БУДДИЗМ В ЯПОНИИ | Наука и жизнь
Служители сметают пыль веков. Большой Будда из монастыря Тодайдзи.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Стражи врат монастыря Тодайдзи.
‹
›
Открыть в полном размере
Учение Будды зародилось в Древней Индии, оно проделало долгий путь, преодолев хребты Гималаев, великие равнины Китая, горы и долины Кореи. Целое тысячелетие потребовалось буддизму, чтобы прийти на Японские острова. На длительном пути к ним он впитывал в себя верования народов, по землям которых шел, включал в свой пантеон их богов и святых, обогащался изысканиями индийских и китайских мудрецов. Все это безбрежное богатство мысли нашло отражение в сотнях и тысячах сутр, трактатов, комментариев. Вот такую сокровищницу веры и знаний получили японцы.
Считается, что буддизм пришел в Японию в VI веке. Фактически он проник туда гораздо раньше, японские хроники отмечают, что он появился вместе с китайскими и корейскими переселенцами еще в IV и начале V века.
В Японии во второй половине VI века происходила борьба двух могущественных родов — Сога и Минонобэ. Сога — ревностные приверженцы буддизма, а Минонобэ — защитники своих прежних богов. Причина борьбы крылась в соперничестве за власть в нарождавшемся государстве, и окончилась она победой Сога. Как видим, буддизм на этом этапе своей истории принадлежал больше политике, чем религии. И понадобилось время и подвижники, чтобы это вероучение пустило глубокие корни, адаптировалось к местным условиям и процветало в течение столетий.
Японцы поначалу восприняли будду как «ками» — синтоистское божество, но только чужеземное. По утверждениям почитающих его, оно обладало безграничным могуществом и, следовательно, было пригодно на роль всеобщего покровителя и заступника.
Буддийские проповедники не стремились ниспровергать местных богов, которые по-прежнему считались охранителями местности. И сооружение буддийского храма никогда не начинали до тех пор, пока на это не получат соизволение местных богов. Даже такой ревностный приверженец буддийского учения, как Сётоку-Тайси, говорил в 607 году: «Разве может кто-нибудь перестать уважать и возносить молитвы небесным и земным богам? Поэтому пусть все мои приближенные всем сердцем почитают богов Неба и Земли».
Буддийские xpaмы возводили по китайским образцам, из Китая же привозили и утварь для богослужения, лишь со временем ее стали изготовлять в Японии.
Нужны были священные изображения — появилась живопись и скульптура, развивалось искусство художественного литья. VII-VIII века в Японии — время расцвета искусства, которое так или иначе было связано с буддизмом. А буддийские молитвы нашли широкое отражение и в художественной литературе того времени.
СЁТОКУ-ТАЙСИОСНОВАТЕЛЬ ЯПОНСКОГО БУДДИЗМА
Как повествуют японские хроники, в 552 году (по другим сведениям, в 538-м) ко двору царей Ямато прибыло посольство из корейского государства Пэкче. Послы привезли сутры, изображения будд и послание от царя Пэкче. Так учение Будды пришло на Японские острова. Ревностным его почитателем, покровителем и активным распространителем стал принц Умаядо, более известный под посмертным именем Сётоку-Тайси — принц «Святые Добродетели» (574-622). Неслучайно его считают основателем японского буддизма.
Достоверных сведений о Сётоку-Тайси сохранилось мало. Он был сыном царя Емэй, но после смерти отца ему достался не трон, а пост регента при своей тетке — царице Суйко.
В этой роли Сётоку пробыл 30 лет, проявив себя выдающимся государственным деятелем. В поисках средств укрепления центральной власти он обратил свой взор к Китаю. Принц увидел их в сложившейся там централизованной бюрократической системе и стремился перенести ее на японскую почву. Идея новой государственной организации свое первое выражение получила в Японии в виде «Закона из 17 статей» (604 год), авторство которого приписывают Сётоку-Тайси. Этот закон пронизан конфуцианскими и буддийскими идеями; текст его включает термины из древнекитайской философии и исторической литературы. Прекрасный стиль древнекитайского языка, широкая для своего времени эрудиция автора, сильно выраженная идея абсолютной монархической власти вызывают сомнение в авторстве Сётоку. Но существует и иная точка зрения, допускающая, что текст, написанный Сётоку, был утерян, а известный ныне текст написан на основе сохранившихся фрагментов и легенд.
Вот некоторые выдержки из него в переводе известного советского востоковеда академика Н.
И. Конрада.
«Важнейшее в управлении народом — общественные нормы. Если наверху таких норм нет, внизу нет порядка. Если внизу нет порядка, неизбежно рождается преступность».
«Тщательно разбирайся в заслугах и в проступках. Награды и наказания обязательно должны соответствовать делу. А в последнее время награды даются не по заслугам, наказания — не по провинностям».
«Большие дела сам не решай! Обязательно советуйся с народом».
Кто бы ни составлял эту своего рода декларацию принципов государственного управления, он хорошо был знаком с основными направлениями китайской общественной мысли. Нормы конфуцианства наглядно прослеживаются в совете не отрывать людей на другие дела, когда они заняты работой на полях, иначе «что мы будем есть?»
С именем Сётоку связывают и «Табель 12 рангов». Он был введен в 603 году, чтобы упорядочить чиновничий аппарат. Лицам, которым присваивалось то или иное звание, предписывалось носить специальной головной убор, сшитый из материи разных цветов.
Сами звания заключали в себе значения конфуцианских добродетелей.
В 607 году Сётоку-Тайси направил послание китайскому императору, открыв тем эру официальных сношений с Китаем. Это первое официальное обращение к китайскому двору, где соседнее государство называло себя китайским словом «Жибэнь» — по-японски оно звучало как «Ниппон» или «Нихон», то есть страна «Солнечного Восхода». В 608 году в Китай была послана группа молодых людей для получения там образования, в нее входили и ученые-монахи. С тех пор посольства направлялись регулярно до конца IX века, к ним присоединялись многочисленные группы людей, стремящихся изучать науки и искусства.
Сётоку стал ревностным почитателем буддизма не на словах, а на деле и зачинателем целого периода в истории духовной жизни японцев. Он написал комментарии к трем буддийским сутрам, его стараниями начато сооружение буддийских храмов, к концу его жизни их было построено 46. До нашего времени дошла шелковая завеса с вышитой картиной «Небесное царство».
Предание утверждает, что вышивка — дело искусных рук супруги принца, а слова принадлежат ему. Вот эти слова: «Наш мир — обман. Только Будда — истина».
В 607 году Сётоку удалился в селение Икаруга. Здесь родилась его любимая наложница — дорогое его сердцу место. Молва утверждала, что укрылся он там, устав от интриг и решив в тиши серьезно заняться изучением буддизма. Поселившись в селении Икаруга, принц повелел построить храм, которому было суждено войти в сокровищницу мирового зодчества. Это знаменитый монастырь Хорюдзи. В 670 году пожар уничтожил постройку, но ее восстановили. Монастырь горел еще не раз, но возрождался из пепла. При каждом восстановлении в нем кое-что изменялось. Специалисты считают, что главное здание — золотой храм, его пятиярусная пагода, центральные ворота, галерея, деревянные колонны, балюстрада с узором буддийской свастики сохраняют стиль периода Асука — времени жизни и деятельности Сётоку-Тайси.
***
Буддизм — одна из трех мировых религий.
Сутры — в древнеиндийской литературе так называются краткие высказывания и своды таких высказываний. В сутрах излагались разные области знания и религиозные учения.
Синтоизм — религия, распространенная в Японии. В ее основе — культ божеств природы и предков. Высшее божество — Аматэрасу.
Конфуцианство — этико-политическое учение в Китае, основы которого заложены Конфуцием (VI-V века до н.э.). Оно объявило власть правителя священной, а разделение людей на высших и низших («благородных мужей» и «мелких людишек») — всеобщим законом справедливости.
См. в номере на ту же тему
Е. ЭТИНГОФ — Живая история.
Как появился буддизм — история зарождения первой мировой религии
Здравствуйте, дорогие читатели и искатели истины!
Буддизм за свою долгую историю существования поведал о себе всей планете и забрался даже в самые неожиданные ее уголки. Так откуда он родом, в каком веке он зародился, почему появился, как далеко зашел и кто из известных людей его исповедует?
Обо всем этом вы узнаете из статьи ниже, а в качестве приятного дополнения познакомитесь с красивой историей о Сиддхартхе – прекрасном принце из рода Шакья.
Содержание:
Зарождение буддизма
Причины появления буддийской традиции
Легенда о прекрасном принце Сидхартхе
Как появился буддизм среди нас
Заключение
Зарождение буддизма
Буддизм является самой древней мировой религией. Существуют легенды о том, как появился буддизм, и они могут показаться забавным вымыслом, однако на эту тему также приводятся и подтвержденные факты.
По поводу того, в какой стране появился буддизм, споров не возникает. Его исторической родиной является северо-восток Индии, где в наши дни расположился штат Бихар. Тогда – в середине I тысячелетия до н. э. – на этих землях находились страны Магадха, Вайшали и Кошала. Именно здесь Будда начал проповедовать, именно здесь находился «очаг» будущей мировой религии.
История буддизма неразрывно связана с именем своего основателя, а точнее, с несколькими его именами, и корни их уходят в санскрит:
- Гаутама;
- Сиддхартха – в переводе звучит «Выполнивший свое назначение»;
- Шакьямуни – означает «Мудрец из племени Шакья»;
- Будда – значит «Просветленный высшим знанием».
Корень «buddh» на санскрите встречается и в русском языке и обозначает то же самое, что и слово «будить». Наш язык вообще очень похож на санскрит. Это может показаться невероятным, если не углубляться в языкознание – русский относится к группе индоевропейских языков.
![]()
Датой основания буддийской традиции признается смерть (паринирвана) Будды. Но до сих пор среди буддологов имеются разногласия на тему того, в каком году конкретно это произошло. ЮНЕСКО приняла дату – 544 г. до н.э., и в 1956 г. весь мир радостно отмечал праздник – 2500 лет буддизму.
Другие ученые называют иные даты. Одно не вызывает сомнений – Будда жил и проповедовал до индийских походов Александра Македонского, которые происходили в 20-х годах IV века до н.э.
Причины появления буддийской традиции
До нас дошли всего лишь отголоски истории об индийском обществе того времени, но имеющиеся данные позволяют нарисовать картину, которая показывает причины возникновения буддизма.
Во-первых, в то время в Индии надвигался кризис древней ведической культуры. Она господствовала долгое время и отличалась ритуализмом, жертвоприношениями и формальным благочестием брахманов – жрецов. Прежние племенные устои перестали отвечать сознанию людей, и общество нуждалось в новых, альтернативных учениях и религиях.
Во-вторых, в то же время укреплялась государственная власть. Варновый (сословный) строй претерпевал изменения. Варна кшатриев, воплощавшая благородную власть индийских царей в древности, становилась сильнее и начинала противостоять варне брахманов.
В северо-восточной Индии привилегии брахманов и без того были меньше по сравнению с остальной частью страны, и в кризисный период эта местность стала открыта для новых веяний и традиций. На почве этого на индийском северо-востоке, в «слабом звене» брахманизма, появился источник буддийской религии, который постепенно разливался по всей стране и дальше – по всей Юго-восточной Азии, и его течение приносило всем отречение и избавление.
Разрастаясь, буддизм делился на разные виды: хинаяну, махаяну и другие более мелкие виды, а позднее он пришел на Тибет, прочно там укоренившись и преобразившись в новую форму – ламаизм.
К XI-XII вв. буддизм был почти полностью «изгнан» индуизмом со своей исторической родины.
Сегодня среди индийцев всего 0,7 процентов буддистов.
Легенда о прекрасном принце Сиддхартхе
Вот уже почти 26 столетий буддийское учение, или дхарма, приносит миллионам людей внутреннее спокойствие и душевную гармонию. Но кем же был этот самый Будда?
К нашему времени жизнеописание Будды сплелось воедино и с научной биографией, и с прекрасными, будто сказочными, сюжетами. Разделить их невозможно, а может, и не имеет смысла вовсе. Историю наследника короны, а позже – великого Пробужденного – рассказывают разные житийные тексты, например, «Жизнь Будды» индийского поэта Ашвагхоши (I в. н. э.) или «Лалитавистара» в традициях махаяны.
В семье короля Шуддходаны и королевы Махамайи родился мальчик. Когда после зачатия королева увидела во сне необычного слона, у которого было шесть бивней, она осознала, что ей суждено родить великого человека.
Астролог Ашита, приглашенный королем после рождения сына, увидел на младенце признаки, которые присущи только великому человеку.
Так, например, его ладони, ступни и межбровье были увенчаны знаками колеса, а пальцы соединяли перепонки.
Мальчика назвали Сиддхартха Гаутама. Ему пророчили звание всемирного правителя или Пробужденного. Отец желал, чтобы малыш унаследовал трон, и всячески оберегал его от превратностей жизни, ограждал от лицезрения болезней, старости и смерти.
29 лет жил принц в цветущем дворце, далеком от бренности и взял в жены красавицу Яшодхару, с которой у них родился сын Рахула. Но однажды Сиддхартха выехал за пределы дворца и увидел человека, побитого болезнями, глубокого старика и похоронную процессию. Острым ножом полоснуло это его по сердцу, и он осознал тщетность бытия.
А потом он увидел саману – отрешенного, бедного, худого монаха – и осознал безмятежность, которую можно достичь при отказе от мирских забот и желаний.
Престолонаследник Сиддхартха бросил все, покинув отца, жену и сына, отрешившись от прежнего безбедного образа жизни и отправившись на поиски истины. Он долго бродил, слушая учения разных мудрецов, несколько лет подвергал себя жестокой аскезе, но в итоге наедине с самим собой открыл Срединный путь, который подразумевал с одной стороны, отказ от полного аскетизма, а с другой — избегание излишеств.
Сиддхартха достиг Просветления, когда ему было 35 лет. Так он стал Буддой. На протяжении 45 лет он проповедовал всем желающим, делясь своим открытием и своей истиной. Будда не оставил и свою семью. Однажды он вернулся на землю шакьев, и все горячо обрадовались ему. Побеседовав с Буддой, его сын и жена тоже приняли монашество.
В начале своего девятого десятка Будда достиг незыблемого покоя нирваны. Он получил Великое Освобождение, оставив огромное наследие дхармы многим поколениям на разных континентах, которое за свою многовековую историю стало целой религией.
Царь Шуддходана в итоге остался без наследников. Видя страдания отца, Будда обещал забирать монахом единственного сына в семье только с согласия родителей. И это условие и сейчас очень чтится в буддизме.
Как появился буддизм среди нас
С течением времени учение Будды распространялось все дальше, претерпевало изменения, принимало все новые формы и содержание. Сегодня буддийское учение простирается не только по юго-востоку Азии: Таиланду, Шри-Ланке, Вьетнаму, Непалу, Японии, Мьянме, Лаосу, Бутану.
Уже с конца позапрошлого века оно привлекает европейцев и американцев, а общая численность буддистов на планете сейчас достигает 500 миллионов человек.
Идеи и принципы буддизма все крепче укореняются в западной культуре: современная беллетристика пестрит обложками книг о буддизме, Голливуд снимает фильмы о Будде, а многие известные деятели считают себя его последователями.
Так, например, немец Герман Гессе еще в 1922 году рассказывает миру свою интерпретацию истории «Сиддхартха», а Джек Керуак раскрывает путь американцев, которые следуют своей дзен-философии. Киану Ривз вживается в роль Гаутамы и ищет освобождения в фильме «Маленький Будда» – полной версии легенды, кратко рассказанной выше.
А буддистов среди известных людей не перечесть: Альберт Эйнштейн, Сергей Шойгу, Джеки Чан, Брюс Ли, Дженнифер Лопес, Леонарди Ди Каприо, Стив Джобс, Стинг, Кейт Мосс – этот список можно продолжать бесконечно.
Буддизм по праву повлек за собой миллионы приспешников. Появившись 2,5 тысячелетия назад в далекой Индии, он стал не просто религией, а целой философией, традицией, учением, почитаемым во всем мире.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если статья пришлась вам по душе, не забудьте поделиться ею с друзьями в социальных сетях.
До встречи в следующем посте!
Где зародился буддизм? | История Хит
. Статуя Будды.
Одна из старейших и крупнейших религий на Земле, сегодня насчитывает около 470 миллионов последователей. Но когда и где зародился этот увлекательный образ жизни?
Истоки буддизма
Буддизм был основан на северо-востоке Индии примерно в 5 веке до нашей эры на основе учений Сиддхартхи Гаутамы, также известного как Шакьямуни или Будда (Просветленный).
Легендарные коллекции джатаки изображают будущего Будду в прошлой жизни, простирающегося перед Буддой прошлого Дипанкарой
Изображение предоставлено: Hintha, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons переживал период, известный как Вторая урбанизация (ок. 600–200 до н. э.). Его религиозная жизнь начала взрываться множеством новых движений, бросивших вызов устоявшемуся авторитету ведизма, одной из ключевых традиций раннего индуизма.
В то время как брахманы, принадлежавшие к высшим классам индуистской Индии, следовали ведической религии с ее ортодоксальными жертвоприношениями и ритуалами, начали появляться другие религиозные общины, следовавшие традиции шрамана, искавшие более суровый путь к духовной свободе.
Хотя эти новые общины придерживались разных традиций и верований, у них был схожий словарь санскритских слов, включая будда (просветленный), нирвана (состояние свободы от всех страданий), йога (союз), карма (действие) и дхарма (правило или обычай). Они также имели тенденцию появляться вокруг харизматичного лидера.
Именно в это время великого религиозного роста и экспериментов в Индии произошло рождение буддизма через духовное путешествие и возможное пробуждение Сиддхартхи Гаутамы.
Будда
Живя более 2500 лет назад, точные подробности жизни Сиддхартхи остаются несколько туманными, поскольку различные древние тексты содержат разные подробности.
Традиционно считается, что он родился как Сиддхартха Гаутама в Лумбини, современный Непал. Многие ученые полагают, что он, вероятно, происходил из аристократической семьи Шакьев, клана фермеров, выращивающих рис, недалеко от современной границы между Индией и Непалом, и вырос в Капилавасту на равнине Ганга.
Ранние буддийские тексты затем рассказывают, что, разочарованный мирской жизнью и мыслью о том, что однажды он состарится, заболеет и умрет, Сиддхартха отправился в религиозный поиск, чтобы найти освобождение, или «нирвану». В одном тексте он цитируется:
«Домашняя жизнь, это место нечистоты, тесно – самана жизнь – свободный воздух под открытым небом. Домохозяину нелегко вести совершенную, совершенно чистую и совершенную святую жизнь».
Приняв образ жизни шрамана или самана , Сиддхартха сначала учился у двух учителей медитации, прежде чем приступить к практике сурового аскетизма. Это включало в себя строгое голодание, различные формы контроля над дыханием и принудительный контроль над разумом.
Истощенный в процессе, этот образ жизни оказался неудовлетворительным.
Статуя Гаутамы Будды
Изображение предоставлено: Пурушотам Чоухан / Shutterstock.com
Затем он обратился к медитативной практике дхьяны, что позволило ему открыть «Средний путь» между крайним потворством и самоуничижением. Решив сесть под смоковницей в городе Бодхдайя и медитировать, он, наконец, достиг просветления в тени того, что сейчас известно как Дерево Бодхи, достигнув при этом трех высших знаний. К ним относятся божественное око, знание его прошлых жизней и кармическое предназначение других.
Продолжая буддийские учения
Будучи полностью просветленным Буддой, Сиддхартха вскоре привлек массу последователей. Он основал сангху, или монашеский орден, а позже и бхикшуни, параллельный орден женщин-монахов.
Обучая людей всех каст и происхождения, он проведет остаток своей жизни, обучая своей дхарме, или верховенству закона, на Гангской равнине в северо-центральной Индии и южном Непале.
Он также отправил своих последователей дальше по Индии, чтобы распространять его учение в других местах, призывая их использовать местные диалекты или языки этого района.
В возрасте 80 лет он умер в Кушинагаре, Индия, достигнув «последней нирваны». Его последователи продолжили его учение, и в последние века I тысячелетия до нашей эры они распались на различные буддийские школы мысли с различными интерпретациями. В современную эпоху наиболее известными из них являются буддизм Тхеравады, Махаяны и Ваджраяны.
Выход на мировой уровень
Во время правления императора Маурьев Ашоки в 3 веке до н.э. буддизм получил королевскую поддержку и быстро распространился по Индийскому субконтиненту. Приняв буддийские принципы в своем правительстве, Ашока объявил войну вне закона, установил медицинское обслуживание своих граждан и способствовал поклонению и почитанию ступ.
Статуя Великого Будды в Лешане, Китай
Изображение предоставлено: Ufulum / Shutterstock.
com
Одним из его самых устойчивых вкладов в раннее развитие буддизма были также надписи, которые он написал на колоннах по всей своей империи. Отмеченные как самые ранние буддийские «тексты», они были размещены в буддийских монастырях, местах паломничества и важных местах из жизни Будды, помогая собрать воедино ранний буддийский ландшафт Индии.
Эмиссары также были отправлены из Индии для распространения религии, в том числе в Шри-Ланке и на западе, вплоть до греческих королевств. Со временем буддизм был принят в Японии, Непале, Тибете, Бирме и, в частности, в одной из самых могущественных стран того времени: Китае.
Большинство историков древнего Китая согласны с тем, что буддизм пришел в 1 веке нашей эры во времена династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.) и был принесен миссионерами по торговым путям, в частности, по Шелковому пути. Сегодня в Китае проживает самое большое буддийское население на Земле, там проживает половина буддистов мира.
Благодаря большому успеху буддизма за пределами Индии, он вскоре начал проявляться в разных регионах.
Одной из самых известных буддийских общин сегодня является община тибетских монахов, возглавляемая Далай-ламой.
Будда: история, медитация, религия и изображения
Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать комиссионные. Вот как это работает.
Расположенная в Гонконге, Тянь Тан Будда (Большой Будда) является самой высокой в мире бронзовой статуей Будды, сидящей на открытом воздухе. (Изображение предоставлено: Бусакорн Понгпарнит через Getty Images) Сиддхартха Гаутама, также известный как Будда, был философом и духовным учителем, жившим где-то в шестом и пятом веках до нашей эры. в Индии. Ему приписывают основание буддизма — ныне четвертой по величине религии в мире с
Слово «Будда» происходит от санскритского слова budh и обычно переводится как «тот, кто бодрствует». Для многих буддистов Будда — это человек, достигший духовного просветления — состояния ума, в котором все следы личных страданий погашены, а реальность видится с неизменной ясностью.
История его жизни, однако, не складывается в единое неизменное повествование. Существует множество вариаций, и истории жизни и учений Будды составляют обширный сборник.
«Буддийская литература огромна», — сказал Live Science Пол Харрисон, содиректор Центра буддийских исследований Хо в Стэнфорде и заведующий кафедрой религиоведения. «Я думаю, будет справедливо сказать, что в буддизме больше священных писаний, чем в любой другой религиозной традиции. Они передали все это с помощью потрясающих подвигов памяти». И все же, несмотря на все, что о нем написано, исторический Будда неуловим и его трудно определить. «Мы знаем о Будде только из записей, оставленных его последователями на протяжении веков», — сказал Харрисон. «К сожалению, у нас нет независимого подтверждения его жизни. У нас есть только слова его последователей».
Действительно, ученым было трудно отличить исторические факты жизни Будды от легенд, и многие в значительной степени полагались на легендарные истории.
Эти легендарные истории изображают идеализированный образ Будды, сказал Харрисон, но, тем не менее, они, вероятно, содержат зерно исторической правды. «Но нелегко понять, что это было, и нелегко сказать, чему он учил», — добавил Харрисон. «У нас есть то, чему его последователи спустя столетия после его смерти думали, что он учил, но сколько из этого он сказал сам, а сколько они запомнили? Это то, что в настоящее время обсуждается в этой области».
Жизнь Сиддхартхи Гаутамы
Согласно буддийской традиции, Сиддхартха был индийским принцем, родившимся около 560 г. до н.э. в городе Лумбини на территории современного Южного Непала. Лумбини был частью древнего индийского королевства Косала , которое располагалось на территории нынешней северной Индии и включало части южного Непала. Сиддхартха вырос во дворце в Капилавасту, который, по мнению историков, располагался либо на северо-западе Индии, либо на юге Непала.0093 согласно Энциклопедии всемирной истории (открывается в новой вкладке).
Его отец якобы был могущественным правителем клана Шакья — одной из семей, правивших регионом, и членом касты воинов (кшатриев). Индийская кастовая система разделила общество на четыре иерархические касты или социальные классы; они состояли из браминов (священников), кшатриев (воинов), вайшьев (купцов и торговцев) и шудр (рабочих).
Рождение Сиддхартхи связано с множеством историй и легенд. В одном из них согласно Britannica , мать Сиддхартхи, Майя, получила пророчество, когда родился ее сын, в котором говорилось, что он станет либо могущественным правителем — даже более великим, чем его отец, — либо известным духовным лидером. Пытаясь добиться первого, отец Сиддхартхи, Шуддодана (также пишется Шуддходана), решил, что его сын должен быть заточен во дворце; в то же время Шуддодана удовлетворял все потребности своего сына, так что молодой человек рос в роскоши и непринужденности, огражденный от всего уродливого, неприятного или нечестивого. В возрасте 16 лет Сиддхартха женился на женщине по имени Ясодхара, а позже у них родился сын по имени Рахула.
«Сиддхартха вырос в очень хорошо защищенной, изолированной и привилегированной среде», — сказала Live Science Сара Джей Харт, преподаватель религиоведения в Калифорнийском политехническом институте имени Гумбольдта. «Сегодня он считался бы членом 1%».
Но этой идиллической жизни не суждено было продлиться. Когда Сиддхартхе было 29 лет, он пережил событие, навсегда изменившее его жизнь и наставившее его на духовный путь, который сделал его одним из самых влиятельных религиозных лидеров в мире.
Королевский тайский монастырь в Лумбини, Непал — монастырь, посвященный буддийским практикам. Лумбини считается местом рождения Будды. (Изображение предоставлено: Jatuporn Amorntangsati через Getty Images) Этот опыт известен в буддийских преданиях как «четыре взгляда», и рассказы о нем повествуют о встрече Сиддхартхи с четырьмя людьми за пределами территории дворца. Согласно рассказам, в сопровождении своего возничего Чанны Сиддхартха последовательно встречал четырех человек (в некоторых версиях он встречался с людьми в разные дни, каждый во время разных экскурсий за стенами дворца).
Первым был старик; второй больной человек; третий труп; и последний был странствующим нищим или религиозным деятелем, обычно монахом, который жил за счет попрошайничества.
Защищенное существование Сиддхартхи не приучило его к таким зрелищам, поэтому он обратился за ответами к своему возничему — мирскому человеку. Чанна объяснил, что первые три человека являются следствием нормального человеческого существования: мы стареем, болеем и умираем. Чанна также объяснил, что последний человек был духовным отшельником — кем-то, кто отказался от мирских удобств в пользу поиска духовного спасения через медитацию, попрошайничество и аскетизм или строгое самоотречение.
Эти встречи привели принца к экзистенциальному кризису, и он решил, что ему нужно исследовать мир и найти для себя ответы на жизненные вопросы. Важно отметить, что его волновала тема человеческих страданий. Он хотел открыть метод или философскую систему, которая облегчила бы человеческие страдания. Многие люди в то время верили в реинкарнацию, и именно этот, казалось бы, бесконечный цикл смерти и возрождения связывал человека с жизнью — со всеми жизненными проблемами, испытаниями и невзгодами.
«История Будды, по сути, это история человека, у которого был действительно глубокий ранний кризис среднего возраста, и он решил, что хочет знать больше, чем его привилегированное воспитание собиралось дать ему», — сказал Харт.
Вернувшись во дворец, Сиддхартха решил оставить свою нынешнюю жизнь, включая жену и сына, и отправиться в мир. В акте, символизирующем отказ от его привилегированного воспитания, он обменял свою красивую богатую одежду на грубую тунику Чанны и подстригся. Сначала он пошел в лес, где присоединился к группе аскетов, которые практиковали суровую форму самодисциплины, которая включала медитацию, пост и, в некоторых версиях истории, умерщвление плоти или физическое насилие над телом, согласно World Энциклопедия истории. Сиддхартха оставался с ними несколько лет, изучая их дисциплины и совершенствуя свои техники медитации.
Здесь мы видим портрет принца Сиддхартхи Гаутамы верхом на Кантхаке, своем любимом жеребце, за которым следует Чанна, его верный возничий.
(Изображение предоставлено: Фото: Godong/Universal Images Group через Getty Images)«За это время он действительно освоил йогические практики», — сказал Харт. «Он был явно преданным и усердным, и даже экстремальным в своей самоотверженности. Частью его аскетизма было ограничение приема пищи, настолько, что он ел только одно рисовое зернышко в день».
Однако в конце концов он понял, что эта крайняя форма самоотречения не приближала его к ответам на его вопросы. Итак, Сиддхартха решил оставить своих спутников-аскетов.
Выйдя из леса, болезненный и истощенный, он достиг реки, где, согласно легенде, встретил молодую девушку. Девушка сжалилась над ним и предложила ему миску сливок и риса. По словам Харта, еда оживила Сиддхартху, и он смог продолжить свои духовные поиски.
Опыт аскезы Сиддхартхи преподал ему глубокий урок. «Он продолжает развивать философскую практику, которая действительно имеет отношение к тому, что называется «срединным путем» — ни аскетизму, ни снисходительности», — сказал Харт.
Но Сиддхартха был далеко не доволен; он все еще был полон решимости найти способ положить конец тому, что, по его мнению, было циклом смерти и возрождения. Итак, однажды, согласно традиции, он сел под деревом в месте под названием Бодх-Гая в современном индийском штате Бихар и поклялся не покидать это место, пока не станет просветленным. В некоторых историях он просидел в глубокой медитации семь дней и ночей, и его окружил Мара, демон, который в буддизме является проявлением заблуждения и желания 9.0094 (откроется в новой вкладке). Мара пытался помешать Сиддхартхе достичь просветления, воздвигнув на его пути ряд препятствий — дождь, молнии, бури, армии демонов и похотливых девиц. Но Сиддхартха оставался непоколебимо преданным своей цели просветления.
Согласно легенде, его усилия в конце концов окупились. Когда он, наконец, открыл глаза, он обнаружил себя в блаженном состоянии просветления — состоянии ума, которое, как говорят, дает человеку возможность проникнуть в истинную природу реальности и оставляет преданного свободным от страстного желания, желания и страдания — и знал, что он преодолел цикл смерти и возрождения.
С этого времени он стал известен как Будда, «Пробужденный». Дерево, под которым он сидел, стало известно как Дерево Бодхи («дерево пробуждения»).
Чему учил Будда: Четыре Благородные Истины и Благородный Восьмеричный Путь
Ступа Дхамех в Индии была построена в 500 г. н.э. на том месте, где, как предполагается, Будда читал проповедь своим первым ученикам. (Изображение предоставлено Франком Метуа через Getty Images) Достигнув просветления, Сиддхартха провел остаток своей жизни, путешествуя по территории, которая сегодня является северной Индией, обучая своим прозрениям и собирая вокруг себя общину преданных или монахов. В своей первой проповеди, которая, как считается, была в оленьем парке Сарнатха в современном Уттар-Прадеше, Индия, Сиддхартха проповедовал концепции, которые стали известны как «Четыре благородные истины», которые, по мнению Будды, характеризуют всю разумную жизнь. В первом говорится, что жизнь характеризуется дуккхой, санскритским словом, которое часто переводится как «страдание», сказал Харт.
Но, добавила она, возможно, его лучше понимать как обозначающее всепроникающее чувство беспокойства или неудовлетворенности преходящей, несовершенной, часто напряженной и в целом неудовлетворительной природой существования.
— В частности, дуккха — это слово, обозначающее колесо повозки, которое не совсем отцентровано, — сказал Харт. «Это относится к неустойчивому качеству мира — что в мире есть «не совсем правильность», которая вызывает страдание».
Вторая Благородная Истина утверждает, что дуккха имеет причину, а третья Благородная Истина определяет эту причину: желание. «Природа человеческих желаний такова, что они никогда не исполнятся», — сказал Харт. «Это то, что говорит нам Будда».
Четвертая Благородная Истина дает рецепт прекращения страданий: Благородный Восьмеричный Путь. По сути, это список умственных и духовных практик, которые помогут кому-то достичь правильного морального настроя для достижения просветления. Восьмеричный путь состоит из правильного взгляда, правильной решимости, правильной речи, правильного поведения, правильного образа жизни, правильного усилия, правильной внимательности и правильной медитации.
Смерть Будды
Традиционная дата смерти Сиддхартхи Гаутамы — 483 г. до н.э., по сообщениям, в возрасте 80 лет. (Харрисон, однако, относит его смерть к 400 г. до н.э.). Согласно Britannica, Сиддхартха принял еду от деревенского кузнеца в Кушинагаре, северная Индия; Однако кузнец не знал, что еда была испорчена, и Сиддхартха сразу же заболел. Когда он умирал, кузнец подошел к нему и выразил свою глубокую скорбь по поводу того, что он нечаянно отравил великого мудреца. Сиддхартха сказал ему не горевать, а радоваться, потому что испорченная еда освобождала его от бесконечного цикла смерти и возрождения и позволяла ему войти в нирвану (в другой версии истории, согласно Британике, Сиддхартха сам заставил пищу испортиться). ). Незадолго до своей смерти Сиддхартха сказал своим монахам продолжать усердно трудиться для своего духовного освобождения, следуя его учениям. Эти учения стали известны как дхарма, санскритское слово, которое в буддийском контексте обычно определяется как «космический закон», согласно Энциклопедии всемирной истории.
Буддизм распространился по всей Азии после смерти Сиддхартхи, особенно в Китае, Тибете, Японии, Корее и в некоторых частях Юго-Восточной Азии, таких как Таиланд, Лаос и Камбоджа. Буддизм также распространился в Непале и Монголии. В Индии буддизм стал важной религией только под влиянием царя Ашоки (268 г. до н. э. — 232 г. до н. э.), правившего почти всей современной Индией. Ашока продвигал религию и отправлял буддийских эмиссаров по всей Азии. Однако после смерти Ашоки влияние буддизма в Индии ослабло, и он больше никогда не становился там крупной религиозной силой.
Монахи молятся перед храмом Махабодхи в Бодхгая, Гая, штат Бихар, Индия. (Изображение предоставлено Антуаном Буро через Getty Images)По словам Харрисона, учения и история жизни Будды изначально передавались устно. «Традиционно считается, что ничего не было записано о Будде до первого века до н. э. И это недавно было более или менее подтверждено находками очень древних рукописей», — сказал он.
Некоторые из самых ранних письменных материалов называются сутры, которые представляют собой беседы различной длины, написанные либо на пали (древний язык северной Индии), либо на санскрите.
Самая известная из них известна как Тройная корзина («Трипитака» на пали), которая, как говорят, содержит беседы, приписываемые историческому Будде. В этих письмах разбросаны анекдоты о его жизни, в основном после того, как он отказался от своей княжеской жизни. Рассказы о ранней жизни Будды взяты из текстов, которые были написаны намного позже — примерно во втором веке до нашей эры, согласно «Британнике». Один из них, названный «Буддхачарита» («Деяния Будды»), был написан на санскрите в виде длинного стихотворения. Эти и другие письменные отчеты являются основными источниками биографии Будды.
Сегодня Будда почитается во всем мире за его глубокие духовные прозрения, практическую философию жизни и медитативные практики. Буддисты и многие небуддисты восхваляют его как важного мыслителя, оказавшего большое влияние на мировую историю.
«Вы можете понимать Будду либо как религиозного образца, основавшего глубокую, изменившую мир религию — первую великую миссионерскую религию, за 500 лет до Иисуса , — либо как философского мыслителя и учителя, давшего каждый человек, независимо от убеждений или религиозной принадлежности, инструменты для решения проблемы человеческих страданий», — сказал Харт.
Дополнительные ресурсы
Чтобы узнать больше о буддизме, вы можете посмотреть документальный фильм PBS (откроется в новой вкладке), Будда. Вы также можете прочитать о буддизме по адресу National Geographic (откроется в новой вкладке). И не забудьте узнать о происхождении буддизма от стэнфордского ученого Пола Харрисона.
Том Гарлингхаус — журналист, специализирующийся на общих научных статьях. У него есть докторская степень. получил степень бакалавра археологии в Калифорнийском университете в Дэвисе и был практикующим археологом до получения степени магистра научной журналистики в Калифорнийском университете в Санта-Круз. Его работы публиковались во множестве печатных и онлайн-изданий, в том числе в «Monterey Herald», «San Jose Mercury News», «History Today», «Sapiens.org», «Science.com», «Current World Archeology» и многих других. Он также писатель, чей первый роман «Поля разума» (открывается в новой вкладке) недавно был опубликован на сайте Open-Books.

Сегодня среди индийцев всего 0,7 процентов буддистов.