Примеры характеристик Чацкого в комедии «Горе от ума» + цитаты ~ Проза (Школьная литература)
Пример описания-характеристики 1
Чацкий — молодой человек, дворянин, имеет 300 или 400 душ крепостных. Когда его отец, Андрей Ильич, умер, он стал жить у его друга Фамусова и воспитывался с его дочерью Софьей. Когда Александр вырос, он съехал от Фамусова и редко посещал его дом. Потом влюбился в Софью, но затем не видел её 3 года, так как захотел «объехать целый свет».
Был слух, что он лечился на кислых водах, но не от болезни, а, скорее всего, от скуки. 3 года молодой человек наблюдал, как живут за границей, какие там нравы и взгляды на жизнь. Когда вернулся оттуда, признался, что, несмотря на недостатки людей русского светского общества, «дым Отечества нам сладок и приятен!» (действие 1, явление 7).
Чацкий умён, образован, отличается независимостью взглядов. Готов служить Родине, но ему «прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2).
ВНЕШНОСТЬ ЧАЦКОГО
Грибоедов не сообщает, как выглядят герои комедии «Горе от ума», но о внешности Чацкого можно догадаться по репликам других персонажей о нём. Лиза, служанка Софьи, отзывается о нём как о приятном молодом человеке, а Фамусов как о франте (то есть модно одевающемся, следящим за своим внешним видом). Скорее всего, Александр Андреевич — стройный человек, интересующийся конным спортом (он советует своему другу Горичу ездить верхом и активно проводить время — действие 3, явление 6).
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ЧАЦКОГО
Главный герой комедии красноречив. Его страстные монологи-проповеди убедительны, но направлены они к светским людям, желающим жить только для своих удовольствий. Поэтому те, с кем он ведёт диалоги, перед кем говорит речи, отвергают его свободомыслие. Получается, что прав А. С. Пушкин, который считал, что напрасно Чацкий выступает с пламенными речами перед Репетиловым и ему подобными. Но некоторые современные критики считают, что Чацкий стремится к просвещению людей.
Чацкий любит Отечество и критикует то, что, по его мнению, мешает развитию страны. Он надеется благотворно повлиять на представителей «фамусовского общества», призвать их к деятельности на благо Отчизны, а не на получение различных благ любыми путями. Но Чацкий один против общества, поэтому получил от него «мильон терзаний» и «горе».
ПОВЕДЕНИЕ И ПОСТУПКИ ЧАЦКОГО. ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Александр воспитывался в доме Фамусова, а повзрослев, стал жить отдельно. Он полюбил Софью, но на 3 года уехал за границу, не писал ей писем, а затем явился и был удивлён её сдержанным отношением к нему. Это говорит о самонадеянности Чацкого, не понимании того, что за 3 года человек, особенно в юности, может измениться духовно.
У девушки в 17 лет уже другие мысли и интересы, чем у 14-летней. Неудивительно, что этот молодой человек с его упрёками неприятен Софье. Александр Андреевич ошибся в её способности сочувствовать его мыслям, так же как она ошиблась в Молчалине.
Софья считает Чацкого гордым, злым, завистливым (действие 3, явление 14). Все представители «фамусовского общества» осуждают Чацкого за резкость суждений. Фамусов считает его опасным вольнодумцем (действие 2, явление 2). Представляя его Скалозубу, Фамусов говорит, что он не служит, так как не находит в службе пользы. Но если бы захотел, «так был бы деловой».
По словам Фамусова, Чацкий «славно пишет, переводит» (действие 2, явление 5). Молчалин снисходительно поучает его, как обрести хорошее положение в обществе, не замечая язвительных реплик Чацкого (действие 3, явление 3). Платон Михайлович Горич рад видеть Александра Андреевича, с которым был дружен до своей женитьбы. Княгиню Тугоуховскую интересует только, богат ли Чацкий. Хлёстова осуждает его за непринуждённое поведение и смех.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗА ЧАЦКОГО НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ДЕЙСТВИЯ КОМЕДИИ
В начале комедии Чацкий — отважный и самонадеянный вольнодумец, а в конце — разочаровавшийся человек, потерявший надежду быть понятым, отверженный обществом. Он высмеивал пороки светского общества перед его представителями. Поэтому неудивительно, что они стали о нём отзываться с ненавистью и злостью.
Пример описания-характеристики 2
Александр Андреевич Чацкий — это главное действующее лицо пьесы Грибоедова «Горе от ума». Автор не пытался наделить его только положительными или отрицательными чертами. Он приблизил его к реализму, и вложил всего понемногу.
Чацкий в произведении выступает как молодой человек, но не юнец. Родители скончались, и воспитанием занимался близкий друг семьи – Фамусов. Александр Чацкий был не из бедных. Он был наследником дворянства. Чацкий рос рядом с дочерью Фамусова – Софьей, которую в последующем полюбил. Достигнув определенного возраста, Александр принял решение проживать отдельно. Герой покинул службу, потому как не любил прислуживать. Потом он поехал на несколько лет за границу, получать дополнительное образование. Чацкий говорил, что пришло новое время, где не место старым порядкам.
Александр выступает в роли умного и способного человека. Окружающие признают, что он достиг бы высот, если бы продолжал служить. Ему присуща была такая черта, как остроумие, переходящее в язвительность. После того, как он вернулся из заграницы, ему чужды стали взгляды жителей России. Его не устраивало, что люди прислуживают друг другу, выставляют себя на посмешище, дабы угождать вышестоящим начальникам. Он хотел пользоваться своими знаниями и умениями в работе. Чацкий мог открыто насмехаться над глупостью Фамусова и его окружения, ясно представляя, как обижает их этим.
По приезду домой он нанес визит Софье, рассказав ей о своих чувствах. Это говорит о нем, как о человеке пылком, страстном и романтичном. Тогда он узнал, что девушка полюбила другого, а их отношения считает ничем иным, как детскими шалостями. Это причинило Чацкому невыносимую боль. Новый фаворит Софьи относился к людям хитрым, расчетливым карьеристам, которые пойдут по головам, чтобы добиться успеха. Поэтому выбор Софьи пал именно на него.
Чацкий воплощает желания и сущность самого автора. Этот персонаж пропитан свободой личности, равноправием и честолюбием. Он разочаровался, вернувшись домой, что все осталось неизменным. Люди лишь лицемерили и обманывали, бесконечно устраивая праздники, плясы и банкеты. За это Чацкий чувствовал к ним только презрение.
Пример описания-характеристики 3
Александр Андреевич Чацкий — выходец из дворянской семьи. Рано осиротевший, он воспитывался в доме близкого друга своего покойного отца — дворянина Фамусова. Юношеские годы этот герой провел в учёбе и путешествиях. Действие комедии разворачивается с момента возвращения Чацкого в Москву. В доме Фамусова он встречает его дочь Софью. Александр всегда испытывал к ней тёплые чувства, но она затаила на молодого человека обиду, ведь Чацкий не писал ей писем.
Пока главный герой отсутствовал, девушка полюбила отцовского секретаря Молчалина. Чацкий до глубины души поражён выбору Софьи. Её возлюбленный Молчалин — человек, привыкший подчиняться, прислуживать, абсолютно не имеющий собственного мнения. Ревность и стремление открыть Софье глаза на ничтожность её избранника играют с главным героем злую шутку: девушка, которую он любил, пустила слух, что он не в своём уме, а люди того общества, в котором Александр рос и воспитывался, поверили в его сумасшествие. Чацкий вынужден, не найдя ни в ком понимания, покинуть дом, который он так любил.
Портрет: внешность, характеристика речи
Автор не даёт описание внешности Чацкого, но по отдельным репликам других персонажей об этом герое, можно догадаться, как он выглядит. Например, служанка Софьи Лиза говорит о нём, что он приятный молодой человек, а Фамусов называет его франтом (то есть человеком, следящим за модой). Скорее всего, Чацкий отличается стройным сложением, так как он интересуется конным спортом (советует Горичу ездить верхом и вести здоровый образ жизни).
Из монологов Чацкого, становится понятно, что герой обладает даром красноречия, умеет заинтересовать слушателей. Все высказывания Чацкого продуманы, логичны, вот только старое поколение дворян, среди которых находится и Фамусов, его новаторские взгляды не разделяет. Между ними и главным героем лежит огромная духовная и нравственная пропасть: у большинства дворян — закоренелое нежелание развиваться, а у Чацкого — стремление к постоянному самосовершенствованию.
Чацкий умён и остёр на язык, но его стремление высмеять недостатки окружающих не идёт ему на пользу. Никто из окружающих его людей, в силу ограниченности их умственных способностей, просто не понимает его замысловатых фраз.
Характер, поступки. Развитие образа Чацкого на протяжении действия комедии
Александр Андреевич необыкновенно умён, эрудирован, прекрасно владеет иностранными языками, разбирается в литературе, пробует заниматься сочинительством и литературным переводом. Чацкий прекрасно разбирается в людях. Он сразу видит подхалимство и желание выслужиться перед влиятельными людьми и промолчать в таких ситуациях считает непозволительным, поэтому открыто осуждает подобные действия. Чацкий отличается свободолюбием, независимостью, он готов служить любимой Отчизне, но ему «прислуживаться тошно». Своими высказываниями Александр Андреевич пугает светское общество, для которого немыслим иной уклад жизни.
Этот герой не только умён и начитан, он способен на искренние чувства, любит Софью. Но почему-то, уехав на три года за границу, Чацкий ей не писал писем, а когда вернулся, был удивлён её переменившимся отношением к нему. В этом видна его самонадеянность и непонимание того, что причиной охлаждения к нему Софьи является то, что он не писал ей. Кроме того, девушка стала старше, а в юности три года — это большой срок. Человек за это время духовно может измениться, у него появляются другие интересы. Самонадеянный герой ошибался, думая, что она будет разделять его мысли и убеждения.
Чацкий — довольно гордый человек, болезненно воспринимающий любую критику в свой адрес. Он жаждет всеобщей любви, славы и признания. Не получая всего этого, он злится и негодует. Если в начале комедии герой — самонадеянный, отважный вольнодумец, то в конце — это уже человек, отверженный светским обществом и разочарованный в том, что будет понят окружающими.
Заключение
Вообще, образ Чацкого — это, своего рода, новаторство А. С. Грибоедова. Автор в комедии «Горе от ума» показал человека, который по своим суждениям опережал своё время, а потому не был принят никем из окружающих. Главный герой комедии — это сильный духом человек, которому, возможно, не хватило немного терпения и желания свыкнуться с обстановкой вокруг. Впрочем, свободолюбие Александра Андреевича никогда бы не позволило ему этого сделать.
Цитаты Чацкого
- Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
- Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- Свежо предание, а верится с трудом.
- Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле?
- Кто служит делу, а не лицам…
- О! если б кто в людей проник: что хуже в них? душа или язык?
- Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.
- Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют — и вот общественное мнение!
- Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.
- Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
- А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?
- Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить, — а беды медленьем не избыть.
- Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь,
Он сразу видит подхалимство и желание выслужиться перед влиятельными людьми и промолчать в таких ситуациях считает непозволительным, поэтому открыто осуждает подобные действия. Чацкий отличается свободолюбием, независимостью, он готов служить любимой Отчизне, но ему «прислуживаться тошно».
Своими высказываниями Александр Андреевич пугает светское общество, для которого немыслим иной уклад жизни.
Этот герой не только умён и начитан, он способен на искренние чувства, любит Софью. Но почему-то, уехав на три года за границу, Чацкий ей не писал писем, а когда вернулся, был удивлён её переменившимся отношением к нему. В этом видна его самонадеянность и непонимание того, что причиной охлаждения к нему Софьи является то, что он не писал ей. Кроме того, девушка стала старше, а в юности три года — это большой срок. Человек за это время духовно может измениться, у него появляются другие интересы. Самонадеянный герой ошибался, думая, что она будет разделять его мысли и убеждения.
Чацкий — довольно гордый человек, болезненно воспринимающий любую критику в свой адрес. Он жаждет всеобщей любви, славы и признания. Не получая всего этого, он злится и негодует. Если в начале комедии герой — самонадеянный, отважный вольнодумец, то в конце — это уже человек, отверженный светским обществом и разочарованный в том, что будет понят окружающими.
Заключение
Вообще, образ Чацкого — это, своего рода, новаторство А. С. Грибоедова. Автор в комедии «Горе от ума» показал человека, который по своим суждениям опережал своё время, а потому не был принят никем из окружающих. Главный герой комедии — это сильный духом человек, которому, возможно, не хватило немного терпения и желания свыкнуться с обстановкой вокруг. Впрочем, свободолюбие Александра Андреевича никогда бы не позволило ему этого сделать.
Цитаты Чацкого
- Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
- Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- Свежо предание, а верится с трудом.
- Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле?
- Кто служит делу, а не лицам…
- О! если б кто в людей проник: что хуже в них? душа или язык?
- Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.
- Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют — и вот общественное мнение!
- Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.
- Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
- А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?
- Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить, — а беды медленьем не избыть.
- Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.
- Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли.
- А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных.
- Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
- Послушай! Ври, да знай же меру.
- И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
- Хорош! Пустейший человек, из самых бестолковых.
- Мне в петлю лезть, а ей смешно.
- Судьба любви — играть ей в жмурки.
- Я езжу к женщинам, да только не за этим.
- Я странен, а не странен кто ж?
- Тот, кто на всех глупцов похож
- А впрочем, он дойдёт до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных..
- Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
- Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!
Образ Чацкого — презентация онлайн
1. Образ Чацкого
Подготовили:Елисеева Ангелина
Пешкова Мария
Реброва Дарья
Усачёв Иван
2. Значение имени и фамилии
• Александр Андреевич Чацкий центральная фигура комедии.• Имя и отчество Чацкого Александр Андреевич в переводе с греческого языка
означает «мужественный
защитник».
• Фамилия героя первоначально
звучала Чадский.
• Во-первых, можно предположить
связь со словом «чад» — дым, от
которого можно задохнуться.
• Во-вторых, в фамилии Чацкий
угадывается фамилия Чаадаев.
Их судьбы схожи, они оба были
объявлены сумасшедшими.
3. Кто такой Чацкий?
• — молодой дворянин, владеющий300-400 крепостными крестьянами
• «- имел душ сотни три.

• — сын покойного друга Фамусова
Андрея Ильича Чацкого
• — после смерти родителей
воспитывался в доме Фамусова
• — уезжал в Европу «ума искать»
• — вернулся после трехлетнего
скитания в Москву
• «…Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков…»
• — член Английского клуба, в котором
состоят богатые, знатные дворяне:
• «…Потом, подумайте, член
А́нглийского клуба…»
Грибоедов не описывает внешность Чацкого. Она совершенно не важна и
не играет существенной роли в понимании образа героя.
Характер Чацкого сложный и неоднозначный. Грибоедов наделяет
Чацкого как положительными, так и отрицательными качествами.
Автор не идеализирует Чацкого, показывая его заблуждения и слабые
стороны.
Положительные качества
Отрицательные качества
Умный, образованный, постоянно
стремящийся к самосовершенствованию,
«алчущий познаний»
Надменный, язвительный, критичный, всех
высмеивающий, бескомпромиссный, резкий,
порывистый, вспыльчивый
Чувствительный, пылкий, искренне
влюбленный, заботливый
Слепой от люби, руководимый страстью,
самоуверенный, гордый, ревнивый, раздражительный,
бестактный, гневный
Честный, правдивый, открыто
высказывающий свое мнение
Грубый, бесцеремонный, резкий, прямолинейный,
неразборчивый в выражениях
Свободомыслящий, смелый, независимый от
общественного мнения
Страдающий максимализмом, которой проявляется во
всём его поведении
Принципиальный, не отказывающийся от
своих мыслей и идеалов
Неуправляемый, не может совладать со своими
эмоциями, со своим возмущением.

«ум с сердцем не в ладу».
Патриотичный, человек прогрессивных
взглядов, волнующийся о процветании
родины, желающий служить на пользу
отечества
Все герои высоко оценивают ум Чацкого.
Лиза так говорит о Чацком:
«Кто так чувствителен, и весел, и остер,
как Александр Андреич Чацкий!»
Софья поддерживает мнение Лизы:
«Остер, умен, красноречив,
в друзьях особенно счастлив…»
При этом Софья считает Чацкого язвительным,
насмешливым и резким,
«…который свет ругает наповал»,
«Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить»,
«.. вы жёлчь на всех излить готовы».
Фамусов полностью признает ум Чацкого, но боится его взглядов,
суждений и считает его резкий ум опасным.
«Жаль, очень жаль, он малый с головой;
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…»
Фамусов боится, что Чацкий «вольность хочет проповедать», и
не признает властей.
«Ах ! боже мой! он карбонари!» «Опасный человек!»
7.

пылкой, благородной душой,
но при этом язык его острый и
обладает едкой желчью.
• Его речь смелая, обличительная.
Его гневные монологи внушают
страх обществу.
Софья говорит о Чацком:
«Случалось ли, чтоб вы, смеясь?
или в печали? ошибкою?
добро о ком-нибудь сказали?»
• «Не человек, змея!»
8. Любовный конфликт Чацкого, отношение к Софье Фамусовой
• Чацкий искренне влюблён в Софью.Из-за Софьи он вернулся в Москву.
«Чуть свет уж на ногах!
и я у ваших ног»
«Спешу к вам голову сломя»
«И все-таки я вас без памяти
люблю»
• Ради любимой Чацкий готов на все.
«Велите ж мне в огонь: пойду как
на обед».
• Благородный, переживает,
оказывает помощь при обмороке.
• Его любовь слепа, Чацкий видит внешние перемены в Софье:
«как Софья Павловна похорошела», но не хочет верить в то, что Софья к нему
равнодушна.
• Он самоуверен, настойчиво требуя признания.

«Не влюблены ли вы? Прошу мне дать ответ…»
• Ревнивый, раздраженный. Весь ум и все силы Чацкого уходят на разгадку
имени соперника.
«Дождусь её и вынужу признанье: кто наконец ей мил? Молчалин?
Скалозуб?»
• Чацкий страдает и называет свое чувство сумасшествием: у него
«ум с сердцем не в ладу».
• Любовь поглотила Чацкого, он сходит с ума от любви. Чацкий сам говорил о
своем состоянии:
«От сумасшествия могу я остеречься; пущусь подалее – простыть,
охолодеть».
• Узнав правду, Чацкий взбешен выбором Софьи
«Слепец! я в ком искал в награду всех трудов! Спешил! … летел! дрожал!
А вы! о боже мой! кого себе избрали?».
В любовном деле Чацкого постигла неудача. Софья предпочла ему
другого. Личную драму Чацкого осложняет социальный конфликт.
11. Социальный конфликт. Столкновение Чацкого с обществом.
• Чацкий вступает в борьбу с фамусовским обществом.Критикует все старые, «отжившие» порядки.
«Дома новы, но предрассудки стары».

Он клеймит «век минувший»:
«Прямой был век покорности и страха».
• Чацкий презирает ложь и лицемерие
«…тем, кто выше, лесть, как кружево, плели».
• осуждает тех, кто «берет лбом», «гнет шею» перед
сильными мира сего.
• Чацкий не боится общественного мнения, не
признает авторитетов. «Отечества отцы» для
Чацкого – не образец для подражания.
• он изобличает тех, кто «богат грабительством»,
«прожигает свою жизнь в пирах и мотовстве»
В своих монологах Чацкий осуждает нравственные и
социальные пороки «века минувшего»:
• раболепство
«У покровителей зевать на потолок, явиться
помолчать, пошаркать, пообедать,
подставить стул, поднять платок»
• чинопочитание
«Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
когда-то укрывал, расшитый и красивый, их
слабодушие, рассудка нищету…»
• родственные связи
«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве..»
• подражание иноземцам
«Чтоб истребил господь нечистый этот дух
• Пустого, рабского, слепого подражанья…»
• бесчеловечность крепостного права
(обмен слуг на борзых трех собак)
• гуманность, уважение к простому человеку,
• свободу мысли,
«Да и кому в Москве не затыкали рты обеды, ужины и танцы?»
• службу делу, а не лицам,
«Служить бы рад.

• Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание
науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре,
к просвещению.
«Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний…»
• Чацкий полон искреннего патриотизма.
Смысл жизни он видит в служении народу, Родине.
«Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
хотя по языку нас не считал за немцев».
14. Психологический портрет Чацкого на протяжении всего произведения
• В начале комедии Чацкий выглядит спокойным,уверенным в себе человеком. Он рад возвращению
на родину.
«И дым Отечества нам сладок и приятен»
Счастливый, влюбленный, веселый, он спешит на
крыльях любви, полный надежд.
• Затем, после холодной встречи с Софьей, Чацкий
становится ревнивым, беспокойным, резким, грубым,
нетерпеливым. Неясность не дает покоя влюбленному
Чацкому. Сомнения и ревность изводят его:
«Я странен, а не странен кто же?» Состояние
неопределенности в жизни приводит Чацкого в
неистовство, у него «ум с сердцем не в ладу».

• На балу в доме Фамусова Чацкий проявляет
неуравновешенность души и ума. Он сломлен, его
поведение противоречит здравой логике. Он
выставляет себя посмешищем, которого все избегают.
Чацкий чувствует себя чужим, одиноким, испытывает
«мильон терзаний». Он полон разочарования:
«Чего я ждал? «Что думал здесь найти?»
Чацкий принимает решение «искать по свету,
где оскорбленному есть чувству уголок».
15. Чацкий: победитель или побеждённый?
Однозначно ответить на этот вопрос невозможно.
Сущность Чацкого меняется на протяжении всего
произведения.
В любовном деле Чацкий потерпел неудачу.
Софья не только не ответила Чацкому взаимностью, но и
публично оклеветала его, объявив сумасшедшим. Его
возлюбленная предпочла другого.
В социальном конфликте Чацкий не одержал явной
победы над фамусовским обществом. Никто не встал на
его сторону, не поддержал его. Чацкий остался в
одиночестве и был вынужден покинуть Москву.

чести, он до конца остался верен своим принципам и
убеждениям. Чацкий одержал нравственную победу над
фамусовским обществом.
В пьесе упоминается, что у него есть единомышленники.
Например, князь Фёдор и двоюродный брат полковника
Скалозуба, который оставил блестящую карьеру и уехал в
деревню. Придёт время, и эти люди изменят ход истории
России. С этой точки зрения его можно рассматривать
как победителя.
Как ваш разум справляется со смертью любимого человека — Центр горя и потери
Когда умирает любимый человек, ваш мозг пытается решить проблему.
После того, как любимый человек скончался, меня не покидало ощущение, что я не знаю, где он.
Это грызло меня. Сколько себя помню, я знала, где его найти: дома, на работе, в командировке или в отпуске. Теперь, хоть я и знала, что он ушел, мой разум продолжал пытаться поместить его где-нибудь в мире, но ничего не получалось.
Оказывается, это обычное явление, когда люди пытаются пережить смерть близкого человека. Эксперт по горю и нейробиолог Мэри-Фрэнсис О’Коннор сравнила это с паническим «всплывающим окном в мозгу», которое возникло бы у родителей, если бы они потеряли своего ребенка из виду в торговом центре.
«То, что мы когнитивно знаем, что человек умер, не означает, что эти всплывающие окна не будут появляться в течение долгого времени, пока ваш мозг узнает, что это совершенно новый мир», — О’Коннор, доцент кафедры клинической медицины. психологии в Аризонском университете, рассказал СЕГОДНЯ.
«Часть связанных отношений — это желание найти человека, когда он отсутствует, и это становится просто фоном повседневной жизни».
О’Коннор — автор новой книги «Скорбящий мозг: удивительная наука о том, как мы учимся на любви и утрате», в которой она объясняет, как выглядит горе с точки зрения «маленького серого компьютера» в наших головах. .
Вот некоторые из ее выводов об этом очень универсальном опыте человеческого страдания:
Скорбь — это своего рода обучение Когда умирает любимый человек, ваш мозг пытается решить проблему, — сказал О’Коннор. Он всегда пытается предсказать, что произойдет дальше, поэтому, учитывая, что вы целуете своего супруга на прощание каждый день, когда он уходит на работу, ваш мозг привык предсказывать, что он уйдет на несколько часов, а затем вернется снова.
«Если вы женаты уже много лет, и однажды утром вы просыпаетесь, а вашего мужа или жены нет рядом с вами в постели, то предположение о том, что они ушел навсегда», — отметила она.
«Значит, мозг должен обработать тот факт, что этот человек не вернется, и тогда что это значит для вашей жизни? Это означает, что мы не будем путешествовать, когда выйдем на пенсию вместе или мой ребенок останется без второго родителя. Требуется много времени, чтобы понять, как это будет работать».
Горе отличается от депрессии Горе связано с отчаянным желанием вернуть любимого человека и желанием, чтобы все было так, как раньше, сказал О’Коннор. Основным чувством горя является тоска по конкретному человеку в качестве ее объекта.
Депрессия более «глобальна» и не связана только с умершим человеком, отметила она. Вы чувствуете, что в мире что-то не так, что люди не любят вас или что вы недостаточно делаете. Даже возвращение умершего человека не могло облегчить депрессию.
Стойкость — наиболее типичный образец горяБольшинство из нас запрограммировано пережить это очень трудное время и восстановить осмысленную жизнь, особенно при поддержке, как показали исследования.
«Мы видим, что, хотя люди испытывают боль и печаль, большинство из них никогда не достигают точки, когда они не могут выйти на работу или не могут приготовить ужин для своей семьи», — сказал О’Коннор.
Знаменитые пять стадий горя — отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие — теперь считаются старой, устаревшей моделью, потому что не все люди проходят их все или в таком порядке, добавила она.
Меньшая часть людей — около 10 % — испытывает осложненное или продолжительное горе, когда тяжелые симптомы сохраняются не менее шести месяцев и мешают повседневной жизни. Но у горя нет ограничений по времени, сказала О’Коннор, поэтому она беспокоится, что это состояние может быть неправильно диагностировано, когда люди ошибочно принимают типичное горе, которое сопровождается большим страданием, за более серьезное расстройство.
«Смерть близкого человека — это событие, изменившее нашу жизнь, которое мы несем с собой навсегда», — сказала она.
Вашему мозгу требуется время и опыт, чтобы понять потерюКогда любимый человек умирает, вашему мозгу необходимо обновить виртуальную карту мира, пишет О’Коннор в своей книге. Это не происходит в одночасье, а благодаря постоянному переживанию мирских мелочей, которые вы делаете день за днем без вашего супруга. Через месяц «вы узнаете, что он не приходил на завтрак 31 раз», — пишет она.
Нет ничего волшебного в 31 дне, горе длится намного дольше, но этот месяц начнет обновлять ваш «маленький серый компьютер».
Когда О’Коннор испытала горе в своей жизни, она держала на кухне записку, которая гласила: «Готовь. Чистый. Работа. Играть в.» Это помогло ей напомнить об основных сторонах жизни и не возлагать больших надежд на то, что она может сделать.
Это означает быть гибким в том, как вы реагируете на любые возникающие эмоции, сказал О’Коннор.
«Иногда, когда эта волна горя сбивает с ног, уместно просто рухнуть на кухне и плакать, раскачиваться взад-вперед и просто очень расстраиваться», — заметила она.
«В других случаях имеет смысл сказать себе: «Я так расстроен из-за этого, и мне действительно нужно отвезти детей в школу». Мне просто нужно выйти из этой кухни, сесть в машину и сосредоточиться на вождении». Вы должны найти способ перенести с собой отсутствие любимого человека таким образом, чтобы это также позволило вам вести осмысленную жизнь.
Ваш любимый человек не ушел — он в вашем мозгу «Вы никогда его не забудете. Они всегда будут с вами и будут влиять на вашу жизнь, на то, что вы делаете и что вы цените», — сказал О’Коннор.
Когда нейробиологи изучают мозг людей, состоящих в любовных отношениях, они видят изменения в нейронных связях и в том, как в мозгу укладываются белки.
«Физическая проводка нашего мозга меняется, когда мы создаем эту связь с другим человеком, и этот опыт не исчезает — он постоянно закодирован в нашем мозгу», — сказал О’Коннор.
«Я любил этого человека, мой собственный физический мозг другой, поэтому я ношу их буквально в своем мозгу. Я нахожу это очень утешительным».
______
Эта статья была опубликована СЕГОДНЯ .
победитель или побежденный
Конфликт в пьесе Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: социального и личного. Будучи честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым человеком, главный герой Чацкий выступает против фамусовского общества. Его драма усугубляется чувством горячей, но безответной любви к дочери Софьи Фамусовой.
Еще до выхода Чацкого на сцену мы узнаем от Лизы, что он «и чуткий, и веселый, и острый». Чацкий взволнован встречей с Софьей, обескуражен ее холодным приемом, пытается найти в ней то понимание, которое, по-видимому, было прежде. Между Чацким и Софьей происходит в какой-то мере то же самое, что между Софьей и Молчаливым: он любит не ту Софью, которую видел в день приезда, а ту, которую выдумал. Поэтому возникновение психологического конфликта неизбежно. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно понять, почему Софья его не любит, потому что его любовь к ней ускоряет «всякое сердцебиение», хотя «весь мир казался ему пылью и суетой». Чацкий оказывается слишком прямолинеен, не допуская мысли, что Софья может полюбить Молчаливого, что любовь не повинуется разуму. Невольно он давит на Софью, вызывая у нее неприязнь. Чацкого можно оправдать его ослеплением страстью: его «ум и сердце расстроены».
Психологический конфликт перерастает в публичный конфликт. Чацкий, взволнованный встречей с Софьей, обескураженный ее холодным приемом, начинает говорить о том, что близко его душе. Он высказывает взгляды, прямо противоположные взглядам фамусовского общества. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая «Нестора благородных злодеев», променявшего своих верных слуг на трех борзых; его тошнит от отсутствия свободы мысли в дворянском обществе:
А кто в Москве не заткнул рот Обеды, ужины и танцы?
Он не признает чести и холопства:
Кому нужны: тем спесь, они в пыли лежат, А для тех, кто выше, лесть, как кружево, соткана.
Чацкий полон искреннего патриотизма:
Поднимемся ли мы вновь от чужеземной моды?
Чтоб народ наш умный, весёлый
Хотя по языку нас немцами не считали.
Он стремится служить «делу», а не отдельным лицам, он «рад бы служить, служить тошно».
Общество обижается и, обороняясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Характерно, что именно Софья положила начало этому слуху. Чацкий пытается открыть Молчалину глаза, Софья боится правды:
Ой! Этот человек всегда
Вызывает у меня ужасное разочарование!
В разговоре с мистером N она говорит: «Он не в своем уме». Ей легче, ей приятнее объяснять язвительность Чацкого безумием любви, о котором он сам ей говорил. Ее невольная измена становится уже преднамеренной местью:
Ах, Чацкий! Ты любишь всех наряжать шутами, На себя примерить приятно?
Общество единодушно приходит к выводу: «безумный во всем…» Чацкий, сумасшедший, обществу не страшен. Чацкий решает «осмотреть мир, где есть уголок у обиженного чувства». И. А. Гончаров так оценивает финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ему смертельный удар качеством новой силы». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он только освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло нерушимость его устоев. Софья говорит: «Я сама стыжусь стен!»
Горе от ума — одно из величайших драматических произведений. Знаменитая комедия Грибоедова была создана через несколько лет после окончания Великой Отечественной войны и незадолго до этого. Главный вопрос, который волнует литературоведов и критиков по поводу этого творения: «Кто такой Чацкий — побежденный или победитель?»
Отцы и дети
Когда Грибоедов задумал создать комедию, впоследствии вызвавшую резонанс в культурной жизни России, в обществе произошел значительный подъем, который был вызван прежде всего явным расколом среди представителей дворянства. Главный герой пьесы стал олицетворением живого ума и прогрессивных устремлений, особенно заметных на фоне устаревших патриархальных нравов, приверженцами которых являются другие персонажи. В комедии автор изобразил борьбу поколений. Для того чтобы написать сочинение на тему «Чацкий: побежденный или победитель?», необходимо разобраться в социальной ситуации, сложившейся в России в двадцатые годы девятнадцатого века.
Зарождение движения декабристов
Огромное влияние на мировоззрение молодых дворян оказали французские просветители, многие из которых стали членами тайных обществ. Зачастую дискуссии на политические темы ничем не заканчивались. Однако из особо рьяных молодых людей сформировалось оппозиционное движение. Действия декабристов, а именно так назывались наиболее активные участники тайных организаций, привели к трагедии. 14 декабря 1825 года произошло восстание. Многие члены обществ были сосланы в Сибирь. Главные зачинщики были казнены.
Революционные идеи
Как эти события могут помочь ответить на вопрос: «Кто такой Чацкий — победитель или побежденный?» Композиция «Горе от ума» была задумана автором за пять лет до восстания. Комедия о молодом образованном человеке, который беззаветно любит девушку, критически относится к московскому обществу и, главное, не понят окружающими. Дело в том, что Чацкий — представитель того самого молодого поколения дворян, среди которых было так много противников старого реакционного строя. Он воплотил в себе лучшие качества декабристов, выразил свой взгляд на общественный строй, царивший в России, отчего в какой-то мере пострадал.
Единственным представителем младшего поколения дворянства в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Побежденный или победитель герой Грибоедова? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Чацкому противостоял автор т. н. Ему противостоит не только мировоззрение одного-двух персонажей, но и весь образ жизни, набор предрассудков и привычек.
Грибоедов и его современники
Как написать работу на тему «Чацкий — победитель или побежденный?» Сочинение на тему, вызвавшее когда-то много споров в московском обществе, доставляет немало проблем и современным школьникам. Прежде всего нужно иметь представление о том, как восприняли пьесу современники. Комедия была запрещена на некоторое время. Тогда жители столицы увидели его в цензурированном виде. В оригинале комедия произвела неизгладимое впечатление на театральную публику. В спектакле впервые были подняты крайне острые вопросы. К тому же такого героя, как Чацкий, в русской драматургии раньше не было.
Идеи революционного героя
Для того чтобы понять, в чем уникальность образа, созданного Грибоедовым, следует обратить внимание на то, что комедия затронула важнейшие вопросы воспитания и образования. Автор поднял тему гражданского долга, высказал свое мнение о верном служении Отечеству. И все это он делал с помощью главного героя. Именно в уста Чацкого он вкладывал свои мысли, с его помощью высказывал передовые взгляды на окостенение общества. Единственный герой, осознающий необходимость радикальных социальных перемен, — это Чацкий. Побежденный или победитель в этом споре, имеющем в комедии весьма скрытый и сатирический характер, не столь важно. Чацкого не понимают Фамусов, Софья и другие персонажи. Это судьба каждого человека со свежими идеями. Особенно, если эти представления расходятся с привычным образом жизни. Героям комедии легче принять Чацкого за сумасшедшего, чем прислушаться к его словам. И в глазах этого общества он всегда будет побежден.
Общество Фамусов
В доме Фамусов царит ложь и лицемерие. Они настолько прижились здесь, что почти все построено на них. Фамусов поучает дочь о чистоте нравов и ставит ей в пример свой монашеский образ жизни, несмотря на то, что за пять минут до этого флиртовал с Лизой. Молчалин изображает перед Софьей влюбленного мужчину, в то время как в его душе остается место только для честолюбивых мыслей. Дочь Фамусова умеет видеть ложь, но не хочет этого делать, так как жить в фамильярной лжи комфортнее и спокойнее. И на этом фоне ярко выделяется в мире лжи и лицемерия Победитель или побежденный герой? Чацкого вдохновляют новаторские идеи. Он готов пойти против общества во имя своих идеалов. Но лицемерие настолько укоренилось в образе жизни Фамусова и его окружения, что любой спор о правде и чести может привести только к поражению.
Софья и Молчалин
В основе произведения история любви. Когда Чацкий узнает, что Софья предпочла его близкому, но крайне целеустремленному Молчалину, начинает развиваться социальный конфликт, а вместе с тем раскрывается и характер главного героя. На вопрос, кто Чацкий победитель или побежденный, Грибоедов не дает ответа. Зрители формируют мнение о герое по ходу спектакля. Их возмущают заблуждения Софьи, девушки, не лишенной благородных душевных качеств, но неспособной полюбить Чацкого, так как он оказывается слишком чужим в ее окружении.
Обман Молчалина кажется грубым и очевидным. Но секретарь Фамусова в начале пьесы предстает обманщиком только в глазах главного героя. Софья не видит лжи благодаря своему воспитанию, французским романам, которые она жадно читает, и нежеланию принимать всерьез правдивые и острые слова, которые произносит Чацкий. В характеристике героя его отношение к Софье не имеет большого значения. Но именно благодаря противопоставлению героя услужливому Молчалину становится ясен ответ на главный вопрос, поставленный автором произведения о комедии «Горе от ума». Кто такой Чацкий? Победитель или проигравший? Ответ таков: в вечном споре о лжи и правде может победить только этот персонаж. Он не заискивает перед высокопоставленными лицами, не уподобляется Молчалину. Он остается самим собой даже тогда, когда его отвергает Софья, которую он любит с детства. И хотя общество Фамуса не принимает его взглядов, предпочитая и дальше довольствоваться ложными доводами, Чацкий не меняет своих взглядов. Дальнейшая судьба персонажей зрителю неизвестна. Но можно только догадываться, что ложный мир рано или поздно будет разрушен.
Вон из Москвы!
Чацкий озабочен социальными проблемами. Он осознает ужас крепостного права, в котором уничтожается всякая искренняя мысль. Молчалин чувствует себя комфортно в таком обществе. Чацкому в нем нет места, и он уходит.
А если рассматривать конфликт с внешней точки зрения, то ответ на вопрос: «Кто такой Чацкий в комедии? Победитель или проигравший? кратко можно сказать так: он не смог бороться за свои идеалы до конца, а потому проиграл. Чацкий ушел, оставив Фамусовых в недоумении и раздражении. Настоящий победитель должен был остаться и выставить более существенное противодействие реакционного общества.Хотя,может быть,столкновение взглядов,изображенное Грибоедовым,было первым толчком к серьезной революционной деятельности,а прототипом Чацкого был один из будущих участников оппозиционного движения?Но вопрос,был ли герой Грибоедова декабристом это тема другой статьи.
Русская классическая литература знает немало героев, вокруг которых не утихают споры. К ним относятся Раскольников из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, Базаров из «Отцов и детей» И. С. Тургенева, Евгений Онегин из одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. Всех этих персонажей объединяет то, что их невозможно охарактеризовать только одним образом: они ни положительные, ни отрицательные, потому что они действительно живые, а потому сочетают в себе и то, и другое. Сегодня мы поговорим о таком герое, как Чацкий. Побежденный или победитель — кто он, главный герой комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума»?
Кратко об истории создания произведения
Великая комедия в стихах родилась в далёком 1825 году. Это время, когда она впервые была опубликована. Непосредственное ее написание пришлось на 1822-1824 годы. Причина создания этого произведения, в стиле классицизма с добавлением еще новых для литературы элементов реализма и романтизма, оказалась значимой, и сегодня она четко прослеживается в сюжете.
Дело в том, что, вернувшись в 1816 году из-за границы в Петербург, Грибоедов был поражен преклонением русского общества перед французами. На одном из светских мероприятий Александр Сергеевич не выдержал и разразился пламенной обвинительной речью, из-за чего прослыл сумасшедшим. Именно этот слух послужил толчком к созданию «Горя от ума», автор которого пожелал отомстить высшему свету.
Изначально комедия называлась «Горе разуму», но в ней отсутствовала сцена с объяснением Молчалина и Лизы, а также ряд других эпизодов. В 1825 г. в альманахе «Русская Талия» был опубликован первый фрагмент — 7-10 актов первого явления, которые подверглись цензуре. Основным текстом, оставшимся потомкам, является тот, что был оставлен Грибоедовым в 1828 г. перед поездкой на Кавказ в Петербурге с другом Ф.В. Булгарин.
Сегодня эта авторизованная рукопись называется Булгарин. В КАЧЕСТВЕ. Грибоедов трагически погиб в 1829 году.в Тегеране. Это означает, что авторская рукопись произведения не сохранилась. Попытки найти ее в Грузии в 1940-х и 1960-х годах закончились неудачей. Кстати, полное издание произведения без сокращений и исключений появилось в России, по одним источникам, в 1862 г., по другим — в 1875 г.
Сюжет
Для того чтобы ответить на вопрос, кто такой Чацкий , побежденный или победитель, необходимо вспомнить сюжет комедии, ее героев и основные поворотные моменты. Краткое содержание четырех действий комедии таково: сначала читатель знакомится с домом Павла Афанасьевича Фамусова, чиновника, управляющего казенным местом. Вот служанка Лиза, с которой заигрывает Павел Афанасьевич, дочь Фамусова Софья и Молчалин, его секретарь. Между двумя последними существует связь, которую отец не одобряет: он велит секретарю узнать свое место, уйти из покоев молодой девушки и быть благодарным за предоставленное место и чин.
Привычный ход жизни нарушает приезд Александра Андреевича Чацкого, молодого человека, который раньше был влюблен в Софью, но потом ушел скитаться. Как оказалось, он до сих пор питает чувства к дочери Фамусова и, не зная, что она влюблена в Молчалина, постоянно подшучивает над последним. Этот любовный треугольник будет управлять действием всей комедии. Девушка будет той, кто разнесет весть о безумии Чацкого, и все примут ее за чистую монету, ведь на протяжении всей комедии главный герой будет говорить людям правду в их глазах, раскрывать пороки и разоблачать недостойное поведение светских общество.
В результате Чацкий поймет, что Софья любит Молчалина — этого недостойного, готового на все ради повышения по службе, подлеца. И именно она, та, которую он любил, распустила о нем нелепый слух. Обманутый в своих ожиданиях и словно вдруг прозревший, Чацкий садится в карету и уносится прочь от лицемерного московского общества — в поисках такого уголка мира, «где у обиженного чувства есть уголок».
Образ Чацкого
Кто такой Чацкий? Побежденный или победитель? Выяснить это невозможно без анализа всех характеристик главного героя. Это человек положительно умный, острый на язык, наблюдательный, деятельный, остроумный. Но его способность широко мыслить в итоге сыграла против него, о чем свидетельствует название произведения. Вне зависимости от того, какой Чацкий в финале (побежденный или победитель), у него не отнять, что он честен и умеет искренне любить.
Александр Андреевич видел мир, учился, читал много книг, даже познакомился с министрами, но с ними расстался. Фамусов отмечает, что пишет и переводит хорошо. Смелый, открытый, правдивый, Чацкий — «новый человек», способный положить все свои силы и средства на алтарь борьбы за идею. В этом философия героя была очень похожа на жизненную позицию его создателя — Александра Сергеевича Грибоедова.
Почему Чацкий победил?
Потому что на протяжении всех серий читатель видит его искрометные, блестящие, полные оправданных едких замечаний о действительно недостойных, низких людях. Хотя Александр Андреевич одинок и противостоит в лице московского общества целому миру лжи, притворства и заискивания перед власть имущими, он все же не теряет себя, не переступает своих принципов. Молчалины, Скалозубы, Фамусовы, Загорецкие и прочие не в силах его поколебать. Потому что он априори выше и сильнее их благодаря глубине своих суждений, силе, свободе и независимости мысли.
По сути, читатель становится свидетелем того, как хотят раскачать, сломать, исправить живую страсть, человеческую честь и индивидуальность в условиях крепостнического строя. Но волевой характер не сдается – он живет и, пусть и отвергнутый, не изменяет своим убеждениям. Это означает, что идеологически и морально она остается победителем.
Это одна точка зрения. Есть ли в комедии Грибоедова «Горе от ума» иная позиция? Чацкий: победитель или проигравший? На самом деле ответ до сих пор полностью не найден.
Почему Чацкий — побежденный?
Что будет, если задать читателю вопрос, кто Чацкий — победитель или проигравший? Ответ одного, другого и третьего лица будет совершенно разным. Точка зрения, согласно которой Чацкий в результате проиграл, может быть оправдана тем, что он все-таки жертва по натуре. Коллектив, пусть и недостойный, гонит и не принимает его, любимая девушка не видит высоких качеств характера — только высокомерие, злость и высокомерие.
Концовка тоже может быть аргументом: Чацкий уходит, буквально бежит «в никуда». Счастливого конца его не ждет, и в этом трагедия его истории. Его побеждает не московская элита. Он сам не способен приспособиться к несовершенному миру. Чацкий вынужден вечно блуждать в неизвестности, как бы спасаясь от самого себя. В результате его таланты, его острый ум тратятся напрасно, бесполезно: он только «метает бисер перед свиньями». А если бы он был победителем от начала до конца, разве он сразу не понял бы, что это дурное дело?
Главный герой цитирует
Таким образом, если взяться за сочинение «Чацкий: Победитель или проигравший?», кратко или полно, можно раскрыть как одну, так и другую точку зрения. Здесь нет единого мнения. Именно поэтому данная статья началась с того, что непостоянство и разноплановость — характерная черта многих героев русской классики. Главное, что необходимо сделать, это соотнести поведение персонажа с его собственными взглядами на жизнь и аргументировать избранную позицию в соответствии с ними.
Вне зависимости от того, кто Чацкий, победитель или побежденный, цитаты этого героя еще долго останутся крылатыми. Например:
- Блажен верующий, тепла ему в мире!
- Я бы рад служить, служить противно.
- А судьи кто?
Именно они укрепили память об А.С. Грибоедов на века, а также даровал бессмертную жизнь главному герою своей комедии.
Наверное, нет на свете людей, которые бы не мечтали о победе. Каждый день мы одерживаем маленькие победы или терпим неудачу. Стремление добиться успеха над собой и своими слабостями, вставать утром на тридцать минут раньше, заниматься в спортивной секции, готовить уроки, которые плохо даются. Иногда такие победы становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но это не всегда так. Кажущаяся победа превращается в поражение, а поражение, по сути, есть победа.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А. Чацкий возвращается в общество, в котором вырос после трехлетнего отсутствия. Ему все знакомо, у него категоричное мнение о каждом представителе светского общества. «Дома новые, а предрассудки старые», — заключает молодой пылкий человек об обновленной Москве. Общество Фамуса придерживается строгих правил еще с екатерининских времен:
«Честь отцу и сыну», «хорошо быть, а коли две тысячи родных душ, то он и жених», «дверь открыта для приглашенных и незваных, особенно от иностранных», «не то что новшество вводили — никогда», «Судьи всему, везде, над ними нет судей».
И только холопство, честь, лицемерие господствуют над умами и сердцами «избранных» представителей высшего сословия дворянского сословия. Чацкий со своими взглядами оказывается вне суда. По его мнению, «чины даются людьми, а людей можно обмануть», низко искать защиты у власть имущих, добиваться успеха надо умом, а не холопством. Фамусов, едва слыша его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, а когда появляется Скалозуб, просит не высказывать своих мыслей вслух. А когда молодой человек все-таки начинает высказывать свои взгляды, он быстро уходит, не желая нести ответственность за свои суждения. Однако полковник оказывается человеком недалеким и ловит только рассуждения о мундирах. Вообще Чацкого на фамусовском балу мало кто понимает: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт. Фамусов запретил бы таким людям подъезжать к столице на расстрел, Софья говорит, что он «не человек — змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный приговор московскому миру — безумие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, никто в зале его не слушает. Можно сказать, что Чацкий побежден, но это не так! И. А. Гончаров считает, что герой комедии — победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека всколыхнуло застойное общество Фама, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» в жарком споре сталкиваются два противника: представитель молодого поколения — нигилист Базаров и дворянин П.П. Кирсанов. Один жил праздной жизнью, львиную долю отпущенного времени тратил на любовь к известной красавице, светской львице — княгине Р. Но, несмотря на такой образ жизни, он набирался опыта, испытывал, наверное, самое главное чувство, которое его настигло, умывал прочь все наносное, высокомерие и самоуверенность сбили с ног. Это чувство — любовь. Базаров смело судит обо всем, считая себя «самозванцем», человеком, сделавшим себе имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, но Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»:
… раньше они были просто идиотами, а теперь они вдруг нигилисты.
Внешняя победа Базарова то в этом споре, то в поединке оборачивается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, юноша не в силах пережить поражение, не хочет признавать неудачу, но ничего не может сделать. Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он отвлекается, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии. Да, кажется, Базаров победил, потому что стоически идет на смерть, молча борясь со своей болезнью, но на самом деле он проиграл, потому что потерял все, ради чего стоило жить и творить.
Мужество и решимость необходимы в любой борьбе. Но иногда приходится отказаться от самоуверенности, осмотреться, перечитать классику, чтобы не ошибиться в правильном выборе. Ведь это твоя жизнь. И когда побеждаешь кого-то, подумай, победа ли это!
> Композиции по мотивам Горе от ума
Чацкий — победитель или проигравший?Прочитав трагедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», трудно сказать, кем оказался главный герой Чацкий: победителем или побежденным. В этом произведении две основные линии: любовная и политическая.
Чацкий спешит к любимой. Он счастлив, рад ее видеть, уверен во взаимности. Сначала она даже не знает, что Софья любит другого. При встрече шутит, а вспоминая общих знакомых, колко отзывается о Молчалине. София затаила гнев. Чацкий не замечает холодности Софьи, но в конце произведения, когда он становится свидетелем разговора Лизы, Молчалина и Софьи, он понимает, что она его отвергла. Ему больно, что Софья предпочла ему Молчалина — мелкого, жадного типа, и потому, что он искренне любил ее, а она предала его чувства и распустила слух о его сумасшествии. Александр Андреевич потерпел поражение, а значит, потерпел поражение в этом любовном треугольнике. Хотя Софья и Молчалин тоже не добились своих целей. Получается, что победителей нет.
Общество Фамуса — консервативное дворянство. Они живут по своим старым, устоявшимся законам. Главное в жизни для них богатство, слава, награды и почести. Все они поддерживают крепостное право, мало что понимают в преподавании. Карьеристы, приспособленцы, ради достижения своих целей готовы на подлости и унижения. Чацкий возвращается в Москву полный новых идей. Он хочет изменить мир, внести что-то новое, но общество Фамуса не хочет меняться. К его словам и утверждениям никто даже не прислушивается. Они уже хорошо живут. Они привыкли к такому образу жизни. Если бы Чацкий нашел поддержку своим идеям и принципам у этих людей, никто бы и не подумал, что он сошел с ума, а потому все быстро подхватывают сплетни о его сумасшествии. Чацкий считает, что нужно служить делу, приносить пользу Родине, а Фамусов, Скалозуб и Молчалин служат только собственному благополучию. Чацкий провел в Москве, в этом обществе, всего один день и понял, что ему здесь не место.