Государства территории которых ранее входили в состав золотой орды: Работа с контурной картой. 1. Покажите чёрными пиниями границу единого Российского государства к 1533 г.

Содержание

История российских переписей населения: как учитывали татар

«Служилые татары стали надежным оплотом государства как в хозяйственном, так и в военном отношении»

История проведения учета населения на территории современной России восходит ко времени существования Улуса Джучи (Золотой Орды), когда с целью обложения подданных данью в 1257-1259, 1273 и 1287 гг. были проведены всеобщие переписи податного населения Монгольской империи.

Писцовая книга

Источник: ru.wikipedia.org, общественное достояние

В Российском государстве, которое унаследовало многие административно-управленческие традиции Золотой Орды, начало статистического учета жителей было положено в XV в. так называемыми писцовыми книгами, представляющими собой описания городов, сел и земель, а также социального состава населения и возложенных на него повинностей. Несмотря на то что авторы писцовых книг не ставили своей целью учет населения, это уникальный источник данных о населении, населенных пунктах и особенностях административного устройства различных территорий того времени.

С середины XVII в. поземельные описания (писцовые книги) заменились подворными (переписные книги). Нововведение было связано с установлением в 1646 г. в Российском государстве новой единицы податного обложения – тяглового двора вместо земельного участка.

Подворные переписи проводились в 1646–1647, 1678–1679, 1709–1710 и 1716–1717 гг. Основным отличием подворных переписей от писцовых описаний стало отсутствие земельных описаний и представление более полных сведений о самом населении. При описании двора приводились сведения обо всем мужском населении.

Татары, в первую очередь представители служилого сословия, начинают фиксироваться в писцовых книгах при описании городов и населенных пунктов после завоевания Российским государством татарских ханств во второй половине XVI в. В этот период началось формирование этноса волго-уральских татар – ядра будущей татарской нации. В процесс его формирования включились различные этнотерриториальные группы и сословные страты татарского народа – казанские, астраханские, касимовские, мещерские, и также этнически близкие к ним группы северо-западного Приуралья.

Несмотря на то что материалы писцовых книг не позволяют установить полную картину демографического развития татар, они являются ключевым источником по социально-экономической политике Российского государства по отношению к народам бывшего Казанского ханства. Среди них сохранившиеся писцовые и переписные книги Казанского и ряда других уездов второй половины XVI – XVII в., земли которых ранее входили (полностью или частично) в состав Казанского ханства. Сопоставление данных книг по этим уездам за разные годы позволяет исследователям проанализировать динамику численности, характер расселения, социальное положение служилой части татарского населения – мурз и служилых татар.

Служилые татары. Гравюра, 1731 г.

Источник: 100tatarstan.ru

Формирование довольно значительного по численности татарского военно-служилого контингента, в том числе из ясачных людей, являлось важной частью политики московской власти по созданию социальной опоры своей власти в Среднем Поволжье. Именно служилые татары стали здесь надежным оплотом Российского государства, как в хозяйственном, так и в военном отношении. С этим процессом связано и зафиксированное в писцовых материалах формирование служилых «новокрещен» – особой группы населения из числа служилых татар и ясачных людей, принявших православие и получавших преференции от государства.

Категория «ясачных чюваш» сначала была социальной стратой и означала тягловое население

В документах учета населения второй половины XVI – второй трети XVII в. Казанского и Свияжского уездов предки современных татар регистрировались и в категории «ясачных чюваш» или «чюваш».

В этот период она являлась социальной стратой и означала тягловое население. Сам феномен объясняется тем, что в период Казанского ханства представители местной знати термином «чуваш» или «чюваш» обозначали ясачное население. Данная категория населения исповедовала ислам и говорила на татарском языке. В последней четверти XVII – начале XVIII в.

социальное значение данного термина постепенно нивелировалось с другими податными сословиями. В период правления Петра I жителей всех «чювашских» населенных пунктов в документах учета повсеместно регистрировали уже как «ясачных татар». С этого времени термином «ясачные чуваши» обозначали только чувашскую этническую группу тяглового сельского населения в Среднем Поволжье.

С начала XVIII в. появляются более полные данные о численности, расселении и сословном положении татарского населения Российской империи. Это было связано с введением новой формы учета, так называемых ревизий (от позднелатинского

revisio – пересмотр).

Ревизская сказка

Источник: ru.wikipedia.org, общественное достояние

Масштабные преобразования государственного управления и системы налогообложения, увеличение численности населения и рост производства в XVIII в. поставили перед российским правительством непростую задачу совершенствования системы фискального и хозяйственного учета. В новых условиях территориально-статистические описания, оформляемые в XVII в. писцовыми и переписными книгами, оказались малопригодными. Острая необходимость замены подворной системы учета населения на подушную возникла после переписи 1710 г. и ландратской переписи 1716–1717 гг., зафиксировавших сокращение количества дворов как фискальных единиц. В XVIII в. оформилась новая система административно-финансового учета.

С 1718 г. основным источником о численности и сословном составе населения Российской империи XVIII – середины XIX в. и ее отдельных народов служат материалы ревизий или подушных переписей. Первоочередной целью ревизий для государства являлся учет податного населения для сбора подушной подати и выполнение воинской повинности. С этого времени переписи, фиксирующие тягловое мужское население, стали именоваться ревизиями и проводиться периодически. Единицей учета населения (вместо прежнего «двора») становится «ревизская душа», данные о которой вносились в именные списки – ревизские сказки.

Всего в России было проведено 10 ревизий (1718, 1743, 1761, 1781, 1794, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 гг.).

В первых двух ревизиях учитывалось только мужское население, и лишь с третьей переписи началась фиксация женского населения. В переписях населения регистрировалось изменение состава членов семей по сравнению с данными предыдущей ревизии. В целом последние ревизии помимо наименования губернии, уезда, города или селения и времени составления «сказок» содержали в переписном листе шесть граф:

  1. номер семьи по предыдущей ревизии;
  2. номер по текущей ревизии;
  3. имена и фамилии лиц, внесенных в список по предыдущей ревизии и прибывших после;
  4. возраст записанных лиц;
  5. время убытия лиц, внесенных в список по предыдущей ревизии;
  6. возраст находящихся налицо.

Главной целью ревизий было распределение подушной подати среди мужского населения. Независимо от изменения демографической ситуации в местности податное население должно было платить подушную подать до следующей ревизии, исходя из количества душ, зафиксированных предыдущей ревизией. Поскольку в XIX в. происходило постепенное увеличение размера подушной подати, то проведение ревизий среди народа стало мерой непопулярной.

В XVII–XIX вв. не фиксировалась национальная принадлежность населения через его самосознание или самоназвание

Существенным недостатком ревизий была протяженность по времени. Это порождало либо двойной учет, либо недоучет населения и таким образом нарушало принцип единовременности фиксации граждан. Например, проведение V ревизии растянулось почти на 14 лет – с 1794 по 1808 г. Кроме того, ревизии учитывали не фактическое число жителей, а приписных из податных сословий.

Большие неудобства и путаницу при проведении ревизии создавало то, что уже в ходе переписи в нее включались все новые и новые группы населения. Сословный характер общественных отношений в царской России четко проявлялся при учете различных категорий населения. Если численность представителей привилегированных сословий: дворян, духовных лиц, военных – учитывалась через сословные учреждения, то для подсчета податного сословия регулярно проводился специальный учет.

Важно отметить, что в документах учета населения XVII–XIX вв. не фиксировалась национальная принадлежность населения через его самосознание и/или самоназвание. Для государственной статистики того времени важнейшими критериями учета выступали сословная принадлежность и обязанности по отношению к государству. Только начиная с переписи 1897 г., при проведении которой был учтен опыт европейских стран, главным маркером национальности становится родной язык, а косвенным – вероисповедание. Сословно-этнические группы, выделенные по I и II ревизиям, позже фигурируют в ревизиях в неизменном виде вплоть до конца XVIII в. (например, служилые татары, служилые чуваши, служилая мордва, ясачные татары, ясачные чуваши, ясачная мордва и т.д.).

В документах учета населения XVII–XIX вв. не фиксировалась национальная принадлежность. Важнейшими критериями выступали сословная принадлежность и обязанности по отношению к государству

Фото: kpfu.ru 

Материалы ревизий фиксируют различные сословные группы татар: ясачные татары, ясачные новокрещены, служилые татары, служилые новокрещены, служилые мещеряки, тептяри, лашманы и др.

В некоторых случаях, как, например, в Уфимском уезде, сословная принадлежность жителей населенных пунктов менялась от одной ревизии к другой. Часть вольных переселенцев в Приуралье (служилые татары, мещеряки, тептяри и бобыли) становились припущенниками в казенных угодьях, отведенных государством в волостное владение без права продажи местным кочевым племенам. Оно приняло особую форму в виде башкирского вотчинного землевладения.

В XVIII в. происходит сближение служилых татар в правовом положении с ясачным сословием. Наравне с крестьянами служилые татары стали платить подушную подать и нести рекрутскую повинность.

К середине ХІХ в., когда во многих странах мира начали проводить переписи, приближенные к их современному пониманию, в мировой науке появляются первые определения переписей населения как масштабных государственных учетных операций, охватывающих все население страны или ее отдельных территорий. В России отдельные шаги по проведению переписей в таком понимании начали предприниматься с 60-х гг.

ХIХ в. А в крупных городах – Петербурге, Москве, Харькове и ряде других – были проведены однодневные переписи. Такие местные городские переписи стали первым опытом проведения переписных работ на западноевропейских принципах и стали подготовительным этапом к Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Однако это стало возможным только после введения в 1874 г. всеобщей воинской повинности и отмены в 1887 г. подушной подати, окончательно снявшей с переписи фискальную «нагрузку».

У татар начинает формироваться новый тип национального самосознания

28 января 1897 г. на всей территории Российской империи (кроме Финляндии) состоялась первая организованная на научном подходе перепись населения. Впервые учет населения носил всеобщий характер, а не охватывал отдельные сословия. Во время всеобщей переписи зафиксировался родной язык и вероисповедная принадлежность населения страны. Одним из инициаторов и организаторов переписи стал известный ученый, путешественник, государственный и общественный деятель П. П. Семенов-Тян-Шанский.

Перепись 1897 г. разворачивалась на фоне масштабных интеграционных процессов среди мусульманского тюркоязычного населения Российской империи

Фото: © ИА «Татар-информ»


В основу переписи 1897 г. было положено подворное обследование, а сведения собирались на основе критериев, выработанных международными статистическими конгрессами. Опросный лист состоял из 14 пунктов. На них должен был ответить каждый подданный государства. Новшеством этой Первой всеобщей переписи населения стало включение в опрос граф «родной язык» и «вероисповедание».

Национальная принадлежность респондентов фиксировалась через родной язык. Кроме того, для определения национальности использовались такие признаки переписных листов, как сословие, религия, и т.д. Появление в опросных листах пункта «родной язык» стало новшеством для идентификации российских подданных, т.к. до этого времени население имперской властью учитывалось главным образом по сословному и конфессиональному признакам.

Перепись 1897 г. разворачивалась на фоне масштабных интеграционных процессов среди мусульманского тюркоязычного населения Российской империи. В конце XIX в. зарождается реформаторское движение – джадидизм, обеспечившее развитие народа в условиях эпохи модернизации и вовлечения татар-мусульман в индустриализацию и урбанизацию. Начался подъем национальной культуры, сложились современное богословие и профессиональная культура, тесно связанные с формированием национальной интеллигенции. Определяющий вклад в нее внесли выдающиеся татарские просветители и богословы: Каюм Насыри, Хусаин Фаезханов, Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин Фахрутдинов, Галимджан Баруди, Зия Камали, Муса Бигиев и другие. Возникла сеть книгоиздательств, система средств массовой информации, культурно-просветительских и благотворительных организаций. Сформировался современный нормативный литературный язык волго-уральских татар (К. Насыйри, Г. Камал, Дердменд, Г. Тукай, Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Г. Ибрагимов и др.). Национальная школа пережила период коренного переустройства. Религиозное реформаторство открыло для сообщества татар-мусульман новые пути для органичного приобщения к достижениям европейской цивилизации.

Во второй половине XIX – начале XX в., в период подъема национального движения и актуализации представлений о своем историческом единстве у татар Российской империи начал формироваться новый тип национального самосознания. Он выразился в распространении единого этнонима «татары» и связанных с ним представлений.

«В Казанской губернии тяготение мусульман к религиозному фанатизму ослабевает и крепнет стремление к поднятию народности, усвоению татарского национализма», — писал в 1914 г. казанский губернатор П.М. Боярский

Фото: журнал «Казань»

Одновременно происходила дальнейшая консолидация различных этнотерриториальных групп татар. Об этой национальной идентичности татар, сосуществующей с конфессиональной, писал в 1914 г. казанский губернатор П.М. Боярский: «Раньше на вопрос: какой ты нации, татарин отвечал – мусульманской, то теперь в Казанской губернии тяготение мусульман к религиозному фанатизму ослабевает и крепнет стремление к поднятию народности, усвоению татарского национализма и созданию самостоятельной мусульманской культуры».

В новых условиях этноним «татары» начинает приобретать объединяющую функцию для тюркских этнотерриториальных групп Волго-Уральского региона и Западной Сибири (за исключением башкир и бухарцев). При этом местное (локальное – земляческое, этносословное) самосознание и соответствующие самоназвания отдельных этнотерриториальных и сословных общностей сохранялись в качестве вторичных. Так, у волго-уральских татар – в этом качестве выступало «мусульман», «казанлы», «мишар» (мещеряк), «тептяр», «кряшен», «нагайбак» и др.; у астраханских – «нугай», «карагаш», «йорт татарлары» и др.; у сибирских – «таболлык», «туралы», «параба», «бохарлы» и т.д.; у литовских – «муслим», «липка» (литва), «липка татарлары».

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война помешала проведению Второй всеобщей переписи населения 1915 г. Между тем новая перепись с учетом опыта 1897 г. могла предоставить уникальный и достоверный материал о татарах Российской империи.

Продолжение следует. 

milliard. tatar

История

В средневековье земли нынешней Волгоградской области входили в состав таких крупных государственных образований, как Тюркский и Хазарский каганаты, Золотая Орда, Астраханское ханство, Ногайская Орда и Московское царство. С I тысячелетия нашей эры на территории области на волгодонском перешейке существовала волгодонская переволока, положившая началу превращения Царицына в крупный областной центр. Древний торговый и военный путь просуществовал до 1952 года, когда транспортную связь между реками стал исполнять канал ВолгоДон.

Область Войска Донского

В ХIX веке большая часть правобережной части современной Волгоградской области России входила в состав Области Войска Донского — административно-территориальной единицы Российской империи, населённой донскими казаками и управлявшейся по особому положению. С 1786 официально называлась землёй Войска Донского, в 1870—1918 — Областью Войска Донского.

С 23 марта по 4 мая 1918 года (номинально по 30 сентября 1918) на территории области существовала Донская Советская Республика, а после её ликвидации — Всевеликое Войско Донское (до 1920 года).

В 1920 году область Войска Донского упразднена, 7 её округов вошли в Донскую область, а три округа — 2-й Донской, Хопёрский и Усть-Медведицкий — вошли в состав Царицынской губернии. Таким образом, казачье население области было разделено примерно пополам между двумя новыми административными единицами советской республики.

Царицынская губерния (1919—1928, с 1925 — Сталинградская)

Центр — город Царицын (в 1925 — Сталинград). Образована 7 сентября 1918 года приказом Военного совета Северо-Кавказского военного округа. В состав вошли Царицынский уезд и часть Камышинского уезда Саратовской губернии. 20 апреля 1919 года в состав Царицынской губернии были включены территории 2-го Донского и Усть — Медведицкого округов. Декретом ВЦИК от 4 апреля 1921 года в состав Царицынской губернии был включены Хопёрский округ Донской области.

Донская область (20 марта 1920 — 13 февраля 1924)

Возникла из части Области Войска Донского. 13 февраля 1924 года область вошла в состав Юго-Восточной области вместе с Кубано-Черноморской областью, Ставропольской, Терской губерниями и городом Грозный. Административный центр — Ростов-на-Дону.

Нижне-Волжская область (21 мая 1928 — 11 июня 1928)

Сформирована из: Астраханской, Сталинградской, Саратовской губерний и части Самарской губернии. Административный центр — Саратов.

Нижне-Волжский край (11 июня 1928 — 10 января 1934)

11 июня 1928 года преобразован из Нижне-Волжской области. Центр края: с по 1928 по 1932 — Саратов, с 1932 по 1934 — Сталинград.

Сталинградский край (10 января 1934 — 5 декабря 1936)

Возник путём разделения Нижневолжского края. Административный центр — город Сталинград. 5 декабря 1936 года край преобразован в Сталинградскую область и Калмыцкую АССР

Сталинградская область (5 декабря 1936 — 16 декабря 1961)

Сталинградская область была образована из Сталинградского края 5 декабря 1936 год. Административная единица на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Административный центр — город Сталинград.

Волгоградская область

16 декабря 1961 переименована в Волгоградскую область. Административный центр — город Волгоград (Сталинград).

Удмуртская Республика — Минприроды России

Общие географические и исторические сведения

Субъект Российской Федерации, республика в её составе. Входит в состав Приволжского федерального округа, является частью Уральского экономического района. Граничит на западе и севере с Кировской областью, на востоке — с Пермским краем, на юге — с Башкортостаном и Татарстаном. Столица — город Ижевск.

Основное природное богатство Удмуртии — лес. Недра её тоже не бедны, в них имеются значительные месторождения нефти. Кроме того, есть небольшие запасы марганцевых руд, медистых песчаников, минеральных красок. Обильна Удмуртия и торфом. Хороши здесь и минеральные источники.

Удмуртская республика расположена в Предуралье, в междуречье Камы и Вятки. Поверхность — холмистая равнина, расчленённая долинами рек и оврагами. На севере — Верхнекамская возвышенность (высота до 330 м), на западе в бассейне р. Кильмезь — слабо дренированная и местами заболоченная низменность, на юге — Можгинская и Сарапульская возвышенности. Главные реки: Кама, Иж, Чепца, Кильмезь. Находится в зонах южной тайги и смешанных лесов, леса занимают почти 46% территории. Входит в Приволжский Федеральный Округ. Граничит с Кировской и Пермской областями, республиками Башкортостан и Татарстан. Территория 42,1 тыс. кв.км, численность населения 1552,8 тыс. чел., национальный состав: удмурты, русские, татары; городских жителей — 69,7%. Включает 25 административных районов, 6 городов, 11 посёлков городского типа. Крупные города — Ижевск, Сарапул, Глазов, Воткинск. Столица — Ижевск. Расположен в 1129 км от Москвы, на реке Иж, в 40 км от её впадения в Каму. Население 654,5 тыс. чел.

Флаг

Герб

Административный центр

Ижевск

Площадь

42 061 км²

Население

1 517 164

% водной поверхности

0,6

Федеральный округ

Приволжский

Экономический район

Уральский

 В 3-9 веках в междуречье Вятки и Камы завершилось формирование племенных объединений удмуртов, которые были прямыми предками современных удмуртов. В 9-14 веках население занималось земледелием, охотой и скотоводством. Значительная часть удмуртов жила в укреплённых городищах (карах). В 10-12 веках удмуртские племена Нижнего Прикамья и Вятки входили в состав Волжской Болгарии. В 1236-1552 годах в составе Золотой Орды и Казанского ханства. В 1489 территория Верхней и Средней Вятки (Вятская земля) была присоединена к Русскому государству. После взятия Казани в 1552 прикамские удмурты приняли русское подданство. Окончательно вся территория Удмуртии вошла в состав России в 1558. В 1780 с утверждением Вятского наместничества были образованы Сарапульский, Малмыжский, Елабужский, Глазовский и Кайский уезды. В середине 18 в. возникла металлургическая промышленность — основаны Бемыжский медеплавильный, Пудемский, Камбарский и Камские (Ижевский и Воткинский) железоделательные заводы. Заводские посёлки стали торгово — промышленными центрами. В конце 19 в. на 30 фабриках и заводах насчитывалось 12 тыс. рабочих, развивалось пароходство, строилась Пермско — Котласская железная дорога. За годы довоенных пятилеток (1929-1940) Удмуртия стала индустриально-аграрной республикой. В послевоенные годы было построено свыше 30 промышленных предприятий, в т. ч. — «Ижтяжбумаш», автомобильный завод. Ижевск. В 1760 графом Шуваловым П.И. был основан железоделательный завод, вокруг которого вырос посёлок Ижевский Завод. В 1807 на базе железоделательного завода создан ещё и оружейный завод, в 1809 перешедший в Военное ведомство. С середины 19 в. здесь на четырёх частных фабриках начался выпуск разнообразного охотничьего оружия. В 19 — начала 20 вв. Ижевский завод был одним из крупнейших оружейных заводов России. В годы 1-й мировой войны выпуск оружия достиг 2000 стволов в сутки (в основном трёхлинейные винтовки системы Мосина). Город Ижевск — с 1918 года, (в 1985 — 1987 назывался Устинов). В Удмуртии родился естествоиспытатель Мельников Н.В. (1909) – учёный в области горного дела. Государственная символика. Герб республики представляет собой круглый щит красно-чёрного цвета с изображённым на нём белым лебедем с раскрытыми крыльями. На груди птицы расположен восьмиконечный солярный знак красного цвета. Над каждым крылом лебедя расположен солярный знак белого цвета. Щит обрамлен лентой из полос чёрного, белого и красного цветов, которая в верхней части разомкнута, а в нижней образует складку, на которой в две строки расположены надписи: «Удмурт Республика» и «Удмуртская Республика». Восьмиконечный солярный знак — «толэзе» (лунный) — один из самых распространённых орнаментальных мотивов удмуртов, талисман (оберег), по преданию, ограждающий человека от всяческих невзгод. Флаг — прямоугольное трёхцветное полотнище, состоящее из трёх равных по ширине вертикальных полос: левой — чёрного, средней — белого, правой — красного цвета. В центре белой полосы изображён восьмиконечный солярный знак красного цвета, не касающийся полос чёрного и красного цветов.

О чем говорят генетические исследования наследия Золотой Орды? — 11.05.2021 | Strategy2050.kz

— Какие государства входили в Золотую Орду? В исторических источниках часто пишут о Золотой Орде, как об улусе Джучи… 

— Улус Джучи — средневековое тюрко-монгольское государство существовавшие в 13–15 вв. на просторах Евразии. Более известна как Золотая Орда, наследница Монгольской империи Чингиз-хана, распространившаяся от Центральной Азии в пределы Восточной Европы. Сегодня на этой обширной территории проживают потомки золотоордынских племен, что подтверждается историческими письменностями «списков племен», входивших в состав кочевого населения Улуса Джучи, а также генеалогией, сохранившейся у разных тюркских народов. Насколько под этой генеалогией сохранилась генетика и какое наследие Золотая Орда оставила в генофонде современных народов – вопрос крайне интересный и значимый для национальной истории.  

— Каким был генофонд населения Золотой Орды? 

— К сожалению, прямого ответа на этот вопрос у генетиков нет, так как палеогенетические исследования костных останков из захоронений, относящихся к периоду Золотой Орды, практически не проводились. На сегодняшний день известны результаты лишь двух индивидов из могильника Карасуыр, расположенного в Улытау. Они датированы к концу XIII – началу XIV веков. Согласно археологическим исследованиям, этими индивидами были монгольские войны Улуса Джучи. Генетические исследования наших коллег обнаружили, что Y-хромосома (определяет генетическое родство по мужской линии) одного индивида относится к стар-кластеру гаплогруппы С2. Субварианты этого стар-кластера сегодня часто можно встретить у представителей казахских родов Старшего жуза, а также у монголов и народов Южной Сибири. Митохондриальная ДНК (определяет генетическое родство по женской линии) этого индивида относиться к гаплогруппе D, которая довольно часто встречается у коренного населения Центральной Азии. У второго индивида Y-хромосома относится к гаплогруппе R1a, а точнее, к ее субварианту, встречающегося сегодня среди населения Восточной Европы. Например, по данным дерева родства Y–хромосом, потомком близкого родственника второго индивида из могильника Карасуыр можно считать современного жителя Полтавской области Украины. Митохондриальная ДНК второго индивида относится к гаплогруппе I, которая сегодня распространена у коренного населения Европы и Ближнего Востока. Стоит отметить, что генетические результаты полностью подтверждают антропологические характеристики погребенных, которые были ранее установлены. 

— Какие рода жили в Золотой Орде? 

— Существует по крайней мере три исторических источника, в которых указывается 92 золотордынских племени, так же более известные в исторических работах под названием «92 узбекских племени или племена илатийа». Они составляли большую часть населения Золотой Орды, в частности, на территории Казахстана. Как отмечают наши коллеги-историки, из этих 92 племен порядка 20 созвучных родов сегодня можно найти в составе современных казахов. Другие племена можно встретить в составе других тюркских постордынских народов. Например, род Минг есть среди татар, башкир и узбеков, род Аргын есть среди крымских, касимовских татар, казахов. Генетическое исследование современного населения тюркоязычной группы в разрезе их родоплеменной структуры позволяют найти непрямой ответ на вопрос о генетическом наследии Золотой Орды.  

В исторических и этнографических сведениях часто можно встретить аргументы в пользу родственных связей между разными родами коренных народов степной полосы Евразии. Цель генетических исследований заключается в верификации этих сведений методами генетики и истории. Наиболее информативной генетической системой для народов с родоплеменной структурой является Y-хромосома, которая наследуется по отцовской линии. Определяя, какие варианты Y-хромосомы встречаются, в каких родах можно реконструировать их генетическое родство, вполне можно определить, когда и где мог жить основатель рода. Сопоставление этих данных с персонажами из исторических сведений позволяют предполагать, кем был основатель рода. 

— Какие варианты Y-хромосомы встречаются в современном генофонде казахов? 

— В современном генофонде казахов встречаются разные варианты Y-хромосомы. Например, есть генетический субвариант, который обнаружен еще у древнего доордынского населения. Он является родственным субварианту индивида из захоронения, которое относится к ботайской культуре – эпохе энеолита. Близкие генетические суварианты продолжают свою историю в дальнейшем в казахских племенах, в частности, часто встречаются у рода кыпшак. Есть варианты, которые чуть позже мигрировали на территорию Казахстана. Например, такой вариант, как G1 гаплогруппа Y-хромосомы, прародиной которой является Северо-Западный Иран. Вероятно, он мигрировал еще в раннем железном веке на территорию степной Евразии. Есть С2 гаплогруппа Y-хромосомы, ее прародиной считается территория Южной Сибири и Монголии. Ее распространение на территорию Центральной Азии в генетических моделях миграции связана с экспансией монгольской империи. Субварианты гаплогруппы С2 часто встречаются у племен Старшего и Младшего жузов. Помимо этого, есть также и другие гаплогруппы, которые требуют детальных исследований. 

Результаты этих генетических исследований указывают на то, что история большинства биологических отцов основателей казахских родов берет начало от эмиров и беков золотоордынских ханов, а также их близких родственников по мужской линии. Например, это эмир Караходжа для большинства аргынов, Майкы би для большинства представителей рода албан, суан, дулат, сары уйсун, шапырашты, шакшам, Алау для большинства алимулы и байулы. 

— Как и где проводятся палеогенетические исследования? 

— Палеогенетические исследования человеческих костных останков из захоронений необходимо проводить в специальной лаборатории для работы с древней ДНК, которая оснащена чистыми помещениями и особыми условиями во избежание контаминации современной ДНК человека. Создание и поддержка такой лаборатории требует достаточно крупного финансирования. Сегодня в Казахстане организована работа по развитию таких лабораторий. Это лаборатория древней ДНК (АОО «Назарбаев Университет» совместно с РГП «Национального центра биотехнологии» Комитета науки МОН РК) и лаборатория популяционной генетики (РГП «Институт генетики и физиологии» Комитета науки МОН РК).

 


Депутат Госдумы назвал территорию Казахстана «подарком России» – Газета.

uz

Вячеслав Никонов.

Фото: Кадр трансляции «Большой игры»

Депутат Госдумы РФ Вячеслав Никонов во время ТВ-передачи заявил, что «территория Казахстана — это большой подарок со стороны России». МИД Казахстана передал России ноту и также отметил «участившиеся провокационные выпады некоторых российских политиков» в отношении страны.

13 декабря 2020, 17:59   Мир  

МИД Казахстана 12 декабря вызвал временного поверенного в делах РФ Александра Комарова из-за высказываний председателя комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Вячеслава Никонова о том, что «территория Казахстана — это большой подарок со стороны России».

Российскому дипломату была передана нота с позицией МИД Казахстана, говорится в сообщении министерства. В ведомстве отметили, что «участившиеся провокационные выпады некоторых российских политиков в отношении Казахстана наносят серьёзный ущерб союзническим отношениям».

Вячеслав Никонов сделал своё высказывание в эфире передачи «Большая игра» 10 декабря на «Первом канале».

«Казахстана просто не существовало. Северный Казахстан вообще не был заселен. Они существовали, но гораздо южнее. И, собственно, территория Казахстана — это большой подарок со стороны России и Советского Союза», — заявил российский депутат.

Позднее, как сообщает РИА Новости, Вячеслав Никонов объяснил, что своим высказыванием о территории Казахстана имел в виду, что интересы страны были в полной мере соблюдены при определении границ Казахской ССР.

Подпишитесь на наш Telegram «Газета.uz»    

году уже предлагал «обмен Чингисхана» в качестве замены. Фаверо снимает атрибуцию с единой фигурой Чингисхана и совершает «монгольский обмен».

 

Монголы обеспечили, поддерживали и развивали самый обширный обмен людьми, товарами и идеями в досовременном мире… Это был действительно
монгольский обмен; различные участники знали, что это Орда заставила сеть работать, и они ухаживали за ханом в надежде улучшить свое состояние.

 

«Золотая Орда» — русское название Улуса Джучи. Само «Орда» происходит от монгольского ordo (с вариантами orda и horda ), что означает придворный стан. Фаверо использует сокращение подданных и посетителей от «Орды» для более широкого обозначения государства. Поскольку она представляет некочевых подданных, таких как русские, членами и участниками государства, а не просто его жертвами, это в основном русское употребление столь же правомерно, как и название, которым его называли монголы, Улус Джучи.

Тем не менее, помимо этого государственного титула, Фаверо везде использует слово «орда» как основное слово для обозначения монгольских политических единиц. Недавние книги Энн Бродбридж («Женщины и создание Монгольской империи» , ранее рецензируемая в ARB) и Бруно де Никола («Женщины в монгольском Иране ») уделяют особое внимание ordos в первом смысле этого слова. «придворные лагеря», которыми владеют и управляют женщины. Выступая за общее использование термина «орда» в отношении государств и небольших организаций, Фаверо не занимается этой работой.Таким образом, путаница терминов еще не устранена.

Тем не менее, ее причины настаивать на замене общего «ханства» на обозначение монгольского государства веские. Фаверо утверждает, что нам нужно 90 514 собирательных 90 515 слов (для которых также подходит «улус» со значением «люди»).

 

Пытаясь понять чуждые политические институты, созданные монголами, персидские администраторы придумали «ханство», смоделировав его по образцу своего собственного «султаната».
Таким образом персы подчеркивали положение хана.Но пока хан был ведущей фигурой, каждый режим был коллективной властью. Улус Джучи, улус Толуя и все остальные улусы управлялись совместно…
      Учитывая распределенный характер власти в монгольском обществе, такие термины, как «орда» и «улус», более полезны для описания кочевых властных образований, чем «ханство». И многие современники, писавшие о монгольском правлении, действительно использовали термин «орда» для обозначения этой изменчивой империи, построенной на мобильности, экспансии и ассимиляции, дипломатии и торговле.

 

Разделение власти было важным инструментом управления государством. Это противоречит образцу «восточного деспотизма», который приписывает историческое самодержавие России и сохраняющийся культ сильного человека азиатским источникам — монгольской эпохе России. Напротив, ханство было совещательным, и в рассказе Фаверо о Золотой Орде обращение более поздних ханов к самодержавию было признаком ее упадка, ослабления традиционных институтов. Действительно, концепция qubi («доля» или «распределение») является ключевой в монгольских политических и экономических договоренностях.Фаверо пишет об обращении как о духовном понятии:

 

Торговля предназначалась не для личной выгоды хана, а скорее для обеспечения здоровья империи и благосостояния народа — здоровья, которое измерялось как в финансовом, так и в духовном отношении, ибо обращение было тесно связано с монгольской системой верований…
      Монголы рассматривали товары как вместилища или посредники чего-то нематериального, и обращение этого нематериального чего-то было необходимо для космического баланса мира.В частности,
qubi , система перераспределения, поддерживала не только живых, но и мертвых… Через это сложное взаимодействие неизбежного, трансцендентного и возрожденного в этом мире монголы постигали то, что они разделяли, распределяли, и распространялись между собой как оказывающие непосредственное влияние на благосостояние общества… Трудно реконструировать, как средневековые монголы определяли коллективное счастье, но они определенно считали, что круговое движение вещей имеет решающее значение для его создания. А это означало, что у хана едва ли могла быть более важная задача, чем обеспечение текучести перераспределительной системы.

В современном английском языке слово «орда» приобрело уничижительный оттенок.

Книга не всегда переводит наш взгляд на мир с точки зрения кочевников. Примечательно, что в дипломатии больше времени уделялось приему и восприятию чужих монгольских дипломатических посланий (одно из них в повествовании на самом деле было названо «извращенным», что, безусловно, является точкой зрения получателя!), чем внутренней логике монголов и их взгляды на причины войны.Это было особенно резко в разделе «Чингис», который был кратко рассказанным приквелом перед основной историей Золотой Орды.

В современном английском идиоматическое выражение «horde» приобрело уничижительный оттенок. В конце концов, из-за клейма, наложенного на степных кочевников, такие термины, как «стаи» и «места размножения», считались приемлемыми для использования в респектабельной истории в 21 веке. Но Фаверо дает нам Орду, которой в свое время восхищались и прославляли не кочевники и чужеземцы. Как история забыла или научилась принижать то, чем она обязана геополитическому гиганту, которым была Золотая Орда? Фаверо указывает на антикочевой поворот в более позднюю эпоху империализма: 90 003

 

Это наследие в конечном итоге было утеряно из-за антикочевнической политики и идеологий, характерных для евразийского империализма с семнадцатого по двадцатый века.Империи последних дней понимали, что сельское хозяйство и промышленность превосходят кочевничество в экономическом и моральном отношении, и утверждали, что только из оседлых и городских условий могут возникнуть заветные понятия политического консенсуса и религиозной свободы. В историческом воображении, воспитанном на либерализме, национализме и гуманизме, выраженном в христианских и исламских терминах, достижение консенсуса и терпимость были исключительной прерогативой «цивилизованных» и «современных», оставив монголов простыми пиратами на земле.
То, что монгольские правители разработали уникальные, эффективные и гуманные подходы к политическим переговорам и социальной интеграции, стало немыслимым.

 

Можно ли управлять верхом — управлять империей с населением от городских до мобильных? Да, в самом деле. Эта книга отвечает на «самоочевидную истину» Елу Чуцая, которая давно представлена ​​в историях взаимодействия кочевников и оседлых народов. Можно представить себе монгола, давшего в свое время такую ​​реплику министру, которая осталась незарегистрированной, как и многое в письменных архивах оседлых людей. Орда — это модель истории, которая консультируется с антропологией — изучением культуры, чтобы лучше интерпретировать этих исторических приверженцев, политику и войну. Монгольский энтузиаст может только надеяться, что эта книга привлечет внимание широкой аудитории, как и связанные с ней книги Хямяляйнена об империи команчей и лакота.


Хаммонд пишет серию
Amgalant , историческую фантастику, основанную на Тайной истории монголов .

Связанные

Монгольская империя и религиозная свобода

Загрузка…

Монгольский народ был тенгерцами, что является шаманской системой верований. Тенгеризм означает почитать духов. Шаманизм — это форма анимизма, согласно которой все имеет духовную сущность, включая камни, воду и растения — все. Люди — живые духовные существа в мире других духов/сил/богов, а Величайшими Духами являются Кокэ Монгке Тенгри, Вечное Голубое Небо и Мать-Земля. Эти духи неба, земли, воды, растений, скал, предков и животных почитаются.Тенгеризм имеет три основных принципа: заботиться о духах и почитать их, нести личную ответственность и сохранять гармонию между всеми элементами окружающей среды, общества и самого себя. Когда приходили беды или болезни, это означало, что все вышло из равновесия, и вызывали святого мужчину или женщину, шамана, чтобы исправить ситуацию.

Чингисхан интересовался всеми религиями. Фактически, многие монголы были шаманистами в то же время, когда они исповедовали другие религии. Например, сыновья Чингиса женились на несторианках-христианках, хотя они также придерживались шаманских верований.Поскольку монголы быстро начали завоевывать земли вокруг них, Чингисхан и его советники выбрали в качестве политики религиозную терпимость. Вместо того, чтобы противодействовать завоеванным народам, подавляя их религию, монголы освободили религиозных лидеров от налогообложения и разрешили свободное исповедание религии, будь то буддизм, несторианское христианство, манихейство, даосизм или ислам. Эта политика обеспечивала более легкое управление завоеванными территориями.

Чингисхан и его потомки использовали буддистов и мусульман для управления империей.У Чингисхана даже были близкие советники, которые придерживались других религий. Таким образом, для монголов религиозная терпимость была не только имперской политикой, но и образом жизни. Монгольские лидеры время от времени приглашали религиозных лидеров прийти и поспорить друг с другом, чтобы изучить и узнать о различных религиях, находящихся под их властью. Когда Угедай построил столицу монголов Каракорум, он разрешил религиозным лидерам строить мечети, церкви, ламаистские монастыри и храмы для своих прихожан.

В период своего расцвета Монгольская империя простиралась от Тихого океана до Средиземного моря и включала в себя множество наций и религий.Управление этой огромной территорией было бы невозможно без политики религиозной терпимости монголов. Все великие ханы и второстепенные ханы придерживались этой политики, даже если сами обращались в ту или иную религию. Газан, хан ильханского подразделения в Иране, например, обратился в ислам в 1295 году. Хубилай-хан исповедовал буддизм, но позволял всем народам, которыми он правил, исповедовать свою религию. Религиозная терпимость — одно из положительных наследий Монгольской империи, которое было редкостью тогда, как и сегодня.

Процитировать эту статью
«Монгольская империя и религиозная свобода» История в сети
© 2000-2022, Salem Media.
10 февраля 2022 г.
Дополнительная информация о цитировании.

Эпоха межмонгольских войн — Стипендия University Press

Страница

Дата: 10 февраля 2022 г. (стр. 182) 7 Эпоха межмонгольских войн

Источник:
Монголы и исламский мир
Автор(ы):

Питер Джексон

Издатель:
Yale University Press

2: I12987/yale/9780300125337.003.0008

В этой главе рассматриваются конфликты между монгольскими государствами-преемниками, возникшие после 1260 г., а также бурная деятельность кочевников в таких государствах и меры по восстановлению, предпринятые различными монгольскими режимами. Он начинается с обсуждения раздробления Монгольской империи на четыре практически независимых ханства, где теперь были разделены завоеванные мусульманами империи: владения «Великого хана» (кагана) в Китае и собственно Монголии; Ильханство в Иране, Ираке и Анатолии; улус Чагадая в Средней Азии; и улус Джучи в западных степях. Затем в главе рассматриваются отношения между ханами и каганами, проблемы ведения войны между различными монгольскими ханствами и вторжения Джучидов на территорию Ильханидов. В нем также исследуется влияние межмонгольских войн на аграрную и городскую экономику исламского мира.

Ключевые слова: кочевники, Монгольская империя, монгольские ханства, мусульмане, Ильханство, Чагадай, каганы, Джучиды, межмонгольская война, исламский мир

University Press Scholarship Online требует подписки или покупки для доступа к полному тексту книг в рамках службы.Однако общедоступные пользователи могут свободно осуществлять поиск по сайту и просматривать рефераты и ключевые слова для каждой книги и главы.

Пожалуйста, подпишитесь или войдите, чтобы получить доступ к полнотекстовому содержимому.

Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому названию, обратитесь к своему библиотекарю.

Для устранения неполадок см. Часто задаваемые вопросы, и если вы не можете найти ответ там, пожалуйста, связаться с нами .

Шикарная карта последней оккупации каждой европейской страны

Это просто фантастическая карта прошлого года, когда каждая страна в Европе и горстка на Ближнем Востоке были оккупированы иностранной державой:

Reddit/Bepoyo

Здесь есть несколько странных редакционных решений. Например, обозначив всю Германию как оккупированную до 1991 года: и Восточная, и Западная Германия были технически независимыми на протяжении большей части холодной войны.Сирия не была оккупирована Объединенной Арабской Республикой, добровольным политическим союзом с Египтом (правильной датой должен быть 1946 год, когда французские войска ушли). По любому разумному определению, Турция была оккупирована после Первой мировой войны. А на карте Югославия написана с вопиющей ошибкой.

Тем не менее, здесь есть много интересных исторических самородков. Великобритания никогда не была оккупирована с тех пор, как в 1707 году Англия, Уэльс и Шотландия объединились в современное Соединенное Королевство — единственную современную европейскую страну, для которой это верно.Британцы и Советы совместно оккупировали Иран почти год после Второй мировой войны. Политика нейтралитета Швейцарии оказалась очень эффективной в предотвращении иностранной оккупации страны. А Россия была свободна от оккупации с тех пор, как в 1480 году была изгнана преемница империи Чингисхана, Золотая Орда.

Однако действительно важным выводом здесь является Украина. Вы можете заметить, что самая последняя дата на этой карте — 1991 год, когда распался Советский Союз. Вы также можете заметить, что карта устарела на пару месяцев: Крым должен быть отмечен как часть России, а дата над Украиной, указывающая на ее последнюю иностранную оккупацию, должна быть 2014.

После Второй мировой войны Европа удивительно успешно избегала войны. А с окончанием холодной войны также в значительной степени покончено с иностранной оккупацией и завоеванием.

Российская аннексия Крыма и игры на востоке Украины угрожают зарождающемуся соглашению между европейскими странами о том, что немыслимо вести территориальные захватнические войны. Ученые-международники называют это международной нормой; идея, которая постепенно стала чем-то вроде правила или кодекса поведения между странами.Эта карта показывает, что эта норма соблюдается довольно хорошо — вот почему вы почти не видите дат после 1991 года, и даже это более старые завоевания, которые просто застряли.

Норма против территориального завоевания не ограничивается Европой. Статья 2 устава ООН «угроза силой или ее применение против территориальной целостности или политической независимости любого государства». Последняя война между странами за территорию, эфиопско-эритрейский конфликт, закончилась более десяти лет назад. Таким образом, Россия, завоевавшая территорию в Европе, одной из самых мирных частей мира, угрожает норме, которая помогла сократить особо пагубную форму конфликта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *