Грибоедов «Горе от ума» краткое содержание по действиям – читать пересказ комедии онлайн
12 мин.
Александр Грибоедов
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 71027.
Обновлено 23 Декабря, 2021
О произведении
Александру Сергеевичу Грибоедову «Горе от ума» принесло всемирную славу. В этой комедии в сатирическом ключе представлены нравы московского дворянства 19 века. Основной конфликт разгорается между Чацким, представителем нового поколения дворян, и обществом Фамусова, в котором принято ценить не человека, а его чин и деньги. Кроме того в пьесе есть и любовный конфликт, участниками которого являются три персонажа: Софья, Чацкий и Молчалин. Эти сюжетные линии тесно переплетены и вытекают одна из другой. Краткое содержание «Горе от ума» по действиям поможет более детально разобраться в проблематике пьесы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События пьесы происходят в начале 1820-х годов на протяжении суток в Москве, в доме Фамусовых.
Главные герои
- Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий в казенном доме, отец Софьи. Для него главное в человеке – чин. Его очень заботит мнение света о нем. Фамусов боится образованных людей и просвещения.
- Софья – 17-летняя дочь Фамусова. С колыбели воспитана отцом, т.к. мать ее умерла. Умная и смелая девушка, которая готова противостоять мнению общества.
- Алексей Молчалин – секретарь Фамусова, который живет в его доме. Молчалив и труслив. Его, человека незнатного рода, пригрел Фамусов и дал ему чин асессора. В него влюблена Софья.
- Александр Чацкий – рос вместе с Софьей. Был влюблен в нее.
Затем отправился странствовать по свету на 3 года. Умен, красноречив. Предпочитает служить делу, а не людям.
Другие персонажи
- Лизанька – служанка Фамусовых, которая помогает Софье сохранять в тайне свидания с Молчалиным.
- Полковник Скалозуб – глупый, но очень состоятельный человек. Метит в генералы. Его прочат в супруги Софье.
А ещё у нас есть:
Краткое содержание
Действие 1
Первое действие пьесы «Горе от ума» начинается со сцены, где Лизанька, служанка в доме Фамусовых, просыпается в креслах с жалобами на то, что плохо спала. Причина в том, что ее хозяйка Софья принимала у себя друга – Молчалина. Лиза должна была проследить, чтобы встреча их осталась в тайне от остальных домочадцев.
Лиза стучится к Софье в комнату, откуда раздаются звуки флейты и фортепиано, и сообщает молодой хозяйке, что наступило утро и пора бы прощаться с Молчалиным, чтобы не быть застигнутой отцом.
Фамусов, отец Софьи, застает Лизу за этим занятием. В процессе разговора Фамусов явно заигрывает со служанкой. Их беседу прерывает голос Софьи, которая зовет Лизу. Фамусов поспешно удаляется.
Лиза начинает упрекать Софью в неосторожности. Софья прощается с Молчалиным. В двери появляется Фамусов. Он интересуется, зачем его секретарь Молчалин оказался здесь так рано. Молчалин утверждает, что он возвращался с прогулки и зашел к Софье только что. Фамусов гневно отчитывает дочь за то, что застал ее с молодым мужчиной.
Лиза рекомендует Софье быть осторожнее и поостеречься недобрых слухов. Но Софья их не боится. Однако Лиза полагает, что у Софьи и Молчалина нет будущего, ведь Фамусов не допустит брака своей дочери с небогатым и незнатным человеком. Самая выгодная партия для Софьи, по мнению отца, – полковник Скалозуб, который имеет и чины, и деньги. Софья отвечает, что лучше утопиться, чем выйти замуж за Скалозуба, ведь он очень глуп.
В разговоре об уме и глупости Лизе вспоминается былая история юношеской нежной любви Софьи и Александра Андреевича Чацкого, который отличался и веселостью, и незаурядным умом. Но это дело давно минувших лет. Софья считает, что это нельзя было считать любовью. Они просто росли вместе с Чацким. Между ними была только детская дружба.
В дверях появляется слуга и докладывает Софье, что приехал Чацкий.
Чацкий обрадован встрече с Софьей, но удивлен холодному приему. Софья уверяет его, что рада встрече. Чацкий начинает вспоминать былые годы. Софья называет их взаимоотношения ребячеством. Чацкий интересуется, не влюблена ли Софья в кого-нибудь, ведь она так смущена. Но девушка говорит, что смущена от вопросов и взглядов Чацкого.
В разговоре с Фамусовым Чацкий восхищается Софьей, говорит, что подобных ей не встречал нигде и никогда. Фамусов опасается, как бы Чацкий не посватался к его дочери.
После ухода Чацкого Фамусов остается в раздумьях о том, кто же из двух молодых людей занимает сердце Софьи.
Действие 2
Во втором явлении второго действия Чацкий интересуется у Фамусова, что бы тот ответил, если бы он посватался к Софье. Отец возлюбленной Чацкого говорит, что неплохо бы послужить государству и получить высокий чин. Чацкий произносит знаменитую фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Тогда Фамусов называет Чацкого гордецом и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который служил при дворе и был очень богатым человеком. А все благодаря тому, что умел «подслужиться». Однажды на приеме у Екатерины II он оступился и упал. Императрица засмеялась. Вызвав её улыбку, он решил повторить свое падение еще дважды, но уже специально, доставив тем самым удовольствие императрице. Зато, благодаря своему умению обернуть такой казус себе во благо, он был в почете. Умение «прислуживать» Фамусов считает очень важным для достижения высокого положения в обществе.
Чацкий произносит монолог, в котором сравнивает «век нынешний» и «век минувший». Он обвиняет поколение Фамусова в том, что они судят человека по чинам и деньгам и называет то время веком «покорности и страха». Чацкий не желал быть шутом даже перед самим государем. Он предпочитает служить «делу, а не лицам».
Тем временем в гости к Фамусову приезжает полковник Скалозуб, чему очень обрадован Фамусов. Он остерегает Чацкого от высказывания при нем вольных мыслей.
Разговор Фамусова и Скалозуба касается двоюродного брата полковника, который получил благодаря Скалозубу множество преимуществ по службе. Однако он накануне получения высокого чина внезапно оставил службу и уехал в деревню, где стал вести размеренную жизнь и читать книги. Скалозуб говорит об этом со злой насмешкой. Такой образ жизни неприемлем для «фамусовского общества».
Фамусов восхищен Скалозубом потому, что он уже давно полковник, хотя служит совсем недавно. Мечтает Скалозуб о генеральском чине, причем хочет его не заслужить, а «достать». Фамусов интересуется, не собирается ли Скалозуб жениться.
В разговор вступает Чацкий. Фамусов осуждает его свободомыслие и нежелание служить. Чацкий отвечает монологом о том, что не Фамусову его судить. По мнению Чацкого, в обществе Фамусова нет образцов для подражания. Представители фамусовского поколения презирают свободу, их суждения устарели. Их нравы чужды Чацкому. Перед этим обществом он не будет склонять голову. Чацкий возмущен тем, что в свете все опасаются людей, которые занимаются науками или искусством, а не получением чинов. Лишь мундир прикрывает отсутствие нравственности и ума в фамусовском обществе.
Прибегает Софья, напуганная тем, что Молчалин разбился, упав с лошади, и падает в обморок. Пока Лиза пытается привести девушку в чувство, Чацкий в окно видит здорового Молчалина и понимает, что Софья напрасно переживала за него. Софья, очнувшись, спрашивает о Молчалине. Чацкий отвечает холодно, что с тем все в порядке. Софья обвиняет его в равнодушии. Чацкий наконец-то понимает, кем занято сердце Софьи, ведь она так неосторожно выдала свое трепетное отношение к Молчалину.
Молчалин упрекает Софью в том, что она слишком откровенно выражает свои чувства. Софью не волнует чужое мнение. Молчалин же опасается слухов, он труслив. Лиза рекомендует Софье пококетничать с Чацким, чтобы отвести подозрение от Молчалина.
Наедине с Лизой Молчалин откровенно заигрывает с ней, делает ей комплименты, предлагает подарки.
Действие 3
В начале третьего действия чацкий пытается выяснить у Софьи, кто ей мил: Молчалин или Скалозуб. Софья уходит от ответа. Чацкий говорит, что он «без ума» от любви к ней. В разговоре выясняется, что Софья ценит Молчалина за кроткий нрав, скромность, тихость, но прямого заявления о своей влюбленности в него опять избегает.
Вечером в доме Фамусовых намечается бал. Слуги поспешно готовятся к встрече гостей.
Съезжаются гости. Среди них князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, графини Хрюмины, бабушка и внучка, Загорецкий, картежник, мастер всем услужить, Хлёстова, тетка Софьи. Всё это влиятельные в Москве люди.
Молчалин опускается до того, что нахваливает гладкую шерстку шпица Хлёстовой, чтобы добиться ее расположения.
Софья размышляет о гордости и злости Чацкого. В разговоре с неким господином N она невзначай говорит, что Чацкий «не в своем уме».
Весть о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей. При появлении Чацкого все пятятся от него. И Фамусов тут же подмечает в нем признаки безумия.
Чацкий говорит, что его душу переполняет горе, он чувствует себя неуютно среди этих людей. Он недоволен Москвой. Его возмутила встреча в соседней комнате с французом, который, собираясь в Россию, боялся, что попадет в страну варваров, страшился ехать. А здесь его встретили с лаской, он не услышал русской речи, не увидел русских лиц. Он будто бы оказался на родине. Чацкий осуждает засилье всего иностранного в России. Ему противно, что все преклоняются перед Францией и подражают французам. Пока Чацкий заканчивал свою речь, все гости разошлись от него, закружились в вальсе или отошли к карточным столам.
Действие 4
В четвертом действии бал заканчивается, и гости начинают разъезжаться.
Чацкий торопит лакея, чтобы быстрее подавали карету. Этот день развеял его мечты и надежды. Он размышляет, почему все считают его сумасшедшим, кто пустил этот слух, который все подхватили, знает ли об этом Софья. Чацкий не догадывается, что именно Софья первой заявила о его сумасшествии.
При появлении Софьи Чацкий прячется за колонну и становится невольным свидетелем разговора Лизы с Молчалиным. Выясняется, что Молчалин не только не собирается брать в жены Софью, но и не испытывает к ней никаких чувств. Служанка Лиза ему куда милее, он об этом ей прямо заявляет: «Зачем она не ты!» Он угождает Софье лишь потому, что она дочь Фамусова, у которого он служит. Софья случайно слышит этот разговор. Молчалин бросается на колени и просит прощения. Но Софья отталкивает его и приказывает покинуть дом к утру, иначе она все расскажет отцу.
Появляется Чацкий. Укоряет Софью в том, что ради Молчалина она предала их любовь. Софья заявляет, что и подумать не могла, что Молчалин окажется таким подлецом.
Прибегает Фамусов с толпой слуг со свечами. Он не ожидал увидеть дочь с Чацким, ведь она «сама его безумным называла». Теперь Чацкий понимает, кто пустил слух о его сумасшествии.
Фамусов негодует, ругает слуг за то, что недоглядели за дочерью. Лизу отправляет «в избу», «за птицами ходить», а саму Софью грозится отправить «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».
Чацкий произносит свой последний монолог о том, что его надежды не оправдались. Он спешил к Софье, мечтал обрести с ней свое счастье. Винит ее в том, что дала ему ложную надежду и не сказала прямо, что их детская влюбленность для нее ничего не значит. А он только этими чувствами и жил все три года. Но теперь он не сожалеет о разрыве. В фамусовском обществе ему не место. Он собирается покинуть Москву навсегда.
После отъезда Чацкого Фамусова беспокоит только одно: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
И что в итоге?
Чацкий — полностью разочаровавшись в высшем столичном обществе, герой покидает Москву и отправляется неизвестно куда, возможно навсегда.
Фамусов — после отъезда Чацкого Фамусову, опасавшемуся пересудов и сплетен, предстоит восстановить собственную репутацию в высшем обществе.
Софья — в качестве наказания отец хочет отправить её к тётке в Саратов.
Скалозуб — о дальнейшей судьбе героя ничего не известно. Возможно, он женится на Софье Фамусовой или же выберет другую невесту.
Молчалин — застав Молчалина с Лизой, Софья требует от героя, чтобы тот немедленно покинул дом, в противном случае она грозится обо всём рассказать отцу.
Заключение
Комедия «Горе от ума» стала знаковой в истории русской культуры и литературы. В ней представлены вопросы, волновавшие общество после войны 1812 года, показан раскол, наметившийся в дворянской среде.
Краткий пересказ «Горя от ума» позволяет представить широту тематики и проблематики этого произведения и особенности раскрытия сюжетных линий. Однако он не передает языкового богатства комедии, которая славится обилием выражений, ставших «крылатыми». Рекомендуем вам прочитать «Горе от ума» Грибоедова в полном объеме, чтобы насладиться тонкой авторской иронией и знаменитой легкостью слога этой пьесы.
Тест по комедии
После прочтения краткого содержания произведения Грибоедова – проверьте свои знания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Анастасия Якименко
11/15
Арыстан Мынбаев
13/15
Ирина Дубовская
13/15
Egor Glazunov
15/15
Лия Рябова
15/15
Даня Яскин
10/15
Варвара Перфильева
15/15
Асхаб Тамаев
10/15
Манэбу Юичиро
15/15
Иван Таныгин
15/15
Рейтинг пересказа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 71027.
А какую оценку поставите вы?
анализ и основная задача статьи
Краткие содержания
12. 11.21
19 мин.
В 1872 году Гончаров написал свою критическую статью «Мильон терзаний». Краткое ее содержание позволит провести анализ работы Грибоедова «Горе от ума». В ней описана актуальность произведения. Также указывается язык пьесы и сопоставление Чацкого с Онегиным и Печориным. Если говорить кратко, то основная ее задача — разобрать произведение по кусочкам, чтобы зритель мог полностью понять то, что хотел донести Грибоедов.
Оглавление:
- Актуальность и язык пьесы
- Центральная фигура комедии
- Противоречивость Софьи
- Жертва или победитель
- Сценичность работы Грибоедова
Актуальность и язык пьесы
В начале своего критического этюда И. Гончаров сравнивает комедию со столетним стариком, около которого все другие произведения отживают свою пору. Герои работ Пушкина, Лермонтова, Фонвизина уже утратили реалистичные черты.
У современников Гончарова очень мало общего с Онегиным, Печориным или персонажами комедии «Недоросль». По словам критика, эти типажи полностью изучены и превратились в исторические памятники.
В отличие от названных произведений, «Горе от ума», которое было написано раньше «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», повестей Гоголя, выглядит чрезвычайно живым, не теряет актуальности и, по мнению И. Гончарова, будет оставаться таковым еще не одно столетие.
Грамотная публика опередила оценку пьесы критиками: как только комедия стала доступна читателю, искрометные цитаты из нее были у всех на устах. Только басни Крылова, говорит Гончаров, могут похвастаться подобной живостью.
«Горе от ума» представляет ценность для читателя ввиду таких причин:
- комедия олицетворяет собою широкую картину московских нравов 19 столетия;
- язык пьесы насыщен остроумными точными высказываниями, которые мгновенно становятся фразеологизмами;
- сатирическое звучание и поучительное значение произведения;
- национальный колорит.
Гончаров утверждает, что «Горе от ума» — чрезвычайно масштабная работа, которая вряд ли найдется в других литературах. Исторический период, который она охватывает, громаден: от Екатерины до императора Николая.
Александр Сергеевич ничего не придумывал: типы людей, их уклад жизни взят из московских гостиных и перенесен в пьесу. Различия эпох Грибоедова и Гончарова, по мнению последнего, не столь существенны. Характеры и настроения изменились, но пороки общества, воплощенные в образах Фамусова, Молчалина, Скалозуба, остались прежними: чинопочитание, жажда наживы, лицемерие, бесцельное существование. Реалистичностью типажей объясняется чрезвычайная «живучесть» «Горя от ума».
Оригинальности пьесе придает речь персонажей комедии Грибоедова. Гончаров говорит, что проявиться «живому и едкому» русскому уму помогают такие языковые особенности пьесы:
- сатира;
- эпиграмма;
- разговорный стих;
- слияние поэзии и прозы.
В высказываниях персонажей каждый читатель находит для себя что-то близкое, именно поэтому произведение очень быстро разошлось на цитаты.
Центральная фигура комедии
Образы большинства героев произведения лаконичны и целостны (Фамусов, Молчалин, Скалозуб), и только персона Александра Андреевича Чацкого достаточно противоречива. О том, что представляет из себя этот персонаж, споры ведутся уже очень давно.
Антипод Онегина и Печорина
Безусловно, Александр Андреевич — центральная фигура произведения, он делает комедию уникальной. Гончаров отмечает, что Грибоедов «приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме». Тем не менее автор «Горя от ума» не льстит таким названием своему герою: ведь «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен», что подтверждают искрометные высказывания героя.
Гончаров точно подмечает главное отличие Чацкого от пушкинского Онегина и лермонтовского Печорина.
Герой Грибоедова ценит чувства, он горяч, иногда язвителен, но очень честен. Главная особенность в его характере — желание активной деятельности.
Гончаров настаивает на том, что Чацкий умнее и морально выше Онегина и Печорина, которых критик называет «паразитами», «болезненными порождениями отжившего века». Они не принесли никакой пользы обществу. Их бесцельное существование выражалось в постоянной озлобленности, недовольстве, «тоскующей лени», что повлекло за собою страдания других людей. Эти герои не боролись со своими пороками, хотя и смутно чувствовали необходимость менять уклад жизни.
Герой Грибоедова — явление новое в русской общественности первой половины 19 века. Он готовится быть активным деятелем, реформатором. Для этого занимается самообразованием.
Его чувства к женщине — не пустая забава, как в случае с Онегиным и Печориным: Чацкий всерьез желает жениться на Софье Фамусовой.
По мнению Гончарова, эти герои с их холодностью и самолюбием не были способны сыграть «отверженного любовника», как это сделал Чацкий в конце произведения, когда узнал о дешевой интриге Софьи и Мочалина. И хотя в этом эпизоде герой чересчур эмоционален и даже смешон, Гончаров оправдывает его, ведь поступки Александра Андреевича — результат его искренних чувств и обманутых надежд.
Конфликт с обществом
Гончаров подробно рассказывает, как меняется отношение Чацкого к Софье на протяжении всей комедии.
В начале произведения читатель знакомится с окрыленным любовью юношей, который видит, что его избранница очень похорошела, но и охладела к нему. Чацкий старается привлечь внимание девушки своими остротами, но этим только ее раздражает. С того момента всякое слово и действие главного героя объясняется желанием доказать прежде всего возлюбленной свою правоту. Гончаров утверждает, что именно Софья послужила поводом к «мильону терзаний» Чацкого.
Очевидно, что в Москву герой приехал только ради своей возлюбленной. Поначалу у Чацкого нет явного желания спорить о нравах и пороках современного общества. Но известие о возможной женитьбе Скалозуба и Софьи, устаревшие взгляды Фамусова на отношения отцов и детей заставляют главного героя произнести свой знаменитый монолог «А судьи кто?».
С этого момента, говорит Гончаров, образовалось два противоборствующих лагеря — с одной стороны — «отцов и старших», которые не хотят терять свои привилегии, и с другой — «одного пылкого и отважного бойца» Чацкого, который рвется к «свободной жизни», «службе делу, а не лицам». В этой борьбе Чацкий пожинает «мильон терзаний».
Эволюция образа
Критик утверждает, что Грибоедов изображает любовную интригу произведения как тонкий психолог. Чацкий почти угадывает интерес Софьи к Молчалину, когда тот падает с лошади. Герой пытается выведать истинные чувства своей возлюбленной. Софья рисует Чацкому словесный портрет Молчалина, замечает что Скалозуб «герой не ее романа», чем окончательно лишает Александра Андреевича надежды на взаимность.
Но тут начинает разыгрываться новая «живая, бойкая комедия»: московский бал, на котором каждый персонаж играет свою роль в раскрытии характера центрального персонажа. Гончаров говорит о тонкой сатире Грибоедова в изображении Горичевых, княжон, графини-внучки, Хлестовой, Загорецкого. В кратких встречах с этими персонажами Александр Андреевич остается недоволен ими, потому задевает каждого из них. Новых лиц так много, что зритель на какой-то момент охладевает к любовной интриге комедии.
О своем «мильоне терзаний» Чацкий доверительно рассказывает Софье. Гончаров справедливо отмечает, что ни Фамусов, ни Молчалин, ни другие лица не могли сокрушить главного героя, и лишь его возлюбленная, которая еще продолжает оставаться его идеалом, поражает его, втихомолку объявив сумасшедшим.
С этого момента, по мнению критика, Чацкий становится особенно «грустен, желчен и придирчив». Собрав последние силы, он нанес решающий удар толпе. Чувствуется, что герой уже плохо владеет собой, сам не свой.
Гончаров утверждает, что в последнем эпизоде пьесы Чацкому изменяет ум, здравый смысл и простое приличие.
Критик считает, что несправедливо было со стороны главного героя упрекать Софью в том, что та его «надеждой завлекла», ведь девушка сразу дала понять юноше, что на взаимность рассчитывать бесполезно. Если бы Чацкого не жег «мильон терзаний», он бы и сам удивился своему поступку.
Противоречивость Софьи
Гончаров глубоко анализирует образ девушки и приходит к выводу, что она не совсем безнравственна. Критик считает, что катастрофа главной героини — в смеси хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием личных убеждений, в путанице понятий, мыслительной и нравственной слепоте, которые не являются собственными чертами характера девушки, а присущи именно среде, в которой она воспитывалась, ведь женщин того времени учили только воображать и чувствовать. Потому они становились жертвами таких кавалеров, как Онегин и Печорин.
Гончаров обнаруживает, что в Софье прячется «что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное», этим она похожа на пушкинскую Татьяну.
Различие между ними в том, что героиня «Горя от ума» — московская барышня, Татьяна же — деревенская девушка. Критик выделяет общие черты этих героинь:
- детская наивность;
- сами начинают роман;
- влюбляются в недостойных людей.
Гончаров считает, что к отношениям с Молчалиным Софью подтолкнула душевная доброта: она хотела покровительствовать бедному и скромному служащему, тем самым возвысить его до себя. Тем не менее в девушке есть и сильная натура, и живой ум, и страстность, и женская мягкость. Ведь Чацкий не мог полюбить «пустышку». Критик отмечает, что героине «Горя от ума» достался свой «мильон терзаний».
Жертва или победитель
Чацкий — и тот, и другой одновременно. Такова роль всех людей, образ мыслей которых опережает время. Гончаров утверждает, что Александр Андреевич хоть и не исправил пороков своих соотечественников, но все равно повлиял на них: он обличил обман и безнравственность в семействе Фамусова, открыл правду о Молчалине, показал пороки других персонажей. За это Чацкий получил лишь «мильон терзаний»: от ума и оскорбленного чувства.
Не следует, по мнению критика, обвинять Грибоедова в том, что его герой покидает Москву, прекращая свою борьбу. Слова Чацкого подействовали на общество как вода на «заглохшую почву». Образ главного героя «Горя от ума» настолько живуч не из-за того, что он провозглашает новые идеи, а потому что обличает все, что заглушает современную жизнь. При этом Чацкий не отрицает положительных сторон старого века. Он хочет действовать, а не прислуживаться, потому громит чинопочитание, крепостное право, развратную жизнь дворян.
Типаж Чацкого свойствен эпохам перемен — утверждает Гончаров.
В «Мильоне терзаний» он делает акцент на том, что люди, подобные главному герою «Горя от ума», могут добиваться значительных успехов в общественно-политической деятельности. Однако они часто остаются непризнанными и отвергнутыми обществом. Всех их объединяет тот «миллион», который достался Чацкому. Многим из них даже не удается почувствовать, что их борьба была не бессмысленной.
Высказанная героем идея «учиться, на старших глядя» и стремиться к «свободной жизни» всегда будет актуальной, потому последующие типы прогрессистов в литературе постоянно будут напоминать Чацкого. Таковыми Гончаров считает Белинского и Герцена.
По мнению критика, Грибоедова упрекают в том, что в его Чацком мало жизненности, в отличие от образа Онегина. Такие размышления Гончаров считает несправедливыми, поскольку драматическое произведение не предполагает обширных характеристик. В отличие от других персонажей, натура Чацкого настолько широка, что не могла быть раскрыта полно. Тем не менее Гончаров убежден, что образ главного героя чрезвычайно жив, так как его прототипы встречаются повсеместно.
Сценичность работы Грибоедова
Гончаров отмечает, что пьеса чрезвычайно сценична, она состоит из двух, вложенных одна в другую комедий. По мнению критика, в исполнении главных ролей «Горя от ума» не стоит претендовать на историческую верность. Литературовед ставит два условия правильной постановки комедии:
- творчество артиста, выраженное в стремлении к идеалам Грибоедова;
- художественное исполнение языка.
Сравнивая «Горе от ума» с пушкинским «Борисом Годуновым», Гончаров настаивает на осмысленном отношении актера к репликам.
Для таких произведений важны не движения и мимика, а искусная выразительная речь.
Критик рассказывает об исполнении главных ролей комедии Щепкиным, Мочаловым, Ленским и отмечает, что успех постановки состоял в основном в выразительном прочтении слов.
Гончаров сетует на то, что уже давно исполнение пьесы оставляет желать лучшего, это проявляется в фальшивой игре актеров, невыразительности их речи, в тусклом освещении сцены. В заключении критик желает артистам уделить особое внимание комедии «Горе от ума», найти новые подходы к исполнению ролей этого произведения.
Для того чтобы подготовить пересказ статьи для открытого урока по литературе в 9 классе, можно составить ее краткий конспект. Это поможет сделать изложение более объемным и красочным.
РАЗБИВКА | Киркус Отзывы
к
Хорхе Чам
&
Дэниел Уайтсон
;
проиллюстрировано
Хорхе Чам
‧
ДАТА ВЫПУСКА: 2 ноября 2021 г.
Два научных подкастера отвечают на их почту.
В этом иллюстрированном продолжении У нас нет идей: Путеводитель по неизвестной Вселенной (2017), Чам, карикатурист и бывший научный сотрудник и преподаватель Калифорнийского технологического института, и Уайтсон, профессор физики и астрономии в университете из Калифорнии, Ирвин, объясняют основы науки, лежащие в основе тем, которые, кажется, занимают слушателей их подкаста Дэниел и Хорхе Объясняют Вселенную . Большинство вопросов связаны с физикой или астрофизикой и имеют форму возможно ли то-то и то-то? — например, телепортация, инопланетные посетители, создание варп-двигателя, проникновение в черную дыру). Авторы подчеркивают, что отвечают как ученые, а не инженеры. «Физик скажет, что что-то возможно, если он не знает закона физики, который этому препятствует». Таким образом, космический корабль, летящий достаточно быстро, чтобы достичь ближайшей звезды за разумное время, не запрещен законами физики, но построить его невозможно. Точно так же червоточины и путешествия во времени «не известны как невозможные» — как и многие другие сценарии. Некоторые огорчительные события гарантированы. Астероид упадет на Землю, Солнце взорвется, и человеческая раса вымрет, но исследования показывают, что ни одна из них не представляет непосредственной угрозы. К сожалению, сделать Марс таким же пригодным для жизни, как Земля, можно, но только с помощью невероятно футуристических технологий. Для тех, кто подозревает, что мы живем в компьютерной симуляции, авторы описывают, какие подсказки нужно искать. Читатели могут беспокоиться о том, что авторы выходят за рамки своих знаний, когда включают главы о существовании загробной жизни или о свободе воли. Придерживаясь строгой науки, они дают ясный обзор функций мозга и споры о существовании альтернативных вселенных, которые вряд ли вызовут разногласия. Работа авторов четко вписывается в недавно растущий рынок свежих научно-популярных книг, полных шуток, отступлений и карикатур, которые служат введением в концепции, которые требуют дальнейшего изучения для полного понимания.
Прочное базовое образование по нескольким живым научным темам.
- 1
Паб Дата: 2 ноября, 2021
ISBN: 978-0-593-18931-3
СТРАНИЦА: 336
Publisher: Ривер
. Обзор. 7 сентября 2021 г.
Kirkus Reviews Выпуск: 1 октября 2021 г.
Категории: НАУЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Поделитесь своим мнением об этой книге
Вам понравилась эта книга?
Учебные пособия и сводки по литературе
Благодарим вас за изучение этого краткого изложения сюжета «Дома разбитых сердец» Джорджа Бернарда Шоу. Современная альтернатива SparkNotes и CliffsNotes, SuperSummary предлагает высококачественные учебные пособия, которые содержат подробные резюме глав и анализ основных тем, персонажей, цитат и тем эссе.
Дом разбитых сердец — пьеса Джорджа Бернарда Шоу. Опубликованная в 1919 году, она впервые была показана в театре Гаррика в 1920 году.
Спектакль начинается с того, что Элли Данн, ее отец и ее жених приглашены на один из печально известных званых обедов Хесион Хашебай. Вечеринка проходит в доме ее эксцентричного отца, капитана Шотовера, чей дом построен в форме кормы корабля. Капитан Стоповер — изобретатель далеко за восемьдесят, который пытается создать своего рода «психический луч», способный разрушить динамит.
Когда Элли приходит в дом, она обнаруживает, что никто не встречает ее, поэтому она сидит и читает Уильяма Шекспира, пока, наконец, не засыпает. Пожилая служанка, медсестра Гиннесс, находит Элли спящей незадолго до прихода очередного гостя.
Другая гостья — леди Аттервуд, младшая дочь Стоповер, проделавшая весь этот путь из Австралии после того, как провела вдали от Англии двадцать три года. Когда она приходит, ее собственный отец делает вид, что не узнает ее.
Миссис Хашебай, старшая дочь капитана Стоповера, пригласила Элли, ее отца, Мадзини Данна, и жениха Элли, Босса Менгана, на вечеринку с намерением убедить Элли не выходить замуж за Мангана, промышленника-миллионера, который ранее подружился с отцом Элли. заявляя о своих намерениях по отношению к Элли. Манган дал Данну деньги на открытие собственного дела, но всего через два года он потерпел неудачу. Манган купил бизнес и превратил его в прибыльное предприятие, наняв Данна менеджером. Миссис Хашебай возражает против союза, полагая, что Элли должна выйти замуж за того, кого она любит, а не за того, кому ее отец в долгу.
Во время разговора с миссис Хашебай Элли признается, что питает тайную страсть к таинственному мужчине, которого она только что встретила, которого она описывает как романтического авантюриста по имени Маркус Дарнли. Когда муж миссис Хашебай, Гектор, входит в комнату, Элли обнаруживает, что это тот человек, которого она знала как Дарнли. Он рассказывал Элли преувеличенные истории о приключениях, чтобы произвести на нее впечатление и завоевать ее расположение. Элли убита горем и злится на Гектора за то, что он обманул ее и предал свою жену и ее друга. Миссис Хашебай утешает Элли, говоря ей, что разбитое сердце — это всего лишь способ жизни преподать ей урок.
Босс Манган прибывает вскоре после этого, и капитан Шотовер сообщает о своем предсказании, что миссис Хашебай позаботится о том, чтобы брак между Элли и Менганом не состоялся. Услышав это, Манган убит горем. Следующий посетитель, который прибудет, — Рэндалл Эттеруорд, зять леди Эттеруорд. Рэндалл пригласил себя в дом, узнав от своего брата, что там остановилась леди Эттерворд. В этот же момент Гектор знакомится с леди Эттерворд и мгновенно влюбляется в нее, что инициирует процесс его разбитого сердца.
После ужина Менган рассказывает Элли, что намеренно разорил ее отца. Он дал Данну деньги, чтобы начать свой бизнес, зная, что тот в конечном итоге потерпит неудачу, поскольку считал это наиболее рентабельным способом участия в новом предприятии. Элли заявляет, что она все еще хочет выйти замуж за Менгана, хотя он действительно любит миссис Хашебай, а Элли на самом деле любит Гектора. Элли считает, что брак даст ей доступ к деньгам Менгана; она чувствует, что каким-то образом ищет возмездия за своего отца.
Элли угрожает Менгану, говоря ему, что, если он отменит брак, она позаботится о том, чтобы Менган больше никогда не увидел миссис Хашебай. Обезумевший от этой идеи, Манган падает в ближайший стул, и группа продолжает сплетничать о нем, пока он подслушивает каждое слово.
Внезапно сверху раздается выстрел. Гектор и Данн ловят грабителя, пытающегося украсть драгоценности миссис Хашебай. Капитан Шотовер сообщает группе, что грабителем является пират по имени Билли Данн.
Элли отводит капитана Шотовера в сторону и говорит ему, что она скорее выйдет за него замуж, чем за Менгана. Как только Элли выходит из комнаты, Гектор и Рэндалл говорят о своей страсти к миссис Эттерворд, и они оба безрезультатно соперничают за ее привязанность.