Гностические тексты – —

Читать онлайн «Гностицизм. Полное собрание гностических текстов» автора Апокриф — RuLit

Гностицизм.Полное собрание гностических текстов

2014

Оглавление

БИБЛИОТЕКА НАГ-ХАММАДИ 4

Кодекс I 4

Молитва апостола Павла (А. Мома)4

Апокриф Иакова (Дм. Алексеев)4

Евангелие Истины (Дм. Алексеев)8

Трактат о Воскресении (Послание к Регину) (Дм. Алексеев)13

Трехчастный Трактат (А. Мома)15

Кодекс II 37

Апокриф Иоанна (Дм. Алексеев)37

Евангелие от Фомы (Дм. Алексеев)46

Евангелие от Филиппа (Дм. Алексеев)53

Евангелие от Филиппа (М.К. Трофимова)58

Сущность Архонтов \ Ипостась Архонтов (Дм. Алексеев)68

Трактат о происхождении мiра (Дм. Алексеев)72

Толкование о душе (Дм. Алексеев)80

Книга Фомы Атлета (Дм. Алексеев)83

Кодекс III 87

Апокриф Иоанна (краткая версия) (Е.В. Афонасин)87

Евангелие от Египтян (А. Мома)95

Евгност Блаженный (Дм. Алексеев)100

Премудрость Иисуса Христа (Дм. Алексеев)103

Беседа Спасителя \ Диалог Спасителя (Дм. Алексеев)107

Кодекс V 112

Апокалипсис Павла (А. Мома)112

Первый Апокалипсис Иакова (Дм. Алексеев)114

Второй Апокалипсис Иакова (Дм. Алексеев)117

Апокалипсис Адама (А.И. Еланская)120

Кодекс VI 123

Деяния Петра и двенадцати апостолов (А. Мома)123

Гром. Совершенный Ум (Дм. Алексеев)126

Достоверное Слово \ Подлинное учение (Дм. Алексеев)128

Мысль нашей Великой Силы (Дм. Алексеев)131

Платон. “Государство” (588А-589В) (А. Мома)133

Рассуждение о восьмерке и девятке (А. Мома)134

Молитва благодарения (А. Мома)138

Асклепий 21-29 (А. Мома)138

Кодекс VII 142

Парафраз Сима (А. Мома)142

Второй Трактат Великого Сифа (А. Мома)152

Апокалипсис Петра (Дм. Алексеев)156

Поучения Силуана \ Чудо невообразимое (Дм. Алексеев)159

Три стелы Сифа (А. Мома)166

Кодекс VIII 168

Зостриан (А. Мома)168

Послание Петра Филиппу (Дм. Алексеев)182

Кодекс IX 184

Мелхиседек (Дм. Алексеев)184

Мысль Нории (Дм. Алексеев)188

Свидетельство Истины (А.Л. Хосроев)188

Кодекс X 192

Марсан (А. Мома)192

Кодекс XI 199

Истолкование Знания (А. Мома)199

Валентинианское Изложение (Дм. Алексеев)203

Аллоген (А. Мома)206

Гипсифрона (А. Мома)212

Кодекс XII 212

Изречения Секста 212

Изречения Секста (Дм. Алексеев)226

Кодекс XIII 229

Троеобразная Протенноя (А.Мома)229

ГНОСТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ 236

КОДЕКС ЧАКОС 236

Евангелие Иуды (Дм. Алексеев)236

Аллоген (Дм. Алексеев)240

КОДЕКС БРЮСА 241

Книги Иеу (А. Мома)241

Фрагмент гностического гимна (Дм. Алексеев)298

Фрагмент о прохождении души через Архонтов Пути Середины (Дм.Алексеев)298

Трактат без названия (Книга Величия Отца) (Дм. Алексеев)299

Берлинский Кодекс 8502 315

Евангелие от Марии (М.К. Трофимова)315

Деяние Петра (Дм. Алексеев)316

АСКЕВИАНСКИЙ КОДЕКС 317

Пистис София (А. Мома)317

ДРУГИЕ ТЕКСТЫ 427

Беседа Иисуса с учениками (А.И. Еланская)427

БИБЛИОТЕКА НАГ-ХАММАДИ

Кодекс I

Молитва апостола Павла (А. Мома )

(примерно 2 строки утеряны)

[…] твой свет, дай же мне милость твою! Мой Избавитель, избавь же меня, ибо я твой: тот, кто изошел из тебя. Ты — мой разум; вознеси же меня! Ты — мой дом сокровищ; открой же мне! Ты — моя полнота; возьми же меня к себе! Ты — (мое ) отдохновение; дай же мне совершенную вещь, которая не может быть понята!

Я вызываю тебя, того, кто есть и кто пред-сущий в Имени, превосходящем всякое имя, через Иисуса Христа, Господа Господ, Короля Эпох; дай же мне дары твои, в которых ты не раскаиваешься, через Сына Человеческого, Духа, Параклета Истины. Дай же власть мне, когда я прошу тебя; дай исцеление телу моему, когда я прошу тебя через Евангелиста, и избавь мою Душу Вечного Света, а также Дух мой. И Перворожденного Плеромы Великолепия — открой Его разуму моему!

Представь, что ни один ангельский глаз не видел и ни одно ухо Архонта не слышало, и что не вош(ли) в человеческое сердце, которое пришло, чтобы быть ангельским и (лепило) по образу Психического Бога, когда она была сформована в Начале, с тех пор как я верю и надеюсь. И возложи на меня твоего возлюбленного, избранного и благословенное величие, Перворожденного, и Порожденного Первым, и Замечательную Тайну Дома Твоего; ибо Ты — Сила, и Слава, и Восхваление, и Величие во веки веков. Аминь.

Апокриф Иакова (Дм. Алексеев)

[Иаков] — пишущий [брату, Керин]фу. Мир [тебе от] Мира, [любовь от] Любви, [милость от] Милости, жизнь от Жизни святой!

Поскольку ты просил меня, чтобы я послал тебе сокровенную книгу, открытую мне и Петру Господом, я не смог отказать тебе, и не рассказать тебе. И [я записал] ее еврейскими письменами, и я послал ее тебе и только тебе, но поскольку ты — служитель спасения святых, потрудись и остерегись сообщать эту книгу многим — то, чего Спаситель не хотел сообщать всем нам, Своим двенадцати ученикам. И блаженны будут те, кто спасется верой в это слово.

www.rulit.me

ГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ И СОВРЕМЕННАЯ КОСМОГОНИЯ

В современной  уфологии  теория  полеоконтакта  пользуется определенной  популярностью.  Основывается  она на том,  что многие  «боги»,  упоминавшиеся  в  мифологии древних  народов,  на самом деле являются  высокотехнологичными цивилизациями из  других  миров.  Западные исследователи,  такие Эрих фон Дэникен,  Захария Ситчин  и другие,  активно продвигают гипотезу  о том,  что само  человечество  было создано  одной  из  таких  «цивилизаций богов»  в  качестве своих рабов.  Примерно такой  же  версии придерживался в своих  книгах  и российский  исследователь  Андрей Скляров.   Однако,  на деле,  народы  белой  расы  существовали на нашей  планете в своей арктической  прародине задолго до прихода  аннунаков и создания ими  некоторых  гибридных  рас и народов,  для  которых  они и являются  «богами-создателями».Тем не менее,  идея о создании человечества как гибрида обезьяны и пришельцев  лежит в  основе  учения гностиков  и о ней  рассказывают  гностические  тексты.   Вот,  что об  этих  текстах  пишет  известный  российский  уфолог В.Ажажа  в своей  книге  «Осторожно:  латающие тарелки!»: 
«Вторжение космических  пришельцев на Землю  нашло свое  отражение не только  в  мифах  многих  народов  мира,  но и в  тайных  учениях  Древнего Египта  и  Европы  дохристианского периода.  Французский  исследователь  Джин Доресс  опубликовал  результаты  исследования  тайных  гностических  текстов,  найденных  в  Египте.  Gnosis  (внутреннее  знание)  —  путь посвященных  Школы Тайн на  рубеже  I  века.  Гностики  (приверженцы  дуалистического  учения  поздней  античности)  культивировали  обширное  космологическое  видение,  основанное  на  сверхвосприятии  человека,  развитом  с помощью  йогической  практики,  использующей  измененное  состояние сознания.  Эта  практика  является  основой  современной  парапсихологии.

Гностические тексты  «Nag  Hammadi»  содержат  сведения  о  появлении в  Солнечной  системе,  а  позднее  —  на Земле  пришельцев из  космического пространства  —  архонтов  (от греч. —  archai  —  предшествующий,  сначала).  В  текстах  приводится  идентификация  этих  существ.  Два типа архонтов  отличаются  тем,  что один  из  них  является  эмбриональным  (напоминающим  человеческий  плод),  другой  —  рептилоидным  (draconic)  типом.   Согласно  гностическому  определению,   архонты  способны  вмешиваться  в  человеческое  мировосприятие,  ввергая  человеческое  сознание в  состояние  замешательства  перед  лицом  странных  и  непонятных  явлений  с  участием архонтов,  заставляя  воспринимать результаты фальсификации  как  реальность.  Такова  основа  тактики  пришельцев.

Учение  гностиков  связывает  появление архонтов  на Земле  в  отличие  от шумерских  источников  с  созвездием  Ориона.  Описание  гностических  архонтов  совпадает  в  деталях  с  современными  представлениями о  пришельцах.  Идентификация  архонтов  с существами  типа Greys  и  рептилоидами  была  проведена  Нейджел Кернер.  Отмечается,  что  некоторые  разновидности этих  существ  способны  корректировать геном человека.

Воздействие  квазичеловеческих  и  негуманоидных  существ на  развитие  человеческой  цивилизации  отображено также  в культуре  Древнего Шумера.  Известный  лингвист Захария Ситчин,  изучавший  в составе  международной  группы  ученых  найденную  в  ходе  археологических  раскопок  «библиотеку»  шумерских  текстов,  описывает  подобные  существа  —  аннунаки.   Шумерские тексты  являются  последней  редакцией  более древних  источников.  В  них  описаны  вся  «технология»  создания  на нашей  планете  гуманоидной  расы  и причины,  побудившие  пришельцев  (аннунаков)  периодически  изменять генотип  развивающихся  протолюдей.  Судя  по  древним текстам,  эти  изменения  были  вынужденными  и  служили  прежде  всего  интересам аннунаков.   Впоследствии аннунаков  стали  принимать  за  низших  богов,  действующих  в  запретных  для  людей  районах Земли,  в  то  время  как высшие  боги  —  нефилимы  обосновались  в  своих  обителях  «между небом и звездами».

В  гностических  текстах  упоминается,  что  архонтам долгое  время  не  удавалось  нужным образом  изменять генетику  протолюдей.   Метод  проб  и ошибок  приводил  к  появлению  непродуктивных  гибридных  существ  и  различных  монстров.  По  вполне понятным  причинам такая  история  становления и развития  homo sapiens  не  может  устраивать  ортодоксальную  науку,  полагающуюся  на  теорию  дарвинизма.    Сегодня,  как и во  времена  написания  гностических  и шумерских  текстов,  мы  видим  проявление  причудливой  игры  обмана с человеческим разумом,  наиболее  явно  проявляющейся в абдукциях.  В  данном  случае  силе  пришельцев,  воплощенной  в  изощренном  обмане  и  паранормальных  возможностях,  противостоит сила  человека,  заключающаяся в его духовности.   Как бы  ни  назывались  пришельцы из  прошлого  или настоящего,  представляется,  что им не свойственны  даже  зачатки  духовности.

Гностики использовали шумерские тексты,  включив их  в свой  сценарий  вторжения пришельцев на Землю.   Им удалось  правильно понять тактику архонтов  и  предупредить  грядущие  поколения  людей  об  опасных  последствиях  этого вторжения…   Исследования гностических  текстов  позволило  приблизиться  к  пониманию  психофизической  сущности архонтов.  Они наделены  агрессивным характером,  что в  полной  мере проявляется  в  отношениях  внутри собственного вида.   Рептилоиды,  обладающие  интеллектом и большой  физической силой,  стали господствовать над  огромной  ордой  архонтов  эмбрионального вида.   В  гностической  космологии главенствующему  рептилоиду  отведена роль  бога космоса.  Более  того,  гностики  распространяли  лидерство  рептилоидов  на  право контроля  за  процессом  развития  человеческого вида.   Они пришли на Землю,  чтобы  создать разумных  рабов  и с их  помощью  не только  сохранить,  но и умножить свой  вид.

Многие  тысячелетия  они играют  с людьми  в  опасные игры,  отвлекая  их  сознание от правильной  оценки  партнера по игре.   Архонты,  к какому  бы  виду  они не  принадлежали,  стремятся  держать человечество в состоянии замешательства и страха,  активно демонстрируя  свое  присутствие не только на Земле,  но и в космосе.   Страх  перед  неизвестной  и могущественной  силой  обескураживает человечество  и порождает  сомнение в своей  защищенности.  Практика уфологии подтверждает  основные  положения гностического учения.  В  различных  видах  контактов  с пришельцами   человек прежде  всего испытывает на себе  силу  психического воздействия…

Гностическое учение постоянно подчеркивает,  что архонты  —  имитаторы,  которые не способны  произвести ничего оригинального,  хотя  утверждают,  что могут  все.  Рассматривая  это утверждение  в  свете  уфологии,  придется  допустить,  что всевозможные  НЛО,  их  пилоты  и воздействие на окружающую  среду  —  всего лишь имитация  похожей  реальности,  вводящая нас в заблуждение.  Если это так,  то остается  удивляться  мастерству исполнителей.  Аналогичное предположение,  как это не покажется  странным,  возникает и в  наши дни,  тем более,  что безграничные  возможности психики  и материи  в  их  взаимодействии  являются,  пожалуй,  неоспоримым фактом…  Понятно,  что  всю историю человечества  мы  шли  к  более глубокому  пониманию  своих  возможностей  и роли во  Вселенной.  Но  на этом  долгом пути  неведомая сила,  которая с помощью  обмана  и страха демонстрировала  свое  присутствие,  заставляла нас забывать,  кто мы,  зачем мы  здесь  и  куда  идем».

Итак,  эти внеземные  существа  являются настоящими мастерами иллюзий  и фальсификаций.   Они контролируют человечество с помощью  созданной  ими  гибридной  мировой  «элитки»,  внедрившейся в правящие кланы  и создавшей  крупнейшие  банковские  семейства,  а также  посредством  целой  сети тайных  оккультно-религиозных  обществ,  с помощью  которых  нам  подсунули  полностью  свальсифицированную  историю  и  частично сфальсифицированную  науку,  отрезающую людей  от «запретных»  для  них  знаний  с помощью  созданной  системы  «комиссий  по борьбе с лженаукой».  Но еще раньше именно этими существами были созданы  религии «библейского проекта»,  согласно которому,  искусственно созданный в ходе генетических  экспериментов  и оболваненный  религиозной  идеологией  «богоизбранности»  народ,  должен  способствовать растворению  народов  белой  расы,  ведущих  свою  генетическую  линию  от цивилизации «белых  богов»,  в гибридных  народах и расах,  и насаждению  с помощью  филиалов иудаизма  религий  «рабов божиих»,  имея  ввиду  как раз  своего племенного божка   —  того самого рептилоидного  «бога космоса»,  о котором упоминают гностические тексты.

 Вот только  для  народов белой  расы  все эти рептилоидные существа  не являются богами-создателями,  а значит и  нет необходимости   служить  им  и  навязываемому  их  слугами  «новому  мировому порядку».  Тем более,  что именно  белую  расу из-за ее неспособности стать идеальными рабами  и хотят уничтожить  хозяева паразитической и сатанинской  западной  цивилизации.  И процессы  растворения белой расы в Западной Европе и Северной Америке  видны  уже  невооруженным взглядом.   Другое дело —  те  гибридные народы и расы,  которые они создали на Земле с помощью генетических  экспериментов,  используя  ДНК  «белых богов»  и местных  архантропов,  с уже заложенными  генетически качествами  своих  рабов.  Не зря ведь у многих народов  так развито  поклонение  различным  рептилоидам в  виде  змеелюдей,  драконов  и прочих  подобных им существ    Но и они  вовсе не  обязаны  служить тем,  кто использует их  в качестве рабов  и за  людей  по-сути  не считает.

michael101063 

trassa.dreamwaver.org

Гностики

     Гностицизм (от греч. —  познавательный)  —  это  религиозно-философское течение, возникшее в I  —  II  вв.  Гностицизм  явился  формой  связи  новой христианской религии с мифологией и философией эллинизма.

     Важным аспектом гностического восприятия человека было представление  о том, что он состоит из тела, души и духа. Первые два компонента  исходят  от высших сил,  которые  наделили  человека  своими свойствами.  Дух  (пневма) исходит от божества — это его отблеск. Только тот, кто открывает в себе этот отблеск,  становится  избранным,  неподвластным  действию  космических  сил, управляющих миром.

     Совокупность идей о непознаваемом Боге  и  мире,  созданном  не  благим Богом, а низшими силами, о Логосе как посреднике между божеством и миром,  о человеке, который должен пробудить в себе истинное знание о Боге и благодаря этому знанию (по-гречески «гносис») соединиться  с  божеством,  христианские писатели называли гностическими идеями.

     Гностические идеи проявлялись в разных сектах (например, в палестинских и сирийских сектах последователей Иоанна Крестителя). Эти  секты,  группы  и философско-религиозные школы не были связаны между собой и часто  враждовали друг с другом.

     Основным отличием новозаветного  христианства  от  гностических  учений было неприятие им самого понятия гносиса (мистического слияния с божеством), которым гностики заменяли веру в Бога.

     Христианские  богословы  называют  несколько   проповедников,   которые первыми внесли гностические идеи в христианство.

     К  таким  первым  проповедникам  принадлежит  Симон  Волхв.   По   всей вероятности, он не был христианином, а принадлежал  к  какой-то  неизвестной нам сирийско-самаритянской религиозной секте. Про него рассказывали, что  он всюду возил с собой проститутку  по  имени  Елена,  которую  называл  «живым воплощением Божественной Мысли».

     Суть учения симониан сводилась к тому, что в основе мира  лежит  единая Сила, которая проявляет себя как Разум.  Разум  создает  стоящую  ниже  себя Мысль. Мысль обладает творческой способностью, она порождает ангелов и силы, создавшие мир. В процессе создания мира Мысль потеряла контроль  над  своими творениями, она находится  в  плену  у  них  в «нижнем»  мире, мире  зла. Необходимо освободить Мысль из этого плена.

     В учении симониан абстрактные рассуждения, таким образом, переплетались с магией и мистическими представлениями о воплощении божества.

     Одним из наиболее известных гностиков II в. был Валентин. Родился  он  в Египте, начал свою деятельность в Александрии. Около середины II  в.  (между 130 и 160 гг.) учил в Риме. Римская христианская община  не  приняла  учения Валентина, но в Египте, Малой Азии, некоторых городах  Италии  у  него  было немало сторонников.

     Согласно учению Валентина, абсолютное  божество  —  «неизвестный  отец» создал  Разум.  Затем  появляются  различные  «эоны»  (извечные   сущности, порожденные  божеством).  Совокупность  эонов  образует  духовную   полноту, единство бытия — плерому («полноту»). Зоны не знают истинного отца,  поэтому при сотворении мира была совершена ошибка. Эоны, а затем  различные  силы  и власти, находящиеся уже вне плеромы, возникают попарно (каждая пара  рождает следующую). В мире существует резкое  разделение  на  противоположные  пары: так, правым архонтом (властью) Валентин называл непосредственного  Создателя мира, а левым — Сатану (образ, заимствованный им из иудейских и христианских представлений). Христос (одна  из  сущностей  в  этом  мистическом  процессе разделения единого Бога) открыл людям возможность гносиса, т.  е.  духовного достижения плеромы. Гносис — индивидуальное откровение — и есть спасение, но это спасение может быть только духовным.

     Все эти оторванные от конкретной реальности построения были  выражением ощущения абсурдности реального мира, стремлением создать картину мироздания, полностью исключенную из действительной жизни, замкнутую в самой себе. Для  валентинианов,  как  и  для  других  гностиков,  Иисус  был  лишен человеческой сущности.

     В начале II в. В Александрии возникла секта Васидилиан.  Основателем  ее был философ-гностик Василид, родом из Сирии, живший в Антиохии, Александрии, Персии.  Василид  принял  365  эонов,  или   циклов   творения,   называемых по-гречески  «абраксакс»,  потому  что  буквы  в  этом  слове,  взятые   как числительные знаки, дают в произведении число 365. Под словом «абраксакс»  в более глубоком смысле подразумевался верховный Бог.

     По учению Василида, истинное  благо  для  всех  существ  придет  только тогда, когда каждое будет знать только самого себя  и  свою  сферу.  Василид безразлично  относился  к  такому  острому   для   христиан   вопросу,   как отступничество при гонениях. Нет никакого смысла в  мученичестве  и  борьбе, утверждал он. Отречется внешне человек от  своей  веры  или  нет,  от  этого ничего не изменится; значение имеет только  его  внутреннее  состояние,  его внутреннее прозрение божества.

     Как и  Симон  Волхв,  Василид  не  гнушался  колдовством  и  «цирковыми эффектами», что ничуть не мешало ему развивать полярную доктрину  гностиков. Вслед  за  древнеиранским  пророком  Зороастром  он  учил,  что  материю  сосредоточие зла —  истребит  очистительное  пламя,  а  люди  духа,  достигнув совершенной  зрелости,  возвратятся  к  своему   первобытному   естеству   и вознесутся в  блаженные  сферы  «полноты  разума».  Отсюда  и  герметический принцип:  «В  огне  обновляется  природа». По иронии   судьбы   инквизиция впоследствии  возжгла  костры  для  очищения  еретических  душ,  а  не  ради обновления материи.

     От секты василидиан отпочковались Офиты, назвавшие себя по имени  змея, искусившего человеческую праматерь и даровавшего людям плод  познания.  Этим был сделан существенный вклад в фундамент сатанинского храма.

     Дело офитов  с  успехом  продолжили  Кананиты,  провозгласившие  Каина, убившего  брата  Авеля  (символ  слепой  веры,  по  их  воззрениям),  первым гностиком, наказанным Богом Яхве.

     Противники всяческого церковного закона – Антитактиты — ополчились  уже против любой религии, прославляющей Бога-Творца. А первые нудисты — Адамиты, объявив брак «плодом греха» и сбросив одежды, провозгласили  свободу  любви, так сказать «сексуальную революцию».

     Для  гностиков  одних  только  рассказов  о  неизвестном   Божестве   и проистекающих из него сущностях было недостаточно,  чтобы  привести  себя  в экстатическое состояние, которое воспринималось как воссоединение  с  Богом. Гностики совершали магические  обряды,  произносили  заклинания,  в  которых большую роль играли верования, уходящие  в  глубокую  древность.  В  учениях гностиков-христиан возродилась  та  сложная  древневосточная  магия,  против которой выступали первые последователи христианства.

     Гностики образовывали тайные союзы, куда  было  очень  трудно  попасть. Вступающие   должны   были   давать   особые   клятвы.   Некоторые    группы гностиков-христиан селились в уединенных местах, чтобы  избежать  общения  с инаковерцами и создать соответствующую обстановку  для  гносиса.  В  тайных организациях  гностиков  появились  тайные  писания,   предназначенные   для избранных, для тех, кому было доступно «истинное познание».

     Замкнутость, таинственность, сложные магические обряды гностиков – все это поставило их вне существующего общества.

     Христианская церковь выступила против недопустимого с ее  точки  зрения совмещения евангельской истории с языческим пантеизмом и мифологией. В конце II в.  гностицизм  был  побежден  христианством и в  дальнейшем  продолжал существовать только в виде сект и отдельных направлений. 

taboo.su

Евангелие от Иуды как сифианский гностический текст

Евангелие от Иуды как сифианский гностический текст

Наиболее удачное представление о связях Евангелия с гностицизмом сразу после прочтения нами текста дал Марвин Мейер, который перевел текст Евангелия на английский (с помощью швейцарского редактора рукописи Родольфа Кассера и его немецкого помощника Грегора Вюрста). В замечаниях Мейера к переводу и в эссе, которое он включил в комментарий к тексту, он высказывает предположение о том, что Евангелие от Иуды можно счесть текстом сифианского гностицизма.[74]

Мейер является неоспоримым авторитетом. Его ранние труды в основном посвящены текстам из библиотеки Наг-Хаммади, которую он также помогал переводить. Он написал множество книг по раннему христианскому гностицизму и безусловно является одним из лучших исследователей этого направления в Северной Америке. Я полагаю, что со многими высказываниями Мейера можно согласиться и что читатели смогут понять гораздо лучше текст благодаря выявлению в нем характерных черт сифианского гностицизма.

Чтобы объяснить эти характерные черты, нужно сказать несколько слов о том, как сифианский гностицизм обычно определяется современными исследователями.[75] Данная разновидность гностицизма названа по имени Сифа, праведного сына Адама и Евы, рожденного ими после того, как их сын Авель был убит другим сыном Каином. Для этой группы гностиков Сиф стал мифологической фигурой. Он был не простым смертным, а первоначальным божественным существом, от которого произошли сами гностики и который пришел на землю, чтобы передать гнозис, который необходим для спасения. Иногда сифианские гностики называли себя «поколением Сифа» (что соответствует, по мнению Мейера, «тому поколению», упоминающемуся в Евангелии от Иуды в противовес «этому поколению» людей, не обладающих божественной искрой).

В сифианской версии гностического мифа существует своего рода божественная триада тех, кто возглавляет эоны Плеромы. Это Великий Невидимый Дух (Отец), Барбело (Мать) и Самозарожденный (Аутоген, Сын).[76] Все эти имена фигурируют в мифе о творении, изложенном в Евангелии от Иуды. К тому же изложение истории этих персонажей в Евангелии от Иуды соответствует рассказам о них в более сложных сифианских мифологических текстах, таких как Тайная книга Иоанна.

Так, например, в самом начале рассказа Иисуса о том, как возникла божественная реальность, он упоминает о Великом Невидимом Духе. Гораздо больше говорится об этой верховной божественной сущности в Тайной книге Иоанна:

Он Дух незримый. Не подобает думать о нем как о богах или о чем-то подобном. Ибо он больше бога, ведь нет никого выше него, нет никого, кто был бы господином над ним. Он ни в каком бы то ни было подчинении, ибо все существует в нем одном… У него нет в чем бы то ни было недостатка, нет того, чем бы он мог быть пополнен. Но все время он полностью совершенен в свете… Он непостижим, ибо нет никого перед ним, кто постиг бы его… Он не телесный, не нетелесный. Он не большой, не малый. Нет возможности сказать, какого его количество… ибо никто не может постичь его. Он не из тех, кто существует, но много избраннее. Не так, как если бы он был избраннее по сравнению с другими, но то, что его, не причастно ни эону, ни времени. (Тайная книга Иоанна II, 3–4)[77]

К тому же в Евангелии от Иуды Иуда говорит Иисусу, что тот пришел из царствия Барбело. Она тоже часто присутствует в сифианских текстах. Опять?таки, из Тайной книги Иоанна становится понятно, что она первой возникла из Великого Невидимого Духа:

И его мысль выполнила действие, и она предстала перед ним в сиянии его света. Это первая сила, бывшая до всех эонов и открывшаяся в его мысли… Это… совершенная сила, то есть образ незримого девственного Духа совершенного. Она — сила, слава, Барбело, совершенная слава в эонах. (II, 4–5)

В тексте Евангелия от Иуды дело создания эонов и светил отводится Самозарожденному (Аутогену). Это верно и для Тайной книги Иоанна:

И святой Дух дал совершенство божественному Аутогену, сыну его и Барбело, так что тот предстал перед могущественным и незримым девственным Духом как божественный Аутоген, Христос, кому он (Дух) воздал славу громким голосом… Из света же, который есть Христос, и нерушимости через дар Духа (появились) четыре света из божественного Аутогена. (II, 7)

Другие части Евангелия от Иуды напоминают другие сифианские тексты, замечает Мейер. Например, в тексте из Наг-Хаммади, называющемся Евангелие египтян, мы также можем найти упоминания Великого Невидимого Духа, Барбело и Аутогена (III, 40–41), а также великих светил и непогрешимого человека Адамаса (III, 51). Кроме того, глупые кровожадные боги-создатели Сакла и Небруэль (в Евангелии от Иуды последний называется Небро) также присутствуют:

Затем Сакла, великий ангел, увидел великого демона, который был с ним, Небруэля. И они стали вместе порождающим духом земли. Они породили ангелов-помощников. Сакла сказал великому демону Небруэлю, пусть двенадцать эонов будут созданы в мире. (Евангелие египтян III, 57)[78]

В Евангелии египтян Сакла (также называемый Ялдабаофом в Евангелии от Иуды и других гностических текстах), очевидно, является ветхозаветным Богом: «После сотворения мира Сакла сказал своим ангелам: „Я, я ревнивый бог, и без моего ведома ничего не было создано“». Как и в Евангелии от Иуды, здесь он тоже дурак. Мы можем очень долго рассматривать параллели между Евангелием от Иуды и другими гностическими текстами, которые ученые относят к сифианским. Эти тексты помогают нам создать своеобразный контекст для понимания Евангелия: его мифология может показаться странной тому, кто знакомится с ней впервые, но для изучавших другие гностические труды, открытые в наше время, она не будет совсем непривычной.

В то же время я полагаю, что было бы ошибкой счесть Евангелие от Иуды сифианским текстом до мозга костей. Даже хотя в нем наблюдаются близкие параллели с другими сифианскими текстами, некоторые различия также присутствуют. Возможно, эти различия проистекают из того, что у нас нет полного текста Евангелия от Иуды (как я уже говорил, утрачено 10–15 процентов из-за плохого обращения с рукописью в течение многих лет), или же, как я указывал раньше, из-за того, что некоторые гностические тексты (как Евангелие от Фомы) предполагают мифологические представления, которые они не описывают эксплицитно. Даже в этом случае маловажен тот факт, что имя Сифа играет самую небольшую роль в Евангелии от Иуды. В фрагментарно сохранившихся отрывках Сиф, возможно, упомянут как самый высокий правитель «того поколения» (49). Однако помимо этого его имя встречается только один раз в числе пяти низших божеств, которые правят подземным миром и которые будут уничтожены в конце времен (54). Возможно, не стоит придавать такого большого значения тому факту; что рассказ о творении в Евангелии от Иуды отличается от других сифианских текстов — последние имеют множество отличий друг от друга. Однако примечательно, что многие из самых близких параллелей к творению божественного царства в Евангелии можно найти в текстах, которые обычно иг считаются сифианскими.

Как отмечает Мейер, многочисленные описания божественных эонов, светил и сводов в Евангелии от Иуды 49–50, к примеру, очень близки описаниям в гностическом тексте из Наг-Хаммади, не имеющем следов христианства, в несифианской книге, называемой Евгност Блаженный:[79]

Первородный, их отец, в скором времени создал двенадцать эонов для свиты двенадцати ангелов. И в каждом эоне — шесть (небес), общее число их семьдесят два — по числу сил, возникших из него. И в каждом небе было по пять небесных сводов, всего — триста шестьдесят пять небесных сводов — по числу сил, возникших из него. (III, 84–85)[80]

Это близкое сходство (некоторые из гностиков просто любили числа) привело меня к предположению о дополнительных связях с другими несифианскими текстами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Читать онлайн «Гностицизм. Полное собрание гностических текстов» автора Апокриф — RuLit

Я же десятью месяцами раньше послал тебе другую сокровенную книгу, открытую мне Спасителем, но та — думай о ней, как о той из них, которая открыта мне, Иакову, эта же […]

Двенадцать учеников сидели все вместе, друг с другом, вспоминая то, что Спаситель говорил каждому из них, тайно или явно, занося это в книги, [я же] записывал то, что в [моей книге].

Вот, Спаситель явился, ушедший от [нас], ожидавших Его. И после пятисот пятидесяти дней, как Он восстал из мертвых, мы сказали Ему: “Ты ушел, Ты удалился от нас!”.

Иисус же сказал: “Нет, но Я пойду в место, из которого Я вышел. Если вы хотите пойти со Мной — идите!”.

Все они ответили, они сказали: “Если Ты приказываешь нам, мы пойдем”.

Он сказал: “Аминь, Я говорю вам, что никто никогда не войдет в Царство небесное, если Я прикажу ему, но только потому, что вы полны. Уступите Мне Иакова и Петра, чтобы Я наполнил их”.

Он отвел их в сторону, Он повелел остальным заниматься тем, чем они были заняты.

Спаситель сказал: “Вы помилованы […] и как […] не слышат, и […] не понимают, вы же не хотите наполниться? И ваше сердце пьяно, вы же не хотите отрезвиться? Итак, стыдитесь отныне! Бодрствуя и во сне, помните, что вы видели Сына Человека, и вы говорили с Ним, и вы слушали Его. Горе видевшим Сына Человека! Блаженны будут не видевшие <Сына> Человека и не пребывавшие с Ним, и не говорившие с Ним, и не слышавшие ничего от Него. Ваша — жизнь!

Поймите же, что Он исцелил вас, больных, чтобы вы царствовали. Горе тем, кто упокоился от своей болезни, ибо они возвратятся вновь к болезни. Блаженны не бывшие больными, и они познали покой до того, как заболели. Ваше — Царство Божие!

Поэтому Я говорю вам: наполнитесь, и не оставляйте в себе пустого места, ведь он сможет посмеяться над вами, тот, кто придет!”.

Тогда Петр ответил: “Вот, трижды Ты сказал нам [“наполнитесь”, но] мы полны!”.

[Спаситель ответил], Он сказал: “Ради [того Я говорю] вам [“наполнитесь”], чтобы [вы] не [оскудели], — [наполненные] же не [оскудеют], ибо наполненность благо, и [оскудение] — зло. Но потому оскудеть — благо тебе, а наполниться — зло, что полный оскудевает и, оскудев, не наполняется, как наполняется скудный и, наполнившись, исполняется изобилия. Итак, должно оскудеть, чтобы было возможно наполнить вас, и наполниться, чтобы было возможно оскудеть, чтобы вы смогли наполнить себя (еще) более.

Итак, станьте полны духом и скудны в слове, ибо слово — душевное, это еще душа!”.

Я же ответил, я сказал Ему: “Господи, мы можем довериться Тебе, если Ты хочешь, ибо мы оставили наших отцов и наших матерей и наши селения, (и) мы последовали за Тобой, но позволь нам, чтобы нас не искушал лукавый дьявол!”.

Господь ответил, Он сказал: “Какова ваша заслуга, если вы творите волю Отца? Это не дано Им вам, как дар, когда вас искушает сатана. Если же вы мучимы сатаной и преследуемы, и вы творите Его волю, Я [говорю], что Он будет любить вас, и сделает вас равными Мне, и будет думать [о вас], что вы стали [возлюбленными] Его Провидением по своему выбору. Вы же не прекращаете любить плоть и бояться страданий! Или вы не знаете, что вы будете унижены, и обвинены несправедливо, и заключены в темницу, и осуждены беззаконно, и распяты <презренно>, и погребены <бесчестно>, как Я Сам, от лукавого? Вы дерзаете жалеть плоть, вы, для кого Дух — стена, окружающая их!

Если вы помыслите о мире, как велик он (был) до вас, и как еще он (будет) велик после вас, вы найдете, что ваша жизнь — единый день, и ваши страдания — единый час, ибо благие не придут в мир.

Итак, презирайте смерть и заботьтесь о жизни! Помните Мой крест и Мою смерть, и вы будете жить”.

Я же ответил, я сказал Ему: “Господи, не говори нам о кресте и смерти, ибо они далеки от <нас>!”.

Господь ответил, Он сказал: “Аминь, Я говорю вам, что никто не спасется, если не уверует в Мой крест, ибо уверовавшие в Мой крест, их — Царство Божие! Ищите же смерти, как мертвые, которые ищут жизни, ибо то, чего они ищут, является им. Что же — забота для них? Когда вы обратитесь к смерти, она научит вас лучшему.

Истинно Я говорю вам, что никто не спасется из боящихся смерти, ибо царство смерти принадлежит умерщвляющим их. Станьте лучше Меня, уподобьтесь Сыну Духа Святого!”.

Тогда я спросил Его: “Господи, как мы сможем пророчествовать тем, кто просит нас, чтобы мы пророчествовали им? Ибо много просящих нас и ожидающих от нас, что они услышат слово через нас!”,

Господь ответил, Он сказал: “Вы не знаете, что голова пророчества отделена с Иоанном?”.

Я же сказал: “Господи, разве возможно отнять голову пророчества?!”.

www.rulit.me

ГНОСТИЦИЗМ | Энциклопедия Кругосвет

ГНОСТИЦИЗМ (греч. gnosis – знание), религиозное течение, развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм, в его развитых формах, представлял собой сочетание восточных и эллинистических мотивов с христианской интерпретацией истории и предназначения человечества, восходящей к посланиям апостола Павла. Общим для гностических систем является резкий дуализм – противопоставление духа и материи. В основе гностического мифа лежало представление, что мир пребывает во зле и это зло никоим образом не могло быть сотворено Богом. Отсюда следовало, что мир был сотворен либо ограниченной в своем могуществе, либо злой силой, которую гностики именуют Демиургом. Гностический Демиург ничего общего не имеет с Демиургом (Богом-ремесленником) платоновского Тимея, который мыслится безусловно благим и творящим видимый мир в соответствии с божественным образцом. Согласно гностикам, Высший Бог обитает в занебесной области, однако из сострадания к человечеству он направляет к людям своего посланца (или посланцев), чтобы научить их, как освободиться из-под власти Демиурга. Некоторые гностические секты отождествляли Демиурга с Богом еврейской религии и, соответственно, рассматривали евреев как народ, избранный, чтобы воспрепятствовать спасительной деятельности посланцев Высшего Бога.

Учения различных гностических сект получили свое отражение в чрезвычайно обширном корпусе сочинений, однако большей частью эти сочинения были уничтожены как еретические. Самыми известными основателями гностических сект были Симон Волхв, Менандр, Сатурнин, Керинф (1 в. н.э.), Василид (ум. ок. 140), Валентин (середина 2 в.) и Маркион (2 в.), у каждого из них была собственная гностическая система.

До середины 20 в. гностики были известны лишь по сочинениям отцов церкви, и прежде всего – Иринея Лионского, Тертуллиана, Ипполита и Епифания. Однако сообщаемые ими сведения чаще всего были заимствованы из вторых рук и основаны на чужих свидетельствах, а не на сочинениях самих гностиков. Лишь в 1945 была открыта целая библиотека коптских гностических текстов, которую обнаружили в большом глиняном сосуде, закопанном в поле близ Наг-Хаммади в Египте, примерно в 40 км к югу от Каира; среди них был список известного сочинения Валентина – Евангелия истины.

На основе тех сведений, которыми ученые располагают сегодня, можно сделать вывод о том, что гностицизм имел скорее эллинистические, чем иудаистские или иудеохристианские корни. Гностические сочинения полны цитат из раннехристианских сочинений и отголосков той формы христианского вероучения, которая восходит к традиции, связанной с именем апостола Павла, и в которой заметна дуалистическая ориентация или преуменьшается значение плоти и преувеличивается могущество зла (например, 1 Ин 5:19: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле»; или Рим 8:3: «в подобии плоти греховной»). Между тем, еврейская Библия решительно отвергает дуалистическое принижение материального мира, и даже некоторые новозаветные тексты указывают на сильную оппозицию гностическому дуализму 1 в.

Исследователи, придерживающиеся теории, резко противопоставляющей иудеохристианскую традицию в раннем христианстве эллинистической, считают, что, хотя апостол Павел и не разделял враждебного отношения гностиков к Богу Израиля и Торе как таковой, он привнес в свою версию христианства ряд гностических мотивов. Так, Павел верил, что в нашем земном мире правит зло и что спасение возможно лишь за его пределами. Выражение «власти века сего» (1 Кор 2:8) относится у него не к земным владыкам, а к сверхъестественным силам, которые правят «сим веком», то есть земным миром в данную космическую эпоху. Кроме того, он постоянно использует излюбленные гностические термины «начальства» и «власти» (напр., Еф 6:12) применительно к сверхъестественным силам зла, которым противостоял Иисус и сам Павел. Апостол Павел представлял себе силы зла как силы, обладающие не зависящим от Бога могуществом и противоборствующие Богу, вовлеченному в великую космическую вражду, в которой земными противниками Бога выступали легионы злых сверхъестественных сил.

Хотя гностицизм в чистом виде исчез довольно рано, гностический дуализм продолжал оставаться существенным компонентом западной духовности. Гностиком в расширительном смысле можно назвать того, кто обращается мысленным взором к миру невидимых, духовных сущностей и ищет спасения через полученное посредством божественного Откровения знание об истинной сущности человека и о необходимости его избавления от оков порочного мира материи. Так, в Евангелии истины сказано: «Тот, кто знает [эту истину, или знает себя], принадлежит к горнему миру. Когда его призывают, он внемлет, он отвечает, он обращается к Богу, призывающему его, чтобы возвратиться к Нему».

См. также МАНИХЕЙСТВО; МАНДЕЙЦЫ; ДОКЕТИЗМ.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»

Сколько дней после праздника Рождества называют святками?

www.krugosvet.ru

Гностические тексты • ru.knowledgr.com

Гностицизм использовал много религиозных текстов, которые сохранены, частично или целые, в древних рукописях или потеряны, но упомянуты критически в Принадлежащих отцам церкви письмах.

Гностические тексты

Полный или фрагментарный

Эти тексты существуют в выживающих рукописях.

  • Законы Питера
  • Законы Питера и двенадцати
  • Законы Томаса
  • Апокалипсис Адама
  • Первый апокалипсис Джеймса
  • Второй апокалипсис Джеймса
  • Apocryphon Джеймса
  • Коптский апокалипсис Пола
  • Коптский апокалипсис Питера
  • Книга Томаса соперник
  • Диалог спасителя
  • Письмо от Питера Филипу
  • Секретное евангелие Марка
  • София Иисуса Христа
  • Евангелие египтян
  • Евангелие Иуды
  • Евангелие Мэри
  • Евангелие Филипа
  • Евангелие Томаса
  • Евангелие правды

Указанный или сослался

Эти тексты упоминаются или частично цитируются в письмах Отцов церкви.

  • Евангелие Бэзилайдса, упомянутого Оригеном, Джеромом, Амброузом, Филипом Стороны и Бедом.
  • Экседжетика Бэзилайдса упомянул в Ипполите Рима (Рефутатио Омниум Аересиум VII, i-xv и X, x) и Климент Александрийский (Основы IV, xii и IV, xxiv-xxvi)
  • Эпифэнес На Справедливости, упомянутой в Клименте Александрийском (Str. III, ii).
  • Heracleon, Фрагменты из его Комментария относительно Евангелия Джона, упомянутого в Оригене (Комментарий относительно Евангелия Джона)
  • Наассин Фрэгмент упомянул в Ипполите (Касательно 5.7.2-9).
  • Диаграммы офита, упомянутые в Celsus и Origen
  • Комментарий Птолемея относительно Евангелия Джона Прологу, упомянутого в Иренее.
  • Письмо Птолемея Флоре, упомянутой в Епифании.
  • Theodotus: Excerpta Исключая Зэодото упомянут в Клименте Александрийском.

Рукописи

  • Искоса Старинная рукопись содержит Пистис Софию и некоторые другие неизвестные тексты.
  • Берлинская Старинная рукопись, 5-й век, содержит фрагментарное Евангелие Мэри из девятнадцати страниц, страницы 1-6 и 11-14 отсутствуют полностью, Apocryphon Джона, Софии Иисуса Христа и воплощения закона Питера.
  • Брюс Кодекс содержит первые и вторые Книги Jeu и трех фрагментов — неназванный текст, неназванный гимн и текст «На Проходе Души Через Архонтов Среды».
  • Старинная рукопись Tchacos, 4-й век, содержит Евангелие Иуды, Первый Апокалипсис Джеймса, Письмо от Питера Филипу и фрагмент Allogenes.
  • Библиотека ворчания Hammadi содержит большое количество текстов (для полного списка, см. листинг)
,
  • Три папируса Oxyrhynchus содержат части Евангелия Томаса:
  • Oxyrhyncus 1: это — половина листа папируса, который содержит фрагменты logion 26 through 33.
  • Oxyrhyncus 654: это содержит фрагменты начала через logion 7, logion 24 и logion 36 на обороте папируса, содержащего рассмотрение данных.
  • Oxyrhyncus 655: это содержит фрагменты logion 36 через logion 39 и является фактически 8 фрагментами, названными через h, whereof f, и h были с тех пор потеряны.

Примечания

См. также

  • Апокрифические книги Нового Завета
  • Текстовая критика
  • Апокрифические изречения Христа
  • Связанная литература
  • Список евангелий
  • Апокалиптическая литература
  • Законы апостолов (жанр)
  • Список папирусов Нового Завета
  • Ипостась архонтов

Внешние ссылки

  • Гностическая общественная библиотека

ru.knowledgr.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *