9 Дочерей Зевса | Предания и легенды
» Легенды Греции
Греки считали, что все самое важное, сопровождающее человека на жизненном пути, принадлежит Зевсу. Для того чтобы людей всегда сопровождали красота и вдохновение, Мнемозина, богиня памяти, родила Зевсу девять дочерей — муз.
Музы стали вдохновительницами талантов. «Когда только избранник их родится, они начинают кормить его нежной небесной росой и из уст его льются слова сладкие, как мед», — рассказывает миф. Значит, печать таланта отмечает человека при рождении. Надо только ее заметить.
Дочери Зевса поделили между собою все считавшиеся у греков главными искусства и науки. А чтобы отличить муз друг от друга, каждой придали особые атрибуты.
Клио, муза истории, изображалась со свитком пергамента в руках.
Каллиопа, муза эпической поэзии, всегда сидела в мечтательной позе, держа в руках навощенную дощечку и острую палочку — стилос. Этот стилос мог писать только прекрасным стилем. Каллиопа вдохновила Гомера на создание «Илиады» и «Одиссеи».
Трагическая маска в руках, лавровый венок на голове и котурны на ногах отличали Мельпомену, музу трагедий.
Покровительницей всех танцев и танцоров стала Терпсихора. Она, как и Мельпомена, увенчана лаврами, а в руках у нее арфа, звуки которой слышат только талантливые танцоры.
Не только у трагедии, у комедии тоже была своя муза — Талия. Вместо головного убора у нее был венок из плюща, в одной руке комическая маска, а в другой тимпан, род гуслей.
Эрато никогда не расставалась с легкой сладкозвучной лирой, потому что она была музой любовной поэзии.
Муза Эрато руководит нами, когда мы произносим прекрасные слова любви, прижимаем руку к сердцу или нежно обнимаем любимого человека.А Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки, изображалась всегда с флейтой.
Среди муз есть одна, у которой нет никаких отличительных атрибутов. Она просто стоит, опершись о скалу, и задумчиво смотрит вдаль. Это богиня гимнов богам и ораторов, которыми славилась Древняя Греция, Полигимния.
И наконец, была своя муза у астрономов и звездочетов — Урания. У ног ее — круг земной, а в руках деревянный циркуль, которым пользовались астрологи для определения места звезд на небесном своде.
Все музы любили жить у горы Геликон. Там были прекрасные тенистые рощи, прохладные пещеры и посвященный им источник Гиппокрена. Стоит искупаться в его «фиалково-темных водах», как сами собой в душе рождаются чудесные песни. Этот источник выбил своим копытом крылатый конь Пегас.
На Олимп музы приходят в свите Аполлона. Он ударяет по золотым струнам кифары, музы начинают петь и плясать. И все боги пускаются в пляс, распевают песни и поют гимны самим себе.
Музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами отсюда и произошёл термин музей.
Кроме этих божеств, Эллада создала целый сонм второстепенных богов. В каждом ручье, роще, долине было своё божество. которое порой являлось людям, имело влияние на их дела и занятия. Великие боги превращенные ходили по земле. Сам Зевс не гнушался принимать образ даже быка, чтобы похитить любимую женщину ; порою он сходил золотым дождём, порою являлся лебедем, порою в виде туманного облака .
Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях. Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.
Зевс, в греческой мифологии верховное божество, сын титанов Кроноса и Реи. Всемогущий отец богов, повелитель ветров и облаков, дождя, грома и молнии ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч. Кронос, боясь быть свергнутым своими детьми, проглотил всех старших братьев и сестер Зевса сразу после их рождения, но Рея вместо младшего сына подала Кропосу завернутый в пеленки камень, а младенца тайно вывезли и воспитали на острове Крит. Возмужавший Зевс стремился рассчитаться с отцом. Его первая супруга, мудрая Метида, дочь Океана, посоветовала дать отцу зелье, от которого тот изрыгнет всех проглоченных детей. Одолев породившего их Кроноса, Зевс и братья разделили мир между собой. Зевс выбрал небо, Аид — подземное царство мертвых, а Посейдон — море. Землю и гору Олимп, где был расположен чертог богов, решили считать общими.
Источники: legendami.ru, vikent.ru, elramd.com, drevniebogi.ru, aforizmu.com
Легенды церкви Преображения Господня
Россия славится своими восхитительными храмами. Есть даже такой, в строительстве которого, по легенде, не использовались гвозди – Преображенская церковь на Карельском острове Кижи. До …
Легенды о Козероге
Козерог относится к зодиакальным созвездиям и находится в южной части неба. Оно никогда не поднимается высоко над горизонтом и лучше всего …
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери – центр Парижа во всех отношениях. Мало того, что это главный городской храм, так еще и расстояния до …
Миф о Сизифе
Сизиф, сын бога повелителя всех ветров Эола, был основателем города Коринфа, который в древнейшие времена назывался Эфирой. Никто во всей Греции не …
Самая маленькая дрель
При правильном подходе использовать технологию 3D-печати можно во множестве сфер деятельности, начиная от производства простых аксессуаров и безделушек и …
Физическая культура в Древнем Египте
Фараоны и их приближенные специально обучались езде на колесницах, владению оружием. Большое внимание физической подготовке уделялось при воспитании будущих правителей совместно …
Муза Талия
Одна из девяти дочерей, появившихся в результате союза титаниды Мнемосины и Зевса. По Диодору, происхождение имени связано понятием “долговременного процветания”. Греческая муза Талия …
чем вдохновляли творцов и какими дарами обладали? Определение слова парнас в словарях
Аполлон и его музы.
Древнегреческая мифология повествует, что весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.
Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках громовержца Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом — все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.
Музы:
Каллиопа «прекрасноголосая» · муза эпической поэзии и науки, она выдается меж всеми другими музами. Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и отилем — заостренной грифельной палочкой для начертания букв — в руках. «Песни времен героических в книге хранит Каллиопа», — писал древнеримский поэт Авсоний.
Сыновьями Каллиопы и Эагра (или Аполлона) были знаменитые певцы Лин и Орфей. По некоторым источникам, ее сыном также считают фракийского героя Реса, убитого под Троей Диомедом.
Клио, Клия · одна из девяти олимпийских муз, муза истории, та, «которая прославляет». В представлении древних, девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен. О Клио известно, что она влюбилась в Пиера, сына Магнета, и родила сына Гиацинта.
Мельпомена · муза трагедии (греч. «поющая»). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). От бога реки Ахелоя родила сладкоголосых сирен, прославившихся своим пением.
Полигимния, Полимния · сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной гимназической поэзии, которой приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала «запомнить схваченное». Имя Полигимнии указывает на то, что поэты приобрели созданными ими гимнами бессмертную славу. Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки в задумчивой позе, с мечтательным лицом и со свитком в руке.
Талия, Фалия · одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины, покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове. От Талии и Аполлона родились корибанты. Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностю Геры муза скрылась в надрах зели, где от нее родились демонические существа — палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).
Терпсихора · считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она — «наслаждающаяся хороводами».
По одному из вариантов мифа, Терпсихора родила от бога реки Ахелоя сирен. Существует миф, по которому она — мать певца Лина (по другой версии его мать — Урания). Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).
Урания · муза астрономии, девушка с глобусом и циркулем (или указательной палочкой) в руках, в других вариантах мифа считалась воплощением возвышенной, небесной любви. По некоторым версиям, мать певца Лина, которого родила от Аполлона.
Эвтерпа · муза-покровительница лирической поэзии, обычно изображалась со сдвоенной флейтой в руке. Ее сыном от бога реки Стремон считался Рес, герой, погибший от руки Диомеда под стенмаи Трои.
Эрато · одна из муз, ей отводилась роль покровительницы лирической и любовной поэзии. Изображалась с кифарой в руке.
Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.
Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.
Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.
Кто такие музы?
Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.
В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:
- Каллиопа – муза эпической поэзии;
- Клио – муза истории;
- Мельпомена – муза трагедии;
- Талия – муза комедии;
- Полигимния – муза священных гимнов;
- Терпсихора – муза танца;
- Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
- Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
- Урания – муза науки.
Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».
Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона.
Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана.
Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.
Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.
Мусейоны
В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады.
Наибольшую известность получил Александрийский мусейон . Это название и легло в основу всем известного слова музей.
Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти, его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу . Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.
Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку .
Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады.
Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.
Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее.
Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.
Уникальные способности муз
Клио, «дарующая славу» муза истории , чей постоянный атрибут — пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.
Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему».
Согласно мифологии Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.
Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио.
Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису.
Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону.
Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.
Мельпомена, муза трагедий
Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню.
Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен.
Тех самых, что едва не погубили аргонавтов.
Мельпомена поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.
Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке.
В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.
Талия, муза комедии, сестра Мельпомены , но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор.
Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.
Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.
Полигимния, муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке
Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей.
Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу.
Постоянный атрибут Полигимнии – лира.
Эвтерпа — муза поэзии и лирики
Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.
Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме.
Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души.
Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.
Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.
Терпсихора, муза танца , который исполняется в едином ритме с ударами сердца.
Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций.
Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.
Эрато, муза любовной и свадебной поэзии
Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.
Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений.
Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.
Каллиопа, что на греческом значит «прекрасноголосая» — муза эпической поэзии
Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки.
Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем».
Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».
Девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса, Урания держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами.
Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса.
Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему?
Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом.
Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании.
Музы символизировали собой скрытые достоинства человеческой натуры и способствовали их проявлению.
Согласно представлениям древних греков, музы обладали удивительным даром приобщать души людей к великим тайнам Вселенной, воспоминания о которых они затем воплощали в стихах, музыке, научных открытиях.
Покровительствуя всем творческим людям, музы не терпели тщеславия и обмана и жестоко за них наказывали.
У македонского царя Пиэра было 9 дочерей, обладавших прекрасными голосами, которые решили вызвать муз на состязание.
Каллиопа выиграла и была признана победительницей, но пиэриды отказались признавать своё поражение, и пытались устроить потасовку. За это их настигла кара, и они были превращены в сорок.
Вместо чудесного пения, они резкими гортанными криками оглашают весь мир о своей судьбе.
Поэтому рассчитывать на помощь муз и божественного провидения можно только в том случае, если ваши помыслы чисты, а устремления бескорыстны.
Миф «Аполлон и музы» является одним из самых известных произведений древней Греции. Автора или хотя бы приблизительную дату создания назвать практически невозможно. Миф «Аполлон и музы» обязательно включается в школьную программу во многих странах мира. Существует несколько вариантов оригинала, которые незначительно отличаются.
Также есть несколько переводов разных людей, трудившихся, преимущественно, в эпоху СССР.
«Аполлон и музы»
Миф был создан задолго до появления христианства. Поэтому первоначальный вариант претерпел фольклорные народные изменения. Тем не менее, исследователям удалось практически полностью воссоздать оригинал. Связано это с тем, что миф написан в стиле эпической прозы, которую легко отличить от «народного» фольклора. Миф «Аполлон и музы» описывает поднятие бога на Олимп. На этой горе восседали главные боги. Там всегда были интриги и вражда. Практически у каждого бога был свой враг или завистник. Постоянный шум. И среди этой суеты появляется Аполлон в сопровождении 9 муз. Он играет на кифаре. Музы поют и танцуют вокруг него. Боги тут же стали завороженно слушать. Даже грозный Зевс не проронил ни слова. Орёл, Гера, Артемида — все смотрели на прибывших. Их пение заставило забыть о передрягах и просто наслаждаться.
Основной посыл этого мифа — поиск гармонии в искусстве. 9 муз представляли различные науки и искусства. Легенда говорит читателю о том, что даже лучшие из лучших могут позволить себе забыться в музыке. Главенство Аполлона является олицетворением превосходства прекрасного. Он будто бы человек, которого вдохновляет творчество (за что отвечают музы).
Аполлон
Миф «Аполлон и музы» отводит значительную роль — Аполлону. Он является одним из самых почитаемых в греческой мифологии. Ему посвящено множество скульптурных композиций. Даже через тысячи лет Аполлон всё ещё является именем нарицательным, которое обозначает физическую силу и красоту человека.
Музы
Музы являются покровительницами искусств. Их образы также по-прежнему используются во многих языках. Например, всем известное слово «музыка» берёт свои корни именно в древней Греции, только тогда оно обозначало искусство в целом. По легенде, музы родились от самого Зевса. Каждая женщина отвечает за определённую науку или ответвление искусства. Музы приходят к смертным чтобы вдохновить их. За это они строят богиням храмы и пишут поэмы. Почти половина муз отвечает за поэзию. Миф «Аполлон и музы» описывает их облачёнными в белоснежные одеяния и венки. Помимо пения, богини также водят хороводы, к которым позже присоединяются другие обитатели Олимпа.
Первая буква «п»
Вторая буква «а»
Третья буква «р»
Последняя бука буква «с»
Ответ на вопрос «В греческой мифологии местообитание Аполлона и муз «, 6 букв:
парнас
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова парнас
Горный массив в Греции; содружество поэтов (перен.)
Басня Ивана Крылова
На какую гору мечтают попасть все поэты?
Гора муз и Аполлона
Аполлонова гора
Известный горный массив Греции
Гора, у подножия которой бьёт Кастальский ключ
Определение слова парнас в словарях
Мифологический словарь Значение слова в словаре Мифологический словарь
(греч.) — Гора, считавшаяся местом обитания Аполлона и муз. Соотносится с горным массивом в Фокиде. У подножия П. находились города Криса и Дельфы со знаменитым оракулом в храме Аполлона, а также Кастальский ключ — источник поэтического вдохновения. Считалось,…
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Парна́с — междугородная автобусная станция в Санкт-Петербурге. Расположена на улице Михаила Дудина у станции « Парнас » Петербургского метрополитена. Находится под управлением ГУП « Пассажиравтотранс ». От автостанции отправляются междугородные маршруты…
Примеры употребления слова парнас в литературе.
Парнасе позднее, в конце века, когда слава Ронсара затмевалась его кажущимися последователями — придворным поэтом Филиппом Депортом и Вокленом де Ла Френе.
Чтоб воздать хвалу тебе, Парнас , Души невольным движимый порывом, Прервал я об Испании рассказ, О той стране, что новым стала дивом, Родная всем сердцам вольнолюбивым, — Вернемся к ней.
Они связали имя своей страны с Девкалионом, утверждая, что когда над Парнасом собрались темные тучи и дождь хлынул потоками на Ликорею, где царствовал Девкалион, то он, спасая свою жизнь, бежал в Афины и, прибыв туда, основал святилище богу дождя Зевсу, принеся ему благодарственную жертву за свое спасение.
Недоуменьем изъерзало нас, Что и божественному провиденью Быть ближе к своему произведенью Мешает их Олимп или Парнас , — Что им пришло покинуть их оаз И, словно рядовому привиденью, Многоочитому являться бденью — Чтоб стать со всеми прочими на аз.
Весь Пирон, Бьевриана, избранные отрывки из Дора, а Потом шла безыменная мелкая сволочь Парнаса , до того пряная, что у Сергея Львовича застилало взгляд.
Народное — Аполлон и музы
Весной и летом на склонах лесистого Геликона (2), там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены (3), и на высоком Парнасе (4), у чистых вод Кастальского родника (5), Аполлон (1) водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины (6) , — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре (7). Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической (8) поэзии, Эвтерпа -муза лирики (9), Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии (10), Талия — муза комедии, Терпсихора -муза танцев, Клио — муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов (11). Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.
Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес (12) о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита (13), Арес с Гермесом (14) — все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида (15). Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.
(1) Аполлон — один из древнейших богов Греции, покровитель искусства, поэзии и музыки. Поэтому и в Москве, на здании Большого Академического театра стоит статуя Аполлона с лирой в руке, едущего на колеснице.
(2) Геликон — гора в Средней Греции, на которой, по представлениям греков, обитали музы. Их иногда называли «царицами Геликона».
(3) Гиппокрена — ключ (родник) на вершине горного хребта Геликона. По преданию, появился ключ от удара копытом крылатого коня Пегаса. В переносном смысле «оседлать Пегаса» — стать поэтом.
(4) Парнас — в мифах — место обитания Аполлона и муз. В переносном смысле Парнас — сообщество поэтов.
(5) Кастальский родник (ключ) — источник на горе Парнас. В современном языке Кастальский ключ означает источник вдохновения.
(6) Мнемосина (Мнемозина) — богиня памяти.
(7) Кифара — струнный щипковый инструмент, похожий на лиру.
(8) Эпический — повествовательный.
(9) Лирика — один из трех видов литературы (эпос, лирика, драма), стихи, песни.
(10) Трагедия — драматическое произведение, часто завершающееся гибелью главного героя.
(11) Гимн — торжественная песнь.
(12) Арес (Арей) — бог войны.
(13) Афродита — богиня красоты и любви.
(14) Гермес — бог, посланник богов, покровитель торговли.
(15) Артемида — богиня-охотница.
Девять муз: дочери Зевса и Памяти, богини искусств
Согласно классической мифологии, Девять муз — дочери Зевса и Мнемозины (или Памяти). Древние греки и римляне считали, что эти богини вдохновляют тех, кто занимается творчеством, таких как поэты, музыканты и художники. Поэтому девять муз считались олицетворением литературного, музыкального и изобразительного искусства, и каждая из них курировала определенный аспект искусства.
Сегодня владения муз расширились и теперь включают все аспекты искусства, литературы и науки. Это отражено в слове «музей», происходящем от греческого mouseion , что первоначально означало «храм или святилище муз».
Происхождение Девяти Муз
Одна из версий происхождения Девяти Муз содержится в Теогонии Гесиода . В этом произведении Гесиод писал «Опять он (Зевс) воспринял любовь Памяти с ее прекрасными волосами, от которой родились ему Музы с их золотыми диадемами, девять из них, чье удовольствие в пиршествах и наслаждениях пения» .
Более подробно Гесиод приводит в другой части своей Теогонии , «Девять ночей Зевс изобретательный пролежал с нею (Память), восходя к ее святому ложу далеко от бессмертных. И когда пришло время, когда месяцы миновали, и времена года сменились, и длинная повесть дней была завершена, она родила девять дочерей – все одного ума, их беззаботные сердца устремлены на песню».
Девять муз на римском саркофаге 2 -го -го века. (Ястров / Общественное достояние )
Довольно уместно, что Гесиод называет Мнемозину матерью муз. Древние греки и римляне верили, что эта богиня, дочь Урана и Геи, отвечает за память и воспоминание.
В частности, она связана с механическим заучиванием, которое было необходимо для сохранения древнегреческих мифов и историй до изобретения письменности. Поэтому связь Мнемозины с музами весьма актуальна. Мнемозина также считается изобретателем языка и слов, а также богиней времени.
Хотя версия мифа Гесиода является самой популярной, она не единственная, объясняющая, как появились Музы. Например, греческий историк Диодор Сицилийский называет Муз дочерьми Урана и Геи, а Гомер в «Одиссее » упоминает, что Музы были рождены от Зевса, не упоминая Мнемозину.
Кроме того, несмотря на то, что число Муз традиционно считается девятью, источники еще раз отличаются друг от друга. Греческий путешественник и географ Павсаний, например, писал, что изначально было три Музы — Мелета (Практика или Медитация), Мнема (Память) и Ээда (Песня), и что поклонение им было установлено великанами Отом и Эфиальтом, известны также как Алоады, в честь их отчима Алоэя. Однако позже македонец по имени Пиер из Эматии установил поклонение Девяти Музам и изменил их имена на те, которые мы знаем сегодня.
Где жили девять муз?
Что касается обители муз, Гесиод упоминает, что они живут на горе Олимп. Тем не менее, одним из их любимых мест была гора Геликон, как видно из первых строк его Theogony : «Начнем наше пение с муз Геликона, которые посещают великую и святую гору Геликона, и станцуем на их мягких ногах вокруг фиолетово-темный источник и алтарь могучего сына Кроноса».
Геликон — гора, расположенная в Беотии, между озером Копаис и Коринфским заливом. По мнению ученых, отец Гесиода был родом из Кимы, эолийского города на побережье Малой Азии, но переселился в Аскру, деревню на восточном склоне горы Геликон.
- Настоящая история Медузы: защитные силы змееволосой горгоны
- Греческая мифология и происхождение человека
- Легендарные фурии древнегреческой мифологии
Аполлон и музы на горе Геликон. (Hohum / Public Domain )
Кажется, именно здесь родился и вырос Гесиод, и поэтому не совсем удивительно, что он выбрал гору в качестве дома Муз. Во всяком случае, многие более поздние авторы последовали примеру Гесиода.
Как упоминалось ранее, музы играли важную роль в классической мифологии, служа богинями-покровительницами различных искусств. Именно от муз черпали свое вдохновение художники Древней Греции и Рима. Это ясно отражено у Гесиода, который утверждал, что петь его научили сами Музы,
«И однажды они (Музы) научили Гесиода прекрасному пению, когда он пас своих агнцев под святым Геликоном…. Так сказали дочери могучего Зевса, уверенные в речениях, и они дали мне ветку цветущей лавры, чтобы сорвать вместо посоха, прекрасную ветвь, и они вдохнули в меня чудесный голос, чтобы я мог праздновать будущее и вещи что было раньше. И они сказали мне петь о семье блаженных, которые вовеки, и в первую и последнюю очередь всегда петь о себе».
Гесиод и Муза. и Каллиопа, главная среди них всех». Каждая богиня связана с одним конкретным аспектом искусства и снабжена соответствующими символами.
Кроме того, каждой из Муз дается соответствующий титул. Искусство, с которым связана каждая муза, их символы и названия следующие:
Клио была музой истории, и ей дали титул «Провозвестница» или «Празднительница». Ее атрибутами были свиток, книга и горн (разновидность трубы).
Эвтерпа была музой лирической поэзии, музыки и песен и была известна также под своим титулом «Та, что нравится». Ее атрибутами были авлос (древнегреческий музыкальный инструмент, напоминающий флейту) и другие музыкальные инструменты, которые, как полагают, она изобрела.
Талея была музой комедии и буколической поэзии, ее называли «Веселой». Ее часто изображают с комедийной маской и пастушьим посохом.
Музы Клио, Эвтерпа и Талия. (JarektUploadBot / Public Domain )
Противоположностью Талеи была Мельпомена, муза трагедии, известная также как «Поющая». Она изображена держащей маску трагедии, меч (или клинок) и одетую в котурн (разновидность ботинок, которые используют трагические актеры).
Терпсихора была музой танца и носила титул «Тот, кто наслаждается танцем». Ее часто изображают с лирой, разновидностью струнного инструмента. Любопытно, что, несмотря на то, что Терпсихора является музой танца и присвоенным ей титулом, ее обычно изображают сидящей и играющей на лире.
Эрато была музой любовной поэзии и называлась «Прекрасная». Она изображена держащей кифару, струнный инструмент другого типа.
Полигимния была музой священных гимнов и получила титул «Она многих гимнов». Она изображена с вуалью и обычно представлена задумчивой женщиной.
- Завораживающая история Цирцеи, богини магии
- Греческий бог Аполлон и его мистические силы
- Пандора: обрушивая на человечество ад и надежду
Музы Мельпомена, Эрато и Полигимния. (Mattes / Public Domain )
Урания была музой астрономии (считавшейся ветвью натурфилософии древними греками и римлянами), и ее титул был «Небесная». Ее атрибутами были глобус и компас. Кроме того, ее покровительство астрономии отражено в ее плаще, покрытом звездами, и в том, что она смотрит в небо.
Наконец, Каллиопа была музой эпической поэзии и называлась «Тот, у которой прекрасный голос». Ее атрибутами были письменный планшет и стилус. Согласно одному мифу, Гомер попросил Каллиопу вдохновить его, пока он писал Илиада и Одиссея . Поэтому эту Музу иногда изображают держащей эти стихи в руках.
Муза Каллиопа с экземпляром Одиссеи. (Hohum / Public Domain )
Сила Девяти Муз
Музы обладали способностью вдохновлять, и это нельзя недооценивать. Причем вдохновение муз не ограничивалось художниками.
Гесиод говорит, что даже короли могли вдохновляться этими богинями,
«Кого дщери великие Зевса благоволят среди царей, которых воспитал Зевс, и обратят на него взоры свои при рождении его, на язык его проливают сладкую росу, и из уст его текут слова медовые, и народы все посмотрите на него, когда он решит, что должно преобладать с его прямыми суждениями. Его слово твердо, и он умело разрешает даже большой спор. Вот почему есть благоразумные цари: когда народы обижаются в своих поступках, они легко заглаживают их, убеждая их кроткими словами. Когда он идет среди толпы, его благосклонности добиваются с примирительным благоговением, как если бы он был богом, и он выделялся среди толпы».
Некоторые источники утверждают, что сила вдохновлять королей и государственных деятелей принадлежала Каллиопе.
Можно сказать, что Музы ревниво оберегают свой статус. В то время как они даровали награды тем, кто чтил их, музы были в равной степени готовы наказать тех, кто осмелился бросить им вызов. Есть ряд греческих мифов, в которых музы бросают вызов, и, разумеется, эти претенденты терпят поражение и, как следствие, наказываются.
Пример такого мифа можно найти в 9 Овидии.0005 Метаморфозы . В мифе у Пьера, царя Македонии, было девять дочерей, известных также как Пиериды. Девять сестер путешествовали по Греции и пришли в дом муз, где бросили вызов богиням.
Пьеридес имел наглость сказать: «Перестань обманывать своим ложным обаянием необразованную толпу. Если вы доверяете своим силам, довольствуйтесь нами, вы, теспийские богини. Голосом и искусством мы не уступим вам; числом мы равны. Если вы проиграете, вы покинете родник Медузы на горе Геликон и Аганиппу Гиантею, или мы от равнины Эматии до заснеженных горных склонов Пеонии; и пусть решает суд нимф». Музы приняли вызов, хотя, может быть, и неохотно: «Конечно, стыдно было с ними драться, но еще стыднее уступить».
Пьериды бросают вызов Музам. (JarektUploadBot / Public Domain )
Далее Овидий рассказывает, что как только из нимф были выбраны судьи, началось соревнование, когда представитель Пьеридов поет Гигантомахию, то есть битву между олимпийцами и Гиганты. Как будто бросить вызов Музам было недостаточно, девять сестер еще больше продемонстрировали свое высокомерие в своих стихах, в которых они восхваляли гигантов и умаляли олимпийских богов.
Когда дочь Пьера закончила, настала очередь Муз. Каллиопа была выбрана представлять их, и она спела о похищении Персефоны. Заслушав и Пьеридов, и Муз, судьи (что, пожалуй, неудивительно) единогласно объявили последних победителями. Первые, несомненно, остались недовольны результатом и начали сыпать бранью.
Музы предупредили Пьеридес, что их терпение на исходе и что если они продолжат злить их, последует наказание. Однако Пьеридес просто смеялись над угрозами и продолжали словесно оскорблять Муз.
Богини ответили, превратив Пьеридес в сорок, «по мере того, как они пытались говорить, кричать, кричать и трясти кулаками, на их глазах у их пальцев вырастали перья, оперение скрывало их руки, и каждая из них видела в лице каждой форма слышимого клюва, странные новые птицы, живущие среди леса; и когда они били себя в грудь, их хлопающие руки поднимали их, чтобы летать по воздуху, — и вот они, сороки, дерзкие брани перелесков. И теперь, как птицы, они сохраняют свое прежнее красноречие, свою бесконечную хриплую болтовню, поскольку каждая предается своей страстной любви к речи».
Мифы о девяти музах
Хотя музы обычно рассматриваются как совокупность, в некоторых греческих мифах они появляются индивидуально. Хотя музы традиционно считаются богинями-девственницами, некоторые фигуры греческой мифологии считаются их детьми, и именно в таких мифах вращаются вокруг отдельных муз.
Самый известный из них — герой Орфей. Как легендарный музыкант и поэт, неудивительно, что Орфей считается сыном одной из муз, а именно Каллиопы.
Говорят, что еще одним ребенком Каллиопы был Линус Фракийский, еще один чрезвычайно способный музыкант. Некоторые источники, однако, утверждают, что мать Линуса была одной из других муз.
Сегодня Музы больше не почитаются как богини, как когда-то в Древней Греции и Риме. Тем не менее, они по-прежнему считаются символом вдохновения. Слово «муза», например, используется в английском языке для обозначения источника вдохновения.
Кроме того, покровительство Муз было расширено с первоначальных девяти ветвей искусств в древности до всех искусств, науки и литературы, что отражает их значение и в настоящее время.
Танец Аполлона и девяти муз. (Shuishouyue / Public Domain )
Верхнее изображение: Аполлон и девять муз. Источник: Erzalibillas / Public Domain .
Ву Мингрен
Ссылки
Атсма, А. 2017. Мнемозина . [Онлайн] Доступно по адресу: https://www.theoi.com/Titan/TitanisMnemosyne.html
Атсма, А. 2017. Мусай . [Онлайн] Доступно по адресу: https://www.theoi.com/Ouranios/Mousai.html
Бернс, П. 2018. Музы: девять богинь из греческой мифологии . [Онлайн] Доступно по адресу: https://owlcation.com/humanities/Muses-Nine-Goddesses-of-Greek-Mythology
Gill, N. 2019. Кем были 9 греческих муз? . [Онлайн] Доступно по адресу: https://www.thoughtco.com/the-greek-muses-119788
Харпер, Д. 2020. музей (н.) . [Онлайн] Доступно по адресу: https://www.etymonline.com/word/museum
Гесиод и Уэст, М. (пер.). 1988. Теогония и труды и дни Гесиода . Издательство Оксфордского университета.
Редакторы Британской энциклопедии. 2012. Гора Геликон . [Онлайн] Доступно по адресу: https://www.britannica.com/place/Mount-Helicon
The Editors Encyclopaedia Britannica. 2019. Муза . [Онлайн] Доступно по адресу: https://www.britannica.com/topic/Muse-Greek-mythology
www.greekmythology.com. 2020. Музы . [Онлайн] Доступно по адресу: https://www.greekmythology.com/Other_Gods/The_Muses/the_muses.html
www.greekmyths-greekmythology.com. 2020. Девять муз греческой мифологии . [Онлайн] Доступно по адресу: https://www.greekmyths-greekmythology.com/nine-muses-in-greek-mythology/
Дочери Зевса — Афины и не только
Зевс, повелитель небес и отец богов, было много детей. Они родились от разных матерей, поскольку Зевс был очень известен своими эротическими выходками, которые часто приводили в ярость его законную жену Геру.
Таким образом, Зевс породил несколько дочерей, многие из которых сами были олимпийскими богинями, такими как Артемида и Афина, или низшими божественными существами, такими как Хораи и Музы. Он также был отцом многих смертных женщин, печально известных по всей Греции, таких как Елена Троянская.
Некоторые из самых известных дочерей Зевса были:
- Athena
- Artemis
- Horae и Moirai
- Horae и Moirai
- 3 .0274
- Muses
- HEBE и EILEITHIA
- Persephone
- Helen of Troy
Athena
. Она родилась из головы своего отца, Зевса, который ранее проглотил Метиду заживо, так как ей было видение, в котором предсказывалось, что один из его детей получит власть над ним.Гефест помог Зевсу открыть топором его голову, и тогда так родилась Афина, полностью защищенная. Затем она выросла, чтобы стать богиней мудрости, закона, справедливости, стратегии и богиней-покровительницей города Афины.
Артемида
Артемида была дочерью Зевса и Лето, одной из титанид, богиней материнства и скромности. У Зевса был роман с ней, когда он был женат на Гере, в результате чего Лето забеременела близнецами, Артемидой и Аполлоном.
Из-за своего гнева Гера преследовала Лето, чтобы та не могла родить своих детей, но, в конце концов, ей удалось родить своих близнецов на острове Делос. Артемиде было всего несколько дней от роду, когда она помогла своей матери родить ее брата Аполлона.
Подобно Афине и Гестии, она навсегда осталась целомудренной, а также выросла защитницей молодых девушек, богиней охоты и Луны.
Оры и Мойры
Брак Зевса и Фемиды помог Олимпийцу стабилизировать свою власть над всеми богами и людьми после победы богов над Титанами. Союз между ними был плодотворным, так как он привел к рождению шести дочерей.
Это были три Хоры (часа): Эуномия (Порядок) была богиней закона и законодательства, Дике (Справедливость) была богиней нравственной справедливости, а Эйрена (Мир) была олицетворением мира и богатства.
Три Мойры (Судьбы), где Клото, Лахезис и Атропос были ответственны за вращение колеса Анагки (необходимости), толкающего вселенную вперед. Они также пели в унисон с музыкой сирен: Лахесис поет то, что было, Клото — то, что есть, а Атропос — то, что будет.
Хариты
Хариты (грации) были потомками союза Зевса и океанической богини-титана Эвриномы. В греческой мифологии хариты ассоциировались с обаянием, природой, плодородием, творчеством и красотой.
Это были Аглая, Евфросина и Талия, и они часто были связаны с Подземным миром и Элевсинскими мистериями. Когда Гера сбросила Гефеста с горы Олимп за то, что он был калекой, Евринома и Фетида поймали его и вырастили как собственного ребенка.
Гесиод также утверждает, что Аглая — младшая из этой группы и жена Гефеста.
Музы
После того, как Зевс спал с Мнемосиной, богиней времени и памяти, девять дней подряд родились Девять Муз: Каллиопа, Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния и Урания.
Это были вдохновляющие богини литературы, науки и искусства. Они были особенно известны тем, что были богинями-покровительницами поэтов, которые наделили их необыкновенными способностями к речи.
В частности, каждая Муза отвечала за определенное искусство или науку: Каллиопа-эпическая поэзия, Клио-история, Эвтерпа-флейты и музыка, Талия-комедия и пастырская поэзия, Мельпомена-трагедия, Терпсихора-танец, Эрато-любовная поэзия и лирическая поэзия, Полигимния-священная поэзия и Урания-астрономия.
Геба-Эйлития
Двумя дочерьми, которых Гера родила Зевсу, были Геба и Эйлития. Геба считалась богиней юности или расцвета жизни. Она также была виночерпием богов горы Олимп, подавая им нектар и амброзию.
Позже она вышла замуж за полубога Геракла. Геба была самой молодой из богов и отвечала за сохранение их вечной молодости и, таким образом, была ими наиболее почитаема.
Эйлития была богиней деторождения и акушерства. Ее часто изображали в виде женщины с факелом, олицетворяющей муки родов.
На Крите она также была связана с ежегодным рождением божественного ребенка, а ее культ был тесно связан с Энесиадаоном (сотрясателем земли), хтоническим аспектом бога Посейдона.
Персефона
Персефона, также известная как Кора (девушка), была дочерью Зевса и Деметры. Она выросла и стала одной из самых красивых богинь, и она работала на природе, сажая и обеспечивая хороший рост цветов и растений.
Позже она стала королевой Подземного мира после похищения ее Аидом и одобрения ее отца, Зевса. Персефона вместе со своей матерью Деметрой были центральными фигурами Элевсинских мистерий, обещавших посвящённым блаженную загробную жизнь.
Вам также может понравиться: История Аида и Персефоны.