Гомер илиада краткое содержание песнь 1: Гомер «Илиада», песнь 1 – краткое содержание

Гомер «Илиада», песнь 1 – краткое содержание

Шла Троянская война. Первая песнь гомеровской «Илиады» повествует, что уже девять лет осаждали греки Трою. Настал десятый год великой борьбы. В начале этого года прибыл в стан греков жрец бога Аполлона Хрис. Он молил всех греков, и прежде всего их вождей, вернуть ему за богатый выкуп взятую в плен дочь Хрисеиду. Выслушав Хриса, все согласились принять за Хрисеиду богатый выкуп и отдать ее отцу. Но разгневался главный предводитель греков, могучий царь Агамемнон и сказал Хрису:

– Старик, уходи и никогда не смей показываться здесь, у наших кораблей, иначе не спасет тебя и то, что ты жрец бога Аполлона. Не верну я тебе Хрисеиды. Нет, всю жизнь будет она томиться в неволе. Остерегайся сердить меня, если хочешь невредимым вернуться домой.

 

Гомер. Илиада. Песнь 1. Краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига

 

В страхе покинул Хрис стан греков и пошел опечаленный на берег моря. Там, воздев к небу руки, так взмолился он великому сыну Латоны, богу Аполлону:

– О, сребролукий бог! Внемли мне, твоему верному служителю! Отомсти твоими стрелами грекам за мою скорбь и обиду.

Услышал Аполлон жалобу своего жреца Хриса. Быстро помчался он со светлого Олимпа с луком и колчаном за плечами. Грозно гремели в колчане золотые стрелы. Мчался Аполлон к стану греков, пылая гневом; мрачней ночи было лицо его. Примчавшись к стану ахейцев, он вынул из колчана стрелу и послал ее в стан. Грозно зазвенела тетива лука Аполлона. За первой стрелой послал Аполлон вторую, третью, – градом посыпались стрелы в стан греков, неся с собой смерть. Страшный мор поразил греков. Множество греков гибло. Всюду пылали погребальные костры. Казалось, настал для греков час гибели.

Девять дней свирепствовал уже мор. На десятый день, по совету, данному богиней Герой, созвал великий герой Ахилл на народное собрание всех греков, чтобы решить, как быть им, как умилостивить богов. Когда собрались все воины, первым обратился к Агамемнону с речью Ахилл:

– Придется нам плыть обратно на родину, сын Атрея, – сказал Ахилл, – ты видишь, что гибнут воины и в боях, и от мора. Но, может быть, мы прежде спросим гадателей: они скажут нам, чем прогневали мы сребролукого Аполлона, за что послал он гибельный мор на наше войско.

Лишь только сказал это Ахилл, как поднялся прорицатель Калхас, уже много раз открывавший грекам волю богов. Он сказал, что готов открыть, чем прогневан далеко разящий бог, но откроет он это лишь в том случае, если Ахилл защитит его от гнева царя Агамемнона. Ахилл обещал свою защиту Калхасу и поклялся в этом Аполлоном. Тогда только сказал Калхас:

– Гневается великий сын Латоны за то, что обесчестил царь Агамемнон жреца его Хриса, прогнал его из стана, не приняв от него богатого выкупа за дочь. Умилостивить можем мы бога лишь тем, что вернем отцу черноокую Хрисеиду и принесем в жертву богу сто тельцов.

Услыхав, что сказал Калхас, воспылал страшным гневом на него и Ахилла Агамемнон; однако видя, что ему все же придется вернуть Хрисеиду отцу, он, наконец, согласился, но потребовал только себе награды за ее возвращение. Упрекнул в корыстолюбии Агамемнона Ахилл. Это еще больше рассердило Агамемнона. Он стал грозить, что своей властью возьмет себе награду за Хрисеиду из того, что досталось на долю Ахиллу, или Аяксу, или Одиссею.

– Бесстыдный, коварный корыстолюбец! – вскрикнул Ахилл. – Ты грозишь нам, что отымешь у нас наши награды, хотя никто из нас никогда не имел равной с тобой доли в наградах. А мы ведь пришли сражаться не за свое дело; мы пришли сюда ради помощи Менелаю и тебе. Ты хочешь отнять у меня часть той добычи, которая досталась мне за великие подвиги, совершенные мной. Так лучше вернуться мне назад в родную Фтию, я не хочу увеличивать твою добычу и сокровища.

– Что же, беги в Фтию! – крикнул в ответ Ахиллу Агамемнон. – Больше всех царей ненавижу я тебя! Ты один затеваешь раздоры. Не страшен мне твой гнев. Вот что скажу я тебе! Хрисеиду верну я отцу, раз таково желание бога Аполлона, но за это отниму я у тебя пленницу Брисеиду. Ты узнаешь, насколько больше у меня власти! Пусть каждый опасается считать себя равным по власти мне!

Страшный гнев овладел Ахиллом, когда он услышал эту угрозу Агамемнона. Схватился за свой меч сын Фетиды; он уже извлек его наполовину из ножен и готов был броситься на Агамемнона. Вдруг почувствовал Ахилл легкое прикосновение к волосам. Обернулся он и в ужасе отшатнулся. Пред ним, незримая для других, стояла великая дочь громовержца Зевса Афина-Паллада. Гера послала Афину. Жена Зевса не желала гибели ни того, ни другого из героев, оба они – и Ахилл и Агамемнон – были ей одинаково дороги. С трепетом спросил Ахилл богиню Афину:

– О, дочь громовержца Зевса, зачем спустилась ты с высокого Олимпа? Неужели пришла ты сюда, чтобы видеть, как неистовствует Агамемнон? О, скоро погубит он себя своей гордостью!

– Нет, могучий Ахилл, – ответила светлоокая Паллада, – не за тем пришла я. Пришла я укротить твой гнев, если только ты повинуешься воле богов-олимпийцев. Не обнажай меча, удовольствуйся лишь словами, ими бичуй Агамемнона. Верь мне! скоро здесь, на этом же месте, заплатят тебе за обиду дарами, которые будут во много раз богаче. Смирись и подчинись воле бессмертных богов.

Покорился воле богов Ахилл: он вложил свой меч в ножны, и Афина опять вознеслась на светлый Олимп в сонм богов.

Много гневных слов сказал еще Ахилл Агамемнону, называя его пожирателем народа, пьяницей, трусом, собакой. Бросил свой скипетр на землю Ахилл и поклялся им, что настанет время, когда нужна будет его помощь против троянцев, но напрасно будет молить о ней Агамемнон, раз он так тяжело оскорбил его. Напрасно мудрый царь Пилоса, старец Нестор, старался примирить враждующих. Не послушался Агамемнон Нестора, не смирился и Ахилл. Гневный ушел великий сын Пелея со своим другом Патроклом и храбрыми мирмидонянами к своим шатрам. Неистово бушевала в его груди злоба на оскорбившего его Агамемнона.

Между тем царь Агамемнон велел спустить быстроходный корабль на море, отнести на него жертвы богу Аполлону и отвезти прекрасную дочь жреца Хриса. Корабль этот должен был плыть под начальством хитроумного Одиссея в Фивы, город Эстиона, а греки в стане, по повелению Агамемнона, должны были принести богатые жертвы Аполлону, чтобы умилостивить его.

Быстро несся посланный Агамемноном корабль по волнам безбрежного моря. Наконец, вошел корабль в гавань Фив. Спустили паруса греки и причалили к пристани. Сошел с корабля во главе отряда воинов Одиссей на берег, отвел прекрасную Хрисеиду к отцу и обратился к нему с таким приветствием:

– О, служитель Аполлона! Я прибыл сюда по воле Агамемнона, чтобы возвратить тебе дочь. Привезли мы и сто быков, чтобы умилостивить этими жертвами великого бога Аполлона, пославшего тяжкое бедствие на греков.

Обрадовался старец Хрис возвращению дочери и нежно обнял ее. Немедленно приступили к жертвоприношению Аполлону. Молил Хрис бога-стреловержца:

– О, сребролукий бог! Внемли мне! И раньше внимал ты моим мольбам. Услышь ты и ныне меня! Отврати великое бедствие от греков, прекрати гибельный мор!

Услышал мольбу Хриса бог Аполлон и прекратил мор в стане греков. Когда же были принесены Хрисом жертвы Аполлону, устроен был роскошный пир. Весело пировали греки в Фивах. Юноши разносили вино, наполняя им доверху чаши пирующих. Громко раздавались величественные звуки гимна в честь Аполлона, который пели юноши-греки. До заката солнца продолжался пир, а утром, освеженные сном, Одиссей и его отряд отправились в обратный путь к обширному стану. Аполлон послал им попутный ветер. Как чайка, несся корабль по морским волнам. Быстро достиг корабль стана. Вытащили его на берег пловцы и разошлись по своим шатрам.

Пока плавал Одиссей в Фивы, Агамемнон исполнил и то, чем он грозил Ахиллу. Призвал он глашатаев Талфибия и Эврибата и послал их за Брисеидой. Неохотно шли посланные Агамемнона к шатру Ахилла. Они застали его сидящим в глубоком раздумье у шатра. Подошли послы к могучему герою, но в смущении не могли вымолвить ни слова. Тогда сказал им сын Пелея:

– Привет вам, глашатаи. Я знаю, что вы ни в чем не повинны, виновен один лишь Агамемнон. Вы пришли за Брисеидой. Друг мой, Патрокл, выдай им Брисеиду. Но пусть будут они сами свидетелями, что настанет час, когда буду нужен я, чтобы спасти от гибели греков. Не сможет тогда Агамемнон, потерявший разум, спасти греков!

Проливая горькие слезы, покинул Ахилл друзей своих, ушел на пустынный берег, простер к морю руки и громко призвал мать свою, богиню Фетиду:

– Мать моя, если уже родила ты меня обреченным на краткую жизнь, зачем же тогда лишает меня славы громовержец Зевс! Нет, не дал он мне славы! Царь Агамемнон меня обесчестил, отняв у меня награду за мои подвиги. Мать моя, услышь меня!

Услыхала богиня Фетида призыв Ахилла. Покинула она морскую пучину и дивный дворец бога Нерея. Быстро, подобно легкому облаку, всплыла она из морских пенящихся волн. Вышла Фетида на берег и, сев около нежно любимого сына, обняла его.

– Что ты рыдаешь так горько, сын мой? – спросила она. – Поведай мне твое горе.

Рассказал матери Ахилл, как тяжко оскорбил его Агамемнон. Он стал просить мать вознестись на светлый Олимп и там молить Зевса, чтобы наказал он Агамемнона. Пусть поможет Зевс троянцам, пусть прогонят они греков до самых кораблей. Пусть поймет Агамемнон, как неразумно поступил он, оскорбив храбрейшего из греков. Ахилл уверял мать, что не откажет ей в просьбе Зевс. Ей ведь стоит только напомнить Зевсу, как помогла она однажды ему, когда боги Олимпа замыслили свергнуть Зевса, сковав его. Тогда призвала Фетида на помощь Зевсу сторукого великана Бриарея; увидав его, смутились все боги и не посмели поднять рук на Зевса. Пусть напомнит Фетида об этом великому Зевсу-громовержцу, и он не откажет ей в ее просьбе. Так молил Ахилл мать свою Фетиду.

О, мой возлюбленный сын, – воскликнула, горько плача, Фетида, – зачем только родила я тебя на столько бедствий! Да, недолга будет твоя жизнь, близок уже твой конец. И вот теперь ты и недолговечен, и всех несчастней! О, нет, не скорби так! Я подымусь на светлый Олимп, там буду я молить громовержца Зевса помочь мне. Ты же оставайся в своем шатре и не принимай больше участия в битвах. Сейчас покинул Зевс Олимп, он со всеми бессмертными отправился на пир к эфиопам, на южный край земли. Но когда через двенадцать дней возвратится Зевс, тогда я припаду к его ногам и, надеюсь, умолю его!

Покинула Фетида печального сына, и он пошел к шатрам своих храбрых мирмидонян. С этого дня Ахилл не участвовал ни в собраниях вождей, ни в боях. Печальный сидел он в своем шатре, хотя и жаждал воинской славы.

Миновало одиннадцать дней. На двенадцатый день, ранним утром, вместе с седым туманом вознеслась богиня Фетида из пучины моря на светлый Олимп. Там упала она к ногам Зевса, обняла его колени и с мольбой протянула к нему руки, коснувшись его бороды.

– О, отец наш! – молила Фетида. – Молю тебя, помоги мне отомстить за сына! Исполни мою просьбу, если когда-нибудь оказала я тебе услугу. Посылай до тех пор победу троянцам, пока не станут греки умолять моего сына помочь им, пока они не воздадут ему великих почестей.

Долго не отвечал тучегонитель Зевс Фетиде. Но неотступно молила его Фетида. Наконец, глубоко вздохнув, сказал громовержец:

– Знай, Фетида! Просьбой своей вызываешь ты гнев Геры, гневаться будет она на меня. Уже и так постоянно укоряет она меня за то, что помогаю я троянцам в битвах. Но ты удались теперь с высокого Олимпа так, чтобы не видала тебя Гера. Я обещаю исполнить твою просьбу. Вот тебе знамение, что я исполню обещание.

Сказав это, Зевс грозно нахмурил брови, волосы на голове его поднялись, и весь Олимп содрогнулся. Успокоилась Фетида. Быстро помчалась она с высокого Олимпа и погрузилась в пучину моря.

Зевс же пошел на пир, на который собрались боги. Все они встали навстречу Зевсу, ни один не осмелился приветствовать его сидя. Когда царь богов и людей сел на свой золотой трон, обратилась к нему Гера. Она видела, что Фетида приходила к Зевсу.

– Скажи мне, коварный, – сказала Зевсу Гера, – с кем из бессмертных имел ты тайный совет?

– Всегда скрываешь ты от меня твои помыслы и думы, Гера, – ответил ей Зевс, – ты не рассчитывай, что когда-либо будешь знать все, о чем я думаю. Что можно знать, то ты будешь знать раньше всех богов, но всех тайн моих не пытайся узнать и не спрашивай о них.

– О, тучегонитель, – ответила Гера, – ты знаешь, что никогда не старалась я узнать твои тайны. Ты всегда решаешь все без меня. Но я боюсь, что сегодня уговорила тебя Фетида отомстить за сына ее Ахилла и погубить множество греков. Я знаю, что ты обещал исполнить ее просьбу.

Грозно взглянул на Геру Зевс, разгневался он на жену свою за то, что вечно следит за всем, что он делает. Гневно велел Зевс ей сидеть молча и повиноваться ему, если не хочет она, чтобы он наказал ее. Испугалась Гера гнева Зевса. Молча сидела она на своем золотом троне. Напуганы были и боги этой ссорой Зевса с Герой. Встал тогда хромоногий бог Гефест; он укорял богов за то, что они начинают ссоры из-за смертных.

– Ведь если мы будем ссориться из-за смертных, то всегда будут лишены веселья пиры богов, – так говорил бог Гефест и молил мать свою Геру покориться силе Зевса, так как грозен он в гневе и может низвергнуть с тронов всех богов-олимпийцев.

Гефест напомнил Гере, как низверг на землю его самого Зевс за то, что поспешил он на помощь матери, когда разгневался на нее мечущий молнии Зевс. Взял кубок Гефест и, наполнив его нектаром, поднес Гере. Улыбнулась Гера. Гефест же, прихрамывая, начал черпать кубком нектар из чаши и разносить его богам. Засмеялись все боги, видя, как хромой Гефест ковылял по пиршественному чертогу. Снова веселье воцарилось на пиру богов, и безмятежно пировали они до захода солнца под звуки златой кифары Аполлона и под пение муз. Когда же окончился пир, разошлись по своим покоям боги, и весь Олимп погрузился в спокойный сон.

 

Для перехода к краткому содержанию следующей песни «Илиады» пользуйтесь кнопкой Вперёд ниже текста статьи.

См. также полный текст «Илиады» по песням, краткое изложение всей этой гомеровской поэмы в одной статье, краткое содержание «Одиссеи» и материал Троянская война.

 

«Илиада» краткое содержание по песням поэмы Гомера

Настройки

Размер шрифта

Цвет текста

Цвет фона

Древнегреческая эпическая поэма, включающая в себя 24 песни, была написана автором во второй половине VIII века. Краткое содержание поэмы Гомера «Илиада» по песням является своего рода преданием о Троянской войне. Гомер осветил в своем произведении не всю битву, а взятый из нее последний день, раскрыв в его описании характер сражения и ее основных действующих лиц.

Главные герои

  • Гектор – военачальник. Предводитель троянцев и их союзников в битвах.
  • Парис – брат Гектора. Зачинщик войны, выкравший Елену.
  • Ахилл – сын Фетиды.
  • Агамемнон – царь. Предводитель ахейцев.
  • Менелай – муж Елены.

Второстепенные персонажи

  • Одиссей – царь острова Итака. Один из главных участников Троянской войны.
  • Патрокл – лучший друг Ахиллеса.

Песнь 1

Разгневался Ахиллес на ахейского вождя Агамемнона не на шутку. Яблоком раздора стала похищенная дочь жреца. Не захотел Агамемнон отдавать девушку отцу ни за какое вознаграждение. Жрец ушел ни с чем. Он просит помощи у Аполлона, чтобы отомстил он за обиду нанесенную. Аполлон внял его мольбам, напустив на воинство ахейское язву.

На собрании Ахиллес предлагает отдать дочь жреца. Агамемнон снова против. Он высказывается по поводу обмена. Он вернет Хризеиду при условии, что Ахиллес подарит ему свою любимую наложницу. Договориться им не удалось. Оскорбленный и обиженный Ахилл, взывая к матери Фетиде, просит ее уговорить Зевса отомстить за него.

Песнь 2

Не спалось Зевсу в ту ночь. Он все думал о просьбе Фетиды, строя планы о мести. Решил он наслать на Агамемнона обманчивый сон, в котором он становится завоевателем Трои. Агамемнон поверил в сон настолько, что поутру собрал старейшин, рассказав сон. Он понимал, что за десять лет войны армия выдохлась, да и воины домой хотят. Одиссей уговорами да угрозами усмирил смятение народное, подняв боевой дух войска. Вовсю идет подготовка к бою. Трояне, прослышав об этом, тоже собирают армию против ахейцев.

Песнь 3

До начала сражения Парис вызвал на бой самого храбрейшего из ахиян. Им оказался Менелай. В качестве приза победителю достанется прекрасная Елена вместе с ее богатством. Так решил Гектор. Парис терпит поражение. Менелай хватает его за шлем и тащит к ахейскому войску. Афродита спасает его от смерти. Она похищает его и уносит в опочивальню к Елене. Агамемнон требует выдать Елену ахейцам исходя из заключенного ранее соглашения.

Песнь 4

Боги пиршествуют у Зевса, между делом обсуждая бывшее единоборство. На совете было решено продолжить войну. Зевс посылает Афину с целью помочь троянцам нарушить перемирие. Богиня подстрекает Пандара выпустить стрелу в Менелая. Менелай ранен. Агамемнон в ярости. Договор нарушен. Агамемнон поднимает войска на бой.

Песнь 5

Больше всего подвигов в битве было у Диомеда, которому всячески содействовала Афина. Без ее помощи не обошлось. Она залечивала раны, придавала сил и снова отправляла в бой, призывая бить всех врагов, кроме бессмертных богов. Исключение сделать лишь для Афины. Ее можно разить. Диомед убивает Пандара и ранит Энея. Он мог его убить, но не сделал этого. На защиту своего сына встала Афродита, за что получила ранение в руку. Передав сына Аполлону, богиня летит к Зевсу пожаловаться на смертного ранившего ее.

Песнь 6

Победа на стороне ахейцев. Гелен повелевает Гектору всенародно просить о помощи Палладу. Восстановив бой, Гектор отходит в город. Он наведывается к Парису домой и упреками убеждает его начать сражение. С чувством выполненного долга он идет к себе домой, навещает Андромаху, супругу свою. После трогательной беседы с женой и сыном он поручает их богам. По дороге от них его настигает Парис в полной боевой готовности.

Песнь 7

Гектор и Парис вступают в сражение. Гелен прорицатель советует Гектору вызвать на бой сильнейшего бойца из ахейцев. Жребий падает на Аякса Теламонида. Аякс во время схватки с Гектором одерживает победу. Агамемнон устроил пир в честь победы Аякса. На собрании троян принято решение вернуть Елену и сокровища для прекращения войны. Парис не согласен, но вернуть сокровища не против. Его ответ Приам просит передать ахейцам через вестника, а заодно попросить перемирия для погребения убитых воинов.

Песнь 8

Зевс запрещает богам помогать воюющим сторонам. С высоты он долго взирал на битву, но взвесив силы обеих сторон бросил молнию, предвестника скорого поражения ахеян. Трояне, заручившись поддержкой Зевса, заставляют обратиться в бегство ахеян. Гера и Паллада возмущены тем, как Зевс вершил правосудие, считая его несправедливым. Они хотели помочь ахейцам, но Зевс не дал им этого сделать. С наступлением ночи бой был прерван.

Песнь 9

Ахейцы после поражения провели ночь в страхе и беспокойстве. Агамемнон, отчаявшись спастись, созывает собрание и велит бежать. Диомед отговаривает его от безрассудного поступка и советует обратиться за помощью к Ахиллесу. Ахиллес послов выслушал, но категорично им отказал. Не готов он возглавить ахейское войско.

Песнь 10

Агамемнон с Менелаем проводят бессонную ночь. На общем совете, где присутствовали все вожди, порешили отправить соглядатая во вражеский стан. Диомед вместе с Одиссеем берутся выполнить сложную задачу. Гектор со своей стороны тоже посылает разведчика в стан ахейский. Им стал Долон. Выполняя задание, он попадается в руки Диомеда. Во время допроса им удалось выудить у него все интересующую их информацию. После убийства Долона, они отправляются к стану Реза, убивая там всех сподвижников. Чувствуя себя героями, они возвращаются к своим.

Песнь 11

С восходом Зевс посылает Вражду, чем провоцирует очередное сражение между троянами и ахейцами. Долго сражались обе рати с равным успехом, пока в полдень ахейцам не удалось разорвать ряды троян. Особенно в бою отличился Агамемнон, убив огромное количество врагов.

Песнь 12

Ахейцы заключились внутрь стены своей. У троян не получилось перейти ров с первого раза. Тогда они решили разбиться на несколько отрядов и подойти к нему с разных сторон. Гектор вновь проявил себя. Несмотря на предупреждение Полидамаса, он идет, чтобы напасть на стену и ему это удается. Пробив ворота камнем, он обращает ахеян в бегство.

Песнь 13

Зевс и Посейдон были по разные стороны баррикад. Первый благоговел троянцам, второй ахейцам. Посейдон решил помочь им отразить очередную атаку Гектора. Долгий шел бой между двумя воинствами. То одни одерживали верх, то другие.

Песнь 14

Гера, коварная и обольстительная, ниспослала на Зевса сладкий сон, чтобы он не мешал ей помогать ахейцам. Тогда Посейдон преклоняет успех битвы на сторону ахеян. Гектор падает без чувств от удара камнем. Аякс попал точно в цель. Ахейцы воодушевлены победой. Им удалось отразить все атаки троян от кораблей. Более всех проявил себя Аякс младший, преследуя бегущих.

Песнь 15

Зевс проснулся от сладкого сна и сразу не понял, что происходит вокруг, почему бегут троянцы. Он требует Геру объясниться, а после предсказывает участь Патрокла, Гектора и исход Троянской битвы, но сначала он отомстит ахеянам за оскорбление Ахиллеса. Он дал слово Фетиде, что прославит ее сына. Гектор, предводимый Аполлоном и устремляемый Зевсом вновь нападает на ахеян, заставив их отступить к своим кораблям.

Песнь 16

Патрокл умоляет Ахиллеса о помощи войску ахейскому. Сам он не справится. Ахиллес соглашается, но берет с него слово, чтобы после того, как он отразит троян от кораблей, немедленно вернулся в стан. Аякс совсем обессилел после боя. Троянцы воспользовались этим, подступив к кораблю, подожгли его. Появление Ахиллеса с войском, обратило троян в бегство. Корабль удалось потушить. Патрокл нагоняет бежавших и нещадно уничтожает их. В своем преследовании он чуть не убил Гектора, хорошо что Аполлон оказался рядом. Он помог избавиться ему от противника.

Песнь 17

Менелай защитил тело убитого Патрокла, но Гектору все равно удалось обнажить Патрокла, сняв с него доспехи. Ахиллес еще не знал о смерти друга, пока гонец не принес ему печальную весть.

Песнь 18

Ахиллес жаждет мести. Фетида утешает сына, обещая достать ему оружие, а поможет ей в этом Гефест. Она торопится на Олимп. Бой при теле Патрокла возобновился. Помешать овладеть им Гектору не дал Ахиллес. Своим видом и голосом ему удалось обратить троян в бегство. Ахейцы под покровом ночи приносят тело Патрокла к Ахиллесу. Трояне собирают совет.

Песнь 19

Фетида приносит обещанное оружие Ахиллесу. Ахиллес решает сразу использовать его по назначению. На собрании он объявляет ахейцам, что оставляет свой гнев и требует битвы безотлагательно. Народ радуется примирению вождей. Агамемнон хотел преподнести дары в знак примирения, но Ахиллес мечтал об одном, отомстить. Вооружившись новым доспехом, он всходит на колесницу. Его не останавливает да же то, что он слышит от одного из коней, предсказание скорой смерти.

Песнь 20

Сошли с Олимпа боги по велению Зевса, чтобы наблюдать за начавшейся схваткой и оказывать помощь нуждающейся стороне. Их приближение к брани сопровождалось громом, молниями, дрожанием земли. Ахиллесу и Гектору так и не удалось сразиться в поединке. Месть за убитого брата не состоялась. Аполлон помешал этому. Разъяренный Ахиллес после этого начал убивать троян без счета, покрывая поле боя телами и оружием пораженных.

Песнь 21

Ахиллес разогнал троян по разные стороны. Часть из них убил в реке, выживших забрал в плен в жертву Патроклу. Речной бог Ксанф просил Ахиллеса остановить это безумие, но безрезультатно. Он продолжал убивать и снова оказался в центре реки. Тогда взбунтовавшаяся река напала на него волнами, выгнала из воды и погнала по полю, желая утопить его. Аполлон входит в Трою, чтобы защитить ее от Ахиллеса. Приам, наблюдая с башни за бегущими в ужасе троянами, приказывает растворить ворота дав им возможность спастись.

Песнь 22

Троянцам удалось спастись. Вооруженный Гектор поджидает Ахиллеса, но при виде его приходит в страх и пускается в бега. Ахиллес преследует его. Боги наблюдают за происходящим. Схватка все же состоялась. Ахиллес на условия Гектора не пошел. Силы были равны, пока Гектор не потерял в бою копье. Напав с мечом на противника, он не подрасчитал свои возможности. Ахиллес пронзает его насквозь. Оплакивал Гектора весь город.

Песнь 23

Ахиллес, вернувшись в стан, начинает обряд погребения Патрокла. Ночью его посещает дух Патрокла, просящий чтобы его кости как можно быстрее были преданы земле. На заре обряд был доведен до конца. В честь усопшего Ахиллес предложил подвиги разного рода и награды, устроив спортивные состязания.

Песнь 24

Наутро Ахиллес привязывает тело Гектора к колеснице, совершая круги вокруг могилы друга. Зевс просит Фетиду повлиять на сына, чтобы он оставил свирепство, отдав тело троянцам. Приам собирает дары, запрягает колесницу, отправляется в путь. Ахиллес принимает выкуп, возвращает тело и дает 12 дней на погребение. Уже дома троянцы отдали почести герою. После этого тело сожгли на костре и отпраздновали погребение пиршеством у Приама.

Книга Илиады 1. Резюме и анализ

Ярость — Богиня, воспей ярость сына Пелея Ахиллеса, смертоносного, обреченного, стоившего ахейцам бесчисленных потерь

См. объяснение важных цитат

Краткий обзор

Поэт взывает к музе, которая помогает ему рассказать историю ярости Ахилла, величайшего греческого героя, сражавшегося в Троянской войне. Повествование начинается через девять лет после начала войны, когда ахейцы грабят союзный троянцам город и захватывают двух прекрасных девушек, Хрисеиду и Брисеиду. Агамемнон, главнокомандующий ахейской армией, берет Хрисеиду в качестве приза. Ахиллес, один из самых ценных воинов ахейцев, утверждает Брисеида. Отец Хрисеиды, человек по имени Хрис, который служит жрецом бога Аполлона, умоляет Агамемнона вернуть его дочь и предлагает заплатить огромный выкуп. Когда Агамемнон отказывается, Хрис молит Аполлона о помощи.

Аполлон насылает на греческий лагерь чуму, в результате которой погибает множество солдат. После десяти дней страданий Ахиллес созывает собрание ахейского войска и просит прорицателя открыть причину чумы. Калхас, могущественный провидец, встает и предлагает свои услуги. Хотя он опасается возмездия со стороны Агамемнона, Калхас раскрывает чуму как мстительный и стратегический ход Хриса и Аполлона. Агамемнон приходит в ярость и говорит, что вернет Хрисеиду только в том случае, если Ахиллес отдаст ему Брисеиду в качестве компенсации.

Требование Агамемнона унижает и приводит в ярость гордого Ахилла. Мужчины спорят, и Ахиллес угрожает выйти из битвы и забрать свой народ, мирмидонцев, домой во Фтию. Агамемнон угрожает пойти к палатке Ахиллеса в армейском лагере и взять с собой Брисеиду. Ахиллес готов обнажить свой меч и убить ахейского полководца, когда богиня Афина, посланная Герой, царицей богов, является ему и сдерживает его гнев. Руководству Афины вместе с речью мудрого советника Нестора, наконец, удается предотвратить дуэль.

Той ночью Агамемнон сажает Хрисеиду на корабль к ее отцу и посылает вестников, чтобы вывести Брисеиду из шатра Ахилла. Ахиллес умоляет свою мать, морскую нимфу Фетиду, попросить Зевса, царя богов, наказать ахейцев. Он рассказывает ей историю о своей ссоре с Агамемноном, и она обещает обсудить этот вопрос с Зевсом, который должен ей услугу, как только он вернется после тринадцатидневного пира с эфиопами. Тем временем ахейский полководец Одиссей ведет корабль, на который взобралась Хрисеида. Когда он приземляется, он возвращает девушку и приносит жертвы Аполлону. Хрис, обрадовался, увидев дочь, молит бога избавить ахейский стан от чумы. Аполлон признает его молитву, и Одиссей возвращается к своим товарищам.

Но окончание чумы на ахейцах знаменует собой лишь начало еще более тяжелых страданий. После ссоры с Агамемноном Ахиллес отказывается участвовать в битве, и через двенадцать дней Фетида, как и обещала, обращается к Зевсу. Зевс не хочет помогать троянцам, потому что его жена Гера благосклонна к грекам, но в конце концов он соглашается. Гера приходит в ярость, когда обнаруживает, что Зевс помогает троянцам, но ее сын Гефест убеждает ее не втягивать богов в конфликт из-за смертных.

Анализ

Подобно другим древним эпическим поэмам, «Илиада» с самого начала ясно излагает свою тему. В самом деле, поэма называет свой фокус в первом слове: менин, или «ярость». В частности, «Илиада » посвящена ярости Ахилла — как она начинается, как калечит ахейскую армию и как она, наконец, перенаправляется на троянцев. Хотя Троянская война в целом занимает видное место в произведении, этот более крупный конфликт в конечном итоге дает тексту фон, а не предмет. К тому времени, когда Ахиллес и Агамемнон вступают в ссору, Троянская война продолжается уже почти десять лет. С другой стороны, отсутствие Ахиллеса в битве длится всего несколько дней, и эпопея заканчивается вскоре после его возвращения. Поэма не описывает ни истоков, ни конца войны, обрамляющей гнев Ахилла. Вместо этого он тщательно исследует истоки и конец этого гнева, тем самым сужая масштаб поэмы от более крупного конфликта между враждующими народами к меньшему конфликту между враждующими людьми.

Прочитайте цитату из поэмы, в которой ярость Ахилла является предметом.

Но хотя поэма больше всего сосредоточена на ярости смертного, она также сильно затрагивает мотивы и действия богов. Еще до того, как Гомер описывает ссору между Ахиллесом и Агамемноном, он объясняет, что в этом конфликте виноват Аполлон. В общем, боги в поэме участвуют в делах земных двояко. Во-первых, они действуют как внешние силы на ход событий, как, например, когда Аполлон насылает чуму на ахейскую армию. Во-вторых, они представляют собой внутренние силы, воздействующие на индивидуумов, как, например, когда Афина, богиня мудрости, не дает Ахиллесу отказаться от всякого разума и убеждает его поразить Агамемнона словами и оскорблениями, а не мечом. Но в то время как боги выполняют серьезную функцию, частично определяя серьезные вопросы мира и насилия, жизни и смерти, они также выполняют одну последнюю функцию — функцию комического облегчения. Их интриги, двурушничество и бессмысленные склоки часто кажутся смехотворно мелочными по сравнению с массовым кровопролитием, которое пронизывает царство смертных. Ссора между Зевсом и Герой, например, представляет собой гораздо более легкую параллель с горячим обменом мнениями между Агамемноном и Ахиллесом.

Подробнее об участии богов из их дома на горе Олимп.

Действительно, в своем подчинении низменным аппетитам и мелкой обиде боги Илиада часто кажутся более склонными к человеческим глупостям, чем сами человеческие персонажи. Зевс обещает помочь троянцам не из каких-либо глубоких моральных соображений, а скорее потому, что он в долгу перед Фетидой. Точно так же его нерешительность при даче этого обещания проистекает не из какого-то достойного желания позволить судьбе играть самой, а из его страха досадить своей жене. Когда Гера действительно раздражается, Зевс может заставить ее замолчать, только угрожая задушить ее. Подобные случаи предвзятости, обиды и домашних раздоров, обычны среди богов 9-го века.0023 «Илиада», изображает богов и богинь менее непобедимыми и невозмутимыми, чем мы можем себе представить. Мы ожидаем такого рода чрезмерную чувствительность и иногда дисфункциональные отношения человеческих персонажей, но не божественных.

Прочитайте подробный анализ Зевса.

Столкновение между Ахиллесом и Агамемноном подчеркивает один из наиболее важных аспектов древнегреческой системы ценностей: жизненно важное значение личной чести. И Агамемнон, и Ахиллес ставят свою индивидуальную славу выше благополучия ахейских сил. Агамемнон считает, что как вождь ахейских сил он заслуживает наивысшей доступной награды — Брисеиды — и поэтому готов противодействовать Ахиллесу, самому важному ахейскому воину, чтобы обеспечить то, что, по его мнению, ему должны. Ахилл скорее защитит свои претензии на Брисеиду, свою личную добычу победы и, следовательно, то, что, по его мнению, ему должны, чем разрядить ситуацию. Каждый мужчина считает уступку другому скорее унижением, чем актом чести или долга; Таким образом, каждый ставит свои интересы выше интересов своего народа, ставя под угрозу военные усилия.

Узнайте больше о том, почему Ахиллес отказывается сражаться.

Книга Илиады 1 Сводка и анализ

Книга Илиада 1 Сводка и анализ | ЛитЧартс

Гомер начинает с просьбы Музы помочь ему спеть историю о гневе Ахиллеса. Исход гнева Ахиллеса – воля Зевса, но он же и погубил огромное количество ахейских воинов. История начинается на девятом году войны между Троей и ахейцами, когда ахейское войско охватила чума. Жрец Аполлона по имени Хрис приходит к ахейцам, чтобы выкупить свою дочь, которую ахейцы захватили и отдали вождю ахейцев Агамемнону в качестве военной добычи. Все ахейцы советуют Агамемнону отказаться от девушки, но Агамемнон наотрез отказывается.

Обращение Гомера к Музе начинается с идеи о том, что «Илиада» — это поэма, вдохновленная богами, эпическое предприятие, которое прослеживает миф, уже хорошо известный древнегреческой аудитории Гомера. Когда Агамемнон отказывается отдать дочь Хриса, Аполлон дает ранний пример божественного вмешательства, подавая пример того, как боги могут быстро изменить судьбы людей.

Активный Темы

Честь и слава

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Боги

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Судьба и свобода воли

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

< раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Смертность

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

< /дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Котировки

Хрис уходит, но молит Аполлона послать чумные стрелы на ахейцев. Аполлон слышит его молитву, и ахейцы начинают умирать от болезней. Через десять дней Ахиллес созывает собрание войск. Он заявляет, что, если Аполлон не будет умиротворен, им придется отказаться от войны против Трои. Провидец Калхас говорит, что может объяснить гнев Аполлона, но только если Ахиллес пообещает защитить его после того, как он объяснит. Ахиллес с готовностью соглашается, и Калхас говорит им, что дочь Хрисы должна быть возвращена и что необходимо принести жертву Аполлону.

Интерпретация Калхасом чумы Аполлона показывает, как боги взаимодействуют со смертными в поэме, подавая им знаки, не раскрывая полностью свои намерения. У Аполлона есть власть обречь многих людей на смерть. Мольба Калхаса к Ахиллесу защитить его предвещает конфликт между Агамемноном и Ахиллесом.

Активный Темы

Боги

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Судьба и свобода воли

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

< раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Смертность

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

< /дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Агамемнон протестует, говоря, что предпочитает девушку своей жене, но уступает ради общего блага. Однако он настаивает на том, чтобы ему возместили ущерб, иначе он будет обесчещен. Ахилл говорит ему, что все сокровища уже поделены и что они отплатят ему позже. Агамемнон отказывается, говоря, что возьмет приз любого капитана, которого пожелает, включая Ахилла. Ахиллес возмущен, критикует лидерство Агамемнона и угрожает отплыть домой.

Спор между Агамемноном и Ахиллесом — прежде всего вопрос чести. Поскольку Агамемнон — самый могущественный царь, он считает, что имеет право на наибольшую долю военных трофеев. Хотя царство Ахиллеса менее могущественно, он известен как сильнейший боец, что придает его словам дополнительный вес при встрече.

Активный Темы

Честь и слава

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Военное время против мирного времени

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Агамемнон говорит ему, что ему все равно, уйдет ли Ахиллес, и что он силой заберет военную добычу Ахиллеса, девушку Брисеиду. Ахиллес сам захватил Брисеиду и очень заботится о девушке. Ахиллеса охватывает ярость, и он думает убить Агамемнона на месте, но рядом с ним появляется богиня Афина и сдерживает его гнев, обещая награду за его сдержанность. Вместо этого Ахиллес оскорбляет Агамемнона и заявляет, что больше не будет сражаться за него. Старший капитан Нестор пытается урегулировать спор, прося Агамемнона и Ахилла отступить, но ни один из них не слушает его. Ахилл уносится в свой лагерь, а Агамемнон организует жертвоприношение Аполлону.

Ахиллес считает угрозу Агамемнона глубоко бесчестной, поскольку Брисеида была захвачена благодаря боевым навыкам Ахилла. Кроме того, у Ахиллеса, похоже, сильная эмоциональная привязанность к Брисеиде. Появление Афины — это первый раз, когда мы видим, как бог говорит напрямую со смертным. Ее действие обуздывает ярость Ахилла, ставя под сомнение свободную волю Ахилла в данный момент.

Активный Темы

Честь и слава

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Боги

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Судьба и свобода воли

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

< раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Любовь и дружба

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Агамемнон вызывает двух глашатаев и велит им отправиться в лагерь Ахилла и забрать Брисеиду.

Когда они прибывают, Ахиллес приветствует их и позволяет вестникам без боя забрать Брисеиду. Он снова критикует Агамемнона и говорит вестникам, что придет день, когда им понадобится его помощь. Вестники провожают Брисеиду обратно в лагерь Агамемнона.

Хотя Ахиллес способен противостоять вестникам Агамемнона, он занимает моральную позицию, говоря глашатаям, что они сами не виноваты. Мы знаем, что предсказание Ахиллеса сбудется, подчеркивая фиксированный характер его судьбы.

Активный Темы

Честь и слава

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Судьба и свобода воли

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

< раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Котировки

Плачущий Ахиллес умоляет свою мать Фетиду, морскую богиню, помочь ему отомстить Агамемнону. Он говорит, что, поскольку он знает, что его жизнь будет короткой, он должен, по крайней мере, иметь свою честь. Рядом с ним появляется Фетида, чувствуя его горе. Ахиллес объясняет ситуацию и просит свою мать умолять Зевса принять меры. Он отмечает, что Зевс в долгу перед Фетидой, поскольку Фетида однажды помогла ему избежать восстания других богов. Фетида оплакивает судьбу Ахиллеса, обреченного и на разбитое сердце, и на короткую жизнь. Она соглашается пойти к Зевсу, когда он вернется на Олимп через двенадцать дней, и приказывает Ахиллесу держаться подальше от боя.

Взывая к своей матери Фетиде, Ахилл приводит свою судьбу в движение. Фетида любит своего сына и знает, что если она выполнит просьбу Ахилла, это приведет к его ранней смерти. Однако в то же время тот факт, что жизнь Ахиллеса обречена на короткую жизнь, означает, что его мать более решительно настроена воздать ему славу. Она знает, что Зевс, верховный бог, сможет ей помочь.

Активный Темы

Честь и слава

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Боги

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Судьба и свобода воли

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

< раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Смертность

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

< /дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Любовь и дружба

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Цитаты

Тем временем капитан Одиссей плывет на остров Хрис, возвращает дочь жреца и проводит жертвоприношение Агамемнона Аполлону. Мужчины пируют, а затем плывут обратно в лагерь ахейцев.

Жертва Одиссея необходима, чтобы умилостивить Аполлона и спасти ахейские армии. Праздник дает ощущение повседневной жизни и рутины, используемой для жертвоприношений.

Активный Темы

Боги

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Военное время против мирного времени

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Через двенадцать дней Зевс возвращается на Олимп. Фетида идет к нему и становится перед ним на колени, прося его почтить ее сына, даровав троянцам победу, в то время как Ахиллес остается вне битвы. Зевс возмущен и говорит, что помощь троянцам заставит его вступить в бой со своей женой Герой, которая поддерживает ахейцев. Однако он соглашается и склоняет голову в знак обещания. Фетида уходит, и Зевс присоединяется к остальным богам в собрании.

Обещание Зевса описывается как что-то мощное, что нельзя отменить: честь Ахиллеса будет поддержана. Однако Зевс также указывает, что Гера будет бороться против его обещания, что является признаком как неуверенной природы судьбы, так и человеческих страстей богов.

Активный Темы

Честь и слава

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Боги

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Судьба и свобода воли

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

< раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Хотя Зевс пытался тайно дать Фетиде свое обещание, Гера все видела. Она насмехается над Зевсом за попытку строить тайные планы и говорит ему, что видела, как он давал обещание Фетиде. Зевс говорит ей не вмешиваться в его планы и что она ничего не может сделать, чтобы помешать ему делать то, что ему заблагорассудится. Его свирепые слова заставляют Геру замолчать.

Впервые боги показаны вместе и, кажется, напоминают семью, где муж ссорится с женой. Хотя Гера может подколоть или помешать Зевсу, ясно, что он намного сильнее ее и что его обещание сбудется.

Активный Темы

Боги

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Судьба и свобода воли

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

< раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Любовь и дружба

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Гефест встает перед всеми богами, пытаясь разрядить ссору между его родителями Зевсом и Герой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *