Отношение Молчалина к службе. Комедия «Горе от ума»: образ Молчалина
«Горе от ума» — бессмертная комедия А. С. Грибоедова. В нем он правдиво и беспощадно изобразил «картину нравов» современного ему аристократического общества. По признанию автора, в его произведении «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». И одним из них в пьесе является Алексей Степанович Молчалин. Характеристике этого персонажа будет посвящена наша статья.
Место героя в комедии
Молчалин в «Горе от ума» — типичный представитель фамусовского общества. Роль, которую отводит ему в комедии автор, имеет чрезвычайное значение. Он, наравне с главным героем, является участником как любовного, так и общественно-идеологического противостояния персонажей. Алексей Степанович — не только достойный преемник Фамусова в делах, но и удачливый соперник Чацкого в любви. Именно его по неизвестной причине выбрала София. Личные взаимоотношения героев в «Горе от ума» имеют важное значение, однако более интересным для изучения является отношение Молчалина к службе. Ведь именно в этой деятельности характер Алексея Степановича проявляется ярче всего.
Общая характеристика героя
Алексей Степанович занимает небольшую должность. Он секретарь и доверенное лицо Фамусова. Молчалин не может похвастаться благородным происхождением, однако изо всех сил стремится выбиться «в люди». Для этого он выбрал безошибочную тактику: «угождать всем… без изъятья». Алексей Степанович не делает различия между барином и его слугой. Со всеми он безупречно учтив и вежлив. В отношении вышестоящих особ преданность Мочалина не имеет границ. Он заискивает перед Фамусовым, стремится услужить Хлестовой. Алексей Степанович — посредственность, бессовестный лицемер и подхалим. Но никто из фамусовской гвардии этого не замечает. Образ Молчалина — это портрет человека, который с помощью нехитрых приемов и уловок прокладывает себе дорогу в высшее общество.
Молчалин и Чацкий
Если большая часть представителей фамусовской гвардии (Фамусов, Хлестова) — люди старшего поколения, то Молчалин — практически ровесник Чацкого. Однако эти представители одного поколения являются, по сути, абсолютно разными людьми. Их поведение в обществе, нравственные принципы, жизненные идеалы противоположны. Об этом свидетельствует отношение Молчалина к службе. По собственному признанию героя, у него всего два таланта — «умеренность и аккуратность». Он не скрывает собственную посредственность, даже напротив, гордится ею.
Поведение и мировоззрение Алексея Степановича строго регламентируется занимаемой должностью. Поскольку она еще весьма незначительна, ему приходится быть услужливым и скромным. Молчалин не может обойтись без влиятельных покровителей и всецело от них зависит. Самостоятельность Чацкого кажется Алексею Степановичу очевидной глупостью.
Молчалин и Фамусов
Необремененный особыми способностями, Алексей Степанович очень органично вписывается в консервативное фамусовское общество. Несмотря на громадную разницу в общественном положении и возрасте, у него много общего с известным московским «тузом». Отношение Молчалина к службе абсолютно «фамусовское». Он признается, что мечтает «и награжденья брать, и весело пожить». В его арсенале имеется уже «три награжденья» и каждое из которых — маленькая ступенька на пути к блестящей карьере. Подобно Фамусову, Алексей Степанович свято чтит общественное мнение. Некоторые цитаты Молчалина: «Ах! Злые языки страшнее пистолета» и «В мои лета не должно сметь/Свое суждение иметь» перекликаются с заключительной фамусовской фразой: «Ах! боже мой! что станет говорить»/Княгиня Марья Алексеевна!».
Молчалин в любви
Алексей Степанович умело притворяется влюбленным в главную героиню пьесы. И здесь проявляется его стремление «угождать всем людям без изъятья». Умная и самоотверженная, Софья совершенно не замечает обмана. Она превозносит его застенчивость, почтительность и несмелость. Даже отсутствие в нем «этого ума… который скор, блестящ …» кажется ей положительным качеством. Описывая Чацкому своего возлюбленного, девушка не замечает, как, по словам И. А. Гончарова, «портрет выходит пошл». У Софии свое горе от ума. Молчалин становится для нее героем любовного романа, в котором она играет роль доброй покровительницы.
Однако у Алексея Степановича совершенно другие склонности. Живая и веселая Лиза нравится ему гораздо больше. К тому же он не так глуп и считает, что София «Любила Чацкого когда-то/ Меня разлюбит, как его». А вот Лизе он готов подарить туалет затейливой работы и полагает, что этого достаточно для того, чтобы завоевать любовь. Трезвый цинизм Молчалина кажется особенно отвратительным на фоне искренних чувств, которые испытывает по отношению к Софии Чацкий.
Дальнейшая судьба Молчалина
Утрата любви главной героини не означает для Алексея Степановича полного поражения. Несмотря на то что он совершил серьезную оплошность, ему удалось избежать гнева Фамусова. Все свое негодование «благородный» отец семейства выплеснул на униженную и оскорбленную Софию и невиновного Чацкого. Главного героя выставляют за порог, обвиняя в мнимом разврате. Софию грозятся выслать за недостойное поведение в деревню. Только Алексей Степанович удаляется незамеченным. Относительно судьбы этого героя не дает определенного ответа комедия «Горе от ума». Молчалин, вероятно, сумеет прикинуться жертвой сложившихся обстоятельств. Остановить его карьеру невозможно. Совершенно прав был Чацкий, когда предрекал, что Алексей Степанович «дойдет до степеней известных». Финальная сцена комедии лишний раз подтвердила печальную истину, которую пытается донести до своих читателей А. С. Грибоедов: «Молчалины блаженствуют на свете», тогда как искренние и умные Чацкие становятся в обществе изгоями.
Образ «бессловесного» человека, исподволь пробивающего себе дорогу по карьерной лестнице, никого не оставил равнодушным. Белинский в середине 19 века писал о том, что Молчалин — это человек, который «подличает без выгод» по единому «велению души». Н. В. Гоголь находил, что «лицо» Алексея Степановича «метко схвачено». Это образ личности низкой и безмолвной, тихомолком пробивающейся в люди. Салтыкова-Щедрина отношение Молчалина к службе вдохновило на создание серии очерков под названием «В среде умеренных и аккуратных». И. А. Гончаров в этюде «Мильон терзаний» отмечал, что в его время (1871 г.) молчалинское низкопоклонство становится архаизмом и «прячется… в темноту». Однако сравнения различных персон с бессловесным и услужливым персонажем «Горя от ума» до сих пор активно используется в публицистике.
Заключение
Цитаты Молчалина — отражение его жизненной позиции. Стремление пригодиться и войти в доверие к нужному человеку, который: «Кормит и поит», а может быть «и чином подарит…» актуально во все времена. Алексей Степанович — типичный приспособленец, необремененный творческим и созидательным началом, зато в избытке наделенный практической сметкой и житейским умом. Бороться с ним совершенно невозможно. В любой ситуации этот человек сумеет оказаться на плаву. До каких пор на службе будет цениться молчаливая посредственность, а яркий, живой и независимый ум будет подвергаться несправедливым гонениям? Такой вопрос ставит А.С. Грибоедов в сатирической комедии «Горе от ума». Молчалины занимают ведущие должности, проникают во все сферы жизни, внедряются в любое общество и одним своим существованием препятствуют его развитию. Однако ответ на этот вопрос по сей день не найден. Возможно, со временем подобное положение вещей изменится.
Крылатые выражения из комедии Горе от ума: фразы и цитаты Грибоедова
Крылатые выражения из первого действия комедии «Горе от ума»
Чацкий
Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног.
Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Где ж лучше?
Где нас нет.
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!
Числом поболее, ценою подешевле.
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?
Ум с сердцем не в ладу.
Фамусов
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
Кто беден, тот тебе не пара.
Подписано, так с плеч долой.
Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!
Софья
Счастливые часов не наблюдают.
Мне все равно, что за него, что в воду.
Лизонька
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
Крылатые выражения из второго действия комедии «Горе от ума»
Чацкий
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Как посравнить да посмотреть.
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом.
Дома новы, но предрассудки стары.
А судьи кто?
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Прошедшего житья подлейшие черты.
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
Фамусов
Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем.
Читай не так, как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя.
Упал он больно, встал здорово.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!…
У нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь.
На всех московских есть особый отпечаток.
Судьи всему, везде, над ними нет судей.
Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой.
Едва
Другая сыщется столица, как Москва.
Просил я помолчать, не велика услуга.
Лизонька
А как не полюбить буфетчика Петрушу!
Молчалин
Ах! злые языки страшнее пистолета.
Скалозуб
Мне совестно, как честный офицер.
Не знаю-с, виноват, Мы с нею вместе не служили.
Засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.
Дистанции огромного размера.
Пожар способствовал ей много к украшенью.
Крылатые выражения из третьего действия комедии «Горе от ума»
Чацкий
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.
Я глупостей не чтец,
Помилуйте, мы с вами не ребяты;
Зачем же мнения чужие только святы?
Обманщица смеялась надо мною!
Деревня летом — рай.
Рассудку вопреки, наперекор стихиям.
Фамусов
Ученье — вот чума, ученость — вот причина.
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Софья
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?
Герой не моего романа.
Молчалин
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Хлестова
Всё врут календари.
Крылатые выражения из четвертого действия комедии «Горе от ума»
Чацкий
Послушай! ври, да знай же меру.
Молчалины блаженствуют на свете!
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Карету мне, карету!
Фамусов
Ба! знакомые все лица!
Бывало, я с дражайшей половиной
Чуть врознь — уж где-нибудь с мужчиной!
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.
Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
Молчалин
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -…
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Репетилов
А у меня к тебе влеченье, род недуга.
Все отвергал: законы! совесть! веру!
Шумим, братец, шумим!
Награда молодых писателей Гонконга 2023
Уважаемые директора, учителя, библиотекари, родители и учащиеся,
Приглашаем ваших учеников принять участие в конкурсе молодых писателей Гонконга!
Год за годом мы постоянно поражаемся исследованиям и идеям, которые вкладывают в работу каждого ребенка, и мы уверены, что в этом году мы продолжим видеть действительно удивительные работы.
В очередной раз вручение наград проводится Playtimes, одним из ведущих азиатских журналов о воспитании детей и образе жизни.
В связи с тем, что количество заявок на участие в конкурсе и объем работы по организации этого удивительного мероприятия растут с большой скоростью, мы решили создать некоммерческую организацию – ФОНД МОЛОДЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – которая позаботится об этом. Для получения дополнительной информации об организации перейдите по ссылке https://www.hkywa.com/home3/ylf-new-non-profit/
Премия Hong Kong Young Writers Awards (HKYWA) — это ежегодный конкурс и фантастическая возможность для начинающих писателей.
На протяжении многих лет награды спонсировались Search Group, SCAD, Cyberport, Faber-Castell, Bookazine, Канадской торговой палатой, International New York Times, Techni Photo, Plus Group, El Charro, Delaney’s, Shamrock Catering, Max. и Mei, Nury Vittachi и Asia Exhibits House
Основная цель конкурса — способствовать совершенствованию творчества, предоставляя учащимся возможность развивать свои выразительные таланты и расширять свой кругозор. Награды поощряют и признают успехи в письменной и художественной литературе на английском языке среди учащихся в возрасте от 6 до 18 лет, разных возрастных групп, разного происхождения и с разными способностями к обучению. С момента своего создания в 2010 году конкурс имел оглушительный успех: в 2022 году было подано более 1200 заявок из примерно 200 участвующих школ Гонконга, Макао и Китая9.
0003Все записи должны быть основаны на теме 2023 года, Новые истории судьи Пао . В каждой из групп будет выбран один победитель, а один счастливчик будет назван Молодым писателем года в Гонконге.
Новые истории о судье Пао
Судья Пао, китайский Шерлок Холмс, реально существовал
ДО ТОГО, КАК БЫЛ Детектив Пикачу, до Бэтмена, до того, как появился Шерлок Холмс. . . был судья Пао. Крестоносец со страстью к борьбе с преступностью и очистке земли, судья Пао жил более чем за 1000 лет до того, как любой из других борцов за справедливость, упомянутых выше, был придуман авторами. Его имя может звучать во всем мире, так как было создано множество книг и фильмов, вдохновленных его жизнью, в том числе книги, написанные на китайском, английском и французском языках.
Этот герой действительно существовал. Мало того, его слава распространилась, пока он был жив, и люди говорили, что он вершил правосудие как человек днем, а ночью он становился бессмертным Ямой Департамента Ада, известного как «Адская Бюрократия», и работал как сверхъестественный судья, разбирающийся в делах загробной жизни.