Гоголь портрет краткий рассказ: «Портрет» краткое содержание повести Гоголя – читать пересказ онлайн

Краткое содержание повести Гоголя «Портрет»

Многие русские литераторы XIX века (Пушкин, А. К. Толстой, Достоевский) вносили в свои произведения элементы демонического мистицизма, но непревзойденным мастером этого жанра среди классиков был Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Портрет», краткое содержание которой предлагается в формате свободного пересказа, рассказывает о судьбе двух художников и о сверхъестественной силе творения, принадлежащего кисти одного из них.

Повесть состоит из двух частей, не связанных временной последовательностью и реальными действующими лицами. Предметом, объединяющим обе истории, является незаконченный портрет. А также сила его влияния на окружающих.

Рассказ начинается с описания картинной лавки, куда случайно зашел молодой художник Чертков, пока не известный широкой публике, но подающий большие надежды. Он покупает одну из тех картин, что кучей валялись на полу. Это незаконченный портрет человека восточной внешности, в котором больше всего поражают глаза, написанные с нереальной живостью.

Ночные видения

Потратив последний двугривенный и за это досадуя на себя, герой отправляется с новым приобретением на квартиру, которую он снимает под мастерскую и жилье. Им овладевает «ненастное расположение духа»:

  • работать нет возможности, так как свечи кончились, а купить не на что,
  • по той же причине не оплачивается жилье, под вопросом завтрашний обед,
  • его работы (картины и рисунки) «полезны», но за них не дадут и двугривенного.

Мысли и грезы прерывает стук в дверь. В сопровождении квартального появляется хозяин дома с требованием оплаты аренды. Молодой человек отвечает, что денег у него нет. Квартальный предлагает произвести взаиморасчет картинами. Особенно его привлекает злополучный портрет. Он неосторожно берет картину за раму, одна из деревянных реек лопается, и на пол падает сверток. Художник быстро поднимает его и заявляет, что сегодня же рассчитается и съедет с квартиры.

Деньги и слава

Сверток развернут, а в нем настоящие золотые червонцы. Художник не вполне связывает неожиданное богатство с ночными видениями, предполагая, что это случайно обнаруженный тайник. Его занимают не столько причины появления, сколько вопрос о целевом использовании имеющихся средств.

Рассудком герой понимает, что это его шанс стать «славным художником». Он обеспечен минимум на три года и может полностью отдаться совершенствованию мастерства. Но голос горячей юности требует:

  • модно одеться,
  • прервать затянувшийся пост,
  • нанять хорошую квартиру,
  • отправиться в парикмахерскую и кондитерскую.

Чертков уже не может «взять над собою власть» и с головой погружается в пучину развлечений, не забывая продвигать свою популярность как художника.

Воплощение вселенского зла

Рассказ относится к прошедшему XVIII веку и начинается с описания одного из районов Петербурга, в котором устраивался на жительство «самый несчастный осадок человечества». Постоянная нужда побуждала этих людей обращаться к ростовщикам, которых в этом районе было множество, но один выделялся среди прочих:

  • необыкновенно высоким ростом,
  • тощим лицом непостижимо страшного цвета,
  • горящими глазами,
  • азиатским нарядом.

Этот ростовщик ссужал любой суммой всех — от нищих до придворных вельмож, на условиях, которые оставались в секрете. Однако все, кто кредитовался у него, очень изменялись и заканчивали жизнь самым «несчастным образом».

Краткое содержание «Портрет» Гоголь — кратчайший пересказ

Автор admin На чтение 6 мин Просмотров 416 Опубликовано

Содержание

  1. О произведении
  2. Место и время действия
  3. Главные герои
  4. Другие персонажи
  5. Краткое содержание
  6. Часть 1
  7. Часть 2
  8. И что в итоге?
  9. Заключение

О произведении

Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.

На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Портрета» Гоголя по главам либо сохранить на любое устройство, чтобы использовать при подготовке к урокам.

Место и время действия

События повести происходят в 1830-х годах в Петербурге, на Васильевском острове.

Главные герои

  • Чартков Андрей Петрович – талантливый художник, который после приобретения портрета ростовщика загубил свой талант, начав рисовать портреты на заказ.
  • Отец художника Б. – коломенский художник-самоучка, писавший картины для церкви, нарисовал портрет ростовщика, ушел в монастырь.

Другие персонажи

  • Художник Б. – сын художника, который написал портрет ростовщика, рассказчик во второй части.
  • Ростовщик – высокий смуглый мужчина с большими «необыкновенного огня глазами». По национальности он был индеец, грек или персиянин, всегда ходил в азиатской одежде.

Краткое содержание

Часть 1

В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника». На картине был изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым», при этом особенно выделялись его глаза.

Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и «выпрыгнул из рам». Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков. Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.

Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда он отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.

На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.

Чартков становится модным художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски. О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства.

Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать, как обычно, критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.

Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку лучших картин, а дома он резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин». Постепенно художник впал в безумие: ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.

Часть 2

Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз». Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Молодой человек сообщает, что имеет особое право на эту картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить «непомерные проценты». Однако самым странным было то, что все, кто брал у него в займы, «оканчивали жизнь несчастным случаем» – молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.

Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы». Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа. Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.

Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика». В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась. Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.

Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь.

Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила».

После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль». Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.

Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.

И что в итоге?

Чартков Андрей Петрович — постепенно сходит с ума и умирает.

Художник Б. — находит портрет ростовщика на аукционе, но упускает картину: пока он рассказывал историю, портрет пропал.

Отец художника Б. — становится отшельником, создаёт прекрасную картину рождения Христа; просит сына уничтожить портрет ростовщика.

Ростовщик — умирает, поскольку художник отказался закончить его портрет.

Заключение

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судеб двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и созидательный. Автор показал, насколько губительным для художника может стать отказ от своего дара ради денег и непонимание того, что «талант есть драгоценнейший дар бога».

Пересказ «Портрета» Гоголя будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется русской классической литературой.

Да, очень

54.55%

Пойдет

36.36%

Вообще нет

0%

Ничего не понятно(

9.09%

Проголосовало: 22

ПОРТРЕТ ГОГОЛЯ | andy merrifield

По утрам, когда я провожал дочь в школу много лет назад, мы проходили мимо маленького паба под названием «Принц Альберт» на узкой старой улочке, недалеко от центра города, у собора. . На столбе, торчащем над входом в паб, висел портрет упомянутого принца-консорта, мужа королевы Виктории, написанный в 1840 году королевским художником Джоном Партриджем. В ветреные дни принц раскачивался, поскрипывал на ветру, напоминая, что он нес вахту над головой. Каждое утро я ухмылялся, смеялся про себя, иногда смеялся вслух. Моей дочери стало немного скучно, потому что она знала, над чем я смеюсь. В конце концов, я говорил ей каждый день: «Вы знаете, этот князь Альберт вон там, наверху, он точная копия Гоголя». Она знала также, что я имел в виду Николая Гоголя, великого русского писателя, моего давнего любимца. Тонкий выдающийся нос, живые глаза, маленькие холеные усики, общий жеманный вид, походность, несмотря на военные регалии, — все это был Гоголь до мозга костей!

Помню, я видел изображение самого Гоголя, тоже написанное в 1840 году его приятелем петербургским художником Федором Меллером. Он был выставлен в лондонской Национальной портретной галерее на специальной выставке 2016 года под названием «Россия и искусство». Мысль о том, что у Гоголя был двойник, что князь Альберт был тайным Гоголем, или что Гоголь был тайным князем Альбертом, крадущимся из России, напугала, после того как власти возмутились его издевательством над провинциальным чиновничеством в залихватской драме Правительственный инспектор , тайно сбежавший к британской королевской семье, показался мне типичным гоголевцем. Путешествие по Европе под вымышленным именем было настолько причудливым и сюрреалистичным, насколько только Гоголь мог сделать правдоподобным, как слух, который он пустил в конце первой части своего незаконченного романа « мертвых душ »: капитан Копейкин на самом деле был Чичиковым. Как, черт возьми, ветеран войны с отсутствующей рукой может превратиться в мошенника с целыми конечностями? Только по прикосновению сатирического пера Гоголя.

Я бы, наверное, сам слишком много Гоголя читал, чтобы придумать такую ​​пару; хотя украинец Гоголь (1809-1852) и немец князь Альберт (1819-1861) были в значительной степени современниками, и хотя оба умерли относительно молодыми, в сорок два года. Но именно увидав портрет принца Альберта с птичьим носом и увидев образ самого Гоголя — с его знаменитым клювом, я вспомнил гоголевский рассказ «Портрет ». Одного этого было достаточно, чтобы поселить в голове идеи. Каждое утро глаза принца Альберта смотрели так же, как выскочили эти глаза на бедного молодого художника Гоголя Чарткова. У Гоголя есть Чартков, роющийся однажды в дешевой петербургской художественной лавке среди запыленных потертых картин, где он натыкается на портрет старика с бронзовым, изможденным, скуластым лицом. Самым необычным были глаза. После долгих раздумий молодой художник расстается со своими последними копейками и, шатаясь, бредет с холстом на свою сквозняковую мансарду в самой грязной части города. Оказавшись там, «два страшных глаза устремились прямо на него, словно готовясь поглотить его».

С наступлением темноты, пытаясь задремать на диване, он не может вынести мысли об этих глазах, словно какой-то страшный призрак, смотрящих на него. Он набрасывает простыню на портрет. Тем не менее, лунный свет усиливает его белизну, призрачное присутствие портрета. Когда Чартков засыпает, в дело вступает перо Гоголя. Листа больше нет; старик зашевелился. Внезапно, опираясь на раму обеими руками, он вытягивает обе ноги, чтобы освободиться от заточения. Чартков пытается закричать, но у него нет голоса. Сходит старик, достает мешок с пачками баснословных золотых рублей. Одна пачка падает на пол; Чартков подбегает, хватает ее, пытается открыть, но не может. Он кричит — и просыпается.

К утру в комнате уныло, мрачно, так как «в воздухе моросит неприятная сырость». Чарткову кажется, «что среди сна был какой-то страшный обломок действительности». «Боже мой, если бы у него была хотя бы часть этих денег», — вздыхает он. Стук в дверь возвещает о прибытии помещика и пристава, «которого вид, — говорит Гоголь, — как известно, неприятнее для маленьких людей». Арендодатель требует невыплаченную арендную плату. Он отставной служащий, «деловой человек, пижон и дурак, — шутит Гоголь, — сливший в себе все эти острые особенности в какую-то неопределенную тупость». Чартков, разобравшись с грязью, предлагает ему свои картины. Но хозяин равнодушно усмехается. Тем временем инспектор рассматривает портрет старика, и, неуклюже подняв его, его рама раскалывается. Одна сторона падает на землю вместе с пакетом, завернутым в синюю бумагу, с надписью «1000 рублей золотом». Чартков, как сумасшедший, бросается, хватает тяжелый пакет.

Его беды позади — по крайней мере, так может показаться. Теперь у него есть состояние, как он и предвидел во сне. Он расплачивается с хозяином, устраивается в шикарной буржуазной квартире на Невском проспекте, самой красивой торговой улице Петербурга. У него завитые волосы, он носит модные сшитые на заказ костюмы, обедает в модных французских ресторанах, расхаживает по тротуару, любуясь собой, как самый элегантный из денди. Странным образом взлетает репутация Чарткова как великого художника. Это потому, что он заставляет петербургскую газету опубликовать написанную им самим статью о своих необыкновенных талантах, блеске, достойном любого Тициана или Ван Дейка. Петербургская элита очарована появлением в городе нового гения и засыпает его заказами. Поначалу его портреты сияют тонкими мазками и мастерской штриховкой. Но ситтеры хотят меньшего, их умиляют банальность, штампованные образы, пустые улыбки и чопорность высших слоев общества. Чем мельче портрет, тем лучше — и тем больше он востребован. Он вознаграждается всем: деньгами, комплиментами, рукопожатиями и поцелуями, приглашениями на обеды, на гламурные вечера. Вскоре, говорит Гоголь, «совсем невозможно было узнать в нем того скромного художника, который когда-то работал незаметно в своей лачуге». Однако через некоторое время блеск богатства и нарядов тускнеет. Он устает штамповать сотни одних и тех же портретов, одних и тех же лиц, чьи позы и позы он знает наизусть.

Когда Академия художеств приглашает Чарткова оценить новую работу молодого русского художника, уже провозглашенного великим гением, он настроен скептически. Увидев полотно в галерее, окруженное толпами посетителей, он ошеломлен: на стене висит самое чистое, самое непорочное зачатие, картина такая скромная, такая божественная, что слезы текут по щекам зрителей. Он сдулся, стоит неподвижно, «с открытым ртом перед картиной». Все существо Чарткова, говорит Гоголь, «в одно мгновение пробуждается, как будто к нему вернулась молодость, как будто вновь вспыхнули погасшие искры таланта». Повязка вдруг спадает с его глаз, и он понимает, что не внял совету своего профессора, что погубил свои лучшие годы, пренебрег долгим, трудным уроком постепенного обучения. Он стал этим ужасным видом: модным художником. (Интересно, чувствовал ли когда-нибудь то же самое Джон Партридж, художник принца Альберта, когда-нибудь сожалел о своей жизни в качестве придворного художника, срисовывавшего льстивые портреты королевских особ, дворян и светских людей?)

Чартков не может больше выносить этих безжизненных картин, портретов застегнутых гусар и статских советников, вечно причесанных дам; он приказывает им покинуть свою студию. Потом он вспоминает о купленном им странном портрете, который каким-то образом воспламенил все его тщеславные порывы и возвестил о его кончине. Ярость врывается в душу Чарткова. Желчь поднимается в нем всякий раз, когда он видит произведение, отмеченное печатью величия. Он начинает скупать великие шедевры, тащит их к себе в комнату, где разрывает, кромсает, режет на куски в дикой оргии разрушения, предвещающей самоуничтожение Чарткова, причудливо повторяя собственную судьбу Гоголя. Жестокая лихорадка, усугубленная скоротечной чахоткой, вскоре провожает нашего художника. «Труп его был страшен, — говорит Гоголь. «Из его огромного богатства ничего не удалось найти; но, увидев изрезанные остатки величественных произведений искусства, стоимость которых превышала миллионы, стало ясно, что они могут быть использованы в ужасных целях».

***

Гоголь работал над Портретом много раз на протяжении многих лет, добавляя и переделывая, обрезая и изменяя, складывая его в один из лучших своих рассказов. Он впервые опубликовал версию в 1835 году, в « Арабесках » — сборник «мешанина», как он его назвал, — исторических очерков об искусстве и архитектуре, о Средних веках и о Пушкине, наряду с двумя другими блестящими рассказами, Невский проспект и Дневник сумасшедшего . Портрет Take-2 появился спустя семь лет, стал длиннее и лучше отточен, и именно его я здесь цитировал. Известный критик и представитель либералов Виссарион Берлинский, самый резкий собеседник Гоголя, а также самый ярый поборник, счел сверхъестественное в Take-1 слишком неуклюжим. Это не было вызвано блестящим реализмом рассказа, особенностью, по словам Берлинского, которая делала самые невероятные и невероятные моменты Гоголя правдоподобными и правдоподобными. Как всегда, Гоголь принял близко к сердцу лишь часть критики Берлинского; он никогда не откажется от своей пытки реальности, никогда не избавится от сюрреалистических завитков, которые делали его обыденность такой необыкновенной, его сатиру такой язвительной, а его творения такими своеобразными и оригинальными. Он был слишком тонким художником, чтобы капитулировать перед скучнейшим соцреализмом или перед самым надуманным сюрреализмом. Он всегда будет работать против своей предсказуемости, часто обращая собственную изобретательность против самой себя, иногда даже против 9.0005 сам , как раз тогда, когда мы меньше всего этого ожидаем. Мы, читатели, крутимся и крутимся, как его персонажи крутятся и крутятся, как он сам крутится и крутится, вращаясь под действием какой-то странной космической силы.

Оказывается, рассказывает Гоголь во втором разделе приложения к «Портрет Take-2», что старик с жуткими глазами был страшным ростовщиком, ростовщиком, вымогавшим у петербургских бедняков, а иногда и у петербургских богачей. Бедствие постигло всех, кто брал у него деньги. Он обладал каким-то странным темным проклятием, которое проклинало его и всех, к кому он прикасался. Даже художник, написавший его портрет, был поражен бесами, но сумел изгнать их, став кающимся монахом-отшельником. Картина так же наделяла дьявольскими силами, и трагедия постигала всех, кто ею владел, кто чувствовал ее горящие глаза. В конце Портрет , когда картина вот-вот будет продана с аукциона, внезапно появляется сын художника и требует, чтобы картину сожгли, уничтожили любой ценой или что-то еще.

Так предостерегает повесть Гоголя, много рассказывающая нам о роли художника в нашем обществе, о дихотомии между художественной целостностью и бытовым материализмом, между искусством чистого творчества и зарабатыванием на жизнь. Он также много говорит нам о собственном положении Гоголя в мире, о его привязанностях к «маленьким людям» и о том, что искусство для него должно служить высшим благом нравственным. Он знал, как известно, в обществе, диктуемом денежными ценностями и управляемом поверхностными, застегнутыми на все пуговицы людьми, что истинная художественная страсть всегда будет противиться ей. Есть такие художники, как Чартков, изолированные и обездоленные, посвященные своему творчеству, но достойные игры, которые можно купить, нанять в качестве наемных рабочих, соблазненных всеми атрибутами высшего общества, которое, по мнению Гоголя, на самом деле довольно низкое.

В 1844 году, через два года после гоголевского «Портрета », молодой Карл Маркс, вероятно, немногим старше Чарткова, с гоголевской иронией пригвоздил к позорному столбу «Власть денег в буржуазном обществе». Деньги, говорил Маркс, «являются всеобщей блудницей, всеобщим сутенером людей и народов», «извращением всех человеческих и природных качеств». Маркс называл деньги «божественной силой», обвиняя их в том же плане, что и религия, «как отчужденную и отчуждающую родовую сущность человека, которая отчуждает себя, продавая себя». Деньги превращают одну вещь в другую, переворачивают все, к чему прикасаются, превращают людей и предметы в их противоположности, в «противоречивые качества», антагонистические их собственным качествам. Таким образом, деньги «превращают верность в измену, любовь в ненависть, ненависть в любовь, добродетель в порок, порок в добродетель, слугу в господина, господина в слугу, бессмыслицу в разум и разум в бессмыслицу». Со своим скрытым пренебрежением к тому, как деньги развращают, «Портрет » представляет собой нечто большее, чем намёк на романтизм молодого Маркса, помогая нам распознать то, что, как мне кажется, я знал, когда каждое утро смеялся над принцем Альбертом: гоголевский «Портрет » на самом деле является нашим изображением.

Нравится:

Нравится Загрузка…

«Портрет» Гоголя – в сознании писателя

[ Этот пост из серии о литературных произведениях, заслуживающих более широкой аудитории

.]

Ого! Прошло много времени с тех пор, как я делал что-то из этого… Но мы снова возвращаемся к редкой B-стороне мировой литературы. На этот раз это «Портрет» Николая Гоголя.

Люблю я немного Гоголя. Я бредил им и в других местах (например, в своей ленте в Твиттере, в некоторых кафе и нескольких барах). Он слишком часто игнорируемый русский писатель 19-го века, своего рода русский Эдгар Аллан По. Но это грубое упрощение!

Скажем так: каким сумасшедшим гением нужно быть, чтобы освоить три совершенно разных жанра? Роман, пьеса и рассказ? Для романов есть его Dead Souls . Великолепно! Из пьес есть его веселый и остроумный «Ревизор». А для рассказа есть абсурдистский «Нос». Каким гением нужно быть? Ну, гоголевский гений, вот что!

Но сегодня мы не будем говорить ни об одной из этих частей. Нет. Потому что речь идет о редкой работе. Итак, сегодня мы поговорим о его рассказе «Портрет». Я думаю, что это важно, потому что я думаю, что это закодированное предупреждение для художников, писателей и художников любого направления о некоторых основных ловушках, которых мы все должны остерегаться.

Итак, о чем он? Ну, вот этот молодой голодающий художник (живописец) по фамилии Чартков. Он своего рода талантливый хакер. Его портреты достаточно хороши, но ничего особенного. Однажды, просматривая местный «картинный киоск» в Санкт-Петербурге, он натыкается на портрет старика в «азиатском костюме». Он покупает картину за жалкие 20 копеек и везет домой.

А что ты знаешь? Позже той же ночью он наблюдает, как глаза портрета, кажется, следуют за ним по комнате. Итак, он закрывает портрет и удаляется в другую комнату. Позже он слышит звуки шагов и видит, что человек на портрете ожил. Он бросается в погоню, мужчина что-то роняет и снова исчезает в картине. Он подбегает, чтобы собрать упавшую вещь, и понимает, что это золото, но тут же просыпается! Это было мечтой.

На следующий день к нему приезжает полиция, планируя потребовать от арендодателя задолженность по арендной плате. Один из полицейских случайно ломает рамку портрета, и из нее выпадает настоящее золото. Незаметно для них Чартков хватает его. В конце концов полиция уезжает, и Чартков обнаруживает, что в раме спрятано больше золота. Он может платить арендную плату, и не только это — он, по сути, на всю жизнь!

Чартков начинает транжирить. Он покупает новую одежду, переезжает в новую квартиру. И тогда, наконец, начинает платить деньги за рекламу и хорошую прессу, чтобы расхваливать его посредственные рисунки и картины. Жадный до искусства город Сент-Пит клюет на приманку, и вскоре начинающий класс прокладывает себе путь в его студию, чтобы сделать свои портреты. Он становится все более и более востребованным и вскоре становится известным, состоявшимся и богатым художником. Как говорит Гоголь:

«Чартков стал во всех отношениях модным живописцем. Он стал обедать вне дома, сопровождать дам по галереям и даже на прогулках, щеголевато одеваться и громко заявлять, что художник должен принадлежать к девятому классу.0005 бомонд … Другими словами, скоро уже совсем нельзя было узнать в нем скромного художника, когда-то трудившегося незамеченным светом в своей мансарде на Васильевском острове».

Восхождение Чарткова (Или спуск? Умный этот Гоголь!) набирает обороты… Его взгляды начинают меняться, и он уже не стесняется ими делиться.

«Что-то я не могу понять, — говорил он. «Как люди могут заставить себя сидеть и усердно работать на работе. Человек, который месяцами трудится над одной картиной, на мой взгляд, трудоголик, а не художник. Я не считаю его талантом. Гений творит быстро и смело».

Социальные обязательства начинают отнимать у него все больше времени и энергии.

Его разум устал от постоянных усилий по созданию новых идей. У него не было на это ни сил, ни времени: светская круговерть, в которую он был затянут и в которой он пытался играть роль светского человека, уносила его все дальше и дальше от работы и мысли.

И в отличие от его прежней приверженности своей работе, деньги становятся мерилом успеха.

Золото стало его страстью, его идеалом, его страхом, его удовольствием, его целью. Пачки банкнот росли в его сундуках… он стал тупым и невосприимчивым ко всему, кроме золота.

И вот однажды он получает письмо из Академии художеств с приглашением посетить открытие новой картины русского художника, живущего в эмиграции в Италии.

Будучи стильным художником, он идет на мероприятие. Но его встреча с картиной идет не по плану. Войдя в зал, он находит огромную толпу, молча сгрудившуюся перед картиной, «редкое явление при таких толпах».

«Перед ним висела картина чистая, красивая и целомудренная, как невеста. Творение художника превыше всего воспаряло смирением, божественностью, невинностью и простотой чистого гения».

Хорошо. Ну, это, может быть, и многовато… Но мы поняли мысль Гоголя. Так что же этот художник делал в Италии? Мы являемся частью той же умной международной артистической сцены, что и Чартков? Нет, совсем нет. В Риме этот художник имел…

«….погрузился в труд, как отшельник, и ничто не позволяло ему отвлекаться. Ему было все равно, что люди думают о его характере, о его бесцеремонности, о его незнании светского этикета или о дурной славе, которую он навлек на артистическую профессию своим жалким и ветхим платьем. Ему было все равно, что его коллеги могут быть раздражены им. Он полностью отдался искусству, пренебрегая всем остальным».

Итак, как Чартков отреагировал на картину? Он ошеломлен.

«…слова ему не удались, и вместо ответа он начал безудержно рыдать и вылетел из комнаты, как сумасшедший».

Что будет дальше? Ну, вам просто нужно прочитать историю, чтобы узнать. Для меня это не имеет большого значения. Мы уже видели суть того, что хочет сказать Гоголь. Я думаю, это довольно очевидно, но если бы он отправился во времени в наши дни, я думаю, что он хотел бы сказать всем создателям:

«Забудьте о социальных сетях. Забудьте о Твиттере и Фейсбуке. Забудьте о своем бренде и своем присутствии в Интернете. Сосредоточьтесь на том, что вы создаете. И сосредоточьтесь на том, чтобы сделать его как можно лучше. Не волнуйтесь, если это не принесет денег или не будет продаваться. Или если вашему агенту или издателю это не понравится. Выкраивайте и посвящайте время своему ремеслу, изучайте его непрестанно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *