Гоголь смерть биография кратко самое важное: Краткая биография Гоголя, самое главное, интересные факты творчества Николая Васильевича всем классам

Узнаем как умер Гоголь? В каком году умер Гоголь?

На протяжении вот уже более 150 лет многие медики, историки, аналитики и прочие эксперты пытаются понять, как умер Гоголь, что стало причиной столь мучительных последний дней писателя и какими именно недугами он страдал в последние годы своей жизни? Некоторые полагают, что знаменитый автор попросту был «сумасшедшим», другие уверены в том, что он покончил с собой, заморив себя голодом. Однако истина, как выяснилось, во всей этой истории лишь кажущаяся, несколько эфемерная. Факты же, которые дошли до наших дней, и исследования современников дают возможность сделать определенные выводы о том, как умер Гоголь. Потому сейчас мы подробно и рассмотрим все эти материалы и его последние годы жизни.

Несколько слов о жизни писателя

Знаменитый ныне драматург, литератор, критик, писатель и поэт родился в Полтавской губернии в 1809 году. На своей родной земле он окончил гимназию, после чего поступил в Академию высших наук для детей провинциального дворянства. Там он обучился основам литературоведения, живописи и прочих видов искусства. В молодости Гоголь переезжает в столицу – в Санкт-Петербург, где знакомится с рядом известных поэтов и критиков, среди которых важно выделить А. Пушкина. Именно он стал ближайшим другом тогда еще молодого Николая Гоголя, который открыл ему новые двери в литературоведение, повлиял на формирование его социальных и культурных взглядов. В Петербурге писатель принимается за составление первого тома «Мертвых душ», однако на родине произведение начинают весьма жестко критиковать. Николай Васильевич отправляется в Европу и, посетив ряд городов, останавливается в Риме, где и заканчивает написание первого тома, после чего принимается за второй. Именно после того, как он вернулся из Италии, врачи (да и все его близкие люди) стали замечать перемены в душевном состоянии писателя, отнюдь не в хорошую сторону. Можно сказать, что именно с этих пор начинается та самая история смерти Гоголя, которая истощила его душевно и физически и сделала последние дни его жизни крайне мучительными.

Была ли шизофрения?

Было время, когда по Москве ходили слухи о том, что писатель, только что вернувшийся из Рима, немного не в себе, страдает шизофренией. Его современники полагали, что именно из-за подобного психического расстройства он сам довел себя до полного истощения. На самом же деле все было немного не так, и несколько другие обстоятельства вызвали смерть Гоголя. Биография этого писателя, если в нее более детально вчитаться, рассказывает о том, что последние 20 лет своего бытия автор страдал от маниакально-депрессивного психоза. То бишь, у него были периоды, когда настроение становилось особо веселым, но они быстро сменялись противоположными – тяжелейшей депрессией. Не зная подобного определения в те годы, медики выставляли самые нелепые диагнозы Николаю – «катар кишок», «спастический колит» и другие. Ныне полагают, что именно лечение этих мнимых недугов сыграло фатальную роль в его судьбе.

Проснулся ли автор в собственном гробу?

Очень часто в разговоре на тему о том, как умер Гоголь, многие утверждают, что он был погребен заживо. Дескать, писатель погрузился в летаргический сон, который все приняли за смерть. Слухи данные основаны на том, что при эксгумации тело Николая в гробу было неестественно изогнуто, а верхняя часть крышки исцарапана. На самом же деле, если вдуматься, то можно понять, что это вымысел. К тому моменту, когда проводилась эксгумация, в гробу был обнаружен лишь прах. Дерево и обивка были полностью истлевшими (что, в принципе, естественно), потому всяких царапин и прочих следов там обнаружить никак не могли.

Интересный факт о… страхе быть погребенным заживо

На самом деле есть еще одно обстоятельство, которое заставляло многие годы людей верить в то, что знаменитый писатель был похоронен живым, в состоянии летаргического сна. Дело в том, что Гоголь страдал тафефобией – это именно та самая боязнь быть закопанным в землю при жизни. Основан этот страх у него был на том, что после перенесенной в Италии малярии он часто падал в обмороки, которые заставляли его пульс слишком замедляться, дыхание практически полностью также прекращалось. Потом автор «Вия» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки» просыпался и чувствовал себя нормально. Именно по этой причине последние 10 лет своей жизни он почти не ложился спать в постель. Николай Васильевич дремал в кресле, засыпал за рукописями в постоянной тревоге и готовности к пробуждению. Более того, в своем завещании он указал, что желает быть погребенным лишь после того, как его тело начнет подавать признаки полного разложения. Его воля таки была выполнена. Официальная дата смерти Гоголя – 21 февраля 1852 года (по старому стилю), а дата его захоронения – 24 февраля.

Прочие нелепые версии

Среди заключений медиков, которые лично видели, как умер Гоголь и как он провел свои последние дни, или косвенно знали об этом, руководствуясь его анализами и результатами обследований, было множество нелепых записей. В их числе есть и такая, будто писатель принял ртутный яд, чтобы свести счеты с жизнью. Мол, в силу того, что он практически ничего не ел, и его желудок был пуст, отрава разъедала его изнутри, потому и умирал он длительно и мучительно. Вторая теория – это брюшной тиф, который и вызвал смерть Гоголя. Биография же автора свидетельствует о том, что на самом деле он не страдал от данного недуга, и более того, за всю его жизнь не проявилось ни одного подобного симптома. Потому на консилиуме, который был проведен среди врачей после выдвижения этой версии, последняя была официально отвергнута.

Причины тяжелого предсмертного состояния

Считается, что история смерти Гоголя берет свое начало в январе 1852 года, когда умерла Екатерина Хомякова, сестра его близкого друга. Панихиду этой особы поэт пережил с особым ужасом, и во время погребения сказал весьма страшные слова: «Все и для меня кончено…» Слабый физически, склонный к различным недугам, с плохим иммунитетом, Николай Васильевич в тот день подкосился окончательно. Стоит учитывать также и тот факт, что уже 20 лет он страдал биполярным аффективным расстройством личности, потому столь значимое и скорбное событие вогнало его именно в фазу депрессии, а не гипомании. С тех пор он начал отказываться от еды, при том что ранее всегда предпочитал сытные мясные кушанья. Очевидцы утверждали, что писатель словно ушел из реальности. Он перестал общаться с друзьями, часто замыкался в себе, мог лечь спать в халате и в сапогах, при этом что-то бормоча. Кульминацией его депрессии стало то обстоятельство, что он сжег второй том «Мертвых душ».

Попытки излечения

На протяжении долгих лет аналитики и исследователи не понимали, почему умер Гоголь. Поэт и драматург, пораженный на то время неизвестным недугом, пребывал под тщательным медицинским надзором и опекой. Хотя стоит отметить, что обращались медики с ним весьма жестко, пытаясь, однако, сделать как лучше. Лечили мнимый «менингит». Силой усаживали в горячую ванну, голову поливали ледяной водой, а после не давали одеться. Под нос писателю усаживали пиявок, чтобы усилить кровотечение, а если он сопротивлялся, то руки заламывали, причиняя боль. Вполне вероятно, что очередная из подобных процедур и является ответом на вопрос о том, отчего умер Гоголь так скоропостижно. В 8 утра 21 февраля он впал в беспамятство, когда рядом кроме сиделки никого не было. К 10 утра, когда врачи уже собрались у кровати писателя, они обнаружили лишь труп.

Непрерывная цепочка, ведущая к кончине

Благодаря исследованиям современников, можно построить логическую и верную связь всех событий и обстоятельств, в ходе которых скончался драматург. Изначально негативное воздействие оказывало то место, где умер Гоголь (Москва). Здесь часто ходили слухи о его сумасшествии, многие его произведения не были признанными. На почве этих факторов стала обостряться его психическая болезнь, и в результате Николай Васильевич пришел к выводу, что ему следует отказаться от пищи. Полное телесное истощение, искажение восприятия реальности неописуемо ослабили человека. Фатальным стало то, что его подвергали резким сменам температур, шоку и прочим жестким терапевтическим методам. Дата смерти Гоголя стала последним днем таких издевательств для него. После длительной и мучительной ночи утром 21 февраля он уже не проснулся.

Можно ли было спасти писателя

Однозначно, можно. Для этого нужно было применять насильственное кормление высокопитательными продуктами, введение под кожу солевых растворов, а также заставлять человека пить много воды. Еще один фактор – это прием антидепрессантов, однако учитывая, в каком году умер Гоголь, можно сказать, что это было невозможным. Кстати, один из докторов, Тарасенков, настаивал именно на подобных методах, в частности, на том, чтобы Николая Васильевича заставляли есть. Тем не менее, большая часть медиков отвергла этот рецепт — они принялись лечить несуществующий менингит…

Послесловие

Мы кратко рассмотрели все обстоятельства кончины известного писателя и драматурга – Николая Васильевича Гоголя. Именно он своими произведениями покорил сердца простых читателей и режиссеров, детей и взрослых. Читать его произведения можно взахлеб, не отрываясь от книги, ведь каждое его творение необычайно интересно. Теперь вы знаете, когда родился и умер Гоголь, как он прожил свою жизнь, а в частности – какими были его последние годы. И самое главное – мы попробовали хоть немного разобраться в том, как же умер этот гений и почему вокруг его кончины ходит так много слухов.

Краткая биография Гоголя: самое главное в его жизни и характеристика плодов его творчества

Имя Николая Васильевича Гоголя известно каждому школьнику и взрослому. Его произведения являются неотъемлемой частью классической русской литературы, а сама личность этого писателя завораживает и поражает своим своеобразием. Жизнь и творчество Гоголя, несомненно, очень интересные темы для обсуждения, а интересную биографию с множеством удивительных фактов полезно знать каждому человеку.

Оглавление:

  • Детство
  • Школьная пора
  • Студенческие годы
  • Описание творческого пути
  • Смерть

Содержание

Детство

Родиной Николая Васильевича Гоголя, прекрасного сатирика, удивительного писателя и необычного человека является село Сорочинцы. Когда же родился Гоголь? Произошло это знаменательное событие двадцатого марта в 1809 году. В именье, принадлежавшем его семье, которое называлось Васильевкой, мальчик родился и провёл всё своё детство. Его отец, чьё имя было Василий Афанасьевич, был человек серьёзный, происходивший из довольно древнего и благородного рода, который был начат Остапом Гоголем, считавшимся соратником Богдана Хмельницкого. Мать же Николая Васильевича также не из простой семьи. Отцом её был придворный советник, пользовавшийся уважением и давший дочери хорошее образование.

Это интересно: Гончаров, Миллион терзаний краткое содержание.

Семья Гоголя была крепкая, а родители души не чаяли в своём чаде. Отец Николая отличался своим искромётным юмором, любовью к комедиям, которые не только устраивал у себя в доме, но и в которых принимал участие сам. Говорил он красноречиво и любил сострить. Все эти качества, как известно, передались его сыну. Марья Ивановна же была хорошей матерью, любящей женой и превосходной хозяйкой, которая всегда радовалась гостям, старалась принять всех как можно радушнее, к тому же имела очень сильные религиозные наклонности, к коим пыталась склонить и своего ребёнка.

Школьная пора

Учился мальчик в Нежинском лицее, где уже начал проявлять себя, как писателя и незаурядного человека. Многие особенности и наклонности были присущи ему отчасти благодаря влиянию родителей. Талант его начал проклёвываться уже в первых классах, а учителям и одноклассникам оставалось только удивляться и отмечать, какие порой едкие замечания отпустит Николай, какое забавное и очень меткое прозвище придумает учителю, как тонко сострит.

Свою карьеру устраивать будущий писатель и сатирик начал уже в средней школе. Потому как преподавание детям самых разных наук в данном учебном заведении оставляло желать лучшего, ученики старательно занимались самостоятельно и старались вести просветительскую деятельность для всего заведения. Они создали собственный журнал, редактором которого, конечно, стал Николай Васильевич, а также организовали театральный кружок, в деятельности которого и Гоголь принимал активное участие.

Студенческие годы

Все, кто знал Гоголя, восхищались его талантами и умениями, но сам он не придавал этому никакого значения, считая всё, что делал, не таким уж и важным. Главной целью в жизни уже окончившего школу молодого человека было переехать наконец в Петербург и, наслаждаясь жизнью в этом необычном городе, начать свою службу, которая, как ему тогда казалось, стала бы идеальным местом для воплощения всех творческих идей, реализации себя и раскрытия своего потенциала.

Однако, переехав в город, Николай Васильевич был сильно разочарован, ведь его мечты и фантазии не желали совпадать с реальностью.

Юный писатель предполагал, что он сразу же приступит к решению вопросов государственной важности, но всё, что ему предлагали — это работа в канцелярии и кипа бумаг, которые нужно было отредактировать. Первые серьёзные шаги на писательском поприще Гоголя не были приняты с восторгом, а более того, критик Полевой написал не совсем приятную заметку об изданном сборнике Николая Васильевича. Тот же, в свою очередь, в приступе отчаяния выкупил все свои книги и предал огню.

Вся эта серость и однообразие жизни, недостаток материальных средств и тревоги душевные не могли не повергнуть в отчаяние ещё молодого и не очень опытного человека. Живя в Петербурге, о котором Николай Васильевич так долго мечтал, он всё чаще принялся отдаваться воспоминаниям о своей родине, о природе Украины и её привольном житье, о счастливо проведённом детстве.

Все чувства, испытываемые писателем, вылились в одно большое произведение, название которого хорошо известно каждому из нас. «Вечера на хуторе близ Диканьки» были опубликованы и сразу же оценены не только публикой, но и такими авторитетами, как Жуковский, Плетнёв и Пушкин. Таким образом, Николай Васильевич тут же оказался в кругу наиболее талантливых и влиятельных людей того времени.

Описание творческого пути

Обрадованный успехом и вдохновлённый своими победами, Гоголь принимается за неустанную работу над остальными своими произведениями. Он непрестанно занимался своим творчеством, а его источником энергии было желание стать в глазах так уважаемых им Пушкина и Жуковского выше. Глядя на них, вдохновляясь ими, Николай Васильевич перестал относиться к занятиям творчеством с той долей пренебрежения, которая присутствовала раньше. Он начал воспринимать свой талант и тягу к писательству настолько серьёзно, насколько это возможно. В это время вышли следующие произведения гениального сатирика (интересным фактом является то, что большинство из них были изданы под псевдонимом Гоголя Алов):

  • «Портрет»
  • «Невский проспект»
  • «Записки сумасшедшего»
  • «Нос»

Позже вышли и более популярные произведения Гоголя:

  • «Старосветские помещики»
  • «Тарас Бульба»
  • «Вий
  • Повесть о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем

Все эти плоды невероятных трудов Гоголя принесли ему и всеобщую любовь и популярность. Интересным фактом является то, что его считали преемником Пушкина, потому как идеи многих их произведений были схожи, они не боялись говорить свободно, ратовали за права народа. Главным считалось то, что в произведениях Гоголя главными героями были «маленькие люди», незаметные и тихие, они присутствовали в жизнях власть имеющих, как тени, и ничего не значили. Но Гоголь пишет о том, что и у них есть чувства, и они радуются, и сожалеют, они также достойны внимания.

Но Николаю Васильевичу удалось реализовать не весь свой потенциал, поэтому он с головой ушёл в работу над «Ревизором», который впоследствии станет шедевром русской классической литературы. Это произведение было особенным для Гоголя. Он понимал, что не смог реализовать себя на служебном поприще и активно влиять на жизнь народа, поэтому писатель пожелал делать это с помощью своих произведений. Сатирик страстно желал быть не просто созидателем, но и создающим эпоху человеком, меняющим и совершенствующим все устаревшие жизненные аспекты, коих было предостаточно. Именно для это и писался «Ревизор», для этой цели и создавались «Мёртвые души».

Поэма в прозе Гоголя является абсолютно гениальным произведением, в котором были показаны и высмеяны все пороки знати и купечества, осуждён крепостной уклад. Автор подталкивает читателя на размышления о том, правильно ли устроено государство, так ли должно всё быть? Разумеется, самые разнообразные настроения, вызванные провокационными на то время произведениями Гоголя, не понравились правительству, поэтому у Николая Васильевича было множество проблем в связи с этим.

Смерть

Путь Гоголя был сложен. Нападки бывших соратников и друзей выбили писателя из колеи. Его творчество не только почиталось, но и осуждалось многими влиятельными людьми. Настроение в обществе и его отношение к Николаю Васильевичу постепенно менялось. У сатирика не было возможности убежать от всего этого, отдохнуть, вернуть на родину и предаться спокойствию и безмятежности. Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ». Но напряжение было сильнее его, и в приступе отчаяния Гоголь сжёг незаконченное произведение, а вскоре и скончался сам по причине нервной горячки. Произошло трагическое событие двадцать первого февраля 1852 года.

Писатель Гоголь

Николай Васильевич Гоголь Биография — Краткое изложение книги

Николай Васильевич Гоголь был юмористом, драматургом и писателем, родившимся в Украине, чьи произведения, написанные на русском языке, значительно повлияли на направление русской литературы. Его роман «Мертвые души» (1842 г.) и рассказ «Шинель» (1942 г.) считаются основами великой традиции русского реализма XIX века.

Молодость и образование

Николай Васильевич Гоголь родился 19 марта, 1809 г., в Сорочинцах, под Полтавой, Украина, ранее Российская империя, а ныне в Украине. Украинская деревня с ее колоритным крестьянством, казацкими традициями и богатым фольклором составляла фон детства Гоголя.

Представитель мелкого украинского дворянства и подданный Российской империи, Гоголь был отправлен в гимназию в Незине в возрасте 12 лет, где он отличился своим едким языком, своими вкладами поэзии и прозы в журнал, и его изображение комических стариков и женщин в школьных театрах. В 1828 году он отправился в Петроград, надеясь поступить на государственную службу, но вскоре обнаружил, что без денег и связей ему придется бороться за жизнь. Он пытался стать актером, но пробы не увенчались успехом. В этом затруднительном положении он вспомнил посредственное сентиментально-идиллическое стихотворение, написанное им в средней школе.

Стремясь прославиться как поэт, он опубликовал его за свой счет, но его провал был настолько катастрофическим, что он сжег все копии и подумывал об эмиграции в Соединенные Штаты. Он присвоил деньги, которые мать прислала ему для выплаты ипотеки на ее ферме, и отправился на лодке в немецкий порт Любек. Он не плавал, но ненадолго посетил Германию. Вскоре у него закончились деньги, поэтому он вернулся в Петербург, где устроился на низкооплачиваемую государственную работу.

Тем временем Гоголь время от времени писал для периодических изданий, находя отдушину в своих детских воспоминаниях об Украине. Он писал о солнечных пейзажах, крестьянах и шумных деревенских мальчишках, а также рассказы о чертях, ведьмах и других демонических или фантастических существах, оживляющих украинский фольклор. Таким образом, романтические истории из прошлого переплетаются с реалистическими событиями из настоящего. Таково происхождение его восьми рассказов, изданных в двух томах в 1831 — 1832 гг. под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Написанные живой, а иногда и разговорной прозой, эти произведения внесли нечто свежее и новое в русскую литературу.

Помимо причудливых авторских интонаций, они изобиловали самобытным народным колоритом, в том числе многочисленными украинскими словами и словосочетаниями, покорившими русский литературный мир.

Писательская карьера

Молодой писатель прославился за одну ночь. Среди его первых поклонников были поэты Александр Пушкин и Василий Жуковский, с которыми он встречался раньше. Это уважение вскоре разделили среди прочих писатель Сергей Аксаков и критик Виссарион Белинский. Оставив свою вторую государственную должность, Гоголь теперь преподавал историю в женском интернате.

В 1834 году он был назначен приват-доцентом истории средневековья в Санкт-Петербургском университете, но почувствовал себя неподходящим для этой должности и оставил ее через год. Тем временем он усиленно готовился к изданию следующих двух своих книг, «Миргород» и «Арабески» («Арабески»), которые вышли в свет в 1835 году. бегство от настоящего. Но «Сказка о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», была при всем своем юморе полна горечи из-за подлости и пошлости бытия. Даже идиллический мотив гоголевских «Старосветских помещиков» подрывается сатирой, потому что взаимная привязанность пожилой четы подрывается чревоугодием.

В петербургских рассказах Гоголя, опубликованных (вместе с некоторыми очерками) во втором его произведении, преобладает агрессивный реализм романтика, который не может ни приспособиться к миру, ни убежать от него и потому хочет еще больше разоблачить его наивность и злобность . В одной из таких историй, «Дневник сумасшедшего», герой — крайне разочаровывающий офисный бездельник, который находит компенсацию в мании величия и попадает в сумасшедший дом.

Во втором рассказе «Невский проспект» трагическому романтику-мечтателю противостоит авантюрный пошляк, а в переработанном финале «Портрет» автор подчеркивает свою веру в неискоренимость зла в этом мире.

В 1836 году Гоголь опубликовал в «Современнике» Пушкина один из самых веселых своих сатирических рассказов «Карету». В том же журнале появился его забавно-едкий сюрреалистический рассказ «Нос». Связь Гоголя с Пушкиным была очень ценна, потому что он всегда доверял вкусу и критике своего друга; кроме того, он получил от Пушкина темы для двух своих крупных произведений, пьес «Ревизор» и «Мертвые души», имевших важное значение не только для русской литературы, но и для дальнейшей судьбы Гоголя.

В большой комедии ревизор беспощадно обрушивается на коррумпированную бюрократию при Николае I. Заменив хорошо одетого летчика отвратительным инкогнито-инспектором, чиновники провинциального города подкупают его и устраивают банкет, чтобы отвлечь от вопиющее зло их администрации. Но во время торжества, после ухода фальшивого инспектора, объявляется приход настоящего инспектора — к ужасу заинтересованных лиц. Только по особому распоряжению императора первое представление этой комедии обвинений и «смеха сквозь слезы» состоялось 19 апреля., 1836.

Тем не менее, шум и крики, поднятые реакционной печатью и официальными лицами, были таковы, что Гоголь уехал из России в Рим, где оставался с некоторыми перерывами до 1842 года. несколько патриархальная, если не сказать примитивная, религиозная склонность. Его близким другом стал религиозный художник Александр Иванов, работавший в Риме. Он также встречался с несколькими путешествующими русскими аристократами и часто видел эмигрантскую княгиню Зинаиду Волконскую, обращенную в католичество, в кругу которой обсуждались многие религиозные темы. Гоголь также написал большую часть своего шедевра «Мертвые души» в Риме.

Этот юмористический роман или «эпопея», как назвал его автор, отражает феодальную Россию с ее крепостным и чиновничьим беспределом. Чичиков, герой романа, — ловкий аферист, который после нескольких несчастных случаев хочет быстро разбогатеть. Его светлая, но преступная идея состоит в том, чтобы купить у разных помещиков некоторое количество их недавно умерших крепостных (или «душ», как их называли в России), смерть которых еще не зарегистрирована официальной переписью и поэтому считается еще в живых. Помещики в восторге от того, что избавляются от фиктивной собственности, с которой продолжают платить налоги до следующей переписи. Чичиков намеревается заложить «души» в банк и на собранные таким образом деньги поселяется в дальнем крае как почтенный господин. Жители провинции, где он впервые поселился, были очарованы его учтивыми манерами; он обращается к нескольким владельцам в районе, которые все готовы продать рассматриваемые «души», прекрасно зная о мошенническом характере бизнеса. Печальные условия в России, где крепостных покупали и продавали, как скот, раскрываются через гротескно-юмористические сделки. Помещики, еще одно более странное и отталкивающее, чем предыдущее, стали прозвищами, знакомыми каждому русскому читателю. Когда начинает всплывать тайна заданий Чичикова, он спешно уезжает из города.

«Мертвые души» вышли в свет в 1842 году, в том же году, когда вышло первое издание собрания сочинений Гоголя. В издание вошли, среди прочих его произведений, живая комедия «Женитьба» и повесть «Шинель». Последнее касается скромного писца, который ценой неисчислимых жертв приобрел элегантную одежду; когда его украдут у него, он умрет от разбитого сердца. Трагедия этого ничтожного человека была разработана с таким количеством существенных подробностей, что годы спустя Федор Достоевский воскликнул бы, что все русские реалисты произошли «из-под гоголевской шинели». Вершиной славы Гоголя были еще «Мертвые души».

Демократическая интеллигенция марки Белинского увидела в этом романе произведение, проникнутое духом их либеральных устремлений. Ее автор был тем более популярен, что после трагической смерти Пушкина Гоголь теперь считался главой русской литературы. Гоголь, однако, начал понимать свою руководящую роль со своей точки зрения.

Увидев благотворные результаты смеха, вызванного его обвинениями, он был уверен, что Бог дал ему великий литературный талант, чтобы он не только осуждал смехом злоупотребления, но и открывал России, как правильно жить в злом мире. . Поэтому он решил продолжить «Мертвые души» как своего рода «Божественную комедию» в прозе; уже изданная часть представляла бы ад русской жизни, а вторая и третья части (с моральным перерождением Чичикова) были бы его Чистилищем и Парадизо.

К сожалению, приступив к такому благотворному делу, Гоголь заметил, что прежние творческие способности покидают его. Над второй частью своего романа он работал более 10 лет, но с мизерными результатами. В черновиках четырех глав и во фрагменте пятой, найденных среди его бумаг, отрицательные и гротескные персонажи обрисованы с определенной интенсивностью, тогда как добродетельные типы, которые он так хотел возвысить, застыли и безжизненны. Это отсутствие энтузиазма было истолковано Гоголем как знак того, что по какой-то причине Бог не хотел, чтобы он был голосом, призывающим своих соотечественников к более достойной жизни.

Тем не менее, он решил доказать, что хотя бы как учитель и проповедник, если не как художник, он все же способен изложить то, что нужно для нравственного и мирского оздоровления России. Он сделал это в своей работе «Избранные отрывки из переписки с друзьями», сборнике из 32 речей, восхваляющих не только консервативную официальную церковь, но и те самые силы, которые он так безжалостно осудил всего несколькими годами ранее. Неудивительно, что книга подверглась яростным нападкам со стороны его бывших поклонников, особенно Белинского, который в возмущенном письме назвал его «проповедник фитиля, защитник мракобесия и темнейшего угнетения» .

Опустошенный всем этим, Гоголь видел в этом еще одно доказательство того, что, как бы он ни был грешен, он навсегда утратил благоволение Божие. В 1848 году он даже совершил паломничество в Палестину, но тщетно. Несмотря на несколько светлых моментов, он начал скитаться с места на место, как осужденная душа. В конце концов он поселился в Москве, где попал под влияние фанатичного священника отца Матвея Константиновского, который практиковал в отношении Гоголя своего рода духовный садизм. По его приказу Гоголь сжег вероятно законченную рукопись второго тома «Мертвых душ» 24 февраля 1852 года. Через десять дней он умер, на грани полубезумия.

Несмотря на капризы мысли и жизни Гоголя, его роль в русской литературе была огромна. Прежде всего Белинский вывел из характера таких произведений, как «Ревизор», «Мертвые души», «Пальто», принципы «естественной школы» (в противоположность «риторической» или романтической школе), которая была ответственный за направление позднейшей русской беллетристики. Гоголь был одним из первых писателей, открывших для себя Россию.

Однако, в отличие от простой классико-реалистической прозы Пушкина, которую переняли Лев Толстой, Иван Гончаров и Иван Тургенев, витиеватую и бурную прозу Гоголя перенял Федор Достоевский. Гоголевский реализм обвинительного акта нашел многих последователей, в том числе великого сатирика Михаила Салтыкова. Он также был сторонником маленького человека как литературного героя. И Толстой, и Достоевский продолжали (но на более высоком уровне) свое переживание духа, а также его усилия выйти за пределы «простой литературы».

Смерть

Николай Васильевич Гоголь умер 4 марта 1852г. в Москве, Россия.

Есть предположение, что пророчество о его смерти было предсказано Гомолой в «Старосветских помещиках». Друзья вспоминали, что Гоголь «растворялся у них на глазах», он ослабел — но отказывался от еды, болел — но отверг совет врача. Он сказал, что он его врач.

Лечение и смерть Николая Гоголя: факты и вымысел

Аннотация:  Среди дискуссионных вопросов биографии Николая Гоголя важнейшее место занимает проблема его последних дней. Этот заключительный этап жизни писателя раскрывает его малопонятные взгляды на духовные методы исцеления от болезни. Установлено, что именно эти идеи определили характер отношения Николая Гоголя к медицинской помощи незадолго до смерти. В статье затрагивается широкий круг проблем, связанных с врачебной практикой в ​​первой половине XIX в.-й век. Обращается внимание на безуспешность длительного лечения Николая Гоголя и его друга, поэта Николая Языкова, на главных европейских курортах у многочисленных медицинских светил того времени. Выявлена ​​апокрифичность некоторых сведений, выявленных в воспоминаниях о Николае Гоголе штабного врача Алексея Тарасенкова, присутствовавшего на закате жизни писателя. Недостоверность сообщений медицинского мемуариста объясняется его прагматичным подходом к отстаиванию корпоративных интересов медицинского сословия при игнорировании оригинальной внешности Николая Гоголя. Впервые устанавливаются личности нескольких авторитетных врачей, лечивших Николая Гоголя за границей.

Содержание последних дней Николая Гоголя вписано в контекст его давних представлений о значении болезней как благословения промысла; лично писатель считал болезни предупредительными «дорожными знаками», призывающими больных к поиску верного пути, а как художник, кроме того, напрягался для совершенствования своего письма, и в этом был его творческий и молитвенный подвиг.

References

Bantysh-Kamenskii D. N. Istoriia Maloi Rossii so vremen prisoedineniia onoi k Rossiiskomu Gosudarstvu pri Tsare Aleksee Mikhailoviche, s kratkim obozreniem pervobytnogo sostoianiia sego kraia

[The history of Little Russia since it joined the Russian State under Tsar Alexei Михайловича, с кратким обзором первобытного состояния этой земли. Москва, 1822, ч. 2, 324 с.

Бантыш-Каменский Д. Н. История Малой России. От присоединения сей страны к Российскому государству до избрания в Гетманы Мазепы [История Малороссии. От присоединения этой страны к Российскому государству до избрания Мазепой гетманом. Москва, 1830, ч. 2, 223 + 62 с. (на рус.)

Белинский В.Г. О русской повести и повестиях г. Гоголя [О русской повести и повестях Гоголя]. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 томах . Москва, Изд-во АН СССР, 1953–1959, т. 1, с. I, 1953, стр. 259.–307. (In Russ.)

Виноградов И. А. Гоголь — художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания

. ЯВЛЯЮСЬ. Изд-во Института мировой литературы им. Горького РАН, 2000. 448 с. (на рус.)

Виноградов И. А. «Необычный наставник»: И. С. Орлай как прототип одного из героев второго тома «Мертвых душ» [«Необычный наставник»: И. С. Орлай как прототип одного из героев второй том «Мертвых душ». Новый гоголезнавчий конный завод ї i. Новые гоголевские студии . Симферополь, Киев, 2005, вып. 2 (13), с. 14–55. (на рус.)

Виноградов И. А. Блаженный миротворцы. От повести о двух Иванах к замыслу «Мертвых душ» [Блаженны миротворцы. От сказки о двух Иванах к идее «Мертвых душ». Вестник Московского университета [Вестник Московского университета], серия 9, Филология, 2017, № 3, С. 7–18. (на рус.)

Виноградов И. А. Блаженный миротворцы. От повести о двух Иванах к замыслу «Мертвых душ» (продолжение) [Блаженны миротворцы. От сказки о двух Иванах к идее «Мертвых душ» (продолжение)].

Вестник Московского университета [Вестник Московского университета], серия 9, Филология, 2017, № 4, с. 51–67. (на рус.)

Виноградов И. А. Летопись жизни и творчества Н. В. Гоголя (1809–1852). Научное издание: в 7 томах [Летопись жизни и творчества Н. В. Гоголя (1809 г.)-1852). Научное издание: в 7 т.]. Москва, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 2017–2018.

Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 томах . Ленинград, Изд-во АН СССР, 1937–1952. (на рус.)

Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и письмен: в 17 томах (15 книг) [Полное собрание сочинений и писем: в 17 томах (15 книг)], составление, подготовка текстов и комментариев И. А. Виноградов, В. А. Воропаев. Москва, Киев, Московская Патриархия, 2009 г.–2010, Том. I–XVII. (на рус.)

Димитрий Ростовский, святитель. Месяца Септимврия в 26 день, Житие и труды святого славнаго и всехвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова ]. Димитрий Ростовский, святитель. Книга жизни святых. На три месяца первая, еще есть: Септимврии, Октоврии и Ноэмврии [Книга житий святых. За три месяца первый, ёжик, это: Септимри, Октоврий и Ноэмври]. Киев, Киево-Печерская Лавра, 1764. Лист 129.оборот – 137 оборот. (на церковнославянском) (а)

Димитрий Ростовский, святитель. Месяц Майя в 8 день, Память святого славнаго и всехвального апостола и евангелиста Христова Иоанна Богослова Память святого славного и вседоблестного апостола и евангелиста Христова Иоанна Богослова. Димитрий Ростовский, святитель. Книга жизни святых. На три месяца третья, еще есть: март, апрель и май [Книга житий святых. За три месяца третий, ёжик: март, апрель и май]. Киев, Киево-Печерская Лавра, 1764. Лист 390 оборот. (на церковнославянском языке) (б)

Заботливость Франции о предупреждении опасности погребения заживо мнимо-умерших . Журнал Министерства внутренних дел [Журнал Министерства внутренних дел], 1844 г., ч. 7, стр. 496–498. (на рус.)

Зелингер Ю. Е. ЖизньОписание Викентия Присница, с портретом его. Сочинение доктора Ю. Э. Зелингера [Биография Винсента Приста с его портретом. Письмо доктора Ю. Э. Зелингер]. Перевод с немецкого. Издание В. Н. Дорошенко. Санкт-Петербург, 1853. 173 с. (на рус.)

Летаргический сын [Сопор]. Сын Отечества и Северный Архив [Сын Отечества и Северного Архива], 1831, т. 1, с. ХХ, № 23, стр. 181–191. (на рус.)

Назаров Н. С., кн. Письмо к редактору [Письмо в редакцию]. Санкт-Петербургские Ведомости [Св. Петербургские ведомости], 1857, 20 августа, № 179, с. 924. (In Russ.)

О погребении обмерших и средств к предупреждению этого несчастия

. Журнал Министерства внутренних дел [Журнал Министерства внутренних дел], 1846 г., ч. 13, стр. 445–458. (на рус.)

О средствах к предупреждению погребения обмерших . Напечатано по приказу министра внутренних дел. СПб., В типографии Министерства печати, 1846, 92 стр. (на рус.)

Попов Е., протоиерей. Общенародные чтения по православно-нравственному богословию. В порядке десяти заповедников Божиих [Общественные чтения по православно-нравственному богословию. В порядке десяти заповедей Божиих]. СПб.: Изд-во книгопродавца И. Л. Тузова, 1901, 1087 с.

Рамазанов Н. Московская городская хроника. Художественные известия [Московская городская хроника. Новости искусства. Литературный отдел Московских Ведомостей 1853 года [Литературный отдел Московских ведомостей 1853 г.], 26 февраля, № 25, с. 260. (на рус.)

Самарин Ю. Ф. Отрывок из записок Ю. Ф. Самарина. (Сообщено баронессой Е. Ф. Раден) [Отрывок из заметок Ю. Ф. Самарин. (Сообщение баронессы Э. Ф. Раден)]. Татевский сборник С. А. Рачинского [Татевский сборник С. А. Рачинского.]. СПб., 1899. С. 128–133.

Серков А. И. Русское масонство. 1731–2000 гг. Энциклопедический словарь [Российское масонство. 1731–2000 гг. Энциклопедический словарь]. Москва: РОССПЭН, 2001. 1222 с. (In Russ.)

[Хитрово В. И., Хитрово Д. В.] Воспоминания об Алексее Степановиче Хомякове [Воспоминания об Алексее Степановиче Хомякове]. Публикация, вступительная записка и примечания Е. Давыдовой. Наше наследие [Наше наследие], 2004, № 71, с. 91–94. (на рус.)

Эллизен И. Г. Врачебные известия о преждевременном погребении мертвых, собранные Иоганном Георгом Давидом Эллизеном

[Медицинские известия о преждевременном захоронении умерших, собранные Иоганном Георгом Давидом Елизеном]. С немецкого языка перевел В. Джунковский. СПб., В типографии Государственного медицинского училища, 1801, 127 с. (на рус.)

Каллисен А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *