Год реформы никона: 370 лет церковной реформе патриарха Никона

370 лет церковной реформе патриарха Никона

18 февраля 2021 09:59

admin1

#Дата #Обо всем

Патриарх Никон и Петр Первый

370 лет назад, 19 февраля 1651 года, началась церковная реформа патриарха Никона: такую информацию можно почерпнуть в интернете. В действительности в 1651 году митрополита Новгородского Никона призвал в Москву царь Алексей Михайлович, получивший прозвище «Тишайший». Патриархом при поддержке государя Никон был избран в 1652 году, после смерти патриарха Иосифа.

Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший (1629-1676)

Реформу же патриарх Никон провозгласил 365 лет назад – на торжественной службе в московском Успенском соборе в Неделю православия (первое воскресенье Великого поста) 1656 года: тем, кто крестится двумя перстами, была объявлена анафема (они отлучались от Церкви).

Между тем, веком ранее, 470 лет назад, в 1551 году, Стоглавым собором Русской православной церкви было канонизировано именно двоеперстие.

Хотя и Стоглавый собор, и Никон спустя столетие единодушно ратовали за унификацию церковных текстов в богослужении: в церковных книгах были значительные разночтения, произошедшие зачастую из-за ошибок переписчиков. Но, поскольку между двумя и тремя пальцами разница наиболее очевидна, — она и сыграла главную и роковую роль в расколе Церкви. В богоборческом советском государстве граждане об этом расколе знали преимущественно по роману Алексея Толстого «Петр Первый», в котором писатель живописует, как старообрядцы, запершись в церквях, себя сжигали заживо, предпочитая мученическую смерть богохульству: они считали, что троеперстие – это кукиш Богу…

История вопроса с перстами такова. Когда у греков появилась ересь монофизитов, то, крестясь двумя перстами, христианин этим самым выражал свою веру в то, что Иисус Христос по Своей природе в полной мере является Богом и в столь же полной мере – Человеком. Но, когда монофизиты с их заблуждением остались в прошлом, — греки стали креститься тремя перстами, выражая этим самым свою веру в Святую Троицу.

Русь, перенявшая христианскую веру у Византии, ересей не знала. Но зато, меняя персты вслед за греками, узнала раскол.

Однако историки считают, что унификация церковной жизни, в том числе ее чисто внешней, обрядовой стороны, была оправданна. По общему мнению тогдашних светской и церковной властей (царя и патриарха), установление такого единообразия являлось важным инструментом поддержания национального единства в стране, которая еще недавно пришла в себя после смутного времени и иностранной интервенции. Кроме того, в 1654 году по решению Переяславской рады произошло воссоединение Украины с Россией, а в Украине православная литургия проводилась по греческим канонам, и крестились там тремя перстами.

Патриарх Никон (1605 – 1681)

Патриарх Никон всячески, в том числе посредством церковной реформы, боролся за укрепление дисциплины, единоначалия и авторитета Церкви и священнослужителей, которые порой – увы – уважения к себе на заслуживали. Патриарх Никон выжигает поповское пьянство, старается не допускать к иерейскому званию непригодных людей. Историк Русской Церкви Николай Тальберг пишет о нем: «Никон обязывал духовенство читать в церквах поучения, сам усиливая свою ревность в проповедывании. Он требовал от духовенства должного знания св. Писания и церковной службы, христианской жизни, дабы служить примером для пасомых». Патриарх поднимал иноческую жизнь — им основаны Иверская обитель на Валдае, Воскресенский Новоиерусалимский монастырь под Москвой и Кийский Крестный — в Прионежье.

Церковная реформа объективно назрела. Было много какой-то неупорядоченности: многогласие; люди приносили в храм свои иконы, в том числе неканонические, ставили перед ними свечи; стояли в шапках; вели какие-то посторонние разговоры; и все это — на фоне длинной, непонятной большинству продолжительной службы.

Василий Суриков «Боярыня Морозова»

Нужно учитывать и то, что и русский царь, и русский патриарх, каждый по-своему, хотя во многом схожими, насильственными методами, добивались определенной цели. Каждый из них стремился к тому, чтобы стать покровителем и владыкой для всего православного мира. И ради достижения этой цели они готовы были пойти на жертвы – за счет своего народа.

Отказавшиеся креститься тремя перстами ревнители старого благочестия преследовались. Так, согласно указу царевны Софьи, были уничтожены тысячи из них.

Петр Первый (1672 – 1725)

Петр Алексеевич, будучи единомышленником отца, Алексея Михайловича, продолжая его курс на усиление, расширение и ускоренное развитие технологически отсталой страны, остался верен реформам патриарха Никона. Благодаря этому по сути не Украина присоединилась к России, а Великороссия – к Малороссии. А это было крайне необходимо великой державе, которую строил Петр Великий: привлекаемых из-за рубежа образованных европейцев было недостаточно, нужны были образованные русские люди. Но, помня противостояние между своим отцом и властолюбивым патриархом Никоном, Петр Великий упразднил патриаршество, установив таким образом в Российской империи абсолютную власть монарха. А вот открытые гонения на старообрядцев при Петре Первом прекратились.

Ведь он смотрел на все с точки зрения государственной пользы. Хотя реабилитировал ревнителей старого благочестия лишь Николай Второй. А в XVII веке, спасаясь от преследований со стороны государства, старообрядцы стали активно осваивать Сибирь. И это вполне устраивало прагматичного Петра Первого. Если староверы не упрямились в сотрудничестве с государством, Петр говорил: «Пусть хоть одним перстом крестятся, лишь бы польза была».

Кстати, первые христиане крестились одним перстом. А в 1990-е вчерашние руководители КПСС крестились пятерней – и никто их за это от Церкви не отлучал. И слава Богу: для Него-то главное — не наши пальцы, а наши души.

Антон САХНОВСКИЙ

Актуальные новости города и области смотрите в нашем ТГ-канале  и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».



Церковная реформа патриарха Никона в 17 веке – суть, причины проведения, последствия кратко

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 325.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 325.

Среди событий 17 века особенно важным является церковная реформа патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Ее проведение относится к царствованию второго царя из династии Романовых – Алексея Михайловича.

Предыстория и начало реформы

Один из ключевых вопросов реформы – о порядках в богослужении, стал актуальным еще в середине XVI века под влиянием новогреческих богослужебных традиций.

Рис. 1. Царь Алексей Романов.

К середине XVII века молодой царь Алексей Михайлович попал под модное в духовной среде грекофильство. Об этом говорит переписка московского патриархата, который существовал с 1589 года, с восточными патриархами на территории Османской империи.

Планировалось привести русскую богослужебную практику в соответствие с греческой. В 1653 году Москву посетил Вселенский Патриарх, то есть Константинопольский патриарх, Афанасий III Пателларий.

Это событие совпало с присоединением Левобережной Украины, которая находилась в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха.

Церковные обряды там были ближе к новогреческим, чем к московским. Следовательно, это также стоит отнести к причинам церковной реформы. Также с конца 1640-ых годов при помощи переводчиков из Киева и Греции шла работа по редактированию текстов богослужебных книг – “Книжная справа”.

Пост Московского патриарха с 1652 года занимал патриарх Никон. С 1653 года он внес следующие изменения в богослужебные традиции:

  • Книжная справа, правка богослужебных книг.
  • Замена двуперстного крестного знамения на трехперстное.
  • Крестный ход против солнца. Ранее было наоборот – посолонь.
  • Во время богослужения “Аллилуйя” произносили трижды, а не дважды.
  • Изменение печати на литургическом хлебе – просфоре.

Ориентация патриарха Никона на греческие стандарты породила неожиданные заимствования в одежде священников. Духовенство стало копировать одежду греческих духовных лиц не периода Византии, а турецкий стиль одежды греческого духовенства, например, головной убор камилавка, который восходит к османской феске.

Рис. 2. Патриарх Никон.

Ход реформы

В 1656 году в Москве был создан собор русских епископов. На нем было принято решение об отлучении от церкви тех, кто крестился двумя перстами. Чуть раньше, в феврале 1656 года Москву посетил Антиохийский патриарх Макарий. В ходе его визита в Успенском соборе Московского Кремля отлучили от церкви сторонников двуперстного крещения.

Датой церковного раскола логично считать 1666-1667 годы. В апреле 1666 года в Москве прошел Большой церковный собор. Противников обновленного православия тогда называла раскольниками. В мае перед этим собором выступил противник реформы – протопоп Аввакум. Вскоре его отправили в ссылку в Пустоозерский острог на реке Печора. К началу 1667 года сторонников старых обрядов объявили раскольниками и еретиками. Это привел к оттоку населения на окраины государства и даже за его пределы.

Одним из последствий церковного раскола стали вооруженные конфликты с раскольниками. Например, Соловецкий монастырь сопротивлялся с 1668 по 1676 год. В 1687 году царские войска произвели штурм Палеостровского мужского монастыря на Онежском озере.

Рис. 3. Церковный раскол.

Что мы узнали?

Для понимания церковной истории России следует знать когда была проведена церковная реформа патриарха Никона и в чем заключалась реформаторская деятельность середины XVII века, есть какие реформы провел царь Алексей Михайлович, отец Петра I. Кратко суть реформы и ее последствия проходят в школьном курсе истории 7 класса.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Данил Якимов

    10/10

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 325.


А какая ваша оценка?

Никита Минов Никон

Никита Минов Никон (1605-1681) был патриархом Русской православной церкви с 1652 по 1666 год. Он провел реформы церковных книг и обрядов, которые привели к расколу или расколу в Русской православной церкви.

Никон родился в селе Вельдеманово Нижегородской губернии (ныне Горки) в крестьянской семье. Когда ему было 12 лет, он сбежал из дома, спасаясь от жестокого обращения мачехи, и ушел в монастырь. Но родители уговорили его оставить монастырь и жениться.

В 1624 году Никон стал священником в селе Колычево, но через 2 года был призван на приход в Москву. Когда трое его детей умерли, Никон искал покаяния и уединения. Он отказался от жены и семьи и жил монахом и отшельником с 1634 по 1646 год. В 1646 году Никон познакомился с царем Алексеем, на которого произвел благоприятное впечатление. В том же году Алексей поставил его игуменом Новоспарского монастыря в Москве. Волевой Никон оказал сильное личное влияние на более молодого и мягкого монарха. Алексей даже дал Никону титул Великого Государя, и его имя в официальных документах значилось рядом с царским.

Церковная реформа была одной из главных забот Никона. По собственной инициативе, не посоветовавшись с церковным собором, он приказал пересмотреть некоторые общепринятые церковные обычаи. Церковный собор 1654 г. одобрил дополнительные реформы религиозных текстов.

Возникла яростная оппозиция реформам во главе с протоиереем Аввакумом. Противники, раскольники, объявили реформы извращением веры, а исправленные книги — делом рук антихриста. С введением в действие реформ положение Никона стало ухудшаться. Его резкая и высокомерная манера поведения нажила много врагов. Сам Алексий устал от властности патриарха и перестал приглашать Никона во дворец и избегал его на церковных церемониях.

В 1658 г. сообщение царя о том, что он не придет на обедню в этот день, вызвало гнев Никона, который уехал из Москвы в монастырь. Там он ждал, чтобы его попросили вернуться, но просьба не пришла. В 1666 году Никон был судим Русским церковным собором за отказ от патриарших обязанностей и оскорбление царя. Он был осужден, лишен патриаршества и архиерейского сана и сослан в отдаленный монастырь. Преемник Алексея, Феодор III, отозвал из ссылки Никона, но бывший патриарх скончался на обратном пути в Москву 27 августа 1681 г.

Однако реформы Никона уцелели. Церковный собор, созванный в 1666 году, подтвердил изменения. Оппоненты должны были открыто подчиниться или бросить вызов Церкви. Многочисленные священники и целые монастыри отказывались их принимать, в результате чего среди русских верующих возник постоянный раскол.

Реклама

Лучшим исследованием Никона является монументальное произведение Уильяма Палмера «Патриарх и царь » (6 томов, 1871-1876). Общий обзор религиозного инакомыслия в России — F.C. Конибер, Русские несогласные (1921). Положение раскольников ярко изображено в Житии протоиерея Аввакума, им самим написанном (1924).

Статьи по теме

  • Алексей Михайлович Романов

    Алексей Михайлович Романов (1629-1676), царь России с 1645 по 1676 год, был крайним консерватором, преданным церковником и твердо верил в божественное происхождение своей власти .

  • Петр I

    Петр I (1672-1725), прозванный Петром Великим, был царем России с 1682 по 1725 год. крупнейшая европейская держава.

Низложение самодержавного патриарха Никона — 1601-1700 Хронология церковной истории

  • Дэн Грейвс, MSL
  • 2010 3 мая

Иисус Христос пришел в кротости и смирении, отрекшись от эмблем власть и статус. Он никому не навязывал свои пути и не навязывал формы. поклонения. Когда его ученики боролись за положение, он убеждал их служить друг другу. Его последователи на протяжении веков не всегда понимали смысл этого учения или следовать ему.

Показательный пример произошел в событиях, которые привели к свержению совета Никон, Патриарх Московский, в этот день, 12 декабря, 1667.К решению присоединились греческие и русские прелаты, чего требовал царь Алексей Романов. Царю легко удалось добиться его цель, потому что своевольный Никон был самым непопулярным.

В русскую литургию вкрались ошибки и неверные переводы. За Например, русские подписывали крест двумя пальцами, а не три, как это делали греки. Никон настаивал на реформе. Но многие христиане которые выросли с традиционными русскими формами, протестовали против изменения обратно к греческим формам. Если греки были так правы, то почему Бог поместил большинство Православия под властью турок? Никон ответил самодержавно и при полном содействии государства пытались сокрушить любого, кто отказывался принять его новую трудовую книжку.

Непонятно, почему вмешалась Алексис; вероятно, он сделал это, потому что Никон пытался избавиться от государственного контроля над церковью. Под давлением от царя, Никон ушел в отставку, но не хотел отказываться от своей сила. Он продолжал агитировать за восстановление своего авторитета. В на самом деле, он даже вернулся в Москву и попытался приступить к своим обязанностям, как будто ничего не произошло. Царь хотел заменить его, но, во избежание обвинения в том, что было два патриарха, просил, чтобы Никон был формально низложен.

Синод согласился. Гнев, обида и месть были очевидны в своем решении: «Поскольку мы теперь узнали, что Никон жил тиранически, а не кротко, как подобает святителю, и что ему дали к беззаконию, жадности и тирании, мы запрещаем ему, в соответствии с Божественные и священные каноны благовествующих апостолов и вселенских и поместных православных соборов, от всякой священнической функции, так что впредь он не будет иметь власти совершать какие-либо епископские действия …и постановляем со всем поместным церковным собором, что впредь он будет известен как простой монах по имени Никон, а не как патриарх Москва; ему будет назначено место, где он будет жить до самого конца своего дней, и пусть это будет какой-нибудь старый и подходящий монастырь, где он сможет оплакивать грехи свои в великом молчании» 9.0003

Несмотря на то, что он был сослан в монастырь на Белом море, реформы были сохранены. Гонения на старообрядцев, которые у него были спровоцированное продолжение. Позже умирающий Алексей просил прощения человека, которого он погубил. После четырнадцати лет заключения (которое был иногда очень резок) Никон был приглашен обратно в Москву новым Царь, но он умер в пути. Его похоронили со всеми почестями.

Библиография:

  1. Аввакум Петрович. Житие протоиерея Аввакума, им самим. Перевод с русского языка XVII века Джейн Харрисон и Хоуп Мирлис. С преф. князем Д. С. Мирским. Лондон, Хогарт Пресса, 1963.
  2. Фортескью, Адриан. «Никон». Католик Энциклопедия. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон, 1914.
  3. «Никон». Новая религиозная энциклопедия Шаффа-Герцога Знания. Гранд-Рапидс: Книжный дом Бейкера, 1954.
  4. «Никон». Оксфордский христианский словарь Церковь. Под редакцией Ф. Л. Кросса и Э. А. Ливингстона. Оксфорд, 1997.
  5. Различные церковные истории и истории восточного православия.

Последнее обновление: май 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *