Греческие мудрецы: Ведищев-Добровольский Василий Александрович — Алфавитный каталог — Электронная библиотека Руниверс

Содержание

Семь мудрецов Древней Греции — Обрывок пергамента — ЖЖ

Эпиграф:
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее
Старый таз,
Длиннее
Был бы мой рассказ.
(С.Я. Маршак)

Все мы знаем, что на стенах ныне (и давно уже) разрушенного храма Аполлона в Дельфах, помимо всякой ерунды типа военных трофеев, были приведены цитаты из «Обязательства вступающего в РКП(б)» греческих мудрецов.

То, что осталось от храма Аполлона в Дельфах

Откуда же мы об этом знаем? Из Платона. В своем диалоге «Протагор» (Plat., Protagor., 343а)» он приводит имена этих мудрецов и изречения.

«А что я говорю правду и лаконцы действительно отлично воспитаны в философии и искусстве слова, это вы можете узнать вот из чего: если бы кто захотел сблизиться с самым никчемным из лаконцев, то, на первый взгляд, нашел бы его довольно слабым в речах, но вдруг, в любом месте речи, метнет он, словно могучий стрелок, какое-нибудь точное изречение, краткое и сжатое, и собеседник кажется перед ним малым ребенком.

Вот поэтому-то кое-кто из нынешних, да и из древних, догадались, что подражать лаконцам — это значит гораздо более любить мудрость, чем телесные упражнения; они поняли, что уменье произносить такие изречения свойственно человеку в совершенстве образованному. К таким людям принадлежали и Фалес Милетский, и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдский, и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считается лаконец Хилон. Все они были ревнителями, любителями и последователями лаконского воспитания; и всякий может усвоить их мудрость, раз она такова, что выражена каждым из них в кратких и достопамятных изречениях. Сойдясь вместе, они посвятили их как начаток мудрости Аполлону, в его храме, в Дельфах, написавши то, что все прославляют: «Познай самого себя» и «Ничего сверх меры».

Но ради чего я это говорю? А ради того, что таков был у древних способ философствовать: лаконское немногословие. Между некоторыми лаконцами имело хождение и это восхваляемое мудрецами изречение Питтака: «Трудно быть добрым».

«

Итак, у нас есть список из семи мудрецов:

Фалес из Милета
Питтак из Митилены
Биант из Приены
Солон из Афин
Клеобул из Линда
Мисон из Хенеи
Хилон из Спарты

Автор анонимной эпиграммы Палатинской антологии (IX 366) (можно посмотреть у Гаспарова в «Занимательной Греции») предлагает другой набор имен:

Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.
«Мера важнее всего!» — Клеобул говаривал Линдский;
В Спарте — «Познай себя самого!» — проповедовал Хилон;
Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа;
«Лишку ни в чем», — поговорка была митиленца Питтака;
«Жизни конец наблюдай», — повторялось Солоном Афинским;

«Худших везде большинство», — говорилось Биантом Приенским;
«Ни за кого не ручайся», — Фалеса Милетского слово.

Здесь приведен перевод Л. Блуменау, поэтому, возможно, вы не узнали некоторые из изречений. Например, у Солона возможны варианты «Помни о смерти», «Главное в жизни — конец», у Питтака – «Ни в чем излишества», у Бианта – «В многолюдстве нет добра».

Вернемся к списку, добавим Периандра из Коринфа, и вот их – мудрецов – уже 8.

У Плутарха в «Пире семи мудрецов» место Периандра (в сочинении он выполняет роль хозяина пира) в «семерке» занимает сын скифского царя Гнура Анахарсис.

8 + скиф = 9.

Диоген Лаэрций (1.13) добавляет еще нескольких:

«Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак; к ним причисляют также Анахарсиса Скифского, Мисона Хенейского, Ферекида Сиросского, Эпименида Критского, а некоторые и тирана Писистрата. Вот кто были мудрецы.»

Продолжаем список:

Ферекид Сиросский
Эпименид Критский
Писистрат Афинский

Выходит: 12.

Так сколько ж их было? – спросите вы.

Диоген Лаэрций тоже задумывался (I. 40) над этим вопросом и ниже в своем сочинении попытался свести воедино то, что знал об этих мудрецах.

«А обо всех семи мудрецах – именно здесь уместнее всего упомянуть о них – имеются вот какие известия. Дамон Киренский в сочинении «О философах» обличает всех, но этих семерых в особенности. Анаксимен сообщает, что все они занимались и стихотворством. Дикеарх полагает, что они не были ни мудрецами, ни философами, а просто умными людьми и законодателями. Архетим Сиракузский записал их беседу у Кипсела, при которой ему самому случилось быть; Эфор говорит о беседе у Креза, при которой не было, однако, Фалеса; а некоторые относят эту встречу к Всеионийскому празднику, или в Коринф, или в Дельфы. Высказывания их также передаются разноречиво и приписываются разным по-разному, например:

Лакедемонский Хилон промолвил мудрое слово:
«Лишку – ни в чем!» Хорошо то, что блюдет свой предел.

Спорят даже о том, сколько их было. Так, Меандрий вместо Клеобула и Мисона включает в перечень Леофанта Лебедосского (или Эфесского), сына Горгия, а также Эпименида Критского; Платон в «Протагоре» включает Мисона вместо Периандра; Эфор – Анахарсиса вместо Мисона; иные добавляют еще и Пифагора. Дикеарх сообщает, что нет разногласий только о четверых – это Фалес, Биант, Питтак, Солон; а троих оставшихся нужно выбрать из шестерых, перечисляемых далее, – это Аристодем, Памфил, Хилон Лакедемонский, Клеобул, Анахарсис, Периандр; кое-кто добавляет еще Акусилая Аргосского, сына Каба или Скабра.

Наконец, Гермипп в книге «О мудрецах» называет семнадцать человек, из которых по-разному выбирают семерых: это Солон, Фалес, Питтак, Биант, Хилон, Мисон, Клеобул, Периандр, Анахарсис, Акусилай, Эпименид, Леофант, Ферекид, Аристодем, Пифагор, Лас Гермионский, сын Хармантида или Сисимбрина (или Хабрина, как пишет Аристоксен), и Анаксагор. А у Гиппобота в «Перечне философов» перечисляются: Орфей, Лин, Солон, Периандр, Анахарсис, Клеобул, Мисон, Фалес, Биант, Питтак, Эпихарм, Пифагор.»

Увеличиваем наш список:

Леофант Лебедосский (или Эфесский)
Пифагор
Аристодем
Памфил
Акусилай Аргосский
Леофант
Лас Гермионский
Анаксагор
Лин
Эпихарм

Итого – 22 человека. Из них, как справедливо замечено, только 4 – Фалес, Биант, Питтак и Солон – незыблемо фигурировали во всех списках.

«Позднее систематизирующий ум греков сложил даже канон семи мудрецов, состав которого весьма примечателен. Платон относил к числу семи мудрецов Фалеса Милетского, Бианта Приенского, Питтака Митиленского, Солона из Афин, Хилона из Спарты, Клеобула Линдского и Мисона Хенейского (Plat.

, Protagor., p.343а). Диоген Лаэртский указывает на те же, в общем, имена, только вместо Мисона называет коринфского тирана Периандра (Diog. Laert., praef., 13). Иногда же в канон семи мудрецов, согласно свидетельству того же Диогена, включали и другого тирана — афинянина Писистрата (Diog. Laert., loc. cit.). Во всяком случае показательно присутствие в ряду важнейших представителей развивавшейся рациональной мысли тех, кто, подобно Питтаку и Солону, одновременно прославился и на поприще государственного строительства. Наконец, замечательно и то, что почти всегда, начиная дело, эти ранние устроители припадали к старинному авторитету, ставшему в это время, благодаря своей древней мудрости, своего рода координатором всех важных начинаний, — к оракулу Аполлона в Дельфах.»

Фролов Э.Д. «Парадоксы истории — парадоксы античности»

И правда, почему Дельфы?

«Идеология Дельф связывает прежде всего с теми силами греческого общества, в деятельности которых находила выражение легалистская тенденция эпохи. Эти силы, как правило, ассоциируются с фигурами семи мудрецов, пользовавшихся, как полагают, идейной поддержкой дельфийского жречества, а для второй половины VI в. — с антитиранической Спартой.

Однако тезис об идейной близости позиций дельфийского жречества и семи мудрецов практически ничем не подтверждается. Мудрость, которая традиционно вкладывалась в уста семи, имеет чисто профанный, фольклорный характер и вряд ли могла быть инспирирована жречеством. Как известно, это пословицы, возведенные в какой-то исторический момент к авторитету Аполлона. Сам канон мудрецов первоначально, скорее всего, не был связан с Дельфами — первое сближение Дельф и семи мудрецов отмечается лишь в платоновском «Протагоре» (343b). Мнение о якобы имевшем место агоне мудрецов на играх в честь Аполлона восходит к истории с дельфийским треножником, сочиненной в эллинистическую эпоху (Diog. Laert. I. 27 sq.). Историчность этого агона не находит подтверждения в источниках. Скорее всего, он представляет собой реминисценцию фольклорных состязаний в мудрости.

Должно быть фольклорная традиция первоначально собирала греческих мудрецов при дворе Креза. Так, уже Геродоту известны рассказы о беседах восточного владыки с Солоном (I. 29 sqq.), Биантом из Приены (по другой версии с митиленским Питтаком, I. 27) и Фалесом (I. 75). Роль гостеприимного хозяина мог выполнять могущественный греческий тиран: хорошо известна традиция о Периандре как одном из семи; но существовали также рассказы об их встречах у Кипсела. Предположительно именно таким образом в канон мудрецов попал Писистрат (Diog. Laert. I. 13; cf. Aristoxenos Fr. 130 Wehrii), которого аттический фольклор наделял чертами идеального правителя (Arist. Ath. Pol. XVI. 7-8). Наконец, легендарным местом встречи, мудрецов могло быть святилище — Дельфы или Панионий. Таким образом, об устойчивой ассоциации образа семи с оракулом Аполлона раньше первой половины IV в. говорить вряд ли возможно.

Вызывает сомнение и попытка представить этих деятелей выразителями единого духовного движения, находящегося в оппозиции к тирании.

Во-первых, как мы видели, среди них прочное место занимает по крайней мере один тиран — Периандр. Образ коринфского тирана-мудреца и морализатора был широко известен. Он встречается уже у Геродота (III. 53; V. 95). Лишь Платон, сообразуясь с требованиями создаваемого им самим лаконского мифа исключает коринфского тирана из круга семи (Prot. 343a), но эта версия не находит развития даже в среде, близкой к Академии. Для Аристотеля Периандр — mhte adikoV mhte ubristhV (Arist. Fr. 611. 20 Rose; cf. Diog. Laert. I. 99). Помимо этого нам известно, что постоянный участник дельфийского канона Фалес был близким другом милетского тирана Фрасибула (Diog. Laert. I. 27). Во-вторых, инвективы против тирании как отступления от отеческой традиции надежно приписываются только одному из них — Солону (fr. 32 West, где тирания ассоциируется с жестоким насилием — bihV ameilicou). Но вспомним, что они были общим местом как дидактической элегии (например, Thegn. 1181), так и обличительных ямбов с самого раннего времени (Семонид Аморгский, fr. 7 West v. 63- 70) и являются приметой данных поэтических жанров не в меньшей степени, чем возможным выражением идейной или политической позиции. Наконец, этот тезис подтверждает и тот факт, что другого постоянного представителя этого круга, митиленского эсимнета Питтака, оппозиция пыталась дискредитировать как тирана (Ale., fr. 348 Voigt: estasanto turannon; cf. Arist. Pol. 1285a 30). Возможно, антитиранизм и лаконизм семи мудрецов окончательно закрепился в риторике IV в. — тогда же, когда они стали воплощать идеал пайдейи. Вместе с тем и Дельфы приобрели репутацию поборника мудрости и ненавистника тирании. Во всяком случае у Платона мы имеем дело уже с такой картиной.

Итак, дельфийская «идеология», равно как и «идеология» семи мудрецов, представляет собой скорее литературное, нежели историческое явление, а тезис о жреческой пропаганде наталкивается на полное молчание традиции.»

Макаров И.А. «Тирания и Дельфы в рамках политической истории Греции второй половины VII-VI в. до н. э.»

Приобщимся же и мы к мудрости древних.

«Изречения Семи мудрецов” [из собрания] Деметрия Фалерского» // Фрагменты ранних греческих философов. М.:»Наука», 1989. Часть 1.

1. Клеобул, сын Эвагра из Линда, изрек:
1. Мера лучше всего.
2. Отца надо уважать.
3. Будь здоров и телом и душой.
4. Будь любослух, а не многослов.
5. [Лучше быть] ученым, чем неучем.
6. Будь одержан на язык.
7. Добродетели — свой, пороку — чужой.
8. К несправедливости питай ненависть, благочестие блюди.
9. Согражданам советуй наилучшее.
10. Удовольствие обуздывай.
11. Силой не делай ничего.
12. Детей воспитывай.
13. Удаче молись.
14. Ссоры замиряй.
15. Врага народа считай супостатом.
16. С женой не бранись и не любезничай при чужих: первое — признак глупости, второе — сумасбродства.
17. За вином слуг не наказывай, не то решат, что ты бесчинствуешь во хмелю.
18. Бери жену из ровни, ибо, если возьмешь из тех, кто знатней тебя, приобретешь не родственников, а господ.
19. Насмешкам остряка не смейся, не то будешь ненавистен тем, на кого они направлены.
20. В достатке на заносись, в нужде не уничижайся.

2. Солон, сын Эксекестида, афинянин, изрек:
1. Ничего слишком.
2. В судьи не садись, а не то будешь врагом уличенному.
3. Избегай удовольствия, рождающего страдание.
4. Добропорядочность (kalokagatia) нрава соблюдай вернее клятвы.
5. Скрепляй олова печатью молчания, а молчание — печатью подходящего момента (kairos).
6. Не лги, но говори правду.
7. Радей о честном.
8. Родители всегда правы [доел.: “не говори более справедливого, чем родители”].
9. Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть.
10. Научившись подчиняться, научишься управлять.
11. Требуя, чтобы ответственность несли другие, неси ее и сам.
12. Согражданам советуй не самое приятное, а самое полезное.
13. Не будь дерзким.
14. Не якшайся о дурными.
15. Почитай богов.
16. Уважай друзей.
17. Чего <не> видел, того не говори.
18. Знаешь — так молчи.
19. К своим будь кроток.
20. О тайном догадывайся по явному.

3. Хилон, сын Дамагета, лакедемонянин, изрек:
1. Знай себя.
2. Выпивая, не болтай: промахнешься.
3. Не грози свободным: нет на то права.
4. Не хули ближних, а не то услышишь такое, от чего огорчишься.
5. На обеды друзей ходи медленно, на беды — быстро.
6. Свадьбу устраивай дешевую.
7. Покойного величай.
8. Старшего уважай.
9. К тому, кто суется в чужие дела, питай ненависть.
10. Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчит один раз, второе [будет огорчать] всегда.
11. Над подавшим в беду не смейся.
12. Если у тебя крутой нрав, проявляй спокойствие, чтобы тебя скорее уважали, чем боялись.
13. Будь защитником своей семьи.
14. Язык твой пусть не обгоняет ума.
15. Обуздывай гнев.
16. Не желай невозможного.
17. В пути не торопись.
18. И не махай рукой, ибо это от безумия.
19. Повинуйся законам.
20. Если тебе причинили ущерб — примирись, если оскорбили — отомсти.

4. Фалес, сын Эксамия, милетец, изрек:
1. Где порука, там беда.
2. Помни о присутствующих и отсутствующих друзьях.
3. Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами.
4. Не обогащайся нечестным путем. 5. Пусть молва не ссорит тебя о теми, кто пользуется твоим доверием.
6. Не стесняйся льстить родителям.
7. Не перенимай от отца дурного.
8. Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей.
9. [Что] трудно [?] — познать самого себя.
10. [Что] самое приятное [?] — достичь того, чего желаешь.
11. [Что] утомительно [?] — праздность.
12 [Что] вредно [?] — невоздержанность.
13. [Что] невыносимо [?] — невоспитанность.
14. Учи и учись лучшему.
15. Праздным не будь, даже если он богат.
16. Плохое прячь в доме.
17. Лучше вызывай зависть, чем жалость.
18. Блюди меру.
19. Не верь всем подряд.
20. Находясь у власти, управляй самим собой.

5. Питтак, сын Гирраса, лесбосец, изрек:
1. Знай меру.
2. О том, что намерен делать, не рассказывай: не выйдет — засмеют.
3. Полагайся на друзей.
4. Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам.
5. Горемыку не брани: на то есть гнев богов.
6. Доверенный тебе залог отдай.
7. Если ближние причинили тебе маленький убыток — стерпи.
8. Друга не хули и врага не хвали: нерасчетливо это.
9. [Что] страшно узнать [?] — будущее, [что] безопасно [?] — прошлое.
10. [Что] надежно [?] — земля, [что] ненадежно [?] — море.
11. [Что] ненасытно [?] — корыстолюбие.
12. Владей своим.
13. Лелей благочестие, воспитание, самообладание, рассудок, правдивость, верность, опытность, ловкость, товарищество, прилежание, хозяйственность, мастерство.

6. Биант, сын Тевтама, приенец, изрек:
1. Большинство людей дурны.
2. Надо посмотреть на себя в зеркало, сказал он, и если выглядишь прекрасным — поступай прекрасно, а если безобразным — то исправляй природный недостаток добропорядочностью.
3. Берись [за дело] не спеша, а начатое доводи до конца.
4. Не болтай: промахнешься — пожалеешь.
5. Не будь ни дурнем, ни злыднем.
6. Безрассудства не одобряй.
7. Рассудительность — люби.
8. О богах говори, что они существуют.
9. Соображай, что делаешь.
10. Слушай побольше.
11. Говори к месту.
12. В бедности богатых не кори, если только не очень задолжал.
13. Недостойного человека за богатство не хвали.
14. Бери убеждением, а не силой.
15. Причиной любой удачи считай богов, а не себя.
16. Приобретай: в молодости — благополучие, в старости — мудрость.
17. Приобретешь: делом — память [о себе], надлежащей мерой — осторожность, характером — благородство, трудом — терпение, страхом — благочестие, богатством — дружбу, словом — убеждение, молчанием — чинность, решением — справедливость, дерзанием — мужество, деянием — власть, славой — верховенство.

7. Периандр, сын Кипсела, коринфянин, изрек:
1. Прилежание — все.
2 [Что] прекрасно [?] — спокойствие.
3. [Что] опасно [?] — опрометчивость.
4—5. Бесчестная прибыль обличает <бесчестную> натуру.
6. Демократия лучше тирании.
7. Удовольствия смертны, добродетели бессмертны.
8. В удаче будь умерен, в беде — рассудителен.
9. Лучше умереть в скупости, чем жить в нужде
10. Сделайся достойным своих родителей.
11. При жизни будь хвалим, после смерти благословим.
12. С друзьями будь одним и тем же и в удаче и в беде.
13. Дал слово — держи: нарушить — подло.
14. Тайны не разглашай.
15. Бранись с таким расчетом, чтобы скоро стать другом.
16. Люби законы старые, а яства свежие.
17. Не только наказывай прегрешающих, но и останавливай намеревающихся.
18. Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов.

Метки: Греция, античность, всякое, фотографии, читая книжки

Posted on 22 янв, 2009 at 02:24 | Ссылка | Нацарапать | 2 автографа(ов) | Поделиться | Пожаловаться

Мудрецы Древней Греции.

Семь мудрецов Древней Греции

Мудрость и эрудиция всегда высоко ценились практически во всех общественных системах. Причем более приоритетным считалось не просто обладание знаниями, а умение их в нужный момент применить на практике. Именно это и называлось мудростью. Колыбелью европейской культуры принято считать Элладу. В связи с этим совсем не удивительно, что именно мудрецы Древней Греции считаются первыми, кто пролил светоч знаний на темные тогда ещё народы Старого Света. Именно им приписывается систематизация накопленного до тех пор человечеством опыта и реализация его на примере собственной жизни.

С древнейших времен люди пытались выделить наиболее выдающихся представителей человечества. Ещё во времена античности были названы семь мудрецов Древней Греции, личности, которые по представлению эллинов обладали наибольшим запасом знаний. Данное количество было выбрано не случайно. Число «семь» обладало сакральным и религиозным смыслом. Но если количество гениев оставалось неизменным, то их имена менялись в зависимости от времени и места составления списка. До наших дней дошло несколько его вариантов, в которых значатся мудрецы Древней Греции.

Список Платона

Согласно преданию, семь мудрецов из Древней Греции поименно были названы в Афинах во времена архонта Дамасии в 582 году до н. э. Самый первый и наиболее известный список, дошедший до наших дней, был оставлен в IV веке до н. э. великим философом Платоном в его диалоге «Протагор». Кто же был включен в данный перечень, и чем прославились семь мудрецов Древней Греции?

Фалес Милетский (640 – 546 гг. до н.э.)

Фалес был одним из первых античных философов и основателем так называемой ионийской школы. Родился он в городе Милете, расположенном в Малой Азии, что на территории современной Турции, откуда и получил свое прозвище. Кроме философии, достиг особых познаний в астрономии и геометрии, благодаря изучению наследия египтян и ученых Месопотамии. Именно ему приписывается разделение календарного года на 365 дней. К сожалению, все мысли и изречения Фалеса Милетского дошли до нас только через труды позднейших философов.

Солон Афинский (640 – 559 гг. до н.э.)

Солон – знаменитый афинский философ, поэт и законодатель. По преданию, происходил из царского рода Кодридов, но, несмотря на это, его родители были людьми с небольшим достатком. Затем Солон смог разбогатеть, а после стал самой влиятельной политической фигурой в Афинах. Именно он считается создателем демократических законов, которые практически в неизменном виде продержались в этом городе несколько столетий. К концу жизни добровольно отошел от власти. Также весьма высоко Солон ценился современниками как поэт и мыслитель. На вопрос лидийского царя Креза, знает ли Солон кого-нибудь счастливее его, афинский философ ответил, что об этом можно судить только после смерти человека.

Биант Приенский (590 – 530 гг. до н.э)

Биант, наверное, является более загадочной фигурой, чем остальные мудрецы Древней Греции. О его жизни известно очень мало. Он был судьей в городе Приена, где прославился своими мудрыми решениями, а однажды даже спас родной город от лидийского царя Аллиата. Но когда его родину покорил персидский правитель Кир, Бианту пришлось оставить поселение, ничего с собой при этом не взяв.

Питтак Митиленский (651 – 569 гг. до н.э.)

Питтак был знаменитым мудрецом, полководцем и правителем малоазийского города Митилены. Заслужил славу тираноборца, освободив родной город от деспотии Меланхра. Также известен как выдающийся законодатель. Его изречение о том, что с неизбежностью не спорят даже боги, очень высоко ценилось, как и другие афоризмы мудрецов Древней Греции. Добровольно сложил с себя власть.

Все вышеперечисленные мыслители и философы входили в список 7 мудрецов Древней Греции абсолютно во всех редакциях. Те, о ком будет разговор ниже, были включены в платоновский вариант перечня величайших людей Эллады и некоторых других составителей. Но все-таки они встречаются далеко не во всех списках, в которые внесены семь мудрецов из Древней Греции.

Клеобул из Линда (540 – 460 г. до н.э.)

Клеобул по одной из версий происходил из города Линда, что на Родосе, а по второй – из Карии в Малой Азии. Его отцом был Евагор, который считался потомком самого Геракла. Заслужил славу как мудрый правитель и градостроитель, возвел храм в Линде и соорудил водопровод. Кроме того, Клеобул прославился как автор песен и хитроумных загадок. Его дочь Клеобулина также в свое время считалась одним из наиболее просвещенных философов.

Мисон из Хен (VI в. до н.э.)

Мисон, несмотря на то что его отец был правителем в Хенах или в Итии, для себя избрал тихую и созерцательную жизнь философа, далекую от мирской суеты. Наиболее прославился как автор великих высказываний, некоторые из которых достойны были войти в число 7 изречений мудрецов Древней Греции. Некоторые специалисты считают, что он был включен Платоном в список мудрейших людей по политическим мотивам.

Хилон из Спарты (VI в. до н.э.)

Хилон – знаменитый спартанский поэт и законодатель. Занимал должность эфора. На своем посту способствовал введению многих прогрессивных законов, которые позже были приписаны Ликургу. Речь Хилона, по свидетельству современников, была полна глубокого смысла, но отличалась лаконичностью, характерной чертой большинства спартанцев. Именно ему приписывается изречение о том, что об умерших людях плохо не говорят.

Список Диогена Лаэртского

Кроме перечня Платона, наиболее известен список, в который включены семь мудрецов Древней Греции, выдающегося историка философии Диогена Лаэртского, жившего предположительно в конце II-начале III в. н.э. Единственное отличие этого перечня от предыдущего в том, что вместо Мисона в него включен коринфский тиран Периандр. Некоторые ученые считают именно этот список изначальным, несмотря на то что Диоген жил намного позже Платона. Данный парадокс объясняется тем, что последний из-за своего неприятия тирании мог исключить из перечня Периандра, а включить менее известного Мисона. Диоген же в своем труде использовал более древний источник.

Имена всех остальных мудрецов в обоих списках полностью совпадают.

Периандр Коринфский (667 – 585 гг. до н.э.)

Периандр, правитель Коринфа, наверное, — самая неоднозначная фигура из всех 7 мудрецов Древней Греции. С одной стороны, он отличался удивительным умом, был великим изобретателем и строителем, модернизировавшим волок через перешеек, отделявший Пелопонесский полуостров от материка, а затем начавший строить через него канал. Кроме того, Периандр покровительствовал искусству, а также значительно укрепил армию, что позволило возвыситься Коринфу как никогда прежде. Но с другой стороны, историки характеризуют его как типичного жестокого тирана, особенно во второй половине правления.

По преданию, Периандр умер от того, что не смог перенести смерти своего сына, на которую сам его обрек.

Другие списки

В списках других авторов неизменными остаются только имена Фалеса, Солона, Бианта и Питтака. Личности остальных мудрецов могут варьироваться и значительно отличаться от двух классических версий.

Акусилай (VI в. до н.э.) – эллинский историк, живший ещё до Геродота. По происхождению дориец. Традиция приписывает именно ему первое историческое произведение, написанное в прозе.

Анаксагор (500 – 428 гг. до н. э.) – философ и известный математик из Малой Азии. Также практиковал астрономию. Пытался объяснить строение Вселенной.

Анахарсис (605 – 545 гг. до н.э.) – скифский мудрец. Был лично знаком с Солоном и лидийским царем Крезом. Ему приписывается изобретение якоря, паруса и гончарного круга. Кроме того, Анахарсис известен своими ценными изречениями. Был убит скифами за то, что перенял эллинские обычаи. Реальность его существования ставится многими учеными под сомнение.

Пифагор (570 – 490 гг. до н.э.) – известный древнегреческий философ и геометр. Именно ему приписывается знаменитая теорема о равенстве углов в прямоугольном треугольнике. Кроме того, является основателем философской школы, позже принявшей название пифагореизм. Умер в старости собственной смертью.

Кроме того, среди тех, кого записывали в мудрецы Древней Греции, можно назвать имена Форекида, Аристодема, Лина, Эфора, Ласа, Эпименида, Леофанта, Памфила, Эпихарма, Писистрата и Орфея.

Принципы включения в список

Можно заключить, что в список мудрейших людей эллины включали представителей самых разных родов деятельности, но чаще всего это были философы. Хотя, собственно, этот предмет они могли совмещать и с другим важным занятием – изучением математики, астрономии, естествознания, управлением государством. Впрочем, практически все науки того времени были неразрывно связаны с философией.

Данные списки могли значительно варьироваться и отличаться от двух так называемых классических версий. Во многом конкретные имена, включенные в них, зависели от места жительства и политических взглядов составителя. Так, Платон, судя по всему, именно по этим мотивам исключил из числа великих мудрецов коринфского тирана Периандра.

Не всегда в списках великих мыслителей присутствовали одни греки. Туда иногда включались представители других народов, как, например, эллинизированный скиф Анахарсис.

Важность темы в наши дни

Безусловно, попытка греков выделить из своего числа самых выдающихся представителей и систематизировать их является одной из первых в своем роде в Древнем мире. Изучая данный список, мы можем судить о том, какие личностные качества считались наиболее значимыми в античном мире и ассоциировались с мудростью. Важно ознакомиться с данными представлениями эллинов, чтобы иметь возможность взглянуть глазами современного человека на эволюцию этого понятия на протяжении многих веков.

В России на изучение данного аспекта в школьном курсе выделена отдельная тема — «Мудрецы Древней Греции». 5 класс является оптимальным периодом обучения для восприятия таких основополагающих вопросов.

максим и цитат семи мудрецов Древней Греции Джона Кириазоглу :: SSRN

Скачать эту статью

Открыть PDF в браузере

Добавить бумагу в мою библиотеку

Делиться: