Год полюдье: В какое время года собиралось полюдье?

Содержание

Полюдье

Странности летописного рассказа
Помните летописный рассказ о смерти киевского князя Игоря Рюриковича?
Он отправился в полюдье к древлянам, жившим северо-западнее Киева. Собрав с них установленную дань, князь двинулся дальше, но затем вернулся, то ли намереваясь получить дань второй раз в один год, то ли решив, что древляне ему чего-то недодали (тут толкования историков расходятся). При этом князь отпустил домой большую часть сопровождавших его воинов. Беспечность и жадность погубили Игоря. Древляне отказались платить дань, а самого князя убили и похоронили в своей земле, у города Искоростень (теперь Коростень). Византийский историк Лев Дьякон сообщает, что Игоря привязали к верхушкам двух пригнутых к земле деревьев, а затем их отпустили — и князь был разорван надвое.
Этот рассказ о смерти князя Игоря был, наверное, всем понятен в Киевской Руси X—XI веков. Другое дело — в наши дни. Сразу появляются вопросы. Вот только главные из них: что такое полюдье, только ли в Древней Руси правители ходили полюдьем, каково место полюдья в истории общества? Почему древляне подвергли Игоря именно такой казни? Почему его похоронили в земле древлян, а не сожгли в ладье на погребальном костре, как подобало бы, когда погребают знатного человека Руси?

На Руси
Древнерусское полюдье представляло собой круговой объезд князем — в сопровождении дружины и слуг — своих владений для сбора дани.
Сведения о полюдье на Руси мы находим во многих древнерусских источниках, а также в источниках арабских, византийских, скандинавских. Около 948 года византийский император Константин Багрянородный на основе расспросов приезжих славян называет сроки полюдья (ноябрь — апрель), дает его маршрут, перечисляя племена, по землям которых оно следовало.
Академик Б. Л. Рыбаков обосновал предположение, что полюдье существовало и у скифов времен Геродота (V век до новой эры), а у вятичей и других племенных союзов восточных славян — еще до их объединения Киевской Русью. Он также вычертил на карте круговой маршрут киевского великокняжеского полюдья.
Очевидная древнейшая экономическая функция  полюдья  состояла в том, что, обходя общины, племена, союзы племен, князь кормился сам и кормил свою свиту, включая дружину. Полюдье давало князю и дань товарами, шедшими на экспорт,— пушниной, воском, рабами, ремесленными изделиями, а также средствами для их транспортировки: ладьями, лошадьми, санями. Товары по рекам и морям доставлялись в Византию и мусульманские страны Азии. В обмен правящая группа Киевской Руси получала лучшее по тому времени оружие, предметы роскоши, породистых коней, например венгерских, деньги. Это позволило содержать войско — в значительной мере наемное — и кадры складывавшегося государственного аппарата.
Великий князь с его слугами, дружиной, местные вассальные князья с их слугами —..вот, в сущности, и весь аппарат, политической власти в море общинных структур   Киевской   Руси. Обходя племена и общины полюдьем, великие н вассальные князья каждый раз подтверждали свою власть над ними, усмиряли мятежников, отражали набеги врагов, укрепляли границы государства, а то и присоединяли к своим владениям новые земли. Князь или его представители вершили суд, прекращали междоусобицы, примиряли враждующие стороны, наказывали нарушителей мира и права, взимая при этом большие штрафы в свою пользу.
На территории нынешней Украины и юга России существовало прежде, вероятно, полюдье правителей дославянских государств — не только скифских царей, но, может быть, также готских королей, каганов гуннских, аварских, тюркских. В каждом из славянских племенных союзов, или княжений, было свое собственное полюдье. С образованием Киевской Руси полюдье киевского великого князя как бы «наложилось» на эти местные.
С середины X века система сбора дани совершенствуется: княгиня Ольга и другие князья строят (а чаще захватывают уже построенные) подворья, которые становятся станциями на пути полюдья. С распадом Киевской Руси на отдельные большие княжества, а последних — на все более мелкие, масштабы полюдий уменьшаются, их политическое значение падает. Однако на окраинах Украины — в Полесье и на Карпатах — полюдье продолжалось (сбор с общин шкур, меда и прочего) вплоть до XVI века, но осуществлялось уже не князьями, а их представителями. Вместе с тем все большую долю дани составляла денежная подать.
В складывавшемся Русском государстве полюдье постепенно утратило свое значение основного способа отчуждения феодальной ренты, лишь на северных и восточных окраинах примерно таким же образом собирали дань («ясак») с местных «князьцов». Но и в центре государства князь с женой и свитой на святки (как раз хронологическая в разгар древнего полюдья) совершали объезд монастырей. Заодно, как и в старину, по пути вершили суд, собирали подношения.
Примерно так полюдье как историческое явление развивалось всюду, где оно было, но это стало мне ясно лишь после того, как в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов я приступил к поискам подобных явлений в разных регионах мира и в разные периоды всемирной истории.
Определение раннефеодальной природы полюдья направило поиски в нужном направлении и очертило их круг. В те годы большинство историков считало (и некоторые считают до сих пор) раннефеодальными все государства Европы, Азии и Африки периода раннего средневековья. Однако анализ, проведенный прежде всего с точки зрения политэкономии феодального способа производства, показал, что только периферийные общества той эпохи могут считаться раннефеодальными, тогда как центральные общества уже обладали чертами развитых феодальных. В Византии, арабо-исламских халифатах Испании, Северной Африки и Ближнего Востока, Китайской империи можно обнаружить в лучшем случае лишь пережитки полюдья.

В раннесредневековой Европе
Полюдье существовало в западнославянских и южнославянских государствах. Его легко обнаружить у раннесредневековых и, вероятно, древних германцев.
В VI веке франки во главе с королями династии Меровингов ходили полюдьем по Галлии, которую они завоевали. В англосаксонских королевствах и объединенном королевстве Англии полюдье называлось гэфол, или феорм. Объезжая свои владения, короли, их двор и дружина получали хлеб, пиво, крупный и мелкий рогатый скот, мед, воск, шкуры, ремесленные изделия. Об этом подробно рассказывают английские королевские грамоты   VIII—X веков.
Короли Швеции, Норвегии, Дании объезжали свои владения с дружиной, участвуя в пирах, устраивавшихся для них местными правителями  и общинниками.  По пути следования шведские короли, подобно Ольге Киевской, расчищали участки леса, устраивали здесь домовладения и поселяли в ник зависимых людей.
В Шотландии полюдье также было известно, а в консервативной Ирландии оно продержалось очень долго.
В исландской саге о «Людях с Льосаватна» рассказывается, как годи (жрец — глава общины) Гудмунд- Могучий «часто разъезжал с тремя десятками людей и таким же количеством коней и во многих местах проводил по семь ночей». Он ездил к «людям из своего тинга» (общины). Из дальнейшего рассказа выясняется, что семь ночей — это было слишком долгое гощение, разорительное для общинников.
На противоположном конце Европы, в тех небольших частях Пиренейского полуострова, которые не вошли в арабскую империю Омейядов или рано освободились от нее, раннесредневековыми источниками также засвидетельствовано полюдье. Было ли оно здесь, а также в Галлии, Британии, Сербии, нововведением послеримского времени или же возрождением древнего обычая, остается неизвестным.
И даже каролингские императоры (X века ежегодно обходили свои владения полюдьем — от Франции через Германию до славянской Лужицы и границ Польши.

В  средневековых Азии  Африке
За пределами Европы поиски раннефеодальных обществ раннего (и среднего) средневековья направили меня прежде всего в тропическую Африку и в Юго-Восточную Азию. В надписях IV—VI веков из североэфиопского Аксума на языке геэз (древнеэфиопском) обнаружились несомненные следы полюдья. В полюдье ходили и сами аксумские цари, и вассальные правители более низкого ранга. Полюдье в Эфиопии продолжало сохраняться и после гибели Аксумского царства в XI веке.
На юго-востоке Азии в своего рода полюдье ходили правители Ангкорской империи (Кампучия и соседние с  ней  территории)   IX—XII веков. Здесь имелся развитой бюрократический аппарат, храмовая иерархия, сложная система землевладения. Тем не менее еще сохранялось и полюдье. Свиту императора Ангкора составляли тысячи мужчин и женщин: его жены, наложницы, слуги и служанки, воины и прочие. Вероятно, в то время полюдье существовало и на Яве, в центре Индонезии, но сведения об этом сохранились лишь в местной поэме XIV века, когда яванское полюдье в значительной мере уже трансформировалось.
Явления типа полюдья были известны и кочевым народам евразийских степей (например, монголам), пояс расселения которых на западе примыкал к Европе, а на востоке — к Китаю.

В древнем мире
О первоначальном строе древнейших государств Азии и Африки приходится судить по преданиям, которые были призваны разъяснить некоторые еще более древние ритуалы и символы. Согласно моей точке зрения, раннефеодальные государства существовали кое-где и в древности, и в позднее средневековье, и даже в новое время — соответственно тому, находилось ли то или иное общество в древнем очаге цивилизации либо на одной из окраин цивилизованного мира. Анализ некоторых ритуалов позволил предположить, что они представляют собой пережитки былого полюдья.
В первой половине III тысячелетия до новой эры фараон в священной ладье совершал свое полюдье по Египту. Несколько позднее, согласно предположению советского ученого В. Г. Ардзинбы, в Малой Азии царь и царица хеттов ходили в полюдье дважды в год: в апреле — мае, когда собирали первые весенние овощи — съедобные луковицы антахшум, и поздней осенью, после уборки пшеницы, ячменя, сбора яблок и овощей. Анализируя ритуалы хеттских праздников, В. Г. Ардзинба установил маршрут полюдья, проходивший по святым местам и храмам страны хеттов, причем по пути посещались царские хозяйства; во время этого обхода устраивались пиры и жертвоприношения.
Древнеиндийская и китайская традиции также описывают ритуалы, которые можно истолковать как пережитки полюдья, существовавшего во II тысячелетии до новой эры.
В отдельных регионах мира полюдье сохранилось еще в новое время, иногда даже в XX веке. Поэтому его можно изучать по описаниям европейских путешественников и даже исследованиям этнографов. На Маршалловых островах феодалы, образовавшие своеобразную касту, ежегодно объезжали свои владения на лодках, собирая дань с земледельцев. В этих краях созревает два урожая в год. Первый, лучший урожай отбирали в полюдье, второй оставался крестьянам. На Гавайях полюдье собиралось в сезон макахики (осень Южного полушария), во время сбора урожая, празднеств, плодородия и обновления в природе и обществе. Царь, считавшийся земным воплощением бога Лоно, каждый год как бы вновь вступал на престол и получал дань продовольствием и ремесленными изделиями. В полюдье ходили жрецы, неся изображение бога Лоно. В круговом обходе островов они посещали все святилища и земли общин, «освобождая» их от капу — вредоносной мистической силы и разрешая таким образом дальнейшие полевые работы.
Особенно разнообразные типы полюдья мы находим в Африке; ведь этот регион мира в новое время не имел себе равных по числу раннефеодальных государств, притом находившихся на разных ступенях развития. В Эфиопии нового времени полюдье исчезло (в стране установилось зрелое феодальное общество), но на севере Сомали, в государстве Миджертейн, оно сохранялось до XX века. Очень интересны полюдья в государствах народов банту в Африке южнее экватора, таких,как «империи» Луба, Лунда и Мономотапа, «королевства» низовьев реки Конго. В Лоан-го и Нгойо (в Конго) правитель перед коронацией в течение года, а то и более, обходил «святые места» своих владений, подолгу останавливаясь   в   каждом   из   них. Кроме жрецов, придворных и воинов, его сопровождали две молодые царицы — дочери правителей соседних государств (на них он женился сразу же вслед за избранием на престол). За то время, что продолжалось полюдье, каждая из цариц должна была родить ребенка. Так африканские цари доказывали свою плодовитость и мистически «передавали» ее земле тех общин, которые они посещали во время полюдья.

Полюдье и священные цари
В феодальных, особенно раннефеодальных обществах нередко обожествляли власть и саму особу правителя. Последний полновластным монархом был далеко не всегда (настолько его опутывали всякого рода ритуальные запреты, условности, церемонии), но зато часто — «священным царем».
Дж. Фрэзер в своем классическом исследовании «Золотая ветвь» показал, как широко по всему миру был распространен институт священных царей, а современный нидерландский         историк-марксист Хенри Кляэссен доказал, что ранняя государственность была неразрывно связана с этим институтом. Правители зарождавшихся государств превращались в первый в истории слой эксплуататоров, их обожествление становилось первой классовой по существу формой религии.
Если мы наложим историческую карту распространения полюдья на нашей планете на карту, где отмечены «священные царства», то увидим почти полное совпадение. Отдельные исключения, на мой взгляд, легко объяснимы. В некоторых случаях, например, полюдье еще существовало, но цари официально приняли христианство или ислам и считались «рабами божьими», как и их подданные, однако нередко рядом с официально признанной мировой религией в таких государствах исповедовалась и старая, включавшая в себя обожествление царей.
Поэтому в большинстве случаев полюдье содержало религиозные (а также карнавальные, праздничные) элементы. Цари двигались от одного «святого места» к другому. Дань частью шла на устройство пиров, пиры же соединялись с жертвоприношениями духам предков правителя, богам либр христианским святым и на прочее. Такой путь христианизации прошел ритуал полюдья в Европе, включая Ростовско- Суздальскую Русь, а также в Эфиопии и Грузии.
Полюдье в Грузии и Дагестане особенно интересно для историка. Оно продержалось здесь с древности до XIX века! В разных царствах, в мтварствах (владетельных княжествах) Грузии полюдье называлось по-разному и различалось в деталях, но везде оно сопровождалось великолепными пирами, когда, по свидетельству русского начальника Черноморской линии А.И. Будберга, «в один день истреблялся труд целого года, тунеядцы питались за счет трудолюбивых». Впрочем, так же было и в других странах. Недаром в Киевской и Ростовско-Суздальской Руси время полюдья — с ноября по апрель — пора, когда один праздник следует за другим, в том числе святки и масленица.
В полюдье были заинтересованы не только правитель и сопровождавшая его свита, но, как это ни кажется странным, и сами труженики, кормившие их в пути и дававшие им дань. Они верили в магическую силу священного царя и его способность передавать плодородие земле, поэтому желали и ждали его посещений.
Дж. Фрэзер в «Золотой ветви» приводит многочисленные рассказы путешественников и записи преданий о священных царях. Особенно впечатляют описания ритуального растерзания царя во многих государствах Южной Азии; части «священного» тела зарывали в землю, чтобы придать ей плодородие. Сходные обычаи существовали и в раннесредневековой Европе. Так, в VIII веке тело Хальфдана, конунга Упланда в Швеции, было после его смерти расчленено на пять частей, зарытых в пяти областях Упланда, чтобы земля получила от священной плоти мистическую силу плодородия.
У славян раннего средневековья, как в Скандинавии, жило представление о священных функциях царской особы. И, возможно, потому-то древляне, восстав против киевского князя, не просто покарали Игоря, но умертвили его по особому ритуалу, а затем зарыли разделенное на части тело в свою землю, чтобы тем самым обеспечить ей плодородие.

Историческая судьба
При переходе от первобытного общества к феодализму, в эпоху формирования обширных по территории, но внутренне не спаянных раннефеодальных держав, в которых имелись лишь зачаточные органы государственной власти, полюдье давало в руки правителей почти универсальную систему управления. Оно отражало переходный характер экономики, социального строя, религии и культуры этого периода и вместе с тем способствовало утверждению в обществе элементов феодализма. Когда князь (или царь) устраивал погосты, становища, «королевские деревни», храмовые хозяйства на пути своего полюдья, он тем самым внедрял в систему общин звенья своего домена. Здесь феодальные производственные отношения развивались ускоренными темпами и отсюда они распространялись на земли общин. Важную роль в идеологической перестройке раннефеодального общества сыграл культ священного царя, тесно связанный с полюдьем. Наконец, полюдье служило главным каналом поступления в общины информации из внешнего мира.
Но, способствуя развитию феодализма, полюдье тем самым готовило свою гибель. Развитое феодальное общество обладало более тонкими механизмами управления, эксплуатации и коммуникации, чем громоздкое полюдье. Оно постепенно утрачивало свои функции, исчезая совсем либо сохраняясь лишь как ритуальный пережиток. В Европе нового времени лишь маршруты царских и королевских паломничеств по монастырям и соборам да сказки о постоянно странствующих королях оставались последними воспоминаниями о былых полюдьях многие века спустя после их исчезновения.

Ю. Кобищанов, кандидат исторических наук


Полюдье в Древней Руси это…

Полюдье в Древней Руси — это интереснейшее историческое явление. О нем кратко и поговорим: разберем массу интересностей, которые помогут Вам запомнить как это явление, так и связанные с ним понятия.  Кстати, если готовитесь писать сочинения по истории, то рекомендую взять его на заметку. 

Есть такой метод работы с историей, который я постоянно использую в своей работе. Он позволяет запоминать больше событий, понятий терминов. Чем больше вы погружаетесь в историю, изучая те или иные интересные нюансы, тем прочнее встают в жесткую логическую связь исторические понятия и термины. Итак, приступим!

Полюдье — это система сбора дани в Киевской Руси, при которой князь объезжал подвластные земли. Таково краткое “учебниковое” определение. На самом деле все было несколько сложнее.

Важно понимать, что полюдье — эволюционировало и представляло собой целый социальный институт. 

Первые свидетельства о нем историки находят в трудах арабского историка Ибн Руста, в сочинении императора Византии Константина Багрянородного “Об управлении империей” и в трудах еще одного арабского источника Гардизи.

Изначально полюдье — это был объезд князем территории, которую он защищал. Объезд начинался с ноября и завершался к апрелю. За это время население добровольно содержало его и его дружину, а также добровольно подносило разные дары. Ибн Русте говорит о халатах, которые местные подносили князю. Конечно же никаких халатов у славян не было, просто этим словом у арабов обозначается не только одежда, но и подарки.

Кроме того, такой известный историк как И.Я. Фроянов считал, что такой объезд князем имел ритуальное значение. Современные исследователи либо не критикуют это построение, либо уточняют, что вероятно, полюдье имело характер легитимизации княжеской власти. Ведь если население добровольно отдает дары и содержит князя, то понятно, что оно признает его власть над собой.

Кроме того, современные исследователи считают, что князь во время полюдья вершил суд на своих землях: ведь никакой государственной централизованной систему судопроизводства на Руси не существовало из-за небольшого прибавочного продукта, малочисленности населения и обширных территориях.

Повод так считать дает летописное сказание о Ростовском восстании 1071 года, которое содержится в Повести Временных Лет, которое было, по всей видимости, записано со слов непосредственного участника событий наместника князя Яна Вышатича. Когда он находился в полюдье, в Ростовской земле возникло восстание: местные волхвы науськали местных убить зажиточных и свободных женщин и разграбить их имущество. 

Ростовское восстание волхвов в 1071 году

Ян Вышатич предложил восставшим выдать волхвов, но те отказались и были разбиты. Ввиду немногочисленности отряда Ян вошел в Ростов и озвучил горожанам простой выбор: либо они ищут и выдают участников восстания, либо они платят дикую виру за каждую убитую женщину (по 20 гривен), а также Ян находится целый год в этой земле в полюдье, в течение которого горожане обязаны содержать его самого и его людей.

Эти меры привели бы к разорению города, а отказ, вероятно, войну с Киевом. Поэтому горожане выдали зачинщиков. Таким образом очевидно что во второй половине 11 века во время полюдья князь или княжеский представитель мог вершить правосудие и иные сыскные мероприятия. Вероятно, эти же права имел князь и в более раннее время.

В дальнейшем, к 12 веку полюдье, во-первых, стало отстраняться от личности князя, и уже означало не все подряд (дары, дань, кормление и пр.), а какой-то строго оговоренный и понятный налог. 

Таким образом за 200 лет полюдье эволюционировало от добровольных даров и объезда князем своей территории — к конкретному прямому налогу.

Важно конечно понимать, что полюдье — это не сборник законов древнерусского государства, и не денежный оброк. Не стоит так вольно распоряжаться историческими понятиями.

Использованные статьи: 

  • Стефанович П.С. Об эволюции Древнерусского полюдья
  • Стефанович П.С. Полюдье по летописным данным 1154–1200 г.
  • Е.А. Мельникова. Древнерусское полюдье и древненовержская вейцла
  • Ю.А. Артамонов. Полюдье как форма противодействия преступности в Древней Руси

Поделиться в соц. сетях

    Полюдье в Древней Руси является своего рода налогом / Paulturner-Mitchell.

    com

    Каждый, кто изучает историю восточных славян, сталкивался с термином «полюдье». Что это? И как мы можем охарактеризовать этот процесс? Читайте об этом в нашей статье.

    Признаки ранней государственности

    Как вы думаете, что такое полюдье в Древней Руси? Начнем разбираться с этим вопросом вместе. В восьмом веке на землях, занятых племенами восточных славян, уже сложились крепкие племенные союзы. Они давно соперничают друг с другом за превосходство. Как показала история, объединение полян оказало серьезное влияние на другие племена. С годами они подчинили себе большую часть славян.

    Таким образом, мы можем наблюдать появление первых признаков зарождающегося государства:

    • единый лидер;
    • суд;
    • закон;
    • армейский;
    • система сбора налогов.

    А мы с вами продолжим объяснять, что такое определение полюдья. Это один из способов сбора налогов с племен в казну великого князя. Такая система распространялась на все европейские государства в момент их возникновения, но в силу национальных интересов имела разные названия. Однако суть их оставалась прежней – пополнение казны князя. Теперь вы знаете значение слова «полюдье».

    Система податей русских (восточных) славян

    Как вы догадались, налоги собирались на Руси. В принципе, сборы, выражавшиеся в обязательных поборах, входили в структуру государственной системы. Ввиду того, что князь собирал с людей золото, он имел перед ними определенные обязательства. Одним из них было то, что он должен был обеспечить мирную жизнь и покой своим подданным. Другими словами, он должен был защищать свои племена от иноземных захватчиков. На шефство каждого русича нужны были средства.

    Значит, для славянского полюдья в Древней Руси — это налог или налог? Современным аналогом полюдья является подоходный налог. Их отличие только в объеме и ресурсах. Например, однажды поляны отбили у хазар несколько славянских племен. За это они взимали плату от своего имени. Однако эти сборы отличались человечностью. Теперь славяне могли платить дань не только золотом, но и продуктами питания и самыми разнообразными изделиями ремесленников. Вот еще одно определение полюдья.

    Скрытая опасность

    Есть время. Крестьяне выращивают урожай и собирают урожай. Ремесленники производят различные изделия. Племена торгуют между собой. Пограничники охраняют границы. Великий князь издает законы. Налоги собираются, казна пополняется, государство укрепляется. Однако полюдья система далека от совершенства, но применяется давно.

    В осенний период князь вместе со свитой начал сбор дани. Полюдье в Древней Руси — это буквально означает хождение вокруг людей, то есть хождение по дворам и сбор налога. Принц шел, пока не разобрал все свое имущество. Это было еще одно значение слова «полюдье».

    Народ, кроме этой дани, платил еще немного денег, чтобы князь мог содержать дружину. Везде царила несправедливость, а все потому, что не было конкретной суммы налога.

    Жадность Игоря погубила

    Как оказалось, полюдье в Древней Руси не только налог, но и причина смерти одного из князей. В один из таких походов князь Игорь разделил со своей дружиной полюдье древлян и нашел, что налога недостаточно. Вместе они решили, что необходимо снова взять с них оплату. Дружина снова вторглась на территорию древлян и потребовала выкупа! Естественно, древляне возмутились. Результатом повторного отбора стало убийство дружины и самого князя.

    Смерть князя грозила развалом государства. Но его мудрая и дальновидная жена — княгиня Ольга — быстро поняла, что это серьезный повод для изменения системы налогообложения. Поэтому она решила установить точную сумму для выплат. Ольга быстро и решительно успокоила встревоженные племена, а также восстановила единство между племенами на Руси.

    Реформа принцесс

    Итак, как уже было сказано выше, Ольга приступила к реформированию системы сбора налогов. Первое, что она сделала, это установила точную сумму. Как показала практика, эта мера позволила избежать злоупотреблений, и процесс взимания налога стал законным. Вдова также понимала, что хождение по людям представляет опасность для будущего великого князя, поэтому другим указом было утверждено решение о том, что ресурсы будут вывозиться в определенное место, указанное из столицы. Так возник феномен погоста на Руси. Оттуда собранные средства перешли в руки представителей княжеской власти. Княгиня Ольга не только упростила систему налогообложения, но и сделала ее безопасной для коллекционеров.

    Таким образом, реформы принцессы еще больше укрепили и сплотили государство и племена между собой, а споры и распри о несправедливости стали уходить в прошлое.

    Другими словами, полюдье – это сбор налогов в период Древней Руси. Мы видим, как вовремя были введены реформы княгини Ольги. Эти меры не позволили молодому государству развалиться на отдельные враждующие племена.

    Варшавская операция 1945 Забытый успех

    Парад польских войск на ул. Маршалковская в Варшаве, 19 января., 1945 г. На переднем плане виден флагман 2-й стрелковой дивизии. Ян Хенрик Домбровский. Слева на заднем плане — трибуна для гостей — политиков и высших командиров Войска Польского на Востоке.

    Утром первого дня Рождества 1944 года ефрейтор Збигнев Залуский отправился в окопы на восточном берегу Вислы, где стояли солдаты 3-й пехотной дивизии. По дороге на позицию его поразило зрелище двух подчиненных, тянущих на своих шинелях раненого сослуживца. Опущенные глаза, оливковое лицо — сколько раз я видел это и сколько еще раз мне придется увидеть […]. Я смотрел ему вслед. Под пальто на мокрую дорожку капало раскрошенное печенье. Посещение окопов не улучшило Залуского в том мрачном настроении, которое сопровождало его с самого утра, — среди солдат царила депрессия, вызванная не только плохим состоянием обмундирования или продовольствия, от которого вся 1-я армия Войска Польского то время страдал. Мы чувствовали, что что-то происходит, что-то большое и очень серьезное», — писал позже один из бойцов Костюшко, то есть солдат 1-й стрелковой дивизии. Когда Залуский, политический и воспитательный офицер, поехал проверить настроение своих подчиненных солдат, по траншеям уже поползли слухи о готовящейся операции, в ходе которой 1-й польской армии была поставлена ​​задача овладеть Варшавой.

    Все знали, что вскоре солдаты затеют ожесточенный бой, который принесет десятки жертв.

    Когда летом 1944 года Восточный фронт вышел к центральной Висле, в районе Варшавы вермахт решил во что бы то ни стало не допустить форсирования реки Красной Армией. Было хорошо известно, что Висла вместе с Варшавой была предпоследней естественной границей, защищающей доступ к Третьему рейху. Следовательно, не должна вызывать удивления исключительно ожесточенная немецкая оборона, благодаря которой к осени 1944 года русским удалось закрепить лишь несколько плацдармов на западном берегу Вислы, в том числе ближайший к Варшаве Варко-Магнушевский плацдарм. . . Кроме того, немцы держались за восточный берег Вислы, на подступах к развилкам Вислы и Нарева, тем самым угрожая флангу будущего штурма Варшавы.

    14-я армия Войска Польского, а также 17-я и 1945-я армии 1-го Белорусского фронта принимали участие в Варшавской операции, продолжавшейся с 47 по 61 января 1947 года. Это было частью большого наступления Красной Армии, начатого на 12 января 1945 года началась Висло-Одерская операция.

    Предпринятая в октябре 1944 г. попытка выровнять линию фронта и отбросить немцев из упомянутого пригорода (в историю Войска Польского она вошла как боевые действия в районе Яблонна и Легионово) имела частичный результат — хотя фронт продвинулся на 5-12 км, немцам удалось удержать позиции в районе Новы-Двур-Мазовецкий. Необходимость восполнить потери, понесенные Красной Армией за несколько месяцев боев, и планирование новой операции привели к тому, что в конце октября 1944 года 1-й Белорусский фронт перешел к обороне. Через несколько мгновений то же самое сделал его сосед слева, 1-й Украинский фронт, и справа, 2-й Белорусский фронт. Польша наслаждалась относительным миром в течение следующих нескольких недель.

    Глядя на карту Восточного фронта на рубеже 1944 и 1945 годов, отчетливо видны диспропорции между немецкими войсками на польской земле. Группа армий «Центр», оборонявшая Восточную Пруссию и Северную Мазовию, имела в это время, в числе прочих, 37 пехотных дивизий и 6 танковых дивизий, а армия Полюдья, воевавшая в Венгрии, имела, в частности, 17 пехотных дивизий и 14 танковых дивизий.

    подразделения. В то же время группа армий «А», оборонявшая центральную Вислу (в этом районе Варшавы), юг Польши и Словакию, насчитывала 37 пехотных дивизий и всего 4 танковые дивизии. Ослабление немецких войск в центральной Польше произошло, как оказалось, из-за неверных предположений немецкого командования.

    Бои, которые русские вели в конце 1944 года в Венгрии и Прибалтике, привели к выводу, что в будущем наступлении русские будут наступать на флангах фронта — такое предположение сделало немецкое командование, пытаясь увидеть намерения Сталина. Лишь 5 января 1945 г. начальник Восточного управления Иностранных армий генерал Рейнхард Гелен сформулировал соответствующий намерениям советского командования тезис о том, что главный удар по Берлину будет нанесен из Варшавы. Таким образом, он пересмотрел планы советского командования, сделанные с осени 1944, но времени на передислокацию войск было слишком мало. Самая слабая, средняя группа немецких войск не могла остановить готовившееся наступление Красной Армии.

    Между тем план советского командования по разгрому Третьего рейха был прост – восточный фронт должен был принять форму цилиндра, который должен был начаться в январе 1945 года, равномерно оттесняя немцев на запад. Интересно, что русские предполагали, что в течение 45 дней, то есть к концу марта, они захватят Берлин и дойдут до Эльбы, положив конец войне. Главный удар было решено наносить из Варшавы прямо на Берлин, поэтому на центральной Висле, где у немцев были наименьшие силы, русские собрали почти половину действующей армии и 70 процентов армии. танки и бронированные орудия.

    Так или иначе, глядя на сухую статистику, только оптимист стал бы предсказывать успех немцев в январе 1945 года. Хотя оценки русских и немецких сил на начало 1945 года различаются, в зависимости от национальности историков, это может быть предполагали, что русские имели в своем распоряжении силы в конце 1944г. в три раза большие, чем немцы, которым тогда приходилось обслуживать 2,5-4 млн человек на Восточном фронте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *