и решил породниться с ним. Лжедмитрий сделал предложение его дочери Марине. Сватовство дало благовидный предлог для обращения самозванца в католичество. Обещания относительно перехода московского «царевича» в католичество усилили интерес Сигизмунда III к интриге.
Сигизмунд III согласился предоставить Лжедмитрию помощь на условиях значительных территориальных уступок и военной помощи Москвы для овладения шведской короной. Лжедмитрий обязался уступить Речи Посполитой Чернигово-Северскую и половину Смоленской землю. Другая половина Смоленской земли была обещана Юрию Мнишек. Одним из условий был обязательный брак Лжедмитрия с подданной короля (имя Марины Мнишек упомянуто не было, но подразумевалось).
Выполнение Самборских обязательств Лжедмитрием I привело бы к расчленению России. Однако интересы собственного народа и государства мало заботили самозванца. Подобно азартному игроку, он думал лишь о ближайшей выгоде.
Путь к престолу
Воевода Мнишек набрал для будущего зятя небольшое войско из польских авантюристов, к которым присоединилось 2 тысячи малороссийских казаков и небольшой отряд донцов. С этими силами Лжедмитрий 15 августа 1604 года открыл поход, а в октябре перешел российскую границу.
Обаяние имени царевича Дмитрия и недовольство Годуновым сразу дали себя знать. Моравск, Чернигов, Путивль и др. города без боя сдались Лжедмитрию; держался только Новгород-Северский, где воеводой был П. Ф.Басманов. Пятидесятитысячное московское войско, под начальством Мстиславского на пришедшее на выручку этого города, было наголову разбито Лжедмитрием, хотя численность его войска была меньше более чем в 3 раза. Русские люди неохотно сражались против человека, которого в душе считали истинным царевичем.
Большинство поляков, недовольных задержкой платы, оставило в это время Лжедмитрия, но зато к нему явилось 12 000 казаков. В.И.Шуйский разбил 21 января 1605 года Лжедмитрия при Добрыничах, но затем московское войско занялось бесплодной осадой Рыльска и Кром, а тем временем Лжедмитрий, засевший в Путивле, получил новые подкрепления. Недовольный действиями своих воевод, Борис Годунов послал к войску П.Ф.Басманова, но тот уже не мог остановить разыгравшейся смуты. 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис, а 7 мая все войско с Басмановым во главе, перешло на сторону Лжедмитрия.
20 июня Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Провозглашенный перед тем царем Федор Борисович Годунов еще раньше был убит посланными Лжедмитрием, вместе со своей матерью, а уцелевшую сестру его, Ксению, Лжедмитрий сделал своей наложницей; позднее она была пострижена.
Через несколько дней после въезда Лжедмитрия в Москву обнаружились замыслы бояр против него. В.И.Шуйский был уличен в распускании слухов о самозванстве нового царя и, отданный Лжедмитрием на суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых людей, приговорен к смертной казни. Однако под давлением боярской думы Лжедмитрий заменил казнь ссылкой братьев Шуйских в галицкие пригороды, а затем, вернув их с дороги, простил совершенно, возвратив им имения и боярство. Патриарх Иов был низложен и на его место был возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Лжедмитрия на царство.
Правление и гибель
Как правитель Лжедмитрий, согласно всем современным отзывам, отличался недюжинной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами и крайне высоким понятием о своей власти.
Отступления от старых обычаев, которые допускал Лжедмитрий, и явная любовь Лжедмитрия к иноземцам раздражали некоторых ревнителей старины среди приближенных царя, но народные массы относились к нему доброжелательно и москвичи сами избивали немногих, говоривших о самозванстве Лжедмитрия. Он погиб исключительно вследствие боярского заговора, возглавляемого В.И.Шуйским.
Удобный повод заговорщикам доставила свадьба Лжедмитрия. Еще 10 ноября 1605 года в Кракове состоялось обручение, а 8 мая 1606 года совершился и брак Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Воспользовавшись раздражением москвичей против поляков, наехавших в Москву с Мариной и позволявших себе разные бесчинства, заговорщики в ночь с 16-го на 17-е мая, ударили в набат и объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя. Направив толпы на поляков, сами заговорщики прорвались в Кремль. Захваченный врасплох, Лжедмитрий пытался сначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но стрельцы выдали его и он был застрелен. Народу объявили, что, по словам царицы Марфы, Лжедмитрий был самозванец. Тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту сторону, откуда он пришел.
Народ, особенно в провинции, не желал верить в смерть «доброго законного» царя. Толки о том, что он спасся от «лихих» бояр не прекращались ни на один день. Массовые восстания на южной окраине государства положили начало новому этапу гражданской войны, появились новые самозванцы. Наиболее известным из них является Лжедмитрий II.
«От Руси Древней до Империи Российской». Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.
Основные моменты жизни
В 1602 году самозванно объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного (1530-1584) — Дмитрия. В 1604 году с польско-литовскими отрядами перешел русскую границу. Был поддержан частью горожан, казаков и крестьян. Став царем, пытался лавировать между русскими и польскими феодалами. Убит боярами-заговорщиками.
Примечание
Истории самозванства Смутного времени посвящена обширная литература. Первоначально все внимание историков было сосредоточено на вопросе о том, кто скрывался под личиной Лжедмитрия I. Большинство историков придерживалось мнения, что имя Дмитрия принял беглый чудовский монах Григорий Отрепьев. Но самый крупный знаток Смутного времени С. Ф.Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванца не поддается решению. Подводя итог, историк с некоторой грустью писал: «Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта» (Платонов С.Ф. Вопрос о происхождении первого Лжедмитрия. Статья по русской истории, Спб, 1912г. с.276).
Столь же осторожной была точка зрения В.О.Ключевского, который отмечал, что личность неведомого самозванца остается загадосной, несмотря на все усилия ученых разгадать ее; трудно сказать, был ли то Отрепьев или кто другой, хотя последнее менее вероятно. Анализируя ход Смуты, В.О.Ключевский с полным основанием утверждал, что важна была не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу.
К.В.Чистов рассматривал самозванство в России «как проявление определенных качеств социальной психологии народных масс, ожидавших прихода «избавителя», их веры в «доброго» царя, способного защитить народ от притеснений «лихих бояр» и оградить его от социальной несправедливости.
Розыск о самозванце
Как отмечает Р.Г.Скрынников в указанной ниже книге, «неверно мнение, будто Годунов назвал самозванца первым попавшимся именем. Разоблачению предшествовало самое тщательное расследование, после которого в Москве объявили, что имя царевича принял беглый чернец Чудова монастыря Гришка, в миру — Юрий Отрепьев. Московские власти сконцентрировали внимание на двух моментах биографии Отрепьева: его насильственном пострижении и соборном осуждении «вора» в московский период его жизни. Но в их объяснениях по этим пунктам были серьезные неувязки».
Официальная версия излагалась в дипломатических наказах, адресованных польскому двору. В них значилось буквально следующее: Юшка Отрепьев, «як был в миру, и он по своему злодейству отца своего не слухал, впал в ересь, и воровал, крал, играл в зернью, и бражничал, и бегал от отца многажда, и заворовався, постригсе у черницы…». После пострижения он «отступил от бога, впал в ересь и в чорнокнижье, и призыване духов нечистых и отъреченья от бога у него выняли». Узнав об этих преступлениях, патриарх осудил его на пожизненное заключение в тюрьму.
Посольский приказ сфальсифицировал биографию Отрепьева в двух самых важных пунктах. Цели фальсификации предельно ясны. Важно было представить Отрепьева как одиночку, за спиной которого нет никаких серьезных сил, а заодно изобразить его изобличенным преступником, чтобы иметь основание потребовать от поляков выдачи «вора».
В действительности ситуация была гораздо опаснее и фактическая биография Отрепьева существенно отличается от приведенной версии.
Юрий Богданович Отрепьев родился на рубеже 70-80-х годов (примерно одного возраста с Дмитрием) в небогатой дворянской семье. Предки Отрепьевых выехали на службу в Москву из Литвы. Отец Юрия служил в стрелецких войсках и рано умер в чине стрелецкого сотника, воспитанием Юрия занималась мать. Учение давалось Юрию очень легко и его послали в Москву, где он поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову. При Борисе Годунове многие считали братьев Никитичей единственными законными претендентами на царский трон в качестве ближайших родственников — двоюродных братьев последнего царя из династии Рюриковичей.
За несколько лет службы Отрепьев занял при дворе Никитичей достаточно высокое положение. Это едва не погубило Юрия в тот момент, когда Романовых постигла царская опала в результате событий 1600 года.
В 1600 году здоровье Бориса Годунова резко ухудшилось и в городе по этому поводу поднялась большая тревога, была спешно созвана Боярская дума, на которую Годунова принесли на носилках.
Романовы, ожидая скорой кончины Бориса, собрали на своем подворье многочисленную вооруженную свиту. Стремясь пресечь возможный переворот, Годунов в ночь на 26 октября 1600 года послал несколько сот стрельцов к усадьбе Романовых. Дом был подожжен, оказавшие сопротивление были убиты, многие арестованы. Ближние слуги Романовых были казнены. Подобная участь ожидала и Отрепьева. Спасаясь «от смертные казни», двадцатилетний Юрий постригся в монахи под именем Григория и бежал в провинцию.
Григорий Отрепьев побывал в нескольких монастырях, но нигде подолгу не задерживался и очень скоро решил вернуться в столицу. По протекции своего деда Елизария Замятни Григорий был принят в аристократический московский Чудов монастырь. Вскоре Григория отличил архимандрит и перевел в свою келью, где Отрепьев занимался перепиской книг и получил чин дьякона. В штате писцов и помощников он присутствовал и на государевой думе.
Нет достоверных сведений о причинах и обстоятельствах побега Отрепьева в 1602 году за границу, во всяком случае версия об обличении Григория на соборе и осуждении на смерть за еретичество и чернокнижие родилась позднее, когда в Польше объявился самозванец, которого в Москве назвали Отрепьевым. Вполне вероятно, что завязка авантюры родилась в стенах Чудова монастыря, где Отрепьев мог узнать обстоятельства жизни и гибели в Угличе истинного Дмитрия. Кроме того, в Угличе жили ближайшие родственники Отрепьева.
Опасная игра
Маршрут бегства Григория через Киев в Польшу можно достаточно точно проследить по сведениям спутника Отрепьева — монаха Варлаама. Превращение бродячего монаха в царя произошло в районе г. Брачина. Самозванец далеко не сразу приноровился к избранной им роли, в которой впервые выступил, вероятно, в имении польского магната Адама Вишневецкого. Признание со стороны Вишневецкого, известного защитника православия, имело для Лжедмитрия неоценимое значение. Покровительство князя Адама сулило самозванцу большие выгоды, поскольку эта семья состояла в дальнем родстве с Иваном Грозным. Интрига вступила в новую фазу развития.
Из имения Вишневецкого Лжедмитрий ездил в Запорожскую Сечь, пытаясь привлечь на свою сторону казаков, но поддержки не получил. Однако запорожцы помогли установить связь с донскими казаками, которые немедленно отозвались на его обещания. Донцы были первыми в России, кто решительно заявил о поддержке «законного монарха».
В 1600 году Россия и Польша договор о перемирии на 20 лет. Военные планы Вишневецкого не получили поддержки коронного гетмана Замойского и большинства других сенаторов. Зато король Сигизмунд III давно вынашивал планы похода на восток. Его замыслы разделял сенатор Юрий Мнишек, связанный с влиятельными католическими кругами. Лжедмитрий решил порвать со своим православным покровителем и перебрался к Юрию Мнишеку в Самбор. Зная замыслы короля, Мнишек надеялся с помощью самозванца завоевать милость короля и поправить неважное финансовое положение. Он не только принял Лжедмитрия с царскими почестями, но и решил породниться с ним. Лжедмитрий сделал предложение его дочери Марине. Сватовство дало благовидный предлог для обращения самозванца в католичество. Обещания относительно перехода московского «царевича» в католичество усилили интерес Сигизмунда III к интриге.
Сигизмунд III согласился предоставить Лжедмитрию помощь на условиях значительных территориальных уступок и военной помощи Москвы для овладения шведской короной. Лжедмитрий обязался уступить Речи Посполитой Чернигово-Северскую и половину Смоленской землю. Другая половина Смоленской земли была обещана Юрию Мнишек. Одним из условий был обязательный брак Лжедмитрия с подданной короля (имя Марины Мнишек упомянуто не было, но подразумевалось).
Выполнение Самборских обязательств Лжедмитрием I привело бы к расчленению России. Однако интересы собственного народа и государства мало заботили самозванца. Подобно азартному игроку, он думал лишь о ближайшей выгоде.
Путь к престолу
Воевода Мнишек набрал для будущего зятя небольшое войско из польских авантюристов, к которым присоединилось 2 тысячи малороссийских казаков и небольшой отряд донцов. С этими силами Лжедмитрий 15 августа 1604 года открыл поход, а в октябре перешел российскую границу.
Обаяние имени царевича Дмитрия и недовольство Годуновым сразу дали себя знать. Моравск, Чернигов, Путивль и др. города без боя сдались Лжедмитрию; держался только Новгород-Северский, где воеводой был П.Ф.Басманов. Пятидесятитысячное московское войско, под начальством Мстиславского на пришедшее на выручку этого города, было наголову разбито Лжедмитрием, хотя численность его войска была меньше более чем в 3 раза. Русские люди неохотно сражались против человека, которого в душе считали истинным царевичем.
Большинство поляков, недовольных задержкой платы, оставило в это время Лжедмитрия, но зато к нему явилось 12 000 казаков. В.И.Шуйский разбил 21 января 1605 года Лжедмитрия при Добрыничах, но затем московское войско занялось бесплодной осадой Рыльска и Кром, а тем временем Лжедмитрий, засевший в Путивле, получил новые подкрепления. Недовольный действиями своих воевод, Борис Годунов послал к войску П.Ф.Басманова, но тот уже не мог остановить разыгравшейся смуты. 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис, а 7 мая все войско с Басмановым во главе, перешло на сторону Лжедмитрия.
20 июня Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Провозглашенный перед тем царем Федор Борисович Годунов еще раньше был убит посланными Лжедмитрием, вместе со своей матерью, а уцелевшую сестру его, Ксению, Лжедмитрий сделал своей наложницей; позднее она была пострижена.
Через несколько дней после въезда Лжедмитрия в Москву обнаружились замыслы бояр против него. В.И.Шуйский был уличен в распускании слухов о самозванстве нового царя и, отданный Лжедмитрием на суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых людей, приговорен к смертной казни. Однако под давлением боярской думы Лжедмитрий заменил казнь ссылкой братьев Шуйских в галицкие пригороды, а затем, вернув их с дороги, простил совершенно, возвратив им имения и боярство. Патриарх Иов был низложен и на его место был возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Лжедмитрия на царство.
Правление и гибель
Как правитель Лжедмитрий, согласно всем современным отзывам, отличался недюжинной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами и крайне высоким понятием о своей власти.
Отступления от старых обычаев, которые допускал Лжедмитрий, и явная любовь Лжедмитрия к иноземцам раздражали некоторых ревнителей старины среди приближенных царя, но народные массы относились к нему доброжелательно и москвичи сами избивали немногих, говоривших о самозванстве Лжедмитрия. Он погиб исключительно вследствие боярского заговора, возглавляемого В.И.Шуйским.
Удобный повод заговорщикам доставила свадьба Лжедмитрия. Еще 10 ноября 1605 года в Кракове состоялось обручение, а 8 мая 1606 года совершился и брак Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Воспользовавшись раздражением москвичей против поляков, наехавших в Москву с Мариной и позволявших себе разные бесчинства, заговорщики в ночь с 16-го на 17-е мая, ударили в набат и объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя. Направив толпы на поляков, сами заговорщики прорвались в Кремль. Захваченный врасплох, Лжедмитрий пытался сначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но стрельцы выдали его и он был застрелен. Народу объявили, что, по словам царицы Марфы, Лжедмитрий был самозванец. Тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту сторону, откуда он пришел.
Народ, особенно в провинции, не желал верить в смерть «доброго законного» царя. Толки о том, что он спасся от «лихих» бояр не прекращались ни на один день. Массовые восстания на южной окраине государства положили начало новому этапу гражданской войны, появились новые самозванцы. Наиболее известным из них является Лжедмитрий II.
Самозванец Григорий (Гришка) Отрепьев (Лжедмитрий I): VIKENT.RU
Русский беглый монах и один год — царь-самозванец .
Вероятно, юный Гришка Отрепьев был способным человеком, легко усваивал новые знания и занимался переписыванием книг на патриаршем дворе в Москве.
В 1601 году бежал из монастыря и объявился в Польше под именем сына Ивана IV – царевича Дмитрия.
Григорий Отрепьев был поддержан – в том числе иезуитами – и даже обещал им ввести католичество на Руси.
В 1604 году он перешёл с польско-литовским отрядом границу Руси, был поддержан запорожсими казаками и частью крестьян, которые легко поднимались на бунт в голодный год. Посылаемые против самозванца войска воевали вяло…
Царствующий Борис Годунов умер.
И небольшое войско Григория Отрепьева в 1605 году вступило в Москву.
Став русским царём, Григорий Отрепьев, передумал выполнять обещания, данные им полякам, которые помогли ем взойти на русский трон.
В 1606 года в Москве был заключен брак Григория Отрепьева с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек (считается, что вилку на Русь привезла именно она).
Воспользовавшись недовольством жителей Москвы, которых возмущало поведение польских гостей, приехавших на свадьбу, бояре во главе с Василием Шуйским убили Григория Отрепьева .
Народу было объявлено, что царь был самозванцем.
Тело Григория Отрепьева сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту сторону, откуда он пришёл…
«Русский сметливый расстрига — пройдоха между людьми, одураченными собственным тщеславием и властолюбием, великолепно играющий на их доминантах и доходящий в этой игре до «творчества», почти до вдохновения. Сам, впрочем, тоже не «прост человек», а из костромских и галицких дворянских детей, значит, тоже «с мечтою». Вот этот, столь понятный нам, русским людям, русский тип. И притом тип приманчивый и интересный для интеллигентных мыслителей! Они чуют в нём «своего»! Это, пожалуй, первый русский интеллигент!,,
Григорий Отрепьев — великий насмешник над всеми «табу», этикетами и ритуалами, в которые кутались т. н. великие мира и в которые они отчасти и сами начинают верить. То, что Свифт, Салтыков делали на бумаге, великолепно сделано в лицах и на исторической арене Отрепьевым…
Первый император на Руси — Григорий Отрепьев! Пётр I лишь повторял его! Он же, Григорий, и первый великий русский сатирик, имевший геройство проводить сатиру не на бумаге, а в действии!»
Ухтомский А.А., Интуиция совести: письма. Записные книжки. Заметки на полях, СПб, «Петербургский писатель», 1996 г., с. 461.
Имя Гришки Отрепьева сохранялось в перечне анафематствуемых, читаемых каждый год в церквах в Неделю торжества православия, вплоть до царствования Александра II.
Гришка Отрепьев — первый русский самозванец.
Григорий Отрепьев — первый из Лжедмитриев
Григорий Отрепьев (в миру — Юрий Богданович) — происходит из знатного литовского рода Нелидовых. Согласно многочисленным источникам, он был первым человеком, которому удалось выдать себя за убитого царевича Дмитрия Ивановича — сына Ивана Грозного. В историю он вошел как Лжедмитрий Первый.
Биография
Юрий родился в Галиции. Его отец рано умер, поэтому их с братом воспитывала мать-вдова. Ребенок был очень способным и быстро научился читать и писать, поэтому его отправили в Москву служить Михаилу Романову.
Здесь он дослужился до высокого поста, который чуть не погубил амбициозного юношу во время репрессий, связанных с «романовским кружком». Чтобы избежать казни, он был вынужден принять монашеский постриг и получил имя Григорий. Переходя из одного монастыря в другой, в конце концов он снова вернулся в столицу.
Явление Лжедмитрия
Здесь, по официальной версии, он начал готовиться к своей будущей роли, расспрашивая подробности убийства князя, изучая правила и этикет придворной жизни. Через некоторое время будущий Лжедмитрий совершил непростительную ошибку – упомянул, что когда-нибудь сядет на царский престол. Дело дошло до царя, и Григорий был вынужден бежать в Галич, Муру, а затем в Речь Посполитую. Именно там он впервые выдал себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием.
Став
В 1604 году Григорий Отрепьев перешел границу России и начал военный поход против Бориса Годунова, занявшего престол после смерти Ивана Грозного. Царь Борис во всеуслышание заявил, что это не законный наследник престола, а беглый монах. Григория предали анафеме.
Потом стал показывать людям другого человека, говоря, что это Отрепьев, а тот, кто говорит, что он Дмитрий, на самом деле им является. Из-за этого многие люди стали думать, что принц настоящий. Вскоре после этого Лжедмитрий все-таки официально взошел на престол и был признан сыном Ивана Грозного.
Многие современники считали Отрепьева и царевича Дмитрия одним человеком, но все же были и те, кто замечал, что царь по поведению больше походил на польского дворянина, чем на русского дворянина.
В 1605 году царь Борис умер, престол освободился. Григорий Отрепьев, воспользовавшись ситуацией, отдал приказ расправиться с Федором Годуновым. Кроме того, мать царевича Дмитрия, Мария, устроила в Отрепьев своего сына. И вот в июле 19605 года Лжедмитрий был коронован на царство.
Внутренняя политика Лжедмитрия 1
Первыми действиями нового царя были возвращения из ссылок многочисленных князей и бояр, сосланных Борисом и Федором Годуновыми. Чиновникам повысили зарплату, а помещикам увеличили земельные наделы. Это было сделано путем конфискации земли и денег у монастырей.
На юге налоги были отменены, а в остальной части страны — повышены. Был изменен состав Думы: теперь в ней в качестве обязательных членов присутствовали представители высшего духовенства, а сам орган отныне именовался сенатом. Создавались еще новые посты, взятые из Польши: меченосец, подчаш, клеветник.
Внешняя политика
Лжедмитрий произвел беспрепятственный въезд и выезд из страны, свободное внутреннее перемещение. Приезжие иностранцы отмечали, что такой свободы не было ни в одном европейском государстве. Большинство историков сходятся во мнении, что Григорий Отрепьев пытался провести европеизацию страны.
Пытался заручиться поддержкой соседних стран и признанием себя императором путем заключения союзов с Польшей, Италией, Германией и Францией, но везде получил отрицательный результат из-за отказа от уступки некоторых земель и из-за своего отрицательного отношения к католической вере.
Смерть
Постепенно в народе росло недовольство новым царем, потому что он начал строить в Москве католические храмы, ввел «заграничные шутовские забавы», отменил послебегский сон. Кроме того, он устроил свадьбу с Мариной Мнишек по католическому обряду. Поляки, приехавшие в столицу на долгий обряд, стали в пьяном виде врываться в дома богатых горожан и грабить их. Это побудило народ к восстанию, которое возглавил Василий Шуйский. Произошло событие 17 мая 1606 года.
Сначала Шуйский призвал народ спасти Царя от поляков, а потом направил толпу на «злого еретика», попирающего русские нравы. Воспользовавшись всеобщей суматохой, заговорщики взяли штурмом дворец, в котором находился Лжедмитрий, и убили его. После смерти его поставили посреди рынка, где на его тело насыпали песок и вымазали дегтем.
Похоронили царя в «убогом доме», предназначенном для замерзших или пьяных. Но через несколько дней само его тело оказалось в другом месте. Лжедмитрий считался колдуном, поэтому несколько раз его тело закапывали все глубже и глубже, но земля самозванец так и не получил. Затем тело сожгли, пепел смешали с порохом и выстрелили из пушки в сторону Польши.
Шуйский и заговорщики не скрывали, что Лжедмитрия посадили на престол только с одной целью — сместить с престола Годуновых. А потом избавились от нового царя с той же легкостью, с какой дали ему короткую власть.
Борис Годунов | Театр в кино в Санкт-Петербурге
ПРОЛОГ
1598. Борис Годунов удалился в подмосковный Новодиевичий монастырь. Стрельцы заставляют толпу умолять Бориса стать царем России. Боярин Щелкалов сообщает, что Борис все еще отказывается от престола и скорбит о неразрешимой нищете России. Шествие паломников молит Бога о помощи. Стрельцы предупреждают толпу, чтобы на следующее утро они были в Кремле готовыми поаплодировать.
На следующий день колокола Москвы возвещают о коронации Бориса. На площади в Кремле новый царь, охваченный страхом и тоской, умоляет Бога миловать его. Он приглашает людей на пир. Люди приветствуют.
АКТ I
1603. В Чудовом монастыре преподобный Пимен пишет последнюю главу своей истории России. Новичок Григорий просыпается от кошмара и выражает сожаление, что не вкусил славы на войне и в обществе. Он расспрашивает Пимена о покойном царевиче Димитрии, законном наследнике престола Бориса. Пимен рассказывает о событиях убийства Дмитрия (убийцы вовлекли Бориса перед смертью) и замечает, что царевич был бы ровесником Григория. В одиночку Григорий осуждает Бориса и решает бежать из монастыря.
Выполняя задание разоблачить Бориса и провозгласить себя царевичем Дмитрием, Григорий пытается проникнуть в Литву, чтобы найти поддержку для своего дела. Он встречается с двумя бродячими монахами, Варлаамом и Мисаилом, в гостинице недалеко от границы и использует их как прикрытие. Не успел он спросить дорогу к границе у трактирщика, который предупреждает, что граница усиленно патрулируется, как входит полицейский с ордером на арест Григория. Офицер неграмотен, поэтому Григорий читает ордер, заменяя свое описание Варлаама. Но Варлаам умеет читать. Григорий убегает, преследуемый стрельцами.
АКТ II
В квартире Бориса его дочь оплакивает смерть жениха. Борис нежно утешает ее, задушевно беседует с сыном о наследовании престола и его обязанностях, затем размышляет про себя о преступлении, которое принесло ему престол, и о страхах, которые его терзают. Шуйский, могущественный боярин, приносит весть о претенденте на русский престол, которого поддерживает польский двор и папа. Когда Борис узнает, что самозванец выдает себя за Дмитрия, он глубоко потрясен, и Шуйский снова уверяет его, что настоящий царевич на самом деле убит. Шуйский уходит, а Борис поддается ужасу, воображая, что видит призрак Дмитрия. Раздираемый чувством вины и сожаления, он молит о прощении.
АКТ III
Григорий, который теперь открыто называет себя Дмитрием, пробрался в Сандомирский замок в Польше, где надеется завоевать могущественную Марину Мнишек. Марина намерена завоевать Григория, чтобы реализовать свои амбиции взойти на российский престол. Но у иезуита Рангони есть свой план: Марина должна соблазнить Григория во славу церкви и через их союз обратить Россию в католицизм. Григори ждет Марину в саду замка, получает заверения в любви Марины от Рангони и, наконец, ухаживает за Мариной. Она отвергает его заявления о любви до тех пор, пока не будет уверена в его решимости стать царем.
ДЕЙСТВИЕ IV
У Собора Василия Блаженного в Москве голодающие крестьяне спорят, жив ли еще царевич Дмитрий, когда до них доходит известие о том, что его войска близко. Группа детей мучает Юродивого и крадет у него последнюю копейку. Когда Борис и его придворные выходят из собора, чтобы раздать милостыню, Юродивый просит Бориса убить детей, как он убил Димитрия. Шуйский приказывает схватить Юродивого, но вместо этого Борис просит своего обвинителя помолиться за него. Юродивый отказывается заступиться за убийцу. Когда свита Бориса проходит и народ расходится, Юродивый оплакивает темное будущее России.
В Думе совет бояр выносит самозванцу смертный приговор. Шуйский приходит с отчетом о галлюцинациях Бориса об убитом царевиче. Внезапно врывается Борис, дезориентированный и взывающий к Дмитрию. Когда к нему приходит самообладание, Шуйский приводит Пимена в Думу. Пимен рассказывает о человеке, который исцелился от слепоты во время молитвы на могиле Димитрия. Борис ломается. Он отсылает бояр, зовя сына. Назвав его наследником своего престола, он с любовью прощается с мальчиком и умирает.
На лесной поляне возле Кромы разъяренная толпа захватывает и унижает нескольких бояр и стрельцов-полицейских.