Гоголь история создания невского проспекта: История создания повести «Невский проспект» Гоголя

Анализ произведения Невский проспект Гоголя

  • Сочинения
  • /
  • Литература
  • /
  • Гоголь

«Невский проспект» является одной из повестей времён посещения  Гоголем Академии Искусств. Замысел создания  данного произведение был навеян общением с большим количеством известных людей. Непосредственное отношение имеет большая любовь Гоголя созерцать пейзажи Петербурга.

С  первых строк можно отметить, с каким восторгом Автор описывает всю красоту Невского проспекта. Именно в этой фантастической атмосфере начинают разворачиваться события вокруг двух друзей поручика Пирогова и художника Пискарева, которые спешило приударить за впереди идущими молодыми девушками. В центре внимания оказывается художник Пискарев, затуманен красотой девушки, он следует за ней в неизвестном направлении и в итоге оказывается в публичном доме.

Разочарован происходящим художник отправляется домой, но с огромным багажом вопросов в голове. Вскоре Пискарев решает вернутся в темное место и спасти свою возлюбленную, предложив ей свои руку и сердце, но поступок художника не был оценён, более того он оказался в центре насмешек и злорадства. Не выдержав душевных терзаний художник заканчивает свою жизнь самоубийством.

Вторая сюжетная линия отличается от первой, история второго героя Пирогова продолжается по тому же проспекту, увлечен эффектной блондинкой, он преследует ее до самого дома, отвлекая бессмысленной болтовнёй. Вошедший в дом девушки, Пирогов не был сбит со своей цели ревнивым мужем Шиллером, наоборот нахальство главного героя позволило даже сделать заказ жестянщику. Пирогова не останавливает статус замужней женщины и он продолжает свои ухаживание. Вскоре заметив приставания к своей жене, немецкий жестянщик наносит физический вред Пирогову.

Пискарев – добрый, простодушный, доверчивый человек, который верит в чистоту этого мира, живет своими идеалам и готов нести свет в этот мир. Именно по этому он становится жертвой жестокости социума, в котором человека благородной  профессии может оскорбить девушка легкого поведения.

Совершенно противоположным является товарищ Пирогов, для которого моральные принципы не важны, и он готов на все для получение желаемого.

Гоголь проводит параллель этих двух историй, ни один из наших героев не получают желаемого. Пошлый Пирогов и  человек чистых намерений Пискарев противопоставлены  друг другу, но неким образом сосуществуют в единстве.

Основная тема в повести это образ города. Автор описывает город с разных сторон, восторженные отклики неотразимого очарования перекрикиваются с осуждением безобразия. Главный чертой становится обманчивость город.

В своём произведении Гоголь показал тяжелую обманчивую   жизнь  в большом городе, путём объединения трагического и смешного.

Рассуждение

Великий писатель создал повесть «Невский проспект», открывая перед читателем жизнь простых мужчин, гуляющих по городской улице, привлекая внимание замечательных юных девушек. Два молодых человека — художник по фамилии Пискарев и его товарищ, поручик Пирогов увлекается двумя женщинами, а каждый из них считает идеальной данную даму. Для художника, считавшегося чуткой натурой, облик милой дамы, которой 17 лет, считается привлекательным в разные времена. Фактически она трудится в «грязном» месте — борделе.

Пискарев понимает, кем работает эта незнакомая девушка, он стремится найти оправдание ее поступкам. В своем подсознании фактически он не желает принимать подобный факт, продолжая встречи с юной особой, которая смеется над его действиями. Пискарев предлагает даме выйти за него замуж, но она отвергает его жалкие попытки создать семью, чтобы стать счастливым человеком. В результате получаются печальные последствия, он уходит из жизни.

У его друга Пирогова сложилась простая обстановка. Его любимая дама состоит в браке с немцем по фамилии Шиллер. В действительности данный факт не смущает молодого человека, он продолжает серьезно ухаживать за привлекательной молодой блондинкой. Неожиданно немец обнаружил поручика в своем жилище, выгоняя его с позором. В порыве ярости, чувствуя себя униженным человеком. Пирогов отправляется к генералу, чтобы наказать наглого немца. Потом он отказывает от подобной вещи.

Основной идеей произведения является своеобразный контраст, созданный в Петербурге. Стоит отметить, что городская среда блестит удивительными лицами, шиком одежд, людей разного социального положения, взглядов на жизненные устои. В действительности реальная жизнь отличается от фантазий человека, включая фактические представления о мире. Человеку, не обладающего силой воли, который хорошо чувствует мир, сложно приспособиться к реальной жизни. Для него мир, кажется, жестоким действом, а реальная жизнь не приносит пользы. Подобные характерные черты отражены писателем в облике талантливого Пискарева. Реальность Петербурга сломала его, а фактическим выходом из этой ситуации для художника считается уход из жизни.

Пирогов оказывает ужасным корыстным человеком, имевший противоположные качества в отличие от друга. Такие люди рано начинают смотреть на вещи, думая о личном материальном обеспечении. Для них важно, как общество реагирует на их социальное положение. Стоит отметить, что у людей наподобие Пирогова практически отсутствуют этические принципы, они эгоистичны, а фактически глупы.

Суть замечательного произведения заключается в том, что стены громадного, массивного города не приветливы для таких мечтательных людей в качестве художника Пискарева. В этой местности все пропитано корыстными интересами, которые приносят прибыль, поэтому в этой местности могут жить ужасные чувства к посторонним людям. В результате художнику в этом скромном мире значительных улиц не находится места.

Другие темы:

← Образ маленького человека в повести Шинель↑ ГогольХарактеристика Андрия из повести Тарас Бульба →

Анализ произведения Невский проспект

Популярные сочинения

  • Сочинение Петр I в поэме Медный всадник (Образ и характеристика)

    Сложным и неоднозначным предстает образ Петра 1 в поэме А. С.Пушкина «Медный всадник» Произведение было написано в 1833 году. Впервые оно опубликовано без цензурных правок и сокращений лишь в 1904 году.

  • Стёпа дрова колет по картинке сочинение рассказ (6 класс упр 517)

    Ребята договорились встретиться после уроков и вместе пойти к Степке домой, чтобы посмотреть на умения хвастунишки. Во время уроков Степа думал только об одном: что же теперь будет?

  • Сочинение Чему учит повесть «Станционный смотритель»?

    Чему учит читателя это произведение Пушкина, почему это важно

презентация Н. В. Гоголь «Невский проспект» | Презентация к уроку по литературе (9 класс):

Слайд 1

Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Н. В. Гоголь. «Невский проспект»

Слайд 2

Петербургские повести -третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы Русского государства. Эта тема не являлась в 30 годы чем –то новым и неожиданным. Петербург как символ могущества России и её неувядаемой славы был воспет поэтами 18 и первой половины 19 века. Гоголя –сатирика больше интересовал образ жизни обитателей Петербурга, нежели внешний вид города: проспекты, дворцы, исторические памятники.

Слайд 3

Сегодня на уроке мы продолжим тему «Образ Петербурга» и попробуем ответить на вопрос: «Каким же представлен Петербург в произведении Гоголя «Невский проспект»»

Слайд 4

История создания повести «Невский проспект» Повесть «Невский проспект»впервые была опубликована в сборнике «Арабески» (1835г) и получила высокую оценку В. Г. Белинского. Н. В. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В его записной книге сохранились наброски «Невского проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи перед Рождеством» и «Портретом» Подумаем над вопросом: Почему произведение названо «Невский проспект»? Давайте вместе с Н. В. Гоголем прогуляемся по Невскому проспекту .

Слайд 5

«Невский проспект» (1835)

Слайд 6

Словарная работа сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, пестрядевый, штоф, редингот, веленевая бумага, фризовая шинель, инвалидный солдат, капуцин, ридикюль, демикотоновый сюртук, эстампы, агат, алебарда, ливрея, чухонка, фагот, опиум, ключница

Слайд 7

Как вы понимаете смысл этой фразы? « Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется?»

Слайд 8

Чины в России начала XIX века титулярный советник, надворный советник, коллежский регистратор, губернский секретарь, коллежский секретарь, повытчик, камергер, действительный статский советник, поручик, прапорщик, юнкер.

Слайд 9

П.Верещагин

Слайд 10

Композиция повести реальное пространство, знакомое каждому жителю Петербурга; пространство вымышленной действительности, в котором разворачиваются истории Пирогова и Пискарева; мифологический уровень восприятия Невского проспекта, а значит, и Петербурга.

Слайд 11

Описание Невского проспекта Начало повести: “+” Конец повести: “ – ” Нет ничего лучше Невского проспекта! Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Да и кому же он не приятен? Всемогущий Невский проспект! О, не верьте этому Невскому проспекту! …стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Ничуть не бывало… Совсем нет… Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. …сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде.

Слайд 12

Время в повести «Начнем с самого утра…» «…ближе к двум часам…» « В три часа…» “ С четырёх часов…” «И, наконец, сумерки». Представителей какого времени суток Гоголь описывает больше? Почему?

Слайд 13

Поразмышляем! Почему для обозначения людей использованы неодушевленные существительные? Как называется средство выразительности, которое при этом использует Н.В. Гоголь?

Слайд 14

Повторим термины Синекдоха – это разновидность метонимии: обозначение целого через его часть, употребление единственного числа вместо множественного. Например: А в двери тулупы, бушлаты, шинели. (В.Маяковский)

Слайд 15

Понятие ДЕТАЛЬ Деталь — в переводе с французского detail — «мелкая составная часть чего-либо (напр., машины)»; «подробность», «частность»; во французском языке одно из значений — «мелочь», «розничная, мелочная торговля»; ср. detailler — «разрезать на куски», «продать в розницу»; также детализировать».

Слайд 16

Повторим термины Деталь художественная – это подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ.

Слайд 17

Классификация детали

Слайд 18

Виды деталей

Слайд 19

Работа с текстом повести № п/п Вид детали Пример 1 Портретная шедшего молодого человека во фраке и плаще художник петербургский, поручик Пирогов 2 Пейзажная Но дыхание занялось в его груди, все в нем обратилось в неопределенный трепет, все чувства его горели, и все перед ним окунулось каким-то туманом . 3 Вещная … сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы

Слайд 20

СЮЖЕТНАЯ СХЕМА, ПОЛОЖЕННАЯ В ОСНОВУ ЭПИЗОДОВ

Слайд 21

Выводы « Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте! Всё не то, чем кажется. »

Слайд 22

Выводы Ирония Мотив трагического столкновения прекрасной мечты и грубой действительности раскрыт Гоголем в «Невском проспекте». Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Описание проспекта дано в реалистическом плане. Наряду с этим включаются фантастика и мотив демона.

Памятник русской культуры и истории России. Новая коллекция Президентской библиотеки к 300-летию Невского проспекта

Дорога к Невскому монастырю, дальняя дорога, Большая дорога, будущая дорога, Невский проспект, проспект 25 Октября — эти и многие другие названия в разное время упоминались главная дорога Санкт-Петербурга — Невский проспект.

В 2018 году Невскому проспекту исполняется 300 лет: в 1718 году завершена просека, соединившая Адмиралтейство и Александро-Невскую Лавру с Новгородским трактом, проходившим на месте нынешнего Лиговского проспекта. В фонде Президентской библиотеки собраны заслуживающие внимания материалы по истории возникновения, развития и обустройства главного городского проспекта в XVIII–XX вв., которые описаны в электронной коллекции «Невский проспект».

В подборку включены уставы, литературные произведения, архивные и картографические материалы; многочисленные открытки и фотографии с видами проспекта в разные годы позволяют повернуть время вспять и увидеть знакомые места глазами людей, живших в городе задолго до наших дней.

«Главная со стороны Адмиралтейства, начиная от самого Адмиралтейства и продолжаясь до Александро-Невской лавры, построена в 1713 году», — сообщает И. Божерьянов в культурно-историческом очерке Невский проспект (1903), ссылаясь на «первого историка Петербурга» Богданова. Однако он не был прообразом сегодняшнего Невского проспекта. Свидетельство тому — именной указ Петра I «О сборе денег с прохождения по дороге в Невский монастырь» от 2 (13) октября 1718 г., размещенный на портале Президентской библиотеки в редком издании «Полное собрание Законы Российской империи с 1649 года» (1830). Согласно документу, к монастырю вела еще одна дорога — «для богомольцев и бедных прохожих в монастырь, а ради ежедневных нужд монастыря проложена и управляема дорога непроходимая на шестьсот саженей, не занимая большой реки по Неве», то есть короче и удобнее. Этим указом запрещалось «неимеющим звания не ездить по этой вновь построенной дороге, потому что она вредит дороге. И если кто-то хочет идти по этой дороге, должен платить за ее содержание».

«Город отстроили быстро. Иностранцы уже были очарованы красотой Невского проспекта, длинной и широкой, вымощенной камнем, с рощами и лужайками по бокам; пленные шведы проложили проспект, и они чистили его каждую субботу» — эти слова историка С. М. Соловьева также приводятся в издании «Невский проспект».

Много интересных фактов имеется в двухтомнике — например, Летний сад выходил далеко за свои нынешние границы и «потом тянулся по Фонтанке, носившей сначала имя Безымянного Эрика, до настоящего Аничкина моста <. ..> и вдоль Невского сада тянулся до Глухого канала или нынешнего канала Екатерининского моста».

Таким образом, первоначально через реку Фонтанку «был построен узкий мост, не имевший названия, и получивший свое название от находящегося в нем поселка Аничкова, по имени командира Астраханского пехотного полка. В 1737 году Аничковский мост был расширен на весь проезд. В 1736 году при въезде на Аничковский мост были построены триумфальные ворота. <...> В 1744 году сделали подъем среди Аничковского моста. <...> В 1747 г. ширина вновь была уменьшена, и в таком виде старый мост был разорван, когда Екатерина II построила в 1769 г. «Большой Каменный мост»., с павильонами и деревянным полом посередине для прохода кораблей. Впоследствии, с обмелением Фонтанки, кроме барж, по ней перестали ходить и другие суда, а подъем середины моста, за ненадобностью, был разрушен».

Отдельный раздел электронной коллекции Президентской библиотеки посвящен застройке и обустройству Невского проспекта. Вот план шоссе 1795 г., план мостовой 1826 г., планы и чертежи зданий, украшающих проспект и по сей день, таких как дом Мертенса, а также многие другие материалы, рассказывающие о длительной истории преобразования, благодаря которого виды Невского проспекта узнаваемы во всем мире.

«Прогуляться» по Невскому проспекту, разглядывая здания, вывески, пешеходов, а также увидеть важнейшие исторические события, когда-то происходившие в центре города, сегодня возможно благодаря многочисленным фотографиям из Президентской библиотеки. Кроме того, здесь можно «полистать» каталоги открыток с городскими видами. Например, в издании Петербург-Петроград-Ленинград представлены карты, охватывающие период с 1859 по 1917 годы.

Как отмечает Ю. О. Рубанчик в произведении «Невский проспект», «вместе с Петербургом — Петроградом — Ленинградом Невский проспект вошел в историю нашей страны, стал национальной гордостью русского народа как свидетельство замечательных талантов народа , его градостроительной культуры, талантов и мастерства его зодчих, его неутомимого движения к прогрессу, к вершинам человеческой культуры».0003

Николай Васильевич Гоголь сказал о Невском проспекте: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; это все для города», и мало кто решится спорить с великим русским писателем.

 

Исследуйте Исторический Санкт-Петербург, Россия: Северная Венеция

Поднятый из грязи на восточной окраине Балтийского моря в 1703 году царем Петром Великим (годы правления 1682–1725), Санкт-Петербург снова и снова открывал себя заново. После 100 лет энергичного строительства его писатели и мыслители повели новую российскую столицу к революции в восстании декабристов 1825 г., а затем почти столетие спустя в революциях 19 в.17. Впоследствии население пережило сталинский террор, изнурительную 900-дневную осаду гитлеровским вермахтом, три смены имени и крах коммунизма. Однако за свою 315-летнюю историю Санкт-Петербург внес феноменальный вклад в мировую культуру и политику.

Петропавловская крепость, первоначальный центр города, была первоначально построена из земли и дерева более чем 20 000 крепостных, а затем перестроена из камня с бастионными стенами толщиной 20 метров. Швейцарско-итальянский архитектор Доменико Трезини спроектировал его собор, построенный в 1712–1733 годах, с высоким шпилем, который потряс молодой город: остроконечные шпили никогда раньше не видели в России.

На Васильевском острове в устье реки Невы находится Кунсткамера, «Художественная палата» Петра, завершенная в 1727 году. Она была построена для размещения его коллекции биологических диковин, найденных в Сибири или приобретенных у голландских коллекционеров, таких как Фредерик Рюйш. Экспонаты включают двуглавого теленка, ягненка с восемью ногами и сомнительного «летающего дракона».

Через реку расположены комплекс Зимнего дворца и Главный штаб, в котором сейчас находится Государственный Эрмитаж. Его коллекции были созданы, когда Петр Великий приобрел картины Рубенса и Рембрандта, и были значительно расширены Екатериной Великой (годы правления 1762–1799 гг.).6). Несмотря на распродажи советского правительства в 1920-х годах, путеводитель 1972 года хвастался, что «музейные экспонаты и склады содержат около 2 650 000 произведений искусства и других предметов».

Примерно в 5 милях к югу от центра города, спрятанная среди советской застройки, находится Чесменская церковь , , освященная в 1780 году и напоминающая изысканный свадебный торт. Юрий Фельдтен построил эту церковь и близлежащий Чесменский дворец для Екатерины Великой в ​​качестве перевалочного пункта на пути к ее летнему дворцу в Царском Селе. Екатерина заказала 9Обеденный сервиз из 52 предметов от Джозайи Веджвуда для этого замка, который тогда назывался Кекерекексинен, или Дворец «Лягушачье болото». Каждая работа представляла собой изображение английских деревенских пейзажей, что отражало предпочтение Екатерины спокойной респектабельности Англии вкусам революционной Франции.

В созвездии дворцов вокруг Петербурга самым изящным является палладианский Павловск, построенный с 1781 года для сына Екатерины Великого князя Павла. Упорядоченная неформальность сада в английском стиле, спроектированного шотландцем Чарльзом Камероном, устраивала Екатерину, презиравшую «прямые линии и парные дорожки» и «истязающие воду фонтаны».

Больше похожего

Большая часть истории Петербурга произошла на его главной магистрали, Невском проспекте

. К 1830 году она стала «улицей для показов», сравнимой с Риволи в Париже или лондонской Риджент-стрит. Невский давал проблески надежды, но часто — особенно на страницах Гоголя и Достоевского — приносил отчаяние. Он укреплял иерархию, но также предлагал пространство, разделяемое различными слоями общества, обеспечивая контекст для социального взаимодействия, которое привело к революции.

В Мариинском театре № , № постройки 1860 года достигли совершеннолетия одни из величайших танцоров, в том числе Нижинский, Павлова и Нуреев. 18 декабря 1892 года здесь состоялась премьера оперы Чайковского «Щелкунчик».

В августе 1942 года, во время длительной гитлеровской осады (с сентября 1941 по январь 1944 года), в неоклассическом театре «Филармония» состоялась ленинградская премьера Седьмой симфонии Шостаковича. Некоторые участники сколоченного оркестра умерли от голода перед выступлением. О той эпохе свидетельствует памятник Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы в шести милях к югу от центра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *