Греческая философия: Греческая философия | Понятия и категории

Краткий путеводитель по греческой философии • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсЧто такое Древняя ГрецияЛекцииМатериалы

Материалы

Краткий путеводитель по греческой философии

Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма

Краткий учебник по русскому авангарду

Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств

Элементарный путеводитель по философии XX века

9 немецких, французских и англосаксонских традиций в философии Новейшего времени

История Японии в 20 пунктах

Самые значимые для понимания японской истории даты и события

«Волк, коза и капуста» с писателями

Знакомая с детства игра, но интерактивная и с Маяковским

Узнайте писателя по детской фотографии

Физиогномический тест

Как читать и понимать хайку

Переводчик о поэзии трехстиший, ее истории, переводах и о том, почему это красиво

Найдите стульям дома

Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью

«Мемори» с Романовыми

Cыграйте в игру — и отыщите 12 повторяющихся портретов Романовых

Как вы понимаете японцев?

Проверьте свое понимание мимики и жестов, принятых в общении у японцев

Соберите авангард из кусочков

Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда

Соберите кирасира-трансформера

Вы можете собрать гусара, гренадера или мушкетера, а можете сделать химеру на свой вкус

Дневник глазами литературоведа

Почему интимный дневник императрицы Елизаветы Алексеевны можно читать как высокую прозу

Художник Давид — изобретатель зиги

Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки

История западного Средневековья в 90 пунктах

Интерактивная шпаргалка

Как Наполеон создал нации Европы

Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках

Все измы XIX века

Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма

Расставьте модников в хронологическом порядке

Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?

Архитектурная азбука

Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках

«Александр Невский»

Наум Клейман рассказывает о главном советском «оборонном фильме»

Зачем нужны денди

Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам

Кто есть кто в былинном мире

Путеводитель по былинным персонажам

Игорь Данилевский: «Там, где мы ожидаем увидеть одно, люди прошлого видят другое»

Эмодзи-Пастернак

Восстановите пропуски в стихах, перетащив в них значки

Зачем фальсифицируют историю

Объясняет историк Иван Курилла

Как организовать дуэль

Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили

Поэзия Пастернака: гид для начинающих

16 стихотворений для первого знакомства с поэтом

Кто такой средневековый человек

Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного

Чем отличаются майя, ацтеки и инки

Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя

События, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века

Почему «Велесова книга» — это фейк

10 причин, почему она не может быть подлинной

Как читать Карла Маркса

Художник Гутов рассказывает о философе Лифшице — одном из тех, кто понял Маркса правильно

9 мифов о Лермонтове

Знания, которые срочно нужно забыть

Загул Пушкина с цыганами

Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку

Очень краткая история архитектуры

Приключения строительных конструкций

Европейские театры XVI–XVII веков

Что нужно знать о театрах Испании и Италии эпохи Возрождения

Англия эпохи Шекспира в датах

Распространение вилок и другие события, повлиявшие на развитие английского театра

Адам и Ева с точки зрения генетика

Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество

Русские — скифы?

История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока

«Собака» или новый Пушкин?

Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли

Неизвестный скабрезный текст Лермонтова

Первая публикация неизданного рассказа с комментарием

Потемкинские деревни, которых не было

Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?

Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»

От Пушкина до Зализняка: хроника

5 заблуждений о матриархате

Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований

Кто окружал Русь

Cписок соседей русских земель в XIII веке

Поддельные русские в ненастоящем Крыму

Знаменитая историческая фальсификация в комментариях

Где Делакруа?

Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена

За что любить Сурикова?

Объясняет искусствовед Галина Ельшевская

Основные направления авангарда

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Семь мифов о Горьком

Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьян, отец соцреализма и другая неправда

«Москва — Третий Рим»: история спекуляции

Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется

Заболоцкий за 10 минут

Подборка от Александра Архангельского

Девять мифов о Есенине

Наивный паренек из деревни, пьяный поэт, жертва убийства и другая неправда

Что мы знаем о Страшном суде

Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях

Как читать летописи

Четыре проблемы, которые должен решить человек, изучающий летописный текст

О чем говорит здание мэрии Москвы

Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом

Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик

Каким предстает киевский князь в былинах

Кто и зачем придумывал древних славянских богов?

Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер

Былины — не крестьянский жанр

Развенчание массового заблуждения

Что такое «параноид жилья»

При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед

Кто придумал термин «серебряный век»

Как вошел в обиход уже привычный термин

Хорошо ли вы знаете советский быт?

Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея

Кто такие половцы?

То, что нужно знать о загадочном народе

Основатели символизма: the best

Целая эпоха в 10 стихотворениях

Философия Стругацких

Рассказывает литературовед Илья Кукулин

Все сюжеты русских былин

Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин

Игра: как поменять лампочку в туалете

Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?

Как воспитать почтового голубя

Инструкция для начинающего голубевода

Как продать крепостного

Инструкция от историка Игоря Курукина

Как уберечься от чумы

Историк Ольга Тогоева — о мерах предосторожности, опробованных европейцами в Средние века

Как писать на бересте

Инструкция из Древней Руси

Семь тестов на знание всего

Проверьте свои знания по истории, литературе, живописи, кино и музыке

23 мифа, которые раздражают ученых

Невская битва, тлетворный Запад, «Лука Мудищев» и Дантес в бронежилете

Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма и об их взаимном влиянии

Автор Елизавета Щербакова

Философия Древней Греции кратко

Родоначальницей всей европейской философии считается древнегреческая философия. Со времени своего появления (VII в. до н.э.), она сразу отличалась от восточной. Прежде всего, потому что последняя опиралась на идею деспотического правления, поддерживала культ предков, чтила их обычаи и совсем не способствовала развитию свободомыслия. Какие же факторы сформировали древнегреческую философию? Какими школами, философами и идеями она была представлена? Рассмотрим подробнее в статье.

Особенности

Прежде всего, расскажем о том, что стало толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Основными факторами были:

  • переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия;
  • увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация;
  • развитие научного знания, торговли и ремесел;
  • превращение умственного труда в особый вид деятельности.

Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности, у которой было собственное мнение. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода.

На первых порах развития древнегреческой философии очень хорошо заметна ее связь с мифологией. Они задавали одни и те же вопросы:

  • откуда появился мир;
  • каким образом он существует;
  • кто управляет природой.

Однако у мифологии и философии есть очень весомое отличие – последняя пытается найти всему рациональное объяснение, постичь окружающий мир через разум. Поэтому именно благодаря ее развитию появляются новые вопросы:

  • почему происходит именно так;
  • что является причиной определенного явления;
  • что есть истина.

Для ответа требовался уже другой склад мышления – критический. Мыслитель, опирающийся на такую форму познания мира, должен подвергать абсолютно всё сомнению. Нужно отметить, что при этом почитание богов сохраняется до самого последнего периода развития древнегреческой мысли, когда пантеизм начинает активно вытесняться христианской религией.

Периодизация

Исследователи считают, что древнегреческая философия прошла в своем развитии несколько периодов:

  1. Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская.
  2. Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, Платон и Аристотель.
  3. Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию.

Не так много сведений о деятельности первых древнегреческих философов дошло до наших дней. Так, большое количество информации мы получаем из работ других, более поздних мыслителей, прежде всего, Платона и Аристотеля.

Объединяет все периоды, пожалуй, тип философствования, который получил название космоцентрического. Это значит, что мышление мудрецов Древней Греции было направлено на окружающий мир и природу, их происхождение и взаимосвязь. Кроме того, для познания использовался метод абстрагирования, путем которого формировались понятия. Их применяли, чтобы иметь возможность описать предметы, перечисляя их свойства и качества. Также древние греки смогли обобщить все уже известные им научные теории, наблюдения за природой и достижения науки и культуры.

Школы философии Древней Греции

Рассмотрим подробнее наиболее важные древнегреческие школы (или направления) философии.

Натурфилософы

К этому направлению относятся по большей части представители Милетской школы. Мир рассматривался ими, как живое и неделимое единое целое. В нем все окружающие людей вещи были одушевленными: одни – в большей степени, другие – в меньшей.

Их главной целью был поиск первоначала бытия («Из чего все происходит и все состоит»). При этом натурфилософы не могли сойтись в том, какой из элементов считать главным. Например, Фалес считал воду началом всего. В то же время представитель этого же направления по имени Анаксимен первенство отдавал воздуху, а Гераклит – огню.

Кстати, уже упомянутого Фалеса можно считать основоположником геоцентрической системы мира, поскольку он первым предположил, что наша планета находится в центре Вселенной. Его усилиями был введен первый календарь, разделенный на 12 месяцев.

Элеаты

Это направление еще называют элейским. Среди его знаменитых последователей: Зенон и Парменид. Их учение стало толчком для развития идеализма в будущем. Они отрицали возможность движения и изменения, считая, что реально существует только бытие. Оно вечное, единственное и застывшее на месте, также его нельзя разрушить.

Именно элеаты первыми открыли, что есть вещи, существующие в реальности и постигаемые мышлением, а есть и те, с которыми можно познакомиться лишь чувствами.

Атомистическая школа

Ее основоположником являлся Демокрит. Он считал, что существует не только бытие, но и небытие, а весь наш мир состоит из мельчайших частиц – атомов. Они отличаются друг от друга формой, размером, положением и образуют тела. Мир, предметы и явления человек видит глазами. А атомы невозможно рассмотреть «чувствами», это получается сделать лишь разумом.

Классическое направление

В рамках этой школы следует обратить внимание на видных деятелей того времени: Сократа, Платона и Аристотеля.

  1. Сократ является философом, первым поставившим вопрос о человеке, как личности, у которой есть совесть и определенный набор ценностных установок:
  • он настаивает на важности самопознания, поскольку именно оно формирует путь для достижения высшего истинного блага;
  • у каждого человека есть разум, с помощью которого постигаются все понятия. То есть, например, добру или смелости научить другого нельзя. Он должен сделать это самостоятельно, размышляя, выявляя, вспоминая.
  1. Платон был тем, кто фактически основал объективный идеализм:
  • его основная мысль заключается в том, что идеи являются прообразами всех существующих вещей. Он называет их моделями. Так, например, можно сказать, что у всех стульев есть некий общий идеальный образец того, что мы называем «стул»;
  • философ считал, что государство несправедливо и несовершенно, поскольку основывается на субъективных мнениях его правителей;
  • бытие мыслитель делит на мир вещей (неистинное) и мир идей (истинное). Предметы возникают, изменяются, разрушаются и исчезают. Идеи же, в свою очередь, вечны.
  1. Аристотель был самым талантливым учеником Платона, что не мешало ему критиковать идеи своего учителя. Пытливый ум и широкий кругозор позволили мыслителю заниматься логикой, психологией, политикой, экономикой, риторикой и многими другими известными тогда учениями. Кстати, именно Аристотель первым классифицировал науки на теоретические и практические. Приведем его основные идеи:
  • бытие представляет собой единство формы и материи, последняя – то, из чего состоят вещи, она может принять любой вид;
  • составляющими материи являются стандартные элементы (огонь, воздух, вода, земля и эфир), они в разных комбинациях формируют известные нам предметы;
  • именно Аристотель первым сформулировал некоторые законы логики.

Эллинистическое направление

Зачастую эллинизм делят на ранний и поздний. Он считается наиболее длинным период в истории древнегреческой философии, захватившим даже начало римского этапа. На первое место в это время выходят поиски человеком утешения и примирения с новой реальностью. Важными становятся этические проблемы. Итак, какие школы появились в указанный период.

  1. Эпикуреизм – представители этого направления считали удовольствие целью всей жизни. Однако речь шла не о чувственном наслаждении, а о чем-то возвышенном и духовном, присущем лишь мудрецам, способным преодолеть боязнь кончины.
  2. Скептицизм – его последователи проявляли недоверие ко всем «истинам» и теориям, считая, что их нужно проверять научным и эмпирическим путем.
  3. Неоплатонизм – в каком-то смысле это смесь учений Платона и Аристотеля с восточными традициями. Мыслители этой школы стремились достичь единения с Богом путем созданных ими практических методик.

Итоги

Таким образом, древнегреческая философия существовала и развивалась около 1200 лет. В ней еще чувствуется сильное влияние мифологии, хотя она и считается первой концептуальной системой, в рамках которой мыслители пытались найти рациональное объяснение всем окружающим явлениям и вещам. Кроме того, ее возвышению способствовало «свободное» мышление жителей древних городов-государств, или полисов. Их пытливый ум, интерес к природе и миру позволил античной философии Греции заложить основы для развития всей европейской философии в целом.

Греческая философия — Классика — Оксфордские библиографии

Введение

Название «Древнегреческая философия» может применяться к философским текстам, написанным на греческом языке за период несколько более тысячи лет, от милетского Анаксимандра до 500 г. до н. э. до александрийского Иоанн Филопон, умерший в 570 г. н. э. Библиография доступных текстов и переводов значительно велика, а библиография вторичной литературы, написанной об этих текстах в последующие века, обширна. Эта статья обязательно очень избирательна и предназначена в первую очередь для того, чтобы дать доступ к некоторым основным работам в каждой области исследований. Далее следуют отдельные библиографии по отдельным философам, периодам и школам. Эта статья начинается с раздела о философии до Платона, включая досократиков и Сократа, с некоторыми ссылками на философов, которые были современниками Платона и Аристотеля. Второй раздел посвящен Платону и ранним платоникам; третий раздел посвящен Аристотелю и его непосредственным преемникам в перипатетической школе. Четвертый раздел посвящен философии после Аристотеля, которую часто называют «эллинистической» философией. В этот период, в частности, входят эпикурейцы, скептики и стоики, а также последователи Платона и Аристотеля в период с 322 г. до н. э. до тех пор, пока Римская империя не поглотила греческий мир. Пятый раздел включает доступ к философии, написанной на греческом языке в период римской империи, с середины I века до н. э. до закрытия философских школ в V и VI веках нашей эры. Именно в это время были написаны многие тексты, которые предоставляют нам информацию о более ранних периодах; многие из сохранившихся текстов являются комментариями к произведениям Платона или Аристотеля, например, но важные оригинальные философские работы были написаны, например, неоплатониками, такими как Плотин и Порфирий, аристотелианцами, такими как Александр Афродисийский, и философом-медиком Галеном. . Эта библиография включает что-то вроде комбинации вводных текстов, подходящих для тех, кто начинает изучение определенной области, плюс значительное количество текстов и переводов древних авторов, а также несколько более специализированных исследований, где они могут представлять особый интерес.

Общие сведения

В этом разделе перечислены некоторые из наиболее важных мест для поиска материалов, относящихся к определенным темам древней философии. Часто полезно, выходя за рамки пунктов в конкретном разделе этой библиографии, просмотреть эти общие ресурсы. Guthrie 1962–1981 включен сюда, потому что он фактически служит своего рода энциклопедией греческой философии от Фалеса до Аристотеля. Седли, 2003 г., Гилл и Пеллегрин, 2009 г. и Шилдс, 2002 г., содержат краткое введение в темы всей истории древней философии; Kenny 2010 – это однотомный обзор, написанный одним автором.  Стэнфордская энциклопедия философии  и  Интернет-энциклопедия философии  – чрезвычайно полезные общие ресурсы для учащихся всех уровней. В эту библиографию включено много отдельных статей, но есть и другие, не менее ценные.

  • Гилл, Мэри Луиза и Пьер Пеллегрен. 2009.  Спутник древней философии . Чичестер, Великобритания: Блэквелл.

    DOI: 10.1111/б. 9780631210610.2006.х

    Довольно большой сборник вводных статей по широкому кругу тем из всей истории античной философии.

  • Гатри, В. К. К. 1962–1981. История греческой философии . 6 тт. Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Нажимать.

    Гатри История  это научное введение в классическую философию. Философы могут жаловаться, что это недостаточно «философично», но это, по крайней мере, означает, что Гатри вряд ли будет точить топоры. Он несколько устарел, особенно для досократиков, и останавливается на Аристотеле.

  • Интернет-энциклопедия философии . Под редакцией Джеймса Физера и Брэдли Даудена.

    Включено больше тем, чем в Стэнфордской философской энциклопедии , но не всегда надежно. Некоторые статьи являются «заготовками», часто менее информативными, чем то, что вы получаете в Википедии. Эта библиография включает ссылки на некоторые из лучших статей из Интернет-энциклопедии философии .

  • Кенни, Энтони. 2010. Новая история западной философии . Оксфорд: Кларендон.

    Тематически организованное введение в основные темы. Издание 2010 года объединяет четыре оригинальных тома в один.

  • Седли, Дэвид, изд. 2003.  Кембриджский спутник греческой и римской философии . Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Нажимать.

    DOI: 10.1017/CCOL0521772850

    Статьи ведущих авторитетов кратко представляют темы во всем хронологическом диапазоне древней философии.

  • Шилдс, Кристофер. 2002.  Руководство Блэквелла по древней философии . Молден, Массачусетс: Блэквелл.

    DOI: 10.1111/б. 9780631222156.2002.x

    Вводные обзорные статьи известных ученых, охватывающие значительный диапазон древней философии.

  • Стэнфордская энциклопедия философии . Под редакцией Эдварда Н. Залты. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет.

    Единственный лучший интернет-ресурс по древнегреческой философии. В нем представлены статьи, подписанные, в основном, высокопоставленными авторитетами в этой области. Большинство статей имеют очень хорошую библиографию по обсуждаемой теме.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

1.3: Греческая философия | HUM 140: Introduction to Humanities

Возможно, самым большим достижением греческой мысли была философия. Именно в философии греки самым радикальным образом порвали со сверхъестественными объяснениями жизни и мышления и вместо этого стремились установить моральные и этические кодексы, исследовать политическую теорию и понять человеческие мотивы в терминах человеческого разума и человеческих способностей… [Слово «философия» буквально означает «любовь к знанию», и греческие философы делали гораздо больше, чем просто размышляли о смысле жизни; они часто были математиками, физиками и литературными критиками , а также «философы» в том смысле, что это слово используется в настоящем….

Основываясь на открытиях и знаниях цивилизаций Египта и Месопотамии, древние греки создали сложную философскую и научную культуру. Одним из ключевых моментов древнегреческой философии была роль разума и исследования. Он подчеркивал логику и отстаивал идею беспристрастного, рационального наблюдения за миром природы.

Греки внесли большой вклад в математику и естественные науки. Своими основными идеями о геометрии и концепцией математических доказательств мы обязаны древнегреческим математикам, таким как Пифагор, Евклид и Архимед. Некоторые из первых астрономических моделей были разработаны древними греками, пытавшимися описать движение планет, ось Земли и гелиоцентрическую систему — модель, в которой Солнце находится в центре Солнечной системы. Гиппократ, еще один древний грек, является самым известным врачом древности. Он основал медицинскую школу, написал множество медицинских трактатов, и благодаря своим систематическим и эмпирическим исследованиям болезней и средств лечения его считают основателем современной медицины. Клятва Гиппократа, медицинский стандарт для врачей, названа в его честь.

Люди, которые стали самыми известными греческими философами всех времен… были тремя учителями и учениками. Сократ (469–399 до н. э.) учил Платона (428–347 до н. э.), который обучал Аристотеля (384–322 до н. э.), который некоторое время был личным наставником Александра Македонского. Это одна из самых замечательных интеллектуальных родословных в истории: три величайших мыслителя греческой цивилизации и один из величайших военных и политических лидеров связаны друг с другом как учителя и ученики.

Сократ

Сократ никогда ничего не записывал; как и большинство его современников, он считал, что письмо разрушает память и подрывает смысл, предпочитая устные рассуждения и заучивание. Вместо этого его убеждения и аргументы были записаны его учеником Платоном, который изложил их в прозе, несмотря на то, что разделял презрение Сократа к письменному слову. Сократ бросил вызов софистам [1] и настаивал на том, что существует основных истин о морали и этическом поведении, но чтобы прийти к этим истинам, нужно быть готовым неустанно подвергать себя сомнению. Он не согласился с тем фактом, что софисты в значительной степени не заботились об этическом поведении, полностью сосредоточившись на мирском успехе; согласно Сократу, в человеческом поведении были более высокие истины и смыслы, чем простое богатство и политическая власть.

Сократ использовал то, что позже стало известно как « сократический метод », чтобы найти эти фиксированные, неизменные правила истины и этики. В сократическом методе учитель задает ученику серию вопросов, заставляя ученика исследовать свои собственные предубеждения и пробелы в логике, пока, наконец, не придет к более удовлетворительному и разумному убеждению, чем он начал. В случае Сократа его вопросы должны были привести его собеседников к реальным, устойчивым истинам о справедливости, истине и добродетельной политике. В отличие от мастерства софистов в риторике, цель сеансов вопросов и ответов заключалась не в том, чтобы доказать, что ничто не является истинным, а в том, чтобы заставить человека прийти к истине посредством самого строгого применения человеческого разума.

Римская копия оригинального греческого бюста Сократа. Как и многие греческие скульптуры, сохранилась только римская копия. Большинство греческих статуй были сделаны из бронзы, и на протяжении веков почти все они были переплавлены на металл.

Платон

Платон согласился со своим учителем в том, что существуют сущностные истины, но пошел дальше: поскольку чувства могут быть обмануты, а наше понимание несовершенно, только путем самого серьезного размышления и обсуждения мы можем прийти к истине. Истину можно было постичь только разумом, а не глазом или ухом, и она требовала тщательного обсуждения и размышления. Для Платона идеи (которые он называл «формами») были более «реальными», чем действительные объекты. Идея стола, например, незыблема, постоянна и неуязвима, в то время как «настоящие» столы хрупки, порочны и непостоянны (таким образом, это его метафизика). Платон утверждал, что политика и этика были такими же, с Форма правосудия , заменяющая «реальные» законы и суды, но существующая в интеллектуальной сфере, о чем философы должны размышлять.

В работе Платона Республика он писал о воображаемом полисе, в котором политические лидеры с детства воспитывались, чтобы стать «царями-философами», сочетая практические знания с глубоким пониманием интеллектуальных концепций. Платон считал, что образование будущего лидера имеет первостепенное значение, возможно, даже более важное, чем умение этого лидера руководить армиями. Из всех его идей эта концепция царя-философа была одной из самых влиятельных; различные короли, императоры и полководцы, находившиеся под влиянием греческой философии, вплоть до современной эпохи пытались построить свое правление на основе концепций Платона.

Платон основал в Афинах школу, Академию, которая просуществовала до раннего Средневековья как один из величайших центров мысли в мире. Философы приезжали со всего греческого мира, чтобы учиться и дискутировать в Академии, и учиться там было признаком огромного интеллектуального престижа. Он процветал на протяжении всего периода классической Греции, последовавшей за ним эллинистической эпохи и Римской империи, но был распущен византийским (восточно-римским) императором Юстинианом в шестом веке нашей эры. Короче говоря, это была и одна из самых значительных, и одна из самых продолжительных школ в истории.

Самым одаренным учеником Платона был Аристотель, который основал собственное учебное заведение,  Лицей , после того, как после смерти Платона ему пришлось возглавить Академию. Аристотель резко порвал со своим учителем из-за основной доктрины своего учения. Аристотель утверждал, что чувства, хотя и несовершенны, все же достаточно надежны, чтобы обеспечить подлинное понимание устройства мира, и, кроме того, долг философа состоит в том, чтобы попытаться понять мир как можно подробнее. Одним из основных направлений его деятельности был анализ реальной политики полиса; его вывод заключался в том, что люди — это «политические животные» и что политику можно улучшить с помощью человеческого понимания и изобретений, а не только созерцания.

Аристотель

Аристотель был величайшим интеллектуалом древнего мира. Он единолично основал такие дисциплины, как биология, литературная критика, политология и логическая философия. Он писал обо всем, от физики до астрономии и от математики до драмы. Его работа была настолько влиятельной, что философы продолжали верить в существенную достоверность его открытий даже в период Возрождения (тысячи лет спустя), хотя многие из его научных выводов оказались фактически неточными. Несмотря на эти неточности, он, несомненно, заслуживает того, чтобы его помнили как одного из величайших мыслителей всех времен.

Логическая система Аристотеля была не только первой разработанной на Западе, она считалась законченной и авторитетной на протяжении более 2000 лет. Ядром логики Аристотеля является систематическая обработка категорических силлогизмов:

  1. Все обезьяны — приматы.
  2. Все приматы — млекопитающие.
  3. Итак, все обезьяны млекопитающие.

Этот аргумент представляет собой категорический силлогизм. Это довольно устаревший способ сказать, что это аргумент из двух предпосылок, в котором используются простые категорические утверждения. Простые категориальные утверждения бывают одной из следующих четырех форм:

  • Все А есть В
  • Все A не являются B
  • Некоторые А есть В
  • Некоторые A не являются B

Существует ограниченное количество двух форм аргументации посылок, которые могут быть получены из комбинаций утверждений, имеющих одну из этих четырех форм. Аристотель систематически идентифицировал их все, предлагал доказательства истинности одного и демонстрацию недействительности других. Помимо этого, Аристотель доказывает ряд интересных фактов о своей системе силлогистической логики и предлагает анализ силлогизмов, включающий утверждения о том, что также необходимо.

Хотя Аристотель был учеником Платона, его метафизика явно антиплатонистская. Материя мира принимает различные формы. Здесь он представляет собой дерево, а там камень. Вещи, состоящие из материи, обладают различными свойствами. Дерево имеет определенную форму и высоту, камень имеет определенную массу. Платон объясняет различные формы, которые принимает материя, и способы существования вещей с точки зрения их причастности к абстрактным и идеальным формам в той или иной степени. В основе метафизики Платона лежит абстрактное царство вечных неизменных и идеальных форм. Формы Платона сами по себе не являются частью физического пространственно-временного мира. Аристотель отвергает теорию абстрактных форм и считает все сущее частью физического пространственно-временного мира. Таким образом, может возникнуть соблазн думать об Аристотеле как о материалисте, который думает, что все, что существует, есть материя, просто атомы, вращающиеся в пустоте. Некоторых досократических философов можно было бы точно назвать материалистами. Но при этом были бы упущены ключевые элементы метафизики Аристотеля. Хотя Аристотель отрицает существование абстрактного царства вечных и неизменных идеальных сущностей, его описание природы вещей включает в себя не только материю. Аристотель придерживается мнения, что форма является неотъемлемой частью вещей в физическом мире. Такая вещь, как камень или дерево, состоит из материи и формы. Помимо материи, важно и то, как важно — это , включенное в метафизику Аристотеля.

Просмотрите следующие видеоролики (для доступа к ним учащимся может быть предложено войти в систему со своими учетными данными MY FM на странице мультимедийных ресурсов библиотеки) :

Платон и Аристотель. — # 15 для получения дополнительной информации конкретно об Аристотеле)


  1. Некоторые из первых философов греческого классического века были софистами: странствующими учителями, которые обучали студентов всем аспектам мысли. Хотя они и не представляли собой по-настоящему единого свода мыслей, одна общая софистская доктрина заключалась в том, что все человеческие верования и обычаи являются всего лишь привычками общества, что не существует абсолютных истин, и поэтому для образованного человека жизненно важно быть в состоянии аргументировать обе стороны вопроса с равным мастерством и риторическими способностями. Их внимание было сосредоточено на подготовке элитных греков к успеху — греческий термин «добродетель» был синонимом «успеха».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *