Грибоедов содержание горе от ума: Грибоедов «Горе от ума» краткое содержание по действиям – читать пересказ комедии онлайн

Грибоедов А. «Горе от ума» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Грибоедов Александр Сергеевич, родился в 1795г, умер в 1829г. Русский дипломат, поэт, драматург. Статский советник. Самое известное произведение, ставшее классикой русской литературы – комедия в стихих «Горе от ума».  

Название: «Горе от ума»

Жанр произведения: комедия

Тема произведения: пороки аристократического общества XIX века

Число страниц: 136

Годы написания комедии «Горе от ума» — 1816-1824. Комедия задумана в Петербурге, а закончена в Тифлисе. Частично была напечатана в альманахе «Русская Талия» за 1825 год, на сцене появилась только после смерти автора: отдельные сцены — в 1829 году, полностью — в 1831 году. На русском языке со значительными сокращениями впервые опубликована уже после смерти автора, в 1833 году. Комедия завершена в канун восстания декабристов. У власти в России император Николай I.

 Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Чацкий Александр Андреевич – молодой дворянин.Умен, образован, остроумен и язвителен.Аристократ, хорошо воспитан. Самоуверен, требователен, критичен к русской жизни и своему окружению. Склонен к глубоким душевным переживаниям и самоанализу, очень свободолюбивый. «Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив…»
  2. Фамусов Павел Афанасьевич – столичный аристократ. Отец Софьи, немолодой мужчина. Патриархальный, консервативный, высокомерный. Противник образования, чтения. Дорожит родственными связями, считает себя образцовым примером. Раздражителен, вспыльчив, известен как человек дурного нрава.  «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений».
  3. Софья – дочь Фамусова, девушка на выданье. Эмоциональная, своенравная. Решительная, чужда предрассудков. Легкомысленная, ветреная. Сильный характер и гордость позволяют ей самостоятельно справиться с любовным разочарованием. «Упрёков, жалоб, слёз моих Не смейте ожидать, не стоите вы их; Но чтобы в доме здесь заря вас не застала. Чтоб никогда об вас я больше не слыхала».
  4. Молчалин Алексей Степанович – личный секретарь Фамусова, молодой человек. Вырос  в бедной семье в Твери. Тихий, молчаливый, услужливый. Старается угодить всем, не имеет своего мнения, лицемерный. Скромный, культурный, очень трусливый и осторожный. «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была».
  5. Скалозуб Сергей Сергеевич – полковник, богатый холостяк. Прямолинейный, «солдафон», не склонен к тонким переживаниям. Очень стремится сделать карьеру военного, готов на все ради генеральского чина. Не отличается острым умом и красноречием. «Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие манёвров и мазурки!..»

Время и место действия комедии «Горе от ума» — Москва, спустя 10 лет после войны 1812 года, т. е. в 1822 году, дом Фамусова.

Краткое содержание комедии «Горе от ума»

  1. Молодой дворянин Чацкий возвращается к Софье из-за границы после трехлетней разлуки. Он воспитывался вместе с девушкой и влюблен в нее, как он считает, взаимно. В доме Фамусовых Софья встречает его равнодушно, Чацкий не понимает причин ее холодности. 
  2. Чацкий вступает в споры с Фамусовым, когда тот рекомендует ему послужить государству и заработать высокий чин, если тот претендует на руку Софьи. В разговоре участвует и гость, полковник Скалозуб, главная задача которого – стать генералом. Чацкий во всеуслышание осуждает собеседников, их круг, взгляды и ценности, противопоставляя себя «фамусовскому обществу».
  3. Чацкий понимает, что Софья влюблена в секретаря своего отца Молчалина. Он не одобряет ее выбор, справедливо считая Молчалина ограниченным, «жалчайшим созданием».
  4. Чацкий произносит эмоциональные монологи, которые не находят отклика у присутствующих. На званом вечере у Фамусова Чацкий ведет себя вызывающе, явно выделяется среди гостей – пустых мещан. В разговоре с одним из гостей Софья, раздосадованная его поведением,  говорит, что Чацкий сошел с ума. Слух быстро распространяется, и вскоре все гости уверены в сумасшествии Чацкого.
  5. Софья и Чацкий становятся свидетелями объяснения между Молчалиным и служанкой Лизой: тот признается ей в любви и говорит, что ухаживает за Софьей, угождая ее отцу. При объяснении с Софьей Молчалин падает на колени, но она велит, чтобы до зари он покинул ее дом.
  6.  Появляется Фамусов со слугами. Он возмущен ее безнравственным поведением, угрожает запереть ее, отправить в деревню. Чацкий упрекает Софью за пущенный слух о его сумасшествии. Он произносит эмоциональный монолог о разочаровании в любви Софьи и в ее окружении, в самом Фамусове и собирается немедленно уехать. Фамусов окончательно приходит к выводу, что Чацкий сошел с ума.

Главная мысль комедии «Горе от ума»

«Фамусовское общество» погрязло в угодничестве, лицемерии и мещанстве, заботится лишь о богатстве и продвижении по службе. Оно отвергает свободолюбивых,  открытых, прогрессивных людей, и, следовательно, тормозит развитие России. 

Отзыв о комедии «Горе от ума»

«Горе от ума» — блестящая сатира, которая читается на одном дыхании и доставляет истинное удовольствие меткостью и яркостью языка. Комедия богата точно сформулированными и подмеченными явлениями, определениями, наблюдениями и относится к числу самых цитируемых произведений в русской литературе. Множество афоризмов, известных каждому человеку, прочно вошедших в обиходный язык, взято именно из бессмертной комедии Грибоедова. Актуальность ее и в XXI веке не ослабевает, конфликты, описанные в комедии, понятны и легко переносятся на современную реальность. Образы героев яркие, запоминающиеся, многогранные, а их имена стали нарицательными. Не случайно комедия была восторженно принята в прогрессивных кругах современной автору Москвы и разошлась в списках. 

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Самым запомнившимся эпизодом для меня стало падение Молчалина: его попытка ухаживать за служанкой Лизой и последующее объяснение с Софьей. Он охотно унижает влюбленную в него девушку за глаза, легко отказывается от своих притязаний на нее и все лишь затем, чтобы соблазнить Лизу. А будучи разоблаченным, ползает у ног Софьи, умоляя о прощении. В этом эпизоде показана вся нравственная низость Молчалина, его убогая философия жизни, которая неизбежно приводит к моральному распаду человека.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Амур – бог любви в античной мифологии.
  • Ветреник – легкомысленный человек, чаще употребляется в отношении несерьезных молодых людей.
  • Скоморох – странствующий артист, который одновременно выступал как актер, фокусник, акробат, певец.
  • Сударь – вежливая форма обращения к собеседнику-мужчине, использовавшаяся в Российской империи.
  • Оказия – удобный, благоприятный случай.
  • Фельдфебель — воинское звание и должность унтер-офицерского состава в армиях дореволюционной России, соответствует современному званию старшина.
  • Чепец – женский головной убор.
  • Якобинец – сторонник участников левого политического движения эпохи Великой французской революции

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • «Господствует ещё смешенье языков: Французского с нижегородским?»
  • «И дым Отечества нам сладок и приятен!»
  • «Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца…»
  • «Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»
  • «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь».
  • «Служить бы рад, прислуживаться тошно»
  • «А с чувством, с толком, с расстановкой»
  • «Свежо предание, а верится с трудом»
  • «Молчалины блаженствуют на свете!»
  • «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов»
  • «…Счастливые часов не наблюдают…»
  • «…Злые языки страшнее пистолета…»
  • «Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!»

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. 5 лет я посвятила этому ресурсу и продолжаю его развивать дальше. Все материалы бесплатны, вы можете не опасаясь вирусов скачивать презентации, они тоже бесплатны. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Поддержите проект, чтобы он продолжил дальше существовать и развиваться. Страница для сбора здесь

Краткое содержание Горе от ума. Читать пересказ комедии Александра Грибоедова за 5 минут.

Вы здесь

Главная

>

Краткие содержания

>

Горе от ума

Год написания: 

Время прочтения: 

5 минут

Описание произведения: 

Бессмертная комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году, а сам замысел, как считается, возник у писателя в 1816 году.

Грибоедов в то время был крайне раздражен тем, что у русского человека появилось стремление ко всему иностранному, что в будущем и отразилось в мышлении главного героя комедии. Надо отметить, что Грибоедов старался во всех деталях передать настроения и дух того общества (хорошо видно это на примере Фамусова), о котором писал, поэтому он решил во время балов и светских приемов отмечать все происходящее и глубоко анализировать.

Представляем ниже вашему вниманию краткое содержание Горе от ума.

События разворачиваются в 1822 году в московском доме Павла Афанасьевича Фамусова, чиновника в казённом управлении. Первая сцена начинается в гостиной, где бьют часы, горничная Лиза волнуется, что от этого звука проснётся Фамусов, хозяин дома, и обнаружит, что его дочь заперлась в комнате с секретарём Молчалиным. Фамусов действительно вскоре появляется и начинает заигрывать с горничной, в это время слышит голос дочери и украдкой уходит. В гостиную входят Софья и Молчалин, девушка рассказывает горничной, как замечательно они всю ночь беседовали. Молчалин пытается уйти в свою комнату, но в дверях сталкивается с Фамусовым и объясняет, что как раз шёл к нему с бумагами на подпись. Отец расспрашивает дочь, та на ходу придумывает сон, как будто видит цветы, поляну, возлюбленного, но появляется отец и разлучает их, а вокруг ревут и воют чудовища.

В результате Фамусов с секретарём уходят подписывать бумаги, а Софья с горничной беседуют, в том числе об Александре Андреевиче Чацком. Его отец был другом Фамусова, сам Александр в юности часто бывал в их доме и был влюблён в Софью. Затем уехал на три года, о нём доходят лишь слухи: о поездки за границу, службе в Петербурге, «связь с министрами», «потом разрыв». В этот момент слуга докладывает о приезде Чацкого. Обратите внимание, что мы представляем лишь краткое содержание «Горе от ума», которое не отражает всех деталей произведения.

Герой восторженно приветствует Софью, он счастлив, что наконец увиделся с ней после стольких лет разлуки. Чацкий начинает расспрашивать о московских новостях, перебирает знакомых и родственников. Софья встречает его холодно, делает лишь замечания по поводу его язвительности. Вскоре герой откланивается и обещает вскорости заехать снова.

Второе действие начинается с монолога Фамусова, в котором видно самодовольство и ограниченность. С визитом приезжает Чацкий. Они беседуют о службе, чинах, московской жизни. Оказывается, что у Фамусова и Чацкого совершенно разные взгляды на жизнь. Хозяин дома считает, что предел мечтаний – получить высокий чин, добиться хлебного места всем родным и накопить как можно больше денег. Чацкий считает, что необходимо служить Отечеству, он презирает чинопочитание и прислуживание перед вышестоящими. В итоге Фамусов делает вывод, что перед ним бунтовщик.

В это время приезжает полковник Скалозуб, богатый и перспективный военный, за которого Фамусов не прочь выдать дочь. В ходе беседы становится понятно, что Скалозуб – недалёкий человек, причём не отличающийся героическим поведением.

Вдруг вбегает Софья в сильном волнении. Оказывается, она увидела в окно, как Молчалин упал с лошади. Девушка падает в обморок.  В следующей сцене Молчалин, вполне оправившись, пытается соблазнить горничную Лизу.

Напоминаем, что краткое содержание «Горе от ума» представлено литературным порталом reedcafe.ru

Третье действие. Чацкий желает выяснить, в чём причина обморока Софьи, подозревает, что она неравнодушна к Молчалину и начинает расспрашивать о нём девушку. Та характеризует секретаря как тихого молодого человека, который вечера проводит со «старичками», составляя им карточные партии, не отвечает на брань её отца. По мнению Софьи, в Молчалине нет того ума, который совершенно не нужен в семейной жизни, а есть скромность и услужливость. Из такой характеристики Чацкий заключает, что Софья не любит и не уважает Молчалина (в чём ошибается).

Девушка отправляется одеваться к приёму гостей, появляется её возлюбленный. Чацкий вступает с ним в разговор. В этот момент очевидна разница между двумя молодыми людьми. Чацкий – умный, уверенный в себе, не любящий чинопоклонства человек. Молчалин же называет два своих таланта: «умеренность и аккуратность». Он гордится двумя награждениями за фиктивную службу «по архивам», рассказывает, что ездит к знатной барыне Татьяне Юрьевне на балы в надежде получить покровительство.

Всё это вызывает презрение Чацкого.

Далее изображается сцена бала. К Фамусову приезжает высшее московское общество: свояченица Хлёстова, графиня с внучкой, князь с женой и шестью дочерьми, супруги Горичи и другие. Люди ведут светские беседы, при этом в глаза друг другу высказывают совсем не то, что за глаза, жёны помыкают мужьями. Чацкий, не стесняясь, высказывает свои взгляды о необходимости образования, о гнусной привычке преклоняться перед всем иностранным и незнании родного языка и многом другом. Софья оскорблена его пренебрежительными высказываниями о Молчалине и пускает сплетню, что Чацкий сумасшедший. Слух быстро разлетается, все с готовностью его поддерживают.

Нелепость слуха подчёркивается тем, что гости высказывают предположения о причинах сумасшествия. Фамусов считает, что Чацкий пошёл в мать, которая «с ума сходила восемь раз». Другие твердят, что он пил шампанское стаканами, бутылками, вёдрами и даже бочками. Третьи возражают, что главная причина – чрезмерная учёность. В итоге все приходят к общему мнению, что образование только портит молодёжь, и лучший выход – «собрать все книги, да и сжечь». Чацкий входит, гости сторонятся в испуге, в итоге он оказывается один.

Четвертое действие — краткое содержание «Горе от ума». В четвёртом действии гости разъезжаются. Чацкий в парадной встречается с Репетиловым, только приехавшим на бал, и слушает его рассказ о каких-то обществах, где собираются все передовые люди. Из разговора становится очевидно, что Репетилов только повторяет модные суждения, сам мало в них разбирается. На вопрос, чем они занимаются в этих тайных обществах, отвечает: «Шумим, братец, шумим!»

Чацкий в ожидании своей кареты слышит разговоры разъезжающихся гостей и узнаёт, что его считают сумасшедшим. Он не верит своим ушам. В это время входит Софья, разыскивая Молчалина. Горничная Лиза стучит к Молчалину, чтобы сообщить, что его кличет барышня. Тот снова начинает выражать Лизе свои чувства. Софья слышит весь разговор, она входит и называет Молчалина низким человеком, тот напрасно молит о прощении.

Тут же показывается Чацкий, Софья падает в обморок, на крик появляется Фамусов. Он видит Чацкого, думает, что у дочери с ним свидание и возмущается: ведь она сама недавно называла его безумным. Чацкий поражён тем фактом, что слух о его сумасшествии пустила именно Софья. Он взволнованно говорит о подлости, низкопоклонстве, которые встретил в этом доме и уезжает прочь, «искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок». Последняя сцена: Фамусов ничего не понял из монолога Чацкого, его заботит только то, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна», узнав, что его дочь по вечерам назначает свидания.


Надеемся, что вам понравилось краткое содержание «Горе от ума». Будем рады, если эту комедию Александра Грибоедова вам удастся прочитать полностью.

Источник: 

Уникальный текст краткого содержание подготовлен одним из авторов литературного портала ReadCafe

Комедия

Другие краткие содержания

Четвертая проза

Одни люди пытаются спасти других от расстрела. Но действуют они при этом по-разному. Мудрая расчетливость одесского ньютона-математика, с которой подошел к делу…

Сонаты. Записки маркиза де Брадомина

Цикл состоит из четырех повестей: «Весенняя соната», «Летняя соната», «Осенняя соната» и «Зимняя соната». Им предпослано «Предуведомление» автора…

Остров пингвинов

В предисловии автор сообщает, что единственная цель его жизни — написать историю пингвинов. Для этого он изучил множество источников, и прежде всего хронику величайшего…

И с горя Грибоедова от ума. Женские образы в произведениях А. Грибоедова Гора Ума и А. С. Пушкина Евгений Онегин

Рано утром служанка Лизы стучится в спальню к барыне. Софья отвечает не сразу: она всю ночь проговорила с возлюбленным, секретарь отца молчит, живя в том же доме.

Отец Софьи, Павел Афанасьевич Фамуз, летит, летит с Лизой, которая еле отбивается от Барина. Борясь с тем, что он это слышит, Магазов исчезает.

Уходя от Софии, Сольвелин в дверях сталкивается с Фамусовым, который интересуется, что здесь делает секретарь в такой ранний час? Фамусова, которая сталкивается с собственным «монашеским поведением», так спокойна.

Уехав с Лизой вдвоем, Софья мечтательно вспоминает так быстро мелькающие ночи, когда они были с безмолвной «забытой музыкой, и время шло так гладко», а горничная еле сдерживала смех.

Лиза напоминает госпоже о своем бывшем сердечнике, Александре Андреевиче Чазкоме, который уже три года находится в заграничных краях. Софья говорит, что дальше детской дружбы ее отношения с Чацким не выходили. Он сравнивает Чацкого с молчанием и находит в последнем достоинства (чувствительность, робость, альтруизм), которыми Чацкий не является.

Неожиданно появляется сам Чацкий. Засыпает Софья вопросами: Что нового в Москве? Как поживают их общие знакомые, с виду забавные и нелепые? Без задней мысли он недружелюбно отзывается о Молчалине, который, вероятно, сделал карьеру («Ведь и в любви не чудной»).

Софье так больно, что она шепчет про себя: «Не человек, змея!»

Среди них Фамусы, тоже не в восторге от визита к Чацкому, и расспрашивают, куда пропал Чацкий и что он делал. Чацкий обещает рассказать все вечером, потому что тоже не успел прийти домой.

Днем Чацкий снова появляется в Доме Фамамова и расспрашивает Павла Афанасьевича о дочери. Фармусы настораживают, не Чацкий ли в женихе отметился? Как бы я отреагировал на Фармуса? — В свою очередь, молодой человек в курсе. Фамусы уклоняются от прямого ответа, советуя гостю сначала вести дела и добиваться успехов на службе.

«С удовольствием послужил бы, больной», — говорит Чацкий. Фамуз упрекает его в чрезмерной «гордости» и ставит в пример покойного дядю, добившегося чинов и богатства, служа императрице.

Чацкий не подходит для этого образца. Он находит, что «век смирения и страха» уходит в прошлое, а Фамамова эти «свободомыслящие речи» возмущают, он не слушает таких нападок на «золотой век».

Слуга докладывает о прибытии нового гостя, полковника Скалозуба, которым Фамус во всех отношениях является, считая выгодным женихом. Скалозуб простодушно хвастается своими официальными успехами, не достигнутыми ратными подвигами.

Фармус провозглашает расширение московского дворянства с его гостеприимством, консервативными пожилыми венелями, в которых доминируют Матронианки и способные представить своих девушек. Он рекомендует Чацкого Скалозубу, а похвала Чацкого от Голодомора звучит почти как оскорбление. Не выдержав, Чацкий борется с монологом, в котором он щупает тех лохов и разрушителей, которыми восхищается хозяин дома, отказывает им в «слабом, бедном уме».

Мало что, кто понял из речей Чацкого Скалозуба, согласен с ним в оценке напыщенных гвардейцев. Армия, по словам бравых слуг, ничем не хуже «Хранителей».

Софья подбегает и бросается к окну с криком: «О, Боже мой, упала, убила!» Получается, что это с лошадью «трещали» (выражение чешуйчатого).

Чацкий думает: чего так испугалась Софья? Вскоре приходит Молчанин и успокаивает присутствующих — ничего страшного не произошло.

София пытается оправдать свой неосторожный порыв, но только усиливает зарождающееся подозрение.

Оставшись наедине с тишиной, Софья беспокоится о своем здоровье, а ее беспокоит ее несдержанность («злые языки страшного пистолета»).

После разговора с Софьей Чацкий приходит к выводу, что она не может любить столь незначительного человека, но тем не менее бьется над тайной: кто ее возлюбленный?

Разговор Чацкого поднимается и с молчаливым и еще более укрепляет в своем мнении: нельзя любить, чьи достоинства будут сводиться к «умеренности и аккуратности», того, кто не решается иметь свое мнение и преклоняется перед знанием и орган власти.

На вечер гости продолжают ходить к Фамусову. Первыми прибывают супруги Байка, старый знакомый Чацкого, с которым он беседует по-дружески, вспоминая прошлое.

Появляются другие лица (княгиня с шестью дочерьми, князь Тогуховский и др.) и ведут пустые разговоры. Бабушка-внучка пытается уколоть Чапского, но тот легко и остроумно боится его выпада.

Гяч представляет Чатком Загорецкого, прямо в глаза характеризуя последнего как «мошенника» и «Плута», но тот делает вид, что ничего не выходит.

Держит, старуха властна и не терпит никаких возражений. Чацкий, скалозуб и срискулин держат перед ней. Свое верховенство выражает только секретарь Фамусова, так как он хвалит ее собаку. Обращаясь к Софье, Чацкий иронизирует по этому поводу. Соркастичная речь Чацкой бесит, и она решает отомстить молчанию. Отворачиваясь от одной группы гостей к другой, она постепенно намекает на то, что Чацкий, кажется, не в своем уме.

Этот слух сразу облетел всю гостиную, а Загорецкий добавляет новые подробности: «Схватил, в желтом домике, и на цепь посадил». Финальная фраза делает бабушкину графиню, глухую и почти уцелевшую от ума: Чацкий — басурман и вольтерианец. В общем хоре возмущенных голосов и всех прочих оптодумцев — профессоров, химиков, бассейнистов…

Чацкий, затерянный в толпе чуждых ему по духу людей, становится лицом к дивану и с негодованием падает на московское дворянство, которое преклоняется перед ничтожеством только потому, что имело счастье родиться во Франции. Сам Чазза убежден, что «умный» и «веселый» русский человек и его нравы во многом выше и лучше иностранных, но никто не хочет его слушать. Все кружатся в вальсе с величайшим рвением.

Гости уже начинают расходиться, когда подбегает еще один старый знакомый Чацкий, перезвонит. Он бросается к Чаткоме с распростертыми объятиями, с места в каменоломне начинает каяться в различных понижениях и приглашает Чацкого в гости к «Тайному союзу», состоящему из «решительных людей», резонно спорящих о «Матери важного». Однако знающий цену регетилу Чацкий кратко характеризует деятельность регетылова и его друзей: «Не ходи и только!»

Риталес переключается на скалозу, рассказывая ему печальную историю своей женитьбы, но так же не находит взаимопонимания. Только с одним Загорецким удалось перезвонить в разговор, и тогда предметом их обсуждения становится сумасшествие Чацкого. Повторения сначала не верят слуху, а остальные настойчиво убеждают его, что Чацкий настоящий сумасшедший.

Чацкий задержался в Швейцарской комнате все это слышит и возмущается клеветой. Его беспокоит только одно — знает ли Софья о его «безумии»? Ему не приходит в голову, что это она отклонила это слушание.

В вестибюле появляется Лиза, рукава защанин ткет. Горничная напоминает Милклейну, что дама ждет его. Молчанин признается ей, что ухаживает за Софьей, чтобы не потерять ее приятного и тем самым укрепить свое положение, ему очень нравится одна Лиза.

Слышно тихо подошел Софья и прячется за колонну Чацкого. Разгневанная Софья выступает вперед: «Ужасный человек! Сама я стыжусь стен». Молчанин пытается помешать сказанному, но Софья дечах на его слова и требует, чтобы он сегодня же покинул дом своего благодетеля.

Чацкий тоже дает волю чувствам и отказывает хитрости Софьи. Толпа слуг во главе с фамоу, насыпь на шум. Он грозится отправить дочь к тетке, в саратовскую глушь, а Лизу определить в птичку.

Чацкий горько смеется и над собственной слепотой, и над Софьей, и прежде всего над единомышленниками, в обществе которых действительно трудно сохранить разум. Возглас: «Пойду искать свет, / Где оскорблено чувство угла!» — Он навсегда покидает когда-то столь дорогой свой дом.

Сам Мородов больше всего озабочен тем, что «Что скажет / Княгиня Марья Алексшна!»

© В. П. Мещеряков

Написанная под влиянием 3-х направлений, комедия «Горе от ума» существенно отличалась от ранее написанных произведений. В том числе это касается и композиции пьесы. Современники писателя рассматривали его, прежде всего, как классическую комедию. А классицизм, как известно, требует соблюдения нескольких канонов. Главное отличие «печали от ума» — сюжет. Традиционной для комедийного классицизма была сюжетная линия, где 2 молодых человека претендовали на руку знатной девушки, образы которой противопоставлены, причем один из них уверен в своем превосходстве, говоря и насмехаясь, а второй скромен. и респектабельный; Он любит невесту, обладающую теми же качествами, и он в конце пьесы добивался ее руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактовку персонажей, оставив их характеристики.

В его комедии противостоят соответственно Чацкий и Молчанин, что удачно, а главными качествами остаются «умеренность и аккуратность». Он сильно отступает от канонов классицизма и развития сюжета.

Странно, что завязка любви конфликт Возникает не в начале, а только в 7-9 явлениях (с приходом Чацкого), а первые явления — просто подробное описание Жизнь Софьи и Фамусова, она подготавливает фон , на котором вскоре разовьется конфликт. * Кульминацией можно назвать последнее IV действие, в котором Чацкий «укатился по полной», это тоже упущение любовной интриги. Однако важно отметить, что личностный конфликт в комедии «Гора с ума» не единственный. В произведении он приобретает двойственность, — происходит взаимодействие любовного и социального планов, в чем и заключается своеобразие конфликта. Из-за необычного сюжета не соблюдается единство, время и действие, которое кажется в первую очередь. На самом деле все действие происходит в доме Фамусова и на один день. Но иногда Грибоедов незаметно сдвигает хронологические рамки. (Монтологи Фамусова о его дяде Максиме Петровиче). А единства действия и быть не может, ведь оно разворачивается вокруг 2х сюжетных линий…

Так же видимо соблюдение систематизации символов. На первый взгляд в комедии деление героев на положительных и отрицательных, но при более внимательном рассмотрении это деление исчезает. Например, с одной стороны, он предстает аморальным и низкообразованным, а с другой — он заботливый и любящий отец, и поначалу он отзывчивый и Чацкий. «София ничего не понимает». И даже приблизительно нельзя сказать положительный герой или отрицательный. Да, она совершила низкий поступок, рас слухов, но она делает это в защиту своей любви, а это говорит о том, что она умеет любить, и все. Несомненно, качество положительное. В общем, при детальном рассмотрении образа Софии мы поймем, что ее выбор зависим, ведь она любит не мерзавца молчаливого, а благородного бедного юношу, ради которого готов на все…

Однако все образы многогранны, каждый интересен по-своему и заслуживает внимательного рассмотрения. Эта многогранность позволяет говорить о наличии романтизма в комедии. Чацкий, в частности, типичный романтический герой — единый, противостоящий всему миру, а в данном случае «всей братии отцов и старцев». Конечно, у Чацкого есть союзники, но их нет на сцене. На сцене Чазки один. Несчастная любовь, изгнание — все это удел романтического героя. Спасенный от воспоминаний, Чацкий отправляется в путешествие вместе с Милонгом Торзания в душе. Также, как романтическое произведение, здесь есть и сильные чувства, и личная драма, и душевные переживания…

Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение сюжета, и даже видимое соблюдение 3 единства — все отступает от классицистических канонов. Надо помнить, что комедия была написана в 19 веке (1824 год), когда классицизм постепенно отходил на задний план, романтизм сам в расцвете, и только родился реализм… была написана комедия «горе от ума» на стыке 3-х литературных эпох В этом ее своеобразие, в этом ее отличие, в этом ее бессмертие. ..

Комедия А.С. Грибоедов «Горе от ума» и Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — грандиозное по замыслу и содержанию произведение. Особое внимание в этих произведениях уделяется женским образам. Женщину, несомненно, ценили во все времена, писали ей стихи, защищали, дарили цветы. О женских образах в романе девятнадцатого века принято говорить «очаровательно».

Мне кажется, что Софа Фамусова (главная героиня В «Горе от ума») и Татьяна Ларина (главная героиня «Евгения Онегина») как раз под это определение. Эти девушки являются олицетворением любви, жизни, счастья, молодости и женских чар. Однако у этих персонажей совершенно разные характеры. Софию сложно понять. Непостоянство ее характера отметил Гончаров. Он писал, что Софья есть «…смесь добрых инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и верования». …в его собственной, ее личной физиономии скрывается что-то горячее, нежное, даже мечтательное. Татьяна была женским идеалом для А. С. Пушкина: Простите, я так люблю Татьяну Мойю! В ней не было ничего понятного читателю и потому она сразу вызывала симпатию. Глубокой основой ее образа является национальность.

Именно Татьяна победит высший свет, и в этой победе ключ к победе духа нации над всеми, ему противостоящими. Вся милая для Пушкина внешность Татьяны привнесена исключительно поэтической русской натурой — простой, лишенной экзотики. Отсюда характерная гнетущая русская природа, деревенская жизнь Татьяны, полная тихих и поэтических прелестей, светской суеты, где героиня вынуждена носить маску холода и учтивости учтивости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество воссоздает ее». На мой взгляд, это не так. Оказавшись в светском обществе, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, посвящённой деревней, своей книжной полкой, памятью своей няни: Тотяна смотрит и не видит, волна света не глядит; Ей здесь душно.., она мечтает о жизни в поле, в деревню, к беднякам на встречу, в укромный уголок… Она вовсе не стала светской дамой, которую Софья превратила в фамовское общество И отрезан от национальности. В этом, на мой взгляд, и заключается главное отличие этих героинь.

Впрочем, София тоже незаурядная личность. Ее особенность в том, что она выбирает не гл. Не, не осведомленность, не перспективный рокозуб, а укоренившееся молчание, то есть ищет только личных, моральных преимуществ, свойственных конкретному человеку. Выбрав молчание, Софья готова бороться за свой выбор и с мнением света, и с гневом отца, которому «кто беден, тому не пара», и даже с ядовитыми насмешками Чацкого. Образ Софьи интересен тем, что она похожа, а не похожа на окружающих дам. Противостоя женскому лагерю как личность, героиня сближается с ним как с социальным типом. Это умная, гордая девушка с сильным независимым характером и горячим сердцем. Но все ее хорошие вклады не получили и не могли получить развития в обществе, где «фамусовы и скалозубы — правители страны». Наоборот, ложное воспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало ее представителем общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, не доросла до него до его острого ума, до его логической беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который любит ее «по положению». Воздействуя на нравственные опросы общества, София, тем не менее, по-своему претендует на его устои. Например, пытаясь использовать общество как оружие против Чацкого, она сама становится орудием в руках этого общества. Эта неуверенность Софии и делает ее образ бесконечно трудным для понимания.

По Пушкину, Софье непонятно. Неоднозначность его в том, что в нем сочетаются, казалось бы, несовместимые: мечтательность и практичность, сентиментальность и властность, наивность и холодная расчетливость, способность к страданию и ядовитая насмешка над страдающим Чацким. Особенностью сходства Софьи и Татьяны является чтение сентиментальных романов. Поэтому каждая героиня ждала от любви каких-то чудес, и никто из них не замечал недостатков любимого: кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя и предается, конечно, любви, как милый ребенок…

Мне кажется, эти слова можно сказать и о Софиер, которая любит так же искренне и преданно. Вспомните, с каким чувством она говорила своей горничной Лизе о его свидании с молчанием: возьмет руку к сердцу, вздохнет, из глубины души, ни слова свободного, и так проходит вся ночь, рука об руку , и глаз не сводит мою софью Он страдает от того, что не может открыто встречаться с его любимым. Но по-настоящему она начинает страдать, познавая сущность Молчалина. Она в замешательстве из-за того, что ее обманули и она сама себя обманула. Именно его откровенность, искренность и прямота доказывают, что окружающее его общество не убило в нем истинной популярности. Татьяна, как и Софья, воспитана на иностранных романах, так и Онегин рисуется воображением Татьяны в романтических красках: кто ты, ангел мой то ли хранительница, то ли хитрая искусительница… Пушкин иронически отмечает об этих романтических мечтах Татьяны. : но нашим героем, который б Ну был он, на самом деле не был Грандисон. Настоящей душой Онегин становится Татьяной только после посещения деревенской усадьбы героя. Глядя на атмосферу Онегинского кабинета, листая книги Онегина, Татьяна, наконец, начинает видеть: Кто он? Пойманная вишенка, незначительное привидение, Иль Москвич в гарольдовом плаще, незнакомцы и глупцы, слова модные, полный лексикон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *