Абу Али ибн Сина
Биография
Дата рождения: 16 августа 980 года
Дата смерти: июнь 1037 года
Место рождения: Бухара
Направления: Средневековые деятели
Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина — великий ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и визирем при разных правителях. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе, энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» — обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей — была много веков обязательным руководством, в том числе в средневековой Европе.
Особенная область интересов — современные новости медицины, гомеопатия, народная медицина, изучение современных источников и рефератов по медицине. Через сто с небольшим лет после его смерти религиозные фанатики в Багдаде сожгут философские книги Ибн-Сины, а еще через несколько сотен лет в Европе после изобретения печатного станка напечатают огромные пять томов «Канона врачебной науки» — это будет второе печатное издание, сразу после Библии.
Авиценна родился в небольшом селении Афшана близ Бухары. В своей дошедшей до нашего времени биографии он писал: «Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване — канцелярии того времени. Его должность — управление Хармайсаном, центром одного из районов в окрестностях Бухары. В жены себе он взял девушку из Афшаны, одного из ближайших селений, мою будущую мать по имени Ситара — звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат. »
Ибн-Сина принадлежал к населению Средней Азии, говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он весьма часто писал короткие четверостишья — «для отдохновения души». . . »
Родителям Ибн-Сины нравилось имя Хусейн. Ими было решено назвать первого сына Хусейном, однако в благородных домах обычно давали сыну и кунью — почетное прозвище. «У моего мальчика непременно будет свой сын смеялся Абдаллах. Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну — это имя — Али.
А будет он скитаться всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю, дорога будет домом его, попутчики — его близкими. Маленький Хусейн был очень любопытным мальчиком. Слово «Почему?» — самое распространенное слово его лексикона. Когда Хусейну исполнилось пять лет, семья переехала в Бухару. Мальчика поместили в начальную мусульманскую школу — мактаб, где он проучился до 10 лет.
Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Главы из Корана — суры — ученикам школы следовало читать по-арабски. Многие мальчики с трудом понимали арабский язык. Хусейн сразу подступил к учителю с вопросами, но на все вопросы получал ответ: «Учи Коран. Там на все есть ответы. «Одновременно Хусейн занимался с другим учителем, который обучал его грамматике, стилистике и арабскому языку.
Однажды маленький Хусейн сказал: «Я выучил весь Коран.
Теперь я могу задать вопросы?» Учитель сильно обиделся: «Коран учат долгие годы и редким мусульманам, знающим его наизусть, дают почетное звание — хафиз». «Значит я хафиз!» — немедленно последовал ответ мальчика. На достаточно пристрастном экзамене Хусейн рассказал все суры, не пропустив ни одного слова.
Так не знал Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн больше не ходил в мактаб. К десятилетнему возрасту, то есть к 990 году, Хусейн заканчивает начальный, цикл своего образования. Он поражает всех памятью, цитируя полный текст Корана, и восхищает феноменальным знанием арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина становится шейхом. Вот выдержки из его собственной биографии: «К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались».
Следует заметить, что выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После достижения возраста десяти лет отец взял его из школы, и дальнейшее весьма полное образование подросток получил, занимаясь с приходящими на дом учителями.
Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию, философию, географию и медицину, особенно медицину.
Медицинские знания того времени, народная медицина стали одними из главных его интересов. Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. Отец Ибн-Сины был человеком состоятельным и образованным, близок к течению исмаилитов (противников ортодоксального ислама), которые и сделали его своим последователем. Хотя Ибн-Сина не принадлежал к исмаилитам, но живо интересовался содержанием их проповедей. Возможно, от исмаилитов Ибн-Сина, воспринял свое критическое отношение к Корану.
Первый учитель преподававший Ибн-Сине философию и математику также принадлежал к этому течению — Абу Абдаллах ан-Натили. Учение шло столь успешно, что вскоре ученик не только догнал учителя, но и неоднократно ставил его в тупик. В автобиографии Ибн-Сина описывает такой случай: «Я дал такой анализ данного определения, подобного какому он не слышал. Он удивился мне, как только мог и после этого советовал родителю моему не занимать меня ничем, кроме наук.
…. То же самое произошло и с книгой Евклида: пять-шесть теорем я изучил при помощи учителя, а остальные — самостоятельно. Вскоре Натили уже оказался не в силах обучать меня. Он сказал: «Читай сам, решай теорему, а затем приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я самостоятельно занялся изучением книг, причем при этом было много таких вопросов, которые он до того не знал и научился им от меня».
Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано, и эта область постепенно занимала все большую область его интересов. Не имея еще 12 лет от роду, Ибн-Сина, согласно традиции, занялся ее изучением по совету знаменитого в то время врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. «Затем я пристрастился к изучению науки врачевания, — говорится в автобиографии, — и стал читать книги, посвященные ей.
А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней особенно, причем в кратчайшее время так, что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления, что это не поддается описанию.
А было мне в это время шестнадцать лет».
Детально изучал медицину Хуссейн под руководством Абу-л-Мансура Камари, известного в то время бухарского медика, автора ряда научных трудов. Обучение у Камари продолжалось не долго, вскоре ибн-Сина быстро начинает заниматься самостоятельной практикой, становится настолько известным целителем, что его приглашают во дворец лечить тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха ибн-Мансура.
Вот как об этом вспоминает сам Ибн-Сина: «Однажды эмир тяжело заболел, и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно, и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему».
Чем болел эмир Бухары, и как его лечил Ибн-Сина, точно не известно, однако лечение настолько помогло, что Нух ибн-Мансур блистательный эмир Бухары благополучно правил еще год. В благодарность за излечение Ибн-Сина получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов, Бухарскую библиотеку — одно из крупнейших и знаменитейших собраний книг того времени.
Сам ибн-Сина считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своем творческом развитии. В этот момент завершилось его образование и начался самостоятельный жизненный путь.
Библиотекой Саманидов Ибн-Сина пользовался несколько лет. Скорее всего именно во время работы в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по медицине, где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками, а также почерпнуть указание на то, отчего она возникает и как ее можно излечить.
Для этой цели Ибн-Сина делал необходимые выписки из различных книг, рефератов, периодически обобщал их. Так началась подготовка материала для «Канона врачебной науки» — основополагающим трудом, над которым Ибн-Сина работал долгие годы.
В 999 году умер отец — Абдаллах ибн Хасан, и на плечи Ибн-Сины легла забота о близких. К сожалению, к семье бывшего исмаилита власти относились с большим подозрением, положение Ибн-Сины было непрочно и даже опасно, и он принял решение переехать в Гургандж, столицу Хорезма.
К сожалению, до самой своей смерти Хуссейн не смог вернуться на родину, скитаясь по чужбине из одного города в другой. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана, посетил множество городов и селений. Не раз он испытывал множество лишений, часто поднимался к вершинам власти, часто скатывался обратно, становился то великим визирем, то попадал в тюрьму, жил и в роскоши, и в нищете, но не на один день не прекращал творческой и научной работы.
После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 году после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.
В 1015—1024 годах. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата.
За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.
После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023—1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска.
Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.
Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.
Наследие
Книга исцеления
Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.
Труды по медицине
Основные медицинские произведения Ибн Сины:
- «Канон врачебной науки» (или Канон медицины, «Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины.
В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык. В «Каноне» две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне», 1400 — растительного происхождения. - «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
- «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
- «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.

- «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
- «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
- «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
- «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
- «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
- «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
- «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
- «Рисола-йи жудия» — описывается лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.
Оздоровительные упражнения
Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.
Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой.
Химия
В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.
Астрономия
В астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля о том, что звёзды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако полагал, что и планеты также светятся сами. Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца 24 мая 1032 года. Однако современные ученые сомневаются, что он мог наблюдать это прохождение в указанное время в указанном месте. Он использовал это наблюдение для обоснования того, что Венера, по крайней мере иногда, в птолемеевской космологии находится к Земле ближе Солнца.
Ибн Сина написал также Компендиум Альмагеста, с комментариями на книгу Птолемея.
Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.
В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретённый им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.
Механика
Ибн Сина внёс значительный вклад в развитие теории вложенной (или запечатлённой) силы — средневековой теории движения, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (позднее названная импетусом), вложенная в них внешним источником.
По его мнению, «двигатель» (рука человека, тетива лука, праща и т. п.) сообщает движущемуся телу (камню, стреле) некоторое «стремление», аналогично тому, как огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступать также тяжесть.
«Стремление» бывает трёх видов: психическое (у живых существ), естественное и насильственное. «Естественное стремление» является результатом действия тяжести и проявляется в падении тела, то есть в естественном движении тела, в согласии с Аристотелем. В этом случае «стремление» может существовать даже у неподвижного тела, проявляясь в сопротивлении неподвижности. «Насильственное стремление» является аналогом филопоновской движущей силы — оно сообщается брошенному телу его «двигателем». По мере движения тела «насильственное стремление» уменьшается из-за сопротивления среды, как следствие стремится к нулю и скорость тела. В пустоте «насильственное стремление» не изменялось бы, и тело могло бы совершать вечное движение. В этом можно было бы видеть предвосхищение понятия инерции, однако в существование пустоты Авиценна не верил.
Ибн Сина попытался дать количественную оценку «насильственного стремления»: по его мнению, оно пропорционально весу и скорости движения тела.
Возможно, идеи Ибн Сины о вложенной силе стали известны на латинском Западе и способствовали дальнейшему развитию теории импетуса Буриданом и другими схоластами.
Философия
В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии.
Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.
К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».
Критика
Вокруг философских взглядов Авиценны велась острая борьба между сторонниками и противниками его идей.
Суфии резко выступали против рационализма Ибн Сины, ставя его философии в вину то, что она не дает возможности человеку приблизиться к Богу. Тем не менее многие из суфиев переняли философский метод Авиценны и его идею об эволюционном характере ступеней эманации по линии восхождения.
Мухаммад Аль-Газали в своей известной книге «Опровержение философов» пытался опровергнуть философию Ибн Сины во всех аспектах.
Выступал против учения об изначальности и вечности мира и его атрибутов, поскольку это, по мнению Аль-Газали, приводит к дуализму, который противоречит монотеизму ислама. Аль-Газали отвергает также принцип эманации, согласно которому Бог творит мир не по собственной воле, а в силу естественной необходимости. Не разделял он также выдвинутых Ибн Синой идей о причинности и невозможность телесного воскресения.
Позже линию Аль-Газали продолжили мыслители XII века Мухаммад Шахрастани в своём труде «Китаб аль-Мусараа» и Фахруддин Рази. С защитой идей восточного перипатетизма в XII веке выступил Ибн Рушд в своей книге «Опровержение опровержения». Впоследствии взгляды Ибн Сины защищал Насир ад-Дин ат-Туси.
Психология
Ибн Сина разработал также своё собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению, натура человека делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года.
Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи).
Литература
Многие серьезные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения — четверостишия и рубаи.
Основные литературные работы Ибн Сины — философская повесть-аллегория «Хай ибн Якзан», поэма из двадцати двустиший «Птица», «Саламан и Абсаль». Эти произведения и рубаи повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. В частности, классик ираноязычной поэзии XII века Омар Хайям называл Ибн Сину своим учителем.
Публикации сочинений
- Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. — Сталинабад, 1957.

- Ибн Сина. Канон врачебной науки: В 5 т. — Ташкент, 1956—1960.
- Ибн Сина. Математические главы «Книги знания». — Душанбе, 1967.
- Ибн Сина. Послание о любви. — Тбилиси: Мецниереба, 1976.
- Ибн Сина. Избранное. — М.: Книга, 1980.
- Ибн Сина. Избранные философские произведения. — М.: Наука, 1980.
- Аль-Бируни, Ибн-Сина. Переписка. — Ташкент: Фан, 1973.
Музыка
Авиценна писал также произведения по теории музыки, которые являются частями его энциклопедических работ:
- «Свод науки о музыке» в «Книге исцеления»;
- «Краткое изложение о музыке» в «Книге спасения»;
- раздел о музыке в «Книге знания».
С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил создания композиции.
Исходя из учения Пифагора, он считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи с ними.
Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии.
Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно более позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе «Книги знания» приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями. Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной науки.
Великий учёный также является изобретателем распространенного в Средней Азии смычкового инструмента — гиджака.
Память
- В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния.

- В Таджикистане в честь Авиценны названы Таджикский государственный медицинский университет и горная вершина, ранее носившая название «пик Ленина».
- В Душанбе в его честь названа площадь и установлен памятник работы азербайджанского скульптора Омара Эльдарова.
- В июне 2009 года Иран подарил отделу Организации Объединённых Наций в Вене (Австрия) Павильон персидских учёных, размещённый на центральной площади Мемориала Венского международного центра. Павильон персидских учёных включает в себя статуи четырёх известных учёных: Авиценны, Бируни, Закарии Рази (Рейз), Омара Хайяма.
- В селе Афшана в Узбекистане существует музей Авиценны.
- В Бухаре в 1990 году открыт медицинский институт, названный в честь Абу Али ибн Сина.
- В Риге, в парке больничного комплекса Гайльэзерс, в 2006 году был открыт памятник Абу Али ибн Сины работы скульптора Джалалиддина Миртаджиева.
- Именем Ибн Сины назван астероид Авиценна, открытый 26 сентября 1973 года советским и российским астрономом Людмилой Ивановной Черных.

- В честь Ибн Сины назван кратер на Луне.
- В честь Ибн Сины названа программа Авиценна (Avicenna), созданная IBM для автоматического исследования кардиограмм и рентгеновских снимков молочной железы[20].
Именем Ибн Сины названы улицы:
- в Самарканде,
- в Бухаре,
- в Усть-Каменогорске,
- улица Ибн Сино в Уч-Кургане (Узбекистан),
- улица Авиценны в Донецке.
- Памятник Ибн Сине в Анкаре
- Памятник Ибн Сине в Хамадане
В художественной литературе
- «Абугалисина» (тат. Әбүгалисина) — повесть-сказка об Ибн Сине на татарском языке Каюма Насыри.
- Ной Гордон в своём романе «The Physician» (1988), рассказывает историю молодого англичанина, обучающегося медицине, который выдаёт себя за еврея, чтобы учиться врачебному искусству у самого Ибн Сины, великого мастера своего времени.
- В 2011 году испанский писатель Эсекьель Теодоро опубликовал роман «Рукопись Авиценны» («El Manuscrito de Avicena»), который воссоздаёт некоторые моменты из жизни персидского врача.

В кинематографе
- В 2013 году вышел фильм Филиппа Штёльцля «Лекарь: Ученик Авиценны» («The Physician») по книге Н. Гордона.
- Фильм «Авиценна» (1956), режиссёр Камил Ярматов.
- Фильм «Юность Гения» (1982), снятый киностудиями Узбекфильм и Таджикфильм, посвящён детским и юношеским годам Авиценны. Режиссёр фильма Эльёр Ишмухамедов.
- Иранский телесериал «Авиценна» («Bu-Ali Sina») 1987 года повествует о жизни учёного с детства до самой смерти.
Авиценна, Ибн Сина | |
980-1037 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Авиценна, Ибн СинаИбн Сина (латинизир. Мировую славу Ибн Сине создало его искусство врача и в особенности его
классический труд «Канон врачебной науки» («Китаб ал-канун фи-т-тибб») — свод
всех медицинских знаний того времени. Европейская медицина до 17 века находилась
под прямым влиянием идей и врачебных методов Ибн Сины. «Канон» неоднократно
издавался в 15-16 веках Система философских взглядов Ибн Сины изложена в его
капитальном труде — «Книге исцеления» («Китаб аш-шифа»). Ибн Сина был
последователем Аристотеля. Он считал мир вечным и несотворенным; материя, будучи
сущностью всех конкретных вещей, проявляясь в многообразных формах, существует
вечно; окружающий мир воздействует на органы чувств человека, который фиксирует
эти воздействия в своей памяти. Философские и естественно-научные взгляды Ибн
Сины были материалистическими в своей основе. Вместе с тем Ибн Сина допускал
существование аллаха и бессмертие души; в этом выразились уступка
господствовавшей мусульманской ортодоксии, исторической ограниченность и
противоречивость его взглядов. А. Г. Подольский. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК — ИНДОНЕЗИЯ. 1964. Сочинения: Канон врачебной науки, кн. 1-5, Таш., 1954-60; Даниш-намэ. Книга знания, (Душанбе), 1957. Литература: Ибн-Сина. Мат-лы науч. сессии АН Узбекской ССР, посвященной
1000-летнему юбилею Ибн-Сины, Таш., 1953; Семенов А. A., Абу Али ибн-Сина
(Авиценна), (Душанбе), 1953; Невский В. A., Великий тадж. врач Абуали ибн-Сино
(Авиценна). Библиография, (Душанбе), 1957; Avicenna: scientist and philosopher.
A millenary symposium, L., 1952; Naficy S. (Nafisi), Avicenna. His lite, works,
thought and time, Teheran, 1954; Avicenna commemoration volume, Calcutta, 1956. Вернуться на главную страницу Авиценны .
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| | ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Авиценна | КНЭВА
- Дети до сих пор читают священные писания в коранической школе, как и во времена Авиценны. (фото: Леон В. Кофод)
В средние века, когда монахи и ученые сохраняли и обогащали мудрость Европы, мусульманские философы вносили блестящий вклад в исламскую цивилизацию. К счастью, некоторые из их произведений стали известны на Западе благодаря переводам.
Таким образом, западный мир унаследовал работу выдающегося средневекового исламского философа, врача и ученого: Авиценны.
Он родился в Бухаре, Персия, в 980 году нашей эры. Его отец был членом исламского религиозного и политического движения, и юный Авиценна рос в вдохновляющей интеллектуальной атмосфере.
Он был исключительно не по годам развитым и обладал удивительной памятью; к тому времени, когда ему было десять лет, он знал Коран наизусть и был знаком с теологией, литературой и алгеброй. Вскоре он стал превосходить своих наставников и еще в подростковом возрасте самостоятельно занялся изучением медицины, философии и естественных наук.
Весть о блестящем юноше, начавшем лечить больных, дошла до больного султана Бухары. Авиценну вызвали к царскому двору, где он исцелил больного правителя. В благодарность султан предоставил молодому врачу свою обширную библиотеку. В течение нескольких лет Авиценна впитал большую часть мудрости древнего и средневекового мира.
Когда султан Бухары был свергнут, Авиценна был вынужден бежать.
Еще в свои двадцать с небольшим он стал странствующим мудрецом и ученым, его состояние в значительной степени зависело от политических условий. При некоторых королевских дворах он снискал расположение врача и учителя и был вознагражден дипломатическими назначениями. Когда власть менялась или его враги пытались уничтожить его, он убегал, иногда переодевшись, и скрывался. Его даже посадили в тюрьму. Однако, несмотря на опасность и неопределенность своей жизни, Авиценна продолжал писать, систематизируя знания, полученные в результате учебы и практики. Он также проводил конференции и занятия с многочисленными учеными, философами и студентами, собравшимися вокруг него.
Авиценна написал более 200 книг, но основная часть его учения содержится в двух его самых известных трудах: Книга Исцеления и Канон Медицины .
Книга Исцеления — это энциклопедия философии и науки, и, возможно, это крупнейшая работа такого рода, когда-либо выполненная одним человеком. Это свидетельствует об исчерпывающем изучении Авиценной величайших философов древности, особенно Аристотеля.
В широкий круг предметов, которые он охватывает, входят логика, метафизика, математика, экономика, физика, ботаника и музыка. Хорошо написанная и тщательно организованная книга раскрывает масштабы и широту знаний Авиценны.
Медлительные ученые, однако, могут воспрянуть духом, прочитав, что даже Авиценне не всегда было легко учиться. Он утверждает, что прочел Метафизику Аристотеля 40 раз, не понимая ее. Обескураженный своей неудачей, он, тем не менее, был уговорен книготорговцем прочитать комментарий другого философа к « Метафизике ». Глаза Авиценны наконец открылись для тайн Аристотеля. В благодарность за дар понимания он радостно выбежал на улицы, раздавая милостыню бедным.
Медицинский канон Авиценны представляет собой огромный сборник всех медицинских и фармакологических знаний того времени, обогащенный комментариями, основанными на собственном опыте и экспериментах автора. Среди тем, которые он освещает, — симптомы, диагностика и лечение основных заболеваний, использование лекарственных растений, приготовление и применение лекарств, практика гигиены, методы хирургии и уход за волосами и кожей.
Он также имеет дело с отношениями между эмоциональным и физическим здоровьем. Канон был переведен на латынь и стал основным текстом во многих европейских медицинских школах. Он все еще использовался в семнадцатом веке и закрепил за Авиценной положение величайшего писателя-медика Средневековья.
При жизни Авиценна был широко известен как врач и ученый. Но его работы в области философии были столь же блестящими и оказали значительное влияние как на мусульманских, так и на христианских ученых на протяжении столетий. Авиценна представил хорошо разработанную систему, первую в своем роде в исламе, описывающую Бога, человека и вселенную, а также способы их связи.
Одна из идей, выдвинутых Авиценной, состоит в том, что Бог есть единственное необходимое Существо, единственное Существо, существующее без причины. Созданные существа имеют начало во времени; их существование можно проследить до причины. Однако существование Бога вечно и вне времени; это часть самой Его природы, чтобы существовать.
У него не было начала и не будет конца.
Эта идея была использована и развита в тринадцатом веке св. Фомой Аквинским, величайшим из средневековых христианских схоластов. Хотя он часто цитировал Авиценну, чтобы критиковать его, Фома высоко ценил мусульманского философа и использовал большую часть философии Авиценны, формулируя свою собственную.
После целой жизни, посвященной интенсивным исследованиям, Авиценна умер в Хамадхане в 1037 году. За столетия, прошедшие после его смерти, его труды почитались, критиковались, обсуждались и обсуждались христианами и мусульманами, теологами, философами и врачами. Его мудрость была мостом между Востоком и Западом, и он занимает постоянное место среди величайших умов в истории.
Дмитрий Гутас, Ориентации философии Авиценны: очерки его жизни, метод, наследие
Дмитрий Гутас
В этом томе, представляющем собой важный новый исследовательский инструмент, собраны семнадцать исследований Дмитрия Гутаса об Авиценне, написанных за последние двадцать пять лет.
Они стремятся установить исторический и философский контекст Авиценны как средство для определения его философского проекта и направлений его мысли. Они посвящены его жизни и творчеству, его методу, его эпистемологии и его более позднему восприятию в исламском мире, заканчиваясь эссе о состоянии области исследований Авиценны и будущей повестке дня.
Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс
Параметры Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений
Править
Авиценна и аристотелевская традиция: введение в чтение философских работ Авиценны. Дмитрий Гутас — 1988 — Бостон: Э.Дж. Брилл.
Представление Авиценны о фитрияте: комментарий к интерпретации Дмитрия Гутаса. Мохаммад Салех Зарепур — 2020 — Философия Востока и Запада 70 (3): 819-833.
Сравнение методологии Авиценны в вопросе души с методом когнитивных наук.
Авиценна и восточная логика. Лотфоллах Набави — 2013 — Авиценнский философский журнал 17 (50): 5-16.
Интерпретация Авиценны: критические очерки. Питер Адамсон (ред.) — 2013 г. — Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета.
Авиценна и аристотелевская традиция: Введение в чтение философских работ Авиценны. Второе, исправленное и дополненное издание, включающее перечень подлинных произведений Авиценны. Дмитрий Гутас — 2014 — Brill.
Авиценна о первичных предложениях. Сейед Н. Мусавиан и Мохаммад Ардешир — 2018 — История и философия логики 39 (3): 201-231.
Метод Авиценны для перевода греческих философских терминов на персидский. Мостафа Юнеси — 2007 — Скепсис: Журнал философии и междисциплинарных исследований 18 (1-2).
Авиценна, его жизнь и творчество. Сохейл Мухсин Афнан — 1958 — Greenwood Press.
Построение хода мысли АвиценныАвиценна и аристотелевская традиция: введение в чтение философских текстов Авиценны.

В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык. В «Каноне» две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне», 1400 — растительного происхождения.




— Авиценна (Avicenna)), Абу Али Хасан ибн Ахмед
(980-1037) — ученый и поэт народов Средней Азии и Ирана, сыгравший огромную роль
в развитии медицины, естествознания и философии. Родился в с. Афшана близ Бухары
в семье чиновника саманидской администрации. Юношеские годы провел в Бухаре. У
Ибн Сины рано проявилась высокая одаренность; ему было разрешено пользоваться
знаменитой эмирской библиотекой в Бухаре. С падением дома Саманидов в жизни Ибн
Сины наступает длительный период странствий. Около 1002 года он переезжает в
Гургандж (Ургенч), вместе с Бируни находится при дворе хорезмшаха Абу-л-Аббаса
Мамуна ибн Мамуна, но около 1017 года покидает Хорезм и переезжает в Иран. Здесь
Ибн Сина провел всю последующую жизнь при дворах местных правителей из династии
Бундов, занимаясь врачеванием, чтением лекций, подготовкой научных трудов,
сочетая научные занятия с государственной деятельностью (в Хамадане Ибн Сина
занимал должность везира). Последние годы жизни провел в Исфахане при дворе
эмира Ала-ад-Доула.
Умер во время похода на Хамадан.
Значительный вклад Ибн Сина внес в развитие
ранней таджикской поэзии. Его блестящие по форме четверостишия (рубаи) наполнены
глубокими философскими мыслями, нередки в них и резкие обличительные
характеристики мусульманского духовенства.