Церковные реформы никона: Реформа патриарха Никона 17 века, причины и церковный раскол, последствия и цели

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки и причины церковного раскола



Ключевые слова: церковный раскол, Русская православная церковь (РПЦ),смутное время, Церковный собор, Москва — третий Рим, Славяно-греко-латинская академия, старообрядческие общины

История Российского государства не может полно и всесторонне освещаться в отрыве от православных традиций, корни которых восходят к Русской Православной Церкви (далее РПЦ). Веяния смутного времени еще долго находили отклик в самых различных сферах жизни общества, государства и церкви. Выйдя из смутного времени, наша страна еще долго переживала бунтарские настроения, что отразилось в многочисленных восстаниях — XVII век многими историками назван «бунташным». Неоднородность общества, интересы различных его слоев становились все более глубокими и противоречивыми. Таким образом, исподволь назревал кризис как в светской, так и в религиозной сфере, что впоследствии и закончилось Расколом русской церкви.

Церковный раскол — одно из самых существенных явлений, которое коснулось истории русской духовной культуры XVII веке.

При исследовании причин этого явления, необходимо заметить, что для любого переломного момента истории России, корни происходящего нужно искать в ее прошлом, далеком и не очень. То есть, при исследовании церковной реформы необходимо выяснить исторически сложившиеся веяния того времени, изучить особенности жизни различных слоев населения и те факторы, благодаря которым из искры попытки реформаторства разгорелось пламя Раскола, охватившее всю страну и коснувшееся представителей всех сословий, а также влияние его на дальнейшее развитие культурной жизни страны. В этом собственно и заключается актуальность данной работы.

Целью нашей работы, таким образом, будет исследование исторически сложившихся обстоятельств, способствовавших нарастанию напряженности в обществе, и приведших в конечном итоге к последствиям в виде раскола церкви, а также влияние вышеуказанных событий на развитие русской культуры и общества.

[1]

Для исследования вышеуказанной темы применялись следующие методы: изучение, анализ, и обобщение научной литературы по данному вопросу. Ряд обстоятельств способствовал тому, что накопившиеся в обществе противоречия проявились с особой силой в середине первого десятилетия XVII века. События Смутного времени оставили глубокий и тяжелый след в политико-государственной сфере. Неоднократная и к тому же нередко насильственная смена государей, децентрализация власти и системы управления, расстройство всего государственного механизма, потеря отдельных городов и территорий — все это тяжело сказалось на состоянии российской государственности. Особенно тяжелы последствия Смуты как по глубине и масштабу проявления, так и по темпам преодоления были в хозяйственной сфере. Результатом разорения страны стал глубокий кризис в земледелии. Следует также отметить такую особенность периода Смуты, как вовлечение в нее всех слоев населения русского общества того времени: дворянство, сельское и городское население, казаки, духовенство и чиновники, служилые люди.

Церковь в XVII веке была одним из основных и важнейших институтов, на котором было построено феодальное общество, и сохраняла ряд феодальных привилегий, которые придавали ей частичную независимость от светских властей. Одной из важнейших привилегий церкви было право иметь своих служилых людей. Дворяне и дети боярские занимались управлением церковными имениями и судом. Патриарх имел свои приказы, своеобразные аналоги государственным царским учреждениям. Одной из важнейших функций церкви того времени была судебная функция.

Примерно в это же время (в середине 1640-х годов) в столице возник кружок «боголюбцев» или «ревнителей благочестия». Во главе его стоял протопоп Стефан Вонифатьев, настоятель кремлевского Благовещенского собора и царский духовник. Влияние его на молодого царя Алексея Михайловича было велико, да и сам царь заметно благоволил «боголюбцам». [2; 768] В программу этого кружка входило: упрочение православных ценностей, борьба с язычеством и ересью, повышение религиозно-нравственного уровня прихожан за счет оцерковления всех сторон жизни.

Следует отдельно остановиться на исторических корнях причин расхождений между церквями. Существуют два устава: Иерусалимский, составленный в V в., и Студийский (Константинопольский). Русь приняла из Византии Студийский устав, который преобладал в X в. на момент принятия Русью христианства. Византия же, в XII–XIII вв. утвердила Иерусалимский устав. После падения Византии и завоевания турецкими войсками Константинополя, Москва продолжала жить по старым обрядам, записанным в богослужебных книгах и утвержденным решениями Церковных соборов. Однако же, при рассмотрении церковных служб и обрядов в XVII веке, оказалось, что между русским и греческим вариантом по многим вопросам имеются многочисленные расхождения: как креститься — двумя перстами или тремя, обходить священникам амвон «посолонь» (по солнцу) или против, писать Исус или Иисус, класть земные или поясные поклоны, петь аллилуйю два или три раза и т. д. В кружке «боголюбцев» в итоге мнения разделились: Аввакум с другими провинциальными членами стояли за древнерусский вариант, а Никон с соратниками — за греческий.

Таким образом, решено было править по греческим книгам, и именно это решение вынес созванный Никоном в 1654 году Церковный собор, хотя церковные обряды, основанные на древнерусской рукописной традиции, были старше современных им греческих. Однако полемика по вышеуказанным и иным вопросам религиозного и общественного толка продолжалась еще длительное время. В конечном счете, эти разногласия и привели к расколу.

Данный церковный раскол — это на наш взгляд несколько взаимозависимых явления, главным из которых мы видим в вышеуказанном кружке «ревнителей благочестия» — исправлений церковных книг. Лидерами противоборствующих сторон были Никон и грекофилы с одной стороны и Аввакум, Стефан Вонифатьев, Неронов, Павел Коломенский и прочие сочувствующие им с другой. Именно тогда были заложены основы разногласий, впоследствии потрясших разные слои русского общества.

Вопрос о введении единогласия, поставленный на соборе 1649 года Вонифатьевым и его соратниками, потерпел поражение. Однако же, «ревнители благочестия» все-таки добились принятия ряда указов, обличающих различные народные игрища, запрещающих воскресный и праздничный труд, требующих неукоснительного соблюдения поста, постоянных исповеди и причастия.

В 1651 г. Церковный собор принял решение о запрещении многогласия и введении единогласия. Однако же, победа «ревнителей благочестия» на этом поприще, не вызвала поддержки у простого народа, о чем свидетельствуют многочисленные выступления прихожан: в 1652 году беспорядки произошли в результате действий Аввакума в Юрьевце, Даниила в Костроме, и т. д.

Трудности, с которыми столкнулись «боголюбцы», были связаны с отсутствием в современной им церковной системе богословского образования. Можно сказать, что богословски образованных людей в России того времени просто не было, как и не было и сил для решения этого вопроса. К греческому духовенству, могущему помочь в данном вопросе, российские церковники относились настороженно, считая, что их православие пострадало от «латинства».

Однако же к концу 40-х гг. Кружок «ревнителей благочестия» потерял былое единомыслие. Одни (Неронов, Аввакум) стояли за верность традициям и святорусскому православию, правке книг по древнерусским рукописям, другие (Вонифатьев, Никон, Ртищев) — грекофилы, считали возможным через украинское посредничество обращение к греческим (но не новогреческим) образцам и уставам.

Спор только на первый взгляд имел обрядово-догматический характер, за ним стоял вопрос о главенстве в православном мире. Никон признавал, что Россия, чтобы осуществить свою мировую миссию, должна усвоить как можно скорее ценности православной греческой культуры. Его противник Аввакум полагал, что Россия должна идти своим самобытным путем развития и не нуждается ни в каких внешних заимствованиях. Очень распространено было высказывание «Москва — третий Рим».

Смерть патриарха Иосифа в 1652 году открыла дорогу на патриаршество двум кандидатам — Стефану Вонифатьеву и Никону, бывшему тогда новгородским митрополитом.

Чашу весов в сторону Никона склонили отказ от патриаршества Вонифатьева, личное благоволение царя Алексея Михайловича и поддержка «ревнителей благочестия». Именно с именем патриарха Никона историки и связывают начало церковной реформы, всколыхнувшей всю общественную и духовную жизнь общества. [3]

Началом церковной реформы считается февраль 1653 года, с рассылкой патриархом по московским приходам «памяти» по поводу чтения молитвы святого Ефрема Сирина: вместо шестнадцати нужно класть только четыре земных поклона, а остальные поклоны должны быть поясными, также рекомендовалось креститься не двумя, а тремя перстами. Изменения касались обрядовой стороны, но были восприняты многими верующими как посягательство на чистоту православия. Выступления противников никоновских нововведений привели к первым опалам и ссылкам. Столкнувшись с сопротивлением, Никон перешел к еще более решительным действиям: в 1654 году он изъял все иконы написанных на «фряжский манер» с целью их сожжения; а в 1656 году отлучил от церкви всех, кто крестился двумя перстами по решению церковного Собора.

Этим же Собором был принят новый Служебник, написанный на основании греческого. Он вызвал еще большее разночтение с прежними богослужебными книгами.

Реформы церкви, проводимые Никоном, полностью поддерживались царем Алексеем Михайловичем. Царя и патриарха долгое время связывали отношения полного доверия и глубокого уважения. Царь с помощью проводимой реформы преследовал цели объединения православных народов, оказавшихся под властью империи Османов, помочь православному населению Украины и Белоруссии, а в итоге и переход всего православного мира под власть Москвы.

Алексей Михайлович не оставил дело реформаторства церкви и после разлада с Никоном и оставления последним сана патриарха. Очередной церковный собор 1666–1667 гг. объявил проклятие всем противникам реформы, предал их суду «градских властей», руководствовавшихся статьей Уложения 1649 года, которая предусматривала сожжение на костре всякого, «кто возложит хулу на господа Бога» [3].

После собора 1666–1667 гг. споры между сторонниками и противниками реформы были перенесены в гущу народных масс, и чисто религиозное движение приобрело социальную окраску. Всех несогласных с новыми церковными порядками были преданы отлучению от церкви, подверглись жесточайшим репрессиям и стали называться раскольниками или староверами.

Следует отметить, что исправления различных богослужебных книг неоднократно проводилось и ранее, однако именно никоновская «справа» вызвала особенно бурную реакцию современников и привела к церковному расколу [4].

Недовольство населения новшествами в церковных книгах и обрядах, подогретое жесткими мерами поддержки государственной власти по Уложению 1649 года, вызвали фанатичную приверженность к старине. Сказались также и иные меры внутренней политики того времени: подавление восстания Степана Разина, суровые кары сторонников прежних порядков, усиление сыска беглых крестьян, и т. д. То есть государство пыталось посягнуть на устои жизни, сложившиеся веками, и этого оказалось достаточно, чтобы всколыхнуть протест низов и иных слоев населения, повернуть их в сторону старообрядцев, боровшихся против нововведений официальной церкви. Совершенно разные слои населения — и часть низшего духовенства, и крепостные крестьяне, и даже часть высшего духовенства нашли отклик своих проблем в этом расколе [5].

Кроме того, все участники старообрядческого движения упорно отрицали европеизацию России, даже в таких несущественных деталях как длиннополые кафтаны и бороды. Но следует отметить, что в действиях старообрядцев прослеживались и социальные мотивы.

Отголоски церковной реформы, проведенной патриархом Никоном, проявились практически во всех сферах жизни русского общества. Как следствие Раскола и появления старообрядцев-раскольников, возникла необычная самобытная культура этой группы населения. Основополагающей чертой, характеризующей традиционный русский (старообрядческий) вариант православия, была его народность, в первую очередь развитие начал общинного самоуправления на основе религиозной идентичности. Церковь в этом случае являлась защитницей интересов своей паствы. Старообрядцы сохранили и развили учение об особом традиционном историческом пути русского народа [6]. Они имели свои обряды, духовные песни, псалмы. Культура старообрядческих общин как бы включает себя два слоя: слой традиционной русской культуры и слой, отражающий мировоззрение и учение старообрядческой церкви.

Итогом реформирования церкви можно считать постепенное снижение ее монополии на грамотность и образование. Во второй половине XVII века было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия. Повышается общий уровень грамотного населения.

В это же время начинается проникновение в русскую культуру светских элементов, так называемое «обмирщение» ее. Проявляется этот процесс и в живописи, и в зодчестве, и в литературе того времени [7].

Важно отметить, что после реформ Никона и последовавшего за ними Раскола наметились два основных течения общественной мысли: одно — национально консервативное, направленное против реформ как в церковной сфере, так и в гражданской и одинаково неприязненно относившееся и к грекам, и к немцам как к иноземному, чужому элементу. Другое направление было западническое, шедшее навстречу греческой и киевской науке и западной культуре. Через годы эти воззрения соединят умы людей в определенные группы — на арену российской истории выйдут славянофилы и западники [7].

Таким образом, церковные реформы и церковный раскол вписываются в контекст эволюции государства и российского общества и трактуются как исторически неизбежные.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1) причины раскола назвать достаточно неоднозначны;

2) имеет место кризис в светской и религиозной сфере, разнородность и разрозненность интересов общества;

3) появление и расширение еретических учений;

4) отголоски Смутного времени и многочисленные бунты влияли на сложившиеся социальные институциональные образования [8, 9].

Можно констатировать, что одним из главных поводов для раскола послужила книжная реформа, но серьезные, настоящие причины таились гораздо глубже, в самих основах религиозного русского самосознания. Патриарх Никон стремился к равенству с восточной Церковью, унифицируя богослужебную сферу русской церкви, поэтому стремительно и с воодушевлением взялся за исправление богослужебных книг на греческий «манер». Именно это вызвало всеобщий резонанс.

Хотя исторические факты подтверждают, что основным поводом и причиной раскола стала реформа церковных книг и обрядов, однако же серьезные, настоящие причины таились гораздо глубже, в самих основах религиозного русского самосознания. Русские люди не хотели принимать новшества, которые происходили от греков. Все те дополнения и изменения в обрядах и богослужебных книгах, которые были внесены переписчиками и достались им от предков по наследству, пустили глубокие и крепкие корни в сознании людей, и принимались за священную правду, незыблемую и пронесенную через века.

Следовательно, к косвенным причинам рассола можно отнести и попытки государственной власти провести изменения в различных сферах и областях жизни. Естественно, всколыхнуло недовольство народа известие об ужесточении закрепления крестьян, жестокая расправа со Степаном Разиным и его сподвижниками. На фоне этого власть теряла свою популярность среди населения, за счет чего и полнился лагерь раскольников — старообрядцев. Ведь в глазах обычных людей они были мучениками за правильную веру. Сочувствие к раскольникам подогревалось и за счет расправы властей с ними, и их лидерами. Среди выдающихся личностей-старообрядцев можно выделить протопопа Аввакума, боярыню Феодосию Морозову, епископа Павла Коломенского.

Однако же, именно этот период стал периодом «обмирщения» русской культуры, проникновения в нее светских идей. Это проявляется в живописи, литературе, зодчестве того времени. Грамотность и образование также перестали быть исключительно церковной прерогативой. Увеличивается количество грамотного населения, возникают школы и иные образовательные учреждения, в том числе и первое высшее учебное заведение.

Оценка раскола и старообрядчества не может быть однозначной. В этом движении сплелись воедино обряд и идеи, религиозное и социальное, поступки и эмоции людей. Трагизм происходившего был связан не только с тем, что раскололась церковь, но с тем, что раскололось русское общество.

Литература:

  1. Громов Р. М., Морозова О. С. Политико-религиозные аспекты российской государственности. Рязань, 2012.
  2. Милов Л. В., Флоря Б. Н., Козлова Н. В. История России с древнейших времен до конца XVII века. М.: Эксмо, 2006.
  3. Павленко Н. И., Андреев И. Л., Федоров В. А. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для ВУЗов. 3-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 2004.
  4. Мельников И. А. Социокультурные предпосылки русского церковного раскола XVII века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 7.
  5. Мельникова К. К. Церковный раскол XVII века. Предпосылки и последствия. // Научный вестник. — 2010. — № 6.
  6. Ильин В. Н. Церковный раскол и русский православный традиционализм. // Известия Алтайского государственного университета. — 2015. — № 4.
  7. Орлов А. С., Георгиев В. А, Георгиева Н. Г, Сивохина Т. А. История России: учебник. — М.: Проспект, 2004.
  8. Россия в мире: опыт прошлого — взгляд в будущее. Аранников А. А., Белых С. В., Бессонова А. А., Гражданкин В. А., Гражданкина О. А., Громов Р. М., Дягель О. Ю., Кокебаева Г. К., Михайлушкин П. В., Парамонова А. А., Поклонова Е. В., Рубинштейн Е. Д., Рыбина З. В., Салтыков М. А., Чепрунов Р. Ю., Чернов С. С. Под общей редакцией С. С. Чернова. Новосибирск, 2012.
  9. Громов Р. М. Исследовательская деятельность учащихся в образовательном пространстве // Молодой ученый. — 2016. — № 21.
  10. Зубанова С. Г., Рузанова Н. П. «Русская Православная Церковь в России в XIX веке (социальный аспект деятельности)». — М., 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): Смутное время, церковный раскол, Москва, русское общество, церковная реформа, церковный Собор, время, книга, Никон, обряд, Россия, русская культура.

Раскол Русской церкви. Причины неприятия реформ и сопротивление

Церковный раскол произошел в том числе и потому, что Никон недооценил силы преданности общества привычным идеям. Давайте посмотрим, почему народ не принимал его реформы, и немного поговорим о старообрядцах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Николай Могилевский

Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО

🤔 Никон пытался вернуть русскую церковь к ее истокам, но он не учел, что простые верующие уже не помнят этих истоков и привыкли жить в той парадигме, которая сложилась в стране с течением времени. Многие искренне верующие люди считали, что реформы Никона — это, наоборот, отступление от веры отцов и дедов.

🌾 Нововведениям Никона противились не только часть служителей веры, но и крестьяне. В 17 веке сельский, крестьянский образ жизни вела основная масса населения России. Крестьянское сознание было консервативно, а любые перемены воспринимались ими как угроза собственной жизни и встречались с большой опаской.

💭 Борьба шла не между народом и патриархом, а между идеями. Противники выступали именно против реформ, а не против Никона. И сам патриарх тоже воевал именно с идеями: если противник раскаивался и принимал позицию Никона, то тот просто переставал его преследовать.

👊 Еще одна причина негодования против реформ Никона — его решительность и жесткость в их проведении. Диспуты и попытки кого-то убедить были несвойственны личности Никона, он привык действовать прямо.

✏️ Когда Никон стал присылать в церкви новые книги и иконы, и возник вопрос, куда деть старые, патриарх отвечал просто «сжечь», что, конечно, приводило верующих в ужас.

Противники Никона так же упорно боролись за свои убеждения, как и сам патриарх за реформы. Посмотрим на некоторые примеры.

Одним из показательных примеров упорства противников реформ можно считать Соловецкое сидение — восстание в одном из крупнейших монастырей России в 1668 году.

🙅‍♂️ Соловецкий монастырь отказался принимать реформы Никона, несмотря на то, что именно там Никон постригся в монахи и со многими был лично знаком.

💔 Монахи в течение 8 лет держали осаду против стрельцов, закрывшись в монастыре, который считался одним из самых укрепленных. Стрельцы сумели попасть в монастырь только после предательства одного из монахов, который показал им тайных ход.

Еще одним примером упорства и стойкости был протопоп Аввакум, самый известный лидер старообрядцев и бывший член «кружка ревнителей благочестия». Это был человек несгибаемой воли, готовый бороться за свои убеждения до конца.

☝️ Помимо этого, Аввакум впервые в истории сам написал свое «Житие» — повесть о жизни и борьбе. Его острый и полемический язык до сих пор интересно читается в переводах на современный русский язык.

✏️ Особенность в том, что житие — это не просто биография, а определенный жанр со строгими канонами. Его писали, во-первых, только про святых, и во-вторых, только после их смерти. А Аввакум смог обойти оба канона.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Соловецкий монастырь
2. Потайной ход, через который в монастырь попали стрельцы

Давайте посмотрим, как происходила борьба Никона со староверами, и куда им пришлось бежать.

🤷‍♂️ Многие бывшие сторонники Никона — другие члены «кружка ревнителей благочестия», тоже стали видными лидерами староверов. Но даже они не пользовались расположением власти, несмотря на их высокое положение.

🤴 Царь Алексей Михайлович полностью поддерживал реформы Никона, даже после того, как стал охладевать к самому патриарху. После лишения Никона сана правительство все равно будет продолжать его реформы.

👊 В период патриаршества Никон вел борьбу с противниками руками власти. Часть староверов была казнена, часть ушла в глухие регионы.

🧭 Первые русские староверы уходили прежде всего на север из-за его отдаленности и труднодоступности, поэтому Русский Север станет очень мощным центром старообрядчества.

↔️ Еще одним местом расселения старообрядцев стало Заволжье, часть уходила на Дон к казакам, а к 18 веку такими центрами станут Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Задание.

Как вы думаете, кто мог лишить Никона патриаршего сана?

курс Level One

История тайн: теории заговоров от древности до наших дней

Курс из 6 лекций о главных конспирологических теориях прошлого и наших дней. Обсудим масонов, ведьм, сатанистов и движение Qanon и другие теории заговоров. Попробуем разобраться, почему мы боимся заговоров и верим в них, как распознать заговор, и не рептилоиды ли мы сами.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽ 1950₽

подробнее о курсе

Реформы Никона — начало раскола (nashavera.com, 21.09.2017)

На эту тему:

  • Русская православная старообрядческая церковь, сохраняющая апостольскую преемственность и чистоту православной веры
  • Старообрядцы в 18-19 веках
  • Собор 1666-1667 гг.
  • Духовные центры старообрядцев
  • Разногласия среди старообрядцев

Ключевые слова: История Русской Церкви История старообрядчества

Патриарх Никон, желая изменить древние традиции, начал в одностороннем порядке навязывать Русской Церкви новые обрядовые и богослужебные практики. Он вступил на патриарший престол в 1652 г., но еще до своей хиротонии был близок к царю Алексею Михайловичу. Вместе они решили переделать российскую церковь по образцу ее современного греческого аналога.

 

В этом предприятии Никон сильно полагался на некоего Арсения, условно именуемого Греком, — известного интригана и человека сомнительной веры. Он учился у иезуитов, принял ислам, затем стал православным, но вернулся в католицизм. Приехав в Москву, он был сослан в Соловецкий монастырь как опасный еретик. Там его и нашел Никон. Это вызвало ропот в русском народе, но люди опасались открыто возражать Никону, так как царь даровал ему безграничную власть в церковных делах.

Полагаясь на государя, Никон решительно и смело приступил к своей церковной реформе. Обладая жестоким и строптивым характером, он начал с укрепления своей власти, называя себя «великим государем», как какой-нибудь папа. Этот титул ранее был зарезервирован за царем (хотя когда-то он использовался по отношению к его деду, который оказался патриархом). Никон высокомерно относился к епископам, не желая называть их братьями. Даже известный историк В. О. Ключевский называл Никона диктатором.

Церковная литература была первой целью реформы. Русские всегда почитали книжное дело и дорожили священными книгами. Благочестивые писцы тщательно избегали ошибок, как и печатники; исправление текстов проводилось с большой осторожностью и осмотрительностью. Патриарх Никон поступил иначе — поспешно и небрежно. На Соборе 1654 г. было решено привести богослужебные книги в соответствие с древнегреческими и славянскими рукописями, но на самом деле переделки производились по подозрительным книгам, недавно напечатанным в Венеции и в других местах на Западе. Даже греки с подозрением относились к этим изданиям. Наиболее заметные изменения включают в себя:

— двуперстное крестное знамение, полученное Русью вместе с христианством, как часть святой апостольской традиции, заменено на трехперстное;

— имя Спасителя нашего, условно написанное Исус, было неэстетично преобразовано в Иисус;

— обход храма по часовой стрелке изменен в обратном порядке;

— из Символа веры удалено слово Истинно, по отношению к Животворящему Святому Духу;

-двойное Аллилуйя заменено тройным произнесением;

— отрицались две из семи просфор, используемых в Божественной литургии;

Таким образом, преступив свои прерогативы, Никон демонстративно посягнул на апостольское предание Русской Православной Церкви.

Статья была переведена с упущением, с RPSC.RU
от Andrei Andreevich Shchegoliaev и Alexey Logvinenko для Nashavera.com .

Если вам понравилась эта статья, скажите «Христос, храни вас» (спасибо) автору, нажав на сердечко, и поделитесь им!

Чтобы поблагодарить автора, оставьте комментарий, сохраните статью в личном кабинете, сообщите об ошибке и воспользуйтесь другими функциями сайта, для чего необходимо авторизоваться.

Россия: Старообрядческая церковь, включая описание обычаев , местонахождение приходов, есть ли у Церкви какие-либо приходы в Торонто, а также отношение к церкви со стороны общественности и властей

Старообрядческая церковная таможня

Старообрядцы отделились от господствующей Русской Православной Церкви в 17 веке, когда в 1652 году Патриарх Никон, глава Православной Церкви, провел реформы, чтобы привести «русский православный обряд и учение в соответствие с обрядами и учением Элладской Православной Церкви» ( Wikipedia nd; см. также ИТАР-ТАСС 12 мая 2004 г.; CNN 2000). Ряд людей, называемых старообрядцами, восстали против этих реформ, настаивая на сохранении старых традиций Православной церкви (Православная христианская служба новостей, 12 ноября 2003 г.; Виговский, 19 января).78, 2). Основные возражения старообрядцев были против реформы обрядов, а не церковного учения (там же). Например, старообрядцы продолжали креститься двумя перстами, а не тремя, как того требует реформа патриарха Никона (там же; Православная служба новостей, 12 ноября 2003 г.; Religion Revisited, 16 марта 2003 г.). Другие ритуалы, на соблюдении которых они настаивали вопреки новой доктрине Православной церкви, включали пение «Аллилуйя» дважды, а не три раза (Литовский художественный музей, 2 сентября 2004 г.; CNN, 2000 г.) и написание имени Иисуса только с одной буквой «i» ( Исус), а не два (Иисус) (Православная христианская служба новостей, 12 ноября 2003 г.).

Старообрядцы пользуются юлианским календарем (Wigowsky Jan. 1978, 10) и ежегодно отмечают 38 церковных праздников (там же). Каждый святой день состоит из обширных празднеств и богослужений, которые заставляют старообрядцев проводить в торжествах значительное количество времени (там же). Они также служат мессу каждый будний день и воскресенье (там же). Существует религиозная церемония, отмечающая каждое важное событие в жизни человека (там же, 11), а события повседневной жизни также отражают религиозные убеждения: приготовление пищи и другие домашние дела благословляются, и существуют ритуалы, которые необходимо совершать при входе в чье-либо жилище. дома (там же, 12). Для свадеб и похорон церемонии длятся несколько дней и весьма сложны (там же, 12-15). Традиционно и даже сегодня одним из ключевых идентификаторов старообрядцев является их пение (CNN 2000). Хоры старообрядцев, такие как в городе Тарбагатай в России, сейчас записывают компакт-диски (CD) и гастролируют благодаря деньгам, предоставленным Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Министерством культуры России ( RFE/RL, декабрь 2003 г. ).

Старообрядческие общины исторически были изолированы, например, в Сибири (там же; Православная служба новостей, 12 ноября 2003 г.) или на Аляске (Wigowsky Jan. 1978, 9). Сообщества сплочены, и члены сообщества заботятся друг о друге (Religion Revisited n.d.). Однако с открытием их общин для туризма и экономической деятельности из России и других стран образ жизни старообрядцев начинает меняться; стресс экономических изменений в постсоветском правлении привел некоторых старообрядцев к самоубийству, например, в общине Тарбагатай, Россия (CNN 2000). В начале двадцать первого века молодое поколение меньше интересуется традициями и обрядами, а уклады старообрядчества находятся под угрозой (там же; Православная служба новостей, 12 ноября 2003 г.). Например, молодое поколение старообрядцев, живущих в США, утрачивает учения и традиции старообрядцев (Religion Revisited n.d.). Изменения, приведшие к потере совхозов и сельских предприятий, вызвали стресс в общинах, и, как отмечает Галина Чебунина, руководитель Семейского культурного центра в Тарбагатае, Сибирь, «оптимизма осталось немного» ( Си-Эн-Эн 2000).

Во второй половине 20-го века «советский атеизм разрушил большую часть культуры» староверов (Радио Свобода, 1 декабря 2003 г.). Хотя постсоветские реформы первоначально нанесли ущерб экономике старообрядческих деревень, в 1990-е годы некоторые из их общин начали процветать благодаря туризму (CNN 2000), а также благодаря тому, что ЮНЕСКО финансировала семейские культурные мероприятия (Старообрядцы, живущие к югу от озера Байкал в России) после того, как они были названы «одним из 19 шедевров устного и нематериального наследия человечества в 2001 году» (там же; RFE/RL, 1 декабря 2003 г.). В результате один из общинных хоров смог отправиться в турне (там же).

Обращение со стороны общественности и властей

Старообрядцы в разной степени подвергались дискриминации в течение последних трех столетий со стороны членов Русской православной церкви и/или различных царей (Wigowsky Jan. 1978, 3). Однако «[в] 1971 году Русская Православная Церковь признала законность старых обрядов и восстановила статус старообрядцев в церкви» (CNN 2000).

В 1990 г. Правительство России приняло Закон о свободе вероисповедания, который «делал «все вероисповедания и религии… равными перед законом» и гарантировал каждому гражданину право на «свободу совести»» (Церковно-государственный журнал 1 Октябрь 2002 г.). Результатом стало возрождение различных религий, в том числе старообрядческой (там же). В течение 19Однако в 90-е годы Русская православная церковь все больше оказывала давление на правительство с целью принятия нового закона, который был принят в 1997 году и который «затормозил краткий российский эксперимент с неограниченной религиозной свободой» (там же). В соответствии с законом 1997 года требования к регистрации «менее традиционных религий Федерации» являются более строгими, и четко указывается «уникальный вклад» Русской православной церкви (там же). Хотя Русская православная церковь по-прежнему является доминирующей религией в российском обществе, ряд других религий способны функционировать, хотя и в ограниченной степени (там же). Информации о том, как этот новый закон касается старообрядцев, в источниках, с которыми консультировалось Научное управление, не обнаружено.

По сообщению ИТАР-ТАСС, в 2004 г. «Русская православная церковь и Русская старообрядческая церковь достигли соглашения о сотрудничестве» (12 мая 2004 г.). Цель – «улучшить нравственную атмосферу и жизнь общества» (ИТАР-ТАСС, 12 мая 2004 г.).

В источниках, с которыми ознакомились Исследовательское управление, не обнаружено упоминаний об отношении общественности к лицам, связанным со старообрядческой церковью.

Общины

Трудно подсчитать, сколько старообрядцев существовало в 2004 г. (Православная служба новостей, 12 ноября 2003 г.). В то время как Europa World Factbook утверждает, что в 2001 г. в России было зарегистрировано 278 групп (2004 г., 3562), по оценке Патриархата основной православной церкви, в России насчитывается полмиллиона старообрядцев, а по данным отца Ромиля Хрусталева, пресс-секретаря староверов, в России, Румынии и нескольких бывших советских республиках насчитывается от 1,5 до 4 миллионов старообрядцев (AFP, 31 декабря 2003 г. ). Света Граудт, пишущая для Православной христианской службы новостей, сообщает, что число оставшихся старообрядцев неясно, но известно, что их намного меньше, чем до 19-го века.17 Революция (12 ноября 2003 г.).

По данным Adherents.com, по состоянию на 2001 г. есть собрания в Беларуси, Эстонии, Латвии, Литве, Молдове и России, а также в Орегоне, Аляске и Пенсильвании в США (10 ноября 2001 г.). Ежегодник американских и канадских церквей за 2003 год не включает списки каких-либо старообрядческих общин в районе Торонто. В телефонном интервью 22 сентября 2004 г. священник старообрядческой церкви в штате Орегон, США, заявил, что в Торонто нет постоянных приходов, хотя старообрядцы рассеяны по всей Канаде, в том числе в Торонто, на Восточное побережье и в Верхней Альберте. Ни правительство Канады, ни правительство Онтарио не ведут список религиозных общин в Торонто (Канада, 22 сентября 2004 г.; Онтарио, 22 сентября 2004 г.).

Этот ответ был подготовлен после изучения общедоступной информации, имеющейся в настоящее время в Управлении исследований в сжатые сроки. Этот ответ не является и не претендует на то, чтобы быть окончательным в отношении существа любого конкретного заявления о предоставлении защиты беженца. Пожалуйста, найдите ниже список дополнительных источников, использованных при изучении этого информационного запроса.

Каталожные номера

Adherents.com. 10 ноября 2001 г. «Религия по имени». [По состоянию на 20 сентября 2004 г.]

Агентство Франс Пресс (AFP). 31 декабря 2003 г. «Скончался духовный лидер старообрядцев России». (Диалог)

Канада. 22 сентября 2004 г. Справочная телефонная линия правительства.

Си-Эн-Эн. 2000. Стив Нетлтон. «Старообрядцы заканчивают изоляцию в сибирских окраинах». [По состоянию на 20 сентября 2004 г.]

The Europa World Factbook 2004 . 2004. 45-е изд. Том. II. Лондон и Нью-Йорк: публикации Европы.

ИТАР-ТАСС [Москва]. 12 мая 2004. Ольга Костромина. «Русская православная и старообрядческая церкви достигли соглашения о сотрудничестве». (FBIS-SOV-2004-0512, 13 мая 2004 г./WNC)

Журнал церкви и государства . 1 октября 2002 г. Том. 44, № 4. 657 с. Дерек Х. Дэвис. «Русская Православная Церковь и будущее России». (Диалог)

Литовский художественный музей. 2 сентября 2004 г. «Выставка:« Христианство в литовском искусстве »». [По состоянию на 20 сентября 2004 г.]

Старообрядческая церковь, Орегон, США. 22 сентября 2004 г. Интервью по телефону со священником.

Онтарио. 22 сентября 2004 г. Справочная телефонная линия правительства.

Православная служба новостей. 12 ноября 2003 г. Света Граудт. «Старообрядцы: инославные православные». (Переходы онлайн.) [По состоянию на 17 сентября 2004 г.]

Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС). 1 декабря 2003 г. Софи Ламброскини. «Россия: старообрядцы борются за сохранение веры в условиях изоляции». [По состоянию на 20 сентября 2004 г.]

Новый взгляд на религию. 16 марта 2003 г. Коди Барт. «Студенты крест-накрест Москву на пути русского православия». Колумбийский университет, Высшая школа журналистики. [По состоянию на 17 сентября 2004 г.]
_____. нд Сара Лейтч. «Русские не одобряют ассимиляцию, церковь США соглашается». Колумбийский университет, Высшая школа журналистики. [По состоянию на 17 сентября 2004 г.]

Виговский, Пол Дж. Январь 1978 г. Сборник старообрядческой истории и традиций. Хаббард, штат Орегон. [По состоянию на 17 сентября 2004 г.]

Википедия. нд «Старообрядцы». [По состоянию на 20 сентября 2004 г.]

Ежегодник американских и канадских церквей . 2003. Под редакцией Эйлин В. Линднер. США: Абингдон/Коксбери Пресс. [По состоянию на 21 сентября 2004 г.]

Дополнительные источники информации

Устные источники: Профессор славистики Оттавского университета. Попытки связаться с источниками из Русской православной церкви в Торонто не увенчались успехом.

Интернет-сайты, в том числе: Правительство Канады, Правительство Онтарио, Heritage Canada, Justice Canada, Social Development Canada.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *