Горе от ума? Или от сердца? (Эпизод 1) — Татьянин день
Идеологическую борьбу персонажей «Горе от ума» должен увенчать традиционный для мировой литературы приз — любовь прекрасной дамы. Но, напряженно следя за словесными турнирами, мастерски аранжированными талантливым драматургом, читатель может упустить из внимания, что приз-то — не изящно декорированный кубок. Софья — живой человек. И на самом деле именно она, она одна, противостоит всем остальным персонажам пьесы.
Евдокия Варакина
Всех нас в школьные годы учили читать «Горе от ума» в идейно-социальном ключе. Конфликт старого и нового поколений, западничество и славянофильство, цели и образцы общественного служения (или прислуживания) и жизни в свете… Одинокий и никем в пьесе не понятый Чацкий, идеалы которого, однако, незримо поддерживают внесценические персонажи: князь Федор, двоюродный брат Скалозуба, — и внелитературные герои: Чаадаев (которого за его высказывания тоже ведь объявили сумасшедшим), декабристы.
Однако все эти прочтения лежат в одной плоскости — социально-философской.
Идеологическую борьбу персонажей должен увенчать традиционный для мировой литературы приз — любовь прекрасной дамы. Но, напряженно следя за словесными турнирами, мастерски аранжированными талантливым драматургом, читатель может упустить из внимания, что приз-то — не изящно декорированный кубок. Софья — живой человек. И на самом деле именно она, она одна, противостоит всем остальным персонажам пьесы — не по своему отношению к свету или Западу, а по эмоционально-нравственным ориентирам.
Фамусов и его духовная копия Молчалин — рабы света, общественного мнения и общественного успеха (в виде чинов, славы или денег), ради которого они готовы поступиться многим. Впрочем, даже поступаться-то нечем — они живут этими ценностями, и никакого конфликта в их душе нет.
Ну разве что остается потребность в некоторых чувственных наслаждениях, которые в глазах света не прибавят им почета, и посему они пытаются удовлетворить свое желание тайно, без огласки. Интересно, что даже объект влечения Фамусова и Молчалина один и тот же — служанка Лизанька. При этом они не колеблясь прикрывают свое фривольное поведение враньем — ведь Фамусов должен выглядеть респектабельным и морально безупречным отцом («Свободен, вдов, себе я господин…/Монашеским известен поведеньем!»), а Молчалин — преданным влюбленным дочери своего начальника. Конфликта между внутренним и внешним нет у них и в этом случае — нужно лишь скрыть свое поведение от посторонних глаз (как метко выразилась Лизанька, «грех не беда, молва нехороша»). Шкала их ценностей выглядит очень просто: плохо и недопустимо то, что вредит «карьерному росту», а все то, что ему способствует или хотя бы не мешает (и при этом очень приятно), — допустимо и, следовательно, хорошо.Скалозуб, которому так симпатизирует Фамусов, этот взгляд на мир вполне разделяет — его интересует только военная служба и в ней главным образом чины и ордена («Мне только бы досталось в генералы»). Но поскольку он человек военный, то и способы завоевания успеха у него другие: он не может уронить свою честь и, как знаменитый дядя Фамусова, специально строить из себя шута, чтобы заслужить милость сильных мира сего, или, как Молчалин, угождать на всякий случай всем подряд: «Начальнику, с кем буду я служить,/Слуге его, который чистит платья,/Швейцару, дворнику, для избежанья зла,/Собаке дворника, чтоб ласкова была». Но, вполне в духе Фамусова и Молчалина, Скалозуб, например, искренне радуется, когда кого-то из соратников, т. е. потенциальных конкурентов за награды, убивают во время сражения: «Довольно счастлив я в товарищах моих,/Вакансии как раз открыты;/То старших выключат иных,/Другие, смотришь, перебиты».
Примитивно и неглубоко? Ну, в общем, да. Но позиция Чацкого на поверку оказывается немногим лучше. Судя по страстным монологам, цель его жизни — разбить идолы «общественного мнения» и «успеха». Однако эта цель сама обращается в идола — и ни на что другое в сердце его не остается места. В отличие от «рабов света» Чацкий, во-первых, искренен и не двуличен, во-вторых, подчеркнуто независим от общественного мнения. Впрочем, последнее по ходу пьесы оказывается лишь иллюзией: Чацкий, в своем яростном запале высмеивая и разя словом всех окружающих его людей, готов прослыть бунтарем, смутьяном, вольнодумцем, он рвется на баррикады и жаждет пострадать за правду, но… он не может вынести, когда его делают смешным. Когда Чацкий слышит сплетню о своем сумасшествии, он уязвлен и оскорблен злобой и неблагодарностью света («Не смех, а явно злость… И для иных как будто торжество,/Другие будто сострадают…/О! Если б кто в людей проник:/Что хуже в них? Душа или язык?.. И вот та родина…»). Он даже не задумывается о том, что, вообще-то, против него обратилось его же собственное оружие — язвительное высмеивание других людей.
Умный Чацкий, как верно заметила Софья, на самом-то деле не умен, потому что он готов обличать, оценивать, лишать иллюзий и выводить на чистую воду всех и каждого, кроме самого себя («Да! Грозный взгляд, и резкий тон,/И этих в вас особенностей бездна;/А над собой гроза куда не бесполезна»). Себя он считает во всем правым (что отмечают и другие герои пьесы, например княгиня: «Послушать, так его мизинец/Умнее всех»), критику в свой адрес он отвергает мгновенно и бескомпромиссно, каждый раз находя себе оправдание: «По крайней мере, не надутый», «Я странен; а не странен кто ж?» и т. п. Более того, Чацкий уверен, что имеет право судить других — и судит людей направо и налево, причем оценки его жестки и убийственно ироничны, они действительно выглядят как приговор, ставящий на человеке крест.
Сам Чацкий, говоря о своей любви к Софье, бросает фразу, которой пытается охарактеризовать свое душевное смятение: «Ум с сердцем не в ладу». На самом деле этой формулировкой объемлется нравственная трагедия всей его личности: его ум культивирует самомнение, гордость и не дополняется состраданием к людям, и потому он может лишь разрушать, но не созидать, он бесплоден. И любовный крах, который потерпел Чацкий в пьесе, — это действительно символ: его сердце лишено любви.
Софья видит нравственную пустоту Чацкого — и именно поэтому она выбирает не его.
Показателен финал пьесы. Софья узнает правду о нравственных устремлениях своего возлюбленного, Чацкий, в свою очередь, — о выборе Софьи не в его пользу, а Фамусов — о том, что его дочь, несмотря на столь образцового отца, все-таки имеет любовную связь. Далее каждый из четырех персонажей демонстрирует свое подлинное лицо. Молчалин ради того, чтобы сохранить свое положение в доме, унижается перед нелюбимой Софьей и ползает у нее в ногах. Фамусов приходит в отчаяние от мысли, как среагирует на всю эту историю свет. Обе эти реакции были предсказуемы и особого интереса не вызывают.
Продолжение следует…
Анализ сцены из первого действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (Горе от ума Грибоедов)
Именно так начинается седьмое явление первого действия в комедии «Горе от ума». «Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног» — Чацкий целует руку Софье, рассказывает, как торопился, сетует на ее холодность. Лиза говорит, что они с Софьей только что его вспоминали. Софья подтверждает это, уверяя, что упреков они не заслужили. Начинаются детские воспоминания, комплименты, шутки. Чацкий утверждает, что Софья «расцвела прелестно», иронизирует над общими знакомыми.
«Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщем пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!»
В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно «Горю от ума», в короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку «собственных богатств» (то есть материала национальной истории и современной русской жизни) — и собственными, оригинальными, не заемными средствами.
Сюжетную основу Торя от ума» составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет, вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений. В беседе с Софьей Чацкий успевает порассуждать о воспитании в московских домах («Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле») вспомнить их учителя, который внушал, «что нам без немцев нет спасенья»; поиронизировать над обычаем смешивать в разговоре французский и русский («Господствует смешенье языков французского с нижегородским») спросить о Молчалине: «Еще ли не сломил безмолвия печати?.. А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». После этого бурного словоизвержения Чацкого Софья тихо замечает: «Не человек, змея!»
Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи — с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой автор вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего».
Отсюда необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В той или иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума» множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти, такого неукротимого негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как на передовые круги русского общества, так и на лагерь реакционеров.
После того как Чацкий на упрек Софьи по поводу его злословия оправдается и объяснится в любви: «Ум с сердцем не в ладу… Велите ж мне в огонь: пойду как на обед», а Софья, в свою очередь, сыронизирует: «Да, хорошо — сгорите, если ж нет?», их разговор будет прерван Фамусовым.
В дальнейшем возникает целая галерея человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением.
Итак, все в обществе друг друга ненавидят. Когда читаешь эту комедию, кажется, что все происходит не в интеллигентном обществе, а в чеховской «Палате № 6». Люди словно бредят. Они живут на этом свете только лишь для интриг, которые со стороны выглядят безумием, Чацкий — умен, но он не любит людей, его окружающих, как, впрочем, окружающие не любят его. В итоге наступает борьба противоположностей, безумное общество со знаком «минус», борется с Чацким, которого, разумеется, следует отметить знаком «плюс». Тот в свою очередь ведет борьбу с тупостью, неграмотностью, косностью и непорядочностью своих же соплеменников.
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Этим монологом заканчивает А. С. Грибоедов свое произведение. И мы понимаем, что «безумному» Чацкому не уда- лось ничего изменить в «умных» людях. Последняя реплика Фамусова подтверждает это: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеева!»
Судьей является сам автор — он встает на сторону Чацкого и объявляет его умным, а всех остальных глупыми. Тут я полностью согласен с позицией А. С. Грибоедова. Но есть одно «но». Да, Чацкий вернулся из-за границы. Да, он много видел, знает, какова его цель в жизни. Но умный человек никогда не вступит в спор с глупым, тем более с глупым обществом. Зачем А. С. Грибоедову надо было показывать Чацкого еще и с «безумной» стороны? А просто А. С. Грибоедов наказал Чацкого за его ум, назвав «сошедшим с ума». Может, А. С. Грибоедов хотел описать Россию того времени? А может, задумал показать, что все в этом мире безумно и среди сонмища безумцев трудно находиться одному-единственному умному человеку. Стоит только кому-то начать возвышаться над всеми благодаря своей образованности, как «взбаламученное море» безумцев захлестнет огромной волной не имеющего поддержки умника. Того же Чацкого. Да, мне кажется, что дело именно так и обстоит. Чацкий невольно показал, что он умнее таких людей, как Фамусов, и тот сразу же объявил всему обществу, дескать, это самый низкий человек в мире. Так кого же считать умным, если умный среди безумных выглядит еще безумнее? Только безумный может начать противостояние людям, живущим в свое удовольствие, ведь их всегда все устраивает, и они не хотят никаких перемен.
Heartbreak High — Сезон 1 Эпизод 1 «Map B**tch» Резюме и обзор
Эпизод 1 Heartbreak High начинается с молодой версии Амери и Харпера, встречающейся, когда им было 5 лет, и того, как их дружба развивалась до сих пор. С тех пор они стали лучшими друзьями, а теперь учатся в средней школе Хартли Хай. Их несколько странное увлечение наблюдать за отношениями людей со стороны привело к появлению печально известной «карты инцеста» на стене заброшенной лестничной клетки в школе.
Она и Харпер заполнили стену подробностями реальных и предполагаемых сексуальных выходок их одноклассников. Это был их маленький пикантный секрет.
В настоящее время Амери направляется в школу, готовясь к новому учебному году, но Харпер пропала без вести после фестиваля, на который они пошли пару недель назад. Это оказывается наименьшей из проблем Амери, когда ее одноклассники узнают о карте.
Студентов сразу же вызывают на парад, и во время ругательной речи директора появляется Харпер. Она полностью изменила свой вид, злится и игнорирует Амери. После парада Амери вызывают в кабинет директора, ее арестовывают, но она решает пасть одна.
Позже в тот же день она наконец добралась до Харпер, но разозлилась и отказывается с ней разговаривать. Амери не понимает, почему; она помнит, что они поссорились на фестивале, но воспоминания о ночи размыты. Она снова пытается поговорить с Харпер, но становится физической, и у Амери идет кровь из носа. Амери также имеет дело с тем, что ее сокурсники злятся на нее за «карту инцеста».
День не становится лучше, так как все ученики, указанные на карте, вызываются в класс.
Среди них новый ученик Малакай, очаровательный школьный сердцеед Дасти, небинарный ребенок по имени Даррен и их друг Куинн, школьный наркоторговец Дуглас, он же Спенсер. Паук-подражатель, Энтони, Харпер и Амери также присоединились к общим друзьям Саше и Мисти.
Благодаря карте они посещают специальный курс полового воспитания. Это учебник по сексуальной грамотности, и у них нет другого выбора, кроме как посещать его два раза в неделю. Урок будет проходить в их время, и их учитель английского языка ДжоДжо будет вести класс. Она производит впечатление современной прогрессивной учительницы и хочет быть с детьми откровенной в отношении секса.
Дети не особенно рады услышать об их новом специальном классе, и это снова разжигает их гнев по отношению к Амери. Тем временем новость о карте инцеста достигла местных новых станций.
В конце дня дети идут домой, и мы видим их домашнюю обстановку. Даррен борется дома с отчимом, который не понимает их сексуальности. Они также спят с мальчиком из другой школы.
Амери подвергается остракизму со стороны друзей, и она пытается изменить себя, подстригая себе челку. Это катастрофа, и Даррен и Куинн приходят ей на помощь. Они единственные, кто будет говорить с ней. Они убеждают ее отвести их на кладбищенскую вечеринку.
Сначала Амери боится уходить, но как только они прибывают, все не так плохо, как она себе представляла. Перед уходом она даже получает поцелуй от своей давней влюбленности Дасти. Вечеринка заканчивается после полицейского рейда, и эпизод завершается намеком на то, что, возможно, есть новая карта инцеста. По словам человека, написавшего это, «Дасти трахнул Харпера».
Обзор эпизода
Шоу уже раскрыло тайну, поскольку мы все хотим знать, почему Харпер прекратила дружбу с Амери. Нам всем интересно, что произошло на фестивале.
Дасти — игрок, и если он спал с Харпер, я не думаю, что Амери хорошо справится с предательством своей бывшей лучшей подруги. Хотя это только первый эпизод, мы уже хорошо разобрались с некоторыми персонажами.
- Рейтинг эпизода
Heartbreak High (2022) сезон 1, эпизод 1, краткое содержание
Резюме
Быстрое открытие раскрывает всеобщую «загадку» и множество краткосрочных затруднений для сразу привлекательных новичков.
Загрузка данных JustWatch…
Резюме
Быстрый старт раскрывает всеобщую «загадку» и множество краткосрочных затруднений для сразу же симпатичного состава новичков.
Этот краткий обзор эпизода 1 сезона «Школа разбитого сердца» (2022) «Карта B**ch» содержит спойлеры.
ПРОЧИТАЙТЕ: Наш обзор сезона без спойлеров.
Амери и Харпер — лучшие друзья. Но вдруг их нет. Хотя вопрос о том, почему это так, станет давней загадкой на весь сезон, в ближайшее время есть другие вещи, о которых следует беспокоиться, а именно обнаружение так называемой «карты инцеста» на стене лестничной клетки, на которой изображены , в мельчайших подробностях, все реальные сексуальные связи и слухи, которые имели место среди 11-классников. А Амери и Харпер нарисовали его.
Кажется, никто, и менее всего Амери, не знает, в чем проблема Харпера. В последний раз они видели друг друга на фестивале, но вся ночь как в тумане. Что бы там ни произошло, подтолкнуло Харпер к тому, чтобы полностью изменить себя, и разозлило ее настолько, что она ударила Амери головой на глазах у всей школы. Это всплывет позже. Но открытие карты приятно отвлекает, а также помогает собрать вместе целую группу несоответствующих друг другу студентов Клуб Завтраков в стиле .
Когда этих учеников вызывают в класс по школьной системе, их прозвища выводятся на экран аэрозольной краской. Это визуальное процветание, но также и хорошее напоминание о том, что, поскольку у каждой истории есть две стороны, у человека также есть более чем одна личность. Призываются Амери и Харпер, а также Саша и Мисти, школьный сердцеед Дасти (которым одержима Амери), Муравей, небинарный Даррен, Куинни (которого называют «ленивым шашлыком» из-за инцест-карты), Дуглас ( иначе известный как Ca$h), и новый ребенок по имени Малакай. Целью является новый урок полового воспитания, который будет вести новый современный учитель по имени Джоджо, но, поскольку он не входит в программу, его придется преподавать в личное время, за что все ненавидят Амери. (Название эпизода «Сучка на карте» — это то, как ее называет вся школа.)
Внутри и вокруг всего этого мы начинаем получать представление о семейной жизни и предыстории некоторых других учеников. Даррен, например, спит с парнем из другой школы и использует его форму, чтобы добиться собеседования при приеме на работу, поскольку у Хартли Хай — скандал с инцест-картой попал в местные новости — такая плохая репутация. Он также живет со своей матерью и отчимом, последний из которых явно страдает квирфобией и хочет, чтобы Даррена не было дома, когда его друзья приходят посмотреть футбол.
Конечно, Даррен и его лучший друг Куинни становятся новыми лучшими друзьями Амери, поскольку, хотя они не обязательно подвергаются полному остракизму, они, по крайней мере, не вращаются в тех же кругах, что и Харпер, и сочувствуют бедственному положению Амери. Вместе они посещают вечеринку на кладбище, несмотря на то, что вечеринки без присмотра сейчас технически запрещены, и в порыве алкоголя и музыки Дасти целует Амери.