Бог ПАН | Мифы о Пане | Нимфа Сиринга | Нимфа Питис | Нимфа Эхо | ПАНИЧЕСКИЙ СТРАХ | Паника | Бог Пан в Марафонской битве
Рождение бога Пана. — Миф о Пане, побеждаемом богом Эротом. — Нимфа Сиринга. — Миф о превращении в сосну нимфы Питис. — Миф о боге Пане и нимфе Эхо. — Панический страх.
Рождение бога Пана
Пан — очень древнее божество, преимущественно почитавшееся в Аркадии. Пан — бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охранитель стад. На обязанности бога Пана лежит забота о стадах и об их размножении.
Бог Пан явился на свет с рогами, козлиными ногами и большой бородой. Бог Пан считается сыном бога Гермеса (Меркурия), этого посланника богов и посредника, а потому и, естественно, отца божества, переходного от высших богов к низшим, являющимся в мифах древней Греции в образе животных.
|
По-видимому, рождение такого странного сына произвело очень неприятное впечатление на мать бога Пана, да и боги Олимпа, которым Гермес, отец Пана, показал его, встретили появление бога Пана всеобщим смехом.
В одном из гомеровских гимнов это происшествие рассказывается следующим образом: «Бог Гермес отправился в Аркадию пасти стада простого смертного, потому что там жила прекрасная нимфа, дочь Дриона, покорившая сердце хитроумного бога. От этого союза родился странный ребенок с козлиными ногами, с густой бородой и с челом, украшенным двумя рогами. Мать, объятая ужасом при виде такого страшилища, убежала, покинув сына на произвол судьбы, но Гермес, нисколько не смущаясь его странным видом, взял его на руки, и, гордый и радостный, отнес его на Олимп, где показал его всему собранию богов. Все бессмертные развеселились при виде такого уродца и назвали его Паном».
В Лувре находится прекрасная античная статуя бога Пана, в которой с большим мастерством подчеркнуты все животные черты, характеризующие это божество.
Иногда, впрочем, бога Пана изображают с человеческими ногами. На некоторых античных монетах бог Пан является даже в образе юноши, но при нем всегда отличительные признаки бога Пана — пастушья палка и пастушья свирель (σύριγξ).
Писатели античности изображали бога Пана всегда стариком и поразительно некрасивым.
Бог Пан недолго оставался на Олимпе. Он любит больше всего лес, горы и поля. Бог Пан то пробирается сквозь чащу лесов, то карабкается на недоступные скалы и оттуда наблюдает за стадами или же рыскает по горам и перескакивает через пропасти. Бог Пан вечно в движении, и даже вечером, утомленный своими дневными странствованиями, Пан не может спокойно отдохнуть, а играет на свирели, и ее нежные звуки привлекают прекрасных нимф, которые приходят плясать на траве под эти звуки. И бог Пан не может усидеть, он появляется среди них и носится в дикой пляске, пугая нимф своими прыжками.
Миф о Пане, побеждаемом богом Эротом
Богиня Афродита замахивается сандалией на бога Пана, домогающегося ее; над ними парит бог Эрот. |
Все нимфы смеялись над уродливым богом Паном, и он решил никогда никого не любить. Но жестокий бог Эрот (Купидон), с которым он однажды попробовал бороться, ранил сердце бога Пана, зажег в нем неугасающую любовь к нимфам, и бедный Пан постоянно страдал по какой-нибудь из них.
Нимфа Сиринга
Однажды бог Пан встретил целомудренную нимфу Сирингу. Единственной страстью нимфы Сиринги была охота. Бог Пан тотчас же воспылал любовью к Сиринге, но жестокая нимфа не только не захотела слушать признаний бога Пана, а бросилась еще бежать от него. Преследуемая богом Паном, нимфа Сиринга добежала до реки Ладона, у речного бога которой Сиринга стала просить защиты. Бог реки Ладон превратил нимфу Сирингу в тростник. Огорченный бог Пан вырезал несколько тростников различной величины, связал их и стал извлекать из них нежные, жалобные звуки, трогающие даже сердца жестоких нимф.
Таким образом была изобретена пастушья свирель (σύριγξ), что имя Сиринга как раз и означает в переводе с древнегреческого языка. Бог Эрот (Купидон), желая утешить огорченного Пана, предсказал ему, что его игра на свирели будет привлекать к нему всех красавиц-нимф. Предсказание коварного бога любви исполнилось. Нимфы, едва заслышав свирель Пана, сбегались и плясали вокруг этого уродливого бога.
Миф о превращении в сосну нимфы Питис
Бог Пан скоро позабыл свою любовную неудачу. Пану вновь понравилась нимфа Питис, которая, восхищенная его музыкой, приблизилась к богу Пану и стала отвечать на его вопросы.
Но нимфу Питис любил холодный и страшный Борей — бог северного ветра. Увидав свою возлюбленную, увлеченную игрой другого бога, бог Борей воспылал ревностью и принялся дуть с такою силой, что бедная нимфа Питис, не устояв на ногах, упала в пропасть и разбилась.
Боги, тронутые горестной судьбой нимфы Питис, превратили ее в сосну, и с тех пор это дерево посвящено богу Пану, которого иногда изображают с венком из сосновых веток на голове. Само имя Питис означает в переводе с древнегреческого языка «сосна».
Миф о боге Пане и нимфе Эхо
Так же несчастливо окончилась для бога Пана его попытка союза с нимфой Эхо, превратившейся в скалу. От нимфы Эхо остался только ее голос — эхо.
Панический страх
Бог Пан, как символ темноты, нагоняет на людей страх (панику). Бог Пан также не любит, когда тревожат его покой шумом. Тогда раздается грозный голос бога Пана, нагоняя на всех страх — панику.
Бог Пан приводит в ужас путников своим внезапным появлением на дороге перед ними. Благодаря богу Пану люди часто испытывали панический страх — ничем не объяснимый ужас.
Бог Пан из Спарты. Паросский мрамор, копия I в. от Р.Х. с оригинала IV в. до Р.Х., Археологический музей Афин. NB В левой руке бога Пана — сиринга. {Фото: (Creative Commons license): *clairity*} |
Вообще, всякий испуг или страх, являющийся без основательных причин, приписывался влиянию бога Пана. Этим паническим страхом объясняли также внезапное бегство с полей битв. Так, например, афиняне верили, что они только при помощи бога Пана победили многочисленных персов, бежавших с поля сражения при Марафоне. В благодарность за это афиняне посвятили богу Пану священное место, поставили там много статуй Пана и учредили в честь его праздник с жертвоприношениями и шествиями.
Культ бога Пана, как покровителя и охранителя домашних животных, относится к самому древнейшему периоду истории древней Греции. Примитивные статуи бога Пана были снабжены очень реальным символом бога, заботящегося о размножении и увеличении стада, — изображением фаллоса. В те отдаленные времена греческой архаики такой реализм не считался безнравственным.
Зато когда стада не размножались, пастухи осыпали ударами розог изображение нерадивого божества.
Бог Пан считался также богом света, шумной музыки и шумного веселья.
Только впоследствии, под влиянием орфической поэзии, бог Пан является олицетворением вселенной. Свирель бога Пана о семи трубках в философском истолковании мифов означала гармонию вселенной.
В правление римского императора Тиберия, как рассказывает предание, раздался однажды громкий горестный крик: «Великий Пан умер, умер великий Пан». С тех пор никто не слыхал ничего больше о боге Пане. А сам этот возглас («Умер великий Пан!») считается символом конца античного язычества.
© ЗАУМНИК.РУ, Егор Поликарпов, преподаватель древнегреческого языка и учитель латыни: научная редактура, ученая корректура, исправления, дополнения. Для заказа услуг репетитора по языкам античности или переводчика просьба писать сюда: [email protected], либо сюда: vk.com/repetitor_latyni, либо сюда: facebook.com/polycarpov.
Пан (мифология) | это… Что такое Пан (мифология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Пан.
Пан обучает Дафниса. Римская скульптура, копия греческого оригинала.
Пан (др. -греч. Πάν) — древнегреческий бог[1] пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение.
Содержание
|
Родословная
По гомеровскому гимну, Пан считается сыном Гермеса и дочери Дриопа[2]. По другой версии, сын Гермеса и Орсинои[3].
По другому сказанию, сын Зевса и Гибрис, научил Аполлона искусству прорицания[4], или Зевса от Фимбриды[5], или от Ойнеиды[6]. По Эпимениду, сын Зевса от Каллисто и близнец Аркада[7].
Есть версия, что Пан — сын Гермеса и Пенелопы[8], родившийся в Мантинее в Аркадии[9]. По Дуриду, он родился у Пенелопы от её сожительства со всеми женихами.[10] По Евфориону, сын Пенелопы и Аполлона[11].
По Арефу из Тегеи, сын Эфира от Энои[3].
По Дидимарху, сын Геи[6].
По Аполлодору Афинскому , вообще не имел родителей[12].
Также это эпитет Зевса в орфической теогонии[13].
Предание
Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем (греч. πάς, «весь») великую радость. Пан был богом-покровителем стад (современные лингвисты, в отличие от древних, слово Πάν связывают с индоевропейским корнем «пасти́»).
Выкрал сухожилия Зевса у Тифона. Самый древний и почитаемый бог у аркадцев, именуемый Ликейским[14]. Преследует нимф[15]. Окрестные жители слышали, как он играл на свирели на горе Меналион (Аркадия)[16]. Изобрел игру на свирели у горы Номия (Аркадия), где было место Мельпея[17].
Помогал афинянам при Марафоне[18], гора Пана есть на Марафонской равнине[19]. Между Кифероном и Геликоном распевал пеан Пиндара[20]. В городе Саэтта его полюбила некая женщина[21]. За помощь богам Пан стал созвездием Козерога[22].
У египтян это самый древний бог[23].Когда боги были в Египте, Пан велел им превратиться в зверей, а сам стал козой[22]. Либо стал полукозлом-полурыбой[24].
Эгипан
Эгипан обычно отождествляется с Паном, но иногда считается его сыном. Эгипан — либо сын Зевса и козы[25], или сын Пана и козы; или сын козы Амалфеи, молочный брат Зевса[26]. Он породил Козерога[27]. Эгипан внушил врагам страх, когда Зевс сражался с титанами[28].
Культ Пана
Эмиль Бен. «Сон Пана» (1870)
Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо (согласно некоторым представлениям, у них была дочь — Ямба, в честь которой назван стихотворный размер ямб).
Пан считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, он был богом предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником (греч. ένόδιος, πομπαΐος), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах был посвящен ему грот на акрополе в память поражения персов, на которых будто Пан навел (панический) ужас во время сражения.
Позднее, вследствие оргиастических свойств его характера, культ его соединился с культом Великой матери и Диониса. В Лидии Пан был отождествлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, он, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота.
При Птолемеях и Селевкидах Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Израиле.
Кроме Пана, индивидуального божества природы, были еще существа демонического характера, называвшиеся Πάνες или Πανίσκοι — род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах и лесах, а также посылавших тяжелые сны. Они жили среди стад и были товарищами сатиров.
Ему посвящены XIX гимн Гомера и XI орфический гимн. Действующее лицо комедии Менандра «Брюзга».
Окружение Пана
- Агрей. Один из панов, брат Номия. Сын Гермеса и Сосы[29].
- Аргей. Прозвище Пана и Аристея. См. Агрей.
- Аргос. Один из сыновей Пана[30].
- Аргенн («белый»). Один из сыновей Пана[31].
- Главк. Один из сыновей Пана[32].
- Дафеней (Дафойней). «кроваво-красный». Один из сыновей Пана[33].
- Евгений (Эвгенейос). Один из сыновей Пана[34].
- Келеней (Келеневс). «черный». Один из сыновей Пана[35].
- Ксанф. Один из сыновей Пана[32].
- Лотос (нимфа).
- Номий. Эпитет Пана. По аркадской версии, это имя нимфы[17].
- Номий. Один из панов, сын Гермеса и Пенелопы[36].
- Оместер. «сыроядец». Один из панов[33].
- Паниск. См. Пан. Согласно Карнеаду, его голову нашли в хиосских каменоломнях[37].
- Паносилен. Старый силен, отец силенов[38].
- Питида (Пития/Питис en:Pitys) «сосна». Нимфа, возлюбленная Пана[39]. См. Нонн. Деяния Диониса II 108; XLII 252.
- Фавн. (лат.) Имя Пана. Когда Геракл носил женскую одежду, служа Омфале, Фавн по ошибке пытался его изнасиловать[40].
- Филамн. Один из сыновей Пана[41].
- Фобос. Один из сыновей Пана[41].
- Форбант. Пан, участник индийского похода[42].
- Эга. Дочь Гелиоса и Геи, мать Пана. Кормилица Зевса, сестра Амалфеи, мать Эгипана. Когда титаны напали на Олимп, Гея укрыла ее в пещере.
- Эга (en:Aega (goddess)). Согласно Евгемеру, жена Пана, которую соблазнил Зевс, и она родила Эгипана[43].
- Эгокор (Айгокорос). Один из сыновей Пана[44].
Примечания
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.279-280, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.15-16
- ↑ Гимны Гомера XIX 34
- ↑ 1 2 Схолии к Псевдо-Еврипид. Рес 36 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1
- ↑ Схолии к Пиндару. Пифийские песни Введение // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
- ↑ 1 2 Схолии к Феокриту. Идиллии I 3 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
- ↑ Эпименид, фр.9 Якоби = Схолии к Псевдо-Еврипид. Рес 36; Схолии к Феокриту. Идиллии I 3 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254; Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.78
- ↑ Геродот. История II 145; Цицерон. О природе богов III 56
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 38; Гигин. Мифы 224
- ↑ Феокрит. Свирель, ст.15; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия II 44; Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 772 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254; (Фрэнсис Бэкон «О мудрости древних»)
- ↑ Схолии к Псевдо-Еврипид. Рес 36 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254; Сервий. К Георгикам I 16, по Пиндару // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.432, 510
- ↑ Сервий. Комментарий к «Георгикам» Вергилия I 16 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
- ↑ Орфика, фр.54 Керн
- ↑ Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 32, 3
- ↑ Еврипид. Елена 186
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 36, 8
- ↑ 1 2 Павсаний. Описание Эллады VIII 38, 11
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 28, 4
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 32, 7
- ↑ Жизнеописание Пиндара 4
- ↑ Феокрит. Свирель, ст.14
- ↑ 1 2 Гигин. Мифы 196
- ↑ Геродот. История II 145
- ↑ Гигин. Астрономия II 28
- ↑ Гигин. Мифы 155
- ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.189
- ↑ Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 27
- ↑ Эпименид, фр.18 Якоби = Гигин. Астрономия II 28
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 90
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 87
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 76
- ↑ 1 2 Нонн. Деяния Диониса XIV 83
- ↑ 1 2 Нонн. Деяния Диониса XIV 81
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 79
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 75
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 93
- ↑ Цицерон. О дивинации I 23
- ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.301
- ↑ Феокрит. Свирель, ст.4; Лукиан. Разговоры богов 22, 4
- ↑ Овидий. Фасты II 332—358
- ↑ 1 2 Нонн. Деяния Диониса XIV 82
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 95
- ↑ Гигин. Астрономия II 13, 4
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 77
Ссылки
- Пан (Фавн, Сильван) Р. К. Баландин
- Пан
Литература
- Гомеровы гимны. К Пану.
- Мифы древней Греции. Р.Грейвз. стр. 124—128 ISBN 978-5-9757-0178-7
Что такое силы Панбога в греческой мифологии? —
Опубликовано Мадлен
Из всех богов, упоминаемых в греческой мифологии, бог Пан очень интересен тем, что его считают второстепенным богом. Пана называли многими вещами, от бога дикой природы до бога пастбищ или бога пастухов и стад. Из всех различных имен, которые получил Пан, наиболее заметным или распространенным во всех писаниях является Бог дикой природы.
Факты о Пане, греческом боге дикой природы
Эпиметей и рождение Пандоры, афинская краснофигурная амфора C5-го века до н.э., Ашмоловский музейПан был интересным богом в греческой мифологии на многих уровнях. Один интересный факт о Пане заключался в том, что он был наполовину человеком и наполовину козлом, причем верхняя половина была человеком, а нижняя половина — козлом, также называемым сатиром или силеносом. Его часто писали и рисовали с рогами на голове и непривлекательным лицом. Из-за своего тела он был и остается одним из самых изображаемых греческих богов во все времена.
Пан мог демонстрировать чрезмерную скорость, не уставая и не травмируясь, и у него была возможность перемещаться между горой Олимп и землей в любое время, когда он хотел. Еще одним интересным фактом о Пане была его способность превращать предметы во что-то еще или в другие формы. Пан известен своим прекрасным чувством юмора.
Современное слово «паника» происходит от Пан. Это слово происходит из мифа о Пане, издавшем громкий крик, чтобы помочь своему другу во время битвы. Крик напугал врага и заставил его отступить, что привело к победе его друга. Крик во время боя стал известен как паника.
Что сделал бог дикой природы?
В то время как Пан проводил большую часть своих дней в Аркадии с другими богами, Пан проводил много времени на природе как в лесах, так и на пастбищах. Говорят, что Пан правил охотниками и пастухами. Пана также часто называли богом деревенской музыки, и в свое время он проявлял любовь к музыке. Пан даже изобрел свой собственный музыкальный инструмент под названием свирели. После создания инструмента его очень редко видели без инструмента в его присутствии.
Пан проводил большую часть своего времени в погоне за различными нимфами. Его свирели на самом деле были сделаны из тростника, который был взят из болота, полного, в котором одна из нимф, за которыми он гнался, спряталась от него, замаскированная под тростник.
Пан не знал, что это за тростник, поэтому он срезал несколько тростинок разной длины и использовал их для создания первой свирели. Пан любил этот инструмент и часто на нем играл. Он очень хорошо научился играть на этом инструменте и даже бросил вызов Аполлону, богу музыки, на музыкальной дуэли. Пан проиграл вызов, но соревнование вряд ли было честным, если сравнивать его с абсолютным создателем музыки.
Какие еще силы были у Пана?
Хотя игра на музыке была не силой, а скорее талантом Пана, у него было несколько способностей, которыми он обладал. Бог дикой природы мог бегать в течение длительных периодов времени, не уставая. Он также мог превращать объекты в другие объекты или принимать разные формы. Он также мог телепортироваться с горы Олимп на землю.
В дополнение к способности бегать на большие расстояния, трансформировать объекты и телепортироваться между горой Олимп и землей, Пан также обладал огромной силой.
Будучи одним из малоизвестных богов, Пан играет роль во многих мифах и даже занимает место в нашем сегодняшнем лексиконе.
В рубрике: Без рубрики С тегами: силы бога Пана
Греческий бог дикой природы
Как бог, Пан правит пустыней. Он дремлет, играет на флейте и живет полной жизнью.
Более известно, что Пан дружит с Дионисом и преследует несколько нимф, которые его призраками. Хотя с этим народным богом может быть больше, чем кажется на первый взгляд.
Да, на самом деле он не такой уж и грациозный (да ладно, у него козлиные ноги) и не такой приятный для глаз, как некоторые другие греческие боги. Ладно… он может дать бедному Гефесту погоняться за его деньгами. Однако то, чего не хватает Пану в физической привлекательности, он компенсирует духом!
Содержание
Кто такой Бог Пан?
В греческой мифологии Пан — любитель активного отдыха, «пошли в поход!» парень. Как предполагаемый сын многих божеств, включая Гермеса, Аполлона, Зевса и Афродиту, Пан действует как компаньон — и страстный преследователь — нимф. Всего у него было четверо детей: Силен, Иинкс, Иамбе и Кротус.
Первое письменное упоминание о Пане содержится в « Пифийских одах» фиванского поэта Пиндара, датированных примерно 4 веком до нашей эры. Несмотря на это, Пан, вероятно, существовал в устной традиции много веков назад. У антропологов есть основания полагать, что концепция Пана предшествует концепции заветных 12 олимпийцев. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Пан, вероятно, произошел от протоиндоевропейского божества Пехлусона, который сам был важным пастырским богом.
Пан в основном проживал в Аркадии, высокогорном районе Пелопоннеса, прославленном своей потрясающей дикой природой. С годами горные дебри Аркадии романтизировались, считаясь убежищем богов.
Кто родители Бога Пана?
Самая популярная пара родителей Пана — бог Гермес и принцесса, ставшая нимфой по имени Дриопа. Линия Гермеса, кажется, наполнена печально известными возмутителями спокойствия, и, как вы увидите, Пан не является исключением.
Если верить гомеровским гимнам, Гермес помог царю Дриопу пасти овец, чтобы тот мог жениться на его дочери Дриопе. От их союза родился пастырский бог Пан.
Как выглядит Пан?
Описанный как домашний, непривлекательный и совершенно неприглядный парень, Пан на большинстве изображений появляется как полукозёл. Звучит знакомо? Хотя этого рогатого бога легко спутать с сатиром или фавном, Пан не был ни тем, ни другим. Его звериный вид был просто из-за его тесной связи с природой.
В некотором смысле внешний вид Пана можно приравнять к водному облику Океана. Клешни краба Океана и змеевидный рыбий хвост символизируют его самые близкие ассоциации: водоемы. Точно так же раздвоенные копыта и рога Пана отмечают его как бога природы.
С верхней частью тела человека и ногами козла Пан был в своей собственной лиге.
Образ Пана позже был принят христианством как изображение Сатаны. Неистовая и свободная последующая демонизация Пана со стороны христианской церкви была обращением, распространенным на большинство других языческих богов, имевших определенное влияние на мир природы.
Раннее христианство не отрицало прямо существование других богов. Вместо этого они объявили их демонами. Так уж получилось, что Пан, дух дикой природы, был самым оскорбительным.
Что такое Пан Бог?
Говоря прямо, Пана лучше всего описать как деревенского горного бога. Однако он влияет на длинный список миров, которые тесно связаны друг с другом. Здесь много совпадений.
Пан считается богом дикой природы, пастухов, полей, рощ, лесов, деревенской мелодии и плодородия. Получеловек-полукозёл пастушеский бог следил за греческой дикой природой, выступая в качестве бога плодородия и бога деревенской музыки в свободное время.
Какими силами обладал греческий бог Пан?
Древние греческие боги не обладали изобилием магических сил. Конечно, они бессмертны, но они не обязательно Люди Икс. Кроме того, их сверхъестественные способности обычно ограничены их уникальными сферами. Даже тогда они подчиняются Судьбе и имеют дело с последствиями своих решений.
В случае с Паном, он немного мастер на все руки. Быть сильным и быстрым — лишь некоторые из его многочисленных талантов. Считается, что его способности включают способность трансмутировать объекты, телепортироваться между горой Олимп и Землей и кричать.
Да, крик .
Крик Пана вызывал панику. В греческой мифологии было множество случаев, когда Пан заставлял группы людей наполняться непреодолимым необоснованным страхом. Из всех его способностей этот, безусловно, выделяется больше всего.
Пан — бог-обманщик?
Итак: Пан — бог-обманщик?
Хотя ему и в подметки не годится озорство скандинавского бога Локи или его предполагаемого отца Гермеса, Пан время от времени балуется забавными делами. Ему нравится мучить людей в лесу, будь то обученные охотники или заблудившиеся путешественники.
Почти все странные, даже умопомрачительные вещи, происходящие в изолированной природе, можно приписать этому парню. Это также включает в себя пугающих вещей. Этот всплеск — гм — пан ic, который вы получаете в лесу, когда вы совсем один? также Пан.
Еще Платон называет великого бога «двойным сыном Гермеса», что… вроде звучит как оскорбление, но я отвлекся.
Отмечая, что в греческом пантеоне есть божества, которых можно считать «богами-обманщиками» по своей природе, существует конкретный бог обмана. Долос, сын Никс, второстепенный бог хитрости и обмана; более того, он находится под крылом Прометея, Титана, похитившего огонь и обманувшего Зевса дважды .
Что такое Паниские?
Панискои в греческой мифологии — ходячие, дышащие воплощения мемов «никогда больше не разговаривай со мной или моим сыном». Эти «маленькие Паны» были частью шумной свиты Диониса и вообще просто духами природы. Хотя Паниские и не были полноценными богами, они проявлялись в образе Пана.
В Риме паниские были известны как фавны.
Пан в греческой мифологии
В классической мифологии Пан фигурирует в нескольких известных мифах. Хотя он, возможно, не был так популярен, как другие божества, Пан все же играл значительную роль в жизни древних греков.
Большинство мифов о Пане рассказывают о двойственности бога. Если в одном мифе он был и радостным, и веселым, то в другом он предстает устрашающим, хищным существом. Двойственность Пана отражает двойственность мира природы с точки зрения греческой мифологии.
Хотя наиболее известен миф о том, что Пан дал молодой Артемиде ее охотничьих собак, ниже приведены еще несколько других, заслуживающих упоминания.
Имя Пана
Возможно, это один из самых милых мифов, приписываемых богу Пану. Еще недостаточно взрослый, чтобы преследовать нимф и пугать путешественников, миф о Пане, получившем свое имя, изображает нашего любимого бога-козла новорожденным.
Пан был описан как человек с «неотесанным лицом и окладистой бородой», несмотря на то, что он был «шумным, веселым и смеющимся ребенком». К сожалению, этот крошечный бородатый малыш просто отпугнул свою няню своей нетрадиционной внешностью.
Этот восхищает своего отца, Гермеса. Согласно гомеровским гимнам, бог-посланник запеленал своего сына и пронесся мимо домов своих друзей, чтобы показать его:
«…он быстро отправился в обители бессмертных богов, неся своего сына, закутанного в теплые шкуры горных зайцев. …посадили его рядом с Зевсом…все бессмертные возрадовались сердцем…назвали мальчика Паном, потому что он восхитил все их сердца…» (Гимн 19, «Пан»).
Этот конкретный миф связывает этимологию имени Пана с греческим словом «все», поскольку он принес радость все боги. С другой стороны, имя Пан могло появиться в Аркадии. Его имя поразительно похоже на дорическое paon , или «пастух».
В Титаномахии
Следующий миф о Пане в нашем списке основан на другом известном мифе: Титаномахии. Известная также как Война Титанов, Титаномахия началась, когда Зевс возглавил восстание против своего тиранического отца Кроноса. Поскольку конфликт длился 10 лет, было достаточно времени, чтобы в него вмешались и другие известные имена.
Пан оказался одним из этих имен.
По легенде, Пан во время войны встал на сторону Зевса и олимпийцев. Было неясно, был ли он поздним изданием или просто всегда был союзником. Первоначально он не упоминается как основная сила в отчете Гесиода в Theogony , но многие более поздние исправления добавили детали, которых, возможно, не хватало в оригинале.
В любом случае, Пан оказал существенную помощь повстанческим силам. Возможность выкрикивать свои легкие полностью сработала в пользу олимпийца. После всего, что было сказано и сделано, крик Пана был одной из немногих вещей, способных действительно вызвать страх среди сил Титана.
Знаешь… приятно думать, что даже могучие Титаны иногда впадали в панику.
Нимфы, нимфы — так много нимф
Теперь, помните, мы упомянули, что Пану нравились нимфы, которые не питали к нему никакого отношения? Здесь мы обсудим это немного подробнее.
Сиринкс
Первая нимфа, о которой мы поговорим, это Сиринкс. Она была прекрасна — какой, если честно, какая нимфа не была? Как бы то ни было, Сиринкс, дочери речного бога Ладона, , на самом деле не нравилась атмосфера Пана. Чувак был, мягко говоря, напористым и однажды преследовал ее до самого берега реки.
Когда она добралась до воды, она умоляла существующих речных нимф о помощи, и они помогли! Превратив Сиринкс в тростник.
Когда Пан проходил мимо, он делал то, что сделал бы любой здравомыслящий человек. Он нарезал трости на разную длину и изготовил совершенно новый музыкальный инструмент: флейту. Речные нимфы, должно быть, были в ужасе .
С того дня Пана почти никогда не видели без флейты Пана.
Питис
В какой-то момент между сном, развратом и игрой какой-то новой народной песни на пан-флейте Пан также пытался завязать роман с нимфой по имени Питис. В греческой мифологии существуют две версии этого мифа.
Теперь, в случае успеха, Питис был убит Бореем из ревности. Бог северного ветра тоже соперничал за ее любовь, но когда она предпочла ему Пана, Борей сбросил ее со скалы. Ее тело было превращено в сосну сочувствующей Гайей. В вероятном случае, что Питис не нравился Пан, другие боги превратили ее в сосну, чтобы избежать его непрекращающихся ухаживаний.
Эхо
Пан продолжил знаменитую погоню за нимфой Ореад, Эхо.
Греческий писатель Лонгус описывает, как однажды Эхо отвергла ухаживания бога природы. Отрицание разозлило Пана, который, следовательно, спровоцировал сильное безумие на местных пастухов. Это мощное безумие заставило пастухов разорвать Эхо на куски. Хотя все это можно было бы списать на то, что Эхо просто не был в Пане, Bibliotheca Фотия предполагает, что Афродита сделала любовь безответной.
Благодаря множеству существующих вариаций греческой мифологии, некоторые адаптации этого классического мифа предполагают, что Пан успешно завоевывает расположение Эхо. Он не был Нарциссом, но Эхо должно быть что-то в нем разглядела. Нимфа даже рожает двоих детей от отношений с Паном: Айнкса и Ямбэ.
Марафонская битва
Марафонская битва — важное событие в истории Древней Греции. Марафонская битва, произошедшая во время греко-персидских войн в 409 г. до н. э., стала результатом первого персидского вторжения, прибывшего на греческую землю. В своих «Историях , » греческий историк Геродот отмечает, что великий бог Пан приложил руку к победе греков при Марафоне.
Как гласит легенда, бегун на длинные дистанции и вестник Филиппидес встретил Пана в одном из своих путешествий во время легендарного конфликта. Пан спросил, почему афиняне не поклоняются ему должным образом, хотя он помогал им в прошлом и собирался делать это в будущем. В ответ Филиппидес пообещал, что так и будет.
Пан держался за это. Бог появился в ключевой момент битвы и, полагая, что афиняне сдержат обещание, нанес ущерб персидским войскам в форме своей печально известной паники. С этого момента афиняне высоко ценили великого Пана.
Будучи деревенским богом, Пану не так часто поклонялись в таких крупных городах-государствах, как Афины. То есть до, после Марафонской битвы. Из Афин культ Пана распространился в Дельфы.
Соблазнение Селены
В менее известном мифе Пан соблазняет богиню Луны Селену, завернувшись в тонкое руно. При этом его козлоподобная нижняя половина была скрыта.
Шерсть была настолько захватывающей, что Селена не могла не спуститься, чтобы полюбоваться ею.
Хотя это, вероятно, неверное истолкование Селены, безумно влюбившейся в смертного принца-пастуха Эндимиона, это все же интересная история. Кроме того, немного забавно, что Селена не смогла устоять перед на самом деле 9.0042 хороший флис.
Аполлон-превосходитель
Будучи сыном Гермеса, Пан должен поддерживать репутацию. Быть хитрым — это одно, но ничто так не говорит о том, что вы дитя Гермеса, как действующее на последний нерв Аполлона.
Итак, в одно прекрасное мифическое утро Пан решил вызвать Аполлона на музыкальный поединок. Из-за яростной самоуверенности (или глупости) он всем сердцем верил, что его музыка превосходит музыку бога музыки.
Как и следовало ожидать, Аполлон не мог отказаться от такого вызова.
Двое музыкантов отправились на мудрую гору Тмолус, которая будет судьей. Пылкие последователи обоих божеств стекались, чтобы стать свидетелями этого события. Один из этих последователей, Мидас, считал веселую мелодию Пана лучшей вещью, которую он когда-либо слышал. Тем временем Тмол короновал Аполлона как лучшего музыканта.
Несмотря на решение, Мидас открыто заявил, что музыка Пана приятнее. Это разозлило Аполлона, который быстро превратил уши Мидаса в ослиные.
Услышав этот миф, можно сказать две вещи:
- У людей разные музыкальные вкусы. Выбрать лучшего музыканта из двух талантливых личностей с противоположными стилями и жанрами — дело безнадежное.
- О, мальчик , Аполлон не выдерживает критики.
Пан умер?
Возможно, вы слышали это; может быть, у вас нет. Но ходят слухи, что Пан мертв .
На самом деле он умер способом назад во времена правления римского императора Тиберия!
Если вы знакомы с греческой мифологией, то поймете, как безумно это звучит. Пан – бог — умер?! Невозможный! И да, вы не ошиблись.
Смерть Пана — это гораздо больше, чем просто сказать, что бессмертное существо умерло. Теоретически единственный способ реально «убить» бога — перестать в него верить.
Итак… они вроде как Тинкербелл из Питера Пэна . Эффект Тинкербелла абсолютно действует на них.
При этом рост монотеизма и существенный упадок политеизма в Средиземноморье, безусловно, могут означать, что Пан — бог, принадлежащий к божественному пантеону — сделал символически умирает . Его символическая смерть (и последующее возрождение в христианской идее Дьявола) предполагает, что правила древнего мира нарушались.
Исторически сложилось так, что смерти Пана просто не было . Вместо этого пришло раннее христианство, которое стало самой доминирующей религией в регионе. Это так просто.
Слух появился, когда Тамус, египетский моряк, утверждал, что божественный голос приветствовал его через соленую воду, что «великий бог Пан мертв!» Но что, если Тамус был потерян при переводе? Подобно древней игре в телефон, существует теория, что вода исказила голос, который вместо этого возвещал, что «всевеликий Таммуз мертв!»
Таммуз, также известный как Думузи, — шумерский бог плодородия и покровитель пастухов. Он сын плодовитых Энки и Дуттура. В одной конкретной легенде Таммуз и его сестра Гештинанна делили свое время между Подземным миром и царством живых. Таким образом, провозглашение его смерти могло означать возвращение Таммуза в подземный мир.
Как поклонялись Пану?
Поклонение греческим богам и богиням было стандартной религиозной практикой во всех греческих городах-государствах. Помимо региональных различий и противоположных культурных влияний, Пан — одно из тех божеств, о которых мало что слышно в больших полисах. Фактически, единственная причина, по которой он стоял в Афинах, заключалась в его помощи во время Марафонской битвы.
Как богу-пастуху, самыми ярыми поклонниками Пана были охотники и скотоводы: те, кто больше всего полагался на его милость. Кроме того, те, кто проживал в суровых горных районах, высоко почитали его. В древнем городе Панеас у подножия горы Хермон было святилище, посвященное Пану, но его известный культовый центр находился на горе Майналос в Аркадии. Между тем поклонение Пану пришло в Афины где-то на ранних стадиях греко-персидских войн; святилище было основано недалеко от Афинского Акрополя.
Наиболее распространенными местами поклонения Пану были пещеры и гроты. Места, которые были частными, нетронутыми и закрытыми. Там были установлены жертвенники для принятия подношений.
Поскольку Пана почитали за его власть над миром природы, места, где он установил алтари, отражают это. Статуи и фигурки великого бога были обычным явлением в этих священных местах. Греческий географ Павсаний упоминает в своем «Описании Греции », что рядом с полями Марафона были священный холм и пещера, посвященная Пану. Павсаний также описывает «стада коз Пана» в пещере, которые на самом деле представляли собой просто набор камней, очень похожих на коз.
Когда дело доходило до жертвоприношений, Пану обычно приносили подношения по обету. К ним относятся прекрасные вазы, глиняные фигурки и масляные лампы. Другие подношения пастырскому богу включали кузнечиков в золоте или жертвоприношение домашнего скота. В Афинах его чествовали ежегодными жертвоприношениями и гонкой с факелами.
Есть ли у Пана римский эквивалент?
Римская адаптация греческой культуры произошла после их оккупации и последующего завоевания древней Греции в 30 г. до н.э. Благодаря этому люди по всей Римской империи перенимали различные аспекты греческих обычаев и религии, которые им нравились. Это особенно отражено в римской религии, какой она известна сегодня.
Для Пана его римским эквивалентом был бог по имени Фавн. Два бога невероятно похожи. Они практически делят владения.
Фавн известен как одно из самых архаичных божеств Рима, поэтому он входит в число индигетов. Это означает, что, несмотря на поразительное сходство с Паном, этот рогатый бог, вероятно, существовал задолго до завоевания Греции римлянами. Фавн, по словам римского поэта Вергилия, был легендарным царем Лациума, обожествленным посмертно. Другие источники предполагают, что Фавн мог вместо этого быть богом урожая с самого начала, который позже стал более широким богом природы.
Будучи римским божеством, Фавн также занимался плодородием и пророчеством. Как и в греческом оригинале, у Фавна также были уменьшенные версии самого себя в своей свите, называемые фавнами. Эти существа, как и сам Фавн, были дикими духами природы, хотя и менее важными, чем их лидер.
Какое значение имел Пан в древнегреческой религии?
Как мы выяснили, Пан был немного грубым, развратным богом. Это, однако, не сбрасывает со счетов масштабность существования Пана в греческой мифологии.
Сам Пан был образом нефильтрованной природы. Как бы то ни было, он был единственным греческим богом, который был наполовину человеком и наполовину козлом. Если сравнить его физически, скажем, с Зевсом или с Посейдоном — с любым из прославленных олимпийцев, — он торчит, как больной палец.
Его борода не причесана и волосы не уложены; он заядлый нудист и у него козлиные ноги; и, тем не менее, Паном по-прежнему восхищались за его упорство.
Снова и снова доказывается, что Пан, как и сама природа, имел две стороны. В нем была приветливая, знакомая часть, а затем была более звериная, устрашающая половина.