Гоголь вечера на хуторе близ диканьки краткое содержание для чит дневника: «Вечера на хуторе близ Диканьки» краткое содержание произведений Гоголя – читать пересказ онлайн

Содержание

«Вечера на хуторе близ Диканьки» краткое содержание произведений Гоголя – читать пересказ онлайн

13 мин.

Николай Гоголь

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 1029.

Обновлено 10 Ноября, 2022

О произведении

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя представляет собой цикл повестей, объединенных общей тематикой: противодействие добра и зла. Ярким и самобытным фоном к нему послужили фантастические истории, народные сказания и поверья, харизматичные и запоминающиеся персонажи.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Вечера на хуторе близ Диканьки» по главам. Пересказ книги пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События повестей происходят на Украине, на Полтавщине, в XVII, XVIII, XIX веках.

Главные герои

  • Грицько, Вакула, Петрусь, Левко – молодые парубки, отважные, смекалистые, добрые.
  • Оксана, Параска, Ганна, Пидорка – юные панночки, чьи родители предъявляют высокие требования к женихам.
  • Пацюк, Шпонька, Чуб, Хивря – комические персонажи.
  • Нечистая сила – олицетворение зла, которое не только является виновником бед и несчастий у добрых людей, но и зачастую наказывает излишне жадных и завистливых персонажей.

Краткое содержание

Часть первая

Сорочинская ярмарка
Главы 1-4

На ярмарку отправился мужик вместе со своей неугомонной супругой и юной красавицей-дочкой. Проезжая «толпу стоявших на мосту парубков», девушка засмотрелась на пригожего юношу, а тот, увидев красавицу, во всеуслышание заявил, что готов отдать «все свое хозяйство, чтобы поцеловать ее».

В ответ на него посыпались ругательства со стороны мачехи.

На ярмарке «парубок в белой свитке, с яркими очами» отыскал приглянувшуюся ему девушку. Между молодыми людьми вспыхнула искра. Парень решил, не теряя времени, попросить у ее отца согласия на свадьбу. Солопий Черевик, узнав в парубке Охримова сына – Грицька, был не против отдать за него свою единственную дочь Параску. Но неожиданно на пути молодых стала Хивря – жена Солопия и мачеха Параски.

Главы 5-11

Увидев пригорюнившегося парубка, местный цыган предложил ему помощь. Грицько согласился дешево продать своих волов цыгану, лишь бы тот помог ему жениться на Параске.

Тем временем к Хивре пришел попович Афанасий Иванович в надежде получить от дородной красавицы кушаний «послаще всех пампушечек и галушечек». Однако свидание не задалось – на улице послышались голоса, и Хивря живо спрятала своего поклонника.

Солопий Черевик пригласил гостей отужинать, и от кума узнал легенду о

«красной свитке» – чертовой проделке, что мешала честным людям торговать. Воспользовавшись этой легендой, хитрый цыган ловко разыграл Солопия.

Главы 12-13

Спасителем недалекого Черевика стал Грицько, который в качестве награды потребовал от мужика свадьбы, да такой, «чтобы целый год болели ноги от гопака», и тот с радостью согласился. Так цыган получил волов, а парубок – жену.

Вечер накануне Ивана Купала

Много лет назад жил богатый казак по прозвищу Корж, и была у него дочка-красавица, которую всем сердцем полюбил его работник – бедный парень Петро Безродный.

Когда же старый Корж узнал, что его ненаглядная Пидорка связалась с оборванцем, он хотел было люто избить Петруся нагайкой, но за парубка заступился шестилетний сынок Ивась. У казака было «сердце не каменное», и он только предупредил Петра, чтобы тот больше не появлялся возле его хаты.

Между тем к Коржу «повадился ходить какой-то лях, обшитый золотом, с усами, с саблею, со шпорами». Несчастная Пидорка сообщила Петру, что готовится свадьба, но она лучше умрет, чем выйдет замуж за нелюбимого.

На помощь Петру пришел Басаврюк – «дьявол в человеческом образе». Он надоумил его сорвать папоротник, который цветет раз в году – в ночь на Ивана Купала, и с его помощью отыскать клад. Вот только не добыть золота без «крови человеческой». Ослепленный червонцами и драгоценными камнями, Петро решился на страшный грех – убийство младшего брата своей возлюбленной.

Став богатым женихом, Петрусь женился на Пидорке. Поначалу зажили они, «словно пан с панею», но уже через месяц рассудок у парня помутился. Умер он ужасной смертью, а Пидорка «дала обет идти на богомолье».

Майская ночь, или утопленница
Глава 1. Ганна

«Молодой козак Левко, сын сельского головы»

, влюблен в красавицу Ганну. Молодые люди мечтали пожениться, но против свадьбы был настроен отец парубка. Левко дал возлюбленной «слово козацкое», что уговорит отца изменить свое решение.

Козак рассказал девушке историю заброшенного дома у пруда. Когда-то давно злая мачеха извела здесь панночку, которая с горя утопилась. С тех пор душа ее не знала покоя и требовала мести.

Глава 2. Голова

Голова – самое «важное лицо на селе». Когда-то давно он сопровождал царицу Екатерину в Крым, и с тех пор был очень высокого мнения о своей персоне. Иной раз голова любил «прикинуться глухим, особливо если услышит то, чего не хотелось бы ему слышать». Он жил со свояченицей, но с удовольствием заглядывался на красивых девушек.

Глава 3. Неожиданный соперник. Заговор

Случайно Левко узнал, что его отец противился свадьбе потому, что сам был влюблен в красавицу Ганну. Он подбил своих приятелей отомстить голове, а заодно и хорошенько повеселиться.

Глава 4. Парубки гуляют

Пока голова строил со своим приятелем планы по строительству винокурни, под окнами хаты появились переодетые парубки. Они затянули песню, в которой голова поминался «не совсем благопристойными словами». Хозяин было поймал одного такого весельчака, но на поверку им оказалась переодетая свояченица – так парубки вовсю поглумились над головой.

Глава 5. Утопленница

Левко приснился сон, будто он помог утонувшей панночке отыскать ее мачеху – страшную ведьму. Злая женщина мучила девушку, «заставляла работать, как простую мужичку», а теперь прикинулась утопленницей, чтобы панночка не смогла отыскать ее. Левко удалось обнаружить ведьму, и в благодарность панночка пообещала помочь ему жениться на Ганне.

Глава 6. Пробуждение

Проснувшись, Левко с удивлением обнаружил у себя в руках записку, что передала ему панночка. Он отдал ее отцу, и тот узнал почерк комиссара, который приказывал

«сей же час» женить Левка на Ганне. Голове не оставалось ничего другого, как согласиться на эту свадьбу.

Пропавшая грамота

Как-то раз «задумалось вельможному гетьману» отправить самой царице послание. Полковой писарь передал грамоту казаку Фоме, чтобы тот немедля отправился в дорогу.

В Конотопе Фома оказался на ярмарке, где, повстречав знатного казака, разговорился с ним. Вскоре они уже организовали такую попойку, что посланник гетьмана быстро «позабыл про путь свой».

Был уже поздний вечер, когда приятели вместе отправились в дорогу. Поначалу казак веселил Фому разными байками, но как стемнело, он, пригорюнившись, признался, что душа его «давно продана нечистому».

Проснувшись поутру, Фома понял, что запорожец исчез, а вместе с ним конь и шапка Фомы, в которой находилась грамота к императрице. Шинкарь подсказал горе-посланнику, что тот сможет вернуть свое добро, если выиграет в карты у нечистой силы.

Глухой ночью в лесу Фоме пришлось играть «три раза в дурня» с ведьмой. Дважды он проиграл, пока не додумался, и не положил карты «потихоньку под стол — и перекрестил». Так гетьманский посланник вернул себе и коня, и шапку с грамотой.

Часть вторая

Ночь перед Рождеством

Прошел «последний день перед Рождеством», уступив место зимней, ясной ночи. Тем временем черт, «которому последняя ночь осталась шататься по белому свету», решил украсть месяц.

На «такое беззаконное дело» черт решился, когда узнал, что богатый казак Чуб собрался в гости к дьякону, куда же были приглашены голова, казак Свербыгуз и еще кое-кто.

Дочка же Чуба, «красавица на всем селе» Оксана, останется одна, и к ней наверняка придет в гости кузнец Вакула – «силач и детина хоть куда».

Черт решил отомстить кузнецу, который нарисовал его на «стене церковной» в самом жалком виде. Он решил выкрасть месяц, чтобы Чуб остался дома и у Вакулы не состоялось долгожданное свидание с любушкой.

Увидев, что на улице царит непроглядная темень, Чуб долго «ворчал и бранился», но все же решился отправиться в гости к дьякону вместе со своим кумом.

Дождавшись, когда Чуб покинул хату, Оксана принялась прихорашиваться перед зеркалом, любуясь собой. Вакула понимал, что он нужен девушке, «как перержавевшая подкова», но ничего не мог с собой поделать: всем сердцем он любил Оксану. Когда же прибежали парни и девушки, чтобы поколядовать, Оксана при всех пообещала тот час выйти замуж за Вакулу, если он принесет ей черевички, «которые носит царица».

Отправился кузнец «к запорожцу Пузатому Пацюку», который посоветовал ему оседлать черта и верхом отправиться в Петербург. Вакуле удалось ловко перехитрить черта и побывать во дворце самой царицы, у которой он попросил башмачки.

Когда же Вакула привез Оксане черевички самой царицы, девушка согласилась выйти за него замуж и без черевичек.

Подробное краткое содержание «Ночь перед Рождеством».

Страшная месть
Главы 1-5

В самый разгар празднования свадьбы среди гостей неожиданно появился старый колдун. Есаул Горобець, хозяин дома и отец жениха, выставил против него старинные иконы и прогнал нечистую силу. Гости же «стали собираться в кучки и слушать истории про чудного колдуна».

Когда возвращался со свадьбы домой «названый брат есаула Данило Бурульбаш» со своей красавицей-женой Катериной и годовалым сыном, он заметил, что супруга

«вдалася в печаль». Молодую женщину впечатлили рассказы о колдуне. Проплывая мимо кладбища, Данило заметил, что тут гниют «нечистые деды» того колдуна.

В доме Бурульбаша жил и отец Катерины, который вернулся на родину после многолетних странствий. Мужчины ненавидели друг друга, и только любовь к Катерине сдерживала их немного.

Однажды Катерине приснилось, что отец ее и есть «тот самый урод», которого они увидали на свадьбе. Бурульбаш проследил за тестем и выяснил, что он и в самом деле был колдуном, который по ночам вызывал к себе душу Катерины и склонял ее к близости. Утром он обо всем рассказал Катерине, и та отреклась от отца.

Главы 6-9

Данила заковал тестя в цепи не за колдовство, а «за тайное предательство, за сговоры с врагами православной Русской земли». Колдун принялся уговаривать Катерину выпустить его, чтобы он смог начать новую жизнь и замолить свои грехи. Молодая женщина поверила ему и отпустила на волю.

При виде пустого подвала Бурульбаш так сильно разозлился, что Катерина не посмела признаться ему в содеянном.

Погрустневший Данила признался жене, что «чует душа близкую смерть». Он попросил заботиться о сыне и никогда не оставлять его «ни в том, ни в этом свете». Узнав о приближении ляхов, Данила собрал своих хлопцев и отправился защищать родную землю. Это сражение стало последним для славного воина Бурульбаша.

Главы 10-16

Есаул Горобець приютил у себя несчастную Катерину и ее маленького сына. Она призналась, что по-прежнему ей снится ее страшный отец, который угрожает разрубить дитя, если она не выйдет за него замуж. Посреди ночи в страхе проснулась Катерина и увидела, что ее сын лежал мертвым в колыбели.

Не выдержав горя, Катерина сошла с ума. Женщина вернулась в свою хату, где жила под присмотром няни и казаков. Однажды к ней приехал странный гость, который представился другом покойного Бурульбаша. Узнала в нем Катерина своего отца и кинулась на него с ножом. Но не удалось ей отомстить за мужа и сына: «отец убил безумную дочь свою».

После совершенного злодеяния «колдун летел в Киев к святым местам». Он попросил было святого схимника помолиться о его душе, но тот отказался: уж слишком страшными были его грехи. В гневе бросился колдун к старцу и убил его.

Спустя много лет старец бандурист поведал слушателям дивную историю. Жили когда-то давно два брата – Иван и Петро. Страшно завидуя брату, Петро сбросил его вместе с маленьким сыном в глубокую пропасть. Сам же предатель и все его наследники оказались проклятыми на много поколений вперед.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Глава 1. Иван Федорович Шпонька

Иван Федорович Шпонька, дослужившись до чина поручика, получил письмо от своей тетушки. В силу приближающейся старости женщина попросила племянника обосноваться в родном хуторе Вытребеньки и помогать в ведении хозяйства. Шпонька согласился и подал в отставку.

Глава 2. Дорога

Дорога в Вытребеньки заняла две недели. По приезде в родовое гнездо Иван Федорович заметил, что его тетушка больна и слаба, как писала в письме.

Глава 3. Тетушка

Василиса Кашпоровна «имела лет около пятидесяти». В силу своего характера она никогда не была замужем: женихи попросту робели перед ней. Василиса Кашпоровна отличалась высоким ростом, крепким телосложением и большой физической силой.

С помощью тетушки Иван Федорович стал толковым хозяином. Вскоре он узнал о существовании дарственной на его имя, согласно которой он является владельцем небольшого плодородного участка. Выяснилось, что документ находился в руках «старого холостяка Григория Григорьевича Сторченка», и Шпонька решил наведаться к нему.

Глава 4. Обед

Оказавшись в доме у Григория Григорьевича, Шпонька сразу же приступил к делу. Однако хозяин стал всячески отпираться. Чтобы отвлечь гостя от дарственной, он позвал старушку-мать и двух сестер, барышень на выданье. Совместный обед прошел весьма душевно, и «с великим трудом, уже ввечеру, удалось Ивану Федоровичу распрощаться» с гостеприимным семейством.

Глава 5. Новый замысел тетушки

Дотошно расспросив племянника, Василиса Кашпоровна обдумывает новый план: «свести вместе» Ивана Федоровича и одну из сестер Сторченка. Она мечтала «увидеть скорее своего племянника женатым и понянчить маленьких внучков».

Спустя время тетушка с племянником пожаловала с визитом к соседям. Она дала понять Ивану Федоровичу, что он должен жениться на сестре Григория Григорьевича – Марье Григорьевне. Однако тот запротестовал: Шпонька совершенно не знал, что делать с женой.

Заколдованное место

Отец большого семейства отправился в Крым продавать табак, прихватив с собой трехлетнего сына. За хозяев остались его жена, трое сыновей, да старый дед, что развел баштан возле дороги.

Дед очень любил слушать истории путешественников, для него это было «все равно что голодному галушки». Однажды он повстречал знакомых чумаков, которые принялись потчевать его рассказами о своих странствиях.

На радостях дед хлебнул лишнего, и вскоре ему привиделось, будто в «стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка». Он запомнил это место, а после принялся копать и достал из ямы большой котелок. Нечистая сила пугала деда, но тот упорно не хотел расставаться с кладом. Когда же он принес котелок домой, то нашел в нем не золото, а «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое». С той поры поклялся дед никогда более не верить черту.

И что в итоге?

Сорочинская ярмарка

Грицько и Параска — женятся.

Солопий — благодаря Грицьку освобождается, возвращается домой и устраивает свадьбу для своей дочери.

Вечер накануне Ивана Купала

Петро — через месяц после свадьбы сходит с ума и умирает.

Пидорка — после смерти Петра дала обет отправиться в паломничество.

Майская ночь, или утопленница

Левко — помогает панночке опознать ведьму-утопленницу, получает разрешение от отца на брак с Ганной.

Панночка — в знак благодарности помогает Левко получить разрешение от отца на брак с Ганной.

Пропавшая грамота

Фома — обыграв ведьму в карты, возвращает своего коня, шапку и грамоту.

Ночь перед Рождеством

Вакула — женится на Оксане, рисует на стене в церкви чёрта в аду.

Оксана — после того как Вакула вернулся из столицы, соглашается выйти за него замуж.

Чёрт — исполнив всё, что от него требовал Вакула, получает три удара хворостиной и убегает.

Страшная месть

Данило Бурульбаш — во время битвы с ляхами пал от рук колдуна.

Катерина — после смерти мужа и сына сходит с ума, совершив неудачную попытку убить отца-колдуна, сама оказывается им убита.

Отец Катерины — пытается сбежать от исполина на горе, но все дороги ведут к нему; исполин бросает колдуна в пропасть, где того съедают мертвецы.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка

Иван Фёдорович — сопротивляется предложению тётушки женить его на сестре Григория Григорьевича.

Василиса Кашпоровна — планирует женить племянника на сестре Григория Григорьевича.

Заключение

В своих произведениях Николай Васильевич в легкой, юмористической манере выделяет главную мысль: любое зло, так или иначе, будет наказано, и правда будет неизменно на стороне добра.

После прочтения краткого пересказа «Вечеров на хуторе близ Диканьки» рекомендуем ознакомиться с творчеством Гоголя в полном объеме.

Тест по сборнику

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталия Иванова

    9/10

  • Никита Степанянц

    7/10

  • Сара Саева

    10/10

  • Талар Оококо

    4/10

  • Дарья Середова

    2/10

  • Ульяна Хамицевич

    9/10

  • Артём Камышник

    10/10

  • Виктория Анисько

    8/10

  • Милена Дж

    10/10

  • Вячеслав Божко

    10/10

Рейтинг пересказа

3. 9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 1029.


А какую оценку поставите вы?

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — краткое содержание сборника повестей Н. В. Гоголя


Здесь даны основные сведения о сборнике повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», представлено его краткое содержание для читательского дневника. В конце статьи указаны темы и идея этого сборника.

Содержание

Краткие сведения о произведении

Сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» является первой книгой Николая Васильевича Гоголя (не считая поэмы «Ганц Кюхельгартен», которая была напечатана под псевдонимом). Книга состоит из двух томов, в каждом из них по четыре повести. Написаны они в 1829–1832 годах. Первый том напечатан в 1831, второй — в 1832 году. По сюжету рассказы, входящие в книгу, якобы собрал и издал «пасичник Рудый Панько», у которого хуторяне устраивали посиделки. Рассказанные там истории пасечник записал, чтобы народ и повеселить, и попугать.

Действие книги происходит в 17–19 веках. Оба тома окольцовывают истории, рассказанные дедом дьяка Фомы Григорьевича — удалого запорожца, который своей жизнью как бы соединяет быль и небыль, прошлое и настоящее. На страницах произведения течение времени не разрывается, а пребывает в исторической и духовной слитности.

В этой книге, написанной по-русски, сохранена мелодика украинской речи.

Краткое содержание для читательского дневника

Часть первая
Предисловие

Написано оно от имени Рудого Панька — пасечника из Диканьки. Он описал, как проходят посиделки зимой. Девушки приходят на них с веретенами, прядут и поют песни, затем в хату приходят парубки и скрипач, начинаются танцы, а после веселья принимаются рассказывать весёлые и страшные истории. Пасечник их собрал в эту книгу. В конце предисловия он приглашает читателей в гости и поясняет, как добраться до Диканьки.

Сорочинская ярмарка

На ярмарку в местечко Сорочинец приехал крестьянин со своей новой женой да дочерью Параской. В девушку влюбился парубок Грицко и посватался к ней, но мачеха была против свадьбы. Цыган, узнавший об этом, предложил парубку сделку: он поможет жениться на любимой девушке, а за это Грицко продаёт ему волов подешевле. Тот согласился.

Цыган с помощью истории о чёрте и его красной свитке разыграл отца Параски, и тот с радостью отдал дочь замуж за Грицко. В итоге каждый получил то, что хотел: парубок — жену, цыган — волов.

Краткий пересказ повести по главам читайте здесь.

Вечер накануне Ивана Купала

В селе жил казак Корж. У него был маленький сын Ивась и дочь Пидорка, в которую был влюблён работник Коржа Петро. Заметив это, хозяин выгнал Петра, а дочь решил выдать за богатого ляха.

Узнав об этом, Петро с горя пошёл в шинок. Там ему вызвался помочь Басаврюк — «дьявол в человеческом образе». Басаврюк пообещал Петру золото за цветок папоротника. Когда парень добыл цветок, Басаврюк отвёл его к ведьме. Та шептала над цветком заклинания, и он указал место, где был зарыт клад. Но добыть сундук можно было, только пролив невинную кровь. У Петра помутился разум, и он убил Ивася.

Проспав двое суток, Петро увидел в своём доме два мешка с золотом, но откуда они и как получены, не помнил.

Узнав, что его работник разбогател, Корж согласился выдать за него дочку. Но счастье длилось недолго. Вскоре Петро стал как бы не в себе: всё пытался что-то вспомнить. Совсем одичал он, и жена привела старую знахарку, чтобы вылечила его от душевной болезни. Петро узнал в ней ведьму, всё вспомнил и метнул в неё топор. Но старуха пропала, а в хате появился призрак Ивася, залитого кровью. Пидорка в ужасе выбежала из хаты, а когда вернулась, то увидела на месте, где стоял Петро, только кучу пепла.

Пидорка ушла на богомолье и больше не появилась на селе. Басаврюка с тех пор сельчане обходили стороной. Они поняли, что это сатана, приманивавший хлопцев, чтобы искать клады, которые не даются нечистой силе.

Более подробный пересказ повести читайте здесь.

Майская ночь, или Утопленница

Сын городского головы Левко и красавица Ганна хотели пожениться, но отец парубка был против свадьбы. Вечером Левко рассказал Ганне о заброшенном доме у пруда и о судьбе панночки, которая жила там с отцом. Когда вдовый отец женился, мачеха заставила его выгнать дочь из дома. Девушка бросилась в пруд, но душа её не успокоилась. Однажды утопленница утащила мачеху на дно, но та избегла наказания, став неотличимой от других утопленниц.

Левко случайно узнал, что отец хочет ухаживать за Ганной, и решил проучить его. Парубок с друзьями, переодевшись пострашнее и почуднее, стали пугать голову.

Присев у пруда отдохнуть, Левко заметил в окне старого дома панночку. Она попросила парубка отыскать среди утопленниц мачеху. Молодой казак быстро понял, кто из утопленниц ведьма. В награду панночка пообещала, что его отец не будет против женитьбы сына, и дала письмо для головы.

Оказалось, что в нём был приказ от комиссара срочно женить Левко на Ганне.

Краткий пересказ повести по главам читайте здесь.

Пропавшая грамота

Дед дьячка из Диканьки, когда был молод, однажды получил поручение от гетмана доставить царице грамоту. Зашив её в шапку, дед отправился в дорогу. В пути познакомился он с запорожцем, который признался, что продал душу нечистому, и в эту ночь он придёт за ней. Попросил запорожец деда не спать и помочь ему, но дед всё же уснул. Утром он обнаружил, что запорожец исчез вместе с конями и шапкой деда. Понял он, что всё это утащила нечистая сила. Шинкарь подсказал деду, где отыскать чёрта.

Отправился дед добывать свою шапку с грамотой в лес. Увидел он у лесного костра людей с неприятными лицами. Рассказал дед им о своём деле и кинул все свои деньги к костру. И тут же очутился за одним столом с ведьмами и чертями. Выиграл он у них в карты свою шапку, да ещё потребовал вернуть коня. Оказалось, что его конь погиб, но взамен ему дали сатанинского коня, который понёс казака над страшными пропастями. Дед не удержался, полетел вниз и очнулся на крыше своей хаты. Зашёл он в неё и увидел, что жена, сидя спала и подпрыгивала на лавке. Понял дед, что нужно хату освятить, да некогда было — поехал к царице с грамотой. С тех пор ровно через каждый год его жена танцевала, не желая того — верно в наказание, что сразу дед не освятил хату.

Более подробный пересказ повести читайте здесь.

Часть вторая
Ночь перед Рождеством

Рождественским вечером кузнец Вакула пришёл к Оксане, дочери богатого казака Чуба. Собираясь на колядование, Оксана заметила на подружке красивые черевички и заявила, что выйдет замуж за кузнеца, если он добудет ей черевички, которые носит царица.

В это время к матери Вакулы, Солохе, по очереди приходили гости: чёрт, сельский голова, дьяк и Чуб. После того, как раздавался стук в дверь, она прятала очередного гостя в мешок.

Вакула решил перед праздником отнести мешки в кузницу. На улице он встретил Оксану с подружками. Красавица напомнила ему про черевички и, засмеявшись, убежала. Расстроенный Вакула бросил большой мешок и с маленьким за плечами побежал к знахарю Пузатому Пацюку. Попросил кузнец его о помощи, потому что считал, что тот приходится «немного сродни чёрту». Спросил Вакула у Пацюка как найти дорогу к чёрту. Тот ответил, что искать его не надо тому, «у кого чёрт за плечами».

На улице чёрт выскочил из мешка и сел Вакуле на шею, но кузнец схватил его за хвост, сотворил крест, и чёрт сделался смирным. Вакула оседлал его и велел везти к царице. В Петербурге кузнец сумел выпросить у царицы черевички.

В это время в селе стали говорить, что кузнец наложил на себя руки. Кроме того, сельчане были удивлены, найдя в мешках уважаемых людей. Оксана, горюя о Вакуле, не спала всю ночь и к утру была уже в него влюблена. Когда вернувшийся кузнец подарил Оксане черевички, ей они уже были не нужны, она и без них была согласна выйти замуж за Вакулу.

Страшная месть


На свадьбе сына есаула Горобца объявился колдун и исчез, испугавшись святых икон. После возвращения со свадьбы Данило Бурульбаш поссорился со своим злым старым тестем, а ночью его жене, Катерине, приснилось, что её отец — колдун.

Заметив в заброшенном замке огонёк, Данило заглянул в окно и увидел, что тесть ворожбой вызвал душу Катерины и заставлял полюбить себя, но душа колдуну не покорилась.

Вернувшись домой, Данило заковал тестя-колдуна в цепи. Катерина, поверив, что отец начнёт праведную жизнь, выпустила его. После этого на хутор напали ляхи, и Данило погиб. Колдун, вернувшись в старый замок, стал вызывать душу Катерины, но вместо неё в облаке показалось чьё-то лицо, которое навело ужас на колдуна.

Катерину взял жить к себе есаул Горобец, который был названым братом Данилы. Во сне ей привиделся колдун, угрожавший убить её годовалого сына, если Катерина не выйдет за него замуж. Утром, увидев своё мёртвое дитя, Катерина сошла с ума.

Колдун в образе друга Данилы приехал, чтобы забрать Катерину с собой, но она, узнав отца, ринулась на него с ножом. Но тот вырвал нож и убил свою дочь.

Тем временем чудо стало видно во все концы света — на вершине одной из Карпатских гор стоял всадник с закрытыми очами. Колдун был в ужасе — он узнал в рыцаре того, кто явился во время ворожбы. Хотел он скрыться от него, но куда бы ни поехал, дорога вела к Карпатам, и он очутился перед всадником. Открыл тот очи, схватил колдуна, тот сразу умер от страха и был сброшен в пропасть.

Кончается эта история песней бандуриста о том, как завистливый Петро сбросил в пропасть своего названого брата Ивана с маленьким сыном. И когда Ивана призвал Бог, тот попросил, чтобы всё потомство Петра не имело на земле счастья и мучилось после смерти. А последний из рода чтобы был такой злодей, какого ещё не бывало. И сбросит тогда Иван его с самой высокой горы.

Краткий пересказ повести по главам читайте здесь.

Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка


Иван Фёдорович Шпонька в детстве был очень благонравным, за это его всегда хвалили учителя. Но однажды один из них побил Ванюшу по рукам за то, что на уроке тот ел блин. С тех пор на всю жизнь осталась в характере Шпоньки какая-то робость.

После учёбы Иван Фёдорович поступил на военную службу, много лет служил исправно, в свободное время начищал пуговицы мундира и предавался подобным милым его сердцу занятиям. Книг не читал, кроме гадательной.

После смерти матушки в его имении хозяйничала тётушка. Однажды она написала племяннику, чтобы приехал сам хозяйствовать, так как она стара уже стала. Получил Иван Фёдорович отставку с чином поручика и поехал в своё имение. В дороге он познакомился с Григорием Григорьевичем Сторченко, помещиком-соседом по имению.

В своём родном хуторе Шпонька стал вести жизнь очень размеренную, и она ему нравилась. Тётушка оказалась совсем не старой и дряхлой, а энергичной и хозяйственной. Однажды она сообщила, что широкий луг за лесом принадлежит Ивану Фёдоровичу, так как бывший его владелец сделал дарственную запись на Ивана Фёдоровича. Где этот документ, неизвестно, наверно, у соседа Сторченко.

Иван Фёдорович, по совету тётушки поехал к нему, но Григорий Григорьевич сказал, что не знает ни о какой дарственной. У Сторченко Шпонька познакомился с его матушкой и сёстрами, и его угостили обедом.

Приехав домой, Иван Фёдорович сказал тётушке, что у соседа дарственной нет. Услышав от племянника, что сёстры Сторченко красивые, особенно белокурая, тётушка решила его женить.

Дня через четыре поехали они к соседу. Тётушка сделала так, чтобы Иван Фёдорович и белокурая барышня остались в комнате одни, но они почти всё время просидели молча. По дороге домой тётушка сказала, что Ивану Фёдоровичу пора жениться, и этим очень его испугала. Он не представлял, как будет жить с женой, которая всё время будет возле него, а комната уже не будет его личной. Ночью снились Шпоньке кошмары о жене: то она с гусиным лицом, то другие нелепые происшествия.

В голове энергичной тётушки созрел новый замысел, но тут повесть оборвалась.

Краткий пересказ повести по главам читайте здесь.

Заколдованное место


Эта история случилась, когда рассказчик был ещё маленьким. Его отец уехал в Крым торговать, а с семьёй остался дед. Засеял дед баштан. Мимо проезжали его знакомые чумаки, и началась у них гулянка да танцы. Дед тоже пошёл плясать, но когда дошёл до одного места, ноги его остановились. Несколько раз принимался дед плясать, но всё время останавливался на том месте.

Тут осмотрелся дед — оказалось, что он в чистом поле и манит его какой-то огонёк на могилке. Решил он, что там клад, и на следующий вечер пошёл туда с заступом, но найти могилку не смог. На третий вечер пошёл дед копать грядку на своём баштане и, проходя мимо заколдованного места, в сердцах ударил по нему заступом и вмиг очутился у могилки.

Выкопал дед котёл, и его окружила нечисть. Схватив котелок, кинулся старик прочь. Дома открыл котёл, а там один сор.

То место на баштане, где у него не вытанцовывалось, дед загородил плетнём и бросал туда сор. Когда эту землю стали нанимать соседи, то вырастало там всегда что-то чудное, не похожее ни на арбуз, ни на тыкву, ни на огурец.

Заключение к краткому содержанию

В сборнике повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» затронуты следующие темы:

  • природная мудрость и находчивость народа;
  • противостояние добра и зла;
  • освободительная борьба против врагов;
  • пустопорожность и ничтожность помещичьего быта.

Общая идея этого цикла состоит в том, что народ силён своей верой в добро и правду.

Краткое содержание сборника повестей может пригодиться для заполнения читательского дневника и для подготовки к уроку литературы.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Гоголь Николай

Великий русский прозаик, драматург, сатирик, основоположник так называемого критического реализма в русской литературе, наиболее известен своим романом «Мертвые души I-II» (1842, «Мертвые души»). Прозе Гоголя свойственны сила воображения и языковая игривость. Как обличителя гротеска в человеческой природе, Гоголя можно было бы назвать Иеронимом Босхом русской литературы.

Николай Гоголь родился в Сорочинцах, Украина, где он вырос в загородном имении своих родителей. Его настоящая фамилия была Яновский, но дед писателя взял фамилию «Гоголь», чтобы претендовать на дворянское казачье происхождение. Отец Гоголя был образованным и одаренным человеком, писавшим пьесы, стихи и очерки на украинском языке.

Гоголь начал писать еще в школе. Учился в Полтавском пансионе (1819-21), а затем в Нежинской гимназии (1821-28), где ставил пьесы для ученического театра и играл в некоторых постановках. Однако в школе его не очень уважали, и ему было трудно открыться своим одноклассникам, которые считали его «таинственным карликом», скрытным человеком. Матери он писал: «Дома меня считают своевольным, здесь меня называют кротким… в одних кругах я такой очень тихий, скромный, вежливый; в других — угрюмый, задумчивый, неотесанный. .. для некоторых я умный, для других я глуп» (1 марта 1828 г.).

В 1828 году Гоголь, начинающий писатель, поселился в Петербурге, имея грамоту, удостоверяющую его право на «чин 14-го класса». Чтобы обеспечить себя, Гоголь работал на второстепенных государственных должностях и иногда писал для периодических изданий. Хотя он интересовался литературой, он также мечтал стать актером. Однако столица России не приняла его с распростертыми объятиями, и его ранняя поэма «Ганс Кюхельгартен» (1829) обернулась катастрофой.

С 1831 по 1834 год Гоголь преподавал историю в Патриотическом институте и работал частным репетитором. В 1831 году он познакомился с Александром Пушкиным, который сильно повлиял на его выбор литературного материала, особенно его «Дикиньки сказки», основанные на украинском фольклоре. Их дружба продолжалась до самой смерти великого поэта. «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1831–1832 годов, прорывное произведение Гоголя, показали его умение смешивать фантастическое с жутким и в то же время сказать нечто очень существенное о русском характере.

После неудачи на посту ассистента всеобщей истории в Петербургском университете (1834-35) Гоголь стал штатным писателем. Под названием «Миргород» (1835) Гоголь издал новый сборник рассказов, начавшийся со «Старосветских помещиков», в котором описывалось упадок старого быта. В книгу также вошла известная историческая сказка «Тарас Бульба», написанная под влиянием Вальтера Скотта. Главный герой — сильный, героический персонаж, не очень типичный для позднейшей авторской кавалькады бюрократов, сумасшедших, мошенников и униженных неудачников. Один враждебно настроенный критик назвал его горожан «петербургскими отбросами». Вдохновленный гоголевскими темами бунта и свободы, чешский композитор Леош Янчек использовал роман как основу для своей оркестровой рапсодии «Тарас Бульба» (1918).

В своих рассказах Гоголь в полной мере использовал петербургскую мифологию, в которой город трактовался «и как «рай», утопический идеальный город будущего, воплощение Разума, и как страшный маскарад антихриста». (Юрий Лотман, «Вселенная разума», 1990 г.) Гоголь был также первым, кто опубликовал расширенное литературное сравнение Москвы и Петербурга, сделав вывод: «России нужна Москва, Петербургу нужна Россия».

«Назначено мне таинственными силами идти рука об руку с моими странными героями, — писал однажды Гоголь, — созерцая жизнь во всей ее необъятности, как она проносится мимо меня, созерцая ее сквозь видимый миру смех и невидимые слезы и неизвестно этим». «Петербургские рассказы» (1835 г.) исследовали социальные отношения и психические расстройства; Влияние Гоголя можно увидеть, среди прочего, в «Записках из подполья» Достоевского (1864 г.) и «Преступлении и наказании» (1866 г.). Гоголевская традиция продолжилась, среди прочего, и в рассказах Франца Кафки.

«Нос» этого периода был о человеке, потерявшем нос, который пытается жить своей жизнью. У самого Гоголя был длинный нос, но мотивы в повести были заимствованы у других писателей. Согласно исследованию В. Винограда (1987), такого рода сюрреалистические образы были популярны в 1820-1830-е годы. До сих пор загадка: не найден ключ, объясняющий, почему нос коллежского асессора Ковалева превращается в служащего и обратно в нос. Центральный сюжет вращается вокруг стремления Ковалева вернуть свой сбежавший орган – он приехал в Москву, чтобы подняться по социальной лестнице, но без должного лица это невозможно. Без руки или ноги не невыносимо, думает майор, но без носа человек черт знает что… Во внешне бредовой истории таится серьезная мысль: дело не в человеке, а в чине.

На «Невском проспекте» талантливый художник влюбляется в нежную поэтическую красавицу. Она оказывается проституткой, и художник кончает жизнь самоубийством, когда его романтические иллюзии рушатся. «Дневник сумасшедшего» спрашивал, почему «все лучшее в жизни достается конюшим или генералам?» «Шинель» (1842, «Шинель»), один из самых известных рассказов Гоголя, противопоставил смирение и кротость грубости «значительного лица». Центральный персонаж — Акакий Акакиевич, мелкий чиновник. Когда начинается зима, он замечает, что его старое пальто не подлежит ремонту. Ему удается накопить денег на новое роскошное пальто. Его коллеги в офисе устраивают вечеринку в честь его приобретения. Но его счастье оказывается недолгим. По дороге домой на него нападают воры и лишают его пальто. Чтобы возместить ущерб, Акакиевич просит помощи у важного лица, директора департамента в чине генерала. Он жестоко обращается с Акакиевичем, у которого поднимается температура, и через три дня он умирает от испуга. Однажды ночью, когда Важное лицо возвращается домой, на него нападает призрак, покойный Акакий, который теперь крадет его шинель. Воровство верхней одежды продолжается, хотя теперь призрак — крупный мужчина с усами и огромными кулаками.

Гоголь опубликовал в 1836 году несколько рассказов в пушкинском журнале «Современник», и в том же году появилась его знаменитая пьеса «Ревизор». В нем рассказывалась простая история о молодом госслужащем Хлестакове, оказавшемся в затруднительном положении в маленьком провинциальном городке. По ошибке местные чиновники принимают его за государственного инспектора, который инкогнито посещает их провинцию. Хлестаков с радостью приспосабливается к новой роли и пользуется ситуацией. Его настоящая личность раскрывается, но затем прибывает настоящий инспектор. Гоголь мастерски создает с помощью нескольких слов людей, места, вещи и позволяет им исчезнуть в потоке повествования. Владимир Набоков писал: «Кто этот несчастный купальщик, неуклонно и сверхъестественно растущий, прибавляющий в весе, жиреющий на мозгу метафоры? Мы этого никогда не узнаем — но ему почти удалось встать на ноги».

Его первая постановка состоялась в Санкт-Петербурге в присутствии царя. Выходя из своей ложи после премьеры, Царь заметил: «Гм, что за пьеса! Достала всех, а больше всего меня!» Гоголь, который всегда щепетильно относился к реакции на свои произведения, бежал из России в Западную Европу. Он посетил Германию, Швейцарию и Францию, а затем поселился в Риме. Он также совершил паломничество в Палестину в 1848 году, чтобы помолиться о вдохновении для второй части «Мертвых душ». Он впервые сжег рукопись части II в 1845 г.

В Риме Гоголь написал свое главное произведение «Мертвые души». «Пророк не находит чести на своей родине», — сказал он. Гоголь утверждал, что повесть была подсказана Пушкиным в разговоре в 1835 году. Пушкин не дожил до ее публикации, но, услышав прочитанные первые главы, воскликнул: «Боже, как печальна наша Россия!»

Желая охватить все русское общество, Гоголь рассматривал первый том лишь как «бледное предисловие к великой эпической поэме, которая складывается в моем сознании и окончательно разрешит загадку моего существования». В рассказе изображены приключения Павла Ивановича Чичикова, приехавшего в провинциальный город покупать «мертвые души», мертвых крепостных. Как персонаж он противоположен голодающему Акакию Акакиевичу. Продавая эти «души», Чичиков планировал получить огромную прибыль. Он знакомится с местными землевладельцами и в спешке уезжает из города, когда о нем начинают распространяться слухи.

В пьесе «Женитба» (1842) почти все врут, а главный герой Подголесин никак не может решиться на женитьбу. Он колеблется, соглашается, потом отказывается от своего обещания, жизнь полна обмана, но когда люди издеваются друг над другом, они на самом деле говорят правду. «Игроги» («Игроки») о профессиональных шулерах впервые были поставлены в 1843 году; Дмитрий Шостакович создал свою неоконченную оперу на основе комедии.

За исключением коротких поездок в Россию в 1839-40 и 1841-42 гг., Гоголь находился за границей двенадцать лет. Первое издание собрания сочинений Гоголя вышло в 1842 году и сделало его одним из самых популярных русских писателей. За два года до своего возвращения Гоголь опубликовал «Избранные места из переписки с друзьями» (1847), в которых отстаивал самодержавный царский режим и патриархальный русский быт. Книга разочаровала радикалов, считавших произведения Гоголя образцами социальной критики. «Крестьянин не должен даже знать, что существуют другие книги, кроме Библии», — рассуждал Гоголь. Радикальный критик Виссарион Белинский назвал его «апостолом невежества», а Сергей Аскаков посетовал, что «лучшее, что можно сделать, это назвать его сумасшедшим».

В последнее десятилетие своей жизни Гоголь изо всех сил пытался продолжить рассказ и изобразить падение и искупление Чичикова. Друзья Гоголя были измотаны его заносчивостью и ненадежностью. По возвращении из Иерусалима в Россию он попал под влияние фанатичного священника отца Константиновского, который убеждал его оставить литературу и уйти в монастырь. Гоголь сжег продолжение «Мертвых душ» всего за 10 дней до своей смерти на грани безумия 4 марта 1852 года. Сохранилось несколько глав второй части.

Гоголь умер от голодной смерти. Чтобы заставить его есть, применялись различные средства: ему поливали голову спиртом, к его лицу прикладывали горячие лепешки, а к носу прикрепляли пиявки. Время от времени возникают слухи, что Гоголя похоронили заживо, — ситуация, знакомая по рассказу «Преждевременное погребение» современного писателя Эдгара Аллана По (1809–1849).

Иван Фёдорович Шпонька и его тётя Николай Гоголь

Иван Фёдорович Шпонька и его тётя — необыкновенная юмористическая и фантазийная повесть Николая Гоголя, не столь известная, как «Шинель» или «Дневник сумасшедшего» или «Нос «, но повесть, содержащая самый эффектный кошмар во всей русской литературе.

Николай Гоголь — это стиль письма; его юмор и сатира связаны с выбором слов, необычным изменением тона, чувством игры и тайминга, тайминга, тайминга. Чтобы хоть немного уловить реальный язык автора, я связал свои комментарии с девятью цитатами, взятыми из вступительного абзаца рассказа и пяти глав.

«Я положил его в ящик маленького стола; Я думаю, вы хорошо его знаете: он стоит в углу, как раз там, где вы входите в дверь. . . Но я забыл, вы никогда не навещали меня там.

Так рассказывает рассказчик сказки в кратком, шутливом вступлении, ставя рамку того, как его слуга использовал последнюю часть этой сказки, записанную Степаном Ивановичем Курочкой, для выпечки пирогов, поэтому сказка неполная. Но, пожалуйста, не обманывайтесь: эта гоголевская повесть обладает непревзойденной полнотой — дело в том, чтобы читатель понял глубину и красоту сна Спонки в последней главе.

I. ИВАН ФЕДОРОВИЧ СПОНКА
«Иван Федорович, хотя обыкновенно вел себя прилично, в этот раз был голоден и не мог сопротивляться искушению; он взял блин, положил перед собой книгу и стал ее есть».

Все годы учебы в школе Спонка был образцовым и прилежным учеником. Но был тот раз, когда Спонку одолели голод и любовь к блинам. И, как и ожидалось, в обществе, попустительствующем избиению и жестокому обращению с детьми, Спонка получил консервацию, что привело к психологическому шраму на всю жизнь. Гоголь использовал сатиру и преуменьшение, чтобы изобразить мужчин и женщин как жестоких упрямых животных.

«Возможно, именно из-за этого случая он никогда не имел желания поступать на государственную службу, познав на опыте, что не всегда удается скрыть свои преступления.»

Тонкий подкол Гоголя в отношении государственных служащих – чиновников, использующих свое положение в правительстве для мошенничества и мошенничества.

«Для демонстрации еще культурного уровня П. полка добавим, что два офицера были жуткими картёжниками и лишились мундиров, фуражек, шинелей, темляков и даже нижнего белья, чего больше не скажешь о многие другие полки».

Сатира Гоголя на то, что в армии считается культурой: танец мазурки и игра в карты.

«Он так хорошо тренировал своих бойцов, что командир роты всегда ставил его в пример. В результате за короткое время, всего через одиннадцать лет после того, как он стал прапорщиком, он получил звание подпоручика.»

Всего одиннадцать лет, чтобы получить повышение! Опять же, мы должны признать, что российская армия имеет такие высокие стандарты. Какой крик.

II. ПУТЕШЕСТВИЕ
«Вы должны знать, милостивый государь, что у меня есть привычка затыкать уши на ночь с того ужасного времени, когда в одном русском трактире мне в левое ухо заполз таракан. Эти проклятые русские, как я потом узнал, будут есть даже свои щи с тараканами. Невозможно описать, что происходило: щекотало ухо, правда. . . это чуть не свело меня с ума!»

Так говорит толстяк Григорий Григорьевич, законченный эгоцентричный хам и шут. Гоголь при каждом удобном случае издевается над этим толстяком. В этой главе рассказывается о возвращении Спонки на свою ферму и о том, насколько он добросердечный и честный человек в мире нечестных обжор и нерях.

III. ТЕТЯ
«Однако он всегда был в поле с жатками и косарями, и это доставляло его нежной душе невыразимое наслаждение. Равномерный взмах дюжины или более блестящих кос; звук падающих ровными рядами снопов травы. ; песни жнецов, льющиеся время от времени, то веселые, как бы приветствующие гостей, то заунывные, как бы прощающиеся с ними, и мирный ясный вечер, и какой это был вечер! Как все было тогда живо: степь краснела и синела и пылала цветами; перепелки, дрофы, чайки, кузнечики и тысячи насекомых, и от них, свистя, жужжа, гудя и треща, разом сливаясь в стройный хор; ничто не умолкло ни на мгновение. Солнце садилось и скрывалось. О, как свежо и хорошо!»

Чистый, простой, добросердечный Спонка тонко чувствует красоту природы. В этом смысле высшей точкой жизни для фермера Спонки является эстетический опыт. Если бы только люди оставили его, чтобы насладиться миром природы и насладиться богатой жизнью, окружающей его.

IV. УЖИН
«Моя тетя имела честь . . . она мне сказала, что дарственная оставила покойного Степана Кузьмича. . ».
Трудно передать то неприятное выражение, которое появилось на лице Сторченко, как только эти слова были произнесены.
«Да поможет мне Бог, я ничего не слышу! Должен вам сказать, что у меня в левом ухе был таракан».

Этот диалог между Спонкой и Григорием Григорьевичем подчеркивает, что автор Николай Гоголь согласен с философом Артуром Шопенгауэром, когда он сказал: «В обществах каннибалов люди едят друг друга, в цивилизованных обществ, люди обманывают друг друга».

V. НОВАЯ СХЕМА ТЕТИ
«Его жена сидела на стуле. Он чувствовал себя странно, он не знал, как к ней подойти, что сказать; и тут он заметил, что у его жены лицо гуся. Ненароком повернувшись в сторону, он увидел другую жену, тоже с лицом гуся».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *