Михаил Иванович Глинка (Mikhail Glinka)
Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу.
М. Глинка
Глинка… в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни.
В. Стасов
В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ. Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра, справедливости. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.
Что же формировало личность композитора? Об этом Глинка пишет в своих «Записках» — замечательном образце мемуарной литературы. Главными впечатлениями детства он называет русские песни (они были «первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку»), а также крепостной оркестр дяди, который он «любил более всего». Мальчиком Глинка играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижировал. «Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. Юный Глинка неплохо рисовал, страстно мечтал о путешествиях, отличался живостью ума и богатой фантазией. Два великих исторических события явились для будущего композитора важнейшими фактами его биографии: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в 1825 г. Они определили основную идею творчества («Отчизне посвятим души прекрасные порывы»), а также политические убеждения. По словам друга юности Н. Маркевича, «Михаило Глинка… не сочувствовал никаким Бурбонам».
Благотворное влияние на Глинку оказало пребывание в Петербургском Благородном пансионе (1817-22), славившемся прогрессивно мыслящими преподавателями. Его воспитателем в пансионе был В. Кюхельбекер, будущий декабрист. Юность протекала в атмосфере пылких политических и литературных споров с друзьями, причем кое-кто из близких Глинке людей после разгрома восстания декабристов оказался среди сосланных в Сибирь. Недаром Глинка был подвержен допросу относительно связей с «бунтовщиками».
В идейно-художественном формировании будущего композитора немалую роль сыграла русская литература с ее интересом к истории, творчеству, жизни народа; непосредственное общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Дельвигом, А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Мицкевичем. Разнообразными были и музыкальные впечатления. Глинка брал уроки фортепианной игры (у Дж. Филда, а затем у Ш. Майера), учился пению, игре на скрипке. Часто бывал в театрах, посещал музыкальные вечера, музицировал в 4 руки с братьями Виельгорскими, А. Варламовым, начал сочинять романсы, инструментальные пьесы. В 1825 г. появился один из шедевров русской вокальной лирики — романс «Не искушай» на стихи Е. Баратынского.
Немало ярких художественных импульсов дали Глинке путешествия: поездка на Кавказ (1823), пребывание в Италии, Австрии, Германии (1830-34). Общительный, пылкий, увлекающийся юноша, доброту и прямодушие сочетавший с поэтической чувствительностью, он легко обзаводился друзьями. В Италии Глинка сблизился с В. Беллини, Г. Доницетти, встречался с Ф. Мендельсоном, позже среди его друзей появятся Г. Берлиоз, Дж. Мейербер, С. Монюшко. Жадно впитывая разнообразные впечатления, Глинка серьезно и пытливо учился, завершив музыкальное образование в Берлине у известного теоретика З. Дена.
Именно здесь, вдали от родины, Глинка в полной мере осознал свое истинное предназначение. «Мысль о национальной музыке… более и более прояснялась, возникло намерение создать русскую оперу». Этот замысел осуществился по возвращении в Петербург: в 1836 г. была завершена опера «Иван Сусанин». Ее сюжет, подсказанный Жуковским, давал возможность воплотить чрезвычайно увлекавшую Глинку идею подвига во имя спасения родины. Это было новым: во всей европейской и русской музыке не появлялось героя-патриота, подобного Сусанину, образ которого обобщает лучшие типические черты национального характера.
Героическая идея воплощается Глинкой в формах, характерных для национального искусства, на основе богатейших традиций русской песенности, русского профессионального хорового искусства, которые органично соединились с закономерностями европейской оперной музыки, с принципами симфонического развития.
Премьера оперы 27 ноября 1836 г. была воспринята передовыми деятелями русской культуры как событие большого значения. «С оперой Глинки является… новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки», — писал Одоевский. Высоко оценили оперу русские, позже зарубежные, писатели и критики. Пушкин, присутствовавший на премьере, написал четверостишие:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
Успех окрылил композитора. Сразу же после премьеры «Сусанина» началась работа над оперой «Руслан и Людмила» (на сюжет поэмы Пушкина). Однако всевозможные обстоятельства: неудачная женитьба, завершившаяся разводом; высочайшая милость — служба в Придворной певческой капелле, отнимавшая много сил; трагическая гибель Пушкина на дуэли, разрушившая планы совместной работы над произведением, — все это не благоприятствовало творческому процессу. Мешала бытовая неустроенность. Некоторое время Глинка жил у драматурга Н. Кукольника в шумном и веселом окружении кукольниковской «братии» — художников, поэтов, изрядно отвлекавших от творчества. Несмотря на это, работа продвигалась, а параллельно появлялись и другие произведения — романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (на ст. Кукольника), первый вариант «Вальса-фантазии», музыка к драме Кукольника «Князь Холмский».
К этому же времени относится деятельность Глинки в качестве певца и вокального педагога. Он пишет «Этюды для голоса», «Упражнения для усовершенствования голоса», «Школу пения». Среди его учеников С. Гулак-Артемовский, Д. Леонова и др.
Премьера «Руслана и Людмилы» 27 ноября 1842 г. принесла Глинке немало тяжелых переживаний. Враждебно встретила оперу аристократическая публика во главе с императорской фамилией. Да и среди сторонников Глинки мнения резко разделились. Причины сложного отношения к опере заключаются в глубоко новаторской сущности произведения, с которое начался неведомый ранее Европе сказочно-эпический оперный театр, где в причудливом переплетении предстали разнообразные музыкально-образные сферы — эпическая, лирическая, восточная, фантастическая. Глинка «на былинный лад распел пушкинскую поэму» (Б. Асафьев), причем неторопливое развертывание событий, основанное на смене красочных картин, было подсказано пушкинскими словами: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Как развитие самых сокровенных идей Пушкина предстали в опере и другие ее черты. Солнечная музыка, воспевающая любовь к жизни, веру в торжество добра над злом, перекликается со знаменитым «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», а яркий национальный стиль оперы как бы вырастает из строк пролога; «Там русский дух, там Русью пахнет». Несколько последующих лет Глинка провел за границей в Париже (1844-45) и в Испании (1845-47), специально изучив перед поездкой испанский язык. В Париже с большим успехом прошел концерт из произведений Глинки, по поводу которого он писал: «…Я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России». Испанские впечатления вдохновили Глинку на создание двух симфонических пьес: «Арагонская хота» (1845) и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1848-51). Одновременно с ними в 1848 г. появилась знаменитая «Камаринская» — фантазия на темы двух русских песен. С этих произведений, равно «докладных знатокам и простой публике», ведет свое начало русская симфоническая музыка.
Последнее десятилетие жизни Глинка жил попеременно в России (Новоспасское, Петербург, Смоленск) и за рубежом (Варшава), Париж, Берлин). Атмосфера все сгущавшегося глухого недоброжелательства угнетающе действовала на него. Лишь небольшой круг истинных и горячих почитателей поддерживал его в эти годы. Среди них А. Даргомыжский, дружба с которым началась еще в период постановки оперы «Иван Сусанин»; В. Стасов, А. Серов, молодой М. Балакирев. Творческая активность у Глинки заметно снижается, однако новые веяния в русском искусстве, связанные с расцветом «натуральной школы», не прошли мимо его внимания к определили направление дальнейших художественных поисков. Он начинает работу над программной симфонией «Тарас Бульба» и оперой-драмой «Двумужница» (по А. Шаховскому, незаконч.). Одновременно возник интерес к полифоническому искусству эпохи Возрождения, мысль о возможности связать «Фугу западную с условиями нашей музыки узами законного брака». Это вновь привело Глинку в 1856 г. в Берлин к З. Дену. Начался новый этап творческой биографии, которому не суждено было завершиться… Глинка не успел осуществить многое из того, что было задумано. Однако его идеи получили развитие в творчестве русских композиторов последующих поколений, начертавших на своем художественном знамени имя основоположника русской музыки.
О. Аверьянова
Произведения
Вальс-фантазия (Глинка) 10.08.2011 в 16:04
Жизнь за царя (Глинка) 12.01.2011 в 18:57
Испанские увертюры (Глинка) 10.08.2011 в 16:15
Камаринская (Глинка) 10.08.2011 в 16:45
Марш Черномора (Глинка) 10.08.2011 в 15:59
Прощание с Петербургом (Глинка) 12.01.2011 в 13:06
Руслан и Людмила (Глинка) 12.01.2011 в 14:57
Публикации
Новый триумф «Жизни за царя» Глинки в Москве 09.09.2018 в 15:37
«Иван Сусанин» 1939 года: Большой театр и идеология (operanews.ru) 28.11.2016 в 17:14
Эдуард Направник в Императорской Русской опере 23. 11.2016 в 21:26
Наш Молодёжный Глинка — на пути к фарфору 22.10.2015 в 14:13
Семён Скигин с Глинкой, Чайковским, тенорами и баритоном 25.06.2014 в 21:32
Даргомыжскому — 200 14.02.2013 в 20:27
Премьера оперы «Жизнь за царя» 06.12.2012 в 14:41
Премьера «Жизни за царя» Глинки в Челябинске (operanews.ru) 25.11.2012 в 15:16
«Жизнь за царя» в Монпелье (operanews.ru) 12.08.2012 в 19:10
Владимир Юровский оправдывается! (operanews.ru) 08.04.2012 в 13:21
Неизвестная партитура Глинки 01.06.2004 в 20:14
200 лет со дня рождения Михаила Глинки 01.06.2004 в 20:05
Берлинские следы Глинки 12.04.2003 в 12:33
Главы из книг
Беседа четвертая. Зарождение и развитие русской оперы (XVIII — XIX века) (classic-music.ru)
Глинка (classic-music.ru)
История русской оперы (classic-music.ru)
Piccola Scala. «Каменный гость» (classic-music.ru)
Михаил Иванович Глинка (classic-music.ru)
Народное хоровое искусство (classic-music. ru)
Город и деревня: народная песня и романс (classic-music.ru)
Инструментальная культура крепостных оркестров (classic-music.ru)
Истоки русской музыкальной сцены (classic-music.ru)
Детство и юность Глинки (classic-music.ru)
Музыкант-любитель (classic-music.ru)
Отец русской музыки (classic-music.ru)
Записи
Глинка Михаил. Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Записи в mp3 (classic-music.ru)
Глинка Михаил Иванович | Биография, творчество, музыка
Содержание статьи
- Михаил Глинка. Детство и юность
- Занятия музыкой
- Последние годы
- Произведения
Говорят, что русская музыка началась с Михаила Ивановича Глинки и его произведений. Композитор прожил интересную жизнь, стал свидетелем ключевых исторических событий эпохи, много творил, знал великую любовь, совершал ошибки и страдал. Богатство его духовного опыта отражено в его великих сочинениях. Мы расскажем о том, как жил Михаил Иванович Глинка, о становлении великого композитора.
Михаил Глинка. Детство и юность
Михаил Иванович Глинка родился в Смоленской губернии в 1804 году. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду, он жил в большом и богатом имении, родители Михаила Глинки имели доход от двух заводов. Отец был отставным капитаном и, что большая редкость в те времена, заключил брак пр любви. Михаил был долгожданным ребенком, что не помешало ему попасть на воспитание к своей бабушке. Дело в том, что за год до его рождения скончался первенец семьи, маленький Алёша. Бабушка винила родителей в смерти любимого внука и очень берегла Михаила. На улицу он выходил крайне редко, зато дома ему было дозволено практически всё.
Сам композитор описывал это в «Записках М. И. Глинки»: «Я был ребенком слабого сложения <…> бабка моя, женщина преклонных лет часто хворала, поэтому в комнатах было, по крайней мере, не менее 20 градусов тепла по Реомюру. Несмотря на это, я не выходил из шубки; по ночам же и часто днем поили меня чаем со сливками со множеством сахару»
.
Его первыми детскими сочинениями были мелодии, которые он наигрывал на медных тазах. Их звучание напоминало колокольный звон. Талант мальчика заметила его няня няня Авдотья Ивановна. От нее же он впервые услышал русские народные песни, сказки, былины. Когда Глинке исполнилось шесть лет, скончалась его бабушка, и он снова вернулся в дом родителей.
Мать Глинки вплотную занялась образованием сыном, ему наняли гувернантку француженку, приглашенный архитектор занимался с ним рисованием, а сам Глинка увлекался географией и книгами о путешествиях, предаваясь мечтам о них. Путешествовать ему в будущем придется немало. В 1812 году из-за войны семья Глинки уехала к родственникам в Орёл, а, когда они вернулись, их старый дом был практически разрушен. Отец Глинки решил отстроить новый, в нем появился музыкальный инструмент — фортепьяно.
Фото: soundtimes.ru
Занятия музыкой
Семья любила шумные баллы и праздники. Однажды Михаил Глинка услышал в гостиной концерт композитора Бернхарда Круселля с кларнетом и твердо решил научиться играть на музыкальных инструментах, стать музыкантом. В 1814 году один из крепостных начал давать ему уроки игры на фортепиано и скрипке, свои занятия музыкой Глинка продолжил в Петербурге, в благородном пансионе. Он познакомился с Александром Пушкиным, Антоном Дельвигом, вдохновленный творческой средой, Глинка не оставил творчество даже, поступив на службу, после поездки на Кавказ. Поездка вместо оздоровления, стала причиной ухудшения его здоровья.
Незадолго до восстания декабристов, Михаил Глинка побывал на Сенатской площади, но покинул место до начало мятежа.
В конце декабря 1825 года Глинка жил у родственников в Смоленске, где для своей племянницы написал вариацию на модный романс. Учитель Глинки отдал пьесу в печать, и он стал первым опубликованным произведением композитора. Позже Глинка впервые сочинил музыку для хора, а весной 1826 года увлекся поэзией Жуковского и написал два романса на его стихотворения «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец».
Здоровье Михаила Глинки тем временем начало ухудшаться. В поиске более мягкого климата, он отправился жить в Италию и поселился в Милане. Любимым развлечением композитора был театр. Он много путешествовал по стране, занимался музыкой, позже жил в Берлине, где также писал романсы. В 1834 году Глинка вернулся в Россию поселился в доме у своего знакомого. В гостях в том доме бывала и Мария Иванова, будущая жена Михаила Глинки.
В 1836 году Глинка написал свою первую оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Ей хотели открыть новый сезон Петербургского Большого Театра, это была первая национальная опера. Николай I высоко оценил оперу и даже наградил Глинку памятным подарком.
Позже у Михаила Глинки возникла идея написать оперу по сюжету поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», либретто для постановки должен написать сам Пушкин, но вскоре поэт погиб на дуэли, и работа над оперой приостановилась. Глинка писал ее очень медленно, урывками. К сожалению, опера провалилась, во время первого акта ложе покинула императорская семья.
Последние годы
В 1839 году Михаил Глинка познакомился с Екатериной Керн — дочерью Анны Керн, музы Александра Пушкина. Вместе с Екатериной он играл в четыре руки, пел оперные арии. Глинка был влюблён, ради Екатерины ему пришлось разъехаться с женой, так как она не давала развода. Керн, тем временем, тяжело заболела. Врачи рекомендовали ей уехать на юг России. Михаил Глинка хотел уехать вслед за ней и даже написал 12 романсов «Прощание с Петербургом», однако бракоразводный процесс с женой заставил его отказаться от первоначальных планов.
Это был тяжелый период жизни композитора. 1844 году он отправился в Париж, а позже путешествовать по Испании. Чувствовал себя Глинка уже плохо.
В 1851 году композитор вернулся в Петербург, где давал уроки музыки и работал над третьей оперой «Тарас Бульба». Но здоровье его ухудшалось, сил и вдохновения не было. Последние годы Михаил Глинка провел Берлине, где и скончался в 1857 году. Глинка был похоронен на лютеранском кладбище, через некоторое время прах композитора перевзели в Петербург, где он покоится на Тихвинском кладбище.
Художник: И. Репин, Государственная Третьяковская галерея
Произведения
- Оперы
- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») (1836)
- «Руслан и Людмила» (1837—1842)
- Симфонические произведения
- Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
- Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
- Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
- «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
- Испанская увертюра № 2 «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1851)
- «Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)
- Камерно-инструментальные сочинения
- Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
- Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
- Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)
- Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
- «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)
- Романсы и песни
- «Венецианская ночь» (1832)
- Патриотическая песня (была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год)
- «Я здесь, Инезилья» (1834)
- «Ночной смотр» (1836)
- «Сомнение» (1838)
- «Ночной зефир» (1838)
- «В крови горит огонь желанья» (1839)
- Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
- Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840), состоящий и 12-ти романсов на стихи Нестора Кукольника
- «Попутная песня» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
- «Жаворонок» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
- «Признание» (1840)
- «Слышу ли голос твой» (1848)
- «Заздравный кубок» (1848)
- «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
- «Мери» (1849)
- «Адель» (1849)
- «Финский залив» (1850)
- «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
- «Не говори, что сердцу больно» (1856)
- «Я помню чудное мгновенье» (на стихотворение Пушкина)
Читайте также:
- Как полюбить классическую музыку и как не пропустить жизнь сквозь пальцы
- Мишель Петруччиани. Музыка вопреки
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Подпишитесь на Правмир в
Выбор читателей «Правмира»
Подпишитесь на самые интересные материалы недели.
Михаил Иванович Глинка Лучшие произведения. Сообщение о композиторе Глинке
Глинка 1856 год, незадолго до смерти
Говоря о русской национальной композиторской школе нельзя не упомянуть Михаила Ивановича Глинку. В свое время он имел немалое влияние на членов могучей банды, составлявшей в то время оплот композиторского искусства в России. Он также оказал значительное влияние на Петра Ильича Чайковского.
Детство Михаила Ивановича
Михаил Иванович родился в 1804 году, в имении своего отца, в селе Новоспасском, что в Смоленской губернии. У него были выдающиеся предки. Так, например, прадедом прадеда был шляхтич польский, Виктор Владиславович Глинка, от которого по наследству перешла фамильная история и герб. Когда Смоленская область перешла в результате войны под власть России, то Глинка сменил подданство и стал православным. Он смог сохранить свою власть благодаря силе церкви.
Воспитывал Глюкла бабушки Феклы Александровны. Мать в воспитании сына практически не участвовала. Так Михаил Иванович рос Эдаком, нервным. Он и сам вспоминает эти времена, как будто вырос на «Мимозе».
После смерти бабушки он перешел под опеку матери, которая приложила немало сил, чтобы полноценно отреагировать любимому сыну.
Игра на скрипке и фортепиано Мальчик учился лет с десяти.
Жизнь и искусство
Первоначально музыке Глюка обучала гувернантку. Позднее родители отдали его в дворянский совет, где в Петербурге он и познакомился с Пушкиным. Туда он приехал в гости к своему младшему брату, однокурснику Михаилу.
1822-1835
В 1822 году юноша окончил обучение в пансионе, но музыкального творчества не бросил. Он продолжает заниматься музыкой в дворянских салонах, а иногда руководит оркестром дяди. Примерно в то же время глинт становится похожим на композитора: он очень много пишет, при этом усердно экспериментируя в разных жанрах. В то же время он написал несколько песен и романсов, хорошо известных сегодня.
Среди таких песен можно выделить «Не искушай меня без надобности», «Не пой, красивая, со мной».
Кроме того, он становится жестким с другими композиторами. Все это время идет работа над совершенствованием своего стиля. Молодой композитор остался недоволен своим творчеством.
В конце апреля 1830 года молодой человек переезжает в Италию. В то же время он совершает большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы.
В это время он пробует свои силы в жанре итальянской оперы.Стоит отметить, что в это время его композиции уже становятся зрелыми для молодежи.
В 1833 году он работает в Берлине. Когда приходит известие о смерти отца, он тут же возвращается в Россию. И в то же время в его голове рождается создание русской оперы. Для сюжета он выбрал легенды об Иване Сусанине. А вскоре после женитьбы на ее дальней родственнице возвращается в Новоспасское. Там он со свежими силами принимается за работу над оперой.
1836-1844
Примерно в 1836 году закончил работу над оперой «Жизнь за царя». Но поставить его было уже намного сложнее. Дело в том, что этому помешали директора императорских театров. Но и Оперу он подарил Екатерине Кавос, оставив о ней самый лестный отзыв.
Опера была принята с необыкновенным восторгом. Глинка в результате написал матери следующие строки:
«Вчера вечером наконец накопилось мое желание, и моя маленькая работа увенчалась самым очаровательным успехом.
Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры вышли из себя …Государь государь… Благодарю и долго беседовал со мной…»
После оперы Глинке назначили капледелку придворной капеллы. Впоследствии она руководила более двух лет.
Ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина» Глинка представил публике «Руслану и Людмилу». Он начал работать над ней еще при жизни поэта, но закончить ее удалось только с помощью маленьких поэтов.
1844-1857
Новая опера подверглась большой критике. Глинка серьезно обеспокоился этим фактом и решил отправиться в длительную путевку. Теперь он решил отправиться во Францию, а затем в Испанию, где продолжает работать. Так он ездил до лета 1947. В Этро работает над жанром симфонической музыки.
Долго путешествует, два года жил в Париже, где отдыхал от постоянных разъездов в дилижанах и по железной дороге. Иногда возвращается в Россию. Но в 1856 году он отправился в Берлин, где 15 февраля и умер.
Глинку по праву можно считать творцом русской музыкальной классики. Художественное совершенство и профессиональное мастерство его произведений вывели русскую музыку на мировой уровень. По-новому решалась проблема национальной музыки. Композитор создал образцы лучшей национальной русской лирики, а русский богатырский дух выразился в музыке.
В творчестве Глинки оперный характер приобрел солидное развитие. Им были написаны две оперы:
1. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — первая народная музыкальная драма, первая русская драматическая опера. Глоком, жанр этой оперы был определен как «бытовая героико-трагическая опера».
2. «Руслан и Людмила» — первая сказочно-эпическая опера. Она совершенно не похожа на оперу «Иван Сусанин». Глинки, она получила название «Большая волшебная опера».
Глинкой написано более 70 романсов. Этот жанр был поднят композитором на новую высокую ступень. Глинка – певец, а потому при написании романсов он учитывал все особенности человеческого голоса, что делало мелодии естественными и удобными для пения. В них прослеживается связь национальных черт и итальянского BEL Canto.
Считается, что Глинка создал русский жанр симфонизма. Им были написаны такие увертюры на народные темы:
— «Камаринская»,
— «Ночь в Мадриде»,
— «Арагонская жара».
Глинка – исток лирической симфонии. По утверждению Чайковского, вся симфоническая русская школа возникла из симфонической музыки Глинки.
Глинка и Пушкин были современниками и стали классиками. У них много общего:
Целостность
Объективность,
Гармония
Ясность взгляда на мир
Гармоническое равновесие между добром и злом,
Световое восприятие мира
Уравновешенные формы.
Глинка проникал в суть народной песни, много времени уделял изучению.
Глинка был очень образованным человеком своего времени. Он владел шестью языками, благодаря чему мог общаться со многими музыкантами мира, узнавать все достижения мировой музыки.
С детства Глинка учился в оркестре своего дяди. Кроме того, он занимался с оркестром у Зигфрида Дена, который делал учебники по полифонии и гармонии специально для Глинки.
Также Глинкой написано множество камерных ансамблей, фортепианных произведений, альтовых сонат, музыки для спектаклей. Композитор также написал музыкальное сопровождение к трагедии князя Холмского.
Михаил Иванович Глинка — композитор, чьи сочинения оказали сильнейшее влияние на формирование следующих поколений музыкантов. Идеи его произведений развивали в своем творчестве А. С. Даргомыжский, члены «могучей кучки», П. И. Чайковский.
Михаил Глинка. Краткая биография: Детям 9 лет0019
Михаил появился в июне 1804 года в далеком селе Новоспасском, принадлежавшем его родителям и находившемся от Смоленска в 100 верстах, а от местечка Ельни в 20. Систематически обучать мальчика как музыке, так и общеобразовательным дисциплинам начали довольно поздно. Первой с ним занималась приглашенная из Петербурга гувернантка В. Ф. Кламер.
М. Краткая биография: Первые опыты письма
В 1822 году, сразу после окончания учебы в пансионе, Михаил написал для арфы и фортепиано несколько вариаций на одну из модных в то время опер. Они стали первым опытом Глинки в написании музыки. С этого момента он продолжал совершенствоваться и вскоре много писал в самых разнообразных жанрах. Ущемление своей работы, несмотря на признание, приводит ее к поиску новых форм, к знакомству с творческими людьми. В написании музыки ему не могли помешать ни светские тусовки, ни ухудшение здоровья. Это стало его глубокой внутренней потребностью.
М. И. Глинка. Краткая биография: выезд за границу
Задуматься о поездке за границу его побудило несколько причин. Это, в первую очередь, возможность получить новые впечатления, знания, опыт. А еще он надеялся, что новый климат поможет ему поправить здоровье. В 1830 году он отправился в Италию, но по дороге остановился в Германии и провел там лето. Затем блеск обосновался в Милане. В 1830-1831 годах композитор много сочиняет, появляются новые произведения. В 1833 году Глинка отправился в Берлин. По дороге он надолго задержался в Вене. В Берлине композитор намеревался применить свои теоретические познания в музыке. Находился под руководством З. Дена.
М. И. Глинка. Краткая биография: Возвращение на Родину
Вне занятий в Берлине Глинку вынудила известие о смерти отца. Когда Михаил Иванович приехал в Петербург, он стал часто бывать в Жуковском. У поэта каждую неделю собирались писатели и музыканты. На одной из встреч Глинка поделился с Жуковским своим желанием написать впервые русскую оперу. Он одобрил замысел композитора и предложил взять на себя сюжет Ивана Сусанина. В 1835 г. Глинка отмечен у М. П. Ивановой.
Счастье не только не мешало творчеству, а наоборот семь композиторской деятельности. Оперу «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») он написал достаточно быстро. Осенью 1836 года уже состоялась ее премьера. Она имела огромный успех у публики и даже у императора.
М. И. Глинка. Краткая биография: новые произведения
В жизни Пушкина у композитора возникла идея написать оперу, взяв за основу сюжет своих стихов «Руслан и Людмила». Она была готова в 1842 году. Это тоже была постановка, но опера имела меньший успех, чем «жизнь за короля». Композитору было нелегко пережить критику. Через два года он отправился в путешествие по Франции и Испании. Новые впечатления вернули композитору творческое вдохновение. В 1845 году он создал увертюру «Горячий Арагон», которая прошла с немалым успехом. Спустя три года появилась «Ночь в Мадриде».
На чужой земле композитор все чаще обращался к русским песням. На их основе он написал Камаринскую, которая заложила основы для разработки нового типа.
Михаил Глинка. Биография: последние годы
Михаил Иванович жил за границей (Варшава, Берлин, Париж), затем в Петербурге. Творческие планы композитора были еще полны. Но он предотвратил распри и травлю, пришлось сжечь несколько десятков. До последних дней рядом с ним оставалась Л. И. Шестакова, его младшая сестра. Глинка умер в Берлине, в феврале 1857 года. Прах композитора был перевезен и похоронен в Петербурге.
Пьянова Яна.
6 класс специализации «теория музыки», Маудо «Детская школа искусств № 46»,
РФ, г. Кемерово
Заиграева Валентина Афанасьевна
ученый, преподаватель теоретических дисциплин Маудо «Детская школа искусств № 46»,
РФ, Кемерово
Введение
Михаила Ивановича Глинку часто называют «Пушкинской русской музыкой». Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Подобно Пушкину, он обобщил лучшие достижения своих предшественников и в то же время поднялся на новую, гораздо более высокую ступень, показал русскую жизнь во всех ее проявлениях. С этого времени русская музыка прочно заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре. Близок Глинке Пушкин и по яркому, гармоничному восприятию мира. Он говорит под свою музыку о том, как красив человек, насколько возвышен в лучших порывах его души — в героизме, верности, самоотверженности, самоотверженности, дружбе, любви. Эта музыка воспевает жизнь, утверждает неизбежность победы разума, добра и справедливости, а эпиграф можно было бы поставить на известные пушкинские строки к ней: «Да здравствует солнце, и скроется тьма!»
Глинка серьезно отнесся к профессиональной стороне. Целостность, форма жгута; ясность, точность музыкального языка; Продуманность малейших деталей, уравновешенность чувств и разума. Глинка — самый классический, строгий и честный из всех композиторов XIX века.
В своем творчестве Глинка обращался к различным музыкальным жанрам — опере, романсу, симфоническим произведениям, камерным ансамблям, фортепианным пьесам и другим сочинениям. Его музыкальный язык, вобравший в себя своеобразные черты русской народной песни и итальянского бельканто, Венской классической школы и романтического искусства, стал основой национального стиля русской классической музыки.
Михаил Иванович Стиль Глинки
1. Мелодия характеризуется ярко выраженной миссией. В ней есть особая плавность, связность, берущая свое начало в русских народных песнях
3. Ярким признаком национального стиля служат композиторские интервальные и мелодические приемы развития, связанные с принципом вариативности
4. Своеобразный подход Глинки к музыкальной форме в больших размерах: в приемах симфонического развития впервые мастерски осуществлен характерный для русской классической школы синтез гениальности и вариативности, пронизывающий увиденную форму музыкального произведения. вариативное развитие.
Основоположник русской классической школы
Русская музыкальная классика родилась в произведениях Глинки: операциях, романсах, симфонических произведениях. Эпоха Глинки в русской музыке приходится на дворянский период освободительного движения в России. Свою историческую роль навигатора нового классического периода русской музыки Глинка выполнил прежде всего как художник, впитавший передовые идеи эпохи декабристов. «Творит музыку народа, а мы, артисты, только ее аранжируем» — Слова Глинки об идее нации в его творчестве.
Широкое распространение русской музыки на мировом уровне началось с творчества Глинки: зарубежные поездки, знакомства с музыкантами других стран.
В 1844 году в Париже с успехом прошли концерты Глинки. С патриотической гордостью Глинка писал о них: «Я первый русский композитор, который представил парижской публике свое имя и свои произведения, написанные в России и для России».
Рисунок 1. М.И. Глинка
Творчество Глинки ознаменовало новый, а именно классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел соединить лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. Однако его творчество не принадлежало ни к классицизму, ни к романтизму, а лишь заимствовало некоторые черты. В 30-е годы музыка Глинки еще не пользовалась широкой популярностью, но вскоре ее поняли и оценили. В основе авторского стиля Глинки лежит:
· С одной стороны, сочетание романтических музыкальных и языковых выразительных средств и классических форм;
· С другой, в основе его творчества лежит мелодия как носитель обобщенного смысла.
Настойчивыми поисками Глинка пришел к созданию национального стиля и языка классической музыки, которые явились основой ее дальнейшего развития.
Творческие принципы Глинки
· Впервые народ представлен многогранно, не только с комической стороны, как в XVIII веке (народ у Ивана Сусанина)
· Объединение общего и частного начала в образной сфере (реализация общей идеи в конкретных образах)
· Обращение к истокам народного творчества (былины «Руслан и Людмила»)
· Использование цитирования («Камаринская» , «Иван Сусанин», «в Мать, по Волге…»)
· Сочинение в народном стиле («ходячие»)
· Этапная база русских народных песен (хор гребцов от Ивана Сусанина)
· Плагиат
· Использование ритуальных сцен (свадебные сцены из опер)
· Аккапельная подшивка нот («Родина моя»)
· Вариантный прием развития мелодии (из русской народной песни)
Главный творческий принцип Глинки заключался в том, чтобы дать возможность последующим поколениям русских композиторов быть равными его творчество, обогатившее национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами.
Слова П.И. Чайковского о «Камаринской» М.И. Глинки можно выразить ценность творчества композитора в целом: «Русских симфонических очерков написано много; Можно сказать, что есть настоящая русская симфоническая школа. И что? Все это в «Камаринской», как и весь дуб в дрожи»
Виды симфонизма Глинки
Симфонических произведений Глинки немало. Почти все они в жанре однокомнатной увертюры или фэнтези. Историческая роль этих произведений весьма значительна. У Камаринской «Вальс-фантазия» и «Испанские увертюры» являются изначальными принципами симфонического развития, послужившими основой для развития симфонизма. По художественному смыслу они могут стоять с монументальными симфониями глинковцев в один ряд.
Симфоническое творчество Глинки относительно невелико по объему, но чрезвычайно ценно и важно для ценности его наследия. Наибольший интерес из его симфонических произведений представляют «Камаринская», «Испанские увертюры» и «Вальс-фантазия», а также симфонические номера из музыки к трагедии «Князь Холмский»
Музыка Глинки отмечена следующими направлениями русского симфонизма:
· Национальный жанр
· Лирико-эпический
· Драматический
· Лирико-психологический
В связи с этим особо стоит отметить «Вальс-фантазию». Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а психологической зарисовкой, выражающей внутренний мир.
Рисунок 2. «Вальс-фантазия»
Драматический симфонизм в зарубежной музыке традиционно связан с именем Л. Бетховена, а в русской музыке наиболее яркое развитие он получает в творчестве П.И. Чайковский.
Оркестровое письмо Глинки
Высокими достоинствами характеризуется оркестровка Глинки, основанная на тщательно разработанных и глубоко продуманных принципах.
Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Глинка с детства любил оркестр, предпочитая оркестровую музыку любой другой. Оркестровое письмо Глинки, сочетающее в себе прозрачность и звуковое впечатление, обладает яркой образностью, блеском и богатыми красками. Мастер Оркестрового Колорита — Он внес ценнейший вклад в мировую симфоническую музыку. Мастерская оркестра разносторонне раскрывается в сценической музыке. Например, в увертюре к опере «Руслан и Людмила» и в своих симфонических пьесах. Таким образом, «Вальс-фантазия» для оркестра является первым классическим образцом русского симфонического вальса; «Испанские увертюры» — «Арагонская охота» и «Ночь в Мадриде» — положили начало развитию испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыке. В Камаринском оркестре синтезировано богатство русской народной музыки и высшие достижения профессионального мастерства.
Специфика письма Глинки — глубокое своеобразие. Он расширил возможности медной группы, особые красочные нюансы создаются за счет применения дополнительных инструментов (арфа, рояль, колокольчик) и богатейшей ударной группы.
Рисунок 3. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Романсы в творчестве Глинки
На протяжении всего своего творческого пути Глинка обращался к романсу. Это было в собственном дневнике, в котором композитор описал личные переживания, разлуку с тамтамами, ревность, печаль, разочарование и восторг.
Глинка оставил после себя более 70 романсов, в которых описал не только любовные переживания, но и портреты различных лиц, пейзажи, сцены из жизни и картины далеких времен. В романсе были не только интимные лирические чувства, но и общие и понятные для всех.
Романсы Глинки делятся на ранний и зрелый период творчества, охватывающий в целом 32 года, от первого романса до последнего.
Романсы Глинки не всегда мелодичны, иногда в них присутствуют оттяжные и образные интонации. Фортепианная партия в зрелом романсе – рисует фон действий, дает характеристику основным образам. В вокальных партиях Глинка полностью раскрывает возможности голосования и полного овладения ими.
Романтика — как музыка сердца и должна исполняться изнутри, в полной гармонии с ним и окружающим миром.
Не может не сказаться богатство жанров романсов Глинковского: Эллогия, Серенада, также в форме бытового танца — Вальс, Мазурки и Полька.
По форме романсы тоже бывают разные: и простые щипки, и трехчастные, и рондо, и сложные, так называемые сквозные формы.
Глинка написал романсы на стихи более 20 поэтов, сохранив при этом единство своего стиля. Большинству общества запомнились романсы Глинки на стихи А. С. Пушкина. Так точно передать глубину мысли, светлое настроение и ясность — не удавалось никому больше и не долгие годы!
Заключение
Михаил Иванович Глинка сыграл особую роль в истории русской культуры:
· В его творчестве завершился процесс формирования национальной композиторской школы;
· Русскую музыку заметили и оценили не только в России, но и за ее пределами
· Именно Глинка дал общее содержание идеи русского национального самовыражения.
Глинка предстает перед нами не только великим мастером, владеющим всеми секретами композиторского мастерства, но прежде всего великим психологом, знатоком человеческой души, умеющим проникнуть в самые сокровенные ее уголки и поведать о них миру.
Неисчерпаемость глинковских традиций тем сильнее, чем больше времени от благородной личности великого русского художника, от его творческого подвига, его исканий. Блестящая опера Глинки еще ждет своих новых прочтений; все еще ждут оперной сцены новых, красивых певиц школы Глинки; В развитии камерно-вокальной традиции заложено еще большое будущее — источник высокого и чистого артистизма. Давняя классика, искусство Глинки всегда современно. Он живет для нас как вечный источник обновлений. Гармонично слились в нем правда и красота, трезвая мудрость и отвага творческих шутов. И если суждено было открыть «новый период в истории музыки», то и этот период далек от своего завершения.
Библиография:
- Глинка М.И. К 100-летию со дня смерти / Под ред. ЕСТЬ. Гордеева. — М., 1958.
- Глинка М.И. Исследования и материалы / под ред. СРЕДНИЙ. Осовский. — Л.-М., 1950.
- Глинка М.И. Сборник материалов и статей / под ред. Так называемая Ливанова. — М.-Л., 1950.
- Левачева О. М.И. Глинки / О. Левачева. — М., 1987, 1988.
- Ливанова Т.М.И. Глинки / Т. Ливанова, В. Протопопов. — М., 1988.
- Памяти Глинки. Исследования и материалы. — М., 1958.
- Серов А.Н. Статьи о Глинке / А.Н. Серов // Избранные статьи: в 2 т. / А.Н. Серов. — М.-Л., 1950 — 1957.
- Стасов В.М.И. Глинка / В. Стасов // Эвим. Т.: В 3 т. / В. Стасов. — М., 1952. — Т. 1. — М., 1952.
Михаил Иванович Глинка (1804 — 1857).
Основоположник русской классики, первый композитор в истории страны, с необычайной широтой и силой национального характера в своей музыке. Михаил Глинка поднял музыку русского народа на самые высокие вершины мирового искусства. Совершенно несдается Глинке по сравнению с родоначальником новой русской литературы поэтом А.С. Пушкин.
В родном селе Новоспасской Смоленской губернии, из детского дома будущий композитор впитал яркие интонации и духовную широту народных крестьянских песен. К десяти годам работы с дядей в оркестре, где он освоил игру на разных инструментах, в его жизнь вошла и классическая музыка.
Музыкальное образование Глинка начал получать с четырнадцати лет в петербургском Дворянском пансионе, где впервые обратился к писательству. Здесь он познакомился с будущими декабристами (одним из учителей Глинки был В. К. Кюхегельбекер), общение с которыми оказало большое влияние на формирование личности молодого музыканта.
Постепенно музыка становится делом его жизни. Однако в то время в России не было системного композиторского образования и для повышения своего мастерства композитор ездит за новыми впечатлениями в Германию, Австрию и Италию, что особенно влечет музыканта своей природой, историческими памятниками и совершенством мелодий. Известные увертюры «Арагонский жар» и «Ночь в Мадриде», написанные позднее, в период 1845-1851 годов, стали воплощением романтических образов этой страны.
Возвращаясь из путешествия, под влиянием поэта В.А. Жуковского, Глинка приступает к сочинению оперы, ставшей прорывом в истории отечественного искусства и положившей начало новому периоду развития русской музыки. В 1936 году в Большом Петербургском театре была поставлена опера Отечественная «Иван Сусанан», первоначально имевшая название «Жизнь за царя». Впервые народный номер прозвучал в «серьезном» оперном жанре.
Продолжая русскую тему в своем творчестве, Глинка обращается к сюжету поэмы о горячей возлюбленной А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», над которым он работает уже шесть лет. В 1842 году с неизменным успехом проходила премьера новой оперы. Как и самому поэту, композитору удалось проникнуть в характер и музыкальную интонацию других народов.
В 1856 году Михаил Иванович Глинка снова посещает Берлин, намереваясь поучиться в Европейской школе полифонического мастерства. В его планах — воскресить старинные русские церковные фуфайки. Однако этим идеям не суждено было сбыться. В феврале 1857 года композитор скончался, оставив после себя огромное наследие русской симфонической школы.
История портрета Глинки
М. И. Глинка. Портрет А. Г. Горавского, 1869.
История создания этой картины раскрывается в этих письмах Апполинария Горавского Павлу Третьякову 1 .
9 июня 1869 г.
Санкт-Петербург 2
Высокоуважаемый Павел Михайлович!
<…> Сестру покойного Глинки я посетил недели две тому назад, и она охотно согласилась [представить мне] все имевшиеся у нее сведения и рассказала мне его биографию, а также показала мне его портреты, о которых, тем не менее, я могла бы как нельзя лучше использовать его фото… <…> В альбоме у нее одни из лучших красок жизни Глинки, карикатурные зарисовки Степанова 3 , которые она считает характерными и очень похожими, и позволяет мне внимательно их рассмотреть.
Я бы с удовольствием написал портрет за ту же цену – лишь бы не торопился, а смог бы выполнить его, в частности, по возвращении из летнего сезона. Я возьмусь за нее и, конечно, готов написать ее так, чтобы она подходила для галереи, так как летом у меня сильное желание попрактиковаться в написании природных пейзажей <…> Не могли бы вы , не потрудитесь сообщить мне о портрете Глинки? Может быть, он должен быть точно такого же размера, как у Даргомыжского 4 ; в этом случае мне нужно было бы прислать размер холста. забыл померить. <…>
22 октября 1869 г. 5
Высокоуважаемый Павел Михайлович!
Простите меня, пожалуйста, за то, что я не ответил с должной поспешностью на Ваше письмо, хотя получил его 10 октября, причина чего такова: по Вашей просьбе, через неделю после Вашего отъезда, я начал работать над портретом Глинки с этой единственной фотографии. о котором я говорил вам; хоть и не плохо, но полутона на голове поблекли. Я нарисовал ее углем в увеличенной рамке на своем запасном холсте и уже собирался красить ее, как вскоре получил известие от сестры Глинки 6 , который вспомнил о великолепном уникальном дагерротипном портрете Глинки, сделанном в 1852 году в расцвете его творчества и в любимом неизменном костюме – халате, в длинном сюртуке с бархатным воротником и обшлагами, в шляпу с золотым плюмажем, и что одна из ее родственниц, поклонница музыки Глинки, сохранила этот дагерротип как реликвию, и если он сохранился, то она постарается получить его и передать мне. Помня об этом, я, естественно, воздержался от начала работы с краской. Через некоторое время она с радостью прислала мне вышеупомянутый дагерротип, выразив при этом сожаление, что он испорчен от времени. Получив посылку, я открыл ее и достал маленький портрет в овальной рамке из коричневого стекла, внимательно посмотрел на него и с трудом разглядел маленькое лицо и одну левую руку; ситуация совсем плохая! Я взял лупу и стал всматриваться в нее — и заметил, что весь портрет покрыт пылью и плесенью; так, дождавшись, пока наступит солнечный день, я открыл раму и, вынув тарелку, стал обтирать ее своей соболиной кистью; когда вдруг появился веселый человек с двумя прекрасными, превосходными руками.
Вы не могли себе представить моего изумления и радости, так как мне никогда в жизни не приходилось видеть такого дагерротипа; но какая это была прелестная и интеллигентная голова в обычном неформальном одеянии; сидящий человек, положивший левую руку на кушетку, а правую прижатую к бедру, с таким типичным и выразительным лицом, так и зовущим быть написанным на холсте, который, несмотря на то, что я уже начал свой предыдущий портрет, демонстрирующий переднюю часть его лица (сделано в [18]56), и, несмотря на то, что мне было трудно вглядеться в блестящую пластинку дагерротипа, я с радостью отдал предпочтение этому изображению и, не раздумывая, взял губку с мыльной водой и смыл полностью начатую ранее работу и принялся за новую картину; и потому посылаю вам небольшой набросок, в котором предмет понятен и верен, но о выражении лица судить не стоит, так как не стоило умножать усилий в одном наброске. Если вы решите приехать в Москву в ближайшее время, то увидите только этот портрет, набросанный и подкрашенный углем на холсте, идентичный по своим размерам портрету митрополита Головинского, а точнее, высотой в 1 аршин и 12 ½ вершков, а 1 аршин и 5 ½ вершка в ширину – на холсте меньшего размера, по моему мнению, не прилично писать картину. Масштаб продуман очень логично, как и мотив, и по этому эскизу можно вполне адекватно судить о картине. Я с особым энтузиазмом приступаю к работе над этим портретом, так как черты лица так благоприятны, лицо значительной ширины, черты его наиболее ярки, усы, бакенбарды и борода с присутствующей сединой пригодны для написания без особых затруднений. , умное и доброе выражение лица, которое удивительно красиво, а на его благородный лоб надвинута бархатная шляпа с золотым шитьем и висячая кисть, без которой он не мог отдыхать. Словом, все черты несравнимы с изображением на картине, невольно дающей художнику вкус к творчеству, и не идут ни в какое сравнение ни с какими чертами фотографий Даргомыжского, воспроизведенных на нескольких открытках, с которыми мне пришлось поискать. на сходство. Чтобы избежать злоключений с дагерротипом Глинки, я вклеил пластинку в папку под толстым стеклом зеркала. Знаменитый композитор Михаил Иванович Глинка родился в 1804 году, 20 мая, и скончался в 1857 году, 3 февраля в Берлине, и по личному распоряжению императора могила в Берлине была вскрыта, а останки усопшего были вскрыты. перевезен в Петербург и вторично погребен в Александро-Невской лавре. Есть надгробный памятник с бронзовым изображением его профильного барельефного медальона. Фотография передней части его лица, которую я хотел использовать ранее, была сделана в 1856 году, в мае месяце, тогда как дагерротип, с которым я сейчас работаю, был сделан в 1852 году.0003
По фотографии 7 был сделан бюст, правда, не очень удачный, и мало на него похожий, поэтому сестра Глинки, являющаяся его наследницей, не пожелала способствовать продаже бюстов и сохраняя форму при себе, а дагерротип, забытый и, по существу, испорченный, — вдобавок с двумя таинственно сокрытыми руками, — никогда не был правильно истолкован и никогда не мог быть истолкован в силу своей бессвязности. Эта внезапная возможность выпала мне на долю, и мое любопытство открыло живого Глинку (разумеется, без всякой переделки, подобного зеркалу природы), что и ценно для художника. Имея это и узнав о нужном цвете, я не нуждаюсь ни в чем другом, кроме усилий выполнить работу с должным сходством и с художественными галерейными чертами. Глинка был ростом в 2 аршина и 4 вершка, но голова и плечи у него были довольно большие, а лицо довольно широкое. Его волосы были темно-каштанового цвета с проседью, как и у его сестры. Его глаза были темно-серыми, граничащими с голубыми, а цвет лица был чем-то между смуглым и белым, граничащим с болезненным цветом. Словом, цвет его лица и глаз походил на цвет его сестры (фамильная черта). (выделяю мужскую натуру) Глинка не рисовался и не фотографировался, поэтому его сестра обманывала его и принимала за снимки дагерротипов и фотопортреты, о которых я упоминал выше. Карл Павлович Брюллов (1799-1852) начал его писать, но так как художник счел свою работу неудачной, то сам уничтожил ее, и остался только профиль, нарисованный акварелью как карикатура Степанова, который сохранился в альбоме госпожи Шестаковой, урожденной Глинки. . Все, что мне было нужно, за меня уже переработано, так что мне не нужно больше ни о чем беспокоиться, кроме как выполнить свою работу с божьей помощью, чтобы она привлекла должное внимание ценителей и любителей искусства.
<…>
24 сентября 1870 г.
Почтамт ст[ация] г. Свислочь 8
Многоуважаемый и почитаемый Павел Михайлович!
<…> Несмотря на то, что у меня было очень мало времени на себя, когда я был в деревне, но мне удалось поработать над портретом Глинки, хотя бы на короткое время, и, дорогой Павел Михайлович, прошу меня простить, что я не могу закончить портрет к обозначенному вами сроку 9 .
Как бы то ни было, я думал выставить это произведение вместе с пейзажем. Сюжет запрошенной Вами картины для меня достаточно серьезен и очень дорог, а потому я должен выполнить его настолько, насколько позволяют мне мои силы и знания. Несмотря на то, что я обычно медлителен в своей работе, я надеюсь, что вы останетесь очень довольны. <…>
Январь 1871
Санкт-Петербург 10
Многоуважаемый Павел Михайлович!
Имею честь поздравить вас и всю вашу семью с наступающим Новым годом. Я рассчитывал лично поздравить Вас с праздниками в Петербурге, но, как видно, Ваша поездка отложена до Масленицы.
Портрет Глинки написан целиком с натуры, при присутствии композитора на заседаниях, и я с превеликим удовольствием жажду самых строгих замечаний специалистов и физиогномистов. Когда вы приедете и увидите ее, я надеюсь, что вы сочтете ее достойной того, чтобы быть помещенной в хорошую раму, в которой я считаю почти необходимым еще раз детально нарисовать маску а la prima. <…>
28 декабря 1871 г.
вечер
Санкт-Петербург 11
Многоуважаемый Павел Михайлович!
<…> Настоящим уведомляю Вас о Вашей ошибке, о сумме денег, своевременно уплаченной Вами за портреты Бруни и Глинки 12 , которая произошла из-за моего неосторожного назначения цены, не ознакомившись с моими расчетами которые были тщательно проведены и отмечены в моих финансовых счетах и в специальной тетради, а именно это: когда вы сделали запрос о вознаграждении за мою работу над Глинкой и Бруни, мне показалось, что деньги, которые вы мне прислали за кадры были получены мною в качестве аванса за заказанные вами картины, и поэтому я поспешно определил сумму денег, которую нужно получить от вас: 350 за одну и 400 за другую. Принимая во внимание время, затраченное мною на работу над картиной, и расходы, которые я должен был заплатить, а также более высокие расходы жизни в Петербурге, я установил в своих финансовых счетах следующую сумму: 400 рублей за полную портрет Бруни размером 500 и Глинки размером 500. Приведенные Вами цифры, как они стоят в моих документах, таковы: 350 за Бруни, а за портрет Глинки ничего не записано – скорее всего, он Вами не упоминался. Не сердитесь на моего, почтеннейшего Павла Михайловича, за мою откровенность, которую я представляю на ваше усмотрение. Однако эти цены, честно говоря, значительно меньше тех, которые я установил, за которыми я гонюсь недостаточно активно в настоящее время. <…>
14 февраля 1872 г.
утром 13
Многоуважаемый Павел Михайлович!
Спешу сообщить Вам, считая своим долгом, что три дня тому назад в Академии была комиссия, и был сделан выбор произведений искусства для отправки на Всемирную выставку в Лондоне 14 , а с тех пор Я получил в свою квартиру [картину], которая была прислана мне для демонстрации Совету одной из моих лучших работ, поэтому, в ожидании очень скорой встречи с вами лично, я решил отправить вас посредством официальных перевозчиков, отправленных из в Академии портрет Федора Антон[оновича] Бруни, который Совет Академии в присутствии Владимира Александровича 15 разрешил привезти в Лондон. < …>
Надеюсь, вы не рассердитесь на предложенное мною расположение, так как я помню ваши слова о том, что портрет Бруни не так важен для вашей коллекции, как портрет Глинки, поэтому я замешкался с отправкой портрета Глинки в Академию, имея вспомнил, что пятно над вашим роялем в вашем жилище давно ждало этого вышеупомянутого портрета.
. <…>
20 апреля 1872 г.
Санкт-Петербург 16
Многоуважаемый Павел Михайлович!
Христос Воскрес!!!
Имею честь поздравить Вас и всю Вашу высокочтимую мною семью с наступающими пасхальными праздниками, Святым Христовым Воскресением, и пожелать Вам крепкого здоровья и счастья, и весело провести время в кругу вашей семьи и хороших знакомых. <…>
На большой <…> академической выставке было так много [произведений искусства – Е.Г.], что их негде было разместить на первом этаже, поэтому по распоряжению Великого К[ранда] К[юка] Владимира Алекс[ андрович] Совет принял решение оставить лучшие работы, относящиеся к номерам 1 и 2, на первом этаже в двух комнатах, а более посредственные работы отнести наверх, в зал с подсветкой сверху. <…>
Что касается моих художественных работ, то мы должны дождаться окончания всех рассуждений и разнообразных комментариев. Сейчас так много разных мнений, высказываемых ценителями искусства на собраниях художественных клубов 17 , студенческих сходов и академических собраний по субботам, из всех портретов портреты Глинки и графа [А.Л.] Шереметева, а также портрет Шервуда 18 считаются наиболее лучший. <…>
Редактор Ф. И. Иордан 19 сообщил мне, что желает выставить портрет Глинки на Международной ярмарке в Вене в 1873 г., на что я ответил, что это будет целиком зависеть от его владельца, П.М. Третьякова, и что я пока не могу сам ничего решать и определять. <…>
24 июня 1872 г. 1872
д. Уборки 20
Многоуважаемый Павел Михайлович!
Ваше письмо я получил 30 мая, когда был еще в Петербурге, и отвечаю на него из деревни. <…>
По поводу допущенной мною опрометчивой ошибки о полученной от Вас сумме денег я предварительно написал Вам очень подробно и со всей откровенностью, как другу, и вряд ли желая необоснованно воспользоваться повышением цены, но представляя свою ошибку Вашему добросовестно, и я остаюсь при своем мнении и в настоящий момент, так как это письмо было написано без помощи каких-либо советников или корыстных торгашей извне, а также я не просил никаких показаний поклонников или последователей Глинки, и даже если бы они оценили картину в три раза дороже, они все равно вряд ли изменили бы мое убеждение. Потому что настоящий покупатель и оценщик — это тот, кто платит на деле скрупулезно, а не тот, кто обещает большую цену только на словах. Сверх того, если бы я действительно чувствовал в сердце своем, что моя работа была оценена плохо, я бы, тем не менее, всегда с полнейшим убеждением и благодарностью скорее получил бы половину цены от вас, чем полную сумму от кого-то другого. Потому что вы единственный человек среди всех нас, кто продвигает и поощряет творчество талантливых художников, которые являются моими братьями по духу. В этом я чувствую, что получаю свою награду, тогда как моя благодарность, уважение и почитание твоей особы искренни в моих неизменных чувствах к тебе навсегда. <…>
Пока не удалось установить, как и когда портрет Глинки был приобретен Московской консерваторией.
1 См.: Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. М.: Госиздат «Искусство». Том. 1. 1960 г.; Том. 2. 1968. В томе 1 письма подготовлены к печати и аннотированы сотрудниками ГТГ Н.Г. Галкина и М.Н. Григорьева, во 2 томе к ним присоединились Н.Л. Приймак. Сохранены все особенности орфографии и пунктуации, характерные для данного издания; впредь издание будет называться кратко: «Письма».
2 «Письма» Том. 1. с. 244–245.
3 Карикатурные портреты Николая Александровича Степанова (1807-1877).
4 А.Г. Горавский написал портрет А.С. Даргомыжский (1813-1869) по поручению П.М. Третьяковым в марте-апреле 1869 г. См.: «Письма». Том. 1. с. 229-230, 232, 234. Дальнейшая судьба портрета неизвестна. См.: «Письма». Том. 2. с. 445.
5 «Письма». Том. 1. с. 261-263.
6Л.И. Шестакова.
7 Очевидно, Горавский имеет в виду бюст М.И. Глинки работы скульптора Федора Феодоровича Каменского (1836-1913). «Письма». Том. 1. с. 346.
8 «Письма». Том. 2. с. 25-26. Свислочь — почтовая станция в Московской губернии. См.: «Письма». Том. 2. с. 86.
9 В примечаниях к письмам подчеркивается, что «Горчаков написал портрет Глинки с большим трудом, и, представив его Третьякову в 1869 г., он взял его у него, чтобы добавить к нему последние штрихи, закончив его в 1871 году». («Письма» [Письма]. Т. 2. С. 434-435).
10 «Письма». Том. 2. с. 38-39.
11 «Письма». Том. 2. с. 60-61.
12 «Установить сумму, которая была назначена за каждый из портретов, невозможно, так как в списке с указанием сумм, уплаченных за картины Третьякова, стоит надпись: в 1871-1872 годах «875 Горавскому». Очевидно, в этом и состоит цена этих портретов, так как в те годы Третьяков больше ничего у Горавского не приобрел».