Гоголя портрет краткое: Краткое содержание «Портрет» Гоголя по частям, краткий пересказ, повесть в сокращении

Кейс №6 по теме «Анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Кейс №6 Занятие на тему: « Анализ   повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Краткое содержание повести

1834

Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе,  где среди множества картин,  изображающих мужичков или ландшафтики,  он разглядел одну и,  отдав за нее последний двугривенный,  принес домой.  Это портрет старика в азиатских одеждах,  казалось,  неоконченный,  но схваченный такою сильной кистью,  что глаза на портрете глядели,  как живые.  Дома Чартков узнает,  что приходил хозяин с квартальным,  требуя платы за квартиру.  Досада Чарткова,  уже пожалевшего о двугривенном и сидящего,  по бедности,  без свечи,  умножается.  Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника,  принужденного к скромному ученичеству,  тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой»  производят шум и сбирают изрядный капитал.   В это время взор его падает на портрет,  уже им позабытый, — и совершенно живые,  даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его,  сообщая ему какое-то неприятное чувство.  Отправившись спать за ширмы,  он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет,  также вперяющий в него взор.  В страхе Чартков занавешивает его простыней,  но то ему чудятся глаза,  просвечивающиеся чрез полотно,  то кажется,  что простыня сорвана,  наконец,  он видит,  что простыни и в самом деле уж нет,  а старик пошевельнулся и вылез из рам.  Старик заходит к нему за ширмы,  садится в ногах и принимается пересчитывать деньги,  что вынимает из принесенного с собою мешка.  Один сверток с надписью «1000 червонцев»  откатывается в сторону,  и Чартков хватает его незаметно.  Отчаянно сжимающий деньги,  он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть.  После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело.  Пришедший с хозяином квартальный,  узнав,  что денег нет,  предлагает расплатиться работами.

  Портрет старика привлекает его внимание,  и,  разглядывая холст,  он неосторожно сжимает рамы, — на пол падает известный Чарткову сверток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и,  утешаясь историями о кладах,  заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской,  снимает роскошную квартиру на Невском,  одевается щеголем,  дает объявление в ходячей газете, — и уже назавтра принимает заказчицу.  Важная дама,  описав желаемые детали будущего портрета своей дочери,  уводит её,  когда Чартков,  казалось,  только расписался и готов был схватить что-то главное в её лице.  В следующий раз она остается недовольна проявившимся сходством,  желтизной лица и тенями под глазами и,  наконец,  принимает за портрет старую работу Чарткова,  Психею,  слегка подновленную раздосадованным художником.

В короткое время Чартков входит в моду: схватывая одно общее выражение,  он пишет множество портретов,  удовлетворяя самые разные притязания.

  Он богат,  принят в аристократических домах,  о художниках изъясняется резко и высокомерно.  Многие,  знавшие Чарткова прежде,  изумляются,  как мог исчезнуть в нем талант,  столь приметный вначале.  Он важен,  укоряет молодежь в безнравственности,  становится скрягой и однажды,  по приглашению Академии художеств,  придя посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей,  видит совершенство и понимает всю бездну своего падения.  Он запирается в мастерской и погружается в работу,  но принужден ежеминутно останавливаться из-за незнания азбучных истин,  изучением коих пренебрег в начале своего поприща.  Вскоре им овладевает страшная зависть,  он принимается скупать лучшие произведения искусства,  и лишь после скорой его смерти от горячки,  соединившейся с чахоткою,  становится ясно,  что шедевры,  на приобретение коих употребил он все свое огромное состояние,  были им жестоко уничтожены.  Смерть его ужасна: страшные глаза старика мерешились ему всюду.

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга.   Среди китайских ваз,  мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца,  чьи глаза выписаны с таким искусством,  что кажутся живыми.  Цена возрастает вчетверо,  и тут выступает художник Б.,  заявляющий о своих особенных правах на это полотно.  В подтверждение сих слов он рассказывает историю,  случившуюся с его отцом.

Обрисовав для начала часть города,  именуемую Коломной,  он описывает некогда жившего там ростовщика,  великана азиатской наружности,  способного ссудить любою суммой всякого желающего,  от нишей старухи до расточительных вельмож.  Его проценты казались небольшими и сроки выплаты весьма выгодными,  однако странными арифметическими выкладками сумма,  подлежащая возврату,  возрастала неимоверно.  Страшнее же всего была судьба тех,  кто получал деньги из рук зловещего азиатца.  История молодого блистательного вельможи,  губительная перемена в характере которого навлекла на него гнев императрицы,  завершилась его безумием и смертью.  Жизнь чудной красавицы,  ради свадьбы с которой её избранник сделал заем у ростовщика (ибо родители невесты видели препятствие браку в расстроенном положении дел жениха),  жизнь,  отравленная в один год ядом ревности,  нетерпимости и капризами,  явившимися вдруг в прежде благородном характере мужа.

  Покусившись даже и на жизнь жены,  несчастный покончил с собой.  Множество не столь приметных историй,  поскольку случились они в низших классах,  также связывалось с именем ростовщика

Отец рассказчика, художник-самоучка,  собираясь изобразить духа тьмы,  нередко подумывал о страшном своем соседе,  и однажды тот сам является к нему и требует рисовать с себя портрет,  дабы остаться на картине «совершенно как живой».  Отец с радостью берется за дело,  но чем лучше ему удается схватить внешность старика,  чем живее выходят глаза на полотне,  тем более овладевает им тягостное чувство.  Не имея уже сил выносить возрастающее отвращение к работе,  он отказывается продолжать,  а мольбы старика,  объясняющего,  что после смерти жизнь его сохранится в портрете сверхъестественною силой,  пугают его окончательно.  Он убегает,  неоконченный портрет приносит ему служанка старика,  а сам ростовщик назавтра умирает.  Со временем художник замечает в себе перемены: чувствуя зависть к своему ученику,  он вредит ему,  в его картинах проявляются глаза ростовщика.

  Когда он собирается сжечь страшный портрет,  его выпрашивает приятель.  Но и тот принужден вскоре сбыть его племяннику; избавился от него и племянник.  Художник понимает,  что часть души ростовщика вселилась в ужасный портрет,  а смерть жены,  дочери и малолетнего сына окончательно уверяют его в том.  Он помещает старшего в Академию художеств и отправляется в монастырь,  где ведет строгую жизнь,  изыскивая все возможные степени самоотвержения.  Наконец он берется за кисть и целый год пишет рождество Иисуса.  Труд его — чудо,  исполненное святости.  Сыну же,  приехавшему проститься перед путешествием в Италию,  он сообщает множество мыслей своих об искусстве и среди некоторых наставлений,  рассказав историю с ростовщиком,  заклинает найти ходящий по рукам портрет и истребить его.  И вот теперь,  после пятнадцати лет тщетных поисков,  рассказчик наконец отыскал этот портрет, — и когда он,  а вместе с ним и толпа слушателей,  поворачивается к стене,  портрета на ней уже нет. Кто-то говорит: «Украден».
  Возможно,  и так.  Пересказала Е. В. Харитонова

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

   I. Оргмомент.

   II. Объявить тему, цели урока. Обращение к эпиграфу на доске.

   Ребята, эпиграфом к нашему уроку служит изречение Теодора Драйзера:

Искусство — это нектар души,

собранный в трудах и муках.

   Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе обывателей?

 

   — Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать?

   На чаше весов с одной стороны — труд. Служение искусству, бедность, с другой — деньги, богатство, слава.

   Что же происходит с художником, поддавшимся искушению и изменившим искусству? Ответ на этот вопрос мы найдем в первой части гоголевского «Портрета».

  

   — Каким мы видим молодого художника в начале повести?        Найдите описание его внешнего вида, квартиры, где он живет. (стр. 280, 283) (Перед нами, нищий художник, который «с самоотвержением предан своему труду»).

 

   — Какие перспективы открываются перед ним? О чем предупреждает его профессор? (Чтение сцены беседы Чарткова с профессором) (стр. 285).

  

   ВЫВОД: Несомненно, Чартков — «художник с талантом, пророчившим многое». Профессор предупреждает его о том, что данный Богом дар можно погубить, завоевывая славу и богатство рисованием «модных картинок за деньги». «Терпи», — дает он совет.

   А ведь трудно не поддаться искушению. И молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни.

 

   — Найдите в тексте его размышления. Какие слова, с вашей точки зрения являются важными, ключевыми для понимания его натуры?

   «Иногда становилось ему досадно, когда … даже вовсе не живописцу по призванию одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг капитал . .. завидно рисовалась в голодном его воображении участь богача – живописца … бросить все и закутить с горя назло всему».

 

   — Вспомните, где мы впервые встречаемся с художником? Почему именно в Щукином дворе? Какую художественную ценность, с точки зрения автора, представляют собой картины, выставленные там?

   Гоголь очень ироничен в описании шедевров, пользующихся популярностью у народа: «мишурные рамы», «фламандский мужик с трубкою и выломанной рукой, похожий

на индейского петуха в манжетах» и тому подобное.

   — Какого же мнения об этих работах художник?

   «Одни и те же краски, та же манера … принадлежит грубо сделанному автомату, нежели человеку…»

 

   — Чем же поразил его портрет старика?

   Глядя на портрет, каждый ощущал реальность изображенного человека. Но особенно притягательны глаза старца, обладающие страшной разрушительной силой.

 

   — Какую фантастическую силу таит в себе этот портрет? Расскажите о странном сне художника.

   Чартков не в силах, сопротивляться портрету: он неожиданно для себя покупает его, не может оторвать от него взгляда.

   (Ребята, вы обратили внимание, что в повести часто повторяется слово «неожиданно». Чартков многое делает неожиданно для самого себя, как бы помимо своей воли).

   Сон художника – фантастическая реальность. Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова. И художник оказывается в руках злого существа.

   Ребята, проследите за чувствами и движениями Чарткова, увидевшего сверток с деньгами, откатившийся чуть дальше остальных. (Работаем с текстом. Находим ключевые слова: «вперился весь в золото, глядя неподвижно, судорожно схватил, полный страха и т.д., сердце билось сильно, сжимал покрепче сверток, полный отчаяния стиснул сверток, употребил все усилия).

   — Почему именно деньги нашел Чартков в портрете? Само по себе это фантастично или реально?

   Реально, но Гоголь подчеркивает фантастичность денег в портрете – это частица зла, составляющего сущность ростовщика.

   — Как распоряжается этими деньгамн художник? На что решает их потратить?

   Проследим за его действиями: сначала он зашел к портному, затем, т торгуясь, нанял первую попавшуюся великолепную квартиру, нечаянно купил дорогой лорнет, нечаянно купил бездну галстуков, без всякой причины прокалился в коляске и т.д.

  

   ВЫВОД: Чартков заботится о своих удовольствиях. В нем начинает торжествовать дурная сторона натуры. Мы чувствуем разительную перемену в художнике. Став богатым, Чартков не замечает своего учителя, заказывает статьи о необыкновенных талантах новоиспеченного живописца, любуется собой, разглядывая свое отражение в зеркалах.

   — Как изменилось его отношение к искусству?

   Считая себя непревзойденным мастером, он низвергает авторитеты, критикует Рафаэля и Микеланджело, Чартков заявляет, что «прежним художником уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро».

   Вспомним: над первым портретом молодой девушки он работал, как показалось даме – заказчице, уж слишком долго, но «скоро он . .. сам начал дивиться чудной быстроте своей кисти».

   Теперь он пишет картины всего два дня.

   — Приносит ли прежнюю радость и удовлетворение процесс творчества?

   «Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица…», «… кисть его хладела и тупела, и он … заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы…».

   Ребята, сопоставим эти ощущения художника с теми, которые он испытывал на Щукином дворе.

   Вывод неутешителен: он стал модным, известным художником, но постепенно приходит осознание того, что его картины бездарная мазня, совершенно далекая от настоящего искусства.

   — Что же произошло с художником? Как автор относится к этому перерождению?

   Гоголь выносит суровый приговор: «Слава не может дать наслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил». Художник перерождается в скрягу «с мертвецом вместо сердца».

   — Почему, увидев картину своего бывшего однокурсника, герой не сумел вынести о ней «пошлое суждение зачерствелых художников»?

   — Какое впечатление произвела на него картина?

   Товарищ Чарткова, «как отшельник, погрузился в труд». Он достойно прошел жизненные испытания, сохранив чистоту своей души. Его духовная сила воплотилась в «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста», произведение искусства.

   — Осознал ли Чартков, что он загубил свой талант?

   Итак, перед человеком всегда встает определенный выбор — выбор судьбы. Бывает, что, выбирая, человек ошибается, и снова его мучит выбор – что делать дальше: осознать свою ошибку и исправить ее – это добрый путь; или понимать, что ошибаешься, но гордыня не позволяет исправиться, тогда падение окончательное – это злой выбор, безнравственный.

   — Какой выбор делает Чартков?

   Чартков стал вандалом. Он покупал и уничтожал все «лучшее, что только производило художество». Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько, сколько истребил этот свирепый мститель».

   Ужасает полная деградация личности художника.

   ВЫВОД: От бедности талантливый художник случайно поднимается к богатству, но это зло, и оно не приносит добра ни ему, ни людям. Талант не может служить безнравственности.

   Каким, по мысли Гоголя, должен быть настоящий художник? (Обращение к эпиграфу, в котором отражается главная мысль рассуждения).

 

   Домашнее задание; прочитать внимательно II часть повести, выбрать все суждения героев и автора об искусстве, подготовиться к письменной самостоятельной работе.

   Словарная работа: искушение, ростовщик.

 

Краткое содержание повести Портрет Гоголя для читательского дневника

Писатели и художники

  1. Читательский дневник
  2. 8 класс
  3. Гоголь — Портрет

Автор: Гоголь Николай Васильевич

Главный герой: будущий художник, молодой студент Чатков

Литературный жанр: повесть

Сюжет:

Много народа проходило на Щукином дворе и останавливали свои взгляды. В основном все картины были созданы масляными красками.

Художник Чатков тоже проходил мимо и отдал последние деньги. Одет он был в старую шинель. Позже он пожалеет о своём поступке. Долго он шёл с портретом до пятнадцатой линии на Васильевском острове, очень устал. Не стал отдавать Никите шинель, прошёл в не большую студию. Никита сказал, что к нему приходили квартальный и хозяин и сказали, что завтра придут. Так как за квартиру не оплачено и за ним есть долг.

Сам художник был талантлив, подавал большие надежды на будущее. Профессор учил его, чтобы он не гнался за модным освещением и отметил, что у него есть талант.

— Смотри, чтоб из тебя не получился модный живописец. Иногда ты не строго рисуешь, а иногда и слабо.

Да, многие работы были ступенью к познанию истинного искусства. Однако он ещё незнаменит и за его картину никто и гроша не даст. Размышляя о своём нищем положении, он вдруг почувствовал чей-то взгляд. Это были глаза с картины. Ему казалось, что глаза постоянно смотрят на него. Слуга храпел в соседней комнате. Наш герой не мог заснуть. Ему было страшно.

На ночь он закрыл холст простынёй. Ему показалось, что через ткань, всё равно, на него как живые пристально смотрят глаза ростовщика. Несколько ночей подряд он мучается кошмарными снами. Ему начинает мерещиться взгляд старика с холста. Будто он рассматривает внимательнее мужчину на портрете. И вдруг он вышел из портрета и стал считать червонцы и один свёрток упал. Казалось, старик не увидел, и наш герой мог припрятать тысячу в руке. Проснулся студент в поту.

И вот зашёл хозяин с квартальным и стали требовать оплату за жильё. Наш герой стал объяснять пока средств нет. И полицейский предложил взять картину. А хозяин объяснил, что ему не нравится портрет слуги. Рассматривая картины, квартальный увидел старика, взял в руки, и рамка немного хрустнула и зазвенели червонцы. И тогда квартальный сказал, что не желаете платить, нас тревожите. И потребовал, чтобы к вечеру оплата была. И хозяин стал жаловаться, что комната испорчена.

И вот он увидел свёрток. Стал рассуждать, что теперь сможет купить красок и работать без помех. Долго думая, он вдруг захотел красиво пожить. Чтобы у него была хорошая одежда и жильё. И стал он сорить деньгами без надобности. Сделал прическу в парикмахерской, прокатился без надобности на карете. Всё перевёз в огромную квартиру. Часть поставил в комнате, а часть убрал. Мимо прошёл профессора и сделал вид, что не узнал его.

Он приходит в газету даёт объявление, что он лучший художник. К нему приходит дама, после объявления, просит посмотреть работы и попросит нарисовать портрет дочери. Три часа он рисовал, увлёкся рисованием. Но, они сказали, что спешат и ушли. И его пригласили в гости. Раньше об этом можно было только мечтать. Он процветает и становится модным художником, но у него пропадает талант. Вскоре он пытается сжечь талантливые картины, сходит с ума и умирает.

Художник, не дописавший портрет пытается отделаться от картины. Где она появляется, там всех преследуют несчастья, и они избавляется от холста. Названный именем художника Б. человек хочет купить картину на аукционе, чтобы уничтожить, но она исчезает.

Картинка к произведению

Интересные темы

  • 8 класс
  • Картина жизни донских казаков в романе Тихий Дон

    Ключевая тематика сюжетного повествования произведения заключается в изображении жизни представителей, относящихся к донскому казачеству, в нелегкий исторический период начала двадцатого стол

  • Тургенев — Воробей

    Повествование в рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Воробей» ведётся от первого лица. Произведение состоит из трёх частей — завязки, кульминации и развязки. В начале рассказа автор возвращае

  • Лагин — Старик Хоттабыч

    Произведение по жанру является сказочной повестью, главными героями которой являются пионер Волька и волшебник по имени Хоттабыч. Повесть адресована детской читательской аудитории.

© 2022 meriana.ru

Поток Таинственный портрет Николая Гоголя | Злая история о социальной алчности молодого художника by Cave of Apelles

Stream Загадочный портрет by Nicolai Gogol | Злая история о социальной жадности молодого художника Пещеры Апеллеса | Слушайте онлайн бесплатно на SoundCloud

JavaScript отключен

Вам необходимо включить JavaScript для использования SoundCloud

Покажите мне, как его включить

опубликовано

Что происходит, когда молодой художник, находящийся на грани экономического краха, получает много денег? Борк Нердрум и Ян-Уве Тув рецензируют рассказ Николая Гоголя «Таинственный портрет». Темы из беседы: • Чартков наткнулся на портрет в магазине картин. • Обнаружение тысячи золотых монет в задней части кадра • Бросить ремесло, чтобы стать художником-портретистом из высшего общества. • Понимая, что растратил свой талант, он начинает уничтожать чужие работы. • «Дьявол» — ростовщик, разрушающий жизнь всех своих клиентов • Был ли его портрет заказан религиозным художником, чтобы «оставить его в живых» • Художник начинает завидовать и начинает рисовать злые выражения. • Портрет губит любого, у кого он есть • «Дьявол» — это отсутствие интереса к своей работе • Людей, которые боятся, дьявол легко соблазняет. • Интегрированы ли вы и можете ли вы стоять на своих собственных ногах? ▶ Полное видео: https://www.patreon.com/caveofapelles 🎵 Полное аудио: https://caveofapelles.com/podcast Разговор был подготовлен Борком С. Нердрамом при содействии Кассандера Страумсгаарда и Кристин Онсруд. Центральным элементом был 19Репродукция «Надежды» Г. Ф. Уоттса, X век. ПРИВЕТ НАШИМ ТОП-СПОНСОРАМ! Фергус Райан Шон Робертс Матиас Прой Виорел Трандафир Бёрге Мо Джон Харальд Асфейм Дин Энтони Аластер Блейн Андерс Берге Кристенсен Эйвинд Йостен Эрик Ласки Фернандо Рамирес Франсиско Сальвакао Хорек Йордал Андреассен Ивер Уккестад Джек Энц Уорнер Джаред Фонтан Марион Бу-Педерсен Морис Роббинс Майкл Айриш Стейси Евангелиста Тонелиз Ругаас Трим Йордал Ингве Хеллан Хотите получить премиум-доступ? Стать покровителем: https://patreon. com/caveofapelles/ Подписывайтесь на нашу новостную рассылку. Это единственный способ убедиться, что вы получаете контент от нас на регулярной основе: https://bit.ly/2L8qCNn Смотрите другие наши каналы: https://www.youtube.com/c/SchoolofApelles https://www.youtube.com/c/CultureWarsNow Подкаст доступен на SoundCloud, iTunes и Spotify: https://spoti.fi/2AVDkcT https://apple.co/2QAcXD6 Посетите нашу страницу в фейсбуке: https://www.facebook.com/caveofapelles Грохот: https://rumble.com/user/CaveOfApelles По вопросам — [email protected]

Жанр
Китч
  • Пользователи, которым нравится «Таинственный портрет» Николая Гоголя | Злая история о социальной жадности молодого художника
  • Пользователи, которые сделали репост Таинственный портрет Николая Гоголя | Злая история о социальной жадности молодого художника
  • Плейлисты, содержащие «Таинственный портрет» Николая Гоголя | Злая история о социальной жадности молодого художника
  • Еще треки, похожие на «Таинственный портрет» Николая Гоголя | Злая история о социальной жадности молодого художника
Лицензия: все права защищены

Ваш текущий браузер несовместим с SoundCloud.
Загрузите один из поддерживаемых нами браузеров. Нужна помощь?

Хром | Фаерфокс | Сафари | Край

Извините! Что-то пошло не так

Ваше сетевое соединение нестабильно или браузер устарел?

Мне нужна помощь

Популярные запросы

Портрет Александра Пушкина и Николая Гоголя. Доступны в виде отпечатков в рамке, фотографий, настенных рисунков и других продуктов № 150009.68

Наши стандартные фотоотпечатки (идеально подходят для оформления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеальна для обрамления

Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших фотографий и подходят для обрамления

Печать в рамке
9 Рамка и смонтированные принты — профессионально изготовленные и готовые к размещению

Поздравительные открытки
Поздравительные открытки на дни рождения, свадьбы, юбилеи, выпускные, благодарности и многое другое

Печать на холсте
Печать на холсте придает цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную раму и готов к подвешиванию

Пазлы
Пазлы — идеальный подарок на любой случай

Старинные рамы
Репродукции в рамах со скошенной кромкой под дерево — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию

Репродукция изобразительного искусства
Наши репродукции с мягкой текстурной натуральной поверхностью лучше, чем обладание оригинальным произведением искусства. Наши репродукции соответствуют стандартам самых требовательных музейных хранителей. индивидуальная подставка для карточек, готовая к обрамлению

Кружка для фотографий
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные именные кружки с фотографиями станут идеальным подарком для близких, друзей или коллег по работе

Открытки
Фотооткрытки — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *