Гоголь Николай | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
Николай Васильевич Гоголь
Николай Васильевич Гоголь – представитель знаменитой плеяды писателей-классиков XIX века, прозаик, драматург, литературный критик, один из самых известных русских писателей в мире.
Детство и юность
Будущий писатель родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии на территории нынешней Украины. Семья Николая возводила свою родословную к древнему казацкому роду, считая себя потомками Остапа Гоголя – военного деятеля XVII века, полковника, гетмана правобережной Украины. Дед Гоголя носил фамилию Яновский, и при рождении она досталась и Николаю. При вступлении в дворянское сословие фамилия была изменена на «Гоголь-Яновский», а впоследствии писатель упростил её, сохранив только первую часть.
Детство Гоголя прошло там же, на Полтавщине – в родовом имении Васильевка Миргородского уезда. Места, где вырос писатель, впоследствии будут увековечены им в знаменитых сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород».
Отец Николая Василий Афанасьевич был страстным любителем театра: выйдя в отставку в должности коллежского асессора, он устроил домашний театр и начал сочинять для него пьесы. По воспоминаниям современников, Василий Гоголь-Яновский был блестящим рассказчиком и обладал незаурядным литературным талантом. Он, по всей видимости, и передал свои склонности и увлечения сыну, научил его владеть словом. Например, в качестве игры отец просил маленького Николая придумывать рифмы к разным словам. Уже в пятилетнем возрасте мальчик записывал свои первые сочинения.
Николай Гоголь рос в глубинке, он с детства воспринял удивительный колорит украинской речи, народных легенд и преданий – иногда весёлых, а иногда жутковатых. Вся эта атмосфера, несомненно, повлияла на его литературные труды: фантастические сюжеты, яркий, образный язык стали приметами неповторимого стиля писателя.
Когда Гоголю исполнилось 10 лет, он уехал из родного дома. Сначала в столице губернии Полтаве Николай брал уроки у частного учителя, а после поступил в гимназию высших наук в Нежине, где и учился с 1821 по 1828 гг.
Учёба давалась Гоголю плохо, он был невнимательным и нередко получал порку розгами в наказание за свою нерадивость. От позорного отчисления мальчика спасала только великолепная память, которая помогала ему худо-бедно готовиться к экзаменам и переходить на следующий курс. Педагоги отмечали, что будущий классик имел склонность лишь к рисованию и русскому языку. Гоголь постоянно читал, интересовался современной литературой и блестяще знал творчество Пушкина и Жуковского.
Впрочем, годы, проведённые в гимназии, открыли в Гоголе ещё и страсть к театральному искусству. Он организовал театр и привлёк к игре в нём своих товарищей. Будущий писатель сам рисовал декорации, собирал реквизит, ставил спектакли и выходил на сцену. Любительская постановка «Недоросля» Фонвизина, в которой «главный режиссёр» играл госпожу Простакову, имела большой успех. Друзья юности Николая Гоголя всерьёз считали, что его ждёт актёрская карьера, а также отмечали его особый талант комического рассказчика. Острый на язык Гоголь умел довести слушателей до гомерического хохота, и остановить его не мог даже директор гимназии.
Всё изменилось в 1825 году, когда умер отец Гоголя. 16-летний Николай остро переживал утрату, по слухам, вплоть до мыслей о суициде. Смерть отца расстроила не только душевное состояние будущего писателя, но и материальное положение семьи. Мать Гоголя была никудышной хозяйкой, и взяться за дела пришлось сыну: он принимал решения, как поступить с имуществом, а впоследствии и вовсе отказался от своей доли наследства, чтобы обеспечить младших сестёр.
Начало творческого пути
Ещё в гимназии молодой Гоголь пробовал себя на литературном поприще. Он вместе с товарищами издавал рукописный журнал, в котором регулярно публиковал свои стихотворения, написанные в духе популярной тогда романтической поэзии. При этом Гоголь-гимназист пробовал себя в разных жанрах. Из-под его пера вышли и драматические произведения, и рассказы, и историческая повесть.
В 1827 году автор завершил работу над поэмой «Ганц Кюхельгартен», подражающей популярным тогда романтическим идиллиям. Это произведение Гоголь спустя два года даже опубликовал под псевдонимом В.
Алов, но отрицательные отзывы заставили импульсивного юношу выкупить весь тираж и сжечь его.
Санкт-Петербург
В 1828 году, по окончании гимназии, Гоголь решил не возвращаться в полтавское имение, а перебраться в столицу. Здесь его ждало жестокое разочарование. Мечты о скорой и блестящей карьере разбились о суровую реальность: денег не было, общественного признания тоже. Николай предпринял несколько попыток устроиться актёром в театр, однако игра, которая восхищала его гимназических товарищей, не впечатлила искушённых столичных режиссёров.
В 1829 году Гоголь начал работать мелким чиновником – сначала писцом, затем помощником столоначальника в одном из петербургских департаментов. Служба эта была невыносимо скучна, и справлялся с ней Гоголь плохо. Продержавшись на должности всего полтора года, Николай уволился с самым низким по табели о рангах чином коллежского регистратора. Впрочем, впечатления об этой работе не прошли даром: наблюдательный Гоголь собрал много материала для своих произведений о чиновничьем быте.
Так к концу 1820-х – началу 1830-х гг. литература осталась последней надеждой молодого человека. К этому времени он завёл некоторые знакомства в литературных кругах Петербурга: начал общаться с П.А. Плетнёвым, А.А. Дельвигом, О.М. Сомовым. Общение с В.А. Жуковским переросло в крепкую дружбу, и знаменитый романтик вскоре познакомил младшего товарища с самим А.С. Пушкиным.
Замечательный русский писатель и критик П.А. Плетнёв, профессор и ректор Санкт-Петербургского университета, принимавший участие в судьбе многих известных русских писателей, заметил гоголевский талант и взялся активно помогать молодому автору. В начале 1831 года Плетнёв устроил Гоголя учителем в Женский патриотический институт, а в 1834 году – адъюнктом по кафедре истории Петербургского университета. Пётр Александрович познакомил Гоголя со многими дворянскими семьями, в которых Николай давал детям частные уроки. Нищета писателю больше не грозила, хотя богатым человеком он так и не стал. Впрочем, профессорская работа оказалась Гоголю не по плечу, и вскоре он сам отказался от кафедры.
За границей
К середине 1830-х гг. литературная слава Гоголя стала бесспорной. Устав от литературного труда, в 1836 году писатель отправился за границу, где прожил около 10 лет, изредка возвращаясь на родину. Путешествуя по Европе, Николай Васильевич жил в Германии, Швейцарии, Франции, пока, наконец, не остановился в Риме – городе, ставшем ему практически вторым домом. В Европе Гоголь восполнял все недостатки скудного гимназического образования: знакомился с культурой и искусством, посещал художественные галереи, много читал. Годы жизни в Риме оказались одними из самых продуктивных в творчестве Гоголя. Здесь он написал многие знаменитые свои произведения, в том числе «Шинель». За границей писатель работал и над главным своим творением – романом «Мёртвые души», который сам называл поэмой.
К 1840-м гг. в сознании Гоголя произошёл перелом. Он обратился к религиозному мистицизму, всё чаще думал, что его призвание состоит в том, чтобы менять жизнь и умонастроения в России, исправлять общественные нравы.
Писатель воспринимал свою литературную деятельность как служение Богу. Его тексты этого времени приобрели назидательный, проповеднический тон – ярким примером может служить сборник публицистики «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847). Гоголь зачастую оставался недоволен своими текстами и уничтожал их, как это произошло со вторым томом «Мёртвых душ».
Семья и личная жизнь
Семьёй Гоголя до конца его дней оставались мать и младшие сестры. Писатель никогда не был женат. Дошедшая до нас переписка Гоголя содержит письма к девушкам, да и в письмах к матери он порой говорит о своих влюблённостях, однако, вероятно, отношения с женским полом были у писателя лишь платоническими. Потомков Гоголь не оставил, как не оставил, кроме книг, никакого другого наследства – ни денег, ни имущества.
Творчество Николая Гоголя
Вращаясь в петербургских кругах начала 1830-х гг., будущий писатель заметил, что национальный колорит его родной Малороссии привлекает столичное общество.
Так родился замысел его первого успешного произведения – сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Для работы над ним писатель долго собирал материал, писал матери и просил её передавать ему легенды, народные сказки, былички и предания, слышанные в родных местах. Сборник, имевший подзаголовок «Повести, изданные пасечником Рудым Паньком», принёс молодому автору заслуженную славу. Современники восхищались колоритным языком, тонким юмором, сложными хитросплетениями фантастики и реализма.
За «Вечерами…» последовал сборник статей, повестей и рассказов «Арабески», а после – «Миргород». Настроение этой книги было уже иным: украинского фольклора стало в ней меньше, писатель сосредоточился на историчности («Тарас Бульба»), с тонким трепетом и печалью описывал простой быт и внутренний мир персонажей («Старосветские помещики»). Отчасти поменялся и характер гоголевского мистицизма: весёлой чертовщине «Вечеров на хуторе близ Диканьки» противостояли мрачные демоны «Вия».
С 1834 по 1836 гг.
Гоголь работал над текстом комедии «Ревизор». Сатирическая пьеса произвела фурор: пороки русского общества были представлены в ней с такой силой и правдивостью, что не смогли оставить равнодушным ни одного зрителя. Восторги сменялись ненавистью со стороны узнававших себя чиновников. В эти же годы писатель работал и над другими драматическими произведениями – в частности, над пьесой «Женитьба».
Во второй половине 1830-х – начале 1840-х гг. Гоголь работал за границей. Важнейший труд этого времени – поэма «Мёртвые души», первый том которой увидел свет в России в 1842 году. Замысел «Мёртвых душ» представлял собой своего рода дантовскую трилогию, ведущую читателей вслед за героем из ада сквозь чистилище в рай – к исправлению и искуплению грехов. Писателю не удалось осуществить свой замысел: Гоголь неоднократно уничтожал рукописи своих произведений, если они казались ему неудачными. До нас дошли лишь несколько глав второго тома «Мёртвых душ», а к третьему автор так и не успел приступить.
За границей Гоголь написал «Шинель», одну из своих самых известных «петербургских повестей» – историю ничтожного чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, в которой за смешными каламбурами и нарочито нелепым мистическим финалом проступают боль, горечь и бессилие перед бесправием и одиночеством «маленького человека».
Цикл петербургских повестей, объединённый впоследствии в одноименный сборник, связан не только общим местом действия – столицей, хотя, как отмечают некоторые литературоведы, Петербург в этих повестях становится словно особым героем. Все повести пронизаны общим настроением абсурда, странного сочетания фантастики и бытового реализма, на фоне которых раскрывается катастрофичность жизни, потеря человеком собственного достоинства, а подчас и разума.
Смерть
В 1848 году Гоголь вернулся на родину и жил попеременно то в родном имении у матери, то в Одессе, пока не остановился в Москве, в доме графа А.П. Толстого на Никитском бульваре. Душевное и физическое состояние писателя неуклонно ухудшалось.
Окончательно его сломила смерть жены А.С. Хомякова Екатерины Михайловны, близкой подруги Гоголя. Он оставил литературные труды, постоянно испытывал страх, принялся строго поститься. В феврале 1852 года Гоголь в приступе безумия сжёг в одну ночь все свои рукописи. К этому времени он практически перестал есть и неуклонно слабел. Друзья писателя пригласили к нему врачей, пытались кормить и лечить насильно, однако эти попытки оказались безуспешными.
Смерть Николая Гоголя наступила 21 февраля 1852 года. Причины её до сих пор не установлены. В числе гипотез называют и психическое расстройство (депрессию или шизофрению), спровоцировавшее отказ от еды, и болезни желудочно-кишечного тракта, и даже отравление, вызванное неумелым лечением в последние дни жизни писателя. Ходили слухи, что Гоголь вовсе не умер, а был похоронен заживо, в летаргическом сне, однако они никак не подтверждаются документально. Похоронили Николая Васильевича Гоголя на кладбище Данилова монастыря, однако в 1930-х гг.
, когда монастырь закрыли, а некрополь разрушили, прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище.
Многогранность гоголевского таланта по заслугам оценивали и современники, и потомки, на творчество которых он, несомненно, повлиял. Диапазон творческого мастерства Николая Гоголя простирается от едкой общественной сатиры и бурлескного юмора до тонкого лиризма, от дотошного реализма до мистики, уходящей корнями в первобытный фольклор, от живого и колоритного изображения быта до торжественного, пафосного нравоучения. За всем этим неизменно стоит стремление Гоголя к служению людям, к изменению мира и человеческой природы к лучшему.
Библиография
Библиография Николая Гоголя не так обширна, как у многих его соратников по литературному цеху. Работал он медленно, часто переделывал написанное, а порой и уничтожал свои рукописи. Назовём наиболее известные произведения Николая Гоголя (в скобках указан год первой публикации).
Повести и поэмы:
Вечер накануне Ивана Купала (1830)
Вий (1835)
Заколдованное место (1832)
Записки сумасшедшего (1835)
Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка (1832)
Коляска (1836)
Майская ночь, или Утопленница (1831)
Мёртвые души (1842)
Невский проспект (1835)
Нос (1836)
Ночи на вилле (1856)
Ночь перед Рождеством (1832)
Повесть о капитане Копейкине (1842)
Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1834)
Портрет (1835)
Пропавшая грамота (1831)
Рим (1842)
Сорочинская ярмарка (1831)
Старосветские помещики (1835)
Страшная месть (1832)
Страшная рука (1856)
Страшный кабан (1831)
Тарас Бульба (1835)
Шинель (1842)
Пьесы:
Альфред (1856)
Владимир третьей степени (1842)
Женитьба (1842)
Игроки (1842)
Лакейская (1842)
Отрывок (Сцены из светской жизни) (1842)
Развязка «Ревизора» (1856)
Ревизор (1836)
Театральный разъезд после представления новой комедии (1842)
Тяжба (1842)
Утро делового человека (1836)
Рассказы:
Пленник (Кровавый бандурист) (1835)
Успех посольства (1831)
Учитель (1831)
Гоголь Николай | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
Николай Васильевич Гоголь
Николай Васильевич Гоголь – представитель знаменитой плеяды писателей-классиков XIX века, прозаик, драматург, литературный критик, один из самых известных русских писателей в мире.
Детство и юность
Будущий писатель родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии на территории нынешней Украины. Семья Николая возводила свою родословную к древнему казацкому роду, считая себя потомками Остапа Гоголя – военного деятеля XVII века, полковника, гетмана правобережной Украины. Дед Гоголя носил фамилию Яновский, и при рождении она досталась и Николаю. При вступлении в дворянское сословие фамилия была изменена на «Гоголь-Яновский», а впоследствии писатель упростил её, сохранив только первую часть.
Детство Гоголя прошло там же, на Полтавщине – в родовом имении Васильевка Миргородского уезда. Места, где вырос писатель, впоследствии будут увековечены им в знаменитых сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Отец Николая Василий Афанасьевич был страстным любителем театра: выйдя в отставку в должности коллежского асессора, он устроил домашний театр и начал сочинять для него пьесы. По воспоминаниям современников, Василий Гоголь-Яновский был блестящим рассказчиком и обладал незаурядным литературным талантом.
Он, по всей видимости, и передал свои склонности и увлечения сыну, научил его владеть словом. Например, в качестве игры отец просил маленького Николая придумывать рифмы к разным словам. Уже в пятилетнем возрасте мальчик записывал свои первые сочинения.
Николай Гоголь рос в глубинке, он с детства воспринял удивительный колорит украинской речи, народных легенд и преданий – иногда весёлых, а иногда жутковатых. Вся эта атмосфера, несомненно, повлияла на его литературные труды: фантастические сюжеты, яркий, образный язык стали приметами неповторимого стиля писателя.
Когда Гоголю исполнилось 10 лет, он уехал из родного дома. Сначала в столице губернии Полтаве Николай брал уроки у частного учителя, а после поступил в гимназию высших наук в Нежине, где и учился с 1821 по 1828 гг. Учёба давалась Гоголю плохо, он был невнимательным и нередко получал порку розгами в наказание за свою нерадивость. От позорного отчисления мальчика спасала только великолепная память, которая помогала ему худо-бедно готовиться к экзаменам и переходить на следующий курс.
Педагоги отмечали, что будущий классик имел склонность лишь к рисованию и русскому языку. Гоголь постоянно читал, интересовался современной литературой и блестяще знал творчество Пушкина и Жуковского.
Впрочем, годы, проведённые в гимназии, открыли в Гоголе ещё и страсть к театральному искусству. Он организовал театр и привлёк к игре в нём своих товарищей. Будущий писатель сам рисовал декорации, собирал реквизит, ставил спектакли и выходил на сцену. Любительская постановка «Недоросля» Фонвизина, в которой «главный режиссёр» играл госпожу Простакову, имела большой успех. Друзья юности Николая Гоголя всерьёз считали, что его ждёт актёрская карьера, а также отмечали его особый талант комического рассказчика. Острый на язык Гоголь умел довести слушателей до гомерического хохота, и остановить его не мог даже директор гимназии.
Всё изменилось в 1825 году, когда умер отец Гоголя. 16-летний Николай остро переживал утрату, по слухам, вплоть до мыслей о суициде. Смерть отца расстроила не только душевное состояние будущего писателя, но и материальное положение семьи.
Мать Гоголя была никудышной хозяйкой, и взяться за дела пришлось сыну: он принимал решения, как поступить с имуществом, а впоследствии и вовсе отказался от своей доли наследства, чтобы обеспечить младших сестёр.
Начало творческого пути
Ещё в гимназии молодой Гоголь пробовал себя на литературном поприще. Он вместе с товарищами издавал рукописный журнал, в котором регулярно публиковал свои стихотворения, написанные в духе популярной тогда романтической поэзии. При этом Гоголь-гимназист пробовал себя в разных жанрах. Из-под его пера вышли и драматические произведения, и рассказы, и историческая повесть.
В 1827 году автор завершил работу над поэмой «Ганц Кюхельгартен», подражающей популярным тогда романтическим идиллиям. Это произведение Гоголь спустя два года даже опубликовал под псевдонимом В. Алов, но отрицательные отзывы заставили импульсивного юношу выкупить весь тираж и сжечь его.
Санкт-Петербург
В 1828 году, по окончании гимназии, Гоголь решил не возвращаться в полтавское имение, а перебраться в столицу.
Здесь его ждало жестокое разочарование. Мечты о скорой и блестящей карьере разбились о суровую реальность: денег не было, общественного признания тоже. Николай предпринял несколько попыток устроиться актёром в театр, однако игра, которая восхищала его гимназических товарищей, не впечатлила искушённых столичных режиссёров.
В 1829 году Гоголь начал работать мелким чиновником – сначала писцом, затем помощником столоначальника в одном из петербургских департаментов. Служба эта была невыносимо скучна, и справлялся с ней Гоголь плохо. Продержавшись на должности всего полтора года, Николай уволился с самым низким по табели о рангах чином коллежского регистратора. Впрочем, впечатления об этой работе не прошли даром: наблюдательный Гоголь собрал много материала для своих произведений о чиновничьем быте.
Так к концу 1820-х – началу 1830-х гг. литература осталась последней надеждой молодого человека. К этому времени он завёл некоторые знакомства в литературных кругах Петербурга: начал общаться с П.
А. Плетнёвым, А.А. Дельвигом, О.М. Сомовым. Общение с В.А. Жуковским переросло в крепкую дружбу, и знаменитый романтик вскоре познакомил младшего товарища с самим А.С. Пушкиным.
Замечательный русский писатель и критик П.А. Плетнёв, профессор и ректор Санкт-Петербургского университета, принимавший участие в судьбе многих известных русских писателей, заметил гоголевский талант и взялся активно помогать молодому автору. В начале 1831 года Плетнёв устроил Гоголя учителем в Женский патриотический институт, а в 1834 году – адъюнктом по кафедре истории Петербургского университета. Пётр Александрович познакомил Гоголя со многими дворянскими семьями, в которых Николай давал детям частные уроки. Нищета писателю больше не грозила, хотя богатым человеком он так и не стал. Впрочем, профессорская работа оказалась Гоголю не по плечу, и вскоре он сам отказался от кафедры.
За границей
К середине 1830-х гг. литературная слава Гоголя стала бесспорной. Устав от литературного труда, в 1836 году писатель отправился за границу, где прожил около 10 лет, изредка возвращаясь на родину.
Путешествуя по Европе, Николай Васильевич жил в Германии, Швейцарии, Франции, пока, наконец, не остановился в Риме – городе, ставшем ему практически вторым домом. В Европе Гоголь восполнял все недостатки скудного гимназического образования: знакомился с культурой и искусством, посещал художественные галереи, много читал. Годы жизни в Риме оказались одними из самых продуктивных в творчестве Гоголя. Здесь он написал многие знаменитые свои произведения, в том числе «Шинель». За границей писатель работал и над главным своим творением – романом «Мёртвые души», который сам называл поэмой.
К 1840-м гг. в сознании Гоголя произошёл перелом. Он обратился к религиозному мистицизму, всё чаще думал, что его призвание состоит в том, чтобы менять жизнь и умонастроения в России, исправлять общественные нравы. Писатель воспринимал свою литературную деятельность как служение Богу. Его тексты этого времени приобрели назидательный, проповеднический тон – ярким примером может служить сборник публицистики «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847).
Гоголь зачастую оставался недоволен своими текстами и уничтожал их, как это произошло со вторым томом «Мёртвых душ».
Семья и личная жизнь
Семьёй Гоголя до конца его дней оставались мать и младшие сестры. Писатель никогда не был женат. Дошедшая до нас переписка Гоголя содержит письма к девушкам, да и в письмах к матери он порой говорит о своих влюблённостях, однако, вероятно, отношения с женским полом были у писателя лишь платоническими. Потомков Гоголь не оставил, как не оставил, кроме книг, никакого другого наследства – ни денег, ни имущества.
Творчество Николая Гоголя
Вращаясь в петербургских кругах начала 1830-х гг., будущий писатель заметил, что национальный колорит его родной Малороссии привлекает столичное общество. Так родился замысел его первого успешного произведения – сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Для работы над ним писатель долго собирал материал, писал матери и просил её передавать ему легенды, народные сказки, былички и предания, слышанные в родных местах.
Сборник, имевший подзаголовок «Повести, изданные пасечником Рудым Паньком», принёс молодому автору заслуженную славу. Современники восхищались колоритным языком, тонким юмором, сложными хитросплетениями фантастики и реализма.
За «Вечерами…» последовал сборник статей, повестей и рассказов «Арабески», а после – «Миргород». Настроение этой книги было уже иным: украинского фольклора стало в ней меньше, писатель сосредоточился на историчности («Тарас Бульба»), с тонким трепетом и печалью описывал простой быт и внутренний мир персонажей («Старосветские помещики»). Отчасти поменялся и характер гоголевского мистицизма: весёлой чертовщине «Вечеров на хуторе близ Диканьки» противостояли мрачные демоны «Вия».
С 1834 по 1836 гг. Гоголь работал над текстом комедии «Ревизор». Сатирическая пьеса произвела фурор: пороки русского общества были представлены в ней с такой силой и правдивостью, что не смогли оставить равнодушным ни одного зрителя. Восторги сменялись ненавистью со стороны узнававших себя чиновников.
В эти же годы писатель работал и над другими драматическими произведениями – в частности, над пьесой «Женитьба».
Во второй половине 1830-х – начале 1840-х гг. Гоголь работал за границей. Важнейший труд этого времени – поэма «Мёртвые души», первый том которой увидел свет в России в 1842 году. Замысел «Мёртвых душ» представлял собой своего рода дантовскую трилогию, ведущую читателей вслед за героем из ада сквозь чистилище в рай – к исправлению и искуплению грехов. Писателю не удалось осуществить свой замысел: Гоголь неоднократно уничтожал рукописи своих произведений, если они казались ему неудачными. До нас дошли лишь несколько глав второго тома «Мёртвых душ», а к третьему автор так и не успел приступить.
За границей Гоголь написал «Шинель», одну из своих самых известных «петербургских повестей» – историю ничтожного чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, в которой за смешными каламбурами и нарочито нелепым мистическим финалом проступают боль, горечь и бессилие перед бесправием и одиночеством «маленького человека».
Цикл петербургских повестей, объединённый впоследствии в одноименный сборник, связан не только общим местом действия – столицей, хотя, как отмечают некоторые литературоведы, Петербург в этих повестях становится словно особым героем. Все повести пронизаны общим настроением абсурда, странного сочетания фантастики и бытового реализма, на фоне которых раскрывается катастрофичность жизни, потеря человеком собственного достоинства, а подчас и разума.
Смерть
В 1848 году Гоголь вернулся на родину и жил попеременно то в родном имении у матери, то в Одессе, пока не остановился в Москве, в доме графа А.П. Толстого на Никитском бульваре. Душевное и физическое состояние писателя неуклонно ухудшалось. Окончательно его сломила смерть жены А.С. Хомякова Екатерины Михайловны, близкой подруги Гоголя. Он оставил литературные труды, постоянно испытывал страх, принялся строго поститься. В феврале 1852 года Гоголь в приступе безумия сжёг в одну ночь все свои рукописи. К этому времени он практически перестал есть и неуклонно слабел.
Друзья писателя пригласили к нему врачей, пытались кормить и лечить насильно, однако эти попытки оказались безуспешными.
Смерть Николая Гоголя наступила 21 февраля 1852 года. Причины её до сих пор не установлены. В числе гипотез называют и психическое расстройство (депрессию или шизофрению), спровоцировавшее отказ от еды, и болезни желудочно-кишечного тракта, и даже отравление, вызванное неумелым лечением в последние дни жизни писателя. Ходили слухи, что Гоголь вовсе не умер, а был похоронен заживо, в летаргическом сне, однако они никак не подтверждаются документально. Похоронили Николая Васильевича Гоголя на кладбище Данилова монастыря, однако в 1930-х гг., когда монастырь закрыли, а некрополь разрушили, прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище.
Многогранность гоголевского таланта по заслугам оценивали и современники, и потомки, на творчество которых он, несомненно, повлиял. Диапазон творческого мастерства Николая Гоголя простирается от едкой общественной сатиры и бурлескного юмора до тонкого лиризма, от дотошного реализма до мистики, уходящей корнями в первобытный фольклор, от живого и колоритного изображения быта до торжественного, пафосного нравоучения.
За всем этим неизменно стоит стремление Гоголя к служению людям, к изменению мира и человеческой природы к лучшему.
Библиография
Библиография Николая Гоголя не так обширна, как у многих его соратников по литературному цеху. Работал он медленно, часто переделывал написанное, а порой и уничтожал свои рукописи. Назовём наиболее известные произведения Николая Гоголя (в скобках указан год первой публикации).
Повести и поэмы:
Вечер накануне Ивана Купала (1830)
Вий (1835)
Заколдованное место (1832)
Записки сумасшедшего (1835)
Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка (1832)
Коляска (1836)
Майская ночь, или Утопленница (1831)
Мёртвые души (1842)
Невский проспект (1835)
Нос (1836)
Ночи на вилле (1856)
Ночь перед Рождеством (1832)
Повесть о капитане Копейкине (1842)
Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1834)
Портрет (1835)
Пропавшая грамота (1831)
Рим (1842)
Сорочинская ярмарка (1831)
Старосветские помещики (1835)
Страшная месть (1832)
Страшная рука (1856)
Страшный кабан (1831)
Тарас Бульба (1835)
Шинель (1842)
Пьесы:
Альфред (1856)
Владимир третьей степени (1842)
Женитьба (1842)
Игроки (1842)
Лакейская (1842)
Отрывок (Сцены из светской жизни) (1842)
Развязка «Ревизора» (1856)
Ревизор (1836)
Театральный разъезд после представления новой комедии (1842)
Тяжба (1842)
Утро делового человека (1836)
Рассказы:
Пленник (Кровавый бандурист) (1835)
Успех посольства (1831)
Учитель (1831)
биография самого писателя-мистика
Необычная и совершенно непонятная личность этого удивительного великого русского писателя во все времена интересовала многочисленных исследователей, историков, деятелей культуры и просто любителей и почитателей его творчества.
Однако отношение к нему никогда не было однозначным. Ни при жизни, ни после смерти он не получил абсолютного признания. Многочисленные современники, даже среди его близких друзей, считали писателя сумасшедшим или находящимся на грани душевного заболевания. Так кто же такой Николай Васильевич Гоголь, как сложилась его жизнь и какие сюрпризы преподнесла судьба, не благосклонная к этому поистине великому человеку?
Все о Гоголе: краткое описание наследия и биографии писателя
Интерес к личности Гоголя не утихал с самого начала его творческого пути и до наших дней, а роль творческой деятельности в литературе в вообще и русская литература в частности бесценна. В одном из писем своему близкому другу Александру Толстому он писал, что надо быть благодарным судьбе и Богу, что им суждено родиться русскими. Это показывает, насколько он был патриотом, как любил свою Родину. Ввиду этого он также пытался обнажить самые темные стороны ее жизни, стараясь представить их в комично-саркастическом свете, что ему очень хорошо удавалось.
Все жизненные вопросы и проблемы имели для него религиозно-нравственное или, если угодно, нравственное значение.
В конце своей короткой жизни, а ему удалось прожить всего сорок три года, Гоголь вдруг проникся православием и смыслом духовности. Поэтому я стал писать об ответственном и осознанном отношении к жизни. В 1850 году, незадолго до смерти, он писал своему другу, протоиерею Матфею Константиновскому, что современный человек потерял смысл, потерял понимание цели и высшей цели. Он хотел показать своим «темным собратьям, живущим на свете», что с судьбой играть нельзя, ведь это вовсе не игрушка.
Жизнь и творчество Гоголя всегда были наполнены не только глубокими размышлениями о смысле жизни, он оказался не чужд блестящему лирику, с тонкой душой поэта. Его фольклорные сюжеты и образы часто черпали из народных легенд и сказок. Они вполне сочетаются с жизненным реализмом его произведений, создавая непревзойденный симбиоз, казалось бы, двух совершенных противоположностей.
В конце жизни Николай Васильевич решил, что высшая цель любого творчества – привести человека к христианству и постичь Бога.
Однако при жизни Гоголь в большинстве случаев воспринимался как искусный юморист и сатирик, и многое из его творческого наследия после смерти было переосмыслено. Любое литературное течение, возникшее позже, могло по праву считать его своим предшественником. Поэтому значение его творений, как вклада в русскую и мировую литературу, просто колоссально. Этот человек вошел в историю как сознательно ответственный за свою работу.
Детство и юность малороссийского писателя
Каждый, кто хоть раз копался в биографиях известных писателей, точно знает, что настоящая фамилия Гоголя — Яновский. 20 марта 1809 года в приходской книге села Сорочинцы (ныне Великие Сорочинцы), у реки со странным названием Псел, на самой границе Миргородского и Полтавского уездов, сделана запись, что родился мальчик в семье помещика Василия Афанасьевича Яновского, которого назвали Николаем, в честь знаменитого святого.
Его отец происходил из старинного дворянского польского рода, признанного по его просьбе в 1820 г.
Интересная легенда связана с матерью Николая Васильевича, Марией Ивановной, урожденной Косяровской. Как рассказывал его отец, свою будущую жену он увидел во сне, а потом нашел ее, в возрасте одного года. Тринадцать лет после этого он ждал, пока невеста вырастет и в четырнадцать ее отдадут ему в жены. В семье родилось одиннадцать детей, но многие из них умерли в младенчестве. Многие считают, что детство писателя прошло в традиционном малороссийском быту, но это не совсем так.
Отец Никоши, Василий Афанасьевич, был человеком особой культуры. Он просто обожал творчество и искусство, писал пьесы, рассказы, поэмы и поэмы, а потом с удовольствием читал их в собственном импровизированном театре со сцены. Возможно, именно сценические усилия отца сделали Гоголя именно таким человеком, каким он был. Он умер в 1825 году, когда мальчику едва исполнилось шестнадцать лет. На тот момент у него было всего три сестры, Елизавета, Анна и Мария.
Учеба и работа: жизнь Гоголя вне родных стен
Когда мальчику Никоше исполнилось десять, его родителям пришлось задуматься об образовании. Поэтому его отвезли в Полтаву и отдали в руки Гавриилу Сорочинскому, чтобы тот подготовил его к гимназии. В возрасте шестнадцати лет, темным майским днем 21-го числа 1821 года, Николай Васильевич поступил в Гимназию высших наук в Нежине, о чем впоследствии неоднократно сожалел, так как такая наука не годилась для него в будущем. Он никогда не был хорошим «студентом», поэтому его часто били розгами, но его природные способности позволяли готовиться к испытаниям за одну ночь и переходить из одного класса в другой.
Однако с однокурсниками Гоголю определенно повезло, он сумел поладить с мальчишками, которые стали его друзьями на всю жизнь. Среди них были Нестор Кукольник, Александр Данилевский, Николай Прокопович и другие. Они совместно выписывались в пул журналы и литературные вестники, вместе ставили спектакли, для которых сам Николай часто писал стихи и пьесы.
Уже в то время он начал задумываться о собственной судьбе и даже в письмах к горячо любимой матери пишет, что его интересы простираются далеко за пределы понимания простых обывателей и даже его сокурсников-старшеклассников.
Город, где бесследно исчезают маленькие люди: Петербург Г
Уже после окончания гимназии и похорон отца, в 1828 году Николай Васильевич решает переехать в Петербург, что его мать горячо поддерживает и даже выделяет ему ежемесячное пособие. Однако среди узких улочек и висящих прямо в воздухе мостов писателя ждало чудовищное, жестокое разочарование — здесь его никто не ждал, и он был здесь никому не нужен. Он пытался поступить на службу и на сцену, но безрезультатно. Ежедневная рутина обескуражила его, и он ушел со службы, актер его не покидал. Оставалось полностью отдаться литературе, что он и сделал.
В этот период Гоголь обнаружил, что общественность интересуется подробностями украинской мещанской и простонародной жизни, поэтому он стал задумываться о написании подобных рассказов и даже набросал план будущего сборника «Вечера на хуторе близ Диканька.
Но перед этим он издал книгу под псевдонимом Алов и с названием «Ганц Кюхельгартен» в двадцать девятом году девятнадцатого века. Однако критики разгромили его, не оставив камня на камне. Затем он отправился в немецкий Любек, надеясь найти новое вдохновение, но вернулся в том же году осенью.
В 1831 году Гоголь сходится со своими главными друзьями, которые помогают ему прорваться. Например, именно Жуковский сближает его с таким человеком, как известный критик и поэт пушкинской эпохи Петр Плетнев. Его также знакомят с мастером Александром Сергеевичем Пушкиным, который с пониманием отнесся к творчеству юного дарования.
Плетнев устроил Николая на работу в институт «Патриот», где он сам служил инспектором, но платили там мало. Поэтому критик научил Гоголя подрабатывать, давая частные уроки в знатных аристократических семьях. Пиковым периодом петербургской жизни можно считать назначение Николая Васильевича адъюнктом (заместителем или заведующим) исторического факультета Петербургского университета.
Мощная фигура Пушкина произвела на молодого писателя огромное впечатление, это было практически все, о чем он мог только мечтать.
Основные произведения Гоголя
Петербургский период можно считать самым активным в жизни писателя Гоголя. Отсюда большая часть его сочинений. «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в двух частях в тридцать первом и тридцать втором годах. В первую вошли «Пропавшее письмо», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», а также сами «Вечера…», а во вторую вошли «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Очарованная Место» и «Иван Федорович Шпонька». Уже к 1835 году свет увидели еще два сборника, уже более зрелые и серьезные, с меньшим налетом мистики и сказочности. Это были «Арабески», а также «Миргород».
- В 1832 году Николай Гоголь впервые после окончания учебы в Нежинской гимназии решает посетить отчий дом, навестить сестер и мать. Он прошел через Москву, где успел завести знакомства в литературных кругах с такими людьми, как Сергей Аксаков, Михаил Погодин, Михаил Щепкин и другими.
Но домашний уют не приносил ему покоя, более того, вгонял в тоску ранимую душу поэта. В окружении дикой природы он вдруг почувствовал никчемность своих «Вечеров» и «Миргорода», не в силах погрузить читателя в эту величественную атмосферу. - В 1833 году Гоголь, вопреки всему, вернулся в Петербург и решил открыть себя на научном поприще. Сначала его одолевает мысль возглавить кафедру истории в Киеве, в только что открывшемся Киевском университете, но его туда не берут. Поэтому он переезжает обратно в Петербург и сидит там за кафедрой.
- К 1834 году многие исследователи и историки относят время написания сокрушительного удара по казнокрадству, накопительству и коррупции, в виде пьесы «Ревизор», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы.
- В 1835 г. были опубликованы новые рассказы «Старосветские помещики», довольно страшный и действительно скандальный «Вий», до сих пор пугающий своих читателей, знаменитый «Тарас Бульба» и веселая, поучительная «Сказка о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

- Немногим позже, всего через два года, в 1836 году, пушкинский «Современник» опубликовал еще «Портрет», «Карету» и «Шинель сентиментальную». В это же время вышли «Женитьба», а также несколько странная повесть «Игроки», актуальная, как и большинство произведений Гоголя, и по сей день.
- В 1836 году Николай уехал за границу, где начал писать свои нетленные «Мертвые души», не наполовину понятые его современниками. Однако Запад, поначалу успокаивавший его, снова наводит на разгул мыслей и чувств. Летом 1941 года он отправился печатать первый том на родину.
К 1844 году Гоголя Николая Васильевича настигла неожиданная радость, за свои колоссальные заслуги в области русской литературы он был признан почетным пожизненным членом Московского университета. Однако он уже ничем не доволен, работа его не ладится, мысль о высшем предназначении его таланта, божественно дарованного, накладывает отпечаток недооценки его деяний. В душевном кризисе и муках Гоголь пишет завещание и сжигает второй том «Мертвых душ», который уже никогда не восстановит.
Влияние поездки за границу на мировоззрение писателя
В 1847 году Николай Васильевич, уже в полном расстройстве чувств и мыслей, составил очередную книгу, издать которую помог его друг критик Плетнев. Это были «Избранные места из переписки с друзьями». Именно в этой книге можно проследить пик религиозного настроения малороссийского писателя, все более погружающегося в духовную лихорадку. Тогда славянофилы и западники только появились на арене русской литературы и истории, но Гоголь не примкнул ни к одному из течений, считая его небожественным.
Последняя книга провалилась, по большому счету, из-за наставнического и дидактического тона. Это хорошо понимал и сам Гоголь, о чем он неоднократно писал Плетневу. Через некоторое время он успокаивается, а затем решает посетить Иерусалим и Гроб Господень, что и делает в 1847-1849 годах. Однако это не принесло ему ожидаемого успокоения. Он вернулся домой в деревню к матери, затем провел некоторое время в Москве, Калуге и Одессе.
Личная жизнь и смерть Николая Васильевича: память людей на века
Никогда не стремившийся к богатству или роскоши, не имевший даже собственного дома, Гоголь никогда не был женат. Он был предан только единственной женщине своей жизни — литературе, и она смогла ответить ему тем же и сделать его классиком еще при жизни. Однако в жизни этого красивого и даже очень интересного мужчины было еще две женщины.
Любимые женщины
Красавцем Гоголя не назовешь, но франтом он был все-таки. Вопреки распространенному заблуждению, он не всегда носил свой темный плащ. Он мог надеть фиолетовые брюки и желтый жилет, а дополнить образ бирюзовым камзолом. В общем, он был настоящим чудаком. Его первой любовью была царственная фрейлина Александра Россет, в замужестве Смирнова, с лицом настоящего ангела и такими же манерами.
Он любил ее нежно и преданно, как собаку добрую хозяйку, но не мог признаться в своих чувствах, тем более что она была безумно далека от него в рейтинге.
Второй раз Николай Васильевич влюбился много позже, чуть ли не перед смертью, в родную кузину Марию Синельникову. Навещая ее мать во время ее болезни, он попал в ее имение Власовка, но эти отношения так и не сложились, так как Гоголь был занят более духовными вопросами, чем плотскими и мирскими.
Смерть гениального писателя и память о нем
Начиная с зимы 52-го года девятнадцатого века, Николай Васильевич поселился в доме своего близкого друга Александра Толстого, принимавшего множество гостей, в том числе Матфея Константиновского, там был Ржевский протоиерей. Именно этот человек был единственным, кто прочитал второй том «Мертвых душ». Он потребовал уничтожить несколько глав оттуда, а также «Избранные места…», ввиду особой «вредоносности» книги.
Все это так подействовало на Гоголя, что он решил совсем перестать писать и начал поститься с 5 февраля, за неделю до начала Великого поста. 12 февраля ночью он разбудил слуг, приказал топить печь и принести свой портфель.
Он сжег все наброски и тетради, а утром сетовал на Толстого, что собирается сжечь только лишнее, приготовленное заранее, но бес понуждал его сжечь все вместе. 18 февраля он уже не в состоянии двигаться и ходить, он просто лежит в постели, а 21 февраля 1852 года великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь ушел из жизни.
Похоронили гениального творца 24 февраля в университетской церкви, а похоронили на кладбище Данилова монастыря в Москве, где установили надгробие, состоящее из двух частей: плиты из черного мрамора и массивного бронзового креста. На трех сторонах пластины отрывки из Евангелия, а на четвертой стороне указание имени, даты рождения и смерти. В начале тридцатых годов этот монастырь закрыли, а некрополь разобрали. Через год, 31 мая, могилу Гоголя вскрыли, а останки перезахоронили на Новодевичьем кладбище, где они находятся и по сей день.
Именем Николая Васильевича Гоголя названы многочисленные улицы, площади, проспекты и другие географические объекты городов и сел нашей необъятной Родины, а также далеко за ее пределами.
Ему посвящено несколько марок и памятных памятных монет, а по всему миру ему установлено не менее пятнадцати памятников. Есть несколько художественных и документальных фильмов, которые также рассказывают о судьбе писателя, освещая ее с разных сторон.
Интересные факты из жизни писателя
Много странных, порой мистических и пугающих историй связано с этим удивительным человеком, тайны личности которого никому не удалось разгадать, несмотря на то, что с момента его смерти прошло более двухсот лет. Многие выглядят откровенным бредом, но некоторые наводят на определенные размышления.
- Многим кажется, что фигура в плаще, какой чаще всего изображают Гоголя, обязательно должна быть худой и высокой. Он был худ, правда, но рост его достигал одного метра и шестидесяти двух сантиметров. У него были узкие плечи, кривые ноги и тонкие темные волосы.
- Характер Гоголя описывается современником с таким «ревностным разнообразием», что сразу становится ясно, что он был человеком скрытным, почти никому не открывавшим душу.

Однако у него было доброе сердце, и поэтому он всегда помогал тем, кто больше нуждался, даже когда это оказывалось во вред ему самому. - Как и его покойный отец, Николай Васильевич часто слышал голоса и видел непонятные явления, о которых редко рассказывал другим, боялся быть признанным сумасшедшим. Он страдал от нервных припадков, после которых у него были длительные депрессии, которые могут свидетельствовать о маниакальном психозе, если не о ранней шизофрении.
Создателя всю жизнь преследовал панический страх быть похороненным заживо. Ходили слухи, что именно по этой причине он спал полусидя, чтобы случайно не счесть его погибшим. После похорон при эксгумации тела выяснилось, что черепа в могиле нет, по крайней мере, об этом утверждал советский поэт и писатель Владимир Ледин. Это породило множество легенд о том, что он был похоронен в летаргическом сне. Однако, скорее всего, это были свидетельства обычного грабежа. Не хватало сапога, ребра, куска сюртука, которые, вероятно, просто украли в какие-то жуткие сувениры.
Мертвые души
Николай Васильевич Гоголь, родился в Сорочинском, Россия, 31 марта 1809 года. Получил государственную должность в Санкт-Петербурге, а затем назначение в университет. Жил в Риме с 1836 по 1848 год. Умер 21 февраля 1852 года.
Книга, из которой этот текст был напечатан, содержит полную часть I и частичную часть II, поскольку кажется, что только часть части II пережила приключения, описанные во введении. . Если в тексте отмечается отсутствие страниц в «оригинале», то это относится к русскому оригиналу, а не к переводу.
«Мертвые души», впервые опубликованные в 1842 году, — великий классик русской прозы.
Этот удивительный институт, «русский роман», не только начал свой путь с этого неоконченного шедевра Николая Васильевича Гоголя, но практически все последующие русские шедевры выросли из него, как ветви одного дерева. Достоевский доходит до того, что отдает дань уважения более раннему произведению того же автора, рассказу под названием «Плащ»; эту мысль остроумно выразил другой соотечественник, который говорит: «Мы все вышли из гоголевского плаща».
«Мертвые души», на титульном листе оригинала которого стоит слово «Поэма», обычно сравнивают с «Дон Кихотом» и «Записками Пиквикского клуба», тогда как E. M. Vogue помещает его автора где-то между Сервантесом и Ле Сажем. Какими бы значительными ни были влияния Сервантеса и Диккенса — первое в отношении структуры, второе — в отношении фона, юмора и подробностей характеристик, — преобладающее и отличительное качество произведения, несомненно, является чем-то чуждым обоим и весьма специфическим для них.
Еще более глубоки противоречия в характере автора; и, к сожалению, они помешали ему завершить свою работу.
Беда в том, что он сделал свое искусство из жизни, и когда в последние годы жизни он перенес свою борьбу, как потом Толстой, обратно в жизнь, он раскаялся во всем написанном и в угаре бодрствующей ночи сжег все его рукописи, включая вторую часть «Мертвых душ», от которых сохранились лишь фрагменты. Предстояло написать третью часть. Действительно, вторая часть была написана и сожжена дважды. Счета расходятся относительно того, почему он наконец сжег его. Религиозное раскаяние, ярость из-за враждебной критики и отчаяние из-за того, что не удалось достичь идеального совершенства, — среди приведенных причин. Опять же говорят, что он непреднамеренно уничтожил рукопись вместе с другими.
Поэт Пушкин, сказавший о Гоголе, что «за его смехом чувствуешь невидимые слезы», был его главным другом и вдохновителем. Именно он предложил сюжет «Мертвых душ», а также сюжет более раннего произведения «Ревизор», чуть ли не единственной комедии на русском языке.
Важность обоих заключается в том, что они вносят социальный элемент в русскую литературу, как указывает князь Кропоткин. Оба являются зеркалом российского чиновничества и его влияния на национальный характер. Сюжет «Мертвых душ» достаточно прост и, как говорят, был навеян реальным эпизодом.
Это был день крепостного права в России, и о положении человека часто судили по количеству «душ», которыми он обладал. Существовала периодическая перепись крепостных, скажем, раз в десять-двадцать лет. В этом случае владелец должен был платить налог с каждой «души», зарегистрированной при последней переписи, хотя некоторые из крепостных могли умереть за это время. Тем не менее система имела свои материальные преимущества, поскольку владелец мог занять деньги в банке на «мертвые души» не меньше, чем на живые. План гоголевского героя-злодея Чичикова заключался поэтому в том, чтобы совершить путешествие по России и скупить «мертвые души», разумеется, по льготным ценам, избавив их владельцев от казенной подати, а себе приобретя список фиктивных крепостных, который он намеревался заложить банку на значительную сумму.
На эти деньги он купит поместье и несколько настоящих крепостных, и начнёт разбогатеть.
Очевидно, что этот сюжет, который на самом деле вовсе не сюжет, а лишь уловка, позволяющая Чичикову проехать на тройке по России с Селифаном-кучером как своего рода русским Санчо Пансой, дает Гоголю великолепный случай раскрыть свой гений. как живописец русской панорамы, населенной характерными туземными типами, достаточно заурядными, но нарисованными с комической рельефностью. «Комическое, — объяснял автор еще в начале своего пути, — повсюду спрятано, только живя среди него, мы его не сознаем; но если художник внесет это в свое искусство, скажем, на сцене, мы будем кататься со смеху и только удивляться, что не замечали этого прежде». Но комизм в «Мертвых душах» только внешний. Посмотрим, как относился к произведению Пушкин, любивший посмеяться. По мере того как Гоголь читал ему это вслух по рукописи, поэт все более и более мрачнел и наконец вскричал: «Боже! Какая грустная страна Россия!» И позже он говорил об этом: «Гоголь ничего не выдумывает; это простая правда, ужасная правда».

Но домашний уют не приносил ему покоя, более того, вгонял в тоску ранимую душу поэта. В окружении дикой природы он вдруг почувствовал никчемность своих «Вечеров» и «Миргорода», не в силах погрузить читателя в эту величественную атмосферу.
