Гоголь годы жизни: Тургенева, Толстого, Чехова и Оленина, где участвовали Пушкин и Крылов.

Тургенева, Толстого, Чехова и Оленина, где участвовали Пушкин и Крылов.

Публикации раздела Театры

Аудиоверсия: Русские писатели на сцене домашних театров

В XIX веке домашние спектакли были одним из любимых развлечений интеллигенции и просвещенных помещиков. Во многих из них участвовали писатели. Вспоминаем, кто из русских классиков блистал на подмостках домашних театров.

Александр Пушкин и Иван Крылов в усадьбе Приютино

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина (фрагмент). 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Усадьба Приютино. Всеволожск, Ленинградская область. Фотография: Наталия Румянцева / фотобанк «Лори»

В усадьбе Приютино всегда собиралось много творческой молодежи. Ее хозяином был президент Академии художеств Алексей Оленин, он питал слабость ко всякого рода искусствам и любил окружать себя одаренными людьми. В 1817 году в доме Оленина стал часто бывать юный Александр Пушкин. Его приглашали слушать басни Ивана Крылова и играть в «шарады в живых картинах», в которых зрителям нужно было отгадывать зашифрованные слова по содержанию частей представления. Ставились на домашней сцене оленинского дома и любительские спектакли. Однажды Пушкин сыграл здесь роль мичмана Альнаскарова в комедии «Воздушные замки» Ивана Хмельницкого — творчество этого молодого драматурга очень нравилось поэту.

Иван Крылов был звездой оленинского кружка, а по мнению Александра Пушкина — «шутником бесценным». Оленинский домашний театр стал для Крылова местом для бесстрашного выражения своих взглядов. Здесь он не стесняясь высмеивал чиновников и человеческие пороки. Он много раз участвовал в спектаклях, сам ставил пьесы, которым путь на профессиональную сцену был заказан, исполнял собственные басни «в лицах». Однажды Крылов так выразительно читал басню «Осел и мужик», что слушающая его Анна Керн не обратила внимания на наблюдавшего за ней Александра Пушкина. Этот вечер поэт описал в первых строфах стихотворения «Я помню чудное мгновенье…». Оно появилось летом 1825 года, когда Пушкин и Керн встретились вновь.

Иван Тургенев на вилле в Баден-Бадене

Илья Репин. Портрет Ивана Тургенева (фрагмент). 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Людвиг Пич. Князья и феи в салоне Тургенева (фрагмент). Сцена из домашнего спектакля-оперетты Ивана Тургенева и Полины Виардо «Последний колдун», исполняемого в доме Ивана Тургенева в Баден-Бадене (Германия). Лист из издания «Der Salon für Literatur, Kunst und Gesellschaft». 1867. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

Увлечение любительскими спектаклями не обошло и Ивана Тургенева. Когда писатель жил в Баден-Бадене, он работал над комическими пьесами и опереттами для домашних постановок вместе со своей близкой подругой и композитором Полиной Виардо. Писатель создавал текст на французском языке, а Виардо — музыку. Одна из их известных совместных опер — «Последний колдун» — была с политическим подтекстом: семьи Виардо и Тургеневы были настроены оппозиционно к режиму императора Наполеона III.

Для постановки «Последнего колдуна» на вилле Ивана Тургенева соорудили сцену, повесили зеленый занавес, в Париже заказали костюмы и декорации. Писатель вспоминал, как готовились к спектаклю: «С утра до вечера — дым коромыслом: ставятся балетные сцены, примеряются костюмы. Шум, гам, хохотня, веселость!».

На спектакль пригласили только тех, кто разделял политические взгляды авторов. Иван Тургенев сам исполнил главную роль — Кракамиша. В финале публика рукоплескала. Музыка Виардо понравилась многим известным гостям-композиторам — Иоганнесу Брамсу, Шарлю Камилю Сен-Сансу, Антону Рубинштейну. Позже по рекомендации Ференца Листа оперу «Последний колдун» поставили в городах Веймар и Карлсруэ. Она стала первой сыгранной на большой сцене оперой, музыку для которой написала женщина.

Лев Толстой в усадьбе Ясная Поляна

Иван Крамской. Портрет Льва Толстого (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Усадьба Ясная Поляна, Тульская область. Фотография: Игорь Низов / фотобанк «Лори»

Семья Льва Толстого очень любила устраивать представления. Толстые готовили для крестьян праздники и маскарады с угощениями и конкурсами, придумывали интересные программы для крестьянских детей на новогодние и рождественские праздники. В Ясной Поляне часто ставили домашние спектакли, причем писатель приглашал сыграть на сцене «актеров» из народа. На выступлениях они превращались в маркитанток и карликов, поваров и шутов с горбами, а иногда — в маркизов и царей.

Одной из самых ярких постановок стала комедия «Плоды просвещения», исполненная в 1889 году. Сын писателя, Сергей Толстой, игравший в этом спектакле, писал:

«Моей матери пришлось много хлопотать по приему гостей и устройству спектакля. В зале яснополянского дома были устроены подмостки, сцена и кулисы были поставлены на северо-западной стороне зала, обращенной к Чепыжу, а публика проходила через площадку лестницы и маленькую гостиную в остальную часть зала. Гримировочная же комната для актеров была в так называемой ремингтонной комнате»

На представлении было много публики: прибыли гости из Тулы и Москвы, приехали на повозках соседи, целыми семьями пришли местные жители. Присущий любительским театрам дилетантизм проявился в яснополянском спектакле в полной мере. Играющие на сцене чувствовали себя раскованно и свободно, смеялись невпопад, а забыв реплики — импровизировали. Несмотря на это, публика приняла спектакль на ура. Ведь Лев Толстой создал пьесу для своих домашних, списав персонажей с них же самих. Зрители словно погрузились в очередной эпизод из жизни семьи Толстых в Ясной Поляне. Так проявилось отношение писателя к усадьбе как к загородному дому, где не нужно было быть зажатым в рамки жесткого церемониала.

Читайте также:

  • Крепостные театры русских дворян
  • Кому — забава, кому — искусство
  • Бастарды русской культуры: незаконнорожденные художники, писатели, архитекторы

Антон Чехов дома в Алексине, в Таганроге и в Москве

Осип Браз. Портрет Антона Чехова (фрагмент). 1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сергей Чехов. Богимово. Дом Евгения Былим-Колосовского. 1957. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово», Московская область

Антон Чехов рано увлекся творчеством, и большую роль в этом сыграл Таганрогский театр. Впервые юный Чехов оказался на галерке в 13-летнем возрасте — это была оперетта Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Позднее в одном из своих писем он написал: «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре». Многие герои его первых произведений были театралами.

Вдохновленный игрой актеров Таганрогского театра, Чехов вместе с братьями Александром и Михаилом ставил спектакли «для своих» в домашней обстановке. В 1873 году он поставил «Ревизора» — и сам сыграл в пьесе роль Городничего. Нередко он сочинял для домашней сцены комические сценки.

«В домашних спектаклях Антон был главным воротилой. Устраивали спектакли и на украинском языке про Чупруна и Чупруниху, причем роль Чупруна играл Антон. Одной из любимых его импровизаций была сцена, в которой градоначальник приезжал в собор на парад в табельный день и становился посреди храма на коврике, в сонме иностранных консулов»

Свою любовь к камерным домашним постановкам Антон Чехов не утратил и в зрелом возрасте. Так, семья Чеховых лето 1891 года провела в усадьбе Богимово (под городом Алексин), в гостях у помещика Евгения Былим-Колосовского. Также там гостили семьи знаменитого художника-пейзажиста Александра Киселева и зоолога Владимира Вагнера. Обитатели усадьбы поставили домашний спектакль — получилось нечто вроде «Ревизора». Актерами были Вагнер и Киселев, а также его жена и две дочери. Сам Чехов участия в постановке не принял, но после написал на нее шуточную рецензию, пародирующую штампы тогдашних театральных критиков:

«Что же касается г-жи Вагнер, то игра ее произвела фурор; эксцентричное, полное веселого шаржа исполнение, легкость, воздушность, небесность, и при том прекрасная дикция в связи с редким знанием условий сцены были истинным торжеством таланта; ее появление и уход всякий раз возбуждали в публике неудержимый смех. Из исполнительниц живых картин надо прежде всего отметить г-жу Киселеву 3-ю (Надю), сияющее лицо которой все время заменяло артистам и публике бенгальский огонь»

В 1895 году, планируя поездку в Москву, Чехов задумал поставить в столице любительский благотворительный спектакль. В письме к своему другу журналисту Алексею Суворину он написал: «Играть будут только одни литераторы и дамы, имеющие отношение к литературе. Это моя затея. Выпишем Потапенку и Мамина. Поставим, вероятно, «Плоды просвещения», я буду играть мужика. Когда-то я хорошо играл, теперь же, кажется, у меня не хватит голоса».

В дореволюционной России плата за посещение домашнего представления была распространенной практикой. Вырученные деньги обычно отдавали в богадельню, школу или больницу.


Автор: Дарья Легкая

Теги:

История театраГод театраПубликации раздела Театры

Гоголь Николай | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь – представитель знаменитой плеяды писателей-классиков XIX века, прозаик, драматург, литературный критик, один из самых известных русских писателей в мире.

Детство и юность

Будущий писатель родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии на территории нынешней Украины. Семья Николая возводила свою родословную к древнему казацкому роду, считая себя потомками Остапа Гоголя – военного деятеля XVII века, полковника, гетмана правобережной Украины. Дед Гоголя носил фамилию Яновский, и при рождении она досталась и Николаю. При вступлении в дворянское сословие фамилия была изменена на «Гоголь-Яновский», а впоследствии писатель упростил её, сохранив только первую часть.

Детство Гоголя прошло там же, на Полтавщине – в родовом имении Васильевка Миргородского уезда. Места, где вырос писатель, впоследствии будут увековечены им в знаменитых сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Отец Николая Василий Афанасьевич был страстным любителем театра: выйдя в отставку в должности коллежского асессора, он устроил домашний театр и начал сочинять для него пьесы. По воспоминаниям современников, Василий Гоголь-Яновский был блестящим рассказчиком и обладал незаурядным литературным талантом. Он, по всей видимости, и передал свои склонности и увлечения сыну, научил его владеть словом. Например, в качестве игры отец просил маленького Николая придумывать рифмы к разным словам. Уже в пятилетнем возрасте мальчик записывал свои первые сочинения.

Николай Гоголь рос в глубинке, он с детства воспринял удивительный колорит украинской речи, народных легенд и преданий – иногда весёлых, а иногда жутковатых. Вся эта атмосфера, несомненно, повлияла на его литературные труды: фантастические сюжеты, яркий, образный язык стали приметами неповторимого стиля писателя.

Когда Гоголю исполнилось 10 лет, он уехал из родного дома. Сначала в столице губернии Полтаве Николай брал уроки у частного учителя, а после поступил в гимназию высших наук в Нежине, где и учился с 1821 по 1828 гг. Учёба давалась Гоголю плохо, он был невнимательным и нередко получал порку розгами в наказание за свою нерадивость. От позорного отчисления мальчика спасала только великолепная память, которая помогала ему худо-бедно готовиться к экзаменам и переходить на следующий курс. Педагоги отмечали, что будущий классик имел склонность лишь к рисованию и русскому языку. Гоголь постоянно читал, интересовался современной литературой и блестяще знал творчество Пушкина и Жуковского.

Впрочем, годы, проведённые в гимназии, открыли в Гоголе ещё и страсть к театральному искусству. Он организовал театр и привлёк к игре в нём своих товарищей. Будущий писатель сам рисовал декорации, собирал реквизит, ставил спектакли и выходил на сцену. Любительская постановка «Недоросля» Фонвизина, в которой «главный режиссёр» играл госпожу Простакову, имела большой успех. Друзья юности Николая Гоголя всерьёз считали, что его ждёт актёрская карьера, а также отмечали его особый талант комического рассказчика. Острый на язык Гоголь умел довести слушателей до гомерического хохота, и остановить его не мог даже директор гимназии.

Всё изменилось в 1825 году, когда умер отец Гоголя. 16-летний Николай остро переживал утрату, по слухам, вплоть до мыслей о суициде. Смерть отца расстроила не только душевное состояние будущего писателя, но и материальное положение семьи. Мать Гоголя была никудышной хозяйкой, и взяться за дела пришлось сыну: он принимал решения, как поступить с имуществом, а впоследствии и вовсе отказался от своей доли наследства, чтобы обеспечить младших сестёр.

Начало творческого пути

Ещё в гимназии молодой Гоголь пробовал себя на литературном поприще. Он вместе с товарищами издавал рукописный журнал, в котором регулярно публиковал свои стихотворения, написанные в духе популярной тогда романтической поэзии. При этом Гоголь-гимназист пробовал себя в разных жанрах. Из-под его пера вышли и драматические произведения, и рассказы, и историческая повесть.

В 1827 году автор завершил работу над поэмой «Ганц Кюхельгартен», подражающей популярным тогда романтическим идиллиям. Это произведение Гоголь спустя два года даже опубликовал под псевдонимом В. Алов, но отрицательные отзывы заставили импульсивного юношу выкупить весь тираж и сжечь его.

Санкт-Петербург

В 1828 году, по окончании гимназии, Гоголь решил не возвращаться в полтавское имение, а перебраться в столицу. Здесь его ждало жестокое разочарование. Мечты о скорой и блестящей карьере разбились о суровую реальность: денег не было, общественного признания тоже. Николай предпринял несколько попыток устроиться актёром в театр, однако игра, которая восхищала его гимназических товарищей, не впечатлила искушённых столичных режиссёров.

В 1829 году Гоголь начал работать мелким чиновником – сначала писцом, затем помощником столоначальника в одном из петербургских департаментов. Служба эта была невыносимо скучна, и справлялся с ней Гоголь плохо. Продержавшись на должности всего полтора года, Николай уволился с самым низким по табели о рангах чином коллежского регистратора. Впрочем, впечатления об этой работе не прошли даром: наблюдательный Гоголь собрал много материала для своих произведений о чиновничьем быте.

Так к концу 1820-х – началу 1830-х гг. литература осталась последней надеждой молодого человека. К этому времени он завёл некоторые знакомства в литературных кругах Петербурга: начал общаться с П. А. Плетнёвым, А.А. Дельвигом, О.М. Сомовым. Общение с В.А. Жуковским переросло в крепкую дружбу, и знаменитый романтик вскоре познакомил младшего товарища с самим А.С. Пушкиным.

Замечательный русский писатель и критик П.А. Плетнёв, профессор и ректор Санкт-Петербургского университета, принимавший участие в судьбе многих известных русских писателей, заметил гоголевский талант и взялся активно помогать молодому автору. В начале 1831 года Плетнёв устроил Гоголя учителем в Женский патриотический институт, а в 1834 году – адъюнктом по кафедре истории Петербургского университета. Пётр Александрович познакомил Гоголя со многими дворянскими семьями, в которых Николай давал детям частные уроки. Нищета писателю больше не грозила, хотя богатым человеком он так и не стал. Впрочем, профессорская работа оказалась Гоголю не по плечу, и вскоре он сам отказался от кафедры.

За границей

К середине 1830-х гг. литературная слава Гоголя стала бесспорной. Устав от литературного труда, в 1836 году писатель отправился за границу, где прожил около 10 лет, изредка возвращаясь на родину. Путешествуя по Европе, Николай Васильевич жил в Германии, Швейцарии, Франции, пока, наконец, не остановился в Риме – городе, ставшем ему практически вторым домом. В Европе Гоголь восполнял все недостатки скудного гимназического образования: знакомился с культурой и искусством, посещал художественные галереи, много читал. Годы жизни в Риме оказались одними из самых продуктивных в творчестве Гоголя. Здесь он написал многие знаменитые свои произведения, в том числе «Шинель». За границей писатель работал и над главным своим творением – романом «Мёртвые души», который сам называл поэмой.

К 1840-м гг. в сознании Гоголя произошёл перелом. Он обратился к религиозному мистицизму, всё чаще думал, что его призвание состоит в том, чтобы менять жизнь и умонастроения в России, исправлять общественные нравы. Писатель воспринимал свою литературную деятельность как служение Богу. Его тексты этого времени приобрели назидательный, проповеднический тон – ярким примером может служить сборник публицистики «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847). Гоголь зачастую оставался недоволен своими текстами и уничтожал их, как это произошло со вторым томом «Мёртвых душ».

Семья и личная жизнь

Семьёй Гоголя до конца его дней оставались мать и младшие сестры. Писатель никогда не был женат. Дошедшая до нас переписка Гоголя содержит письма к девушкам, да и в письмах к матери он порой говорит о своих влюблённостях, однако, вероятно, отношения с женским полом были у писателя лишь платоническими. Потомков Гоголь не оставил, как не оставил, кроме книг, никакого другого наследства – ни денег, ни имущества.

Творчество Николая Гоголя

Вращаясь в петербургских кругах начала 1830-х гг., будущий писатель заметил, что национальный колорит его родной Малороссии привлекает столичное общество. Так родился замысел его первого успешного произведения – сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Для работы над ним писатель долго собирал материал, писал матери и просил её передавать ему легенды, народные сказки, былички и предания, слышанные в родных местах. Сборник, имевший подзаголовок «Повести, изданные пасечником Рудым Паньком», принёс молодому автору заслуженную славу. Современники восхищались колоритным языком, тонким юмором, сложными хитросплетениями фантастики и реализма.

За «Вечерами…» последовал сборник статей, повестей и рассказов «Арабески», а после – «Миргород». Настроение этой книги было уже иным: украинского фольклора стало в ней меньше, писатель сосредоточился на историчности («Тарас Бульба»), с тонким трепетом и печалью описывал простой быт и внутренний мир персонажей («Старосветские помещики»). Отчасти поменялся и характер гоголевского мистицизма: весёлой чертовщине «Вечеров на хуторе близ Диканьки» противостояли мрачные демоны «Вия».

С 1834 по 1836 гг. Гоголь работал над текстом комедии «Ревизор». Сатирическая пьеса произвела фурор: пороки русского общества были представлены в ней с такой силой и правдивостью, что не смогли оставить равнодушным ни одного зрителя. Восторги сменялись ненавистью со стороны узнававших себя чиновников. В эти же годы писатель работал и над другими драматическими произведениями – в частности, над пьесой «Женитьба».

Во второй половине 1830-х – начале 1840-х гг. Гоголь работал за границей. Важнейший труд этого времени – поэма «Мёртвые души», первый том которой увидел свет в России в 1842 году. Замысел «Мёртвых душ» представлял собой своего рода дантовскую трилогию, ведущую читателей вслед за героем из ада сквозь чистилище в рай – к исправлению и искуплению грехов. Писателю не удалось осуществить свой замысел: Гоголь неоднократно уничтожал рукописи своих произведений, если они казались ему неудачными. До нас дошли лишь несколько глав второго тома «Мёртвых душ», а к третьему автор так и не успел приступить.

За границей Гоголь написал «Шинель», одну из своих самых известных «петербургских повестей» – историю ничтожного чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, в которой за смешными каламбурами и нарочито нелепым мистическим финалом проступают боль, горечь и бессилие перед бесправием и одиночеством «маленького человека».

Цикл петербургских повестей, объединённый впоследствии в одноименный сборник, связан не только общим местом действия – столицей, хотя, как отмечают некоторые литературоведы, Петербург в этих повестях становится словно особым героем. Все повести пронизаны общим настроением абсурда, странного сочетания фантастики и бытового реализма, на фоне которых раскрывается катастрофичность жизни, потеря человеком собственного достоинства, а подчас и разума.

Смерть

В 1848 году Гоголь вернулся на родину и жил попеременно то в родном имении у матери, то в Одессе, пока не остановился в Москве, в доме графа А.П. Толстого на Никитском бульваре. Душевное и физическое состояние писателя неуклонно ухудшалось. Окончательно его сломила смерть жены А.С. Хомякова Екатерины Михайловны, близкой подруги Гоголя. Он оставил литературные труды, постоянно испытывал страх, принялся строго поститься. В феврале 1852 года Гоголь в приступе безумия сжёг в одну ночь все свои рукописи. К этому времени он практически перестал есть и неуклонно слабел. Друзья писателя пригласили к нему врачей, пытались кормить и лечить насильно, однако эти попытки оказались безуспешными.

Смерть Николая Гоголя наступила 21 февраля 1852 года. Причины её до сих пор не установлены. В числе гипотез называют и психическое расстройство (депрессию или шизофрению), спровоцировавшее отказ от еды, и болезни желудочно-кишечного тракта, и даже отравление, вызванное неумелым лечением в последние дни жизни писателя. Ходили слухи, что Гоголь вовсе не умер, а был похоронен заживо, в летаргическом сне, однако они никак не подтверждаются документально. Похоронили Николая Васильевича Гоголя на кладбище Данилова монастыря, однако в 1930-х гг., когда монастырь закрыли, а некрополь разрушили, прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище.

Многогранность гоголевского таланта по заслугам оценивали и современники, и потомки, на творчество которых он, несомненно, повлиял. Диапазон творческого мастерства Николая Гоголя простирается от едкой общественной сатиры и бурлескного юмора до тонкого лиризма, от дотошного реализма до мистики, уходящей корнями в первобытный фольклор, от живого и колоритного изображения быта до торжественного, пафосного нравоучения. За всем этим неизменно стоит стремление Гоголя к служению людям, к изменению мира и человеческой природы к лучшему.

Библиография

Библиография Николая Гоголя не так обширна, как у многих его соратников по литературному цеху. Работал он медленно, часто переделывал написанное, а порой и уничтожал свои рукописи. Назовём наиболее известные произведения Николая Гоголя (в скобках указан год первой публикации).

Повести и поэмы:

Вечер накануне Ивана Купала (1830)

Вий (1835)

Заколдованное место (1832)

Записки сумасшедшего (1835)

Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка (1832)

Коляска (1836)

Майская ночь, или Утопленница (1831)

Мёртвые души (1842)

Невский проспект (1835)

Нос (1836)

Ночи на вилле (1856)

Ночь перед Рождеством (1832)

Повесть о капитане Копейкине (1842)

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1834)

Портрет (1835)

Пропавшая грамота (1831)

Рим (1842)

Сорочинская ярмарка (1831)

Старосветские помещики (1835)

Страшная месть (1832)

Страшная рука (1856)

Страшный кабан (1831)

Тарас Бульба (1835)

Шинель (1842)

Пьесы:

Альфред (1856)

Владимир третьей степени (1842)

Женитьба (1842)

Игроки (1842)

Лакейская (1842)

Отрывок (Сцены из светской жизни) (1842)

Развязка «Ревизора» (1856)

Ревизор (1836)

Театральный разъезд после представления новой комедии (1842)

Тяжба (1842)

Утро делового человека (1836)

Рассказы:

Пленник (Кровавый бандурист) (1835)

Успех посольства (1831)

Учитель (1831)

Свежий взгляд на Николая Гоголя и Каролину Павлову — Пушкинский Дом

Назад ко всем событиям

  • Календарь Google ИКС

Гоголя и Павлову редко обсуждают вместе, но они были современниками, которые по-своему изменили судьбу русской литературы. Дары Гоголя были широко отмечены в его время, в то время как таланты Павловой были должным образом признаны только в последние сорок лет учеными, в частности Барбарой Хельдт, которые заново открыли богатую традицию русского женского письма. Это двойное издание книги – нового, исправленного издания перевода Гельдта шедевра прозы и поэзии Павловой,

Двойная жизнь и новые переводы Оливера Риди «основных» рассказов Гоголя — поставят эти две интригующие фигуры рядом. Оба были аутсайдерами в русской культуре своего времени; оба были очарованы жизнью, скрытой от взглядов общества; и оба исследовали вопросы пола и сексуальности с бесстрашным воображением.

Обсуждение с переводчиками будет проходить под председательством Дэниела Грина, исследователя обоих авторов.

Копии Каролины Павловой, Двойная жизнь , пер. Барбара Хельдт (Columbia University Press, 2019) и Николай Гоголь, И Земля будет сидеть на Луне , пер. Oliver Ready (Пушкин Пресс, 2019) будет доступен для покупки.

На английском языке

Барбара Хельдт — русистка на пенсии, проживающая в Оксфорде и Мэне. Большую часть своей карьеры она провела в качестве профессора русских и женских исследований в Университете Британской Колумбии. Ее книга Ужасное совершенство: женщины и русская литература был опубликован в 1987 году.

Оливер Рэди преподает русский язык в Оксфорде, где он является научным сотрудником Колледжа Святого Антония. Его переводы включают « Преступление и наказание » (Penguin Classics) и роман Владимира Шарова « Репетиции ». Он является автором книги «Упорство в глупости: русские писатели в поисках мудрости, 1963-2013 » и в настоящее время пишет книгу о Гоголе в серии 9 «Реакции».0025 Критические жизни .

Дэниел Грин преподает русскую литературу в Кембриджском университете. Он исследует символику платья в русской литературе первой половины XIX века, в том числе в произведениях Гоголя и Павловой.

  • Опубликовано в Обсуждение, Вопросы+Ответы

Предыдущее событие: 16 февраля

Мюзикл «Анна Каренина» (бис)

Позднее событие: 22 февраля

Русская теория цвета и создание красок с художницей Люси Мэйс  

Гоголь: жизнь и цитаты | Scuola di lingua russa

15. 08.2019 16:04

Вернуться в архив

Николай Гоголь, родившийся 31 марта 1809 года, стал одним из самых известных и влиятельных русских писателей. Гоголя можно назвать основоположником реалистической литературы, заложившим основу русской прозы, оказавшей влияние на великих писателей после него. Однако именно в своих сюрреалистических произведениях Гоголь создал некоторые из своих самых оригинальных и знаменитых произведений, которые углублялись в темную сторону общества, комично сочетая фантастику с гротеском.

Николай Гоголь, родившийся 31 марта 1809 года, впоследствии стал одним из самых известных и влиятельных русских писателей. Гоголя можно назвать основоположником реалистической литературы, заложившим основу русской прозы, оказавшей влияние на великих писателей после него. Однако именно в своих сюрреалистических произведениях Гоголь создал некоторые из своих самых оригинальных и знаменитых произведений, которые углублялись в темную сторону общества, комично сочетая фантастику с гротеском.

Гоголь родился в относительно элитарной украинской семье. Детский опыт на Украине стал основой для его самых ранних реалистических произведений. После школы Гоголь уехал с Украины в Санкт-Петербург в надежде заработать литературную славу. Не сумев заслужить престижа на общественной службе и стремясь сделать себе имя, Гоголь самостоятельно опубликовал одно из своих стихотворений, но встретил резкую критику. С позором своей первой неудачи писатель быстро скупил и сжег каждый экземпляр, решив навсегда оставить поэзию в погоне за прозой.

После короткого пребывания за границей, чтобы оправиться от поэтической катастрофы, Гоголь опубликовал свое первое произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки», получив высокую оценку критиков, что сделало Гоголя одним из восходящих молодых писателей России. Именно здесь, в Санкт-Петербурге, молодой Гоголь встретил и подружился с Александром Пушкиным, который продолжал поощрять и восхищаться произведениями Гоголя.

В 1836 году Гоголь вышел на передний план русской литературы после создания двух конкретных произведений.

«Ревизор» — сатирическая пьеса о бюрократической провинциальной русской жизни, и «Нос» — блестяще-абсурдная сюрреалистическая пьеса о человеке, который просыпается и обнаруживает, что его нос отсутствует и принимает собственную личность. С таким успехом Гоголь переехал за границу, чтобы издалека продолжить свои сочинения и сатирические комментарии.

В 1842 году было опубликовано «Шинель», названное современниками и критиками его самым уникальным и блестящим произведением. В этом рассказе рассказывается о жизни бедного копирайтера, который жалеет копейки, чтобы заменить свое изношенное пальто, только для того, чтобы это новое пальто украли по дороге домой с вечеринки (в честь пальто), что привело его в отчаяние. «Шинель» и основополагающие реалистические произведения Гоголя оказали бы такое влияние на русских писателей после него, что Достоевский, как предполагается, сказал: «Мы все вышли из-под шинели Гоголя» по отношению к себе и другим русским реалистам.

Несомненно, самое известное произведение Гоголя «Мертвые души» — это эпическая проза, в которой хитро, комично и иронично описываются темные стороны жизни общества. Главный герой, Чичиков, человек из среднего класса, который разрабатывает схему «быстрого обогащения», покупая мертвые души у помещиков, чтобы достичь богатства и престижа. Быстро идентифицированный как великая сатира, в то время не было широко известно, что Гоголь намеревался сделать его первой частью в трехчастной эпопее, подробно описывающей духовное преображение Чичикова через «Чистилище» и «Ад». быть на одном уровне с «Божественной комедией» Данте.

Известно, что Гоголь верил в роль литературы в том, чтобы вызывать духовные изменения как в своих героях, так и в своих читателях. При написании второй части «Мертвых душ» Гоголь пережил собственный «духовный кризис», из-за которого он сжег собственные рукописи. Затем последовала депрессия, годы болезни и душевные муки автора. Второй «духовный кризис» привел к уничтожению второго черновика и других рукописей.

Хотя «Мертвые души» так и не стали тем, что задумал создать Гоголь, влияние Гоголя на русскую литературу и последовавших за ним величайших русских писателей неоспоримо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *