Горе от ума 21 явление: Горе от ума / А.С.Грибоедов

Читать онлайн «Горе от ума», Александр Грибоедов – Литрес, страница 6

Явление 15

Г. N., потом Г. D.

Г. N.

 
С ума сошел!.. Ей кажется!.. вот на!
Недаром? Стало быть… с чего б взяла она!
Ты слышал?
 

Г. D.

 
Что?
 

Г. N.

 
Об Чацком?
 

Г. D.

 
Что такое?
 

Г. N.

 
С ума сошел!
 

Г. D.

 
Пустое.
 

Г. N.

 
Не я сказал, другие говорят.
 

Г. D.

 
А ты расславить это рад?
 

Г. N.

 
Пойду, осведомлюсь; чай, кто-нибудь да знает.
 

(Уходит.)

Явление 16

Г. D., потом Загорецкий.

Г. D.

 
Верь болтуну!
Услышит вздор и тотчас повторяет!
Ты знаешь ли об Чацком?
 

Загорецкий

 
Ну?
 

Г.  D.

 
С ума сошел!
 

Загорецкий

 
А, знаю, помню, слышал,
Как мне не знать? примерный случай вышел;
Его в безумные упрятал дядя-плут…
Схватили, в желтый дом, и на́ цепь посадили.
 

Г. D.

 
Помилуй, он сейчас здесь в комнате был, тут.
 

Загорецкий

 
Так с цепи, стало быть, спустили.
 

Г. D.

 
Ну, милый друг, с тобой не надобно газет,
Пойду-ка я, расправлю крылья,
У всех повыспрошу; однако – чур! – секрет.
 

Явление 17

Загорецкий, потом Графиня внучка.

Загорецкий

 
Который Чацкий тут? – Известная фамилья.
С каким-то Чацким я когда-то был знаком. —
Вы слышали об нем?
 

Графиня внучка

 
Об ком?
 

Загорецкий

 
Об Чацком, он сейчас здесь в комнате был.
 

Графиня внучка

 
Знаю.
Я говорила с ним.
 

Загорецкий

 
Так я вас поздравляю:
Он сумасшедший…
 

Графиня внучка

 
Что?
 

Загорецкий

 
Да, он сошел с ума.
 

Графиня внучка

 
Представьте, я заметила сама;
И хоть пари держать, со мной в одно вы слово.
 

Явление 18

Те же и Графиня бабушка.

Графиня внучка

 
Ah! grand’maman, вот чудеса! вот ново!
Вы не слыхали здешних бед?
Послушайте. Вот прелести! вот мило!..
 

Графиня бабушка

 
Мой труг, мне уши залошило;
Скаши покромче…
 

Графиня внучка

 
Время нет!
 

(Указывает на Загорецкого. )

 
Il vous dira toute l’histoire…[2]
Пойду, спрошу…
 

(Уходит.)

Явление 19

Загорецкий, Графиня бабушка.

Графиня бабушка

 
Что? что? уж нет ли здесь пошара?
 

Загорецкий

 
Нет, Чацкий произвел всю эту кутерьму.
 

Графиня бабушка

 
Как, Чацкого? кто свел в тюрьму?
 

Загорецкий

 
В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны.
 

Графиня бабушка

 
Что? к фармазонам в клоб? Пошел он в пусурманы?
 

Загорецкий

 
Ее не вразумишь.
 

(Уходит.)

Графиня бабушка

 
Антон Антоныч! Ах!
И он пешит, все в страхе, впопыхах.
 

Явление 20

Графиня бабушка и Князь Тугоуховский.

Графиня бабушка.

 
Князь, князь! ох, этот князь, по палам, сам чуть
тышит!
Князь, слышали?
 

Князь

 
А-хм?
 

Графиня бабушка

 
Он ничего не слышит!
Хоть, мо
ш
ет, видели, здесь полицмейстер пыл?
 

Князь

 
Э-хм?
 

Графиня бабушка

 
В тюрьму-та, князь, кто Чацкого схватил?
 

Князь

 
И-хм?
 

Графиня бабушка

 
Тесак ему да ранец,
В солтаты! Шутка ли! переменил закон!
 

Князь

 
У-хм?
 

Графиня бабушка

 
Да!.. в пусурманах он!
Ах! окаянный волтерьянец!
Что? а? глух, мой отец; достаньте свой рожок.
Ох! глухота большой порок.
 

Явление 21

Те же и Xлёстова, София, Молчалин, Платон Михайлович, Наталья Дмитриевна, Графиня внучка, Княгиня с дочерьм

и, Загорецкий, Скалозуб, потом Фамусов и многие другие.

Хлёстова

 
С ума сошел! прошу покорно!
Да невзначай! да как проворно!
Ты, Софья, слышала?
 

Платон Михайлович

 
Кто первый разгласил?
 

Наталья Дмитриевна

 
Ах, друг мой, все!
 

Платон Михайлович

 
Ну, все, так верить поневоле,
А мне сомнительно.
 

Фамусов (входя)

 
О чем? о Чацком, что ли?
Чего сомнительно? Я первый, я открыл!
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
Попробуй о властях, и нивесть что наскажет!
Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
Хоть пред монаршиим лицом,
Так назовет он подлецом!.
.
 

Хлёстова

 
Туда же из смешливых;
Сказала что-то я – он начал хохотать.
 

Молчалин

 
Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.
 

Графиня внучка

 
Меня модисткою изволил величать!
 

Наталья Дмитриевна

 
А мужу моему совет дал жить в деревне.
 

Загорецкий

 
Безумный по всему.
 

Графиня внучка

 
Я видела из глаз.
 

Фамусов

 
По матери пошел, по Анне Алексевне;
Покойница с ума сходила восемь раз.
 

Xлёстова

 
На свете дивные бывают приключенья!
В его лета с ума спрыгну́л!
Чай, пил не по летам.
 

Княгиня

 
О! верно…
 

Графиня внучка

 
Без сомненья.
 

Хлёстова

 
Шампанское стаканами тянул.
 

Наталья Дмитриевна

 
Бутылками-с, и пребольшими.
 

Загорецкий (с жаром)

 
Нет-с, бочками сороковыми.
 

Фамусов

 
Ну вот! великая беда,
Что выпьет лишнее мужчина!
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
 

Хлёстова

 
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений.
 

Княгиня

 
Нет, в Петербурге институт
Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:
Там упражняются в расколах и в безверьи
Профессоры!! – у них учился наш родня
И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.
От женщин бегает, и даже от меня!
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
Князь Федор, мой племянник.
 

Скалозуб

 

 
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проэкт насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
 

Фамусов

 
Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
 

Загорецкий (с кротостию)

 
Нет-с, книги книгам рознь. А если б, между нами,
Был ценсором назначен я,
На басни бы налег; ох! басни – смерть моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а всё-таки цари.
 

Хлёстова

 
Отцы мои, уж кто в уме расстроен,
Так всё равно, от книг ли, от питья ль;
А Чацкого мне жаль.
По-христиански так; он жалости достоин;
Был острый человек, имел душ сотни три.
 

Фамусов

 
Четыре.
 

Хлёстова

 
Три, сударь.
 

Фамусов

 
Четыреста.
 

Хлёстова

 
Нет! триста.
 

Фамусов

 
В моем календаре…
 

Хлёстова

 
Всё врут календари.
 

Фамусов

 
Как раз четыреста, ох! спорить голосиста!
 

Хлёстова

 
Нет! триста! – уж чужих имений мне не знать!
 

Фамусов

 
Четыреста, прошу понять.
 

Хлёстова

 
Нет! триста, триста, триста.
 

Явление 22

Те же все и Чацкий.

Наталья Дмитриевна

 
Вот он.
 

Графиня внучка

 
Шш!
 

Все

 
Шш!
 

(Пятятся от него в противную сторону.)

Хлёстова

 
Ну, как с безумных глаз
Затеет драться он, потребует к разделке!
 

Фамусов

 
О господи! помилуй грешных нас!
 

(Опасливо.)

 
Любезнейший! Ты не в своей тарелке.
С дороги нужен сон. Дай пульс. Ты нездоров.
 

Чацкий

 
Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди́ от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
 

(Подходит к Софье.)

 
Душа здесь у меня каким-то горем сжата,
И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
Нет! недоволен я Москвой.
 

Хлёстова

 
Москва, вишь, виновата.
 

Фамусов

 
Подальше от него.
 

(Делает знак Софии.)

 
Гм, Софья! – Не глядит!
 

София (Чацкому)

 
Скажите, что вас так гневит?
 

Чацкий

 
В той комнате незначащая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча
И сказывал, как снаряжался в путь
В Россию, к варварам, со страхом и слезами;
Приехал – и нашел, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
Своя провинция. – Посмотришь, вечерком
Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
Такой же толк у дам, такие же наряды…
Он рад, но мы не рады.
Умолк. И тут со всех сторон
Тоска, и оханье, и стон.
Ах! Франция! Нет в мире лучше края! —
Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который им из детства натвержён.
Куда деваться от княжон! —
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
Пускай меня отъявят старовером,
Но хуже для меня наш Север во сто крат
С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад —
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям;
Движенья связаны, и не краса лицу;
Смешные, бритые, седые подбородки!
Как платья, волосы, так и умы коротки!..
Ах! если рождены мы всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
«Как европейское поставить в параллель
С национальным? – странно что-то!
Ну как перевести мадам и мадмуазель?
Ужли сударыня!!» – забормотал мне кто-то…
Вообразите, тут у всех
На мой же счет поднялся смех.
«Сударыня! Ха! ха! ха! ха! прекрасно!
Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!» —
Я, рассердясь и жизнь кляня,
Готовил им ответ громовый;
Но все оставили меня. —
Вот случай вам со мною, он не новый;
Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье
Во всех княжон вселять участье;
И в Петербурге и в Москве,
Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,
В чьей, по несчастью, голове
Пять, шесть найдется мыслей здравых,
И он осмелится их гласно объявлять, —
Глядь…
 

(Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам.)

Конец III действия

У Фамусова в доме парадные сени; большая лестница из второго жилья, к которой примыкают многие побочные из антресолей; внизу справа (от действующих лиц) выход на крыльцо и швейцарская ложа; слева, на одном же плане, комната Молчалина.

Ночь. Слабое освещение. Лакеи иные суетятся, иные спят в ожидании господ своих.

Явление 1

Графиня бабушка, Графиня внучка, впереди их Лакей.

Лакей

 
Графини Хрюминой карета.
 

Графиня внучка

(покуда ее укутывают)

 
Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!
Какие-то уроды с того света,
И не с кем говорить, и не с кем танцовать.
 

Графиня бабушка

 
Поетем, матушка, мне прафо не под силу,
Когда-нибуть я с пала та в могилу.
 

(Обе уезжают.)

Явление 2

Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна. Один Лакей около их хлопочет, другой у подъезда кричит:

 
Карета Горича.
 

Наталья Дмитриевна

 
Мой ангел, жизнь моя,
Бесценный, душечка, Попош, что́ так уныло?
 

(Целует мужа в лоб. )

 
Признайся, весело у Фамусовых было.
 

Платон Михайлович

 
Наташа-матушка, дремлю на ба́лах я,
До них смертельный неохотник,
А не противлюсь, твой работник,
Дежурю за́ полночь, подчас
Тебе в угодность, как ни грустно,
Пускаюсь по команде в пляс.
 

Наталья Дмитриевна

 
Ты притворяешься, и очень неискусно;
Охота смертная прослыть за старика.
 

(Уходит с лакеем.)

Платон Михайлович (хладнокровно)

 
Бал вещь хорошая, неволя-то горька;
И кто жениться нас неволит!
Ведь сказано ж, иному на роду…
 

Лакей (с крыльца)

 
В карете барыня-с, и гневаться изволит.
 

Платон Михайлович (со вздохом)

 
Иду, иду.
 

(Уезжает.)

Явление 3

Чацкий и Лакей его впереди.

Чацкий

 
Кричи, чтобы скорее подавали.
 

Лакей уходит.

 
Ну вот и день прошел, и с ним
Все призраки, весь чад и дым
Надежд, которые мне душу наполняли.
Чего я ждал? что думал здесь найти?
Где прелесть эта встреч? участье в ком живое?
Крик! радость! обнялись! – Пустое.
В повозке так-то на пути
Необозримою равниной, сидя праздно,
Всё что-то видно впереди
Светло, синё, разнообразно;
И едешь час, и два, день целый; вот резво́
Домчались к отдыху; ночлег: куда ни взглянешь,
Всё та же гладь и степь, и пусто, и мертво…
Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь.
 

Лакей возвращается.

 
Готово?
 

Лакей

 
Кучера-с нигде, вишь, не найдут.
 

Чацкий

 
Пошел, ищи, не ночевать же тут.
 

Лакей опять уходит.

2. Он расскажет вам всю историю. – Ред.

Комедия А.С. Грибоедова » Горе от ума». Анализ III действия.

#9 класс #Литература #Учебно-методические материалы #Презентация #Методист #Учитель-предметник #Студент-практикант #Школьное образование

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Общая характеристика. Анализ III действия Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была первым реалистическим произведением в русской литературе. Ей была суждена долгая жизнь, так как автор поднял в ней проблемы, волновавшие людей независимо от эпохи, в которую они жили: проблема ума и безумия, общественные проблемы, борьба “века нынешнего” с “веком минувшим” существуют и в наши дни. Грибоедов стремился показать русское общество 10-20-х годов XIX века в период подъема общественного движения. Он описал людей, которые хотели оградить себя от реальной жизни и существовать по образцу и подобию своих отцов. А тех, кто не желал следовать за ними, они нарекали безумными

Композиция комедии «Горе от ума» Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Экспозиция — действие I, явление 1-5 Завязка — приезд Чацкого, действие I, явление 7 Развитие действия: а) начало общественного конфликта, действие II, явление 2 б) различие жизненных идеалов Чацкого и Молчалина, действие III, явление 3 3. Кульминация- известие о безумии Чацкого, действие III, явление 21 4. Развязка- прозрение Софьи, действие IV, явление 12. Монолог Чацкого

Анализ III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

III действие «Горе от ума» является кульминацией всего произведения. Роль его в пьесе очень важна не только с композиционной точки зрения, но и как кульминация общественного конфликта — столкновения “века нынешнего” с “веком минувшим” . В третьем действии 22 явления Явление 1. Александр Чацкий возвращается в дом Фамусовых, чтобы добиться признания Софьи. Он хочет узнать, кто же ей мил, Молчалин или Скалозуб

Во время разговора с Софьей Чацкий часто упоминает Молчалина, поднимает его на смех. Заступаясь за Молчалина, Софья говорит, что тот «уступчив, скромен, тих», это Софья считает достоинствами. Чацкий подчеркивает следующие отличительные черты характера Молчалина: лицемерие, инфантильность, скрытность, низкопоклонство, беспринципность. Он считает Молчалина лжецом, льстецом и человеком без чести

Софья является сентиментальной девушкой, воспитанной на любовных романах. Она воспринимает Молчалина в качестве романтического героя, готового к самопожертвованию. Девушка верит в искренность его чувств и отмечает аккуратность и душевность Молчалина. Отец Софьи видит в нем делового человека. В доме Фамусовых царит атмосфера лицемерия, ханжества и сентиментальности. Это сформировало ценности Софьи, поэтому девушка отвергла все аргументы Чацкого о Молчалине

Явление 2-3. В комнату заходит Молчалин. Он рассказывает Чацкому, что хорошо продвигается по службе, так как имеет такие таланты как «умеренность и аккуратность». Он советует Чацкому обрести  покровителей и поступить на службу. Беседа с Молчалиным убеждает Чацкого, что Софья не могла полюбить этого жалкого человека

В ожидании бала в доме Фамусовых … Окунёмся в атмосферу бала XIX века. Бал — это торжественное мероприятие, которое имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Существуют правила бального этикета. На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода

К ужину подавали ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света. В XIX веке бал превратился в образ жизни, сочетая в себе клуб, салон мод, брачную контору и игру

Явление четвертое. Слуги суетятся, ожидая прибытия званых гостей. Гости собираются.

В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. Главные и второстепенные герои. Внесценические персонажи, о которых говорили и Чацкий, и Фамусов, и Софья, и Скалозуб в первых действиях комедии, и эпизодические персонажи впервые представляют собой не фон личной драмы героев, а становятся прямыми участниками комедии

Александр Андреевич Чацкий. Главный положительный герой комедии. Молодой человек получил воспитание в семье богатого помещика Фамусова, но на момент событий в пьесе уже 3 года живет отдельно. По происхождению — дворянин. Умен, проницателен, благороден. Несмотря на свой статус, осуждает взгляды высшего общества. Питает чувства к Софье, дочери Фамусова, однако интерес не взаимен Явления 4-12. Гости. Главные герои

Павел Афанасьевич Фамусов — богатый помещик, придерживающийся консервативных взглядов. С подобострастием относится к чиновникам и власть имущим. Его заботит положение в обществе и мнение окружающих о его персоне. Занимается воспитанием дочери Софьи. Не поддерживает взгляды Чацкого и постоянно вступает с ним в споры. Его характеристика важна для понимания нравов, царивших в аристократических кругах. Его зависимость от общественного мнения, молвы и подчеркивает его «говорящая» фамилия. Прототип героя — собирательный образ помещиков той эпохи

Явления 4-12. Гости. Главные герои. Софья Павловна Фамусова — 17-летняя дворянка, дочь богатого вельможи, красавица и умница, получила воспитание в лучших традициях дворянского общества. Обладает смелостью, независимостью, желанием развиваться. Любит французскую литературу. Испытывает чувства к Молчалину, не отвечает взаимностью Чацкому. Характеристика ее важна для раскрытия качеств Чацкого и для обличения пороков старосветского высшего общества

Гости. Главные герои. Алексей Степанович Молчалин — один из главных героев комедии. Отрицательный персонаж. Служит секретарем у Фамусова. Выходец из бедной семьи, стремится выбраться «в люди». Умеет раболепствовать и пресмыкаться перед начальством. Влюблен в Лизу, служанку в доме Фамусова, но вынужденно поддерживает связь с Софьей. Характеристика Молчалина необходима для более полной демонстрации прогнившего старосветского высшего общества

Гости. Главные герои. Сергей Сергеевич Скалозуб — безынициативный полковник, хочет стать генералом. Скалозуб — завидный московский жених. По-мнению Фамусова, богатый офицер, имеющий в обществе вес и статус — хорошая партия для его дочери. Самой Софье он пришелся не по душе. В произведении образ Скалозуба собирается по отдельным фразам. К речи Чацкого Сергей Сергеевич присоединяется со вздорными рассуждениями. Они выдают его невежество и необразованность

Явления 4 -12. Гости. Второстепенные герои очерчены резко и воплощают в себе различные московские типы и нравы. Грибоедов придал им одну или две оригинальные черты. Первой прибывает Наталья Дмитриевна, «молодая дама», «Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах», бывшая знакомая Чацкого. Она знакомит Чацкого с мужем Платоном Михайловичем, в котором Чацкий узнает своего бывшего товарища. Он отставной военный, сильно изменился, мучается от скуки, страдает ревматизмом, на все вопросы за него отвечает жена. Появление старого друга оживило в нём воспоминания о бурной юности, но он уже не изменится, все делает по велению жены, которая мало заботится о его духовных потребностях

Гости. Второстепенные герои. Прибывает семья Тугоуховских. У князя Тугоуховского жена и шесть дочерей. Он мечтает удачно выдать дочерей замуж. Сам он — язвительный человек, всегда находит недостатки в других людях. Глуховат. Княгиня, увидев в Чацком потенциального жениха, собирается позвать его в гости, но, узнав, что он не имеет большого чина и состояния, отзывает мужа. Приходит графиня Хрюмина с внучкой. Их Чацкий называет копиями парижских модниц

Гости. Второстепенные герои. В числе новых гостей Антон Антоныч Загорецкий: светский человек, часто посещающий балы и иные торжественные мероприятия. Его отличительными особенностями являются хитрость и услужливость. Загорецкий часто играет в карты. Платон Михайлович «рекомендует» его Чацкому как настоящего светского человека, то есть плута, мошенника, доносчика и лицемера Тетка Софьи Анфиса Ниловна Хлестова: сестра покойной жены Фамусова. Она является властным и прямолинейным человеком. Хлестова пришла на бал вместе со своей темнокожей служанкой. Она хвалит Загорецкого, который хитростью добыл для нее «арапку-девку для услуг».

Входит Скалозуб. Фамусов предлагает ему сыграть в вист. Молчалин, чтобы выслужиться, приглашает Хлестову тоже сыграть в карты. Гости переходят в другую комнату, где находятся столики для карточных игр, а Софья и Чацкий ненадолго остаются наедине. Чацкий начинает высмеивать подхалимство Молчалина: «Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит. Тут в пору карточку вотрет, в нем Загорецкий не умрет!»

Явление 15-20. В основе кульминации — слух, повод к возникновению которого подала Софья. Именно от нее мы слышим реплику «в сторону»: «Он не в своем уме». Эту реплику раздосадованная Софья бросила случайно, имея в виду, что Чацкий «сошел с ума» от любви и стал просто невыносим для нее. Автор использует прием, основанный на игре смыслов: эмоциональное высказывание Софьи услышал светский сплетник и понял его буквально. Он передает другим сплетню о сумасшествии Чацкого. Софья злорадствует: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить. Угодно ль на себя примерить?»

Явление 21. Гости переходят из комнаты в комнату и обсуждают сумасшествие Чацкого. Сомневается в этом только Платон Михайлович. Остальные пытаются понять, из-за чего молодой человек повредился рассудком…

Спор гостей о причине сумасшествия Чацкого — важная сцена в пьесе. Грибоедов показывает процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для гостей Фамусова истиной в последней инстанции. Раздражение против Чацкого растёт. Каждый находит своё объяснение причин сумасшествия. У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Фёдор, химия и басни, профессора, а, главное, книги «Ученье – вот чума, учёность – вот причина», — восклицает Фамусов

Многочисленность этих «врагов» постепенно вызывает страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого можно и пожалеть. «Был человек, имел душ сотни три» — замечание Хлёстовой сочувственно. Тревожит новое непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!». Фамусов мечтает о большем: «Собрать бы книги все и сжечь». При всей комичности сцены, она достаточно зловеща: эти проекты в разное время истории нашей страны были поистине осуществлены

Явление 22. Чацкий осуждает москвичей за подражание всему иностранному. В монологе «Французик из Бордо» , одном из самых важных в комедии, Чацкий описывает жалкую сцену: он показывает как некоего господина — «французика», приехавшего в Россию («к варварам» ) на заработки, облепили восторженные дамы, «тоска, и оханье, и стон» которых дали ему возможность чувствовать себя маленьким царьком. Герой считал, что не стыдно перенимать у Запада, но только самое важное и нужное, что нужно помнить о чувстве собственного достоинства. Однако эти слова совсем не впечатлили «фамусовское» общество. Московское общество – пародия на французское

Гости развлекаются, танцуют, но под этой маской веселья скрывается корысть. На самом деле, приходя на вечер, они надеются найти или составить выгодную партию, завязать знакомство, найти покровительство. Они во всем ищут личную выгоду, лицемерят, а искренность считается дурным тоном или даже безумием. Общество не желает слышать правду, потому что в ней оно видит угрозу своему спокойствию. Чацкий пытается достучаться до них, но они ограждают себя от него, объявив безумным. Теперь можно не обращать внимания на его речи, в которых он обличал московское общество. Зачем слушать умалишенного?  

Графини Хрюмины (бабушка и внучка) на всех смотрят свысока, жалеют, что приехали на бал не первыми! А последняя фраза одной из них метко характеризует общество, к которому они сами и относятся: «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие- то уроды с того света. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!» Почему Фамусов собрал у себя именно такое общество???

Вечер назначен ради Софьи и Скалозуба. Для Фамусова Скалозуб и Софья — хорошая партия. Именно поэтому он стремится представить Скалозуба своей влиятельной свояченице. Выбор остальных гостей также не случаен. Есть ли среди женщин соперница Софьи? Нет! Наталья Дмитриевна с мужем, графиня Хрюмина-внучка – злая старая дева, у княжон Тугоуховских приданое значительно меньше, ведь в семье шесть девиц на выданье. Отсюда: Фамусов – хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный расчётливый человек

Читая комедию Грибоедова “Горе от ума”, мы видим всю бедность внутреннего мира героев, а значит, и всего московского дворянского общества 10-20-х годов XIX столетия, всю их ограниченность, несмотря на некоторую образованность. Большинство представителей этого общества смотрят на жизнь, постоянно оборачиваясь назад. Они не хотят заглянуть в будущее, им гораздо более по душе жить прошлым

Интернет — ресурсы 1 слайд — https://im0-tub-ru. yandex.net/i?id=913870e299a2b73c7300dd9ca88b9a2d&ref=rim&n=33&w=275&h=150 – коллаж Грибоедов Горе от ума https://wallpaperset.com/w/full/e/2/b/492399.jpg — тон слайдов 2 слайд — https://interkniga.net/app/files/2019/01/978-5-389-07534-4.jpg — обложка 4 слайд — https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2746214/pub_5ee23a6ee64f317338e28ccf_5ee23fbcaea1423021c74682/scale_1200 — бал 5 слайд — https://kinodisk.com/shots/F507_02.jpg — Чацкий и Софья 6 слайд — https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/1/1o5xwNrSQaVPnYHAjbTieDLz9ltCpUIO0847y2hqv6/slide-6.jpg — Молчалин 7 слайд — https://static.riafan.ru/uploads/tilda/project1047698/16576670/tild3939-3134-4939-b766-353935353633__goreotuma.jpg — Софья, Молчалин, Фамусов https://a4format.ru/photos/421a5103.jpg — Софья и Молчалин 8 слайд — https://sun9-17.userapi.com/rs2nC8GraqgKbibTkBKqDC2gm328bLNA4bLANQ/QXf2DGRPIJk.jpg — Чацкий и Молчалин https://porusski.me/wp-content/uploads/2020/04/01-onl. jpg — Софья, Молчалин, Чацкий 9 слайд — https://cs6.livemaster.ru/storage/af/03/508a37213a52246c161fcd4df3x4.jpg — музыка, танцы на балу http://img.fotodom.ru/JC02-7105.jpg?size=l – игры в карты 10 слайд — https://1.bp.blogspot.com/-GkDR3UxOnIc/XxDP_jUzv7I/AAAAAAAAJa0/WAjD3B_FSwQqVCKst2z2AF1wCvVsbZLPgCLcBGAsYHQ/s1600/C6W8RJ-scaled.jpg — угощения на балу https://pp.userapi.com/c638219/v638219861/24cfb/aGqb5_jlT8w.jpg — угощения за столом 11 слайд — https://img-fotki.yandex.ru/get/6809/96386024.272/0_f5e27_a1bb259e_orig.jpg — гости съезжаются на бал 12 слайд — https://www.rodb-v.ru/upload/iblock/510/510390aa095db78ba895eb7f36d357af.jpg — гости на балу https://sun9-76.userapi.com/c851228/v851228596/104ca8/No4maqRhTlQ.jpg — Софья и Чацкий 13 слайд — https://avatars.mds.yandex.net/get-music-misc/30221/track.77791295.kkyqju6v.og/m1000x1000?webp=false – Чацкий 14 слайд — http://magazinov-24.ru/wp-content/uploads/famusov.jpg — Фамусов 15 слайд — https://school-10. ru/wp-content/uploads/2019/06/Obraz_i_harakteristika_sofi_famusovoy_v_komedii_gore_ot_uma_griboedova_sochinenie_4.jpg — Софья http://900igr.net/datai/literatura/Griboedov-Gore-ot-uma-urok/0009-007-Griboedov-Gore-ot-uma-urok.jpg — обморок Софьи https://dslov.ru/img1/1/7965s.jpg — Софья встречает Молчалина 16 слайд — https://znanija.school/wp-content/uploads/2020/12/fullsize.jpg — Молчалин и Софья https://сезоны-года.рф/sites/default/files/images/shkolnikam/Griboedov_Gore_ot_uma_Molchalin.jpg — Молчалин https://magisteria.ru/data/2018/12/id-14-Chackiy-i-Molchalin-Illyustraciya-k-komedii-A-Griboedova-Gore-ot-uma-1930-1935.jpg — Молчалин и Чацкий 17 слайд — https://alanschool.ru/wp-content/uploads/2019/06/Obraz_skalozuba_v_komedii_gore_ot_uma_griboedova_opisanie_geroya_v_citatah_1-3.jpg — Скалозуб 18 слайд — http://www.triveka-auction.com/upload/3veka/lots/57/10044_7.jpg — Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович 19 слайд — http://900igr.net/up/datai/99143/0003-007-. jpg — Тугоуховские http://content.foto.mail.ru/mail/oleg_lugancev/_blogs/i-6153.jpg — Хрюмина с дочкой 20 слайд — http://static.dev.maly.ru/gallery/312/5885decb5d697.jpg — Загорецкий https://magisteria.ru/data/2018/12/id-30-Hlyostova-Illyustraciya-k-komedii-A-Griboedova-Gore-ot-uma-1947-768×1033.jpg — Хлестова 21 слайд — https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/114f/00114f5e-1b2e1488/img9.jpg — Софья и Чацкий https://smol-history.ru/uploads/albums/cache/photo_141_view_d222f98ee863d19fdd36b3fd47137fb8.jpg — игра в карты

Обретение смысла в горе и утрате

Дипак Чопра примечательно сказал: «Не бывает случайностей… есть только какая-то цель, которую мы еще не поняли».

Когда дела в нашей жизни идут относительно хорошо, это утверждение кажется долгожданным обещанием – подтверждением того, что этот таинственный путь принадлежит нам и является правильным. Мы переживаем моменты совпадения и интуиции как способ общения Вселенной с нами. Но как быть, когда к нам приходит потеря, и наша когда-то богатая жизнь чувствует себя опустошенной? А как насчет того, когда мы сталкиваемся с таким невыразимым горем, что мы уверены, что это переживание должно быть какой-то серьезной ошибкой? В наше время кажется невозможным поверить, что наши пути без происшествий.

Однако, когда мы думаем таким образом, мы вступаем на опасную территорию. Воспринимать наши потери как ошибки, допущенные Вселенной, значит закрывать дверь перед нашей способностью находить в них смысл.

Горюем ли мы о смерти любимого человека, о потере работы, которая дала нам чувство гордости и идентичности, или об окончании отношений с любимым человеком, лучший способ убедиться, что наши страдания не напрасны, это сдаться истине, что в этом скрыта цель. Похоронен здесь ключевое слово. Нам придется копать глубины наших душ, чтобы найти его. Это не легкая работа.

Наша присущая любящая природа

Цель может иметь неограниченное значение. Оно меняется от человека к человеку, от ситуации к ситуации. Однако какими бы уникальными мы ни были, универсальные качества связывают нас и делают нас людьми. Одним из таких качеств является наша врожденная любящая природа.

Знать, дарить и получать любовь — одна из великих универсальных целей человека. Когда к нам приходит горе, мы фактически получаем приглашение установить более тесный контакт со своими нежными сердцами. Огромная боль, которую мы испытываем в отсутствие любимого человека, — это зеркало, через которое мы, наконец, можем увидеть нашу внушающую благоговейный трепет способность любить.

Когда мы воспринимаем свое горе как доказательство нашей способности хорошо любить, мы обязуемся найти цель в нашей борьбе. Мы делаем первый шаг к тому, чтобы использовать горе как катализатор для того, чтобы быть более любящими и сострадательными ко всем, с кем мы сталкиваемся, включая самих себя. Поскольку мы учимся и растем в результате наших страданий, это не напрасно и не бессмысленно.

В знаменитой поэме персидский поэт XIV века Хафиз описывает взаимодействие, обычное на небесах, но совершенно отсутствующее на Земле. Это люди задают друг другу этот священный вопрос: «Дорогой мой, Как мне быть более любящим тебя; Как я могу быть добрее?» Хотя это не стихотворение о горе, оно представляет нам идеальную картину того, как выглядит жизнь, когда мы соединяемся с нашим обновленным чувством цели после потери.

Обновленное чувство цели

Использование нашего горя для обретения нового чувства цели — это не просто духовное стремление. Это феномен, переживаемый обычными людьми из всех слоев общества. Его даже признают и изучают клинические исследователи и специалисты в области психического здоровья.

Одним из таких клиницистов является Сьюзан Андерсон, LCSW, которая посвятила более тридцати лет работе с жертвами травм, переживаний и потерь. Андерсон разработал схему лечения, специально предназначенную для преодоления последствий травмы отказа и сильного горя, которое она приносит.

Согласно Андерсону, есть пять стадий отказа: разрушение, отстранение, интернализация, ярость и подъем. Каждый этап приносит с собой интенсивный эмоциональный опыт — первые четыре этапа могут быть мучительными. Более того, эти этапы не всегда имеют четкое начало и конец. Они пересекаются. Они спиральные. Ясно, однако, то, что когда вы, наконец, достигаете последней стадии — подъема — вы начинаете ощущать дары своего выздоровления. Вы живете на более высокой частоте, чем вы когда-либо считали возможной, наполненной благоговением перед жизнью и любовью. Вы сталкиваетесь лицом к лицу со своей целью.

Андерсон описывает это так: «Вы чувствуете появление силы, поумневшей от болезненных уроков, которые вы усвоили. И если вы вовлечены в процесс выздоровления, вы снова готовы любить».

Для Андерсона этапы имеют естественный ритм, но есть также работа над собой, которую необходимо выполнить, чтобы восстановиться и найти смысл и цель в своем горе. Андерсон говорит, что когда дело доходит до подъема, «задача состоит в том, чтобы увеличить вашу способность любить и установить новую связь».

Увеличение вашей способности к любви и связи

Как это выглядит в повседневной жизни? Это может означать замечать голубизну неба, дыхание в легких и на мгновение чувствовать связь со всеми существами, которые жили, любили и потеряли. Это может означать искренний жест благодарности тем, кто оказал вам поддержку в трудную минуту. Это может означать взращивание нежных, любящих мыслей и обращение их к собственному израненному сердцу. Ни один шаг не может быть слишком маленьким, и, в конце концов, маленькие шаги уступают место сильным шагам. Как только вы посвятите себя раскрытию цели своего горя, ваш высший путь встанет вам навстречу. Рост становится вашей настройкой по умолчанию, даже перед лицом боли.

Никто не передает это так прекрасно, как Пема Чодрон, которая посвятила большую часть своей жизни тому, чтобы помогать другим находить утешение в неудобных условиях. Она говорит: «То, что мы называем препятствиями, на самом деле является тем, как мир и весь наш опыт учат нас, где мы застряли. То, что может показаться нам стрелой или мечом, на самом деле мы можем воспринимать как цветок. Воспринимаем ли мы то, что с нами происходит, как препятствие и враг или как учитель и друг, всецело зависит от нашего восприятия реальности».

Когда к нам приходит горе, наше восприятие может стать нашей величайшей силой – если мы позволим ему. Поиск цели в горе может быть одним из величайших духовных испытаний, с которыми мы сталкиваемся, но это также испытание с величайшей наградой. Если мы позволим своему горю закрыть наши сердца, наши потери станут двоякими: мы потеряем то, что никогда не хотели терять, и мы потеряем связь со своей собственной любящей природой. Но если мы решим взять на себя обязательство найти цель, наше горе становится средством к существованию, которое мы используем, чтобы построить жизнь, которая больше похожа на видение небес Хафизом. Это то, что мы используем, чтобы быть более любящими. Чтобы быть более добрым.


Присоединяйтесь к Chopra в «Путешествии к благополучию», совершенно новому опыту самопознания с бесплатными ежемесячными программами для ума, тела и духа. Зарегистрироваться!

Кумулятивное горе, также известное как перегрузка горем

На днях мы опубликовали в блоге о различных типах горя и получили отличный комментарий, указывающий на тип горя, о котором мы не упоминали, — кумулятивное горе. Комментатор сказал  : «Некоторое время назад я читал кое-что о кумулятивном горе, когда люди переживали потерю за потерей. У вас есть информация об этом?» Я начал печатать ответ на комментарий, и он быстро вышел за рамки соответствующего ответа на комментарий. Краткость не всегда моя сильная сторона.

В английском языке есть несколько выражений, отражающих идею о том, что за одним трагическим событием иногда следуют другие трагические события: «Когда идет дождь, льется» (или в британском английском «это никогда не идет дождь, но льется» ). а некоторые люди считают, что «плохие вещи приходят по трое» . Я начал задаваться вопросом, существует ли эта идея (и соответствующие идиомы) в других языках. К счастью, быстрое «позвонить другу» в Google дало несколько быстрых ответов. Оказывается, англоговорящие люди не одиноки.

На иврите фраза звучит так: «Плохое приходит в упаковках» .
В шведском, немецком, испанском, французском и куче других «беда редко приходит одна» .
На латыни «за бедами следуют беды» и «бездна притягивает бездну».
По-польски «беды ходят парами» .
По-японски «во время плача ужалила пчела ».
По-китайски «удача никогда не приходит пополам; неудача никогда не приходит одна» .
По-русски «когда придет беда, оставь ворота открытыми» .

Немного удручающе видеть все эти выражения для такого болезненного явления, но я думаю, что с хорошей стороны это показывает, что мы не первые, кто перегружен многочисленными потерями (я знаю, я знаю, трудно продать, чтобы найти Яркая сторона есть, но я решил попробовать).

Как ни замечательно было бы притворяться, что каждый раз, когда мы переживаем потерю, у нас есть время пережить эту потерю и интегрировать ее в свою жизнь, прежде чем мы понесем еще одну потерю, эти идиомы, встречающиеся в языках по всему миру, указывают на печальный факт, что это просто не так. Слишком часто за смертью следует другая смерть. Боль наслаивается на боль; страх на страхе; бездна на бездне. Этот опыт переживания второй потери до того, как человек оплакивал первоначальную потерю, иногда называют «кумулятивным горем», «перегрузкой утраты» или «перегрузкой горя».

Я уже слышу ваш вопрос: когда возникает новая потеря, как вы можете узнать, «оплакивали ли вы первоначальную потерю»? Это сложный вопрос, потому что горе настолько индивидуально для всех нас. Не существует контрольного списка или временной шкалы, которые подходят для всех, как мы уже говорили снова и снова. Но одна вещь, которая является общей для множества различных теорий горя и личного опыта многих горюющих, заключается в том, что для горя требуется время. Будь то этапы, задачи или процессы, нам нужно время, чтобы разобраться с каждой потерей. Если у нас нет времени, необходимого для того, чтобы произошла очередная потеря, мы оказываемся подавленными этими многочисленными потерями и не можем уделить им должного внимания.

Когда нас что-то переполняет, наш разум включает невероятно мощный защитный механизм — избегание. Может быть склонность к избеганию при переживании только одного проигрыша, поэтому неудивительно, что эта склонность возрастает, когда проигрыши накладываются друг на друга. Хотя избегание, отрицание и шок могут показаться очень плохими вещами (и может быть таковым, если они никогда не будут решены), это может быть способом нашего тела поддерживать наше функционирование в краткосрочной перспективе. Когда мы перегружены многочисленными потерями, это избегание позволяет нам поддерживать нашу повседневную деятельность. Что становится важным, когда потери становятся кумулятивными, так это осознание того, что нам, возможно, потребуется приложить согласованные усилия, чтобы начать работу по осознанию реальности потери, поскольку это избегание не может продолжаться бесконечно.

К сожалению, нет волшебного решения, как справиться с накапливающимся горем. Если вы понесли несколько потерь, либо все сразу, либо до того, как объедините предыдущую потерю, вам следует помнить следующее:

1) B e осознавать риск кумулятивной потери/перегрузки горем. Знание — полдела! Важно просто осознавать, что множественные потери за короткий период создают уникальные проблемы и могут подвергнуть вас риску особенно сложного процесса горя. Совокупные потери действительно повышают риск длительного горя. Если вы беспокоитесь, что ваше горе больше не является «нормальным», ознакомьтесь с нашим постом о нормальном и не очень нормальном горе. И не паникуйте — даже если ваше горе более сложное, помощь всегда рядом!

2) Будьте чуткими к другим друзьям или членам семьи, которые понесли множественные потери и находятся в группе риска кумулятивного горя . Когда мы теряем кого-то, мы погружаемся в собственные переживания. Нам может быть трудно иметь дело с людьми, которые скорбят иначе. Очень важно быть чувствительным к различиям между всеми горюющими. Эта чувствительность может быть особенно важна, когда кто-то сталкивается с уникальными проблемами накопленного горя.

3) Осознавать повышенную вероятность избегания или отрицания в случаях кумулятивного горя . Чтобы пройти через это, день за днем ​​вы можете оказаться более склонным к избеганию, чем когда-либо в прошлом. Это также может увеличить риск употребления алкоголя или наркотиков, поскольку эти вещества могут заглушить боль. Сохраняйте понимание того, что в конечном итоге вы должны оплакивать обе (все) потери. Профессиональная поддержка может быть хорошей идеей, если вы чувствуете, что не можете справиться с горем этих потерь.

4) Имейте в виду, что время — не единственный фактор накопления горя . Хотя может показаться заманчивым предположить, что перегрузка тяжелой утратой возникает только тогда, когда смерть происходит в непосредственной последовательности, это не так. Утрата, которая не была восполнена в полной мере много лет назад, может быть восполнена новой потерей и может быть ошеломляющей.

5) Злоупотребление психоактивными веществами может увеличить риск кумулятивного горя . Злоупотребляя наркотиками или алкоголем, люди склонны избегать горя. Использование наркотиков или алкоголя, чтобы заглушить горе, может привести к тому, что вы никогда не будете полностью горевать о потерях. Это означает, что когда человек прекращает употреблять наркотики или алкоголь, он может столкнуться с многочисленными потерями, которые он не смог пережить в течение многих лет или даже десятилетий. Как только кто-то перестанет употреблять наркотики или алкоголь, он может столкнуться с многочисленными потерями из прошлого, которых он избежал с помощью психоактивных веществ, и, следовательно, испытать перегрузку от горя.

6) Возраст может увеличить риск кумулятивного горя . По мере того, как люди достигают 70, 80 и 90 лет, они могут обнаружить, что умирают их друзья и члены семьи чаще, чем раньше. Это может подвергнуть их более высокому риску кумулятивного горя. И это даже без учета других потерь, к которым они склонны, таких как потеря дома, независимости и личности, а также того факта, что их горе может быть сведено к минимуму обществом, если те, кого они теряют, пожилые (читайте о бесправном горе здесь). Из-за стигмы, связанной с обращением за профессиональной поддержкой, некоторые люди в этой возрастной группе все еще могут испытывать сильное отвращение к обращению за консультацией. Небольшая терапия никому не повредит, но если терапия не кажется подходящей, поиск других способов выражения горя и исследования важен для людей этой возрастной группы.

7) Горе так же уникально, как и каждый человек, которого мы теряем, поэтому мы не можем торопиться оплакивать множественные потери . Хотя может показаться заманчивым думать, что горе — это горе, и мы можем свалить нашу работу с горем, если у нас есть несколько потерь за короткий период, реальность такова, что мы должны оплакивать каждую потерю индивидуально. Горе не является общим для какой-либо потери, но характерно для каждого человека, которого мы теряем, наших отношений с этим человеком и обстоятельств этой потери. Необходимо уделять внимание каждой утрате, чтобы интегрировать ее в нашу жизнь» 9.0003

8) Накопившееся горе может усилить нашу веру. Одна сокрушительная потеря может быть достаточно тяжелой и может заставить нас усомниться в нашей вере в высшие силы. Когда кто-то терпит множественные потери, это чувство может усиливаться. Люди могут начать чувствовать, что их наказывают (помните Иова?), им будет труднее разрешить милостивого Бога со всей болью, которую они видели и чувствовали, или бороться с постоянным переживанием «плохих вещей, происходящих с хорошими людьми». Это, безусловно, верно не для каждого случая перегрузки горем. Многие будут продолжать находить силу в своей вере (опять же, помните Иова?), но важно знать, что это нормально, если ваша вера колеблется в результате перегрузки горем.

9) Больницам, хосписам и другим медицинским работникам важно знать о накопленном горе . Подобно усталости от сострадания и косвенной травме, опыт построения отношений (даже профессиональных отношений с соответствующими границами) с пациентами и неоднократное переживание смерти этих пациентов может сказаться на медицинских работниках. Хотя горе профессионалов может принимать иную форму, чем горе друзей и семьи, для профессионалов важно оплакивать эти потери, чтобы избежать развития нездорового избегания или отстранения. Ознакомьтесь с некоторой информацией об уходе за собой, которая не совсем нереальна.

Если у вас было несколько проигрышей, очень мило, подумайте о профессиональной поддержке. Просто попробуйте. Вы можете быть удивлены тем, насколько это помогает. Когда вы уже эмоционально и физически истощены от боли одной потери, поиск поддержки может помочь только тогда, когда навалятся новые потери. Если это действительно не кажется вам правильным, подумайте о других способах справиться с каждой из ваших потерь. Узнать о горе. Найдите друга или члена семьи, с которым можно поговорить. Пишите или ведите дневник. Найдите выход для творчества, например искусство или фотография. Присоединяйтесь к группе поддержки. Просто сделайте так, чтобы это работало на вас и давало вам возможность справиться с каждой из этих потерь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *