Иван Александрович Гончаров: краткая биография
Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.) — знаменитый русский писатель, автор трёх романов («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»). В них отображены этапы русской действительности и жизнь дворян. Гончаров занимался также литературной критикой и публицистикой, был членом-корреспондентом Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности.
Содержание
Происхождение. Ранние годыИван Александрович Гончаров родился 18 (по старому стилю 6) июня 1812 года в Симбирске в богатом семействе. Его отец Александр Иванович и мать Авдотья Матвеевна принадлежали к купеческому сословию. У них было четверо детей: Николай, Иван, Анна и Александра.
Когда Ивану было 7 лет, отец его умер и заботу о семье Гончаровых взял на себя крёстный отец мальчика Николай Николаевич Трегубов, надворный советник и отставной моряк. Он сыграл важную роль в духовном развитии будущего писателя.
Образование
Первоначальное образование Иван Александрович получил дома, а затем в частном пансионе. В возрасте 10 лет его отправили учиться в Москву, в коммерческое училище. Там он проучился 8 лет, но так как его не привлекало торговое дело, он не окончил полного курса и покинул училище в 1830 году. Чтобы сын смог поступить в университет, мать Гончарова подала просьбу уволить его из купеческого звания. С 1831 года Иван Александрович стал учиться на словесном отделении Московского университета.
Три года учёбы в университете Гончаров называл «золотым веком». Он учился вместе с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, Иваном Сергеевичем Тургеневым, Александром Ивановичем Герценом, Николаем Платоновичем Огарёвым, Сергеем Тимофеевичем Аксаковым, Виссарионом Григорьевичем Белинским. Лекции профессоров, видевших в студентах своих единомышленников, были интересными и познавательными.
СлужбаОкончив в 1834 году университет, Гончаров стал служить секретарём симбирского губернатора. Через 11 месяцев он уехал в Петербург и занял должность переводчика в департаменте внешней торговли министерства финансов. Служба эта была не очень обременительна, и у Ивана Александровича оставалось время для чтения и литературных занятий.
С 1855 года Гончаров стал служить цензором Петербургского цензурного комитета, в 1865 году он стал членом Совета по делам печати, а в 1867 году подал в отставку, так как служба эта была хлопотливой и мешала его литературным занятиям.
Творчество
В Петербурге Гончаров стал членом литературного кружка Майковых. В рукописных журналах этого кружка появились первые стихи Гончарова.
1846 год — начало писательской деятельности Ивана Александровича, а в 1847 году в журнале «Современник» был опубликован его первый роман «Обыкновенная история», который был принят и критиками, и читателями очень хорошо.
В этом же году писателем были сделаны первые наброски романа «Обломов». В 1849 году был опубликован эпизод из незаконченного романа, названный «Сон Обломова», а полностью роман вышел из печати только в 1859 году и имел большой успех.
Писал Гончаров свой выдающийся роман с перерывом, так как в октябре 1852 года он был по службе назначен секретарём адмирала Евфимия Васильевича Путятина и отправился в кругосветное плавание на фрегате. В 1854 году Иван Александрович высадился на берегу Охотского моря и, проехав через всю Россию, вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года. Свои впечатления от путешествия писатель воплотил в цикле путевых очерков. Эта книга под названием «Фрегат „Паллада“» вышла в свет отдельным изданием в 1858 году. Читатели были поражены её литературными достоинствами и богатством фактического материала.
Над своим третьим романом «Обрыв» Гончаров работал с 1849 по 1869 год.
В последующие годы Иван Александрович пишет очерки и литературоведческие статьи. Критическая статья «Мильон терзаний» (1872), посвящённая комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», содержит очень интересный анализ этой пьесы.
Умер Иван Александрович Гончаров на 80-м году жизни от скоротечного воспаления лёгких 27 (15 по старому стилю) сентября 1891 года.
- Все три романа, автором которых был Гончаров, начинаются на слог «об»: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
- Над своим третьим романом «Обрыв» писатель работал 20 лет.
- Одно из прозвищ Гончарова — «принц де Лень». Ему дали это прозвище в литературно-художественном кружке Н. А. Майкова за то, что он медленно писал свои произведения.
- Одним из близких друзей Гончарова был писатель Иван Сергеевич Тургенев, но их дружеские отношения прекратились после того, как Иван Александрович заподозрил Тургенева в плагиате.
- Гончаров восхищался Чацким, героем комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», а Онегина и Печорина считал социальными паразитами и презирал.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Гончаров Иван Александрович — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги
Фото: UGC Гончаров, биография которого знакома многим школьникам, прожил жизнь достаточно долгую, необычную и интересную. Все в ней он делал обстоятельно: над романами трудился годами и десятилетиями, параллельно работая на самых разных должностях. Три ключевых произведения, которые начинаются на «Об», — вот чем известен Гончаров. Краткая биография с занимательными подробностями представлена в статье.
Детство и учеба Ивана Гончарова: «8 лучших лет без дела!»
Николай Майков. Портрет Ивана Гончарова (фрагмент). 1860. Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова, Ульяновск
Иван Гончаров родился 18 июня 1812 года в Симбирске (сейчас — Ульяновск) в богатой купеческой семье. Его отец Александр Гончаров владел свечным заводом. Свою мать Авдотью Шацкую писатель описывал как «необыкновенно умную, прозорливую женщину», которая была для него «нравственным авторитетом». Кроме Ивана в семье было еще трое детей: Николай, Анна и Александра.
Когда Гончарову было семь лет, его отец умер. Воспитывать детей Авдотье Шацкой помогал их крестный Николай Трегубов, отставной моряк. Он же первое время занимался их образованием — учил математике, истории, географии. Гончаров вспоминал: «Добрый моряк окружил себя нами, принял нас под свое крыло, а мы привязались к нему детскими сердцами… Образование его не ограничивалось техническими познаниями в морском деле… Он дополнял его непрестанным чтением — по всем частям знания, не жалел денег на выписку из столиц журналов, книг, брошюр».
С 1820 по 1822 год Гончаров учился в частном пансионе Екатерины Хованской в Симбирске. Там он изучал немецкий и французский языки, Закон Божий. Позднее учебу в пансионе прозаик описывал в романе «Обрыв». А один из первых педагогов Гончарова — протоиерей Федор Троицкий — стал прототипом священника Николая Ивановича, героя той же книги.
Когда Ивану Гончарову исполнилось десять лет, мать отправила его учиться в Московское коммерческое училище. Там уже занимался старший брат писателя Николай. В училище преподавали арифметику, бухгалтерию, право, а также рисование, пение и танцы.
Гончаров отлично учился и часто попадал на «красную доску» — в почетный список отличников. Однако занятия писатель считал неинтересными. Он вспоминал: «Об училище я тоже не упомянул ничего в биографии, потому что мне тяжело вспоминать о нем… Мы кисли там 8 лет, 8 лучших лет без дела!»
По просьбе Гончарова в 1830 году его отчислили из Московского коммерческого училища. Он не хотел становиться бухгалтером, уже тогда он планировал заниматься литературой. Год Гончаров готовился к поступлению в Московский университет. Для этого он даже специально выучил греческий язык, которым раньше не занимался. На экзаменах Гончаров получил отличные оценки и был зачислен на словесное отделение. Об университете он позднее писал: «Мы, юноши, полвека тому назад смотрели на университет как на святилище и вступали в его стены со страхом и трепетом… Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого».
В одно время с Гончаровым в Московском университете учились Александр Герцен, Виссарион Белинский. На словесном отделении с писателем занимался поэт Михаил Лермонтов: «Лермонтов… казался мне апатичным, говорил мало и сидел всегда в ленивой позе, полулежа, опершись на локоть».
О Николае Трегубове
Николай Трегубов сыграл важную роль в биографии Гончарова Ивана Александровича, ведь именно он был для мальчика первым наставником. Николай Николаевич преподавал юноше грамоту, литературу, историю, астрономию, космологию и многое другое. Иван также любил послушать истории плавания бывшего моряка. Именно поэтому мальчику стали нравиться книги о путешественниках.
Николай Трегубов был очень добродушным человеком, а для Ивана — практически родным отцом. Он заботился о детях Гончаровых и активно участвовал в их обучении, в то время как Авдотья Матвеевна посвящала больше времени хозяйственным делам.
Первые произведения писателя
Постоянные сотрудники журнала «Современник», верхний ряд: Лев Толстой, Дмитрий Григорович, нижний ряд: Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский. 1856. Фотография: Сергей Левицкий / photochronograph.ru
В 1834 году Иван Гончаров окончил университет и вернулся в Симбирск. Он хотел пожить несколько месяцев у родственников, а затем уехать в Москву. Но по рекомендации Трегубова писатель остался в родном городе и вскоре стал секретарем симбирского губернатора Александра Загряжского. Работу Гончаров называл «скучной»: он встречался с другими чиновниками, разбирал документы. Писатель вспоминал: «Я чувствовал, что стал врастать в губернскую почву».
В Симбирске Гончаров прожил около года, а затем уехал в Петербург. Там он устроился переводчиком иностранной переписки в Министерство финансов. Еще писатель подрабатывал частными уроками латыни и русского языка. Среди его учеников были Аполлон и Валериан Майковы.
Гончаров стал преподавать Валериану и Аполлону то, что еще сравнительно недавно изучал сам на университетской скамье. Прежде всего он прививал мальчикам любовь к изящной стороне жизни, а потому в русской литературе выделял прежде всего несравненного Пушкина. И очень подробно останавливался на античной истории и культуре, заставляя читать греческих и римских авторов… Гончаров, следуя опять-таки за Пушкиным, как никто из русских прозаиков, отталкивается от античной эстетики.
Филолог Владимир Мельник. Из книги «Гончаров»
На литературных вечерах в доме Майковых Гончаров познакомился с Федором Достоевским, Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым. Встречи с ними вдохновили начинающего прозаика, и он стал сочинять литературные произведения. В журналах «Подснежник» и «Лунные ночи» вышли первые рассказы и очерки писателя, среди которых «Лихая болесть», «Пепиньерка», «Лунные ночи». Тогда же Гончаров попробовал себя в поэзии. Он опубликовал стихи «Тоска и радость», «Весны пора прекрасная минула…», которые позднее включил в роман «Обыкновенная история».
В середине 1840-х Иван Гончаров начал писать свой первый роман «Старики». Книгу он не закончил и уничтожил. Писатель считал, что его роман слишком похож на повесть Николая Гоголя «Старосветские помещики».
Следующим крупным произведением Гончарова стал роман «Обыкновенная история» о жизни провинциального дворянина Александра Адуева. Над книгой он начал работать в 1844 году. Уже через два года Гончаров закончил рукопись и передал ее петербургскому чиновнику Михаилу Языкову. Языков прочитал книгу и посчитал «плоховатым романом», но все же передал рукопись Николаю Некрасову, а уже тот показал книгу Белинскому. Критик писал об «Обыкновенной истории»: «Какой… страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!»
В 1847 году «Обыкновенную историю» опубликовали в журнале «Современник», а через год она вышла отдельным изданием. Критики писали о таланте Гончарова, его легком слоге.
Повесть Гончарова произвела в Питере фурор — успех неслыханный! Все мнения слились в ее пользу… Действительно, талант замечательный. Мне кажется, что его особенность, так сказать, личность, заключается в совершенном отсутствии семинаризма, литературщины и литераторства, от которых не умели и не умеют освобождаться даже гениальные русские писатели. Я не исключаю и Пушкина. У Гончарова нет и признаков труда, работы; читая его, думаешь, что не читаешь, а слушаешь мастерский изустный рассказ… А какую пользу принесет она обществу!..
Критик Виссарион Белинский. Из письма Василию Боткину, 1847 год
Образование
Окончив училище, Иван Гончаров 3 года проучился в Московском университете. В этот период в его биографии произошел важный перелом. Он серьезно задумался о смысле жизни, о людях вообще и о своем будущем в частности.
Интересен факт, что в Московском университете одновременно с Гончаровым также учились Герцен, Лермонтов, Тургенев и Станкевич.
Когда Гончарову исполнилось 22 года он возвратился обратно в Симбирск, в котором устроился работать секретарем. Но поскольку данная профессия была очень скучной и однообразной, менее чем через год он принимает решение уехать в Петербург.
Путешествие на фрегате «Паллада» и роман «Обломов»
Кирилл Горбунов. Портрет Ивана Гончарова (фрагмент). 1840-е. Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова, Ульяновск
После публикации «Обыкновенной истории» Иван Гончаров начал работу над новым произведением — романом «Обломов». В 1848 году в «Современнике» опубликовали главу из книги «Сон Обломова». Однако Гончаров не был доволен ее текстом. Прозаик постоянно переделывал уже готовые части «Обломова», менял сюжет. Журналисту Андрею Краевскому он писал: «Прочитавши внимательно написанное, я увидел, что всё это до крайности пошло, что я не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить».
Работу над «Обломовым» Гончаров прервал из-за путешествия на фрегате «Паллада». Участники экспедиции должны были заключить торговый договор с Японией, которая тогда была закрыта для иностранцев, а также посетить Аляску и острова Российской империи в Тихом океане. В поездку писателя пригласил адмирал Евфимий Путятин, которому был нужен секретарь. Гончаров должен был вести на корабле судовой журнал, переводить иностранные документы и составлять «летопись похода». О поездке Гончаров писал: «Поехал… затем, чтоб видеть, знать все то, что с детства читал как сказку, едва веря тому, что говорят. Если б я запасся всеми впечатлениями такого путешествия, то, может быть, прожил бы остаток жизни повеселее… Все удивились, что я мог решиться на такой дальний и опасный путь — я, такой ленивый, избалованный! Кто меня знает, тот не удивится этой решимости».
В кругосветном путешествии Гончаров пробыл около двух лет — с октября 1852 года по май 1854-го. Прозаик посетил Великобританию, Португалию, Сингапур, Китай. Из поездки он отправлял друзьям и родственникам письма, в которых описывал жизнь в иностранных государствах. Еще Гончаров вел дневник с путевыми заметками. Позднее эти записи стали основой книги очерков «Фрегат «Паллада». В произведение вошли и заметки Гончарова о Сибири и Дальнем Востоке России. Из-за того, что состояние «Паллады» было плохим, писателю пришлось возвращаться в Петербург по суше.
В Петербург Иван Гончаров вернулся в феврале 1855 года. Через несколько месяцев в журнале «Отечественные записки» вышел его первый рассказ о путешествии на «Палладе» — «Ликейские острова». В следующие несколько лет очерки выходили в журналах «Современник», «Морской сборник» и «Русский вестник». А в 1858 году они вышли отдельной книгой под названием «Фрегат «Паллада».
Вернувшись из путешествия, Гончаров перешел на работу в министерство народного просвещения. Писатель получил должность цензора, на которой проработал одиннадцать лет. Обязанности не мешали Гончарову заниматься литературой. Он вновь стал работать над «Обломовым», а в 1858 году закончил черновик романа. О книге писатель говорил: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало». Еще год Гончаров редактировал роман.
«Обломова» издали в 1859 году. Критики хвалили писателя за правдивый образ доброго, но ленивого помещика Ильи Обломова и достоверное изображение России. Они считали, что главный герой романа стал воплощением русского национального характера, а обломовщина, то есть личностный застой и лень, — общероссийское явление. Николай Добролюбов в статье «Что такое обломовщина» писал: «Гончаров является перед нами прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни… Не обширную сферу избрал Гончаров для своих изображений. Истории о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, — не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип».
Герои романа, их взаимоотношения с Обломовым
Обломов объединяет вокруг себя всех действующих лиц романа, он привлекателен в глазах других людей. Удивительно точные характеристики Обломов дает своим знакомым, навещающим его, определяя тем самым среду, в которой он существует. Это характеризует самого героя как умного и наблюдательного человека. Ему не нравится жизнь, к которой стремятся другие. Он сам говорит, что все думают только о том, как жить, а зачем живут, никто не задумывается.
Волкова, светского франта, успевающего посетить в день до 10 мест и мероприятий, он жалеет, за то, что тот растрачивает себя на бесполезные занятия и знакомства. Судьбинского, бывшего сослуживца, считает карьеристом и бюрократом. Беллетриста Пенкина упрекает в поверхностных суждениях о литературе. Ему не интересны суетливая погоня за светским успехом и карьерой, пустословие общественных обличителей и политиков.
Во взаимоотношениях Обломова с Тарантьевым раскрывается его простодушие и неспособность противостоять злу. Неизвестно откуда появившийся земляк Обломова втирается к нему в доверие, пользуется его добротой, обворовывает. Этот грубый, хамоватый любитель поесть и выпить за чужой счет, вместе со своим кумом Мухояровым, таким же махинатором и аферистом, чуть не погубили Обломова, убедив подписать фальшивые документы. Эти невежественные проходимцы считают Обломова олухом за его доверчивость и наивность. Их махинации разоблачил близкий друг Обломова Андрей Иванович Штольц.
Обломов знал Штольца с детских лет. Андрей был сыном управляющего соседнего имения, отец его был немец, а мать – русская дворянка, что отразилось на его воспитании.От отца он унаследовал практицизм, упорство и трудолюбие, от матери – душевность.Он хорошо учился, подростком уже подрабатывал в маленьком частном пансионе отца, который платил ему небольшое жалование, и добросовестно выполнял все поручения.
Штольц — ровесник Обломова, но полная противоположностью своему другу во всем. Онкрепкого и стройного телосложения, у него много планов и интересов. Он окончил университет, сделал успешную карьеру, получив чин надворного советника, дающий право на дворянство. Уйдя в отставку, стал предпринимателем, разбогател.
Таких разных по образу жизни людей тем не менее сближали взаимные симпатии. Отношения Обломова и Штольца были определены искренней привязанностью друг к другу. Обломов ценил помощь друга, а Штольц «хрустальную, прозрачную» душу Обломова и считал, что таких порядочных людей с чистым сердцем ничтожно мало.
Стараясь изменить образ жизни Обломова, Штольц старается его растормошить, уговаривает чем-нибудь заняться. Он знакомит Обломова с Ольгой Ильинской, которая увидит свою миссию в том, чтобы «разбудить спящую душу Обломова». Созвучие ее фамилии с его именем говорит, что она была предначертана этому человеку.
Ольга молода, хороша собой, талантлива и умна. Критик Писарев в характере Ольги выделил две особенности ее характера: естественность и присутствие сознания, что выделяет ее среди других женщин. Оттого в ее поступках и словах нет кокетства и жеманства[2], она открыта, правдива и проста. Она незаурядная личность с пытливым умом, стремившаяся к саморазвитию.
Кадр из х/ф «Несколько дней из жизни Обломова»
Полюбив Обломова за его душевные качества, она не могла принять его бездействия и поначалу считала, что этот недостаток она в силах исправить. Многое изменилось под ее влиянием в жизни Обломова, его душа словно расцвела. Услышав, как Ольга поет арию «Castadiva» («Пречистая дева») из итальянской оперы Беллини, он не смог сдержать слез, это была и его любимая музыка. В этой девушке он увидел совершенство, она была для него почти ангел. Благодаря Ольге в нем раскрылись такие качества, как нежность, чувствительность, возвышенность души. И он уже не так смешон, как в начале романа, когда лежал на диване и перебранивается с Захаром. В порыве он напишет «блестящим слогом» Ольге большое и трогательное письмо о своих чувствах, а раньше для него было сущим мучением написать несколько строк старосте или «домовому хозяину». Постепенно его начинают мучить сомнения, что он не достоин такой девушки. Любовь к Ольге требует определенных усилий над собой, он не выдерживает испытаний этой любовью. Отношения Обломова и Ольги были обречены. Ольга поняла, что никогда не увидит Обломова таким, каким ей хотелось, ведь изменить другого человека помимо его воли практически невозможно, можно лишь изменить свое отношение к нему и принять его таким, как есть. Но она не смогла этого сделать. Свое счастье со временем Ольга обретет со Штольцем, а Обломов найдет свой идеал в лице доброй, кроткой и заботливой вдовы Пшеницыной.
Агафья Матвеевна во многом сродни Обломову, не любила перемен и была домоседкой, но в своем доме была «живым маятником», а на кухне – «царицей». Она заурядная, простодушная, необразованная женщина. Обломова полюбила просто, как будто бы «простудилась», приняла таким, как он есть, и в этом чувстве обрела смысл своей жизни. Благодаря ей жизнь Обломова стала сытой, спокойной, без потрясений и бессонных ночей, но однообразной. После смерти Обломова Агафья Матвеевна тяжело переживала утрату, понимая, что в ее жизни ненадолго «засветилось солнце и померкло навсегда». Значит, не была жизнь Обломова бесполезной, если о нем вспоминает с теплотой его жена, и не только она, но и Штольц с Ольгой, взявшие на воспитание его сына.
С самого детства и до смерти Обломов был неразлучен со своим крепостным Захаром, который был для него не только слугой, но и близким, очень преданным человеком. Его отношение к барину было скорее дружеским, нежели лакейским. А Обломов был снисходителен к неряшливости, неуклюжести и нерадивости слуги, который к тому же мог нагрубить, посплетничать о хозяине и иногда подворовывать у него мелочь. Своей ленью, апатией и тоской по жизни в Обломовке Захар напоминает пародийного двойника своего барина. После смерти Обломова Захар спивается и нищенствует, но от предложения Штольца уехать жить к нему в деревню отказывается, он не может бросить могилу барина без присмотра, куда наведывается почти каждый день.
Цензор, главный редактор, автор «Обрыва»
Петр Борель. Портрет Ивана Гончарова (фрагмент). 1864–1869. Изображение: goncharov.spb.ru
После публикации «Обломова» Иван Гончаров начал писать новый роман, «Обрыв». Прозаик задумал его еще в конце 1840-х, во время жизни в Симбирске, и работал над книгой около 20 лет.
Писатель долго прорабатывал образ «светского человека» Бориса Райского. Из-за того, что Райский казался Гончарову «непонятным характером», он постоянно медлил с написанием.
Труднее всего было мне вдумываться в этот неопределенный, туманный еще тогда для меня образ, сложный; изменчивый, капризный, почти неуловимый, слагавшийся постепенно, с ходом времени, которое отражало на нем все переливы света и красок. Я должен был его, больше чем кого-нибудь, писать инстинктом… И это началось с 1855 года (роман задуман был в 1849 году), когда я после 14-летнего отсутствия приехал повидаться с родственниками на Волгу. Тут… я увидел еще не отживший тогда патриархальный быт и вместе новые побеги — смесь молодого со старым. Я унес новый роман, возил его вокруг света в голове и в программе, небрежно написанной на клочках.
Иван Гончаров. «Литературно-критические статьи и письма»
В 1860-х работа над «Обрывом» шла еще медленнее из-за работы Гончарова. В 1860 году писатель стал членом-корреспондентом Академии наук по разряду русского языка и словесности. А вскоре его назначили редактором правительственной газеты «Северная почта». Гончаров писал своей сестре Александре Кирмаловой: «Работа поглощает меня всего… Равнодушие ко всему делает меня до того прилежным, что министр третьего дня выразил удивление, сказав, что он… ожидал всего, кроме трудолюбия, считая меня за Обломова. Никуда не хожу, ничего не читаю, кроме «Северной почты», а там… читать нечего, да и не нужно. Эта газета не для чтения, а для узнания официальных новостей и кое-каких статистических сведений».
Продолжал Гончаров работать и как цензор. Другие писатели невзлюбили его за консерватизм. Гончаров запретил несколько статей «Современника» и «Русского слова», потому что они не соответствовали инструкциям цензурного ведомства.
В 1867 году из-за ухудшегося здоровья Иван Гончаров подал в отставку. Это позволило ему вернуться к работе над «Обрывом». Роман он называл «дитя моего сердца» из-за того, что писал произведение слишком долго.
«Обрыв» начали публиковать в «Вестнике Европы» в 1869 году. Гончаров остался недоволен романом, Афанасию Фету он писал: «Я слишком долго носил его под ложечкой, оттого он и вышел большой и неуклюжий. Я его переносил».
Критики объединили «Обыкновенную историю», «Обломова» и «Обрыв» в трилогию. Во всех книгах Гончаров описывал жизнь в Российской империи до Великих реформ Александра II. Однако именно «Обрыв» назвали самым слабым произведениям прозаика. Критики обвиняли книгу в затянутости и неудачной композиции, называли ее несвоевременной и считали, что ее нужно было выпустить еще в 1850-х. Юрист и друг Гончарова Анатолий Кони писал: «Медлительному, но творческому духу Гончарова была несвойственна лихорадочная потребность высказываться по возможности немедленно, и этим в значительной степени объясняется гораздо меньший успех «Обрыва» сравнительно с двумя первыми его романами: русская жизнь опередила медлительную отзывчивость художника».
Уход в отставку
Спустя два года литератор по собственному желанию ушел в отставку. На тот момент он уже имел чин генерала. Оставить службу Гончаров решил по той причине, что она не оставляла ему времени на творчество.
Свободное время, которое появилось у мужчины, он тратил на написание романа «Обрыв». Завершен тот был в 1869 году. Третий, последний в цикле, создавался Гончаровым на протяжении двадцати лет. К разочарованию литератора, книга не пользовалась большим успехом даже у преданных поклонников его творчества.
После этого Гончаров часто впадал в депрессию, редко брался за перо. Можно предположить, что его мучила реакция публики на завершающую часть трилогии, в которой были отображены все этапы развития России. Лишь после смерти Гончарова критики признали ценность данного творения.
Личная жизнь: «С меня сходило всё как с гуся вода»
Николай Майков. Портрет Елизаветы Толстой (фрагмент). 1855. Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова, Ульяновск
Иван Гончаров никогда не был женат. Анатолию Кони он писал: «Поклонник, по художественной природе своей, всякой красоты, особенно женской, я пережил несколько таких драм и выходил из них, правда, «небритый, бледный и худой», победителем, благодаря своей наблюдательности, остроумию, анализу и юмору. Корчась в судорогах страсти, я не мог в то же время не замечать, как это всё вместе взятое глупо и комично. Словом, мучаясь субъективно, я смотрел на весь ход такой драмы и объективно — и, разложив на составные части, находил, что тут смесь самолюбия, скуки, плотской нечистоты, и отрезвлялся, с меня сходило всё как с гуся вода».
В студенческие годы Гончаров был влюблен в Юнию Гусятникову, родственницу Майковых. С ней прозаик познакомился в 1833 году. Однако предложение Гусятниковой он не сделал. Она вышла замуж за чиновника Александра Ефремова. Много лет писатель переписывался с ней; именно Гусятниковой Гончаров одной из первых читал отрывки из «Обломова» и «Обыкновенной истории».
В середине 1850-х Гончаров познакомился с Елизаветой Толстой. Прозаик считал, что в ней сочетаются «красота ума» и «грация чувства». Толстой он писал: «Прекраснее Вас нет женщины в мире, следовательно, нет нигде». Гончаров хотел сделать ей предложение, но Толстая была влюблена в своего двоюродного брата Александра Мусина-Пушкина. Она даже обратилась к писателю, чтобы тот добился разрешения на этот брак. В Российской империи жениться близким родственником запрещалось. Однако у Гончарова были знакомые в Синоде, которые помогли Толстой и Мусину-Пушкину вступить в брак. Елизавета Толстая стала прототипом Ольги Ильинской из романа «Обломов».
Последние годы жизни
Николай Ярошенко. Портрет Ивана Гончарова (фрагмент). 1888. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Алупка, Республика Крым
После неудачи с «Обрывом» Иван Гончаров решил не браться за новое крупное произведение. Он публиковал небольшие очерки, среди которых «Поездка по Волге», «Литературный вечер», «Май месяц в Петербурге». Писал он и критические статьи о классических русских произведениях. В 1872 году в журнале «Вестник Европы» вышли размышления Гончарова о пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума». Статье писатель дал название «Мильон терзаний» по фразе Чацкого, главного героя комедии.
Гончаров много переписывался с другими писателями, бывал на литературных вечерах. По приглашению великого князя Константина Николаевича прозаик преподавал его детям русский язык.
В конце 1870-х Гончаров решил переделать сборник очерков «Фрегат «Паллада». Он добавил в книгу новые главы, убрал ненужные подробности, исправил стилистические ошибки. Гончаров писал: «Романы пишутся для взрослых, а взрослые поколения меняются, следовательно, и романы должны меняться… Книга моя (путешествие) нравилась прежнему поколению детей, пригодится и нынешнему».
После того как вышла новая версия «Фрегата «Паллады», Гончаров почти ничего не писал. У него появились проблемы со здоровьем. Писатель плохо видел, а в середине 1880-х даже ослеп на один глаз. Он почти не покидал свою квартиру, не бывал на литературных вечерах и не встречался со знакомыми.
В восьмидесятых годах в Петербурге… можно было видеть маленького старичка с палкой, в синих очках, неторопливо совершающего свою обычную прогулку. Он не замечал, или старался не замечать, проходящих. Только иногда, сидя на скамейке Летнего сада, поглядывал он менее строго на гуляющих и с подходящими знакомыми вступал даже в разговоры. Это был автор «Обломова» и «Обрыва» — Иван Александрович Гончаров. От прежнего Гончарова, каким его знали и рисовали современники, остались только слабые искры. Ворчливый, привередливый, замкнутый в своей маленькой квартире на Моховой, он всех чуждался. Его уважали, но звали чудаком и как будто избегали.
Писатель Петр Гнедич. Из сборника воспоминаний «Книга жизни»
24 сентября 1891 года Иван Гончаров сильно простудился. Анатолий Кони вспоминал: «Я посетил его за день до его смерти, и при выражении мною надежды, что он еще поправится, он посмотрел на меня уцелевшим глазом, в котором еще мерцала и вспыхивала жизнь, и сказал твердым голосом: «Нет, я умру!» Через три дня писатель скончался от воспаления легких. Похоронили его на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В советское время могилу Ивана Гончарова перенесли на «Литераторские мостки» Волковского кладбища.
Значение творчества Гончарова
Иван Александрович Гончаров оставил в русской реалистической литературе значительный след своими тремя романами, чье истинное значение призналось лишь по прошествии значительного времени.
Его произведения отличаются эпической[7] широтой, глубоким психологизмом, тонким юмором, живописными «говорящими» деталями в повествовании, музыкальностью и удивительно выразительным языком. Сам Гончаров считал, что романы должны быть «школой жизни». Роман «Обломов» стал такой своеобразной «школой», которая учит аналитическому отношению к жизни и сложным взаимоотношениям между людьми. Оттого интерес к этому произведению не пропадает и в наше время.
Интересные факты
Иван Крамской. Портрет Ивана Гончарова (фрагмент). 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва
1. Иван Гончаров стал участником одного из первых в России скандалов по поводу авторских прав. Писатель обвинил в плагиате Ивана Тургенева. По мнению Гончарова, Тургенев сделал из его «Обрыва» сразу несколько романов — «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети». В 1860 году писатели устроили третейский суд, на котором их друзья — литературные критики Павел Анненков, Александр Дружинин, Степан Дудышкин и цензор Александр Никитенко — решили, что Тургенев не воровал идеи Гончарова. Все сходства романов они объяснили «одной и той же русской почвой» сюжетов.
2. Из-за того что Гончаров долго работал над всеми своими произведениями друзья дали ему прозвище «принц де Лень». Оно так понравилось прозаику, что позднее он сам подписывал свои письма «Гончаров, иначе принц де Лень».
3. Гончаров был очень привязан к своей собаке по кличке Мимимишка. Писатель Ростислав Сементковский вспоминал: «Собака небольшая, мохнатая, чистенькая, с умными глазами. Она ни на шаг не отходила от своего хозяина, стояла около него, когда он стоял, ложилась, когда он садился, свертывалась калачиком, когда он вел продолжительную беседу». Несколько раз из-за болезни Мимимишки Гончаров откладывал выпуск «Северной почты».
Привязанностью писателя к собаке воспользовался художник Иван Крамской. Он хотел написать портрет Гончарова, но прозаик отказывался позировать. Писатель согласился только после того, как художник подарил ему рисунок Мимимишки.
ОН. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»
Откуда взялось название статьи Добролюбова? Напомним, что в самом гончарном произведении Илья Ильич Обломов причину своего самоуничтожения назвал кратко и емко: «Обломовщина».
Николай Александрович Добролюбов показал всему обществу, как смертельно больной человек, вчерашний студент, писатель, не пишущий романов, может стать классиком. Его статью сразу же заметили. Смысл — объяснение фразы Обломова. Это сделано тонко и ярко, в контексте того, как сам Добролюбов понял, что такое обломовщина. Краткое содержание этого известного произведения мы предлагаем вашему вниманию.
Потомственные дворяне и бояре — «обломовцы»?
О чем пишет литературный критик? В том, что Гончарова смогла рассмотреть истинно русский характер и раскрыть его беспощадно и достоверно. Действительно, это было тогда. Худшая часть дворянства и дворянства, понимая, что они ничего толком для общества не делают, жили, упиваясь своим богатством, только в свое удовольствие. Сонное существование «жизни живота» этого слоя общества развращает все остальное русское общество. Писатель выносит суровый исторический приговор дворянству и дворянству в России: их время прошло безвозвратно! Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?» Открыто обличает антиобщественный характер «Обломовых»: презрение к труду, потребительское отношение к женщинам, бесконечная болтовня.
Кстати, это то же самое, что и наш бренд современной классики, например Виктор Пелевин: гламур и дискурс, только по-другому названный. Ведь современное неоварварство и необлагородство породили новых людей-паразитов.
Всея Руси — Обломовка
Название села — Обломовка — крит очень общее. По-своему, в контексте гончаровского романа, Николай Александрович Добролюбов видит, что такое обломовщина. Краткое содержание его статьи дает ясное представление о России как совокупности тысяч и тысяч обломовских деревень. Конечно, не в прямом смысле, а в переносном. Огромные ресурсы — это бездарные владельцы дворян, которые часто являются людьми-тунеядцами, по своей сути — рантье, глубоко презирающими своих соотечественников, не стремящимися сделать что-либо созидательное для общества. В результате общество теряет импульс, становится пассивным, погружается в кризис.
Проблема нового человека
Нужна перезагрузка, нужно, чтобы во власти и в промышленности появились новые люди. Таким образом, Гончаров создал образ деятельного и творческого Андрея Штольца. «Однако в настоящее время они недоступны!» — говорит в своей статье Добролюбов «Что такое обломовщина?» Итог, или, точнее, изложение его последующих мыслей – потенциальная неспособность Штольца стать «умом и сердцем» России. Неприемлемым для людей, выполняющих столь важную миссию, является рефлекс «преклонить голову» перед обстоятельствами, когда им кажется, что эти обстоятельства сильнее. «Социальный прогресс требует большей динамики, чем у Штольца!» Считает Добролюбов.
Что такое обломовщина? Краткое содержание статьи, впервые затронувшей этот вопрос, свидетельствует о том, что в романе Гончарова содержится и противоядие от этой болезни общества. Образ Ольги Ильиной, женщины, открытой всему новому, не боящейся любых зовов времени, не желающей исполнять свои стремления, а, наоборот, активно изменять окружающую действительность. «Не Штольца, а Ольгу Ильину можно назвать лермонтовским «героем нашего времени»! «- считает Добролюбов.
выводов
Сколько человек может совершать до 25 лет? На примере Николая Александровича мы видим, что он умеет не так уж мало — замечать себя и указывать другим на «свет» среди «полуночной тьмы», исчерпывающе, ярко и емко выражать свою мысль. В соседней комнате, где умирал от смертельной болезни литературный гений, в комнате было безответственно. Чернышевский, продолживший идею друга, «витающего в воздухе», «ребром», поставив перед соотечественниками мощный вопрос: «Что делать?»
Мало того, что Добролюбов ответил: «Что такое обломовщина?». Кратко, емко и художественно достоверно он подчеркнул тлетворное влияние устоев крепостничества, необходимость дальнейшего общественного прогресса. Может быть, поэтому его авторская оценка романа Ивана Гончарова «Обломов» стала и знаменитой, и классической.
Обломов | работа Гончарова
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.