Гой, Роде, гой!
modAforizmContent: Нет данных для вывода
- Главная
- Статьи
- Как выбрать место и соорудить общинное славянское капище
Рейтинги
(11)
Слушая песню небезызвестной пэган-метал группы «Аркона», я воспринимаю восклицание «гой, Роде, гой» двояко: и как обращение «услышь меня», и как нечто вроде «слава Тебе, Роде!». И я решила, что подробнее изучить происхождение восклицания «гой» будет нелишним.
В наше время большинство знает слово «гой» только в связке «ой ты, гой еси, добрый молодец».
Попробуем разобраться при помощи этимологии. Ученые-этимологи в попытках истолковать этот загадочный «гой» отталкиваются от слова «изгой». Что оно значит сейчас известно всем: тот, кто отвергнут общественной средой или порвал с нею; тот, кто по каким-либо качествам или свойствам не подходит кому-либо, не соответствует чему-либо (словарь Ефремовой). В том же словаре находим первое значение этого слова: «тот, кто вышел из своего прежнего социального состояния» (в Древней Руси — выкупившийся на свободу холоп, разорившийся купец и т.п.). В словаре Фасмера дается еще более раннее значение — «выжитый из рода, не пользующийся уходом».
Слово «изгой» происходит от приставочного глагола «изгоити» — выжить из рода. Сам глагол образован от другого — «гоити» (древнерусское «живить»), восходящего к праславянской форме *gojiti, который, в свою очередь, является морфологическим каузативом глагола *ziti. Оба глагола восходят к индоевропейскому корню *gi- «жить».
На слух «гоити» и «жити» отличаются, но их родство видно через семантику. Вот несколько примеров из исторических словарей: гоить — «давать жизнь, устроить, приютить», угоить, загоить — «заживить», загоиться — «зажить» (о ране). Родство глаголов подтверждается и материалами живых славянских языков: сербское «гојити» — откармливать, болгарское «гоя» с тем же значением, польское «goić» — лечить, залечивать. Развивался этот глагол от индоевропейского к старославянскому так: *gi- «жить» →*goio «жизнь» → слав. gojь → gojiti.
Исходя из этого, можно предположить, что «гой» имеет значения «свой человек, представитель рода», «здоровый, живой человек». А по отношению к Богам это все-таки славословие и второе мое интуитивное понимание строки из песни более верное. А как думаете вы?
Этимологическое изыскание подготовила Чеслава
Литература:
- Муллагалиева А.Г. Заметки по этимологии слов с корнем *gi- (слова изгой и гайка в русском и других славянских языках) / А.Г.Муллагалиева // II Международные Бодуэновские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность (Казань, 11-13 декабря 2003 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина, Г.А.Николаева.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003.– Т. 2.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем.—М.: Азбука-Терра, 1996.— Т.1.
- Skok, Petar. Etimologijski rječnik hrvatskoga ili srpskoga jezika./ Jugoslavenska Akademija znanosti i umjetnosti. — Zagreb, 1971 – Knjiga 1.
Чеслава Статьи Просмотров: 5514
- Назад
- Вперед
Больше не Гойя: семь картин художника, о которых думают, что это не он
НовостиКрупным планом
В прокат вышел фильм Кристофера Нолана «Довод», в сюжете которого фигурирует подделка Гойи.
Рассказываем о незаметных для широкой общественности, но важных историях с картинами художника из крупнейших музеев мираСофья Багдасарова
03.09.2020
Кадр из фильма Кристофера Нолана «Довод». 2020.
Фото: Warner Bros. Entertainment Inc
Чтобы отметить долгожданный выход в прокат фильма Кристофера Нолана «Довод», где один из ключевых эпизодов связан с поддельной работой Франсиско Гойи, мы вспомнили картины художника, которые в последние годы перестали считаться его произведениями и теперь приписываются другим авторам. Точнее, по большей части анонимам. Дело в том, что при жизни Гойя был окружен друзьями и учениками, которые переняли его манеру, а в конце XIX века его работы стали очень популярными на антикварном рынке, что вызвало большое количество подделок, часто предназначенных для американцев. С этими поздними подделками ученые разбираются легко (например, в 1800-е использовали совсем другие краски). А вот копии, реплики и вариации, создававшиеся художниками времен Гойи, создают гораздо больше проблем.
«Махи на балконе»
Приписывается Гойе. «Махи на балконе». 1835.
Фото: The Metropolitan Museum of Art
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Картина изображает двух щеголих на балконе и долгие годы считалась жемчужиной испанского собрания Метрополитен-музея, куда попала в 1929 году в качестве дара известного филантропа Луизин Хэвемайер. Сомнения в авторстве Гойи возникли в 1989 году, когда американскую картину повесили на выставке рядом с одноименной работой из собрания Ротшильдов (имеющей идеальный провенанс). Композиция оказалась одной и той же — однако уровень живописи значительно отличался, так что в американской работе даже заподозрили банальную подделку. Теперь считается, что ситуация не так критична. Есть версия, что картина из Метрополитен — копия или реплика, выполненная сыном автора — Хавьером Гойей. Очевидно, Хавьер прекрасно владел мастерством живописца, однако самостоятельных его работ почти неизвестно. На сайте музея полотно теперь обозначено аккуратно: «Приписывается Гойе». А искусствовед Хуан Хосе Хункера даже высказал подозрения относительно аутентичности знаменитых «Черных картин» Гойи из «Дома глухого», задаваясь вопросом, не Хавьер ли их написал, создавая легенду вокруг имени отца. Впрочем, тогда в Испании просто на одного великого художника больше.
«Колосс»
Гойя (последователь). «Колосс». Около 1818–1825.
Фото: Museo Nacional del Prado
Прадо, Мадрид
Картина с гигантом на фоне пейзажа долго не вызывала подозрений у сотрудников Прадо, тем более что у Гойи есть литография на похожий сюжет с изображением сидящего великана. Однако в 2008 году атрибуция картины была официально изменена — теперь музей подписывает ее так: «Гойя (последователь)». Стилистический анализ, по мнению искусствоведов, подтверждает авторство некоего ученика мастера. Кандидатуры на роль автора есть. Например, в левом нижнем углу стоят буквы “A.J.”, что может быть автографом художника Асенсио Хулиа (1760–1832), который был другом и иногда помощником Гойи. Но тут есть нюанс: первое письменное свидетельство о существовании этого полотна — в списке имущества Хавьера Гойи за 1812 год, в то время как оно было написано спустя несколько лет.
«Город на скале»
Анонимный последователь Гойи. «Город на скале». Около 1850–1875.
Фото: The Metropolitan Museum of Art
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Еще одна картина, попавшая в Метрополитен в 1929 году от вдовы сахарозаводчика Хэвемайера. В 1970-х атрибуция кисти Гойи была отведена, теперь считается, что ее написал анонимный последователь Гойи примерно в 1850–1875 годах. Была ли это специальная подделка или лишь подражание? Не ясно, но многие детали скопированы с картин Гойи и скомбинированы «в одном кадре». Обычно такие коллажи (искусствоведы говорят «пастиш») — признак не ученичества, а обмана. Возможно, автором был художник XIX века по имени Эухенио Лукас Веласкес (не потомок). Он известен тем, что ради обучения много копировал Гойю и настоящего Веласкеса в Прадо. А в зрелом возрасте как-то похвастался, что был в Лувре и что Веласкес, который там висит, — это его Веласкес, а не Веласкеса. В общем, на сайте Метрополитен в графе «автор» теперь написано скромно: «В стиле Гойи».
«Донья Исабель де Порсель»
Франсиско Гойя. «Донья Исабель де Порсель». До 1805.
Фото: National Gallery Londo
Национальная галерея, Лондон
Этот женский портрет, датируемый «до 1805 года», считается одним из лучших у Гойи. На официальном сайте лондонской Национальной галереи он гордо подписан именем мастера. А в аннотации мы читаем: «В последнее время возникли сомнения относительно того, действительно ли это Гойя». Сомнения связаны с рентгеновским снимком полотна, сделанным в 1980 году. Оказалось, что картина написана поверх другого портрета — изображения мужчины в полосатой куртке. Проблема не в том, что этот мужчина по стилю не соответствует манере Гойи. Художники иногда пишут поверх чужой работы, тем более что в эпоху Наполеоновских войн случался дефицит материала. Проблема в том, что нижний слой стилистически относится к более позднему периоду, чем 1800-е. Тут вгляделись и в саму донью — оказалось, мазки не такие прозрачные, как у эталонных вещей, и текстура не очень похожа. Тем не менее Национальная галерея отказывается верить в подобное кощунство.
«Молочница из Бордо»
Франсиско Гойя. «Молочница из Бордо». 1827.
Фото: Museo Nacional del Prado
Прадо, Мадрид
В главном музее Испании более тысячи работ Гойи, включая графику, и логично, что подозрения ученых вызывает больше чем одна работа из коллекции. В конце концов, нельзя же быть настолько производительным автором! Картина с изображением милой девушки на сайте Прадо еще числится как «Гойя», но его авторство оспаривают очень многие. Во-первых, она датируется предпоследним годом жизни художника — а в этот период он такие милые и светлые по колориту вещи уже не писал. Во-вторых, она анатомически ошибочна и не похожа на обычные фигуры его работы. В-третьих, что-то не то с мазками. А есть еще и в-четвертых, и в-пятых… Пока же музейная аннотация деликатно гласит, что картина «очень сильно отличается от поздних работ Гойи».
«Пожар в госпитале»
Франсиско Гойя. «Пожар в госпитале». Около 1808–1812.
Фото: Museo Nacional de Bellas Arte
Музей изящных искусств, Буэнос-Айрес
Первые подозрения относительно авторства данной работы относятся аж к 1868 году. Тогда владелец этой и еще нескольких сценок подобного типа пришел к выводу, что их автор — не Франсиско Гойя, а упомянутый выше Эухенио Лукас Веласкес, и решил начать судебный процесс. Внук Гойи дал показания, что это точно дедушкины картины, потому что он видел, как тот писал по крайней мере одну из них. (Обратите внимание: сей внук был сыном художника Хавьера Гойи.) Тем не менее на протяжении последних 50 лет ученые продолжают высказывать сомнения насчет авторства, основываясь на нетипичном стиле и нехарактерных мазках. Аргентинский музей указывает автором Гойю, но в аннотации уточняет: «Мы сохраняем принятую атрибуцию, хотя знаем, что необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы развеять возникшие сомнения относительно авторства». В этом музее всего пять «работ Гойи», поэтому храбро рубить сплеча они не будут: это вам не Прадо.
«Портрет актрисы Антонии Сарате»
Франсиско Гойя. «Портрет актрисы Антонии Сарате». Около 1810–1811.
Фото: Эрмитаж
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В России есть всего три работы Гойи (что странно, учитывая его бешеную производительность). Две из них — «Портрет художницы Лолы Хименес» и «Карнавал» — входят в число трофейного искусства в собрании ГМИИ и до 1990-х годов считались утраченными, поэтому эрмитажный «Портрет Антонии Сарате» гордо носил титул единственного Гойи в СССР. К нам он попал как дар американского магната Арманда Хаммера, имевшего очень мутные сделки с советским правительством. Взамен ему преподнесли «Динамический супрематизм № 38» Казимира Малевича из Третьяковской галереи. Оценивая мерками современных аукционных продаж — обмен отнюдь не равноценный. Испанисты Эрмитажа не сомневаются в авторстве Гойи, составители иностранных каталогов художника тоже претензий к картине не предъявляют.
Государственный Эрмитаж Метрополитен-музей Франсиско Гойя Национальная галерея Музей Прадо
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09. 11.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев11. 11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Продуктовый магазин Гойи — Магазин Гойя
Вкуснейшее печенье GOYA® Maria из Испании
У этого печенья восхитительный сладкий вкус и хрустящая текстура. Держите их в своей кладовой, когда захотите насладиться восхитительным вкусом.
Купить сейчас
НОВИНКА! Чипсы GOYA® Latin Roots
Каждый чипс из самого сердца Центральной Америки наполнен ароматом, который заставит вас и вашу семью хотеть еще!
Купить сейчас
Натурально увлажняющая кокосовая вода GOYA®
Утоляйте жажду так, как задумано природой, с помощью естественно увлажняющей кокосовой воды Goya! Выпейте в окончательном освежении.
Купить сейчас
Бобы Рис Приправы Кладовые скобы Напитки Закуски Разнообразные пакеты Все продукты Черная фасольот 1,69 $
Чистая кокосовая вода
от $6,29
Томатный соус
от 0,79 $
Нут
от $1,69
Бестселлеры
Черная фасоль
1,69 $
Чистая кокосовая вода
6,29 $
Томатный соус
0,79 $
Нут
1,69 $
Печенье Мария
1,79 $
Зеленый голубиный горошек
2,29 $
Кокосовая вода с мякотью, мультиупаковка
11,39 $
Жареные свиные шкварки Chicharrones
$3,09
Черная фасоль
1,99 $
Фасоль пинто
2,09 $
Оливковое масло Extra Virgin
11,89 $
Чипсы манго
3,69 $
Кокосовые чипсы
3,69 $
Чипсы подорожника острые и пряные
3,69 $
Чипсы из подорожника с лаймом
3,69 $
Чипсы из подорожника с чесноком
3,69 $
Чипсы подорожника Оригинал
$3,69
Чипсы Latin Roots со сладким картофелем
4,49 $
Экзотическая смесь чипсов Latin Roots
4,49 $
Lady Fingers
2,69 $
Новинка Goya
Запеченные фруктовые чипсы GOYA®
Вы любите тропический аромат кокоса и манго? Тогда фруктовые чипсы GOYA® для вас. Эти тонкие, хрустящие и вкусные чипсы идеально подходят в качестве закуски или в сочетании с разнообразными вкусными угощениями, такими как йогурт или творог. Изящно запеченные всего из двух ингредиентов, их идеально хрустящая текстура и вкус удивят вас.
Купить сейчас
Напиток GOYA® Aloe Vera
Алоэ Вера известен своими замечательными свойствами и преимуществами. Попробуйте наш напиток GOYA® Aloe Vera. Он обладает восхитительным и освежающим вкусом, идеально подходящим для самостоятельного употребления в любое время. Это также великолепный ингредиент для создания разнообразных ароматных напитков, таких как смузи, чаи, смешанные фруктовые соки и многое другое. Обязательный напиток!
Купить сейчас
История — Наша компания | Гойя Фудс
Гойя Бруклин, 1970По мере того, как латиноамериканское население росло в Нью-Йорке и по всей территории Соединенных Штатов, линейка продуктов и производственные мощности Гойи также расширялись. Компания переехала из Нижнего Манхэттена в Бруклин в 1958 году, пока не открыла свою нынешнюю штаб-квартиру в Нью-Джерси в 1974 году. В 2005 году Гойя запустил 10-летний стратегический план и инвестировал 500 миллионов долларов в глобальное расширение, призванное привлечь новых потребителей и укрепить позиции. бренд Goya по всему миру. С 2014 по 2016 год Goya открыла пять новых современных производственных и распределительных центров в Техасе, Калифорнии, Джорджии и Нью-Джерси, чтобы удовлетворить потребительский спрос на продукцию Goya. В общей сложности компания теперь может похвастаться 26 объектами в Соединенных Штатах, Пуэрто-Рико, Доминиканской Республике и Испании, а также насчитывает более 4000 сотрудников по всему миру.
Производственный и распределительный центр Goya, Пуэрто-РикоБлагодаря безупречным маркетинговым стратегиям, тактике и проницательным исследованиям, Goya позиционирует свои разнообразные линейки продуктов как уважаемый бренд как среди латиноамериканского рынка, так и среди основных потребителей, заработав 1,5 миллиарда долларов на рынке. годовой объем продаж. Когда-то продававшаяся только в винных погребах, специализированных магазинах для мам и пап, а теперь в национальных клубных магазинах, таких как Costco, Sam’s Club и BJ’s Wholesale, Goya Foods можно найти в проходах по всей стране. Эволюция и успех Goya Foods продемонстрировали силу компании и авторитет бренда на латиноамериканском рынке и ее выход на основной рынок Америки.
Товары из Центральной АмерикиGoya всегда стремилась быть компанией увлеченных людей, которые заботятся об изменении общества к лучшему. Согласно рейтингу TotalSocial, в 2018 году Goya заняла 2-е место в рейтинге ведущих продуктовых брендов США за свое социальное влияние и поддержку сообщества. Через Goya Gives Гойя поддерживает около 300 благотворительных начинаний, программ, стипендий и мероприятий, а также жертвует миллионы фунтов еды местным продовольственным банкам и приютам, особенно во время стихийных бедствий, таких как ураган Мария в Пуэрто-Рико, суперураган Сэнди и Ураганы Харви и Айрин.