Гораций кто это: ГОРАЦИЙ | это… Что такое ГОРАЦИЙ?

Кто такой Гораций? Биография и значение поэта за 1 минуту

Истории

Фото
H. Tschanz-Hofmann / legion-media.ru

Квинт Гораций — поэт, классик древнеримской и мировой литературы. Он родился 8 декабря 65 до н.э. в семье вольноотпущенника, владельца скромного имения в Венузии. Умер 27 ноября 8 до н.э. в Риме.

Гораций в эпоху гражданских войн

Подобно многим знатным римлянам, Гораций после учебы в Риме отправился в Афины для углубленного изучения греческой литературы и философии. Там в 44 до н.э. он познакомился с Марком Юнием Брутом и, проникнувшись идеями защиты республики, присоединился к войску сторонников борьбы с Антонием и Октавианом.

После поражения при Филиппах (42 до н.э.) и амнистии, объявленной сторонникам Марка Юния Брута, он возвратился домой в Италию, где, не имея средств к существованию (его имущество было конфисковано), был вынужден поступить в коллегию квесторских писцов.

Гораций в Золотой век Августа

В 38 до н.э. Гораций познакомился с поэтами Вергилием и Луцием Варием, которые представили молодого поэта другу и соратнику Октавиана — Гаю Цильнию Меценату. Высоко оценив художественные дарования Горация, Меценат в 33 до н.э. подарил ему поместье в Сабинских горах, чтобы поэт всего себя мог посвятить творчеству.

Меценат ввел поэта в круг приближенных Октавиана, но Гораций, будучи по природе человеком скромным и явно предпочитавшим тихую, но зато свободную жизнь в деревне суете и интригам в Риме, никогда не злоупотреблял покровительством своих благодетелей. Так, желая сохранить свою независимость, он тактично отказался от весьма выгодной должности личного секретаря Октавиана.

Всю свою жизнь Гораций дорожил дружбой с Меценатом, посвятив ему свой первый поэтический сборник «Сатиры». Умер Гораций 27 ноября 8 до н.э. в Риме и ненамного пережил своего покровителя, исполнив данное в «Одах» обещание умереть вместе.

Фото
Федор Бронников «Гораций читает свои сатиры меценату», 1863

Поэтические сочинения Горация 

  • «Эподы» из 17 стихотворений (40 — 30 до н. э.), написаны ямбами в подражание Архилоху (Epodi лат.). Многие стихотворения сборника носят характер нападок и обличений и направлены против различных негативных явлений общественной жизни.

  • «Сатиры» — 18 сатир, вошедших в 2 книги (35 — 33 до н.э.), написаны гексаметром (Saturae лат.). «Сатиры» посвящены социальным и философским вопросам, изображают человеческие слабости, пороки и превратности судьбы.

  • «Оды» — 4 книги (30 — 13 до н.э.). Сборник лирических стихотворений, вышедший под названием «Песни» (Carminis лат.), был посвящен нравоучительным, гражданским и религиозным темам (образцом послужила древнегреческая лирика Архилоха, Алкея, Сафо, Анакреонта и Пиндара).

  • «Послания» — 2 книги (20 — 13 до н.э.), написаны гексаметром (Epistulae лат.). Сборник посланий, каждое из которых адресовано конкретному лицу; темы самовоспитания, философии жизни. Третье послание 2-й книги известно под названием «Наука поэзии» (Ars poetica лат. ).

Гораций в мировой поэтической традиции 

Гораций был скоро признан «классиком», и его произведения сделались предметом чтения и комментирования в римской школе. Ему подражали римские сатирики Персий и Ювенал.

В Средние века в поэзии Горация особенно ценили его морально-философские произведения — сатиры и послания.

Эпоха Возрождения оценила Горация не только как этического, но лирического поэта. Ему подражали как на латинском, так и на национальных языках — и его поэтическое наследие сыграло большую роль в формировании новоевропейской лирики.

В русскую литературу темы и мотивы Горация вошли с Антиохом Дмитриевичем Кантемиром и встречаются у Ломоносова, Гавриилы Романовича Державина, Пушкина, Антона Антоновича Дельвига, Аполлона Николаевича Майкова и др.

Популярные цитаты Горация

  • Гора родила мышь.

  • Как же это получается, Меценат? У таких, как ты, все есть, а они на что-то жалуются!


Теги

  • история

Сегодня читают

Тест: форма ваших бровей легко расскажет о том, какой вы человек

Тест: ответьте на 7 вопросов, а нейросеть определит профессию вашей мечты

Бразильский тест на деменцию: проверьте себя, найдите 6 животных на картинке

Тест: выберите тараканчика и узнайте, что бы вам сказал Франц Кафка

Тест: ответьте на 5 вопросов, а нейросеть нарисует дом вашей мечты

ГОРАЦИЙ, КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи
  • Стиль и техника.
  • Влияние.

ГОРАЦИЙ, КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК (Quintus Horatius Flaccus) (65–8 до н.э.), римский поэт, один из наиболее прославленных авторов во всей мировой литературе. Родился в 65 до н.э. в Венузии (совр. Веноза) в области Апулия на юге Италии. Отец Горация, о котором сам поэт отзывается с восторгом и преклонением (о матери он не упоминает), был вольноотпущенником. Ремеслом помощника распорядителя аукционов он заработал на небольшое поместье. Желая, чтобы способный юноша получил превосходное образование, отец привез Горация в Рим и вверил его попечению известного грамматика и наставника Орбилия Пупилла. Сам отец взял на себя роль «педагога», т.е. человека, сопровождающего ребенка в школу (обычно эта обязанность возлагалась на раба). В 20 лет Гораций отправился в Афины, чтобы завершить свое образование. В 44 Марк Юний Брут, один из заговорщиков, убивших Цезаря, также прибыл в Афины якобы для занятий философией, на самом же деле – чтобы завербовать среди молодых римлян, учившихся в Греции, офицеров своей будущей армии. Когда Марк Антоний и Октавиан (будущий Август) открыли против «освободителей» военные действия, Гораций встал на сторону Брута. В 22 года он получил чин военного трибуна и сопровождал Брута в Малую Азию. Но несгибаемым республиканцем Гораций не был: уцелев в роковом для Брута сражении при Филиппах (42 до н.э.), он с «подрезанными крыльями» возвратился в Рим, тем более что за это время успел лишиться и отца и ожидаемого поместья (оно было конфисковано в пользу демобилизованных ветеранов). Последовала всеобщая амнистия, и Горацию удалось получить должность писца в казначействе.

Стихи, написанные Горацием в это время, привлекли внимание Вергилия и Вария Руфа. Они представили молодого человека ближайшему сподвижнику Августа Меценату, и в 38 до н.э. последний принял Горация в круг своих друзей. Меценат являлся не только другом, но и покровителем поэтов. Он удостоился вечной признательности Горация, введя его в литературные и политические круги Рима, а в 33 до н.э. Гораций получил от Мецената небольшую усадьбу в Сабинских горах, благодаря которой ему больше не надо было печься о хлебе насущном.

В этот период политика все еще заботила поэта. Естественно, он присоединился к партии своего покровителя, хотя никогда не открещивался и от старинных друзей-республиканцев. Гораций стал деятельным приверженцем Августа лишь в результате разразившегося между ним и его прежним союзником Марком Антонием военного конфликта, который завершился победой при Акции (31 до н.э.) и взятием Александрии (30 до н.э.). После этих событий Гораций внес немалый вклад в проводившуюся Августом кампанию по политическому и нравственному возрождению Рима.

Обратившись к поэзии в пору разочарования после поражения при Филиппах, Гораций избрал в качестве образца двух остроумных и язвительных авторов: у грека Архилоха (ок. 675 – ок. 635 до н.э.) он позаимствовал ямб, у италийца Луцилия (ок. 180–102 до н.э.) – сатиру. Первая книга Сатир Горация (сам он называл их Sermones, т.е. Беседы), состоявшая из десяти стихотворений, написанных гекзаметром, вышла ок. 35 до н.э. После победы Августа, ок. 30 до н.э., Гораций собрал еще 8 сатир во второй книге, присоединив к ней 17 коротких ямбических произведений, названных Эподы. После этого в творчестве Горация произошел решительный поворот. Он отыскал размеры, соответствующие своему ныне позитивному умонастроению, в эолийской лирической (т.е. предназначавшейся для исполнения под аккомпанемент) поэзии начала 6 в. до н.э., у Алкея и Сафо, у них же он черпал и вдохновение. Обращался он и к более легковесной лирике Анакреонта, и к более рассудочной и ученой эллинистической поэзии. Гораций искусно приспособил эти размеры к латинскому языку, с легкостью настоящего мастера использовал он и благородный алкеев стих, и изящную сапфическую строфу, и текучие асклепиады. В 23 до н.э. он выпустил в свет Оды, 88 разнообразных по метрике, величине (от 8 до 80 строк) и интонации стихотворений, тщательно распределенных по трем книгам (лат. Carmina, т.е. Песни, Одами их назвали уже после античности).

В следующие шесть лет Гораций перестал сочинять лирические (в античном смысле слова) стихотворения. В 20 до н.э. вышла первая книга написанных гекзаметром Посланий, куда вошли 20 писем преимущественно философского содержания, более строгих по форме, чем Сатиры, но вполне индивидуальных и искренних. В эти годы Гораций в силу ряда причин в значительной степени утрачивает былое легкомыслие. Он остро ощущает, что молодость со всеми ее отрадами его покидает. В 23 до н.э. Меценат не угодил Августу и был оттеснен с позиции наиболее приближенного к нему лица. В 19 до н.э. умерли любимый Горацием Вергилий, а также Тибулл. Однако в 17 до н.э. Август поручает Горацию сочинение гимна в честь великих Столетних игр. Это наконец-то доставило Горацию широкую известность, и он вернулся к лирике. При создании написанных в несколько последующих лет 15 од, собранных в IV книге, Горацием двигало ощущение того, что поэзия способна даровать человеку бессмертие. Здесь мы находим восхищение императором, а порой и лесть. Таково же и вдохновенное, блестящее 1-е стихотворение из II книги Посланий, обращенное к Августу по прямой его просьбе. В нем обсуждается состояние римской поэзии, причем Гораций защищает современных ему авторов от нападок со стороны приверженцев старины. Время написания знаменитого Послания Пизонам (озаглавленного в поздней традиции Ars Poetica, т.е. Искусство поэзии) не установлено, как неизвестно и то, когда именно Гораций ответил отказом на предложение Августа занять место его личного секретаря. В 8 до н.э. Меценат умер, и Гораций пережил его лишь на два месяца. Его похоронили на Эсквилине рядом с Меценатом.

Стиль и техника.

Сатиры начинались с близкого копирования Луцилия. Даже описание реальной поездки Горация из Рима в Брундизий (I 5) было подсказано принадлежащим Луцилию стихотворением о путешествии по Сицилии. Как и тот, Гораций мастерски воспроизводит неупорядоченность живого речевого потока, незаметно переходит от одного предмета к другому, вкрапляет там и сям живописные сценки и аллюзии, а также обрывки диалога. К Горацию постепенно приходит осознание того, что ценность и значение сатир Луцилия – в их автобиографичности. Во II книге Сатир Гораций непринужденно развивает эту форму одновременно в двух направлениях: к автобиографичности своих Посланий и к обличительной патетике, которую мы привыкли связывать прежде всего с Ювеналом и с жанром сатиры как таковым. II книга Посланий состоит из двух обширных, полных здравых идей литературных трактатов, которым придана соответствующая форма: одно послание обращено к Августу, другое – к Юлию Флору. Относительно более пространного (476 строк) Искусства поэзии античный комментатор сообщает, что в основе этого сочинения – трактат Неоптолема Паросского (3 в. до н.э.)

Даже по немногим дошедшим до нас фрагментам Архилоха мы можем заключить, что в своих Эподах Гораций заимствует у Архилоха какую-то идею, а затем развивает ее в соответствии со своим, как правило более добродушным, умонастроением. Также и в Одах он берет у Алкея или у другого греческого поэта идею, а потом придает ей такое направление, которое никоим образом не могло появиться в оригинале. Если говорить о формальной стороне, для этих лирических произведений характерны изобретательная продуманность вплоть до малейших деталей, метрическое разнообразие, бережность в словах, их благозвучие и удивительно изящное расположение. Здесь использовано все лучшее, что дали латинскому языку обороты Цицероновых речей. Почти все стихотворения к кому-то обращены. Это явно на них сказывается: по интонации все это скорее увещевательные или ободряющие, нежели чисто личные произведения. Многие написаны по случаю (так, по крайней мере, в них говорится). Для пения предназначались лишь очень немногие оды. Есть здесь и величественные патриотические гимны (испытавшие на себе влияние Пиндара), прежде всего первые шесть в III книге. Любовь не вызывает у поэта глубоких чувств, страсть обнаруживает себя только в Эподах. В Одах достигший зрелых лет поэт превращается в безучастного зрителя человеческой комедии, готового посмеяться как над чужим, так и над своим неразумием. Есть у Горация и очаровательные стихотворения, посвященные деревенской жизни.

Влияние.

В Средние века Горация почитали за моралиста, автора написанных гекзаметром сатир. Ему, «сатирику Горацию», Данте (Ад IV) отводит место в Лимбе вслед за Вергилием и Гомером. Возрождение открыло Горация. В 1347 Петрарка приобрел рукопись с его произведениями, и в некоторых стихотворениях у него обнаруживается явное влияние Горация. Гуманисты считали Горация всецело своим, но его высоко ценили и иезуиты, ибо выхолощенный или христианизированный Гораций мог оказывать положительное нравственное воздействие на учеников. Нарисованная им картина простой деревенской жизни была по душе людям сходной с ним судьбы, придерживавшихся близких вкусов, какими были Петрарка, Ронсар, Монтень и Роберт Геррик. Особенно высоко ценился довольно условный в выражении чувств 2-й эпод. В Англии первым популяризатором Горация явился Бен Джонсон, под несомненным влиянием Горация возникали и некоторые сонеты Мильтона. Эти поэты, а также Э.Марвелл и другие литераторы 17 в. понимали Горация лучше, чем большинство его почитателей в 18 в. , чьи поверхностные восторги скорее повредили его репутации. В то же время лирические размеры Горация использовались и в латинском стихосложении, особенно удачно это делал немецкий гуманист Конрад Цельтис (1459–1508), установивший, кроме того, обычай петь оды Горация в школе, что сделалось в 16 в. общераспространенной практикой. Впоследствии Горация стали перекладывать на новые языки, удачнее всего на немецкий. Трактат Искусство поэзии оказал колоссальное влияние на литературную критику. Это из него, усилиями М.Дж.Виды, М.Опица, Н.Буало и А.Попа, заимствовались классические принципы, ссылками на него обосновывались старания обуздать излишества барокко. Однако «Буре и натиску», другим движениям романтиков было не по пути с певцом благоразумия, уравновешенности и умеренности, и с той поры популярность Горация больше не поднималась на прежнюю высоту.

Гораций | римский поэт | Британика

Гораций

См. все СМИ

Дата рождения:
65 декабря до н. э. Веноза Италия
Умер:
27 ноября 8 г. до н.э. Рим Италия
Известные работы:
«Арс поэтика» «Послания» «Эподы» «Оды» «Римские оды» «Сатиры» «Светский гимн»
Механизм/стиль:
Августовская эпоха Золотой век
Предметы изучения:
Латинская литература

Просмотреть все связанные материалы →

Гораций , латынь полностью Квинт Гораций Флакк , (род. 65 декабря 65 г. до н. э., Венезия, Италия — ум. 27 ноября 8 г. до н. э., Рим), выдающийся латинский лирик и сатирик при императоре Август. Наиболее частые темы его Оды и стих Послания есть любовь, дружба, философия и искусство поэзии.

Гораций, вероятно, происходил из племени сабеллианских горцев, живших в центральном нагорье Италии. Его отец когда-то был рабом, но получил свободу до рождения Горация и стал помощником аукциониста. Он также владел небольшим имением и мог позволить себе отвезти сына в Рим и лично обеспечить получение им наилучшего доступного образования в школе известного савеллианца по имени Орбилий (веривший, по словам Горация, в телесные наказания). Примерно в 46 г. до н. э. Гораций отправился в Афины, посещая лекции в Академии. После убийства Юлия Цезаря в марте 44 года до н. племянник, которого Цезарь в своем завещании назначил своим личным наследником. Гораций присоединился к армии Брута и стал tribunus militum, исключительная честь для сына вольноотпущенника.

В ноябре 42 г. в двух битвах при Филиппах против Антония и Октавиана Гораций и его товарищи-трибуны (в связи с необычным отсутствием более старшего офицера) командовали одним из легионов Брута и Кассия. После их полного поражения и смерти он бежал обратно в Италию, контролируемую Октавианом, но ферма его отца в Венусии была конфискована, чтобы дать землю ветеранам. Однако Гораций отправился в Рим, добившись либо до, либо после всеобщей амнистии в 39 г.до н.э., второстепенная, но довольно важная должность одного из 36 писарей казначейства (

scribae quaestorii ). В начале 38 г. до н. э. его представили Гаю Меценату, литератору из Этрурии в центральной Италии, который был одним из главных политических советников Октавиана. Теперь он зачислил Горация в круг писателей, с которыми был дружен. Вскоре, через Мецената, Гораций также попал в поле зрения Октавиана.

В эти годы Гораций работал над Книгой I сатир , 10 стихотворений, написанных гекзаметром и опубликованных в 35 г. до н.э. Сатиры

отражают приверженность Горация попыткам Октавиана справиться с современными проблемами восстановления традиционной морали, защиты мелких землевладельцев от крупных поместий ( ​​ latifundia ), борьбы с долгами и ростовщичеством и поощрения novi homines («новых людей»). занять свое место рядом с традиционной республиканской аристократией. Сатиры часто превозносят нового человека, который является создателем собственного состояния и не обязан им благородному происхождению. Гораций развивает свое видение на принципах, взятых из эллинистической философии: metriotes (справедливость) и autarkeia (самостоятельность мудреца). Идеал справедливости позволяет Горацию, философски эпикурейцу, примирить традиционную мораль с гедонизмом. Самодостаточность — основа его стремления к спокойной жизни, далекой от политических страстей и безудержного честолюбия.

Викторина «Британника»

Любимые литературные произведения: правда или вымысел?

В 30-е годы до н.э. его 17 Эподы тоже были в пути. Насмешки здесь почти жестокие, метр традиционно используется для личных нападок и насмешек, хотя Гораций атакует социальные злоупотребления, а не отдельных лиц. Тон отражает его тревожное настроение после Филипп. Гораций использовал свою приверженность идеалам александрийской поэзии, чтобы приблизиться к опыту Катулла и других поэтов поздней республики. Их политические стихи, однако, оставались в области оскорблений и скандалов, в то время как Гораций в Epodes 7, 9 и 16, показывает, что он чувствителен к тону политической жизни того времени, неуверенности в будущем перед последней встречей между Октавианом и Марком Антонием и усталости народа Италии перед лицом продолжающееся насилие.

При этом он приблизился к идеалам архаической греческой лирики, в которой поэт был также бардом общества, и можно было ожидать, что стихи поэта будут иметь политический эффект. В своих эротических Эподах Гораций начал ассимилировать темы архаической лирики в эллинистическую атмосферу, процесс, который найдет более зрелое воплощение в Одес .

В середине 30-х годов он получил от Мецената в дар или в аренду уютный дом и ферму в Сабинских горах (с большой долей вероятности идентифицируемые как близ Личенцы, в 22 милях [35 км] к северо-востоку от Рима), что давало ему большое удовольствие на протяжении всей жизни. После того, как Октавиан победил Антония и Клеопатру при Акциуме, недалеко от северо-западной Греции (31 г. до н. э.), Гораций опубликовал свои « Эпода » и вторую книгу из восьми « Сатир » в 30–29 г. до н. э. В первые Сатиры Гораций ограничился нападками на относительно незначительных фигур (например, бизнесменов, куртизанок и светских зануд).

Второй Satires еще менее агрессивен, настаивая на том, что сатира — это защитное оружие, защищающее поэта от нападок злонамеренных. Автобиографический аспект становится менее важным; вместо этого собеседник становится хранителем истины, которая часто сильно отличается от истины других говорящих. Поэт делегирует другим работу критика. Обвинения не всегда кажутся согласующимися с обычной точкой зрения Горация, и иногда трудно сказать, когда Гораций иронизирует, а когда предается действительно серьезным размышлениям.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В то время как победитель Акции, прозванный Августом в 27 г. до н. . Гораций в «Одах , » представил себя наследником более ранних греческих лирических поэтов, но проявил чуткое, экономное владение словом. Он воспевает любовь, вино, природу (почти романтически), друзей, умеренность; короче говоря, его любимые темы.

Оды описывают личные переживания поэта и знакомят читателя с его повседневным миром; они изображают обычаи утонченного и утонченного римского общества, столь же цивилизованного, как и великие эллинистические греческие города. Неповторимое очарование лирической поэзии Горация возникает в сочетании размера и стиля далекого прошлого — мира архаических греческих лириков — с описанием личного опыта и важных моментов римской жизни. Он создает промежуточное пространство между реальным миром и миром своего воображения, населенным фавнами, нимфами и другими божествами.

Некоторые из од посвящены Меценату или Августу: хотя он восхваляет древнеримские добродетели, которые последний пытался восстановить, он остается своим собственным хозяином и никогда не ограничивает оду одной темой или настроением. Когда он сочинял «

оды », Гораций был прочно связан с Меценатом и его окружением, и политические стихи Горация, кажется, выражают идеологические обязательства принципата, правительства Августа. Он осуждает порочную мораль, восхваляет честность итальянского народа и показывает правителя, несущего на своих плечах бремя власти. Другие темы Августа, которые появляются в лирических стихах Горация, включают идею универсального характера и вечности римского политического владычества и утверждение преемственности республиканской традиции с принципом Августа. На каком-то этапе Август предложил Горацию пост своего личного секретаря, но поэт отказался, сославшись на плохое здоровье. Тем не менее, Август не возмутился его отказом, и их отношения действительно стали ближе.

Последняя ода первых трех книг говорит о том, что Гораций не собирался писать больше таких стихов. Прохладный прием од после их публикации в 23 г. до н.э. и его сознание взросления, возможно, побудили Горация написать свои послания . Книга I могла быть опубликована в 20 г. до н. э., а Книга II, вероятно, появилась в 14 г. до н. э. Эти две книги очень разные по тематике и содержанию. Несмотря на то, что по стилю и содержанию модель Satires похожа на модель ,0043 Посланиям не хватает агрессивности более ранних стихов и их осведомленности о великом городе Риме. Это литературные письма, адресованные дальним корреспондентам, и они более рефлексивны и дидактичны, чем более ранние работы. Книга I возвращается к темам, уже развитым в Сатирах , в то время как другие концентрируются на литературных темах.

В них Гораций отказался от всех сатирических элементов в пользу разумной, слегка иронической позиции, хотя трюизмы, восхваляющие умеренность, никогда не утомляют его руки. Третья книга, Послания к Писосу, также был известен, по крайней мере впоследствии, как Ars Poetica.

Первое послание Книги II, адресованное Августу, обсуждает роль литературы в современном римском обществе и рассказывает об изменении вкусов. Вторая, адресованная поэту и оратору Юлию Флору, прощается с поэзией, описывает один день из жизни римского писателя и рассуждает о трудностях достижения истинной мудрости. Гораций в этих произведениях стал менее радостным и менее поэтичным. Поэты ссорятся, и Рим больше не является источником вдохновения. Ему пора отказаться от поэзии в пользу философии.

Третья книга, теперь называемая Ars Poetica , задумана как письмо членам семьи Писо. На самом деле это не систематическая история литературной критики или изложение теоретических принципов. Это скорее серия идей о том, как писать стихи, выбирать жанры и сочетать гениальность с мастерством. Для Горация хорошо писать означает сочетать природную предрасположенность с длительной учебой и твердым знанием литературных жанров.

«Послание к Флору» из Книги II могло быть написано в 19до н.э., Ars Poetica примерно в 19 или 18 г. до н.э. и последнее послание Книги I в 17–15 г. до н.э. Это последнее имя посвящено Августу, от которого сохранилось письмо к Горацию, в котором император жалуется на то, что до сих пор не получил такого посвящения.

К этому времени Гораций был фактически в положении поэта-лауреата, и в 17 г. до н.э. он сочинил Светский гимн ( Carmen saeculare ) для древних церемоний, называемых Светскими играми, которые Август возродил, чтобы обеспечить торжественную религиозную санкцию. за режим и, в частности, за его моральные реформы предыдущего года. Гимн был написан лирическим размером, Гораций возобновил свои сочинения в этой форме; Затем он завершил четвертую книгу из 15 Одес, в основном более серьезного (и политического) характера, чем их предшественники. Последнее из этих стихотворений относится к 13 г. до н.э. В 8 г. до н. э. умер Меценат, который в последние годы меньше участвовал в советах Августа. Одной из его последних просьб к императору было: «Помни Горация так, как ты помнишь меня». Однако месяц или два спустя умер сам Гораций, назвав Августа своим наследником. Похоронен на Эсквилинском холме рядом с могилой Мецената.

В конце своей жизни Гораций имел обыкновение проводить весну и другие короткие периоды в Риме, где у него, по-видимому, был дом. Иногда он зимовал у южного моря и большую часть лета и осени проводил на своей сабинской ферме, а иногда в Тибуре (Тиволи) или Пренесте (Палестрина), оба немного восточнее Рима. Краткая «Жизнь Горация», суть которой, по-видимому, восходит к Светонию, биографу II в. н.э., цитирует шутливое письмо, полученное им от Августа, из которого явствует, что поэт был низеньким и толстым. Сам он подтверждает свой невысокий рост и, описывая себя в возрасте около 44 лет, утверждает, что раньше времени поседел, любил солнечный свет, раздражителен, но быстро успокаивался.

Сын раба, ставший ведущим поэтом Рима

 

Гораций, пожалуй, римский поэт, который сегодня вызывает наибольший резонанс у читателей. Большая часть его поэзии написана в разговорном стиле, что делает его стихи доступными и приятными для чтения. Столь же приятна скромная и симпатичная личность поэта, которая сияет в его большом творчестве. Известная фраза carpe diem происходит от Горация ( Ода 1.11 ). Фраза обычно переводится как «ловить день», но, вероятно, правильнее было бы сказать «вырвать день», поскольку Гораций использовал его в контексте сбора цветов. В любом случае, это изящное изречение хорошо иллюстрирует главные заботы поэта. Его поэзия уходит корнями в философские размышления о жизни, любви и простых удовольствиях. Он был человеком, которого не соблазняли богатство и слава, вместо этого его интересы заключались в том, как человек может стать лучшей версией себя. При жизни Гораций стал одним из великих римских поэтов. Его успех был тем более впечатляющим, учитывая, что он также был сыном бывшего раба.

 

Кем был римский поэт Гораций?
Бронзовый медальон с изображением римского поэта Горация в профиль, 4 век н.э., via Bibliothèque Nationale, Paris

 

 “
Если моя жизнь непорочна и чиста и дорога моим друзьям – всем этим я обязан своему отцу.
( Сатира 1.6 )

 

Квинт Гораций Флакк, известный сегодня как Гораций, родился 8 декабря 65 г. до н. э. в Венеции в Апулии, Италия. Гораций описывает своего отца как вольноотпущенника, имея в виду, что он когда-то был порабощен, а затем освобожден. Обстоятельства его рабства неизвестны, но он определенно был свободен к моменту рождения Горация, что позволило его сыну стать полноправным римским гражданином. Гораций не упоминает свою мать, что, возможно, подразумевает, что она умерла в его младенчестве.

 

После освобождения его отец работал на публичных аукционах и сборщиком налогов. Должно быть, он обладал определенным богатством, так как смог отправить своего сына учиться в Рим. Гораций неоднократно выражает сердечную благодарность своему отцу в своих стихах. Его отец постоянно присутствовал в его жизни, в том числе во время учебы в Риме, пока он не умер где-то около 45 г. до н.э. В последующие годы Гораций отправился в Афины, чтобы продолжить свою академическую карьеру.

 

Римская серебряная монета денарий с изображением Марка Юния Брута на аверсе и кинжала и шапки свободы на реверсе, 43–42 гг. до н. э., через Британский музей

 

Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Когда Гораций учился в Афинах, в 44 г. до н. э. Юлий Цезарь был убит в сенате в Риме. Брут, сыгравший главную роль в убийстве, прибыл в Афины и собрал армию, чтобы поддержать свое стремление к власти. Молодой Гораций был увлечен политическим идеализмом кампании Брута и вскоре был назначен на должность военного трибуна. Однако к 42 г. до н. э. Брут был свергнут в битве при Филиппах. Гораций вернулся в Италию и обнаружил, что дом его семьи конфискован, а сам он без гроша в кармане.

 

Личенца, недалеко от Рима: Вилла Горация , Уильям Хавелл, около 1828-1829 гг., музей Метрополитена

 

Теперь Гораций должен был зарабатывать на жизнь писательством. Вскоре он нашел работу офисного клерка и использовал этот небольшой доход, чтобы прокормить себя, пока он начал сочинять свою первую книгу стихов. В первые годы своего творчества ему посчастливилось познакомиться и подружиться с великим поэтом Вергилием. В какой-то момент в 38 г. до н. э. Вергилий познакомил молодого римского поэта с Меценатом. Меценат был влиятельным меценатом и политическим советником человека, который впоследствии стал императором Августом.

 

Гораций, Вергилий и Варий в доме Мецената , Чарльз Джалаберт, 19 век, через Wikimedia Commons

 

Вскоре он признал талант Горация и со временем стал его покровителем и другом на всю жизнь. Он поддерживал поэта на протяжении всей его карьеры и даже подарил ему небольшую ферму на Сабинских холмах. Этот дар много раз упоминается Горацием в его стихах, и он был близок его сердцу. После долгой и выдающейся карьеры Гораций умер в 8 г. до н. э. и был похоронен на Эсквилинском холме в Риме рядом с Меценатом.

 

Эподы – Ранние работы
Мраморный портретный бюст Архилоха, копия греческого оригинала II века н.э., на Wikimedia Commons

 

Первыми известными произведениями Горация были Epodes , состоявшие из 17 стихотворений, вероятно, опубликованные в 30 г. до н.э. Epodes были написаны ямбическим размером, греческой поэтической формой, вдохновленной творчеством Архилока. Гораций был одним из первых римских поэтов, который представил эту форму поэзии латинскому языку.

 

Традиционно ямбическая поэзия была инвективной по тональности и проявлялась в виде литературных нападок на людей в глазах общественности. Однако 90 159 Эподов 90 160 Горация не представляют собой агрессивных нападений на кого-то одного, по крайней мере, на того, кого можно официально идентифицировать. Например, Epode 4 адресовано безымянному человеку, который когда-то был рабом и, кажется, забыл свои корни. Гораций критикует высокомерное отношение мужчины язвительным замечанием: « удача не может изменить вашу породу .

 

Краснофигурный килик с изображением влюбленных в разных позах, подписанный Гиероном, около 480 г. до н.э., через Музей Метрополитена

 

Некоторые из Эподов адресованы покровителю Горация Меценату. Его тон игривый и предполагает непринужденную и искреннюю дружбу между двумя мужчинами. В Эпод 3 он упрекает своего друга за то, что он подал слишком много чеснока на ужин, а в Эпод 14 он извиняется за то, что еще не написал обещанный набор стихов. Причина задержки в том, что он охвачен похотью к женщине по имени Фрина, у которой также есть ряд других любовников.

 

Эподы 8 и 12 связаны с сексуальным контактом между Горацием и пожилой женщиной. Женщина, очевидно, пыталась соблазнить римского поэта, и он тут же заявляет, что его реакция была отвращением. Но по мере чтения становится ясно, что отвращение на самом деле направлено на сексуальное бессилие собственного тела. Язык этих двух Epodes настолько откровенен, что они были запрещены во многих англоязычных публикациях до тех пор, пока исследования в конце XIX века не пролили новый свет на стихи.80-е годы.

 

Сатиры – Создание уникального римского литературного жанра
Расположение фермы Сабин Горация в Личенце недалеко от Рима, обнаруженной в начале 20 века, через gardenvisit.com

 

Одновременно с написанием Эподов Гораций также работал над своими Сатирами . « Satires » или « Sermones » на латыни, что означает «разговоры», состояли из 18 стихотворений в двух книгах. Сатира была уникальным римским литературным жанром. Он был вдохновлен творчеством греческих поэтов, таких как Каллимах, но формально был создан ранними римскими поэтами, в частности Луцилием. Луцилий прославился своими агрессивными и насмешливыми нападками на известных людей того времени, особенно на политиков.

 

Гораций был вдохновлен многими работами Луцилия, но его тон и язык были гораздо менее агрессивными. Вместо того, чтобы называть и стыдить людей в своих стихах, он стремился дать дружеский и занимательный совет на примерах, взятых из жизни. Гораций основывал многие из своих сатир на событиях и обстоятельствах своей собственной жизни. В результате мы можем многое узнать о его личном опыте, а также о принципах, в которые он верил.

 

Книжная иллюстрация с изображением городской и деревенской мыши. Автор Гастон Желиберт, 1888 г., через Рейксмузеум Амстердам

 

Гораций утверждал, что важно получать радость от простых радостей жизни, концепция, тесно связанная с философией эпикуреизма. По сути, эпикурейцы верили в стремление к удовольствию и отсутствие боли. Но Гораций также считал, что вы должны получать удовольствие от жизни, которая у вас уже есть, вместо того, чтобы всегда искать лучшие альтернативы.

 

В Сатирах любовь Горация к сельской местности также выходит на первый план. Он изо всех сил старается подчеркнуть преимущества простой сельской жизни перед лихорадочным стрессом города. В Satire 2.6 он пересказывает известную сказку Эзопа о деревенском мышонке и городском мышонке. Деревенская мышь следует за своим городским компаньоном в город, чтобы попробовать более изысканную еду. Но вскоре их встречает большая опасность и он решает вернуться домой. История эффективно демонстрирует глупость веры в то, что где-то всегда есть лучшая жизнь.

 

Оды – Самые известные стихи Горация
Сапфо и Алкей , сэр Лоуренс Альма-Тадема, 1881, через Художественный музей Уолтерса

 

После публикации Эподов и Сатир Гораций обратился к лирической поэзии. Он написал четыре книги лирических стихов, которые назвал Кармина ; сегодня мы называем их Одес . Считается, что первые три книги были опубликованы к 23 г. до н.э., а четвертая книга — несколько позже, в 13 г. до н.э.

 

Лирическая поэзия возникла у ранних греческих поэтов Лесбоса, Алкея и Сапфо. Он был создан для пения под музыку, и его стихи часто отражали сильные эмоциональные переживания. Гораций использовал метрическую форму лирики в своих одах , а также во многих повторяющихся темах. Но он также вложил в эти темы свой собственный современный римский взгляд. Одним из таких примеров было его использование любовной поэзии. Обычный фокус лирической любовной поэзии был сосредоточен на одном конкретном человеке. Однако свои любовные стихи Гораций адресует самым разным женщинам. Его внимание сосредоточено на простом наслаждении сексом, а не на страстных выражениях тоски и горя.

 

Статуя императора Августа из Прима Порта, I век н. э., через музеи Ватикана

 

Лирическая поэзия также может использоваться как средство восхваления, часто по отношению к определенному божеству. Гораций посвятил 4-ю книгу своих од императору Августу, чтобы почтить и присоединиться к новому лидеру Рима. Он открыто хвалил свою новую политику и моральные реформы и утверждал, что они сигнализируют о начале новой эры:

 

«
[Август] остановил все зло, которым люди преступают / И снова призвал древние добродетели.
( Ода 4.15 )

 

Одной из самых распространенных тем Одес является тема дружбы, и Гораций адресует свои стихи целому ряду друзей, предлагая как поддержку, так и совет. В Оде 2.2 он предупреждает своего друга Саллюстия Криспа об опасностях баловства и перерасхода средств. Вместо этого он продвигает радость умеренности. В этом заключается основной философский идеал поэзии Горация — все в меру и ничего лишнего — известный также как Золотая середина:

 

»
Кто любит золотую середину/ Избегает убожества ветхой крыши. .. »
( Ода 2.10 )

 

Послания – Литературные письма друзьям
Набор для письма римскими буквами, включая восковую дощечку для письма, перья из бронзы и слоновой кости (стилусы) и чернильницы, около 1-4 веков н.э., через Британский музей

 

Публикация писем не была редкостью в римской литературной культуре. Пожалуй, самыми известными примерами являются письма авторов Цицерона и Плиния Младшего. Горация Послания были последними из его произведений, которые были опубликованы. Его литературные письма вряд ли действительно были отправлены тем людям, которым они были адресованы. Римский поэт использовал медиум больше как средство для своих мыслей, и он нашел его плодотворным способом делиться советами и личными анекдотами.

 

Хороший пример того, как эти письма содержат юмористические фрагменты из жизни поэта, можно найти в Послании 2. 2 . Здесь Гораций рассказывает своему старому другу Флору, почему он решил перестать писать стихи в старости и сосредоточиться на философии:

 

»
Теперь у меня есть на что жить/Мой мозг наверняка запутался бы не по силам болиголову/Если бы я строчил стихи вместо того, чтобы наслаждаться ночным сном! »
( Послание 2.2 )

 

Мраморный портрет-бюст греческого философа Аристотеля, I век н.э., Sotheby’s

 

В конце Книги 2 Посланий находится Ars Poetica . Это длинное стихотворение представляет собой литературное размышление об искусстве написания стихов. В ней рассматриваются разные поэтические жанры и способы композиции. Стихотворение читается как пособие для молодого поэта, и считается, что на него повлиял стиль преподавания греческого философа Аристотеля.

 

Послание 1.20 , пожалуй, самое интересное из всех писем, поскольку оно адресовано самой книге стихов. Гораций размышляет о том, что может произойти с книгой в течение ее жизни, кто может ее прочитать, кто может ненавидеть ее и кому она может быть полезна. Последние десять строк — это размышления о том, что книга может сказать о своем авторе. В этих строках мы получаем прекрасное описание того, как Гораций видел себя:

.

 

»
Он родился в бедной семье/сын вольноотпущенника; но размах его крыльев оказался слишком большим для гнезда. »
( Послание 1.20 )

 

Наследие римского поэта Горация
Альфред Лорд Теннисон , Сэмюэл Лоуренс и сэр Эдвард Бёрн-Джонс, около 1840 г., через Национальную портретную галерею, Лондон

 

Гораций был поэтом своего времени. Его работа была погружена в эпоху Августа и все обещания, которые она несла с собой. Но слова и мудрость Горация также вызывали большой интерес у писателей на протяжении веков. Одним из таких примеров является Альфред Лорд Теннисон, который был поэтом-лауреатом Соединенного Королевства с 1850 по 189 год. 2. Говорят, что по указанию своего отца Теннисон выучил наизусть все 103 из од Горация . Такова была его любовь к Одам , что в одном из своих стихотворений, Принцесса , он описывает их как:

 

«…
драгоценностей, длиной в пять слов, что на вытянутом указательном пальце всего Времени/Искры навсегда. »
(Принцесса, часть 2, л.355)

 

Фотография Уилфреда Оуэна, около 19 лет15, через Британскую библиотеку

 

В 1918 году военный поэт Уилфред Оуэн написал свое знаменитое стихотворение Dulce et Decorum Est , которое было опубликовано посмертно в 1920 году. Название и заключительная строка стихотворения взяты из Оды 3.2: « dulce et decorum est pro patria mori ». Для обоих поэтов эти слова переводятся как традиционный идеал, что «сладко и правильно умереть за свою родину». Сильное стихотворение Оуэна об ужасах Первой мировой войны показывает, что этот идеал — опасное заблуждение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *