Больше не Гойя: семь картин художника, о которых думают, что это не он
НовостиКрупным планом
В прокат вышел фильм Кристофера Нолана «Довод», в сюжете которого фигурирует подделка Гойи. Рассказываем о незаметных для широкой общественности, но важных историях с картинами художника из крупнейших музеев мира
Софья Багдасарова
03.09.2020
Кадр из фильма Кристофера Нолана «Довод». 2020.
Фото: Warner Bros. Entertainment Inc
Чтобы отметить долгожданный выход в прокат фильма Кристофера Нолана «Довод», где один из ключевых эпизодов связан с поддельной работой Франсиско Гойи, мы вспомнили картины художника, которые в последние годы перестали считаться его произведениями и теперь приписываются другим авторам. Точнее, по большей части анонимам. Дело в том, что при жизни Гойя был окружен друзьями и учениками, которые переняли его манеру, а в конце XIX века его работы стали очень популярными на антикварном рынке, что вызвало большое количество подделок, часто предназначенных для американцев. С этими поздними подделками ученые разбираются легко (например, в 1800-е использовали совсем другие краски). А вот копии, реплики и вариации, создававшиеся художниками времен Гойи, создают гораздо больше проблем.
«Махи на балконе»
Приписывается Гойе. «Махи на балконе». 1835.
Фото: The Metropolitan Museum of Art
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Картина изображает двух щеголих на балконе и долгие годы считалась жемчужиной испанского собрания Метрополитен-музея, куда попала в 1929 году в качестве дара известного филантропа Луизин Хэвемайер. Сомнения в авторстве Гойи возникли в 1989 году, когда американскую картину повесили на выставке рядом с одноименной работой из собрания Ротшильдов (имеющей идеальный провенанс). Композиция оказалась одной и той же — однако уровень живописи значительно отличался, так что в американской работе даже заподозрили банальную подделку. Теперь считается, что ситуация не так критична. Есть версия, что картина из Метрополитен — копия или реплика, выполненная сыном автора — Хавьером Гойей. Очевидно, Хавьер прекрасно владел мастерством живописца, однако самостоятельных его работ почти неизвестно. На сайте музея полотно теперь обозначено аккуратно: «Приписывается Гойе». А искусствовед Хуан Хосе Хункера даже высказал подозрения относительно аутентичности знаменитых «Черных картин» Гойи из «Дома глухого», задаваясь вопросом, не Хавьер ли их написал, создавая легенду вокруг имени отца. Впрочем, тогда в Испании просто на одного великого художника больше.
«Колосс»
Гойя (последователь). «Колосс». Около 1818–1825.
Фото: Museo Nacional del Prado
Прадо, Мадрид
Картина с гигантом на фоне пейзажа долго не вызывала подозрений у сотрудников Прадо, тем более что у Гойи есть литография на похожий сюжет с изображением сидящего великана. Однако в 2008 году атрибуция картины была официально изменена — теперь музей подписывает ее так: «Гойя (последователь)». Стилистический анализ, по мнению искусствоведов, подтверждает авторство некоего ученика мастера. Кандидатуры на роль автора есть. Например, в левом нижнем углу стоят буквы “A.J.”, что может быть автографом художника Асенсио Хулиа (1760–1832), который был другом и иногда помощником Гойи. Но тут есть нюанс: первое письменное свидетельство о существовании этого полотна — в списке имущества Хавьера Гойи за 1812 год, в то время как оно было написано спустя несколько лет.
«Город на скале»
Анонимный последователь Гойи. «Город на скале». Около 1850–1875.
Фото: The Metropolitan Museum of Art
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Еще одна картина, попавшая в Метрополитен в 1929 году от вдовы сахарозаводчика Хэвемайера. В 1970-х атрибуция кисти Гойи была отведена, теперь считается, что ее написал анонимный последователь Гойи примерно в 1850–1875 годах. Была ли это специальная подделка или лишь подражание? Не ясно, но многие детали скопированы с картин Гойи и скомбинированы «в одном кадре». Обычно такие коллажи (искусствоведы говорят «пастиш») — признак не ученичества, а обмана. Возможно, автором был художник XIX века по имени Эухенио Лукас Веласкес (не потомок). Он известен тем, что ради обучения много копировал Гойю и настоящего Веласкеса в Прадо. А в зрелом возрасте как-то похвастался, что был в Лувре и что Веласкес, который там висит, — это его Веласкес, а не Веласкеса. В общем, на сайте Метрополитен в графе «автор» теперь написано скромно: «В стиле Гойи».
«Донья Исабель де Порсель»
Франсиско Гойя. «Донья Исабель де Порсель». До 1805.
Фото: National Gallery Londo
Национальная галерея, Лондон
Этот женский портрет, датируемый «до 1805 года», считается одним из лучших у Гойи. На официальном сайте лондонской Национальной галереи он гордо подписан именем мастера. А в аннотации мы читаем: «В последнее время возникли сомнения относительно того, действительно ли это Гойя». Сомнения связаны с рентгеновским снимком полотна, сделанным в 1980 году. Оказалось, что картина написана поверх другого портрета — изображения мужчины в полосатой куртке. Проблема не в том, что этот мужчина по стилю не соответствует манере Гойи. Художники иногда пишут поверх чужой работы, тем более что в эпоху Наполеоновских войн случался дефицит материала. Проблема в том, что нижний слой стилистически относится к более позднему периоду, чем 1800-е. Тут вгляделись и в саму донью — оказалось, мазки не такие прозрачные, как у эталонных вещей, и текстура не очень похожа. Тем не менее Национальная галерея отказывается верить в подобное кощунство.
«Молочница из Бордо»
Франсиско Гойя. «Молочница из Бордо». 1827.
Фото: Museo Nacional del Prado
Прадо, Мадрид
В главном музее Испании более тысячи работ Гойи, включая графику, и логично, что подозрения ученых вызывает больше чем одна работа из коллекции. В конце концов, нельзя же быть настолько производительным автором! Картина с изображением милой девушки на сайте Прадо еще числится как «Гойя», но его авторство оспаривают очень многие. Во-первых, она датируется предпоследним годом жизни художника — а в этот период он такие милые и светлые по колориту вещи уже не писал. Во-вторых, она анатомически ошибочна и не похожа на обычные фигуры его работы. В-третьих, что-то не то с мазками. А есть еще и в-четвертых, и в-пятых… Пока же музейная аннотация деликатно гласит, что картина «очень сильно отличается от поздних работ Гойи».
«Пожар в госпитале»
Франсиско Гойя. «Пожар в госпитале». Около 1808–1812.
Фото: Museo Nacional de Bellas Arte
Музей изящных искусств, Буэнос-Айрес
Первые подозрения относительно авторства данной работы относятся аж к 1868 году. Тогда владелец этой и еще нескольких сценок подобного типа пришел к выводу, что их автор — не Франсиско Гойя, а упомянутый выше Эухенио Лукас Веласкес, и решил начать судебный процесс. Внук Гойи дал показания, что это точно дедушкины картины, потому что он видел, как тот писал по крайней мере одну из них. (Обратите внимание: сей внук был сыном художника Хавьера Гойи.) Тем не менее на протяжении последних 50 лет ученые продолжают высказывать сомнения насчет авторства, основываясь на нетипичном стиле и нехарактерных мазках. Аргентинский музей указывает автором Гойю, но в аннотации уточняет: «Мы сохраняем принятую атрибуцию, хотя знаем, что необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы развеять возникшие сомнения относительно авторства». В этом музее всего пять «работ Гойи», поэтому храбро рубить сплеча они не будут: это вам не Прадо.
«Портрет актрисы Антонии Сарате»
Франсиско Гойя. «Портрет актрисы Антонии Сарате». Около 1810–1811.
Фото: Эрмитаж
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В России есть всего три работы Гойи (что странно, учитывая его бешеную производительность). Две из них — «Портрет художницы Лолы Хименес» и «Карнавал» — входят в число трофейного искусства в собрании ГМИИ и до 1990-х годов считались утраченными, поэтому эрмитажный «Портрет Антонии Сарате» гордо носил титул единственного Гойи в СССР. К нам он попал как дар американского магната Арманда Хаммера, имевшего очень мутные сделки с советским правительством. Взамен ему преподнесли «Динамический супрематизм № 38» Казимира Малевича из Третьяковской галереи. Оценивая мерками современных аукционных продаж — обмен отнюдь не равноценный. Испанисты Эрмитажа не сомневаются в авторстве Гойи, составители иностранных каталогов художника тоже претензий к картине не предъявляют. Однако в России ходят упорные слухи, что Хаммер подсунул Советам подделку. Но давайте разберемся. Картина-то и до Хаммера имела провенанс — минимум с 1900-х. Она, судя по всему, происходит из той части коллекции уже упомянутой Луизин Хэвемайер, которую та не подарила Метрополитен. Так что шансы, что это Гойя, весьма велики.
Подписаться на новости
Государственный Эрмитаж Метрополитен-музей Франсиско Гойя Национальная галерея Музей Прадо
«Пегас» из советских блокбастеров оказался дореволюционным
Легендарная антикварная скульптура Пегаса, появившаяся в целом ряде советских кинофильмов, как выяснилось, создана до революции и связана с именем одного из отцов-основателей русского кинематографа, Александра Ханжонкова
14.
10.2022Памятник «Минин и Пожарский» спасен вовремя
Шедевр русского классицизма и первый памятник, поставленный в Москве, торжественно открывается после масштабной реставрации 4 ноября. К моменту начала комплексных работ скульптура была в критическом состоянии
26.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Хроники рода Медичи: от ссудной лавки до Святого престола
Впервые в русском переводе издана трилогия про знаменитую флорентийскую династию олигархов и понтификов. Марчелло Симонетта внимательно рассматривает семейные рецепты, с помощью которых деньги конвертировались в искусство, а искусство — во власть
07.10.2022
Как проявлялись в советском искусстве эпохи оттепели идеологемы сексуальной революции
Выставка «Аргонавты андеграунда» в Центре Вознесенского, посвященная новому канону женского образа 1960-х, показывает, что в СССР тоже были художники, которых особо волновало эротическое
21. 10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Сара Виниц: «Я вникаю в то, что я поддерживаю»
Сара Виниц представляет новый тип художественного деятеля, одновременно занимающегося и некоммерческим фондом, и продюсированием. Она рассказала о том, как важно дружить и делиться и где сегодня за рубежом можно показывать русское искусство
17.10.2022
Призраки Гойи | это… Что такое Призраки Гойи?
«Призраки Гойи» (англ. Goya’s Ghosts) — фильм Милоша Формана. Премьера состоялась 8 ноября 2006 года.
Содержание
|
Сюжет
Сюжет фильма разворачивается во времена правления Карла IV, придворным живописцем которого был знаменитый Франсиско Гойя. На заре наполеоновских войн святая инквизиция активизируется в Испании. В числе прочих в её застенки попадает Инес — дочь богатого купца Томаса Бельбатуа, которую можно было бы даже назвать музой Гойи, так как именно её лицо живописец с регулярностью изображал на картинах и фресках. Отец Инес в поисках спасения дочери обращается к Гойе, который в то время работает над портретом отца Лоренцо, влиятельного священника.
Инес выходит из застенков инквизиции только через 15 лет, с приходом в Испанию наполеоновской армии. Вместе с братом Наполеона, наместником в Испании, возвращается отец Лоренцо, который теперь не монах, а примерный семьянин, верный последователь Вольтера и Дидро, а также влиятельный чиновник наполеоновского режима.
Семья Инес убита. Она приходит к Гойе и просит помочь разыскать рождённую ею в заключении дочь. Теперь муза Гойи — изуродованная пытками полусумасшедшая женщина. Престарелый и оглохший, но всё ещё влиятельный живописец обращается за помощью к Лоренцо. Лоренцо отправляет Инес в сумасшедший дом, а сам начинает поиски своей незаконнорожденной дочери. Позднее Гойе удаётся выкупить Инес из сумасшедшего дома.
Гойя случайно находит Алисию, дочь Инес, — она очень похожа на свою мать, какой та была 15 лет назад. Зарабатывает она на жизнь проституцией. Лоренцо пытается дать ей денег и отправить ее в Америку, но не говорит ей, что он ее отец. Испугавшись, она от него сбегает. Позже по его приказу Алисия попадает в облаву в таверне, и её, как и других проституток, везут для отправки в Америку. Однако, в это время в Испанию входят британские войска, освобождают заключённых и восстанавливают власть церкви и короля. Заключительная сцена — казнь Лоренцо, который отказался покаяться перед церковью даже перед лицом смерти. В это время на балконе среди английских офицеров Алисия наблюдает за казнью, а в толпе Инес с подобранным во время облавы в таверне ребёнком одной из товарок Алисии. Лоренцо казнён, Инес с ребенком, идет за телегой, везущей тело её единственного мужчины, и держит его за руку. Вокруг бегают дети и поют песенку. Позади за ними идет Гойя. Во время титров идет видеоряд из полотен Франсиско Гойи.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Натали Портман | Инес / Алисия Инес / Алисия |
Хавьер Бардем | Лоренцо Лоренцо |
Стеллан Скарсгард | Франсиско Гойя Франсиско Гойя |
Рэнди Куэйд | Король Карл IV Король Карл IV |
Майкл Лонсдейл | Грегорио отец Грегорио |
Джулиан Вэдхем | Жозеф Бонапарт Жозеф Бонапарт |
Бланка Портильо | Мария-Луиза Пармская королева Мария-Луиза Пармская |
Интересные факты
- Прототипом персонажа Лоренцо, возможно, послужила реальная фигура — Хуан Антонио Льоренте, который был генеральным секретарем испанской инквизиции в конце восемнадцатого века, написал «Критическую историю инквизиции Испании»[источник не указан 649 дней].
См. также
- «Гойя, или Тяжкий путь познания»
Ссылки
- Призраки Гойи (англ.)
- «Призраки Гойи» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- «Призраки Гойи» (англ.) на сайте allrovi
- «Призраки Гойи» (англ.) на сайте Rotten Tomatoes
- Призраки Гойи (англ.) на сайте Metacritic
- «Призраки Гойи» (англ.) на сайте Box Office Mojo
История — Наша компания | Goya Foods
Goya Brooklyn, 1970По мере роста латиноамериканского населения в Нью-Йорке и по всей территории Соединенных Штатов линейка продуктов и производственные мощности Goya также расширялись. Компания переехала из Нижнего Манхэттена в Бруклин в 1958 году, пока не открыла свою нынешнюю штаб-квартиру в Нью-Джерси в 1974 году. В 2005 году Гойя запустил 10-летний стратегический план и инвестировал 500 миллионов долларов в глобальное расширение, призванное привлечь новых потребителей и укрепить позиции. бренд Goya по всему миру. С 2014 по 2016 год Goya открыла пять новых современных производственных и распределительных центров в Техасе, Калифорнии, Джорджии и Нью-Джерси, чтобы удовлетворить потребительский спрос на продукцию Goya. В общей сложности компания теперь может похвастаться 26 объектами в Соединенных Штатах, Пуэрто-Рико, Доминиканской Республике и Испании, а также насчитывает более 4000 сотрудников по всему миру.
Производственный и распределительный центр Goya, Пуэрто-РикоБлагодаря безупречным маркетинговым стратегиям, тактике и проницательным исследованиям, Goya позиционирует свои разнообразные линейки продуктов как уважаемый бренд как среди латиноамериканского рынка, так и среди основных потребителей, заработав 1,5 миллиарда долларов на рынке. годовой объем продаж. Когда-то продававшаяся только в винных погребах, специализированных магазинах для мам и пап, а теперь в национальных клубных магазинах, таких как Costco, Sam’s Club и BJ’s Wholesale, Goya Foods можно найти в проходах по всей стране. Эволюция и успех Goya Foods продемонстрировали силу компании и авторитет бренда на латиноамериканском рынке и ее выход на основной рынок Америки.
Товары из Центральной АмерикиGoya всегда стремилась быть компанией увлеченных людей, которые заботятся об изменении общества к лучшему. Согласно рейтингу TotalSocial, в 2018 году Goya заняла 2-е место в рейтинге ведущих продуктовых брендов США за свое социальное влияние и поддержку сообщества. Через Goya Gives Гойя поддерживает около 300 благотворительных начинаний, программ, стипендий и мероприятий, а также жертвует миллионы фунтов еды местным продовольственным банкам и приютам, особенно во время стихийных бедствий, таких как ураган Мария в Пуэрто-Рико, ураган Сэнди и Ураганы Харви и Айрин. В 2017–2018 годах компания запустила кампанию Can Do в поддержку Feeding America и пожертвовала более 1,5 миллиона фунтов еды нуждающимся семьям по всей стране. В 2011 году президент Барак Обама наградил Goya за ее неизменный успех и приверженность латиноамериканскому сообществу, единственную компанию, которая когда-либо была отмечена президентом.
Goya Foods остается твердой в своей цели быть брендом выбора для подлинной латинской кухни, сохраняя при этом ориентированный на семью подход к своим потребителям и свои корни в кулинарных традициях латиноамериканских общин во всем мире. Для получения дополнительной информации посетите Goya.com
Продуктовый магазин Гойи — Магазин Гойя
Вкуснейшее печенье GOYA® Maria из Испании
Это печенье имеет восхитительный сладкий вкус и хрустящую текстуру. Держите их в своей кладовой, когда захотите насладиться восхитительным вкусом.
Купить сейчас
НОВИНКА! Чипсы GOYA® Latin Roots
Каждый чипс из самого сердца Центральной Америки наполнен ароматом, который заставит вас и вашу семью хотеть еще!
Купить сейчас
Натурально увлажняющая кокосовая вода GOYA®
Утоляйте жажду так, как задумано природой, с помощью естественно увлажняющей кокосовой воды Goya! Выпейте в окончательном освежении.
Купить сейчас
Бобы Рис Приправы Кладовые скобы Напитки Закуски Разнообразные пакеты Все продуктыЧерная фасоль
от 1,69 $
Чистая кокосовая вода
от 6,29 $
Томатный соусот 0,79 $
Нут
от 1,69 $
Бестселлеры
Черная фасоль
1,69 $
Чистая кокосовая вода
6,29 $
Томатный соус
0,79 $
Нут
1,69 $
Печенье Мария
1,79 $
Зеленый голубиный горошек
2,29 $
Кокосовая вода с мякотью, мультиупаковка
11,39 $
Жареные свиные шкварки Chicharrones
$3,09
Черные бобы
1,99 $
Фасоль пинто
2,09 $
Оливковое масло Extra Virgin
11,89 $
Чипсы манго
3,69 $
Кокосовые чипсы
3,69 $
Чипсы подорожника острые и пряные
3,69 $
Чипсы из подорожника с лаймом
3,69 $
Чипсы из подорожника с чесноком
3,69 $
Чипсы из подорожника Оригинальный
$3,69
Чипсы Latin Roots со сладким картофелем
4,49 $
Экзотическая смесь чипсов Latin Roots
4,49 $
Lady Fingers
2,69 $
New From Goya
Запеченные фруктовые чипсы GOYA®
Вы любите тропический аромат кокоса и манго? Тогда фруктовые чипсы GOYA® для вас.