Годы жизни бердяев: Бердяев Николай Александрович | Философский факультет

Бердяев Николай Александрович | Философский факультет

6 (18) марта 1874 — 23 марта 1948.

Род. в Киеве в старинной дворянской семье. Род Бердяевых был известен со второй половины ХV в. По традиции Б. был зачислен в пажи с самого детства, а затем учился в Киевском и Владимирском кадетских корпусах. Выйдя в 1891 г. из кадетского корпуса, готовился к сдаче экзаменов на аттестат зрелости дома. В 1894 г. поступил в Киевский ун-т им. св. Владимира на естественный фак-т, через год перевелся на юридический. В студенческие годы увлекся марксизмом, вступил в революционный студенческий кружок и Киевский Союз борьбы за освобождение рабочего класса. «…Выход из мира аристократического в мир революционный – основной факт моей биографии, не только внешней, но и внутренней», — так оценил Б. это событие в своей жизни (Самопознание. Опыт филос. автобиографии. М.: 1990, с. 37). В 1897 г. был арестован за участие в демонстрации, в 1898 г. – арестован во второй раз за организацию беспорядков. После суда был выслан в Вологодскую губернию, в результате чего в 1900 г. университетское образование Б. оборвалось навсегда. Первая книга Б. «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском» (1901) содержала попытку соединения марксисткой критики общества («негативной правды») с идеализмом в философии, но, не удовлетворившись эклектичными результатами такой попытки, Б. постепенно отходит от марксизма. Значительное влияние на Б. в это время оказало общение с С.Н. Булгаковым, к-рый, тоже пережив увлечение марксизмом, обратился к религ. филос-и. Последний ссыльный год Б. провел в Житомире, после чего вернулся в Киев.

В 1904 году Б. переехал в Петербург и вошел в редакцию религиозно-общественного журнала «Новый путь». В личной жизни Б. переезду предшествовало важное событие: он женился на Лидии Юдифовне Трушевой (1874-1945), с к-рой прожил до самой ее смерти. С 1905 г. Б. с Булгаковым редактировали продолжение «Нового пути» – журн. «Вопросы жизни».

Программной целью журнала объявлялось указание русской интеллигенции пути «от старого традиционного позитивизма и материализма к мировоззрению религиозному». В эти годы Бердяев сближается с Д.Мережковским и З.Гиппиус, а также с группой православных мыслителей, объединившихся вокруг издательства «Путь», принимает активное участие в работе религиозно-философских обществ – киевского, московского и петербургского. Своеобразным завершением поисков собственной филос. позиции стал выход в 1907 г. двух работ, говоривших о появлении нового оригинального религ. мыслителя, — «Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные, литературные» и «Новое религиозное сознание и общественность».

Революция 1905-07 г. подтвердила уверенность Бердяева в том, что революционные марксистские схемы не могут привести к положительным результатам. Знаменитый сб. «Вехи» открывался статьей Б. «Филос. истина и интеллигентская правда», где Б. поставил безжалостный диагноз русск. интеллигенции: «исключительное, деспотическое господство утилитарно-морального критерия, столь же исключительное, давящее господство народолюбия и пролетаролюбия, поклонение «народу», его пользе и интересам», когда любая философская система, любое событие в культурной жизни оценивается лишь с точки зрения «полезности» освободительному движению, — все это привело к тому, что «любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к истине» (Вехи.

Сборник статей о русской интеллигенции. — М.: 1909, с. 2, 8). Б. с горечью говорил, что русск. интеллигенция руководствовалась принципом: да сгинет истина, если от гибели ее народу будет лучше житься.

В это время Б. испытывает сильное слияние нем. мистики, в частности, учения Я.Беме о Боге как «безосновании» (Ungrund), свободе, бездне, на которой основан мир. Под влиянием этой идеи в философии Б. формулируется мысль о существовании первичной, добытийственной свободы. В одном из писем Б. писал: «…Для меня свобода находится вне Бога. В этом смысле я скорее дуалист, чем монист, хотя все эти слова неудачны»(Б. и Шестов. Переписка и воспоминания.// «Континент», Париж: 1981. №30, с. 310). Такая трактовка соотношения Бога и свободы стала основанием своеобразной теодицеи. Так как свобода не создается Богом, она коренится в Ничто, в Ungrund, то Бог-творец не может отвечать за свободу, породившую зло. Если первый этап духовной эволюции мыслителя можно считать марксистским, второй — идеалистическим, то с постановки именно этой проблемы начался третий, христианский период его духовного развития.

В 1911 г. вышла книга Б. «Философия свободы», а в 1916 г. Б. издал одну из своих «главных» книг — «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», в к-рой и сформулировал основные положения своей экзистенциальной религиозной философии. Книга вызвала чрезвычайно неоднозначную реакцию: резкую критику В.Розанова, Д.Мережковского и А.Карташова, восторженные отзывы Л.Шестова и В.Зеньковского, а С.Левицкий назвал ее позднее «первым шедевром» Б. Первичным, ни из чего не выводимым началом, Б. объявлял свободу, к-рая является и свободой выбора между добром и злом. Свобода не м. б. ограничена никаким чуждым ей бытием, в том числе и Божьим. Бог выражает лишь светлую сторону этой свободы, и созданный им мир тоже был бы быть светел и добр. Но Бог не может принудить мир к добру, а свободный выбор человека не всегда в пользу добра. Миф о грехопадении говорит, по Б., о бессилии Бога предотвратить зло, исходящее из несотворенной им свободы. Возникает падший, греховный мир объектов вокруг нас. Мир должен пройти искушение свободой, чтобы его выбор в пользу добра был не внешним принуждением, но внутренним свободным выбором.

Мир вышел из свободы, он должен пройти испытание свободой, и судьба мира, в конечном счете, совпадает с судьбой свободы в мире. Человек в своей самореализации должен вести непрекращающуюся борьбу с порабощающим его объективированным миром, подчиняющимся закону, “порядку”, необходимости. Существование личности с ее волей, бесконечными стремлениями переделать мир есть парадокс в объективированном мире природы. Трагизм ситуации в том, что свободный человек попадает в мир, где властвует необходимость. Поэтому человек стремится вырваться из власти низшей реальности, где все закономерно и необходимо, но может сделать это лишь через творчество, которое всегда есть свободное выражение своего «я». В творческом акте человек вновь ощущает себя богоподобным существом, не связанным законами материального мира. Человек нравственно однороден Богу, т.к. и Бог, и человек – Творцы. Смыслом творчества Б. объявил не накопление культурных ценностей, не развитие человечества, а приближение конца этого падшего мира.

С 1912 г. в силу появления модернистских идей в его творчестве начинается отход Б. от православного кружка, сложившегося вокруг изд. «Путь». В 1913г. в газ. «Русская молва» вышла статья Б. «Гасители духа», содержавшая резкую критику действий Святейшего Синода в деле «имяславцев» на Афоне. Б. не испытывал особой симпатии к религ. движению «имяславцев», но его возмутили насильственных способы, к-рыми Синод боролся с течением. Номер газеты со статьей Б. был конфискован, а против автора было возбуждено судебное преследование по статье о богохульстве. Осуждение по этой статье каралось обычно вечным поселением в Сибири. Только в 1917 г. дело было прекращено.

Важной темой многих работ Б. была философия русской истории. Россию Б. рассматривал как место соприкосновения различных духовных традиций, как Востоко-Запад. В сб. статей «Судьба России» (1918) Б. отмечал, что «Духовные силы России не стали еще имманентны культурной жизни европейского человечества. Для западного культурного человечества Россия все еще остается. .. каким-то чуждым Востоком, то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим варварством» (Русская идея. Судьба России. — М.: 1997, с.226-227). По мнению Б., одним из результатов мировой войны станет изменение такого положения дел: война явила собой небывалое прежде «историческое соприкосновение и сплетение восточного и западного человечества», «великий раздор войны должен привести к великому соединению Востока и Запада. Творческий дух России займет, наконец, великодержавное положение в духовном мировом концерте. То, что совершалось в недрах русского духа, перестанет уже быть провинциальным, отдельным и замкнутым, станет мировым и общечеловеческим, не восточным только, но и западным» (Там же, с. 227).

Падение самодержавия в феврале 1917 года Б. встретил восторженно, как шаг вперед по пути всемирного предназначения России. Но Октябрьскую революцию он оценил уже иначе: для него большевистский переворот стал победой разрушительного начала в русской революции. Заключение же правительством Ленина Брестского мира Б. воспринял как предательство национальных интересов и гибель «эмпирической» России. В период 1917-18 гг. им было написано более 40 статей. В это же время Б. написал еще одну работу, чрезвычайно важную для понимания его отношения к социализму, — «Философия неравенства. Письма к недругам о социальной философии» (написана в 1918 г., издана в Берлине в 1923 г.) В этой книге Б. обосновывал право на неравенство, ведь без иерархизма, без аристократического начала невозможна духовная жизнь: «Всякое творческое движение есть возникновение неравенства, возвышение, выделение качеств из бескачественной массы… От неравенства родился и мир, космос. От неравенства родился и человек… Насильственное требование уравнения… есть посягательство на разрушение космического иерархического строя» (Собр. соч., т. 4. – Paris: 1990, с. 309). Книга была резкой критикой уравнительного социализма.

Б. был чрезвычайно активен в первые послереволюционные годы. В начале 1918 г. у него на квартире возникла Вольная Академия духовной культуры (ВАДК), официально зарегистрированная в Моссовете через год. Академия просуществовала до 1922 г. В ВАДК читали курсы лекций А.Белый, Вяч.Иванов, С.Франк, Ф.Степун и, разумеется, сам Б. В это же время Б. много работал в правлении Всероссийского Союза писателей, около года замещая его председателя. В 1920 г. он стал проф. Московского университета, где читал курсы лекций о миросозерцании Ф.Достоевского и о философии истории на историко-филологическом факультете. Курсы лекций легли затем в основу таких работ, как «Смысл истории»(1923) и «Миросозерцание Достоевского»(1923), вышедших уже за рубежом. Тогда же Б. стал действительным членом Вольной философской ассоциации, одним из учредителей Лиги русской культуры, членом экуменического Общества соединения церквей, участвовал в работе Лавки писателей, читал публичные лекции в Политехническом музее и др. Б. был далек от реальной политической борьбы. Тем не менее, он дважды был арестован: в 1920 г. в связи с раскрытием подпольного “Тактического центра” (был допрошен лично Ф.Дзержинским и отпущен). Обыск и второй арест состоялись в 1922 г.

Б. был обвинен в антисоветской деятельности, заключен на несколько дней в тюрьму, а затем по решению Политбюро ЦК РКП(б) и Президиума ВЦИК выслан за пределы России. Б., отрицательно относившийся к эмиграции, решение о высылке воспринял как большое личное несчастье. В сентябре 1922 г. Б. и его жена были депортированы в Германию вместе с другими «инакомыслящими».

Годы жизни в Берлине были наполнены активной деятельностью: по инициативе Б. и при содействии Американского Христианского Союза Молодежи (YMCA) в декабре 1922г. была создана Религиозно-философская академия, продолжившая традиции ВАДК; в 1923г. для обучения эмигрантской молодежи был открыт Русский научный институт, деканом отделения к-рого стал Бердяев. Тогда же Б. вошел в совет Русского студенческого христианского движения (РСХД) – одного из самых долговечных среди многочисленных эмигрантских организаций, век к-рых зачастую был очень короток. Б. стал почетным членом совета РСХД и участвовал в его работе вплоть до 1936 г. При его участии возникло два филос. журнала — «София» и «Путь». Б. стал заметной фигурой в западноевропейских филос. кругах. Он лично познакомился с известными философами — О.Шпенглером, М.Шеллером, общеевропейскую известность принесла ему книга «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы» (1924).

Б. обратился к истории средних веков. Образы средневековья — это образы монаха и рыцаря как двух разновидностей аскетической личности, сконцентрированной на своем внутреннем мире. Вместе с тем, средневековье сковывало свободу творчества, поэтому на смену ему пришел Ренессанс, к-рый Б. характеризовал как эпоху отпадения человека от Бога, что породило самонадеянность человека и человечества. Именно это, считал Б., привело к иссяканию творческих сил, более не служащих высшей, абсолютной цели. Самонадеянность человека полнее всего выразились в эпоху позднего Возрождения, когда стало складываться новое отношение человека к природе, — отношение господина и покорителя. Связано это было с вхождением машин и техники в человеческую жизнь. Б. назвал это величайшей революцией в истории человечества, радикально изменившей весь склад и ритм жизни. Машина не только покорила природу, она покорила и человека. Цивилизация развила колоссальные технические силы, которые, по замыслу, должны были обеспечить господство человека над природой. На деле же, эти технические силы властвуют над самим человеком, делают его рабом техники, убивают не только его душу, но иногда и тело. К 19 в., писал Б., наступила эпоха разочарования. Типы монаха и рыцаря с их сильной самодисциплиной уступили место типам торгаша и шофера с тем, чтобы далее уступить место типу комиссара, во имя «народа» тиранящего народ. В этом смысле, буржуазная цивилизация, считал Б., не есть нормальная форма культуры. Она является лишь затянувшимся переходом от старого средневековья, где невежество и варварство пронизывались все же христианским светом, к новому состоянию общества, в к-ром религия вновь займет подобающее ей место. Выход Бердяев видел во вступлении человечества в эпоху «нового средневековья».

В 1924 г. Б. переехал во Францию, жил в Кламаре, пригороде Парижа, вместе с женой, ее сестрой, Е.Ю.Рапп, и их матерью. Благодаря усилиям Б. в Париже в 1924 г. открылась Религиозно-философская академия, где он читал ряд лекционных курсов («О проблемах христианства», «Об основных темах русской мысли 19 в.», «Судьба культуры», «Человек, мир и Бог» и др.), вел семинары. Сюда же в 1925 г. переехал и журн. «Путь», к-рый он редактировал вплоть до 1940г. Б. был не только редактором, но и постоянным автором «Пути»: в журнале было напечатано 87 его статей. Печатался Б. и в газетах «Дни», «Последние новости», «Русские новости», журналах «Современные записки», «Новый Град», «Вестник РСХД», «Русские записки», «Новая Россия» и др. До самой своей смерти он был редактором издательства YMCA-Press, где вышли почти все его эмигрантские книги. Б. принимал участие в работе литературного объединения «Кочевье», основал вместе с о. Сергием (Булгаковым), Г.Федотовым, И.Фондаминским и о. Василием (Зеньковским) Лигу православной культуры (1930-35).

Б. был одним из немногих мыслителей русского зарубежья, к-рый печатался не только на русском, но и на иностранных языках: почти все написанные им книги были переведены на французский, английский, немецкий. Религиозный экзистенциализм Бердяева получил отклик в среде западноевропейских мыслителей, его филос. идеи были высоко оценены Ж.Маритеном, Г.Марселем, Ж.Блоком и др. Особенно влияние Б. было заметно на философские кружки вокруг журнала «Esprit», созданного Э.Мунье в 1932 г. и положившего начало французскому персонализму. В его доме собирался «Кружок интерконфессиональных исследований», ставивший перед собой цель сближения различных церквей с участием Ж.Маритена, о. Сергия (Булгакова), Г.Федотова, Г.Флоровского, В.Моно и др. Б. в течение всей своей жизни на Западе пытался создать атмосферу взаимопонимания, соприкосновения между русской философской традицией и западноевропейской. В 1927г. книга Б. «Философия свободного духа» получила премию Французской Академии. В 1947г. Кембриджским университетом Б. стал третьим по счету русским, к-рому было присуждено почетное звание доктора Honoris causa. Наиболее известными широкой публике книгами Б. стали его филос. автобиография «Самопознание» (1949) и «Истоки и смысл русского коммунизма» (1955).

С начала вступления во вторую мировую войну СССР Б. занял «просоветскую» позицию, вызвав критику со стороны эмигрантской прессы. Он стал членом «Союза патриотов», считая, что нападение Гитлера на Россию надо расценивать как национальное несчастье, а не возможность свержения большевизма. Б. пытался увидеть «не только ложь, но и правду коммунизма» (статья «Правда и ложь коммунизма», опубликованная в журнале «Путь» в 1931 г., наделала много шума), считал русскую революцию «культурно-реакционной», но зато «социально-передовой», видел в Советах национальную власть. Б. остался противником коммунистического тоталитаризма в России, но не менее резко он выступал против тоталитаризма на Западе, против любого насилия над личностью. Для большинства эмиграции такая позиция Б. оказалась неприемлемой. А после опубликования книги «Русская идея»(1943), разрыв стал окончательным. Б. мало подходил под эмигрантскую «классификацию»: для правых кругов он был слишком революционен (Б. видел позитивное зерно в социалистическом идеале, не считал свершившуюся Октябрьскую революцию «случайным насилием над русской историей»). Для левых он тоже не мог быть «своим» в силу религиозного мировоззрения, индивидуализма, аристократизма. В этом смысле, Б. был одинок и независим, он не входил ни в какие политические партии и группировки.

Умер Б. за письменным столом от разрыва сердца в процессе работы над книгой «Царство Духа и царство Кесаря».

Б. написал 43 книги и более 500 статей.

 

Основные сочинения:

 

  • Смысл творчества. М.: 1916.
  • Истоки и смысл русского коммунизма. М.: 1990.
  • Судьба России. М.: 1990.
  • Миросозерцание Достоевского. М.: 1993.
  • Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века. Судьба России. М.: 2000.
  • Самопознание. (Опыт филос. автобиографии). М.: 1990.
  • Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб: 1996.
  • О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж: 1931.
  • Константин Леонтьев. Очерк из истории русск. религ. мысли. Paris: 1926.
  • Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. М.: 1998.
  • Философия неравенства. М.: 1990.
  • Национализм и империализм. М.: 1917.
  • Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы. М.: 1991; Paris: 1931.
  • Философия свободного духа. Я и мир объектов. Судьба человека в современном мире. Дух и реальность. М.: 1994.
  • Опыт эсхатологической метафизики (творчество и объективация). Paris: 1947.
  • О самоубийстве. Психологический этюд. М.: 1992.
  • Царство духа и царство Кесаря. Париж.: 1951.

 

Литература:

 

  • Н. А.Бердяев: pro et contra. СПб.: 1994.
  • Вадимов А.В. Жизнь Бердяева: Россия. Oakland: 1993.
  • Волкогонова О.Д. Н.А.Б. Интеллектуальная биография. М.: 2002.
  • Ермичев А.А. Три свободы Н.Бердяева. М.: 1990.
  • Полторацкий Н.П. Б. и Россия. Нью-Йорк: 1967.
  • Cayaard, W.Wallace. Bibliographie des etudes sur Nicolas Berdiaev. Paris: 1992.
  • Klepinine, Tamara. Bibliographie des oeuvres de Nicolas Berdiaev. Paris:1978.
  • Lowrie, D.A. Rebellious Profet: a Life of Nicolai Berdyaev. New York: 1960.
  • Slaatte, H.A. Time, Existence and Destiny: Nicolas Berdyaev’s Philosophy of Time. New York: 1988.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) — ФИЛОСОФИЯ РОССИИ

Философия России

Русский религиозный и политический философ, представитель русского экзистенциализмa и персонализма. Автор оригинальной концепции философии свободы и концепции нового средневековья. (1874-1948)

«Все мое существование стояло под знаком тоски по трансцендентному»

Н. А. Бердяев 

Николай Александрович Бердяев родился 6 марта 1874 г. в Киеве. Получил домашнее воспитание. Позже поступил на естественный факультет Киевского университета, а через год – на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован и отчислен из университета. Как крупный философ заявил о себе в статье «Борьба за идеализм» (1901 г.), а также в ряде публикаций в сборниках «Проблемы идеализма» (1902) и «Вехи» (1909 г.). После революции 1917 г. дважды попадал в тюрьму. В 1922 г. покинул Россию на «философском пароходе». Сначала жил в Берлине, в 1924 г. переехал в Париж, где прожил до самой смерти в 1948 г.

Бердяев прошел долгую творческую эволюцию: от позитивизма и марксизма к религиозному экзистенциализму и мистике.

Творчество Бердяева можно разделить на четыре периода. В первый период Бердяев выдвигает на первый план этическую проблематику. Второй период отмечен религиозно-мистическим переломом в мировоззрении. Третий период определяется акцентом на историософских вопросах (сюда же относится интерес к эсхатологии). Четвертый период связан с персоналистическими идеями Бердяева.

Свою философию Бердяев понимает как «философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую, философию персоналистическую и философию эсхатологическую». Проблематику своего творчества Бердяев оценивает следующим образом: «Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект. Может быть, некоторые мысли Дунса Скота, более всего Я. Беме и Канта, отчасти Мен де Бирана и, конечно, Достоевского как метафизика я считаю предшествующими своей мысли, своей философии свободы».

Через все творчество Бердяева проходят следующие темы: специфическое понимание личности, оригинальная концепция свободы, проблема творчества, идея метаисторического «смысла» исторического процесса, противопоставление духа и природы, трансцендентного и имманентного.

В поздней работе «Самопознание» Бердяев написал о своей жизни:

«Я пережил мир, весь мировой и исторический процесс, все события моего времени как часть моего микрокосма, как мой духовный путь. На мистической глубине все происшедшее с миром произошло со мной. И настоящее осмысливание заключается в том, чтобы понять все происшедшее с миром как происшедшее со мной. И тут я сталкиваюсь с основным противоречием моей противоречивой натуры. С одной стороны, я переживаю все события моей эпохи, всю судьбу мира как события, происходящие со мной, как собственную судьбу, с другой стороны, я мучительно переживаю чуждость мира, далекость всего, мою неслиянность ни с чем. Если бы я писал дневник, то, вероятно, постоянно записывал в него слова: «Мне было это чуждо, я ни с чем не чувствовал слияния, опять, опять тоска по иному, по трансцендентному». Все мое существование стояло под знаком тоски по трансцендентному…

Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжелое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений.

История не щадит человеческой личности и даже не замечает её. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию её победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я ещё не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании…

С трудом выразима та положительная ценность, которая получена от общения с душой другого. С трудом выразим и скрытый трагизм жизни. Несмотря на западный во мне элемент, я чувствую себя принадлежащим к русской интеллигенции, искавшей правду. Я наследую традицию славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель. И мой универсализм, моя вражда к национализму — русская черта. Кроме того, я сознаю себя мыслителем аристократическим, признавшим правду социализма. Меня даже называли выразителем аристократизма социализма».

Основные работы Н.А.&nbspБердяева

  • «Философия свободы» (1911 г.)
  • «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)» (1916 г.)
  • «Новое средневековье (Размышление о судьбе России)» (1924 г.)
  • «Философия свободного духа (Проблематика и апология христианства)» (1927 г.)
  • «О назначении человека (Опыт парадоксальной этики)» (1931 г.)
  • «Истоки и смысл русского коммунизма» (1938 г.)
  • «О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии)» (1939 г.)
  • «Творчество и объективация (Опыт эсхатологической метафизики)» (1941 г.)

Список очерков о философе

  • Общий очерк философии
  • Борьба за идеализм
  • Этическая проблема
  • Оценка раннего творчества
  • Новое религиозное сознание и общественность
  • Философия свободы. Ч. 1
  • Философия свободы. Ч. 2
  • Критика кантианства
  • О христианской свободе
  • Смысл творчества. Ч. 1
  • Смысл творчества. Ч. 2
  • Понимание философии
  • Метафизика творения
  • Метафизика пола и любви
  • Новое Средневековье. Ч. 1
  • Новое Средневековье. Ч. 2
  • Истоки и смысл русского коммунизма
  • Нечаев и народничество
  • Ленин и коммунизм
  • Коммунизм и христианство
  • Я и мир объектов
  • Время и объективация
  • Личность и объективация
  • Сущность философии
  • Дух и реальность
  • Русская идея
  • Миросозерцание Достоевского
  • Бердяев и Беме. Ч. 1
  • Бердяев и Беме. Ч. 2
  • Полемика с Ильиным
  • Царство Духа и царство Кесаря
  • Прельщение буржуазности
  • Прельщение индивидуализма
  • Экзистенциальный страх
  • Самопознание. Ч. 1
  • Самопознание. Ч. 2
  • О некоторых русских философах
  • Воспоминание о войне
  • Рецепция наследия

Поделиться:

Серия книг «Философия России» — Н.А. Бердяев

В книге представлены избранные работы о философском наследии Н. А. Бердяева (1874–1948), написанные за последние два десятилетия главным образом отечественными авторами. Рассмотрены важнейшие стороны творчества выдающегося русского мыслителя, не потерявшие актуальность и сегодня: его экзистенциальная философия личности и свободы, философия истории и культуры, эстетика и философия искусства, онтология и эсхатология. Книга адресована специалистам и всем читателям, интересующимся русской философией и культурой.

Николай Александрович Бердяев | Русский философ

Год рождения:
6 марта 1874 г. Киев
Умер:
23 марта 1948 г. (74 года) Франция
Учредитель:
«Положить»

Просмотреть все связанные материалы →

Николай Александрович Бердяев , Бердяев также пишется Бердяев , (родился 6 марта 1874, Киев, Украина, Российская империя — умер 23, 19 марта48, Кламар, Франция), религиозный мыслитель, философ и марксист, который стал критиком реализации взглядов Карла Маркса в России и ведущим представителем христианского экзистенциализма, философской школы, которая делает упор на рассмотрение человеческого существования в христианских рамках.

Во время учебы в Киевском университете (с 1894 г.) Бердяев занимался марксистской деятельностью, за что в 1899 г. был приговорен к трем годам ссылки в Вологду, на север России. После освобождения путешествовал по Германии, вернувшись в 1904 в Россию. После очередной поездки за границу в 1907 году он переехал в Москву, где присоединился к Русской Православной Церкви. Он был в некотором роде нонконформистом, в статье нападал на Священный Синод церкви и был судим за это в 1914 году. Избежав приговора после того, как его дело было прекращено в начале русской революции (1917), он поддерживал новую режима и был назначен профессором философии в Московском университете в 1920 году.

Британская викторина

Философия 101

Через два года Бердяев был выслан из СССР, когда стало ясно, что он не примет ортодоксальный марксизм. Другие эмигранты присоединились к нему в основании Академии философии и религии в Берлине в 1922 г. В 1924 г. он перевел академию в Париж и основал там журнал « Путь » (1925–40; «Путь»), в котором критиковал русскую коммунизм. Он стал известен как передовой русский эмигрант во Франции.

Развивая дальше свою экзистенциалистскую философию, Бердяев был склонен отдавать предпочтение бессистемным и мистическим способам выражения логике и рациональности. Он утверждал, что истина была не продуктом рационального поиска, а результатом «света, пробивающегося из трансцендентного мира духа». Он считал, что величие человека заключается в его доле в этом мире духа и в божественной способности творить. Человеческий акт творения позволяет человеку прийти к истине, проникая в путаницу окружающей среды.

Высокочувствительный к настроениям своего времени Бердяев считал, что «противоречия новейшей истории» предвещают новую эру «богочеловеческого творчества», через которое человек сможет оживить мир. В этой вере скрыты остатки его ранней марксистской веры в то, что человек может улучшить свою судьбу. Хотя Бердяев осуждал «преступления и насилие советского строя», он утверждал, что видит признаки «богочеловеческого творения» в прогрессе, достигнутом в России после революции.

Среди его значительных работ Дух и реальность (1927; Свобода и дух ), О назначении человека (1931; Судьба человека ), Эссе метафизической эсхатологии (1945; 900 Конец), Самопознание: Опыт философской автобиографии (1949; Сон и явь: Очерк автобиографии ) и Истоки и смысл русского коммунизма (1955; Происхождение русского коммунизма ).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Бердяев Николай Александрович (1874–1948) | Encyclopedia.com

Николай Александрович Бердяев, русский религиозный философ, родился в Киеве в семье старинного дворянства. Учился в Киевском военном училище. В 1894 г. он поступил в Киевский университет св. Владимира на естествознание, но через год перевелся на юридический факультет. Увлечение марксизмом и участие в социал-демократическом движении привели к его аресту, исключению из университета (в 1898), и трехлетняя ссылка в Вологду. Это был разрыв с аристократической средой, к которой он привык, разрыв, который он впоследствии назвал основным фактом своей биографии, не только внешней, но и внутренней.

Марксистский период Бердяева длился недолго; за короткий срок он прошел эволюцию, характерную для многих русских мыслителей начала ХХ века, — от марксизма к идеализму к богоисканию. Бердяев был одним из инициаторов создания трех сборников очерков, получивших известность и вызвавших бурную полемику: Проблемы идеализма (Вопросы идеализма; 1902), Вехи (Вехи; 1909), Из глубины (De Profundis, Из глубины; 1918). Падение монархии в феврале 1917 года Бердяев встретил с большим воодушевлением, но Октябрьскую революцию он оценил иначе — как торжество деструктивного начала в русской революции. Участвовал в работе Владимира Сергеевича Соловьева (Соловьева) Религиозно-философского общества, был основателем Свободной академии духовной культуры (1918–1922), который стал немарксистским духовным центром и продолжил традиции русского Серебряного века после большевистского переворота. В 1919 году Бердяев был избран профессором Московского университета. Несмотря на то, что Бердяев был далек от реальной политической борьбы, в 1922 году он и другие выдающиеся деятели русской культуры были насильственно депортированы из Советской России в Германию.

В 1922 г. Бердяев основал в Берлине Религиозно-философскую академию, а в 1923 г. стал деканом Русского научного института, созданного в Берлине для воспитания русской эмиграции. Также в 1923 г. стал членом совета Русского студенческого христианского движения, в котором участвовал до 1936 г. В 1924 г. переехал во Францию, где редактировал религиозно-философский журнал «Путь » («Путь»; 1925–1940). Основанная им Религиозно-философская академия также переехала в Париж, и там он читал курсы лекций «Проблемы христианства», «Судьбы культуры», «Человек, мир и Бог» и т. д. Бердяев был одним из немногих русских мыслителей-эмигрантов, не замыкавшихся в эмигрантской среде. За свою жизнь он написал великое множество книг, которые были изданы не только на русском, но и на других языках. Его религиозный экзистенциализм нашел отклик у ряда западноевропейских мыслителей; его философские идеи были высоко оценены такими деятелями, как Жак Маритен, Габриэль Марсель, Эрнст Блох и Карл Барт. Бердяев оказал особое влияние на философские кружки, собравшиеся вокруг журнала Esprit , который был основан Эммануэлем Мунье в 1932 году и положил начало французскому персонализму. В 1947 году Кембриджский университет присвоил Бердяеву звание «Honoris causa». Бердяев умер в 1948 году в пригороде Парижа.

Метафизика свободы

Религиозно-философское учение Бердяева испытало большое влияние идей Соловьева, Иммануила Канта, Федора Михайловича Достоевского и немецкого мистика XVII века Якоба Беме. Отличительной чертой философии, по Бердяеву, является то, что она не сводится к системе понятий, а представляет собой знание, говорящее на языке символов и мифов. В его собственной философии центральная роль принадлежала свободе и творчеству. Бердяев (как и Беме) придавал свободе онтологический статус; он считал, что свобода имеет первенство по отношению к природному и человеческому бытию и что она независима от бытия Бога. Бердяев часто использовал термин Беме Ungrund (беспочвенность или бездонность) для описания такой доонтической свободы. Бог выражает только светлую или лучистую сторону этой свободы, и созданный им мир тоже мог быть лучезарным и добрым. Но Бог не может заставить мир быть добрым, и свободный выбор человека не всегда в пользу добра (такова трактовка Бердяевым библейского мифа о грехопадении человека). Так возникает зло в мире. Трудно понять, почему Бог не создал мир без греха, болезней, детских слез и страданий. Ответ прост: в таком мире не было бы свободы, которая лежит в основе мироздания и которую Бог хочет ограничить и не может ограничить.

Бердяев проследил парадоксальную и трагическую диалектику добра и свободы: с одной стороны, очевидно, что нельзя быть принужденным к добру, но с другой стороны, свобода добра предполагает и свободу зла в мир. Подобно Достоевскому, Бердяев восстал против принудительной гармонии, навязанной человеку извне. Без свободы греха, зла, испытаний и страданий нельзя понять ни гармонии, ни Царства Божия. Из-за этой трагической диалектики мир должен пройти «испытание свободой», чтобы его выбор в пользу добра был свободным; и судьба мира совпадает, в конечном счете, с судьбой свободы в мире. Тезис о том, что свобода имеет нетварный и доонтический характер, является основополагающим для философии Бердяева, ибо если предположить, что свобода имеет тварный характер, то окажется, что сам Бог ответственен за зло мира. Однако для Бердяева Бог открывается людям, а люди через свое свободное следование судьбе открываются Богу; и Откровение, таким образом, является взаимным процессом.

Христианство Бердяева было трагическим и не вполне православным. Он остро чувствовал присутствие зла в мире и субстанциальность зла. Это привело его к постановке проблемы теодицеи, к попытке понять причины, по которым в мире дозволено зло. Если первый этап духовной эволюции Бердяева носил марксистский, а второй идеалистический характер, то третий этап начинается именно с постановки проблемы теодицеи. Его можно охарактеризовать как христианский период Бердяева.

Персонализм

В мировоззрении Бердяева свобода и дух противопоставлены несвободе и необходимости, материальному «миру предметов». Для него это два вида реальностей, взаимодействующих друг с другом. Мир, в котором живешь, падший именно потому, что в нем господствует не свобода, а необходимость. В окружающей нас реальности все регулируется законом и несвободно. (Здесь позиция Бердяева сходится с позицией других экзистенциалистов.) Разум и рациональное познание не могут помочь освободиться от навязанной извне необходимости, так как разум и рациональное познание означают лишь приспособление к миру предметов.

Свободные люди оказываются в мире, где правит необходимость. И, естественно, они стремятся убежать от власти низшей реальности, где все регулируется законом и предсказуемо. Но они могут спастись только через творческую деятельность, которая всегда является свободным выражением их самих. В творческом акте человек вновь ощущает себя богоподобным существом, не скованным законами материального мира. Люди призваны к творческой деятельности, к продолжению творения мира, ибо мир принципиально незавершен. Примат свободы над бытием определяет и смысл жизни человека: цель людей не спасение, а творческая деятельность; творческий акт имеет внутреннюю ценность.

Бердяев провозгласил, что целью творческой деятельности является не накопление культурных ценностей, а уничтожение падшего мира необходимости. Для Бердяева социальная реальность есть лишь объективация (символизация или материализация) субъективного личного духа. Он по-своему переосмысливает Канта, соглашаясь с признанием Кантом другой реальности, более глубокой и скрытой за объективированным миром.

Для Бердяева социальные проблемы (например, голод, нищета, неравенство) вторичны по сравнению с проблемами духовными. Уничтожение голода и нищеты не освободит людей от таинства смерти, любви и творчества. Более того, конфликты между личностью и обществом, человеком и космосом, историей и вечностью только обостряются в случае более рационально устроенного общества. Люди призваны к творческой деятельности, но всякая творческая деятельность неизбежно является неудачной, так как результаты такой деятельности объективируются и участвуют в порабощении человека. «Пылкий творческий дух» не может узнать себя ни в произведениях искусства, ни в книгах, ни в теориях — в своих продуктах. Результаты творческой деятельности отчуждены от творца. По Бердяеву, творческая деятельность есть «восхождение из мира», но полный разрыв с миром невозможен; и в этом заключается трагический характер человеческого существования.

Историософия

По Бердяеву, каждый человек живет не в одном времени, а как минимум в трех временах: Так как люди одновременно существа природные, социальные и духовные, то и для них существуют три времени: космическое, историческое и экзистенциальное. Бердяев использует геометрические фигуры для описания этих трех времен: окружности, линии и точки. Космическое время следует естественной и регулярной логике кругового движения; это время оперирует не днями и годами, а эпохами и тысячелетиями. Напротив, историческое время следует прямой линии и оперирует более мелкими временными категориями. Однако наиболее значительные события происходят в экзистенциальном времени; именно в последнем совершаются творческие акты и свободный выбор. Для экзистенциального времени продолжительность события относительна: иногда для человека день длиннее и значительнее десятилетия, а иногда год пролетает незаметно. Само земное время человека есть только фаза, период внутри вечности; оно уходит корнями в вечность. Вечное воплощается во времени; она вторгается во время (как небесная история вторгается в земную), и история становится историей борьбы вечного с временным. Но силы не равны. Вечное восторжествует над всем тленным и преходящим: Объективный мир погибнет. Всякая творческая деятельность есть выход из цепи причин и следствий, поэтому всякое творческое действие сотрясает основы космической необходимости. Точка зрения Бердяева — эсхатологическая; он полагает, что смысл истории в ее конце, в торжестве свободного духа над объективацией. Земная история есть путь в мир иной; эта история слишком узка и ограничена для воплощения идеала; проблема истории может быть решена только за пределами земной истории, в вечности.

Пытаясь осмыслить трагический опыт русской революции и тенденции европейского развития, Бердяев провозгласил, что религиозно-гуманистическая эпоха достигла своего завершения и что человечество вступило в сакральную эпоху нового Средневековья, характеризующуюся религиозным ренессансом и религиозные конфликты. Бердяев утверждал, что в ХХ веке все значимые идеи неизбежно приобретают религиозный смысл. Это касается и коммунистической идеологии: на примере Советской России он показал, что эта страна вступила в эпоху нового Средневековья, ибо считал русский марксизм разновидностью религиозной веры с ее спасителем (пролетариатом), пророками ( Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ильича Ленина), «учение о падении человека» (история возникновения частной собственности), рая (коммунизм) и т. д. Россия находилась как бы на переднем крае исторического процесса; а после революции русская идея приобрела всеобщее значение.

Бердяев выделил шесть основных этапов мировой истории. Первый этап был периодом античности, когда люди были погружены в пучину природной необходимости. Второй этап Бердяев связывал с судьбой еврейского народа, с его мессианским сознанием, благодаря которому на смену статичному древнему приходит историческое отношение к действительности. Третий этап был этапом преодоления двух предыдущих этапов христианством, которое внесло в человеческое сознание идею эсхатологии. Четвертый этап — эпоха Возрождения, когда зарождается гуманизм и начинается отпадение людей от Бога. Реакцией на это стала Реформация, пятый этап, когда в противовес духу Возрождения отрицалась самостоятельность людей и провозглашалась их полная зависимость от божественного промысла. Шестой этап, по концепции Бердяева, был связан с социализмом, с попыткой осуществить Царство Божие на земле.

Волею судеб Россия, не пережив некоторых из этих исторических этапов, стала испытательным полигоном человечества для реализации тоталитарно-социалистического идеала. Но, по мнению Бердяева, русский социализм стал и знаком перехода к седьмому этапу, к новому Средневековью, периоду религиозно-социального синтеза. Бердяев предложил свою версию социализма, сходную со своим марксистским аналогом только в одном: принципиальной антибуржуазной установке. Для Бердяева социализм имеет двойственную природу: он может создать либо новое свободное общество, либо новое рабство. Сам Бердяев был сторонником персоналистического христианского социализма.

См. также Барт, Карл; Блох, Эрнст; Беме, Якоб; Коммунизм; Достоевский, Федор Михайлович; Энгельс, Фридрих; Зло; Экзистенциализм; Гуманизм; Идеализм; Кант, Иммануил; Ленин, Владимир Ильич; Марсель, Габриэль; Маритен, Жак; марксистская философия; Маркс, Карл; Персонализм; Реформация; Ренессанс; русская философия; Социализм; Соловьев (Соловьев) Владимир Сергеевич.

Библиография

работы Бердяева

Смысл истории . Перевод Джорджа Риви. Лондон: Г. Блес, 1936.

Происхождение русского коммунизма .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *