Горе от ума фамусова характеристика: Характеристика героя Фамусов, Горе от ума, Грибоедов. Образ персонажа Фамусов

Образ и характеристика Фамусова в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума

В начале 19 века была написана одна из выдающихся комедий А. С. Грибоедова «Горе от ума». В этом сатирическом произведении показано столкновение старого и нового, века нынешнего и века минувшего. Новым поколением, в этой комедии, выступает Чацкий, а приверженцем старого – Фамусов.

Фамусов в комедии играет важную роль, ведь он олицетворяет всех дворянин начала 19 столетия. Он хорошо известен в знатных кругах общества и занимает высокую должность – управляющий в казенном доме. Фамилия у Фамусова говорит сама за себя. Она произошла от слова famus – известный, знаменитый. Это не удивительно, ведь Фамусов очень известен в высшем свете.

Грибоедов очень ярко и детально описывает Фамусова в своем произведении. Павел Афанасьевич приверженец старого строя, он защищает старые традиции и обычаи, считает что нужно уважать старину. Если рассматривать, как Фамусов относиться к образованию, то в комедии хорошо видно, что он категорически против образования. Для него учение сопоставимо чуме. Однако наперекор своим убеждением Фамусов нанимает для своей дочери, Софьи, иностранных учителей, потому что так делают все. Для него ценно общественное мнение и он всегда переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе.

Павел Афанасьевич придает большое значение материальному положению и занимаемому место в обществе. Он уважает людей, который смогли подслужиться и согнуться в перегиб, чтобы получить высшие чины. Фамусов считает «гордецом» тех, кто не хочет следовать этим традициям, ведь так «делали отцы». Разговор он ведет с каждым персонажем по-разному. Все зависит от того, какого звание у собеседника. Если перед ним кто-то из высших чиновников, то он будет льстить, а если ниже рангом, то он будет груб, а на слуг вовсе может заорать.

Главной задачей Фамусова, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», была показать все устаревшие взгляды дворянин и как глубоко эти привычки засели в их разумах. Грибоедов реалистично показал нам всю суть помещиков-крепостников начала 19 века. Фамусов и ему подобные чиновники не должны стоять у власти. Они безнравственные, а безнравственная власть способна служить только самой себе.

2 вариант

Фамусов — вдовец, который воспитывает дочь Софью. Он богатый управляющий в Москве. Ему не нравятся просвещенные и умные люди. Свою дочь обвиняет в распущенности и считает, что она слишком увлечена чтением книг, которые только засоряют мозг и заставляют человека вольно мыслить. Образование, по его мнению, также бесполезное дело. Фамусов убежден в бесполезности учености для семейной жизни. Для него важнее всего мнение общества, а не то, каким он является на самом деле.

Дворянское общество в те времена жило по законам молвы и слухов. Для них мнение людей было важнее совершенного греха. Фамусов строго следует своим принципам. Для него важно иметь знакомства только с нужными людьми. Они помогут ему извлечь свою выгоду. Он свободный человек и больше не хочет жениться, так как прежняя жена была ветрена. Свободный и богатый человек, но очень прыткий и неугомонный. Может заигрывать с женским полом.

Разговор Фамусова – это чистая русская речь. Это подтверждает его принадлежность к дворянству. В его речи часто встречаются просторечия и деревенские выражения, которые он любит употреблять. Однако его язык нельзя назвать скудным. Он любит традиции своего народа, говорит грамотно и понятно на своем языке. Иностранные слова редко, но появляются в его речи. Некоторые черты его личности заслуживают внимания: добрый нрав и гостеприимность. После смерти отца Чацкого, Фамусов взял его к себе и воспитывал как родного сына. К знатным особам высказывает свое почтение и встречает как родных. Прошлые воспоминания ценит и бережет как зеницу ока.

Фамусов полагает, что ученость вовсе не нужна, однако для своей дочери учителей находит, потому что образование ценится в обществе.

Отрицательных черт в образе Фамусова куда больше, чем положительных. Любит брюзжать и напрасно злиться. Грубо обращается с прислугой. Может обозвать непристойными словам. Знатных и богатых почитает, льстит им, как может. Сумасбродная и властная личность, зацикленная на своей исключительности. Считает, что способность человека выслуживаться —хорошее качество, которое в дальнейшем может помочь завоевать авторитет и должность. К людям относится уважительно, только если они ему выгодны или имеют вес в обществе. Остальных не хочет удостоить своим вниманием, так как они бесполезны для него.

Фамусов боится и избегает любых изменений. Его жизненная позиция — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. В этом есть доля правды.

Сочинение Фамусов в комедии Горе от ума

Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» показал проблемы, которые сформировались в начале 19 века. В комедии отражено противостояние двух политических точек зрения. Приверженность старым порядкам и традиционным ценностям автор отразил в образе Фамусова.

Фамусов – конкретный образ, который чётко сформулирован автором. Грибоедов отметил Фамусова в трёх видах: чиновник, помещик, отец. В образе этого человека сконцентрированы черты ярого защитника крепостного дворянства. В высшем свете таких людей было много. Поэтому с уверенностью отмечают, что сформированная характеристика Фамусова в произведении считают основной для представителей богатого сословия тех лет.

Какие черты отмечены у Фамусова?

В кратком сочинении отражается образ Фамусова, который предстаёт перед читателем в качестве представителя старой веры. В своём произведении Грибоедов сильно выделяет его. Его знают в высшем свете, но его считают родовитым дворянином, у которого дядя считался знаменитой личностью при дворе.

Описывая конкретного героя, обратитесь к содержанию образа, поэтому отмечаем, что он защитник старины и преданный хранитель законов. Он является защитником крепостного права, поэтому его должны окружать родные люди, которые обязаны его радовать. Разговаривает с богатыми людьми, а с остальными предпочитает не разговаривать. Служба для него – награды, медали, уважение, деньги. Он пытается угодить людям, которые занимают высокое положение в обществе.

Общается Фамусов с другими членами общества по-разному, учитывая его положение в обществе. Если перед ним человек равный ему по положению в обществе, то он будет разговаривать льстиво. Если он разговаривает с мелким чиновником, то он перейдёт на ты, а с прислугой он разговаривает грубыми фразами.

С дочерью он показывает разные стороны характера. Он может наказывать, ругать, упрекать, заботится и понимающе разговаривать. В молодых людях он видит будущее страны, поэтому не считает необходимым обучать дочь грамоте. Он уверен, что лучшим примером является он сам.

Если рассказывать о моральных критериях, то он убеждён, что жених для её дочери обязан иметь деньги.

Если деньги есть, значит, жених хороший. В образе Фамусова, автор показал людей, которых ненавидели декабристы.

Искренне рекомендую использовать эти данные для написания сочинения на вышеуказанную тему.

Также читают:

← Образ и характеристика Репетилова в комедии Горе от ума ← Хрюмины характеристика и образы в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовХарактеристика и образ Хлестовой в комедии Горе от ума → Фамусовское общество в комедии Горе от ума →

Картинка к сочинению Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • Анализ сказки Рукавичка

    Жанровая направленность произведения представляет собой украинскую народную сказку, повествующую о животных, имеющую аналогом в русском творчестве в виде сказки «Теремок», немного с измененным сюжетом.

  • Сочинение по картине Саврасова Оттепель.
    Ранняя Весна

    В русском искусстве есть большое количество художников, которые работали в жанре пейзаж. Особое внимание хотелось бы уделить талантливому мастеру своего дела Саврасову Алексею Кондратьевичу.

  • План рассказа Моя родина Пришвина

    Мать вставала рано утром. Автор вспоминает, что он как-то раз тоже встал рано и пошел ловить перепелок с помощью силка. Перед уходом мать напоила сына чаем с молоком, очень вкусным и ароматным.

  • Сочинение Он гением блистал в бою любом (А.В. Суворов)

    Каким человеком был Суворов известно из летописей и описания его современников, которые описывают его личность как достаточно неординарную. Сегодня его имя знакомо каждому, Александру Васильевичу посвящены памятники

  • Хронологическая таблица жизни и творчества Бетховена

    16 декабря 1770 г. — Город Бонн. В семье певца Иоганна Бетховена и М.-Магдалины Кеверих по Боннгассе в доме номер 515 появился на свет Людвиг ван Бетховен.

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Характеристика Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Меню статьи:

  • Семейная жизнь Фамусова
  • Государственная служба Фамусова
  • Личностные качества и привычки Фамусова
  • Конфликт Чацкого и Фамусова
  • Отрицательные черты характера
  • Проложительные черты характера
  • Отношение Павла Афанасьевича к людям
  • Речевые особенности героя

В мире редко встретишь учение, которое бы пропагандировало насилие, ложь и обман.

В большинстве своем мировые догмы утверждают принципы гуманности, миролюбия и добропорядочного отношения к другим людям, однако, реальная жизнь далека от этих учений.

Несмотря на все старания, в обществе преобладают коварство и обман. Такая тенденция характерна для любых социальных групп. Однако, осознание того, что элита общества также не лишена этих пороков человечества, действует удручающее – хочется верить, что в мире существует некий идеал общества и это не утопия.

Фамусовское общество, вполне вероятно, могло бы послужить такой идеальной моделью, но этого не происходит. С помощью разоблачения Александра Чацкого читатель узнает о пороках и негативных качествах характера, типичных для аристократов.

Обличение аристократии происходит на примере управляющего государственного учреждения в Москве Павла Афанасьевича Фамусова. Он не обладает ни уникальной биографией, ни уникальным характером – все его качества типичны для аристократии того времени.

Семейная жизнь Фамусова

В повести читатель знакомится с уже сформировавшимся, зрелым как биологически, так и психологически человеком.

Его точный возраст в пьесе не указан – на момент разворачивания основных событий он человек солидного возраста: «В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку» – так говорит о своем возрасте сам Фамусов.

Семейная жизнь Павла Афанасьевича не была безоблачной – его жена умерла, и он женился повторно на некой «мадам Розье». Фамусов не может похвалиться большим количеством продолжателей его рода – у него один ребенок – дочка Соня, рожденная от первой жены.

Фамусов не лишен чувства сострадания – он взял к себе на воспитание сына своего друга – Александра Чацкого, после того, как мальчик осиротел. Александр сохранил приятные впечатления о своем воспитателе и после возвращения с длительной заграничной поездки, первым делом наносит визит Павлу Афанасьевичу. Искренне говоря, его уважение и благодарность по отношению к Фамусову – не единственная причина визита. Чацкий влюблен в Соню и рассчитывает на женитьбу с девушкой.

Исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что Павел Афанасьевич был хорошим воспитателем, он умел расположить к себе Александра в любом возрасте, иначе бы Чацкий с таким рвением не стремился нанести ему визит.

Однако встреча Фамусова с Чацким стала поводом для разочарования и ссоры. Александр начинает анализировать действия и позицию своего воспитателя и приходит к крайне неудовлетворительным, с его стороны, результатам.

Государственная служба Фамусова

С Фамусовым читатель знакомится уже тогда, когда он находится в должности управляющего « в казенном месте», о том, как он получил эту должность, и каковым был его карьерный путь Грибоедов не уточняет.

Известно, что Фамусов предпочитает видеть среди своих коллег-сотрудников родственников: «При мне служащие чужие очень редки».

Павел Афанасьевич окружил себе на работе родственниками, он любит порадовать их повышением в должности или очередной наградой, но делает это не просто так – Фамусову чуждо понятие бескорыстности.

Личностные качества и привычки Фамусова

Образ Фамусова по задумке автора должен резко противопоставляться образу Александра Чацкого, поэтому в большинстве своем случае Павел Афанасьевич обладает негативными качествами характера.

В первую очередь выделяются корыстные мотивы. Сам он человек богатый и обеспеченный, поэтому при выборе своего будущего зятя он ориентируется на перспективность роста как карьерного, так и финансового молодого человека, ведь в понятии Фамусова первое неотъемлемо от второго.

Сам же Фамусов зависим от чинов, он считает, что человек, обладающий должным чином и многими наградами уже априори достойный уважения.

«Вы, страстные к чинам» – такую характеристику ему дает Чацкий. Помимо желания добиться чина, у его зятя еще должно быть достаточное финансовое обеспечение. При этом Павла Афанасьевича не интересует моральность и добропорядочность молодого человека.

Исходя из такой позиции, Александр Чацкий выглядит крайне непривлекательным кандидатом в мужья Соне Фамусовой. Он ушел из военной службы, гражданская служба у него так же не вызывает интереса, конечно, Чацкий обладает родовым поместьем, но это не вызывает в глазах Фамусова надежности и перспективы: «Кто беден, тот тебе не пара».

Ошарашенный таким приговором, Чацкий все же не теряет надежду на воссоединение с возлюбленной, но дальнейшее развитие конфликта заставляет Чацкого отказаться от этой идеи.

Фамусов высоко ценит достижения периода правления Екатерины ІІ, а идеалом человека считает Максим Максимыча, который сумел благодаря подлизничеству и способностью угодить достичь высот в карьере и находился в почете:

На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Изволили смеяться; как же он?
Упал вдруго́рядь – уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по-вашему? по-нашему – смышлен.

Руководствуясь старыми принципами, Фамусов оценивает человека по его состоянию, а умение получить нужное, даже путем унижения, становится предметом восхищения.

Фамусов пренебрежительно относится к людям, служащим у него, он испытывает некую долю облегчения, ругая и крича на своих крепостных. Фразы типа «Ослы! сто раз вам повторять?» и «Ты, Филька, ты прямой чурбан» – обычное явление в его словарном запасе.

К слову, постоянное недовольство характерно для Павла Афанасьевича. Он недоволен слугами, недоволен новым временем, современной молодежью, науками и деятелями культуры.

Конфликт Чацкого и Фамусова

Образы Чацкого и Фамусова обличают «век нынешний» и «век минувший». Фамусов придерживается консервативности взглядом и считает, что нужно придерживаться порядков былых времен, ибо предки были мудрее современников. Фамусов все проводит в сравнении «было» и «стало».

Ему сложно осознать, что время предков прошло и поменялись требования общества:

В пятнадцать лет учителей научат!
А наши старички?? – Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово – приговор, –
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их…

Кроме такого разделения, образы Фамусова и Чацкого разграничивают мир плотских наслаждений и мир духовный. Фамусов и подобные ему люди руководствуются в жизни основными потребностями организма, не заботясь о своем духовном и нравственном развитии. Они воплощают в себе человека, как представителя животного мира.

Чацкий же олицетворяет развитие духовных и умственных способностей человека. Он искренне верит в силу образования и осознает истинное значение науки и культуры.

Фамусов же отвергает положительное влияние науки и образования, а род деятельности, связанный с наукой или искусством, Павлу Афанасьевичу кажется позорным и неприемлемым для аристократа.

Таким образом, Павел Афанасьевич Фамусов наделен непривлекательными, чертами характера, он алчный и жадный человек, для него весомым показателем значимости человека является его богатство и чин. Он необразованный и поэтому ограниченный человек, ему сложно оценить значимость нематериальных ценностей.

Отрицательные черты характера

Фамусов чиновник, который устраивает на работу только родственников и близких людей. Мужчина не стремиться изменить мир, попросту раздает выгодные должности. Фамусов общаться с окружающими только теми, кто будет выгоден чиновнику.   Свободный и статный человек, но сильно прыткий и неугомонный. Любит заигрывать с женским полом.

Павел Афанасьевич брюзгливый человек. Часто ходит не доволен, и без толк сердиться. Ругает придворных. Удивительно то, что Павел получает удовольствие когда в таком состояния. С прислугами общается мужчина грубо и не стесняется выражать такие эмоции. Фамусов считает слуг ленивыми глупцами и ослами.  Но когда появляются в доме статусные люди, Фамусов сразу же меняется, грубость внезапно исчезает.

У Павла Афанасьевича громки тембр голоса, мужчину слышно издалека. Хозяин считает, что может полное право так громко говорить. Жизненная позиция дворянина — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. 

Положительные черты характера

У Павла присутствуют и положительные качества. После того как скончался друг Андрей Ильич Чацкий, Фамусов не оставил сына Андрея и приютил ребенка. Фамусов любит гостей, в собственном доме проходят балы и веселья. Бедным людям в доме Павла места нет, ведь герой принимает только состоятельных гостей. Любит вспоминать прошлое и хранит память о том времени. 

Отношение Павла Афанасьевича к людям

Главный герой произведения уважает только тех кто владеет серьезным весом в обществе, Фамусов привык искать выгоду в людях. Каждый Московский дворянин желал бы видеть зятем человека «со звездами и чинами». Например, Фамусов относится к Чацкому с презрением, а к Скалозубу испытывает восхищение. 

Речевые особенности героя

Павел Афанасьевич истинный дворянин, говорит на чистой русском языке. Дворянин считает что умеет грамотно выражать собственные мысли. В словах которые произносит Павел, нет научных терминов. Фамусов не образованный, дворянин считает, также бесполезное это дело, а книги это зло для дворянина, утверждает что рукописи не нужны и лучше жить без книг. Дворянину не нравятся просвещенные и умные люди. Образ персонажа Павла, позволило характеризовать полное дворянское общество. Дворян консерватизм, поклонение перед богатством и чинами, вызывает саркастическую усмешку.

Автор: Виктория Давыдова

Горе-нечеткий мозг реален… Исцели его

Горе — это естественная и нормальная реакция на потерю любого рода, а не только тяжелую утрату. За последние пару лет все мы были свидетелями, если не непосредственно сталкивались с потерями на многих уровнях. От ковидной болезни и смерти до вторичных потерь, таких как финансовая незащищенность, сбои в работе и личной жизни, и даже коллективных потерь, таких как инфляция, война, растущая социально-экономическая нестабильность, — воздух пропитан горем и травмами на разных уровнях.
Горе имеет многоуровневые разветвления на телесном, разумном, сердечном, социальном, финансовом и даже духовном уровнях. Тело ведет счет. Часто можно увидеть, как многие скорбящие люди страдают от легких до серьезных физиологических последствий, таких как гипертония, неопределенные боли, нарушения сна, потеря аппетита, диабет, сердечный стресс, а в некоторых редких случаях даже инсульт.

В то время как эмоциональные и психологические последствия горя хорошо известны, к сожалению, очень мало известно или понято о психических последствиях горя. Психические реакции горя в силу своего невидимого проявления часто остаются незамеченными и без внимания. Правда в том, что спутанность сознания, спутанность сознания, рассеянность, рассеянность, неустойчивая память и снижение уверенности в себе довольно распространены при горе. Скорбящие люди, как правило, остаются занятыми внутри. Нарушается их способность воспринимать информацию, обрабатывать, думать и осмысливать. Иногда они застревают в гуще событий, не зная, что они задумали.
Для переживших утрату людей нормально ощущать спутанность сознания, особенно сразу после потери. Ошеломленному мозгу требуется время, чтобы обработать внезапный поток реакций горя. Сверхбдительный рептильный (примитивный) мозг запускает первичные реакции борьбы (отрицание, неверие, гнев, жалобы), бегства (страха, незащищенности, социальной изоляции, самоизоляции) или замораживания (оцепенение, оцепенение, бессвязность). Напротив, часть мозга с развитым мышлением остается пассивной, тем самым влияя на умственное функционирование скорбящего. Было бы бесчувственно и неразумно игнорировать, пренебрегать или, что еще хуже, недоброжелательно судить о нарушенном душевном состоянии скорбящего человека. Нет, они не сошли с ума. Просто встревожен, что понятно, и, надеюсь, ненадолго. Наш благородный долг — оставаться наблюдательными, сострадательно сопровождать и помогать тем, кто находится в скорбном путешествии, исцелить их помутневший от горя мозг и как можно лучше восстановить их умственное функционирование. Вот несколько практических советов для тех, кто в пути скорби —

1. В здоровом теле – дом здорового духа – Глубокое, нежное и ритмичное дыхание успокаивает тело, лечит сердце и помогает восстановить работу мозга. Расширить глубокое дыхание практику до медитацию . В состоянии горя центры угрозы мозга чрезмерно активизируются и усиливают переживания страха, боли и гнева. Медитация активирует успокаивающие центры мозга и помогает скорбящему уму стать спокойным и сострадательным к себе.

Пребывание увлажнение . Нежные регулярные глотки воды успокаивают нервную систему. Пейте достаточно воды или соков, но скажите «нет» газированным и крепким напиткам. Часто ощущается потеря аппетита. Но ты должен остаться накормленным . Ешьте, желательно легкую пищу и небольшими порциями.

Телесный отдых в горе оказывает терапевтическое воздействие на разум. Даже если сон остается недостижимым, дайте своему телу необходимый восстановительный отдых . Практика сон гигиена. Пойте или послушайте успокаивающую музыку, если сон все еще ускользает. Избегайте просмотра телевизора, сети или других подобных стимулирующих занятий перед сном. Иногда нас преследуют навязчивые сны или воспоминания. Это нормально. Пожалуйста, вставай осторожно. Выпей воды. Пустой мочевой пузырь. Позвольте успокаивающим воспоминаниям снова убаюкать вас.

2. Работа лечит разум, но не спасает от боли – Медленно и осторожно возвращайтесь к рутине, работе и мирским делам. Подходите к делу небольшими и простыми частями. Если возможно, избегайте работы, привязанной ко времени/цели. Избегайте сложных вещей и умственного напряжения. Играйте в расслабляющие настольные игры.

Скорбящий мозг нуждается в восстановительной паузе. Возьмите творческий отпуск от профессиональной работы, если можете. По крайней мере, какое-то время старайтесь, чтобы ваша рабочая нагрузка и рабочие рутины были легкими.

3. Возьмите природу, искусство и письмо способ Природа удивительный целитель. Он успокаивает и исцеляет затуманенный горем мозг. Отправляйтесь на прогулки на природу. Замечайте и наслаждайтесь птичьим щебетом, восходом солнца, сменой цветов времен года.

Письмо, поэзия и искусство безмерно терапевтический . Они исцеляют ум и стимулируют творческую нейронную активность. Напишите письмо (прощай, любовь, благодарность) своему умершему близкому человеку или создайте произведение искусства на память. Мои мемуары о горе появились из моих случайных разглагольствований и стихов и помогли осиротевшим родителям во всем мире.

Пожалуйста, избегайте чтения тяжелых материалов, особенно в момент потери. Медленно и постепенно (повторно) начинайте читать , читая — только легкие вещи, которые успокаивают беспокойный ум.


4. Обратиться за помощью – Многие люди исчезают. Некоторые хотят помочь, но чувствуют себя неловко или неуверенно. Помогите людям помочь вам. Как бы тяжело это ни было, протяни руку помощи и расскажи этим доброжелательным людям о своих потребностях. Поднимитесь над стигмой или беспокойством и обратитесь за профессиональной помощью , если это необходимо.


5. Храни веру и найди смысл в своих страданиях. Социальное служение, природа, духовная практика, религиозные писания, искусство или миссия наследия — люди идут разными путями, чтобы сохранить свою веру. Делай, что хочешь. Просто продолжайте стимулировать свой мозг значимыми воспоминаниями и занятиями. Это поможет ослабить навязчивые размышления. Прежде всего, надежда, любовь и улыбка . «Несмотря на все потери, обиды и боль, у нее есть только улыбка любви». Эти слова из моей книги «Горе ~ Рост ~ Благодать — Священное паломничество» цитируются чаще всего. И я не удивлен.


Приведенные выше предложения являются общими. Я помогаю скорбящим находить или создавать практики, которые соответствуют их особенному темпераменту и конкретному контексту, а также помогаю им исцелить свой затуманенный от горя разум и встать на путь устойчивости и посттравматического роста. Возьмите на себя ответственность исцелить и укрепить свой затуманенный горем мозг. Обратитесь за помощью, если вам так нужно. И помогите тем, кто находится в скорбном путешествии, с состраданием и терпением.


Доктор Нина Верма — эксперт по «горю и росту»; Тренер «Устойчивость, цель и переходы»; и автор книги «Горе ~ Рост ~ Благодать — Священное паломничество, Плач матери… Праздник матери».

Модель двойного процесса горя

Те из вас, кто любит посты о теории горя LOVE WYG, вероятно, в последнее время были немного разочарованы. Изучив архивы, я обнаружил, что прошло около 4 месяцев с тех пор, как мы в последний раз обсуждали теорию горя. Упс. Сегодня мы возвращаемся в нужное русло, перенося нас в мир современной теории горя с помощью « Двойная модель горя .

Прежде чем мы углубимся в тему, я хотел бы сказать, что искренне верю, что изучение теории горя может быть полезным для скорбящих. Как человеку с рациональными наклонностями, понимание собственного горя действительно помогло мне понять, через что мне пришлось пройти. Некоторых людей разочаровывает, что теория горя кажется абстрактной и непрактичной для обычного горюющего. Эти олдскульные модели, основанные на этапах и задачах, часто раздражали скорбящих, чувствуя себя ограниченными и неточными. Но мы пишем о теории горя здесь, в блоге, потому что знаем, что, по крайней мере, некоторые из вас могут чувствовать то же, что и я — вы на самом деле нравится читать о теории горя. И что еще более важно, теория горя прошла долгий-долгий путь со времен этих сценических моделей. Мы надеемся, что это поможет узнать немного больше о том, как психическое здоровье относится к горю в наши дни.

Тем не менее, я должен предупредить вас, что модель двойного процесса горя вызывает у некоторых людей головокружение при первом чтении, потому что она НЕ попадает в эти четкие, линейные задачи и этапы прошлых моделей горя. Но это также то, что делает его великим. Это одна из моделей, которая начала революцию в том, что мы знаем и понимаем о горе, ставя под сомнение эти линейные, основанные на этапах модели.

Модель Dual Process может показаться более сложной на первый взгляд, но это потому, что горе сложно, и оно отражает это. Вот награда за то, что вы ее придерживаетесь: эта теория горя одобряет иногда бездумный просмотр телевизора. Да серьезно.

Модель двойного процесса преодоления утраты

В 1995 году Маргарет Штёбе и Хенк Шут представили доклад на собрании Международной рабочей группы по проблемам смерти, умирания и утраты похожи?). Газета называлась «Модель двойного процесса преодоления утраты» и изложили свою теорию. Затем их теория получила распространение после того, как авторы Штёбе и Шут опубликовали Модель двойного процесса преодоления утраты, обоснование и описание в журнале Исследования смерти ; побуждая ученых-гореев проверить теорию и посмотреть на ее практическое применение при работе с скорбящими. Я учился в старшей школе, когда вышла первая статья, поэтому, как и большинство людей, меня не очень интересовали статьи о тяжелой утрате; но к тому времени, когда я проводил свои исследования психического здоровья и горя в 2000-х годах, модель двойного процесса горя, конечно же, попала в учебники по горю.

Стробе и Шут начали свою статью 1999 г. с прямой критики преобладающих теорий «работы над горем», заявив…

«…существуют недостатки в традиционных теориях об эффективных способах справиться с утратой, особенно в отношении так называемая «гипотеза о работе с горем». Критика включает неточное определение, неспособность представить динамическую обработку, характерную для горя, отсутствие эмпирических данных и проверки в разных культурах и исторических периодах, а также ограниченное внимание к внутриличностным процессам и последствиям для здоровья».

Dang…way hash, Tai. С этой командой нечего ходить вокруг да около.

Теперь вы, наверное, спрашиваете себя: «Что, черт возьми, такое «работа горя» и почему они так критичны к ней?» Хотя (как указывают Штробе и Шут) это определение неточное, «работа над горем» — это общая идея о том, что горюющий должен проработать свои тяжелые и болезненные чувства, связанные с потерей. Те, кто придерживается теории «работы над горем», утверждают, что скорбящий не оправится от своей потери, если он не пройдет через этот процесс, часто задачи и этапы, чтобы противостоять своим тяжелым эмоциям.

Важно понять эту критику, так как Dual Process Model является прямым ответом на некоторые ограничения и проблемы, которые они выявили в существующей теории горя. У них есть одна сильная претензия к тому, как теории «работы горя» имеют дело с избеганием, отрицанием и подавлением. В соответствии с моделью «работы с горем» вы должны столкнуться с болью утраты лицом к лицу. Это эмоционально и физически утомительно, но крайне важно для здоровой скорби. DPM утверждает, что «избегать, отрицать или подавлять» определенные аспекты горя не только нормально, но и нежелательно.0007 здоровый и важный часть скорби. Неожиданно и освежающе, правда?!

Стробе и Шут также предполагают, что теория «работы над горем» недооценивает более инструментальное переживание горя (иногда рассматриваемое как более «мужской» способ горя, хотя и не исключительно так!), и основана на интуитивном переживании горя. опыт (иногда считающийся более женским), более выразительный и готовый противостоять трудным эмоциям. Они предполагают, что определение «здорового» горя в « работа с горем» в значительной степени основано на западной медицинской модели, и предполагают, что их собственная модель является более всеобъемлющей.

Когда Стробе и Шут переходят от обзора других теорий к представлению своих собственных, они объясняют окончательную критику теорий «работы горя», в которой не указаны стрессоры тяжелой утраты. В DPM авторы предполагают, что существует два типа стрессоров, связанных с горем: стрессоры, ориентированные на утрату, и стрессоры, ориентированные на восстановление. Оба типа требуют совладания, но Штробе и Шут быстро указывают, что мы также должны делать важные перерывы в этом совладаниях.

Осцилляция

Стрессоры, ориентированные на потерю, как их определяет DPM, — это стрессоры, возникающие в результате сосредоточения и обработки потери человека, который умер, и наших отношений с этим человеком. Это включает в себя все: от просмотра старых фотографий до тоски, воспоминаний, представления того, что любимый человек сказал бы о чем-то, и воспоминаний.

Ориентация на восстановление, с другой стороны, связана с вторичными источниками стресса и преодоления. Вместо того, чтобы просто думать о горе по умершему человеку, эта теория рассматривает стресс от чувства изоляции, необходимости выполнять задачи, которые раньше делал умерший (например, приготовление пищи, уборка, управление финансами и т. д.). Это, как отмечают Штробе и Шут, похоже на концепцию преодоления вторичных потерь, возникающих после смерти, хотя DPM несколько более всеобъемлющий. Это также восстановление, которое должно произойти в повседневной жизни после потери.

Важнейшей частью модели двойного процесса является концепция колебаний. Согласно Штробе и Шуту, здоровое горевание означает вовлечение в динамический процесс колебаний между ориентированным на потерю и ориентированным на восстановление совладанием. Скорбящий будет колебаться между столкновением с потерей и избеганием потери. Это динамический процесс, который на самом деле является частью здорового процесса горя в рамках DPM, время от времени справляясь с нашим горем и иногда ища передышку (это та часть, где нам всем дается разрешение смотреть плохой телевизор!).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *