Краткая биография Михаила Глинки
Глинка Михаил Иванович (1804—1857), композитор.
Родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика.
В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие.
После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.
В 1830—1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты — написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским — подвиг Ивана Сусанина.
Уже в 1836 г. в Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя». После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла, правда с перерывами, около шести лет.
В 1842 г. состоялась премьера «Руслана и Людмилы», ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки.
Творчество Глинки высоко ценилось музыкантами — его современниками. Так, Ф. Лист переложил для фортепиано «Марш Черномора» из «Руслана и Людмилы» и очень часто исполнял его в своих концертах.
В 1844—1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании.
Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская хота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.).
Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясь в Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» (1848 г.) на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».
В 1856 г. Михаил Иванович поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве древнерусские знаменные церковные напевы.
Реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. Глинка скончался.
Еще по теме:
Популярно:
Комментарии:
Музыкант-любитель | Classic-music.ru
Семья Глинки, естественно, не принимает всерьез склонности молодого человека к музыке. Для помещика-дворянина музыка может быть развлечением, даже страстью, но не серьезным занятием. Поэтому молодой музыкант вынужден поступить на службу в одно из министерств, где фактически у него нет других обязанностей, как бывать «в свете», заниматься обсуждением новых книг, болтовней о театре, о столичных красавицах, музыке, моде, танцах, балах, то есть вести светскую жизнь. Однако Глинка скоро отдает себе отчет в том, что скрывается под блестящим фасадом великосветской жизни. В 1825 году на царский трон вступает Николай I, олицетворяющий беспощадный, безудержный деспотизм. Он душит вольные мысли, ликвидирует даже видимость свободы печати, вводит строгую цензуру, грубый полицейский террор, наказание палками, ссылку, насаждает разветвленную систему шпионажа.
Глинке вначале нравился водоворот светской жизни. Он мило танцевал и пел, очаровывая всех своим приятным голосом, прекрасной фортепианной игрой и блестящим остроумием. Но вот любимец общества начинает испытывать отвращение к жизни царской столицы, ко все более беспощадному террору. Врачи советуют ему отдохнуть, и весной 1830 года он едет за границу, сначала в Германию, затем в Италию, и некоторое время живет в Милане, где пышнее всего цветет музыкальная жизнь Италии XIX века. Здесь у него устанавливается личная дружба с Беллини и Доницетти, а что всего важнее — Глинка обстоятельно изучает сладостную, певучую плавную кантилену первого и углубляется в великолепные, пленяющие полнотой жизни, сверкающие остроумием, богатые находками музыкальной драматургии партитуры второго. В Милане он встречается и с Мендельсоном, что дает ему возможность обсуждать проблемы композиции, инструментовки и построения форм с одним из самых образованных композиторов того времени.
В Милане Глинка вращается в изысканных светских кругах. Он замечательный музыкант, очаровательный собеседник, прекрасный певец, хороший танцор и, кроме того, щедрый барин. И все же Глинка не чувствует себя в Италии хорошо. Его гнетет тоска по родине. Летом 1833 года он прощается с Италией и едет домой.
На пути в Россию он останавливается в Вене, чтобы отдохнуть и полечиться у гомеопатов. Оттуда он едет в Берлин, где судьба сводит его с одним из лучших немецких теоретиков музыки тех лет, Зигфридом Деном. Имена Зельтера, Дена и Мендельсона связаны с новым изданием произведений забытого к тому времени Иоганна Себастьяна Баха. Кроме Глинки, Ден мог гордиться еще двумя блестящими учениками — Антоном Рубинштейном и автором «Багдадского цирюльника», Петером Корнелиусом.
Ден занимается с Глинкой на самом высоком уровне. Он знакомит его с техникой контрапункта в музыке барокко, но в то же время с восхищением слушает импровизации Глинки, когда тот, сидя за фортепиано, сплетает в красочный венок слышанные им в детстве чудесные народные мелодии, плясовые ритмы, городские романсы, хоровые песни русских крестьян. Ден не только дает Глинке прочные знания в области композиции классических форм, гармонии, контрапункта и оркестровки, но и поощряет его закреплять свои импровизации в законченные формы. В качестве основного материала Ден советует Глинке использовать русскую народную музыку и из ее элементов строить будущие произведения.
Глинка с гордостью пишет петербургским друзьям, что его самое горячее желание — сочинить такую музыку, которая вызывала бы в сердцах дорогих соотечественников образ любимой родины, что он хочет предстать как музыкант не во взятых взаймы отрепьях, а в своем собственном национальном костюме.
В это время умирает отец Глинки. Получив наследство, композитор может теперь свободно распоряжаться своим временем, жить, где ему угодно, и заниматься, чем хочет. Он решает поселиться в Петербурге, где сразу включается в духовную жизнь столицы. Это были бурные годы. Наряду с угрожающей напряженностью во внутренней жизни России существует напряженность внешняя. Николай I пускается на все новые и новые военные авантюры. За столкновениями на турецкой границе следует подавление польского восстания, без конца длятся стычки в Крыму. Русский царь влезает в такое осиное гнездо, как Балканы, и ведет дипломатическую, порой чуть ли не вооруженную борьбу с Англией, демонстрирующей свои военно-морские силы. Но все это не может отвлечь внимания от внутренних неурядиц. Полицейский террор превращает страну в гигантский штрафной батальон. Крестьянские волнения следуют одно за другим; не раз бунтуют и солдаты. Николай I и его советники отвечают на это кровавыми репрессиями.
В этот период Глинка тесно связан с литературным кружком Кукольника и сближается с Пушкиным и Гоголем. По совету Жуковского Глинка берется за создание оперы на тему предания об Иване Сусанине. Либретто было написано более чем посредственным поэтом, бароном Розеном, который придал ему характер монархической официозности, что сделало возможным поставить оперу на сцне под названием «Жизнь за царя» вместо предполагавшегося сперва названия «Иван Сусанин». Опера, поставленная на сцене Мариинского театра в Петербурге, успеха не имела. Приговор высшего света был: «Это кучерская музыка!», на что Глинка с едкой иронией заметил: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ!»
Зато в прогрессивных кругах «Сусанин» Глинки был принят с неописуемым воодушевлением, ибо это произведение было зрелой музыкальной драмой, значение которой увеличивалось тем, что она не имела сколько-нибудь серьезных предшественников. И тут выяснилось, что годы ученья не прошли для Глинки даром. Глинка с непогрешимым чувством подлинного творца опер характеризует главного героя, основная линия мелодии которого переплетается с мелодикой древнего фольклора, нежными красками рисует Антониду, интимными аккордами изображает атмосферу простого крестьянского дома и с помощью монументальных эффектов создает в эпилоге увенчивающую оперу сцену победы. С помощью искусно найденных ритмов и интонации он противопоставляет польские и русские массы, русскую музыку мелодиям, пришедшим из чужой страны и принесшим с собой чужой дух.
Царский двор не мог не реагировать на успех музыкальной драмы «Жизнь за царя» в широких кругах просвещенной публики. После первой постановки ее в 1836 году композитор был назначен на должность капельмейстера придворной певческой капеллы.
Московский камерный оркестр Musica Viva
Программа:
- Увертюра ре мажор
- Увертюра соль минор
- «Не забывай её небесной» на стихи Н.Павлова
- Симфония си-бемоль мажор (реконстр. П.Климова)
- «Колыбельная» на стихи Н.Кукольник
- Три танца из оперы «Жизнь за царя» (па де труа, па де катр, па де де в реконстр.П.Климова)
- «Ночной смотр» на стихи Й.К.Зедлица в переводе В.Жуковского
- «Камаринская»
- «Ты скоро меня позабудешь» на стихи Ю.Жадовской
- Вальс-фантазия
О программе:
«Музыкальные академии» – именно так назывались в XVIII и в начале XIX века в Италии авторские концерты, устраиваемые композиторами. Обычно они представляли собой некую форму художественного отчета сочинителя перед своими слушателями. В Российской империи «Музыкальные академии» принадлежали к тем исключительным событиям культурной жизни, когда на гастроли в Санкт-Петербург или в Москву приезжали знаменитые иностранные виртуозы, знакомившие публику с собственными сочинениями. Так или иначе, гениальный Михаил Иванович Глинка (1804–1857) при жизни не удостоился подобной чести ни в Европе, ни в России.
Оркестр «Musica viva» и его неизменный руководитель Александр Рудин приглашает восполнить эту историческую несправедливость, отдать должное памяти гениального русского музыканта М.И. Глинки и прослушать программу избранных его произведений, скомпонованных на диске «Музыкальная академия М.И.Глинки». Они представляют собой неизвестные и малоизвестные публике сочинения композитор различных периодов его творчества, не исполнявшиеся многие десятилетия публично, а также самые популярные из наследия композитора, но в новой интерпретации.
Увертюры ре мажор и соль минор относятся к числу неизвестных публике ранних сочинений Глинки 1820-х годов. Тогда 18-летний музыкант сразу по окончании Благородного пансиона при С.-Петербургском Педагогическом институте (1822) уезжает в Смоленскую губернию в село Новоспасское, свое родовое имение. Здесь и в соседнем селе Шмакове, у дяди Афанасия Андреевича Глинки были оркестры крепостных музыкантов, с которыми Глинка разучивал их партии и таким образом «подметил способ инструментовки большей части лучших композиторов для оркестра» («Записки» Глинки): увертюр и симфоний Керубини и Мегюля, Моцарта и Бетховена.Тогда же без замедления он приступает к сочинению собственных увертюр и собственной симфонии.
Увертюра Ре-мажор (1822) – обладает самыми характерными признаками радостно-энергичной и притом ладно скроенной концертной пьесы. Увертюра соль-минор (1822) – с весьма длинным и настороженным вступлением, вплотную приближается к жанру драматической симфонии в стиле петербургского ампира эпохи царствования императора Александра I. В чем-то ее мотивы предвосхищают увертюру оперы «Жизнь за царя».
К числу редко исполняемых сочинений Глинки 1830-х годов принадлежит романс на слова Н.Ф. Павлова «Не называй ее небесной» (1834) в авторской оркестровке(1855), сделанной для концертов певицы Дарьи Михайловны Леоновой. Об этом романсе Глинка в своих «Записках» рассказал, как по приезде в Москву в начале июня 1834 года он гостил у музыкального критика Николая Александровича Мельгунова, где тогда же размещался в мансарде дома еще один гость Николай Филиппович Павлов – «он дал мне свой романс, – вспоминал композитор, – незадолго им сочиненный, который я положил на музыку при нем же …».
Портрет красавицы в романсе Глинки и Павлова настолько совпадает с обликом Марьи Петровны Ивановой – будущей супруги Михаила Ивановича, что невольно закрадывается мысль, будто поэт и композитор уже испытали на себе силу девических чар пятнадцатилетней прелестницы.
Симфония Си-бемоль-мажор (Юношеская) Глинки (1822–1826) по каким-то причинам осталась незавершенной и дошла до наших дней лишь в виде четырех фрагментов черновой партитуры. Об этом времени композитор вспоминал: «Должно заметить, что я в молодости, то есть вскоре после выпуска из пансиона много работал на русские темы» («Записки» Глинки). В незавершенной симфонии композитор показывает, насколько уверенным и ажурно легким уже тогда было его перо, как естественно и с какой любовью варьировал он народные плясовые песни – русские «Во лузях», «Во саду ли, в огороде» и украинский гопак «Ой, не ходи, Грицю». Диск «Музыкальная академия М.И.Глинки» впервые представляет незавершенную юношескую симфонию композитора в реставрации композитора Петра Климова.
«Колыбельная песня» («Спи мой ангел, почивай..») (1840) входит в вокальный цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом» на стихи поэта Нестора Васильевич Кукольника. В том же году 14 декабря в Петербурге состоялся бенефис замечательной молодой певицы-контральто Анны Яковлевны Петровой-Воробьевой, для которой Глинка инструментовал «Колыбельную песню» для голоса и струнного оркестра.
Танцы для оперы Глинки «Жизнь за Царя» в редакции Петра Климова – неизвестная слушателям страница творчества Глинки. В апреле 1834 года тридцатилетний Глинка вернулся в Россию после более чем трехлетних странствий по Европе и плодотворных музыкально-теоретических занятий с немецким ученым Зигфридом Деном. Тогда, сочиняя сцены польского бала к опере «Жизнь за царя», Глинка настолько превысил необходимые объемы музыкального материала, что замечательной музыки тут хватило бы на целый балет. Редкое чувство соразмерности побудило композитора вычеркнуть из оперной партитуры оперы два танца («Passo a tre» и «Passo a due»), а «Pas de quatre» преобразовать из лирического танцевального дуэта в общий «Вальс». Его исполнение оркестром «Musica viva» воспроизводит облик этого цикла в его начальной версии.
Баллада «Ночной смотр» на стихи Василия Андревича Жуковского – сочинение Глинки 1834 г. По формальным критериям стихотворение Жуковского являлся лишь переводом стихотворения Йозефа фон Цедлица «Die nächtliche Heerschau» (1828). Однако достоинства русского перевода оказались так велики, что в сознании современников фигура австрийского поэта сразу же отступила в тень. А на передний план вышло имя Жуковского, который, кстати сказать, еще до напечатания стихотворения, в конце февраля или начале марта отдал композитору текст, и «к вечеру [музыка] была уже готова, и я пел ее у себя в присутствии Пушкина и Жуковского»,– вспоминал композитор («Записки» Глинки). Второй авторский оркестровый вариант баллады связан с именем молодой певицы-контральто – Дарьи Михайловны Леоновой. С января 1855 и по апрель 1856 года композитор почти ежедневно давал ей уроки пения, объяснял важные особенности собственной вокальной музыки, оркестровал в расчете на ее голос свои романсы. Для нее – молодой женщины — он заново оркестровал музыку казалось бы традиционно мужской баллады «Ночной смотр» (9 февраля 1855 года).
«Камаринская» (Русское скерцо «Свадебная и плясовая»)- сочинение 1848 г., впервые прозвучала 5 марта 1850 года в Благородном собрании Санкт-Петербурга. Этот концерт, по суждению современников, открыл новую страницу в истории русской музыки и новую эпоху концертной жизни в Российской империи. В программе впервые значились новые произведения только русских композиторов нескольких поколений – от Александра Алябьева и Алексея Львова до Александра Даргомыжского и Антона Рубинштейна. Едва ли не все произведения исполнялись впервые. Громадной была величина оркестра и хора. Ожидался приезд царской семьи. Все ожидания оправдались. Кульминацией вечера стало исполнение после «Испанских увертюр» Глинки его же «Русского скерцо», которое у композитора называлось «Свадебная и плясовая». В отсутствии Глинки (он находился в Варшаве), устроителем концерта князем Владимиром Федоровичем Одоевским авторское название пьесы «Русское скерцо. Свадебная и плясовая» было заменено на более краткое: «Камаринская». Оно и вошло в обиход, вызвав неудовольствие Глинки, который всегда. протестовал и против манеры помпезно увеличивать число инструментов в составе оркестра. Поэтому исполнение «Камаринской» оркестром «Musica viva» можно отнести к числу аутентичных и открывающих в этой музыке Глинки новые краски.
Романс «Ты скоро меня позабудешь» на слова совсем молодой ярославской поэтессы Юлии Валериановны Жадовской (1847 ) специально для певицы Д.М.Леоновой оркестрован Глинкой 20 февраля 1855 года. Поэтический текст романса не отмечен ни мастерством, ни самобытностью образного решения. Но многих читателей – и Глинку в их числе – привлекли в нем интонации безупречной искренности: речь идет о беспросветном одиночестве покинутой девушки.
«Вальс-фантазия» Глинки имела несколько авторский версий: первоначально в 1839 году написана для фортепиано. В 1845 — появился ее оркестровый вариант. Последняя редакция оркестрового варианта — 1856 год, связана с именем Д.М.Леоновой. 9 марта 1856 года в Александринском театре С.-Петербурга состоялся беспримерный по размаху бенефис 22-х летней певицы, полностью подготовленный Глинкой. Для него композитор при всех недомоганиях и заботах о приближающемся отъезде за границу, завершил к ожидаемой дате один из лучших своих шедевров – последнюю редакцию «Вальса-фантазии», которая и завершает программу диска «Музыкальная академия М.И.Глинки».
/автор текста Евгений Левашев/
Издатель FUGA LIBERA
Диск выпущен 03.12.2010
Михаил Глинка – биография, книги, отзывы, цитаты
Глинка Михаил Иванович — русский композитор, основоположник русской национальной оперы, автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».
Родился в родовом имении своей семьи в Смоленской области 20 мая (1 июня) 1804 года. Его отец был потомком обрусевшего польского шляхтича. Родители будущего композитора приходились друг другу дальними родственниками. Мать Михаила Евгения Андреевна Глинка-Земелька была троюродной сестрой его отца — Ивана Николаевича Глинки.
Мальчик рос болезненным и слабым ребенком. Воспитанием Михаил первые десять лет его жизни занималась мать отца Фёкла Александровна. Бабушка была бескомпромиссной и строгой женщиной, культивировала в ребенке мнительность и нервозность. Обучался внук Фёклы Александровны на дому. Первый интерес к музыке проявился у мальчика в раннем детстве, когда он пытался имитировать колокольный звон с помощью медной домашней утвари.
После смерти бабушки воспитанием Михаила занялась его мать. Она устроила сына в петербургский пансион, в котором учились только избранные дворянские дети. Там Михаил познакомился со Львом Пушкиным и его старшим братом. Александр Сергеевич навещал родственника и знал его близких друзей, одним из которых был Михаил Глинка.
Первые сочинения Глинки относятся к периоду выпуска из пансиона. В 1822 году Михаил Иванович стал автором нескольких романсов. Один из них «Не пой, красавица, при мне» был написан на стихи Александра Пушкина. Знакомство музыканта с поэтом произошло во время учебы, но через несколько лет после выпуска Глинки из пансиона молодые люди стали друзьями на почве общих интересов.
Михаил Иванович с детства отличался слабым здоровьем. В 1923 году он отправился на Кавказ, чтобы пройти лечение минеральными водами. Там он любовался пейзажами, изучал местные легенды и народное творчество, занимался здоровьем. После возвращения с Кавказа Михаил Иванович почти год не покидал свое родовое имение, создавая музыкальные композиции.
В 1924 году он уехал в столицу, где устроился на службу в Министерство путей и сообщения. Не прослужив и пяти лет, Глинка вышел в отставку. Причиной ухода со службы стал недостаток свободного времени для занятий музыкой. Жизнь в Петербурге подарила Михаилу Ивановичу знакомства с выдающимися творческими людьми его времени. Окружение разжигало у композитора потребность в творчестве.
В 1830 году состояние здоровья Глинки ухудшилось, музыкант был вынужден сменить Петербургскую сырость на более теплый климат. Композитор отправился на лечение в Европу. Оздоровительную поездку в Италию Глинка совместил с профессиональным обучением. В Милане композитор познакомился с Доницетти и Беллини, изучал оперу и бельканто. Через четыре года своего пребывания в Италии Глинка уехал в Германию. Там он брал уроки у Зигфрида Дена. Прервать обучение Михаилу Ивановичу пришлось из-за неожиданной кончины отца. Композитор спешно вернулся в Россию.
Музыка занимала все мысли Глинки. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», которая позднее была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время. Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора. Когда она началась, Глинке было всего восемь лет, но ее влияние на сознание музыканта сохранилось на несколько десятилетий.
В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила» было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет.
Глинка писал свою вторую оперу долго. Ему потребовалось около шести лет, чтобы окончить эту работу. Разочарованию композитора не было предела, когда произведение не возымело должного успеха. Волна критики раздавила музыканта. Также в 1842 году у композитора наметился кризис в личной жизни, что повлияло на эмоциональное и физическое здоровье Глинки.
Неудовлетворенность жизнью подтолкнула Михаила Ивановича предпринять новое долгосрочное путешествие в Европу. Композитор посетил несколько городов Испании и Франции. Постепенно он вернул себе творческое вдохновение. Результатом его поездки стали новые произведения: «Арагонская хота» и «Воспоминание о Кастилии». Жизнь в Европе помогла Глинке восстановить уверенность в себе. Композитор снова отправился в Россию.
Некоторое время Глинка провел в родовом имении, потом жил в Петербурге, но светская жизнь утомляла музыканта. В 1848 году он оказался в Варшаве. Там музыкант прожил два года. Этот период жизни композитора ознаменован созданием симфонической фантазии «Камаринская».
Последние пять лет жизни Михаил Иванович провел в разъездах. В 1852 году композитор отправился в Испанию. Состояние здоровья музыканта было слабым, и, когда Глинка добрался до Франции, он решил остаться там. Париж ему благоволил. Ощутив подъем жизненных сил, композитор начал работу над симфонией «Тарас Бульба». Прожив около двух лет в Париже, музыкант со всеми своими творческими начинаниями отправился на родину. Причиной для такого решения послужило начало Крымской войны. Симфония «Тарас Бульба» так и не была окончена.
Вернувшись в Россию в 1854 году, музыкант написал мемуары, которые были изданы спустя 16 лет под названием «Записки». В 1855 году Михаил Иванович сочинил романс «В минуту жизни трудную» на стихи Михаила Лермонтова. Через год композитор отправился в Берлин.
Биография Глинки — это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил стал героем нескольких амурных приключений. Вернувшись в Россию, композитор решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.
У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Брак оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн. Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла. Композитор был очень подавлен.
В Германии Глинка занимался изучением творчества Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Не прожив в Берлине и года, композитор скончался. Смерть настигла его в феврале 1857 года.
Глинка Михаил Иванович — Русский композитор
Русский композитор. Основоположник русской национальной оперы.
Автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила».
Его сочинения оказали влияние на крупнейших русских композиторов.
Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасское, Смоленская губерния. С десяти лет мальчик начал учиться игре на фортепьяно и скрипке. В 1817 году родители привозят Мишу в Санкт-Петербург и устраивают в Благородный пансион при Педагогическом институте. Именно в этот период начинающий музыкант берет уроки у крупнейших музыкантов.
По окончании пансиона в 1822 году Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди.
В 1830 году композитор уезжает за границу: сначала в Италию, затем в Австрию и Германию. В Италии изучает прославленный вокальный стиль «bel canto» и сам много сочиняет в «итальянском духе». Через три года Глинка уезжает в Германию и работает в области композиции, полифонии.
Вернувшись в Россию с новыми произведениями и обширными планами создания русской национальной оперы, Глинка, после долгих поисков сюжета для оперы, по совету Жуковского, останавливается на предании об Иване Сусанине. Премьера первой классической национальной русской оперы «Жизнь за царя» состоялась 9 декабря 1834 года на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге. В произведении Михаил Иванович сумел возвысить до трагедии народный напев. Вскоре после постановки композитора назначили капельмейстером придворной певческой капеллы, которой руководил в течение двух лет.
В 1837 году Глинка приступил к работе над оперой «Руслан и Людмила», которая шла в течение пяти лет с перерывами. Глинка приступил к сочинению музыки, не имея готового либретто. Из-за смерти Пушкина был вынужден обратиться к другим поэтам, в том числе любителям из числа друзей и знакомых — Нестору Кукольнику, Валериану Ширкову, Николаю Маркевичу и другим.
Премьера оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила», по одноименной поэме Александра Пушкина с сохранением стихов подлинника, состоялась 9 декабря 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге. Произведение не было встречено с восторгом — и виной тому была публика, оказавшаяся не готовой к восприятию глинковских музыкальных новаторств, ухода от традиционной итальянской и французской оперных школ.
В 1844 году Михаил Иванович уезжает в Испанию. Творческим результатом этой поездки явились испанские увертюры: «Арагонская охота» и «Ночь в Мадриде», написанные на испанские народные темы. По возвращении из-за границы создает свое значительнейшее симфоническое произведение, «Камаринскую». В 1852 году Глинка вновь уезжает за границу, где проводит с небольшим перерывом последние годы своей жизни.
Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине от воспаления легких, в возрасте 52-х лет. Великого композитора скромно похоронили на небольшом лютеранском кладбище. Через несколько месяцев, по настоянию младшей сестры Людмилы, прах Глинки был перевезен в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. На могиле Михаила Ивановича установили памятник, созданный по эскизу скульптора Ивана Горностаева.
Произведения Михаила Глинки
Оперы
«Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)(1836)
«Руслан и Людмила» (1837-1842)
Симфонические произведения
Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
«Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)
«Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)
Камерно-инструментальные сочинения
Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)
Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
«Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)
Романсы и песни
«Венецианская ночь» (1832)
Патриотическая песня (была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год)
«Я здесь, Инезилья» (1834)
«Ночной смотр» (1836)
«Сомнение» (1838)
«Ночной зефир» (1838)
«В крови горит огонь желанья» (1839)
Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840)
«Попутная песня» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
«Жаворонок» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
«Признание» (1840)
«Слышу ли голос твой» (1848)
«Заздравный кубок» (1848)
«Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
«Мери» (1849)
«Адель» (1849)
«Финский залив» (1850)
«Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
«Не говори, что сердцу больно» (1856)
«Я помню чудное мгновенье» (на стихотворение Пушкина)
Память о Михаиле Глинке
Первый памятник Глинке был поставлен в 1885-87 гг. в смоленском саду Блонье на средства, собранные по подписке. Дореволюционный памятник Глинке сохранился также в Киеве.
С 1884 по 1917 гг. в Российской империи вручались Глинкинские премии.
С 1966 по 1991 ежегодно присуждались Государственные премии РСФСР имени М. И. Глинки.
На киностудии «Мосфильм» сняты два биографических фильма — «Глинка» (1946) и «Композитор Глинка» (1952).
К 150-летию со дня рождения композитора его имя было присвоено Государственной академической капелле.
В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское был открыт Дом-музей М. И. Глинки.
Имя присвоено Новосибирской государственной консерватории и Челябинскому театру оперы и балета.
Именем Глинки названа улица в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Семья Михаила Глинки
Жена — Мария (Марья) Петровна Иванова.
15.02.2019
ЗОЛОТАЯ МАСКА — ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ
Я твердо склоняюсь к тому, чтобы рассматривать «Руслана и Людмилу» как оперу-мистерию. Причем в изначально античном значении, когда она являет собой игру или даже некое игрище, имеющее мистическую цель структурного изменения сознания и души каждого из участников – не одних только сценических персонажей, но и публики, находящейся в зрительном зале.
Мистериальная интерпретация «Руслана и Людмилы» помогает соединить в стройной и целостной драматургической последовательности порой обособленные друг от друга и разобщенные на поверхностный взгляд арии, вокальные ансамбли, хоры, симфонические антракты и хореографические эпизоды. С моей точки зрения, «Руслан» как конечное культурное, знаковое, герменевтичное произведение несоизмеримо больше, нежели сумма составляющих его частей.
Нет сомнений, что Глинка не особенно задумывался обо всем этом. Он писал как пишется, доверяя своей художественной интуиции и вдохновению (хотя что есть вдохновение, как не дар небес), а помимо того, ориентировался на широко распространенный в его время жанр «большой волшебной оперы» и с благоговением относился к тексту пушкинской поэмы (каковая в его понимании выглядела истинной святыней поэтического искусства). В результате же создал для оперного театра нечто доселе неведомое и – сказав в сердцах: «Поймут меня, когда меня не будет, а «Руслана» – через сто лет» – произнес слова по-своему провидческие. Для меня «Руслан и Людмила» – среди прочего – культурная, интеллектуальная и духовная игра в бисер, в результате которой должно возникнуть нечто грандиозное. Это одна из причин, по которой названная опера в наше время с его очень особым отношением к искусству и жизни, мне кажется, гораздо более «приходится ко двору», чем в любую из предшествующих нам эпох.
В «Руслане» заложена модель мира… У Глинки, как у Шекспира, Хиндемита, Моцарта нет однозначно хороших или плохих персонажей, нет разделения их на первостепенных и второстепенных. По крайней мере, если в точности следовать за глинкинской партитурой, все роли, даже эпизодические или отступающие на задний план, абсолютно равноценны по тому количеству выдумки, таланта и какой-то неизбывной авторской фантазии, которую композитор применяет для их образной характеристики.
Глинка как музыкант так же немыслим без влияния востока, как без влияния Италии, Германии, Франции, Австрии, Испании, Польши, как он немыслим без русской крестьянской песни, городского танцевального и романсового фольклора. А в «Руслане» он еще умудряется цитировать и естественно развивать в вариациях финско-карельскую тему баллады Финна. Образный синтез, возникающий у Глинки в результате соединения мелодических мотивов, интонационно принадлежащих различным нациям, иногда даже производит впечатление нарочитой парадоксальности. Я склонен видеть в глинкинской опере «Руслан и Людмила» идею, обратную русской государственности, а вероятнее всего – пан-евроазиатскую или пан-евразийскую.
Владимир Юровский
Спектакль «Руслан и Людмила» – о том, что отношения современных людей не регламентируются никакими ритуальными заклинаниями.
Спектакль очень непростой, многослойный, полный неокончательных намеков. Он требует от зрителя внимательной напряженной работы, ничего общего не имеющей с развлечением и детской сказкой. Детей туда водить не имеет смысла – и совсем не потому, что это в жанре «детям до 16», а потому, что они ничего не поймут. Черняковский «Руслан» – это уже не интерпретация текста, а разговор с ним, и подчас довольно жесткий.
Все время ускользает грань между реальной театральной игрой и игрой в эту самую игру. Свадьба Руслана и Людмилы – костюмированный корпоратив. Мертвое поле – киношная декорация с уходящими в финале с работы трупами боевиков. Замок Наины – ролевая игра в бордель, причем заманивающий не такой банальностью, как телесная доступность, а намного более дефицитными вещами: беззаботностью, дурашливостью, тихим девичьим уютом, к которым очень идет танцевальная сюита из глинкинской оперы.
Самая нервная и дискомфортная – сцена у Черномора. Как раз из-за несоответствия между внешним райским благополучием, с его белыми гостинично-больничными интерьерами, услужливо-садистскими горничными, маникюршами, идеальных пропорций любовниками, – и внутренним разрушением Людмилы, которая больше не может играть ни в какие игры.
Но почти все остальные в них играют. И зрители, привычные к ежевечернему телепросмотру «Голых и смешных», но вопящие «Позор!» при виде накачанного культуриста, − зрители, конечно, тоже.
Главный герой в постановке – вовсе не Руслан, а Финн. И выучивший эту загадочную русскую партию американский тенор Чарльз Уоркмен – фантастическая находка. Его чистый голос и амплуа интеллектуала-романтика, снедаемого рефлексией и сомнением, – смыслообразующие элементы всей конструкции. Его проговоренные и непроговоренные разногласия с Наиной – сюжетная зацепка, с помощью которой Черняков выстраивает свой очередной перпендикуляр к классическому тексту. Появляющиеся во время смены декораций огромные молчаливые экраны с выразительными лицами Финна и Наины показывают кукловодов, доброго и злого, придумавших историю с похищением, чтобы доказать друг другу недоказуемое: что любовь есть и что любви нет. Так гласят титры с их выдуманным разговором.
интернет-портал «OpenSpace.ru»
Оперу «Жизнь за царя» Михаила Глинки покажут в Петропавловской крепости — Культура
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 августа. /ТАСС/. Оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя» исполнят в среду под открытым небом на Соборной площади Петропавловской крепости в рамках Десятого Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера — всем». Показ в условиях обострившейся пандемической ситуации пройдет в режиме онлайн.
Прямую трансляцию можно будет посмотреть на портале «Культура.РФ», на сайтах театра «Мюзик-Холл» и международного культурного проекта «Русские сезоны», а также в аккаунтах портала «Город +», в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте».
«Спектакль поставил режиссер Иркин Габитов, мастер большого стиля и костюмной оперы. Причем обратились не к варианту советских времен, а к первоначальному либретто барона Егора Розена, на текст которого писал музыку Михаил Иванович Глинка», — сказал журналистам арт-директор фестиваля Виктор Высоцкий.
Исполнение оперы «Жизнь за царя» он назвал знаковым для фестиваля, потому что именно с нее начинался этот проект. Так же, как и 10 лет назад, театральный символ русской национальной культуры будет исполнен возле исторического символа российской государственности — Петропавловским собором.
Музыкальным руководителем и дирижером спектакля выступит Фабио Мастранджело. В исполнении примут участие оркестр «Мюзик-Холла» — «Северная симфония» и хор этого театра при участии Молодежного оперного театра. Танцевальные сцены поставила балетмейстер Ирина Ляховская.
Главные партии исполнят солист Михайловского театра Александр Безруков, солистка Мариинского театра Екатерина Крапивина, артист Башкирского театра оперы и балета, приглашенный солист Оперного театра Монте Карло Кирилл Белов.
Фестиваль «Опера — всем» — единственный в своем роде ежегодный проект, который за 10 лет стал музыкальной достопримечательностью петербургского лета. Он соединяет шедевры мировой оперы с шедеврами петербургской архитектуры, на фоне которой разворачивается действие под открытым небом. К этим показам бесплатно приобщаются десятки тысяч зрителей — горожан и туристов, которым на этот раз приходится смотреть спектакли в социальных сетях. Юбилейный фестиваль завершится 7 августа показом оперы «Травиата» Джузеппе Верди в Музее-заповеднике «Царское Село».
Михаил Иванович Глинка — MTV
В четверг исполняется 196 лет со дня рождения Михаила Ивановича Глинки , известного русского оперного композитора.
Глинка родился 1 июня 1804 года в Смоленском районе Новодпасского, Россия. Первые шесть лет своей жизни он провел с бабушкой, которая познакомила его с русской народной музыкой, в том числе церковной.
В 1810 году, после возвращения к родителям, Глинка познакомился с западноевропейской музыкой того времени.В 1817 году он учился в школе в Санкт-Петербурге, а после ее окончания в 1822 году два года играл пианистом в салонах Санкт-Петербурга.
В 1830 году он отправился в Италию, где встретил Беллини , Доницетти и Мендельсон . Глинка побывал в Берлине в 1833 году и изучал композицию у Зигфрида Дена. Эти пять месяцев уроков были бы единственным настоящим педагогическим музыкальным образованием, которое когда-либо проводил Глинка.
Вернувшись в Россию в 1834 году, Глинка начал двухлетний путь к своему великому произведению « Жизнь за царя». После его премьеры Глинка был провозглашен крупнейшим композитором России. Он был одним из первых русских композиторов, включивших русские темы в западноевропейские формы.
Его следующая опера « Руслан и Людмила, » получила менее звездную премьеру. Народная сказка, основанная на стихотворении Пушкина, была собрана в последний момент и лишена драматической связности. Тем не менее увертюра к этой опере стала неотъемлемой частью симфонического репертуара.
Поездка в Испанию принесла несколько Испанских увертюр , но самой важной была симфоническая поэма Камаринская. Он умер в Берлине в 1857 году, так и не завершив свою третью оперу, Двоеженец.
Поразительно влияние Глинки на композиционную сцену России после его смерти. После Глинки музыкант был провозглашен настоящим художником. Это привело к его канонизации Антоном Рубенштейном , который назвал его «Бетховеном России».«Русской пятерке» проложил путь и Глинка: Cesar Cui , Mili Balakirev , Modest Mussorgsky , Alexander Borodin и Nicoli Rimsky-Korsakov .
Хронология: Михаил Глинка и русская пятерка
В 19, -м, веках в мире музыки было два, казалось бы, противоположных влияния. Во-первых, нарастающая волна романтического национализма охватила западный мир, поскольку каждая группа людей искала способы выразить и сохранить свою культурную идентичность.Во-вторых, сила музыки 18–– годов, особенно немецких мастеров Гайдна, Моцарта и Бетховена, была выжжена в коллективном сознании. В России эти две силы сошлись в музыке Михаила Глинки и группы композиторов, которую мы называем «Русская пятерка».
Русское националистическое движение сосредоточено вокруг Санкт-Петербурга и начинается с музыки Михаила Глинки. Глинка был талантливым молодым музыкантом. Он провел свои ранние годы, путешествуя по Европе и наслаждаясь музыкой континента; знакомство с такими композиторами, как Джон Филд, Мендельсон, Берлиоз и Лист.Именно во время этих путешествий он открыл для себя мечту всей своей жизни — создать русский стиль музыки. Две его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» взяли инструменты и формы традиционной практики и наполнили их мелодиями и гармоничными звуками его культуры. Его произведения начали находить аудиторию за пределами России. Гектор Берлиоз был очень впечатлен Глинкой и привез свою музыку в Париж. К сожалению, Глинка внезапно умер в 1857 году.
Наследие Глинки продолжалось в обществе, которое начало формироваться в Петербурге.Петербург в конце 1850-х гг. Это была группа молодых композиторов-любителей, которые посвятили себя созданию особого русского стиля, а не просто подражанию музыке Европы. Милий Балакирев, Цезарь Куй, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков и Александр Бородин сегодня именуются «Русской пятеркой». Собственно, они никогда себя так не называли. Их критики и противники назвали их «Могучей горсткой» в шутку или уничижительный термин. Но эти люди приняли этот титул и с гордостью стремились развивать русское музыкальное самовыражение.
Они начали с использования народных песен и танцев, изображая повседневную жизнь своего народа в музыке. Это также означало отказ от некоторых правил гармонии и контрапункта и принятие экзотических масштабов и форм, которые можно найти в некоторых из наиболее экспериментальных работ Ференца Листа. Музыка «Русской пятерки» также привнесла колорит Востока на Запад, поскольку в нее вошли песни и рассказы из дальних уголков своей обширной земли.
Хотя группа распалась примерно в 1870 году, их произведения повлияли на новое поколение русских композиторов, таких как Глазунов, Прокофьев, Стравинский и Шостакович.За пределами России их влияние можно увидеть в работах французских импрессионистов Дебюсси и Равеля.
Timeline — это исследование развития западной музыки. Совершите путешествие в события, персонажей и концепции, которые сформировали нашу западную музыкальную традицию.
Руслан и Людмила Увертюра (Михаил Глинка)
Михаил Глинка был отцом русской музыки.Там, где раньше доминировали кочующие труппы итальянских, французских или немецких музыкантов, Глинка засек свою территорию и стал музыкальным источником вдохновения для поколений композиторов и слушателей, последовавших за ним. Он создал уникальную русскую музыку, прочно укоренив ее в европейской традиции, но оплодотворив ее музыкой из русских, ближневосточных, персидских и других азиатских народных традиций. В молодости Глинка дирижировал крепостным оркестром в имении своего дяди под Смоленском, переваривая большую часть основного европейского репертуара, сталкиваясь с жизненно важными традициями русской народной музыки, процветавшими в крестьянской культуре.Визит итальянской оперной труппы в Санкт-Петербург в 1828 году дал Глинке возможность погрузиться в сценические произведения Россини, а молодой композитор встретился с Доницетти и Беллини во время визита в Италию в начале 1830-х годов. Он взял то, что узнал, и создал две оперы «», «Жизнь за царя » (1836 г.) и «Руслан и Людмила » (1842 г.), , которые стали памятниками последующим поколениям россиян. Такие композиторы, как Мусоргский, Чайковский и Римский-Корсаков, все смотрели на Глинку как на своего музыкального Адама, и эти два произведения до сих пор часто исполняются в России.
Увертюра к Руслан и Людмила — это настоящий занавес, с энергией, достойной Россини, и уникальным русским сочетанием земного буйства и героического чувства. Увертюра обходится без обычного тогда тяжелого вступления, разрывающегося напористым девизом для духовых, духовых и литавр, соединенных бегущими струнами. Эта шумная тема уступает место более лирическому отрывку, который исполняется на виолончелях, а затем исполняется скрипками. Развитие этих тем сменяется кодой, подводящей увертюру к воодушевляющему завершению.
— Джон Мангам — художественный администратор Филармонической ассоциации Лос-Анджелеса.
07.07
Ивона Глинка — Yamaha — Другие страны Европы
Удостоенный наград доктор Ивона Глинка — солистка, педагог, записывающийся исполнитель, оркестровый и камерный музыкант, а также ведущий исполнитель новой и экспериментальной музыки. В 2016 году она основала Фазма-музыкальный ансамбль, где в настоящее время является художественным руководителем, а также играет много концертов в год в качестве участника ансамбля.Она дала десятки сольных концертов с классическим и современным репертуаром и выступала в качестве главного флейтиста с оркестрами и камерными ансамблями в Северной и Южной Америке, Европе и Азии. Она проявляет большой интерес к Новой музыке, что с 1994 года привело к более чем сотне мировых премьер произведений австралийских, бельгийских, британских, канадских, греческих, немецких, польских и американских композиторов, более сотни из которых были выполнены по заказу и написано специально для нее.
Ивона Глинка родилась в Квидзыне, Польша.В 18 лет окончила Музыкальный лицей в Гданьске с дипломом флейты (высшее отличие). Продолжила обучение в Музыкальной Академии Гданьска, Польша. В 1994 году окончила Академию по специальности магистр музыки (флейта). В период с 1991 по 1994 год по стипендии Baloise Holding она посещала Летние курсы Музыкальной академии им. Ленка в Швейцарии вместе с Петером-Лукасом Графом. В 1992 году по стипендии мэра города Дармштадт в Германии она посетила Ferienkurse für Neue Musik, где училась у Пьера-Ива Арто.В 1996 году последовал следующий период обучения в Международной академии музыки в Бьелле, Италия, снова у Петера-Лукаса Графа, а затем в Нормальной школе музыки в Париже, Франция, у Пьера-Ива Арто.
С 1995 года Ивона Глинка сделала Афины, Греция, своим вторым домом. В 2015 году она отказалась от должности в Афинском симфоническом оркестре и Ансамбле современной греческой музыки, чтобы продолжить более активную сольную карьеру после 20 лет работы в составе ансамбля и оркестрового музыканта.В настоящее время она живет в семейном доме в Пирее и Квидзыне.
Ивона Глинка получила приз самой выдающейся артистки и специальное упоминание на конкурсе IBLA Grand Prize 2017. В дополнение к регулярным гастролям, она была выбрана в качестве ведущей исполнительницы: на Международной конференции «Исследовательские руки на флейте» (2017 , Авейру, Португалия), Конвенция Национальной ассоциации флейтистов (2016, Сан-Диего, США), Конвенция Канадской ассоциации флейтистов (2015, Торонто, Канада), 5-я и 10-я духовная музыка Патмоса (2005 и 2010, Греция), Electro Media Works (2008, Афины, Греция), Международный фестиваль флейты Джеймса Голуэя (2007, Веггис, Швейцария), 3-й и 4-й дни Средиземноморской современной музыки (2005 и 2006, Стамбул, Турция), 3-й фестиваль флейты (2006, Мэдисон, США), Арханес Фестиваль (2002, Греция), Дни современной музыки (2002, Афины, Греция), Шенбергский фестиваль (2001, Афины, Греция), Международный фестиваль флейты (1997, Рим, Италия), Международная конференция компьютерной музыки (1997, Салоники, Греция) ).
В 2012 году она получила крупные гранты от Фонда Бриттен-Пирса и Фонда искусств Альберты на заказ новых работ Роджера Редгейта (Великобритания) и Петра Греллы-Мозейко (Канада) соответственно.
Ивона Глинка много записывалась и появляется на дюжине компакт-дисков, доступных на европейских, канадских и американских лейблах, таких как Sarton Records, Universal, BMG, Auris Subtilise, Centaur Records, Irida, Magni, Legend, Phasma Music и других. В 2017 году ее компакт-диск «ONE MINUTE» выиграл Global Music Award -Silver Double Medal — Outstanding Achievement (Contemporary Classical and Album), а ее альбом «PROGRESSIONS» выиграл Global Music Award — Золотую тройную медаль — Awards of Excellence (композитор, флейтист. и альбом).
В мае 2009 года она получила степень доктора философии по музыкальному исполнению (флейте) в Музыкальной академии в Кракове, Польша, за диссертацию и сольный концерт из всего музыкального произведения Брайана Фернейхау для флейты. В 2012 году Афинский национальный университет имени Каподистрии, Греция, присвоил ей докторскую степень по музыковедению за исследования современной греческой музыки для флейты соло.
Д-р Ивона Глинка — артист Yamaha, играет на Yamaha Flute 977H из золота 585 пробы и присутствует в Интернете по адресу:
Рождение русской музыки: Камаринская имени Глинки
14 сентября Houston Symphony официально открывает сезон 2019–2020 годов грандиозным открытием концерта русских классиков, в том числе Концерта для фортепиано с оркестром № Рахманинова.3 с Ефимом Бронфманом. Под задушевными мелодиями и блестящими оркестровыми звучаниями приглашенный дирижер Леонард Слаткин ловко устроил программу как мини-урок истории русской музыки. В этом посте откройте для себя « Камаринская » Глинки, возможно, произведение, с которого все началось. Посетите houstonsymphony.org, чтобы купить билеты и получить дополнительную информацию.
Музыкальный желудь
«[M] сочинены русские симфонические произведения; можно сказать, что есть настоящая русская симфоническая школа », — размышлял Чайковский в 1888 году.Но когда же началась эта «русская симфоническая школа»? «Это все в Камаринской , как весь дуб в желуде», — заявил он.
Композиция Глинки в представлении художника Ильи Репина.Михаил Иванович Глинка считается отцом русского стиля классической музыки. Хотя он начинал как аристократический любитель, его оперы « Жизнь за царя » и «Руслан и Людмила » сделали его мастером редкой оригинальности и изобретательности.Одним из его последних важных произведений была « Камаринская », произведение, краткость и мелодичность которого опровергают нововведения, которые повлияют на будущие поколения композиторов.
«Камаринская» в названии — это просто название традиционной русской народной мелодии, используемой для танца. В частности, это наигриши, короткая повторяющаяся фраза, которая поддается импровизации — мало чем отличается от «Палочек для еды» или «Сердце и душа». Действительно, критик Владимир Стасов участвовал в фортепианном дуэте в четыре руки с Глинкой, который будет узнаваем всем, кто знаком с вышеупомянутыми мелодиями.Стасов сообщает, что он «сыграл для него тему в высоких частотах фортепиано», а Глинка импровизировал ниже «с миллионом все новых и новых вариаций». Стасов «часто просил [Глинку] повторить тот или иной вариант, который он только что разыграл или разыграл ранее. Однако часто он уже забывал о них и вместо этого продолжал бесконечно разыгрывать новые вариации. Нашему восхищению не было предела! »
Глинка привнесет в оркестр эту технику мелодического повтора с разнообразными гармониями и аккомпанементом, создав знаменитую технику «смены фона», которую впоследствии будут развивать русские композиторы, особенно Чайковский.Этот метод композиции полностью отличался от немецких процессов тематической фрагментации и развития, которые характеризовали произведения таких композиторов, как Бетховен, и указывал на уникальную «русскую» композицию, хотя с тех пор она вышла за пределы национальных границ. Например, в музыке к фильмам часто используется техника Глинки «меняющегося фона» (рассмотрим прекрасный пример Джона Уильямса).
Скрытое родство
Глинка впервые попыталась сочинить фортепианную пьесу на мотив Камаринской в 1840 году, но безуспешно.Как он рассказывал в своих мемуарах, только в 1848 году он «совершенно случайно заметил родство свадебной песни« Из-за высоких гор »[…] и танцевальной песни« Камаринская », которую все знают», что ему в голову пришла идея объединить эти два произведения в оркестровой пьесе.
Пьеса начинается с краткого вступления, основанного на фрагменте «Из-за высоких гор», которое затем приводит к воспроизведению той же мелодии в струнных:
Глинка начинает повторять мелодию с возрастающей сложные оркестровки и аккомпанементы, использующие технику «смены фона», пока скрипки не схватывают фрагментарную идею, которая ускоряется в мелодии «Камаринской».После множества вариаций Глинка обнаруживает скрытое «родство» двух мелодий. Первые ноты песни «From Beyond the Mountains High» встроены в «Kamarinskaya»:
Камаринская мелодия упрощена до соответствующих нот и постепенно замедляется, переходя в репризу «From Beyond the Mountains High», и Завершается произведение более яркими вариациями на камаринскую тему.
Семя посеяно
Изобретательная оркестровка, гармония и контрапункт Глинки скрывают тот факт, что мы слышим мелодию «Камаринскую» не менее 34 раз.Струны пиццикато имитируют балалайки, и легко представить себе знаменитые танцы ногами, которые были бы исполнены на эту мелодию в обстановке народной музыки. Смелые оркестровки Глинки, кажется, отчасти стали результатом проб и ошибок — когда он писал пьесу, его друг князь Паскевич одолжил ему крепостной оркестр (в те времена русские аристократы часто использовали небольшие оркестры в своих имениях) : «[Глинка] скинул на бумаге несколько частей [ Камаринская ] и опробовал их с оркестром князя, который иногда собирался у него дома, как он хотел», — записал свидетель по имени Дубровский.«Несколько раз я присутствовал на этих репетициях и был свидетелем грязной работы…»
Однако эксперименты окупились; На премьере один из присутствующих вспомнил, что «Камаринская» была невероятно забавной, оригинальной, настолько мастерски законченной, и зрителям она так понравилась, что ее пришлось повторить. Сами музыканты играли и смеялись от волнения, а слуги в залах оставляли пальто своих хозяев и слушали с открытым ртом знакомую мелодию, постукивали ногами и смотрели друг на друга, лица их сияли от удовлетворения….
Однако ничто не могло сравниться с исполнением пьесы Глинки на фортепиано. «Он аккомпанировал губами, ударял по клавиатуре всеми десятью пальцами в отрывках тутти, стучал каблуками, пел и свистел, и с поразительной живописностью передавал движения и цвета инструментов», — вспоминал один из гостей на вечеринке. «Когда я потом слышал это произведение на концертах, столь неповторимое по своей чисто русской безрассудности, оркестровое исполнение почти ничего не добавляло и даже немного приуменьшало огонь и стремительность его передачи. —Calvin Dotsey
Не пропустите «Камаринскую » Глинки 14 сентября! Посетите houstonsymphony.org, чтобы купить билеты и получить дополнительную информацию.
BPYO2: Прокофьев / Чайковский
О ПРОГРАММЕ
«Грузинский пианист выступления Александра Корсантиа — в одиночку, с оркестром и в камерной музыке — получили признание во всем мире, и список дирижеров, с которыми он работал, — настоящий Who’s Who.Критики повсюду отмечали его безупречную технику и необычайно блестящий тон, но, пожалуй, самое замечательное в нем — это уникальное личное видение всего, что он играет. Нет записки без более глубокого намерения. Безрассудный Третий фортепианный концерт Прокофьева, один из самых сложных и волнующих в репертуаре, станет для многих ослепительным знакомством с этим выдающимся музыкантом, которого нам посчастливилось иметь как жителю Бостона.
Исключительно красивую программу откроет увертюра Глинки к его опере « Руслан и Людмила »
-Бенджамин Зандер
Михаил Иванович Глинка Увертюра к балету Руслан и Людмила -6 минут
Сергей Прокофьев Концерт для фортепиано с оркестром No.3 — 30 минут
- Концерт № 3 Сергея Прокофьева для фортепиано с оркестром был завершен в 1921 году. Фрагменты из него были начаты в 1913 году.
- Премьера пьесы состоялась 16 декабря 1921 года, когда Чикагский симфонический оркестр и Сергей Прокофьев исполнили соло на фортепиано.
- Член фортепианного факультета Консерватории Новой Англии Александр Корсантиа присоединяется к BPYO в качестве солиста. Его предыдущее исполнение этой пьесы с Бостонским филармоническим оркестром получило признание критиков:
«Корсантия ярче всех проявила себя в вариациях второй части.Но всюду, от зажигательной первой части до преследующей третьей, он играл с чувством камерного музыканта. Оркестр под руководством Зандера окутал Корсантию серебристыми звуковыми пластинами ».
— Аарон Кибау, Boston Classical Review
- Последняя симфония Петра Ильича Чайковского, его Симфония № 6, также известная как Pathétique, , была завершена в 1893 году.
- Первоначально на русском языке «Патетическая» называлась «Страстная симфония», что означает «страстный» или «эмоциональный». Это название было (неправильно) переведено на французский как патетический.
- При сочинении симфонии № 6 Чайковский писал своему брату о симфонии:
«Теперь я полностью занят новым произведением … и мне трудно оторваться от него. Я верю, что оно возникает. как лучшую из моих работ. Я должен закончить ее как можно скорее, так как мне предстоит завершить множество дел и я должен скоро отправиться в Лондон.Я сказал вам, что закончил симфонию, которая меня внезапно вызвала недовольство, и я ее порвал. Сейчас я сочинил новую симфонию , которую уж точно не буду рвать. «
Все даты, репертуар, места проведения и исполнители могут быть изменены.
Шедевры 3: Глинка, Чайковский — Эшвильский симфонический оркестр
Златомир Фунг
Виолончелист
Benicia Herald (Калифорния) сообщает, что виолончелист Златомир Фунг «демонстрирует мастерство своего инструмента, которое действительно стоит увидеть.Сейчас ему всего 19 лет, и он уже завоевал первый приз на Международном конкурсе струнных инструментов им. Шенфельда 2018 г., Международном конкурсе виолончелистов им. Джорджа Энеску в 2016 г., Международном конкурсе молодых исполнителей им. Йохансена 2015 г., Международном конкурсе Стульберга 2014 г. и 2014 г. Международный конкурс Ирвинга Кляйна. Президентский стипендиат искусств 2016 года, он также был награжден премией Ландграфа фон Гессе 2016 года на мастер-классах по игре на виолончели Академии Кронберга. Он является победителем Astral National Auditions 2017 года и Международного конкурса Young Concert Artists International Auditions.
Г-н Фунг выступал в качестве солиста с Филармоническим оркестром Джорджа Энеску, Симфоническим оркестром Анн-Арбор, Балтиморским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Санта-Крус, Бостонской попс, Симфонией Лозанны, Симфоническим оркестром Гранд-Рапидс, Государственной филармонией Сибиу и Новым Английская филармония и другие. Он является постоянным участником Jupiter Symphony Chamber Players, шесть раз был показан в шоу «From The Top» NPR, а также в «Performance Today».
Лауреат второй премии в категории виолончелей Международного конкурса Брамса 2013 г.Фунг также был награжден Серебряной медалью в виолончельной игре Седьмого Международного конкурса молодых музыкантов им. П.И. Чайковского в 2012 году. Он стал победителем Концертного конкурса нижних струнных инструментов Музыкального фестиваля в Аспене в 2014 году, Концертного конкурса Бостонского симфонического оркестра в 2014 году, Высшей музыкальной ассоциации Гарварда. Награда за достижения в школе, конкурс концертов для подготовительной школы NEC и конкурсы Walden Chamber Players, New England Philharmonic и Music Worcester. Он участвовал в Steans Institute в Равинии, мастер-классах по игре на виолончели в Кронберге, Международном музыкальном институте Хейфеца, MusicAlp, а также в музыкальном фестивале и школе в Аспене.
Помимо музыки, г-н Фунг увлекается философией, кино и играет в шахматы на соревнованиях. В настоящее время он учится в Джульярдской школе, где является научным сотрудником Ковнера и учеником Ричарда Аарона и Тимоти Эдди.