Гойи это: Гой, Роде, гой!

Содержание

Гой, Роде, гой!

modAforizmContent: Нет данных для вывода

  1. Главная
  2. Статьи
  3. Как выбрать место и соорудить общинное славянское капище

Рейтинги

(11)

Слушая песню небезызвестной пэган-метал группы «Аркона», я воспринимаю восклицание «гой, Роде, гой» двояко: и как обращение «услышь меня», и как нечто вроде «слава Тебе, Роде!». И я решила, что подробнее изучить происхождение восклицания «гой» будет нелишним.

В наше время большинство знает слово «гой» только в связке «ой ты, гой еси, добрый молодец».

Если с «еси» все легко — «ты есть» (аналоги в живых славянских языках — польское jesteś, сербское jesi), то «гой» даже в этой частой былинной фразе остается загадкой, воспринимается, в основном, как междометие. Даль его определяет как «вызывательное восклицание, ободрительный вызов».

Попробуем разобраться при помощи этимологии. Ученые-этимологи в попытках истолковать этот загадочный «гой» отталкиваются от слова «изгой». Что оно значит сейчас известно всем: тот, кто отвергнут общественной средой или порвал с нею; тот, кто по каким-либо качествам или свойствам не подходит кому-либо, не соответствует чему-либо (словарь Ефремовой). В том же словаре находим первое значение этого слова: «тот, кто вышел из своего прежнего социального состояния» (в Древней Руси — выкупившийся на свободу холоп, разорившийся купец и т.п.). В словаре Фасмера дается еще более раннее значение — «выжитый из рода, не пользующийся уходом».

Слово «изгой» происходит от приставочного глагола «изгоити» — выжить из рода. Сам глагол образован от другого — «гоити» (древнерусское «живить»), восходящего к праславянской форме *gojiti, который, в свою очередь, является морфологическим каузативом глагола *ziti. Оба глагола восходят к индоевропейскому корню *gi- «жить».

На слух «гоити» и «жити» отличаются, но их родство видно через семантику. Вот несколько примеров из исторических словарей: гоить — «давать жизнь, устроить, приютить», угоить, загоить — «заживить», загоиться — «зажить» (о ране). Родство глаголов подтверждается и материалами живых славянских языков: сербское «гојити» — откармливать, болгарское «гоя» с тем же значением, польское «goić» — лечить, залечивать. Развивался этот глагол от индоевропейского к старославянскому так: *gi- «жить» →*goio «жизнь» → слав. gojь → gojiti.

Исходя из этого, можно предположить, что «гой» имеет значения «свой человек, представитель рода», «здоровый, живой человек». А по отношению к Богам это все-таки славословие и второе мое интуитивное понимание строки из песни более верное. А как думаете вы?

Этимологическое изыскание подготовила Чеслава

Литература:

  • Муллагалиева А.Г. Заметки по этимологии слов с корнем *gi- (слова изгой и гайка в русском и других славянских языках) / А.Г.Муллагалиева // II Международные Бодуэновские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность (Казань, 11-13 декабря 2003 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина, Г.А.Николаева.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003.– Т. 2.
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем.—М.: Азбука-Терра, 1996.— Т.1.
  • Skok, Petar. Etimologijski rječnik hrvatskoga ili srpskoga jezika./ Jugoslavenska Akademija znanosti i umjetnosti. — Zagreb, 1971 – Knjiga 1. 

Чеслава Статьи Просмотров: 5514

  • Назад
  • Вперед

Больше не Гойя: семь картин художника, о которых думают, что это не он

НовостиКрупным планом

В прокат вышел фильм Кристофера Нолана «Довод», в сюжете которого фигурирует подделка Гойи.

Рассказываем о незаметных для широкой общественности, но важных историях с картинами художника из крупнейших музеев мира

Софья Багдасарова

03.09.2020

Кадр из фильма Кристофера Нолана «Довод». 2020.

Фото: Warner Bros. Entertainment Inc

Чтобы отметить долгожданный выход в прокат фильма Кристофера Нолана «Довод», где один из ключевых эпизодов связан с поддельной работой Франсиско Гойи, мы вспомнили картины художника, которые в последние годы перестали считаться его произведениями и теперь приписываются другим авторам. Точнее, по большей части анонимам. Дело в том, что при жизни Гойя был окружен друзьями и учениками, которые переняли его манеру, а в конце XIX века его работы стали очень популярными на антикварном рынке, что вызвало большое количество подделок, часто предназначенных для американцев. С этими поздними подделками ученые разбираются легко (например, в 1800-е использовали совсем другие краски). А вот копии, реплики и вариации, создававшиеся художниками времен Гойи, создают гораздо больше проблем.

«Махи на балконе»

Приписывается Гойе. «Махи на балконе». 1835.

Фото: The Metropolitan Museum of Art

Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Картина изображает двух щеголих на балконе и долгие годы считалась жемчужиной испанского собрания Метрополитен-музея, куда попала в 1929 году в качестве дара известного филантропа Луизин Хэвемайер. Сомнения в авторстве Гойи возникли в 1989 году, когда американскую картину повесили на выставке рядом с одноименной работой из собрания Ротшильдов (имеющей идеальный провенанс). Композиция оказалась одной и той же — однако уровень живописи значительно отличался, так что в американской работе даже заподозрили банальную подделку. Теперь считается, что ситуация не так критична. Есть версия, что картина из Метрополитен — копия или реплика, выполненная сыном автора — Хавьером Гойей. Очевидно, Хавьер прекрасно владел мастерством живописца, однако самостоятельных его работ почти неизвестно. На сайте музея полотно теперь обозначено аккуратно: «Приписывается Гойе». А искусствовед Хуан Хосе Хункера даже высказал подозрения относительно аутентичности знаменитых «Черных картин» Гойи из «Дома глухого», задаваясь вопросом, не Хавьер ли их написал, создавая легенду вокруг имени отца. Впрочем, тогда в Испании просто на одного великого художника больше.


«Колосс»

Гойя (последователь). «Колосс». Около 1818–1825.

Фото: Museo Nacional del Prado

Прадо, Мадрид

Картина с гигантом на фоне пейзажа долго не вызывала подозрений у сотрудников Прадо, тем более что у Гойи есть литография на похожий сюжет с изображением сидящего великана. Однако в 2008 году атрибуция картины была официально изменена — теперь музей подписывает ее так: «Гойя (последователь)». Стилистический анализ, по мнению искусствоведов, подтверждает авторство некоего ученика мастера. Кандидатуры на роль автора есть. Например, в левом нижнем углу стоят буквы “A.J.”, что может быть автографом художника Асенсио Хулиа (1760–1832), который был другом и иногда помощником Гойи. Но тут есть нюанс: первое письменное свидетельство о существовании этого полотна — в списке имущества Хавьера Гойи за 1812 год, в то время как оно было написано спустя несколько лет.


«Город на скале»

Анонимный последователь Гойи. «Город на скале». Около 1850–1875.

Фото: The Metropolitan Museum of Art

Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Еще одна картина, попавшая в Метрополитен в 1929 году от вдовы сахарозаводчика Хэвемайера. В 1970-х атрибуция кисти Гойи была отведена, теперь считается, что ее написал анонимный последователь Гойи примерно в 1850–1875 годах. Была ли это специальная подделка или лишь подражание? Не ясно, но многие детали скопированы с картин Гойи и скомбинированы «в одном кадре». Обычно такие коллажи (искусствоведы говорят «пастиш») — признак не ученичества, а обмана. Возможно, автором был художник XIX века по имени Эухенио Лукас Веласкес (не потомок). Он известен тем, что ради обучения много копировал Гойю и настоящего Веласкеса в Прадо. А в зрелом возрасте как-то похвастался, что был в Лувре и что Веласкес, который там висит, — это его Веласкес, а не Веласкеса. В общем, на сайте Метрополитен в графе «автор» теперь написано скромно: «В стиле Гойи».


«Донья Исабель де Порсель»

Франсиско Гойя. «Донья Исабель де Порсель». До 1805.

Фото: National Gallery Londo

Национальная галерея, Лондон

Этот женский портрет, датируемый «до 1805 года», считается одним из лучших у Гойи. На официальном сайте лондонской Национальной галереи он гордо подписан именем мастера. А в аннотации мы читаем: «В последнее время возникли сомнения относительно того, действительно ли это Гойя». Сомнения связаны с рентгеновским снимком полотна, сделанным в 1980 году. Оказалось, что картина написана поверх другого портрета — изображения мужчины в полосатой куртке. Проблема не в том, что этот мужчина по стилю не соответствует манере Гойи. Художники иногда пишут поверх чужой работы, тем более что в эпоху Наполеоновских войн случался дефицит материала. Проблема в том, что нижний слой стилистически относится к более позднему периоду, чем 1800-е. Тут вгляделись и в саму донью — оказалось, мазки не такие прозрачные, как у эталонных вещей, и текстура не очень похожа. Тем не менее Национальная галерея отказывается верить в подобное кощунство.


«Молочница из Бордо»

Франсиско Гойя. «Молочница из Бордо». 1827.

Фото: Museo Nacional del Prado

Прадо, Мадрид

В главном музее Испании более тысячи работ Гойи, включая графику, и логично, что подозрения ученых вызывает больше чем одна работа из коллекции. В конце концов, нельзя же быть настолько производительным автором! Картина с изображением милой девушки на сайте Прадо еще числится как «Гойя», но его авторство оспаривают очень многие. Во-первых, она датируется предпоследним годом жизни художника — а в этот период он такие милые и светлые по колориту вещи уже не писал. Во-вторых, она анатомически ошибочна и не похожа на обычные фигуры его работы. В-третьих, что-то не то с мазками. А есть еще и в-четвертых, и в-пятых… Пока же музейная аннотация деликатно гласит, что картина «очень сильно отличается от поздних работ Гойи».


«Пожар в госпитале»

Франсиско Гойя. «Пожар в госпитале». Около 1808–1812.

Фото: Museo Nacional de Bellas Arte

Музей изящных искусств, Буэнос-Айрес

Первые подозрения относительно авторства данной работы относятся аж к 1868 году. Тогда владелец этой и еще нескольких сценок подобного типа пришел к выводу, что их автор — не Франсиско Гойя, а упомянутый выше Эухенио Лукас Веласкес, и решил начать судебный процесс. Внук Гойи дал показания, что это точно дедушкины картины, потому что он видел, как тот писал по крайней мере одну из них. (Обратите внимание: сей внук был сыном художника Хавьера Гойи.) Тем не менее на протяжении последних 50 лет ученые продолжают высказывать сомнения насчет авторства, основываясь на нетипичном стиле и нехарактерных мазках. Аргентинский музей указывает автором Гойю, но в аннотации уточняет: «Мы сохраняем принятую атрибуцию, хотя знаем, что необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы развеять возникшие сомнения относительно авторства». В этом музее всего пять «работ Гойи», поэтому храбро рубить сплеча они не будут: это вам не Прадо.


«Портрет актрисы Антонии Сарате»

Франсиско Гойя. «Портрет актрисы Антонии Сарате». Около 1810–1811.

Фото: Эрмитаж

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В России есть всего три работы Гойи (что странно, учитывая его бешеную производительность). Две из них — «Портрет художницы Лолы Хименес» и «Карнавал» — входят в число трофейного искусства в собрании ГМИИ и до 1990-х годов считались утраченными, поэтому эрмитажный «Портрет Антонии Сарате» гордо носил титул единственного Гойи в СССР. К нам он попал как дар американского магната Арманда Хаммера, имевшего очень мутные сделки с советским правительством. Взамен ему преподнесли «Динамический супрематизм № 38» Казимира Малевича из Третьяковской галереи. Оценивая мерками современных аукционных продаж — обмен отнюдь не равноценный. Испанисты Эрмитажа не сомневаются в авторстве Гойи, составители иностранных каталогов художника тоже претензий к картине не предъявляют.

Однако в России ходят упорные слухи, что Хаммер подсунул Советам подделку. Но давайте разберемся. Картина-то и до Хаммера имела провенанс — минимум с 1900-х. Она, судя по всему, происходит из той части коллекции уже упомянутой Луизин Хэвемайер, которую та не подарила Метрополитен. Так что шансы, что это Гойя, весьма велики.

Подписаться на новости

Государственный Эрмитаж Метрополитен-музей Франсиско Гойя Национальная галерея Музей Прадо

Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?

Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона

31.10.2022

Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи

Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»

09. 11.2022

Арт-вандализм в эпоху хайпа

Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?

31.10.2022

Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь

На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ

21.11.2022

Конец Московской биеннале?

IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта

07.11.2022

Ереван: современные ценности на древней земле

В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев

11. 11.2022

Игорь Грабарь: управляющий искусством

В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений

17.11.2022

Продуктовый магазин Гойи — Магазин Гойя

Вкуснейшее печенье GOYA® Maria из Испании

У этого печенья восхитительный сладкий вкус и хрустящая текстура. Держите их в своей кладовой, когда захотите насладиться восхитительным вкусом.

Купить сейчас

НОВИНКА! Чипсы GOYA® Latin Roots

Каждый чипс из самого сердца Центральной Америки наполнен ароматом, который заставит вас и вашу семью хотеть еще!

Купить сейчас

Натурально увлажняющая кокосовая вода GOYA®

Утоляйте жажду так, как задумано природой, с помощью естественно увлажняющей кокосовой воды Goya! Выпейте в окончательном освежении.

Купить сейчас

Бобы Рис Приправы Кладовые скобы Напитки Закуски Разнообразные пакеты Все продукты

Черная фасоль

от 1,69 $

Чистая кокосовая вода

от $6,29

Томатный соус

от 0,79 $

Нут

от $1,69

Бестселлеры

Черная фасоль

1,69 $

Чистая кокосовая вода

6,29 $

Томатный соус

0,79 $

Нут

1,69 $

Печенье Мария

1,79 $

Зеленый голубиный горошек

2,29 $

Кокосовая вода с мякотью, мультиупаковка

11,39 $

Жареные свиные шкварки Chicharrones

$3,09

Черная фасоль

1,99 $

Фасоль пинто

2,09 $

Оливковое масло Extra Virgin

11,89 $

Чипсы манго

3,69 $

Кокосовые чипсы

3,69 $

Чипсы подорожника острые и пряные

3,69 $

Чипсы из подорожника с лаймом

3,69 $

Чипсы из подорожника с чесноком

3,69 $

Чипсы подорожника Оригинал

$3,69

Чипсы Latin Roots со сладким картофелем

4,49 $

Экзотическая смесь чипсов Latin Roots

4,49 $

Lady Fingers

2,69 $

Новинка Goya

Запеченные фруктовые чипсы GOYA®

Вы любите тропический аромат кокоса и манго? Тогда фруктовые чипсы GOYA® для вас. Эти тонкие, хрустящие и вкусные чипсы идеально подходят в качестве закуски или в сочетании с разнообразными вкусными угощениями, такими как йогурт или творог. Изящно запеченные всего из двух ингредиентов, их идеально хрустящая текстура и вкус удивят вас.

Купить сейчас

Напиток GOYA® Aloe Vera

Алоэ Вера известен своими замечательными свойствами и преимуществами. Попробуйте наш напиток GOYA® Aloe Vera. Он обладает восхитительным и освежающим вкусом, идеально подходящим для самостоятельного употребления в любое время. Это также великолепный ингредиент для создания разнообразных ароматных напитков, таких как смузи, чаи, смешанные фруктовые соки и многое другое. Обязательный напиток!

Купить сейчас

История — Наша компания | Гойя Фудс

Гойя Бруклин, 1970

По мере того, как латиноамериканское население росло в Нью-Йорке и по всей территории Соединенных Штатов, линейка продуктов и производственные мощности Гойи также расширялись. Компания переехала из Нижнего Манхэттена в Бруклин в 1958 году, пока не открыла свою нынешнюю штаб-квартиру в Нью-Джерси в 1974 году. В 2005 году Гойя запустил 10-летний стратегический план и инвестировал 500 миллионов долларов в глобальное расширение, призванное привлечь новых потребителей и укрепить позиции. бренд Goya по всему миру. С 2014 по 2016 год Goya открыла пять новых современных производственных и распределительных центров в Техасе, Калифорнии, Джорджии и Нью-Джерси, чтобы удовлетворить потребительский спрос на продукцию Goya. В общей сложности компания теперь может похвастаться 26 объектами в Соединенных Штатах, Пуэрто-Рико, Доминиканской Республике и Испании, а также насчитывает более 4000 сотрудников по всему миру.

Производственный и распределительный центр Goya, Пуэрто-Рико

Благодаря безупречным маркетинговым стратегиям, тактике и проницательным исследованиям, Goya позиционирует свои разнообразные линейки продуктов как уважаемый бренд как среди латиноамериканского рынка, так и среди основных потребителей, заработав 1,5 миллиарда долларов на рынке. годовой объем продаж. Когда-то продававшаяся только в винных погребах, специализированных магазинах для мам и пап, а теперь в национальных клубных магазинах, таких как Costco, Sam’s Club и BJ’s Wholesale, Goya Foods можно найти в проходах по всей стране. Эволюция и успех Goya Foods продемонстрировали силу компании и авторитет бренда на латиноамериканском рынке и ее выход на основной рынок Америки.

Товары из Центральной Америки

Goya всегда стремилась быть компанией увлеченных людей, которые заботятся об изменении общества к лучшему. Согласно рейтингу TotalSocial, в 2018 году Goya заняла 2-е место в рейтинге ведущих продуктовых брендов США за свое социальное влияние и поддержку сообщества. Через Goya Gives Гойя поддерживает около 300 благотворительных начинаний, программ, стипендий и мероприятий, а также жертвует миллионы фунтов еды местным продовольственным банкам и приютам, особенно во время стихийных бедствий, таких как ураган Мария в Пуэрто-Рико, суперураган Сэнди и Ураганы Харви и Айрин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *