Годы правления даниила галицкого: Даниил Галицкий, первый русский король

Даниил Галицкий, первый русский король

Как поиски союзника по борьбе с Золотой Ордой привели галицкого князя к соглашению с Папой Римским

В русской истории XIII века князь галицкий и волынский Даниил занимает особое место — наравне с другим знаменитым князем, святым благоверным Александром Невским. И тот, и другой стремились объединить вокруг себя Русь, чтобы в том числе противостоять Золотой Орде, вассалами которой стало к тому времени подавляющее большинство русских правителей. Но Даниилу Галицкому была «злее зла честь ордынская», и в поисках союзников по борьбе с монголами он установил контакт с самим Папой Римским, став в итоге первым и единственным коронованным русским королем.

Схватка за отцовское наследство

Родом из старшей ветви наследников знаменитого князя Владимира Мономаха, Даниил очень рано лишился отца. Ему было всего четыре года (а его младшему брату и в будущем верному сподвижнику Васильку – два), когда его отец, Роман Мстиславич, князь Галицкий, был предательски убит. Удержать престол вдова князя, ставшая регентшей при малолетних детях, не смогла, и им пришлось бежать из Галича во Владимир-Волынский. Это бегство, по сути, и стало началом сорокалетней войны за отцовское наследство, которое Даниил в конце концов сумел вернуть себе. Причем не просто вернуть, а еще и приумножить. Одним из главных итогов его жизни историки считают укрепление Галицко-Волынского княжества и превращение его в своеобразный центр возможной консолидации юго-западной Руси, которой так и не случилось.

Претендовать на эту роль Галицко-Волынское княжество смогло после того, как князь Даниил сумел справиться с боярской вольницей, не раз и не два поднимавшей мятежи против княжеского престола. Сам князь, и это было одним из главных его достижений, научился опираться в своем правлении не на ненадежных бояр, а на мелких и средних вотчинников, а также на горожан, которые именно в князе видели своего главного защитника и заступника. Именно эта поддержка вкупе с уникальными дипломатическими и воинскими дарованиями Даниила позволили избежать разорения многих городов во время нашествия золотоордынских ратей на Галицко-Волынское княжество. Уцелел в том числе и заложенный князем и ставший его любимым местом город Холм, фактически служивший княжеской столицей. Но избежать участи других русских князей и уклониться от явки на поклон к ордынским ханам Даниил так и не сумел. В 1245 году, понимая, что восстановленное единство Галицко-Волынского княжества придется не по вкусу Золотой Орде, князь смирил свою гордыню и отправился в Старый Сарай, чтобы признать свою зависимость от ханов и тем самым сохранить владения.

Король Руси Даниил Галицкий. Рисунок начала ХХ века

Источник: dolgorukiy-dynastic.com


Горькие ордынские почести

Именно после этого в летописях и появилась знаменитая фраза о том, что для Галицко-Волынского князя была «злее зла честь татарская». Несмотря на долгое сопротивление, а может быть, и благодаря ему, а также памятуя выдающиеся заслуги Даниила Галицкого в сражении на реке Калке в 1223 году, приняли его в Орде с почетом. Дошло даже до того, что, видя отказ Даниила от кумыса, традиционного и очень важного для ордынцев напитка, хан Батый приказал принести ему чашу вина. И все равно просить у завоевателей право на то, чтобы княжить в отцовском уделе, было унизительно — и ни о каком настоящем подчинении Даниил даже не думал.

Но собственных сил для того, чтобы навсегда избавиться от ордынской зависимости, галицкому князю не хватало даже при всех его воинских талантах. Именно в этот момент Даниил Галицкий и решился искать помощи на Западе. Для него это не было чем-то совершенно новым. За время борьбы за отцовский престол он не раз и не два заключал союзы и с поляками, и с венграми, и с литовцами. Но на сей раз князь решился искать поддержки у того, чью власть над собой так или иначе признавали большинство монархов тогдашней Западной Европы – у Папы Римского. Первые контакты с папскими представителями у Даниила возникли еще во время поездки в Орду, а к концу 1240-х годов они окрепли настолько, что римский папа Иннокентий IV прямо предложил русскому князю королевский титул и корону. Это было залогом обещанной помощи в борьбе с Золотой Ордой.

Папский нунций подносит князю Даниилу Романовичу королевскую корону. Гравюра Юлиана Шюблера по рисунку Клавдия Лебедева из собрания иллюстраций журнала «Нива», 1894 г.

Источник: runivers.ru


Русское королевство, которое не состоялось

Прекрасно понимая, что рассчитывать на помощь Папы не приходится, если не поддержать идею объединения церквей в подвластных ему княжествах, Даниил Галицкий решился и на этот шаг. Итогом переговоров стала коронация Даниила, которая состоялась в 1253 году в городе Дорогичине, расположенном на западной границе Галицко-Волынского княжества, причем короновал первого в истории русского короля папский легат. Но тем дело и ограничилось: Даниил не стал менять веру сам и не настаивал, чтобы в католичество переходили его приближенные и подданные, а Папа так и не обеспечил военную поддержку, на которую рассчитывал русский князь. В итоге уже к 1255 году отношения между Галицко-Волынским княжеством и главой католической церкви совершенно охладели, и в противостояние с Золотой Ордой князь Даниил Галицкий вступил фактически в одиночку.

После смерти короля Даниила в 1264 году его преемником на королевском престоле стал внук, Юрий Львович. Но это было скорее формальным шагом: на своей печати Юрий имел надпись «Rex Russiae», и таким же титулом позднее именовали его сыновей и внука. Однако это было королевство на бумаге: Русью все более уверенно называли земли к востоку от Галичины. А бывшее Галицко-Волынское княжество в конечном итоге на исходе XV века вошло в состав Королевства Польского, затем стало частью Австро-Венгрии, а в 1939 году Галиция вошла в состав Советского Союза как часть Украинской СССР.

Бюст основателя Львова короля Даниила Галицкого в фойе Львовской ратуши

Источник: commons.wikimedia.org

Обложка: Коронация князя Даниила Галицкого папским легатом в городе Дорогичине. Источник: 100.histrf.ru


Смотрите также:

Стояние на реке Угре: водораздел между игом и свободой

Смиренный правитель и яростный воин: 7 фактов о Дмитрии Донском

«В военном деле он сведущ и неустрашим». Царь Алексей Михайлович

Как российский император уступил свои функции папе римскому

Львовский собор: возвращение украинских униатов в родную гавань

Князь Даниил Романович Галицкий (1201-1264)

Превентивная война — самоубийство из-за страха смерти

Отто фон Бисмарк

Даниил Романович Галицкий (1201-1264) — галицко-волынский князь. Вошел в историю как собиратель галицких и волынских земель, а также как защитник земли русской, поскольку активно противостоял татаро-монгольскому игу и польскому нашествию. В отечественной истории часто Даниил Галицкий противопоставляется Александру Невскому, отмечая, что Невский вел восточную политику сближения с Ордой, а Галицкий боролся с монгольскими ханами и искал сближения с западными странами. На самом деле внешняя политика князей эпохи 12-13 века отличается непостоянностью и акцентом на текущих интересах. Тот же Даниил Галицкий, безусловно, вел борьбу с монголами, но в некоторых моментах он прибегал к их помощи, а в некоторых монгольских походах на Литву Даниил предоставлял монголам собственные войска. Поэтому рассматривать его как однозначного борца с Ордой не стоит. В любом случае это важная историческая личность, которую должны знать.

Краткая биография

Князь Даниил Галицкий родился в 1201 году. Его отцом был Роман Мстиславич из галицкого рода Рюриковичей. Роман был известен своим жестоким отношением, от которого пострадало много бояр. Поэтому когда в 1205 года Роман умер, большинство было против его детей на троне: Даниилу было 4 года, а его брату Василько — 2 года. Поэтому Анна вместе с детьми бежала в Венгрию, где они жили до 1211 года. Дальнейшие важные события в жизни Даниила Романовича следующие:

  • 1211 г. — прибыл на княжение в Галич, но был изгнаy боярами в 1212 г.
  • 1218 г. — женитьба на Анне, дочери Мстислава Удалого.
  • 1221 г. — становится князем волынским.
  • 1229 г. — конец объединения волынских земель.
  • 1230-1245 гг. — череда сражений за Галич, в ходе которых князь Даниил Галицкий то захватывал город, то его терял.
  • 1245 г. — решающая битва за Галич под Ярославлем закончилась победой Даниила.
  • 1247-1249 гг. — переговоры с Папским престолом. Обсуждалась возможность принятия католичества. В конечном итоге князь изгнал папских посланников. Переговоры велись на фоне того, что Лев Данилович Галицкий женился на дочери венгерского короля Бела, Констанции.
  • 1251 г. — заключает союз с Андреем, братом Александра Невского, для борьбы с игом.
  • 1253-1259 гг. — активная борьба с ордынским ставленником Куремcой. Были одержаны некоторые победы, но в 1259 году прибыл Бурундай, который нанес Даниилу поражение, заставив его вернуться в Галич.
  • 1264 г. — князь переезжает в Холмск, где умирает.

Принято считать, что Даниил Романович родился 11 декабря 1201 года или около этой даты. Однако в летописях есть противоречия, которые заставляют в этом усомниться. В частности, указывается, что на момент гибели Романа Галицкого в 1205 году его сыну Даниилу было 4 года (это подтверждает рождение в 1201 году), но в описании битвы на калке (1223 год) говорится, что князю Даниилу Романовичу было 18 лет, что указывает на рождение в 1205 году.

Какая из этих дат верная — мы не узнаем никогда, но, наверное, смело предполагать, что князь родился в 1201 году.

Галицко-Волынское княжество — карта

Сравнение с Александром Невским

Выше уже отмечалось, что очень популярно сегодня противопоставлять Даниила Галицкого и Александра Невского. Действительно, это два ярких человека, судьбы которых сложились по-разному. Но при сравнении важно учитывать, что были и явные сходства между ними.

Таблица: Даниил Галицкий и Александр Невский
Общие черты
Различия
Д. Галицкий А.Невский
Борьба за власть в ранние годы Правитель юго-западной Руси Правитель северо-восточной Руси
Отрицательное отношение к себе со стороны местного боярства Получил титул Великого князя до нашествия монголов Получил титул Великого князя после нашествия монголов
Дети ярких личностей, которые оставили после себя много врагов для детей Имел хорошие отношения (особенно в первый период жизни) с Венгрией и Литвой. Опирался на собственные силы. После начала Ига пользовался доверием монгольских ханов.
Хорошее понимание внешнеполитической ситуации

Первый украинский король?

Учебники украинской истории преподносят князя Даниила Романовича Галицкого как первого украинского царя и величайшего человека своей эпохи. В качестве подтверждающих сведений обычно говорят:

  • Даниил придерживался западных взглядов, стремясь к сближению с Польшей и Венгрией.
  • В отличие от русских князей он не был настолько зависим от Орды и всячески противился ее власти.
  • В 1254 году был утвержден украинским царем на волынских и галицких землях.

Сама постановка вопроса является нелогичной, поскольку на момент правления Даниила Галицкого существовала Киевская Русь, перешедшие в форму удельных княжеств, одним из которых были галицко-волынские земли. Поэтому Даниил был королем не Украина, а галицко-волынского княжества. Что касается аргументов, в пользу того, что это был видный политический деятель, практически лишенный недостатков, то это крайний односторонний взгляд на историю. Например, когда говорят о борьбе галицкого князя с Ордой, то забывают уточнить, что это борьба была иллюзорной. Когда пришло татаро-монгольское иго на Русь, Даниил, принципиальный борец с татаро-монголами, покинул Русь и бежал в Венгрию. Позже Он вернулся и в 1245 году отправился в Сарай для получения у монгольского хана ярлыка на княжение в галицко-волынском княжестве. Этот ярлык был получен. В дальнейшем Даниил участвовал в войнах монгол, в частности брать князя, Василько, участвовал в походах против Литвы. Никаких крупных сражений против Золотой Орды князь Даниил не вел.

Отдельного внимания заслуживает 1254 год, когда по решению Римского папы Даниил Романович Галицкий был провозглашен Царем своего княжества. Формально православие осталось господствующей религией в княжестве, но появился и католицизм.

Князь передал православную веру, отвернувшись в сторону Римского папы. В дальнейшем именно эти события привели к развалу самого княжества и вхождению его в состав других западных государств. Поэтому о Данииле Галицком нужно говорить не как о величайшем историческом деятеле, а как о человеке, который искал сиюминутные выгоды. Это не хорошо и не плохо, поскольку его княжество находилось меж двух огней: с востока была Золотая Орда, а с Запада — Литва, Венгрия и Польша, которые активно претендовали на галицкие земли. В этих условиях приходилось выбирать из двух зол меньшее, лавируя между западными и восточными интересами.

Львов / Лемберг : Магдебургское право

Исторические городаУкраинаЛьвов / Лемберг

Один город, четыре муниципалитета:

Город Львов ( L’viv/Lemberg ) в современной Украине расположен на том, что когда-то было торговым путем из баварских городов Регенсбург и Нюрнберг в Прагу, Краков и далее в Константинополь и черноморские порты.

Археологические находки свидетельствуют о поселении в этом регионе, начиная с шестого века нашей эры. Первые признаки города как центра силы датируются серединой тринадцатого века. Именно в это время рюриковский царь Даниил Галицкий, правивший с 1205 по 1264 год и носивший царский титул с 1253 года, построил замок на месте Львова. Название города может быть связано с сыном Даниила Львом, который правил в Галицком княжестве как Лев I Галицкий с 1264 по 1301 год и принял титул короля в 1269 году.. Мы мало знаем о развитии города в первые десятилетия его существования. Ситуация изменилась в середине четырнадцатого века, когда после смерти последнего правителя Рюриковичей княжество перешло к польскому королю Казимиру Великому, правившему с 1333 по 1370 год. При его правлении значение Львова вскоре превзошло значение Галича, бывший центр княжества. Высокий статус, запланированный для города, проявляется в его «привилегии местоположения» (
Lokationsprivileg
), хартии, которая наделяла его Магдебургским муниципальным правом, изданной в 1356 году. за исключением самого короля и назначенного им наместника. Дарение обширных земельных участков гарантировало, что влияние магдебургского права распространилось за пределы городских стен и на его окрестности. В этом отношении хартия, изданная Казимиром, имела типичную форму хартии, наделяющей местность гражданскими законами. Однако один из его пунктов был уникальным в истории магдебургского права в Польше; оно адресовано не только католикам civitas , но и те из населения города, которые принадлежали к другим группам, именуемым gentes или наций . В хартии поименно упоминались армяне, евреи, русины, татары и другие группы «какого бы рода и сословия они ни были»[1], все из которых получили право пользоваться магдебургским правом и созывать свои собственные суды под председательством над королевским наместником или, в качестве альтернативы, отвергнуть Магдебургский закон и вершить правосудие в соответствии со своими собственными правовыми предписаниями. это 9Закон № 0009 Lokationsprivileg
проложил путь к созданию во Львове нескольких самостоятельных коллективных юридических субъектов, каждый — по крайней мере, в принципе — равного ранга.

В последующие годы во Львове действительно возникло несколько самостоятельных муниципалитетов, в ходе которых стало очевидным, что хартия представляет собой скорее приглашение городским сообществам к формальному учреждению, чем отражение структур, которые уже существовали. В последующие десятилетия к 9-й общине присоединились армянская и еврейская общины.0009 civitas

в качестве автономных административных органов Львова. Еврейская община отвергла гражданское право как основу и в 1367 г. приняла собственную хартию, которая запрещала «городскому судье» осуществлять какую-либо власть над еврейским населением города.[2] Есть записи и о татарских жителях; однако эта группа никоим образом не стремилась организовать собственную администрацию. Хотя в самых старых городских документах Львова упоминаются русины, формально они не занимались самоуправлением своими политическими делами до начала шестнадцатого века.

Таким образом, армяне были той группой, которая вместе с civitas приняла предложение хартии о наделении магдебургским правом. Начиная с 1378 г., обе эти общины имели своего наместника, каждый из которых вел прямой диалог с королем и его чиновниками. Внутри городских стен вокруг церквей и синагоги образовались отдельные районы для различных групп населения, которые позже появились на городских картах как армянский, русинский и еврейский кварталы. В современных источниках упоминаются названия улиц, такие как Armenische Gasse и Judengasse еще в начале пятнадцатого века. Обязанности львовян жить в пределах «своего» квартала не было. Документы, относящиеся к купле-продаже собственности с начала пятнадцатого века, указывают на концентрацию армянских домов, во-первых, вокруг Армянского собора, а во-вторых, севернее, недалеко от доминиканского монастыря; Армянская баня изначально располагалась на городском рынке. Самая старая письменная запись 9 в.0009 Judengasse относится к дому, принадлежащему русинке. Несмотря на то, что купля-продажа собственности происходила в основном внутри общины, сделки в этом отношении между армянами, католиками, еврейскими и русинскими жителями Львова были далеко не редкостью. Собственность часто предлагалась в качестве обеспечения при взаимном кредитовании, но конфискация дома из-за неспособности выплатить долг была редкостью; жест предложения собственности в качестве обеспечения кредита имел большее значение, чем реальная стоимость здания.

Различные общины Львова не жили рядом друг с другом в отдельных, герметично закрытых пузырях. Как правило, браки между католиками и представителями другой конфессии (православными христианами или евреями) требовали обращения одного из будущих супругов, обычно в католицизм; эта строгость делала такие совпадения редкостью. Иначе обстояло дело с армянской общиной. Часть армянского духовенства, особенно в регионе, известном как Малая Армения (Киликийская Армения), имела тесные личные связи с католической церковью, и Папа поручил доминиканским монахам в восточноевропейских регионах оказывать пастырскую заботу армянам. Браки между этими группами не были редкостью, и многие завещания львовских армян даровали пожертвования католическим церквям и монастырям.

И армяне, и русины находили большую привлекательность в статусе граждан, предоставленном им Львовской хартией, которая предоставляла им полный доступ к торговым и таможенным привилегиям, которыми пользовались граждане. Старейшие в городе libri civitatis содержат некоторые имена русинов и армян с пост-номиналом civis . Степень спроса на статус гражданина среди армян, в частности, привела к восприятию в середине пятнадцатого века того, что это представляет угрозу для автономной армянской администрации во Львове. В 1440 г. король Владислав III, правивший в Польше с 1434 по 1444 г. и в Венгрии с 1440 по 1444 г., счел своим долгом недвусмысленно изложить обоснование, лежащее в основе муниципальных структур во Львове, заявив, что его воля была для «этих одной веры [принимать участие] и в одном законе […], чтобы они могли еще лучше поддерживать друг друга».[3] Тем армянским купцам, которые подчинились магдебургскому праву, прежде чем добиваться королевского согласия, он предоставил желаемое изменение статуса при условии, что они продолжат платить налоги, требуемые от армян.

В эту эпоху произошел сдвиг в местном и более широком политическом климате. Владислав III, как король Польши и Венгрии, готовился к крестовому походу против Османской империи в надежде преградить ей путь на пути к Константинополю. В этой атмосфере религиозного напряжения Львовский собор представлялся королю «бастионом христианского мира»[4]; подчеркивая выдающиеся заслуги Львова в обороне от внешних врагов, оно считало эти заслуги оправдывающими свою, Соборную, власть над всем в городе, в том числе и над его некатолическим населением, которое, по его мнению, должно было, «как и все инородцы»[5], быть подчиняется исключительно его юрисдикции. В течение четверти века армянская община Львова сопротивлялась этим усиливающимся притязаниям на гегемонию. Затем в 1469 г., произошла упразднение должности армянского надзирателя; отныне старейшины армянской общины, подобно мировым судьям граждан, должны были заседать в качестве суда под эгидой назначаемого Советом городского надзирателя. К концу пятнадцатого века армянские старейшины неоднократно обращались к царю с жалобами на то, что городская администрация игнорирует их права. К этому времени граждане расширили свою гегемонию, охватив местную экономику наряду с юридической сферой, что давало представителям еврейского и армянского населения неоднократные поводы жаловаться на ограничения их торговой деятельности. Совет, со своей стороны, привел примеры других городов, подпадающих под Магдебургское право, в частности Кракова, администрация которого аналогичным образом приняла меры против «ненадлежащей» торговли, проводимой «иностранцами»[6].

И в Кракове, и во Львове польский король увещевал противников, неоднократно призывая стороны прийти к мирному решению спора внутри города, но уклонялся от принятия той или иной стороны. Армянские старейшины продолжали выдвигать свои жалобы, пока не разразился скандал вокруг неоднозначного смертного приговора, вынесенного Львовским собором в 1518 году члену армянской общины. Родственники осужденного обратились к королю, который намеревался передать дело на рассмотрение царского суда, но к этому времени Совет привел приговор в исполнение. В ответ король заключил мэров в тюрьму. Армянские старейшины утверждали, что этот скандал стал возможен только из-за систематического отказа Совета в их правах. В следующем году они представили королю латинскую кодификацию львовского армянского права, которая нашла официальную ратификацию на последующем императорском собрании. В это время король подтвердил привилегии, предоставленные армянской общине, в том числе те, которые ранее принадлежали армянскому наместнику. Через два года именно Собор подал жалобу на то, что теперь католикам не разрешается даже выступать в качестве свидетелей перед армянским судом.

В это же время львовские старосты-русины обратились к королю с протестом против наложенных на них ограничений на покупку домов вне Русской слободы. Король подтвердил их статус представителей русинского населения Львова, фактически установив в городе русинское самоуправление. Письмо, написанное в 1521 г. Львовской думой администрации Познани с призывом к изгнанию еврейского населения из муниципалитетов королевства, не нашло положительного ответа; большой пожар, охвативший Львов в 1527 году, и последующие усилия по восстановлению отодвинули на повестку дня текущие конфликтные вопросы между различными группами населения. Что осталось, так это институционализированное самоуправление, осуществляемое армянской, еврейской и русинской общинами в городе, каждая из которых продолжала в течение шестнадцатого века апеллировать к королю и его чиновникам в своих попытках противостоять civitas ’ попытки захватить гегемонию.

Юрген Хейде

Примечания

[1] Привилегия города Львова XIV – XVIII ул. [Привилегии города Львова, 14 – 18 вв.], изд. Мирон Капрал, Львов, 1998, № 1, с. 1, стр. 27–32.

[2] Привилегии национальных громад міста Львова = Privilegia Nationum Civitatis Leopoliensis. (XIV – XVIII вв.) [Привилегии национальных групп в городе Львове (14 – 18 вв. )], ч. 2 ст. против Мирона Капрала, Львов, 2000, № 1, с. 108, стр. 381–388.

[3] Там же, №. 40, стр. 130 ф.

[4] Как примечание 1, №. 31, стр. 90–94.

[5] Там же.

[6] Ср. Юрген Хейде: Transkulturelle Communikation und Verflechtung. Die jüdischen Wirtschaftseliten in Polen vom 14. bis zum 16. Jahrhundert (Quellen und Studien/Deutsches Historisches Institut Warschau 29), Wiesbaden 2014, стр. 126–137.

 

Источники

Привиледжи міста Львова XIV – XVIII ул. [Привилегии города Львова, 14 – 18 вв.], изд. Мирон Капрал, Львов 1998.

Привилегии национальных громад міста Львова = Privilegia Nationum Civitatis Leopoliensis. (XIV – XVIII вв.) [Привилегии национальных групп в городе Львове (14 – 18 вв.)], изд. Мирон Капрал, Львов 2000.

Дальнейшее чтение

Юрген Хейде, Ethnische Gruppenbildung in der spätmittelalterlichen Gesellschaft. Die Armeni in Lemberg und das Armenische Statut von 1519, in Sławomir Gawlas/Michał T. Szczepański (eds), Historia społeczna późnego średniowiecza. Nowe badania [Новые исследования социальной истории позднего средневековья], Warszawa 2011, стр. 387–403.

Юрген Хейде, Transkulturelle Communikation und Verflechtung. Die jüdischen Wirtschaftseliten in Polen vom 14. bis zum 16. Jahrhundert (Quellen und Studien/Deutsches Historisches Institut Warschau 29), Wiesbaden 2014.

Анджей Янечек, Ethnische Gruppenbildungen im spätmittelalterlichen Polen, in Thomas Wünsch/Alexander Patschovsky (eds), Das Reich und Polen. Parallelen, Interaktionen und Formen der Akkulturation im hohen und späten Mittelalter (Vorträge und Forschungen/Konstanzer Arbeitskreis für Mittelalterliche Geschichte 59)), Остфильдерн, 2003, стр. 401–446.

Анджей Янечек, Die Modernisierung der Städte Rutheniens. Die Reformen des 14. – 16. Jahrhunderts, in Mühle 2011, стр. 355–371.

Кристиан Любке, Außenpolitik im östlichen Mitteleuropa: Expansion und Hegemonie am Beispiel Polens und des Landes Halich-Volyn’ (bis 1387), in Wünsch/Patschovsky 2003, стр. 21–58.

Heiner Lück, Anfänge der Stadtverfassung nach Magdeburger Recht в Ostmitteleuropa: Kulm (1233), Thorn (1233), Krakau (1257), Lemberg (1356), in Thomas Großbölting (ed.), Landesherrschaft – Region – Identität. Der Mittelelberaum im historischen Wandel. Festschrift für Prof. Dr. Mathias Tullner (Studien zur Landesgeschichte 20), Галле (Заале), 2009 г., стр. 18–37.

Александр Осипян, «Приглашение» армян в Галицкую Русь в историческом воображении эпохи Возрождения: источники и их интерпретации в Лемберге конца 16 — начала 17 веков, в Тамаре Ганджалян, Стефане Тробсте и Балинте Коваче (ред.), Армениер им Восточная Европа. Eine Anthologie (Armenier im östlichen Europa 1), Вена, 2018 г., стр. 231–245.

Кристоф фон Вердт, Gemeinschaft und Gesellschaft im multi konfessionellen spätmittelalterlichen und frühneuzeitlichen Lemberg, in Carsten Goehrke and Bianka Pietrow-Ennker (eds), Städte im ostlichen Europa. Zur Problematik von Modernisierung und Raum vom Spätmittelalter bis zum 20. Jahrhundert, Zürich, 2006, стр. 85–102.

Цитировать как:

Юрген Хейде, Львов / Лемберг: Один город, четыре муниципалитета по Магдебургскому праву. Строительный блок современной Европы, 08.11.2020, https://magdeburg-law.com/historic-city/lviv-lemberg/

Версия оригинального немецкого текста ранее публиковалась у Габриэле Кёстер и Кристины Линк (ред.), Faszination Stadt. Die Urbanisierung Europas im Mittelalter und das Magdeburger Recht (каталог одноименной выставки, 1 сентября 2019 г. — 2 февраля 2020 г.), Дрезден, 2019 г., стр. 252–255.

Царь Данило – лишнее доказательство принадлежности Украины к Европе

Режиссер Тарас Химыч знает, как заинтересовать современного зрителя ранней историей Художественный фильм «Жива», основанный на реальных событиях Анны Попович, посланницы Украинской повстанческой армии (УПА), получил хорошую прессу в Украине. Тем временем его команда начала работу над другим, более масштабным проектом, посвященным Даниилу Галицийскому [также известному в украинской историографии как король/великий князь Данило Волынский и Галицкий]. Тизер-трейлер был выпущен несколько дней назад, а премьера ожидается весной 2018 года. Подробнее об этом, о том, как соблюсти баланс между историческими фактами и вымыслом, как заработать на кино в следующем интервью с кино. режиссер Тарас ХИМЫЧ.

МНОГИЕ ХОТЕЛИ ЖИТЬ НА РУСЬ ЦАРЯ ДАНИЛА

Господин Химыч, это Ваш второй проект, посвященный исторической теме. Считаете ли вы, что такие постановки востребованы в наши дни?

 

«Царь Даниил» будет фильмом о современной среде, а не об истории. Мой первый фильм «Жива» — тоже история жизни, а не эпизод украинской истории. Это история о человеке, пытающемся выжить. Если первый будет интересен женской аудитории, то второй — исторический боевик, который, надеюсь, будет интересен как женской, так и мужской аудитории. Мне нравится работать над костюмированными драмами, которые возвращают меня на сотни лет назад. Окружение помогает мне лучше понять героев. На самом деле, мои документальные фильмы тоже по исторической линии, Первая и Вторая мировая война.

«Царь Даниил интересует меня как военачальник. Он не был похож на других, сосредоточенных на придворной жизни. Он был воином и государственным деятелем. Его брат Василько Романович тоже был воином. Я мог сосредоточиться на их отношениях, которые временами оказывались враждебными, но в то время меня интересовало его царство, Русь. Я хотел исправить стереотип о Киевской Руси, созданный старыми советскими фильмами. Наряду с русинами были китайцы, мавры и арабы. Шелковый путь создал мультикультурную среду. Это была полноценная европейская страна, в которой хотели бы жить многие. Мы не хотим, чтобы эта постановка была исторически точной, хотя сюжет опирается на определенные исторические факты. Это фильм, поэтому есть место для фантастики. Нет закона, запрещающего это, не так ли?»

Подтвержденных исторических данных о царе Даниле мало, а какие имеются сведения о территории его владений, остается предметом дискуссий. Какие данные вы использовали?

«Мы воспользовались находками львовского историка Леонтия Войтовича. Интересно, что Даниила Галицкого он называет Даниилом Романовичем и предлагает свой взгляд на эпоху. Задолго до того, как начать этот проект, я прочитал статьи Дена на эту тему.

«Мы опирались на исторические находки и старались создать образ, близкий современному зрителю. У нас есть определенные представления о костюмах с элементами византийской или западноевропейской униформы. После запуска тизер-трейлера мы подверглись нападкам со стороны некоторых историков, которые сказали, что прически наших персонажей были слишком современными. Другие говорили, что наши кочевники выглядели слишком экзотично, как картинки из компьютерных игр. Лично я считаю это стандартной практикой кинопроизводства. Я убежден, что допустимы различные творческие подходы».

ДИСКУССИЯ О ФИЛЬМАХ

Как вы думаете, почему сегодня важно иметь украинский спектакль о короле и его царстве?

«Быть ​​королем — одна из европейских ценностей. Царь Даниил был еще одним доказательством того, что Украина была частью Европы, что она издавна хранила демократические традиции; что Украина шла в ногу с Европой, за исключением периода, когда она отставала по определенным историческим причинам. Царь Даниил правил в 13 веке, и его правление является доказательством того, что Украина не является «25-летним государством», как некоторые пытаются доказать.

СЦЕНА ИЗ «ЦАРЯ ДАНИЛА» С ЮРИЕМ ВЫХОВАНЦЕМ В КАЧЕСТВЕ БРАТА ЦАРЯ ВАСИЛЬКО

 

«Я думаю, что моя новая постановка вызовет у зрителей интерес к нашей ранней истории. Наш тизер-трейлер вызвал споры, начиная от восхвалений и заканчивая комментариями, бросающими помидоры. Некоторые из них стали полной неожиданностью, но кинопроизводство вызывает споры.

«В отличие от недавних событий, старая история не является потенциальной причиной конфликта или внутреннего раскола. Это поощряет интерес, который может служить для объединения и интеграции. Напомню, что Киев входил в состав Галицко-Волынского княжества [a.k.a. Галицко-Волынская]. В народе ассоциируется с Западной Украиной, а именно с Галичиной, но факт остается фактом, что царь Данила имел всякое отношение к Волыни и воевал с Галичем. Имеются искаженные данные, относящиеся к той эпохе, и мы хотим, чтобы наше производство их исправило. Я удивлен, что таких фильмов до сих пор не снято. Я давно задумал эту идею. Сейчас, когда идет показ нашего первого фильма, когда мы накопили некоторый опыт, я верю, что следующий будет успешным».

Сюжет охватывает историю жизни царя Даниила или отдельные эпизоды из нее?

«Он отражает то, что мы считаем наиболее заметными эпизодами, продолжающимися примерно 30 лет. На его юность будет намекать в режиме воспоминаний. Это не фильм о жизни. У него было много врагов, и мы сосредоточимся только на одном. Мы все еще работаем над сценарием и кастингом. Мы хотим, чтобы эта постановка была динамичной и захватывающей. Наш первый фильм «Жива» наполнен эмоциями. Второй будет больше на стороне действия. В жизни царя Даниила было много печальных, драматических и коварных событий, но мы остановимся на положительных, победных.

СЦЕНА ИЗ КОРОЛЯ ДАНИЛА С МИРОСЛАВОЙ РАЧИНСКОЙ В КАЧЕСТВЕ МАТЕРИ ДАНИЛА

 

«Человек позаимствовал много понятий из Восточной Европы. Он поощрял новаторскую инициативу, в том числе военную реформу и различные передовые технологии. На самом деле он больше походил на модного в то время европейского лидера. И это учитывая, что его войска выглядели гораздо менее привлекательными, каждый из них был одет в то, что ему казалось наиболее удобным. Он первым ввел знаки отличия, чтобы его войска не попали под дружественный огонь. Это напоминает мне о том, как наши военные носили специальные нарукавные повязки в 2014 году».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Некоторые историки считают, что мать Данила Анна была дочерью византийского императора Исаака II. Будет ли это предположение отражено в сюжете?

«Абсолютно. Вы можете увидеть ее в тизер-трейлере. Она родила Данилу в раннем возрасте. Обязательно будет византийская глава сценария. Кроме всего прочего, он выглядит очень привлекательным визуально. Здесь есть простор для творческого маневра. Западный опыт кинопроизводства показывает, что такие аспекты нельзя упускать. Еще одна важная тема – коронация Даниила. Здесь мы работаем рука об руку с историками. Тевтонские рыцари, принесшие корону, неубранный храм XII-XIII вв. – все это будет в сюжете».

У царя Данила было три столицы: Владимир, Галич и Холм. Есть ли какие-либо архитектурные памятники того периода, которые можно было бы использовать в качестве декораций?

«К сожалению, только крепости XIV-XV вв. и очень мало памятников того периода. Я думаю, нам придется создать несколько сайтов с использованием 3D-графики. В то время было несколько деревянных построек, и мы начали строить некоторые из них, чтобы создать современную городскую обстановку. Мы используем европейские стандарты, так как такие структуры есть в Румынии и Германии. Этот антураж уж точно не будет иметь ничего общего с московской избой, которая часто фигурирует в [старых советских и современных русских] фильмах о том периоде».

Исторический боевик должен иметь спецэффекты, масштабные батальные сцены. Есть ли у вас средства и возможности в Украине?

«Мы не ожидаем там никаких проблем. Мы связались с некоторыми каскадерскими компаниями, которые принимали участие в западных постановках. У нас есть все необходимое в Украине, пока мы можем себе это позволить. В украинском кинематографе произошла масштабная технологическая революция. Существует ряд инновационных технологий, которые удешевляют процесс. Это очень важно для нашей команды. Пять-шесть лет назад нам пришлось бы нести значительно большие расходы.

«Показ нашего первого фильма «Жива» показывает, что фильмы можно снимать и окупать в Украине. Его показали в 21 из 150 кинотеатров. Немного, но это и не удивительно, учитывая, что мало доверия к премьере [без хорошо финансируемой рекламной кампании]. Но даже это помогло нам собрать за два выходных более миллиона гривен. Кроме того, этот фильм будет показан в Кейптауне, начиная с 7 апреля, и ведутся переговоры с немецкими и австрийскими дистрибьюторами. Эта продукция обошлась нам в 2,5 миллиона гривен».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *