«Портрет» — краткое содержание повести Н. В. Гоголя
Здесь даны основные сведения о повести Н. В. Гоголя «Портрет», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по частям. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.
Содержание
Краткие сведения о произведенииПовесть «Портрет» Николай Васильевич Гоголь написал в 1833–1834 годах. Она входит в цикл «Петербургские повести» и состоит из 2 частей. В каждой из них рассказывается история о художниках, на судьбы которых повлиял портрет ростовщика.
Главные герои повести- Чартков — талантливый художник 22 лет, нервный, с развитым воображением.
- Отец художника Б. — написал портрет ростовщика, будучи художником-самоучкой, честный, добрый человек.
- Хозяин лавки — ловкий торговец, продающий картины.
- Никита — молодой парень, слуга Чарткова.
- Хозяин квартиры.
- Ворух Кузьмич — квартальный надзиратель.
- Дама — заказала Черткову портрет своей дочери. Считает себя знатоком живописи.
- Lise — 18-летняя дочь дамы.
- Художник Б. — рассказчик во второй части повести, человек лет 35, с приятным лицом.
- Старик — богатый ростовщик.
- Приятель отца художника Б. — весёлый человек, живописец.
Бедный художник купил в лавочке портрет старика, поразивший его тем, что глаза изображённого человека были точно живые.
Ночью он увидел сон, будто старик вылез из рамы, достал из мешка свёртки, на которых было написано «1000 червонных».
Наутро пришли к художнику хозяин квартиры и квартальный надзиратель. Так как у молодого человека не было денег заплатить за квартиру, полицейский предложил ему вместо денег отдать картину. Затем взял портрет, нечаянно надавил на раму, и оттуда выпал свёрток с надписью «1000 червонных». Художник так быстро поднял его, что квартальный не заметил этого.
Молодой человек, получив такое богатство, нанял роскошную квартиру и стал модным живописцем, но не творцом искусства, а попросту ремесленником, умеющим писать портреты.
Через несколько лет, увидев прекрасную картину своего прежнего товарища, он понял, что растратил свой талант. Рассматривая свои прежние работы, он наткнулся на портрет, купленный им в лавке. Испугавшись страшных глаз старика, художник велел унести портрет. С тех пор обуяла его зависть к талантливым художникам. Он стал скупать их картины и уничтожать их. В конце концов, сошёл с ума и умер.
Во второй части повести рассказано, как появился этот портрет. Ростовщик, живущий в Коломне, уговорил одного художника написать его портрет.
Когда художник начал писать глаза старика, в душе его поселилась тревога, и он отказался продолжать работу. На следующий день художник узнал, что ростовщик умер.
С тех пор живописец очень изменился, стал завистлив. Участвуя в конкурсе на заказ картины для церкви, он проиграл, так как у всех фигур на его картине были демонические глаза ростовщика.
Художник хотел сжечь портрет, но приятель упросил отдать ему это произведение. У художника как будто камень свалился с души, он стал добрее и спокойнее.
А приятель после этого стал тревожен, беспокоен. Спокойствие вернулось к нему только после того, как он отдал портрет племяннику. Но тот тоже не выдержал, и стал переходить портрет от одного к другому.
А художник, написавший его, стал монахом, удалился в пустынь и через несколько лет написал чудесную картину для церкви.
Сыну своему, закончившему учение в художественной академии, он завещал хранить душу чистой и попросил уничтожить портрет ростовщика, если где-нибудь его увидит.
Сын, художник Б., увидел портрет на аукционе, рассказал людям историю его создания и заявил, что имеет на него права больше чем кто либо. Но портрет кто-то украл, пока все слушали историю о нём.
Краткий пересказ по частям (более подробный, чем краткое содержание)Часть 1В Петербурге, на Щукином дворе, есть лавочка, торгующая картинами. Как-то перед её витриной остановился бедный художник Чартков. Сначала он насмешливо рассматривал дурно намалёванные картины, потом стал размышлять о том, кто же их покупает.
Когда он очнулся от своих мыслей, то услышал, что хозяин лавки уже давно расхваливает ему новые картины. Художнику показалось неловким не купить ничего после долгого стояния у лавки, и он сказал, что лучше посмотрит старые картины.
Одна из них поразила Чарткова. На ней был изображён старик в азиатском костюме. Глаза его поражали, они казались вырезанными из живого человека и вставленными в картину. Художник купил её за двугривенный, а выйдя из лавочки, вспомнил, что эти деньги у него были последними.
Когда он пришёл домой, его слуга Никита сказал, что приходили хозяин квартиры с квартальным. Хозяин сказал, что если художник не заплатит деньги, пусть съезжает с квартиры.
Чартков был молодым человеком, увлечённым творчеством, часто он писал картины, забывая про пищу и питьё. Профессор предупреждал его, что хотя у него есть талант, нужно больше обдумывать работу, не быть нетерпеливым в творчестве.
Сейчас удручённый художник раздумывал, на какие деньги завтра он будет обедать. Зачем он слишком старательно и долго учится живописи, когда мог бы уже стать модным живописцем, писать портреты богатых людей и не нуждаться. Так он с досады сказал сам себе и вдруг увидел чьё-то лицо со страшными глазами. Испуганный художник понял, что это купленный портрет.
Чертков рассмеялся и стал смывать с него грязь. Снова поразился он необыкновенной живости глаз изображённого на нём старика и с ужасом понял, что эти глаза смотрят прямо на него. Чартков накинул на картину простыню.
Ночью увидел художник, что старик выпрыгнул из рамы. Чартков не мог даже вскрикнуть, а только смотрел, как призрак вытащил из складок своего одеяния мешок и вытряхнул из него свёртки, на которых было написано «1000 червонных».
Чартков схватил один откатившийся свёрток. Старик этого не заметил и уложил свёртки в мешок. Затем он пошёл от кровати, но вернулся и глянул на Черткова. Тот стиснул свёрток в руке, вскрикнул — и проснулся.
Увидел он, что простыни на портрете нет, а губы старика вытягиваются, будто хотят высосать его. И снова Чертков проснулся.
Увидел, что портрет закутан в простыню, но она стала раскрываться. И снова художник проснулся.
Он высунулся в форточку, холодный воздух успокоил его. Когда уже брезжил свет зари, Чертков крепко заснул.
Утром пришёл хозяин с квартальным надзирателем. Узнав, что у Черткова совершенно нет денег, полицейский предложил хозяину взять в качестве платы за квартиру картину Черткова, но тому они не нравились.
Квартальный, взяв портрет старика, наверно, слишком сильно надавил на раму. Досточки вдавились, одна упала, вместе с ней упал свёрток с надписью «1000 червонных». Чертков быстро, незаметно поднял его и сказал, что заплатит за квартиру вечером и завтра же съедет с неё.
Когда посетители ушли, художник пересчитал деньги, понял, что он обеспечен года на 3 и может заниматься живописью, не продавая картин, а шлифуя свой талант.
Но он был молод и не выстоял перед искушением красивой беззаботной жизни. Чертков модно оделся, снял великолепную квартиру, заплатил издателю газеты за хвалебную статью о себе, в которой читателей приглашали заказывать у него портреты.
Первой пришла дама с 18-летней дочкой и заказала её портрет. Дама хотела, чтобы девушка была изображена как можно идеальнее. Пришлось художнику сделать так, как она хотела.
Вслед за этим стали поступать заказы от других светских людей и Чертков, разбогатев, стал светским человеком. Его талант не развивался, но заказчики были довольны.
Достигнув зрелых лет и всеобщего уважения, увидел он однажды картину своего прежнего товарища и понял, что лучшие дни своей юности растратил на писание портретов, которые нельзя отнести к высокому искусству.
Чертков велел выбросить все последние картины, погрузился в работу, но у него уже ничего не выходило, кроме заученных приёмов писания.
Он захотел удостовериться, точно ли у него был талант, и стал рассматривать свои прежние картины. И вдруг задрожал, встретив взгляд страшных глаз — это был портрет, купленный им на Щукином дворе. Чартков велел вынести его вон.
Его обуяла ужасная зависть к талантливым художникам. Он стал скупать их произведения и рвал и топтал эти картины.
У него были припадки безумия, затем сделалась горячка, и он умер. В комнате его не нашли денег, увидели там только изрезанные куски прекрасных картин.
Часть 2На аукционе перед одним портретом собралась толпа. Все были поражены живостью глаз изображённого на нём старика.
На этот портрет уже взвинтили огромную цену, но человек лет 35 сказал, что он более всех имеет право на него. Он рассказал историю портрета.
В части Петербурга, Коломне, где жили небогатые люди, проживали и ростовщики. Один из них был очень примечателен: огромного роста, смуглый, с густыми бровями и глазами, сверкающими необыкновенным огнём.
Те, кто занимали у него деньги, обычно изменялись в худшую сторону и конец их жизни был ужасен.
Отец художника Б. был художником-самоучкой. Его отличала честность, твёрдость характера, он помогал другим бедным художникам.
Ростовщик сказал ему, что, может, скоро умрёт, но не хочет умереть совершенно и попросил написать его портрет, чтобы был, точно живой.
Отец согласился, поскольку как раз в церкви заказ на картину, где нужно было изобразить духа тьмы, а наружность ростовщика очень подходила для этого.
Сначала он стал писать глаза старика, но в его душе поселилась ужасная тревога, и он сказал ростовщику, что не будет продолжать писать портрет. Тот умолял, говоря, что жизнь его продолжится в портрете, но художник в ужасе от этих слов выбежал из комнаты.
Утром ему принесла от ростовщика служанка портрет и сказала, что хозяин не хочет его покупать. Вечером художник узнал, что ростовщик умер.
С тех пор характер живописца переменился. Он стал тревожен, завистлив. Художник проиграл в конкурсе на заказ картины для новой церкви, так как один из членов жюри сказал, что в его картине есть что-то демоническое.
Живописец после этих слов увидел, что на его картине у всех фигур были глаза ростовщика. В бешенстве хотел он сжечь злополучный портрет. Но в это время к нему зашёл приятель, тоже художник, и упросил отдать портрет ему.
Когда живописец избавился от этого своего творения, он стал спокойнее и добрее.
Однажды пришёл к нему приятель, который унёс к себе портрет ростовщика. Он рассказал, что после того как повесил его у себя в доме, стал чувствовать тоску и тревогу.
Только когда племянник этого приятеля попросил портрет себе и унёс его, тот снова стал весел и доволен своей жизнью.
Племянник тоже не выдержал и продал портрет собирателю картин, а тот тоже кому-то его сбыл с рук. Приятель сказал, что можно подумать, будто душа ростовщика переселилась в портрет.
Отец художника Б. подумал, что его искусство стало причиной того, что часть жизни старика как-то перешла в портрет и сейчас тревожит людей, порождая зависть, тревогу и тому подобное. Внезапные смерти жены, дочери и маленького сына он посчитал небесною карой себе, постригся в монахи, стал жить один, изнуряя свой тело, чтобы спасти душу.
Через несколько лет он явился в монастырь и написал чудесную картину, изображающую рождество Иисуса.
Когда художник Б. окончил учение и собрался ехать в Италию, он приехал в монастырь проститься с отцом, которого не видал уже 12 лет. Тот благословил его на то, чтобы хранил свой талант и всё принёс в жертву искусству, ибо в нём заключён намёк о божественном рае.
Он рассказал сыну, что однажды написал портрет, очень точно передав образ изображаемого человека. Это не было созданием искусства, так как он чувствовал отвращение к этой работе и желал только как можно вернее изобразить этого человека.
Сейчас до него доходят слухи, что портрет ходит по рукам и сеет среди художников зависть и ненависть. Тот, у кого есть талант, должен быть чист душой. Так закончил свою речь монах, благословил сына и попросил истребить этот портрет, если увидит его где-нибудь. А узнать его можно по необыкновенным глазам.
И вот сейчас, через 15 лет после этого, художник Б. встретил это произведение отца на аукционе. Ещё не закончив речи, взглянул он на стену, где был портрет, и не увидел его — он был кем-то похищен.
Заключение к краткому пересказуВ повести Н. В. Гоголя «Портрет» раскрыты темы:
- искусство, художественное творчество;
- богатство;
- зло, скрытое в деньгах;
- соблазн деньгами.
Основная мысль (идея) повести «Портрет» — искусство нужно творить с чистой душой, ограждая себя от соблазнов и пороков. Проникновение зла в душу художника заражает его искусство, пагубно влияет на зрителей.
Для автора конкретное социальное воплощение мирового зла — это денежная власть (с портрета глядят живые глаза ростовщика).
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по частям — для подготовки к уроку литературы.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Краткое содержание повести Гоголя «Портрет»
Многие русские литераторы XIX века (Пушкин, А. К. Толстой, Достоевский) вносили в свои произведения элементы демонического мистицизма, но непревзойденным мастером этого жанра среди классиков был Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Портрет», краткое содержание которой предлагается в формате свободного пересказа, рассказывает о судьбе двух художников и о сверхъестественной силе творения, принадлежащего кисти одного из них.
Повесть состоит из двух частей, не связанных временной последовательностью и реальными действующими лицами. Предметом, объединяющим обе истории, является незаконченный портрет. А также сила его влияния на окружающих.
Рассказ начинается с описания картинной лавки, куда случайно зашел молодой художник Чертков, пока не известный широкой публике, но подающий большие надежды. Он покупает одну из тех картин, что кучей валялись на полу. Это незаконченный портрет человека восточной внешности, в котором больше всего поражают глаза, написанные с нереальной живостью.
Ночные видения
Потратив последний двугривенный и за это досадуя на себя, герой отправляется с новым приобретением на квартиру, которую он снимает под мастерскую и жилье. Им овладевает «ненастное расположение духа»:
- работать нет возможности, так как свечи кончились, а купить не на что,
- по той же причине не оплачивается жилье, под вопросом завтрашний обед,
- его работы (картины и рисунки) «полезны», но за них не дадут и двугривенного.
Мысли и грезы прерывает стук в дверь. В сопровождении квартального появляется хозяин дома с требованием оплаты аренды. Молодой человек отвечает, что денег у него нет. Квартальный предлагает произвести взаиморасчет картинами. Особенно его привлекает злополучный портрет. Он неосторожно берет картину за раму, одна из деревянных реек лопается, и на пол падает сверток. Художник быстро поднимает его и заявляет, что сегодня же рассчитается и съедет с квартиры.
Деньги и слава
Сверток развернут, а в нем настоящие золотые червонцы. Художник не вполне связывает неожиданное богатство с ночными видениями, предполагая, что это случайно обнаруженный тайник. Его занимают не столько причины появления, сколько вопрос о целевом использовании имеющихся средств.
Рассудком герой понимает, что это его шанс стать «славным художником». Он обеспечен минимум на три года и может полностью отдаться совершенствованию мастерства. Но голос горячей юности требует:
- модно одеться,
- прервать затянувшийся пост,
- нанять хорошую квартиру,
- отправиться в парикмахерскую и кондитерскую.
Чертков уже не может «взять над собою власть» и с головой погружается в пучину развлечений, не забывая продвигать свою популярность как художника.
Воплощение вселенского зла
Рассказ относится к прошедшему XVIII веку и начинается с описания одного из районов Петербурга, в котором устраивался на жительство «самый несчастный осадок человечества». Постоянная нужда побуждала этих людей обращаться к ростовщикам, которых в этом районе было множество, но один выделялся среди прочих:
- необыкновенно высоким ростом,
- тощим лицом непостижимо страшного цвета,
- горящими глазами,
- азиатским нарядом.
Этот ростовщик ссужал любой суммой всех — от нищих до придворных вельмож, на условиях, которые оставались в секрете. Однако все, кто кредитовался у него, очень изменялись и заканчивали жизнь самым «несчастным образом».
ПОРТРЕТ ГОГОЛЯ | andy merrifield
По утрам, когда я провожал дочь в школу много лет назад, мы проходили мимо маленького паба под названием «Принц Альберт» на узкой старой улочке, недалеко от центра города, у собора. . На столбе, торчащем над входом в паб, висел портрет упомянутого принца-консорта, мужа королевы Виктории, написанный в 1840 году королевским художником Джоном Партриджем. В ветреные дни принц раскачивался, поскрипывал на ветру, напоминая, что он нес вахту над головой. Каждое утро я ухмылялся, смеялся про себя, иногда смеялся вслух. Моей дочери стало немного скучно, потому что она знала, над чем я смеюсь. В конце концов, я говорил ей каждый день: «Вы знаете, этот князь Альберт вон там, наверху, он точная копия Гоголя». Она знала также, что я имел в виду Николая Гоголя, великого русского писателя, моего давнего любимца. Тонкий выдающийся нос, живые глаза, маленькие холеные усики, общий жеманный вид, походность, несмотря на военные регалии, — все это был Гоголь до мозга костей!
Помню, я видел изображение самого Гоголя, тоже написанное в 1840 году его приятелем петербургским художником Федором Меллером. Он был выставлен в лондонской Национальной портретной галерее на специальной выставке 2016 года под названием «Россия и искусство». Мысль о том, что у Гоголя был двойник, что князь Альберт был тайным Гоголем, или что Гоголь был тайным князем Альбертом, крадущимся из России, напугала, после того как власти возмутились его издевательством над провинциальным чиновничеством в залихватской драме Правительственный инспектор , тайно сбежавший к британской королевской семье, показался мне типичным гоголевцем. Путешествие по Европе под вымышленным именем было настолько причудливым и сюрреалистичным, насколько только Гоголь мог сделать правдоподобным, как слух, который он пустил в конце первой части своего незаконченного романа « мертвых душ »: капитан Копейкин на самом деле был Чичиковым. Как, черт возьми, ветеран войны с отсутствующей рукой может превратиться в мошенника с целыми конечностями? Только по прикосновению сатирического пера Гоголя.
Я бы, наверное, сам слишком много Гоголя читал, чтобы придумать такую пару; хотя украинец Гоголь (1809-1852) и немец князь Альберт (1819-1861) были в значительной степени современниками, и хотя оба умерли относительно молодыми, в сорок два года. Но именно увидав портрет принца Альберта с птичьим носом и увидев образ самого Гоголя — с его знаменитым клювом, я вспомнил гоголевский рассказ «Портрет ». Одного этого было достаточно, чтобы поселить в голове идеи. Каждое утро глаза принца Альберта смотрели так же, как выскочили эти глаза на бедного молодого художника Гоголя Чарткова. У Гоголя есть Чартков, роющийся однажды в дешевой петербургской художественной лавке среди запыленных потертых картин, где он натыкается на портрет старика с бронзовым, изможденным, скуластым лицом. Самым необычным были глаза. После долгих раздумий молодой художник расстается со своими последними копейками и, шатаясь, бредет с холстом на свою сквозняковую мансарду в самой грязной части города. Оказавшись там, «два страшных глаза устремились прямо на него, словно готовясь поглотить его».
С наступлением темноты, пытаясь задремать на диване, он не может вынести мысли об этих глазах, словно какой-то страшный призрак, смотрящих на него. Он набрасывает простыню на портрет. Тем не менее, лунный свет усиливает его белизну, призрачное присутствие портрета. Когда Чартков засыпает, в дело вступает перо Гоголя. Листа больше нет; старик зашевелился. Внезапно, опираясь на раму обеими руками, он вытягивает обе ноги, чтобы освободиться от заточения. Чартков пытается закричать, но у него нет голоса. Сходит старик, достает мешок с пачками баснословных золотых рублей. Одна пачка падает на пол; Чартков подбегает, хватает ее, пытается открыть, но не может. Он кричит — и просыпается.
К утру в комнате уныло, мрачно, так как «в воздухе моросит неприятная сырость». Чарткову кажется, «что среди сна был какой-то страшный обломок действительности». «Боже мой, если бы у него была хотя бы часть этих денег», — вздыхает он. Стук в дверь возвещает о приходе помещика и пристава, «которого вид, — говорит Гоголь, — как известно, для маленьких людей более неприятен». Арендодатель требует невыплаченную арендную плату. Он отставной служащий, «деловой человек, щеголь и дурак, — шутит Гоголь, — сливший в себе все эти острые особенности в какую-то неопределенную тупость». Чартков, разобравшись с грязью, предлагает ему свои картины. Но хозяин равнодушно усмехается. Тем временем инспектор рассматривает портрет старика, и, неуклюже подняв его, его рама раскалывается. Одна сторона падает на землю вместе с пакетом, завернутым в синюю бумагу, с надписью «1000 рублей золотом». Чартков, как сумасшедший, бросается, хватает тяжелый пакет.
Его беды позади — по крайней мере, так может показаться. Теперь у него есть состояние, как он и предвидел во сне. Он расплачивается с хозяином, устраивается в шикарной буржуазной квартире на Невском проспекте, самой красивой торговой улице Петербурга. У него завитые волосы, он носит модные сшитые на заказ костюмы, обедает в модных французских ресторанах, расхаживает по тротуару, любуясь собой, как самый элегантный из денди. Странным образом взлетает репутация Чарткова как великого художника. Это потому, что он заставляет петербургскую газету опубликовать написанную им самим статью о своих необыкновенных талантах, блеске, достойном любого Тициана или Ван Дейка. Петербургская элита очарована появлением в городе нового гения и засыпает его заказами. Поначалу его портреты сияют тонкими мазками и мастерской штриховкой. Но ситтеры хотят меньшего, их умиляют банальность, штампованные образы, пустые улыбки и чопорность высших слоев общества. Чем мельче портрет, тем лучше — и тем больше он востребован. Он вознаграждается всем: деньгами, комплиментами, рукопожатиями и поцелуями, приглашениями на обеды, на гламурные вечера. Вскоре, говорит Гоголь, «совсем невозможно было узнать в нем того скромного художника, который когда-то работал незаметно в своей лачуге». Однако через некоторое время блеск богатства и нарядов тускнеет. Он устает штамповать сотни одних и тех же портретов, одних и тех же лиц, чьи позы и позы он знает наизусть.
Когда Академия художеств приглашает Чарткова оценить новую работу молодого русского художника, уже провозглашенного великим гением, он настроен скептически. Увидев полотно в галерее, окруженное толпами посетителей, он ошеломлен: на стене висит самое чистое, самое непорочное зачатие, картина такая скромная, такая божественная, что слезы текут по щекам зрителей. Он сдулся, стоит неподвижно, «с открытым ртом перед картиной». Все существо Чарткова, говорит Гоголь, «в одно мгновение пробуждается, как будто к нему вернулась молодость, как будто вновь вспыхнули погасшие искры таланта». Повязка вдруг спадает с его глаз, и он понимает, что не внял совету своего профессора, что погубил свои лучшие годы, пренебрег долгим, трудным уроком постепенного обучения. Он стал этим ужасным видом: модным художником. (Интересно, чувствовал ли когда-нибудь то же самое Джон Партридж, художник принца Альберта, когда-нибудь сожалел о своей жизни в качестве придворного художника, срисовывавшего льстивые портреты королевских особ, дворян и светских людей?)
Чартков не может больше выносить этих безжизненных картин, портретов застегнутых гусар и статских советников, вечно причесанных дам; он приказывает им покинуть свою студию. Потом он вспоминает о купленном им странном портрете, который каким-то образом воспламенил все его тщеславные порывы и возвестил о его кончине. Ярость врывается в душу Чарткова. Желчь поднимается в нем всякий раз, когда он видит произведение, отмеченное печатью величия. Он начинает скупать великие шедевры, тащит их к себе в комнату, где разрывает, кромсает, режет на куски в дикой оргии разрушения, предвещающей самоуничтожение Чарткова, причудливо повторяя собственную судьбу Гоголя. Жестокая лихорадка, усугубленная скоротечной чахоткой, вскоре провожает нашего художника. «Труп его был страшен, — говорит Гоголь. «Из его огромного богатства ничего не удалось найти; но, увидев изрезанные остатки величественных произведений искусства, стоимость которых превышала миллионы, стало ясно, что они могут быть использованы в ужасных целях».
***
Гоголь работал над Портретом много раз на протяжении многих лет, добавляя и переделывая, обрезая и изменяя, складывая его в один из лучших своих рассказов. Он впервые опубликовал версию в 1835 году, в « Арабесках » — сборник «мешанина», как он его назвал, — исторических очерков об искусстве и архитектуре, о Средних веках и о Пушкине, наряду с двумя другими блестящими рассказами, Невский проспект и Дневник сумасшедшего . Портрет Take-2 появился спустя семь лет, стал длиннее и лучше отточен, и именно его я здесь цитировал. Известный критик и представитель либералов Виссарион Берлинский, самый резкий собеседник Гоголя, а также самый ярый поборник, счел сверхъестественное в Take-1 слишком неуклюжим. Это не было вызвано блестящим реализмом рассказа, особенностью, по словам Берлинского, которая делала самые невероятные и невероятные моменты Гоголя правдоподобными и правдоподобными. Как всегда, Гоголь принял близко к сердцу лишь часть критики Берлинского; он никогда не откажется от своей пытки реальности, никогда не избавится от сюрреалистических завитков, которые делали его обыденность такой необыкновенной, его сатиру такой язвительной, а его творения такими своеобразными и оригинальными. Он был слишком тонким художником, чтобы капитулировать перед скучнейшим соцреализмом или перед самым надуманным сюрреализмом. Он всегда будет работать против своей предсказуемости, часто обращая собственную изобретательность против самой себя, иногда даже против 9.0005 сам , как раз тогда, когда мы меньше всего этого ожидаем. Мы, читатели, крутимся и крутимся, как его персонажи крутятся и крутятся, как он сам крутится и крутится, вращаясь под действием какой-то странной космической силы.
Оказывается, рассказывает Гоголь во втором разделе приложения к «Портрет Take-2», что старик с жуткими глазами был страшным ростовщиком, ростовщиком, вымогавшим у петербургских бедняков, а иногда и у петербургских богачей. Бедствие постигло всех, кто брал у него деньги. Он обладал каким-то странным темным проклятием, которое проклинало его и всех, к кому он прикасался. Даже художник, написавший его портрет, был поражен бесами, но сумел изгнать их, став кающимся монахом-отшельником. Картина так же наделяла дьявольскими силами, и трагедия постигала всех, кто ею владел, кто чувствовал ее горящие глаза. В конце Портрет , когда картина вот-вот будет продана с аукциона, внезапно появляется сын художника и требует, чтобы картину сожгли, уничтожили любой ценой или что-то еще.
Так предостерегает повесть Гоголя, много рассказывающая нам о роли художника в нашем обществе, о дихотомии между художественной целостностью и бытовым материализмом, между искусством чистого творчества и зарабатыванием на жизнь. Он также много говорит нам о собственном положении Гоголя в мире, о его привязанностях к «маленьким людям» и о том, что искусство для него должно служить высшим благом нравственным. Он знал, как известно, в обществе, диктуемом денежными ценностями и управляемом поверхностными, застегнутыми на все пуговицы людьми, что истинная художественная страсть всегда будет противиться ей. Есть такие художники, как Чартков, изолированные и обездоленные, посвященные своему творчеству, но достойные игры, которые можно купить, нанять в качестве наемных рабочих, соблазненных всеми атрибутами высшего общества, которое, по мнению Гоголя, на самом деле довольно низкое.
В 1844 году, через два года после гоголевского «Портрета », молодой Карл Маркс, вероятно, немногим старше Чарткова, с гоголевской иронией пригвоздил к позорному столбу «Власть денег в буржуазном обществе». Деньги, говорил Маркс, «являются всеобщей блудницей, всеобщим сутенером людей и народов», «извращением всех человеческих и природных качеств». Маркс называл деньги «божественной силой», обвиняя их в том же плане, что и религия, «как отчужденную и отчуждающую родовую сущность человека, которая отчуждает себя, продавая себя». Деньги превращают одну вещь в другую, переворачивают все, к чему прикасаются, превращают людей и предметы в их противоположности, в «противоречивые качества», антагонистические их собственным качествам. Таким образом, деньги «превращают верность в измену, любовь в ненависть, ненависть в любовь, добродетель в порок, порок в добродетель, слугу в господина, господина в слугу, бессмыслицу в разум и разум в бессмыслицу». Со своим скрытым пренебрежением к тому, как деньги развращают, «Портрет » представляет собой нечто большее, чем намёк на романтизм молодого Маркса, помогая нам распознать то, что, как мне кажется, я знал, когда каждое утро смеялся над принцем Альбертом: гоголевский «Портрет » на самом деле является нашим изображением.
Нравится:
Нравится Загрузка…
«Портрет» Гоголя – в сознании писателя
[ Этот пост из серии о литературных произведениях, заслуживающих более широкой аудитории .]
Ого! Прошло много времени с тех пор, как я делал что-то из этого… Но мы снова возвращаемся к редкой B-стороне мировой литературы. На этот раз это «Портрет» Николая Гоголя.
Люблю я немного Гоголя. Я бредил им и в других местах (например, в своей ленте в Твиттере, в некоторых кафе и нескольких барах). Он слишком часто игнорируемый русский писатель 19-го века, своего рода русский Эдгар Аллан По. Но это грубое упрощение!
Скажем так: каким сумасшедшим гением нужно быть, чтобы освоить три совершенно разных жанра? Роман, пьеса и рассказ? Для романов есть его
Но сегодня мы не будем говорить ни об одной из этих частей. Нет. Потому что речь идет о редкой работе. Итак, сегодня мы поговорим о его рассказе «Портрет». Я думаю, что это важно, потому что я думаю, что это закодированное предупреждение для художников, писателей и художников любого направления о некоторых основных ловушках, которых мы все должны остерегаться.
Итак, о чем он? Ну, вот этот молодой голодающий художник (живописец) по фамилии Чартков. Он своего рода талантливый хакер. Его портреты достаточно хороши, но ничего особенного. Однажды, просматривая местный «картинный киоск» в Санкт-Петербурге, он натыкается на портрет старика в «азиатском костюме». Он покупает картину за жалкие 20 копеек и везет домой.
А что ты знаешь? Позже той же ночью он наблюдает, как глаза портрета, кажется, следуют за ним по комнате. Итак, он закрывает портрет и удаляется в другую комнату. Позже он слышит звуки шагов и видит, что человек на портрете ожил. Он бросается в погоню, мужчина что-то роняет и снова исчезает в картине. Он подбегает, чтобы собрать упавшую вещь, и понимает, что это золото, но тут же просыпается! Это было мечтой.
На следующий день к нему приезжает полиция, планируя потребовать от арендодателя задолженность по арендной плате. Один из полицейских случайно ломает рамку портрета, и из нее выпадает настоящее золото. Незаметно для них Чартков хватает его. В конце концов полиция уезжает, и Чартков обнаруживает, что в раме спрятано больше золота. Он может платить арендную плату, и не только это — он, по сути, на всю жизнь!
Чартков начинает транжирить. Он покупает новую одежду, переезжает в новую квартиру. И тогда, наконец, начинает платить деньги за рекламу и хорошую прессу, чтобы расхваливать его посредственные рисунки и картины. Жадный до искусства город Сент-Пит клюет на приманку, и вскоре начинающий класс прокладывает себе путь в его студию, чтобы сделать свои портреты. Он становится все более и более востребованным и вскоре становится известным, состоявшимся и богатым художником. Как говорит Гоголь:
«Чартков стал во всех отношениях модным живописцем. Он стал обедать вне дома, сопровождать дам по галереям и даже на прогулках, щеголевато одеваться и громко заявлять, что художник должен принадлежать к девятому классу.0005 бомонд … Другими словами, скоро уже совсем нельзя было узнать в нем скромного художника, когда-то трудившегося незамеченным светом в своей мансарде на Васильевском острове».
Восхождение Чарткова (Или спуск? Умный этот Гоголь!) набирает обороты… Его взгляды начинают меняться, и он уже не стесняется ими делиться.
«Что-то я не могу понять, — говорил он. «Как люди могут заставить себя сидеть и усердно работать на работе. Человек, который месяцами трудится над одной картиной, на мой взгляд, трудоголик, а не художник. Я не считаю его талантом. Гений творит быстро и смело».
Социальные обязательства начинают отнимать у него все больше времени и энергии.
Его разум устал от постоянных усилий по созданию новых идей. У него не было на это ни сил, ни времени: светская круговерть, в которую он был затянут и в которой он пытался играть роль светского человека, уносила его все дальше и дальше от работы и мыслей.
И в отличие от его прежней приверженности своей работе, деньги становятся мерилом успеха.
Золото стало его страстью, его идеалом, его страхом, его удовольствием, его целью. Пачки банкнот росли в его сундуках… он стал тупым и невосприимчивым ко всему, кроме золота.
И вот однажды он получает письмо из Академии художеств с приглашением посетить открытие новой картины русского художника, живущего в эмиграции в Италии. Будучи стильным художником, он идет на мероприятие. Но его встреча с картиной идет не по плану. Войдя в зал, он находит огромную толпу, молча сгрудившуюся перед картиной, «редкое явление при таких толпах».
«Перед ним висела картина чистая, красивая и целомудренная, как невеста. Творение художника превыше всего воспаряло смирением, божественностью, невинностью и простотой чистого гения».
Хорошо. Ну, это, может быть, и многовато… Но мы поняли мысль Гоголя. Так что же этот художник делал в Италии? Мы являемся частью той же умной международной артистической сцены, что и Чартков? Нет, совсем нет. В Риме этот художник имел…
«….погрузился в труд, как отшельник, и ничто не позволяло ему отвлекаться. Ему было все равно, что люди думают о его характере, о его бесцеремонности, о его незнании светского этикета или о дурной славе, которую он навлек на артистическую профессию своим жалким и ветхим платьем. Ему было все равно, что его коллеги могут быть раздражены им.
Он полностью отдался искусству, пренебрегая всем остальным».
Итак, как Чартков отреагировал на картину? Он ошеломлен.
«…слова ему не удались, и вместо ответа он начал безудержно рыдать и вылетел из комнаты, как сумасшедший».
Что будет дальше? Ну, вам просто нужно прочитать историю, чтобы узнать. Для меня это не имеет большого значения. Мы уже видели суть того, что хочет сказать Гоголь. Я думаю, это довольно очевидно, но если бы он отправился во времени в наши дни, я думаю, что он хотел бы сказать всем создателям:
«Забудьте о социальных сетях. Забудьте о Твиттере и Фейсбуке. Забудьте о своем бренде и своем присутствии в Интернете. Сосредоточьтесь на том, что вы создаете. И сосредоточьтесь на том, чтобы сделать его как можно лучше. Не волнуйтесь, если это не принесет денег или не будет продаваться. Или если вашему агенту или издателю это не понравится. Выкраивайте и посвящайте время своему ремеслу, изучайте его непрестанно.