Гойя это – Гойя, Франсиско — Википедия

Содержание

Франсиско Гойя – биография, фото, личная жизнь, произведения

Биография

Испанский художник Франсиско Гойя как в жизни, так и в творчестве старался следовать высоким гуманистическим принципам. Он создал исторический портрет своей родины, сделав огромный вклад в искусство. Гойя – один из наиболее ярких мастеров эпохи романтизма. Его творчеству присуще разнообразие жанров. Некоторые картины Франсиско представлены в Эрмитаже, их фото можно увидеть в Интернете.

Детство и юность

Франсиско-Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Сарагосе. Через несколько месяцев после рождения мальчика семейство переехало в деревеньку Фуендетодос – это была вынужденная мера, поскольку дом в Сарагосе подлежал ремонту.

Автопортрет Франсиско ГойиАвтопортрет Франсиско Гойи

Семья имела средний достаток, Франсиско был самым младшим из братьев: старший Камилло в будущем стал священником, а Томас, средний, пошел по стопам отца и стал мастером по золочению. Дети получили довольно посредственное образование, юного Франсиско отдали учиться в мастерскую Лусана-и-Мартинеса.

Юноша не только легко усваивал уроки мастерства, но также приобщался к пению серенад и исполнению искромётных народных танцев. Франсиско был вспыльчивым и гордым молодым человеком, что стало одной из главных причин его частого участия в уличных побоищах.

Портрет Франсиско Гойи работы Висенте Лопеса ПортанииПортрет Франсиско Гойи работы Висенте Лопеса Портании

В результате он вынужденно покинул город, чтобы скрыться от возможных преследований в Мадриде. Из мастерской Мартинеса Гойя уходил без особых сожалений. Учитель и не пытался удерживать талантливого юношу, ведь сам давно советовал ему отправиться учиться дальше.

После переезда Франсиско дважды пытался поступить в Художественную академию, но, поскольку удача ему так и не улыбнулась, молодой человек отправился странствовать.

Живопись

За время скитаний Гойя посетил Рим, Парму и Неаполь. В 1771 году он получает вторую премию Пармской академии художеств. Что касается первой премии, о ней сегодня ничего не известно. Но этот успех позволил Франсиско поверить в себя, ведь академический совет в Мадриде молчаливо встречал картины юного художника на конкурсах и выставках.

Картины Франсиско Гойи «Сатурн пожирающий своего сына» и «Шабаш ведьм»Картины Франсиско Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына» и «Шабаш ведьм»

По возвращении в Сарагосу Франсиско профессионально занялся живописью, а именно – росписью церковных фресок. Его оформление дворца Собрадиэль и церкви Эль Пилар удостоилось похвал, что подтолкнуло амбициозного Франсиско попробовать снова покорить столицу.

По приезде в Мадрид Гойя стал работать над панно, необходимым для ковров Королевской шпалерной мануфактуры.

Гравюра «Хоронить и молчать» из серии Франсиско Гойи «Бедствия войны»Гравюра «Хоронить и молчать» из серии Франсиско Гойи «Бедствия войны»

Не без участия друга Байеу 22 января 1783 года Франсиско получил важный заказ от графа Флоридабланка. Художник не верил в удачу, ведь написание портрета высокопоставленного вельможи позволило ему хорошо заработать. Но это далеко не всё – благодаря графу, который вводит художника в высшее общество и представляет его младшему брату, королю Дон Луису, Франсиско получает новый заказ.

Дон Луис поручает исполнить портреты членов своей семьи. За свою работу Гойя заработал 20 тысяч реалов, а жене художника досталось платье, расшитое золотом и серебром, стоимостью около 30 тысяч реалов.

Картины Франсиско Гойи «Девушка с кувшином» и «Сон разума рождает чудовищ»Картины Франсиско Гойи «Девушка с кувшином» и «Сон разума рождает чудовищ»

Таким образом Франсиско Гойя становится признанным испанским портретистом. В 1786 году Франсиско заинтересовался Карл III, он стал придворным художником. После смерти правителя его преемник Карл IV оставил Гойю на должности, значительно повысив ему жалование.

В 1795 году Франсиско избрали почётным директором Академии Сан-Фернандо. Через 4 года художник достиг вершины карьеры – его возвели в сан первого придворного живописца короля Карла IV.

Личная жизнь

Друг Гойя, художник Франсиско Байеу, познакомил его со своей сестрой. Белокурая красавица Хосефа и темпераментный аргонец сразу же влюбились. Но Франсиско не торопился жениться и решился на этот шаг только после известия о беременности девушки.

Портрет Хосефы, жены Франсиско ГойиПортрет Хосефы, жены Франсиско Гойи

Немаловажным моментом было и то, что брат будущей жены владел мастерской, где работал художник. Торжественное событие состоялось 25 июля 1773 года. Ребенок, родившийся вскоре после свадьбы, прожил недолго. Супруга родила пятерых детей, некоторые источники указывают большую цифру. Выжил только один мальчик по имени Франсиско Хавьер Педро, который в будущем стал художником.

Как только Гойя стал вхож в круг придворных дам и аристократов, Хосефу он сразу забыл. В отличие от большинства жен художников супруга не позировала для Франсиско: он написал один портрет жены. Это как нельзя лучше описывает отношение художника к ней. Несмотря на это, Франсиско оставался в браке вплоть до смерти супруги в 1812 году.

Герцогиня АльбаГерцогиня Альба

Мужчина не был верным мужем, в его личной жизни всегда присутствовали другие женщины, помимо жены. Желанней остальных придворных аристократок для Гойи была герцогиня Альба. После знакомства с девушкой летом 1795 года у пары начался бурный роман. В следующем году умер престарелый супруг герцогини, и она отправилась в Андалузию. Гойя поехал с ней: они несколько месяцев прожили вместе.

Однако в биографии Франсиско произошло неприятное событие: по возвращении в Мадрид Альба покинула художника, предпочтя ему военного на высоком посту. Франсиско оскорбил этот поступок, но расставание оказалось коротким – девушка вскоре вернулась к нему, роман продлился 7 лет. Нужно сказать, что эти отношения не подтверждены какими-либо документами.

Смерть

Осенью 1792 года Франсиско поразила тяжелая болезнь, закончившаяся полной глухотой. И это минимальные последствия, всё могло бы было гораздо хуже, потому что художник постоянно чувствовал слабость, его мучали головные боли, он частично потерял зрение и некоторые время был парализован. Исследователи предполагают, это последствия запущенного ещё в молодости сифилиса. Глухота сильно осложняла жизнь художника, но не мешала ему ухаживать за женщинами.

Памятник Франсиско Гойе в СарагосеПамятник Франсиско Гойе в Сарагосе

С годами состояние художника становилось хуже, а его живопись – мрачнее. После смерти жены и женитьбы сына Гойя остался один. В 1819 году художник отошел от дел и уединился в загородном доме «Кинта дель Сордо». Изнутри он расписывает стены мрачными фресками, которые представляли собой видения одинокого и уставшего от жизни человека.

Однако судьба улыбнулась Франсиско, он встретил Леокадию де Вейс. У них вспыхнул бурный роман, в результате которого женщина развелась с мужем.

Портрет Леокадии де ВейсПортрет Леокадии де Вейс

В 1824 году, опасаясь гонений нового правительства, художник принимает решение уехать во Францию. Два года он прожил в Бордо, но однажды сильно затосковал по родным местам, решил вернуться. Оказавшись в Мадриде в момент пика послереволюционной реакции, он вскоре вынужденно вернулся в Бордо.

Испанский художник умер на руках у преданной супруги в окружении родственников в ночь с 15 на 16 апреля 1828 года. Останки Франсиско возвращены в Испанию только в 1919 году.

Произведения

  • 1777 – «Зонтик»
  • 1778 – «Продавец посуды»
  • 1778 – «Мадридский рынок»
  • 1779 – «Игра в пелоту»
  • 1780 – «Молодой бык»
  • 1786 – «Раненый каменщик»
  • 1791 – «Игра в жмурки»
  • 1782-83 – «Портрет графа Флоридабланка»
  • 1787 – «Семья герцога Осуна»
  • 1787 – «Портрет маркизы А. Понтехос»
  • 1796 – «Доктор Пераль»
  • 1796 – «Франсиско Байеу»
  • 1797-1799 – «Сон разума рождает чудовищ»
  • 1798 – «Фердинанд Гиймарде»
  • 1799 – «Ла Тирана»
  • 1800 – «Семья короля Карла IV»
  • 1805 – «Сабас Гарсия»
  • 1806 – «Исабель Ковос де Порсель»
  • 1810-1820 – «Бедствия войны» (серия из 82 гравюр)
  • 1812 – «Девушка с кувшином»
  • 1819-1923 – «Сатурн пожирающий своего сына»
  • 1819-1923 – «Собака»
  • 1820 – «Портрет Т. Переса»
  • 1823 – «Шабаш ведьм»
  • 1828 – «Портрет Хосе Пио де Молина»

24smi.org

ГОЙЯ — это… Что такое ГОЙЯ?

«Богоматерь — Царица мучеников». Эскиз росписи купола ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар. 1780 г. (музей собора Ла-Сео, Сарагоса)


«Богоматерь — Царица мучеников». Эскиз росписи купола ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар. 1780 г. (музей собора Ла-Сео, Сарагоса) [Гойя-и-Лусьентес; испан. Goya y Lucientes] Франсиско Хосе де (30.03.1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16.04.1828, Бордо, Франция), испан. худож.

Выходец из семьи мастера-позолотчика. Первоначальное образование получил в сарагосской школе монашеского ордена Эсколапиос о. Хоакина, с 14 до 18 лет посещал мастерскую Х. Лусана-и-Мартинеса, где вместе с Ф. Байеу (впосл. художник при дворе испан. короля) занимался копированием офортов и эстампов. Одновременно в художественной школе сарагосского скульптора Х. Рамиреса Г. делал копии с гипсовых слепков. В 1763 г. расписал деревянный реликварий (не сохр.) для церкви Фуэндетодоса. В 1764 и 1766 гг. безуспешно пытался поступить в мадридскую Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. В 1770-1771 гг. побывал в Италии, участвовал в конкурсе пармской Академии художеств, выставив картину на заданную тему — «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (не сохр.), вернувшись в Сарагосу, выполнил заказы на росписи гр. Собрадиель (дворец, капелла в картезианском мон-ре Аула Деи) и семейства Рамолинос (приходская церковь).

Поселившись в Мадриде после женитьбы (1773) на Хосефе Байеу, Г. познакомился с творчеством Д. Веласкеса, интерес к к-рому определил становление Г. портретиста, и фресками Дж. Б. Тьеполо. На художественных пристрастиях Г. сказались также традиц. ориентация Испании не на Рим, а на Парму и Неаполь (и интерес к творчеству Дж. М. Креспи, А. Маньяско) и вкусы королевского двора, в коллекцию к-рого входили работы Брейгеля, Босха, Рубенса.

Своими подлинными учителями Г. называл Веласкеса, Рембрандта и натуру.

Медленное формирование Г. как художника не мешало его быстрой и успешной карьере: в 1780 г. за картину «Распятие» он был принят в возглавляемую А. Р. Менгсом Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, в 1785 г., после выполнения неск. портретов, стал заместителем директора живописного отд-ния Академии Сан-Фернандо, в 1786 г. был назначен живописцем короля, в 1789 г. стал придворным художником, в 1795 г., после смерти Ф. Байеу,- директором Академии Сан-Фернандо, в 1797 г.- ее почетным директором, а в 1799 г.- «первым придворным живописцем».

Работа Г. для двора началась с подготовки картонов (1776-1792, в наст. время все — Прадо, Мадрид) для гобеленов королевской мануфактуры Санта-Барбара; эти картины на темы из народного быта исполнены радости жизни (напр., «Продавец посуды», 1779, парные «Майский праздник в долине Сан-Исидоро» и «Капелла Сан-Исидоро», 1778, все — Прадо), интенсивны по цвету и тонко нюансированы. По изобразительным и декоративным задачам картоны для ковров близки к панно Г., выполненным в 1887 г. для виллы Эль-Капричо в Аламеде мадридских покровителей художника герцога и герцогини Осуна. Живописная насыщенность ранних работ Г. перекликается с интересом художника к напряженной монохромности и использованию в композиции и фактуре контрастных сопоставлений; это проявилось в 1-й серии рисунков и офортов Г. (по произведениям Веласкеса, 1778), где он применил акватинту, позволявшую достичь тончайших живописных эффектов.

«Богоматерь — Царица мучеников». Роспись купола ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар. 1780–1781 гг.


«Богоматерь — Царица мучеников». Роспись купола ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар. 1780–1781 гг.

Первые крупные работы, выполненные Г. для Церкви, связаны с заказом на эскизы фресок сарагосской ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар (к 80-м гг. XVI в. увеличена из-за наплыва паломников на поклонение чудотворному яшмовому столпу, на к-ром Богородица явилась ап. Иакову Зеведееву). Г. было предложено расписать малый сев.-зап. купол церкви, поместив там композицию «Богоматерь — Царица мучеников». Первые 2 эскиза Г. были отклонены решением капитула из-за их композиционной смелости, что было воспринято художником как оскорбление и принудило его оставить фрески (1780-1781) незаконченными. Вскоре Г. выполнил ряд композиций на религ. сюжеты: «Святое Семейство» (1785), «Смерть св. Иосифа», «Молитва св. Лутгарды», «Св. Бернард Клервоский и св. Роберт Молезмский» (все — 1783) — для церкви мон-ря Санта-Ана в Вальядолиде и др.

Портреты Г. 90-х гг. XVIII в. (Г. М. Ховельяноса-и-Рамиреса, Л. Моратина и др.) передают чувство одиночества и уязвимость человека. Душевный разлад, болезнь, приведшая к глухоте, усугублялись для Г. сознанием общественного кризиса и атмосферой, царящей в стране: на престол Испании в это время взошел Карл IV, к-рый разделял правление с супругой Марией Луизой и их фаворитом доном Мануэлем Годоем, за Пиринеями началась война, сделавшая насилие и страх обыденными явлениями жизни. Среди произведений Г. этих лет, сатирически или иносказательно касающихся человеческой греховности, несчастий, страхов перед неведомым, соблазнов зла и безумств жизни,- серия фантасмагорий «Капричос» (80 офортов с комментариями, 1799), к работе над к-рой он приступил после монументальной росписи ц. Санта-Куэва в Кадисе (1791-1797).

Роспись купола ц. Сан-Антонио де ла Флорида. 1798 г.


Роспись купола ц. Сан-Антонио де ла Флорида. 1798 г.

Не прерывая работу над «Капричос», в 1798 г. за 3 месяца Г. выполнил росписи придворной ц. Сан-Антонио де ла Флорида, расположенной в зап. предместье Мадрида. Он создал единый фресковый ансамбль, расписав купол, конху апсиды, 2 полукруглых люнета в рукавах креста, своды трансепта и 4 пандатива подкупольного кольца. В конхе изображен в виде треугольника символ Св. Троицы в окружении 12 ангелов; сцена «Поклонение Имени Господа» композиционно ограничена навершием мраморного алтаря. Сюжетом подкупольной росписи послужило описание свящ. Круассе в «Христианских анналах» (перевод о. Хосе Франсиско де Ислы) чуда, совершенного в Лиссабоне св. Антонием Падуанским, к-рый, узнав о неправедном обвинении, воскресил убитого, чтобы тот назвал истинного преступника. Г. отошел от текста легенды, вопреки сюжету истории поместив сцену не в залах капитула, а под открытым небом, на фоне пейзажа. Эмоционально динамичная сцена, представленная на нижней окружности купольной сферы, образована единой цепью фигур, вписанной в иллюзионистическую балюстраду. Особый размах композиции сообщает «растворенность» сцены в пейзаже, что делает ее эмоциональным центром модели мира, преображенного благодаря чуду и лишающего смерть ее самодовлеющего характера. На арках и сводах церкви изображены ангелы.

В нач. XIX в. Г. написал неск. парадных портретов, жестких по своей откровенности (портрет королевской семьи, 1801, Прадо; портрет М. Годоя, 1801, Академия Сан-Фернандо), а также близкие к романтизму лирические портреты, живописно насыщенные и пластичные (портрет гр. де Чинчон, 1800, Прадо). В 1815 г. за картины «Обнаженная маха» и «Одетая маха» (ок. 1802, Прадо; до 1831 их называли «Цыганка» и «Венера») Г. предстал перед судом восстановленной инквизиции (протокол допроса не сохр.).

В этот период в живописи Г., особенно в его графических сериях, звучность и утонченность светлых оттенков сменились сумрачностью, поглощающей фигуры, к-рые проступают сквозь тьму, изредка озаряемую вспышками света («Бедствия войны», 82 листа, 1810-1813, изд. ок. 1820, и «Диспаратес», 22 листа, 1815, опубл. в 1863). Г. «разрушает лица» и деформирует тела, перенаселяющие безразличный мир; гримасы, маски, от к-рых порой неотличим реальный облик, погружают лица в пространство абсурда — театр жестокости (офорт «По дороге в ад»; «Дом умалишенных», «Трибунал инквизиции», «Процессия флагелантов», 1812-1813; «Похороны сардинки», ок. 1813, Академия Сан-Фернандо). «Мучение формы», живописная скоропись и та мера незаконченности, к-рая достигается обнажением технического приема, способны передать мир становлений и разрушений («Пожар», «Кораблекрушение», 1808-1809) и определяют манеру Г. 10-х гг. XIX в. Совр. художнику события получили оценку в картинах «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе — 1814, Прадо).

В 1819 г. Г. поселился в загородном доме на берегу р. Мансанарес, к-рый получил название «Дом глухого» («Кинта-дель-Сордо», снесен в 1910), и расписал маслом его стены (1820-1823; живопись перенесена на холст, с 1878 в Прадо). В этих росписях образы трагической безысходности переплетаются с образами полета, надеждой на освобождение от кошмаров и на спасение, с упованием на к-рое также связано обращение Г. к экспрессивной, напоминающей визионерские полотна Д. Эль Греко, религ. живописи («Христос в Гефсиманском саду», 1819, Прадо; «Моление о чаше», 1819, духовное уч-ще Сан-Антонио, и др.).

После недолгого пребывания в доме своего друга Хосе Дуасо, где Г. скрывался от политических репрессий, он, дождавшись амнистии (май 1824), покинул Испанию Фердинанда VII. В Бордо, в добровольном изгнании, Г. продолжал занятия творчеством («Молочница из Бордо», 1826, Прадо; многочисленные литографии, в т. ч. серия «Бордосские быки», портреты соотечественников). Еще при жизни Г. его творчество обрело общеевроп. значение, а впосл. повлияло не только на судьбу искусства XIX-XX вв. (от Э. Делакруа, импрессионистов и экспрессионистов до совр. графики), но и на события вне сферы художественной культуры (напр., в 1987 в Испании учреждена кинематографическая премия «Г.», ставшая самой престижной в стране).

Лит.: Бенуа А. Н. Франсиско Гойя. СПб., 1908; Lafuente Ferrari E. Goya: The fresco in S. Antonio de la Florida in Madrid. N. Y., 1955; Holland V. B. Goya: A pictorial biography. L., 1961; Harris Т. Goya: Engravings and Litographs. Oxf., 1964. 2 vol.; Прокофьев В. Н. «Капричос» Гойи. М., 1969; Goya: [Exhibition Cat.] Royal Gallery of Paintings, Mauritshuis, The Hague, 4 July — 13 Sept. 1970. [S. l., 1970]; Licht F. Goya: Beginn der modernen Malerei. Düsseldorf, 1985; Weik D. Die Verarbeitung von Fremdvorlagen im Werke Fransisco Goyas. Stuttg., 1986; Ортега-и-Гассет Х. Гойя и народное / Пер. с исп.: А. Ю. Миролюбова. М., 1991; он же. Веласкес. Гойя / Пер. с исп., вступ. ст.: И. Е. Ершова, М. Б. Смирнова. М., 1997; Каптерева Т. П. Гойя. М., 2003.

Т. Ю. О.

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

pravoslavnaya.academic.ru

Призраки Гойи | Artifex.ru

Ну, ничего не могу с собой поделать — люблю я сумасшедших. С ними как-то веселее живется. Поверьте, стоит вам найти в искусстве своего «чокнутого» мастера, и скука вас уже никогда не потревожит. Ведь главная особенность таких великих сумасбродов в том, что однажды затеяв с вами разговор, они его уже не закончат.

У меня так и случилось. Только вот я никого не искал. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Francisco José de Goya y Lucientes) − этот старый поехавший испанец — сам нашел меня.

Искусство − очень тонкий инструмент, и, вступая в диалог с тем или иным произведением, вы должны быть хорошо подготовлены. В противном случае, даже самое великое творение пройдет мимо и не оставит никакого следа в вашей жизни. Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. Сатанинские обряды, каннибализм, оргии, изображенные на полотнах испанского мастера, нашли благодатную почву.

 

Никто не рождается гением. Гениальность — это очень долгий путь, и каждый проходит его по-своему. Самое интересное в том, что по-настоящему талант Франсиско Гойи развился только под закат его жизни, в момент абсолютного отчаяния в жизни художника. Ему было уже больше 70-ти лет, он ушел с должности придворного живописца, уже не ходил на заседания испанской академии искусств, в которой был председателем, жил в полном уединении. И именно тогда, балансируя на грани безумия, страдая от старческой немощи и глухоты, он сделал то, что ему не удавалось совершить всю жизнь — отбросил все старые правила и создал абсолютно новый стиль в изобразительном искусстве. Художник впервые творил не ради денег, а для себя и никому не показывал свои полотна — миру они стали известны только после смерти мастера.

 
Его жизнь всегда была погоней за славой и богатством. Наверное, таким образом Гойя пытался воздать должное своей матери, происходившей из обедневшего дворянского рода и вынужденной выйти замуж за обычного ремесленника. Гойя был третьим ребенком в семье, и никто не возлагал на него особенных надежд. Его произведения никого не поражали, не выигрывали ни на каких конкурсах. Он был посредственностью, отчаянно пытавшейся пробиться к звездам. Труды не пропали даром, и постепенно он добился успеха. Это был бы отличный пример исполненной американской мечты, знаете, такой self-made man. Действительно, сын ремесленника в итоге стал придворным художником, сумел сколотить огромное состояние…

Если бы не последний этап в жизни Гойи, он так и остался бы одним из многих: его картины были бы известны только узкому кругу специалистов и висели бы в самых неприметных местах в картинных галереях. Долгое время он не создавал ничего собственного. Он шел протоптанной дорожкой, повторял приемы, изобретенные еще Веласкесом, только с меньшим талантом («Портрет королевской семьи»), и жил в почете и славе, ведь публика обычно не любит ничего нового.

 

 

В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь. В 1793 году Гойю разбил паралич. Причины этого недуга остались неизвестны, мы знаем только одно: до конца поправиться мастеру так и не удалось. Он навсегда остался практически глухим. К личным бедствиям добавились еще и другие факторы. Во Франции того времени кипела революция. Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора». И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ. Это его серия офортов «Капричос». Разум мастера впервые оказался в состоянии глубокого сна, из которого часто рождаются гениальные творения. У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни.

 

Стоит ли говорить, что офорты не имели успеха. Свет их не заметил, продажи провалились, но сам художник ликовал — впервые он получал настоящее удовольствие от того, что делает. Мастер реалистической живописи, будучи в преклонном возрасте, решил полностью изменить свой метод. И картины, до этого молчавшие, вдруг заговорили, даже не просто заговорили, а закричали! Ведь о том, что происходило тогда в Испании, можно было только кричать.

Французские войска оккупировали страну, восстание в Мадриде было жестоко подавлено. Тогда и возникла вторая серия офортов под названием «Бедствия войны».

 

Художник, всегда стремившийся показать этот мир прилизанно-прекрасным, использовавший в своих картинах только светлые и жизнерадостные тона, обратился к черному. Одной из самых интересных картин этого периода является «Третье мая 1808 года в Мадриде». Это то полотно, на котором умирает свет.

 

 

Сцена происходящего убийства отвратительна, и все безмолвные свидетели пытаются закрыть глаза руками, отвернуться, лишь бы ничего не видеть. Все вокруг тонет во тьме, и только один, приговоренный к смерти, напоминающий Христа, с недоумением смотрит на своих палачей. Его фигура ярко освещена, на нем одежда светлых тонов. Вот-вот произойдет выстрел, и свет исчезнет с полотен Гойи навсегда. Это было только начало преображения, масштаб которого по-настоящему виден в «Черных картинах» Франсиско Гойи.

«Все мы, все мы в этом мире тленны», − писал один известный русский поэт. Эту простую истину испанский художник постигал очень долго, и, постигнув, полностью отдался тому ощущению безысходности, которое рождает в людях предчувствие скорого финала. В начале 1820 года Гойя перенес еще одну тяжелую болезнь, после которой уже окончательно удалился от света. Странная насмешка судьбы: жизнерадостному художнику, всегда мечтавшему быть в центре внимания, нужно было полностью удалиться от мира и замкнуться в своей печали, чтобы создать то, за что его и запомнили потомки.

 

Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. Только представьте себе, каково находиться в помещении, где на всех стенах изображены такие картины! Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец! Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия! Художник больше не работал кистями. В творческом экстазе он рисовал пальцами, рисовал не на холстах, а прямо на стенах, и все чудовища, дремавшие в его голове столько лет, вырвались наружу.

Это безумие, это страх, это животный ужас, тотальное одиночество и полная безысходность. Особенно я хочу обратить внимание на одну картину. Она называется «Атропос». В греческой мифологии это старшая из трех богинь судьбы, на которой лежит главная задача — перерезать нить жизни. Иначе говоря — это смерть. Вот только на картине Гойи фигур не три, а четыре, и напоминают они не красивых сестер, а жутких ведьм из страшных сказок.

 

 

Полотно выполнено в изжелта-черных тонах. Жуткие старухи парят в воздухе то ли над болотом, то ли еще над какой-то безрадостной местностью. На зрителя смотрит только центральная фигура. На ее лице жуткая ухмылка, она будто спрашивает:

«Ты хочешь быть счастливым? Ну, давай, насмеши меня еще больше…»

Картина каждое утро смеялась над своим мастером, когда он спускался вниз к завтраку, а «Сатурн, пожирающий своих детей», наверное, способствовал улучшению пищеварения старого художника.

Но спокойно, читатель, у этой истории не грустный финал, Гойя не покончил с собой, не умер в забвении, нет. Мне кажется, что ему просто нужно было в определенный момент погрузиться в самую тьму, чтобы потом был лучше виден свет. Так оно и случилось.

Уже на самом закате жизни, живя в Бордо и обучая свою маленькую дочь живописи, он вновь сумел изобразить счастье на своих полотнах. Это одна из его последних картин «Молочница из Бордо». Сколько светлого в ней!

 

 

Темные краски видны только в правом верхнем углу картины как напоминание о той буре, которая уже прошла.

Он умирал счастливым, отбросив регалии, за которыми гонялся всю жизнь. Рядом с ним не было придворных, только любимая женщина и любимая дочь, пошедшая по стопам отца и ставшая известной художницей, но это, как говорится, уже совсем другая история.

artifex.ru

Франсиско де Гойя: жизнь и творчество художника

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (исп. Francisco José de Goya y Lucientes; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Франсиско де Гойя

Библиография и фильмография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.

Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы — от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.

В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Байеу.

В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием.

У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году.

В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.

В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.

Этот период отмечен обращением к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом. Первая серия из 80 офортов, объединенных названием «Капричос», была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка.

Любовь и смерть
Ведь он разбил кувшин
Да простит ее Бог, это была ее мать

К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца.

В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Среди них — портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой «Махи обнаженной».

Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

ТВОРЧЕСТВО

Изначально его произведения насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции, содержащие сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений.

Dance of the Majos at the Banks of Manzanares 1777
Portrait of Maria Teresa de Vallabriga on horseback 1783
Boys playing soldiers 1779

С начала 1780-х годов Гойя получает известность и как портретист.

Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед событиями Великой французской революции. Жизнеутверждение в творчестве Гойя сменяется глубокой неудовлетворённостью, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков — резкими столкновениями тёмного и светлого, увлечение Тьеполо — освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта.

В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. Среди известных произведений того времени — Сон разума рождает чудовищ.

ПОРТРЕТ ГРАФИНИ ДЕ ЧИНЧОН

Вытянутый формат картины и сгущающаяся темнота в качестве фона придают фигуре графини особенную хрупкость, подчеркнутую легким, воздушным платьем светлого серо-коричневого цвета с розовыми прожилками и прической, в которой словно затаился ветер. Во всем облике девушки, пусть даже и королевского рода, чувствуется грусть, сквозящая и в живых карих глазах, и в сложенных руках, которые Мария-Тереза словно нарочно пытается сжать покрепче.

Графиня переживала тогда не самое лучшее время в своей жизни: ее супруг, всемогущий премьер министр испанского правительства дон Мануэль Годой, обладал властным характером, кроме того, этот человек был любовником королевы. Гойя уже рисовал графиню, и теперь, хорошо зная эту молодую женщину и относясь к ней с сочувствием, подметил ее глубоко спрятанную печаль. Портрет, задуманный парадным, являет зрителю живого и обаятельного человека.

МАХИ НА БАЛКОНЕ

К образу махи, девушки из самой гущи жизни, типичной испанки, Франсиско Гойя (1746-1828), в живописи которого соединялись реализм и терпкий вкус его фантазий, возвращался не раз. На этой картине художник изобразил двух молодых красавиц в национальных костюмах — махи носили их в противовес принятой в высших слоях испанского общества французской моде — и двух махо, их кавалеров.

Наряды девушек выписаны белым, золотым и перламутрово-серым цветами, лица даны теплыми тонами, и эта тонкая, переливающаяся живопись выглядит еще более притягательной на темном фоне. Сидящие на балконе девы, напоминающие птичек в клетке, — сюжет, типичный для современной художнику испанской жизни. Но в его трактовку Гойя внес тревожную ноту, изобразив на заднем плане одетых в темное мужчин, которые надвигают на глаза шляпы и кутаются в плащи. Эти фигуры написаны почти силуэтно, они сливаются с окружающим их сумраком и воспринимаются как тени, стерегущие прелестную молодость. Но и махи кажутся находящимися в заговоре со своими стражами — слишком заговорщически улыбаются эти обольстительницы, словно заманивая тех, кого привлечет их красота, в темноту, что клубится за их спинами. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи.

РАССТРЕЛ ПОВСТАНЦЕВ

Произведения художника, посвященные восстанию 1808 в Мадриде, которое ему довелось пережить, разительно отличаются от исторических картин романтиков. Они характеризуют живописца-патриота, призывающего к борьбе, как гуманиста, осуждающего войну.

Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. Лиц солдат не видно, композиционный центр произведения — осужденный молодой крестьянин в белой рубахе, широко раскинувший руки. Удивительно правдиво передано поведение всех действующих лиц: одни с вызовом сморят в глаза палачам, другие покорно склонили голову, третьи закрыли руками лицо. Полотно пронизано страстью личного переживания, темный пейзаж усиливает ощущение неминуемой трагедии. Художник не только запечатлел страшное историческое событие, но также показал нравственность и героизм испанского народа.

ОБНАЖЕННАЯ МАХА

В образе махи — испанской горожанки XVIII—XIX веков, художник вопреки строгим академическим канонам воплотил тип притягательной, естественной красоты. Маха — женщина, смысл жизни которой — любовь. Обольстительные, темпераментные махи олицетворяли испанское понимание привлекательности. Кисть гениального художника навеки сохранила для потомков молодость, живое очарование, таинственную чувственность соблазнительной натурщицы.

Гойя не только создал образ новой Венеры современного ему общества, но и удивительно тонко почувствовал изменения художественного стиля на грани эпох.

ПОРТРЕТ ДОНА МАНУЭЛЯ ОСОРИО И СУНИГА

Это полотно, изображающее маленького Осорио, родившегося в 1784 г., — одно из серии сеченных портретов, заказанных графом Альтамира. Ребенок, одетый в костюм ярко-красного цвета, помещен на монохромном фоне, что акцентирует внимание на его фигуре. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. Другие животные, изображенные на картине, заключают в себе символический смысл, указывающий, сколь иллюзорна граница между наивным детским миром и подстерегающими его силами зла.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В честь Ф. Гойи назван астероид (6592) Goya, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 3 октября 1986 г.

БИБЛИОГРАФИЯ И ФИЛЬМОГРАФИЯ

  • Батикль Ж. Гойя: Легенда и жизнь. М., Астрель, АСТ, 2006
  • Левина И. М., Гойя, Л. — М., 1958
  • Прокофьев В. Н., «Капричос» Гойи, М., 1970
  • Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. — М.: Искусство, 1986
  • Фейхтвангер Л., Гойя
  • Cardera, Valentin. Biografia de D.Francisco Goya, pintor. El Artista, 2 1835
  • El Libro de Los. CAPRICHOS. Francisco de Goya. Мадрид. 1999
  • Mayer A., Francisco de Goya, Munch., 1923
  • Klingender F. D., Goya in the democratic tradition, L., 1948
  • Sanchez Canton F. J., Vida у obras de Goya, Madrid, 1951
  • Holland V., Goya. A pictorial biography, L., 1961
  • Harris Т., Goya. Engravings and litographs, v. 1-2, Oxf., 1964
  • Wyndham Lewis D. B., The world of Goya. L., 1968
  • Gudiol J., Goya, L. — N. Y., 1969
  • Goya. Konigliche Gemaldegalerie «Mauritshuis». Katalog, Haag, 1970
  • Фильм «Обнажённая Маха» (The Naked Maja), 1958 год, производство США — Италия — Франция. Режиссёр Генри Костер; в роли Гойи — Энтони Франчоза.
  • Фильм «Гойя, или Тяжкий путь познания», 1971 год, производство СССР — ГДР — Болгария — Югославия. По одноимённому роману Лиона Фейхтвангера. Режиссёр Конрад Вольф; в роли Гойи — Донатас Банионис.
  • Фильм «Гойя в Бордо» (Goya en Burdeos), 1999 год, производство Италия — Испания. Режиссёр Карлос Саура; в роли Гойи — Франсиско Рабаль
  • Фильм «Обнажённая Маха» (Volaverunt), 1999 год, производство Франция — Испания. Режиссёр Бигас Луна; в роли Гойи — Хорхе Перугоррия
  • Фильм «Призраки Гойи», 2006 год, производство Испания — США. Режиссёр Милош Форман; в роли Гойи — Стеллан Скарсгорд

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: goia.ru, ru.wikipedia.org, muzei-mira.com

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Франсиско де Гойя: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Франсиско де Гойя: жизнь и творчество художника

4 (80%) 2 голос(ов)

allpainters.ru

Гойя — это… Что такое Гойя?

        Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де(30.3.1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, — 16.4.1828, Бордо), испанский живописец, гравёр, рисовальщик. Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Ок. 1769 отправился в Италию. В 1771, получив вторую премию пармской АХ за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771—72). Около 1773 Г. обосновался в Мадриде. Вначале работал в мастерской Ф. Байеу, в 1776—80 и 1786—91 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (Картонами) для ковров. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777; «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778; «Игра в пелоту», 1779; «Молодой бык», 1780; «Раненый каменщик», 1786; «Игра в жмурки», 1791; все — в Прадо, Мадрид). Опираясь на опыт венецианских живописцев середины 18 в. (особенно Дж. Б. Тьеполо ), Г. противопоставил ещё сильным тогда в испанском искусстве традициям парадно-торжественного барокко и рассудочности классицизма, прививаемого мадридской АХ, дух темпераментного наслаждения бытием и жизнерадостного демократизма. Этому способствовала атмосфера наивных надежд, порожденная реформами Карла III в пору его увлечения идеями «просвещённого абсолютизма». С начала 1780-х гг. Г. получает известность и как портретист. Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет графа Флоридабланка, 1782—83, банк Уркихо, Мадрид) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787, Прадо; портрет маркизы А. Понтехос, ок. 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В эти годы Г. постепенно переходит к тонко разработанной, не яркой, но звучной цветовой гамме. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. В 1780 Г. был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 — директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый живописец короля. Характер искусства Г. резко меняется с началом 1790-х гг., когда Карл IV в страхе перед событиями Великой французской революции стал на путь реакции. Жизнеутверждение в творчестве Г. сменяется глубокой неудовлетворённостью, возрастающей до степени трагизма, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков — резкими столкновениями тёмного и светлого, напряжённой монохромностью, увлечение Тьеполо — освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта. И хотя Г. ещё создаёт такие произведения, как сияющая серебристо-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием. Особенно привлекает Г. графика: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в Офорте, светотеневые эффекты акватинты (См. Акватинта). Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Г. к феодально-клерикальной Испании. В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности. В это время (осень 1792 — зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте.

         В 1790-х — начале 1800-х гг. исключительного расцвета достигло портретное творчество Г. В нём остро звучат и чувство одиночества, уязвимости человека в тревожном мире (портреты: сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт; Ф. Байеу, 1796. Прадо; Ф. Савасы Гарспа, ок. 1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон), и мужественное противостояние, даже вызов окружающему («Ла Тирана», 1799, АХ, Мадрид: портреты — доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф. Гиймарде. 1798, Лувр, Париж, И. Ковос де Порсель, ок. 1806, Национальная галерея, Лондон). Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, которые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в «Семье короля Карла IV» (1800, Прадо) или почувствовать таинственную притягательность женщины в «Махе одетой» и «Махе обнажённой» (обе — около 1802, Прадо). Программно-заострённым воплощением настроений Г. явилась первая большая серия офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника, 1797—98, обнародованы в начале 1799), в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка». «Капричос» — творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художественное выражение века Просвещения и Великой французской революции. Вместе с тем это произведение наряду с «Фаустом» Гёте вдохновляло творческие искания последующих поколений, начиная с романтиков. Их привлекали в Г. острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя которых он отвергал абстрактно «правильное» и «разумное». Г. первым из художников противополагает безличному классицистическому рационализму страстность чувств, откровенность мыслей, дерзостный полёт воображения. Невиданно конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания пронизаны картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814, Прадо). В отличие от зрелищно построенных исторических картин романтиков, оба эти произведения Г. более всего потрясают абсолютной правдой поведения всех действующих лиц и той широтой мировоззрения, которая позволяет художнику быть одновременно испанским патриотом, призывающим к борьбе с завоевателями, и гуманистом, восстающим против войны как акта бесчеловечности. Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты «Бедствия войны» (82 листа; 1810—20, изд. в 1863 в Мадриде), исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808—14). Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Г., он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т.е. «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820—23, росписи ныне в Прадо). Здесь воплотились созвучные «Капричос» идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»). Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (22 листа; 1820—23, изданы в 1863 в Мадриде под названием «Пословицы»). Но и в самых мрачных видениях Г. давящая тьма не может остановить движение, которое для него, как и для революционных романтиков, — самое мощное проявление развития жизни. Движение становится ритмичным лейтмотивом в «Похоронах сардинки» (около 1814, Прадо), в серии офортов «Тавромахия» (1815. изданы в 1816 в Мадриде), в алтарной картине «Моление о чаше» (1819, духовное училище Сан-Антонно, Мадрид) и в знаменитых «Кузнецах» (1819, собр. Х. Фрика, Нью-Йорк). Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах «Водоноска» (1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт) и «Махи на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Человечность и мудрость Г. находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815, Прадо), портретах Т. Переса (1820, Метрополитен-музей), П. де Молина (1828, собрание О. Рейнхарта, Винтертур).

         Последние четыре года жизни Г. провёл во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (См. Литография) (серия «Бордоские быки», 1826), создаёт полную оптимизма картину «Молочница из Бордо» (1827—28, Прадо). К этому времени влияние Г. на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.

         Лит.: Левина И. М., Гойя, Л. — М., 1958; Прокофьев В. Н., «Капричос» Гойи, М., 1970; Mayer A., Francisco de Goya, Munch., 1923; Klingender F. D., Goya in the democratic tradition, L., 1948, 2 ed., N. Y., 1968; Sanchez Canton F. J., Vida у obras de Goya, Madrid, 1951; Holland V., Goya. A pictorial biography, L., 1961; Harris Т., Goya. Engravings and litographs, v. 1—2, Oxf., [1964]: W у ndham Lewis D. B., The world of Gova. L., 1968: Gudiol J., Goya, L. — N. Y., 1969; Goya. Konigliche Gemaldegalerie «Mauritshuis». [Katalog, Haag, 1970 (библ.).

         В. Н. Прокофьев.

        

        Ф. Гойя. «Продавец посуды». 1778. Прадо. Мадрид.

        

        Ф. Гойя. «Семья короля Карла IV». 1800. Прадо. Мадрид.

        

        Ф. Гойя. «Махи на балконе». Около 1816. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

        

        Ф. Гойя. «Кузнецы». 1819. Собрание Х. Фрика. Вашингтон.

        

        Ф. Гойя. «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года». Около 1814. Прадо. Мадрид.

        

        Ф. Гойя. «Маха обнажённая». Около 1802. Прадо. Мадрид.

        

        Ф. Гойя. «Сатурн». 1820—23. Прадо. Мадрид.

        

        Ф. Гойя. Портрет Тибурсио Переса. 1820. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

        

        Ф. Гойя. «Со здравым смыслом или без него?». Офорт из серии «Бедствия войны». 1810—20.

        

        Ф. Гойя. Автопортрет. 1815. Прадо. Мадрид.

dic.academic.ru

Известные картины Франсиско Гойи | Artrue

Ряд знаковых произведений знаменитого испанца.

Гойя

Франсиско де Гойя — знаменитый испанский художник и гравер. Свою первоначальную известность он приобрел как создатель прекрасных гобеленов, но подлинная слава к нему пришла уже как к придворному художнику испанской короны. Уникальность произведениям Гойи придают творческий подход и смелое использование красок. Стиль мастера вдохновил многих подражателей и оказал серьезное влияние на мир искусства.

Зонтик (1777)

Это произведение входит в серию из 63 работ, которую художник создавал в начале своей карьеры. Считается, что работа над этим циклом помогла мастеру изучить способы взаимодействия людей, что впоследствии оказалось важным при создании более поздних шедевров. «Зонтик» сочетает в себе мотивы французской и испанской моды.

Собака (1823)

В группу известных «Черных картин», созданных Франсиско в поздние этапы творчества, входит и изображение собаки, которую легко потерять в художественном пространстве картины. Обычно работа интерпретируется как символ борьбы человека с неприятностями и злыми силами.

Махи (1797–1805)

Оба произведения («Маха обнаженная» и «Маха одетая») расположены рядом в одном зале музея Прадо (Мадрид). Среди художников, создавших картины под впечатлением от этих работ Гойи, следует отметить Игнасио Сулоага и Эдуарда Мане. По сей день неизвестно, кто послужил моделью для главной героини картины, но традиционно в качестве источника вдохновения художника называют 13-ю герцогиню Альба.

На постаменте памятника художнику, установленному перед зданием музея Прадо, помещено скульптурное изображение по мотивам картины «Обнаженная Маха».

Великий козел (1821–1823)

«Черная картина» часто рассматривается искусствоведами как сатира на тему суеверности и изображает Сатану, выступающего перед группой ведьм.

Карл IV и его семья (1801)

Портрет демонстрирует нарочито пышно одетого короля Испании и его семью. Следует заметить, что нежелание художника льстить и привирать привело к тому, что Гойя, как считают современные исследователи, показал в портрете монарха и его семьи коррупционный характер их власти. Вероятно, едва видимый слева человек — автор работы.

Бедствия войны (1810–1820)

Эта серия из 82 гравюр входит в число наиболее значительных работ Гойи. Искусствоведы разделяют серию на три части:

  • Первые 47 гравюр демонстрируют ужасы войны.
  • Вторые 18 работ изображают последствия голода.
  • Последние 17 отражают разочарование, связанное с восстановлением монархии Бурбонов.

Данная серия — феноменальная визуализация авторской позиции, в которой содержатся негодование и смелые политические заявления.

Бедствия войны. 39 работа из серии.

Сон разума рождает чудовищ (1799)

Частью серии «Капричос», состоящей из 80-ти работ, является и эта композиция. Спящий среди инструментов художник находится в окружении монстров, которые символизируют невежество и другие пороки общества.

Сатурн, пожирающий сына (1819–1823)

Этот шедевр базируется на римском мифе, согласно которому титан Сатурн съедал своих детей, поскольку ему было предсказано погибнуть от руки одного из сыновей. Однако пророчеству было суждено сбыться.
«Сатурн, пожирающий сына» — тревожный портрет, входящий в серию «черных картин».

Третье мая 1808 года (1814)

Второго мая 1808 года народ Мадрида восстал против французских оккупантов. Гойя изображает эту сцену в картине «Третье мая 1808». В центре полотна — ответный удар французских войск, в результате которого сотни испанцев были расстреляны. Революционная по стилю и уровню символизма картина вдохновила Пабло Пикассо на создание знаменитой «Герники».

Похороны сардинки (около 1808–1814)

Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Клокочущее веселье и искаженная радость разнузданной толпы являются гротескной аллегорией на существующий общественный порядок. В своем произведении Гойя бунтует против порядков, установленных инквизицией, и демонстрирует бессилие своих современников перед их лицом.

Портрет Франсиско Байе (1795)


После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Благодаря острой наблюдательности и точной технике художника, его работы отличают глубокий психологизм и проникновение во внутренний мира человека. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Усталое, слегка раздраженное выражение лица и небрежно застегнутый сюртук характеризуют личность модели. Вместе с этим застывшая поза, характерный изгиб руки, внимательный взгляд подчеркивают внутренние достоинства портретируемого.

Суд инквизиции (около 1800)


Гойя неоднократно обращался к теме суда инквизиции, подчеркивая жестокость церемонии и трагическую судьбу его жертв, на которых надевали колпаки еретиков. Световые эффекты и манера наложения красок помогают изобразить судебный процесс, которым руководят мракобесы. Лица судей — монахов и священников — искажены гримасами смерти, а их фигуры сливаются в единую аморфную массу.

Игра в жмурки (1791)


Сцены повседневной жизни и народных развлечений, для которых характерны насыщенность цветов и непринужденность композиции, проявили новые тенденции в творчестве художника. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Привлекательность этого эскиза для гобелена, предназначенного для отделки кабинета во дворце Эскориал, проявляется в ярких красках, в непринужденности движений персонажей. Для Гойи типично изображение фигур в нежном, акварельном колорите, фигуры персонажей словно растворяются в тонкой дымке.

artrue.ru

Франсиско Гойя — это… Что такое Франсиско Гойя?

Франсиско Гойя

Великий испанский художник и гравер Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 г. в горном селении Фуэндетодос в Арагоне на севере Испании, в семье мастера-позолотчика.

К концу 1750-х гг. семья переехала в город Сарагосу. В возрасте 13 лет Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лусан-и-Мартинесу. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, но именно в те годы он получил свой первый официальный заказ — от местной приходской церкви.

В 19 лет Гойя приехал в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Потерпев неудачу, он отправился в Италию. В 1771 г. Франсиско Гойя получил вторую премию пармской Академии художеств и вернулся в Сарагосу, где написал фрески в церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар.

В это время Лусан-и-Мартинес представил Гойю Франсиско Байеу, члену Королевской Академии и придворному художнику короля Карла III. По протекции Байеу Гойя получил заказ от Королевской мануфактуры Санта-Барбара на картоны (вспомогательный рисунок, точно воспроизводящий задуманную композицию) для шпалер (стенные безворсовые ковры) с изображением сцен из испанской жизни.

Гойя женился на сестре Байеу Хосефе и в 1775 г. переехал в Мадрид, где в течение 1776-1791 гг. написал 45 картонов. Веселые, идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. В 1780 г. Гойя был принят при дворе, написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии. В том же году он переехал в Сарагосу, чтобы продолжить работу над фресками церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. Однако его росписи не понравилась Байеу и заказчикам, и Гойя вынужден был переписать их в более формальной манере.

Уязвленный случившимся, он вернулся в Мадрид, где получил заказ написать портреты членов королевской семьи. Это стало началом известности и процветания Гойи. В 1786 г. Гойя был назначен вице-директором Королевской Академии изящных искусств Сан Фернандо, в 1795 г. — директором ее живописного отделения.

В 1789 г., после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV.

В 1791 г. Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его покровительницей и возлюбленной. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них — «Маха обнаженная» (1797) и «Маха одетая» (1802).

В 1792-1793 гг. Франсиско Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Во время выздоровления Гойя начал работать над серией офортов «Капричос» (закончена к 1799 г.). Каждый лист серии представляет собой законченное произведение, состоящее из рисунка и авторского комментария к нему. Гойя, используя образы испанских народных пословиц, басен, поговорок, высмеивал людские суеверия и пороки — трусость, лицемерие, притворство, жестокость и т. п. Офорты создают сложный мир образов, в которых реальное сплетается с фантастическим, за аллегорической символикой угадывается политическая сатира.

В 1798 г. Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида. С поразительной быстротой, иногда используя губки, привязанные к ручкам кистей, Гойя написал сцену с более чем тысячью персонажей, изображающую св. Антония, благословляющего больного.

В 1808 г. Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе 1814 г.). В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны» (1808-1820), в которой изобразил борьбу испанского народа с наполеоновскими войсками, осаду Сарагосы и голод 1811 г.

Последние, чрезвычайно тяжёлые для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, Гойя провел в загородном доме («Кинта дель Сордо», т. е. «Дом Глухого»). Здесь он начал серию офортов «Тавромахия», изображающих историю боя быков в Испании (1815).

Стены своего дома художник расписал маслом. В созданных здесь сценах, включающих невиданно смелые для того времени, остродинамические изображения многолюдных масс и устрашающие символические образы, воплотились идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно ненасытного, дряхлого образа времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (1820-1823).

Через несколько месяцев после разгрома второй испанской революции (1819-1823) и казни ее вождя Риего, Гойя уехал во Францию, в Бордо, куда стекались испанские эмигранты. В этом городе он и скончался 16 апреля 1828 г.

Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

В настоящее время самая полная в мире коллекция работ Франсиско Хосе де Гойи (1746-1828) хранится на родине художника в Испании в Мадридском музее Прадо. Живописные полотна Гойи в других музеях мира или частных коллекциях — редкость. А вот графика мастера есть во многих музеях Европы и частных коллекциях.

Франсиско Гойя

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *