Горгона и медуза: Медуза Горгона — история персонажа, значение, легенда

Содержание

Медуза Горгона — история персонажа, значение, легенда

История персонажа

Древнегреческая мифология отразилась на культуре: древние живописцы изображали богов, чудовищ и титанов масляными красками на холсте, а скульпторы вытачивали героев из мрамора. Современные творцы продолжают восхищаться культурой жителей юго-восточного государства. И, конечно же, устрашающая Медуза Горгона до сих пор продолжает вдохновлять художников и режиссеров на новые подвиги.

История появления

Медуза – это одна из сестер Горгон, чудовищ, у которых вместо волос были ядовитые змеи. В поздней версии мифа, которую передал Овидий в произведении под названием «Метаморфозы», причиной появления мистических существ стала Афина.

Дело в том, что разгневанная богиня организованной войны превратила Медузу и ее сестер в чудовищ после того, как повелитель морских волн, обратившийся в птицу, овладел Медузой в храме богини – там Медуза укрывалась от преследований Посейдона. До «перевоплощения» Медуза была привлекательной девушкой с красивыми волосами.

Бог Посейдон

Однако существует и другая вариация легенды, согласно которой сестры несчастной змееволосой девушки – Эвриала и Сфено – сами захотели стать чудовищами из-за сострадания к родственнице. Они были бессмертными, тогда как Медуза погибла от меча сына Зевса – Персея. По еще одной версии горгоны были детьми Тифона и Ехидны.

Кроме того, некоторые исследователи представили собственные гипотезы по поводу чудовищ. Ученые считают, что горгоны являются духами бури и холодной зимы, которая периодически посещает Борей, находящийся на севере Древней Греции.

Медуза Горгона

Впрочем, это неудивительно, ведь от взгляда Медузы и ее сестер даже вода покрывается тонким льдом, а сами Горгоны летают по воздуху быстрее ветра. На иномирную природу родственниц указывает то, что их породили Форкис и Кето, то есть праматерь морских чудовищ и олицетворение бурного моря. А значит, Горгоны являются хтоническими чудовищами – существами, изначально олицетворяющими природную мощь земли, воплощением враждебных стихий воды и воздуха.

Другие находят во внешнем виде Горгон некую «драконоподобность». Все тело сестер покрывала крепкая, как сталь, чешуя, которую способен разрубить только меч Гермеса; их рот украшали острые клыки, а пальцы – длинные когти. Не везло человеку, которому встречались эти чудовища на пути: они разрывали плоть несчастного и пили его кровь. Некоторые считали, что горгоны убивали только мужчин. Ученые указывают на сходство Медузы с такими персонажами, как старая змеиха, которая фигурировала в славянских мифах.

Русский и советский философ Яков Голосовкер считал, что Горгоны вместе с Грайями и другими мистическими существами являются остатками доолимпийского пантеона, но в сознании греков постепенно превратились в чудовищ, чему поспособствовало воздействие «олимпийцев». Древние верили, что горгоны воплощали опасность, исходящую от далекого Запада.

Медуза Горгона в мифах

Из трех сестер только Медуза Горгона могла превращать все живое в камень. Она буквально зачаровывала собственным взглядом. Возможно, героиня древнегреческих мифов жила бы спокойной жизнью на крайнем Западе у берегов реки Океан и питалась людьми, однако Персей убил смертную Горгону.

Сыну Зевса не повезло еще с рождения. Его дед царь Акрисий получил предсказание от оракула, что суждено ему пасть от рук собственного внука. Поэтому первоначально тот не подпускал к своей дочери Данае потенциальных женихов, а когда от хитроумного Зевса у девушки родился сын, владелец короны заточил дочь и внука в ящик и выкинул в море.

Персей и Даная приплыли к острову Серифос

Деревянный ящик приплыл к острову Серифос, которым правил Полидект. Царь влюбился в красавицу Данаю, которая не отвечала ему взаимностью. Тогда правитель пожелал всеми силами добиться внимания женщины, а в ее юном сыне Персее царь видел помеху, мешающую совершить задуманное. Однажды Полидект якобы усомнился в божественном происхождении молодого человека, поэтому попросил его совершить, подобно Гераклу, подвиг и принести голову Медузы. Персей, желающий доказать правителю свою кровную связь с громовержцем Зевсом, отправился в путь.

Древнегреческий герой не справился бы с монстрами в одиночку, поэтому его героическому подвигу поспособствовали Афина и Гермес. Богиня войны подарила Персею отполированный медный щит, в котором все отражалось, словно в зеркале, а от покровителя торговли юноша получил кривой меч.

Грайи

По совету своих союзников, Персей отправился к вещим старухам Грайям (сестрам Горгон), у которых на троих один зуб и один глаз. Хитростью юноша похитил у них сокровенные вещи и обменял потом добычу на шапку-невидимку, крылатые сандалии и волшебный мешок. Помимо прочего, старухи показали ему путь к Горгонам.

Пройдя по страшным и дремучим лесам, Персей нашел убежище Медузы и ее сестер. Пользуясь своими заколдованными атрибутами, он отсек голову Медузы, положил ее в мешок и убежал от разгневанных Горгон. Так как Персей смотрел на чудовище с помощью щита, он не обратился в камень.

Персей и Медуза Горгона

Стоит отметить, что способности Медузы сохранились и после ее смерти: каждый, кто взглянул на ее отрубленную голову, превращался в бездыханную мраморную глыбу. Этим и воспользовался Персей, спасший Андромеду и уничтоживший царство Полидекта.

По легенде, во время поединка с Персеем Медуза была беременна от Посейдона. Поэтому, когда та была обезглавлена, с потоком крови вышли ее дети – крылатый конь Пегас и великан Хрисаор. Герой спрятал голову Горгоны в мешок, и во время путешествия по Ливии кровь просочилась сквозь ткань и обратилась в ядовитых змей, которые уничтожили все живое в этом жарком месте. А из потока крови, которая попала в воды, появились кораллы – об этом гласит локальная легенда.

Голова Медузы Горгоны

Бог медицины и врачевания Асклепий использовал кровь Медузы. По сказаниям, та, что текла из левой части головы, была ядовитой и убивала всех живых в мгновение ока, а другая же, вытекающая из правого полушария, спасала людям жизни.

Экранизации

Именитые режиссеры тоже восторгаются мифами Древней Греции, которые перекочевали из трудов писателей на большие экраны. Рассмотрим популярные кинематографические произведения с участием Медузы Горгоны.

Режиссер Крис Коламбус, в послужном списке которого имеются фильмы о Гарри Поттере, перенес на экраны книгу писателя Рика Риордана в картине «Перси Джексон и Похититель молний» (2010). Сюжет повествует о полубоге Перси, сыне Посейдона, который живет в современной Америке. Когда мальчик узнал о своем божественном происхождении, он столкнулся с чередой неприятностей.

Ума Турман в образе Медузы

Антагонистку Медузу Горгону сыграла любимица Квентина Тарантино – Ума Турман. Примечательно, что на эту роль пробовалась актриса Серинда Свон, однако ей отдали роль Афродиты. Кроме того, в актерский состав вошли Логан Лерман, Брэндон Т. Джексон, Александра Даддарио, Джейк Эйбел и Шон Бин.

В том же году вышел фильм режиссера Луи Летерье «Битва Титанов», который рассказывает об опасной миссии Персея – герой должен победить Аида. В актерский состав этого фильма вошли Сэм Уортингтон, Мадс Миккельсен, Джемма Артертон и Рэйф Файнс, а роль полуженщины-полузмеи исполнила Наталья Водянова. Стоит сказать, что в этой картине есть разногласия с подлинными мифами, например, по сюжету молодой герой путешествует на крылатом Пегасе, а не при помощи сандалий.

Наталья Водянова в образе Медузы

Также Горгона появлялась в сериале «Доктор Кто» и в фэнтези «Путешествие «Единорога»», где опасную женщину сыграла актриса Кира Клавелл.

Почему чудовище стало символом Дома Версаче и острова Сицилия

Голова горгоны Медузы. М.Караваджо. / Персей с головой Медузы.

Миф о горгоне Медузе неисчерпаем по своему содержанию. Этот монстр являлся в кошмарных снах не одному поколению детей, воспитывавшихся на древнегреческих мифах. Ну еще бы: чудовище, покрытое чешуей, с огромными ручищами, стальными когтями, длинными острыми клыками, извивающимися змеями вместо волос и с ужасающим взглядом, превращающим в камень любого, кто осмелился посмотреть ему в глаза. Кто на самом деле был этот зловещий монстр, и можно ли себе представить, что Зло может породить Добро и, что Красота наказуема. В этом обзоре вы сможете найти ответы на эти и другие вопросы.

Горгона Медуза. Миф о происхождении зловещего чудовища


Персей передает Афине голову горгоны Медузы. Золотая рельефная пластина.

Однако горгона Медуза не всегда была хтоническим чудовищем. Если быть точнее — Медуса (от древнегреческого — «защитница, повелительница»). Согласно преданию древнегреческой мифологии Медуза была самой красивой из троих сестер — морских дев, родители которых были боги бурного моря и пучины. Прекрасная девушка с золотистыми длинными локонами вызывала восхищение у мужчин и губительную для нее самой зависть у женщин.

Колесница Посейдона. Римская мозаика.

Сам бог моря Посейдон был очарован ею. Как-то пытаясь укрыться от его посягательств, Медуза спряталась в храме Афины, но хитрый владыка морей, обернувшись птицей, настиг девушку и насильно овладел ею. Богиня Афина, питавшая к ней неприязнь, страшно разгневалась и превратила красавицу в чудовищного монстра, покрытого толстой чешуей. По одной из версий древнего мифа лицо ее стало «широким и круглым, как львиная морда, с расширенными застывшими глазами, с густой гривой волос, вздыбленных и извивающихся, тысячами змей, с бычьими ушами, с разверстым ртом, где торчали страшные кабаньи клыки. Язык ее высовывался наружу и свисал на щетинистый подбородок».

Терракотовый горгонейон (амулет), изображающий Медузу.

Основная же версия гласит, что лицо у Горгоны было женским, с длинными клыками желтого цвета, страшными глазами, которые могли убить каждого одним лишь взглядом и волосами превратившимися в ядовитых змей.

Голова Медузы- горгоны на эгиде.

Сестры Медузы, решив разделить ее судьбу, также превратились в горгон. А по иной версии сама Афина превратила их в чудовищ, у которых«вместо волос были змеи, а вместо зубов — клыки наподобие кабаньих; руки их были из бронзы, а крылья из золота. Глаза их злобно сверкали. И кто бы ни встретился с ними взглядом, бог или человек, он обращался в камень». Но в отличии от Медузы ее сестры они были бессмертны. Желая укрыться от людей, они отправились на «край земли», и местом их обитания стал затерянный в океане остров.

Горгоны. Античная вазопись.

А среди людей стали ходить страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах и предания о том, что тот кто смог бы завладеть головой Медузы, тот получил бы священное звание «повелителя страха». Богиня Афина, так и не простившая Медузе ее неземной красоты, сподвигла на этот подвиг Персея — сына Данаи и Зевса, юношу горячего и честолюбивого. Стоило ей лишь слово молвить, и Персей опрометчиво заявил, что может добыть все: «Если нужно, то и голову Медузы горгоны».

Афина вручает Персею зеркальный щит. Автор: Бернхард Роде.

И Афина подарила ему щит, отполированный до блеска, а Гермес — бог красноречия вручил ему адамантовый серп, которым можно было отсечь голову Медузы. В пути Персей добыл крылатые сандалии, шлем-невидимку и волшебный мешок. И вооружившись серпом и щитом, одев сандалии, храбрец обезглавил спящую Медузу, глядя в блестящий медный щит на ее отражение, чтобы не встретиться взглядом с ее глазами, превращавшими все живое в камень.

Персей убивает Медузу горгону.

Затем спрятав трофей в мешок, Персей скрылся от разъяренных сестер горгоны в шлеме-невидимке. А из пролитой крови Медузы появились на свет ее дети — красавец великан Хрисаор и знаменитый крылатый белоснежный конь Пегас, любимец муз и покровитель поэтов, которые были плодом ее связи с Посейдоном. Попавшие же в воды морей и океанов капли крови Медузы стали кораллами, а капли, упавшие на земли Ливии, превратились в ядовитых змей и гидр.

Рождение Хрисаора и Пегаса из крови горгоны Медузы .

По дороге домой отважный Персей, используя отсеченную голову горгоны как грозное оружие, совершил немало подвигов. Он спас Андромеду, царскую дочь, отданную на съедение морскому чудовищу отвергнутым женихом. Спас свою мать от притязаний Полидекта, превратив его и всех его приверженцев в каменные статуи.

Персей обращает Финея в камень. (1705-1710). Автор: Ricci Sebastiano. Риччи Себастьяно.

В конце концов Персей передал отрубленную голову Медузы Афине, которую та прикрепила к своему легендарному щиту — эгиде, «горгонейону». Сама же богиня воительница стала называться не только «Горгоноубийцей», но и «Горгопой» — богиней со страшным взглядом.

Античная ваза. «Персей передает Афине голову Медузы горгоны».

И это всего лишь одна из множества версий легенды о горгоне Медузе, несправедливо наказанной за свою красоту.

Горгона Медуза, воспетая поэтами, художниками, скульпторами


Голова горгоны Медузы. Автор: Леонардо да Винчи.

Древнегреческими мифами вдохновлялись в разные времена многие художники, скульпторы, поэты и в своем творчестве обращались к этому неоднозначному образу.

Полотно «Голова Медузы Горгоны» — произведение итальянского художника Микеланджело Караваджо, выполненное на заказ кардинала Франческо Дель Монте для подношения в дар Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.

«Голова Медузы Горгоны». (1597—1598). Автор: Микеланджело Караваджо.

Приобретенный в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски послужил для Караваджо основой для натяжки холста, на котором художник попытался передать на языке живописи невыразимое, то есть запечатлеть крик, вырывающийся изо рта отсеченной головы горогоны. Художнику удалось достичь поразительной иллюзии — посредством живописных приемов. Выпуклый щит он превратил в вогнутую поверхность, на которой отрубленная голова с искаженным от ужаса лицом и злобно шипящими змеями вместо волос, вопит от боли, источая потоки крови.

Голова Медузы Горгоны. Мрамор.(1630). Автор: Джованни Лоренцо Бернини.

Прежде чем этот необычный щит был отправлен во Флоренцию, его увидели многие ценители творчества Караваджо, в том числе поэт Джамбаттиста Мариноа, который вдохновившись увиденным написал пространное стихотворное произведение, посвященное полотну, наполненное восторженных эпитетов:

«Ты победил — злодейка пала,
И на щите Медузы лик.
Такого живопись не знала,
Чтоб на холсте был слышен крик.»

Голова горгоны Медузы .(1617-1618). Автор: Питер Пауль Рубенс

Полотно Караваджо вдохновило и его ученика Питера Пауля Рубенса, который позаимствовал идею у своего учителя и написал свою картину «Голова горгоны Медузы».

Стремление художника напугать, шокировать и поразить современников своей работой, запечатлевшей отсеченную голову Медузы, достигло цели. Голова мифического чудовища, с живыми змеями вместо волос, лицом искаженным гримасой боли, глазами полными ужаса и страха перед смертью; пролитой кровью, из которой рождаются все новые и новые змеи, расползающиеся в разные стороны, потрясает зрителя до глубины души и вводит в оцепенение.

Персей с головой Медузы . (1554). Флоренция. Италия. Статуя Бенвенуто Челлини.

Голова Медузы как символ защитницы и повелительницы

В Древней Греции горгонейон, изображающий голову Медузы, превратился в популярный талисман, призванный оберегать от зла, а коралловые бусы стали служить как защитный оберег.

Бронзовый горгонейон.

С веками голову Медузы перестали изображать так ужасно, и ее образ стал ассоциироваться с доброй богиней. А горгонейон превратился в обычный декоративный элемент, украшающий многие архитектурные памятники, возведенные на протяжении долгих столетий античности и средневековья.

Голова Медузы-горгоны в архитектурном ансамбле.

Этот артефакт стал оберегать владельцев от разных напастей и прочих невзгод.
В наше время горгонейон является эмблемой Дома Версаче и присутствует в официальном геральдическом символе острова Сицилии.

Эмблема острова Сицилия.

Современный вариант горгонейона более сдержанный спокойный — змеи заменены колосьями пшеницы, показывающими изобилие острова.

Горгонейон. / Коллекция Медуза Ронданини.

Изделия Versace не только восхищают красотой, но и защищают своего обладателя от зла. Да и взгляд отвести от них так же тяжело, как и от роковых глаз Медузы.

Коллекция Le Grand Divertissement.

Попала морская дева и на звездное небо. В созвездии губителя Персея находится астеризм (группа звезд) под названием Голова Горгоны.

Созвездие Персея.

Итальянский художник Тициан в своем творчестве неоднократно обращался к древнегреческим мифам. Полотно «Наказание Сизифа» является тому подтверждением.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Древняя Медуза Горгона: 9 ужасающих фактов 540 г. до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Горгона Медуза, пожалуй, самое известное существо в греческой мифологии. Каждый хотя бы раз видел ее лицо. Будь то такие фильмы, как Percy Jackson, 2010/2013, Clash of the Titans, 1981/2010, видеоигры, такие как Assassin’s Creed и God of War, одежда Versace, телевидение и бесчисленное количество иллюстрированных книг, голова Медузы занимает особое место в современном популярном воображении.

Те, кто знаком с историей искусства, также, вероятно, видели различные интерпретации образа Медузы, от античной Медузы в храме Артемиды на Корфу до обезглавленной Медузы (1957) Караваджо. Иногда как могущественный, кошмарный злодей, а иногда как символ опасной (или бесстрашной) женственности, Медуза никогда не перестает очаровывать и вдохновлять.

 

Однако, несмотря на то, что образ Медузы так популярен, не все знают миф, стоящий за ним. Итак, вот 9 фактов, чтобы узнать все, что вам нужно знать о звере с ядовитыми змеями вместо волос и глазами с окаменевающими способностями.

 

1. Горгона Медуза была изнасилована Посейдоном
Возвращение Нептуна , Джон Синглтон Копли, ок. 1754, Музей Мет, Нью-Йорк

 

Греческая Мифология — красивое воображаемое место, если только вы не женщина, а точнее привлекательная женщина. Прежде чем превратиться в монстра, которым она была, Медуза была красивой молодой женщиной.

К ее несчастью, она была достаточно красива, чтобы стать объектом желания Посейдона. По словам римского поэта Овидия, бог моря изнасиловал Медузу в храме Афины. Однако многие ученые утверждают, что у нас нет доказательств того, что общение между Медузой и Посейдоном не было по обоюдному согласию. Действительно, греческие источники никогда не упоминают об изнасиловании Медузы. Только Овидий говорит о морском боге, насилующем молодую женщину, и не все согласны с этим переводом исходного текста.

 

2. Афина превратила ее в зверя
Медуза, приписываемая C. Painter, 575 г. до н. э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

В любом случае, Афина должна была отомстить за осквернение своего дома. Однако Посейдон был бессмертен и старше ее. Поэтому Медузе пришлось понести наказание, хотя она и была жертвой. Афина превратила Медузу из прекрасной девушки в отвратительного зверя, неспособного смотреть кому-то в глаза, не превращая его в камень.

Волосы, которые когда-то вызывали комплименты как источник ее красоты, превратились в ядовитых змей. Медуза стала горгоной.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

3. Она была одной из трех горгон
Амфора с двумя горгонами, преследующими Персея, 575–550 гг. до н. э., Лувр, Париж

 

Медуза была не единственной Горгоной. У нее было две сестры по имени Стено и Эвриала. Родителями горгон были Форкий и Кето. О двух других горгонах известно немногое, кроме того, что они были бессмертны, а Медуза — нет. Вероятно, Медуза была смертной, чтобы послужить сюжетной линии ее обезглавливания Персеем, потому что никаких дополнительных объяснений этому странному факту не дается.

 

Хотя в источниках не упоминается, как выглядели другие Горгоны, можно предположить, что их внешность была похожа на Медузу. По крайней мере, такими их изображали древние художники.

Интересно, что на многих из этих ранних изображений Горгоны появились с крыльями. Но этот вид не оставался неизменным на протяжении веков.

 

4. Внешний вид Медузы менялся на протяжении веков
Персей убивает Медузу , деталь ольпы, приписываемая художнику Амасиса, 550–530 гг. до н. э., Британский музей, Лондон

 

Существует много разных версий истории Медузы, от архаической Греции до поздней античности. Эти разные версии не только записывали разные сюжетные линии, но и предлагали различные описания внешности Медузы.

 

Библиотека Аполлодора была написана где-то во 2 веке н.э. и считается одной из канонических версий истории Медузы. Аполлодор пишет, что у горгон, среди прочего, были бивни и золотые крылья!

 

«головы, обвитые чешуей драконов, и большие клыки, подобные свиным, и медные руки, и золотые крылья, которыми они летали»
Библиотека Аполлодора

 

Терракотовая роспись горгонейон антефикс (черепица) , ок. 540 г. до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Тем не менее, описание внешности Горгоны Медузы лучше всего искать в древнем искусстве. В архаический греческий период голова Медузы была чрезвычайно популярна в качестве украшения с апотропными способностями на домах, храмах и различных предметах, включая керамику. Он был известен как горгонион и обычно представлял собой мультяшную сферическую голову с большими широко раскрытыми глазами и открытым ртом, из которого торчали язык и клыки. Горгонион был назван маской ужаса, и никто не может сказать, предшествовал ли миф горгониону или мифу о горгонионе. Стивен Уилк, написавший книгу о Медузе, считает, что горгонейон был архетипическим образом мертвых. Чтобы поддержать эту теорию, он предложил притчи из разных культур во времени и пространстве.

 

Горгона Медуза в храме Артемиды на Корфу, VI век до н. э., Археологический музей Корфу

 

Во всяком случае, голова Медузы на протяжении столетий казалась неестественно большой и круглой, напоминая Пифийскую оду Пиндара 12, где греческий поэт говорил о «прекраснощекой Медузе». Самым важным древним изображением Медузы, по крайней мере, по личному мнению автора, является изображение из храма Артемиды на Корфу, датируемое VI веком до нашей эры. Начиная с эллинистического периода художники переосмысливали Медузу как женщину с немного другими глазами и змеями вместо волос. Со временем Медуза превратилась из ужасного зверя в опасно красивую женщину, какой она известна большинству людей в изобразительном искусстве 20-го и 21-го веков.

 

5. Афина ненавидела ее
Афина-Паллада  Рене Бойвена, 16 век, Музей Метрополитена

 

Если вы думали, что Афина покончила с Медузой после того, как превратила ее в Горгону, вы ошибаетесь. Хотя она была богиней мудрости, Афина была редким примером хладнокровия и жестокости даже для греческого бога.

 

Афина затаила обиду на Медузу и не успокоилась даже после того, как наказала ее. Поэтому, когда герою Персею было поручено принести голову Медузы царю Серифоса Полидекту, Афина с радостью предложила свою помощь. В конце концов, Персей успешно убил Горгону Медузу (подробнее об этом ниже), но действительно ли он убил ее? Если мы внимательно посмотрим на миф, мы поймем, что Афина была истинным вдохновителем, но это станет очевидным в следующем разделе.

 

6. Персей взял голову Медузы
Персей убегает после того, как отрубил голову Медузе , приписывается художнику Пану, 460 г. до н.э., Британский музей, Лондон

 

Прежде чем сразиться с Медузой, Персей вооружился адамантовым серпом, кибизисом (мешком или кошельком, в который помещается голова Медузы), шлемом Аида, который мог сделать его владельца невидимым, и набором крылатых сандалий, предоставленных Меркурием. Приобретение этих предметов было непростым делом. В одиночку Персей даже близко не приблизился бы к их получению. Но герою помогла Афина. Она привела его к трем Граям, которые знали тайное местонахождение стигийских нимф. Обхитрив греев, Персей нашел нимф, которые снабдили его всеми предметами, упомянутыми ранее. Кроме того, Афина дала ему щит.

 

Персей отправился в пещеру Горгоны Медузы, где он нашел ее спящей с другими горгонами. Бесшумно приблизившись, он повернулся к монстру спиной, чтобы не смотреть прямо на нее. Вместо этого он использовал либо свой золотой меч, либо щит, который Афина дала ему в качестве зеркала, чтобы подкрасться к своей цели и обезглавить ее своим серпом.

 

Быстрыми движениями он взял голову, положил ее в сумку, воспользовался шлемом Аида, чтобы стать невидимым, и крылатыми сандалиями, чтобы улететь от преследовавших его горгон.

 

7. Она родила Пегаса
Серия «Персей: Смерть Медузы I» , Эдвард Бёрн-Джонс, 1882 г., Городская художественная галерея Саутгемптона

 

Когда Персей взял голову Медузы, нам говорят, что произошло что-то экстраординарное. Когда Медузу изнасиловал Посейдон, кажется, что она забеременела, но по какой-то причине так и не родила.

 

Следовательно, когда ей оторвали голову, из отверстия выскочили двое детей. Это были Хрисаор и Пегас. Хрисаор стал отцом трехголового (или трехтелого) великана Гериона, который в основном известен своей битвой с Гераклом. Пегас был крылатым конем и одним из самых известных мифологических существ. Так почему Горгона Медуза родила лошадь? Это должно быть связано с тем фактом, что Посейдон был, среди прочего, богом лошадей.

 

8. Персей использовал голову Медузы, чтобы нейтрализовать своих врагов
Персей противостоит Финею с головой Медузы , Себастьяно Риччи, ок. 1705–1710, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

 

Персей нес голову Медузы, чтобы подарить ее Полидекту, царю греческого острова Серифос. На обратном пути Персей столкнулся со многими приключениями, которые угрожали его жизни. Если бы не голова Медузы, он, возможно, не вернулся бы на Серифос.

 

В первый раз он использовал его против титана Атласа. Когда титан увидел голову, он окаменел, превратившись в Атласские горы в северной Африке. Вернувшись в Грецию, Персей покинул Эфиопию, где влюбился в Андромеду, которой угрожало морское чудовище Кето. Персей превратил чудовище в камень головой Медузы, а затем сделал то же самое с женихом Андромеды по имени Финей.

 

Когда он, наконец, прибыл на остров Серифос, Персей поднял голову печально известной Горгоны Медузы и убил Полидекта, который пытался жениться на матери Персея Данае против ее воли.

 

9. Афина с головой Горгоны Медузы на эгиде
Афина Паллада, Густав Климт, 1898 г., Исторический музей города Вены

 

«И теперь, чтобы устрашить своих врагов, обездвижив их страхом, богиня носит созданных ею змей, как нагрудник»
Овидий, IV.753-803

 

После того, как Персей вернулся на Серифос, его миссия была завершена. У него больше не было причин носить голову Медузы. Кроме того, теперь этим интересовалась Афина. Богиня мудрости взяла голову своего заклятого врага и поместила ее либо на свою эгиду (щит), либо на доспехи. Таким образом она присвоила силы Медузы и провозгласила свой триумф.

 

Афина, богиня цивилизации и идеализированный образец для подражания добродетельной женщины в патриархальном греческом обществе, наконец истребила угрозу опасной Медузы, символа силы природного и женского начала.

Горгоны – античные женщины

Abstract

Горгоны: трио мифологических женщин, связанных с греческой мифологией, по имени Стено, Эвриала и Медуза. Имя Медузы означает «правящая», а термин gorgos в общем означает «ужасный» и «свирепый».[1] Дочери Форкия и Кето, они не совсем люди, а обладают различной чудовищной внешностью и качествами. Они также являются сестрами Греев, мифологических женщин/существ, которых звали Дино, Пефредо и Энио. [2] Их самое раннее появление было в греческих эпических писаниях Гомера, в частности, в Илиаде , датируемой примерно 750 г. до н.э., с многочисленными ссылками на их существование, сделанными в более поздние века. [3] Именно в этот более поздний период Горгона по имени Медуза стала привлекать больше внимания в греческих писаниях, став, пожалуй, самой известной и, безусловно, наиболее упоминаемой из трех Горгон.

Древние источники

Я начну с рассказа о первых упоминаниях Горгон в греческих писаниях, а также сошлюсь на Илиаду Гомера и Одиссею . Поскольку Горгоны упоминаются в первых сочинениях, знание этой первоначальной концепции позволит мне поместить их дальнейшее развитие в более поздние века в соответствующий контекст. Я также привлеку к своему исследованию произведения Эсхила и Аристофана как популярные сохранившиеся литературные тексты, которые также отображают представление о горгонах того времени. Затем я также сошлюсь на 9-ю главу Гесиода.0007 Теогония , еще один ранний текст с изображением Горгон и Медузы. Примерно в это же время я также начну отделять свои исследования от Горгон в целом, чтобы сосредоточиться на Медузе, поскольку ее популярность и сольное присутствие в греческих писаниях росли. Я рассмотрю более внимательно мифы о Медузе и ее отношениях с другими богами, найденные в таких произведениях, как « Теогония» Гесиода и «Щит Геракла» , « Метаморфозы » Овидия, а также в «» Вергилия.0007 Энеида . Эти работы предоставят мне информацию, которую я позже использую, чтобы изобразить отличие Медузы от других горгон и рассказать о событиях, которые позволили бы ей быть более выраженной.

Происхождение горгон в мифах

Горгоны были впервые упомянуты в Илиаде Гомера и Одиссее , как упоминалось ранее. Примечательно, что как некоторые из самых ранних дошедших до нас произведений греческой литературы, Горгоны впервые появились на этом раннем этапе повествования греческой мифологии. В этих двух текстах, датируемых примерно 800–750 гг. до н. э., представлены не три Горгоны, которые станут стандартными в более позднем мифе, а только одна Горгона. Это в пределах Илиада , что Горгона была помещена на эгиду Афины (рис. 1) и изображена как «Горгона, страшная и ужасная» (Гомер. Илиада .742, пер. Батлер). В «Одиссее», датируемой примерно 725 годом до нашей эры, также представлена ​​эта особенная Горгона, сопровождаемая описанием того же типа, то есть существом, которое вселяет страх в тех, кто сталкивается с ее присутствием.[4]

Рис. 1. Керамика с изображением Афины, ок. 540 г. до н.э., Евфилет. Хотя это трудно увидеть, голова Горгоны находится в середине ее нагрудника. Источник: Викисклад

Однако образ горгон как троицы злобных существ, написанный Гомером, все еще будет увековечен в последующие века. Сам Гесиод поддержал это изображение, упомянув Горгон как «неприступных и невыразимых» (Hesiod. Her .230-5, транс. Эвелин-Уайт) в своем Shield of Herakles . Этот образ был дополнительно закреплен более поздними авторами и их произведениями, такими как Эсхил Прометей, связанный , в котором Горгоны были «ненавидимы человечеством» (Эсхил. 9).0007 Пром .798-800, пер. Смит), и в «Мире» Аристофана, где они были существами, от которых нужно было спастись.[7] Образ горгон как мерзких чудовищ сохранился даже в более поздней римской мифологии, где Горгоны были названы чудовищами Овидием в его « Метаморфозах » [8] и «гарпиями грязнокрылых» (Вергилий. Энеида .6.282, пер. Драйден) Вергилия. В то время как Горгоны часто и чаще всего передавались таким образом, о самой Медузе стали говорить вне контекста трио. Это в пределах Теогония , что Гесиод говорил о Медузе как о имевшей отношения с богом Посейдоном, братом Зевса и Аида, написав «с ней [Медузой] лежала Темноволосая на мягком лугу среди весенних цветов» (Гесиод. Тео .279-80). Действие Гесиода по помещению Медузы в мир олимпийцев, а также в жизнь героев и их деяния, как мы увидим, можно рассматривать как первый момент, когда Медуза действительно начала отделяться от двух своих сестер в мифологии. Последующие истории еще больше закрепили Медузу как самостоятельный мифологический персонаж, чья дурная слава начала расти.

Появление Медузы

Тексты Гомера и Овидия по-разному рассказывают о появлении Горгоны; хотя Гомер говорит только об одной анонимной Горгоне, а Овидий говорит о Медузе и ее сестрах. Гомер изображает Горгону ужасающей, не упоминая о какой-либо предшествующей красоте, в то время как Овидий вводит этот рассказ, прежде чем также говорить о нынешнем ужасном облике Медузы. Тем не менее, оба рассказа в тот или иной момент содержат моменты, когда Медуза подтверждается как чудовище. О чудовищности Медузы говорится во всей греческой и римской мифологии, включая различные аспекты ее внешности, которые этому способствуют. Ее первая связь со змеями появилась в 9 в.0007 Илиада , где Горгона была в паре со змеей на щите Агамемнона.[9] Отныне можно было встретить Горгону со змеями вместо волос. Позже также появляется раннее упоминание о способности Медузы окаменевать — или превращать в камень — тех, кто смотрел ей прямо в глаза. Оды Пиндара дополнительно предоставили читателю описание волос Медузы, состоящих из извивающихся и извивающихся змей, а также упоминание о том, как ее взгляд обращал людей в камень. Другие аспекты внешности Медузы включают в себя добавление крыльев к ее фигуре.

Медуза в мифе

Возможно, самым важным и широко известным мифом, в котором фигурирует Медуза, является миф о Персее, написанный Гесиодом и помещенный в его Теогонию . Это особое приключение героя Персея начинается в результате того, что он хвастается своей способностью вернуть голову Медузы и принести ее царю Серифоса Полидекту. Полидект очень хотел убрать Персея со своего пути (так как он любил мать Персея), поэтому он поручил герою вернуть эту голову. Боги Афина и Гермес также вмешались, чтобы помочь Персею, ​​который сказал ему, что ему нужно будет посетить нимф, чтобы получить определенные необходимые предметы, которые ему понадобятся для завершения квеста. Именно в этот момент в истории также участвуют сестры Горгон, Граи: украв их единственный глаз и используя его в качестве козыря, они сообщили ему местонахождение некоторых нимф, которые были в владение Шапкой Тьмы, крылатыми сандалиями и кибисис (все инструменты, которые помогут ему добиться успеха) . Именно тогда Персей пробрался к дому горгон. И в версии Пиндара, и в версии Овидия Медуза спала, когда прибыл Персей, что позволило легко обезглавить ее. Персей также смог избежать окаменения с помощью зеркала. В тот момент, когда Персей отрубил голову Медузе, возникли два существа: Хриасор и Пегас, которые были результатом соития Медузы и Посейдона – см. рис. 2.[11] Было высказано предположение, что этот конкретный аспект мифа происходит из концепции, согласно которой после изнасилования Медузы Посейдоном она образно «стала» кобылой (в результате связи Посейдона с лошадьми), и, таким образом, для нее было бы разумным дать рождение лошади, которая есть Пегас.[12] В этот миф также включены две сестры Медузы, которые, как говорят, создали погребальный плач по своей сестре, который вдохновил Афину на создание музыки для флейты. После ее смерти голова Медузы была помещена на эгиду — или нагрудник — Афины, которая, как говорят, обращала в камень врагов богов.

Рис. 2. Терракотовая статуэтка, изображающая момент после того, как Персей обезглавливает Медузу, когда появляются Пегас и Хриасор, ок. 490-470 гг. до н.э. Источник: Wikimedia Commons

В « метаморфозах » Овидия также описывается другая история о ранней жизни Медузы, до того, как она стала устрашающим существом, как позже описал ее сам Овидий. Сексуальные отношения Медузы с Посейдоном уже упоминались как, возможно, события, которые повысили ее статус в мифе, однако можно увидеть, что следующие события с участием богини Афины также внесли свой вклад. Это было после того, как Персей вернулся из своих поисков головы Медузы и из рассказа о своих приключениях, один дворянин спросил, почему только Медуза из горгон была поражена таким устрашающим видом. Персей ответил, что Медуза на самом деле была красивой женщиной, которую очень искали, пока она не была изнасилована Посейдоном в священном храме Афины. В наказание за осквернение ее храма Афина прокляла Медузу своим устрашающим видом.

Варианты мифа о Медузе

Истории Гомера, Гесиода и Овидия были не единственными, относящимися к Медузе. Вместо этого были другие, которые отклонялись от роли, которую ей отводили эти авторы, и создавали еще одну область сложности характера Медузы. Например, греческий историк Геродот, писавший в шестом и пятом веках до нашей эры, создал для Медузы другое наследие, вместо этого поместив ее в ливийский контекст как фон мифа о Персее. Овидий, писавший много столетий спустя, также связывал Медузу с Ливией и создал эпистемологию обилия змей в этом регионе: «…где голова Горгоны роняла сгустки крови, которые, оживляясь на земле, становились бесчисленными змеями» (Овидий Встретил .4.604). И Диодор Сицилийский, писавший в середине I в. до н. э., и Павсаний, писавший во II в. до н. э., также воссоздают образ Медузы. Сицилийский, возможно, исходя из происхождения имени Медузы — «правящая» — изображает ее и других горгон как амазонских королев, правящих в Северной Африке.[16] Павсаний создает очень похожую историю, однако говорит о Медузе только как об африканской королеве амазонок.

Иконография Медузы

У Медузы была долгая и сложная история до появления ее олимпийского образа. Действительно, еще до ее появления в греческих текстах она была фигурой, известной другим обществам в более ранние периоды. Такие характеристики включали ее представление как богини, которая олицетворяла мудрость ливийских амазонок, и «матери всех богов, которых она родила до того, как появились роды» (Бауэрс, 19).90, 220). Уже тогда на ее голове можно было найти змей как символы мудрости и силы, исцеления, бессмертия и деторождения.[18] Можно увидеть параллели между этими изображениями Медузы и неолитическими изображениями богинь с птичьими/змеиными аспектами внешности. Эти неолитические богини представляют собой рождение, смерть и возрождение в результате ролей птицы и змеи — например, совокупность всех владений, которые они коллективно населяют, и их различные процессы возрождения. Образы птицы и змеи встречаются на фигуре Медузы, как в виде ее крыльев, так и в виде волос[19].]

Однако есть и другие иконографические элементы Медузы, относящиеся к другим обществам и персонажам их мифологии. Это может включать ближневосточную фигуру демона Хумбабы, которую можно рассматривать как чрезвычайно похожую на фигуру Медузы. Найденный в Древней Месопотамии и в эпосе о Гильгамеше, это демон Хумбаба, обезглавленный Гильгамешем. Миф уже напоминает миф о Медузе тем, как эти двое убиты. Однако есть и другие сходства: например, их головы часто изображаются в одиночестве, наличие гримасничающего рта и двух рядов зубов внутри, а также общая поза с согнутым коленом. Пример этого конкретного элемента Хумбабы и его изображения в фигуре Медузы можно увидеть на рис. 3, датированном 580 г. до н.э.

Рис. 3. Изображение Горгоны на фронтоне храма Артемиды на Корфу. Источник: Wikimedia Commons

. Объяснения этому синкретизму можно найти начиная с конца восьмого века, или «периода ориентализации», и достигающего своего пика в седьмом, когда ассирийцы, среди которых была популярна история Гильгамеша, оказали влияние на предмет греческого искусства.[20]

Характер Медузы также можно увидеть с некоторыми качествами, которые появляются после ее истории происхождения. Например, половина крови Медузы исцеляет — так что, наряду с ее способностью окаменения, она могла бы еще и лечить. Кровь, взятая из вены слева, была ядовитой, а кровь, взятая из правой, могла вернуть мертвого к жизни. И, следуя этой линии мышления, тот факт, что голова Медузы иногда использовалась для защиты зданий в греческом и римском мире. В эту концепцию верили настолько, что изображение ее головы было даже закопано под аргосским рынком.

Таким образом, фигура Медузы может иметь множество коннотаций, выходящих за рамки контекста ее персонажа в греческой мифологии. Возможно, можно увидеть, что эта связь с другими персонажами и историями способствовала ее появлению в качестве преобладающей Горгоны, чья популярность превзошла популярность Стено и Эвриалы.

Изображения Медузы в древнем искусстве

Различные аспекты внешности Медузы, а также других горгон, также были найдены в многочисленных образцах древнегреческого искусства, причем некоторые аспекты даже предшествуют тем, что встречаются в текстах. К ним относятся наличие крыльев на фигуре Медузы, добавленное ок. 800 г. до н. э. и ее изображение с человеческим туловищем и задней частью лошади. Последнее является аспектом образа Медузы, который не был распространен в художественных изображениях ее, однако иногда возникал, и всегда в контексте мифа о Персее. Некоторые ученые предположили, что, представляя ее как лошадь за несколько мгновений до ее смерти, это представляет собой определенную степень сочувствия к смерти существа, которое было более законно приручено, как лошадь (см. рис. 4) [23].

Рис. 4. Найден на Кикладах, Греция. Изображение Персея, обезглавливающего Медузу в образе лошади, на рельефном пифосе, ок. 660 г. до н.э. Источник: Wikimedia Commons

Многогранный характер внешности Медузы, который колебался в пределах мифа, виден даже в представлениях о ее смерти. В одних она красивая женщина, а в других чудовищное существо. Это присутствует во всей ее мифологии и изображении в искусстве, где она и ее сестра представлены «отчетливо красивыми, практически неотличимыми от богинь или человеческих дев» (Топпер, 2007, 74) в одних произведениях, а в других — как монстры, которыми они были. чаще изображается как.

При взгляде на произведения греческого искусства можно увидеть появление определенной тенденции, когда Медуза очеловечивается в присутствии Персея и изображается с чудовищным лицом, когда она не в паре с героем.

Наличие таких предметов, как вазы, метопы и т. д., относящихся к тому же периоду времени, а иногда и из одного и того же места, например, две метопы, найденные в храме Аполлона в Термоне, указывает на двойственную природу характера Медузы. Как показывает Топпер, две метопы относятся к одному и тому же периоду времени, ок. 625-600 гг. до н.э. Однако там, где на одном изображен Персей, убегающий с человеческой головой Медузы, на другом метопе изображена голова горгониона в виде монстра. Хотя технически «Горгона» и «Медуза» не совсем одно и то же, Медуза — это Горгона. Поэтому вот два сильно контрастирующих изображения практически одного и того же: Медузы.[24] Это указывает на то, что, возможно, внешний вид Медузы не был статичным, а вместо этого в один и тот же период времени были предусмотрены различные вариации ее внешнего вида.

Другие общие черты фигуры Медузы в древнем искусстве включают добавление крыльев или рогов на ее голову и частые изображения ее с широко открытым ртом и высунутым языком, как показано здесь:

Рис. 5. Метопа, которая изображает бегущую Горгону, найденную в святилище в Сиракузах, ок. 620-600 гг. до н.э. Источник: Wikimedia Commons

Медуза в современном искусстве

Изображение Медузы в современном искусстве несколько отличается от ее изображений в древнем искусстве. Многие картины, скульптуры и другие формы искусства в современном мире, как правило, изображают Медузу и других Горгон в виде женщин — красивых женщин, единственными чудовищными качествами которых были крылья, иногда изображаемые на их спинах, и змеи в волосах. Например, на рис. 6 Медуза и ее сестры изображены в виде женщин с крыльями, а Персей изображен сжимающим голову Медузы.

Рис. 6. Смерть Медузы Эдварда Бёрн-Джонса (1888-1892). Источник: Wikimedia Commons

Представление Медузы в виде женщины сохранилось в искусстве эпохи Возрождения, ярко контрастируя с множеством древних художественных изображений ее как монстра. Вместо этого многие художники эпохи Возрождения, кажется, сосредотачиваются на человечности Медузы и чаще всего на моменте ее обезглавливания Персеем. Два очевидных примера этой тенденции, которые представляют многие другие произведения искусства, сосредоточенные на тех же характеристиках Медузы, — это «9» Караваджо.0007 Медуза и Челлини Персей и Медуза . На картине Караваджо Медуза изображена в сознании, хотя она была обезглавлена, что показывает, что ее способность окаменевать все еще присутствует даже в этом состоянии. Как мы видели в других древних изображениях Медузы, таких как изображения ее лошади, шокированное выражение лица Медузы может быть еще одним способом передать нам ее человечность.

Рис. 7. Медуза Караваджо, (1573-1610). Источник: Wikimedia Commons

Скульптура Челлини, в которой герой Персей держит голову Медузы, является еще одним современным изображением Медузы, которое показывает нам тенденцию современного художника сосредоточиться на обезглавливании Медузы. В этой скульптуре (рис. 8), поскольку в картине Караваджо есть определенный элемент, Медуза изображена бессильной – у Караваджо это показано через ее выражение шока, а у Челлини это показано в опущенном взгляде Медузы.[25]

Рис. 8. Персей и Медуза Бенвенуто Челлини, (1545-1554). Источник: Wikimedia Commons

Оба произведения искусства демонстрируют две манеры изображения Медузы, которые немного отличаются от ее древних изображений. К ним относятся акцент на человечность и женственность Медузы, а также змеи в волосах Медузы. Хотя оба аспекта присутствовали в древнем искусстве, они, по-видимому, гораздо более распространены в искусстве художников эпохи Возрождения. Этот тип изображения Медузы продолжается даже в современных фильмах, таких как 9.0007 Clash of the Titans (2010), в котором Медуза изображена в виде красивой женщины со змеями вместо волос, но с новым поворотом — телом змеи.

Различные порабощения Медузы

Возможно, последним способом, в котором можно увидеть рост фигуры Медузы по сравнению с ее сестрами, является приложение ценностей греческого и римского общества к ее фигуре, а также функция, которая она служила для их поддержки. Ибо можно увидеть, что Медуза была гораздо большим, чем просто иногда ужасающим, иногда прекрасным персонажем, которого Персей уничтожил. Многие ученые отмечают, что благодаря своей мифологии Медуза приобрела гораздо более широкую и сложную роль. Например, ее отношение к мужчинам, как к «объекту мужского желания и страха» (Шлуц 2015, 334). Этот особый аспект ее характера постоянно повторяется; однако это начинается с ее изнасилования Посейдоном, первого момента, когда она стала жертвой патриархального насилия. Затем следует ее смерть от рук героя Персея и ее отныне роль бестелесной и внушающей страх головы. И, в конце концов, ее персонаж снова подчиняется мужчине в ее рождении Пегаса, который по иронии судьбы дает Зевсу свое самое грозное оружие молнии. Декстер удачно резюмировал это изображение Медузы по отношению к ее более ранним представлениям следующей фразой:0005

«в то время как неолитическая Богиня является могущественным арбитром рождения, смерти и возрождения, греки превратили ее из Богини жизненного континуума в мертвую голову» (Dexter, 2010, 36).

Слова Декстера и предшествующий анализ указывают на Медузу как на чрезвычайно богатого и сложного персонажа, не только чрезвычайно ценного сама по себе, но и как потенциальное окно в греческий и римский мир.

Другие полезные ресурсы:

  • http://www.theoi.com/: отличный источник информации о греческой мифологии; от богов и богинь до мифологических существ, таких как Медуза. Веб-сайт также включает онлайн-читаемые версии древних текстов.
  • http://www.ancient.eu/Medusa/ : также полезный дополнительный источник информации о Medusa, с частью той же информации, упомянутой в этом блоге, но также и с другими, чтобы дополнить ваши знания. На этом веб-сайте также есть ссылки на страницы, посвященные другим персонажам, связанным с Медузой, таким как Пегас и Персей.
  • http://www.metmuseum.org/toah/hd/medu/hd_medu.htm?utm_source=homepage&utm_medium=banner : в этой статье на веб-сайте Метрополитен-музея приводятся примеры древних произведений искусства, на которых Медуза изображена как а также объяснение и разработка роли Медузы в древнем искусстве и греческом обществе в целом (спасибо, мисс Гарднер!).
Примечания:
1. Декстер, 2010, 1.
2. Хоу и Харрер, 1929, 108-9.
3. Декстер, 2010, 26.
4. Гомер.
Оды .635-7, пер. Батлер.
5. Morford & Lenardon, 1977, 344.
6. Howe & Harrer, 1912, 109.
7. Аристофан.
Мир .560-1, пер. О’Нил.
8. Овидий.
Мет .4.604, пер. Более.
9. Декстер, 2010, 26.
10. Декстер, 2010, 28.
11. Морфорд, 342-45.
12. Декстер, 2010, 36-7.
13. Морфорд и Ленардон, 1977, 345-6.
14. Мургатройд, 2007, 106.
15. Гесиод.
Тео .4.770.
16. Dexter, 2010, 29.
17. Dexter, 2010, 30.
18. Bowers, 1990, 220.
19. Dexster, 2010, 33.
20. Dexster, 2010, 35.
21. Мургатройд, 2007, 106.
22. Декстер, 2010, 41.
23. Топпер, 2010, 110.
24. Топпер, 2007, 74-76.
25. Баррето, Вайкул, Кромер и Фарид, nd, «Медуза в эпоху Возрождения».
26. Schlutz, 2015, 338.
Библиография:
Bowers, S. (1990). Медуза и женский взгляд.
Журнал NWSA 2(2), 217-235. Получено
        с http://www.jstor.org/
Dexter, M. (2010). Свирепое и эротическое: «прекрасная» Медуза и неолит
        Птица и змея.
Журнал феминистских исследований религии 26(1), 25-41. Получено с http://muse.jhu.edu/
Howe, George, & Harrer, G.A. (1912).
Справочник по классической мифологии . Нью-Йорк: Ф.С.
        Crofts & Co.
Morford, M., & Lenardon, Rt. (1977).
Классическая мифология . Нью-Йорк: Дэвид Маккей
        Company Inc.
Мургатройд, П. (2007).
Мифические чудовища в классической литературе . Лондон: Gerald
        Duckworth & Co. Ltd.
Топпер, К. (2010). Девы, кобылки и смерть Медузы в седьмом веке
        Pithos.
Журнал греческих исследований Vol. 130, 109-119.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *