Грибоедов горе от ума когда написано: История создания комедии «Горе от ума» Грибоедова

Содержание

История создания комедии «Горе от ума» Грибоедова

Александр Грибоедов вошел в русскую классику как создатель комедий, драм, трагедий и опер. Все его тексты были нацелены на показ в театре.

История создания комедии «Горе от ума», произведения, знакомого со школы, удивительна и неповторима.


Замысел и начало работы

Задумки комедии появились в 1816 году. Это произошло после посещения Грибоедовым аристократического приема в Петербурге. Писатель увидел, как перед иностранным гостем теряла свой патриотизм русская молодежь. Он возмутился и попытался высказать свое мнение. Его гневный монолог был воспринят как сумасшествие. Весть разошлась легко, радости недоброжелателей не было предела. Грибоедову захотелось донести до людей, высмеявших его свои идеи, самому посмеяться над пороками общества. По мнению литературоведов, сам писатель стал прототипом главного героя комедии – Чацкого. В голове писателя возник замысел сатирической комедии, которая принесла писателю известность.

Начало написания теста проходило в Тифлисе в 1821-1822гг. Писатель изучал жизнь дворянского общества, он изучал среду, посещая балы и светские приемы. Делал записки о случаях на балах, создавал портреты, помечал главные черты характера. Записи помогли передать ситуацию так реалистично, что многие персонажи стали жить уже вне литературного текста.

Рукописные списки

Первое знакомство с текстом началось уже в Москве еще до ее завершения. Грибоедов читал отрывки друзьям. Завершилась работа над комедией в Тифлисе. Цензура неоднократно приложила свои руки к тексту. Но комедия уже ходила в списках по образованной части общества. Списков рукописи было несколько сотен. Уже это количество подтверждает интерес, который вызвала комедия. Писатель поддерживал распространение списков, он понимал, что так текст быстрее дойдет до читателя. Первое название рукописи – «Горе уму». Есть факты о том, что при переписывании рукописи переписчики добавляли свои мысли. Инородные (не Грибоедовские) фрагменты остались в рукописях.

Грибоедов знал об интересе к комедии. Он писал: « «Все просят у меня манускрипт и надоедают».

Рукопись была передана автором Ф.В. Булгарину с надписью: «Горе мое поручаю…». Писатель ждал помощи в опубликовании пьесы. Но комедия увидела свет только после смерти автора. Текст, который находился у Булгарина, стал основой первой напечатанной версии «Горе от ума». Другие списки до сих пор изучаются, ведется их поиск и передача литературоведам.


Особенности различных редакций

В Тифлисе в 1820 году были написаны 2 акта пьесы. Отличий от итогового текста немного. Суть замысла не претерпела изменений. Обличительная сатира и показ пороков общества. В имении С.Н.Бегичева Грибоедов написал 3 и 4 акты, но в то время он не считал, что работа над текстом завершена. Пьеса претерпела изменения:

  • название «Горе уму» по смыслу стало другим: «Горе от ума»;
  • корень фамилии главного персонажа Чадский (чад) стал Чацким;
  • монолог главного героя в первом акте;
  • диалог служанки с Софией;
  • сон хозяйской дочери.

Изменялся текст, все более насыщаясь фразами, ставшими крылатыми. Есть правки А.Пушкина, В.Булгарина.

Интересно, что некоторые диалоги оставались низменными сразу после первой редакции, например, монолог «А судьи кто?».

Рукописи менялись в зависимости от того, для какой публики они читались. Резкие суждения автора пытались смягчить, чем нарушали их смысл. Но изменить суть пьесы не удавалась. Ее сравнивали с бомбой, которая взорвала умы целого поколения.


Основные даты истории создания комедии

  • 1816 г. – появление идеи будущего сюжета
  • 1823 г. – чтение отрывков пьесы
  • 1825 г. – текст прочитан А.Пушкиным
  • 1829 г. – гибель А.Грибоедова
  • 1831 г. – печатная версия на немецком языке.
  • 1833 г. — появление печатного русскоязычного теста пьесы
  • 1862 г. – выход полной авторской версии
  • 1875 г. – публикация текста без цензурных правок

Театральная пьеса стала больше, чем произведение для сцены в обычном понимании. Текст стал манифестом, призывом. Он поднимал вопросы нравственности и политики. Это пьеса о любви и одиночестве, глупости и уме, превосходстве и низости. Длинная, интересная история написания, переписывания и восприятия текста дала жизнь всему произведению и его отдельным фразам, воспринимаемым как народные истины, уроки истории.

Другие материалы по комедии «Горе от ума»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Чацкого

Образ и характеристика Молчалина

Образ и характеристика Фамусова

Образ и характеристика Софьи

Крылатые выражения

как Грибоедов придумал сюжет комедии и когда написал

Комедия Грибоедова «Горе от ума» – величайшее произведение русской литературы. Оно высмеивает нравы московской аристократии во времена существования крепостного права. Проведение анализа комедии позволяет сделать вывод, что прототипом комедии стала пьеса Мольера «Мизантроп». При этом важно изучить историю создания «Горе от ума» для более детального понимания сути пьесы.

Содержание

История создания комедии «Горе от ума»

Грибоедов прославился как автор первой реалистической комедии «Горе от ума». Именно это произведение позволило драматургу войти в историю классической русской литературы. Тем не менее, в его творческой биографии представлено и множество других произведений. В качестве примера стоит привести такие пьесы, как «Студент» или «Молодые супруги». Уже в этих произведениях видны попытки автора создать нечто новое. Однако настоящей новацией стала комедия «Горе от ума». Когда же она появилась?

Идея литературного произведения возникла у автора в 1820 году. Но активно реализовывать ее он начал в Тифлисе, когда вернулся из Персии. Значительное влияние на автора произвели рассказы Греховой, которая была подругой детства драматурга.

К началу 1822 года уже были готовы 2 акта. В 1823 году писатель завершил создание первой версии. В Москве автор имел возможность понаблюдать за бытовым укладом и привычками дворян московского происхождения.

Однако и после завершения пьесы Грибоедов не прекратил работать над ней. В 1824 году он создал новый вариант, который назывался «Горе и нет ума», вместо первоначальной версии «Горе уму».

Как А. С. Грибоедов придумал сюжет пьесы

Замысел написания комедии появился у Грибоедова после того, как он прочитал пьесу Мольера, которая называлась «Мизантроп». Главный герой Альцест напоминает по характеру Чацкого. Они воплощают образ так называемого злого умника. Главные герои указанных произведений открыто осуждают лицемерие и прочие недостатки общества.

Сюжет произведения

Согласно сюжету пьесы, молодой дворянин Чацкий после длительного отсутствия возвращается в Москву к своей любимой – Софье. Но девушка встречает его крайне отстраненно. Дело в том, что за время отсутствия главного героя она успела влюбиться в Молчалина, который служит у ее отца секретарем. Чацкий же старается понять причину равнодушия девушки.

Чтобы найти ответ на волнующий его вопрос, молодой человек несколько раз приходит в дом отца Софьи – уважаемого чиновника Фамусова. Там он встречается с московской аристократией. Основная часть этого общества имеет весьма консервативные взгляды. Чацкого огорчает равнодушие Софьи, и он произносит достаточно резкие монологи, задевая буквально всех героев пьесы.

Нелицеприятные высказывания Чацкого о секретаре Молчалине ранят Софью, и она распространяет слухи, что Чацкий сошел с ума. Это становится известно широкой публике. В финале пьесы девушка узнает о низости Молчалина, тогда как Чацкому становится известно о предательстве любимой.

До Фамусова доходит информация о подробностях свиданий дочери с секретарем. Он начинает волноваться о сплетнях, которые могут последовать за этим. Софья выгоняет Молчалина, а Чацкий снова покидает Москву.

Работы по завершению комедии

В конце 1823 и начале 1824 года комедия претерпела много изменений. Грибоедов корректировал не только суть текста. Он даже изменил фамилию главного героя. Вместо Чадского он превратился в Чацкого.

Комедии, которая вначале называлась «Горе уму», дали итоговое название. Летом 1824 года автор внес существенные коррективы в стилистику первой версии произведения. Он несколько поменял первый акт и поместил в конце объяснение между Молчалиным и главной героиней. В конце 1824 года была создана итоговая версия произведения.

При жизни автора полный вариант комедии так и не был напечатан. Даже после завершения написания пьесы цензура препятствовала ее распространению. Полная версия произведения была опубликована лишь в 1831 году. Причем ее издали на немецком языке. Это произошло в Ревеле.

Главные герои

Основными персонажами произведения являются:

  1. Чацкий – молодой дворянин, влюбленный в Софью Фамусову. Он является положительным героем. Молодой человек воспитывался в семье Фамусова. После достижения совершеннолетия юноша стал жить отдельно. Для парня характерен острый ум и проницательность. При этом он обладает высокими помыслами и благородством. Юноша осуждает взгляды своего бывшего покровителя, а в его лице – и всего дворянского общества. Чацкий всей душой любит свой народ. Потому насмешливое отношение иностранцев ко всему русскому сильно ранит его. Молодой человек влюблен в Софью, но после известия о ее любви к ничтожному Молчалину, испытывает сильнейшее разочарование. В результате юноша уезжает из Москвы.
  2. Софья – единственная дочь Фамусова. Эта умная семнадцатилетняя девушка отличается самостоятельностью. Она получила образование в лучших традициях московского дворянского общества. Девушка не поняла настоящих чувств Чацкого и влюбилась в Молчалина. Умеет играть на фортепиано и увлекается чтением французских романов. Софья отличается сильным и решительным характером. Она способна манипулировать влиятельным отцом.
  3. Фамусов – богатый помещик и аристократ, отец Софьи. Мужчина считается сторонником старого жизненного уклада. Его основными чертами считаются чинопочитание и раболепие. Фамусов весьма щепетильно относится к мнению общества о себе и своей семье. Он не разделяет жизненных принципов Чацкого. Фамусов хочет выдать дочь за Скалозуба. При этом сам ухлестывает за служанкой.
  4. Скалозуб – молодой богатый дворянин в чине полковника. Мужчина не слишком умен, но весьма состоятелен. Служит полковником и мечтает о карьере генерала. Пользуется известностью и уважением в московском обществе.
  5. Молчалин – секретарь Фамусова, юноша из бедной семьи. Молодой человек имеет мелкую и подлую душонку. Он отличается лицемерным характером и полным отсутствием принципов. Юноша расчетлив и труслив. Родился в бедной семье, но страстно хочет проникнуть в высшее общество. Ухлестывает за служанкой Лизой и во всем боготворит Татьяну Юрьевну, которая считается законодательницей мнений.

Жанр

Жанр произведения сложно определить одним словом. Критики считают, что пьеса Грибоедова может относиться и к комедии, и к драме. Это не меняет общей идеи. В пьесе параллельно развиваются социальный и любовный конфликты. Они переплетаются, не приводя к логическому концу.

В обоих видах противостояний каждая из сторон не находит понимания со стороны оппонента, оставаясь при своем мнении. Одновременное развитие конфликтов не вписывается в рамки традиционного классицизма. При этом для пьесы характерно явное реалистическое начало.

Театральные постановки рассказа

На момент создания пьеса Грибоедова выглядела весьма дерзко. К тому же для нее характерна непростая история создания. Не менее интересной считается судьба театральных постановок. Цензура долго запрещала их. В 1825 году была сделана попытка поставить пьесу в Петербургском театральном училище, однако она оказалась неудачной.

Впоследствии пьесу «Горе от ума» поставили в Ереване. Это произошло в 1827 году. В постановке задействовали офицеров Кавказского корпуса, которые играли в любительском театре. На спектакле присутствовал и Грибоедов. Через 4 года комедию сыграли в театрах Москвы и Петербурга, однако цензура внесла в произведение много правок. Лишь в 1860 году пьесу стали ставить в ее первоначальном варианте.

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» считается одним из наиболее известных произведений русской литературы. Многие фразы из этой комедии распространились по всему миру. Нужно сказать, что они не утратили актуальности и сегодня. Потому пьеса сохраняет свою популярность.

Цитаты из произведения Грибоедова Горе от ума. Крылатые выражения из комедии «Горе от ума» Грибоедова

«Горе от ума» Александра Грибоедова — самое уникальное произведение по количеству крылатых фраз. Многие стали жить отдельно. Люди, употребляющие их в речи, часто не осознают, что цитируют классические литературные строки.

Крылатые выражения из комедии «Горе от ума» часто можно услышать в речи, в каком смысле они были произнесены героем текста. Что изменилось со временем?

Самые цитируемые выражения

«Счастливые часы не смотреть» . Фразу произносит Софья Павловна, объясняя горничной, как быстро проходят ночи рядом с любимым. Выражение не изменило своего толкования. Они характеризуют состояние людей, увлеченных друг другом. Для них время уходит на второй план, оставляя место только чувствам. Влюбленных переполняет восторг от общения, встреч и положительных эмоций. Они не могут и не хотят следить за временем.

«Разум и сердце не в гармонии» . Фразу произносит Чацкий. Он объясняет ей свое состояние. Сердце влюбленного не слышит разум. Человек не способен анализировать происходящее вокруг, не замечает обмана и лживых поступков. Ослепленный чувствами, он не слышит правды в речи. Он вводит себя в заблуждение, что впоследствии становится роковой ошибкой. В современной жизни выражение находит место не только в эмоциональной сфере, описывающей чувства взаимной привязанности. Ум не помогает тем, кто ослеплен своим везением в делах, в азартных играх.

«Герой не моего романа» . Софья Павловна использовала эту фразу, чтобы объяснить, что один из претендентов на ее руку не мог быть ее любовником. Сегодня выражение позволяет убрать из кавалеров тех, кто не может стать женихом по индивидуальному выбору и предпочтениям любого пола.

«Служить бы рад, служить тошно» . В речи Чацкого слово служить имеет прямое значение. В современном мире выражение используется гораздо шире. Служить становится синонимом работы. Многие люди хотят найти профессию, в которой не нужно следовать указаниям высших уровней власти, чтобы продвигаться по карьерной лестнице. Большинство хочет, чтобы их ценили за их знания, навыки и опыт.

«День за днем, сегодня, как вчера» . Вот как описывает свою жизнь Алексей Молчалин. Так характеризуют жизнь современники, если оставляют в ней интересные события, остается одна рутина, повторяющаяся каждый день. За словами слышится состояние безысходности, меланхолии и уныния. Я хочу выйти из этого состояния как можно скорее.

«Обойди нас больше всех печалей. И гнев господень, и любовь господа» . Фраза вложена в уста служанки Лизы. Девушка понимает опасность как любви, так и немилости. Желаю избежать чрезмерной заботы, гнева и неприязни. часть власть имущих, начальства и руководителей часто заканчивается негативно для работника.Поэтому хочется, чтобы яркие проявления с их стороны обходили стороной.

«Кому назначено-с, от судьбы не уйти» . Мудрые слова говорит Лиза. Вера в предопределение и судьбу не исчезла и среди современников. Событие, происходящее в жизни, часто негативное, необъяснимое, сводится к проявлению сил свыше. Судьба отвечает за все.

«Кто беден — тебе не пара» . Речь отца Софьи четко обозначила возможности дочери в выборе будущего мужа. Казалось бы, век деления на богатых и бедных прошел. Но на самом деле статусное положение не только осталось, но и считается одной из главных причин разводов и неудачных браков. Выражение живет, расширяя свое значение. Любое социальное положение, разделяющее влюбленных, можно объяснить крылатой фразой.

«Кто такие судьи?» . Слова Чацкого звучат и по сей день. Осуждение людей, не имеющих на то права, настолько распространено, что выражение считается одним из самых популярных. Слово судья не употребляется в прямом значении, оно характеризует любого человека, пытающегося представить свое мнение, часто ошибочное, в качестве эталона.

Все характерные выражения

Цитаты Чацкого:

Я странный, а кто не странный? Тот, кто похож на всех дураков.

Немного света на моих ногах! и я у твоих ног.

Скажи мне пойти в огонь: я пойду обедать.

Больше в количестве, дешевле.

Вот наши строгие ценители и ценители!

Все тот же смысл, и те же стихи в альбомах.

Певица зима лето погода.

На лбу написано: Театр и Маскарад.

Но если так: разум и сердце не в гармонии.

А вот и награда за подвиги!

Самые подлые черты прошлой жизни.

Служить бы рад, служить тошно.

Блажен, кто верит — ему тепло на свете!

А Гийома, француза, сбило с ног ветром?

Судьба любви — играть в слепого слепца.

Цитаты Софьи:

И горе ждет за углом.

Счастливые часы не соблюдаются.

Вы можете поделиться смехом со всеми.

Мне все равно, что для него, что в воде.

Подумай, как капризно счастье!

Сделает ли такой ум семью счастливой?

Герой не моего романа.

Быстрые вопросы и любопытный взгляд…

Что за слух? Кто хочет судить.

Зашел в комнату, попал в другую.

Молчанин цитаты:

Ой! злые языки хуже ружья.

Зеркало снаружи и зеркало внутри.

У каждого свой талант.

Есть противоречия, и многое неэффективно.

Мы находим покровительство там, куда не стремимся.

День за днем, сегодня как вчера.

Цитаты от Рептилова:

Шум, брат, шум!

Про Байрона, ну про важных матерей.

Негде сейчас объяснять и нехватка времени.

Он отверг все: законы! совесть! вера!

А у меня к тебе влечение, своего рода болезнь.

Цитаты Лизанки:

Грех не беда, молва не к добру.

Ваш разговор затянулся за ночь.

И золотой мешок, и знаки генералов.

А слышат, не хотят понимать.

Кому назначено-с, от судьбы не уйти.

Обойти нас больше всех печалей. И гнев Господа, и любовь Господа.

Эти лица тебе идут.

А кто влюблен — готов на все.

Она к нему, а он ко мне, А я… только любовь задавлю до смерти, И как не влюбиться в буфетчика Петрушу!

Утренний сон девушек такой худой.

Цитаты Анфисы Хлестовой:

Календари у всех врут.

Чай, выпитый не по годам.

В мире есть чудесные приключения! Летом с ума соскочил!

Нет! три сотни! Я не знаю чужих имений!

Цитаты Платона Михайловича:

Нас ругают. Везде и везде принимают.

Я скажу тебе правду о тебе, которая хуже всякой лжи.

Крылатые фразы и афоризмы из комедии «Горе от ума», описывающие жизнь помещиков и их слуг во времена крепостного права, находят свое место в современном мире. Более того, в большинстве случаев значение крылатых выражений стало шире.

Александр Сергеевич Грибоедов — автор замечательной комедии, которую все знают со школьной скамьи. Самые запоминающиеся идиомы из комедии «Горе от ума». При чтении произведения они легко воспринимаются и надолго сохраняются в памяти. Крылатые выражения из комедии «Горе от ума» всегда наполнены психологизмом и острой проблематикой. Их может вспомнить человек через много лет после прочтения комедии. В данной статье рассматриваются цитаты из «Горя от ума» и объясняется их смысл.

Персонажи Александра Грибоедова известны, наверное, всем: Фамусов, Софья, Чацкий, Лиза, Молчалин, Скалозуб и др. У каждого из них свой индивидуальный характер. Среди прочих Чацкий выделяется в комедии. Он единственный, кто хочет жить по своим законам и часто неправильно понимается обществом. Больше всего запоминаются цитаты Чацкого. «Горе от ума» — величайший памятник русской литературы, который и по сей день вызывает многочисленные споры и дискуссии.

«Дома новые, а предрассудки старые»

Смысл этого утверждения таков, что общество часто живет на основе старых догм и представлений. Если решения принимаются на основе прежних убеждений, значит, часть молодежи сочтет их кощунственными, неправильными, унижающими человека, не позволяющими ей в полной мере выразить свою сущность. Крылатые выражения из комедии «Горе от ума», подобные этой, позволяют проследить разрушительное действие старых устоев и старого строя.

Чацкий этим выражением подчеркивает свою непонятность, оторванность от мира, в котором процветает лицемерие и притворство.

«Служить бы рад, служить тошно»

Пожалуй, читателю наиболее знакомы высказывания Чацкого. Цитаты из комедии «Горе от ума» изобилуют открытостью и искренностью. Чацкий очень четко выражает собственную позицию и не собирается скрывать своего мнения по тому или иному вопросу. Больше всего герою неприятно лицемерие и выгодная услужливость по отношению к старшим по званию. При каждом удобном случае Чацкий выдает правдивые комментарии, которые можно считать словами действительно здравомыслящего человека. Ключевые слова из комедии «Горе от ума», подобные этой, отмечают нездоровые отношения в обществе начала XIX в.века, где процветают обман, лесть, недобрые взгляды и закулисные дискуссии.

«Где, покажите нам, Отцы Отечества, кого взять в пример?»

Чацкий постоянно ищет правду в этом мире. Он хочет видеть рядом с собой надежного друга, коллегу, ответственного и честного человека. Вместо этого он сталкивается с неприглядной реальностью, из-за которой полностью разочаровывается в людях. Он часто наблюдает за старшим поколением, подходящим для отца, но не находит верного примера для подражания. Для молодого человека я не хочу быть как Фамусов, который просто растратил свою жизнь, или как кто-либо из его круга. Трагедия в том, что Чацкого никто не понимает, он чувствует себя одиноким и потерянным среди этого «маскарада», разыгрываемого обществом. Это заявление звучит и как констатация факта, и как горькое сожаление. Пожалуй, другие крылатые выражения из комедии «Горе от ума» не так западают в душу, как это. Здесь, собственно, и изображена непримиримая, почти революционная сущность самого главного героя.

«Злые языки хуже ружья»

Эти слова произносит персонаж Молчалин. Он производит впечатление тихого, предсказуемого, покладистого человека, который готов угодить окружающим при любых обстоятельствах. Но Молчалин не так прост, как кажется. Он четко понимает выгодность своего поведения и, когда появляется возможность, приспосабливается к меняющимся условиям. публичная жизнь. Полезный и всегда готовый подчиниться, он не замечает, как с каждым днем ​​все больше теряет себя, отвергает свои мечты (если они у него когда-либо были), теряется. В то же время Молчалин очень боится, что другие люди (возможно, даже из его окружения) в какой-то момент выдадут его, отвернутся или определенным образом посмеются над его неуклюжестью.

«Чины присваиваются людьми, но людей можно обмануть»

Чацкий глубоко возмущен тем, как в этом обществе получают высокие чины. Все, что требуется от человека, это быть внимательным и услужливым по отношению к своему непосредственному начальнику. Отношение к работе, способности и таланты, высокие стремления — все это, по его наблюдению, совершенно не имеет значения. Выводы, которые делает молодой человек, весьма печальны и неутешительны. Он просто не знает, как можно продолжать свободно существовать в обществе, отвергающем все истинное и правильное.

Цитаты из «Горя от ума» наполнены яркой эмоциональностью. Когда читаешь произведение впервые, невольно начинаешь сочувствовать главному герою, вместе с ним поражаться нездоровому фамусовскому обществу и переживать за общий исход событий.

Автор А.А. Бестужев: «Я не о поэзии, половина ее должна стать пословицей».

Многие афоризмы Грибоедова вошли в повседневную речь:

Мы пользуемся крылатыми выражениями, уже не задумываясь об их авторстве.

Конечно, цитаты из «Горя от ума» обрели популярность не только благодаря таланту Грибоедова. После переворота 1917 года обличительная пьеса была включена в школьные программы и театральные репертуары.

Приведенные ниже крылатые фразы Грибоедова соотносятся с играми актеров. Их характеристики были получены с помощью крылатых фраз. Всего насчитывается восемьдесят пословиц.

Самые популярные, а значит самые актуальные размещены в рубриках. пословицы этого человека.

Лиза — Обойди нас больше всех печалей и господский гнев, и господская любовь

Фамусов — Вот так, вы все гордитесь!

Ей не спится от французских книг,
А мне больно спать от русских.

И весь Кузнецкий мост, и вечный французский.

Другого узора не надо
Когда в глазах пример отца.

Ужасный век! Не знаю, с чего начать!

О! мать, не добивайте удар!
Кто беден, тот тебе не пара.

Больно падал, вставал здорово.

Какое поручение, Творец,
Будь взрослой дочерью отцом!

Не читай как пономарь

И с чувством, со смыслом, с расстановкой.

Философствовать — ум закружится.

Какие асы живут и умирают в Москве!

Имя, брат, не сумей по ошибке,
И, главное, иди и служи.

Вот так, вы все гордитесь!

Мой обычай таков:
Подписано, так что с плеч.

Вам не следует быть в Москве, вам не следует жить с людьми;
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.

Он хочет проповедовать!

Со мной сотрудники чужие очень редко;
Все больше сестер, невесток, детей.

Ну как не угодить дорогому человечку! ..

Вы молодцы:
Давно полковники, а служат недавно.

Поспорят, пошумят и… разойдутся.

Хорошо! большая беда,
Что человек выпьет лишнего!
Обучение — чума, обучение — причина.

Чтобы остановить зло:
Уберите все книги и сожгите их.

Ба! знакомые лица!

Что он говорит! и говорит как пишет!

О! Боже мой! что он скажет
княгиня Марья Алексеевна!

София — герой не моего романа

Чацкий — А судьи кто?

Немного света на моих ногах! и я у твоих ног.

А вот и награда за подвиги!

О! он говорит любви конец,
Кто уйдет на три года.

Где лучше? (София)
Где нас нет. (Чацкий)

Когда ты странствуешь, ты возвращаешься домой,
И дым Отечества сладок и приятен нам!

Больше в количестве, дешевле?

Там тоже смесь языков:
французский с нижегородским?

Свежая легенда, но с трудом верится.

Скажи мне идти в огонь: я пойду обедать.

Служить бы рад, служить тошно.

И все же он достигнет известных степеней,
Ведь сегодня любят немых.

Кто служит делу, а не отдельным лицам…

Когда в деле — от веселья прячусь,
Когда дурачусь, дурачусь
И смешать эти два ремесла
Мастеров много, я к ним не отношусь.

Дома новые, а предрассудки старые.

А судьи кто?

Женщины кричали: ура!
И шапки в воздух бросали!

Но иметь детей
Кому ума не хватило?

Звания дают люди,
И людей можно обмануть.

Блажен, кто уверовал, ему тепло в мире!

Простите, мы не парни,
Почему чужие мнения только святы?

Не приветствуйте такие похвалы.

Нет! Я недоволен Москвой.

Причина вопреки, вопреки стихии.

По крайней мере, мы могли бы позаимствовать несколько у китайцев
Мудрые они невежественны в отношении иностранцев.

Слушай! ложь, но знай меру.

Убирайся из Москвы! Я больше не прихожу сюда.
Бегу, не оглянусь, Пойду смотреть по свету,
Где есть уголок для обиженного чувства! ..
Карета для меня, карета!

Иглобрюх — По-моему, огонь ей очень поспособствовал в украшении

Молчалин — А! злые языки хуже ружья

Хлестова — Все лгут календари.

Репетилов — Смотри и что-нибудь

Принцесса — Он химик, он же ботаник

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник…


Горе от ума — Чацкий — известные афоризмы,
известные цитаты Чацкого, крылатые фразы, сказанные Чацким:

Рад бы служить, служить тошно! (смотрите — не перепутайте 🙂

Коляска за мной, карета!

А судьи кто?

Немного света — уже на ногах! И я у твоих ног.

Блажен, кто уверовал, ему тепло в мире!

Когда ты странствуешь, ты возвращаешься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!

Свежая легенда, но с трудом верится.

Звания присваиваются людьми, но людей можно обмануть.

Я странный, а кто не странный? Тот, кто похож на всех дураков

О! если кто проник в людей: что в них хуже? душа или язык?

Дураки верят, другим рассказывают, старухи мигом бьют тревогу — и вот общественное мнение!

Дома новы, а предрассудки стары, радуйтесь, их не уничтожат ни года их, ни мода, ни пожары.

Почему не муж? В нем мало ума; но иметь детей, которым недоставало разума?

Когда я в деле, я прячусь от веселья, когда я дурачусь, я дурачусь, и смешать эти два ремесла — тьма мастеров, я не из их числа.

И все же он достигнет определенных степеней, потому что сегодня любят немых.

Слушай! Ври, но знай меру.

Старухи все злые люди

Глушители блаженны на свете!

Я хожу к женщинам, но не за этим.

Я лезу в петлю, а ей смешно.

Где лучше? // Где нас нет

Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.

В России под большим штрафом
Нам велено признавать каждого
Историка и географа!

Преобладает смешение языков:
французский с нижегородским?

А судьи кто? — За древность лет
К вольной жизни их вражда непримирима,
Суждения черпают из забытых газет
Времена Очакова и покорения Крыма.

Женщины кричали: ура!
И кепками в воздух кидали

Вон из Москвы! Я больше не хожу сюда!
Бегу, не оглянусь, Пойду смотреть по свету,
Где есть уголок для обиженного чувства!
Карета для меня! Перевозка!

Горе от ума — Фамусов — известные афоризмы,
известные цитаты Фамусова, крылатые фразы Фамусова:

Если зло остановить:
Уберите все книги и сожгите их.

Ба! знакомые лица!

Кто беден, тот тебе не пара.

Никакая другая модель не нужна, когда в глазах пример отца.

Подписано, так что с плеч.

Читать не как пономарь, а с чувством, со смыслом, с аранжировкой.

Научить наших дочерей всему, всему — и танцевать! и пена! и нежность! и вздохнуть! Как будто мы готовим скоморохов для их жен.

Учёба — вот чума, учёба — вот причина того, что сейчас, как никогда, с ума развелись люди, и поступки, и мнения.

Невеселая я!.. В моем возрасте на меня не присядешь!

Что он говорит! и говорит как пишет!

Вам, молодые люди, другого дела нет // Как замечать девичью красоту

Больно падал, вставал здорово

Вам поются французские романсы
И верхние ноты выносят,
К военным цепляются человек,
Потому что они патриоты.

В деревню, в глушь, в Саратов!

Дверь открыта для званых и незваных,
Особенно для иностранных.

Со мной сотрудники чужие очень редко;

Все больше сестер, деток невесток

Горе от ума — Софья — афоризмы,
Софья известные цитаты, крылатые фразы сказанные Софьей:

Счастливых часов не наблюдается.

Вы можете поделиться смехом со всеми.

Судьба как будто позаботилась о нас,
И горе поджидает из-за угла…

Зашли в комнату, попали в другую.

Он ни слова умного не сказал,
Мне все равно, что ему, что в воде!

Что за слух? Кто хочет судить.

Герой… Роман не мой.

Ничего не помню, не беспокойте меня.
Воспоминания! Как острый нож.

Горе от ума — Лиза — афоризмы,
цитаты Лизы, крылатые фразы сказанные Лизой:

.Ты проказник, тебе идут эти лица!

И золотой мешок, и знаки генералов.

Обойди нас больше всех печалей
И гнев господень, и любовь господня.

Как и все московские, твой отец таков: хотел бы зятя со звездами, да со чинами.

Скажи лучше, почему ты скромен с барышней, а с девичьей повесой?

Улыбка и несколько слов
А кто влюблен, тот готов на все.

Грех не беда, молва нехороша

Горе от ума — Молчалин — афоризмы,
цитаты Молчалина, крылатые фразы Молчалина:

Ой! злые языки хуже ружья.

В мои годы нельзя осуждать.

День за днем, сегодня как вчера.

Крылатые афоризмы других героев Грибоедова:

Да умный человек не может не быть пройдохой (Репетилов)

Все ложь календари (старуха Хлестова)

* * *
А теперь все вместе (и еще немного 🙂

1. Карета ко мне! Перевозка!
2. Глушители блаженны на свете!
3. Счастливые часы не соблюдаются
4. Служить бы рад, служить тошно
5. Легенда свежая, но верится с трудом
6. Звания дают люди, но людей можно обмануть
7. И сладок и приятен нам дым Отечества!
8. Дома новые, а предрассудки старые
9. А судьи кто?
10. Где, укажите нам, отцы отечества, кого нам взять за образец?
11. Кто в Москве не затыкал рот на обедах, ужинах и танцах?
12. Блажен, кто уверовал — ему тепло в мире!
13. Злые языки страшнее ружья
14. Обходят нас сильнее всех печали и господский гнев, и господская любовь
15. На цыпочках и не богат на слова
16. И наверняка, свет начал глупеть
17. Подпись, так что с плеч!
18. Часто там находим покровительство, где не отмечаем
19. В мои годы не следует сметь ​​иметь собственное суждение
20. И все-таки он достигнет определенных степеней, потому что сейчас немого любят
21. Как и все московские, твой отец такой: хотел бы зятя со звездами и чинами
22. Чем не муж? Только ума в нем мало, а для того, чтобы иметь детей, кому ума не хватило?
23. Когда в делах — прячусь от веселья, когда дурачусь — дурачусь, и смешать эти два ремесла — тьма мастеров, я не из их числа
24. Никакая другая модель не нужна, когда пример отца в глазах
25. Ничего, кроме шалостей и ветра на уме.
26. Я странный, а кто не странный? Тот, кто похож на всех дураков.
27. Почему не муж? Только ума в нем мало, Но чтобы иметь детей, Кому ума не хватило?
8. Больше количество, дешевле цена…
29. Вот и все, вы все гордитесь!
30. И говорит, как пишет!
31. Смеяться над старостью – грех.
32. Воскреснем ли мы когда-нибудь от чужой власти?
33. Грех не беда, молва не к добру.
34. Мне все равно, что ему, что в воде.
35. Скажи мне идти в огонь: я пойду обедать.
36. Собака дворника, чтоб была ласковая
37. Эй, завяжи на память узелок
38. Нашли защиту от суда в друзьях, в родстве, Строя пышные палаты, Где они переполнены в пиршествах и сумасбродствах?
39. Мастеров много, я не из их числа. 902:21 40. Что нового откроет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.
41. В России под большим штрафом Нам велено всех Историком и географом признать!
42. Преобладает смешение языков: французский с нижегородским?
43. Как сравнить и увидеть век нынешний и век прошлый.
44. Самые подлые черты прошлой жизни.
45. Судьба любви — играть в слепого слепца.
46. Мне весело, когда я встречаю забавных людей, И чаще всего я скучаю по ним.
47. Помимо честности, есть много радостей: Здесь ругают, а там благодарят.
48. Вот случайно, возьму на заметку.
49. Дай душе покаяться!
50. Зашел в комнату, попал в другую.
51. Обучение — чума, обучение — причина!
52. Подумай, как капризно счастье!
53. Улыбка и пара слов, А кто влюблен, тот на все готов.

* * *
Вы прочитали цитаты и афоризмы из произведения «Горе от ума» Грибоедова А С, надеемся, что эти известные фразы принесут вам пользу и сделают вас чуточку умнее (или наоборот — счастливее 🙂
………………………………………………….
Копирайт: горе от ума: цитаты из афоризмов

Дома новы, а предрассудки стары. Чацкий

Звания дают люди, но людей можно обмануть. Чацкий

День за днем ​​сегодня как вчера. Молчалин

Почему не муж? В нем мало ума; но иметь детей, которым недоставало разума? Чацкий

Спросите, как у отцов? Научитесь смотреть на старших. Фамусов

А кто влюблен — готов на все. Лиза

Если горе выпьешь, то лучше сразу, чем медлить — и медлительность от бед не избавит. Чацкий

Ой! злые языки хуже ружья. Молчалин

Он не служит, то есть никакой пользы в этом не находит, но если захочет, то будет деловит. Фамусов

Шутить и он много, ведь теперь кто не шутит! Лиза

Когда я в деле, я прячусь от веселья, когда я дурачусь, я дурачусь, и смешать эти два ремесла — тьма мастеров, я не из их числа. Чацкий

Научить наших дочерей всему, всему — и танцевать! и пена! и нежность! и вздохнуть! Как будто мы готовим скоморохов для их жен. Фамусов

Хотел объездить весь мир, а не проехал и сотого. Чацкого

Учёба — вот чума, учёба — вот причина того, что сейчас, как никогда, с ума развелись люди, и поступки, и мнения. Фамусов

В мои годы не сметь ​​судить. Молчалин

Я невеселый!.. В моем возрасте на меня не присядешь! Фамусов

Скажи лучше, почему ты скромен с барышней, а с девичьей повесой? Лиза

Вот, например, мы с незапамятных времен говорили, что честь принадлежит отцу и сыну. Фамусов

София: — «Где лучше?»

Чацкий: — «Там, где нас нет».

И все же он достигнет определенных степеней, потому что сегодня любят немых. Чацкий

Итак: часто там мы находим покровительство, куда не стремимся. Молчалин

Грибоедовская характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума»

Авторская характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» дана Александром Сергеевичем Грибоедовым последовательно и всесторонне. Почему ему уделяется столько внимания? По простой причине: «Фамусовы» — главный бастион старой системы, мешающий прогрессу. Они являются той преградой, из-за которой идеи Чацкого не могут стать реальной силой, придающей обществу динамику.

Как поживает ФАМУСОВ

Как известного и влиятельного московского аристократа, занимавшего высокий государственный пост, Грибоедов изобразил его. Горе от ума не грозит Фамусову. Этот человек не проявляет такого усердия на службе, как, скажем, боярин Андреев из карамзинской «Натальи, боярской дочери». Он не «сгорает» на службе. Скорее наоборот, Павел Афанасьевич минимум времени уделяет государственным делам.

Мулчалин готовит его к подписанию бумаг, а Фамусов, соответственно, их заверяет. Для этого ему даже не нужно находиться в офисе, в своем кабинете. Зачем? МОЛЧАЛИН принесет необходимый документ «домой». Поэтому мы говорим, что характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» показательна. Ведь в наши дни «ФАМУСОВЩИНОЙ» занимаются многие бюджетники самого высокого ранга, владеющие многомиллионными состояниями. Подписавшийся больше не беспокоит бюрократа. За это уже отвечают «молчалины». Как это удобно!

Вам не кажется, уважаемые читатели, что Александр Сергеевич Грибоедов указывает нам на главную причину, почему в наше время «законы» не работают? Это просто! Им занимались современные «Фамусовы» и «Молчалины».

Для чего он служит

Можно ли назвать Фамусова бездельником? Пожалуй, нет, характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума», напротив, показывает, что он деятельный и даже заранее планирует, что делать. К чему стремятся идеалы?

Его идеал — аристократ екатерининской эпохи — Максим Петрович, гнущийся перед властью «на опережение», но перед низшими кастами он всегда «поезд». Но самое главное, что ему нравилось в дяде, это то, что он окружал себя роскошью. Подняться до того, чтобы, как дядя, хоть «поесть на золоте» — к этому он и стремится.

Деятельность Павла Афанасьевича Фамусова протекает по двум направлениям: кадровая политика (помните, «кадры решают все»?) и связи с другими властолюбивыми людьми, московскими аристократами. Фамусов пытается окружить себя родственниками. Он охотно помогает таким «человечкам» занять «место». Таким образом, вокруг него образуется круговорот, «рука руки моет».

Что такое «связь» с «нужными людьми» в его понимании? Это вовсе не контакты с учеными, инженерами, общественными деятелями, способствующие прогрессу. Фамусов считает, что таким выскочкам следует перегораживать дорогу и тыкать палками в колеса («Все беды — от науки!»). Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» показывает его как убежденного противника развития общества.

Павел Афанасьевич стремится стать влиятельным среди единомышленников, путем широкого «неформального» общения с аристократами. Так что он не жалеет своего времени на создание такого сообщества, связывающего воедино деньги и власть. Терпеливо устанавливает контакты с другими высокопоставленными лицами, аристократами визитами и подарками. Фамосов не жалеет на это своего времени. Его визиты планируются, даже с привлечением помощника — грамотного крепостного Петрушки.

Следует признать: работа его плодотворна. Вот почему знакомые Фамусова единодушны в оппозиции к Александру Чацкому, вот почему они так дружно называют его сумасшедшим.

Семейная жизнь

Вдова Фамусова живет в деревне, хотя он дежурит в Москве. Функции курьера и секретаря выполняет Молчалин. В своем поместье он джентльмен. Его ежедневно холопы унижают и оскорбляют («болваны», «ишаки», «фомки», «болваны»). Он любит читать другим морали, что, впрочем, не мешает ему приставать к крепостным.

Для дочери Софьи жениха он видит в пределах своей касты помещиков, владеющих более чем двумя тысячами крепостных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *