Гоголь – биография и творчество
Гоголь Николай Васильевич – знаменитый русский писатель, гениальный сатирик, родился 20 марта 1809 г. в селе Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов, в родовом имении, селе Васильевке. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был сын полкового писаря и происходил из старинного малороссийского рода, родоначальником которого считался сподвижник Богдана Хмельницкого, гетман Остап Гоголь, а мать, Марья Ивановна, была дочь надворного советника Косяровского. Отец Гоголя, человек творческий, остроумный, много видавший и по своему образованный, любивший собирать в своей усадьбе соседей, которых он занимал рассказами, полными неистощимого юмора, был большой любитель театра, устраивал спектакли в доме богатого соседа и не только сам участвовал в них, но даже сочинял собственные комедии из малорусского быта, – а мать Гоголя, домовитая и гостеприимная хозяйка, отличалась особенными религиозными наклонностями. (См. статью Детство Гоголя.)
См также: Гоголь – биография для школьников, Гоголь – хронология жизни.
Врожденные свойства таланта и характера Гоголя и наклонности, отчасти усвоенные им от своих родителей, ярко проявились в нем уже в школьные годы, когда он был помещен в Нежинский лицей. Он любил уходить с близкими товарищами в тенистый сад лицея и там набрасывать первые литературные опыты, составлять на учителей и товарищей едкие эпиграммы, придумывать остроумные клички и характеристики, ярко отмечавшие его незаурядную наблюдательность и характерный юмор. Преподавание наук шло в лицее очень незавидно, и наиболее даровитым юношам приходилось путем самообразования пополнять свои знания и так или иначе удовлетворять свои потребности к духовному творчеству. Они выписывали в складчину журналы и альманахи, сочинения Жуковского и Пушкина, устраивали спектакли, в которых принимал очень близкое участие Гоголь, выступавший в комических ролях; издавали собственный рукописный журнал, редактором которого был тоже выбран Гоголь.
Гоголь. Биография. Иллюстрированная аудиокнига
Однако Гоголь не придавал особого значения своим первым творческим упражнениям. Он мечтал по окончании курса уехать на государственную службу в Петербург, в котором единственно, как ему казалось, он мог найти и широкое поле для деятельности, и возможность насладиться истинными благами науки и искусства. Но Петербург, куда Гоголь переехал по окончании курса в 1828 г., далеко не оправдал его ожиданий, особенно в первое время. Вместо широкой деятельности «на поприще государственной пользы», ему предложили ограничиться скромными занятиями в канцеляриях, а литературные попытки оказались настолько неудачными, что первое изданное им произведение – поэму «Ганс Кюхельгартен» – Гоголь сам же отобрал из книжных магазинов и сжег после неблагоприятной критической заметки о ней Полевого.
Непривычные условия жизни в северной столице, недостатки материальные и разочарования нравственные – все это повергало Гоголя в уныние, и все чаще и чаще его воображение и мысль обращались к родной Украине, где так привольно жилось ему в детстве, откуда сохранилось так много поэтических воспоминаний. Широкой волной хлынули они на его душу и вылились впервые в непосредственные, поэтические страницы его «Вечеров на хуторе близ Диканьки», вышедших в 1831 г., в двух томах. «Вечера» были очень радушно приветствованы Жуковским и Плетневым, а затем и Пушкиным и, таким образом, окончательно установили литературную репутацию Гоголя и ввели его в круг корифеев русской поэзии.
С этого времени в биографии Гоголя начинается период наиболее усиленного литературного творчества. Близость к Жуковскому и Пушкину, перед которым он благоговел, окрыляла его вдохновение, придавала ему бодрости и энергии. Чтобы сделаться достойным их внимания, он начинал все более смотреть на занятия искусством, как на серьезное дело, а не просто как на игру ума и таланта. Появление вслед одного за другим таких поразительно оригинальных произведений Гоголя как «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего», а затем «Нос», «Старосветские помещики», «Тарас Бульба» (в первой редакции), «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», – произвело в литературном мире сильное впечатление. Для всех было очевидно, что в лице Гоголя народился крупный своеобразный талант, которому суждено дать высокие образцы истинно реальных произведений и тем окончательно упрочить в русской литературе то реальное творческое направление, первые основы которого были заложены уже гением Пушкина. Больше того, – в повестях Гоголя почти впервые затрагивается (хотя еще поверхностно) психология масс, тех тысяч и миллионов «маленьких людей», которых литература касалась доселе только мимоходом и изредка. Это были первые шаги на пути демократизации самого искусства. В этом смысле молодое литературное поколение в лице Белинского с восторгом приветствовало появление первых повестей Гоголя.
Но как ни могуч и своеобразен был талант писателя в этих первых произведениях, проникнутых то свежим, чарующим воздухом поэтической Украины, то веселым, бодрым истинно народным юмором или же глубокою гуманностью и потрясающим трагизмом «Шинели» и «Записок сумасшедшего», – однако не в них выразилась основная сущность творчества Гоголя, то, что сделало его творцом «Ревизора» и «Мертвых душ», двух произведений, составивших эпоху в русской литературе. С тех пор как Гоголь приступил к созданию «Ревизора», его жизнь всецело поглощается исключительно литературным творчеством.
Насколько внешние факты его биографии несложны и не разнообразны, настолько же глубоко – трагичным и поучительным является внутренний духовный процесс, который он переживал в это время. Как ни велик был успех первых произведений Гоголя, однако он все еще не был удовлетворен своею литературной деятельностью в той форме простого художественного созерцания и воспроизведения жизни, в какой оно являлось до сих пор, согласно господствовавшим эстетическим воззрениям. Он был не удовлетворен тем, что его нравственная личность при такой форме творчества оставалась как бы в стороне, совершенно пассивною. Гоголь тайно жаждал быть не только простым созерцателем жизненных явлений, но и судьей их; он жаждал непосредственного воздействия на жизнь во имя блага, жаждал гражданской миссии. Потерпев неудачу осуществить эту миссию на служебном поприще, сначала в качестве чиновника и учителя, а затем в звании профессора истории при петербургском университете, к которому он был мало подготовлен, Гоголь с еще большею страстью обращается к литературе, но теперь взгляд его на искусство становится все суровее, все требовательнее; из пассивного художника-созерцателя он старается преобразиться в активного, сознательного творца, который будет не только воспроизводить явления жизни, освещая их лишь случайными и разрозненными впечатлениями, но проведет их через «горнило своего духа» и «вынесет на всенародные очи» просветленным глубоким, проникновенным синтезом.
Под влиянием такого, все настойчивее развивавшегося в нем настроения, Гоголь заканчивает и ставит на сцену, в 1836 г., «Ревизора», – необыкновенно яркую и едкую сатиру, не только раскрывавшую язвы современного административного строя, но и показавшую, до какой степени опошления понижался под влиянием этого строя самый душевный склад добродушного, русского человека. Впечатление, произведенное «Ревизором», было необыкновенно сильное. Несмотря, однако, на огромный успех комедии, – она доставила Гоголю немало неприятностей и огорчений, как от цензурных затруднений при её постановке и печатании, так и от большинства общества, задетого пьесой за живое и обвинявшего автора в том, что он пишет пасквили на свое отечество.
Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. Мюллера, 1841
Расстроенный всем этим, Гоголь уезжает за границу, чтобы там, в «прекрасном далеке», вдали от суеты и мелочей приняться за «Мертвые души». Действительно, сравнительно спокойная жизнь в Риме, среди величавых памятников искусства, вначале благотворно подействовала на творчество Гоголя. Уже через год был готов и напечатан первый том «Мертвых душ». В этой в высокой степени оригинальной и единственной в своем роде «поэме» в прозе, Гоголь развертывает широкую картину крепостного уклада жизни, преимущественно с той стороны, как он отражался на верхнем, полукультурном крепостническом слое. В этом капитальном произведении основные свойства таланта Гоголя – юмор и необыкновенное уменье схватывать и воплощать в «перл создания» отрицательные стороны жизни, – достигли апогея в своем развитии. Несмотря на сравнительно ограниченную сферу затронутых им явлений русской жизни, многие из созданных им типов по глубине психологического проникновения могут соперничать с классическими созданиями европейской сатиры.
Впечатление, произведенное «Мертвыми душами» было еще более потрясающее, чем от всех прочих произведений Гоголя, но оно же послужило и началом тех роковых недоразумений между Гоголем и читающей публикой, которые привели к очень печальным последствиям. Для всех было очевидно, что этим произведением Гоголь наносил ничем не отстранимый, жестокий удар всему крепостному складу жизни; но в то время, как молодое литературное поколение делало по этому поводу самые радикальные выводы, консервативная часть общества негодовала на Гоголя и обвиняла его в клевете на свою родину. Гоголь сам как будто испугался той страстности и яркой односторонности, с которою он старался сконцентрировать в своем творестве всю людскую пошлость, вскрыть «всю тину мелочей, опутывающих человеческую жизнь». Чтобы оправдать себя и высказать свои настоящие взгляды на русскую жизнь и свои произведения, он выпустил в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Консервативные идеи, высказанные там, крайне не понравились русским радикалам-западникам и их главе Белинскому. Белинский и сам незадолго до этого диаметрально менял свои общественно-политические убеждения от ярого охранительства к нигилистической критике всего и вся. Но теперь он начал обвинять Гоголя в «предательстве» прежних идеалов.
Левые круги обрушились на Гоголя со страстными нападками, которые со временем всё усиливались. Не ожидая этого от недавних друзей, он был потрясён и обескуражен. Гоголь стал искать духовной поддержки и успокоения в религиозном настроении, чтобы с новой духовной бодростью приняться за завершение своего труда – окончание «Мертвых душ», – которое, по его мнению, уже должно было окончательно рассеять все недоразумения. В этом втором их томе Гоголь, вопреки желанию «западников», предполагал показать, что Россия состоит далеко не из одних умственных и моральных уродов, думал изобразить типы идеальной красоты русской души. Созданием этих положительных типов Гоголь хотел довершить, – как последним аккордом, – свое творение, «Мёртвые души», которое, по его замыслу, далеко не должно было исчерпываться первым, сатирическим, томом. Но физические силы писателя были уже серьёзно подорваны. Слишком долгая замкнутая жизнь, вдали от родины, суровый аскетический режим, наложенный им на себя, подорванное нервным напряжением здоровье, – все это лишало творчество Гоголя тесной связи с полнотой жизненных впечатлений. Подавленный неравной, безысходной борьбой, в минуту глубокой неудовлетворенности и тоски Гоголь – сжег черновую рукопись второго тома «Мертвых душ» и вскоре скончался от нервной горячки в Москве, 21 февраля 1852 г.
Дом Талызина (Никитский бульвар, Москва). Здесь жил в последние годы и умер Н. В. Гоголь, здесь же он сжёг второй том «Мёртвых душ»
Влияние Гоголя на творчество непосредственно следовавшего за ним литературного поколения было велико и разносторонне, являясь как бы неизбежным дополнением к тем великим заветам, которые оставил еще далеко незавершенными безвременно погибший Пушкин. Блестяще завершив великое национальное дело, прочно заложенное Пушкиным, дело выработки литературного языка и художественных форм, Гоголь, помимо этого, внес в самое содержание литературы две глубоко оригинальных струи, – юмор и поэзию малорусской народности – и яркий социальный элемент, получившей с этого момента в художественной литературе неоспоримое значение. Это значение он укрепил и примером собственного идеально-высокого отношения к художественной деятельности.
Гоголь поднял значение художественной деятельности на высоту гражданского долга, до которой она до него в такой яркой степени еще не возвышалась. Глубоко трогательным и поучительным навсегда останется печальный эпизод жертвоприношения автором своего любимого творения посреди поднятой вокруг него дикой гражданской травли.
Кулиш, «Записки о жизни Гоголя».
Шенрок, «Материалы для биографии Гоголя» (M. 1897 г. 3 т.).
Скабичевский, «Сочинения» т. II.
Биографический очерк Гоголя, изд. Павленкова.
Белинский, Собрание сочинений.
Николай Гоголь | биография и творчество
Роль и место в литературе
Николай Васильевич Гоголь – выдающийся классик русской литературы XIX столетия. Он внес большой вклад в драматургию и публицистику. По мнению многих литературных критиков, Гоголь основал особое направление, названное «натуральной школой». Писатель своим творчеством повлиял на развитие русского языка, делая акцент на его народности.
Происхождение и ранние годы
Н.В. Гоголь появился на свет 20 марта 1809 года в Полтавской губернии (Украина) в селе Великие Сорочинцы. Николай родился третьим ребенком в семье помещика (всего было 12 детей).
Будущий писатель принадлежал к старинному казацкому роду. Возможно, что предком был сам гетман Остап Гоголь.
Дом в Сорочинцах, в котором родился Гоголь
Отец – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский. Он занимался сценической деятельностью и привил сыну любовь к театру. Когда Николаю было всего 16 лет, его не стало.
Мать – Мария Ивановна Гоголь-Яновская (в девичестве Косяровская). Она вышла замуж в юном возрасте (14 лет). Ее красивой внешностью восхищались многие современники. Николай стал ее первым ребенком, который родился живым. И поэтому его назвали в честь Святителя Николая.
Детство Николай провел в деревне в Украине. Традиции и быт украинского народа сильно повлияли на будущую творческую деятельность писателя. А религиозность матери передалась сыну и тоже отобразилась во многих его работах.
Образование и работа
Гоголь читает “Ревизора”
Когда Гоголю было десять лет, его отправили в Полтаву для подготовки к учебе в гимназии. Учил его один местный педагог, благодаря которому, Николай в 1821 году поступает в Гимназию высших наук в Нежине. Успеваемость Гоголя оставляла желать лучшего. Он был силен только в рисовании и русской словесности. Хотя в том, что успехи в учебе Гоголя были не велики, виновата и сама Гимназия. Методы преподавания были устаревшими и не приносили пользы: зубрежка и розги. Поэтому Гоголь занялся самообразованием: выписывал вместе с товарищами журналы, увлекался театром.
После окончания учебы в гимназии Гоголь переезжает в Петербург, надеясь на светлое будущее здесь. Но реальность несколько его разочаровала. Его попытки стать актером провалились. В 1829 году он становится мелким чиновником, писцом в отделе министерства, но работает там не долго, разочаровавшись в этом деле.
Творчество
Работа чиновником не принесла радости Николаю Гоголю, поэтому он пробует себя в литературной деятельности. Первое опубликованное произведение – «Вечер накануне Ивана Купала» (вначале имело другое название). С этой повести началась известность Гоголя.
Одна из комнат Дома-музея Гоголя
Популярность произведений Гоголя объяснялась интересом петербургской публики к малороссийской (так ранее называли некоторые регионы Украины) бытности.
В своем творчестве Гоголь часто обращался к народным легендам, поверьям, использовал народную простую речь.
Ранние произведения Николая Гоголя относят к направлению романтизма. Позже он пишет в своем самобытном стиле, многие соотносят его с реализмом.
Главные произведения
Первый труд, который принес ему известность – это сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эти рассказы относят к главным произведениям Гоголя. В них автор потрясающе точно отобразил традиции украинского народа. А волшебство, которое таится на страницах этой книги, и сейчас удивляет читателей.
Дом-музей Гоголя в Москве
Памятник Гоголю в Полтаве
К важным произведениям относят историческую повесть «Тарас Бульба». Она входит в цикл повестей «Мирогород». Драматическая судьба героев на фоне настоящих событий производит сильное впечатление. По мотивам повести сняты фильмы.
Одним из великих достижений в сфере драматургии Гоголя стала пьеса «Ревизор». Комедия смело разоблачала пороки российских чиновников.
Последние годы
1836 год стал для Гоголя временем путешествий по Европе. Он работает над первой частью «Мертвых душ». Вернувшись на родину, автор ее издает.
В 1843 году Гоголь издал повесть «Шинель».
Существует версия, что Гоголь 11 февраля 1852 года сжег второй том «Мертвых душ». А в том же году его не стало.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1809 | Год рождения Н.В. Гоголя |
1821-1828 | Годы учебы в Нежинской гимназии |
1828 | Переезд в Петербург |
1830 | Повесть «Вечер накануне Ивана Купала» |
1831-1832 | Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
1836 | Закончена работа над пьесой «Ревизор» |
1848 | Поездка в Иерусалим |
1852 | Не стало Николая Гоголя |
Интересные факты из жизни писателя
- Увлечение мистикой привело к написанию самого загадочного произведения Гоголя – «Вий».
- Существует версия, что автор сжег второй том «Мертвых душ».
- Николай Гоголь имел страсть к миниатюрным изданиям.
Музей писателя
В 1984 году было открытие музея в селе Гоголево в торжественной обстановке.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 14.5k
Николай Гоголь Владимира Набокова
- Владимир Набоков
Форматы и издания
Электронная книга
2 мая 2013 г.
Мягкая обложка
3 февраля 2011 г.
Купить у…
Амазонка Apple Книги Гугл игры Кобо Книгатопия eBooks. comНиколай Гоголь был одним из величайших гениев русской литературы девятнадцатого века, владевшим иррациональным, непревзойденным писателем ни до, ни после. Его странные рассказы, хотя их часто читали как настойчивые требования социальных изменений, были проявлением фантазий человеческого духа. В этом идеальном союзе субъекта и критика Набоков анализирует своего бесконечно изобретательного соотечественника, сосредотачиваясь на шедеврах Мертвые души , «Шинель» и «Ревизор».
Непонятый современниками, обманутый театральными режиссерами и закончивший свою жизнь дурным обращением врачей — с медицинскими пиявками, свисающими из его исключительного носа — Набоков понадобился, чтобы дать Гоголю, «самому странному русскому в России», критическую биографию он и его единственная , блестящая работа заслуживает.
Об авторе
Владимир Набоков
Владимир Набоков (1899 — 1977), один из лучших стилистов-прозаиков ХХ века, родился в Санкт-Петербурге, но покинул Россию, когда к власти пришли большевики.
Его первым романом на английском языке был The Real Life of Sebastian Knight , опубликованный в 1941 году. в темноте (1933) , Бледный огонь (1962), сборник рассказов Детали заката (1976) и Лолита (1955), его самый известный роман.
Также Владимир Набоков
Просмотреть все
Наши лучшие книги, эксклюзивный контент и конкурсы. Прямо на ваш почтовый ящик.
Подпишитесь на нашу рассылку, используя свой адрес электронной почты.
Введите адрес электронной почты, чтобы зарегистрироваться
Нажимая «Подписаться», я подтверждаю, что прочитал и согласен с Условиями использования и Политикой конфиденциальности Penguin Books Australia.
Спасибо! Ваша подписка на Читать дальше прошла успешно.
Чтобы мы могли порекомендовать вашу следующую книгу, расскажите, что вам нравится читать.
Добавьте свои интересы
Николай Гоголь Биография — eNotes.com
Аннотация статьи: Гоголь внес важный вклад в развитие современной комической прозы, особенно короткой. Объединив такие разрозненные элементы повествования, как устный фольклор и литературный романтизм, Гоголь проложил путь таким писателям-модернистам, как Франц Кафка.
Писать сочинение?
Получить пользовательский контур
Наша лаборатория сочинений поможет вам справиться с любым заданием за считанные секунды, независимо от того, изучаете ли вы Макбета или Американскую революцию. Попробуйте сегодня!
Начать эссеРанние годы
Николай Гоголь родился 31 марта 1809 года в фамильном имении на Украине недалеко от городка Сорочинцы.
По общему мнению, Гоголь был тощим, некрасивым ребенком с дурным цветом лица и длинным носом; одноклассники часто называли его карликом. Хотя нет никаких указаний на то, что он серьезно задумывался о писательской карьере в школе, Гоголь написал в подростковом возрасте одно длинное стихотворение под названием «Ганс Кюхельгартен» (1829 г.), которое он взял с собой в Санкт-Петербург после окончания школы в 1828 г. издан за свой счет. Тем не менее, как соглашается большинство критиков, стихотворение очень подражательно и незрело; насмешливый прием, полученный немногими рецензентами, которые вообще это заметили, вероятно, заставил Гоголя решить навсегда отказаться от поэзии и вместо этого сосредоточиться на драме и прозе, в которых лучше всего мог проявиться его талант смешивать традиционные стили и жанры.
После смерти отца мать Гоголя не смогла прибыльно управлять родовым имением; в результате Гоголь оказался без средств и без перспектив. Устроившись на государственную службу, чтобы прокормить себя, он в свободное время начал писать рассказы об Украине и публиковать их в петербургском периодическом издании. Привлекая внимание таких влиятельных русских писателей, как барон Антон Дельвиг и Василий Жуковский, Гоголь познакомился с великим русским поэтом Александром Пушкиным, который восхищался художественной литературой Гоголя. Ранние рассказы Гоголя были изданы в двух томах в 1831 и 1832 годах как «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Вечера на хуторе близ Диканьки»
Работа жизни
Рассказы серии «Вечера на хуторе близ Диканьки» знакомят читателей с главным стилистическим новшеством Гоголя — соединением причудливого и приземленного фольклора родной Украины с литературно-философской фантазией немецкого романтизма, о которой он узнал еще в школе. Гибридно-родовая форма, возникшая в результате соединения фантастических событий и реалистических подробностей, не только характеризует в частности рассказы Гоголя, но и типична для подобных повествовательных экспериментов, проводимых с формой короткой прозы в США, Германии, Франции; Эксперименты Гоголя с короткой прозой дают ему место в создании рассказа, равное по значимости Эдгару Аллану По, Э. Т. А. Гофману и Просперу Мериме.
В 1834 г. Гоголь получил место профессора истории в Петербургском университете и читал там лекции немногим более года; однако он был настолько плох в этом, что администрация мягко заставила его уйти. Очерки по искусству, истории и литературе, над которыми Гоголь работал во время преподавания, появились в 1835 году под названием Арабески ( Арабески , 1982). Хотя эти очерки ничем не выделялись, три новых рассказа, появившиеся в сборнике — «Портрет» («Портрет»), «Невский проспект» («Невский проспект») и «Записки сумасшедшего» («Дневник сумасшедший») — значительные гоголевские произведения. Наряду с «Носом» (1836; «Нос») и «Шинель» (1839; «Шинель»), часто именуемые «Петербургским циклом», эти рассказы являются его основным вкладом в формы рассказа и новеллы.
Из трех рассказов, появившихся в Арабесках , «Дневник сумасшедшего», пожалуй, самый известный. Черпая некоторые из своих идей у немецкого писателя-романтика Гофмана, Гоголь заставляет своего главного героя, мелкого государственного чиновника, рассказать свою собственную историю своего безнадежного увлечения дочерью начальника своего ведомства. Повесть представляет собой эффектное сочетание социальной критики, психологического анализа и гротескной комедии, ибо, переплетая «безумное» восприятие рассказчика с якобы «здравым» восприятием бюрократического мира, окружающего рассказчика, Гоголь умудряется подчеркнуть относительность самого безумия.
См. eNotes без рекламы
Начните 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши специалисты ответили.
Получите 48 часов бесплатного доступаУже зарегистрированы? Войдите здесь.
Рассказ Гоголя «Нос» по своему влиянию на последующую художественную литературу уступает, пожалуй, только его шедевру «Шинель». Фантастический сюжет повести начинается с того, что петербургский цирюльник однажды утром находит в своей булочке для завтрака нос заседателя майора Ковалева, которого он регулярно бреет. В то же утро Ковалев просыпается и обнаруживает на своем лице гладкое блестящее место на месте носа. Когда он идет в полицию, чтобы расследовать дело об отсутствующем носу, он с удивлением видит свой нос на улице в униформе с золотым шитьем. Окончательно восстановив нос, Ковалев безуспешно пытается приклеить его обратно на лицо; наконец, однажды утром он просыпается и находит его на своем месте. Хотя, как и «Дневник сумасшедшего», история наполнена ироничной социальной критикой, но что делает ее настолько влиятельной, так это объединение этой фантастической сюжетной предпосылки с максимально прямолинейным стилем повествования.
Как шедевр двадцатого века Франца Кафки Die VerwandlungЭто сочетание различных областей реальности достигает мощной кульминации, когда Гоголь объединяет его с двумя различными литературными стилями в том, что, по мнению всех критиков, является его наиболее совершенным произведением — «Шинель». История нищего переписчика с нелепой фамилией Акакий Акакиевич Башмачкин настолько известна, что говорят, что из-под гоголевской «шинели» вырастает большая часть модернистской русской прозы. В очередной раз Гоголь сочетает то, что кажется социальным реализмом петербургской повседневности, с фантастическим фольклорным стилем. Действительно, большая часть комментариев, написанных к этой истории, сосредоточена либо на ее реалистичности, либо на фантастическом стиле. Ирландский писатель-рассказчик Фрэнк О’Коннор сказал, что эта история настолько великолепна благодаря сосредоточенности Гоголя на переписчике и его акценте на скрытом призыве Акакия к человеческому братству. С другой стороны, в, пожалуй, самом известном обсуждении рассказа русский критик-формалист Борис Эйхенбаум утверждает, что гениальность рассказа зависит от роли, которую играет личный тон автора, и от использования в рассказе устных условностей русского языка. народные сказки.
Хотя Гоголь опубликовал более масштабные произведения, по крайней мере, по объему, чем эти три коротких беллетристики, ни одно из его поздних произведений не превосходит их по повествовательному и стилистическому контролю. Среди больших произведений Гоголя только одна драма — Ревизор (1836; Ревизор , 1890) — и один роман — Мёртвые души (ч. 1, 1842, ч. 2, 1855; Мертвые души , 1887). — остаются влиятельными показателями гениальности Гоголя. Генерал-инспектор хоть и комичен, как его рассказы «Нос» и «Шинель», но не так фантастичен, как они. Фактически, это было названо его наиболее условно реалистической работой. Из-за сатирических выпадов против правительственной бюрократии пьеса, когда она была впервые поставлена, подверглась критике со стороны консервативных критиков как клевета на российское правительство. Сегодня его помнят как одну из самых выразительных социальных сатир Гоголя.
Многие критики, более впечатленные широким размахом романа, чем более ограниченным совершенством рассказа, считают гоголевский роман « мертвых душ » его бесспорным шедевром. Действительно, это амбициозная работа, на которую Гоголь потратил шесть лет. Основываясь на подсказанной ему Пушкиным идее о том, что мертвые души, или крепостные, принимаются за живые, Гоголь создает образ Чичикова, который покупает мертвые души, чтобы пополнить свое богатство. Обладая незабываемым набором гротескных комических персонажей, Dead Souls часто называют одним из великих комических шедевров европейской литературы.
В течение последних десяти лет своей жизни, после публикации 1-й части « мертвых душ », Гоголь работал над 2-й частью. Однако остались только первые четыре главы и часть последней главы. В 1845 году он сжег все остальные страницы рукописи романа, над которым работал четыре года. Перед своей смертью в марте 1852 года он еще раз сопоставил работу, которую он впоследствии проделал над частью 2. Он умер чуть более чем через неделю.
Резюме
Хотя Николай Гоголь умер, когда ему было всего сорок два года, оставив, таким образом, относительно небольшое количество произведений — уж точно не сравнимых с монументальными работами таких великих людей девятнадцатого века, как Лев Толстой и Федор Достоевский, — его влияние было намного больше, чем его вывод подскажет. Хотя его обычно помнят как автора острой социальной сатиры на российскую государственную бюрократию и как создателя комических типов, которые могут соперничать с комиксами Чарльза Диккенса, именно его короткие рассказы оказали наибольшее влияние. Гоголь действительно писатель, ибо сами новеллисты более всего признают его величие. От своего соотечественника Ивана Тургенева до ирландского писателя-рассказчика Фрэнка О’Коннора и американского философа и беллетриста Уильяма Х. Гасса Гоголь был признан могущественным новатором девятнадцатого века в создании странной смеси фантазии и реальности — комического. гротеск, признанный неотъемлемым элементом модернизма и постмодернизма.
Список используемой литературы
Дриссен, FC Гоголь как писатель-рассказчик: исследование его техники композиции . Перевод Яна Ф. Финли. Гаага: Мутон, 1965. Формалистское исследование техники Гоголя как автора рассказов. Сосредоточен на тревоге как главной теме Гоголя, прежде чем анализировать отдельные рассказы, в том числе «Шинель», которая, по словам Дриссена, представляет собой изолированную попытку Гоголя преодолеть свою тревогу.
Эрлих, Виктор. Гоголь . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1969. Исследование Гоголя экспертом по русской формалистической критике. Акцентируется внимание на технике Гоголя и его наиболее характерных темах и образах. Более теоретический, чем практический подход к Гоголю, исследование содержит множество провокационных идей и концепций для понимания его гения.
Фангер, Дональд Л. Сотворение Николая Гоголя . Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1979. Попытка компенсировать то, что автор называет переизбытком эксцентричных взглядов Гоголя в американской критике. Фэнгер обрисовывает русский культурный контекст творчества Гоголя, а затем исследует его произведения, чтобы прояснить прогрессивное развитие его основного основного паттерна.
Линдстрем, Таис С. Николай Гоголь . Бостон: Туэйн, 1974. Общее введение в жизнь Гоголя и его искусство в хронологическом порядке. В центре внимания — сущностная современность Гоголя и его создание комического гротеска. Включает хронологию его жизни, а также краткую аннотированную библиографию критики.
Магуайр, Роберт А., изд. Гоголь из ХХ века: Одиннадцать очерков . Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1974. Включает одиннадцать эссе о Гоголе с точки зрения различных русских критических подходов двадцатого века, включая формалистическую, психологическую, религиозную, социологическую и историческую критику.