Гоголь василий: Василий Гоголь-Яновский в культурном контексте времени

Содержание

Гоголь Яновский, Василий Афанасьевич



Гоголь Яновский, Василий Афанасьевич

1777-1825

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Василий Афанасьевич Гоголь (Яновский)

Гоголь (Яновский) Василий Афанасьевич.

Гоголь (Яновский), Василий Афанасьевич (1777, хутор Купчинский на Полтавщине, — апрель 1825, Кибинцы) – украинский писатель. Отец Н.В. Гоголя. Родился в семье полкового писаря. Учился в Полтавской семинарии. В 1812-1825 руководил домашним театром Д.П.Трощинского, для которого написал (между 1822-1825 годами) несколько водевилей из украинского народного быта. До нас дошел только «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом» (опубликована в журнале «Основа», 1862). О содержании водевиля «Собака-овца» сохранились воспоминания современников. Н.В.Гоголь предполагал осуществить постановку комедий отца в Петербурге. Г. писал также стихи на русском и украинском языках.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.2, М., 1964.

Мария Ивановна, жена Василия Афанасьевича
и мать Николая Васильевича Гоголя.


Сочинения:

В книге: Украïньска драматургiя першоï половини XIX столiття. Маловiдомi п’эси, Киев, 1958.

Литература:

Николай М. (Кулиш П.А.), Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, т. 1, СПб, 1856;

Иофанов Д., Н.В.Гоголь. Детские и юношеские годы. Киев, 1951.

Далее читайте:

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852), сын Василия Афанасьевича.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Биография — Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь — один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удаётся найти в них новые грани, почти новое содержание. Жизнь его не изобиловала внешними событиями. Вся она была в напряжённой работе, в углублённом внутреннем анализе своих поступков и мыслей. Дело писателя было для Гоголя неразрывно слито с общественной, воспитательной ролью искусства, стало для него творческим подвигом. Открыв миру «всю Русь», прежде всего её смешные, печальные, драматические стороны, — но не только эти, а и героические, — пророчески сказав об её прекрасном будущем, Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще. Книги Гоголя активно существуют в духовной жизни нашего времени. Художественное слово Гоголя воспринимается сегодня как пророческое. Гоголь не просто писатель, но человек исключительной , трагической судьбы, мыслитель и пророк, стоявший на пороге подлинной разгадки исторических судеб России, в судьбе которого так или иначе отразилась судьба литературы и общественной мысли того времени.

Гоголь — начало новой эпохи в художественном сознании России ХIХ века.

Н.В.Гоголь, великий русский писатель, создал собственный художественный мир, в котором живёт уже несколько поколений русских читателей. Ни у одного из русских классиков не оказалось столько нарицательных персонажей, как у Гоголя. Гоголевский Городничий, Хлестаков и Чичиков, Тарас Бульба и Акакий Акакиевич — все эти персонажи, творческим воображением гениального прозаика, воспринимаются нами как исторические или действительно существовавшие личности.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (Украина).

Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Яновский-Гоголь, служил при Малороссийском почтамте, откуда уволился в чине коллежского асессора. Служил секретарем у дальнего родственника, бывшего министра, уездного представителя дворянства, Д.П. Трощинского. Василий Афанасьевич любил искусство, сам писал стихи и комедии на украинском языке.

Мать Гоголя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, была, по преданию, первой красавицей на Полтавщине. Происходила из семьи помещиков. Замуж на Яновского-Гоголя вышла в 14 лет, родила шесть детей.

По преданию (информация не подтвержденная), вторую часть фамилии – Гоголь – прибавил к своей (Яновский) дед Николая Васильевича. Это было сделано, чтобы доказать происхождение рода от полковника Остапа Гоголя, прославившегося на Украине в XVII веке.

Семья Гоголей была очень религиозна, что, несомненно, наложило свой отпечаток на мировоззрение будущего писателя. Особое внимание духовному воспитанию детей уделяла мать.

1818 – 1819 годы – Николай Гоголь, вместе с братом Иваном, обучаются в Полтавском уездном училище.

1820 – 1821 годы – Гоголь берет уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского.

1821 – 1828 годы – обучение в гимназии высших наук в Нежине.

Нежинская гимназия высших наук была своеобразным аналогом Царскосельского лицея, здесь обучались дети провинциальных дворян.

В гимназии Гоголь учился музыке, живописи, участвовал в театральных постановках. К этому времени относятся и первые литературные опыты Николая Васильевича, который поначалу работал с разными жанрами: писал трагедии, элегии, повести. Тогда же была написана не сохранившаяся первая сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». Когда пришло время выбирать специальность, Николай Гоголь выбрал юриспруденцию – он хотел «пресекать неправосудие». 1828 – 1829 годы – в декабре 1828 года Гоголь отправляется в Петербург. Работу получить ему не удалось. Попытка заработать литературным трудом закончилась неудачно: были изданы всего два произведения, стихотворение «Италия» и «идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен». Последняя, опубликованная под псевдонимом «В. Алов» вызвала снисходительные насмешки критиков. Гоголь сжигает нераспроданный тираж книги и, разочарованный, уезжает в Германию (июль 1829 года).

Конец 1829 года – Николай Васильевич возвращается в Петербург. На этот раз поиски работы оказались удачными, и Гоголю удалось получить место писца в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Служба была однообразной и скучной, единственными отдушинами были занятия живописью и литературой. Еще один положительный момент от «службы государственной» — она снабдила писателя богатейшим материалом для будущих произведений. 1830 год – в журнале «Отечественные записки» впервые опубликована повесть Гоголя «Басаврюк». Позже повесть была переработана автором, после чего получила название «Вечер накануне Ивана Купала». Этот же год, декабрь – в альманахе «Северные цветы» (издававшемся Дельвигом), появляется глава из исторического романа Гоголя «Гетьман». Первым произведением, вышедшим с настоящей фамилией автора, стала повесть «Женщина». После первых публикаций Николай Васильевич принят в круг петербургских литераторов. Он сближается с Дельвигом, Пушкиным, Жуковским. Живет в Павловске, кроме прочего, выполняет поручения по изданию пушкинских «Повестей Белкина». Критики утверждают, что именно Александр Сергеевич дал Гоголю идеи для таких произведений, как «Ревизор» и «Мертвые души». В этот период Гоголь зарабатывает частными уроками, а вскоре становится преподавателем истории в Патриотическом институте.

1831 – 1832 годы – написаны и опубликованы «Вечера на хуторе близ Диканьки». Именно это произведение принесло Гоголю настоящую популярность. 1832 год – Гоголь приезжает в Москву уже известным писателем. Работает над своей первой комедией «Владимир 3-й степени», однако не заканчивает ее. 1834 год – Николай Васильевич стремится работать на кафедре всеобщей истории в только что открытом Киевском университете, но все попытки заканчиваются неудачей. Писатель принят адъюнкт-профессором на кафедру всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучая историю родной Украины, Гоголь разрабатывает идею произведения «Тарас Бульба». Втайне от всех пишет повести для сборников «Миргород» и «Арабески». Этот же год – в книге «Новоселье» опубликована «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 1835 год – Гоголь оставляет университет, чтобы полностью посвятить себя литературе. В этом же году он завершает и издает сборники «Миргород» (в том числе «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба» и др.

), «Арабески». Кроме того, в 1835 году был начат «Ревизор». В том же, 1835, году была начата работа над первым томом поэмы «Мертвые души». Идею, как уже указывалось выше, подал Пушкин. Он же стал первым, кому Гоголь прочел несколько глав. Александр Сергеевич одобрил писателя, но одновременно поэма и расстроила его. Январь 1836 года – на вечере у Жуковского, в присутствии Пушкина, Гоголь читает «Ревизора». 19 апреля 1836 года – премьера «Ревизора» в Александринском театре. 25 мая 1836 года – премьера «Ревизора» в Малом театре. Первые отзывы о комедии были негативны. К сожалению, Николай Васильевич прочитал именно их, открывать другие у него после этого уже не было желания.

Писатель уезжает за границу. Этот же год – Гоголь живет сначала в Швейцарии, потом в Париже. Все это время продолжает работать над «Мертвыми душами». 1837 год – Гоголь приезжает в Рим. 1839 – 1840 годы – несколько месяцев Гоголь проводит в России. В Москве и Петербурге читает 6 глав «Мертвых душ». Май 1840 года – на торжественном обеде в честь именин Николая Васильевича присутствует М. Ю. Лермонтов, который читает гостям свою новую поэму «Мцыри». Через несколько дней Гоголь отправляется в Рим. По пути останавливается в Риме, чтобы завершить давно начатую драму «За выбритый ус» — этюд из запорожской истории. Однако рукопись была сожжена. Именно в Вене Гоголя впервые настигает тяжелая нервная болезнь. 1840 – 1841 годы – в Риме закончена работа над первым томом «Мертвых душ». Октябрь 1841 года – Гоголь приезжает в Россию, чтобы издать «Мертвые души». Ему помогает В.Г. Белинский. Цензура пропустила поэму, но с условием – для книжного издания должна быть изъята «Повесть о капитане Копейкине» и изменено название.

Май 1842 года – из печати вышла книга «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Начало 1843 года – вышли «Сочинения Николая Гоголя» в четырех томах. Вторая половина 1840-х годов – Николай Васильевич переживает духовный кризис. Доходило до того, что писатель сомневался в значении и действенности художественной литературы и был готов отречься от своих произведений. Конец июня 1845 года – Гоголь сжигает рукопись второго тома поэмы «Мертвые души». Причиной стало душевное состояние писателя, выражаясь современным языком, длительная депрессия. Позже Николай Васильевич объяснил свой поступок в произведении «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» — выбранные места»: во втором томе «пути и дороги» к идеалу были указаны недостаточно. 1847 год – Гоголь издает «Выбранные места из переписки с друзьями». Белинский крайне недоволен этим обстоятельством, особенно религиозно-мистические идеи писателя, звучащие в «Переписке…».

Апрель 1848 года – Гоголь посещает Гроб Господень в Иерусалиме, после чего окончательно возвращается в Россию. Живет в Одессе, Петербурге и Москве, все это время работает над вторым томом «Мертвых душ». Здоровье писателя ухудшается. Что касается духовных настроений, мистика и религия продолжают занимать его мысли. Весна 1850 года – Гоголь делает предложение руки и сердца А. М. Виельгорской, однако получает отказ. 1852 год – Николай Васильевич регулярно встречается и беседует с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком. Ночь с 11 на 12 февраля 1852 года – Гоголь сжигает теперь уже беловую рукопись второго тома «Мертвых душ». Существует версия, что сделать это писателя уговорил Константиновский. 21 февраля 1852 года – Николай Васильевич Гоголь умирает в Москве. Первоначально похоронен на кладбище Свято-Данилова монастыря. В 1931 году прах Гоголя был погребен на Новодевичьем кладбище.

Основные разделы сайта:
| | | | | | | | | | | | | | | | | |

Соединенные Штаты Николая Гоголя | Стефан Рабимов | Депеша

«Нет нет. У меня больше нет сил терпеть. Боже, что они делают со мной? Мне на голову льют холодную воду. Меня не слушают, не видят и не слушают. Что я им сделал? Почему они мучают меня? Чего они хотят от моего жалкого существования? Спаси меня!»

В самом деле, нам не нужно пытаться предвидеть, какой истинный смысл будут иметь наши слова однажды. Гоголь был великим мистиком и пророком, но как мог он предсказать, описывая мучения главного героя в «Дневнике сумасшедшего» , что ему самому предстоят еще большие страдания перед смертью?

Его жалкое, иссохшее тело окунули в ванну. На голову облили холодной водой. Ему поставили пиявки, и он судорожно двигал ослабевшей рукой, пытаясь сбросить скопления черных паразитов, прилипших к его ноздрям. Нельзя было придумать более подходящей пытки для человека, который всю жизнь питал отвращение ко всему склизкому и ползательному. «Уберите пиявок, уберите пиявок изо рта моего», — простонал и умолял Гоголь. Он умолял напрасно. Они не слушали. Он уже был в агонии, но страсть ярых шарлатанов не остыла — буквально. По какой-то причине они также прикладывали горячий хлеб к его измученному телу. Погруженный в предземной бред, он, должно быть, видел в врачах чертей, жарящих грешников на адских сковородах.

Его смерть была ужасающей и странной, о чем свидетельствуют многочисленные свидетели. Но разве он сам не был странным человеком? Многие черты его характера и пороки действительно были странными. Таково было его отношение к женщинам. А что из двух любовных историй, которые он написал, если их можно так назвать? Они настолько необычны по своей природе, что читатель испытывает невольное удивление.

Он унаследовал свое «ужасающее воображение» от своего отца. Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский был действительно любопытным человеком. Когда ему было 14 лет, он вдруг объявил родителям, что знает, кто будет его невестой. Его объяснение было довольно необычным — ему приснился сон. Сама Царица Небесная предстала перед ним в церкви. Она указала на младенца, лежащего у алтаря, и сказала: «Вот твой суженый». Этот сон приснился ему, когда родители везли его в небольшое паломничество, а на обратном пути гостили у своих друзей, господина и госпожи Косяровских, на их хуторе. Их младшей дочери Маше исполнился всего годик. Когда Васюта (маленького юного Василия звали дома) увидел ее, он воскликнул: «Это она!».

На тот момент родители не придавали странному поведению своего сына никакого глубокого смысла. Но время шло. Молодой холостяк упорно отказывался даже смотреть на потенциальных невест, которых ему представляли. Он ездил на хутор Косяровских и играл с Машей в куклы. Позже он начал учить ее читать и читал перед ней свои стихи. Когда Маше исполнилось 13 лет, она начала получать от своего «жениха» настоящие любовные письма. Через год они поженились. Жениху было 27 лет, невесте 14. Их первые два сына умерли вскоре после рождения. Когда их третий ребенок родился 20 марта 1809 г., Мария Ивановна («Маша») очень усердно молилась Святителю Николаю Чудотворцу о том, чтобы мальчик был жив, и даже обещала назвать своего сына в честь святого. Молодой Николай, или «Никоша», отличался болезненностью и впечатлительностью. Он унаследовал от отца склонность к мечтательности, меланхолию и сильную веру в мечты, а также тип жизнерадостности, скрывающей печаль. Свой суеверный характер и склонность к мистике он получил от матери. Картины Страшного суда, нарисованные матерью Гоголя в детстве, будут преследовать его всю жизнь.

В Нежинской академии «Никоша», мягко говоря, не был отличником. Обладая широким кругозором и прекрасной памятью, Гоголь был плохим учеником. Он осваивал только те предметы, которые его интересовали. Его успехи в изучении иностранных языков были довольно посредственными, и даже русская орфография доставляла ему неприятности. Несмотря на то, что после окончания учебы Гоголь стал самоучкой, отсутствие прочной основы сказалось на протяжении его литературной жизни. А. Н. Карамзин, сын известного историка, писал: «Жаль, даже жаль, что он так малообразован, и еще больше жаль, что он этого не признает».

В 1829 году Гоголь приехал в Петербург с намерением начать свою карьеру. В первые же недели своего пребывания он решил осуществить свою давнюю мечту — встретиться с Пушкиным, которого боготворил. Но чем ближе он подходил к дому Пушкина, тем больше робость одолевала его. Оказавшись практически у дверей Пушкина, он до такой степени потерял самообладание, что ему пришлось зайти в соседнее кафе и выпить рюмку ликера. Его уверенность подкреплялась напитком, и он чувствовал себя готовым к новой попытке. Он позвонил в звонок и спросил: «Хозяин дома дома?» Слуга ответил: «Он отдыхает». Было уже довольно поздно. С большим сочувствием спросил Гоголь, «неужели это оттого, что он всю ночь работал?» «Работал? Ни в коей мере! — ответил слуга. — Он играл в карты». Позднее Гоголь признавался, что это происшествие стало первым ударом по его юношескому, идеализированному образу великого поэта.

С Пушкиным он познакомился только через два года, уже опубликовав Вечера на хуторе близ Диканьки . Какая деятельность наполнила этот период его жизни? Он подумывал стать актером, но не сдал необходимые экзамены. Экзаменаторам не понравилась его манера чтения. Это была его последняя попытка избежать государственной службы, и к концу 1829 года он оказался на государственной службе. Правда, долго на одной должности он не задерживался, но переходил из одного ведомства в другое. Усилиями друзей Гоголь получил возможность попробовать себя в качестве лектора, но работа учителем истории не приносила ему особого удовлетворения. Злые языки утверждали, что Гоголь довольно часто прогуливал собственные занятия, оправдывая свое опоздание жалобой на якобы зубную боль. Чтобы выглядеть более убедительно, он возвращался в школу с платком, повязанным вокруг подбородка.

Гоголь особенно гордился своим знакомством с Пушкиным. В письмах к друзьям и членам семьи он часто подчеркивал, насколько близок к поэту. Однажды Гоголь даже попросил свою мать адресовать свои письма в имение Пушкина в Царском Селе, а не на его адрес в Павловске. Пушкин был поистине поражен таким поворотом событий, и Гоголю пришлось бы извиняться перед ним за проявленную невежливость. Однако потребность юного Гоголя похвалиться своей близостью с великим поэтом была неизбежна. Действительно, этот хлестаковский1 тон просматривается в письме Гоголя к другу, в котором он утверждает, что почти каждый вечер проводил в обществе Пушкина. Эти утверждения, конечно, были преувеличены. На самом деле в то время Пушкин проводил время с женой, в их медовом месяце. Какое время он мог иметь для Гоголя? В одном из писем к Пушкину Гоголь совершил оплошность, назвав жену Пушкина Надеждой Николаевной2. Пушкин добросердечно исправил эту ошибку в ответе на письмо.

Гоголь был молод, весел и полон сил. В этот момент его жизни ничто человеческое не было ему чуждо. Размышляя о высоких идеалах, он легко переходил к заботам о земных делах. Его очень интересовала элегантная одежда. Однажды он написал другу: «Скажите, пожалуйста, какого цвета фраки сейчас в моде? Очень хотелось бы синий с металлическими пуговицами…»

Надо заметить, что друзья Гоголя не очень уважали его вкусы. Иногда его эксцентричность поражала их. «Вдруг он пришел к обеду в кричащих желтых панталонах и бирюзовом жилете; в другой раз он оделся во все черное, спрятав ворот белой рубашки… а на следующий день, без всякой видимой причины, он снова появился в кричащем одеянии… с золотой цепочкой, висящей на груди, что делало его похожим на был день именин его покровителя».

Некоторые утверждали, что видели, как Гоголь посещал модных парикмахеров, сообщая, что у него были завитки в волосах. Не меньшее внимание он, кажется, уделил и своим усам. Такое поведение было довольно странным для человека, который так откровенно смеялся над глупыми привычками и слабостями других людей. Но еще более необычны утверждения некоторых свидетелей о том, что Гоголь одновременно проявлял «резко противоположное щегольство и неряшливость». Один из его друзей рассказывал, что, пока Гоголь расспрашивал о самом модном цвете фрака, он был одет так, как будто «у него не было ни одного нижнего белья». В то же время сестра Гоголя рассказывала, что «у брата есть несколько сюртуков и жилеток разных цветов — из шелка, бархата и парчи».

Гоголь был гурманом. Он был способен съесть банку варенья и целую гору имбирных пряников за один присест. Было обнаружено, что он также прогоняет печаль «хорошим вином». Тем не менее, даже в лучшие годы он любил жаловаться на свои недомогания и отсутствие аппетита.

Однажды в салоне княгини Волконской в ​​Риме зашел разговор о Гоголе, который якобы страдал хроническим отсутствием аппетита. «Какая чепуха!» — смеясь, сказал один из друзей писателя. «Мы часто намеренно ходим смотреть, как он ест, чтобы подогреть собственный аппетит. Он съедает столько же, сколько четыре человека вместе взятые». Группа решила выяснить, соответствует ли это утверждение действительности. На следующий день несколько друзей неожиданно появились в ресторане, где обычно обедал Гоголь, и застали его среди пира, поистине достойного Лукулла. Он был подобен языческому жрецу, празднующему в полном одиночестве за столом, уставленным разнообразными яствами. «Ну вот, друг мой, — сказал ему, смеясь, один из его знакомых. — У тебя все еще плохой аппетит? Ваш желудок расстроен? Если да, то для кого ты все это приготовил?»

На секунду Гоголь растерялся, но потом взял себя в руки и раздраженно ответил: «Что ты кричишь? Конечно, у меня не очень хороший аппетит. Это искусственный аппетит. Я намеренно пытаюсь его как-то возбудить, и черт возьми, у меня точно получится! Я буду продолжать есть, хотя мне все еще кажется, что я ничего не ел. Вам лучше присоединиться ко мне; Я буду лечить тебя».

Николай Васильевич любил анекдоты и умел их рассказывать. Интимные подробности его совершенно не смущали. Он собирал «неприличные» песни и любил записывать их в тетради друзей, никогда не заменяя нецензурные слова робкой порицательной символикой. Его сочинения были полны подробностей, касающихся дефекации. Например: «Как твое здоровье?» он спрашивает друга: «Какой у вас стул, твердый или мягкий? Регулярные или нерегулярные?» Или: «Хороший сушеный инжир оказывает удивительное действие на желудок… очищает, но очень мягко, как будто освобождает место для дерьма».

Истинно украинская хитрость Гоголя, часто граничащая с жульничеством, сочеталась с его чистой практичностью. Создав уже «Ревизора», он иногда прибегал к методам Хлестакова. Путешествуя с друзьями из Киева в Москву, он распускал слухи о скором приезде статского инспектора. Для этого он попросил друга пойти впереди банды и рассказать всем об инспекторе под прикрытием, который предположительно прибыл вскоре после этого. Тогда начальники станций выстроились по стойке смирно, чтобы поприветствовать приехавшего Гоголя, и дали ему лучших лошадей, какие у них были.

У Гоголя также была сильная страсть к розыгрышам и схемам. Однажды в течение целого месяца, вернувшись в Москву из-за границы, он подписывал письма к матери названиями различных европейских городов.

Тем не менее, несмотря на всю свою хитрость, слабость к хорошей еде, любовь к хорошему смеху и изысканным вещам, Гоголь всегда оставался человеком сложным и скрытным. Он всю жизнь окутывал себя пеленой тайны. Он ненавидел вопросы о личной жизни и творческих планах. Никто никогда не знал, над чем он сейчас работает и кого любит.

Любовь… Действительно, Гоголь всегда хранил эту тайну надежно запечатанной. Но что известно нам?

Летом 1829 года мать 20-летнего Никоши получила от него загадочное письмо. В этом письме Гоголь с необычайной витиеватостью и туманностью писал о внезапно поразившей его любви. Кем оказалась счастливица? «Я бы назвал ее ангелом, но это выражение не воздало бы ей должного». Выражения вроде «адской тоски» и «страшнейшей муки души» лились из Гоголя, как из рога изобилия. Но Никоша отказался назвать имя возлюбленной. «Ради бога, не спрашивайте меня, как ее зовут. Она слишком уважаема, так уважаема. Когда Никоше нужно было забыть о своей несчастной любви, отправившись в заграничное путешествие, и попросил мать прислать ему денег (точнее: часть ее денег, которые ему по закону не принадлежали, он оставил у себя) 9 .0003

В августе того же года он отправил маме еще одно письмо, на этот раз из Германии. В том письме не было ни слова о романтической любви. Вместо этого Никоша сообщил матери, что перед отъездом из Петербурга он тяжело болел. Сейчас, слава богу, он чувствовал себя намного лучше, хотя и руки, и лицо были покрыты массивной сыпью. Врачи сказали, что это золотуха и так далее. Мария Ивановна была дама утонченная и серьезно забеспокоилась. Она сложила воедино тайную привязанность сына и столь же тайную сыпь и пришла к единственному выводу, казавшемуся ей правдоподобным, — что сын ее ввязался в связь с роскошной куртизанкой и заразился от нее венерической болезнью. Когда Никоша получил ее ответ, он пришел в ужас. Чтобы его собственная мать подозревала его в гнусном прелюбодеянии! Разве не было с самого начала очевидно, что он выдумал всю эту любовную историю только для того, чтобы расшевелить сердце своей матери, чтобы она с большей готовностью раздала ему немного денег на поездку в Европу? Он вообще не должен был писать ей ни слова об этой проклятой сыпи!

Отношение Гоголя к женщине — полезная тема для психоаналитиков; они могли бы иметь поле день с ним. Здесь, безусловно, очевиден случай фиксации на матери — широко распространено мнение, что Гоголю никогда не удавалось сломить инфантильную привязанность к матери. Также подозревается тревога кастрации, причина снижения либидо.

По свидетельству одного из врачей, лечивших Гоголя перед его смертью, он «давно не был с женщиной и, как он сам так.»

Значит, в какой-то момент он действительно был близок с женщинами? С другой стороны, о романтических отношениях в письмах Гоголя нельзя найти ни слова. Зато есть серьезные основания предполагать, что Гоголь боялся любви и женщин. Мысль, которую гоголевский персонаж Тарас Бульба высказал своему сыну, вероятно, очень глубоко засела в самом авторе: «Женщины тебя никуда не ведут». Подобно другому своему персонажу, помещику Шпоньке, тетка которого во что бы то ни стало выдала его замуж, Гоголь жил в страхе перед женитьбой. «Как же так, — спрашивал себя Шпонька, — я живу один и вдруг нас будет двое. Вместо моей односпальной кровати в моей спальне будет двуспальная кровать. Жить с женщиной… непостижимо!» Тотчас же «горе объяло его». Отложив в сторону комичность и явную пародийность ситуации, здесь отчетливо прослеживается озлобленность мужчины, который «не знает, что делать с женщиной». Не было ли это той горечью, которую испытал сам писатель?

В то же время Гоголь отнюдь не был равнодушным к женской красоте. Он проявлял явный интерес к некоторым частям женского тела в своих литературных произведениях. Прежде всего это касается груди и ног. Женские груди Гоголь описывает с исключительной страстью: мы находим в его книгах «городскую женщину, бросающуюся в свою одинокую постель с дрожащими молодыми грудями», мечтающую о «гусарских усах и шпорах», или «наяду с грудью такой огромной, что я подозреваю, что читатель никогда не видел ничего подобного». Юношеские груди гоголевских женских персонажей всегда тверды и куполообразны; они излучают блаженство и чувственно трепещут под блузкой. Голая белокожая нога барышни-ведьмы в произведении Гоголя «Вий» сводит бедного старого псаря Микитку с ума.

У Гоголя была общая слабость к женщинам «по их телесной сущности». Он воспринимал отсутствие тучности как основной недостаток. Он явно разделял вкус Чичикова и Салифана к «белогрудым, белошеим, породистым» девушкам, с павлиньей походкой и косами до пояса.

При склонности Гоголя к светлокожим благовоспитанным юным красавицам не следует удивляться гоголевской «причудливости» Александры Осиповны Смирновой-Россет. Великолепная темная красота этой женщины не могла не радовать эстетический вкус Гоголя. В то же время ее исключительно пытливый ум, глубокий интерес к искусству и удивительное остроумие сделали ее интересным собеседником и достойным оппонентом в спорах. Ее познакомил с Гоголем Василий Жуковский в 1831 году. Александра Осиповна была богата и аристократична. Ее генеалогия включала как западные, так и восточные семьи, как герцога де Ришелье, так и Георгия XIII [ так в оригинале ], короля Грузии. Она была фрейлиной императрицы-матери. За ней ухаживал даже царь.

У нее было несколько знаменитых романов. Жуковский, Пушкин и Лермонтов посвятили ей несколько своих стихов. И эту высокообразованную, яркую, аристократическую даму неудержимо влекло к странному, одинокому, загадочному и, казалось бы, гениальному мужчине. Эта женщина, знавшая самых выдающихся личностей России и Европы, выбрала этого некрасивого и неуклюжего мужчину, чтобы почтить ее благосклонностью. Она оставила после себя самое точное описание их отношений: «Безмятежная, исключительная дружба духов, так редко встречающаяся между мужчиной и женщиной». Что касается Гоголя, то эта дружба в известной мере обогащалась и романтическими чувствами. Госпожа Смирнова несомненно привлекала его как женщина. Однако никаких иллюзий насчет их перспектив Гоголь не питал. Он понимал, что явно не является героем ее истории любви.

Плененный женским обаянием Александры Осиповны, Гоголь привлекал и ее талант, незаурядность, способность понимать и прощать. Ей было легко в его обществе — она писала ему о своих беременностях и о своих делах, однако переписка такого рода, казалось, не нарушала их дружбы и не приводила к ее концу. Но тогда, кто знает, может быть, великий Гоголь и в самом деле ревновал? Друзья писателя считали, что его поведение по отношению к Смирнову было мотивировано тем, что он видел в ней кающуюся Марию Магдалину, а в себе видел некоего отца-духовника. Возможно так. Но надо помнить старую русскую пословицу: чужая душа всегда тайна, а гоголевская тем более.

Несмотря на боязнь женитьбы, идеи, вынашиваемые Чичиковым, время от времени посещали и Гоголя. Простые, человеческие мысли о том, как приятно было бы жениться, а может быть, даже иметь детей, «чтобы все знали, что он действительно жил и существовал, а не просто ходил по земле, как какая-то тень или призрак».

Казалось бы, такие мысли впервые пришли Гоголю при знакомстве с Анной Михайловной Виельгорской, младшей дочерью графа Виельгорского. Граф был потомком Петра фон Бирона, могущественного фаворита императрицы Анны Иоанновны. А именно, она была прототипом Улинки, персонажа второй части Мертвые души . Анна Михайловна, она же Анолина, или Нози, как ее называли дома, нисколько не считалась красавицей. Ей не хватало красивой фигуры и условно миловидных черт лица. Но тогда, возможно, именно ее уродство облегчало все. Она не заставляла Гоголя стесняться и смущаться. Он часто встречался с семьей Виелгорских во время заграничных поездок и довольно много времени проводил с Нози. Девушка была умна, и ей льстило, что она могла повлиять на великого писателя, который внимательно прислушивался к ее мнению. Любовь слепа, и Гоголю нравилась Нози, хотя она и не соответствовала его идеалу женской красоты. Она знала о его вкусах и удивлялась: «Но тебе нравятся женщины пухлые, сильные и со свежим цветом лица», — писала она ему в одном из своих писем.

Пытаясь держать в страхе потенциальных конкурентов, Гоголь пошел на хитрость и под предлогом дружеского совета попытался убедить Нози избегать светских мероприятий, написав ей: «Смотри, не ложись спать после 23 часов. Не танцуйте вообще, особенно избегайте диких танцев. Такие танцы поднимают кровь, давление, мешают здоровому движению тела. И к тому же танцы вам совершенно не идут, ваше тело недостаточно стройное и легкое. Прекратите все визиты вежливости, даже краткие». Он продолжал свой коварный шепот: «Ты ясно видишь, что высшее общество не принесло тебе никакой пользы. Вы пытались найти душу, которая соответствовала бы вашей собственной, но вы нашли только пошлость и пошлость». Смысл этих слов очевиден: такая душа есть, но искать ее надо где-то в другом месте.

В глубине души Гоголь понимал, что на руку Нози в браке рассчитывать не приходится. Для нее такой брак был бы мезальянсом. Но он был мечтателем, а ведь даже самые смелые затеи иногда удаются. С другой стороны, для него было бы глубоким унижением получить прямой отказ. Это главным образом и является причиной того, что он действовал в полной конспирации и не лично, действуя через своего самого доверенного агента, старшую сестру Нози Аполлину, жену Веневитина.

Гоголь, конечно, получил отказ, такой же секретный, как и весь его сюжет. Возможно, он даже встретил это с облегчением. Мы точно не знаем, до какой степени он был влюблен, но надо иметь в виду поистине патологический страх, который вызывало в нем слово «женитьба». Может быть, он убежит через окно в самый последний момент, как это сделал Подколесин, персонаж его пьесы «Женитьба». Кто знает? Своё последнее письмо он написал Нози в конце мая 1850 года: «Мне не следует слишком долго селиться в России, я «скиталец» и мои дела суть лишь краткосрочные пребывания на теплых путевых станциях».

Действительно, склонность Гоголя к постоянному изменению своего местонахождения носила поистине патологический и навязчивый характер. Он безумно любил Россию, но не мог там жить. Он также не мог оставаться на одном месте слишком долго, даже находясь за границей. Он боялся умереть вдали от родины. Именно этот страх породил знаменитую легенду о том, что Гоголь был погребен заживо в состоянии летаргического сна. В 1845 году, заболев в Германии, он вызвал священника и попросил, чтобы в его последней воле и завещании было указано, что его нельзя хоронить до тех пор, пока «не проявятся первые признаки тления». Это породило нелепые слухи. Скорее всего, постоянное бегство Гоголя, как бы бегство от самого себя, было следствием его болезни, его страхов и панических атак, от которых он таким образом пытался освободиться. Он был крайним ипохондриком. Все многочисленные недуги этого человека объясняются большей частью сверхчувствительностью и самовнушением.

Его друзья свидетельствуют: «Он был убежден в необычном строении своей головы и неправильном расположении желудка. Он якобы был осмотрен превосходными врачами в Париже, которые обнаружили, что его желудок расположен в его теле вверх дном».

В ипохондрии, граничащей с безумием, Гоголь разрывался между верой в врачей и надеждой на чудо, между лекарствами и молитвами. «Наше выздоровление в руках Бога, а не в руках врачей. Помолись за меня. Я ожидаю, что врачи больше не помогут». А потом снова обращался к врачам. Его осмотрели, тыкали, слушали стетоскопами и… ничего не нашли. Разуверившись в одном враче, он шел к другому, из одной больницы в другую. У него были все симптомы невроза: ипохондрия, мнимые недуги, сексуальная неадекватность, бегство и непрекращающиеся скитания. Современные врачи уверены, что Гоголь страдал болезнью, которой страдают гении у нас, — депрессивным психозом.

Всего за десять дней до смерти Гоголь еще путешествовал, наезжал в гости и ходил в церковь. А потом что-то случилось. Врачи не нашли никаких признаков серьезного заболевания. Тем временем Гоголь умирал. Или, по крайней мере, он так думал, и этого убеждения было достаточно, чтобы поставить его на грань смерти. Он отказывался принимать пищу и каким-либо образом сотрудничать с врачами. Даже вмешательство митрополита епископа Филарета, призвавшего Гоголя сдаться врачам, не имело успеха. Гоголь продолжал голодовку. К сожалению, действия лечивших его врачей не выдерживают критики современной медицины. Особенно это касается кровопускания. Что они должны были сделать, чтобы прибегнуть к помощи, так это насильно накормить его. Самая большая ошибка врачей заключалась в том, что они относились к Гоголю как к сумасшедшему, неспособному контролировать свои действия.

Последними словами Гоголя были: «Лестница! Быстро, лестница!

Незадолго до смерти Гоголь много говорил и писал о духовной «лестнице, спущенной к нам с неба, и простертой руке, протянувшей помочь нам подняться по ней». Да, он боялся Ада, но не терял надежды на Небеса. Не нам судить, чего он заслужил. Однако хочется надеяться, что Великий Автор смилостивился над ним.

Александр Зубков для DEPESHA.

Сила книг бросить вызов диктаторам

СВЯЗАННЫЕ ЧТЕНИЯ

Автор: MJ Andersen Globe Correspondent, обновлено 26 мая 2022 г. , 17:15.

Поделиться в FacebookПоделиться в TwitterИосиф Сталин в Москве 8 декабря 1941 года.AP

Репрессивные государства больше всего любят своих авторов, когда они благополучно мертвы. Иосиф Сталин восхищался Николаем Гоголем, но критиковал его как реакционера. Во время Второй мировой войны для поднятия боевого духа сталинский режим превозносил Толстого. «Войну и мир» зачитывали советские генералы и даже конспектировали для солдат.

К сожалению для Владимира Путина, Василий Гроссман мертв, но не в безопасности. Его роман «Сталинград» превосходно передает то, что значит подвергнуться вторжению. Только, по мнению Гроссмана, в осаде находятся русские, а не те, которые сейчас калечат Украину. «Сталинград» изображает позор путинской агрессии болезненно рельефным.

Реклама



Несколько лет назад казалось, что все, кого я знаю, вдруг стали навязывать мне романы Гроссмана. Наконец, загнав в угол, я подобрал «Сталинград», которым вскоре меня теснили другие. В Миннеаполисе мой школьный учитель речи копался в книге, затем его брат в Калифорнии, затем несколько друзей учителя. Теперь я нажимаю на всех, кто остался.

Get The Big To-Do

Ваш путеводитель по развлечению, от живых выступлений и развлечений на свежем воздухе до новейших музеев, фильмов, телевидения, книг, ресторанов и многого другого.

Введите адрес электронной почты

Хотя «Жизнь и судьба» обычно считается шедевром Гроссмана, он является вторым из двух томов. «Сталинград», первый, посвящен битве, которая станет синонимом названия этого города. (Сегодня он называется Волгоград.)

В 1941 году, после того как Гитлер повернулся против своих советских союзников, немецкие войска быстро прошли через Белоруссию и Украину, прежде чем остановились под Москвой. Этим летом восемьдесят лет назад они сосредоточили свои усилия на юге, напав на Сталинград. Это станет поворотным моментом в войне, а также одним из самых кровопролитных сражений современности. Гроссман, украинский еврей, был там журналистом российской армии.

Толстовский в своем размахе, «Сталинград» захватывает сказочные дни, предшествующие вторжению, а также ужас перед окончательным падением под штурмом. В портрете Гроссмана все имеют значение, и ничто не кажется упущенным. Если вы хотите представить себе войну глазами ребенка или даже верблюда, эта книга для вас. Воображаемая симпатия Гроссмана кажется безграничной, распространяясь как на немецких солдат, так и на советских генералов.

Реклама



Перевод Роберта и Элизабет Чандлер, тираж более 900 страниц, издание New York Review Books появилось в 2019 году, впервые представив «Сталинград» англоязычным читателям. Многие будут бороться, как и я, с постоянным введением персонажей и обычными хитросплетениями русских имен. Список сзади помогает; то же самое можно сказать и о картах, показывающих линии фронта, которые когда-то удерживали русских защитников на чрезвычайно узкой полосе земли у реки Волги.

Пытаясь передать роман читателям, Гроссман столкнулся с множеством препятствий. В 19 веке вышло несколько изданий.50-х годов, все подвергается жесткой цензуре. Чендлеры восстановили удаленные отрывки и постарались приблизить текст к замыслу Гроссмана. Тем не менее, читатели могут задаться вопросом о предложениях, восхваляющих доблесть Сталина как полководца военного времени или восхваляющих мудрость народа.

Многое о Гроссмане остается неизвестным, в том числе его точное идеологическое развитие. Как и многие в Восточной Европе, он оказался между двумя режимами. Продвигаясь через Украину, нацисты уничтожили все еврейское население родного для Гроссмана Бердичева, включая его мать. Ее смерть часто посещает страницы его романов.

Депеши Гроссмана военного времени привлекли широкую аудиторию, в которую почти наверняка входил и Сталин. В «Библиотеке Сталина: диктатор и его книги» Джеффри Робертс раскрывает советского лидера как прилежного самосовершенствователя (если только), который верил в преобразующую силу чтения.

Реклама



Разбирая то, что сохранилось из массивной коллекции Сталина, Робертс наткнулся на трудолюбивого комментатора. (В статье, посвященной заявлениям американцев о «любви» к русскому народу, Сталин написал «ха-ха».) Погружение диктатора в военную историю, похоже, сослужило ему хорошую службу. Он подтолкнул свои превосходящие силы под Сталинградом к маловероятной победе, хотя и не без угрозы их жизни.

Идеи Ленина получили безоговорочное одобрение Сталина. Но Робертс не смог найти ничего, что указывало бы на источник его экстраординарного авторитарного насилия, и пришел к выводу, что какое бы объяснение ни существовало, оно принадлежало только Сталину.

Энн Эпплбаум копается в мрачных плодах «Красного голода: Сталинская война на Украине». Начиная с 1929 года Сталин заставил миллионы людей покинуть землю и перейти в колхозы. В результате голода погибло не менее 5 миллионов человек, в том числе более 3 миллионов украинцев. Эпплбаум утверждает, что разрушение было преднамеренным: уничтожение украинцев помогло бы укрепить советизацию и контроль режима над богатой ресурсами землей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *