Первый крестовый поход 1096–1099 гг. / Крестовые походы / Страны Ближнего Востока / X. Возрождение военного искусства 1000–1200 гг. / Арсенал-Инфо.рф
Первый крестовый поход
1096–1099 гг.
1095–1096. Вожди. У христианского войска не было единого предводителя, поскольку с самого начала предполагалось, что в поход отправляется «народ без короля» – паломники, ведомые самим Господом. Поэтому во главе движения официально стояла церковь: папа назначил своим легатом при ополчении епископа Адемара Пюи. Это был храбрый и мудрый воин, умело справлявшийся с нелегкой ролью посредника в спорах между венценосными пилигримами. Из Италии прибыли норманны под предводительством Боэмунда Тарентского (сына Роберта Гвискара) и его племянника Танкреда; отряды Франции возглавляли герцог Роберт Нормандский, граф Роберт Фландрский, граф Гуго Вермандуа, а также Стефан
Блуаский и граф Раймунд Тулузский, командовавший силами Южной Франции; войско Лотарингии вел герцог Готфрид Бульонский с двумя братьями – Евстахием и Балдуином.
1096. Апрель – октябрь. Поход бедноты.
1096–1097. Рыцари собирают силы. Христианское ополчение выдвинулось в Константинополь отдельными отрядами и разными путями. Готфрид Бульонский с братьями отправились в Византию через Германию, Венгрию, Сербию и Болгарию. В пути рыцари не раз вступали в столкновения с местным населением, тем не менее отряд Готфрида первым прибыл в Константинополь и расположился лагерем под его стенами.
1096–1097. Первые трения между Византией и крестоносцами. Взывая о помощи к европейским государствам, Алексей Комнин рассчитывал лишь пополнить свою поредевшую армию несколькими тысячами боеспособных наемников. Присутствие под стенами Византийской столицы самостоятельного, фактически неуправляемого 50-тысячного войска совершенно не отвечало его интересам. Давние политические и религиозные разногласия, существовавшие между Западной и Восточной Европой, позволяли Алексею усомниться в искренности, а главное, бескорыстии крестоносцев. Присутствие в рядах христианского воинства Боэмунда Тарентского, давнего противника Византии, еще более усиливало эти подозрения. Кроме того, освобождение Иерусалима заботило Алексея намного меньше, чем восстановление византийского контроля над азиатскими провинциями империи, попавшими под власть сельджуков. Европейцы, в свою очередь, также имели основания не доверять Византии. Они не желали становиться вассалами Алексея и бескорыстно освобождать его империю от турок. Именно эти противоречия впоследствии привели к окончательному ухудшению отношений между Византией и крестоносцами.
1097. Весна. Достижение соглашения между Алексеем и крестоносцами. Император, опасаясь угрозы со стороны христианского ополчения, потребовал, чтобы крестоносцы принесли ему присягу верности и поклялись отвоевать для Византии все потерянные ею области. Поначалу крестоносцы сочли такое предложение оскорбительным и отказались. Потянулся длительный период переговоров, то и дело прерывавшихся вооруженными столкновениями и перестрелками между византийцами и европейцами. В конце концов щедрость и дипломатическое искусство Алексея сделали свое дело – крестоносцы принесли ему ленную присягу и отказались от претензий на свои будущие завоевания. После этого Алексей спешно переправил своих опасных союзников через Босфор, пообещав бесперебойно снабжать войско продовольствием, а также предоставить ему сопровождение из византийцев (которые, помимо прочего, должны были всеми силами препятствовать разграблению захваченных территорий).
1097, май, 14 —июль, 19. Осада и сдача Никеи. Крестоносцы осадили Никею и готовились к штурму, но в последний момент Алексею все же удалось уговорить осажденных сельджуков добровольно передать ему город. Так Никея была спасена от разграбления, а крестоносцы затаили обиду на коварных византийцев, лишивших их законной военной добычи. Алексею пришлось откупиться от недовольных паломников богатыми дарами. Из Никеи крестоносцы двумя колоннами двинулись далее на юго-восток. Первая колонна следовала на юг, к Тарсу, вторая – на северо-восток, в Антиохию.
1097, июль, 1. Битва при Дорилее. Отряд, возглавляемый Боэмундом, был неожиданно атакован легкой конницей румского султана Кылыч-Арслана. 50-тысячное войско сельджуков изрядно потрепало неповоротливых рыцарей, которым никак не удавалось настичь своих неуловимых, стремительных противников. Поредевшая армия Боэмунда уже готова была в панике броситься врассыпную, когда на помощь подоспела вторая колонна крестоносцев под командованием Готфрида Бульонского. Тяжеловооруженная рыцарская конница Готфрида и Раймунда Тулузского обрушилась на левый фланг турок. Растерявшийся Кылыч-Арслан не сумел предотвратить окружение с юга. В результате более 3 тыс. сельджуков были убиты, остальные обратились в бегство. Однако, крестоносцы также понесли тяжелые потери, оставив на поле боя порядка 4 тыс. рыцарей.
1097, июль – ноябрь. Наступление в Сирии.
1097–1098, октябрь, 21 —июнь, 3. Крестоносцы захватывают Антиохию. Антиохия представляла собой прекрасно укрепленную крепость, окруженную мощными каменными стенами. Кроме того, антиохийский эмир Баги-Зиян организовал превосходную оборону города. Успешные вылазки сельджуков, нападавших на неорганизованные отряды крестоносцев, еще более ухудшали положение осаждающих. Все семь месяцев осады турки обстреливали рыцарей из-за высоких стен Антиохии.


1098, июнь, 28. Битва на реке Оронт. Истощенные голодом крестоносцы решили организовать вылазку за городскую стену, но смогли собрать лишь 15-тысячный отряд (причем конные рыцари составляли в нем всего тысячу человек). Командование взял на себя Боэмунд. На глазах у изумленных турок крестоносцы переправились через Оронт и атаковали мусульман. Зажатые между рекой и горами, турки лишились способности к маневру и обратились в бегство, преследуемые тяжелой рыцарской конницей. Славная победа над Кербогой была приписана чудесной помощи Святого Копья.
1098, июль – август. Эпидемия в Антиохии. Страшный мор унес многих крестоносцев, в том числе и папского легата, епископа Адемара. Со смертью Адемара, старавшегося примирить враждующие группировки, разногласия в стане крестоносцев вспыхивают с новой силой. Главная борьба разгорается между Боэмундом, отстаивавшим свое право на господство в Антиохии, и Раймундом Тулузским, требовавшим выполнения данного обещания и передачи города Византии.
1099, январь – июнь. Наступление на Иерусалим. В конечном итоге норманны во главе с Боэмундом решили остаться в Антиохии, а Раймунд Тулузский и другие вожди двинулись дальше, в Иерусалим. (Сразу же после ухода Раймунда Боэмунд объявил Антиохию независимым княжеством.) Крестоносная армия, двигавшаяся к Иерусалиму, представляла собой лишь жалкие остатки блестящего ополчения, отправившегося отвоевывать святые места из-под неверных. Всех крестоносцев было не более 12 тыс., да и те были истощены битвами и лишениями.
1099, июль, 9—18. Взятие Иерусалима. На момент появления крестоносцев Иерусалим был отнят у сельджуков египетскими Фатимидами. Силы защитников города намного превосходили силы крестоносцев. Из главных вождей к городу пришли трое – Готфрид Бульонский, Раймунд Тулузский и Танкред. У христианского войска не было ни сил, ни средств для штурма крепости, не говоря уже об организации длительной осады. И здесь крестоносцев сильно выручили пизанцы и генуэзцы, доставившие в порт Яффу продовольствие и все необходимое для штурма крепостных стен. Крестоносцы страшно страдали от недостатка питьевой воды, однако они подготовились к длительной осаде, собрали гигантские штурмовые башни на колесах, приготовили стенобитные тараны. Но даже с таким мощным арсеналом город никак не удавалось взять. Арабский гарнизон и местные жители осыпали крестоносцев стрелами, поджигали осадные орудия. Решающий штурм начался 15 июля. Одну из осадных башен удалось придвинуть к крепостной стене вплотную и начать штурм. По приставным лестницам крестоносцы забрались на стены и завязали на них рукопашный бой. Ожесточенное сражение продолжалось несколько часов. Наконец город пал. Ворвавшись на улицы города, крестоносцы учинили в нем жестокую резню. За несколько дней в Иерусалиме погибло более 70 тыс. человек. Христиане не щадили ни женщин, ни детей, убивали не только мусульман, но и евреев. После окончания убийств и грабежей было основано Иерусалимское королевство, главой которого избрали Готфрида Бульонского. (Готфрид отказался от титула короля, заявив, что будет носить титул «защитник Гроба Господня».
)
1099, август, 12. Битва при Аскалоне. Узнав, что к Иерусалиму из Египта приближается 50-тысячное войско эмира аль-Афдала, Готфрид решил принять бой. 10 тыс. крестоносцев выступили навстречу врагу. Если в бою сельджуки рассчитывали на быстроту и маневренность своих конных лучников, то тактика Фатимидов основывалась на неожиданности натиска и фанатизме воинов. На заре мусульманских завоеваний именно эта тактика позволила арабам покорить полмира, однако в битве при Аскалоне тяжелая рыцарская конница обратила Фатимидов в бегство. Победа под Аскалоном стала блестящим завершением Первого крестового похода.
Похожие книги из библиотеки
Главные мифы о Второй Мировой
?Усилиями кинематографистов и публицистов создано множество штампов и стереотипов о Второй мировой войне, не выдерживающих при ближайшем рассмотрении никакой критики.
Ведущий российский военный историк Алексей Исаев разбирает наиболее нелепые мифы о самой большой войне в истории человечества: пресловутые «шмайсеры» и вездесущие пикирующие бомбардировщики, «неуязвимые» «тридцатьчетверки» и «тигры», «непреодолимая» линия Маннергейма, заоблачные счета асов Люфтваффе, реактивное «чудо-оружие», атаки в конном строю на танки и многое другое – эта книга не оставляет камня на камне от самых навязчивых штампов, искажающих память о Второй мировой, и восстанавливает подлинную историю решающей войны XX века.
?Книга основана на бестселлере Алексея Исаева «10 мифов о Второй мировой», выдержавшем 7 переизданий. Автор частично исправил и существенно дополнил первоначальный текст.
Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»
Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».
Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.
Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома
Это слово понятно без перевода в любой точке мира – совсем как «спутник» или «Калашников». Эти легендарные истребители всегда оправдывали свое стремительное имя, отличившись во всех войнах СССР. Высотные скоростные МиГ-3, на которых держалась наша ПВО в начале Великой Отечественной, надежно защитили Москву от немецких налетов. Великолепные МиГ-15 очистили небо Кореи от «Летающих крепостей», похоронив надежды США на победу в ядерной войне. Прославленные МиГ-21 сбивали американские «Фантомы» над Вьетнамом и израильские «Миражи» над Голанскими высотами. Вся история ОКБ им. А. И. Микояна – это летопись рекордов, достижений и побед: первый отечественный реактивный самолет Миг-9; первый в мире серийный сверхзвуковой МиГ-19; революционный для своего времени МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла; стремительный МиГ-25, первым среди серийных машин достигший скорости 3000 км/ч.; сверхманевренный МиГ-29, по праву считающийся одним из лучших истребителей четвертого поколения, «мечтой любого пилота» … Менее известен вклад Микояна в космические победы СССР, а ведь именно под его руководством создавались искусственные спутники Земли и сверхсекретный пилотируемый воздушно-космический самолет «Спираль», не имеющий себе равных.
Снимая гриф секретности, эта книга восстанавливает подлинную историю МиГа за три четверти века. Это – лучшая творческая биография великого авиаконструктора и его легендарного КБ, ставшего гордостью отечественного авиапрома.
Шпионские штучки, или Секреты тайной радиосвязи
В предлагаемой книге рассматриваются особенности схемотехнических решений, применяемых при создании миниатюрных транзисторных радиопередающих устройств. В соответствующих главах приводится информация о принципах действия и особенностях функционирования отдельных узлов и каскадов, принципиальные схемы, а также другие сведения, необходимые при самостоятельном конструировании простых радиопередатчиков и радиомикрофонов. Отдельная глава посвящена рассмотрению практических конструкций транзисторных микропередатчиков для систем связи малого радиуса действия.
Книга предназначена для начинающих радиолюбителей, интересующихся особенностями схемотехнических решений узлов и каскадов миниатюрных транзисторных радиопередающих устройств.
Готфрид Бульонский | это… Что такое Готфрид Бульонский?
В Википедии есть статьи о других людях с именем Готфрид.
Го́тфрид IV Бульо́нский, также Годфруа́ де Бульо́н (фр. Godefroi de Bouillon, нидерл. Godfried van Bouillon) (ок. 1060, Булонь — 18 июля 1100, Иерусалим) — граф Бульонский (1076—1096), герцог Нижней Лотарингии (1087—1096), сын Евстахия II, графа Булонского и Иды, дочери Готфрида III Горбатого. Один из предводителей 1-го крестового похода 1096—1099 на Восток, после захвата Иерусалима был провозглашен правителем Иерусалимского королевства (с 1099). Отказавшись короноваться в городе, где Христос был коронован терновым венцом, Готфрид вместо королевского титула принял титул барона и «Защитника Гроба Господня» (лат. Advocatus Sancti Sepulchri).
Содержание
|
Биография
Известно, что в молодости Готфрид принимал участие в борьбе Генриха IV с Папой Григорием VII, сражаясь на стороне императора; именно в ходе этого противостояния он впервые продемонстрировал военные способности[1].
После поражения Крестового похода бедноты Готфрид Бульонский (к тому времени ставший герцогом Нижней Лотарингии) вместе с братьями Балдуином и Эсташем возглавил организованную армию крестоносцев, двинувшуюся в путь из Лотарингии, рейнских земель и Нижних стран[2]. В это войско принимали как сторонников Папы, так и приверженцев императорской власти, а основную часть армии составляли валлоны[2]. По словам Анны Комниной, численность лотарингских крестоносцев составила 10 тыс. всадников и 70 тыс. пехотинцев, однако эти цифры, скорее всего, завышены[3]. Перед тем, как встать во главе войска, Готфрид продал большую часть своего имущества, включая графство Бульонское[4].
Лотарингцы выступили в поход первыми, и их предводителям пришлось приложить немало усилий, чтобы преодолеть враждебность жителей Венгрии, которые хорошо помнили бесчинства крестоносцев-простолюдинов. Неподалёку от Белграда Готфрид встретился с послами византийского императора Алексея Комнина, заключив с ними соглашение, согласно которому византийцы обязывались снабжать его армию провизией в обмен на защиту их земель[5]. Этот договор соблюдался до тех пор, пока крестоносцы не вышли к Селимбрии; по неизвестным причинам лотарингцы осадили этот город, взяли его штурмом и разграбили[5]. Встревоженный Алексей приказал Готфриду явиться в Константинополь, дать разъяснения и принести василевсу присягу на верность. Однако герцог, будучи вассалом германского императора, даже не рассматривал возможность такого оммажа; более того, он вовсе не подозревал, что Крестовый поход может рассматриваться как помощь Византии, и ожидал, что Алексей со своими силами сам присоединится к крестоносцам[4]. Поэтому Готфрид отказался от аудиенции, и 23 декабря 1096 года лотарингская армия встала под стенами Константинополя[4].
Пытаясь заставить Готфрида подчиниться, Алексей прекратил снабжать крестоносцев провизией, однако когда те начали грабить окрестности города, императору пришлось уступить: он вновь наладил поставки провианта и разрешил лотарингцам стать лагерем в районе Перы и Галаты[4]. Герцог в очередной раз отказался от аудиенции и продолжил ждать прибытия остальных крестоносных войск. Анна Комнина в «Алексиаде» обвиняет Готфрида в том, что он «хотел свергнуть Самодержца и захватить столицу», и сообщает, что Алексей тайно организовал военные отряды, следившие за тем, чтобы лотарингцы не смогли отправить посланцев к Боэмунду Тарентскому или другим предводителям похода[6][7].
Император также пригласил ко двору нескольких знатных крестоносцев, надеясь заручиться их поддержкой, однако Готфрид, решив, что Алексей захватил его приближённых, приказал сжечь лагерь в Галате и повёл войска к крепостным валам Константинополя, где между греками и латинянами начались стычки[7]. Если верить Анне Комниной, византийцы пытались избежать боя, однако крестоносцы вынудили их обороняться[8]. В завязавшемся сражении лотарингцы потерпели поражение. Алексей Комнин отправил к герцогу Гуго де Вермандуа, который жил при императорском дворе как почётный гость, чтобы тот уговорил Готфрида сложить оружие и принести василевсу присягу, однако ни проигранный бой, ни увещевания Гуго не смогли переубедить лотарингского феодала[9]. На следующий день состоялось ещё одно сражение между крестоносцами и византийцами, вновь завершившееся разгромом людей Готфрида[9]. Только после этого герцог согласился принять условия Алексея, присягнув ему на верность и поклявшись передать все завоёванные им земли одному из военачальников византийского императора[6]. Он «получил много денег» и «после пышных пиров переправился через пролив», став лагерем близ Пелекана[10]. Интересно, что Алексей, следуя византийскому обычаю, формально усыновил Готфрида перед тем, как принять его оммаж[11].
Когда в Константинополь прибыли войска других представителей похода, император вынудил Готфрида вернуться ко двору, где он выступал в качестве гаранта исполнения клятвы[12]. Затем герцог принял командование и выступил на Никею в начале мая 1097 года. Он приказал отправить вперёд авангард из трёх тысяч человек, которым поручил вырубить просеку, чтобы армия могла двигаться беспрепятственно, и к середине мая крестоносцы достигли столицы Румского султаната[13].
После взятия Никеи войска франков разделились на два корпуса. Одним из них, шедшим в авангарде, командовал Боэмунд, второй же, выступивший позже и состоявший примерно из 30 тыс. воинов, возглавил Готфрид[14].
Герб
Герб Готфрида Бульонского представляет собой так называемый иерусалимский крест (крест с Т-образными окончаниями ветвей), окружённый четырьмя меньшими крестами, золотой на серебряном поле (как изображено на фреске ниже). Такие цвета этого герба является нарушением всех канонов геральдики, согласно которым наложение металла на металл и эмали на эмаль не допускается. Причина возникновения такого герба — после взятия Иерусалима соратники Готфрида, дабы отметить его заслугу в организации Крестового похода, присвоили ему такой герб. Позднее, иерусалимский крест стал одним из символов христианства.
История правления
После взятия Иерусалима был избран королем и получил титул защитника Гроба Господня. (Однако впоследствии рассказывали, что Готфрид был единогласно провозглашен иерусалимским королем, но что он отклонил это избрание, не желая носить золотого венца там, где Царь царей носил терновый венец. ) Будучи Королём Иерусалимским, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе, для установления порядка в королевстве, было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.
Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры (Акко). Также есть версия, что умер от холеры.
Готфрид Бульонский, фреска Giacomo Jaquerio, 1418—1430 годов.
Первоисточники
- Раймунд Ажильский, История франков, которые взяли Иерусалим (лат. Raimundi de Aguiliers. Historia Francorum qui ceperunt Iherusalem).
- Фульхерий Шартрский. Деяния франков, совершивших паломничество в Иерусалим. (лат. Fulcherii Carnotensis. Gesta francorum Hierusalem peregrinantium).
- Деяния франков (Аноним) (лат. Gesta Francorum).
- Ибн аль-Каланиси, История Дамаска, фрагменты в История крестовых походов в документах и материалах.
М. 1975
- Гийом Тирский Готфрид Бульонский становится «Защитником Гроба Господня»
- Жозеф Франсуа Мишо. История крестовых походов.
Chansons de geste
Вокруг Готфрида в XII—XIII веках сложился цикл эпических поэм. Среди них:
- несколько поэм о вымышленном деде Готфрида, Рыцаре Лебедя Элиасе.
- «Отрочество Готфрида» (Enfances Godefroid). В 15 лет он был посвящён в рыцари и отличился при императорском дворе справедливостью и храбростью. Тем временем старая сарацинская волшебница Калабра, мать Корбарана, видит на небе предзнаменование: в Святую землю должен явиться герцог Бульонский в сопровождении двух братьев и завоюет Никею, Антиохию и Иерусалим. Сарацин Сорнумарант отправляется в Европу, чтобы убить герцога Бульонского. Он попадает в аббатство Сен-Трон, где знакомится с Готфридом, но не убивает его, а находит с ним общий язык.[15]
- «Взятие Акры» (Prise d’Acre). Поэма о подвигах Готфрида Бульонского и его баронов в Палестине, об их походе на Акру.
Между сестрой Корбарана Матруаной и Готфридом вспыхивает любовное чувство, которое увенчивается свадьбой.[15]
- «Смерть Готфрида» (Mort Godefroi). Готфрид, Евстахий и другие отправляются во Францию. По дороге они навещают в Риме папу. Готфрид возвращается в Акру, где заболевает. По выздоровлении он отражает нападение сарацин. Готфрид оказывается предательски отравлен Ираклием, патриархом Иерусалимским. Тело Готфрида предают земле перед гробом Господним.[15]
Литература
- Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. — М.: Наука, 1980
- Венедиктов А. А., Басовская Н. И. Готфрид Бульонский — защитник Гроба Господня. Передача радио «Эхо Москвы» «Всё так» от 21.09.2008 г.
- Виймар П. Крестовые походы / Пер. с фр. Д. А. Журавлевой. — СПб.: АСТ; Евразия, 2006. — 384 с. — (Историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5-8071-0192-8
- Комнин А. Алексиада / Пер. с греч. и коммент. Я. Н. Любарского.
— М.: Наука, 1965. — 685 с.
- Albert of Ai] (fl. 1100), Historia Ierosolimitana, ed. and tr. Susan B. Edgington, Albert of Aachen: Historia Ierosolimitana, History of the Journey to Jerusalem. Oxford: Oxford Medieval Texts, 2007. The principal source for Godfrey’s march to Jerusalem.
- Gesta Francorum, ed. and tr. Rosalind Hill, Gesta Francorum et aliorum Hierosolimitanorum. Oxford, 1967.
- Ralph of Caen, Gesta Tancredi, ed. Bernard S. Bachrach and David S. Bachrach, The Gesta Tancredi of Ralph of Caen: A History of the Normans on the First Crusade. Ashgate Publishing, 2005.
- Fulcher of Chartres, Chronicle, ed. Harold S. Fink and tr. Francis Rita Ryan, Fulcher of Chartres, A History of the Expedition to Jerusalem, 1095—1127. Knoxville: Univ. of Tennessy Press, 1969.
- Raymond of Aguilers, Historia Francorum qui ceperunt Iherusalem, tr. John Hugh Hill and Laurita L. Hill. Philadelphia: American Philosophical Society, 1968.
- Еkkehard of Aurach (d. 1126), tr. W. Pflüger, Die Chronik des Ekkehard von Aura. Leipzig, 1893.
- William of Tyre (d. 1186), Historia, ed. R.B.C. Huygens, Willemi Tyrensis Archiepiscopi Chronicon. Corpus Christianorum Continuatio Medievalis 38. Turnholt: Brepols, 1986; tr. E.A. Babcock and A.C. Krey, William of Tyre, A History of Deeds Done Beyond the Sea. Columbia University Press, 1943.
- Zimmern Chronicle, 16th-century chronicle which includes some legendary material.
Ссылки
- Готфрид Бульонский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Примечания
- ↑ Виймар. — С. 36.
- ↑ 1 2 Виймар. — С. 48.
- ↑ Комнина. — С. 282.
- ↑ 1 2 3 4 Виймар. — С. 50.
- ↑ 1 2 Виймар. — С. 49.
- ↑ 1 2 Виймар. — С. 51.
- ↑ 1 2 Комнина. — С. 283.
- ↑ Комнина. — С. 284.
- ↑ 1 2 Комнина. — С. 285.
- ↑ Комнина. — С. 286.
- ↑ Комнина. — С. 566.
- ↑ Комнина. — С. 287.
- ↑ Виймар. — С. 61.
- ↑ Виймар. — С. 64.
- ↑ 1 2 3 Михайлов А. Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. — М.: Наследие, 1995. — С. 316, 269-270, 339. — 360 с. — 1000 экз. — ISBN 5-201-13233-2
Предшественник: новообразование | «Защитник Гроба Господня» 1099–1100 | Преемник: Балдуин I (как Король Иерусалима) |
Предшественник: Конрад | Герцог Нижней Лотарингии 1087–1096 | Преемник: Генрих II |
Предшественник: Готфрид III | Лорд Бульонский 1076–1096 | Преемник: продано Епископству Льеж |
Годфри Буйонский: лидер первых крестовых походов и правитель Иерусалимского королевства
Обновлено 3 ноября, 2016 — 02:54 dhwty
Годфри Буйонский был средневековым франкским дворянином, наиболее известным своей ролью одного из главных лидеров во время Первого крестового похода. В результате этой успешной военной экспедиции в Святую Землю Годфри стал первым правителем недавно созданного Иерусалимского королевства. Говорят, что Годфри отказался принять титул «король», решив принять титул Advocatus Sancti Sepulchri , что означает «Защитник / Защитник Гроба Господня».
Молодость Годфри
Годфри Буйонский родился в 1060 году и был вторым сыном Юстаса II, графа Булонского, и его жены Иды, дочери Годфри III (Бородатого), герцога Нижней Лотарингии. В то время как его старший брат Юстас III был наследником графства Булонь и должен был унаследовать семейное поместье в Англии, Годфри был назван наследником своего дяди по материнской линии Годфри IV (Горбун). Когда этот дядя был убит в 1076 году, Годфри унаследовал его земли, в которые входили герцогство Нижняя Лотарингия, графство Верден и маркиз Антверпена.
Годфри Буйонский, с фрески, написанной Джакомо Джакерио в Салуццо, северная Италия, в 1420 году. Например, когда он был наследником герцогства Нижняя Лотарингия, это герцогство было захвачено императором Священной Римской империи Генрихом IV и передано его сыну Конраду II из Италии. Однако эта территория будет возвращена Годфри в 1089 году., в награду за его верность императору.
Во время Войны Инвеститур, в которой Генрих IV столкнулся с папой Григорием VII, Годфри, как вассал Священной Римской империи, встал на сторону императора. В награду за поддержку императора Годфри был провозглашен герцогом Нижней Лотарингии в 1089 году.
- Массовое самоубийство в Пиленае: литовские защитники выбирают смерть вместо порабощения Крестовый поход: тысячи детей отправляются в Святую Землю, но так и не возвращаются
Годфри присоединяется к призыву к оружию
27 ноября 1095 года Папа Урбан II находился в Клермоне (регион Оверни на территории современной Франции), где проповедовал крестовый поход. Именно здесь впервые прозвучал призыв к мужчинам христианского мира взяться за оружие, чтобы помочь своим собратьям-христианам на востоке. И крестьяне, и дворяне были вдохновлены посланием папы и брали крест или давали милостыню на финансирование этого предприятия. Годфри был одним из дворян, откликнувшихся на призыв папы к оружию. Его сопровождал его младший брат Болдуин, который сначала стал графом Эдессы, а затем унаследовал Иерусалимское королевство от своего брата.
Другими важными дворянами, которые приняли крест и служили командирами Первого крестового похода, были Раймонд IV, граф Тулузский, Боэмонд I, принц Таранто, и Стефан II, граф Блуа. Различные контингенты крестоносцев шли на восток со своей родины разными путями, собираясь за пределами Константинополя, прежде чем вторгнуться на вражескую территорию. Годфри, Болдуин и их армия прошли по суше через Священную Римскую империю и Венгрию, а затем на территорию Византии, достигнув Константинополя за два дня до Рождества 109 г.6.
Годфри изображен с Боэмундом, Раймундом IV Тулузским и другими крестоносцами. ( Public Domain )
В Константинополе отношения между византийским императором Алексеем Комнином и крестоносцами с самого начала были натянутыми. В какой-то момент, например, ложный слух о том, что их предводители были взяты под стражу по приказу императора, заставил крестоносцев начать наступление на Константинополь,
«этим людям был сообщен ложный слух о том, что графы взяты под стражу по повелению Императора. Тогда латинские легионы собрались огромной толпой и двинулись на Византию и без промедления совершенно разрушили дворцы, расположенные к болоту, называемому Аргира. В то же время они пробовали стены города, но не осадными машинами, потому что их не было под рукой»,
обещают признать его своим повелителем, когда отвоюют византийские территории у турок. Взамен император обещал оказать поддержку и припасы во время похода крестоносцев через Малую Азию,
«Он (Годфрид) явился к нему (Алексию) и в торжественной обстановке принес требуемую от него клятву: что какие бы ни были города, земли или крепости, впредь захватывать у варваров (какие города, земли или крепости раньше принадлежали Императору), он добросовестно передал бы военачальникам или префектам, которые должны были быть посланы Императором именно для этой цели… Затем он пересек пролив и разбил свой лагерь в Пелекане, Император следил за тем, чтобы это то, что всюду был достаточный запас предметов первой необходимости ».
![]()
Бронзовая статуя Готфрида Буйонского XVI века из группы героев, окружающих памятник Максимилиану I, императору Священной Римской империи, в Хофкирхе в Инсбруке. ( CC BY-SA 2.5 )
К середине 1099 года Годфри (и то, что осталось от армии крестоносцев) предстал перед Иерусалимом. Несмотря на разногласия между лидерами крестового похода, им удалось сохранить единство во время своего похода на вражеские земли, выиграв несколько сражений с турками и завоевав изрядную территорию. Теперь, имея перед глазами конечную цель, крестоносцы приступили к осаде священного города, находившегося в тот момент под властью Фатимидского халифата. Примерно через месяц Иерусалим пал перед крестоносцами.
- Тайна рыцарей-тамплиеров: защитники или охотники за сокровищами с секретной миссией?
- Мощное проклятие Жака де Моле, последнего великого магистра тамплиеров
- Происхождение тамплиеров – потомков еврейских старейшин?
Вождь Иерусалима
Через восемь дней после падения Иерусалима должны были быть избраны цари, процесс которых был описан Вильгельмом Тирским следующим образом:
«Некоторые говорят, что для того, чтобы выборы, которые были угодны Богу и учитывали личные заслуги, князья созвали некоторых из домашних каждого из великих вождей, заставили их принести торжественную клятву и расспросили их о поведении и привычках их лордов так, чтобы они сказали бы правду без всякой примеси лжи.
.. Когда среди прочих были допрошены домочадцы герцога (Годфрида), они ответили, что из всех поступков герцога больше всего его слуг раздражало то, что когда он входил в церковь, даже после совершения литургии, было закончено, его нельзя было вытащить. Лучше потребовать от жрецов и тех, кто, по-видимому, опытен в таких делах, отчет о каждой картине и статуе. Его коллегам, интересующимся другими вещами, это казалось скучным, даже тошнотворным. Кроме того, его еда, приготовленная к определенному и подходящему часу, остыла и стала совершенно неаппетитной из-за этих долгих и досадных задержек… В конце концов, посоветовавшись друг с другом и после многих размышлений, они единогласно избрали лорда-герцога. ”
Годфри оставался на востоке до конца своей жизни и умер в Иерусалиме в 1100 году. Обстоятельства его смерти, однако, неясны, поскольку существует ряд противоречивых исторических свидетельств относительно этого. Говорят, что некоторые из причин смерти Годфри были: выстрел из стрелы, смерть от болезни и отравление (возможно, отравленным яблоком).
Верхнее изображение: Иллюстрация Годфри Буйонского (центральная фигура) из «Histoire d’Outremer» Уильяма Тирского, находящаяся на попечении Британского музея. Источник фото: Общественное достояние
Ву Минжэнь
Ссылки
Брейе, Л., 1909. Годфри Буйонский. [Онлайн]
Доступно по адресу: http://www.newadvent.org/cathen/06624b.htm
Halsall, P., 1997. Средневековый справочник: Крестоносцы в Константинополе: Сборник отчетов. [В сети]
Доступно по адресу: http://legacy.fordham.edu/halsall/source/cde-atcp.asp#gesta1
Halsall, P., 1997. Medieval Sourcebook: William of Tyre: Godfrey Of Буйон становится «Защитником Гроба Господня». [В сети]
Доступно по адресу: http://legacy.fordham.edu/halsall/source/tyre-godfrey.html
Кин, М., 1968. История пеликанов средневековой Европы. Лондон: Penguin Books.
Siteseen Ltd., 2014. Годфри Буйонский. [В сети]
Доступно по адресу: http://www.medieval-life-and-times.info/famous-medieval-people/godfrey-of-bouillon.htm
Snell, M., 2016. Godfrey Бульона. [В сети]
Доступно по адресу: http://historymedren.about.com/od/gwho/p/Godfrey-of-Bouillon.htm
Связанные статьи о древнем происхождении
14 марта, 2016 — 13:44 dhwty
Годфри Буйонский был средневековым франкским дворянином, наиболее известным своей ролью одного из главных лидеров во время Первого крестового похода. В результате этой успешной военной экспедиции в Святую…
Годфри Буйонский | Encyclopedia.com
c. 1060
Булонь, Франция, или Бэзи, Бельгия
18 июля 11:00
Иерусалим
Рыцарь и герцог Нижней Лотарингии, лидер Первого крестового похода и первый правитель Иерусалимского королевства Море», в «Крестовых походах: документальная история»>
«Он был религиозным человеком, кротким, добродетельным, богобоязненным. Он был справедлив, избегал зла, был надежен и надежен в своих предприятиях… Все считали его самым выдающимся в употреблении оружия и в военных действиях» 9.0003
—Уильям Тирский, «История подвигов, совершенных за морем», в «Крестовые походы: документальная история».
Годфри Бульонский (произносится бу-ЙОН) был средневековым рыцарем или обученным солдатом, а также герцогом региона Нижняя Лотарингия (на территории современной северо-западной Германии). Он сыграл важную роль в руководстве военными операциями в последней части Первого крестового похода (1095–1099 гг.), европейской христианской миссии по отвоеванию Святой Земли в Палестине у удерживавших ее исламских и турецких сил. Один из нескольких могущественных семей землевладельцев, которые подняли и командовали армиями против мусульман или верных последователей ислама, он был избран после того, как Иерусалим пал перед христианами в 109 г.9, как первый правитель так называемого Иерусалимского королевства.
От младшего рыцаря до великого крестоносца
Годфри Бульонский родился около 1060 года либо в Булони во Франции, либо в Бэзи, городе в регионе Брабант (часть современной Бельгии). При жизни Годфри этот регион был частью Германской или Священной Римской империи, разрозненным собранием княжеств или небольших королевских государств. Годфри был вторым сыном графа Юстаса II Булонского и Иды Нижней Лотарингии. То, что он был вторым сыном, было очень важно для будущего Годфри. В Средние века земли родителей наследовал первый сын. Как второй сын, у Годфри было меньше возможностей. Если бы не семейная удача, он стал бы еще одним второстепенным рыцарем на службе у богатого дворянина-землевладельца. Случилось так, что Годфри Горбун, его дядя по материнской линии, умер бездетным, назвав своего племянника, Годфри Буйонского, своим наследником и следующим по линии своего герцогства (региона) Нижняя Лотарингия. Это герцогство было важным в то время и служило буфером (зоной безопасности) между королевством Франции и немецкими землями.
На самом деле Нижняя Лотарингия была настолько важна для Германского королевства и Священной Римской империи, что Генрих IV, германский король и будущий император (годы правления 1084–1105 гг.), решил передать ее в руки своего собственного сына и взамен отдайте Годфри менее важные земли в качестве проверки способностей и лояльности Годфри. Годфри преданно служил Генриху IV, поддерживая его, даже когда папа Григорий VII (лидер католической церкви) боролся с немецким королем за то, кто должен иметь больше власти в Европе, церковь или светские (нерелигиозные) власти королей и принцев. Годфри сражался с Генрихом IV и его войсками против соперничающих сил Рудольфа Швабского, а также принимал участие в сражениях в Италии, когда Генрих IV фактически отнял Рим у папы.
В то же время Годфри боролся за сохранение контроля над землями, которые Генрих IV не отобрал у него, ибо вдова его дяди сказала, что эти земли должны были достаться ей. Другой враг вне семьи также пытался отобрать другие участки его земли, и братья Годфри, Юстас и Болдуин, оба пришли ему на помощь. После долгой борьбы и после того, как он доказал, что он был верным подданным Генриху IV, Годфри наконец отвоевал свое герцогство Нижняя Лотарингия в 1087 году, став Годфри IV, герцогом Нижней Лотарингии. Тем не менее, Годфри никогда не имел бы большой власти в Германском королевстве или в Европе, если бы не приход крестовых походов.
Годфри принимает командование силами крестоносцев
В 1095 Урбан II (см. запись) новый папа призвал к крестовому походу (священной войне) против исламских сил, удерживавших Иерусалим и другие религиозные объекты в Палестине. Лихорадка крестоносцев охватила всю Европу отчасти из-за власти папы, но также и потому, что многие рыцари и вторые и третьи сыновья, такие как Годфри, искали возможности за пределами Европы. Папа пообещал, что всем, кто участвовал в крестовых походах, будут прощены все грехи, но шли также разговоры о завоеванных там землях, о новых герцогствах, которые можно было бы отвоевать на мусульманских землях.
Годфри взял взаймы большую часть своих земель или продал их епископам или лидерам региональных церквей Льежа и Вердена. На эти деньги он собрал тысячи рыцарей для сражения на Святой земле. В этом к нему присоединились его старший брат Юстас и младший брат Болдуин, у которых не было земель в Европе. Он был не единственным крупным дворянином, собравшим такую армию. Раймонд Сен-Жиль, также известный как Раймонд Тулузский, создал самую большую армию. В возрасте пятидесяти пяти лет он также был самым старым и, возможно, самым известным из дворян крестоносцев. Из-за своего возраста и славы Раймонд ожидал, что он станет лидером всего Первого крестового похода. Вместе с ним путешествовал Адемар, помощник папы и епископ Ле-Пюи. Был также пламенный Боэмунд, норманнский рыцарь, основавший маленькое королевство на юге Италии. В его жилах текла кровь викингов, и он сражался, как воин древности, сам идя в бой и яростно сражаясь с врагом, пока тот не погиб. Для Боэмунда этот крестовый поход был просто еще одним шансом присоединить земли к своему королевству. Была также четвертая группа под командованием Роберта Фландрского.
Ни один король не участвовал в этом Первом крестовом походе.
Каждая из этих армий путешествовала отдельно, некоторые шли на юго-восток через Европу через Венгрию, а другие плыли по воде через Адриатическое море из южной Италии. Их первым пунктом назначения был Константинополь, столица Византийской империи или восточной Римской империи. Папа фактически созвал Крестовый поход, чтобы помочь Алексию I (см. статью), императору этого восточного христианского королевства, бороться с турками-исламистами, вторгавшимися на его земли из Средней Азии и Персии.
Годфри и его войска первыми прибыли в Константинополь незадолго до Рождества 1096 года. В течение следующих нескольких месяцев прибыли другие армии крестоносцев; вдруг,
У византийского императора была армия из четырех тысяч конных рыцарей и двадцати пяти тысяч пехотинцев (пехотинцев), стоявших лагерем у его порога. У лидеров крестоносцев Годфри и Алексия I были разные цели. Византийский император нуждался в помощи этих профессиональных солдат, чтобы отбить земли, захваченные турками-сельджуками, его врагами на востоке. Однако главной целью крестоносцев было отобрать Святую землю в Палестине у мусульман и создать там христианские оккупационные силы. Для них Алексей I и его турки были лишь второстепенным персонажем. Хуже того, византийский император ожидал, что крестоносцы принесут ему клятву или обещание верности. Годфри и другие рыцари согласились на измененную версию этой клятвы, пообещав помочь вернуть некоторые земли Алексию I. К весне 109 г.7 крестоносцев были готовы идти в бой.
Их первая крупная победа с византийскими солдатами на их стороне была при городе Никея, недалеко от Константинополя, который турки-сельджуки взяли несколькими годами ранее. Годфри
и его рыцари Лотарингии сыграли второстепенную роль в этом сражении, а Боэмунд успешно командовал большей частью сражения. Когда крестоносцы собирались штурмовать город, они вдруг заметили византийский флаг, развевающийся над городскими стенами. Алексей I заключил с турками сепаратный мир и теперь требовал город для Византийской империи. Эти тайные сделки были признаком будущих отношений между крестоносцами и византийцами.
На пути к Иерусалиму
Годфри продолжал играть второстепенную роль в битвах против мусульман до тех пор, пока крестоносцы, наконец, не достигли Иерусалима в 1099 году. До этого он принимал участие в нападении на город-крепость Антиохию в 1098 году, который пал в июне того же года после долгих и ожесточенных боев. Во время осады некоторые крестоносцы почувствовали, что битва безнадежна, и покинули Крестовый поход, чтобы вернуться в Европу. Алексей I, узнав об отчаянном положении, подумал, что в Антиохии все потеряно, и не пришел на помощь крестоносцам, как обещал. Когда крестоносцы наконец взяли город, они решили, что их клятвы Алексию I больше не действуют. Боэмунд, первым вступивший в городские ворота, забрал себе приз. Мусульманские силы под командованием Карбуги из города Мосул прибыли и сразились с крестоносцами, но христиане в конце концов победили эти турецкие исламские войска.
Кровавый конец
Когда крестоносцы взяли Иерусалим 15 июля 1099 года, они, казалось, забыли принципы или идеалы христианского поведения. Только командиру города арабу-мусульманину и его охранникам было позволено уйти целыми и невредимыми. Остальные жители Иерусалима — как мусульмане, так и евреи — были убиты крестоносцами. Поскольку они были единственными, кто остался в живых в городе, крестоносцы собрались у Гроба Господня, или могилы Иисуса Христа, чтобы помолиться.
Раймон д’Агилер, один из крестоносцев, принимавших участие в этой кровавой бойне, оставил письменное описание места происшествия, которое можно найти в «Осаде и взятии Иерусалима: Сборник отчетов»:
Теперь, когда наши люди овладели стенами и башнями, можно было увидеть чудесные [необыкновенные] зрелища. Некоторые из наших людей (и это было более милосердно) отсекли головы своим врагам; другие стреляли в них стрелами, так что они падали с башен; другие мучили их дольше, бросая в огонь.
Груды голов, рук и ног можно было увидеть на улицах города. Нужно было пробираться через тела людей и лошадей. Но это были мелочи по сравнению с тем, что произошло в храме Соломона, месте, где обычно совершаются религиозные службы. Что там произошло? Если я скажу правду, это превысит [напряжение] твоей силы веры. Так что достаточно будет сказать, по крайней мере, что в храме и притворе Соломона люди ездили в крови по колено и с поводьями. Действительно, это было справедливым и прекрасным судом Божьим, что это место должно быть наполнено кровью неверующих, так как оно так долго страдало от их богохульств [неуважения к святыням]. Город был наполнен трупами и кровью. Часть неприятеля укрылась в Башне Давида и, прося защиты у графа Раймунда, сдала Башню в его руки.
В этот момент другой крестоносец, по имени Фулк Шартрский, рассказывает ужасную историю:
Некоторые сарацины, арабы и эфиопы укрылись в Башне Давида, другие бежали в храмы Господа и Соломона.
Во дворе и на крыльце храма произошла великая битва, где не смогли убежать от наших гладиаторов [профессиональных солдат]. Многие бежали на крышу храма Соломона и были прострелены стрелами, так что упали на землю замертво. В этом Храме было убито почти десять тысяч человек. В самом деле, если бы вы были там, вы бы увидели наши ноги по щиколотку в крови убитых. Но что еще я должен рассказать? Никто из них не остался в живых; не щадили ни женщин, ни детей.
После этой победы армия крестоносцев направилась на юг. Епископ Ле-Пюи, помощник папы, умер в Антиохии. Боэмунд остался, чтобы защитить свое новое королевство, а младший брат Годфри, Болдуин, также остался на севере в государстве крестоносцев, которое он основал в Эдессе. Двигаясь на юг, в Палестину, крестоносцы столкнулись с новым врагом. Турки-сельджуки больше не были правителями этих земель. Теперь христианской армии пришлось иметь дело с армиями североафриканских мусульман, называемых Фатимидами, которые приняли имя правящей семьи в Каире, Египет. Эти Фатимиды взяли Иерусалим в августе 109 г.8. Крестоносцы сразятся с ними за последний приз Первого крестового похода.
Именно в Иерусалиме родилась легенда о Готфриде Бульонском. Армия достигла города в июне 1099 года и построила деревянные лестницы, чтобы перелезать через стены. Крупная атака произошла 14 и 15 июля 1099 года. Годфри и некоторые из его рыцарей первыми перелезли через стены и вошли в город. Оказавшись внутри, крестоносцы взбесились, в конечном итоге убив каждого мусульманина, мужчину, женщину и ребенка. Евреев тоже вырезали. Это был позорный конец трехлетней борьбы крестоносцев, но они, наконец, сделали то, что намеревались сделать в 109 г.6, а именно вернуть Святую Землю и, в частности, город Иерусалим и его святые места, такие как Гроб Господень, гробница Иисуса Христа.
После того, как город был захвачен, нужно было установить какую-то форму правления. Годфри был настолько популярен, что другие рыцари избрали его правителем того, что стало известно как Иерусалимское королевство. Рыцари хотели короновать Готфрида королем, но он отказался от такого титула, заявив, что не будет носить золотую корону в том месте, где Христос носил терновый венец. Вместо этого он принял титул Защитника Гроба Господня. У него была своя работа, потому что вскоре его армия сократилась в результате потери рыцарей, некоторые из которых вернулись в Европу, а другие соревновались друг с другом, чтобы создать свои собственные королевства или государства на Святой Земле. . Годфри успешно отразил или отразил нападение египетских мусульманских сил, а также начал восстанавливать иерусалимский порт в Яффо. В июне 1100 г. он возглавил отряд для помощи христианским солдатам в Дамаске, Сирия, но по дороге заболел и был доставлен обратно в Иерусалим, где и умер 18 июля.0003
Поскольку Годфри никогда не был женат, у него не было сына, который мог бы принять его. Вместо этого его брат Балдуин принял титул короля, правившего в Иерусалиме до самой смерти. Это задало тон другим государствам, образовавшимся на Святой Земле. Вместо того, чтобы стать церковными землями, управляемыми папой, они оказались в руках аристократов-крестоносцев, которые создали свои собственные маленькие королевства во многом так же, как они сделали это в Европе. Оставшиеся земли Годфри в Европе вскоре были разделены на более мелкие владения.
С падением Иерусалима завершился Первый крестовый поход. Государства крестоносцев, такие как Иерусалимское королевство, графства Эдесса и Триполи и Антиохийское княжество, были созданы на этих бывших мусульманских землях вдоль побережья восточного Средиземного моря. Иерусалим считался неофициальной столицей этих земель. Слава Годфри распространилась благодаря тому, что он был первым христианским правителем города после крестовых походов. Благодаря своей красивой внешности и своим боевым способностям он стал символом идеального рыцаря, найдя свой путь в средневековых историях крестовых походов, а также в романах или ранних рассказах о крестовых походах, воспетых трубадурами или бродячими артистами. Реальность была несколько иной. Боэмунд был настоящим военачальником, а Раймунд Тулузский — самым известным дворянином того времени. Собственный брат Годфри Балдуин был первым королем Иерусалима. Годфри действительно не возглавлял армии крестоносцев до осады Иерусалима. Кажется, его выбрали потому, что он пользовался уважением других рыцарей и не имел явных отрицательных качеств. Каждому особому событию нужен романтический герой, и Годфри стал героем Первого крестового похода.
Для получения дополнительной информации
Книги
Андрессон, Джон К. Родословная и жизнь Годфри Буйонского. Фрипорт, Нью-Йорк: Books for Libraries Press, 1972.
Брандейдж, Джеймс А. Крестовые походы: документальный обзор. Милуоки, Висконсин: Издательство Университета Маркетт, 1962.
«Годфри Буйонский». В году исторические мировые лидеры, Европа: AK. Под редакцией Энн Коммир и Деборы Клезмер. Детройт, Мичиган: Гейл, 1994.
Райли-Смит, Джонатан. Первый крестовый поход и идея крестового похода. Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 1986.
Рансимен, Стивен. История крестовых походов. Том 1: Первый крестовый поход. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1951.
Веб-сайты
«Крестоносцы в Константинополе: Сборник отчетов». Средневековый Интернет Справочник. http://www.fordham.edu/halsall/source/cde-atcp.html (по состоянию на 26 июня 2004 г.).
«Первый крестовый поход». ORB: Электронный справочник средневековых исследований. http://www.the-orb.net/encyclop/religion/crusades/first_crusade.html (по состоянию на 26 июня 2004 г.).
«Годфри Буйонский». Новое пришествие. http://www.newadvent.org/cathen/06624b.htm (по состоянию на 26 июня 2004 г.).
«Осада и взятие Иерусалима: Сборник отчетов». Интернет-справочник по средневековью. http://www.fordham.edu/halsall/source/cde-jlem.html#raymond1 (по состоянию на 26 июня 2004 г.